В данной статье в кратком формате пересказывается рассказ М.Горького «Воробьишко». Воробьи очень схожи с людьми, взрослые – скучные, а молодёжь – живет свои умом.
Над окошком бани в теплом гнезде жил воробей Пудик, он был еще маленьким и летать не умел, но крыльями махать научился. Пудику был очень интересен окружающий мир, и он вечно выглядывал из гнезда.
Мама Пудика вечно интересовалась, тем, что он нашел, но воробьишка только видел черную землю. Папа добывал букашек и приносил их Пудику, который их с радостью глотал и снова высовывался из гнезда.
Мама воробьишки очень волновалась, что Пудик упадет и его съест кошка. Пудик рос очень любопытным, его интересовали многие вопросы: что такое ветер, почему колышутся деревья, почему люди без крыльев. Мама старалась ответить на его вопросы, но он ей не верил и все воспринимал по-своему. Он считал, то крылья должны быть у всех и человек не исключение.
Однажды воробьишка, как обычно сидел на краю гнезда и распевал свои стишки. Он так распелся, что выпал из гнезда, мама это увидела и прыгнула за ним, но в этот момент появилась рыжая кошка. Пудик от испуга взлетел на окно и стал ждать маму, она появилась через несколько минут без хвоста. Пудик, понял, что нужно слушаться маму. Все закончилось хорошо, если не учитывать мамин хвост.
2 вариант
Сказка «Воробьишко» увидела свет отдельной книгой в 1917 г. Автор описывает жизнь Пудика, его приключения и то,как он справляется с первыми проблемами своей жизни. Горький призывает ребенка быть внимательным к происходящему вокруг и учиться искать причины возникновения тех или иных событий. Автор в сказке соединяет реальное и фантастическое, когда придает животным человеческий облик.
Произведение начинается с того, что автор сравнивает воробьев с человеком, что старые-скучные, и говорят обо всем, а молодые живет своим умом.
Над окном бани жил еще совсем маленький воробей, пробовать летать ему еще не приходилось, но он уже во всю разминал свои крылья, и выглядывал из гнезда, пытаясь понять, что таит в себе мир.
Мама говорила ему, чтоб Пудик не выглядывал с гнездышка, так как может выпасть и его съест кот, но тот не слушался.
Затем воробей увидел человека и стал спрашивать у мамы почему у мужчины нет крыльев, он думал, что крылья тому откусил кот, мама рассказала Пудику, что у людей нет крыльев, но малыш ей не верил.
Закончилось баловство Пудика тем, что однажды сидя на самом краю, он выпал из гнезда. Тут за ним погналась кошка, но мама воробья стала клевать того в глаз, она кричала Пудику, чтобы тот скорее летел в гнездо.
Все закончилось хорошо, кота прогнали, Пудик научился летать с испуга, единственное что, мама осталась без хвоста.
Горький. Краткие пересказы:
Картинка Воробьишко
Сейчас читают:
- Киплинг
- Краткое содержание Гаршин О жабе и розе (сказка)
Сказка начинает летом. Больной мальчик много проводит времени в саду. Сидит, не играет, но читает, смотрит на сад, любуется на цветник… Этот цветник, даже если за ним не ухаживают прекрасен, по-своему. - Краткое содержание Пушкин Царь Салтан
Поздней ночью под окном плели три сестры и делились своими мечтами. Самая младшая мечтала родить царю сына. Царю подслушал этот разговор и предложил третьей сестре стать его женой, она согласилась. - Пушкин
Краткие пересказы рассказов великого русского писателя Александра Пушкина - Краткое содержание Пушкин Жених
Наташа увидела преступление, злодей сыграл роль жениха и изводил свою жену. После того, как план злодея срабатывает он сватается к самой Наташе. Злодей задаривал Наташу дорогими подарками, шубами и украшениями - Краткое содержание Пушкин Гробовщик
Городской гробовщик Андрий Прохоров переехал на другую улицу в давно полюбившийся ему дом. По своему характеру он был человеком мрачного нрава и из-за этого часто думал о плохом. Андрий думал о том, что хорошо было бы похоронить богатую купчиху.
Источник: https://uchim-klass.ru/kratkie-soderzhaniya/gorkij/vorobishko
Краткий пересказ повести "Детство" Горького по главам (краткое содержание)
Главная страницаПовесть «Детство» М. Горького
Алексей с матерью и бабушкой на пароходе. Художник П. Пинкисевич |
Повесть «Детство» является частью знаменитой автобиографической трилогии Максима Горького. Повесть «Детство» состоит из 13 глав. В этой статье читайте краткий пересказ повести «Детство» Горького по главам: краткое содержание, изложение основных фактов и событий из каждой главы.
Глава I (Смерть отца и переезд)
Главный герой, мальчик Алексей Пешков, живет счастливо с родителями в Астрахани. Внезапно умирает отец мальчика (Максим Пешков). Накануне похорон мать мальчика (Варвара), рожает сына Никиту. Похоронив отца, Алексей с семьей плывет на пароходе в Нижний Новгород. В пути умирает младенец Никита. Его хоронят в Саратове, где пароход делает остановку.
Приехав в Нижний Новгород, мальчик поселяется в большой семье матери — семье Кашириных. Злая и вздорная семья Кашириных, их мрачный дом не нравятся мальчику. Дед Василий, глава семьи — богатый и уважаемый в городе человек. Он владеет мастерской по покраске тканей.
Глава II (Первое наказание)
Однажды за испорченную скатерть дед порет Алексея розгами до потери сознания. Мальчик болеет несколько дней и тяжело переносит эту травму. Отец и мать никогда не били Алексея и жили в любви. Поэтому мальчик с трудом привыкает к жизни у Кашириных, к вечным ссорам и грубости.
После этого дед постоянно сечет Алексея розгами за разные провинности. Мать Алексея тоже страдает от жизни в родительском доме. Наконец она уезжает куда-то надолго. Воспитанием Алексея занимается бабушка.
Глава III (Смерть Цыганка)
Алексей дружит с Цыганком, который живет в семье Кашириных. Цыганок — молодой, веселый и добрый парень, подкидыш, которого воспитали старики Каширины. Цыганок любит воровать продукты на рынке. Бабушка не одобряет воровство Цыганка, но не может повлиять на него.
У деда работает мастер Григорий. От него Алексей узнает страшную тайну дяди Якова: год назад тот насмерть забил свою жену.
В начале зимы братья Каширины и Цыганок несут тяжелый крест на кладбище на могилу к жене дяди Якова. Крест падает на Цыганка и придавливает его насмерть. Дед и бабушка винят в этом злых дядьев Якова и Михайла. Глава IV (Пожар и смерть тетки Натальи)
Жизнь у Кашириных становится для Алексея все более невыносимой. Он мечтает сбежать из дома. Однажды у Кашириных случается пожар: горит мастерская. Бабушка ловко руководит тушением, и пожар быстро прекращается. В ту же ночь у тетки Натальи — жены дяди Михайла — начинаются роды. В родах она умирает.
Глава V (Разъезд семьи)
Наконец дед покупает себе новый дом. Семья разъезжается: в старом доме остается дядя Яков, а дядя Михаило уезжает жить за реку. В новом доме дед сдает комнаты квартирантам. Из-за этого в доме всегда шумно и суетно. Алексей страдает от этого. Иногда мать Алексея ненадолго приезжает домой, но вскоре снова уезжает куда-то. Дед начинает сам обучать Алексея грамоте. Мальчик учится хорошо, и дед меньше наказывает его розгами. Однажды в ссоре дед бьет бабушку в лицо кулаком. Мальчик все видит. Его ужасает эта очередная жестокость деда.
Глава VI (Война дяди Михайла с дедом)
Жизнь Алексея у деда снова превращается в кошмар. Почти каждое воскресенье к деду приходит дядя Михайло и устраивает погром. Дядя пытается попасть в дом, чтобы убить деда. Однажды в такой драке дядя Михайло ранит свою мать — бабушку Алексея. Маленький Алексей тяжело переносит все эти семейные конфликты, к которым привыкли остальные Каширины.
Глава VII (Ослепший мастер Григорий)
Алексей по-прежнему живет у деда с бабушкой. Дед выгоняет с работы своего старого помощника — мастера Григория. Григорий ослеп и не может работать. Безработный Григорий становится бродягой и просит милостыню. Бабушка кормит его и дает денег. Алексею жаль брошенного старика, которого дед оставил без помощи.
Живя у деда и бабушки, Алексей многое узнает о жизни. Но в то же время ужасная атмосфера в семье угнетает мальчика.
Глава VIII (Хорошее Дело)
Дед снова переезжает в другой дом. Здесь он тоже держит квартирантов, среди которых есть мужчина по прозвищу Хорошее Дело. Мальчик и Хорошее Дело становятся друзьями. Дед Каширин не любит Хорошее Дело и бьет Алексея за визиты к жильцу. В конце концов дед выживает Хорошее Дело из дома и тот уезжает куда-то. Алексею очень жаль терять такого друга.
Глава IX (Дядя Петр)
Вскоре Алексей сближается с другим жильцом деда – извозчиком дядей Петей. Сначала Алексею нравятся рассказы дяди Петра о крепостной жизни. Дядя Петр хорошо относится к Алексею. Но мальчик замечает в нем что-то подозрительное. Вскоре их отношения портятся, и они открыто враждуют. Однажды Алексей знакомится с соседскими мальчишками — братьями Овсянниковыми. Мальчики видятся тайком от взрослых, которые против этой дружбы. Дядя Петя тоже всячески мешает мальчикам общаться. Внезапно дядя Петр кончает жизнь самоубийством.
Глава X (Возвращение матери)
Наконец мать Алексея (Варвара) приезжает жить домой. Она учит Алексея читать и заставляет его учить стихи наизусть. Мальчику тяжело даются стихи.
Однажды в ссоре дед снова бьет бабушку при Алексее. Устав от жестокости деда, мальчик мстит ему: он портит любимые картинки деда с изображением святых. Дед собирается побить внука, но мать вступается за сына и дает отпор старику.
Дед надеется выдать Варвару замуж за часовых дел мастера. Но Варвара наотрез отказывается.
Глава XI (Болезнь)
Показав характер, мать Алексея становится главной в доме. Дед боится дочь, ведет себя тише и ласковее с ней.
Алексей поступает в школу, но учеба ему не нравится. Отучившись месяц, Алексей заболевает оспой. Во время болезни в бреду он выпрыгивает с чердака и отбивает ноги. Три месяца он не может ходить.
Во время болезни он узнает от бабушки много нового о своем покойном отце (Максиме): о том, каким он был хорошим человеком, о том, как злые дядья Яков и Михайло пытались его утопить и т.д.
Глава XII (Неудачное замужество матери)
Мать Алексея выходит замуж за дворянина Евгения Максимова. Тот проигрывает все деньги в карты, и семья живет очень бедно. Дед Каширин разоряется, продает дом и живет один на съемных квартирах. Алексей с матерью, отчимом и бабушкой живут отдельно. Затем все вместе они переселяются к деду. Алексей снова ходит в школу. Он хорошо учится, но ведет себя плохо — озорничает и подшучивает над учителями. У Алексея рождается брат Саша, который умирает спустя 1-2 года. После его смерти рождается брат Николай. Отчим Алексея изменяет матери, жестоко и грубо обращается с ней. Однажды Алексей видит, как отчим избивает мать ногами. Мальчик бросается на отчима с ножом, но не ранит его по случайности.
Глава XIII (Первые заработки и смерть матери)
Алексей живет у деда с бабушкой. Разорившийся жадный дед отказывается содержать бабушку и внука. Бабушка и Алексей вынуждены зарабатывать на жизнь. Алексей собирает старые вещи по дворам и сдает их мешками ветошникам, а также ворует лес на складах, В это время Алексей сближается с другими мальчиками-бедняками. Вместе они работают и вместе гуляют. Прекратив учебу, Алексей продолжает работать. После тяжелой болезни умирает мать Алексея. Дед отправляет его «в люди». Алексей начинает жить самостоятельно. В это время ему около 8 лет (этот возраст Горький указывает в своей автобиографии).
Конец повести.
Это был краткий пересказ повести «Детство» Горького по главам: краткое содержание, изложение основных событий и фактов из каждой главы.
Читайте: Все материалы по повести «Детство»
Источник: https://www.literaturus.ru/2016/05/kratkoe-soderzhanie-detstvo-gorkij-po-glavam.html
Воробьишко краткое содержание
В данной статье в кратком формате пересказывается рассказ М.Горького «Воробьишко». Воробьи очень схожи с людьми, взрослые – скучные, а молодёжь – живет свои умом.
Над окошком бани в теплом гнезде жил воробей Пудик, он был еще маленьким и летать не умел, но крыльями махать научился.
Пудику был очень интересен окружающий мир, и он вечно выглядывал из гнезда.
Мама Пудика вечно интересовалась, тем, что он нашел, но воробьишка только видел черную землю. Папа добывал букашек и приносил их Пудику, который их с радостью глотал и снова высовывался из гнезда.
Мама воробьишки очень волновалась, что Пудик упадет и его съест кошка. Пудик рос очень любопытным, его интересовали многие вопросы: что такое ветер, почему колышутся деревья, почему люди без крыльев. Мама старалась ответить на его вопросы, но он ей не верил и все воспринимал по-своему.
Он считал, то крылья должны быть у всех и человек не исключение.
Однажды воробьишка, как обычно сидел на краю гнезда и распевал свои стишки. Он так распелся, что выпал из гнезда, мама это увидела и прыгнула за ним, но в этот момент появилась рыжая кошка.
Пудик от испуга взлетел на окно и стал ждать маму, она появилась через несколько минут без хвоста. Пудик, понял, что нужно слушаться маму. Все закончилось хорошо, если не учитывать мамин хвост.
- У воробьев совсем так же, как у людей: взрослые воробьи и воробьихи — пичужки скучные и обо всем
- говорят, как в книжках написано, а молодежь — живет своим умом.
- Жил-был желторотый воробей, звали его Пудик, а жил он над окошком бани, за верхним наличником, в
- теплом гнезде из пакли, моховинок и других мягких материалов. Летать он еще не пробовал, но уже
- крыльями махал и всё выглядывал из гнезда: хотелось поскорее узнать — что такое божий мир и
- годится ли он для него?
Что, что? — спрашивала его воробьиха-мама.
- Он потряхивал крыльями и, глядя на землю, чирикал:
- Чересчур черна, чересчур!
- Прилетал папаша, приносил букашек Пудику и хвастался:
- Чив ли я?
- Мама-воробьиха одобряла его:
- Чив, чив!
А Пудик глотал букашек и думал: «Чем чванятся — червяка с ножками дали — чудо!». И всё
высовывался из гнезда, всё разглядывал.
Чадо, чадо, — беспокоилась мать, — смотри — чебурахнешься! — Чем, чем? — спрашивал Пудик. — Да не чем, а упадешь на землю, кошка — чик! и слопает! — объяснял отец, улетая на охоту.
Так всё и шло, а крылья расти не торопились.
Подул однажды ветер — Пудик спрашивает:
Что, что? — Ветер дунет на тебя — чирик! и сбросит на землю — кошке! — объяснила мать.
- Это не понравилось Пудику, он и сказал:
- А зачем деревья качаются? Пусть перестанут, тогда ветра не будет…
- Пробовала мать объяснить ему, что это не так, но он не поверил — он любил объяснять всё
- по-своему.
- Чисто крылья ему оборвала кошка, — сказал Пудик, — одни косточки остались! — Это человек,
они все бескрылые! — сказала воробьиха. — Почему? — У них такой чин, чтобы жить без крыльев,
они всегда на ногах прыгают, чу? — Зачем? — Будь-ка у них крылья, так они бы и ловили нас, как мы
с папой мошек… — Чушь! — сказал Пудик. — Чушь, чепуха! Все должны иметь крылья. Чать, на земле
хуже, чем в воздухе! … Когда я вырасту большой, я сделаю, чтобы все летали.
- Пудик не верил маме; он еще не знал, что если маме не верить, это плохо кончится. Он сидел на
- самом краю гнезда и во всё горло распевал стихи собственного сочинения:
- Эх, бескрылый человек, У тебя две ножки, Хоть и очень ты велик, Едят тебя мошки! А я
- маленький совсем, Зато сам мошек ем.
- Пел, пел да и вывалился из гнезда, а воробьиха за ним, а кошка — рыжая, зеленые глаза — тут как
- тут. Испугался Пудик, растопырил крылья, качается на сереньких ногах и чирикает:
- Честь имею, имею честь…
- А воробьиха отталкивает его в сторону, перья у нее дыбом встали — страшная, храбрая, клюв
- раскрыла — в глаз кошке целит.
- Прочь, прочь! Лети, Пудик, лети на окно, лети…
- Страх приподнял с земли воробьишку, он подпрыгнул, замахал крыльями — раз, раз и — на окне! Тут
- и мама подлетела — без хвоста, но в большой радости, села рядом с ним, клюнула его в затылок и
Что, что? — Ну что ж! — сказал Пудик. — Всему сразу не научишься!
- А кошка сидит на земле, счищая с лапы воробьихины перья, смотрит на них — рыжая, зеленые глаза и
- сожалительно мяукает:
- Мяа-аконький такой воробушек, словно мы-ышка… мя-увы…
- И всё кончилось благополучно, если забыть о том, что мама осталась без хвоста…
- Горький пишет очень драматично и пронзительно, но есть у него и легкие, славные рассказы, вот краткое содержание сказки «Воробьишко» для читательского дневника — один из них.
Сюжет
У воробьиной четы вылупился птенец — Пудик. Малыш очень энергичный и любознательный, не может усидеть на месте. Семья свила гнездышко над баней в крестьянском дворе. Родители собирают червяков и другую еду и приносят своему малышку. Птенец — непоседа, пытается взлететь и увидеть мир.
Мать строго наказывает ему, чтобы не вылезал из гнезда, он еще маленький, а окружающий мир полон опасностей и угроз, от которых он пока не может уберечь сам себя. Но Пудик, когда родителей нет, вылетает и падает на землю. Его сразу примечает дворовой кот, который бежит к добыче. Мать едва успевает спасти птенца.
Пудик понимает, что поспешил.
Вывод (моё мнение)
Родители желают нам добра, даже когда нам кажется, что они не понимают нас, что они строги и невнимательны, пока не можем решать свои проблемы, пока мы дети, нужно слушаться их, как и других близких старших. У них есть опыт — они видели эту жизнь с разных сторон, и нужно уважать их опыт и прислушиваться к нему, чтобы совершать меньше ошибок, ведь жизнь так коротка.
Воробьишко
У воробьев совсем так же, как у людей: взрослые воробьи и воробьихи — пичужки скучные и обо всем говорят, как в книжках написано, а молодежь — живет своим умом.
Жил-был желторотый воробей, звали его Пудик, а жил он над окошком бани, за верхним наличником, в теплом гнезде из пакли, моховинок и других мягких материалов. Летать он еще не пробовал, но уже крыльями махал и всё выглядывал из гнезда: хотелось поскорее узнать — что такое божий мир и годится ли он для него?
Что, что? — спрашивала его воробьиха-мама.
- Он потряхивал крыльями и, глядя на землю, чирикал:
- Чересчур черна, чересчур!
- Прилетал папаша, приносил букашек Пудику и хвастался:
- Чив ли я?
- Мама-воробьиха одобряла его:
- Чив, чив!
А Пудик глотал букашек и думал: «Чем чванятся — червяка с ножками дали — чудо!». И всё высовывался из гнезда, всё разглядывал.
Чадо, чадо, — беспокоилась мать, — смотри — чебурахнешься!
Чем, чем? — спрашивал Пудик.
Да не чем, а упадешь на землю, кошка — чик! и слопает! — объяснял отец, улетая на охоту.
- Так всё и шло, а крылья расти не торопились.
- Подул однажды ветер — Пудик спрашивает:
- Что, что?
Ветер дунет на тебя — чирик! и сбросит на землю — кошке! — объяснила мать.
Это не понравилось Пудику, он и сказал:
А зачем деревья качаются? Пусть перестанут, тогда ветра не будет…
Пробовала мать объяснить ему, что это не так, но он не поверил — он любил объяснять всё по-своему.
Чисто крылья ему оборвала кошка, — сказал Пудик,- одни косточки остались!
Это человек, они все бескрылые! — сказала воробьиха.
У них такой чин, чтобы жить без крыльев, они всегда на ногах прыгают, чу?
Будь-ка у них крылья, так они бы и ловили нас, как мы с папой мошек…
Чушь! — сказал Пудик. — Чушь, чепуха! Все должны иметь крылья. Чать, на земле хуже, чем в воздухе!.. Когда я вырасту большой, я сделаю, чтобы все летали.
- Пудик не верил маме; он еще не знал, что если маме не верить, это плохо кончится. Он сидел на самом краю гнезда и во всё горло распевал стихи собственного сочинения:
- Эх, бескрылый человек,
- У тебя две ножки,
- Хоть и очень ты велик,
- Едят тебя мошки!
- А я маленький совсем,
- Зато сам мошек ем.
- Пел, пел да и вывалился из гнезда, а воробьиха за ним, а кошка — рыжая, зеленые глаза — тут как тут. Испугался Пудик, растопырил крылья, качается на сереньких ногах и чирикает:
Честь имею, имею честь…
А воробьиха отталкивает его в сторону, перья у нее дыбом встали — страшная, храбрая, клюв раскрыла — в глаз кошке целит.
Прочь, прочь! Лети, Пудик, лети на окно, лети…
Страх приподнял с земли воробьишку, он подпрыгнул, замахал крыльями — раз, раз и — на окне! Тут и мама подлетела — без хвоста, но в большой радости, села рядом с ним, клюнула его в затылок и говорит:
Что, что?
Ну что ж! — сказал Пудик. — Всему сразу не научишься!
А кошка сидит на земле, счищая с лапы воробьихины перья, смотрит на них — рыжая, зеленые глаза и сожалительно мяукает:
Мяа-аконький такой воробушек, словно мы-ышка… мя-увы…
И всё кончилось благополучно, если забыть о том, что мама осталась без хвоста…
Главный герой сказки Горького «Воробьишко» — юный воробей по имени Пудик. Он жил в теплом гнезде за оконным наличником. Мама-воробьиха и папа-воробей приносили ему вкусных червячков и мошек. Пудик был любопытным и часто высовывался из гнезда. Мама предупреждала его, чтобы он так не делал. Она говорила, что может подуть ветер и тогда птенец выпадет из гнезда и попадет в лапы кошке.
Тогда Пудик спрашивал у мамы, зачем деревья качаются и создают ветер? Мама пыталась объяснить сыну, что все не так, но нужных слов не могла подобрать. Однажды Пудик увидел странное существо на двух ногах и без крыльев. Мама объяснила, что это человек. Тогда Пудик сочинил про человека насмешливое стихотворение.
Он уселся на краю гнезда и принялся декламировать свое творение. И сам не заметил, как вывалился из гнезда. А летать Пудик еще не умел. Кошка, о которой Пудику говорила мама, тут же проявила интерес к выпавшему из гнезда птенцу, но мать отважно бросилась на защиту малыша. Она раскрыла клюв и пыталась попасть кошке в глаз.
Пудик очень испугался, стал махать крылышками и неожиданно взлетел. Он уселся на окно, и вскоре к нему присоединилась мама-воробьиха. Она сердито клюнула Пудика, а он сказал ей, что сразу всему не научишься.
Таково краткое содержание сказки.
Главная мысль сказки «Воробьишко» заключается в том, что родители плохого не посоветуют. Пудик пропускал мимо ушей советы родителей и чуть не попал в лапы кошки. Однако, благодаря этому случаю, молодой воробей научился летать.
Сказка Горького учить быть осторожным и слушать советы родителей.
В сказке мне понравилась мама Пудика. Это очень отважная воробьиха, она не побоялась сразиться с кошкой ради спасения сына.
Какие пословицы подходят к сказке «Воробьишко»?
Страшнее кошки зверя нет.
И воробей на кошку чирикает.
Не было бы счастья, да несчастье помогло.
Источник: https://kollege.ru/biogafii/vorobishko-kratkoe-soderzhanie.html
Горький Максим “Воробьишко”. Читательский дневник
- Горький Максим
- Название: “Воробьишко”
- Жанр: рассказ
- Тема произведения: животные
- Число страниц: 6
- Главные герои и их характеристика
- Пудик. Желторотый воробей. Самоуверенный,
хвастливый, глупый. - Воробьиха, мать Пудика. Опытная и мудрая.
Бесстрашная. - Кошка. Мелкий хищник.
О чем произведение (1-2 предложения – кратчайшее
содержание)
Любопытный воробей Пудик вываливается из гнезда и на него
набрасывается кошка. Ценой собственного хвоста мать спасает Пудика.
Сюжет — краткое содержание
- Пудик очень интересовался тем, что происходит на
земле. - Родители предупреждали пудика, чтобы тот был
осторожней. - Но пудик выпал из гнезда и к нему бросилась
кошка. - Воробьиха стала отгонять кошку, защищая Пудика.
- Пудик успел взлететь на баню, а кошка вырвала у
воробьихи часть хвоста. - Кошка сильно переживала, что осталась без обеда.
Понравившийся эпизод
Мне понравилось, как Пудик рассматривал и обсуждал человека.
Он даже сочинил про него веселую песенку, в которой говорил, что человек, хоть
и велик, но его едят мошки. А вот Пудик, хоть и мал, зато сам ест мошек.
План произведения для пересказа
- Любопытный Пудик;
- Предупреждение;
- Песня про мужика;
- Падение;
- Воробьиха и кошка;
- Пудик летит;
- Потерянный хвост.
- Главная мысль
- Дети должны всегда слушать родителей, потому что
собственного опыта у малышей пока нет. - Чему учит эта книга
Рассказ учит быть осторожными, осмотрительными, послушными. Слушать
умные советы, слушаться родителей. Учит бесстрашию и самоотверженности. Учит не
смеяться над теми, кто не похож на тебя.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось
произведение, мое отношение к прочитанному
Мне понравился этот рассказ, главным героем которого
все-таки является не Пудик, а его мать. Если бы не ее героизм, то быть бы
Пудику съеденным кошкой. Но мать бесстрашно бросилась защищать свое дитя, и
кошка была побеждена.
- Новые слова и выражения
- Желторотый — совсем молодой, с желтым пухом у клюва.
- Чваниться — важничать, хвастать.
- Чадо — маленький ребенок.
- Пословицы к произведению
- Материнская любовь со дна моря достает.
- У кого детки, у того и заботы.
- Страшнее кошки зверя нет.
- Назад к содержанию
Похожее
Источник: https://pushkinsdelal.ru/gorkiy-maksim-vorobishko-chitate/
Технологическая карта по литературному чтению на тему "М. Горький "Воробьишко »" (2 класс)
- Технологическая карта урока по литературному чтению
- Класс: 2
- УМК: «Начальная школа XXI века»
- Тема: М. Горький «Воробьишко»
комбинированный
- Педагогические задачи: совершенствовать навык осознанного выразительного чтения произведения; учить читать по ролям; содействовать развитию коммуникативных умений, пониманию идеи произведения, воспитанию любви и нежности к матери
- Планируемые результаты
- Предметные: пользуются средствами речевой выразительности в зависимости от содержания текста; узнают в авторских произведениях героев знакомых сказок
- Метапредметные:
- познавательные: овладевают навыками смыслового чтения; строят речевые высказывания; овладевают техникой чтения, приемами понимания произведения; составляют несложные монологические высказывания; осуществляют моделирование, анализ, сравнение; устанавливают причинно-следственные связи;
- регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия;
- коммуникативные: допускают существование различных точек зрения; договариваются, приходят к общему решению
- Личностные: имеют представление о ценности и уникальности природного мира, охране природы
- Образовательные ресурсы: изображение воробья, карточки с прилагательными
- Ход урока
- Содержание деятельности учителя
- Содержание деятельности обучающихся(осуществляемые действия)
- Формируемые способы деятельности
- I. Организация начала урока
- – Я вам дарю свою улыбку, а вы мне свои
- Проявляют активность в решении познавательной задачи, аргументируют свою позицию и выделяют необходимую информацию, анализируют результаты.
- Принимают и сохраняют учебную цель и задачу, дополняют высказанные мнения по существу полученного задания.
- Умеют оформлять свою мысль в устной речи.
- Ориентируются в своей системе знаний.
- Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру
- II. Постановка учебной задачи
- – Сегодня героем урока будет представитель мира пернатых. Послушайте загадку:
- Чик-чирик!
- К зернышкам прыг!
- Клюй, не робей!
Кто это? (Воробей.)
- Показывает картинку.
- – Подберите однокоренные слова к слову воробей.
- – Сегодня мы познакомимся с произведением Максима Горького «Воробьишко».
– Кто из вас может рассказать факты биографии М. Горького?
– Кто помнит настоящие фамилию и имя М. Горького?
- Наш воробьишка
- В сером армячишке.
- В чисто поле не идет
- И посевы не клюет.
- По двору шныряет,
- Крошки собирает.
- – О ком пойдет речь на уроке?
- – Воробьиха, воробушек.
– У М. Горького рано умерла мама, и он пошел работать. Работал грузчиком, пекарем в булочной, мыл посуду на пароходе. У него было тяжелое детство.
– Алексей Пешков.
– О воробье
III. Работа по теме урока.
- 1. Словарная работа
- Растопырил крылья – неуклюже раздвинул в стороны.
- Благополучно – удачно, успешно.
- Дыбом (перья) – торчком, вверх.
- Желторотый – о птенцах: с желтизной около клюва.
- Наличник – накладная планка вокруг двери или окна.
- Пакля – грубые нити, полученные из растений.
- Чересчур – слишком.
- Чадо – ребенок.
- Объясняют значение слов и выражений
2. Работа с произведением.
- 1) Прогнозирование содержания произведения
- – Как вы думаете, почему автор так назвал произведение?
- Отвечают на вопросы
- Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы.
- Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками.
- Извлекают необходимую информацию из рассказа учителя и ответов сверстников
- 2) Чтение учи-теля
- Читает произведение
- Внимательно слушают
- 3) Беседа по со-держанию
– Что вы почувствовали? Почему было смешно?
– Назовите жанр.
– Найдите в сказке слова, которые указывают на то, что Пудик маленький.
– Каким вы его представили? Почему? Докажите с помощью текста.
– Почему он критиковал все, что его окружало?
– Было страшно за воробьишку, жалко маму-воробьиху. Было смешно, потому что воробьишко был глупым. Он ничего не знал о мире.
– Это сказка. Только в сказках животные и птицы разговаривают, как люди.
- – «Летать он еще не пробовал, но уже крыльями махал и все выглядывал из гнезда».
- – «Он потряхивал крыльями и, глядя
- на землю, чирикал».
- Прилетал папаша, приносил букашек Пудику.
- Пудик думал: «Чем чванятся – червяка с ножками дали – чудо».
А зачем деревья качаются? Пусть перестанут, тогда ветра не будет…»
– Думал, что он самый лучший. Мама и папа его любят, заботятся. Все должны его любить
- Физкультми-нутка
- Встал воробышек на лапки,
- Приготовился к зарядке.
- Повернулся влево, вправо.
- Приседанье сделал справно.
- Клювиком почистил пух
- И скорей за парту плюх
- Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя
- Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя
- 4) Выборочное чтение
– Интересные вопросы задавал Пудик? Значит, какой он? Докажите.
- – Найдите слова родителей Пудика, предупреждающие об опасности.
- – А верил ли Пудик родителям?
- – Давайте прочитаем отрывок о том, как Пудик вывалился из гнезда.
- – Для чего птице нужен хвост?
– На кого похож Пудик? А воробьиха?
– Что общего между воробьихой и вашей мамой?
– Чему научился Пудик?
– Исправится ли Пудик? Почему?
На доске на карточках – прилагательные для характеристики героя
– Любопытный. Он все время высовывался из гнезда, всем интересовался. Жизнерадостный. – «Ветер дунет на тебя – чирк! И сбросит на землю – кошке!»
«Чадо, чадо, – смотри, чебурахнешься».
– Нет, он думал, что они его пугают.
– «Он сидел на самом краю гнезда и во все горло распевал стихи собствен-ного сочинения. Пел, пел, да и вывалился из гнезда».
– Для того чтобы летать, удерживать равновесие, для красоты и т. д.
– Пудик похож на ребенка. Воробьиха – на маму.
– Мама Пудика и моя мама все время чему-то учат, беспокоятся, желают добра. Они сильные и решительные.
– Пудик научился летать, он понял, что надо слушаться старших.
– Да, он исправится, станет послушным, так как очень испугался кошки. Он по-другому посмотрит на мир, изменится его отношение к родителям.
- Выбирают нужные прилагательные для характеристики героя
- Проявляют активность в решении познавательной задачи.
- Аргументируют свою позицию и выделяют необходимую информацию, анализируют результаты.
- Принимают и сохраняют учебную цель и задачу, дополняют высказанные мнения по существу полученного задания.
- Умеют оформлять свою мысль в устной речи.
- Ориентируются в своей системе знаний
- 5) Составление характеристики героя
- Маленький несмышленый
- Хвастливый отважный
- Мудрый грустный
- Пугливый глупенький
- Смелый трусливый
- 6) Пересказ произведения обучающимися
- На карточках:
а) Жил-был желторотый воробей, звали его Пудик…
б) Пудик все расспрашивал у воробьихи-мамы…
в) Пудик сидел на краю гнезда и распевал песню…
Продолжают пересказывать эпизод
IV. Итог урока. Рефлексия
- – Какое произведение мы с вами прочитали?
- – Кто автор произведения?
- – Назовите главного героя сказки.
- – Понравился ли вам Пудик?
- – Нужно ли быть таким хвастливым, как Пудик?
- – Кому обязан своей жизнью воробьишко?
- – Что побудило воробьиху броситься на кошку?
- – Что сделало ее сильной?
– Какова основная идея произведения? Найдите в тексте.
- – Продолжите предложения:
- • На сегодняшнем уроке я узнал …
- • На этом уроке я похвалил бы себя за …
- • После урока мне захотелось …
- • Сегодня я сумел …
- Отвечают на вопросы.
- – Она жертвует собой ради непослушного сына.
- Материнское сердце способно помочь, защитить, согреть, потому что в нем есть великая любовь.
- – «Если маме не верить, то это может плохо кончиться»
- Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения учебного материала
- Домашнее
- задание
- Подготовить чтение произведения по ролям
- Записывают задание на дом, задают вопросы
- Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить
Источник: https://infourok.ru/tehnologicheskaya-karta-po-literaturnomu-chteniyu-na-temu-m-gorkiy-vorobishko-klass-2345460.html
План-конспект урока по чтению (2 класс) на тему: "Воробьишко (по М.Горькому)" | Социальная сеть работников образования
- «Воробьишко»
- (по М. Горькому)
- Урок литературного чтения
- во 2 классе
- МБОУ «Льговская ОШ»
- Учитель: Никитина Екатерина
- Борисовна
- Тема : М. Горький «Воробьишко»
- Цели: совершенствовать навык чтения целыми словами и навык вырази-тельного чтения; воспитывать бережное отношение к природе, к живот-ным.
- Тип урока: изучение нового материала
- Планируемые результаты:
- Предметные: умение находить смысл названия произведения и объяс-нять его связь с содержанием, находить фрагменты текста, необходимые для ответа на поставленные вопросы, составлять рассказ на заданную тему, опираясь на личные впечатления.
- Личностные: умение внимательно относиться к своим переживаниям, вы-званным восприятием окружающего мира и мира животных; представле-ния о добре и зле; нравственное сознание и чувство сопереживания к «бра-тьям нашим меньшим».
- Метапредметные: умение выделять существенную информацию из текс-та, понимать символы, знаки; умение планировать свои действия в соот-ветствии с поставленной задачей, самостоятельно оценивать свои знания; умение высказывать своё мнение и выслушивать мнение партнёра, рабо-тая в паре; участвовать в диалоге.
- Формы и методы обучения: индивидуальная, фронтальная; словесный, на-глядный, практический.
Образовательные ресурсы: индивидуальные карточки « Бег по дорожке», для читающих сильных учащихся, портрет А. М. Горького, изображение и загадка о воробье, тест, карточки для «сенкана».
Ход урока
Ребята, в народе говорят, что добрый гость – дому радость. Ду-маю, что вы, как и я, рады нашим гостям. Давайте поздороваемся с ними.
- А сейчас дадим рекламу нашему уроку:
- Мы будем: (дети хором) внимательными
- активными
- творческими
- Урок будет: (читают табличку) интересным
- продуктивным
- творческим
- Актуализация опорных знаний
- •вверх-вниз;
- •из стороны в сторону;
- •обвести глазами квадрат;
- •разглядываем глазами «радугу»;
- • «похлопаем» глазками;
- •сделаем «китайские глазки» и улыбнёмся друг другу.
- •выдыхаем воздух и произносим гласные а у о е и ы
- •вга вго вгу вги вге
- вда вдо вду вди вде вдя вдю
- вжа вжо вжу вжи вже
- вла вло влу вли вле вля влю
- вма вмо вму вми вме вмя вмю
- 1 группа (сильные уч-ся) – читают индивидуальные карточки.
- Проверка работы 1 группы:
•О ком читали? Что понравилось? Что не понравилось?
- Съел Валерик варение,
- А Валюшка – ватрушку.
- м
- читаем медленно
- б
- читаем быстро
- од
- читаем на одном дыхании
- Проверка домашнего задания
•С каким рассказом мы познакомились на прошлом уроке?
•О чём попросила мама?
•Зачитайте, что решила Оля? А Наташа?
•Кому достались два пирожных? Почему?
- •Выберите пословицу, соответствующую этому рассказу:
- — Вся семья вместе, так и душа на месте.
- — Изба детьми весела.
- Мотивация учебной деятельности
- •Что чувствовала мама, когда на кухню пришла одна дочь?
- •А у вас были такие случаи, когда вы отказывались по какой-либо причине помочь маме или не послушались её?
- •К чему это привело?
- •Как вы думаете, о чём мы с вами сегодня будем читать?
- Птичка – невеличка
- Ножки имеет,
- А ходить не умеет.
- Хочет сделать шажок –
- Получается прыжок. (Воробей)
- У вас было домашнее задание: подготовить рассказ о воробье.
- 1 группа – описание внешнего вида;
- 2 группа – о жизни птицы.
- (заслушивание сообщений)
- Сообщение темы и определение задач урока
Сегодня на уроке мы познакомимся со сказкой М. Горького «Во-робьишко». Что может быть общего между рассказом «Два пи-рожных» и сказкой «Воробьишко»? Вот на этот вопрос мы дол-жны с вами ответить в конце урока.
- Работа над материалом урока
- Чтение учителем начала сказки «Воробьишко».
- •Кому понравилась сказка?
- •Кто хотел бы узнать продолжение сказки?
- Наличник – накладная планка над окном, дверью
- Пакля –
- Чванятся –
- Коллективное чтение продолжения сказки по учебнику
(читают 3 подготовленных ученика)
- Пудик не верил маме, потому что
- А) не любил её;
- Б) был маленьким.
- 2) Он распевал во всё горло
- А) стихи собственного сочинения;
- Б) весёлые песенки.
- 3) Приподнял воробьишку с земли
- А) страх;
- Б) мама – воробьиха.
- 4) Всё закончилось благополучно потому, что
- А) кошка не догнала Пудика;
- Б) мама – воробьиха спасла его.
- 5. Проверка текста (по таблице)
- Закрепление и осмысление знаний
- 1 часть: чтение «буксиром».
- •Каким представили себе Пудика?
- (демонстрация иллюстраций)
- •Работа в парах:
- Подчеркнуть слова, которые характеризуют Пудика.
- Карточка №1
- Большой, взрослый, маленький, непоседливый, неопытный, злой, любознательный, хитрый, непослушный, желторотый.
- 2 часть: чтение «жужжащее».
- •Как выглядел Пудик, когда оказался на земле?
- •А воробьиха?
- • Как он оказался на окне?
- 3 часть: чтение «молча» (пальчик на губах).
- •Какой разговор состоялся между мамой-воробьихой и Пуди-
- ком?
- Воробьишко.
- Маленький, глупый.
- Сидит, распевает, вывалился.
- Воробьишко вывалился из гнезда.
- Птенец.
- Обобщение и закрепление изученного материала.
•Возвращаемся к вопросу, который прозвучал в начале урока. Что общего между рассказом «Два пирожных» и сказкой «Во-робьишко»?
- Составление ассоциативного куста:
- Какое прекрасное слово – мама!
- Назовите слова, которые приходят в голову, когда слышите это замечательное слово – мама:
- доброта
- ласка МАМА семья
- солнышко любовь
- забота
- Наш урок подходит к концу. Кому из вас на уроке было всё по-нятно, интересно и легко, поднимите весёлый «смайлик». Кому было сложно, не всё получалось, было неинтересно, подними-те грустный «смайлик».
- У наших гостей тоже есть такие «смайлики». Уважаемые гости, интересно ли вам было на нашем уроке?
IХ. Домашнее задание.
- •Чтение по ролям;
- •пересказ;
- •составить диалог «Разговор мамы и Пудика после непри-
- ятного случая»
Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2017/11/02/vorobishko-po-m-gorkomu
Краткое содержание сказки М. Горького “Воробьишко”
У воробьев совсем так же, как у людей: взрослые воробьи и воробьихи – пичужки скучные и обо всем говорят, как в книжках написано, а молодежь – живет своим умом.
Жил-был желторотый воробей, звали его Пудик, а жил он над окошком бани, за верхним наличником, в теплом гнезде из пакли, моховинок и других мягких материалов.
Летать он еще не пробовал, но уже крыльями махал и все выглядывал из гнезда: хотелось поскорее узнать – что такое божий мир и годится ли он для него? – Что, что? – спрашивала его воробьиха-мама.
Он потряхивал крыльями и, глядя на землю, чирикал: – Чересчур черна, чересчур! Прилетал папаша, приносил букашек Пудику и хвастался: – Чив ли я? Мама-воробьиха одобряла его: – Чив, чив! А Пудик глотал букашек и думал: “Чем чванятся – червяка с ножками дали – чудо!”.
И все высовывался из гнезда, все разглядывал. – Чадо, чадо, – беспокоилась мать, – смотри – чебурахнешься! – Чем, чем? – спрашивал Пудик. – Да не чем, а упадешь на землю, кошка – чик! и слопает! – объяснял отец, улетая на охоту.
Так все и шло, а крылья расти не торопились. Подул однажды ветер – Пудик спрашивает: – Что, что? – Ветер дунет на тебя – чирик! и сбросит на землю – кошке! – объяснила мать.
Это не понравилось Пудику, он и сказал: – А зачем деревья качаются?
Пусть перестанут, тогда ветра не будет… Пробовала мать объяснить ему, что это не так, но он не поверил – он любил объяснять все по-своему. – Чисто крылья ему оборвала кошка, – сказал Пудик,- одни косточки остались! – Это человек, они все бескрылые! – сказала воробьиха.
– Почему? – У них такой чин, чтобы жить без крыльев, они всегда на ногах прыгают, чу? – Зачем? – Будь-ка у них крылья, так они бы и ловили нас, как мы с папой мошек… – Чушь! – сказал Пудик. – Чушь, чепуха! Все должны иметь крылья. Чать, на земле хуже, чем в воздухе!..
Когда я вырасту большой, я сделаю, чтобы все летали. Пудик не верил маме; он еще не знал, что если маме не верить, это плохо кончится. Он сидел на самом краю гнезда и во все горло распевал стихи собственного сочинения: Эх, бескрылый человек, У тебя две ножки, Хоть и очень ты велик, Едят тебя мошки!
А я маленький совсем, Зато сам мошек ем. Пел, пел да и вывалился из гнезда, а воробьиха за ним, а кошка – рыжая, зеленые глаза – тут как тут. Испугался Пудик, растопырил крылья, качается на сереньких ногах и чирикает: – Честь имею, имею честь…
А воробьиха отталкивает его в сторону, перья у нее дыбом встали – страшная, храбрая, клюв раскрыла – в глаз кошке целит.
– Прочь, прочь! Лети, Пудик, лети на окно, лети… Страх приподнял с земли воробьишку, он подпрыгнул, замахал крыльями – раз, раз и – на окне! Тут и мама подлетела – без хвоста, но в большой радости, села рядом с ним, клюнула его в затылок и говорит: – Что, что? – Ну что ж! – сказал Пудик. – Всему сразу не научишься!
А кошка сидит на земле, счищая с лапы воробьихины перья, смотрит на них – рыжая, зеленые глаза и сожалительно мяукает: – Мяа-аконький такой воробушек, словно мы-ышка… мя-увы… И все кончилось благополучно, если забыть о том, что мама осталась без хвоста…
(2 votes, average: 4.00
Источник: https://goldsoch.info/kratkoe-soderzhanie-skazki-m-gorkogo-vorobishko/
Воробьишко — краткое содержание рассказа Горького
Желторотый воробей Пудик жил над окном бани, с родителями воробьями, в тёплом гнёздышке. Летать он не умел, крылышки были совсем маленькими. Он немного махал ими и смотрел из гнезда на улицу. Пудик хотел поскорей вырасти и узнать большой мир.
Мама – воробьиха заботливо оберегала его и находилась всегда рядом. Они чирикали друг другу обо всём на свете. Папа – воробей был добытчиком птичьего семейства. Каждый раз, принося домой питание, воробьиха его хвалила за промысел. Она очень им гордилась.
Пудик с радостью клевал принесённую отцом еду и мечтал о больших червяках. Ему хотелось свершить отчаянный поступок.
Он высовывал свою маленькую головку из гнезда, разглядывая и изучая на земле насекомых. Его родители очень переживали за своё чадо, что он может случайно выпасть из гнезда и стать жертвой хозяйской кошки. Когда дул сильный ветер, мать закрывала его своими крыльями. В них было тепло и уютно.
Пудик рос любознательным и беспокойным. Он часто задавал матери разные вопросы, но ответы толковал по – своему. Он думал, что у людей тоже есть крылья. Мама объясняла ему, что люди созданы по – другому, и у них вместо крыльев руки и ноги.
Но маленький воробей всё равно не верил ей и настаивал на своём.
Однажды он сидел на краю гнезда и чирикал стишок про человека, который сам сочинил. Пудик вертел головой во все стороны, жестикулировал крылышками и …выпал из гнезда на землю. Во дворе гуляла большая рыжая кошка. Он испуганно растопырил лапки и смотрел на приближающееся животное.
Кошка подкрадывалась к нему и с наслаждением облизывалась. Ещё немного, и от Пудика ничего бы не осталось. Мама – воробьиха стремительно ринулась вниз, защищая своего сынишку. Она бесстрашно махала крыльями, отталкивая его от неё. Обороняясь клювом, воробьиха метила кошке в глаз.
Пудик раскрыл свои маленькие крылышки, и взлетел на окно. Он сидел, расправив слабенькие крылья. Мама прилетела к нему без перьев. Бой с животным был неравным. Кошка всё же сумела ободрать ей хвост. Но мать всё сделает для спасения своего ребёнка! Воробьиха, рискуя жизнью, отважно пожертвовала собой.
Кошка сидела на траве, смотрела вверх, и протяжно мяукала с сожалением, что ей так и не удалось полакомиться воробышком.
Эта поучительная история закончилась хорошо, только мама – воробьиха будет жить без хвоста. А Пудик в следующий раз будет вести себя умней и слушаться маму во всём!!!
Читательский дневник.
Другие произведения автора:
← Рождение человека↑ ГорькийФома Гордеев →
Источник: http://sochinite.ru/kratkie-soderzhaniya/gorkij/vorobishko-rasskaz