Краткое содержание грасс жестяной барабан за 2 минуты пересказ сюжета

Роман «Жестяной барабан», созданный немецким писателем Гюнтером Вильгельмом Грассом, повествует о жизни Оскара Мацерата — психически больного мужчины. Он всегда имеет под рукой свой талисман — жестяной барабан и пишет о своих родственниках и событиях, происходивших в стране в середине двадцатого века.

Его бабушка — полька, была два раза замужем. Один муж погиб, спасаясь от полиции, а второй — от болезни. Сама женщина работала в бакалейной лавке. Мать Оскара любила одного мужчину, а вышла замуж за другого. После свадьбы продолжала отношения с любовником.

С самого детства Оскар отличался от своих сверстников. Он не хотел наследовать лавку родителей, а желал получить барабан, сделанный из жести. Получив музыкальный инструмент, Оскар никогда с ним не расставался, поверял ему все, что происходило в жизни.

Однажды мальчик свалился в погреб и с того дня перестал расти. Зато заимел голос, который ломал стекло. Если люди делали то, что не нравилось Оскару, он просто кричал, и в помещении лопалось стекло.

Мальчик любил наблюдать за поведением других людей, анализировать их поступки. А еще хотел научиться читать. Но в школе же не сумел наладить отношения с учительницей. Она попыталась отобрать у Оскара барабан, мальчик в ответ своим голосом разбил оконные стёкла. Пришлось родителям забрать сына из учебного заведения. Обучением Оскара занялась подруга матери.

Мальчик не умел выстраивать отношения ни с окружающими его взрослыми, ни со сверстниками. Поэтому предпочитал проводить время со своим барабаном, стуча в него. Родителям приходилось периодически покупать новый музыкальный инструмент взамен лопнувшего.

На Оскара огромное впечатление произвели слова лилипута из цирка, который посоветовал мальчику быть среди тех людей, кто имеет власть.

Подросший Оскар забавлялся тем, что голосом ломал витрины магазинов и смотрел, как люди обворовывали торговое заведение. А еще подросток ждал, когда статуя младенца Христа начнёт отбивать дробь на барабане. Не дождавшись желаемого, Оскар попытался расколотить оконные стёкла в церкви, но у него ничего не получилось.

Был у юноши и друг — Герберт Тручински, который вначале работал в порту, а затем охранником в музее. Но однажды в один из дней мужчина умер, и Оскар был очень опечален этим событием.

В романе описаны годы, когда по Европе начала расползаться чума фашизма. Писатель в своём произведении открыто говорил о фашизме и вине немецкого народа, который попустил возникновение нацизма в своей стране.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Грасс — Жестяной барабан. Картинка к рассказу

Краткое содержание Грасс Жестяной барабан за 2 минуты пересказ сюжета

Сейчас читают

  • Краткое содержание Тургенев Рудин
    Летнее утро. Солнце уже припекало, но роса не успела высохнуть. Виднелась маленькая деревенька, по ней шла молодая женщина. Она неторопливой походкой прогуливалась по дороге. Звали ее Александра Павловна Липина
  • Краткое содержание Живое пламя Носов
    События, описанные в произведении Евгения Ивановича Носова Живой огонь, передаются автором от первого лица. Рассказчик с уважением отзывается о хозяйке дома — тете Оле, которая гостеприимно поселила его у себя в ветхом, но уютном уголке
  • Краткое содержание сказки Русалка Алексея Толстого
    На краю села, в мазанке жил да был дед Семен. Жил он вдвоем со старым рыжим котом. Хозяйство его было бедное – лошадь да овца. Промышлял он рыбалкой.
  • Краткое содержание Горький Легенда о Ларре из рассказа Старуха Изергиль
    Легенда о Ларре из рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль» является одним из главных эпизодов во всём произведении. Эта легенда повествует о племени, которое жило очень много лет тому назад
  • Краткое содержание Лермонтов Родина
    Это свое стихотворение Михаил Юрьевич Лермонтов написал в 1841 году. Оно написано, когда он жил на Кавказе. Другое его название — «Люблю отчизну я, но странною любовью!..».

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/avtory/grass-zhestyanoj-baraban-pereskaz

Жестяной барабан — краткое содержание Грасс

Оскар Мацерат является главным героем произведения Грасса. Он представляется перед читателем как нестабильный психически мальчик. При этом он носит с собою всегда и везде в качестве талисмана какой-то жестяной барабан и рассказывает многочисленные истории о своей родне, родине и сценах, которые происходили в пятидесятых годах двадцатого столетия.

О своей бабуле Оскар рассказывает, что она родом из Польши, была два раза в замужестве. Ее первый муж был застрелен во время побега от полицейских, а второй отдал концы от болезни. Мама Мацерата питала любовные чувства к одному мужчине, а вышла замуж за иного. Потому была не верна и продолжала поддерживать любовную связь с первым.

С самого детства мальчик отличался от остальных. Он был какой-то странный. Один из необычных его поступков был такой. Оскар не захотел перенять отеческую лавку, а попросил, чтобы ему дали только жестяной барабан. После того, как это произошло, Оскар везде таскает с собой этот музыкальный инструмент и делится с ним историями своей жизни и душевными переживаниями.

Однажды с Мацератом произошел несчастный случай. Он провалился в погреб и это вызвало задержку роста. Но зато у него появилась своего рода сверх способности. Теперь мальчик мог кричать настолько громко, что из-за такой звуковой волны разбиваются стекла во всем здании. Теперь многие люди если не боялись Оскара, то знали, что его точно лучше не трогать в целях сохранения имущества.

Оскару доставляло удовольствие наблюдать за поведением и поступками других людей. А еще он мечтал научиться читать. Когда он пошел в школу, то наладить отношения с наставницей не удалось, ведь она отбирала у мальчика его жестяную игрушку.

Родители забрали его из это учебного заведения. Тогда образованием Оскара занялась подруга матери. Мальчик любил бить по своему барабану, поэтому иногда он лопался, а отец покупал новый. Оскар был нелюдим, необщителен и вообще не любил людей.

Однажды цирковой лилипут ему посоветовал находиться рядом со властными людьми. Иногда мальчик кричал, стекла и витрины трескали и таким образом происходили ограбления.

Был у этого человека и друг по имени Герберт. Но скоро он умер, и мальчик был весьма опечален этим событием.

Также в книге описаны те моменты, когда фашизм начал расползаться по всей Германии. Автор осуждает немецкий народ, что он допустил выливание этого зелья во весь мир.

← Газданов — Вечер у Клэр
← Мамлеев — Шатуны↑ РазныеСанд — Консуэло →
Роллан — Кола Брюньон →

Краткое содержание Грасс Жестяной барабан за 2 минуты пересказ сюжета

  • Льгов — краткое содержание рассказа Тургенева
    История из цикла Записки охотника рассказывает краткий эпизод охоты поблизости от деревни Льгов, куда главному герою предлагает отправиться его слуга Ермолай. В отличие от существенной части других историй
  • Шукшин
    Шукшин — пересказы рассказов
  • Скупой — краткое содержание пьесы Мольера
    Произведение под названием «Скупой» написано известнейшим писателем и театральным деятелем Мольером. Эта пьеса по праву признается критиками одним из лучших творений автора. Краткое содержание данного произведения представлено в этой статье.
  • Последний в мире дракон — краткое содержание сказки Янссон
    В один летний денёк Муми-тролль решил поймать мелких головастиков, плавающих в луже. Он взял банку и опустил её в воду, а когда достал, то увидел, что поймал самого настоящего дракона

Источник: https://sochinimka.ru/kratkoe-soderzhanie/pereskaz/zhestyanoj-baraban-roman

Сюжет романа Грасса «Жестяной барабан»

В конце концов 1959 года «Жестяной барабан» появился в печати и имел мировой успех. История возникновения романа начерчена Грассом в его статье «Ретроспективный взгляд на «Жестяной барабан» — или автор как сомнительный свидетель. Свидетельство в собственном деле».

В книге Грасс разворачивает историю Германии с начала XX века и до его середины, в сущности, до времени написания романа. Важнейшие моменты этой истории отражаются особым способом в жизнеописаниях четырех поколений мещанской семьи, ее родственников, знакомых, соседей, т. е. круга лиц, которые сопровождают каждого в его жизни.

Кто же он такой, тот, кто задает тон рассказу, смешивает краски, владеет искривленным зеркалом? Его зовут Оскар Мацерат, и его имя для почитателей литературы давно уже стало нарицательным. Наверное, этот литературный герой — наибольшее художественное открытие Грасса. Оскар наряду с Грегором Замза из «Преобразование» Ф.

Кафки — наиболее приметная, особенно впечатляющая фигура во всей литературе Европы XX века.

Он карлик. По собственному желанию он перестал расти в трехлетнем возрасте. Он устроил это умно и хитро: упал в люк, который отец забыл затворить, скатился по ступенькам в подвал. Эта мучительная операция прекратила его дальнейший рост, он так и остается трехлетним с виду.

Детский вид (необходимо еще не забыть о его белокурых кудрях и невинных голубых глазках) делают его особо опасным наблюдателем жизни взрослых. Никто не воспринимает фальшивого ребенка серьезно, никто не скрывает от него всяческие непривлекательные детали своего существования.

Для маленького наблюдателя Оскара с его фальшивой наивностью не существует ничего святого, никаких моральных табу. В три года он получил в подарок жестяной барабан, который стал его любимой игрушкой и сопровождает его в жизни. На барабане он выбивает палочками все, что он должны сказать или рассказать (конечно, с детства у него сменилось много таких барабанов).

Ясно, что барабан в романе задуман как символ, аллегория, метафора. Он выступает как символ искусства, на котором непривычный хронист рассказывает историю своей семьи, свою собственную и своей отчизны.

Рекомендуем почитать ►

Родной город Луганск (описание)

С самого начала Оскар сообщает читателю, что он находится в лечебном учреждении, точнее, в сумасшедшем доме. Санитар Бруно дает ему бумагу, чтобы он мог писать собственные «мемуары». В том же сумасшедшем доме заканчивается действие романа, благодаря чему создается полная обрамляющая структура текста.

Сначала Оскар прятался в своем фальшивом детстве, чтобы убежать от отвратительного мира взрослых. После войны он решил расти снова и стал взрослым мужчиной, но с очень большим горбом. Конечно, и этот горб тоже метафора.

Очевидно, автор имеет во внимании бремя прошлого со всеми его грехами и преступлениями, которые приходится тянуть на себе до самой смерти. Намеки, аллегории, метафоры, иносказания всех сортов, иронические, гротескные, карикатурные образы, картины, фигуры встречаются в романе Грасса на каждой странице.

При этом рассказ Оскара выглядит чаще всего жизнеподобным, фантастические невероятные элементы представляют в ней меньшую часть целого.

Среда, в котором происходят основные события, очень хорошо известна Грассу по собственному опыту. Это та социальная прослойка, в которой он сам рос. Время и место действия также связаны с его детством и юностью в Данциге.

Литературоведы нашли в тексте множество автобиографических деталей и сам Грасс не раз на это указывал. Но тяжело найти в литературе такое лишенное чувств, такое безжалостное отображение своих ближних, своего окружения.

В романе речь идет о том, как ограничено, духовно примитивно, эгоистично, безразлично ко всему за пределами собственных интересов общественный круг продуцирует такие призраки, как фашизм и милитаризм, служит этому идеологическому, политическому и социальному порождению питательным бульоном.

Однако эта идея не декларируется, она лежит в глубинах трагикомической пикарески — жизненных приключений Оскара Мацерата и его ближних, его родственников и знакомых. Книжку можно также назвать антивоспитательным романом.

Рекомендуем почитать ►

Герой поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея»

«Жестяной барабан» стал ядром т. н. «данцийской трилогии», в которую входят еще новеллы «Кошка и мышь» (1961) и роман «Собачьи года» («Hundejahre»,1963). Г. считает, что называть «Кошку и мышь» новеллой нельзя. Но для издательства он был вынужден дать этой повести именно такое жанровое определение.

Время, когда происходит действие произведения, довоенные и военные годы, место действия Данциг, или точнее Данциг-Лангфур, вся среда отвечает тому, где рос юный Гюнтер Грасс. Обо всем рассказывается так истинно, так жизнеподобно, что, кажется, рассказчик в «Кошке и мыши» идентичен с самим автором. Но это не так.

Грасс создает образ фиктивного рассказчика, которого вмещает между собой и материалом рассказа.

Функцию «показывать» поручено в «Кошке и мыши» лучшему другу главного героя Йохима Мальке, его соученику и в определенной мере почитателю Пиленцу.

Он рассказывает о нехорошем, рыжем, худеньком, физически слабом мальчике, который отличался от других школьников лишь тем, что был наделен от природы очень большим кадыком, который двигался, комически напоминая мышь. Пареньки игнорировали Мальке, он всегда оставался где-то в стороне от их компании и очень страдал от одиночества.

Читайте также:  Краткое содержание корнель гораций за 2 минуты пересказ сюжета

Однажды ребята бросают на шею Мальке кошку, которая воспринимает подвижный кадык за мышку и впивается в него когтями. Это, кстати, сделал именно Пиленц. С того момента адамово яблоко становится для Мальке фатумом.

Злая игра в « кошки-мышки» заставляет Мальке делать все возможное, чтобы стать таким, как другие. Мечтательный, очень религиозный мальчик тренирует свое слабое тело, часами плавает в холодной воде, неутомимо прыгает с борта старого ржавого корабля, ныряет в воду и находится там по возможности дольше.

Он становится постепенно лучшим пловцом и ныряльщиком школы. Верующий Мальке скрывает свою религиозность, как и образ Божьей Матери, от других, чтобы не сделать то, что для него святое, объектом чужих шуток. Однажды в школу приходит ее бывший ученик, который за храбрость на фронте получил «Рыцарский крест» (его носили на шее).

Мальке крадет награду — это как раз то, что ему нужно.

Рекомендуем почитать ►

Пересказ романа Чэнъэня «Путешествие на Запад»

Крест на ленте должен прикрыть его кадык. С чужим крестом на шее мальчик выхваляется перед школьниками своего класса. «Высший знак героизма как компенсация комплекса неполноценности! А также это — своеобразное прикрытие стыда — здесь крест выполняет роль «фигового листка» (А. В. Карельский). Комическое заканчивается для Мальке трагическим.

И не только потому, что его затея стала известной школьному директору, а и из-за того, что мальчик решает заработать такой крест. Он идет добровольно на фронт. Мягкий, мечтательный, верующий мальчик становится образцовым воином и за свои подвиги получает овеянный мечтой крест. Он был тяжело ранен, стал инвалидом, но теперь он может появиться в родной школе как триумфатор.

Собственно лишь от своих школьных приятелей хотел бы Мальке услышать похвалу, увидеть в их глазах удивление и восхищение. Именно это для него является главным. Но Мальке не суждено появиться в полном блеске с заработанным собственной и чужой кровью орденом на шее перед своим классом. Бывшую кражу креста и клоунаду с ним директор школы ему не извинил. Мальке не пускают в школу.

Он бросается на директора с кулаками. А потом накладывает на себя руки.

 

Источник: https://www.getsoch.net/syuzhet-romana-grassa-zhestyanoj-baraban/

Краткое содержание “Жестяной барабан” Грасс

Действие происходит в XX в. в районе Данцига.

Повествование ведется от лица Оскара Мацерата, пациента специального лечебного заведения, человека, чей рост прекратился в возрасте трех лет и который никогда не расстается с жестяным барабаном, поверяя ему все тайны, описывая с его помощью все, что видит вокруг.

Санитар по имени Бруно Мюнстерберг приносит ему пачку чистой бумаги, и он начинает жизнеописание – свое и своей семьи. Прежде всего герой описывает бабушку по материнской линии, Анну Бронски, крестьянку, которая однажды в октябре 1899

г. спасла от жандармов деда героя, Йозефа Коляйчека, спрятав его под своими многочисленными широкими юбками. Под этими юбками в тот памятный день, говорит герой, была зачата его мать Агнес. В ту же ночь Анна и Йозеф обвенчались, и брат бабки Винцент отвез новобрачных в центральный город провинции: Коляйчек скрывался от властей как поджигатель.

Там он устроился плотогоном под именем Йозефа Вранка, утонувшего некоторое время назад, и жил так до 1913 г., пока полиция не напала на его след. В тот год он должен был перегонять плот из Киева, куда плыл на буксире “Радауна”.

На том же буксире оказался новый хозяин Дюкерхоф, в прошлом мастер на лесопильне, где работал Коляйчек, который его узнал и выдал полиции. Но Коляйчек не захотел сдаваться полиции и по прибытии в родной порт прыгнул в воду в надежде добраться до соседнего причала, где как раз спускали на воду корабль под названием “Колумб”.

Однако по пути к “Колумбу” ему пришлось нырнуть под слишком длинный плот, где он и нашел свою смерть.

Поскольку тело его не было обнаружено, ходили слухи, будто ему все же удалось спастись и он уплыл в Америку, где стал миллионером, разбогатев на торговле лесом, акциях спичечных фабрик и страховании от огня. Через год бабушка вышла замуж за старшего брата покойного мужа, Грегора Коляйчека.

Поскольку он пропивал все, что зарабатывал на пороховой мельнице, бабушке пришлось открыть бакалейную лавку. В 1917 г. Грегор умер от гриппа, и в его комнате поселился двадцатилетний Ян Бронски, сын бабушкиного брата Винцента, который собирался служить на главном почтамте Данцига. Они с кузиной Агнес очень симпатизировали друг другу, но так и не поженились, а в 1923 г.

Агнес вышла замуж за Альфреда Мацерата, с которым познакомилась в госпитале для раненых, где работала медсестрой.

Однако нежные отношения между Яном и Агнес не прекратились – Оскар неоднократно подчеркивает, что склонен скорее считать своим отцом Яна, нежели Мацерата, Сам Ян в скором времени женился на кашубской девушке Хедвиг, с которой прижил сына Стефана и дочь Маргу.

После заключения мирного договора, когда область вокруг устья Вислы была провозглашена Вольным городом Данцигом, в черте которого Польша получила свободный порт, Ян перешел служить на польскую почту и получил польское гражданство.

Чета же Мацератов после свадьбы откупила разоренную должниками лавку колониальных товаров и занялась торговлей. Вскоре на свет появился Оскар.

Наделенный не по-детски острым восприятием, он навсегда запомнил слова отца: “Когда-нибудь к нему отойдет лавка” и слова матушки: “Когда маленькому Оскару исполнится три года, он у нас получит жестяной барабан”. Первым его впечатлением стал мотылек, бьющийся о горящие лампочки.

Он словно барабанил, и герой нарек его “наставник Оскара”.

Идея получить лавку вызвала у героя чувство протеста, а предложение матушки понравилось; сразу осознав, что ему суждено будет всю жизнь оставаться непонятым собственными родителями, он навсегда расхотел жить, и лишь обещание барабана примирило его с действительностью.

Прежде всего герой не пожелал расти и, воспользовавшись оплошностью Мацерата, забывшего закрыть крышку погреба, в свой третий день рождения свалился с лестницы, ведущей вниз. В дальнейшем это избавило его от хождения по врачам. В тот же день выяснилось, что голосом он способен резать и бить стекло.

Это была для Оскара единственная возможность сохранить барабан. Когда Мацерат попытался отнять у него пробитый до дыр барабан, он криком разбил стекло напольных часов. Когда в начале сентября 1928 г.

, в его четвертый день рождения, барабан попытались заменить другими игрушками, он сокрушил все лампы в люстре. Оскару исполнилось шесть лет, и матушка попыталась определить его в школу имени Песталоцци, хотя с точки зрения окружающих он еще толком не умел говорить и был весьма неразвит.

Сначала мальчик понравился учительнице по имени фрейлейн Шполленхауэр, потому что удачно пробарабанил песенку, которую она попросила спеть, но затем она решила убрать барабан в шкаф.

На первую попытку вырвать барабан Оскар только поцарапал голосом ее очки, на вторую – голосом же разбил все оконные стекла, а когда она попыталась ударить его палкой по рукам, разбил ей очки, до крови оцарапав лицо.

Так окончилась для Оскара учеба в школе, но он во что бы то ни стало хотел выучиться читать. Однако никому из взрослых не было дела до недоразвитого уродца, и лишь подруга матушки бездетная Гретхен Шефлер согласилась учить его грамоте.

Выбор книг в ее доме был весьма ограничен, поэтому они читали “Избирательное сродство” Гете и увесистый том “Распутин и женщины”.

Учение давалось мальчику легко, но он вынужден был скрывать свои успехи от взрослых, что было очень трудно и оскорбительно для него.

Из трех-четырех лет, пока продолжалось учение, он вынес, что “в этом мире каждому Распутину противостоит свой Гете”. Но особенно его радовало возбуждение, которое матушка и Гретхен испытывали от чтения книги о Распутине.

Сначала мир Оскара исчерпывался чердаком, с которого были видны все близлежащие дворы, но однажды детвора накормила его “супом” из толченого кирпича, живых лягушек и мочи, после чего он стал предпочитать дальние прогулки, чаще всего за руку с матушкой.

По четвергам матушка брала Оскара с собой в город, где они неизменно посещали магазин игрушек Сигизмунда Маркуса, чтобы купить очередной барабан. Затем матушка оставляла Оскара у Маркуса, а сама шла в дешевые меблированные комнаты, которые Ян Бронски специально снимал для встреч с нею.

Однажды мальчик сбежал из магазина, чтобы испробовать голос на Городском театре, а когда вернулся, застал Маркуса на коленях перед матушкой: он уговаривал ее бежать с ним в Лондон, но она отказалась – из-за Бронски.

Намекая на приход к власти фашистов, Маркус, помимо прочего, сказал, что крестился. Однако это ему не помогло – во время одного из погромов, чтобы не попасть в руки погромщиков, ему пришлось покончить с собой. В 1934 г.

мальчика повели в цирк, где он встретил лилипута по имени Бебра. Предвидя факельные шествия и парады перед трибунами, тот произнес пророческие слова: “Постарайтесь всегда сидеть среди тех, кто на трибунах, и никогда не стоять перед ними.

…Маленькие люди вроде нас с вами отыщут местечко даже на самой переполненной сцене. А если не на ней, то уж верно под ней, но ни за что – перед ней”.

Оскар навсегда запомнил завет старшего друга, и когда однажды в августе 1935 г. Мацерат, вступивший в нацистскую партию, пошел на какую-то манифестацию, Оскар, спрятавшись под трибунами, испортил все шествие, барабаном сбивая оркестр штурмовиков на вальсы и другие танцевальные ритмы.

Зимой 193637 г. Оскар разыгрывал из себя искусителя: спрятавшись напротив какого-нибудь дорогого магазина, он голосом вырезал в витрине небольшое отверстие, чтобы разглядывающий ее покупатель мог взять понравившуюся вещь.

Так Ян Бронски стал обладателем дорогого рубинового колье, которое преподнес своей возлюбленной Агнес. Барабаном поверял Оскар истинность религии: дав барабан в руки гипсовому младенцу Христу в храме, он долго ждал, когда тот начнет играть, но чуда не произошло.

Когда же его застал на месте преступления викарий Рашцейя, он так и не сумел разбить церковные окна,

Вскоре после посещения церкви, в Страстную пятницу, Мацераты всей семьей вместе с Яном отправились гулять по берегу моря, где стали свидетелями того, как какой-то мужчина ловил угрей на лошадиную голову.

На матушку Оскара это произвело такое впечатление, что она сначала долго пребывала в шоке, а затем начала в огромных количествах пожирать рыбу.

Кончилось все тем, что матушка скончалась в городской больнице от “желтухи и рыбной интоксикации”.

На кладбище Александр Шефлер и музыкант Мейн грубо выпроводили еврея Маркуса, пришедшего проститься с покойной. Важная деталь: у кладбищенских ворот местный сумасшедший Лео Дурачок в знак соболезнования пожал Маркусу руку.

Позже, уже на других похоронах, он откажется пожать руку музыканту Мейну, вступившему в отряд штурмовиков; от огорчения тот убьет четырех своих кошек, за что будет приговорен к штрафу и за бесчеловечное отношение к животным изгнан из рядов СА, хотя ради искупления вины станет особенно усердствовать во время “хрустальной ночи”, когда подожгли синагогу и разгромили лавки евреев.

В результате из мира уйдет торговец игрушками, унося с собой все игрушки, а останется только музыкант по имени Мейн, который “дивно играет на трубе”. В тот день, когда Лео Дурачок отказался пожать руку штурмовику, хоронили друга Оскара Герберта Тручински.

Он долгое время работал кельнером в портовом кабаке, но уволился оттуда и устроился смотрителем в музей – охранять галионную фигуру с флорентийского галеаса, которая, по поверьям, приносила несчастье.

Оскар служил Герберту своего рода талисманом, но однажды, когда Оскара не пустили в музей, Герберт погиб страшной смертью.

Взволнованный этим воспоминанием, Оскар особенно сильно бьет в барабан, и санитар Бруно просит его барабанить тише.

(No Ratings Yet) Loading… Краткое содержание “Жестяной барабан” Грасс« Муза Дальних Странствий в творчестве Гумилева

Источник: https://lit.ukrtvory.ru/kratkoe-soderzhanie-zhestyanoj-baraban-grass/

Краткое содержание: Жестяной барабан

Во вступительной части автор торопиться сообщить своему дорогому читателю, что этот роман является жизнеописанием некоего Оскара Мацерата, которое, впрочем, сам он и рассказывает. Все описанные события происходили в двадцатом столетие в примыкающих к Данцигу районах.

Читайте также:  Краткое содержание мольер скупой за 2 минуты пересказ сюжета

Сам Оскар был пациентом одного специализированного медицинского заведения, а причиной тому было то, что его рост остановился в тот момент, когда Оскару было всего три года.

Единственным другом этого, мягко говоря, невысокого человека, был его жестяной барабан, с которым он никогда не расставался и именно ему доверял все свои тайны, а также выражая на нем все, что наблюдал в окружающем себя мире.

Действие рассказа начинается в тот момент, когда Бруно Мюнстерберг — санитар той лечебницы, в которой Оскар и вел свое невеселое существование, приносит герою пачку чистой писчей бумаги. Именно на этих листах рассказчик и начинает описание своей семьи, а также своей собственной жизни.

Начинает свое повествование Оскар с рассказа о бабушке по линии его матушки, которую звали Анной Бронски.

Эта крестьянка, в далеком 1899 году, спасла от жандармов Йозефа Коляйчека, спрятав его под своими неисчислимыми юбками, под которыми в этот же день была зачата мать Оскара, названую впоследствии Агнессой. Таким образом, Йозеф стал дедом нашего героя.

После венчания, состоявшегося в ночь сменившую день счастливого спасения Йозефа, молодые обвенчались и брат Анны, отвез новоиспеченных супругов в город, где дед Оскара скрывался от полиции, обвиняемый в поджоге.

В городе дед взял имя некоего Йозефа Вранка, утонувшего некоторое время назад, и, устроившись на работу, прожил до 1913 года. В этом году на след Йозефа вышла полиция и он, не захотев сдаваться, попытался сбежать, но утонул, поднырнув под плот. Однако тело деда так и не обнаружили, отчего долгое время ходили сплетни, что ему удалось спастись, после чего он отправился в далекую Америку. Рассказчики также сообщали, что кроме счастливого спасения, деду Оскара удалось разбогатеть на торговле акциями и лесом, а также страховании от пожаров. Как бы оно не было на самом деле, но по истечении года, бабушка вновь вышла замуж. Новым ее супругом стал старший брат пропавшего Йозефа, по имени, Грегор Коляйчек. Новоиспеченный супруг оказался алкоголиком и пропивал все наличные, что попадали в его руки. Что бы как-то выжить, Анна открыла свою бакалейную торговлю.Наступил 1917 год. Грегор заболел гриппом и умер, а в комнату покойного мужа бабушки, вселяется Ян Бронски, который был сыном ее брата Винцента. Сам Ян Бронски собирался поступить на службу в главный почтамт города Данцига, а кроме всего прочего симпатизировал своей кузине Агнессе — будущей матери рассказчика, которая также отвечала ему взаимностью. Однако, отчего-то, они так и не скрепили свои отношения браком и Агенсса, видимо потеряв надежду стать женой Яна, вышла в 1923 году замуж за Альфреда Мацерата. Они познакомились в госпитале, где девушка работала медсестрой в то непростое время. Именно Альфред и стал отцом нашего героя, хотя, Оскар самолично не раз уточнял, что склонен считать скорее Яна своим родителем, чем своего официального отца, поскольку отношения между матерью и ее кузеном так и остались самыми нежными и теплыми. Впрочем, кузен Ян, в самом скором времени после замужества его кузины, тоже женился на девушке по имени Хедвиг, а после у них родилась девочка Марга и сын Стефан.

В тот год был заключен мирный договор и вся область, прилегающая к Висле, была объявлена вольным Данцигом. После женитьбы Ян получает польское гражданство и устраивается на польскую почтовую службу. В эти же самые времена родители Оскара выкупили лавку, торгующую колониальными товарами, которая была разорена должниками .

Вскорости после всех перечисленных событий на свет появляется наш рассказчик.

Мальчик был наделен необычайным восприятием окружающего и оттого запомнил слова своего родителя, который заметил, что придет время и Оскар станет владельцем семейной торговой лавки. Также герой навсегда запомнил слова своей дорогой матушки о том, что в день, когда их сыну исполнится три годика, родители непременно подарят ему жестяной барабан.

Самое первое осознанное впечатление на маленького Оскара, которое останется с ним до конца дней его, произвел мотылек, который порхал и бился о горящую лампочку, как будто барабанил, отбивая нечто подобное дроби. Именно этого мотылька наш герой стал считать своим первым наставником.

Продолжая свой рассказ, Оскар сознается, что сама идея стать хозяином лавки отчего-то вызвала протест в юном сознании, а вот идея получить в подарок барабан была воспринята с полнейшим одобрением.

Кроме всего прочего, герой отмечает, что всю свою жизнь он так и не будет понят своими дорогими родителями.

В свое время именно обещание данное матушкой подарить барабан, примирило Оскара с действительностью, которая казалось такой безрадостной, что отбивала само желание жить в этом мире.

Первое что сделал в своей жизни Оскар, как он сам поведал своему читателю — это то, что, не желая расти, он воспользовался невнимательностью отца, который забыл прикрыть крышку на погребе и не преминул свалиться туда. Это происшествие избавило в будущем Оскара посещать врачей, а также продемонстрировало необычайную способность молодого организма своим криком разбивать стекло, что в последствие стало единственным аргументом в возможности сохранить и оставить при себе свой барабан.

Так, когда Оскару исполнилось четыре, и родители предприняли попытку забрать у ребенка злополучный инструмент, он перебил в доме все люстры с установленными в них электрическими лампами.

Время шло и Оскару исполнилось шесть. Его мать пытается устроить ребенка в школу, хотя, по мнению окружающих, он все еще был не развит достаточно, а также, не умел толком разговаривать. В школе учительница, которую звали фрейлейн Шполленхауэр, попыталась убрать барабан Оскара в шкаф.

Признаться, сначала ей понравилось то, как новый ученик отбил на своем инструменте мотив песенки, которую она просила спеть, однако, фрейлейн считала, что во время уроков ребенок мог обойтись без него.

Первая попытка отобрать окончилась поцарапанными очками фрейлейн, вторая была Герберт настойчивой, и в результате, в классе были разбиты все стекла громогласным протестом со стороны обиженного ученика. Но неудачи не остановили настойчивую фрейлейн Шполленхауэр.

Третья попытка, во время которой учитель решил ударить по рукам невоспитанного ребенка, закончилась плачевно: фрейлейн не только лишилась своих очков, разбитыми в результате звуковой атаки голоса Оскара, но также пострадала физически, поскольку все разлетевшиеся, многочисленные стеклянные осколки, в кровь оцарапали ее удивленное лицо.

Это неприятное происшествие стало финальным в посещении школы нашим рассказчиком. Не смотря на то, что двери учебного заведения навсегда были закрыты для Оскара, его желание научиться читать не стало оттого меньше. Поскольку родителям не было дела до недоразвитого отпрыска, они не проявляли рвения в желание обучать его грамоте и только бездетная, но добрая тетка Оскара — Гретхен Шефлер, согласилась заниматься с ним.

Учение давалось Оскару легко, но ему приходилось скрывать успехи от взрослых, что задевало его самолюбие. Проучившись три или четыре года, мальчик сделал вывод, что в этом бренном мире каждому Распутина противопоставлен свой Гете. Более всего, замечает рассказчик, ему нравилось, когда тетушка Гретхен с упоением читала книги о самом Распутине.

Весь мир в жизни юного Оскара был ограничен чердаком, с которого он мог обозревать ближайшие дома и дворы. Однако в один из дней местные дети накормили несчастного Оскара толченым кирпичом вперемешку с различными иными, не самыми съедобными ингредиентами, и он стал предпочитать прогулки на дальние расстояния, держась за руку своей матушки.

Каждый четверг мать брала с собой своего сына в город и они, непременно, заходили в магазин игрушек для покупки очередного музыкального инструмента, в качестве которых всегда выступал излюбленный барабан. После этого Оскара оставляли у хозяина магазина, а мать уходила в меблированные комнаты, снимаемые для нее кузеном Яном, где они и встречались.

Рассказчик вспоминает, что в один из дней он сбежал от Маркуса — хозяина магазина игрушек, для того, что бы проверить действие своего голоса на местном театре, а когда вернулся, то увидел, как Маркус, стоящий на коленях, уговаривает мать сбежать с ним в Англию. Однако матушка отказала ему, и причина была ни в ком ином, как в ее кузене Яне Бронски.Наступил 1934 год и Оскар впервые попал в цирк, где встретил Бебра — лилипута выступающего там. Этот лилипут, оказался пророком, он предвидел толпу с факелами и трибуны, перед которыми она гордо вышагивает. Именно ему принадлежали слова, в которых он советовал Оскару стараться быть на трибуне, а не среди тех, кто заглядывает на нее снизу. Он говорил нашему герою, что маленькие люди, такие как они, всегда могут найти себе немного места даже на самой забитой сцене.

Герой запомнил слова своего мудрого товарища. Шел 1935 год. Его отец, вступивший в ряды нацистов, отправился на какое-то очередное шествие. Маленький Оскар спрятался под трибуной и сумел испортить все мероприятие. Он сбил оркестр, играющий военные марши, на танцевальные ритмы, играя на своем барабане.

В дальнейшем герой признается, что он пытался разыгрывать искусителя. Для этого он прятался рядом с дорогим магазином и голосом вырезал в стеклянной витрине отверстие, и через него, проходивший мимо человек, мог забрать вещь, которая ему приглянулась. Именно так кузен Ян смог подарить дорогое колье матери Оскара.С помощью своего барабана Оскар проверял само право религии зваться истинной. Для этого он вручив в руки гипсовой статуе Христа в соборе свой барабан, стал ожидать, когда тот, сможет отбить хоть какую-нибудь дробь. Но, к разочарованию героя, ни чего не произошло: чуда он так и не увидел. В тоже время, когда викарий Рашцей застал Оскара за этим ожиданием, то попытки использовать свой голос против стекол храма, не увенчались успехом.

Через какое-то время после происшествия в церкви, семья Оскара и с ними Ян, отправились гулять на берег моря. Там все они могли увидеть то, как ловят угрей на голову лошади.

Отчего-то, данный вид произвел неожиданное впечатление на мать героя, и она начала есть рыбу в неимоверных количествах.

Этот излишество привело к тому, что в скором времени матушка умерла в больнице от рыбной интоксикации и желтухи.

Во время похорон матери произошло событие, которое запомнилось Оскару. Музыкант Мейн и Александр Шефлер выгнали еврея Маркуса, который также хотел попрощаться с покойной, но у ворот кладбища, Лео Дурачок — местный сумасшедший, соболезнуя, крепко пожал ему руку.

По пришествие времени, во время похорон друга Оскара по имени Герберт Тручински, тот же Лео Дурачок не станет пожимать руку музыканту Мейну, который к тому времени уже вступил в отряд нацистских штурмовиков, отчего последний придет в бешенство и убьет четырех собственных кошек: за это Мейна не только оштрафуют, но и выгонят из СА. Во время же «хрустальной ночи», пытаясь как то искупить вину, Мейн будет особенно стараться. Именно в эту скорбную ночь была подожжена не только Синагога, но и разгромлены все лавки, чьи хозяева были евреями, в том числе и магазин игрушек, а его хозяин Маркус погибнет.

Похороненный после матери друг Оскара, покойный Герберт Тручински, работал в прошлом в кабаке расположенного на территории порта. Он уволился оттуда, а вскоре стал смотрителем в музее — оберегал галионную фигуру, снятую с флорентийского галеаса. Эта фигура приносила несчастье, по крайней мере, так считалось. Наш герой был чем-то вроде талисмана оберегающим Герберта. В один из дней Оскара не впустили в музей и его друг погиб.

Эти воспоминания так взволновали нашего рассказчика, что он начинает отбивать дробь на своем барабане особенно неистово, а санитар Бруно, обеспокоенный шумом просит его бить в инструмент немного потише.

Краткое содержание романа «Жестяной барабан» пересказала Осипова А. С.

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Жестяной барабан». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.

Источник: https://biblioman.org/shortworks/grass/jestyanoj-baraban/

Жестяной барабан

Действие происходит в XX в. в районе Данцига.

Читайте также:  Краткое содержание опера лоэнгрин вагнера за 2 минуты пересказ сюжета

Повествование ведётся от лица Оскара Мацерата, пациента специального лечебного заведения, человека, чей рост прекратился в возрасте трёх лет и который никогда не расстаётся с жестяным барабаном, поверяя ему все тайны, описывая с его помощью все, что видит вокруг. Санитар по имени Бруно Мюнстерберг приносит ему пачку чистой бумаги, и он начинает жизнеописание — своё и своей семьи.

Прежде всего герой описывает бабушку по материнской линии, Анну Бронски, крестьянку, которая однажды в октябре 1899 г. спасла от жандармов деда героя, Йозефа Коляйчека, спрятав его под своими многочисленными широкими юбками. Под этими юбками в тот памятный день, говорит герой, была зачата его мать Агнес.

В ту же ночь Анна и Йозеф обвенчались, и брат бабки Винцент отвёз новобрачных в центральный город провинции: Коляйчек скрывался от властей как поджигатель. Там он устроился плотогоном под именем Йозефа Вранка, утонувшего некоторое время назад, и жил так до 1913 г., пока полиция не напала на его след.

В тот год он должен был перегонять плот из Киева, куда плыл на буксире «Радауна».

Продолжение после рекламы:

На том же буксире оказался новый хозяин Дюкерхоф, в прошлом мастер на лесопильне, где работал Коляйчек, который его узнал и выдал полиции.

Но Коляйчек не захотел сдаваться полиции и по прибытии в родной порт прыгнул в воду в надежде добраться до соседнего причала, где как раз спускали на воду корабль под названием «Колумб». Однако по пути к «Колумбу» ему пришлось нырнуть под слишком длинный плот, где он и нашёл свою смерть.

Поскольку тело его не было обнаружено, ходили слухи, будто ему все же удалось спастись и он уплыл в Америку, где стал миллионером, разбогатев на торговле лесом, акциях спичечных фабрик и страховании от огня.

Через год бабушка вышла замуж за старшего брата покойного мужа, Грегора Коляйчека. Поскольку он пропивал все, что зарабатывал на пороховой мельнице, бабушке пришлось открыть бакалейную лавку. В 1917 г. Грегор умер от гриппа, и в его комнате поселился двадцатилетний Ян Бронски, сын бабушкиного брата Винцента, который собирался служить на главном почтамте Данцига.

Они с кузиной Агнес очень симпатизировали друг другу, но так и не поженились, а в 1923 г. Агнес вышла замуж за Альфреда Мацерата, с которым познакомилась в госпитале для раненых, где работала медсестрой.

Однако нежные отношения между Яном и Агнес не прекратились — Оскар неоднократно подчёркивает, что склонен скорее считать своим отцом Яна, нежели Мацерата, Сам Ян в скором времени женился на кашубской девушке Хедвиг, с которой прижил сына Стефана и дочь Маргу.

После заключения мирного договора, когда область вокруг устья Вислы была провозглашена Вольным городом Данцигом, в черте которого Польша получила свободный порт, Ян перешёл служить на польскую почту и получил польское гражданство. Чета же Мацератов после свадьбы откупила разорённую должниками лавку колониальных товаров и занялась торговлей.

Брифли существует благодаря рекламе:

Вскоре на свет появился Оскар. Наделённый не по-детски острым восприятием, он навсегда запомнил слова отца: «Когда-нибудь к нему отойдёт лавка» и слова матушки: «Когда маленькому Оскару исполнится три года, он у нас получит жестяной барабан». Первым его впечатлением стал мотылёк, бьющийся о горящие лампочки. Он словно барабанил, и герой нарёк его «наставник Оскара».

Идея получить лавку вызвала у героя чувство протеста, а предложение матушки понравилось; сразу осознав, что ему суждено будет всю жизнь оставаться непонятым собственными родителями, он навсегда расхотел жить, и лишь обещание барабана примирило его с действительностью.

Прежде всего герой не пожелал расти и, воспользовавшись оплошностью Мацерата, забывшего закрыть крышку погреба, в свой третий день рождения свалился с лестницы, ведущей вниз. В дальнейшем это избавило его от хождения по врачам.

В тот же день выяснилось, что голосом он способен резать и бить стекло. Это была для Оскара единственная возможность сохранить барабан. Когда Мацерат попытался отнять у него пробитый до дыр барабан, он криком разбил стекло напольных часов. Когда в начале сентября 1928 г.

, в его четвёртый день рождения, барабан попытались заменить другими игрушками, он сокрушил все лампы в люстре.

Продолжение после рекламы:

Оскару исполнилось шесть лет, и матушка попыталась определить его в школу имени Песталоцци, хотя с точки зрения окружающих он ещё толком не умел говорить и был весьма неразвит.

Сначала мальчик понравился учительнице по имени фрейлейн Шполленхауэр, потому что удачно пробарабанил песенку, которую она попросила спеть, но затем она решила убрать барабан в шкаф.

На первую попытку вырвать барабан Оскар только поцарапал голосом её очки, на вторую — голосом же разбил все оконные стекла, а когда она попыталась ударить его палкой по рукам, разбил ей очки, до крови оцарапав лицо. Так окончилась для Оскара учёба в школе, но он во что бы то ни стало хотел выучиться читать.

Однако никому из взрослых не было дела до недоразвитого уродца, и лишь подруга матушки бездетная Гретхен Шефлер согласилась учить его грамоте. Выбор книг в её доме был весьма ограничен, поэтому они читали «Избирательное сродство» Гете и увесистый том «Распутин и женщины».

Учение давалось мальчику легко, но он вынужден был скрывать свои успехи от взрослых, что было очень трудно и оскорбительно для него. Из трёх-четырёх лет, пока продолжалось учение, он вынес, что «в этом мире каждому Распутину противостоит свой Гете». Но особенно его радовало возбуждение, которое матушка и Гретхен испытывали от чтения книги о Распутине.

Брифли существует благодаря рекламе:

Сначала мир Оскара исчерпывался чердаком, с которого были видны все близлежащие дворы, но однажды детвора накормила его «супом» из толчёного кирпича, живых лягушек и мочи, после чего он стал предпочитать дальние прогулки, чаще всего за руку с матушкой.

По четвергам матушка брала Оскара с собой в город, где они неизменно посещали магазин игрушек Сигизмунда Маркуса, чтобы купить очередной барабан. Затем матушка оставляла Оскара у Маркуса, а сама шла в дешёвые меблированные комнаты, которые Ян Бронски специально снимал для встреч с нею.

Однажды мальчик сбежал из магазина, чтобы испробовать голос на Городском театре, а когда вернулся, застал Маркуса на коленях перед матушкой: он уговаривал её бежать с ним в Лондон, но она отказалась — из-за Бронски. Намекая на приход к власти фашистов, Маркус, помимо прочего, сказал, что крестился.

Однако это ему не помогло — во время одного из погромов, чтобы не попасть в руки погромщиков, ему пришлось покончить с собой.

В 1934 г. мальчика повели в цирк, где он встретил лилипута по имени Бебра. Предвидя факельные шествия и парады перед трибунами, тот произнёс пророческие слова: «Постарайтесь всегда сидеть среди тех, кто на трибунах, и никогда не стоять перед ними. …Маленькие люди вроде нас с вами отыщут местечко даже на самой переполненной сцене.

А если не на ней, то уж верно под ней, но ни за что — перед ней». Оскар навсегда запомнил завет старшего друга, и когда однажды в августе 1935 г.

Мацерат, вступивший в нацистскую партию, пошёл на какую-то манифестацию, Оскар, спрятавшись под трибунами, испортил все шествие, барабаном сбивая оркестр штурмовиков на вальсы и другие танцевальные ритмы.

Зимой 1936/37 г. Оскар разыгрывал из себя искусителя: спрятавшись напротив какого-нибудь дорогого магазина, он голосом вырезал в витрине небольшое отверстие, чтобы разглядывающий её покупатель мог взять понравившуюся вещь. Так Ян Бронски стал обладателем дорогого рубинового колье, которое преподнёс своей возлюбленной Агнес.

Барабаном поверял Оскар истинность религии: дав барабан в руки гипсовому младенцу Христу в храме, он долго ждал, когда тот начнёт играть, но чуда не произошло. Когда же его застал на месте преступления викарий Рашцейя, он так и не сумел разбить церковные окна,

Вскоре после посещения церкви, в Страстную пятницу, Мацераты всей семьёй вместе с Яном отправились гулять по берегу моря, где стали свидетелями того, как какой-то мужчина ловил угрей на лошадиную голову.

На матушку Оскара это произвело такое впечатление, что она сначала долго пребывала в шоке, а затем начала в огромных количествах пожирать рыбу. Кончилось все тем, что матушка скончалась в городской больнице от «желтухи и рыбной интоксикации».

На кладбище Александр Шефлер и музыкант Мейн грубо выпроводили еврея Маркуса, пришедшего проститься с покойной. Важная деталь: у кладбищенских ворот местный сумасшедший Лео Дурачок в знак соболезнования пожал Маркусу руку.

Позже, уже на других похоронах, он откажется пожать руку музыканту Мейну, вступившему в отряд штурмовиков; от огорчения тот убьёт четырёх своих кошек, за что будет приговорён к штрафу и за бесчеловечное отношение к животным изгнан из рядов СА, хотя ради искупления вины станет особенно усердствовать во время «хрустальной ночи», когда подожгли синагогу и разгромили лавки евреев. В результате из мира уйдёт торговец игрушками, унося с собой все игрушки, а останется только музыкант по имени Мейн, который «дивно играет на трубе».

В тот день, когда Лео Дурачок отказался пожать руку штурмовику, хоронили друга Оскара Герберта Тручински.

Он долгое время работал кельнером в портовом кабаке, но уволился оттуда и устроился смотрителем в музей — охранять галионную фигуру с флорентийского галеаса, которая, по поверьям, приносила несчастье.

Оскар служил Герберту своего рода талисманом, но однажды, когда Оскара не пустили в музей, Герберт погиб страшной смертью. Взволнованный этим воспоминанием, Оскар особенно сильно бьёт в барабан, и санитар Бруно просит его барабанить тише.

Пересказала Е. Б. Туева. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997.

Источник: https://briefly.ru/grass/zhestjanoj_baraban/

Краткое содержание Жестяной барабан Грасс для читательского дневника

В психиатрической больнице Данцига содержится душевно больной Оскар Мацерат, человек, никогда не разлучавшийся со своим единственным другом – жестяным барабаном. Ему он доверяет свои мысли и тайны. Однажды санитар клиники дает Оскару бумагу, и мужчина приступает к описанию жизни своей семьи.

Бабушка Оскара была по происхождению польской крестьянкой. Замужем бабушка была два раза: первый ее муж с момента их знакомства всю жизнь скрывался от полиции и в конце концов нашел смерть, убегая от жандармов. Потом бабушка снова вышла замуж. Второй муж был пьяница и бабуле пришлось самой зарабатывать на жизнь. Спустя время и второй муж, заболев гриппом, умер. 

Овдовев, бабушка поселила у себя в доме племянника Яна, с которым у ее дочери Агнес случился страстный роман. В лазарете мать Оскара встретила Альфреда Мацерата и с ним обвенчалась. Роман же с Яном у Агнес длился всю жизнь. Оскар подозревал, что настоящим его отцом являлся любимый мужчина матери Ян.

Старший Мацерат мечтал, что его сын в будущем продолжит его торговое дело. Но маленький Оскар не принял эту идею, его жизнь с малолетства было тесно связана с обожаемым барабаном. 

В три года мальчик упал в яму, незакрытую отцом, и с тех пор перестал расти, остановившись на росте не более метра. Это был некий протест против единовластных решений взрослых. Оскар рос неординарным ребенком и в один момент понял, что своим голосом может разбивать стеклянные вещи.

Родители определили Оскара в школу. На первом занятии учитель попросил мальчика положить барабан в шкафчик, но Оскар не терпел разлуки с другом и громко закричал. От его крика полопались оконные стекла, а очки учительницы разбились прямо на лице. На этом учеба в школе закончилась.

Мальчик хотел научиться читать, и подруга Агнес начала с ним заниматься. Хотя литературы у преподавателя было достаточно мало, Оскар быстро и легко освоил чтение.

  • С детьми дружить у Оскара не получилось, они издевались над странностями мальчика, и он много времени стал проводить на чердаке, играя с жестяным другом.
  • Иногда мама брала Оскара на прогулку, они заходили в лавку игрушек старого еврея Маркуса, в котором покупали новый жестяной барабан взамен испорченного. 
  • Однажды мальчик побывал в цирке, где познакомился с мудрым лилипутом, который посоветовал Оскару оставаться всегда с теми людьми, у которых есть власть. 

Достигнув подросткового возраста, Оскар стал развлекаться, используя силу своего голоса. К радости прохожих, он разбивал витрины магазинов, а потом забавлялся, глядя, как они тащат приглянувшийся товар. Именно при таких обстоятельствах Яну досталось дорогое ожерелье, которое он подарил матери Оскара.

В один из дней, придя в местную церковь, Оскар решил повесить барабан на божественную статую. Ему казалось, что поскольку бог всемогущ, он сможет выбить дробь. Когда же ничего не случилось, юноша в ярости закричал, надеясь, что окна в церкви разобьются, но это не произошло. Оскар покинул собор, усомнившись в истинности веры. 

Единственным другом среди людей у Оскар был портовый рабочий Герберт Тручински. Для него юноша был неким талисманом, и Оскар ему очень симпатизировал. Уволившись из порта, Герберт нашел работу в музее. Оскар регулярно навещал друга, но когда вдруг Оскара не впустили в помещение, Герберт от нервного потрясения скончался.

В стране в это время к власти пришли фашисты и жизнь людей поменялась. Многие из знакомых Оскару горожан погибли при погромах или были отправлены в тюрьмы. Оскар пытался бороться против режима с помощью верного барабана.

На улицах появилось много детей, которых война лишала всего. Оскар организовал из них группу, которая начала войну со злом старших, родителей, независимо от их партийной принадлежности. История эта закончилась для Оскара оправданием, но членов его группы казнили.

Друг за другом погибли Ян, которого юноша считал своим отцом, и Альфред Мацерат. Их гибель заставила Оскара задуматься о том, что вся его жизнь была безответственной. И на пороге своего тридцатого дня рождения молодой человек решает жить дальше, не боясь принимать на себя ответственность за других людей.

Используя образ героя романа, автор наглядно демонстрирует трагедию своего народа в период фашистской оккупации.

Источник: http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/5-6-predlzhenij/zhestyanoj-baraban-grass

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector