Краткое содержание гюго эрнани за 2 минуты пересказ сюжета

Краткое содержание Гюго Эрнани за 2 минуты пересказ сюжетаРоман «Отверженные» – одно из наиболее знаменитых произведений титана французской литературы Виктора Гюго. Архетипичные образы Жана Вальжана, инспектора Жавера, Козетты, Фантины, Гавроша стали неотъемлемыми частями мирового культурного наследия.

Несмотря на то что «Отверженные» были опубликованы полтора века назад, в 1862 году, интерес к произведению не утихает. Роман успешно переживает очередные публикации и порождает новые произведения искусства.

В частности, по мотивам романа было снято тринадцать экранизаций. Один из первых экранных вариантов порадовал публику в 1913 году. Это был немой четырехсерийный фильм французского производства.

Его создал популярный в те времена режиссер Альбер Капеллани.

Последняя киноверсия культового произведения была выпущена в 2012 году. Драматический фильм-мюзикл снял Том Хупер. В проекте приняли участие звезды Голливуда Хью Джекман (Жан Вальжан), Рассел Кроу (инспектор Жавер), Энн Хэтэуэй (Фантина), Аманда Сейфрид (Козетта) и другие. Давайте вспомним сюжет этой великой эпопеи о людях, которых однажды отвергла жизнь и навеки связала судьба.

Излечение милосердием: епископ Мириэль

Франция. 1815 год. Бывший каторжник Жан Вальжан выходит на свободу после девятнадцатилетнего заточения. Ровно столько лет назад он украл буханку хлеба для своей овдовевшей сестры Жанны и ее семерых детей. Вальжана осудили на четыре года каторги, а за неоднократные попытки побега добавили еще двенадцать лет заточения.

Краткое содержание Гюго Эрнани за 2 минуты пересказ сюжетаПрактически два десятилетия он провел в обществе отъявленных преступников, а имя сменил на номер 24601. Теперь Вальжан свободен, но начать новую жизнь мешают так называемый «желтый паспорт», который выдают всем бывшим каторжникам. Его отовсюду гонят, везде презирают. Он отверженный. У Вальжана есть только единственный выход – вступить на темный путь преступности, который единственно открыт для него.

Судьба заносит Вальжана в городок Динь. После тщетных попыток устроиться хоть где-нибудь на ночлег он приходит к дому местного епископа Мириэля.

На удивление, сановник относится к подозрительному незнакомцу очень радушно, угощает обедом и приказывает разместить путника в одной из комнат для гостей.

Привычки преступного мира берут верх, и несмотря на гостеприимство хозяина Вальжан не может устоять перед кражей серебряных подсвечников. Сперва он хочет убить и самого епископа, но в последний момент неведомая сила останавливает злоумышленника и он бежит с места преступления.

На следующий день мужчину в нищенской одежде с краденными серебряными подсвечниками задерживают и приводят к Мириэлю.

Теперь Вальжан жалеет, что проявил слабость и не убил главного свидетеля – сейчас священник даст показания, которые отправят его на каторгу до конца дней.

Каким же было удивление Вальжана, когда Мириэль вынес еще два подсвечника, сказав стражам порядка, что их в спешке забыл его гость, которого по нелепой случайности арестовали.

Краткое содержание Гюго Эрнани за 2 минуты пересказ сюжетаНачать все сначала

Когда Вальжан и Мириэль остаются наедине, епископ призывает мужчину начать новую жизнь. Пусть этот стартовый капитал в виде подсвечников поможет ему снова стать человеком.

Вальжан, видевший до сих пор только зло, предательство, несправедливость, алчность, сперва не может понять подобного бескорыстного проявления милосердия. По старой привычке, он ловит мальчишку на улице и отбирает у него деньги. Выйдя из оцепенения Вальжан вдруг понимает – ему дали шанс, который выпадает редкому оступившемуся. Он употребит дар епископа во благо и начнет новую жизнь.

Заклятые враги: Жан Вальжан и инспектор Жавер

Краткое содержание Гюго Эрнани за 2 минуты пересказ сюжетаТри года спустя. Городок Монрейль. Раньше это местечко практически ничем не отличалось от тех убогих французских городов, в которых царит нищета и безработица. Но однажды в городе появился состоятельный меценат, построивший фабрику по производству искусственного гагата. Монрейль на глазах преобразился, его жители стали работать и прославлять своего благодетеля дядюшку Мадлена, так звали таинственного мецената. Несмотря на богатство, он отличался справедливостью. Добротой и скромностью, поэтому жители единогласно выбрали его в мэры Монрейля.

Только один человек недолюбливал Мадлена – инспектор Жавер. Фанатично преданный своему делу, Жавер четко следовал букве закона. Он не признавал полутонов – только черное и белое. Единожды оступившийся человек больше не сможет оправдаться в глазах инспектора. Закон – незыблем и нерушим.

Ищейка давно занимается поисками бывшего каторжника Жана Вальжана, который три года назад обокрал мальчика на улице. Хитростью Жавер вынуждает Мадлена публично признаться, что он и есть тот самый Жан Вальжан.

Бывшего мэра тут же ссылают на пожизненное заключение на тулонских галерах. Рискуя жизнью, Вальжан сбегает с корабля, на котором переправляли заключенных.

Риск был оправданным, ведь у него еще осталось одно невыполненное обещание.

Загубленная жизнь: история Фантины

Краткое содержание Гюго Эрнани за 2 минуты пересказ сюжетаНа монрейльской фабрике работала прекрасная девушка по имени Фантина. Неопытная и доверчивая, она простодушно влюбилась в Феликса Толомена. Бедняжка и не подозревала, что смазливый повеса из богатой семьи никогда не женится на простолюдинке. Вскоре Фантина родила внебрачную дочь, свою очаровательную малышку она назвала Козеттой. Девушка была вынуждена отдать малютку на воспитание трактирщикам Тенардье, все заработанные деньги мать отсылала дочке, даже не подозревая, что крошке не достается ничего.

Когда на фабрике прознали о внебрачном ребенке Фантины, ее тут же увольняют. Женщина оказывается на улице без средств к существованию и крова над головой. Переживая о благополучии дочки, Фантина решается на отчаянные поступки – она продает свои роскошные волосы и белоснежные зубы, а затем становится проституткой.

Все это время Вальжан – владелец той самой фабрики, на которой работала Фантина, – пребывает в неведении о судьбе своей подопечной. Он встречается с Фантиной многим позже, когда та умирает от туберкулеза – увядшая, разбитая, падшая.

Вальжан клянет себя за роковую халатность. Помочь Фантине он уже не сможет – ее жизнь безнадежно загублена – однако устроить счастье маленькой Козетты еще можно. Вальжан клянется умирающей Фантине, что не бросит ее дочь.

Это и было то обещание, ради которого Жан Вальжан выжил и сбежал с корабля каторжников.

Луч света в царстве тьмы: история Козетты

Краткое содержание Гюго Эрнани за 2 минуты пересказ сюжетаБеглый каторжник Жан Вальжан не может удочерить Козетту. Он крадет девочку у подлых Тенардье и пускается с ней в бега. К счастью, Вальжану удалось сохранить немалое состояние с тех времен, когда он был владельцем фабрики. Деньги решают многое, и Вальжан вновь начинает новую жизнь. Он устраивает Козетту в монастырский пансион и называется ее отцом. Так начинается тихая семейная жизнь двух отверженных, случайно нашедших друг друга.

Прошли годы. Маленькая Козетта превратилась в прекрасную девушку. И вскоре наряду с нежной дочерней любовью в сердце Козетты зарождается новое неведомое чувство к молодому человеку по имени Мариус Понмерси.

Однажды встретившись во время прогулки в саду, Козетта и Мариус больше не смогли забыть друг друга.

Однако на пути к совместному счастью влюбленным пришлось преодолеть множество преград – революционное восстание, отцовская ревность Вальжана, преследования инспектора Жавера, который и спустя годы не забыл о своем заклятом враге Жане Вальжане.

На этот раз судьба благосклонна к героям – Мариус чудом выживает во время вооруженного противостояния в Париже, Вальжан осознает, что его дочка выросла и имеет право на личное счастье, а Жавер отпускает Вальжана, когда тот был у него в руках. Убежденный фанатик не смог пережить краха своих идеалов, его стройная система дала трещину, а закон оказался не так справедлив, как ему казалось. Жавер кончает жизнь самоубийством, сбросившись с моста.

Краткое содержание Гюго Эрнани за 2 минуты пересказ сюжетаПредлагаем вам познакомиться с биографией Виктора Гюго, французского писателя, творчество которого приобрело множество почитателей и через которое нам открывается богатый внутренний мир драматурга.

Следующее известное произведение Виктора Гюго – это “Собор Парижской Богоматери“, исторический роман о необычном человеке, внешность которого всех пугала, но его истинная красота была скрыта глубоко внутри.

Жан Вальжан доживает свои последние дни в скорбном одиночестве. Его оклеветали в глазах Мариуса, назвали каторжником, бандитом, преступником. Чтобы не ранить Козетту, Вальжан уходит из ее жизни.

По роковой случайности, старый Тенардье, загубивший детство Козетты, раскрывает истину. Козетта и Мариус мчатся к Вальжану, чтобы попросить прощения, и обнаруживают его умирающим. Заливаясь слезами, дочка умоляет отца простить ее.

Прощать не за что – Вальжан счастлив. Он умирает со спокойным сердцем и улыбкой на устах.

Источник: https://r-book.club/zarubezhnye-pisateli/viktor-gyugo/otverzhennye.html

Краткое содержание

Краткое содержание Гюго Эрнани за 2 минуты пересказ сюжета

Испания, 1519 г. Дворец герцога Руй Гомеса де Сильва в Сарагосе. Поздний вечер. Старца нет дома. Донья Соль, его племянница и невеста, ждет своего возлюбленного Эрнани — сегодня должна решиться их судьба. Дуэнья, услышав стук в дверь, открывает и видит вместо Эрнани незнакомца в плаще и шляпе с широкими полями. Это король дон Карлос: воспылав страстью к донье Соль, он желает узнать, кто его соперник. Дуэнья, получив кошель с золотом, прячет короля в шкафу. Появляется Эрнани. Он мрачен — есть ли у него право на любовь доньи Соль? Отец его был казнен по приказу покойного короля, сам он стал изгнанником и бандитом, а герцог де Сильва обладает неисчислимыми титулами и богатствами. Донья Соль клянется следовать за Эрнани повсюду — даже на эшафот. В этот момент дон Карлос, которому надоело сидеть в узком шкафу, прерывает беседу влюбленных и игриво предлагает донье Соль разделить сердце на двоих. В ответ Эрнани обнажает шпагу. Неожиданно для всех во дворец возвращается старый герцог. Дон Руй гневно корит племянницу и молодых людей: в прежние времена ни один дворянин не осмелился бы осквернить седины старика, посягнув на честь его будущей жены. Дон Карлос, ничуть не смутившись, раскрывает свое инкогнито: произошли чрезвычайно важные события — скончался император Максимилиан, предстоят выборы и сложная закулисная борьба за трон. Королю необходима поддержка таких могущественных вассалов, как герцог де Сильва. Пристыженный вельможа просит у короля прощения, а Эрнани с трудом сдерживает ярость при виде своего заклятого врага. Оставшись один, юноша произносит страстный монолог — теперь он должен расквитаться с королем не только за отца, но и за попытку соблазнить донью Соль. На следующую ночь дон Карлос устраивает засаду, чтобы помешать бегству доньи Соль с Эрнани. Подслушав разговор влюбленных, он выведал условленный знак — три хлопка в ладоши. Донья Соль попадается на уловку короля. Дон Карлос обещает сделать её герцогиней, принцессой, наконец, королевой и императрицей. С негодованием отвергнув домогательства монарха, девушка взывает о помощи к Эрнани, и тот появляется вовремя с шестью десятками верных горцев — теперь король в полной его власти. Благородный разбойник предлагает решить дело поединком, однако Дон Карлос высокомерно отказывается: вчера он позволил себе скрестить шпагу с незнакомцем, но для бандита это слишком большая честь. Эрнани, не желая быть убийцей, отпускает короля, а тот на прощание объявляет ему беспощадную войну. Донья Соль умоляет возлюбленного взять её с собой, но Эрнани не может принять подобной жертвы: отныне он обречен — пусть донья Соль выходит замуж за своего дядю. Девушка клянется, что умрет в один день с Эрнани. Влюбленные расстаются, обменявшись первым и, быть может, последним поцелуем. Замок герцога де Сильва в горах Арагона. Донья Соль в белом — сегодня день её свадьбы. Дон Руй любуется целомудренной красотой своей невесты, однако девушка готовится не к свадьбе, а к смерти. Входит паж и объявляет, что некий паломник просит пристанища. Герцог, верный заветам старинного гостеприимства, приказывает принять путника и спрашивает, что слышно о бандитах. Паж отвечает, что с «горным львом» Эрнани покончено — сам король гонится за ним, и за его голову назначена награда в тысячу экю. Появляется Эрнани в костюме паломника: увидев донью Соль в свадебном наряде, он громовым голосом называет свое имя — пусть его предадут в руки короля. Дон Руй отвечает, что никто в замке не осмелится выдать гостя. Старик уходит, чтобы отдать необходимые распоряжения по обороне замка, а между влюбленными происходит бурное объяснение: юноша обвиняет донью Соль в измене — когда же видит приготовленный ею к брачной ночи кинжал, впадает в раскаяние. Вернувшийся герцог застает невесту в объятиях Эрнани. Потрясенный таким вероломством, он сравнивает Эрнани с Иудой. Юноша умоляет убить его одного, пощадив невинную донью Соль. В этот момент перед замком появляется дон Карлос со своим войском. Герцог прячет соперника в тайнике за картиной и выходит навстречу королю. Тот требует выдать мятежника. Вместо ответа дон Руй показывает портреты предков, перечисляя подвиги каждого, — никто не посмеет сказать про последнего из герцогов, что он предатель. Взбешенный король угрожает ему всевозможными карами, но при виде доньи Соль меняет гнев на милость — он готов пощадить герцога, взяв в заложницы его невесту. Когда король удаляется со своей добычей, старик выпускает Эрнани. Юноша умоляет не убивать его сейчас — он должен отомстить дону Карлосу. Вручив герцогу свой охотничий рог, Эрнани клянется отдать жизнь, когда этого потребует дон Руй. Ахен. В усыпальницу Карла Великого входит король в сопровождении дона Рикардо де Рохаса. Ночью в склепе соберутся заговорщики — немецкие князья и испанские гранды, поклявшиеся убить дона Карлоса. Недавно среди них появились старик и юноша, которые выделяются своей решимостью. Король холодно отвечает, что всех предателей ждет эшафот — лишь бы только стать императором! В этот час совещаются выборщики. 06 их решении возвестит колокол: один удар означает, что избран герцог Саксонский, два — побеждает Франциск I, три — императором становится дон Карлос. Король, отослав дона Рикардо, приближается к усыпальнице Карла: взывая к тени могущественного императора, он умоляет наставить его — как справиться с чудовищным бременем власти? Услышав шаги своих убийц, дон Карлос прячется в усыпальнице. Заговорщики тянут жребий — один из них должен пожертвовать собой и нанести смертельный удар. К великой радости Эрнани эта честь выпадает ему. Дон Руй умиляет соперника уступить, однако Эрнани непреклонен. В этот момент бьет колокол. На третьем ударе из усыпальницы выходит дон Карлос — отныне император Карл V. Со всех сторон к нему спешат приближенные, и Карл просит привести донью Соль — быть может, титул цезаря пленит её сердце? Император приказывает взять под стражу лишь герцогов и графов — прочие заговорщики недостойны его мести. Эрнани гордо выступает вперед: теперь ему нет нужды скрывать свое имя — принц Хуан Арагонский, герцог Сегорбы и Кардоны имеет право взойти на эшафот. Донья Соль бросается на колени перед дон Карлосом. Возвысившись над ничтожными страстями, император прощает всех и дает согласие на брак доньи Соль с Эрнани, которому возвращает утраченные титулы. Бывший разбойник отрекается от прежней вражды — в его сердце осталась только любовь. Он не замечает ненавидящего взора старого герцога. Дворец принца Арагонского в Сарагосе. Поздний вечер. Эрнани и донья Соль только что сочетались браком. Гости оживленно обсуждают чудесное превращение разбойника в испанского гранда. Повсюду раздаются хвалы императору и молодой прекрасной чете. На фоне общего веселья выделяется мрачная фигура в маске — никто не знает, кто этот человек, но от него веет смертью. Появляются счастливые новобрачные: все поздравляют их и спешат оставить одних. Эрнани и донья Соль безмерно счастливы. В разгар самых пылких признаний раздается звук охотничьего рога. Эрнани вздрагивает и бледнеет: сказав жене, что у него открылась старая рана, он отсылает её за целебным бальзамом. Входит человек в маске — это дон Руй Гомес пришел за Эрнани. Эрнани берет кубок с ядом, и в этот момент возвращается донья Соль. Увидев старика, она мгновенно понимает, какая опасность нависла над мужем. Дон Руй напоминает юноше о клятве, донья Соль взывает к любви. Убедившись в тщетности мольбы и угроз, она выхватывает кубок и отпивает до половины — остальное достается Эрнани. Влюбленные обнимаются и слабеющим языком благословляют небо за этот последний поцелуй. Увидев страшное дело рук своих, дон Руй убивает себя. Занавес.

Читайте также:  Краткое содержание подружки артюховой за 2 минуты пересказ сюжета

Краткое содержание Гюго Эрнани за 2 минуты пересказ сюжета

Краткое содержание «Эрнани» ГюгоГюго В.Стр. 1

Краткое содержание Гюго Эрнани за 2 минуты пересказ сюжета

Краткое содержание «Эрнани» ГюгоГюго В.Стр. 2

Краткое содержание Гюго Эрнани за 2 минуты пересказ сюжета

Краткое содержание «Эрнани» ГюгоГюго В.Стр. 3

Источник: https://my-soch.ru/sochinenie/kratkoe-soderzhanie-ernani-gyugo

Эрнани — краткое содержание драмы Гюго

События произведения разворачиваются в Испании шестнадцатого века.

Первое действие начинается во замке, принадлежащем титулованной особе Руй Гомесу де Сильва, который в ближайшее время планирует сыграть свадьбу со своей молодой племянницей доньей Соль.

Девушка поздним вечером ожидает в своей комнате возлюбленного Эрнани, но вместо него в почивальню пробирается король дон Карлос, охваченный страстью к молодой испанке и желающий выяснить личность соперника. Для этого дон Карлос прячется в шкафу. Прибывший Эрнани раскрывает девушке свои душевные муки, поскольку не может ей предложить ничего, а старый герцог обладает и титулом, и богатством. Донья

В этот момент из укрытия появляется дон Карлос и Эрнани обнажает шпагу, но вдруг в комнату входит возмущенный старый герцог, который шокирован поступком молодых людей. Дон Карлос выдает свою личность и Руй Гомес де Сильва начинает просить у короля прощение, при этом Эрнани кипит от гнева при виде заклятого врага.

На следующий день дон Карлос предпринимает попытку помешать побегу доньи Соль с Эрнани, похитив девушку и обещая ей любые титулы взамен ее благосклонности к нему.

Донья Соль отвергает ухаживания короля и передает просьбу о помощи Эрнани, который захватывает замок при поддержке верных ему горцев. Эрнани вызывает дона Карлосу на благородный поединок, однако король отказывается биться с бандитом.

Тогда Эрнани отпускает его, не желая совершать кровопролитие, а сам отправляется в горы, оставив девушку выполнить ее долг перед дядей.

Следующее действие снова переносит зрителя в замок герцога, где идут приготовления к свадьбе. При этом донья Соль, одетая в белоснежный наряд невесты, готовится к самоубийству, поскольку не желает быть женой старого герцога. Перед венчанием в замке появляется паломник, который оказывается Эрнани.

Герцог видит донью Соль в объятиях молодого человека и объявляет последнего предателем. В это время перед дверями замка появляется дон Карлос и требует выдать ему Эрнани, однако герцог по законам гостеприимства отказывается выполнить королевский приказ.

За это Эрнани дает дону Руй клятву отдать свою жизнь по его первому слову.

В третьем действии король дает разрешение на брак Эрнани, который оказывается принцом Хуаном Арагонским, и доньи Соль. На бракосочетании появляется герцог и требует от Эрнани выполнения клятвы.

Донья Соль понимает, что ее новоявленный муж сейчас умрет и первой выпивает часть яда, предназначающегося для Эрнани. В итоге влюбленные погибают вместе, слившись в прощальном поцелуе.

Герцог осознает тяжесть своего поступка и тоже совершает самоубийство.

← Девяносто третий год (93 год)
← Король забавляется↑ ГюгоПоследний день приговорённого к смерти →

Краткое содержание Гюго Эрнани за 2 минуты пересказ сюжета

  • Тишина — краткое содержание книги Погодина
    Рассказ берет свое начало с военного периода. Главным героем повеси выступает Сергей Вохмистров. По окончании военных действий Сергей Вохмистров возвращается домой. По возвращению домой он то и дело строит новые
  • Вся королевская рать — краткое содержание романа Уоррена
    Действие произведения разворачивается в начале двадцатого века на территории Соединенных Штатов Америки. Повествование в романе осуществляется от лица Джека Бердена, представленного автором
  • Камо грядеши — краткое содержание романа Сенкевич
    Работа над романом, первый эпизод которого вышел 26 марта 1895 г., была чрезвычайно изнурительной для Сенкевича. В течение одиннадцати месяцев интенсивного письма он жил, как в трансе
  • Шварц
    Евгений Львович Шварц, известный советский драматург, родился 21 октября 1896 г. в Казани. Родители Шварца были медиками.

Источник: https://sochinimka.ru/kratkoe-soderzhanie/gyugo/ehrnani-drama

«Эрнани», краткое содержание романтической драмы Виктора Гюго

Автор рассуждает о завидной участи умерших поэтов, покинувших мир, наполненный ненавистью, завистью и предательством. Он сравнивает романтизм со свободой и политическим либерализмом и говорит о появлении в литературе новых форм самовыражения чувств и мыслей. В конце Гюго благодарит свою публику, состоящую из прогрессивной молодёжи.

Действие первое. Король

Сарагоса. Ночью в спальне доньи Соль де Сильва (невесты герцога Пастранья, приходящегося девушке дядей) донья Хосефа Дуарте открывает потайную дверь и обнаруживает за ней дона Карлоса. Визитёр знает о предстоящем свидании доньи Соль с Эрнани и заставляет донью Хосефу спрятать его в спальне.

Донья Соль снимает с пришедшего Эрнани промокший от дождя плащ. Юноша ревнует возлюбленную к будущему мужу-старику. От доньи Соль он узнаёт, что её принудил к браку король Карлос Кастильский – сын короля, казнившего его отца. Эрнани нечего предложить возлюбленной, кроме свободы. Донья Соль согласна пойти за ним и жить в лесах среди горцев.

Дон Карлос появляется из шкафа. Он пытается узнать настоящее имя Эрнани. Намечающуюся дуэль останавливает приход дяди доньи Соль. Эрнани предлагает дону Карлосу спрятаться в шкафу или сбежать через потайную дверь. Последний отказывается.

Дон Руй Гомес де Сильва обвиняет молодых людей в растлении племянницы и издевательстве над его сединами.

Дон Карлос просит герцога успокоиться и сообщает ему о смерти своего деда – германского императора Максимилиана. Де Сильва узнаёт в госте испанского короля. Дон Карлос пришёл к нему за советом.

Герцог видит в испанском короле претендента на императорский трон, но считает, что ему будет тяжело его добиться.

Дон Карлос спасает влюблённых, говоря, что Эрнани – человек из его свиты. Главный герой наедине с собой обещает королю стать самым верным его последователем.

Действие второе. Разбойник

Ночью дон Карлос со свитой ждут Эрнани во дворе дома герцога де Сильва. Король объясняет, что отпустил разбойника потому, что тот вёл себя горделиво, как подобает царю, а сам дон Карлос был слишком опьянён любовью к донье Соль, чтобы думать о чём-то другом.

Дон Карлос выманивает донью Соль из дома и принуждает его пойти с ним, чтобы сделать своей любовницей. Девушка просит оставить её в покое, после чего выхватывает кинжал и обещает заколоть в начале короля, а потом себя.

Появившийся Эрнани извещает дона Карлоса о том, что его свита находится в руках его друзей-горцев, и предлагает дуэль. Испанский король называет героя разбойником и отказывается сражаться с ним по-честному. Эрнани не решается убить дона Карлоса и отпускает его.

Молодой человек отказывается от доньи Соль, не желая увлекать её за собой на эшафот. Услышав набат, Эрнани впервые в жизни целуют возлюбленную в лоб и спасается бегством.

Действие третье. Старик

В замке де Сильвы в горах Арагона герцог просит прощения у доньи Соль за свои подозрения и объясняется ей в любви. Паж приносит весть о том, что король преследовал главаря разбойников и, скорее всего, убил его. Эрнани приходит в замок под видом пилигрима. Герцог принимает гостя с радушием.

Увидев донью Соль в свадебном платье, Эрнани раскрывает своё инкогнито. Герцог де Сильва в ужасе – он ответственен за жизнь своего гостя и боится, что кто-то из слуг сможет выдать его королю.

Наедине с доньей Соль Эрнани рассматривает подаренный ей ларец с драгоценностями и обвиняет возлюбленную в предательской измене. Девушка показывает разбойнику отнятый у короля кинжал и говорит, что отказалась ради Эрнани от трона.

Молодой человек просит у доньи Соль прощения за свою яростную ревность и говорит, что девушке не место с тем, кто рождён для мщения и приносит своим близким одну только смерть. Он предлагает донье Соль стать женой герцога. Девушка называет его жестоким и начинает плакать.

Эрнани раскаивается в своих словах и говорит, что будет счастлив умереть вместе с возлюбленной.

Обнявшихся молодых людей застаёт Руй де Сильва. Герцог приходит в ужас от оскорбления, нанесённого ему гостем. Эрнани говорит, что де Сильва имеет полное право убить его. Донья Соль вступается за возлюбленного, беря всю вину на себя. Девушка признаётся в любви к Эрнани. В замок приезжает король. Герцог прячет разбойника в потайной комнате.

Дон Карлос обвиняет де Сильва в предательстве. Герцог признаётся в том, что Эрнани находится в его замке, но отказывается выдать его королю, не желая преступать старинного закона чести. Дон Карлос рвёт и мечет.

Он грозит лишить де Сильва и головы, и замка, но старый герцог упрямо стоит на своём. Донья Соль приоткрывает вуаль. Король предлагает герцогу выбор – спасти невесту или гостя.

Де Сильва предпочитает потерять невесту, нежели навлечь позор на свой род.

Король со свитой покидают замок. Герцог выпускает из тайника Эрнани и предлагает ему дуэль. Молодой человек отказывается драться. Он готов отдать свою жизнь без боя, но перед смертью просит о милости – услышать голос доньи Соль. Де Сильва рассказывает ему о случившемся в зале. Эрнани предлагает свою помощь в возвращении доньи Соль и обещает в любое время предать свою жизнь в руки герцога.

Действие четвёртое. Гробница Ахен

Источник: https://goldlit.ru/hugo/489-hernani-kratkoe-soderjanie

Краткое содержание «Эрнани»

Испания, 1519 г. Дворец герцога Руй Гомеса де Сильва в Сарагосе. Поздний вечер. Старца нет дома. Донья Соль, его племянница и невеста, ждет своего возлюбленного Эрнани — сегодня должна решиться их судьба. Дуэнья, услышав стук в дверь, открывает и видит вместо Эрнани незнакомца в плаще и шляпе с широкими полями.

Это король дон Карлос: воспылав страстью к донье Соль, он желает узнать, кто его соперник. Дуэнья, получив кошель с золотом, прячет короля в шкафу. Появляется Эрнани.

Он мрачен — есть ли у него право на любовь доньи Соль? Отец его был казнен по приказу покойного короля, сам он стал изгнанником и бандитом, а герцог де Сильва обладает неисчислимыми титулами и богатствами. Донья Соль клянется следовать за Эрнани повсюду — даже на эшафот.

В этот момент дон Карлос, которому надоело сидеть в узком шкафу, прерывает беседу влюбленных и игриво предлагает донье Соль разделить сердце на двоих. В ответ Эрнани обнажает шпагу. Неожиданно для всех во дворец возвращается старый герцог.

Читайте также:  Краткое содержание опера князь игорь бородина за 2 минуты пересказ сюжета

Дон Руй гневно корит племянницу и молодых людей: в прежние времена ни один дворянин не осмелился бы осквернить седины старика, посягнув на честь его будущей жены.

Дон Карлос, ничуть не смутившись, раскрывает свое инкогнито: произошли чрезвычайно важные события — скончался император Максимилиан, предстоят выборы и сложная закулисная борьба за трон. Королю необходима поддержка таких могущественных вассалов, как герцог де Сильва. Пристыженный вельможа просит у короля прощения, а Эрнани с трудом сдерживает ярость при виде своего заклятого врага. Оставшись один, юноша произносит страстный монолог — теперь он должен расквитаться с королем не только за отца, но и за попытку соблазнить донью Соль.

На следующую ночь дон Карлос устраивает засаду, чтобы помешать бегству доньи Соль с Эрнани. Подслушав разговор влюбленных, он выведал условленный знак — три хлопка в ладоши. Донья Соль попадается на уловку короля. Дон Карлос обещает сделать её герцогиней, принцессой, наконец, королевой и императрицей.

С негодованием отвергнув домогательства монарха, девушка взывает о помощи к Эрнани, и тот появляется вовремя с шестью десятками верных горцев — теперь король в полной его власти.

Благородный разбойник предлагает решить дело поединком, однако Дон Карлос высокомерно отказывается: вчера он позволил себе скрестить шпагу с незнакомцем, но для бандита это слишком большая честь. Эрнани, не желая быть убийцей, отпускает короля, а тот на прощание объявляет ему беспощадную войну.

Донья Соль умоляет возлюбленного взять её с собой, но Эрнани не может принять подобной жертвы: отныне он обречен — пусть донья Соль выходит замуж за своего дядю. Девушка клянется, что умрет в один день с Эрнани. Влюбленные расстаются, обменявшись первым и, быть может, последним поцелуем.

Замок герцога де Сильва в горах Арагона. Донья Соль в белом — сегодня день её свадьбы. Дон Руй любуется целомудренной красотой своей невесты, однако девушка готовится не к свадьбе, а к смерти. Входит паж и объявляет, что некий паломник просит пристанища.

Герцог, верный заветам старинного гостеприимства, приказывает принять путника и спрашивает, что слышно о бандитах. Паж отвечает, что с «горным львом» Эрнани покончено — сам король гонится за ним, и за его голову назначена награда в тысячу экю.

Появляется Эрнани в костюме паломника: увидев донью Соль в свадебном наряде, он громовым голосом называет свое имя — пусть его предадут в руки короля. Дон Руй отвечает, что никто в замке не осмелится выдать гостя.

Старик уходит, чтобы отдать необходимые распоряжения по обороне замка, а между влюбленными происходит бурное объяснение: юноша обвиняет донью Соль в измене — когда же видит приготовленный ею к брачной ночи кинжал, впадает в раскаяние. Вернувшийся герцог застает невесту в объятиях Эрнани. Потрясенный таким вероломством, он сравнивает Эрнани с Иудой.

Юноша умоляет убить его одного, пощадив невинную донью Соль. В этот момент перед замком появляется дон Карлос со своим войском. Герцог прячет соперника в тайнике за картиной и выходит навстречу королю. Тот требует выдать мятежника.

Вместо ответа дон Руй показывает портреты предков, перечисляя подвиги каждого, — никто не посмеет сказать про последнего из герцогов, что он предатель. Взбешенный король угрожает ему всевозможными карами, но при виде доньи Соль меняет гнев на милость — он готов пощадить герцога, взяв в заложницы его невесту. Когда король удаляется со своей добычей, старик выпускает Эрнани. Юноша умоляет не убивать его сейчас — он должен отомстить дону Карлосу. Вручив герцогу свой охотничий рог, Эрнани клянется отдать жизнь, когда этого потребует дон Руй.

Ахен. В усыпальницу Карла Великого входит король в сопровождении дона Рикардо де Рохаса. Ночью в склепе соберутся заговорщики — немецкие князья и испанские гранды, поклявшиеся убить дона Карлоса. Недавно среди них появились старик и юноша, которые выделяются своей решимостью.

Король холодно отвечает, что всех предателей ждет эшафот — лишь бы только стать императором! В этот час совещаются выборщики. Об их решении возвестит колокол: один удар означает, что избран герцог Саксонский, два — побеждает Франциск I, три — императором становится дон Карлос.

Король, отослав дона Рикардо, приближается к усыпальнице Карла: взывая к тени могущественного императора, он умоляет наставить его — как справиться с чудовищным бременем власти? Услышав шаги своих убийц, дон Карлос прячется в усыпальнице. Заговорщики тянут жребий — один из них должен пожертвовать собой и нанести смертельный удар.

К великой радости Эрнани эта честь выпадает ему. Дон Руй умоляет соперника уступить, однако Эрнани непреклонен. В этот момент бьет колокол. На третьем ударе из усыпальницы выходит дон Карлос — отныне император Карл V.

Со всех сторон к нему спешат приближенные, и Карл просит привести донью Соль — быть может, титул цезаря пленит её сердце? Император приказывает взять под стражу лишь герцогов и графов — прочие заговорщики недостойны его мести.

Эрнани гордо выступает вперед: теперь ему нет нужды скрывать свое имя — принц Хуан Арагонский, герцог Сегорбы и Кардоны имеет право взойти на эшафот. Донья Соль бросается на колени перед дон Карлосом. Возвысившись над ничтожными страстями, император прощает всех и дает согласие на брак доньи Соль с Эрнани, которому возвращает утраченные титулы. Бывший разбойник отрекается от прежней вражды — в его сердце осталась только любовь. Он не замечает ненавидящего взора старого герцога.

Дворец принца Арагонского в Сарагосе. Поздний вечер. Эрнани и донья Соль только что сочетались браком. Гости оживленно обсуждают чудесное превращение разбойника в испанского гранда. Повсюду раздаются хвалы императору и молодой прекрасной чете. На фоне общего веселья выделяется мрачная фигура в маске — никто не знает, кто этот человек, но от него веет смертью.

Появляются счастливые новобрачные: все поздравляют их и спешат оставить одних. Эрнани и донья Соль безмерно счастливы. В разгар самых пылких признаний раздается звук охотничьего рога. Эрнани вздрагивает и бледнеет: сказав жене, что у него открылась старая рана, он отсылает её за целебным бальзамом. Входит человек в маске — это дон Руй Гомес пришел за Эрнани.

Эрнани берет кубок с ядом, и в этот момент возвращается донья Соль. Увидев старика, она мгновенно понимает, какая опасность нависла над мужем. Дон Руй напоминает юноше о клятве, донья Соль взывает к любви. Убедившись в тщетности мольбы и угроз, она выхватывает кубок и отпивает до половины — остальное достается Эрнани.

Влюбленные обнимаются и слабеющим языком благословляют небо за этот последний поцелуй. Увидев страшное дело рук своих, дон Руй убивает себя. Занавес.

Источник: https://all-the-books.ru/briefly/gyugo-viktor-ernani/

«Эрнани» краткое содержание

«Эрнани» (фр. Hernani) — романтическая драма в пяти действиях в стихах французского писателя, поэта и драматурга Виктора Гюго, написанная 25 сентября 1829 года.

Основные действия происходят в Испании, в феврале — августе 1519 года, в Сарагосе и Арагоне, а также в Ахене.

В Сарагосе поздним вечером донья Соль одна во дворце своего дяди и жениха — герцога Руй Гомеса де Сильва — ждёт своего возлюбленного Эрнани. Влюблённый в донью Соль король дон Карлос подкупает её дуэнью, проникает во дворец и прячется в шкафу.

Появляется Эрнани, терзаемый сомнениями: любовь влечёт его к донье Соль, но он считает своим долгом напомнить ей, что недостоин её, что он сын казнённого испанского гранда, лишённый титула и имущества, и вынужденный стать лесным разбойником, что его ждёт эшафот.

Донья Соль клянётся Эрнани в любви и верности и обещает последовать за ним всюду, даже на эшафот. Из шкафа выходит дон Карлос и заигрывает с доньей Соль, взбешённый Эрнани обнажает шпагу. Во дворец неожиданно возвращается старый герцог Руй Гомес де Сильва и упрекает донью Соль и молодых людей.

Дон Карлос раскрывает своё инкогнито и переводит разговор на политические дела. Герцог Руй Гомес де Сильва заверяет короля в своей верности, а Эрнани — в своей ненависти и жажде мести.

В полночь король предотвращает бегство доньи Соль с Эрнани, предлагая сделать её герцогиней и осыпать драгоценностями, но девушка с негодованием отвергает притязания монарха.

Появившийся с преданными ему горцами Эрнани берёт короля в плен и вызывает на поединок, но дон Карлос высокомерно отказывается: для бандита это слишком большая честь. Эрнани не может стать убийцей и вынужден отпустить короля.

Донья Соль умоляет Эрнани взять её с собой, но Эрнани не может принять такой жертвы.

В замке герцога де Сильва в горах Арагона идут приготовления к свадьбе дона Руй Гомеса и доньи Соль. Под видом паломника в замок проникает Эрнани и упрекает возлюбленную в измене, но, увидев приготовленный девушкой к свадебной ночи кинжал, раскаивается и просит прощения.

Входит герцог и видит свою невесту в объятиях Эрнани, он потрясён вероломством гостя. Юноша умоляет пощадить донью Соль и убить его одного. Появившийся в замке король с войском требует выдать Эрнани.

Верный долгу гостеприимства, герцог прячет Эрнани в тайнике, а королю отвечает, что ни один из доблестных представителей его рода не был предателем. Взбешённый король грозит покарать дона Руй Гомеса за неповиновение и берёт в заложницы невесту герцога. После отъезда короля с доньей Соль герцог Руй Гомес выпускает Эрнани из тайника.

Юноша умоляет герцога не убивать его сейчас: сначала он должен отомстить королю и освободить донью Соль. Вручив герцогу свой охотничий рог, Эрнани клянётся отдать жизнь, когда герцог потребует этого.

Ночью в Ахене собрались заговорщики — немецкие и испанские гранды, замышляющие убийство дона Карлоса. Своей ненавистью к королю выделяются старик и юноша, недавно примкнувшие к заговорщикам. Дон Карлос в усыпальнице испанских королей размышляет о тяжёлом бремени власти и просит души умерших предков помочь ему управлять государством.

Издалека слышен звук колокола: дон Карлос провозглашён императором Карлом V. Новый император приказывает привести донью Соль в надежде, что теперь она согласится. Император приказывает взять под стражу знатных заговорщиков — графов и герцогов — остальные недостойны его мести.

Эрнани выступает вперёд и открывает своё имя: он — принц Хуан Арагонский, герцог Сегорбы и Кардоны и имеет право взойти на эшафот. Донья Соль бросается на колени перед императором и умоляет его о пощаде, соглашаясь уступить его домогательствам, если он помилует Эрнани.

Император прощает всех и даёт согласие на брак доньи Соль и Эрнани, которому возвращает все утраченные титулы. Бывший разбойник отрекается от вражды и мести и присягает на верность новому императору.

Эрнани и донья Соль счастливы и не замечают ненавидящего взгляда старого герцога Руй Гомеса.

Во дворце принца Арагонского в Сарагосе Эрнани и донья Соль, только что сочетавшиеся браком, мечтают о счастливом будущем. Внезапно раздаётся звук охотничьего рога и входит герцог Руй Гомес де Сильва. Герцог напоминает Эрнани о клятве и предлагает выбрать кинжал или яд, Эрнани берёт кубок с ядом.

Донья Соль взывает к любви, но, поняв, что мольбы и угрозы бессмысленны, она выхватывает кубок с ядом и отпивает половину, вторая половина достаётся Эрнани. Влюблённые обнимаются и перед смертью благодарят небо за недолгое счастье.

Ужаснувшись дела рук своих, старый герцог Руй Гомес совершает самоубийство.

Главные герои

  • Эрнани
  • Дон Карлос
  • Дон Руй Гомес де Сильва
  • Донья Соль де Сильва
  • Король Богемский
  • Герцог Баварский
  • Герцог Готский
  • Герцог Люцельбургский
  • Дон Санчо
  • Дон Матиас
  • Дон Рикардо
  • Дон Гарси Суарес
  • Дон Франсиско
  • Дон Хуан де Аро
  • Дон Педро Гусман де Аро
  • Дон Хиль Тельес Хирон
  • Донья Хосефа Дуарте
  • Горец
  • Якес — паж
  • Дама
  • Придверник
  • Первый заговорщик
  • Второй заговорщик
  • Третий заговорщик
  • Заговорщики Священной лиги — немцы и испанцы; горцы, вельможи, солдаты, пажи, народ.

Источник: https://ktoikak.com/ernani-kratkoe-soderzhanie/

Краткие сюжеты драм Гюго

Гюго считал, что «особенность драмы — это реальность». Поэтому, вопреки утверждению классицистов, что нужно изображать лишь «приятную» природу, Гюго убеждал: «…Все, что есть в природе, есть и в искусстве».

Он призвал разрушить границы между жанрами, соединить комическое и трагическое, высокое и низкое, отказаться от единства времени и единства места, поскольку эти единства, предоставляя драме лишь внешнее правдоподобие, заставляют писателя отступать от правдивого изображения действительности. Великим образцом такого искусства, свободного от условных правил, является драмы В.

Шекспира. Тем не менее, Гюго считал, что наследие В. Шекспира не принесет успеха романтику. Самому писателю более близка национальная традиция, прежде всего Ж..Б. Мольер.

Призыв подражать природе не привел Гюго к реализму. Для него характерно утверждение романтических принципов типизации. Сравнивая драму с зеркалом, Гюго писал: «…Драма должна быть концентрирующим зеркалом».

Если классицисты типизировали какую-то одну человеческую страсть, то Гюго старался в каждом образе столкнуть две такие страсти, одна из которых проявит в человеке идеальное, возвышенное, а вторая — низкое.

Читайте также:  Краткое содержание гофман повелитель блох за 2 минуты пересказ сюжета

Теория высокого была разработана классицистами. Гюго разработал теорию гротеска как противоположности высокому и как средству контраста, присущего новой литературе.

Гротеск — это концентрированное выражение, с одной стороны, безобразного и ужасного, с другой — комического. Гротеск разнообразен, как сама жизнь.

Гротеск особенно оттеняет прекрасное, в этом его главное назначение в романтическом произведении.

В 1829 г. Гюго написал драму «Марион Делорм» («Marion de Lorme», 1831), в которой впервые в высокохудожественной форме воплотил принципы «Предисловия к «Кромвелю».

Гюго взял сюжет не из античности, а нашел его в национальной истории. Исторический «колорит» он создал за счет точного указания времени действия (1638 г.

), привлечения в сюжет исторических лиц (Людовик XIII, кардинал Ришелье, сама героиня Марион Делорм и др.).

Стремление создать «местный колорит» соединилось в драме с разрушением единства места (действие происходит то в Блуа, то в Шамборе, то в других местах). Разрушается и единство времени, но единство действия сохраняется.

Ряд черт сближает драму с классицистической трагедией. Сохраняется деление героев на положительных (Марион, ее любимый Дидье) и отрицательных (Ришелье, его шпион судья Лафемас). Тем не менее, во-первых, среди положительных героев нет идеальных. Каждый из них сделал в жизни большие моральные ошибки.

Идеальность этих героев сохраняется лишь как тенденция. Во-вторых, в классицизме положительными героями были короли, вельможи, у Гюго — наоборот, Марион Делорм — бывшая куртизанка, которая служила утехой для вельможных развратников. Дидье — сирота, он не знает, кто его родители.

Вельможные люди в меньшей мере способны к идеализму. Так, маркиз де Саверни, соперник Дидье в любви, способен на подлость и лишь в самый критический момент поступает благородно. Но в обществе деспотии благородство обречено на гибель, зато жестокость, аморальность процветают.

Именно этими чертами наделены вельможные лица — кардинал Ришелье и даже король.

Гюго вслед за классицистами считал, что драму нужно писать стихами. Тем не менее, в александрийский стих, которым он написал «Марион Делорм», поэт внес изменения (они касались места пауз, рифм и т.д.). На смену классицистической холодности стиля пришел эмоциональный язык героев.

Воспевание представителей общественных низов, развенчивание его верхов было особенно значимым в период подготовки революции 1830 г.

Правительство увидело в портрете слабохарактерного и беспринципного короля Людовика XIII намек на правящего тогда Карла X и запретило пьесу (она была поставлена после революции, в 1830 г.). В ответ на запрет Гюго написал драму «Эрнани» («Hernani», 1830).

Премьера этой драмы накануне революции стала центральным событием в истории французского театра XIX ст. Был причинен сокрушительный удар классицизму.

Сюжет пьесы (Испания 1519 года) Гюго выстраивает так, чтобы проявить идейную позицию автора более открыто

Трое мужчин добиваются любви прекрасной доньи Соль — король дон Карлос, граф Сильва и разбойник Эрнани. В пьесе все трое осуществляют благородные поступки. Граф спасает Эрнани, которого преследует король. Но им руководят лишь традиционные представления о гостеприимности. Король прощает Эрнани заговорщичество и отдает ему руку доньи Соль.

Но не благородство, а точный политический расчет толкает его на этот шаг. Вообще же, король — наиболее моральный герой драмы. Не случайно пьеса начинает со свидания доньи Соль и Эрнани, за которыми король подсматривает, сидя в шкафу. Граф де Сильва перестает быть благородным, когда узнает, что донья Соль станет женой Эрнани.

Он требует от Эрнани, который в знак благодарности дал графу право распоряжаться его жизнью, чтобы Эрнани совершил самоубийство. И лишь разбойник оказывается до конца благородным. Придерживаясь обещания, он отравляется. Вместе с ним совершает самоубийство донья Соль. Молодые влюбленные морально побеждают мир бесчестной знати.

Эту мысль автор подчеркивает в финальном эпизоде. Осознав поражение своей позиции, граф де Сильва убивает себя.

Свою лучшую драму «Рюи Блаз» («Ruy Bias») Гюго написал в 1818 г. Об этой пьесе Э. Золя высказался так: «Самая циничная, резкая из всех драм Гюго». В предисловии к драме Гюго исследует проблему зрителя.

Женщины в театре ищут наслаждения для сердца, ценят страсти, стремятся к трагедии. Мыслители, ища пищи для ума, находят ее в характерах героев, в комедии. Толпа ищет наслаждения для глаз. Ее привлекает на сцене действие, поэтому она любит мелодраму.

В «Рюи Блази» Гюго решил объединить черты трагедии, комедии и мелодрамы, чтобы его пьесой восхищался весь зал.

В основе сюжета — исключительные события: лакей Рюи Блаз влюбился в испанскую королеву. Неожиданный поворот судьбы разрешил Рюи Блазу под именем вельможного дворянина дона Сезара де Базана приобрести благосколонность королевы, стать министром.

В этой ситуации раскрывается романтическая исключительность личности Рюи Блаза. Лакей оказался выдающимся государственным мыслителем. Его решения поражают мудростью и гуманностью. Но возвышение Рюи Блаза было лишь частью интриги обиженного королевой дона Салюстия де Базана.

Интрига против королевы не удалась, но она узнала правду о происхождении Рюи Блаза и презрела им. Рюи Блаз отравляется.

(нет оценок) Loading…

Источник: https://sochinenienatemupro.ru/kratkie-soderzhaniya-shkolnyih-proizvedenij/kratkie-syuzhetyi-dram-gyugo/

Драмы Гюго. Драматургия Гюго Виктора ("Кромвель", "Марьон Делорм", "Эрнани", "Король забавляется" и др.)

Предисловие к драме Гюго «Кромвель» (1827) стало одним из важнейших манифестов романтизма. Манифест этот возник тогда, когда созрела решимость «ударить молотом по теориям, поэтикам и системам». Такая решимость Гюго проистекала из его убеждения в том, что «в нашу эпоху свобода проникает всюду, подобно свету».

«Великое движение» в литературе Гюго считал «прямым следствием 1789 года». В предисловии к «Кромвелю» Гюго исходит из принятого романтиками исторического подхода к литературе («мы выступаем в качестве историка»). Со сменой эпох неизбежно меняется искусство —«все связано друг с другом».

Так возникает современное искусство, противостоящее античному, то бишь романтическое, противостоящее классицистическому. Его признаки — гротеск и драма как форма отражения «страстей, пороков, преступлений», т. е. всего разнообразия жизни «невозвышенной».

Вершиной искусства нового времени Гюго считал Шекспира, его драму, «сплавляющую в одном дыхании гротескное и возвышенное, ужасное и шутовское, трагедию и комедию».

В Кромвеле Гюго привлекла «колоссальная», по его словам, личность, выразившая в себе политическую революцию.

Кроме того, сообразуясь «не с разрешением Аристотеля, но с разрешением истории» и явно следуя примеру Шекспира, он увидел в Кромвеле «существо сложное, многогранное, многообразное».

В драме Гюго «Кромвель» уже наметились сквозные политические идеи его творчества — антимонархизм, республиканизм, демократизм. Гюго вплотную подошел к теме, которая будет вдохновлять его на всем длительном пути, — к теме революции.

Виктор дал бой «старому строю» и устаревшим литературным традициям целой серией драматургических произведений — вслед за «Кромвелем» последовали драмы Гюго «Марьон Делорм» (1829), «Эрнани» (1829), «Король забавляется» (1832).

Сражение было исполнено политического смысла —«цензурное вето, последовательное запрещение двумя министерствами Мартиньяка и Полиньяка, и прямо выраженная воля короля Карла X»— таковы, по словам Гюго, препятствия на пути «Марьон Делорм» на парижскую сцену.

Потребовалась Июльская революция, чтобы (в 1831 г.) премьера состоялась. «Эрнани» удалось поставить в феврале 1830 г., накануне революции. Но и Июльская революция не принесла той свободы, о которой говорил Гюго.

Так, пьеса «Король забавляется» была запрещена после премьеры (1832) и появилась на сцене ровно через 50 лет.

В немалой степени ведущая роль Гюго была обусловлена тем обстоятельством, что он писал драмы. Именно романтическая драма посягала на главную цитадель классицизма, на жанр трагедии, с которым было связано творчество самых великих его представителей и в котором нагляднее всего воплотились классицистические «правила».

Романтическое движение было поставлено перед необходимостью ниспровергнуть эту «Бастилию классицизма». Журнал «Глоб» яростно атаковал ее, ссылаясь на достижения английской и немецкой драматургии, особенно на Шекспира, пьесы которого переиздавались во Франции и ставились на парижской сцене одна за другой.

Не случайно, а закономерно настоящее сражение разгорелось именно во время представления романтической драмы Гюго «Эрнани».

Появление романтической драматургии лишало противников романтизма очень важного в тогдашней борьбе козыря — утверждения, что романтизм не национален, что он не французское явление, что он противоречит самому духу французского искусства, сориентированного на незыблемые идеалы «романского», античного искусства и нашедшего себе адекватное выражение в жанре классицистической трагедии.

Свидетель и участник величайших, переломных исторических событий, так или иначе связанных с борьбой против монархии, с низвержением абсолютизма, Виктор Гюго свою драматургию посвятил одной и той же, в сущности, эпохе — эпохе утверждения абсолютной власти, одной и той же задаче — оценке этой власти, нравственному суду над монархией. Гюго создает обобщенный, «итоговый» образ абсолютизма, поэтому местом действия, помимо Франции, оказываются Испания, Италия, Англия. Драматургия Гюго иллюстрирует такое важное свойство французского романтизма, как вкус к исторической тематике. Его творчество поражает точным и тонким воспроизведением быта, сточным наблюдением» «местного колорита», нравов, костюмов и языка. Но нравственные истины Гюго всегда ставил выше исторических, а поэтому правда в его произведениях есть результат соотношения истин конкретно-исторических и истин «абсолюта человеческого». Вот почему конфликт в пьесе «Марьон Делорм» напоминает конфликт в романе «Сен-Мар».

Злу, ничтожеству власти (король) и тупой ее жестокости (Ришелье) противостоят добро, способность к верной любви и дружбе, отвага, благородство, честь.

В отличие от Виньи с его аристократическими пристрастиями, носителями таких свойств у Гюго оказываются куртизанка Делорм и безродный ее возлюбленный Дидье.

Сословный принцип, все основы феодальной иерархии сметаются поистине революционным актом: Гюго поднимает куртизанку выше короля! Здесь речь идет уже не столько о плохом короле, сколько о безнравственности абсолютной власти.

Конфликт добра и зла в драме Гюго по сути своей политический, исторический. Однако способом его изображения является романтическая символизация. Герои Гюго — олицетворение добра или зла, а потому это исключительные характеры в чрезвычайных обстоятельствах. Отсюда чересчур яркие, слепящие, контрастные краски в палитре художника.

Он отбирает такие ситуации, которые могли бы иллюстрировать добро и зло в максимально наглядной, плакатной форме. Поэтому и действие без труда переносится в Испанию, Италию, Англию. Декорации меняются, уточняется «местный колорит», однако суть конфликта и способ изображения героев не меняются. Вслед за куртизанкой символом добра и благородства оказывается разбойник Эрнани.

Он бросает вызов самому королю, и в их единоборстве на стороне нищего изгнанника оказываются все достоинства возвышенной души, тогда как на стороне его противника вся сила тиранического государства. Гюго рисует подлинные турниры чести, из которых выходят победителями его герои — мятежники, а поражение терпят власть имущие.

Колосс абсолютизма стоит на глиняных ногах, ибо тирания безнравственна, противоестественна.

Безнравственность воцарилась во дворе, «подлом дворе» короля, который «забавляется», попирая честь и благородство. Роль обвинителя Гюго доверяет шуту. В роли обвиняемого выступает король.

В драме «Король забавляется» он лишен даже тех остатков королевского достоинства, которые порой возникали в образе короля из «Эрнани». Забавляющийся король ничтожен, он становится героем ночных увеселений, сомнительных проделок, превращается в заурядного ловеласа.

Такое изображение короля само по себе заключало в себе революционный смысл — устранение ничтожного самодержца казалось делом неизбежным н нетрудным. Поэтому шут может посягнуть на жизнь самого короля и в этой попытке обрести ощущение своего величия. И Делорм, и Эрнани, и Трибуле — герои трагические.

Они бросают вызов таким силам, с которыми им не совладать, и поэтому гибнут. Осуждение тирании заключено не только в нравственном превосходстве мятежных героев над тиранами, но даже в самом факте их гибели.

После революции 1830 г. мятежный пафос Виктора Гюго начал сникать. Он продолжал писать пьесы, по-прежнему критически изображая абсолютизм. Однако уже в «Лукреции Борджа» нагромождение преступлений, совершаемых тиранами, кажется искусственным, чрезмерным.

В «Анджело» разоблачение тирании отодвигается на второй план, на переднем — любовные коллизии с эффектными мелодраматическими поворотами. В «Рюи Блазе» вновь появляется человек из народа.

Игра случая превратила его, лакея, в государственного деятеля, и он обнаруживает выдающиеся способности, высоко поднимающие его над бездарными правителями и своекорыстными вельможами.

Но разоблачаются в этой пьесе скорее интриганы, чем тираны, — королева предстает просто женщиной, любящей и страдающей, а человек из народа довольствуется ее вниманием и добровольно уходит из жизни, не помышляя о защите своих прав. Романтическая поэтика здесь заметно выхолащивается и служит созданию чрезвычайно эффектных коллизий.

Гюго считал драматургию трибуной, социальным деянием. И не случайно он к 40-м годам оставляет эту трибуну, обращается к поэтическому творчеству, настаивая на том, что поэзия имеет дело с человеческим сердцем, неизменным, не подвластным никаким революциям.

Источник: Андреев Л.Г. и др. История французской литературы: Уч. для филол. спец. вузов. — М.: Высш. шк., 1987

Источник: https://classlit.ru/publ/zarubezhnaja_literatura/gjugo_v/dramy_gjugo_dramaturgija_gjugo_viktora_kromvel_maron_delorm_ehrnani_korol_zabavljaetsja/94-1-0-560

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector