Краткое содержание григорович деревня за 2 минуты пересказ сюжета

Написанная белым стихом и стилизованная под старинные сказания поэма рассказывает о долгом пути по землям матушке Руси семерых путешественников, которые задались вопросом «кому на Руси жить хорошо».

Некрасов писал свой труд во второй половине 19 века, как отзыв на реформы Александра II, отменившего крепостное право.

Путь странников должен был закончиться в Петербурге, но из-за болезни и скоропостижной смерти писателя поэма осталась незавершенной.

Краткий пересказ сюжета поэмы «Кому на Руси жить хорошо»

Давным-давно на просёлочной дороге встретились семеро мужиков из смежных деревень. Это были бедные люди, которые не стали счастливее с отменой крепостного права на Руси. Завязался между путниками спор — кому на родных землях живётся хорошо? Такой жаркий вышел разговор, что мужики махнули вместе 30 вёрст и не заметили.

Остановились на ночлег, водочки и костра к путешествию добавили, до драки доспорились, но так истины и не добыли. Видно сама судьба соединила этих людей — мужчины отправились в долгий путь на поиски счастливого человека. Много людей повстречали, выслушали десятки историй. Крепок народ на Руси, терпелив, но вот счастье словно стороной его обходит…

Краткое содержание Григорович Деревня за 2 минуты пересказ сюжета

Список и краткая характеристика персонажей поэмы «Кому на Руси жить хорошо»

  1.   Роман — в поэме о нём нет данных, характеристика отсутствует;
  2.   Демьян — самый «образованный» из путников, может читать по слогам;
  3.   Лука — глупый, бородатый мужичок;
  4.   Иван Губин и его брат
  5.   Митродор Губин — пьяницы, разбираются в лошадях;
  6.   Старик Пахом — пчеловод, сметливый пожилой дядька;
  7.   Пров — угрюмый мужик крепкого телосложения.
  • Матрёна Тимофеевна — жизнь Матрёны сложна, она рано потеряла родителей, пережила смерть сына. Она стойко встречает происки судьбы, но к счастливчикам её точно нельзя отнести.
  •  Богатырь Савелий — о печальной судьбе Савелия путникам тоже поведала Матрёна.
  •  Поп — священник с нелёгкой службой в деревенской церкви.
  •  Ермил Гирин — молодой, умный, добрый и трудолюбивый крестьянин. Был бургомистром, но совершил оплошность и не смог с этим смириться.
  •  Оболд Оболдуев — помещик, которому очень не хватает крепостного права.
  •  Князь Утятин — старый князь, не признавший отмены крепостного права.
  •  Гриша Добросклонов — 15-ти летний сын дьяка, умный и добрый малый, живущий в нищете, вынужденный постоянно голодать.

Краткое содержание поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» по главам

ЧАСТЬ I

Пролог

Повстречались семь мужиков — Демьян, Роман, Лука, Митродор, Иван, Пахом и Пров — из смежных деревень в уезде Терпигоревом с «говорящими» названиями: Дыряево, Разутово, Заплатово, Знобишино, Неелово, Горелово, Неурожайко.

Затеяли мужики спор «кому лучше живётся: попу, чиновнику, помещику, царю». Весь путь совместный проспорили, до леса дошли и в драке сцепились. А после поймали птенца.

Его мать птаха, чтобы своего детёныша «выкупить» сообщила мужикам, где спрятана скатерть-самобранка и заколдовала их одежду, чтобы та никогда не потрепалась.

Путники развернули скатерть, поели-попили и дали слово друг другу, что не вернутся домой, пока не найдут того, кому на Руси хорошо живётся. Так началась их длинная дорога…

Глава 1. Поп

Долго шли путники вдоль берёзок. По дороге им попадались нищие крестьяне и прочий «мелкий» люд. У них о счастье спрашивать было глупо — откуда ему взяться?!

Наконец, встретился спорщикам поп. Лука у него спросил, сладко ли ему живётся. Поп считал грешным делом жаловаться на жизнь и просто рассказал, как и чем существует.

Для него счастье — это «покой, богатство и честь». Но из рассказа священнослужителя семеро мужиков сделали вывод, что все три названные ценности для из нового знакомого абсолютно недостижимы.

Ничего хорошего в житье попа на Руси нет.

Глава 2. Сельская ярмонка

В продолжении пути мужики встречают много опустевших деревень. Оказывается, что в одном селе, самом богатом, идёт ярмарка. Путники решают туда забрести и поискать счастливых сельчан. Но ничего хорошего они не находят — лишь грязь, нищету и беспробудную пьянку.

Глава 3. Пьяная ночь

По стоголосой дороге мужикам попадаются пьяные и болтливые люди. Один из таких, Якин Голый, рассказывает им свою историю: как спасал из горящего дома лубки и потерял все сбережения. Затем путники останавливаются на отдых и вновь «вливаются» в толпу искать русских счастливчиков.

Глава 4. Счастливые

Странники пошли на небольшую хитрость. Стали кричать народу, что если к ним подойдёт «счастливый», они угостят его водкой за так. Народ мгновенно выстраивается в очередь. И все счастливы, как на подбор: солдат рад, что еле живой вернулся с адской службы, бабка в восторге от урожая репки и так далее. Так целое ведро водки раздали, а счастливого не обнаружили.

Один из очереди мужичок рассказал историю Ермилы Гирина, который может быть и есть тот самый счастливчик. Ермиле удалось дослужиться до правящего чина, его уважает и любит весь простой люд. Но где он? «Счастливчик» сидит в тюрьме, а за что обещал рассказать священник, но в толпе поймали вора и все кинулись на крики.

Глава 5. Помещик

Следующим на пути искателей счастливых людей встретился помещик Гаврила Оболт-Оболдуев. И он поведал случайным знакомым о своей судьбе. Как хорошо ему жилось при крепостном праве и как тяжело без него. В конце повествования помещик разрыдался.

ЧАСТЬ II

Последыш

Новый день мужики встретили на берегу Волги-реки. Перед ними простёрся огромный луг со скошенным сеном. К берегу пристали три лодки, а в них семья дворян. С самым старшим из них всё вокруг лебезили, в том числе и освобождённые от крепостного права крестьяне.

Оказалось это не спроста. Князь Утятин, или Последыш (прозвище), как узнал, что крепостных освобождают, обещал лишить сыновей наследства, так как они не отстояли идеалов помещиков. Боярские дети подговорили крестьян подыграть им и вскоре объявили батюшке, что всё вернулось на круги своя. Крестьянам обещали за спектакль много земли барской. Старик умер, крестьяне остались ни с чем.

ЧАСТЬ III

Крестьянка

Странники навещают губернаторшу Матрёну Корчагину, которой 38 лет, но она зовёт себя старухой. Женщина рассказывает им свою непростую судьбу. Счастлива она была давно и лишь тогда, когда в девках при отце и матери жила.

Потом вышла замуж, муж ушёл на службу, а она осталась в его семье жить. Всем служила, а жалел только старый дед Савелий. Первенца Матрёниного съели свиньи, потом ещё были дети и даже мужа удалось вымолить домой из военной службы.

Подводя свою речь к концу, Матрёна призналась путникам, что понятия «женского счастья» на Руси просто нет.

Краткое содержание Григорович Деревня за 2 минуты пересказ сюжета

ЧАСТЬ IV

Пир на весь мир

На всё село Вахлачено идёт пир. Здесь: Клим Яковлич, Влас-староста и молодые студенты семинарии Саввушка и Гриша, которые поют добрые песни. За столом вновь рассказывают истории, например, про верного холопа Якова.

Он служил барину и любил его, всё терпел, пока тот не отдал его племянника на военную службу. Запил холоп, а когда отгоревался, вернулся к барину и через некоторое время жестоко отомстил.

Постепенно разговоры скатываются к грустным, кровавым историям, народ начинает петь печальные песни.

Но настанет день, когда Русь будет петь лишь благие песни и счастливых искать не будет нужно — все будут счастливы. Первые кирпичики к этому дню заложены и они — это два семинариста за общим столом. Гриша, сын дьяка, с самых юных лет решил посвятить себя борьбе за счастье народа.

Родное село он любит, так же крепко как мать. И ходит по родной земле с песней на устах. Его замыслы и мечты сбудутся, этого парнишку ждёт сложная, но благородная жизнь.

Жаль, что путники не слышат, как Гриша поёт о Руси, они бы тогда не отправились дальше, а пошли по домам, так как поняли бы, что нашли того, кого отправлялись искать.

Так оборвалась поэма Некрасова, но даже по её неоконченным главам читателю становится ясно, как тяжело было народу после реформ на Руси.

История создания поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Сюжет поэмы был задуман автором в 1850-х годах, а последняя точка была им поставлена в 1877 году. Почти 15 лет Некрасов плотно работал над этим произведением и, к сожалению, смерть не позволила ему завершить свой труд.

Редакторам и издателям рукопись досталась в разрозненном виде, так как писатель не успел соединить её в нужном порядке. Известный современникам вариант поэмы подготовил для издания К.

Чуковский, опираясь на записи, дневники и черновики Некрасова.

Источник: https://book-briefly.ru/vse-proizvedeniya/nekrasov/komu-na-rusi-zhit-horosho

Краткое содержание Григорович Деревня

На скотском дворе, в грязной избе, скотница родила дочь. Родив, женщина умерла. Девочку-сироту взяла на воспитание Домна, у которой было много своих детей.

Девочку назвали Акулиной. Приемная мать ее не любила и часто ругалась, срывала злость и била сироту. В семь лет Акулине пришлось пасти барских уток и гусей.

Как всем детям ей хотелось играть, но постепенно она привыкла к своей тяжкой доле. Уходя с птицами далеко от дома, она радовалась тому, что свободна. Постепенно Акулина стала диковатая.

Вечером, приходя в дом, садилась подальше в угол, чтобы никто ее не трогал.

Муж Домны уволился с ткацкой фабрики и стал жить вместе с женой и детьми. Он был злой, любил выпить и поскандалить. Акулину заставили целыми днями прясть дома пряжу, и терпеть унижения и побои от Карпа.

Однажды Акулина пошла в поле и нашла могилу своей матери. Она упала на нее и громко рыдала. После этого девушка еще больше замкнулась в себе и почти перестала общаться с людьми.

В деревню отдохнуть приехал барин Иван Гаврилович. Увидев грустную Акулину, он решил ее выдать замуж. К барину пришел кузнец Силантий с сыном Григорием, которого хотел женить на сельской девушке. Барин сказал Силантию про Акулину. Кузнец хотел возразить, но Иван Гаврилович приказал скорее сыграть свадьбу.

Узнав об этом, девушка стала плакать и тосковать. В день свадьбы она не могла успокоиться и упала в обморок. Но свадьба все равно состоялась. Она была пышная и с размахом.

Жених Акулины Григорий был воспитан во вседозволенности. Повзрослев стал гулять и выпивать.

На следующий день после свадьбы, Григорий подрался с мужиками и напился в трактире. Придя домой, он жестоко избил Акулину за то, что на нее пожаловалась его тетка Василиса.

В новом доме Акулину тоже невзлюбили. Она постоянно терпела побои и издевательства мужа. Вскоре девушка родила здоровенькую дочку и полностью посвятила свою жизнь ей.

Через четыре года Акулина сильно постарела, Здоровье ее было подорвано. Женщина часто кашляла и чахла. Домашние заставляли ее делать самую тяжелую работу, а муж постоянно бил. Акулина тяжело заболела. И только благодаря жене управляющего ей удалось ненадолго поправиться.

С каждым днем Акулина чувствовала себя все хуже. Женщина умерла и не успела попросить мужа, чтобы он не бил их дочь Дуню. Григорий поскорей повез жену на кладбище, за ним бежала дочка Дуня и громко плакала.

Рассказ учит тому, что нельзя жестоко относиться к людям, их надо любить.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Григорович — Деревня. Картинка к рассказу

Краткое содержание Григорович Деревня за 2 минуты пересказ сюжета

Сейчас читают

  • Краткое содержание Андерсен Дикие лебеди
    В далёкой стране жил король со своими детьми. Мальчики учились в школе, а девочка, дочь короля, была ещё совсем маленькой.
  • Краткое содержание Носов Незнайка на Луне
    Сказочная повесть «Незнайка на Луне» входит в цикл произведений для детей о неугомонном коротышке, который попадает в разные забавные истории.
  • Краткое содержание Эмиль и сыщики Кестнера
    Это произведения покорило меня до глубины души! В нем рассказывается об очень добром, умном, ответственном и чутком мальчике по имени Эмиль
  • Краткое содержание Телешов Крупеничка
    В одном селе жил воевода Всеслав, и была у него дочка единственная, Крупеничка. Русоволосая девочка выросла редкой красавицей. Родители задумались, за кого бы выдать замуж дочь. Матери Варваре не нравилось
  • Краткое содержание Колридж Сказание о старом мореходе
    Старый моряк останавливает одного встречного человека торопящегося на свадьбу, которому рассказывает историю приключившуюся во время его дальнего плавания.
Читайте также:  Краткое содержание астафьев конь с розовой гривой за 2 минуты пересказ сюжета

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/avtory/grigorovich-derevnya-pereskaz

Григорович «Деревня» – краткое содержание — Русская историческая библиотека

Повесть «Деревня» (1846) явилась у Дмитрия Григоровича прямым откликом на жизнь: тронутый скорбной долей крестьянки, вся жизнь которой была сплошная нужда и мученье, он захотел передать эту тяготу человеческой жизни и своему читателю и заразить его своим сочувствием и своей жалостью. Идея сострадания, идея гуманности проходит через всю повесть красной нитью. Причем Григорович не навязывает читателю своего сочувствия, а вызывает его непроизвольно простым и правдивым рассказом о муках крестьянского существования.

Краткое содержание Григорович Деревня за 2 минуты пересказ сюжета

Дмитрий Васильевич Григорович. Фото 1856 г.

Он повествует о судьбе оставшейся сиротой девочки Акулины, принятой в семью скотницы. Акулину бьют, морят голодом, попрекают, тиранят; она не слышит ни слова ласки и утешения. Растет заброшенным, забитым, угрюмым ребенком, затаившимся внутри себя и привыкшим бояться грубых ударов и обид жизни. Ее заставляют пасти стада гусей, и в этом занятии проходит все её детство.

Когда Акулина подросла, над её жизнью стал мудрить барин. Он выдал ее замуж за сына кузнеца, любившего другую и просившего барина позволить ему жениться на другой. Против воли барин женит его на Акулине, которую молодой кузнец возненавидел с первого дня брака. Нелюбимую жену свою кузнец бьет, тиранствует и издевается над нею, приходя домой пьяным.

Акулина безропотно сносит обиды. Всю любовь своего сердца и всё упования возложила она на своего ребенка, дочь, которую не успела вырастить. Надорвавшись в тяжелой, страдальческой жизни, она умирает, оставляя дочь-малютку сиротой.

Кончается повесть сценой похорон: в метель и бурю пьяный кузнец Григорий, взваливши гроб на дровни, едет на погост, а за дровнями по сугробам бежит маленькая Дунька, обдаваемая ветром и снежной пылью, проводить гроб матери, невзирая на брань и крики посылающего ее домой отца.

Этой повестью Григорович ввел в литературу обитателей деревни, не приукрашенных, как в произведениях сентиментальных писателей, но таких, каковы они есть, и заставил прислушаться к тяжкой доле деревенской бабы и проникнуться живейшим к ней участием.

Теплота авторского сочувствия проникает все страницы этой повести, и хотя Григорович не проливает слез над своей героиней, но описывает точно самые грубые и дикие сцены деревенского быта, читатель чувствует проникающий книгу гуманный дух и заражается им. В свое время над этой повестью плакали. Вместе с «Антоном Горемыкой» и «Записками охотника» Тургенева – эти произведения Григоровича сыграли значительную роль в подготовке к раскрепощению крестьян.

Источник: http://rushist.com/index.php/literary-articles/4960-grigorovich-derevnya-kratkoe-soderzhanie

«Антон-Горемыка»

Антон, пятидесятилетний крепостной мужик, сухощавый и сгорбленный, глядящий на мир Божий потухшими глазами, занят заготовкой топлива на зиму.

Возвратившись в свою избёнку, Антон застаёт там гостью, нищую старуху Архаровну, которая не столько побирается, сколько высматривает добро у обитателей села.

Ужинать Антону приходится одной тюрей из кваса и хлеба, однако же он не ропщет и ещё ухитряется из своей доли половину отдать детям.

Растабарывая с бабкой, Антон вспоминает о своём брате и сыне Архаровны, которых взяли в солдаты, — давно уж от них никаких вестей нет.

Речи мужика обращены не столько к гостье, сколько к самому себе: в какой уже раз обдумывает он своё горькое житье… Заедает его век злодей-управляющий, пришло время подушное платить, а денег ни полушки; грозится Никита Федорыч сдать Антона в солдаты, а кто тогда жену и малолеток прокормит?

Не успел Антон из-за стола выйти, как его зовут к управляющему. Никита Федорыч, человек плотный и приземистый, похожий на бульдога, грозно встречает недоимщика и, не слушая его жалобных оправданий, требует продать последнюю лошадёнку, чтобы расплатиться с барином.

Как ни плачет, как ни убивается жена, приходится Антону ехать на ярмарку в город и продавать кормилицу.

В довершение напастей в дороге встречает Антон мельника, которого он давно избегает (и мельнику должен он за помол). Мельник, понятно, тоже требует своё.

На ярмарке и без того небойкий и запуганный мужичок и вовсе растерялся. А тут ещё цыгане-лошадники и промышляющие возле коней мошенники (они делают вид, что хотят помочь Антону) совсем заморочили крестьянину голову. День проходит впустую — Антон так и не решается продать пегашку, боясь продешевить.

Новые «друзья» Антона ведут его ночевать на постоялый двор, где и подпаивают разомлевшего от усталости и голода мужика… Утром же бедолага обнаруживает пропажу лошади.

Хозяин постоялого двора, бывший в сговоре с грабителями, требует, чтобы Антон расплатился за ужин и водку. Приходится ему последний полушубок с себя отдать.

«Знающие люди» советуют Антону идти на поиски лошади в одну из близлежащих деревень, хотя и смекают, что без выкупа он только ноги зря собьёт.

Удобно расположившиеся на лавке советчики долго ещё обсуждают несчастье, приключившееся с Антоном. Их слушают вновь прибывшие постояльцы, один из которых знаком с горемыкой. Он объясняет главную причину бедствий Антона. Его невзлюбил управляющий, уверенный, что жалоба господину на своеволие Никиты Фе-дорыча исходит от Антона.

В то время как Антон бредёт неведомо куда по непролазной грязи, Никита Федорыч балует себя чаем, закармливает и без того толстого неповоротливого сыночка и перебранивается с женой, От этих приятных занятий его отрывает мельник, вместе с которым управляющий обделывает тёмные делишки. Мельник жалуется все на того же Антона — не хочет расплачиваться за помол.

С мельником Никита Федорыч поладил и собрался было возобновить чаепитие, но тут на него с новой силой напускается супруга, не без оснований подозревающая, что её благоверный утаивает деньги, полученные от мельника.

Трое суток скитается Антон в поисках украденной клячонки по промозглым осенним просёлкам. В горе не замечает он ни студёного дождя, ни усталости, ни голода и холода.

Поиски, как и следовало ожидать, оказываются тщетными. Почти обеспамятевший возвращается Антон ранним утром в свою деревню и первым делом направляется к Никите Федорычу. Караульщики его не пускают — управляющий ещё почивает.

Как полоумный бежит несчастный мужик домой и наталкивается на Архаровну. Ему вспоминаются ходившие по деревне слухи о её потаённом богатстве, и Антон решает, что она может выручить его. «Помоги, коли хочешь спасти душу христианскую от греха, — дай денег!» — кричит он в полном отчаянии.

Испугавшаяся старуха ведёт его за собой в овраг, в котором, по её словам, у неё в кубышке спрятана малая толика рублёвиков.

Однако в овраге Антона хватают два дюжих молодца. В одном из них он узнает своего брата Ермолая. Другой оказывается сыном старухи — и оба они беглые солдаты, теперь промышляющие воровством и разбоем.

Ермолай рассказывает, как они вчера ограбили купца, и обещает помочь брату. Нужно только сначала для встречи в кабак зайти.

В кабаке Антона ожидает новая беда, горше прежних. В кабаке Ермолая и его напарника опознают и задерживают, а вместе с ними как сообщника вяжут и Антона.

Неделю спустя после этих событий на улице толпится почти весь деревенский люд. Каждому хочется видеть, как повезут разбойников в острог. Особенно интересуются зеваки тяжёлыми берёзовыми колодками, которые будут набивать преступникам на ноги.

В толпе обсуждают участь Антона и сваливают на него все кражи, случившиеся в округе. «Знамо, окромя своего некому проведать, у кого что есть…»

Наконец появляется процессия в составе Никиты Федорыча, конвойных солдат и арестантов. За Антоном, который идёт последним, тащатся жена и дети, ревущие во весь голос. Когда подошла очередь набивать колодки Антону, бедолага, «сидевший по сю пору с видом совершенного онемения, медленно поднял голову, и слезы закапали у него градом».

Ермолай и сын Архаровны на людях хорохорятся и пошучивают, но напоследок Антонов брат кричит односельчанам уже без прибауток: «Не поминайте лихом! Прощайте, братцы, прощайте, нас не забывайте!»

Телеги с арестантами приближаются к околице, и, как бы скрывая их от людских взоров, пушистые хлопья снега начинают покрывать промёрзшую землю, а холодный ветер принимается дуть ещё сильнее.

И лишь только Никита Федорыч провожает уезжающих взглядом, довольный, что таки разделался с «разбойниками».

Главный герой произведения Антон — крепостной мужик лет пятидесяти, сухощавого телосложения, немного сгорбленный. Он давно глядит на мир слегка потухшими глазами и занимается заготовлением топлива на зимнее время.

Возвратившись в избу, Антон застает там старуху Архаровну, которая побирается и высматривает добро у всех обитателей села. Ужинает крепостной одной тюрей из кваса и хлеба, которую он еще умудряется наполовину от своей доли отдать деткам.

Антон с бабкой, вспоминают о своих родственниках, которые ушли в солдаты, а вестей от них давно уже не было.

Живет герой в нищете и долгах, а когда приходит время платить подушное, он понимает, что денег совсем нет. Его хозяин Никита Федорыч, не очень-то душевно относящийся к своему крепостному, грозится сдать его в солдаты. Переживая за судьбу своих малолетних детей и жены, он вынужден продать последнюю лошадь, чтобы хоть как-то расплатиться со своим барином.

На ярмарке Антон познакомился с новыми людьми, но так и не решился продать лошаденку, боясь продешевить. Его новоиспеченные знакомые отводят героя для ночевки на постоялый двор. А там, напоив и накормив усталого и голодного мужика крадут его лошадь. Еще и хозяин, который находился в сговоре с бандитами, требует расплатиться за вчерашний ужин и водку.

Антону приходится отдать с себя последний полушубок.

Местные советуют пойти мужику на поиски в ближайшую деревню, правда, говорят, что без выкупа ему там делать нечего. Он трое суток скитается в поисках пропавшей клячонки по осенним промозглым улочкам, будучи в отчаянии, он не замечает ни холодного дождя, ни голода и усталости. Но все поиски оказались тщетными.

Возвратившись в деревню, к Никите Федорычу его не пускают караульщики. Тогда, Антон вспоминает о ходивших слухах про спрятанные богатства Архаровны, и он обращается к ней с просьбой помочь в его горе. А старуха отвела его в овраг, где якобы была спрятана ее кубышка с рублевиками.

Но там на Антона нападают два крепких молодца, в одном из которых он узнает своего пропавшего брата Ермолая. Он вместе с сыном старухи оказался беглым солдатом, и теперь они промышляют разбоем и воровством.

Ермолай обещает как-нибудь помочь своему брату и предлагает сначала отметить их встречу в кабаке.

Там обоих разбойников опознают опознают и тут же задерживают, а с ними вместе вяжут крепостного Антона, как сообщника.

Спустя одну неделю на улице собирается почти все деревенские жители, которым хочется лично увидеть, как разбойников повезут в острог. На Антона сваливают все преступления, произошедшие в последнее время в округе.

Появившаяся процессия, в составе конвойных солдат и Никиты Федорыча, вела арестантов. За крепостным Антоном, идущим в самом конце, тащатся, рыдая во весь голос, жена и дети.

Набивая колодки, бедолага поднял свою голову, и слезы из его глаз покатились градом.

Сын Архаровны и Ермолай пошучивают и хорохорятся, а напоследок кричат своим односельчанам, чтоб их не поминали лихом. И только сам Никита Федорыч, провожая взором уезжающих, стоял довольный и гордый тем, что разделался с так называемыми разбойниками.

Источник: https://www.allsoch.ru/grigorovich/antongoremika/

Краткое содержание Бунин Деревня для читательского дневника

В повести автор изобразил  суровую жизнь поселения Дурновка,  которая является обобщающей фигурой многострадальной  российской деревни.

На основе судьбин  двух братьев  Кузьмы и Тихона представлены проблемы крестьян. В ходе споров главных героев   о себе и своего существования, писатель раскрывает  всю суть жизни русского крестьянства, показывая  разруху и обнищание селений в России начала двадцатого  века.

Бунин уделяет особенное  внимание описанию братьев в кризисный для них период. Неудачная  жизнь приводит их к одной мысли, что они не нужны никому. Такова судьба всех простых мужиков того времени.

В своем произведении писатель пытается до нас донести то, что человек как-бы он не жаловался на судьбу, ее  нужно просто  изменить. Но прежде, чем что-то сделать, необходимо изменить себя :  мысли, чувства, сознание. И тогда фортуна вам улыбнется.

Читать Краткое содержание рассказа Деревня Бунина

Начало произведения повествует нам  историю семейства Красовых.

Прадед  их был затравлен собаками за то, что осмелился порезвиться с любовницей барина. Дед же сумел стать свободным крестьянином, однако прославился своими воровскими делами. Отец сунулся было вести торговое дело, но вскоре разорился.

И осталось у него два сына — Тихон и Кузьма, о которых на протяжении всей книги и пойдет речь. Когда они были молодыми, то тоже были торговцами. Но сильно поругавшись друг с другом, разбежались в разные стороны. Каждый зажил своей жизнью.

Читайте также:  Краткое содержание оперы верди фальстаф за 2 минуты пересказ сюжета

 Кузьма стал наемным работником, а Тихон  стал зажиточным хозяином и проживал в усадьбе разорившегося прежнего барина. Все было прекрасно, однако супруга его всегда производила на свет мертвых девочек.

И тосковал Тихон поэтому, кому же останется все это богатство. Никакого удовлетворения такая жизнь ему не приносила, кроме трактира, где он целыми днями пил. И в свои пятьдесят лет он понял, что никому он и не нужен.

Тут Тихон вспомнил о своем брате, с которым решил прийти к примирению.

Приехав в город, он узнает, что Кузьма был в услужении у помещика Касаткина, и даже печатается в журналах. Встретившись в трактире у Даева,  у братьев состоялся важный разговор.

Кузьма в отличие от Тихона с малолетства любил учиться. Мужчина, живший с их семьёй по соседству,  обучил его  писать и читать,  старый гармонист приносил ему книги и учил анализировать прочитанное.

Кузьма желал описать в своих творениях нищенское существование деревенских мужиков, но позже пришел к выводу, что его  труды не совершенны по стилю и содержанию. Да и получал он за них копейки. Разочаровавшись в своей работе, Кузьма начал увлекаться спиртными напитками.

Да и мысли у него возникали нехорошие, то он хотел  стать отшельником в тихой обители, то  покончить жизнь самоубийством.

Вот в таком состоянии и нашел его Тихон, пригласив  руководить имением. Устроившись в Дурновке, Кузьма пребывает в прекрасном расположении духа. Ночью он сторожил усадьбу, а днем  просматривал прессу , подслушивал  и подсматривал за всеми, и всю информацию записывал в конторскую книгу.

Так шел день за днем, и все это стало ему надоедать. Не с кем было поговорить, обсудить наболевшие вопросы. Тихон  приходил редко, да и разговоры с ним были нудные и часто озлобленные. Даже кухарка бросила его, когда он заболел.

Еле выкарабкавшись  от болезни, Кузьма отправился к брату. Но понимания у него он не нашел. Тихон не слушал Кузьму, у него вместо обсуждаемых политических событий, была одна цель — выдать замуж Авдотью за какого-то парня из Дурновки.

  Давным-давно Тихон соблазнил кухарку, для того, чтобы она родила ему дитя.  Неудачные роды женщины не только разочаровали его, но и позор накрыл голову Авдотьи.

Тихон, замаливая свой грех,  стал ходить в церковь, которую раньше почти и не заходил.

Брат  попросил Кузьму устроить данную свадьбу. Но Кузьма не хочет браться за это дело.

Он жалеет Авдотью, ведь жениха ей подобрали жестокого нраву и бездельника, который согласился взять ее в жены только из-за приданого. Тихон настаивает. Девушке  ничего не остается делать , как согласиться. Кузьма также не стал противиться брату.

Сватовство прошло очень быстро, и мероприятие  справили, как положено. Новобрачная плакала горькими слезами, и даже февральская вьюга намекала о дальнейшей тоскливой жизни  Молодой.

Источник: http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/bunin/derevnya

Дмитрий Григорович — Деревня

Для детей старшего школьного возраста

Обремененные наследственными недугами, больные и слабые, они считаются в родной семье за лишнюю тягость и с первых лет до того дня, когда оканчивают тихое, бездейственное поприще свое на земле в каком-нибудь темном углу избы, испытывают одно только горе, приправляемое ропотом окружающих и горьким сознанием собственной своей бесполезности.

К счастию, Акулина не принадлежала к последней категории, и Домна могла употреблять ее с пользою в многочисленных занятиях скотного двора. Едва сиротке минул седьмой год, тотчас же приставила она ее смотреть за барскими гусями и утками.

  • Как чужие-то отец с матерью
  • Безжалостливы уродилися:
  • Без огня у них сердце разгорается,
  • Без смолы у них гнев раскипается;
  • Насижусь-то я у них, бедная,
  • По конец стола дубового,
  • Нагляжусь-то я, наплачуся.

Русская песня

Осень. На дворе холодно; частый дождь превратил улицу в грязную лужу; густой туман затянул село, и едва виднеются сквозь мутную сквознину его ветхие лачуги и обнаженные нивы.

Резкий ветер раскачивает ворота и мечет по поляне с каким-то заунывным, болезненно хватающим за сердце воем груды пожелтевших листьев. Улица пуста — ни живой души.

Сизый дымок, вьющийся из низеньких труб избушек, свидетельствует, что никого нет в разброде, что все хозяева дома и расправляют на горячей печке продрогшие члены. Все живущее прячется кто куда может, лишь бы укрыться от холода и ненастья.

Куры и голуби приютились на своих жердочках под навесом, завернув голову под тепленькое крылышко; воробей забился в мягкое гнездо свое; даже неугомонные шавки и жучки комком свернулись под телегами. Каждому готов приют, каждому и хорошо и тепло…

Изба скотницы Домны жарко-нажарко натоплена; вся семья дома; даже теленок, которого откармливают для барского стола, привязан заботливою Домною к печке и опустился на мокрую свою солому.

Двое парнишек ее, вместе с бабушкою и любимою кошкою, давно забрались на полати. Другие два шумно возятся под лавками.

Дождь стучит в узкие стекла окон, ветер свищет на дворе и улице, и по временам все стихает в избе, прислушиваясь к дребезжащему, протяжному вою. Одной только Акули что-то не видно: ее послали на реку стеречь уток.

Возвращается она наконец к обеду домой. Издали виднеется ей почерневшая от воды лачуга, но сиротка не спешит укрыться от холода под теплую ее кровлю; она со страхом и смущением приближается к ней. Дело в том, что одного утенка унесло течением реки в колесо мельницы.

   Между тем как подходила она к дому, на скотном дворе, как нарочно, затеялся жаркий спор между Домною и Голиндухою. Здесь дело было уже вот в чем: кто-то из ребят скотницы стянул лапоть Голиндухи, прислоненный к печке для просушки, и, привязав к нему бечевку, стал возить его по полу.

Голиндуха, занимавшаяся в то время выпариванием квасной кадушки, неоднократно кричала на ребенка, приказывая ему тотчас же поставить обувь на прежнее место; ребенок не слушался и, как бы назло, начал колотить лаптем во все углы избы.

Выведенная наконец из терпения баба бросила работу, отвесила озорнику добрую затрещину и, вырвав обувь, положила ее на печку.

Домна, все видевшая и еще прежде чем-то раздосадованная, не вынесла выходки Голиндухи.

— Куда лапоть-то поганый свой ставишь? — сказала она, выглянув вдруг из-за перегородки. — Места ему небось нету?.. Эка нашлась какая прыткая… словно барыня — драться еще вздумала…

— А что, невидаль, что ли, какая?.. Барские дети-то твои, что ль? Вестимо бить стану, коли балуются…

— А ну-тка, сунься…

— Тебя, небось, послушалась?..

— Ах ты, собака этакая…

— Сама съешь…

— Чтоб тебе подавиться лаптями-то…

— Эй, Домна, не доводи до греха; у тебя уста, у меня другие.

— Плевать мне… А вот только тронь еще раз Ванюшку, так посмотришь…

— Да ты, в самом-то деле, что ты тычешь мне своими ребятами-то?..

— А ты что?..

— Да…

— Побирушка проклятая!.. И мать-то твоя чужой хлеб весь век ела, да и тебя-то Христа ради кормят, да еще артачится, да туда же лезет… Ах ты, пес бездомный! Ну-ткась, сунься, тронь, тронь…

Домна и Голиндуха, с раскрасневшимися лицами, вылупившимися глазами и поднятыми кулаками, подступали уже друг к другу, когда в избу вбежала вдруг Машка, старшая дочь скотницы.

— Мамка! Мамка! — голосила девочка. — Глядь, глядь… Акулька-то одного утенка загнала… одного утенка нетути.

— Как! — вскричала исступленная Домна, мгновенно обращая свою ярость на только что вошедшую сиротку. — Ах ты, проклятая! Сталось, тебе неслюбно смотреть за ними?.. Постой, вот я те поразогрею…

И она пошла на помертвевшую от страха девчонку с готовыми кулаками.

Страх, в котором держала скотница свою питомицу, часто даже исчезал в ребенке от избытка горя. Так случалось почти всякий раз, когда Домна, смягчившись после взрыва необузданной ярости, начинала ласкать и нежить собственных детей своих. Громко раздавались тогда за печуркою рыдания и всхлипывания одинокой, заброшенной девочки…

Много слез и горя стоило также Акулине новое назначение, определенное ей скотницею. Выгоняя утром гусиное стадо, проходила ли она по улице — всюду встречались веселые ребятишки, беззаботно игравшие под навесами и на дороге, всюду слышались их веселые песни, крики; одна она должна была проходить мимо, не смея присоединиться к ним и разделить общую радость.

А уж как страшно-то было ей, боязливой девочке, напуганной разными дивами, проводить целые дни одной-одинешенькой, далеко от села, в каком-нибудь глухом болоте или темном лесу! В первое время она часто не могла вынести своего одиночества и, бросив тут же гусиное стадо свое, возвращалась одна на скотный двор, позабывая и побои скотницы, и все, что могло ожидать ее за такой своевольный поступок.

Кроме этого, сколько приходилось терпеть безответному ребенку в самом доме.

Вернется, бывало, вместе со стадом в избу — на дворе стужа смертная, вся она окоченела от холода, — ноги едва движутся; рубашонка забрызгана сверху донизу грязью и еле-еле держится на посиневших плечах; есть хочется; чем бы скорее пообедать, закутаться да на печку, а тут как раз подвернется Домна, разгневанная каким-нибудь побочным обстоятельством, снова ушлет ее куда вздумается или, наконец, бросит ей в сердцах кусок хлеба, тогда как другие все, спустившись с полатей, располагаются вокруг стола с дымящимися щами и кашею.

Забьется Акуля в любимый уголок свой у печки, между лукошками и сором, закроет личико исхудавшими пальчиками и тихо, тихо плачет.    Но прошел год, другой, и свыклась Акулька со своей тяжкою долею.

Какое-то даже радостное чувство наполняло грудь девочки, когда, встав вместе с зарею, раным-рано, вооружась хворостиною, выгоняла она за околицу свое стадо.

Теперь, уже не ожидая намека, спешила она убраться со своими гусями и утками в поле, лишь бы только скорее вырваться из избы.

Как птичка, встрепенется она тогда; все изменялось в ней: движения делались развязнее, стан выпрямлялся, — словом, трудно было узнать в сиротке одну и ту же девочку. Робкий и жалкий вид, так резко отличавший ее дома от прочих детей, как бы мгновенно исчезал. Бывало даже на Акулю находил в эти минуты вдруг какой-то припадок веселости, резвости.

Она особенно любила загонять свое стадо в густую осиновую рощу, находящуюся почти на самой границе земель, принадлежащих селу. Ей невыразимо легко, весело, привольно было просиживать тут с утра до вечера. Тут только запуганный, забитый ребенок чувствовал себя на свободе.

Перед нею широко стлался зеленый луг; медленно и плавно расхаживали по нем белые, как снег, гуси; селезни и пестрые утки, подвернув голову под сизое крылышко, лежали там и сям неподвижными группами.

Далее сверкала река со своими обрывистыми берегами, обросшими лопухом и кустарниками, из которых местами выбивались длинные сухие стебли дикого щавеля и торчали фиолетовые верхушки колючего репейника. За рекою виднелось черное взбороненное поле; далее, вправо, местность подымалась горою.

По главным ее отлогостям, изрезанным промоинами и проточинами, разрастался постепенно все выше и выше сосновый лесок; местами рыжее, высохшее дерево, вырванное с корнем весеннею водою, перекидывалось через овраг висячим мостом.

Влево тянулось пространное болото; камыш, кочки и черные кустарники покрывали его на всем протяжении; по временам целые вереницы диких уток с криком поднимались из густой травы и носились над водою. Там и сям синевшая холмистая даль перемежалась снова серебристыми блестками реки.

Бесконечная сереющая даль, в которой двигались почти незаметными точками телега или спутанная лошадь, постепенно синела, синела, и, наконец, все более и более суживавшиеся планы ее сливались мутною линиею со сквознотою голубого неба.

Но природа нимало не пленяла деревенской девочки; неведомо приятное чувство, под влиянием которого находилась она, было в ней совершенно безотчетно. Случайно ли избрала она себе эту точку зрения, лучшую по всей окрестности, или инстинктивно почувствовала обаятельную ее прелесть — неизвестно; дело в том, что она постоянно просиживала тут с рассвета до зари.

Читайте также:  Краткое содержание лорка кровавая свадьба за 2 минуты пересказ сюжета

Источник: https://mybrary.ru/books/proza/klassicheskaja-proza/page-2-135306-dmitrii-grigorovich-derevnya.html

Антон-Горемыка

Антон, пятидесятилетний крепостной мужик, сухощавый и сгорбленный, глядящий на мир Божий потухшими глазами, занят заготовкой топлива на зиму.

Возвратившись в свою избёнку, Антон застаёт там гостью, нищую старуху Архаровну, которая не столько побирается, сколько высматривает добро у обитателей села.

Ужинать Антону приходится одной тюрей из кваса и хлеба, однако же он не ропщет и ещё ухитряется из своей доли половину отдать детям.

Растабарывая с бабкой, Антон вспоминает о своём брате и сыне Архаровны, которых взяли в солдаты, — давно уж от них никаких вестей нет.

Речи мужика обращены не столько к гостье, сколько к самому себе: в какой уже раз обдумывает он своё горькое житье… Заедает его век злодей-управляющий, пришло время подушное платить, а денег ни полушки; грозится Никита Федорыч сдать Антона в солдаты, а кто тогда жену и малолеток прокормит?

Продолжение после рекламы:

Не успел Антон из-за стола выйти, как его зовут к управляющему. Никита Федорыч, человек плотный и приземистый, похожий на бульдога, грозно встречает недоимщика и, не слушая его жалобных оправданий, требует продать последнюю лошадёнку, чтобы расплатиться с барином.

Как ни плачет, как ни убивается жена, приходится Антону ехать на ярмарку в город и продавать кормилицу.

В довершение напастей в дороге встречает Антон мельника, которого он давно избегает (и мельнику должен он за помол). Мельник, понятно, тоже требует своё.

На ярмарке и без того небойкий и запуганный мужичок и вовсе растерялся. А тут ещё цыгане-лошадники и промышляющие возле коней мошенники (они делают вид, что хотят помочь Антону) совсем заморочили крестьянину голову. День проходит впустую — Антон так и не решается продать пегашку, боясь продешевить.

Брифли существует благодаря рекламе:

Новые «друзья» Антона ведут его ночевать на постоялый двор, где и подпаивают разомлевшего от усталости и голода мужика… Утром же бедолага обнаруживает пропажу лошади.

Хозяин постоялого двора, бывший в сговоре с грабителями, требует, чтобы Антон расплатился за ужин и водку. Приходится ему последний полушубок с себя отдать.

«Знающие люди» советуют Антону идти на поиски лошади в одну из близлежащих деревень, хотя и смекают, что без выкупа он только ноги зря собьёт.

Удобно расположившиеся на лавке советчики долго ещё обсуждают несчастье, приключившееся с Антоном. Их слушают вновь прибывшие постояльцы, один из которых знаком с горемыкой. Он объясняет главную причину бедствий Антона. Его невзлюбил управляющий, уверенный, что жалоба господину на своеволие Никиты Фе-дорыча исходит от Антона.

В то время как Антон бредёт неведомо куда по непролазной грязи, Никита Федорыч балует себя чаем, закармливает и без того толстого неповоротливого сыночка и перебранивается с женой, От этих приятных занятий его отрывает мельник, вместе с которым управляющий обделывает тёмные делишки. Мельник жалуется все на того же Антона — не хочет расплачиваться за помол.

Продолжение после рекламы:

С мельником Никита Федорыч поладил и собрался было возобновить чаепитие, но тут на него с новой силой напускается супруга, не без оснований подозревающая, что её благоверный утаивает деньги, полученные от мельника.

Трое суток скитается Антон в поисках украденной клячонки по промозглым осенним просёлкам. В горе не замечает он ни студёного дождя, ни усталости, ни голода и холода.

Поиски, как и следовало ожидать, оказываются тщетными. Почти обеспамятевший возвращается Антон ранним утром в свою деревню и первым делом направляется к Никите Федорычу. Караульщики его не пускают — управляющий ещё почивает.

Как полоумный бежит несчастный мужик домой и наталкивается на Архаровну. Ему вспоминаются ходившие по деревне слухи о её потаённом богатстве, и Антон решает, что она может выручить его. «Помоги, коли хочешь спасти душу христианскую от греха, — дай денег!» — кричит он в полном отчаянии.

Испугавшаяся старуха ведёт его за собой в овраг, в котором, по её словам, у неё в кубышке спрятана малая толика рублёвиков.

Брифли существует благодаря рекламе:

Однако в овраге Антона хватают два дюжих молодца. В одном из них он узнает своего брата Ермолая. Другой оказывается сыном старухи — и оба они беглые солдаты, теперь промышляющие воровством и разбоем.

Ермолай рассказывает, как они вчера ограбили купца, и обещает помочь брату. Нужно только сначала для встречи в кабак зайти.

В кабаке Антона ожидает новая беда, горше прежних. В кабаке Ермолая и его напарника опознают и задерживают, а вместе с ними как сообщника вяжут и Антона.

Неделю спустя после этих событий на улице толпится почти весь деревенский люд. Каждому хочется видеть, как повезут разбойников в острог. Особенно интересуются зеваки тяжёлыми берёзовыми колодками, которые будут набивать преступникам на ноги.

В толпе обсуждают участь Антона и сваливают на него все кражи, случившиеся в округе. «Знамо, окромя своего некому проведать, у кого что есть…»

Наконец появляется процессия в составе Никиты Федорыча, конвойных солдат и арестантов. За Антоном, который идёт последним, тащатся жена и дети, ревущие во весь голос. Когда подошла очередь набивать колодки Антону, бедолага, «сидевший по сю пору с видом совершенного онемения, медленно поднял голову, и слезы закапали у него градом».

Ермолай и сын Архаровны на людях хорохорятся и пошучивают, но напоследок Антонов брат кричит односельчанам уже без прибауток: «Не поминайте лихом! Прощайте, братцы, прощайте, нас не забывайте!»

Телеги с арестантами приближаются к околице, и, как бы скрывая их от людских взоров, пушистые хлопья снега начинают покрывать промёрзшую землю, а холодный ветер принимается дуть ещё сильнее.

И лишь только Никита Федорыч провожает уезжающих взглядом, довольный, что таки разделался с «разбойниками».

Пересказал В. П. Мещеряков. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XIX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1996. — 832 с.

Источник: https://briefly.ru/grigorovich/anton-goremyka/

Дмитрий Григорович — Деревня

Дмитрий Васильевич Григорович

Деревня

  • Далеко в глухой сторонушке
  • Вырастала тонка белая береза,
  • Что тонка береза, кудревата,
  • Где не греет ее солнышко, ни месяц
  • И не частые звезды усыпают;
  • Только крупными дождями уливает,
  • Еще буйными ветрами поддувает.

Русская народная песня

В одном богатом селении, весьма значительном по количеству земли и числу душ, в грязной, смрадной избе на скотном дворе у скотницы родилась дочь.

Это обстоятельство, в сущности весьма незначительное, имело, однако, следствием то, что больная и хилая родильница, не быв в состоянии вынести мучений, а может быть, и просто от недостатка бабки (что очень часто случается в деревнях), испустила последний вздох вскоре после первого крика своей малютки.

Рождение девочки было ознаменовано бранью баб и новой скотницы, товарки умершей, деливших с свойственным им бескорыстием обношенные, дырявые пожитки ее.

Ребенок, брошенный на произвол судьбы (окружающие были заняты делом более важным), без сомнения, не замедлил бы последовать за своими родителями (и, конечно, не мог бы сделать ничего лучшего), если б одно из великодушных существ, наполнявших избу, не приняло в нем участия и не сунуло ему как-то случайно попавшийся под руку рожок.

Услуга пришлась очень кстати и была, можно сказать, настоящею причиною, определившею судьбу младенца, которая до того времени весьма нерешительно колыхала его между жизнью и смертью.

Дележ, совершаемый по всем законам справедливости между однокашницами бывшей скотницы, не успокоил, однако, шумного их сборища; хотя тетка Фекла и уступила скотнице Домне полосатую понёву[1] покойницы за ее изношенные коты[2] (главную причину криков и размирья); хотя завистливая Домна перестала кричать на Голиндуху, завладевшую повязкою и чулками умершей, но наступившая тишина продолжалась недолго и была только предвестницею новой бури.

Теперь каждая из этих достойных женщин с жаром принялась защищать права свои в рассуждении того, на чью горькую долю должен достаться ребенок, как будто назло им родившийся.

Но сколько ни спорили горемычные, ничего не могли решить (чувство справедливости было в них сильно), и потому положили с общего голоса предоставить все судьбе и бросить жребий — способ, как известно, решающий в деревнях всякого рода недоразумения.

Жребий, в благодарность за такое доверие, не замедлил, по обыкновению, показать собою пример безукоризненного беспристрастия и справедливости: сиротка пришлась на долю скотницы, которая, не в пример другим бабам, была наделена полдюжиною собственных своих чад.

Домна (так звали новую скотницу), хотя баба норова твердого, или, лучше сказать, ничем не возмутимого, не могла, однако, вынести равнодушно определения судьбы и тут же, зная наперед, сколько бесполезно роптать на нее, внятно проголосила, что жутко будет проклятому пострелу, невесть как несправедливо навязавшемуся ей на шею.

Маленькая Акулина (таким именем окрестили малютку) сделалась на скотном дворе с первого же дня своего существования предметом всеобщего нерасположения.

Да и какая, в самом деле, нужда была бабам знать, был ли младенец виною своей докучливости? Довольно того, что он досаждал им поминутно. «Добро бы своя была, — говорили они, — добро бы родная, а то невесть по какого лешего смотришь за нею, словно от безделья».

Но хуже всего приходилось терпеть сиротке от самой скотницы.

Нельзя сказать, чтоб Домна была женщина злая и жестокая, но день бывал у ней неровен: иной раз словечка поперек не скажет, что бы ни случилось; в другое время словно дурь какая найдет на нее; староста ли заругается или подерется, дело ли какое не спорится в доме — осерчает вдруг и пойдет есть и колотить сиротку. Сором таким лается на нее, что хоть вон из избы беги; все припомнит, ничего не пропустит; усопшую мать не оставит даже в покое и при каждом ударе такого наговорит дочери на покойницу, чего и вовсе не бывало.

Впрочем, необходимо сказать в оправдание Домны, что в грубом обхождении и побоях, которыми угощала она свою питомицу, скрывалась иногда весьма уважительная, добрая цель. В доказательство можно привести собственные слова ее. Однажды жена управляющего застала Домну на гумне в ту самую минуту, когда она безмилосердно тузила Акулю.

«За что бьешь ты, дурища, девчонку?» — спросила жена управляющего. «Да вины-то за нею нету, матушка Ольга Тимофеевна, — ответила Домна, — а так, для будущности пригодится».

Если найдутся люди, которые, по свойственному им человеколюбию или сострадательности, не захотят видеть в этом доброго намерения, а припишут нападки на сиротку частию жестокости скотницы, то смею уверить их, что даже и тогда нельзя вполне обвинять ее.

Страсть к «битью, подзатыльникам, пинкам, нахлобучникам, затрещинам» и вообще всяким подобным способам полирования крови не последняя страсть в простом человеке. Уж врожденная ли она или развилась чрез круговую поруку — бог ее ведает: вернее, что чрез круговую поруку…

В одном только можно было упрекнуть Домну, именно в излишнем пристрастии, которое уже чересчур ясно обнаружила она к собственным своим детям. Можно даже сказать, что слепая эта любовь часто заглушала в ней чувство справедливости и всякого рода добрые намерения, оправдывавшие почти всегда пинки и побои, которыми наделяла она сиротку.

Случалось ли ребятам напроказить: разбить горшок или выпить втихомолку сливки — разгневанная Домна накидывалась обыкновенно на Акульку, видя в ней если не виновницу, то по крайней мере главную зачинщицу; забредет ли свинья в барский палисадник, и за свинью отвечала бедняжка.

Когда муж скотницы, проживавший по оброку в соседней деревне на миткалевой фабрике, возвращался домой в нетрезвом виде (что приключалось нередко), всегда почти старалась Домна натолкнуть на него сиротку, чтоб отклонить от себя и детей своих первые порывы его дурного расположения, — словом, все, что только могло случиться неприятного в домашнем быту скотного двора, — все вызывало побои на безответную Акульку. Вне этих отношений с жителями избы сиротка проводила детство свое, как и все остальные дети села, в совершенном забвении и пренебрежении. Слово «авось» играет у нас, как известно, и поныне весьма важную роль и прикладывается русским мужиком не только к собственному его житью-бытью, но даже к житью-бытью детей его. Самый нежный отец, самая заботливая мать с невыразимою беспечностью предоставляют свое детище на волю судьбы, нисколько не думая даже о физическом развитии ребенка, которое считается у них главным и в то же время единственным, ибо ни о каком другом и мысль не заходит им в голову. Не успеет еще ребенок освободиться от пелен, как уже поручают его сестре, девчонке лет четырех или пяти, которая нянчится с ним по-своему, то есть мнет и теребит его, во сколько хватает силенки, а иногда так пристукнет, что и через двадцать лет отзовется.

Источник: https://libking.ru/books/prose-/prose-classic/348006-dmitriy-grigorovich-derevnya.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector