Эта статья посвящена одному из величайших русских писателей XIX века – Михаилу Евграфовичу Салтыкову-Щедрину. Рассмотрим самый известный из его романов и обратим особое внимание на краткое содержание. «История одного города» (Салтыков-Щедрин) – невероятно злободневное, гротескное и самобытное произведение, целью которого является обличение пороков народа и власти.
О книге
«История одного города» — роман, ставший вершиной сатирического таланта Салтыкова-Щедрина.
В произведении описывается история города Глупова и его жителей, которая является по своей сути пародией на самодержавную власть в России.
Первые главы романа вышли в свет в 1869 году и сразу вызвали бурю осуждения и критики в адрес автора. Многие увидели в произведении неуважение к русскому народу, издевательство над родной историей.
Попробуем понять, насколько эти обвинения были оправданы, изучив краткое содержание.
«История одного города» (Салтыков-Щедрин написал роман всего за два года) считается венцом всего творчества писателя, рассмотрим же это произведение подробнее.
А заодно можно выяснить, почему роман остается злободневным и по сей день. Как ни удивительно, но пороки, актуальные для века XIX, оказались настолько неискоренимыми, что дожили до наших дней.
Краткое содержание: «История одного города» (Салтыков-Щедрин). Глава 1
Эта глава содержит обращение летописца-архивариуса к читателю, стилизованное под старинную манеру письма. Затем роль повествователя поочередно исполняют автор, издатель и комментатор архива, где хранятся записи истории глуповцев. Здесь же обозначается главная цель книги – изобразить всех градоначальников Глупова, которые когда-либо были назначены российским правительством.
Глава 2
Продолжаем излагать краткое содержание («История одного города»). «О корени происхождения глуповцев» — такое говорящее название носит вторая глава.
Повествование здесь носит летописный характер, автор рассказывает о жизни и быте головотяпов — так раньше назывались жители Глупова. Доисторическая эпоха, описываемая в главе, кажется фантастической и гротескно нелепой.
А народы, обитавшие здесь в те времена, предстают совершенно недалекими и нелепыми.
В этой части романа автор явно подражает в манере изложения «Слову о полку Игореве», что подтверждает и краткое содержание. «История одного города» («О корени происхождения глуповцев» в частности), таким образом, предстает весьма абсурдистским и сатирическим произведением.
Глава 3
Эта часть представляет собой краткое перечисление всех двадцати двух градоначальников Глупова с небольшими ми, где содержатся основные заслуги каждого чиновника и обозначена причина ухода каждого из жизни. Например, Ламврокакис был заеден в постели клопами, а Ферапонтова растерзали в лесу собаки.
Глава 4
Начинается основное повествование романа, о чем свидетельствует краткое содержание («История одного города»). «Органчик» – таково название 4 главы и прозвище одного из примечательнейших градоправителей, которых повидали глуповцы.
У Брудастого (Органчика) в голове вместо мозгов был механизм, способный воспроизводить два слова: «не потерплю» и «разорю». Правление этого чиновника могло быть долгим и успешным, если бы однажды его голова не пропала.
Как-то утром для доклада к Брудастому вошел письмоводитель и увидел только тело градоначальника, а головы на месте не наблюдалось. В городе начались волнения.
Выяснилось, что часовщик Байбаков пытался отремонтировать органчик, что был в голове у градоправителя, но не смог и отправил письмо Винтельгальтеру с просьбой прислать новую голову. Увлекательно, но с долей абсурда разворачиваются события этой главы, что передает ее краткое содержание.
«История одного города» (Органчик здесь один из ярких и показательных героев) – не только роман, обличающий государственный строй, но и пародия на правителей России. Салтыков-Щедрин рисует героя, который в состоянии произнести всего две реплики, но его право на власть не оспаривается. Наоборот, как только голову привозят, она водружается на место, и волнения в городе прекращаются.
Глава 5
Продолжаем излагатькраткое содержание. «История одного города» (Салтыков-Щедрин) – произведение, красочно обличающее всю абсурдность жизни монаршей России. И 5-я глава не стала исключением, в ней описывается борьба за власть после того, как город остался без назначенного свыше управителя.
Завладев казной, место градоначальника занимает Ираида Палеологова. Всех недовольных ее правлением она приказывает схватить и заставить признать ее власть. Но в Глупове появляется еще одна претендентка на власть, которой удается свергнуть Ираиду, — Клементинка де Бурбон.
Но правление Клементинки длилось недолго, появилась третья претендентка на власть – Амалия Штокфиш. Она напоила горожан, и те схватили и посадили в клетку Клементину.
- Затем властью завладела Нелька Лядоховская, а за ней была Дунька-толстопятая, а с ней Матрена-ноздря.
- Эта неразбериха с властью продолжалась семь дней, пока не прибыл в Глупов назначенный властями градоначальник – Семен Константинович Двоекуров.
Глава 6
Сейчас повествовать о правлении Двоекурова будет краткое содержание («История одного города», Салтыков-Щедрин) по главам.
Этот деятельный градоправитель издал указ об обязательном употреблении глуповцами лаврового листа и горчицы.
Самым значимым, что сделал Двоекуров, была запись о том, что в Глупове необходимо открыть академию. Никаких других данных из его биографии летопись не сохранила.
Глава 7
Глава описывает шесть благополучных лет из жизни глуповцев: не было пожаров, голода, болезней, падения скота. И все благодаря правлению Петра Петровича Фердыщенко.
Но не знает пощады к чиновникам сатира, которой так мастерски орудует Салтыков-Щедрин. «История одного города», краткое содержание которой мы и рассматриваем, небогата на счастливые времена. И вот на седьмой год правления все меняется.
Фердыщенко влюбился в Алену Осипову, которая отказала ему, так как была замужем. Муж Алены, Митька, узнав об этом, взбунтовался против власти. Фердыщенко за это сослал его в Сибирь. За грехи Митьки пришлось расплачиваться всему городу – настал голод.
Глуповцы обвинили в этом Алену и сбросили ее с колокольни. После этого в городе появился хлеб.
Глава 8
Продолжают развиваться события, включенные в краткое содержание («История одного города»). Отрывок (8 класс изучает этот момент) из книги, описывающий их, обычно бывает включен в школьную программу. Речь здесь идет о том, что градоначальник вновь влюбился, но теперь в Домашку-стрельчиху.
Теперь город настигает другое бедствие – пожар, спастись от которого удалось лишь благодаря дождю. Глуповцы обвиняют в случившемся градоправителя и требуют, чтобы он ответил за все свои прегрешения. Фердыщенко прилюдно кается, но тут же пишет донос на народ, осмелившийся выступить против власти. Узнав об этом, все жители города оцепенели от страха.
Глава 9
Злободневность, злая насмешка и желание исправить прискорбную ситуацию в стране проявляются в романе, который написал Салтыков-Щедрин («История одного города»). Краткое содержание дает лишнюю возможность в этом убедиться.
Фердыщенко решает поживиться на выгонах. Он убежден, что от его появления травы станут зеленее, а цветы — пышнее.
Начинается его путешествие по лугам, сопровождающееся пьянками и запугиванием глуповцев, которое заканчивается тем, что от переедания у градоначальника перекашивает рот.
В Глупов присылают нового градоправителя – Василиска Семеновича Бородавкина.
Глава 10
Описанию нового градоначальника будет посвящено краткое содержание. «История одного города», отрывок (8 класс) которой изучается в школе, может привлечь юных читателей как раз своей сатирической стороной.
Новый градоначальник отличается тем, что привык постоянно кричать и этим добиваться своего. Спал только с одним закрытым глазом, в то время как второй за всем следил. И был сочинителем – писал проект об армии и флоте, ежедневно добавляя в него по строчке.
Бородавкин сначала боролся за просвещение, потом понял, что недоумие бывает лучше многоумия, и стал бороться против него. В 1798 году он скончался.
Глава 11
Продолжаем подробно излагать краткое содержание («История одного города»). Салтыков-Щедрин, по главам разбив повествование, сделал каждую часть романа отдельной вехой в истории Глупова.
Так, устав от войны, связанной с просвещением, глуповцы потребовали освободить от нее город совсем. Поэтому реформа нового градоначальника Микаладзе (запрет издавать любые законы и прекращение борьбы с просвещением) пришлась им по душе.
Единственной слабостью нового представителя власти была любовь к женщинам. Умер он от истощения сил.
Глава 12
Описанием тяжких времен для глуповцев начинает данный раздел повествования Салтыков-Щедрин («История одного города»). Краткое содержание (отрывок этой главы часто приводится в школьных учебниках) рассказывает о том, что из-за постоянной смены власти, а то и полного отсутствия градоначальника, городом управляли квартальные, которые привели Глупов к голоду и разорению.
Затем в город был назначен француз дю Шарио, который любил есть пироги с начинкой и веселиться, государственные же дела его не интересовали.
Глуповцы начали строить башню, конец которой должен был достичь небес, поклоняться Волосу и Перуну. Язык их стал похож на смесь обезьяньего и человеческого. Глуповцы стали считать себя самыми мудрыми в мире.
Интересно краткое содержание «История одного города» по главам. Так, описанная в этой части перемена в глуповцах напоминает библейские рассказы о городе Вавилоне.
Новый градоначальник Грустилов благосклонно воспринял падение нравов глуповцев, считая это истинным наслаждением жизнью.
Глава 13
Подходит к концу краткое содержание. «История одного города» (Салтыков-Щедрин) по главам разделяется так, что предпоследняя глава становится описанием гибели Глупова.
Идеи нового градоправителя Угрюм-Бурчеева о равенстве превращают город в казарму, где всякое свободомыслие тут же карается. Такое устройство жизни приводит к исчезновению Глупова и гибели глуповцев.
Глава 14
Как заканчивает свое повествование Салтыков-Щедрин? История одного города (краткое содержание последней главы представлено ниже) завершилась. В заключение автор представляет свод трудов градоначальников города Глупова о том, как должно управлять подчиненными, какие обязанности надо исполнять верховной власти, как вести себя и выглядеть градоправителю.
Источник: https://www.syl.ru/article/188872/new_istoriya-odnogo-goroda-kratkoe-soderjanie-istoriya-odnogo-goroda-saltyikov-schedrin
История одного города. Краткое содержание по главам | Инфошкола
От издателя
Автор-издатель сообщает о своем желании опубликовать историю какого-нибудь города и о случайной находке им «Глуповского Летописца». Автор дает понять читателю, что в своей книге представляет историю России с древнейших времен, якобы отображенную в лицах градоначальников.
Обращение к читателю от последнего архивариуса-летописца «Летописец» обращается к читателю, выражая надежду, что сумел найти в истории родного города своих Неронов и Кадигул, овеянных сомнительной славой.
О корени происхождения глуповцев
Автор пересказывает норманнскую теорию появления Киевской Руси. «Летописец» возводит глуповцев к головотяпам, обитавшим по берегам северного Гиперборейского моря. Головотяпы не смог ли навести порядок на своих землях и задумали пригласить заморского князя. Два князя от них отказались, назвав не головотяпами, а глуповцами.
Третий князь согласился владеть головотяпами и поставил их в столь суровые условия, что они эакручинились, построили себе город Глупов и стали там с тех пор жить. Сам князь сначала отказался переехать в Глупов.
Здесь замещал его вор, а затем одоевец, который «на грош постных яиц купил», и другие мошенники. Народ поднимал против них восстания, а князь все думал, кого бы еще во главу города поставить. Наконец решил править в городе сам и открыл новый период в истории Глупова угрозой «Запорю!»
Опись градоначальникам
Дается полный перечень градоначальников Глупова с кратким указанием их заслуг. В сжатом и карикатурном виде отображается хроника Российской империи,в XVIII в.
Некоторые из упомянутых градоначальников в дальнейшем не рассматриваются автором, как непримечательные: их исчерпывающая характеристика помещается в одном предложении.
Таков, например, Богдан Богданович Пфейфер, гвардии сержант, голштинский выходец. Он, «ничего не свершив, сменен в 1762 г. за невежество» (прототипом послужил процарствовавший 186 дней Петр Ш, свергнутый Екатериной Щ.
Органчик
Описывается правление градоначальника Брудастого, прозванного Органчиком. Брудастый вместо посещения пиров заперся в кабинете и только «скрипел пером». Внутри головы градоначальника, как впоследствии оказалось, находилось устройство — органчик, который исполнял «две несложные пьесы»: «Разорю» и «Не потерплю».
Это были единственные фразы из лексикона Брудастого. Когда голова сломалась, в народе началась смута и появились атаманы-бунтари и самозванцы.
Сказание о шести градоначальницах
Глава рисует «картину глуповского междоусобия», иносказательно изображая различные события из эпохи дворцовых переворотов в России. В центре повествования — борьба за власть шестерых женщин: «злоехидной Ираидки», «авантюристки Клемантинки», «шельмы Амальки», «Нельки Лядоховской», «Дуньки-толстопятой» и «Матренки-ноздри».
Известие о Двоекурове
Глава рисует правление «передового человека» Семена Константиновича Двоекурова, чье правление якобы полно « слишком явного либерализма». Известно, что он всю жизнь грустил, об остальной его деятельности за неимением фактических сведений приходится строить догадки. В частности, автор предполагает у Двоекурова «тайную наклонность к конституционализму».
Голодный город
В главе рассказывается, как закончился шестилетний период благополучия во время правления бригадира Петра Петровича Фердыщенко, который был очень прост.
На седьмом году главенствования «простого Фердыщенко» « смутил бес», после чего тот превратил ходить по кабакам в замасленном халате. Он сделался «деятелен и настойчив», а именно увел у «вора и разбойника» Митьки его жену Аленку. После этого сама природа перестала благоволить глуповцам, отчего в городе случился голод.
Соломенный город
В главе рассказывается о борьбе глуповских стрельцов и пушкарей, в которую оказалась замешана стрельчиха Домашка.
В наказание за то, что Фердыщенко увел и стрельчиху, позабыв об Аленке, на город обрушился пожар. Спасти город удалось лишь после того, как бригадир всенародно дал «аспидово» покаяние.
Фантастический путешественник
Неугомонный Фердыщенко после всех приключений «вздумал путешествовать», повторяя деяния князя Потемкина. Во время этого путешествия вокруг навозных куч градоначальник скончался от чрезмерного употребления водки и переедания.
Войны за просвещение
Бригадира сменил Василиск Семенович Бородавкин, поразивший глуповцев «какой-то неслыханной административной въедчивостью» и тем, что «кричал необыкновенно».
Политика Бородавкина, направленная на возвращение « древней Византии под сень Российския державы», описывается как пародия на балканский проект Екатерины П. В дальнейшем Бородавкин успешно провел четыре войны за просвещение, чем отвадил население от бунтов.
Эпоха увольнения от войн
Войны за просвещение превратились в войны против просвещения при гатчинском демократе Негедяеве (во многом образ списан с Павла I), который был низложен и сменен на посту градоначальника миролюбивым и либеральным Микаладве (списан с Лагарпа).
Правление Микаладве было ознаменовано мирными подвигами: отменой просвещения и прекращением законодательной деятельности. После смерти этого градоначальника город возглавил Беневоленекий (Сперанский), обожавший сочинять законы и писать проповеди.
- После того как Беневоленский вступил в тайные сношения с Наполеоном, его сменили на Прыща, обладавшего фаршированной головой.
- Поклонение мамоне и покаяние
- Глава повествует о правлении нескольких градоначальников: Иванова, легендарного прародителя микрокефалов («корогкоголовых» ), у которого усохли мозги ввиду неупотребления; дю Шарио, призывавшего глуповцев уверовать в богиню Разума; Грустилова, намеревавшегося сечь кокоток.
- Подтверждение покаяния. Заключение
Грустилова сменил Угрюм- Бурчеев (Аракчеев), «чистейший тип идиота». Он разрушил город в стремлении спрямить все улицы, сделал всех глуповцев равными перед шпицрутеном, признал разум врагом человечества и запугал всех горожан.
Оправдательные документы
Заключительная глава содержит извлечения из «летописи» и прочих «исторических документов», которые позволили Щедрину составить историю города Глупова.
Источник: https://info-shkola.ru/istoriya-odnogo-goroda-kratkoe-soderzhanie-po-glavam/
История одного города — краткое содержание
«История одного города» — это «реальные» документы, оформленные в художественный текст: издатель обнаруживает их в городском архиве. Это своеобразная летопись города Глупова, «Глуповский Летописец».
Автор настаивает на истинности событий и всех персоналий (история Глупова развивается на фоне реальной российской истории), а также объясняет структуру летописи: в основном это биографии градоначальников.
Летопись охватывает события с 1731 по 1825 год, и автор замечает, что содержание летописи По преимуществу фантастическое и по местам даже почти невероятное в наше просвещенное время.
Обращение к читателю от последнего архивариуса-летописца
Стиль обращения отсылает к стилю «Повести временных лет» — древнерусскому летописному тексту. Архивариус рассказывает, что к написанию летописи его подтолкнуло желание изобразить преемственно градоначальников, в город Глупов от российского правительства в разное время поставленных, и он решает занять описательную позицию – не критиковать, не выносить суждений.
О корени происхождения глуповцев
В этой части иносказательно передана история о призвании варяг, описанная в Повести временных лет. В доисторическое время жили на месте Глупова множество племен, самое могущественное из которых звалось головотяпы.
Головотяпы побеждают своих соседей – лукоедов, гущеедов, моржеедов, лягушечников и остальных, но кроме как воевать, они ничего не умеют, действия их бессмысленны: щуку с яиц согнали, Волгу толокном замесили. Головотяпы решают пригласить князя «со стороны».
Никто не хочет править ими: слишком глупы, и всякий князь отказывается от приглашения, предварительно поучив жезлом гостей.
Отчаявшись, они обращаются к вору-новотору: тот находит князя, который соглашается стать над головотяпами, но не самолично – вместо него служит наместником вор-новотор. С этих пор и появляется город Глупов, а головотяпы отныне именуются глуповцами.
Характер у головотяпов-глуповцев смирный, перед властью они раболепствуют, поэтому вор-новотор легко устанавливает удобные ему порядки, но покорность ему претит: он жаждет бунта, чтобы, усмиряя их, проявлять свою власть. Вскоре вор-новотор проворовывается, и князь приговаривает его к казни: посылает ему петлю. Вор-новотор опережает казнь, сам зарезывается огурцом.
Доисторическая эпоха в Глупове заканчивается, когда однажды все же прибывает князь: последующие наместники воровали все больше. Он является с криком: «Запорю!». Этот возглас и служит меткой отсчета времени.
Опись градоначальникам
в разное время в город Глупов от вышнего начальства поставленным (1731 – 1826)
Эта глава – поименный перечень всех градоначальников Глупова. Кому-то летописец посвящает пару фраз, чьи-то достижения расписаны подробнее. Отдельного внимания заслуживают их именования: Салтыков-Щедрин использует прием «говорящих фамилий».
Большинство градоначальников отличаются самодурством и глупостью, многие персоналии связаны с реальными историческими фигурами.
Так, градоначальник Грустилов – друг Карамзина, Угрюм-Бурчеев списан с Аракчеева, Фердыщенко прежде был денщиком князя Потемкина.
Органчик
В 1762 г. к власти приходит странноватый Дементий Варламович Брудастый.
Глуповцы ожидают, что при новом правителе процветет торговля, и что под наблюдением квартальных надзирателей, возникнут науки и искусства, но Брудастый оказывается молчалив и угрюм, из фраз он произносит только две: «Не потерплю!» и «Разорю!», и добродушно-веселый Глупов разочарован. Ходят толки, и некоторые утверждают даже, что градоначальник – &оборотень.
Однажды письмоводитель, проходя мимо дома градоначальника, видит, как тело Брудастого сидит за столом, а голова лежит рядом на столе, совершенно пустая. Перепуганный, он разносит весть о диковинке.
Глуповцы в растерянности идут к часовых и органных дел мастеру Байбакову: он был с визитом у градоначальника. Оказывается, в голове у Брудастого (который с этих пор получает прозвище «Органчик») помещен музыкальный органчик, издающий две пьески – «Не потерплю!» и «Разорю!».
Механизм от влаги повредился, и Байбаков получил задание наладить его работу, но починить органчик он не смог и выписал из Петербурга новую голову, а поскольку заказ запаздывал, письмоводитель и стал свидетелем неприятной сцены.
Не всех смущает такая новость: помощник градоначальника сообразил, что ежели однажды допущено, чтобы в Глупове был городничий, имеющий вместо головы простую укладку, то, стало быть, это так и следует
Присылают новую говорящую голову, но мальчик-посыльный так ее пугается, что выбрасывает. В Глупове наступает безвластие (пародия на смуту), и объявляются два градоначальника-самозванца, которые сами не могут решить, кто из них настоящий. Из губернии приезжает рассыльный, забирает самозванцев, и в Глупове неделю царит анархия, безначалие.
Сказание о шести градоначальницах
Картина глуповского междоусобия
Эта глава – пародия на эпоху Дворцовых Переворотов, когда в России правили императрицы. В Глупове также шесть градоначальниц сменяли одна другую: боролись за власть Ираида Лукинична Палеологова, Клемантинка де Бурбон, Амалия Карловна Штокфиш. Глуповцы не желали легко признавать градоначальниц и требовали доказательств.
Палеологова считала, что имеет право на власть, поскольку она – жена бывшего градоначальника, де Бурбон заверяла, что править как дочь градоначальника, должна она, а Штокфиш, в свою очередь, была какое-то время помпадуршей градоначальнической. Каждая градоначальница стремилась расположить к себе атаманов: так она получала военную поддержку.
Лучше всех это удается немке Штокфиш.
Среди иных претенденток, впрочем, не имеющих оснований на правление, были Нелька Лядоховская, Дунька Толстопятая и Матренка-Ноздря. В Глупове царила анархия, граждане то и дело бунтовали, доходило дело и до боев.
Наиболее примечательна из последних градоначальниц Дунька, которая укрепилась на большом клоповном заводе, натравливала на осаждающих клопов, а затем сама же была ими изъедена.
Смута заканчивается, когда приходит к власти Двоекуров.
Известие о Двоекурове
Двоекуров был глуповским градоначальником 8 лет. Он был, пожалуй, одним из немногих правителей, кто оказал положительное влияние на жизнь в Глупове. Он вводит ряд новых правил: например, положено варить мед и пиво, обязательно использовать горчицу и лавровый лист. Также Двоекуров собирался учредить в Глупове первую Академию.
Голодный город
После, в 1776 г. приходит к власти Петр Петрович Фердыщенко. Шесть лет его правления были весьма благотворны, и Глупов процветал.
На седьмой год Фердыщенко смутил бес и он влюбляется в жену ямщика Митьки, Аленку Осипову. Замужняя Аленка противится чувствам градоначальника.
Чтобы расположить ее к себе Фердыщенко даже отправляет Митьку в Сибирь, и тогда она успокаивается и отзывается на его внимание.
Счастье Фердыщенко и Аленки длится недолго: в городе начинается засуха, приходит неурожай, голод, город обезлюдел. Горожане отправляют гонца к градоначальнику, но тот не возвращается. Вспыхивает бунт, глуповцы, решив, что Аленка всему злу заводчица, сбрасывают ее с колокольни. Из губернии посылают роту солдат для усмирения бунта. Глуповцы принимают их за посланников с хлебом.
Соломенный город
После Аленки у Фердыщенко новая страсть: его прельстила стрельчиха Домашка, мужественная и решительная. Он вновь не следит за городом, и 7 июля Глупов загорается. Первыми весть несут юродивые: они собираются на площади.
Через день загорается Пушкарская слобода, люди в ужасе, колокола срываются с колоколен, гремит гром. Вспыхивают слободы Болотная и Негодница.
Глуповцы требуют ответа у бригадира, который с Домашкой в градоначальническом доме заперся, но ответа не получают.
Фантастический путешественник
После пожара Фердыщенко задумал путешествовать, вдохновленный опытами князя Потемкина.
Путешествия его, впрочем, довольно недалеки: он странствует по выгону для скота, требует от сограждан подношений и поздравлений, интересуется богатством недр и расспрашивает о достопримечательностях, общается с пастухом.
Путешествие оказывается роковым: через три дня странствий по выгону, не выдержав «даров» глуповцев, Фердыщенко умирает от обжорства.
Войны за просвещение
Пришедший вслед за Фердыщенко Василиск Семенович Бородавкин изучает историю Глупова и выбирает в качестве примера для себя реформатора-Двоекурова. В его деятельности Бородавкин углядел смысл: тот не только мостил мостовые и взимал недоимки, но и сеял горчицу! Градоначальник пытается вновь навязать ее употребление, но глуповцы сопротивляются.
Вспыхивает бунт, и Бородавкин организует поход на Стрелецкую слободу, развивается нечто похожее на гражданскую войну: свои воюют со своими. Поход дается непросто: Стрелецкая слобода окружена болотами, подводы с провизией не доставить, пушки тонут в болоте.
Как-то утром Бородавкин замечает измену подлог: большинство солдат исчезли, а вместо них по некоей резолюции поставлены…оловянные солдатики. Он организует из оловянного войска резерв и идет на Стрелецкую слободу, но обнаруживает, что она – пустая, словно вымерла. Оживают оловянные солдатики и подсказывают Бородавкину избы ломать.
Он разбирает дома по бревнам, и жители слободы все-таки сдаются. В наказание зачинщикам бунта велено писать Бородавкину стихи.
«История города Глупова представляет собой мир чудес, отвергать который можно лишь тогда, когда отвергается существование чудес вообще»
Издатель
В правление Бородавкина проходят еще три войны, и все они возникают в ответ на нововведения градоначальника: жители отказываются строить дома на каменных фундаментах, выращивать персидскую ромашку. Третья война оказалась действительно «за просвещение» — глуповцы выступают против учреждения Академии, причем длилась она целых два дня, в то время как остальные – по нескольку часов.
Глупов обнищал: многочисленные войны и походы истощили казну. Бородавкин планирует снова сжечь непокорный Глупов, но умирает.
Эпоха увольнения от войн
После Бородавкина приходит к власти Негодяев, его быстро увольняют: он выступает против навязывания конституции, но летописец поясняет, что истинная причина была иной. Становится известно, что Негодяев какое-то время служил истопником, а это расценивается как близость демократам.
После Негодяева у власти находится Микеладзе, изнеженный и деликатный: новый градоначальник поставил себе задачею привлекать сердца исключительно посредством изящных манер. Жизнь города его не заботит совершенно, поскольку в первую очередь он охоч до дамского пола.
Однако и он замечает, в каком страшном состоянии пребывает Глупов после Бородавкина:
«Так и живем, что настоящей жизни не имеем»
Глуповцы
Микеладзе решает просвещение прекратить и не издавать законов. В своей охоте до прекрасного полу он доходит до крайности и умирает в 1806 г. от истощения сил.
Феофилакт Иринархович Беневоленский, товарищ Сперанского по семинарии, приходит вслед за Микеладзе. Он оставил множество личных дневников и записок.
Уже с юношества обнаруживший интерес к составлению законов, он и в Глупове решает установить новые правила, но оказывается «как простой градоначальник, не имеет даже права издавать собственные законы». Пока он думает, что с этим делать, Глупов живет вольготно и сытно: горожане «тучнеют».
Беневоленский находит способ «издать» законы: ночью он разбрасывает листовки. Он успел донести до глуповцев только два закона:Всякий человек да опасно ходит, откупщик же да принесет дары и Устав о добропорядочном пирогов печении.
Также по итогам его правления сохранился Устав о свойственном градоначальнику добросердечию. В 1811 году Беневоленский начинает тайное общение с Наполеоном, что становится известно властям. Также узнают они о распространении листовок. Беневоленского отстраняют.
Подполковник Прыщ, сменивший его, также не интересуется управлением. Он прост и приветлив в общении, и что самое удивительное – при нем город живет в довольстве, годы один за другим идут урожайные.
Глуповцы, удивленные изобилию, подозревают посредничество какой-то неведомой силы, чертовщины. Замечают, что когда градоначальник спит, он обкладывается мышеловками, а предводитель дворянства приходит в странное возбуждение в его присутствии.
Горожане оказываются правы: у Прыща – фаршированная голова, которая источает запах трюфелей. Предводитель дворянства съедает его голову.
Поклонение мамоне и покаяние
После Прыща к власти приходит малого роста статский советник Иванов, но он быстро умирает и проходит почти незамеченным. Викон де Шарио, француз, который был после Иванова, чрезвычайно любил увеселения и впоследствии вообще оказался женщиной.
При нем происходит бесстыжее глуповское неистовство, как называет эти события летописец, или же скоропреходящее глуповское баловство. Город обращается в язычество.
Начинается все с нелепых суеверий и ритуалов, затем глуповцы приступают к строительству башни, с таким расчетом, чтобы верхний ее конец непременно упирался в небеса, затем начинают поклоняться идолам. Дю Шарио всячески потворствует новым верованиям и ритуалам глуповцев.
Когда к власти приходит Эраст Андреевич Грустилов, чувствительный друг Карамзина, жители города уже сделались совершенными идолопоклонниками.
Теперь их гораздо более заботят вещи духовные и «культурные», нежели материальные, что очень приятно меланхоличному Грустилову. Однако предаваясь «разврату», жители перестают работать.
Грустилов, в свою очередь, больше интересуется балами, чем жизнью глуповцев, поэтому не замечает, как в город приходит голод.
На одном из балов к нему приходит юродивая из Гамбурга, Пфейфферша. Грустилов влюбляется в нее, и теперь в городе главными людьми становятся убогие и юродивые, которые прежде были забыты. Пфейфферша общается с мистиками, пишет романы и обладает невероятным влиянием на градоначальника.
Под воздействием Пфейфферши жители предаются покаянию, но продолжают лениться. По ночам бомонд Глупова собирается на чтение критических статей Н. Страхова, но некий штабс-офицер, шпион, доносит это до начальства, и Грустилова отправляют в отставку. Наступает новая эпоха:
«У самого главного выхода стоял Угрюм-Бурчеев и вперял в толпу цепеняющий взор… Но что это был за взор!..»
Летописец
Подтверждение покаяния. Заключение
Угрюм-Бурчеев становится последним градоначальником Глупова, о котором сохранились сведения. Он с изумительной ограниченностью соединял непреклонность, почти граничившую с идиотством. Градоначальник не кричит, не шумит, но все глуповцы боятся его взгляда.
Издатель, вслед за летописцем, регулярно именует его идиотом, подчеркивая при этом, что в нем присутствует что-то сатанинское. Даже летописец признается, что Угрюм-Бурчеев пугает его. Портрет нового градоначальника, сохранившийся в канцелярии, также обнаруживает полный его идиотизм.
Все, что его интересует, это правильность построений, прямая линия, отсутствие пестроты, простота, доведенная до наготы. В голове Угрюм-Бурчеева есть план: воплотить в реальность систематический бред, который он носит в своей голове еще до прибытия в Глупов.
Градоначальник хочет упорядочить жизнь горожан: контролировать, сколько человек живет в домах и какого возраста, приставить к каждому дому шпиона, все делать в согласии с распорядком и назвать этот правильный, обновленный город Непреклонском.
«В этом фантастическом мире нет ни страстей, ни увлечений, все живут каждую минуту вместе, и всякий чувствует себя одиноким»
Издатель
Идеи Угрюм-Бурчеева нравятся начальству, и он приступает к их воплощению. Градоначальник начинает ломку города, самостоятельно выбегая из дому с топором, и разрушая все на своем пути.
Город перестраивают, но встречают препятствие: реку, которая не поддается никаким воздействиям человека. Дамбы из останков былого Глупова она размывает, русло ее изменить также не удается.
Тогда Угрюм-Бурчеев решает выбрать новое место для Непреклонска, но его планам не дано сбыться… Что помешало ему – неизвестно, поскольку именно на этом месте и обрывается глуповская летопись.
Оправдательные документы
В конце книги Издатель приводит «Оправдательные документы»: «Мысли о градоначальническом единомыслии, а также о градоначальническом единовластии и о прочем» под авторством Бородавкина, уставы и личную переписку законотворца-Беневоленского и заметки Микеладзе.
Источник: https://nukadeti.ru/kratkoe-soderzhanie/istoriya-odnogo-goroda
«История одного города» краткое содержание по главам рассказа Михаил Салтыкова-Щедрина – читать пересказ онлайн
В 1870 году после ряда публикаций отдельных глав вышло в свет произведение Михаил Салтыкова-Щедрина «История одного города». Это событие получило широкий общественный резонанс – писателя обвиняли в насмешках над русским народом и очернении фактов российской истории. Жанр произведения – сатирическая повесть, обличающая нравы, взаимоотношения власти и народа в самодержавном обществе.
Рассказ «История одного города» насыщен такими приемами как ирония, гротеск, эзопов язык, иносказание.
Все это позволяет автору, в отдельных эпизодах доводя до абсурда описываемое, ярко изобразить абсолютную покорность народа любому произволу власти. Пороки современного автору общества не изжиты и в наши дни.
Прочитав «Историю одного города» в кратком содержании по главам вы ознакомитесь с самыми важными моментами произведения, наглядно демонстрирующими сатирическую направленность повести.
Главные герои
Главные герои повести – градоначальники, каждый из которых сумел чем-то запомниться в истории города Глупова. Поскольку портретов градоначальников повесть описывает немало, стоит остановиться на наиболее значимых персонажах.
Брудастый – потряс жителей своей категоричностью, своими возгласами по любому поводу «Разорю!» и «Не потерплю!».
- Двоекуров со своими «великими» реформами относительно лаврового листа и горчицы, представляется совсем безобидным на фоне последующих градоначальников.
- Бородавкин – воевал с собственным народом «за просвещение».
- Фердыщенко – его алчность и похоть едва ли не погубили горожан.
- Прыщ – к такому правителю, как он, народ оказался не готов – слишком хорошо людям жилось при нем, не вмешивающимся ни в какие дела.
- Угрюм-Бурчеев – при всем своем идиотизме он сумел не только стать градоначальником, но и погубить весь город, пытаясь воплотить в жизнь свою бредовую идею.
Другие персонажи
Если главные герои – градоначальники, второстепенные – народ, с которыми они взаимодействуют. Простой народ показан как собирательный образ.
Автор в целом изображает его как повинующегося своему правителю, готового терпеть все притеснения и различные странности своей власти.
Показаны автором как безликая масса, которая бунтует только тогда, когда вокруг происходит повальная гибель людей от голода или пожаров.
Краткое содержание
От издателя
«История одного города» рассказывает о городе Глупове, его истории. Глава «От издателя» голосом автора уверяет читателя в том, что «Летописец» подлинный.
Он приглашает читателя «уловить физиономию города и уследить, как в его истории отражались разнообразные перемены, одновременно происходившие в высших сферах».
Автор подчеркивает, что сюжет повествования однообразен, «почти исключительно исчерпывается биографиями градоначальников».
Обращение к читателю от последнего архивариуса-летописца
В этой главе автор ставит перед собой задачу – передать «трогательное соответствие» власти города, «в меру дерзающей» народу, «в меру благодарящего».
Архивариус рассказывает о том, что представит читателю историю правления в городе Глупове градоначальников, один за другим сменяющихся на высшем посту.
Рассказчики, четверо местных летописцев, излагают поочередно «подлинные» события, происходящие в городе с 1731 по 1825 гг.
О корени происхождения глуповцев
В этой главе рассказывается о доисторическом времени, о том, как древнее племя головотяпов одержали победу над соседними племенами лукоедов, гущеедов, моржеедов, лягушечников, кособрюхих и проч.
После победы головотяпы стали думать о том, как навести порядок в своем новом обществе, поскольку дела у них никак не шли на лад: то «Волгу толокном замесили», то «теленка на баню затащили». Они решили, что им нужен правитель. С этой целью головотяпы отправились искать князя, который бы управлял ими.
Однако все князья, к которым они обращались с этой просьбой, ответили отказом, поскольку никто не захотел управлять глупыми людьми. Князья, “поучив” жезлом, головотяпов отпускали с миром и с «честию». Отчаявшись, они обратились к вору-новотору, который сумел помочь найти князя.
Князь ими управлять согласился, однако жить вместе с головотяпами не стал – послал в качестве своего наместника вора-новотора.
Головотяпов переименовал в «глуповцев», а город соответственно, стал называться «Глупов». Управлять глуповцами новотору было совсем несложно – этот народ отличался покорностью и беспрекословным исполнением приказов власти.
Однако их правителя это не радовало, новотор желал бунтов, которые можно было бы усмирять. Финал его правления был очень печален: вор-новотор проворовался до того, что князь не выдержал и послал ему петлю.
Но новотор сумел и из этой ситуации вывернуться – не дожидаясь петли, он «зарезался огурцом».
Затем в Глупове стали поочередно появляться другие правители, которых присылал князь. Все они – одоевец, орловец, калязинец, – оказались бессовестными ворами даже еще хуже новатора,. Князь устал от таких событий, лично явился в город с криком: «Запорю!». Этим криком начался отсчет «исторического времени».
Опись градоначальникам, в разное время в город Глупов от вышнего начальства поставленным (1731 — 1826)
В этой главе перечисляются поименно градоначальники Глупова и кратко упоминаются их «достижения». Говорится о двадцати двух правителях. Так, например, об одном из градоправителей в документе записано так: «22)Перехват-Залихватский, Архистратиг Стратилатович, майор. О сем умолчу. Въехал в Глупов на белом коне, сжег гимназию и упразднил науки».(непонятен смысл главы)
Органчик
1762 год ознаменовался началом правления градоначальника Дементия Варламовича Брудастого. Глуповцы были удивлены тем, что их новый правитель угрюм и не говорит ничего, кроме двух фраз: «Не потерплю!» и «Разорю!». Они не знали, что и думать, до тех пор, пока не открылась тайна Брудастого: его голова совсем пустая.
Письмоводитель случайно увидел ужасную вещь: туловище градоначальника по обыкновению сидело за столом, а вот голова отдельно лежала на столе. И в ней не было ничего вообще. Горожане не знали, что теперь им делать. Они вспомнили о Байбакове – мастере часовых и органных дел, который совсем недавно приходил к Брудастому.
Расспросив Байбакова, глуповцы выяснили, что голова градоначальника была оснащена музыкальным органчиком, который исполнял только две пьески: «Не потерплю!» и «Разорю!». Органчик вышел из строя, отсырев в дороге.
Мастеру самостоятельно починить его не удалось, поэтому он заказал в Санкт-Петербурге новую голову, однако заказ что-то задерживался.
Наступило безвластие, финал которому положило неожиданное явление одновременных двух абсолютно одинаковых правителей-самозванцев. Они увидели друг друга, «смерили друг друга глазами», а наблюдавшие эту сцену жители молча медленно разошлись. Прибывший из губернии рассыльный забрал с собой обоих «градоначальников», а в Глупове началась анархия, которая длилась целую неделю.
Сказание о шести градоначальницах (Картина глуповского междоусобия)
Это время было очень насыщено событиями в сфере градоправления – город пережил целых шесть градоначальниц. Жители наблюдали борьбу Ираиды Лукиничны Палеологовой, Клемантинки де Бурбон, Амалии Карловны Штокфиш.
Первая уверяла, что достойна быть градоначальницей из-за того, что ее муж какое-то время занимался градоначальничейской деятельностью, у второй – занимался отец, третья некогда сама была градональнической помпадуршей.
Помимо названных, на власть претендовали также Нелька Лядоховская, Дунька-толстопятая и Матренка-ноздря. Оснований у последних претендовать на роль градоначальниц не было вообще. В городе разыгрались нешуточные баталии.
Глуповцы топили и сбрасывали с колокольни своих сограждан. Город устал от анархии. И тут наконец-то появился новый градоначальник – Семен Констатинович Двоекуров.
Известие о Двоекурове
Новоявленный правитель Двоекуров правил Глуповым в течение восьми лет. Он отмечен как человек передовых взглядов. Двоекуров развил деятельность, которая стала для города благотворной. При нем стали заниматься медо- и пивоварением, приказал обязательно употреблять в пищу горчицу и лавровый лист. В его намерения входило учреждение в Глупове академии.
Голодный город
На смену правления Двоекурова пришел Петр Петрович Фердыщенко. Город жил в течение шести лет в благополучии и процветании. Но на седьмой год градоправитель влюбился в Алену Осипову, жену ямщика Митьки.
Однако Аленка чувств Петра Петровича не разделила. Фердыщенко предпринимал всевозможные действия, чтобы заставить Аленку полюбить его, даже отправил Митьку в Сибирь.
Аленка стала благосклонной к ухаживаниям градоначальника.
В Глупове началась засуха, а вслед за ней начались голод и людские смерти. Глуповцы потеряли терпение и отправили к Фердыщенко посланца, однако ходок не вернулся. Поданное прошение также не нашло ответа. Тогда жители взбунтовались и сбросили Аленку с колокольни. В город пришла рота солдат для подавления бунта.
Соломенный город
Следующим любовным увлечением Петра Петровича стала стрельчиха Домашка, которую он отбил у «опчества». Вместе с новой любовью в город пришли пожары, вызванные засухой. Сгорела Пушкарская слобода, затем Болотная и Негодница. Глуповцы обвинили Фердыщенко в новой напасти.
Фантастический путешественник
Новая глупость Фердыщенко едва ли навлекла новую беду на горожан: он отправился в путешествие по городскому выгону, заставляя жителей одаривать себя съестными припасами. Путешествие закончилось спустя три дня смертью Фердыщенко от обжорства.
Глуповцы испугались, что их обвинят в намеренном «окормлении бригадира». Однако спустя неделю страхи горожан рассеялись – прибыл из губернии новый градоправитель. Решительный и деятельный Бородавкин положил начало «золотого века Глупова».
Люди стали жить в полном изобилии.
Войны за просвещение
Василиск Семенович Бородавкин, новый градоначальник Глупова, изучил историю города, и решил, что единственный предыдущий правитель, на которого стоит равняться – Двоекуров, и поразило его даже не то, что предшественник вымостил улицы города и собрал недоимки, а то, что при нем сеяли горчицу. К сожалению, народ уже забыл его и даже перестал высеивать эту культуру.
Бородавкин решил вспомнить прежние времена, возобновить посев горчицы и употребление ее в пищу. Но жители упорно не хотели возвращаться к прошлому. Глуповцы бунтовали стоя на коленях. Они боялись, что в том случае, если повинуются Бородавкину, в будущем он заставит их «еще какую ни на есть мерзость есть».
Градоначальник предпринял военный поход на Стрелецкую слободу, «источник всего зла», чтобы подавить бунт. Поход длился девять дней и совсем успешным назвать его сложно. В абсолютной тьме свои бились со своими.
Градоначальник претерпел измену своих сторонников: однажды утром он обнаружил, что большее число солдат уволили, на смену им поставили оловянных солдатиков, сославшись на некую резолюцию. Однако градоправитель сумел выстоять, организовав из оловянных солдатиков резерв. Он дошел до слободы, однако никого там не нашел. Бородавкин начал разбирать дома по бревнам, что заставило слободу сдаться.
Будущее принесло еще три войны, которые также велись за «просвещение». Первая из трех последующий войн велась за разъяснение жителям города пользы каменных фундаментов домов, вторая – из-за отказа жителей выращивать персидскую ромашку, а третья – против учреждении академии в городе.
Итогом правления Бородавкина стало обнищание города. Градоначальника не стало в тот момент, когда он в очередной раз решил сжечь город.
Источник: https://Sprint-Olympic.ru/uroki/literatura/kratkoe-soderzhanie/19287-istoriia-odnogo-goroda-kratkoe-soderjanie-po-glavam-rasskaza-mihail-saltykova-shedrina-chitat-pereskaz-onlain.html
Краткое содержание «История одного города»
Данная повесть — «подлинная» летопись города Глупова, «Глуповский Летописец», обнимающая период времени с 1731 по 1825 г., которую «преемственно слагали» четыре глуповских архивариуса.
В главе «От издателя» автор особенно настаивает на подлинности «Летописца» и предлагает читателю «уловить физиономию города и уследить, как в его истории отражались разнообразные перемены, одновременно происходившие в высших сферах».
«Летописец» открывается «Обращением к читателю от последнего архивариуса-летописца». Архивариус видит задачу летописца в том, чтобы «быть изобразителем» «трогательного соответствия» — власти, «в меру дерзающей», и народа, «в меру благодарящего». История, таким образом, представляет собой историю правления различных градоначальников.
Сначала приводится глава доисторическая «О корени происхождения глуповцев», где повествуется о том, как древний народ головотяпов победил соседние племена моржеедов, лукоедов, кособрюхих и т. д. Но, не зная, что делать, чтобы был порядок, головотяпы пошли искать себе князя.
Не к одному князю обращались они, но даже самые глупые князья не хотели «володеть глупыми» и, поучив жезлом, отпускали их с честию. Тогда призвали головотяпы вора-новотора, который помог им найти князя. Князь «володеть» ими согласился, но жить к ним не пошел, послав вместо себя вора-новотора.
Самих же головотяпов назвал князь «глуповцами», отсюда и пошло название города.
Глуповцы были народом покорным, но новотору нужны были бунты, чтобы их усмирять. Но вскоре он до того проворовался, что князь «послал неверному рабу петлю». Но новотор «и тут увернулся: […] не выждав петли, зарезался огурцом».
Присылал князь и ещё правителей — одоевца, орловца, калязинца, — но все они оказались сущие воры. Тогда князь «…прибых собственною персоною в Глупов и возопи: „Запорю!“. С этими словами начались исторические времена».
Далее следует «Опись градоначальникам в разное время в город Глупов от вышнего начальства поставленным», после чего подробно приводятся биографии «замечательнейших градоначальников».
В 1762 г. в Глупов прибыл Дементий Варламович Брудастый. Он сразу поразил глуповцев угрюмостью и немногословием. Его единственными словами были «Не потерплю!» и «Разорю!».
Город терялся в догадках, пока однажды письмоводитель, войдя с докладом, не увидел странное зрелище: тело градоначальника, как обычно, сидело за столом, голова же лежала на столе совершенно пустая. Глупов был потрясен.
Но тут вспомнили про часовых и органных дел мастера Байбакова, секретно посещавшего градоначальника, и, призвав его, все выяснили. В голове градоначальника, в одном углу, помещался органчик, могущий исполнять две музыкальные пьесы: «Разорю!» и «Не потерплю!».
Но в дороге голова отсырела и нуждалась в починке. Сам Байбаков справиться не смог и обратился за помощью в Санкт-Петербург, откуда обещали выслать новую голову, но голова почему-то задерживалась.
Настало безначалие, окончившееся появлением сразу двух одинаковых градоначальников. «Самозванцы встретили и смерили друг друга глазами. Толпа медленно и в молчании разошлась». Из губернии тут же прибыл рассыльный и забрал обоих самозванцев. А глуповцы, оставшись без градоначальника, немедленно впали в анархию.
Анархия продолжалась всю следующую неделю, в течение которой в городе сменилось шесть градоначальниц. Обыватели метались от Ираиды Лукиничны Палеологовой к Клемантинке де Бурбон, а от нее к Амалии Карловне Штокфиш.
Притязания первой основывались на кратковременной градоначальнической деятельности её мужа, второй — отца, а третья — и сама была градоначальнической помпадуршей. Притязания Нельки Лядоховской, а затем Дуньки-толстопятой и Матренки-ноздри были ещё менее обоснованны.
В перерывах между военными действиями глуповцы сбрасывали с колокольни одних граждан и топили других. Но и они устали от анархии. Наконец в город прибыл новый градоначальник — Семен Константинович Двоекуров. Его деятельность в Глупове была благотворна.
«Он ввел медоварение и пивоварение и сделал обязательным употребление горчицы и лаврового листа», а также хотел учредить в Глупове академию.
При следующем правителе, Петре Петровиче Фердыщенке, город процветал шесть лет. Но на седьмой год «Фердыщенку смутил бес». Градоправитель воспылал любовью к ямщиковой жене Аленке. Но Аленка ответила ему отказом. Тогда при помощи ряда последовательных мер мужа Аленки, Митьку, заклеймили и отправили в Сибирь, а Аленка образумилась.
На Глупов же через градоначальниковы грехи обрушилась засуха, а за ней пришел и голод. Люди начали умирать. Пришел тогда конец и глуповскому терпению. Сначала послали к Фердыщенке ходока, но ходок не вернулся. Потом отправили прошение, но и это не помогло. Тогда добрались-таки до Аленки, сбросили и её с колокольни. Но и Фердыщенко не дремал, а писал рапорты начальству.
Хлеба ему не прислали, но команда солдат прибыла.
Через следующее увлечение Фердыщенки, стрельчиху Домашку, в город пришли пожары. Горела Пушкарская слобода, за ней слободы Болотная и Негодница. Фердыщенко опять стушевался, вернул Домашку «опчеству» и вызвал команду.
Закончилось правление Фердыщенки путешествием. Градоправитель отправился на городской выгон. В разных местах его приветствовали горожане и ждал обед. На третий день путешествия Фердыщенко умер от объедания.
Преемник Фердыщенки, Василиск Семенович Бородавкин, к должности приступил решительно. Изучив историю Глупова, он нашел только один образец для подражания — Двоекурова. Но его достижения были уже забыты, и глуповцы даже перестали сеять горчицу.
Бородавкин повелел исправить эту ошибку, а в наказание прибавил прованское масло. Но глуповцы не поддавались. Тогда Бородавкин отправился в военный поход на Стрелецкую слободу. Не все в девятидневном походе было удачно. В темноте свои бились со своими.
Многих настоящих солдат уволили и заменили оловянными солдатиками. Но Бородавкин выстоял. Дойдя до слободы и никого не застав, он стал растаскивать дома на бревна. И тогда слобода, а за ней и весь город сдались. Впоследствии было ещё несколько войн за просвещение.
В целом же правление привело к оскудению города, окончательно завершившемуся при следующем правителе, Негодяеве. В таком состоянии Глупов и застал черкешенин Микеладзе.
В это правление не проводилось никаких мероприятий. Микеладзе отстранился от административных мер и занимался только женским полом, до которого был большой охотник. Город отдыхал. «Видимых фактов было мало, но следствия бесчисленны».
Сменил черкешенина Феофилакт Иринархович Беневоленский, друг и товарищ Сперанского по семинарии. Его отличала страсть к законодательству. Но поскольку градоначальник не имел права издавать свои законы, Беневоленский издавал законы тайно, в доме купчихи Распоповой, и ночью разбрасывал их по городу. Однако вскоре был уволен за сношения с Наполеоном.
Следующим был подполковник Прыщ. Делами он совсем не занимался, но город расцвел. Урожаи были огромны. Глуповцы насторожились. И тайна Прыща была раскрыта предводителем дворянства. Большой любитель фарша, предводитель почуял, что от головы градоначальника пахнет трюфелями и, не выдержав, напал и съел фаршированную голову.
После того в город прибыл статский советник Иванов, но «оказался столь малого роста, что не мог вмещать ничего пространного», и умер. Его преемник, эмигрант виконт де Шарио, постоянно веселился и был по распоряжению начальства выслан за границу. По рассмотрении оказался девицею.
Наконец в Глупов явился статский советник Эраст Андреевич Грустилов. К этому времени глуповцы забыли истинного Бога и прилепились к идолам. При нем же город окончательно погряз в разврате и лени. Понадеявшись на свое счастье, перестали сеять, и в город пришел голод. Грустилов же был занят ежедневными балами.
Но все вдруг переменилось, когда ему явилась о н а. Жена аптекаря Пфейфера указала Грустилову путь добра. Юродивые и убогие, переживавшие тяжелые дни во время поклонения идолам, стали главными людьми в городе. Глуповцы покаялись, но поля так и стояли пустые. Глуповский бомонд собирался по ночам для чтения г.
Страхова и «восхищения», о чем вскоре узнало начальство, и Грустилова сместили.
Последний глуповский градоначальник — Угрюм-Бурчеев — был идиот. Он поставил цель — превратить Глупов в «вечно-достойныя памяти великого князя Святослава Игоревича город Непреклонск» с прямыми одинаковыми улицами, «ротами», одинаковыми домами для одинаковых семей и т. д. Угрюм-Бурчеев в деталях продумал план и приступил к исполнению.
Город был разрушен до основания, и можно было приступать к строительству, но мешала река. Она не укладывалась в планы Угрюм-Бурчеева. Неутомимый градоначальник повел на нее наступление. В дело был пущен весь мусор, все, что осталось от города, но река размывала все плотины. И тогда Угрюм-Бурчеев развернулся и зашагал от реки, уводя с собой глуповцев.
Для города была выбрана совершенно ровная низина, и строительство началось. Но что-то изменилось. Однако тетрадки с подробностями этой истории утратились, и издатель приводит только развязку: «…земля затряслась, солнце померкло […] Оно пришло». Не объясняя, что именно, автор лишь сообщает, что «прохвост моментально исчез, словно растворился в воздухе.
История прекратила течение свое».
Повесть замыкают «оправдательные документы», т. е. сочинения различных градоначальников, как то: Бородавкина, Микеладзе и Беневоленского, писанные в назидание прочим градоначальникам.
Источник: https://all-the-books.ru/briefly/saltykov-mihail-istoriya-odnogo-goroda/