Краткое содержание горький мой спутник за 2 минуты пересказ сюжета

Впервые рассказчик увидел героя в Одесском порту. Его привлекло необычное восточное лицо с красивой бородкой. Три дня наблюдал он, как юноша стоял на набережной и тоскливо разглядывал мутную воду гавани.

Его неподвижная фигура выглядела странно среди снующих туда-сюда рабочих.На четвертый день рассказчик не выдержал и спросил, не хочет ли этот франт есть.

Тот схватил кусок арбуза и хлеб и, скрывшись за грудой товара, стал жевать, хищно оглядываясь, боясь, что отберут еду.

После он рассказал, что он единственный сын богатого кутаисского помещика — князь Шакро Птадзе. Он служил конторщиком на железнодорожной станции вместе с товарищем, но товарищ скрылся, прихватив все деньги и ценные вещи.

Князь пытался его догнать, но, проделав путь до Одессы, остался совсем без гроша и второй день ничего не ел. Рассказчик предложил обратиться в полицию, но узнал, что юноша жил в номере, не заплатил за него и побил кого-то.

Его покровитель решил заработать денег на пароход до Батума, но девятнадцатилетний князь ел за троих, и ничего скопить не удавалось. Тогда он предложил отправиться пешком до Тифлиса, ведь сам давно мечтал побывать в Крыму. Юноша вынужден был согласиться.

II

Когда путешественники добрались до Херсона, Максим (так звали рассказчика) знал много о жизни на Кавказе. Его поражала бессмысленная жестокость кавказских обычаев, но князь его мнения не разделял. Например, он считал, что крестьян так же много, как земли, а князь — звезда, поэтому нельзя наказывать его за жестокое обращение с крестьянами.

Доводы рассказчика были бессильны перед непосредственностью и неразвитостью молодого князя. Он говорил о кавказской жизни, полной дикой красоты, с восхищением и причмокиванием. Таким звуком на Руси приманивали свиней, а жители Кавказа выражали им все чувства.

Максим слушал рассказы князя с интересом писателя, но его возмущали жестокость жителей гор, их поклонение богатству и грубой силе. Как-то он спросил у Шакро, знает ли он учение Христа.

Тот сказал, что все на Земле живут по закону Христа, но ничего больше объяснить не смог. Когда же попутчик стал говорить о Христе, юноша зевал, а потом заявил, что закон у того, у кого сила.

Порой он вызывал ненависть.

III

Попутчики шли в Феодосию, где было много работы в гавани. По дороге питались фруктами и ягодами, но голодный князь становился раздражительным, упрекал своего товарища в «роторазэвайствэ», а рассказчик устал от историй о его баснословном аппетите: он мог за завтраком съесть маленького барашка и выпить три бутылки вина.

Возле Ялты появилась возможность заработать — вырезать фруктовый сад от сучьев. Князь отказался якобы из-за головной боли, а Максим заработал денег и купил хлеба и мяса на двоих, но «больной» съел всю еду один. Рассказчик промолчал и этим обрек себя на тяжкое испытание. Теперь грузин постоянно увиливал от работы, а почти все заработанное съедал без зазрения совести.

Он объяснял, что князь не может работать, но научился просить милостыню.

Он стал помыкать своим товарищем, а однажды засмеялся над его лицом, глупым, как у барана. Максим испытал обиду и ушел, но Шакро догнал и извинился. Он объяснил, что раз его друг терпит все его выходки, значит, глуп, как баран.  Юноша обещал вести себя иначе. Рассказчик простил неразумного  князя.

Когда они пришли в Керчь, пришлось прятаться от полиции. Им нужно было перебраться в Тамань, но никто бы их не перевез: слишком опасно.

IV

Тогда ночью рассказчик стащил одну из шлюпок таможенной брандвахты. Вёсел не было, но путешественники использовали вместо них две доски. Сильные волны раскачивали лодку, а когда герои оказались в открытом море, волны вышибли из рук Максима доску.

Им ничего не оставалось, как отдаться разгулу стихии. Шакро предложил сделать парус из его чекменя. Но когда рассказчик приладил один рукав и потянулся за вторым, лодка подпрыгнула особенно высоко и герои оказались в воде.

Рассказчик усилием воли вскарабкался на дно перевернувшейся лодки и увидел князя, из последних сил державшегося за веревку. Он помог ему залезть на лодку, но дно было скользким.

Максим предложил слезть в воду и держаться за веревку, но князь решил, что тот хочет его утопить. Рассказчик стал спускаться первым и ногой ткнулся во что-то твердое. Оказалось, что это земля.

Путешественники выволокли лодку на берег, но увидели в версте от них огонь и бросились к нему.

V

У костра оказались четыре чабана. Сначала они сурово встретили непрошенных гостей. Один старик даже послал проверить, есть ли на берегу лодка. Потом он заставил дрожавшего от холода Шакро согреться. Тот принялся извиваться вокруг костра, и это напомнило рассказчику пляску дикарей.

Чабаны решали, что же делать с героями: отвести к атаману или сразу к таможенникам. Но все-таки накормили и дали возможность обсушиться и обогреться. Самый старший чабан отпустил героев дальше и даже предложил им с собой хлеба и сала. Максим взволнованно поблагодарил, а чабаны поклонились им.

VI

Шакро шел и посмеивался. Повествователь спросил, что это ему так весело. А тот объяснил, что если бы их повели к атаману, то он бы сказал, будто Максим топил князя, и стал бы плакать. Тогда его бы пожалели и не посадили в тюрьму.

Этот цинизм уже не удивлял рассказчика. Он только уточнил: действительно ли Шакро верил в то, что он хотел его утопить. Тот заверил, что теперь он верит Максиму и считает его настоящим человеком. Он пообещал, что, когда они придут в Тифлис, он расскажет все своему отцу, и тот отблагодарит его.

Он долго описывал все прелести будущей жизни спутника, но потом захотел спать, лег в яму, укрылся чекменем и заснул, а рассказчик смотрел на море и думал о людях, поработивших эту стихию.

VII

Герои были уже в Тверской области. Одежда князя была изорвана, но собрать на новую не удавалось. Юноша был неспособным ни к какой работе.

Однажды он украл из сумки скопленные пять рублей, напился и пришел с толстой бабой-казачкой, обвинившей рассказчика в том, что он якобы украл полтораста рублей у князя еще в Одессе.Баба грозилась свести его в войсковую избу, пришлось решить проблему с помощью трех бутылок вина.

Утром он растолкал князя, раздраженного с похмелья, и они двинулись в путь. В степи их настигла гроза. Шакро испугался, а Максим запел, радуясь дивному хаосу.

Но грузин разозлился и запретил петь, а когда его спутник воспротивился, услышал о себе, что он пустое место, а Шакро знает весь Кутаис. Юноша выкрикнул все обиды, всё возмущение и недовольство, которые накопились у него за четыре месяца путешествия.

VIII

Ближе к Тифлису Шакро стал совсем угрюмым. Возле Владикавказа они подрядились убирать кукурузу, но через два дня ушли из-за враждебного отношения к ним. По дороге выяснилось, что князь украл кусок кисеи, чтобы продать.

Максим разозлился: он слышал о том, как черкесы поступают с ворами.  Между героями происходит стычка, но потом они мирятся. Перед Тифлисом Шакро вновь пообещал целый год кормить своего спасителя и дать работу. После он попросил башлык, чтобы его, князя, не увидели в рваной одежде, велел ждать его возле Верийского моста и исчез.

Больше рассказчик его не видел, но вспоминал с добрым чувством, ведь князь научил его многому.

  • «Детство», краткое содержание по главам повести Максима Горького
  • «На дне», анализ драмы Максима Горького
  • «Старуха Изергиль», анализ рассказа Горького
  • «Детство», анализ повести Горького
  • Максим Горький, краткая биография
  • «Макар Чудра», анализ рассказа Максима Горького
  • «В людях», краткое содержание по главам повести Максима Горького
  • «Челкаш», анализ рассказа Максима Горького
  • «Песня о Соколе», анализ произведения Максима Горького
  • «Мать», анализ романа Максима Горького
  • «Мои университеты», анализ повести Максима Горького
  • «В людях», анализ повести Максима Горького
  • «Мои университеты», краткое содержание повести Максима Горького
  • «Мещане», анализ пьесы Максима Горького
  • «Песня о Буревестнике», анализ произведения Горького

По писателю: Горький Максим

Источник: https://goldlit.ru/gorky/1066-moi-sputnik-kratkoe-soderzhanie

Краткое содержание рассказа Горького «Мой спутник» — Помощник для школьников Спринт-Олимпиады

1894Краткое содержание рассказа

Читается за 4 минуты, оригинал — 55 мин

Рассказчик ведёт попавшего в беду грузинского князя в Тифлис. Его спутник не работает, живёт за счёт попутчика и обещает хорошую жизнь по прибытии. Придя в город, он бесследно исчезает.

В одесской гавани рассказчик знакомится с грузинским князем Шакро Птадзе. Одураченный товарищем, тот остался без средств к существованию. Повествователь приглашает грузина отправиться вместе с ним в Крым пешком. Он обещает Шакро, что или найдёт ему попутчика до Тифлиса, или лично поедет с ним.

В пути они знакомятся ближе. Шарко Птадзе рассказывает повествователю о жизни на Кавказе, об обычаях. Эти рассказы интересны, но поражают рассказчика жестокостью и варварством кавказцев. Истории грузина рисуют его в неприглядном свете.

Рассказчик и Птадзе прибывают в Крым. Рассказчик работает, кормит себя и спутника, грузин же увиливает от работы, зато постоянно помыкает товарищем. Зарабатывает Шарко только сбором милостыни.

Рассказчик всё терпит и прощает своему спутнику, но один раз грузин наносит ему сильную обиду. Как-то раз вечером, сидя у костра, грузин начинает смеяться над внешностью рассказчика, утверждая, что рожа у него глупая как у барана. Оскорблённый рассказчик покидает своего спутника, но тот его догоняет и извиняется перед ним. Рассказчик вновь прощает грузина.

Феодосия обманывает их ожидания, путники отправляются в Керчь, где тоже не представляется возможности заработать, чтобы добраться до Тифлиса. Тогда у рассказчика возникает план, который он реализует с наступлением темноты.

Ночью путешественники воруют лодку и отправляются в плаванье. Они чуть не гибнут в морской пучине, но всё-таки добираются до земли. Оказавшись на суше, спутники бегут к огню, который сверкает впереди.

На путешественников нападают собаки, но чабаны их отгоняют, приводят путешественников к костру, кормят и решают что делать. Выдвигаются предложения свести их к атаману или к таможенным. Самый старший из чабанов решает грузина и повествователя отпустить, а лодку поутру отправить обратно в Керчь.

Рассказчик получает от чабанов хлеба и сала на дорогу, благодарит их, чем удивляет старика, и вместе с Птадзе отправляется в путь по дороге на Анапу.

Читайте также:  Краткое содержание верн путешествие к центру земли за 2 минуты пересказ сюжета

По дороге грузин смеётся, рассказчик интересуется причиной его веселья.

Шакро отвечает: «Знаишь, что я сдэлал бы, когда бы нас павэли к этому атаману-таможану? Нэ знаишь? Я бы сказал про тэбя: он мэня утопить хотэл! И стал бы плакать. Тогда бы мэня стали жалэть и не посадыли бы в турму».

Возмущённый цинизмом своего спутника рассказчик пытается доказать ему неправильность его суждений, но не добивается в этом деле успеха. Шакро не понимает простых человеческих законов морали. Грузин пользуется всеми благами, исходящими от рассказчика, обещая ему райскую жизнь в Тифлисе.

Они прибывают в Терскую область. Одежда и обувь Шакро выглядят плачевно, но его неуёмный аппетит не даёт повествователю скопить средств на новую одежду для грузина.

Однажды в какой-то станице он вытаскивает из котомки рассказчика пять рублей, пропивает их и приводит какую-то бабу.

Она начинает обвинять рассказчика, требует с него деньги, которые он якобы отнял у грузина в Одессе, грозится свести в войсковую. С помощью трёх бутылок вина молодому человеку удаётся избежать скандала.

Рано утром рассказчик и грузин выходят из станицы. В пути их застаёт дождь. Рассказчик поддаётся настроению и начинает петь, но Птадзе запрещает ему продолжать. Грузин говорит своему спутнику что он, Шакро, человек, а рассказчик — никто. Обещает вознаградить, если тот будет и дальше служить ему.

Недалеко от Владикавказа путешественники нанимаются к черкесам собирать кукурузу. В этом ауле Шакро ворует лезгинскую кисею. Это выясняется уже по дороге к Тифлису.

Рассказчик, наслышанный о мстительности черкесов, забирает у грузина кисею и швыряет на дорогу. Он вновь пытается объяснить Птадзе, что его поступок — плохой. Тот сперва молча слушает, а потом нападает на рассказчика.

Между ними происходит короткая драка. Её останавливает Шакро. Они мирятся, отдыхают и снова отправляются в путь.

Путешественники добираются до Тифлиса, но в город не заходят — Шакро уговаривает рассказчика ждать до вечера, ему стыдно, что он, князь, в лохмотьях. Грузин берёт у товарища башлык, чтобы не быть узнанным, и просит подождать конку на станции Верийский мост. Грузинский князь Шакро Птадзе уходит, больше рассказчик его не встречает.

ПредыдущаяСледующая

Источник: https://Sprint-Olympic.ru/uroki/literatura/pereskazy/49102-kratkoe-soderzhanie-rasskaza-gorkogo-moj-sputnik.html

Краткое содержание «Мой спутник»

В двух словах: Рассказчик ведёт попавшего в беду грузинского князя в Тифлис. Его спутник не работает, живёт за счёт попутчика и обещает хорошую жизнь по прибытии. Придя в город, он бесследно исчезает.

В одесской гавани рассказчик знакомится с грузинским князем Шакро Птадзе. Одураченный товарищем, тот остался без средств к существованию. Повествователь приглашает грузина отправиться вместе с ним в Крым пешком. Он обещает Шакро, что или найдёт ему попутчика до Тифлиса, или лично поедет с ним.

В пути они знакомятся ближе. Шарко Птадзе рассказывает повествователю о жизни на Кавказе, об обычаях. Эти рассказы интересны, но поражают рассказчика жестокостью и варварством кавказцев. Истории грузина рисуют его в неприглядном свете.

Рассказчик и Птадзе прибывают в Крым. Рассказчик работает, кормит себя и спутника, грузин же увиливает от работы, зато постоянно помыкает товарищем. Зарабатывает Шарко только сбором милостыни.

Рассказчик всё терпит и прощает своему спутнику, но один раз грузин наносит ему сильную обиду. Как-то раз вечером, сидя у костра, грузин начинает смеяться над внешностью рассказчика, утверждая, что рожа у него глупая как у барана. Оскорблённый рассказчик покидает своего спутника, но тот его догоняет и извиняется перед ним. Рассказчик вновь прощает грузина.

Феодосия обманывает их ожидания, путники отправляются в Керчь, где тоже не представляется возможности заработать, чтобы добраться до Тифлиса. Тогда у рассказчика возникает план, который он реализует с наступлением темноты.

Ночью путешественники воруют лодку и отправляются в плаванье. Они чуть не гибнут в морской пучине, но всё-таки добираются до земли. Оказавшись на суше, спутники бегут к огню, который сверкает впереди.

На путешественников нападают собаки, но чабаны их отгоняют, приводят путешественников к костру, кормят и решают что делать. Выдвигаются предложения свести их к атаману или к таможенным. Самый старший из чабанов решает грузина и повествователя отпустить, а лодку поутру отправить обратно в Керчь.

Рассказчик получает от чабанов хлеба и сала на дорогу, благодарит их, чем удивляет старика, и вместе с Птадзе отправляется в путь по дороге на Анапу.

По дороге грузин смеётся, рассказчик интересуется причиной его веселья.

Шакро отвечает: «Знаишь, что я сдэлал бы, когда бы нас павэли к этому атаману-таможану? Нэ знаишь? Я бы сказал про тэбя: он мэня утопить хотэл! И стал бы плакать. Тогда бы мэня стали жалэть и не посадыли бы в турму».

Возмущённый цинизмом своего спутника рассказчик пытается доказать ему неправильность его суждений, но не добивается в этом деле успеха. Шакро не понимает простых человеческих законов морали. Грузин пользуется всеми благами, исходящими от рассказчика, обещая ему райскую жизнь в Тифлисе.

Они прибывают в Терскую область. Одежда и обувь Шакро выглядят плачевно, но его неуёмный аппетит не даёт повествователю скопить средств на новую одежду для грузина.

Однажды в какой-то станице он вытаскивает из котомки рассказчика пять рублей, пропивает их и приводит какую-то бабу.

Она начинает обвинять рассказчика, требует с него деньги, которые он якобы отнял у грузина в Одессе, грозится свести в войсковую. С помощью трёх бутылок вина молодому человеку удаётся избежать скандала.

Рано утром рассказчик и грузин выходят из станицы. В пути их застаёт дождь. Рассказчик поддаётся настроению и начинает петь, но Птадзе запрещает ему продолжать. Грузин говорит своему спутнику что он, Шакро, человек, а рассказчик — никто. Обещает вознаградить, если тот будет и дальше служить ему.

Недалеко от Владикавказа путешественники нанимаются к черкесам собирать кукурузу. В этом ауле Шакро ворует лезгинскую кисею. Это выясняется уже по дороге к Тифлису.

Рассказчик, наслышанный о мстительности черкесов, забирает у грузина кисею и швыряет на дорогу. Он вновь пытается объяснить Птадзе, что его поступок — плохой. Тот сперва молча слушает, а потом нападает на рассказчика.

Между ними происходит короткая драка. Её останавливает Шакро. Они мирятся, отдыхают и снова отправляются в путь.

Путешественники добираются до Тифлиса, но в город не заходят — Шакро уговаривает рассказчика ждать до вечера, ему стыдно, что он, князь, в лохмотьях. Грузин берёт у товарища башлык, чтобы не быть узнанным, и просит подождать конку на станции Верийский мост. Грузинский князь Шакро Птадзе уходит, больше рассказчик его не встречает.

Источник: https://all-the-books.ru/briefly/moy-sputnik/

Краткий пересказ «На дне» Горький М.Ю. (Очень кратко)

Краткий пересказ

«На дне» Горький М.Ю. (Очень кратко)

Действие первое

Действие происходит в ночлежке. Это подвал, похожий на пещеру. Большая русская печь, на которой возится и кашляет Актер, ему около сорока лет. За пологом надрывно и болезненно кашляет Анна, тридцатилетняя женщина. Ее муж, слесарь Клещ, работает у наковальни в этом же подвале.

Настя, девица двадцати четырех лет, читает за столом растрепанную книжку. Барон жует черный хлеб. Квашня, сорокалетняя торговка пельменями, стряпает. Сатин (ему тоже лет сорок) валяется на нарах, он только что проснулся и «рычит». День начинается спором, криком, дракой. Ссорятся, кому мести пол.

Актер отказывается: ему, видите ли, нельзя дышать пылью. Он с гордостью заявляет: — Мой организм отравлен алкоголем! Барон издевается над Настей, отнимает у нее книжку и смеется над названием: «Роковая любовь».

Сердобольная Квашня предлагает Анне горяченьких пельменей, но та отказывается — зачем ей есть, она все равно умирает.

«Отравленный алкоголем» Актер выволакивает чахоточную Анну в сени — воздухом подышать, душно в подвале.

 Сатин никак не может вспомнить, за что его вчера били. Должно быть за то, что в карты играл. От нечего делать он произносит в пространство редкие и непонятные слова: «макробиотика», «трансендентальный». Был он когда-то телеграфистом, кем только ни был, умные книги читал, да все позабыл. В подвал спускается пятидесятишестилетний Костылев, хозяин ночлежки. Он ищет свою жену Василису, которая в два раза его моложе. Костылев лицемерно рассуждает о доброте, о Боге, упрекает Клеща в том, что он заколотил жену до смерти… Костылев жаден, все его рассуждения — комедия, в которую никто не верит. Хозяин ночлежки стучит в дверь комнатушки, где живет молодой вор Васька Пепел. Муж подозревает, что его Василиса находится именно у Васьки. Ночлежники переглядываются: — Он откроет, а она — там. Но на этот раз молодой женщины у Пепла не было, обошлось. Васька отправляет Костылева за деньгами, которые тот должен вору за краденые часы. Ночлежники выпрашивают у вора деньги — кто пятак, кто двугривенный. Клещ угрюм: он испытывает мрачную гордость, что уж он-то с малых лет работает, а все остальные — «без чести, без совести…»

  • Сатин:
  • Лука:
  • Барон:

—Работа? Сделай так, чтоб работа была мне приятна, — я, может быть, буду работать… Да! Может быть! Когда труд — удовольствие, жизнь — хороша! Когда труд — обязанность, жизнь — рабство! Наташа, сестра Василисы, приводит нового постояльца — старичка по имени Лука. Странник прислушивается к разговору о том, что честность нужна только богатым людям, а нищим совесть — только обуза. — Мне — все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха — не плоха: все — черненькие, все — прыгают. Добрая девушка Наташа, вот Анну пригрела у себя в кухне, проси Клеща быть поласковее с женой — ей ведь недолго осталось. Нравится она Ваське Пеплу куда больше своей замужней сестры, только Василиса — «баба лютая, своего не отдаст». Жалуется Пепел на то, что «скушно бывает…». Тоска накатывает. Он пытается заставить Барона стать на четвереньки и лаять — за полтинник. — Сам знаю, что стал чуть ли не хуже тебя! Ты бы меня тогда заставлял на четвереньках ходить, когда я был неровня тебе… Я… бывало… проснусь утром и, лежа в постели, кофе пью… кофе! Со сливками… Да! Барон цепляется к «новенькому» — к Луке: «Ты, старик, кто такой? Странник? А документы у тебя есть?»

Читайте также:  Краткое содержание добрый человек из сычуани брехт за 2 минуты пересказ сюжета

«Все мы на земле странники… — уклончиво отвечает старик. — Говорят, что и земля-то наша в небе странница…»

 Афористичная, своеобразная, несколько лукавая речь старика привлекает к себе внимание, располагает душевно. Лука и Барон быстро примирились, сойдясь на том, что все бумажки (документы) — никуда не годятся. Вваливается молодой пьяный сапожник Алешка, буянит. За ним — хозяйка Василиса, гонит сапожника прочь, говорит со всеми зло, придирается к тому, что не метено, грозится всех выгнать. На самом деле она ищет Ваську, а того нет. Да еще Алешка раньше дразнил ее тем, что Васька хочет ее бросить, а Наташу взять себе. Василиса уходит.

  1. Бубнов:
  2. Настя:
  3. — Мяли много, оттого и мягок, — смеется Лука дребезжащим смехом.

— Сколько в ней зверства, в бабе этой… — Озвереешь от такой жизни. Привяжи всякого живого человека к такому мужу, как ее… Опять споры-раздоры… Лука находит в сенях метлу и подметает помещение. Спускается в подвал и Медведев, полицейский, дядя Василисы и Натальи. Его скоро вызывает Костылев: Василиса Наташку убивает. Все бегут на шум, кроме Луки, который утешает Анну. Больная говорит, что он похож на ее батюшку — такой же ласковый, мягкий.

  • Действие второе

В подвале идет игра в карты. Барон обыгрывает татарина, передергивая карты и пряча их в рукаве. Актер жалуется Луке, что пропил свою память.

  1. Лука:
  2. Актер:
  3. Лука:
  4. Лука:

— От пьянства нынче лечат, слышь. Бесплатно, браток, лечат… Такая уж лечебница устроена для пьяниц… Даже рады, если пьяница лечиться желает… — Снова? Жить снова? Ведь я могу? — Человек — все может… Лишь бы захотел… Утешает Лука и Анну: «Помрешь — отдохнешь. Потому что здесь — где здесь отдохнуть человеку? Господь скажет, отведите ее, Анну, в рай…» Полицейского Абрама Медведенко Лука величает «ундером», что тому очень лестно — он ведь пока не унтер-офицер. Является Васька Пепел. Грозится забрать Наташку. Лука советует ему бросить здешние места и отправиться в Сибирь. Не ждать, пока арестуют и сошлют, а самому отправиться, новую жизнь начать. «Хорошая сторона — Сибирь! Кто в силе да в разуме, тому там — как огурцу в парнике». Пепел возражает: «Ты все врешь, старик!»

— И чего тебе правда больно нужна? Она, правда, может, обух для тебя…

 Появляется Василиса. Она вызывает Ваську Пепла на разговор. Он отвечает ей честно: «И жил я с тобой, и все… А никогда ты не нравилась мне… В женщине душа должна быть…» Василиса отвечает, что в Ваське она любила свою надежду на то, что он «вытащит ее», избавит от постылого жить со старым нелюбимым мужем.

— Ты — не гвоздь, я — не клещи! — отвечает Василий.

Василиса просит Пепла избавить ее от мужа — не самому, пусть через товарищей. Она останется полной хозяйкой, сосватает бывшему любовнику Наташку, денег даст… И пусть уезжают! Потому что не может Василиса младшую сестру видеть — срывается, бьет. Появляется Костылев. Бранит жену нищей, свиньей. Васька встряхивает его за шиворот… Дело может дойти до убийства. Но тут на печи намеренно громко начинает возиться Лука. Это спасает Костылева от Гибели, а Ваську — от греха и ареста. Лука советует Пеплу гнать Василису. Из речей старика становится ясно, что жизнь он прожил богатую и не всегда праведную. И «баб знал» много — «голова лысая из-за этих самых разных баб», и — как подозревает Васька — может, и пришиб кого… В этот момент Анна страшно хрипит и Лука читает над ней поминальную молитву: «Дух новопреставленной рабы твоей Анны с миром прими…» — Не люблю я покойников! — вздрагивает Васька. — За что их любить? Любить надо живых, — откликается Лука. Похожий совет он дает и Наташе: — Ты покойников не бойся… Опасаться надо живых… Возвращается подвыпивший Актер. Он вспомнил стихи, которые собирался продекламировать старику. Это перевод Беранже: — Господа! Если к правде святой Мир дорогу найти не сумеет, Честь безумцу, который навеет Человечеству сон золотой! Актер мечтает найти лечебницу «с мраморным полом», излечиться — и начать новую жизнь. Вот только весны дождаться, настоящей весны…

«Фата-моргана! Наврал тебе старик! Ничего нет! Ни городов, ни людей… Ничего нет!» — кричит ему в ответ Сатин.

  • Действие третье

Ранняя весна. Только стаял снег. На засоренном разным хламом дворе сидят на бревнышках Настя, Наташа, Лука, Барон. Клещ лежит на куче дерева. Из подвального окна «выглядывает рожа Бубнова». Настя рассказывает историю своей любви, где есть и встреча ночью в беседке в саду, и слова влюбленного студента «Ненаглядная моя любовь», и «леворверт»… Вот только имена она путает: ее Рауль в прошлый раз звался Гастоном… Сожитель ее Барон смеется над ней: вся эта история вычитана из книжки «Роковая любовь». Но Лука уводит ее: «Раз ты веришь, что была у тебя такая любовь — значит, была…» — Почему ты такой добрый, дедушка? — спрашивает заплаканная Настя. Лука рассказывает ей историю. Сторожил он как-то дачу с ружьем. Залезли в окно двое с топором. Под дулом разбойники топоры бросили. Лука заставил их наломать веток и… высечь друг друга. А они попросили хлеба Христа ради — уж и не помнят, сколько идут не евши. И не решились бы на грабеж, да кого ни просишь — никто не дает. Лука накормил путников. «Хорошие мужики оба… Хоть и беглые каторжники…» Так они всю зиму втроем дачу и стерегли. «Тюрьма добру не научит, и Сибирь не научит… А человек — научит… » — такой вывод делает Лука. Рассказывает странник притчу. Жил один человек верой в праведную землю, где люди друг дружке помогают, все у них славно-хорошо. И все он собирался уйти в эту землю. Только один ученый развернул географические карты, долго глядел и сказал, что на всей земле нет такой праведной земли. Нигде! И что же этот человек сделал? Ударил ученого по уху, а сам пошел домой — и удавился. Потому что нельзя без веры в лучшее жить человеку. Вор Васька проникается этим рассказом: если бы не называли его сызмальства только «вором», так и жил бы он, может быть, иначе. Он зовет Наташу с собой, потому что она — «девица хорошая, строгая». А ему такая и нужна, чтобы направлять его на путь истинный и держать в узде его горячую натуру. Лука вставляет свое словечко: «Не сомневайся, милая! Он тебя не обидит… Ты ему нужнее, чем он — тебе!» Костылев и Василиса велят Луке немедленно убираться вон — смущает он всех, покоя нет. И паспорта у него, бродяги, тоже нет. Василиса опять кидается бить Наталью и опрокидывает ей на ноги кипящий самовар. Васька Пепел бросается на защиту — бьет Костылева и… Тот падает мертвым. Василиса вопит: «Вяжите его!»

Наташа дико кричит: «Василиса и любовник ее — они в сговоре!»

  1. Действие четвертое

Снова подвал. Перегородки комнаты, где жил Васька Пепел, снесены. Там теперь живет татарин. Разговор ведется о Луке. Настя говорит, что полюбила старика за его умение внушить веру в хорошее. «Жалостливый он был…» — поддерживает ее Клещ. «Он был для вас — как мякиш для беззубых…» — насмехается Сатин.

«Старик хорош был… Закон в душе имел…» — говорит татарин. «Правды он не любил… Старик-то… Верно — какая тут правда? И без нее дышать нечем…», — вздыхает Клещ.

 Сатин (ударяя кулаком по столу ): — Что такое — правда? Человек — вот правда! Он врал… Но это — из жалости к вам! Есть много людей, которые лгут из жалости к ближнему… Красиво, вдохновенно. Возбуждающе лгут! Есть ложь утешительная, ложь примиряющая. Ложь примиряющая… Кто слаб душой — тем ложь нужна. Ложь — религия рабов и хозяев. Правда — бог свободного человека! Сатин говорит, что как-то в беседе старик сказал ему, что все люди живут «для лучшего человека». Поэтому нужно беречь друг друга — и особенно ребятишек. «Человек — это великолепно! Это звучит гордо! Работать? Для чего? Чтобы быть сытым? Человек — выше сытости!» И вновь в ночлежке поднимается плач, разгораются ссоры… Актер потихоньку выходит вон. Бубнов объявляет, что у него именины, и приносит спиртное. Напиваются все, не исключая «будошника» Медведенко. Запевают песню: «Солнце всходит и заходит, а в тюрьме моей темно…» На пороге возникает Бубнов: — Эй, вы! Идите сюда! На пустыре… там… Актер…Удавился! Сатин:

— Эх, испортил песню, дур-р-рак!

Источник: https://libaid.ru/katalog/gg/gorkij-maksim/3295-kratkij-pereskaz-na-dne-gorkij-m-yu-ochen-kratko

Урок в 8 классе по теме: «Столкновение стихийного и разумного в рассказе М.Горького «Мой спутник»

«Столкновение стихийного и разумного в рассказе М.Горького «Мой спутник»

Предметные цели:

  • Развитие умения анализа эпического произведения;
  • осознанное восприятие художественного произведения в единстве формы и содержания;
  • установление связи с другими произведениями М. Горького через тему свободы.

Метапредметные цели:

  • развитие умения грамотно излагать свои мысли;
  • развитие умения сравнительного анализа.

Личностные цели:

  • воспитание уважения к другим народам России и мира;
  • способствование ориентации в системе моральных норм и ценностей.

Ход урока

  • Орг. момент
  • Актуализация знаний (вопросы для проверки знания текста):
  • Постановка проблемной ситуации.
  • Сравнительный анализ главных героев.
  • Формулирование авторского замысла.
  • Подведение итогов:
  • Домашнее задание

1. Вспомните случай с лодкой. Почему чабаны (пастухи) отпустили героев,а не сдали атаману?

2. Чем принципиально разнятся взгляды Шакро и рассказчика?

Учитель: На прошлом уроке мы уже говорили немного о личности М. Горького. Кто скажет, в чем была особенность его судьбы?

Читайте также:  Краткое содержание горький песня о буревестнике за 2 минуты пересказ сюжета

Ученики: он много странствовал, посмотрел мир, а главное, посмотрел на людей, был босяком.

Учитель: все верно, сам бывший босяк – Горький и не мог обойти стороной тему босячества, что привлекло к нему внимание критики.

Странствуя по различным губерниям царской России, сталкиваясь со многими людьми, такими же «униженными и оскорбленными» как он сам, Горький усмотрел в явлении босячества глобальную социальную проблему России. Горький не только описывал случаи из своей собственной жизни, но поднимался над фактами, обобщал, домысливал.

Например, рассказ «Мой спутник» написан в то время, когда Лев Толстой в философско-религиозном трактате «Царство божие внутри вас» высказал мысль о непротивлении злу насилием.

Учитель: Расскажите ваши впечатления? Что удивило вас в рассказе?

Ученики: рассказчик постоянно прощал все князю Шакро, кормил его, давал деньги, терпел издевательства.

Учитель: Почему рассказчик решает помочь Шакро? Найдите ответ в тексте.

Ученики: Я подумал, что, если не помочь этому малому, жадный город засосёт его. Я знал, какие иногда ничтожные случайности пополняют класс босяков; а тут для князя Шакро были налицо все шансы попасть в это почтенное, но не чтимое сословие. Мне захотелось помочь ему.

Учитель: А кто такие босяки?

Ученики: Люди, у которых ничего нет, безработные и т.д.

Учитель: Почему рассказчик называет это сословие почтенным? Если это хорошее определение, то почему нужно уберечь от него Шакро?

Учитель: Вижу, у вас возникли затруднения. Чтобы ответить на этот вопрос, давайте поближе познакомимся с обоими героями.

  • Рассказчик
  • Шакро
  • Учитель: Скажите, кем является главный герой?

Ученики: простой человек, очень трудоспособный и добрый. Он путешествует по свету, желая повидать мир.

Учитель: а кем является Шакро? В чем его история?

Ученики: Шакро молодой князь, лет 20, его обдурил друг, украл паспорт, сам Шакро работать не умеет и не умеет выживать. Он мещанин с низменными потребностями.

Учитель: У Горького очень важное место отдается пейзажу. Где рассказчик встречает Шакро?

Ученики: рядом с морем, в гавани.

Учитель: море появляется в рассказе неоднократно. Найдите момент, когда герои встречаются с морем. (3 глава)

Вечер был дивный. Тёмно-зелёное море билось о скалы внизу под нами; голубое небо торжественно молчало вверху, а вокруг нас тихо шумели кустарники и деревья. Исходила луна. От узорчатой зелени чинар пали тени. Пела какая-то птица, задорно и звучно.

Её серебряные трели таяли в воздухе, полном тихого и ласкового шума волн, и, когда они исчезали, слышалось нервное стрекотанье какого-то насекомого. Костёр горел весело, и его огонь казался большим пылающим букетом красных и жёлтых цветов.

Он тоже рождал тени, и эти тени весело прыгали вокруг нас, как бы рисуясь своею живостью пред ленивыми тенями луны. Широкий горизонт моря был пустынен, небо над ним безоблачно, и я чувствовал себя на краю земли, созерцающим пространство — эту чарующую душу загадку…

Пугливое чувство близости к чему-то великому наполняло мою душу, и сердце трепетно замирало.

Учитель: мы уже встречали образ моря в другом произведении Горького «Макар Чудра». Что значит для Горького море?

  1. Ученики: море – это безграничное пространство, свобода
  2. Учитель: Как относится к морю и к природе вообще Рассказчик и как относится Шакро?
  3. Ученики: рассказчик любуется морем, ему хочется «надышаться» им, несмотря на то, что этот путь был длиннее.
  4. Шакро смеется над рассказчиком, обзывает его и не понимает красоту природы.

Учитель: вспомните, когда ещё герои встречаются один на один с природой? Насколько разнятся реакции двух героев?

  • Ученики: Шакро боится природы, не может её чувствовать, рассказчик наоборот сливается с ней, дает волю своим эмоциям.
  • ЛЮБИТ ПРИРОДУ, ЕДИН С НЕЙ, ЧУВСТВУЕТ СИЛУ
  • БОИТСЯ, СМЕЕТСЯ, НЕ ПОНИМАЕТ ПРИРОДУ

Учитель: отлично. Расскажите, а как относятся герои к работе?

Ученики: Рассказчик постоянно работает, готов сам не есть, но накормить Шакро, а сам Шакро отнекивается от работы, говорит, что не умеет.

Послушай, — что ты думаишь? — гневно заговорил Шакро. — Кто ты такой? Есть у тэбэ дом? Есть у тэбэ мать? Отэц? Есть родные? Зэмли? Кто ты на зэмле? Ты — человэк, думаишь? Это я человэк! У менэ всё есть!.. — Он постукал себя в грудь. — Я кнэзь!.. А ты… ты — нычего! Нычего нэт! А мэнэ знаит Кутаис, Тыфлыс!.. Панымаишь? Ты нэ иди протыв мэнэ! Ты мне служишь? — Будышь доволен!

  1. ЗАПИШЕМ:
  2. ТРУДОЛЮБИВЫЙ, ЧЕСТНОСТЬ
  3. БОИТСЯ РАБОТЫ, ПОПРОШАЙКА, ВОР
  4. Учитель: а обратили ли вы внимание, с кем рассказчик постоянно сравнивает Шакро?

Ученики: Главного героя рассказа «Мой спутник» Горький характеризует как «малого наивно-дикого». И это не случайно, ведь характер героя соединяет в себе два начала – звериное («сильное, добродушное животное») и детское («Толстые губы, вместе с поднятыми бровями, делали его лицо детским…»).

Причем основной акцент автор делает именно на звериной сущности своего персонажа, настойчиво проводя параллели между Шакро и повадками различных животных: «…он сильно голодал и прямо-таки по-волчьи щелкал зубами, видя, как кто-нибудь ел»; «…поматывал своей кудлатой головой, как баран»; «Шакро ворчал, как испуганная собака»; «…слушал и вдруг, молча, оскалив зубы и сощурив глаза, кошкой бросился на меня».

  • Учитель: А что сам говорит Шакро?
  • Ученики: что он настоящий человек, а рассказчик – нет, и сам его постоянно сравнивает с животными.
  • Учитель: а кто из них поступает человечно?

Ученики: рассказчик. Потому что он постоянно заботится о ближнем, работает, чувствует, размышляет, а Шакро ведом только своими инстинктами: поесть, поспать, побыть с женщинами.

ЧЕЛОВЕК

ЖИВОТНОЕ

Учитель: отлично. А как относятся герои к товариществу?

Ученики: рассказчик постоянно прощает все выходки князя, заботится о нем, терпит, отдает еду. Князь наоборот постоянно смеется над ним, забирает еду, готов предать (случай с лодкой)

Учитель: для того, чтобы точнее ответить на вопрос, вспомним эпизод с лодкой. Как ведут себя герои?

Ученики: рассказчик ворует лодку, чтобы ускорить свой путь, Шакро все время кричит, подвергает опасности. Когда герои попадают на землю, их ловят пастухи. Шакро, думая, что их могут отвести к атаману, готов предать друга и соврать о том, что рассказчик пытлася спасти ему жизнь. Рассказчик же отдает свой чекмень, чтобы Шакро согрелся.

  1. ЗАПИШЕМ:
  2. НАСТОЯЩИЙ ДРУГ
  3. ЭГОИСТ

Учитель: Отлично. А скажите, почему их отпустил старый чабан?

Ученики: «Зачем же мне направлять человека по дурному пути? Уж лучше я его по тому пошлю, которым сам иду. Может быть, ещё встретимся, так уж — знакомы будем. Часом помочь друг другу придется»…

Учитель: Как вы думаете, можно ли эту фразу отнести и к тому, как относится рассказчик к Шакро?

Ученики: да, сам рассказчик пожалел Шакро и захотел для него лучшей жизни, даже несмотря на то, что произошло.

Учитель: я с вами согласна. Давайте вспомним финал, почему Шакро бросил рассказчика? И почему рассказчик не бросил Шакро

  • Ученики: потому что скорее всего Шакро лжец, ничего у него нет.
  • А рассказчик наоборот очень честный, живет по совести.
  • Запишем:
  • ЧЕСТНОСТЬ
  • ЛОЖЬ

Учитель: Рассказчик, глядя на спящего рядом Шакро, называет его «человеком-стихией». Как вы думаете, почему Шакро – это стихия?

Ученики: Потому что Шакро не осмысливает то, что делает, он не несет ответственности и даже не берет её на себя. Не зря рассказчик сравнивает его с животным. Этот человек живет инстинктами, ему чужды все нормы морали, он живет девизом «Кто сильнее – тот и прав».

Учитель:Какими перед нами предстают герои? Каков Шакро? Каков рассказчик? Давайте подытожим это под нашей таблицей.

Ученики: Шакро – слабый человек, который живет за счет старания других. Если работает, то зарабатывает не честным трудом, а подаянием. Постоянно требует к себе внимания, заботы, чтобы ему прислуживали. Рассказчик – сильный человек, находчивый, он мог бы дойти и без Шакро. Человек широкой души, товарищ, верный своему слову.

Учитель: Какие личности перед нами?

Ученики: Сильная личность – рассказчик, слабая личность – Шакро.

Учитель: Вспомните, о чем мы говорили на прошлом уроке. Есть ли в рассказах «МакарЧудра» и «Мой спутник» общая идея?

Ученики: Да, М. Горький и там, и там воспевает образ сильного человека, ответственного за свои поступки, товарища, любящего свободу и природу как воплощение силы и этой свободы.

Учитель: Давайте посмотрим на Шакро. Есть ли в нем хоть что-то положительное? Сравните образ моря – стихии и образ Шакро – стихии.

Ученики: В нем есть внутренняя сила, но он позволил злу, лени взять над ним верх. Горький ясно даёт понять, что зло, если ему не противиться, возрастает, переходя все допустимые рамки.

Князь Шакро, даже на дне жизни сохранивший свой гонор и убеждение, что «кто силён, тот сам себе закон», буквально закабаляет своего терпеливого спутника.

Он ведёт паразитический образ жизни, делая спутнику призрачные намеки на вознаграждение в будущем, которое в конце концов оказываются фикцией.

Учитель: «Красивый и сильный, блестящий на солнце своим металлом, в другое время он, пожалуй, мог бы навести на мысль о гордом творчестве людей, порабощающих стихии… Но рядом со мной лежал человек-стихия». Какие два начала противопоставляются в человеке?

Ученики: Стихийное и разумное – то, которое может поработить эту стихию.

Учитель: Кто же такой босяк, по мнению Горького? Как вы поняли?

Ученики: Босяк – это человек, который ищет свое место в мире, но не всегда он действует честно, покоряясь стихийному течению жизни. Горький ценил босяков за эту силу, но считал, что ей не хватает разума, чтобы жизнь человека стала лучше.

Домашнее задание:

Письменный ответ на вопрос: Почему Шакро бросил в финале рассказчика?

+ Прочитать стихотворение В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».

Источник: https://infourok.ru/user/4541850/blog/urok-v-8-klasse-po-teme-stolknovenie-stihijnogo-i-razumnogo-v-rasskaze-m-gorkogo-moj-sputnik-163293.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector