Краткое содержание кабала святош булгакова за 2 минуты пересказ сюжета

Краткое содержание Кабала святош Булгакова за 2 минуты пересказ сюжетаКраткое содержание Кабала святош Булгакова за 2 минуты пересказ сюжета
Краткое содержание Кабала святош Булгакова за 2 минуты пересказ сюжета

Герои произведения

События происходят в конце XVII века. В то время Францией правил Людовик XV.

Главные персонажи пьесы «Кабала святош»:

  1. Мольер — популярный актёр и великий, признанный всем городом, драматург.
  2. Маркиз де Шаррон — архиепископ Парижа.
  3. Людовик XV — король Франции.

Король также является негласным покровителем Мольера. Архиепископ и известный актёр — лютые враги. Кроме основных действующих лиц, в произведении присутствуют такие герои:

Краткое содержание Кабала святош Булгакова за 2 минуты пересказ сюжета

  1. Мадлена Бежар — драматург когда-то встречался с этой женщиной.
  2. Арманда Бежар — их дочь.
  3. Лагранж — один из актёров труппы популярного драматурга.
  4. Бутон — слуга.
  5. Одноглазый — дуэлянт.
  6. Муаррон — приёмный сын Мольера.

Завязка сюжета

Первое действие начинается с того, что в театре перед представлением подходят к завершению последние этапы подготовки. На спектакль приглашён король Людовик XV.

Представление прошло хорошо, и все присутствующие в зале начали хлопать вслед за Людовиком. Услышав аплодисменты, драматург выбежал на сцену. Он отзывается со сцены о короле, как о светиле нации, восхваляет его своими стихами, сочинёнными тут же экспромтом.

Краткое содержание Кабала святош Булгакова за 2 минуты пересказ сюжета

В то же время за кулисами Лагранж просит Арманду уйти от своего возлюбленного. Но она не хочет этого делать даже после того, как узнаёт о романе между её старшей сестрой и актёром. Лагранж хочет избавиться от Арманды, но та ему что-то тихонько говорит на ухо и он уходит. Оказывается, девушка беременна от Мольера.

В гримёрку руководителя труппы заходит одноглазый. Его туда послал король, чтобы отдать деньги за представление и дополнительную плату за стихотворение в размере 5000 ливров. Десятую часть он оставил себе, а всё остальное разделил между всеми участниками труппы в равных долях.

Мольер сказал Мадлене, что собирается взять в жены Арманду, её сестру. Женщина просит не уходить от неё и напоминает, что всё 20 лет любила и заботилась о нём. Немного позже Мадлена рассказывает Лагранжу, что на самом деле Арманда является её дочерью, а не сестрой.

Кульминация и финал пьесы

Во время обеда король разговаривает с отцом Варфоломеем. Это известный бродячий проповедник. Тот пришёл к Людовику и сообщил, что в стране объявился антихрист — Жан-Батист Мольер. Он требует от короля, чтобы тот сжёг его.

За такие разговоры король сажает бродягу на три месяца в тюрьму. Но всё-таки Людовик выпускает его через три дня, предупредив, чтобы он никогда ничего не требовал от короля.

Во двор вошёл Мольер. Он очень состарился, вид стал болезненным, а лицо серым. Пообщавшись с драматургом, король убедился, что он никакой не еретик, и позволил поставить пьесу «Тартюф».

Краткое содержание Кабала святош Булгакова за 2 минуты пересказ сюжета

В то же время в доме Мольера приёмный сын музицирует на клавесине. Он соблазнил Арманду, о чём стало известно Бутону, так как он раньше времени пришёл домой после рынка. Мольер тоже подозревал, что возлюбленная ему изменила. Он выгнал Муаррона, но тот сказал, что посвящён в его тайну.

Арманда убедила Мольера, что у неё с Муарроном никогда и ничего не было. Девушка уговорила Мольера вернуть его домой.

Муаррон отправился на встречу к архиепископу. Он был намерен отомстить приёмному отцу. Муаррон рассказал о Мольере, который взял в жены собственную дочь.

Больная Мадлена с помощью Лангража и Арманды прошла в исповедальню. Там служитель церкви испугами и речами о загробных муках пытался выудить признание.

Она сказала, что не знает от кого забеременела Армандой. По приезде в Париж девушка представила свою дочь, как младшую сестру, у которой в итоге был роман с любовником мамы.

Архиепископ всё это рассказал Арманде и сказал, чтобы та уехала из города.

Де Шаррон доложил королю о преступлении Мольера, после чего Людовик лишил его своего покровительства. Актёра преследуют только потери: Арманда убежала из дома, Мадлена умерла. После этого его репертуар сильно уменьшился. Он понял, что всё происходящее является местью архиепископа.

В четвёртом действии Муаррон вернулся к приёмному отцу с признанием в своём предательстве. Мольер простил его и рассказал, что его признали еретиком и пытаются от него избавиться.

Актёр назвал короля идолом с изумрудными глазами и тираном. Он всё время пытался ему услужить.

Краткое содержание Кабала святош Булгакова за 2 минуты пересказ сюжета

Во время очередного представления в зал заходит большое количество королевских мушкетёров. Мольеру предлагают скрыться от преследователей, но он не согласился — решает завершить своей спектакль, а только потом сбежать через люк. На сцене он внезапно падает и умирает. Лагранж записал, что Мольера похитила неумолимая смерть.

В произведении «Кабала святош» Булгаков говорит о проблемах писателя, который вынужден существовать при правлении тирана. В этих условиях творчество находится под жёсткой цензурой, а от автора требуют только выражения обожания деспота.

Источник: https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/kabala-svyatosh.html

Пьеса М. Булгакова «Кабала святош»: краткое содержание

Писатель М. Булгаков никогда не скрывал, что не признал революцию, так как считал ее причиной будущей катастрофы России. Не были приняты большевистской властью и его произведения.

Потерпела неудачу первая постановка пьесы «Кабала святош».

Краткое содержание произведения поможет учащимся подготовиться к урокам литературы, понять и оценить творческий замысел автора и идейный смысл драмы, происходящей на сцене.

Краткое содержание Кабала святош Булгакова за 2 минуты пересказ сюжета

История создания

Драма «Кабала святош» (второе название пьесы — «Мольер») была написана Булгаковым специально для постановки во МХАТе. В январе 1930 года он читал ее перед актерами театра, и вскоре труппа приступила к репетициям.

Но в самый разгар подготовки спектакль был запрещен цензурой по политическим соображениям. Только после личной встречи писателя со Сталиным и благодаря поддержке Горького спектакль был разрешен для постановки.

Многое пришлось изменить, кое-что убрать.

К примеру, чтобы зрители не увидели в реплике Мольера «Ненавижу бессудную тиранию» намек на существующую власть, «бессудную» заменили на «королевскую».

Спектакль, появившийся на сцене только в 1936 году, прошел несколько раз с большим успехом, но неприятности на этом не закончились. Сразу после премьеры в газете «Советское искусство» появляется разгромная статья театрального критика Литовского.

В ответ на нее Керженцев, управляющий по делам искусства, усмотрев в содержании политическую подоплеку, доложил об этом вождю. В результате пьеса снова оказалась в опале.

Краткое содержание Кабала святош Булгакова за 2 минуты пересказ сюжета

Но, к удовольствию автора, еще раньше, в 1933 году, на сцене Рижского театра имени А. П. Чехова состоялась постановка под названием «Комедианты Господина Мольера».

Главного героя блестяще сыграл актер Юровский. С 1966 года и до сегодняшнего времени «Кабала святош» успешно идет во многих российских и зарубежных театрах.

Роль известного французского комедианта исполняли известные артисты:

  • С. Юрский;
  • О. Ефремов;
  • Ю. Соломин;
  • А. Ширвиндт и другие.

Очень удачной считается постановка пьесы в Ленкоме молодого режиссера Павла Сафонова в 2017 году. Она шла под названием «Сны господина де Мольера». Хорош был в роли Мольера актер Игорь Миркурбанов, интересно выдал образ Людовика В. Вержбицкий. Анна Большова сыграла Мадлену Бежар.

Краткое содержание

При открытии занавеса зритель видит Париж времен Людовика XIV. В гримерку театра Пале-Рояль вбегает, сыграв роль Сганареля, Мольер и просит воды. Он взволнован не на шутку: в зрительном зале находится сам король.

Выпив воды, он вновь убегает на сцену, говорит королю наскоро сочиненные стихи, его прославляющие. Все аплодируют, слышен голос Людовика: «Благодарю вас!».

Мольер снова в уборной, мимоходом обижает слугу, тут же смотрит на фокус Шарлатана: тот в воздухе шевелит пальцами, изображая игру на клавесине, а на инструменте клавиши начинают двигаться, издавая красивую музыку.

Краткое содержание Кабала святош Булгакова за 2 минуты пересказ сюжета

Артисту фокус понравился, и он обещает включить его в антракт следующего спектакля. Затем Мольер снова выходит к зрителям. Его возлюбленная актриса Арманда Бежар ждет любимого в гримерной.

Когда они остаются наедине, признаются друг другу в любви и договариваются встретиться вечером в саду. Внезапно стучат в дверь. Приходит маркиз д’Орсиньи, который передает Мольеру 5 тыс. ливров в подарок от короля.

Мольер делит деньги между актерами, себе оставив меньшую часть.

Мольер, проводив короля, посылает слугу Бутона за Мадленой Бежар и сообщает ей, что любит ее сестру и женится на ней. Мадлена бросается в ноги, просит Мольера оставить в покое ее сестру и советует обратить внимание на красавицу Риваль. Мольер говорит, что поздно что-либо менять.

Мадлена сообщает о своем уходе из театра. Когда женщина остаётся одна, приходит Лагранж, который в курсе ее тайны и клянется вечно ее хранить. Оставшись один, он рассуждает о том, что Арманда на самом деле дочь Мадлены, но никто пока не знает об этом, кроме него.

Проходит несколько лет. Сцена. За обедом короля навещает архиепископ маркиз де Шаррон и приводит с собой бродячего проповедника Варфоломея, который требует от лица церкви расправиться с антихристом Мольером и его комедией «Тартюф».

То, что кто-то смеет от него что-то требовать, злит короля, поэтому он отдает приказ наказать бродягу. Архиепископ просит короля защитить чистоту церкви, которую оскверняет драматург своими творениями.

Людовику жалко талантливого актера, он приглашает Мольера к себе.

Краткое содержание Кабала святош Булгакова за 2 минуты пересказ сюжета

Король просит его в будущем с почтением относиться к церкви и разрешает «Тартюфа». «Дорогу королю! Тартюф разрешен!», — восторженно кричит Мольер. Члены Кабалы не согласны с решением короля и всячески стараются навредить комедиографу. В личной жизни тоже не все гладко: он застает жену чуть ли не в объятиях своего приемного сына Муаррона, которого гонит прочь.

В третьем действии пьесы:

  1. По доносу Муаррона приводят Мадлену, которая исповедуется и признается, что кроме Мольера жила еще с одним мужчиной и не знает, от кого родилась Арманда.
  2. Мадлене Шаррон отпускает грехи, а дочери сообщает, что она, возможно, дочь Мольера. Та падает без чувств.

Мольеру запрещается играть «Тартюфа», он с этого дня лишается милости короля.

Оставшись без работы и жены, не выдержав предательства сына, Мольер умирает во время спектакля «Мнимый больной». Лагранж, делая запись в свою книгу, вслух говорит, что великого актера погубили король и черная Кабала.

Особенности изучения пьесы

Пьеса «Кабала святош» Булгакова, краткое содержание которой учащиеся летом записывают в читательский дневник, изучается в 11 классе.

Особенно важно, чтобы школьники, читая и анализируя произведение, увидели взаимосвязь произведений Мольера с общественной борьбой, которая в те времена существовала в его стране.

Во Франции тогда действовала католическая организация «Общество святых даров», ратовавшая за «чистоту нравов», но на самом деле это была шайка святошей, мошенников и преступников.

Краткое содержание Кабала святош Булгакова за 2 минуты пересказ сюжета

Выступая против идеологии церковных фанатиков, автор пьесы через эпизод заседания Кабалы показывает реальную историческую обстановку борьбы за комедию «Тартюф». Заплатив потерей собственного достоинства и правом свободно творить, Мольер оказывается побежденным, но понявшим многое: «Всю жизнь я ему лизал шпоры и думал только одно: не раздави. И вот все-таки — раздавил! Тиран!».

Булгаков, как и его герой, говорит правду, тоже готов пойти на компромисс с государственной властью, но так же, как и Мольер, стал жертвой «кабалы святош», которая защищала «бессудную власть».

На трех отведенных программой уроках необходимо ответить на основной проблемный вопрос: «Что стало причиной смерти великого артиста?». Для этого подробно анализируется первое действие пьесы, чтобы как можно полнее раскрыть образ комедиографа.

Второе занятие посвящается победе и поражению Мольера, детям дают задание на дом перечитать третье действие. На последнем уроке проводится характеристика короля Людовика.

Источник: https://1001student.ru/literatura/kratkie-soderzhaniya/pesa-m-bulgakova-kabala-svyatosh.html

Михаил Булгаков — Кабала святош

Здесь можно скачать бесплатно «Михаил Булгаков — Кабала святош» в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Драматургия, издательство Эксмо, год 2011. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.

Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.

На Facebook
В Твиттере
В Instagram
В Одноклассниках
Мы Вконтакте

Краткое содержание Кабала святош Булгакова за 2 минуты пересказ сюжета

Описание и краткое содержание «Кабала святош» читать бесплатно онлайн.

Эта пьеса о великом французском комедиографе Жане Батисте Мольере (Поклене) (1622–1673). Главная идея драматурга – трагическая зависимость гениальнейшего комедиографа от ничтожной власти, от напыщенного и пустого Людовика XIV (1638–1715) и окружающей короля «кабалы святош».

Михаил Булгаков

Кабала святош

Rien ne manque à sa gloire,

Il manquait à la nôtre[1].

  • Жан-Батист Поклен де Мольер – знаменитый драматург и актер.
  • Мадлена Бежар.
  • Арманда Бежар де Мольер.
  • Мариэтта Риваль.
  • ШарльВарле де Лагранж – актер, по прозвищу «Регистр».
  • Захария Муаррон – знаменитый актер-любовник.
  • Филибер дю Круази – актер.
  • Жан-Жак Бутон – тушильщик свечей и слуга Мольера.
  • Людовик Великий – король Франции.

Маркиз д’Орсиньи – дуэлянт, по кличке «Одноглазый, помолись!».

  1. Маркиз де Шаррон – архиепископ города Парижа.
  2. Маркиз де Лессак – игрок.
  3. Справедливый сапожник – королевский шут.
  4. Шарлатан с клавесином.
  5. Незнакомка в маске.
  6. Отец Варфоломей – бродячий проповедник.
  7. Брат Сила.
  8. Брат Верность.
  9. Ренэ – дряхлая нянька Мольера.
  10. Суфлер.
  11. Монашка.
  12. Члены Кабалы Священного Писания в масках и черных плащах.

Придворные. Мушкетеры и другие.

Действие в Париже в век Людовика XIV.

За занавесом слышен очень глухой раскат смеха тысячи людей. Занавес раскрывается – сцена представляет театр Пале-Рояль. Тяжелые занавесы. Зеленая афиша с гербами и орнаментом. На ней крупно: «КОМЕДИАНТЫ ГОСПОДИНА…» и мелкие слова. Зеркало. Кресла. Костюмы.

На стыке двух уборных, у занавеса, которым они разделены, громадных размеров клавесин. Во второй уборной – довольно больших размеров распятие, перед которым горит лампада. В первой уборной налево дверь, множество сальных свечей (свету, по-видимому, не пожалели).

Читайте также:  Краткое содержание рассказов кира булычёва за 2 минуты

А во второй уборной на столе только фонарь с цветными стеклами.

На всем решительно – и на вещах, и на людях (кроме Лагранжа) – печать необыкновенного события, тревоги и волнения. Лагранж, не занятый в спектакле, сидит в уборной, погруженный в думу. Он в темном плаще. Он молод, красив и важен. Фонарь на его лицо бросает таинственный свет.

В первой уборной Бутон, спиною к нам, припал к щели в занавесе. И даже по спине его видно, что зрелище вызывает в нем чувство жадного любопытства. Рожа Шарлатана торчит в дверях. Шарлатан приложил руку к уху – слушает.

Слышны взрывы смеха, затем финальный раскат хохота. Бутон схватывается за какие-то веревки, и звуки исчезают. Через мгновенье из разреза занавеса показывается Мольер и по ступенькам сбегает вниз, в уборную. Шарлатан скромно исчезает.

На Мольере преувеличенный парик и карикатурный шлем. В руках палаш. Мольер загримирован Сганарелем – нос лиловый с бородавкой. Смешон. Левой рукой Мольер держится за грудь, как человек, у которого неладно с сердцем. Грим плывет с его лица.

Мольер (сбрасывая шлем, переводя дух). Воды!

Бутон. Сейчас. (Подает стакан.)

Мольер. Фу! (Пьет, прислушивается с испуганными глазами.)

Дверь распахивается, вбегает загримированный Полишинелем дю Круази, глаза опрокинуты.

Дю Круази. Король аплодирует! (Исчезает.)

Суфлер (в разрезе занавеса). Король аплодирует!

Мольер (Бутону). Полотенце мне! (Вытирает лоб, волнуется.)

Мадлена (в гриме появляется в разрезе занавеса). Скорее! Король аплодирует!

Мольер (волнуясь). Да, да, слышу. Сейчас. (У занавеса крестится.) Пречистая Дева, Пречистая Дева! (Бутону.) Раскрывай всю сцену!

Бутон опускает сначала занавес, отделяющий от нас сцену, а затем громадный главный, отделяющий сцену от зрительного зала. И вот она одна видна нам в профиль. Она приподнята над уборными, пуста. Ярко сияют восковые свечи в люстрах. Зала не видно, видна лишь крайняя золоченая ложа, но она пуста. Чувствуется только таинственная, насторожившаяся синь чуть затемненного зала.

Шарлатанское лицо моментально появляется в дверях. Мольер поднимается на сцену так, что мы видим его в профиль. Он идет кошачьей походкой к рампе, как будто подкрадывается, сгибает шею, перьями шляпы метет пол. При его появлении один невидимый человек в зрительном зале начинает аплодировать, а за этим из зала громовые рукоплескания. Потом тишина.

Мольер. Ваше… величество… ваше величество… Светлейший государь… (Первые слова он произносит чуть-чуть заикаясь – в жизни он немного заикается, но потом его речь выравнивается, и с первых же слов становится понятно, что он на сцене первокласен.

Богатство его интонаций, гримас и движений неисчерпаемо. Улыбка его легко заражает.

) Актеры труппы Господина, всевернейшие и всеподданнейшие слуги ваши, поручили мне благодарить вас за ту неслыханную честь, которую вы оказали нам, посетив наш театр… И вот, сир… я вам ничего не могу сказать.

В зале порхнул легкий смешок и пропал.

Муза, муза моя, о лукавая Талия!
Всякий вечер, услышав твой крик,
При свечах в Пале-Рояле я…
Надеваю Сганареля парик.
Поклонившись по чину, пониже, —
Надо! Платит партер тридцать су! —

Я, о сир, для забавы Парижа (пауза)

Околесину часто несу.

В зале прошел смех.

Но сегодня, о муза комедии,
Ты на помощь ко мне спеши.
Ах, легко ли, легко ль в интермедии
Солнце Франции мне смешить?..

В зале грянул аплодисмент.

Бутон. Ах, голова! Солнце придумал.

Шарлатан (с завистью). Когда он это сочинил?

Бутон (высокомерно). Никогда. Экспромт.

Шарлатан. Мыслимо ли это?

Бутон. Ты не сделаешь.

Мольер (резко меняет интонацию).

Вы несете для нас королевское бремя.
Я, комедиант, ничтожная роль.
Но я славен уж тем, что играл в твое время,
Людовик!.. Великий!!..

(Повышает голос.) Французский!!!

(Кричит.) Король!!!

(Бросает шляпу в воздух.)В зале начинается что-то невообразимое. Рев: «Да здравствует король!» Пламя свечей ложится. Бутон и Шарлатан машут шляпами, кричат, но слов их не слышно. В реве прорываются ломаные сигналы гвардейских труб. Лагранж стоит неподвижно у своего огня, сняв шляпу. Овация кончается, и настает тишина.

Голос Людовика (из сини). Благодарю вас, господин де Мольер!

Мольер. Всепослушнейшие слуги ваши просят вас посмотреть еще одну смешную интермедию, если только мы вам не надоели.

Голос Людовика. О, с удовольствием, господин де Мольер!

Мольер (кричит). Занавес!

Главный занавес закрывает зрительный зал, и за занавесом тотчас начинается музыка. Бутон закрывает и тот занавес, который отделяет сцену от нас, и она исчезает. Шарлатанское лицо скрывается.

Мольер (появившись в уборной, бормочет). Купил!.. Убью его и зарежу!

Бутон. Кого бы он хотел зарезать в час триумфа?

Мольер (схватывает Бутона за глотку). Тебя!

Бутон (кричит). Меня душат на королевском спектакле!

Лагранж шевельнулся у огня, но опять застыл. На крик вбегают Мадлена и Риваль, почти совершенно голая, – она переодевалась. Обе актрисы схватывают Мольера за штаны, оттаскивая от Бутона, причем Мольер лягает их ногами. Наконец Мольера отрывают с куском Бутонова кафтана. Мольера удается повалить в кресло.

Мадлена. Вы с ума сошли! В зале слышно.

Мольер. Пустите!

Риваль. Господин Мольер! (Зажимает рот Мольеру.)

Потрясенный Шарлатан заглядывает в дверь.

Бутон (глядя в зеркало, ощупывает разорванный кафтан). Превосходно сделано и проворно. (Мольеру.) В чем дело?

Мольер. Этот негодяй… Я не понимаю, зачем я держу при себе мучителя? Сорок раз играли, все было в порядке, а при короле свеча повалилась в люстре, воском каплет на паркет.

Бутон. Мэтр, вы сами выделывали смешные коленца и палашом повалили свечку.

Мольер. Врешь, бездельник!

Лагранж кладет голову на руки и тихо плачет.

Риваль. Он прав. Вы задели свечку шпагой.

Мольер. В зале смеются. Король удивлен…

Бутон. Король – самый воспитанный человек во Франции и не заметил никакой свечки.

Мольер. Так я повалил? Я? Гм… Почему же в таком случае я на тебя кричал?

Бутон. Затрудняюсь ответить, сударь.

Источник: https://www.libfox.ru/628422-mihail-bulgakov-kabala-svyatosh.html

«Собачье сердце» М. А. Булгаков Кратко

Повесть «Собачье сердце» бесспорно принадлежит к числу самых известных произведений, созданных русским писателем-сатириком Михаилом Булгаковым. В своём противоречивом литературном труде писатель истолковывает идею «пробуждения пролетарского сознания» на фоне Великой Октябрьской Революции.

Краткий пересказ сюжета повести «Собачье сердце»

Москва, декабрь 1924 год. Профессор с «говорящей» фамилией Преображенский подбирает на улице замерзающего пса. Собака обретает дом и кличку Шарик.

Спустя неделю профессор и его ассистент доктор Борменталь проводят научный эксперимент над животным: операбельно заменяют собачьи семенные железы и гипофиз на человеческие. Донором органов становится «свежий» труп пьяницы и дебошира Клима Чугункина.

Преображенский планировал эксперимент в области омоложения организма, но вместо предполагаемого результата добился совершенно других качественных перемен: «милейший пёс» с течением времени полностью очеловечился.

Вышедшее с операционного стола существо поднялось на ноги, стало носить одежду, разговаривать и выбрало себе имя — Полиграф Полиграфович Шариков.

«Новый гражданин» быстро социализируется: знакомится с председателем домкома Швондером, выбивает себе документы и устраивается на работу, связанную с отловом и уничтожением бездомных животных. Шариков даже начинает претендовать на часть квартиры своего создателя и приводит на порог профессора невесту.

Узнав, о правде своего происхождения, полиграф Полиграфович задумывает месть и пишет донос на Преображенского. Но у доктора наук давно есть связи в высших органах власти, кляузе не дают ход.

Понимая, что дальше будет только хуже, профессор и его помощник проводят обратную операцию. Спустя 10 дней в квартиру научного светилы вламывается Швондер с милицией.

Он требует объяснить исчезновение Шарикова. Преображенский предъявляет незваным гостям недавно прооперированную собаку.

Изумлённые представители «новой власти» уходят, а Преображенский вновь получает возможность нормально жить и работать.

Краткое содержание Кабала святош Булгакова за 2 минуты пересказ сюжета

Список и краткая характеристика главных героев и других персонажей повести Михаила Булгакова «Собачье сердце»

  •  Шарик — бродячая собака, которую подобрал профессор Преображенский
  •  Шариков Полиграф Полиграфович — мужчина, появившийся в результате эксперимента профессора Преображенского
  •  Чугункин Клим Григорьевич — почивший донор органов для эксперимента профессора
  •  Филипп Филиппович Преображенский — светила науки, талантливый хирург и учёный
  •  Борменталь Иван Арнольдович — молодой и перспективный ассистент Преображенского
  •  Бунина Зинаида Прокофьевна — горничная в квартире Преображенского
  •  Иванова Дарья Петровна — кухарка в квартире доктора наук
  •  Фёдор — швейцар
  •  Швондер — председатель домового комитета
  •  Вяземская — заведующая культурным отделом
  •  Васнецова — «невеста» Шарикова, машинистка
  •  Пётр Александрович — «крутой» пациент профессора

Краткое содержание повести Михаила Булгакова «Собачье сердце» по главам

Кратчайший пересказ повести «Собачье сердце» по главам не раскроет ценности этого величайшего произведения, но поможет бегло ознакомиться с его сюжетной линией и основной идеей.

Глава 1. Мир глазами Шарика

Бездомный пёс погибает на улицах Москвы, мысленно описывая своё несчастное существование. Он страдает от голода, холода и жуткой боли от ожога кипятком. Собаку прикармливает колбасой некий господин в шубе, пёс послушно следует за своим благодетелем и оказывается на пороге хорошего дома со швейцаром.

Глава 2. Квартира профессора Преображенского

Одурев от запахов квартиры, служащей приютившему его профессору ещё и рабочим местом, Шарик пытается вырваться на волю. Его усыпляют, когда буян приходит в себя, он чувствует себя на много лучше.

Теперь новый жилец наблюдает за вереницей клиентуры профессора. Каждый из пациентов Преображенского мечтает лишь об одном — омолодиться любыми способами. За хорошую оплату, светило хирургии творит чудеса.

Вечером Шарик наблюдает скандальный визит в квартиру профессора Швондера и его прихвостней. Члены домкома требуют от Преображенского «уплотнения» в жилищном плане. Филипп Филиппович возмущенно звонит одному из своих высокопоставленных пациентов. Профессора оставляют в покое, напоследок обвинив в «нелюбви к пролетариату».

Глава 3. Новый статус Шарика и его истинные причины

В процессе принятия пищи профессор Преображенский рассуждает на тему «что такое разруха и откуда она берёт своё начало». Затем обсуждается судьба Шарика, принимается решение о покупке ошейника.

Профессор категорически запрещает использование насильственных методов воспитания в отношении собаки. Шарик начинает думать, что его жизнь удалась.

Раздаётся звонок телефона, он вызывает суматоху — Преображенский приказывает нести обед заранее, а Шарика лишают еды и запирают. Глава 4. Операция

Шарика оперируют. Ему удаляют семенники и гипофиз, на их место вживляют новые, от тела покойного Клима Чугункина. По предположению медиков, подобный эксперимент может стать открытием в сфере омоложения организма. Преображенский особых иллюзий не питает, он допускает высокую вероятность того, что пёс погибнет после операции.

Глава 5. Преобразования Шарика

В своём дневнике доктор Борменталь описывает историю перевоплощения выжившего пса. Собака теряет шерсть, у неё вытягиваются кости, меняется череп, лай всё больше похож на голос человека. Вывод: эксперимент приводит к очеловечиванию животного. Борменталь считает своего учителя гением, Преображенский, напротив, обескуражен результатами эксперимента.

Глава 6. «Человек» родился

Из Шарика получается трудновоспитуемый гражданин. Он требует оформления документов, называет себя Полиграфом Полиграфовичем Шариковым и переворачивает размеренную жизнь в квартире профессора вверх дном. Преображенский желал бы выселить нахала в любую другую комнату со своей жилплощади, но швондер отказывает ему, припомнив недавний скандал с «уплотнением» квартиры.

Глава 7. Клим разбушевался

Шариков глотает за обедом водку, читает переписку Энгельса с Каутским, отказывается от похода в театр. Борменталь уводит балагура на цирковое представление. Преображенский начинает задумываться над содеянным.

Глава 8. Ситуация накаляется до предела

Шариков требует узаконить своё проживание в квартире профессора. Он устраивается на работу в комитет по отлову бродячих животных. Из кабинета профессора пропадают деньги.

Борменталь готов взять на себя отравление неудачного результата эксперимента мышьяком, но Преображенский категорически ему это запрещает. К концу главы шариков приводит в дом невесту. Девушке объясняют, кто такой на самом деле её ухажёр. Шариков задумывает месть.

Глава 9. Последняя капля

Профессор преображенский принимает у себя своего старого пациента в военной форме. Тот рассказывает доктору наук, что его подопечный Шариков написал донос, в котором обвинил его и Борменталя в контрреволюционных речах, незаконном хранении оружия и угрозах убийства Швондера.

Шарикова зажимают в угол, требуют покинуть жилплощадь навсегда. Полиграф наглеет, достаёт пистолет и угрожает им Борменталю. Врачи, окончательно рассвирепев, скручивают дебошира, лишают его чувств и готовят операционную.

Глава 10. Эпилог

По требованию Швондера в квартиру профессора преображенского вторгается милиция с ордером на обыск. Профессора обвиняют в убийстве Шарикова.

Но светила науки спокойно объясняет незваным гостям, что его эксперимент сам собой пошёл вспять. Он предъявляет представителям власти некое существо, отдаленно напоминающее Шарикова. Посетители уходят.

Профессор продолжает работу. Шарик остаётся жить в его богатой квартире.

Краткие выводы и история создания повести Михаила Булгакова «Собачье сердце»

Михаил Булгаков написал «Собачье сердце» буквально на одном дыхании — за три месяца. В виду своего содержания, повесть долгое время ходила «по рукам» знакомых и близких, не претендуя на печать.

7 мая 1926 года рукопись повести была обнаружена в квартире писателя и конфискована Советской Властью.

Прочесть этот труд ещё долго нельзя было официально — повесть выпускалась лишь самиздатом, её читали ночами, торопясь закончить и передать следующему.

Первая официальная публикация повести произошла в Германии. В 1968 году «Собачье сердце» опубликовал журнал «Грани». На Родине, благодаря перестройке и гласности, повесть увидела свет только в 1987 году со страниц журнала «Звезда».

Среди главных тем повести: наказание за вмешательство в естественный ход жизни и невозможность доверить изменение пусть даже несовершенного мира деятелям, не обладающим достаточным опытом, мудростью, нравственными качествами. Основная мысль повести: «разруха не в клозетах, а в головах».

Читайте также:  Краткое содержание рассказов михаила шолохова за 2 минуты

Прочтения краткого содержания повести недостаточно, чтобы полностью оценить художественную ценность произведения «Собачье сердце».

Оригинальный текст повести буквально разобран на крылатые фразы, он блещет тонким сарказмом и любопытными замечаниями, характеризующими человеческое общество во всей его абсурдной противоречивости.

По мотивам повести, достаточно близко к тексту в 1988 году снят увлекательный одноимённый фильм.

Источник: https://book-briefly.ru/vse-proizvedeniya/bulgakov/sobache-serdtse

Краткое содержание Кабала святош в сокращении (Булгаков Михайл)

(1929 г.)

Действие первое

Париж времен Людовика XIV. Театр под названием Пале-Рояль. Две уборные разделены занавесом, возле которого стоит большой клавесин. В одной уборной – огромное количество сальных свечей. А в другой – горит только один фонарь с разноцветными стеклами и лампада перед распятием. В уборной сидит молодой, красивый актер по имени Шарль-Варле де Лагранж, а по прозвищу Регистр.

Он не задействован в спектакле, задумчив и взволнован.

Из первой уборной, через щель в занавесе подглядывает за происходящим на сцене

тушильщик свечей Бутон, который также является слугой знаменитого актера и драматурга Жана Батиста Поклена де Мольера. Из зала доносятся взрывы смеха, спектакль подходит к концу. Наконец, из-за занавеса показывается Мольер, который загримирован Сганарелем.

Но тут же вбегает актер дю Круази, загримированный Полишинелем, и говорит, что аплодирует сам король. Мольеру пришлось вернуться на сцену и прочитать стихи, сочиненные экспромтом, и посвященные королю Франции.

Король доволен и остается смотреть следующую интермедию.

Занавес опускается. Мольер входит в уборную и набрасывается на слугу за то, что при самом короле

в люстре упала свеча и капает на пол воском. Бутон оправдывается, что Мольер сам зацепил свечу плащом. Появляется актриса Мариэтта Риваль и это подтверждает. Мольер успокаивается и дарит Бутону кафтан со своего плеча, взамен того, который сам ему разорвал.

Мольер пытается узнать секрет фокуса Шарлатана, который играет на клавесине, не притрагиваясь к клавишам. Шарлатан не раскрывает свой секрет. А Мольеру уже пора возвращаться на сцену и он уходит.

Во вторую уборную входит молодая актриса Арманда Бежар. Ей всего семнадцать лет, она прелестна и очень похожа на свою старшую сестру, тоже актрису, Мадлену Бежар.

Лагранж пытается уговорить Арманду не выходить за Мольера замуж, даже угрожает заколоть ее шпагой. Но Арманда говорит, что уже поздно и она состоит в связи с Мольером, а затем шепчет Лагранжу что-то на ухо.

Он отвечает, что просто хотел ее спасти и удаляется.

В уборную входит Мольер, он целует и обнимает свою невесту, обещает сделать ее первой и великой актрисой. Арманда клянется ему в вечной любви на распятии.

Кто-то стучит в дверь. Возлюбленные договариваются о свидании после спектакля. Входят Лагранж, Бутон и Маркиз д’Орсиньи – дуэлянт, по кличке “Одноглазый, помолись!”, они принесли Мольеру награду от короля – 5000 ливров. Десятую часть он забирает себе, а остальное поровну делит на всех актеров.

Затем Мольер идет проводить короля, а когда возвращается, то приказывает позвать к нему Мадлену Бежар. Он сообщает ей о своем намерении жениться на Арманде. Мадлена на коленях умоляет его этого не делать. Но он отвечает, что обязан так поступить, и обещает не рассказывать Арманде, что у них с Мадленой был роман.

Мадлена собирается уйти из театра.

Когда она осталась одна, вошел Лагранж. Он знает о ее тайне и обещает, что никому не раскроет ее. Мадлена уходит, попрощавшись. Лагранж записывает в свою особую книгу-регистр все произошедшие за день события. А затем вслух рассуждает, что в театре произошло нечто ужасное: Мольер женился на Арманде, не зная, что она дочь Мадлены Бежар. Взяв фонарь, Лагранж уходит.

Когда наступает тишина, крышка клавесина поднимается, а оттуда выбирается Захария Муаррон, актер-любовник. На вид мальчишке лет пятнадцать, он очень красив, но измучен и оборван. Муаррон не спал два дня, поэтому тут же, упав, засыпает.

Во время ночного свидания Мольер и Арманда случайно наткнулись на мальчишку. Мольер понял, что разгадал тайну Шарлатана, и ему стало очень смешно.

Действие второе

Приемная короля Людовика. Карточный стол. Маркиз де Лессак, известный картежник, играет с Людовиком. Вокруг стоит толпа пышно одетых придворных, которые следят за де Лессаком. За креслом короля стоит Одноглазый, он замечает, что маркиз ведет игру краплеными картами.

Людовик спрашивает у Одноглазого, как ему лучше поступить, а затем, послушав совет, зовет придворного шута Справедливого сапожника и приказывает обругать маркиза. Потом Король отдает распоряжение на месяц посадить де Лессака в тюрьму, а через месяц отправить в имение с деньгами вместе.

Маркиза уводят.

Перед Людовиком появляется обеденный стол. На нем стоит один прибор. У камина возникает маркиз де Шаррон, архиепископ Парижа, он спрашивает позволения представить королю бродячего проповедника, которого зовут Варфоломей. Получив разрешение, входит отец Варфоломей, он поет и приплясывает, подпоясанный веревкой, босой и лохматый.

Все удивляются, а брат Верность (член Кабалы Священного Писания) прокрадывается к Шаррону. Тем временем, отец Варфоломей, обращаясь к королю, призывает Людовика сжечь Мольера вместе с богомерзким его творением “Тартюф”, как того требует “весь мир верных сынов церкви”.

Король разозлился из-за слова “требует” и отправил отца Варфоломея в тюрьму на три месяца.

Затем король беседует с архиепископом наедине. Он спрашивает мнение Шаррона о Мольере, и тот тоже просит Людовика наказать актера, посмевшего оскорбить религию. Людовик отвечает, что попробует исправить Мольера, ведь он по-настоящему талантлив, а это может послужить на пользу королю. Отца Варфоломея Людовик разрешает выпустить через три дня.

Мольер приглашен на ужин к королю, с большим волнением он принимает эту высокую честь. Король разъясняет Мольеру, что в дальнейшем его творчество должно идти по правильному пути, а с духовными лицами следует быть осторожнее. Мольер согласен со всем, и ему дарована еще одна честь – право стелить постель королю. Они оба удаляются.

На сцене остаются Шаррон и брат Верность. Они замышляют что-то против Мольера. В этой интриге им обязана помочь женщина, которая должна заманить к ним нужного человека. Оба исчезают. На сцене появляется Одноглазый, шут передает ему послание от женщины в маске. Одноглазый уходит, задумавшись. Шут укладывается спать на карточном столе, закутавшись в портьеру.

Дворец исчез, возникает квартира Мольера. На клавесине играет Муаррон, красивый и пышно одетый молодой человек двадцати двух лет. Арманда и Мольер усыновили его, после того как нашли в клавесине, и он называет их маменькой и отцом. Муаррон считает себя великим актером. Они с Армандой репетируют новую пьесу и он, соблазнив ее, уводит к себе в спальню, запирая дверь на ключ.

Возвращается Мольер, ищет Арманду. Устремляется к двери в комнату Муаррона. Арманда вскрикивает, Мольер в гневе выгоняет Муаррона из дома и из труппы.

Муаррон напоминает о Мадлене, находящейся при смерти, и говорит, что владеет тайной Мольера, а затем, схватив пистолет, исчезает. Мольер умоляет Арманду немного потерпеть и не оставлять его умирать в одиночестве, обещает скоро освободить ее навсегда.

Арманда клянется, что не оставит его. Мольер понимает, что погорячился и собирается вернуть Муаррона, чтобы избежать скандала.

Действие третье

В каменном подвале, освещенном трехсвечной люстрой, идет заседание членов Кабалы Священного Писания. Все члены сидят за столом в масках, только Шаррон расположился отдельно в кресле без маски.

Двое людей в черном приводят Муаррона с повязкой на глазах и связанными руками. Его развязывают и просят повторить при свидетелях свой донос на Мольера.

Муаррон рассказывает про тайну Мольера и Мадлены Бежар, о которой он узнал в ту ночь, когда сидел в клавесине и слышал слова Лагранжа.

Муаррона опять связывают и уводят. Незнакомка в маске приводит за руку Одноглазого, у которого тоже повязка на лице.

Сняв повязку, Одноглазый думает, что попал в ловушку, но его успокаивают и сообщают, что при дворе над ним все смеются. Ведь Мольер выставил его посмешищем, когда написал с маркиза образ Дон Жуана.

Одноглазый в ярости, Незнакомка его уводит, а заседание Кабалы объявляется закрытым.

Огромный собор. В исповедальню архиепископа Арманда и Лагранж приводят под руки Мадлену, которая очень слаба из-за болезни. Шаррон говорит Мадлене, что сам будет ее исповедовать. Под его давлением, Мадлена сознается, что жила во грехе сразу с двумя мужчинами, а когда родила Арманду, то сама не знала, кто отец дочери и жила в душевных терзаниях.

Когда Арманда выросла, Мадлена приехала с ней в Париж и выдала за свою сестру. Шаррон, отпустив грехи Мадлене, зовет Арманду. Он страшен и крестит ее обратным крестом (дьявольским), а затем говорит, что прощает ее, но Арманда должна уйти от Мольера в тот же день. Шаррон исчезает, а Арманда падает на пороге исповедальни и остается неподвижной.

Шаррон докладывает королю о преступлении Мольера. Людовик велит привести Муаррона и вызвать господина Мольера. Когда входит Муаррон, король спрашивает его, какое вознаграждение он хотел бы получить за свой донос. Муаррон просит себе место в славном Королевском театре, но Людовик ему отказывает, назвав слабым актером, а дает место в сыскной полиции на королевской службе.

Затем вводят Мольера. После ухода жены у него был сердечный приступ, здоровье сильно пошатнулось и выглядит он плохо. Людовик объявляет, что лишает его своего покровительства, запрещает появляться при дворе и запрещает играть “Тартюфа”. После этих слов король удаляется.

Входит Шаррон, он удовлетворен местью. Затем появляется Одноглазый и затевает ссору с Мольером. Мольер вызывает его на дуэль. Входит Лагранж. Они с архиепископом пытаются остановить дуэлянтов.

Одноглазый набрасывается на Мольера, тот бросает шпагу и говорит, что уже ничего не понимает из-за болезни. Но Одноглазый угрожает, что все равно убьет Мольера после первого же спектакля.

В это время, сорвавшись с места, убегает куда-то шут. Лагранж уводит Мольера.

Шаррон ругается с Одноглазым из-за того, что тот не убил Мольера, хотя имел такую возможность. Они плюют друг в друга. Входит шут, а за ним король, наблюдает за ссорой, а затем, извинившись, уходит.

Действие четвертое

Вечер. Квартира Мольера. Мольер и Бутон сидят в креслах. На столе лежат две шпаги и пистолет. Лагранж ходит по комнате и корит себя за то, что Муаррону стала известна тайна. Мольер не винит его, а наоборот успокаивает. В это время на пороге квартиры появляется полупьяный и потрепанный Муаррон.

Лагранж хочет его убить, но Мольер останавливает его руку. Муаррон на коленях просит прощения перед Мольером, а тот его прощает и впускает в свой дом. Лагранж считает этот поступок слишком мягким. Мольер рассказывает Муаррону, что его признали безбожником, и король лишил его своего покровительства. Муаррон готов защищать мэтра.

Они с Лагранжем уходят, взяв оружие.

Во время беседы сБутоном, Мольер громко называет Людовика тираном. Бутону страшно, что их услышат и повесят на площади за такие слова.

В это время в комнату заглядывает дряхлая нянька Мольера и говорит, что пришла монашка, которая хочет забрать театральные костюмы в стирку. Мольер просит ей передать, чтобы приходила завтра, после представления.

Бутон начинает громко прославлять короля Франции, его голос слышен даже на улице.

На следующий день во время спектакля Мольеру сообщают, что привратник убит, а зал заполнен мушкетерами. Бутон умоляет хозяина бежать, не доигрывая спектакль до конца. Но актриса Мариэтта Риваль говорит, что играть надо и обещает помочь Мольеру спрятаться после спектакля, а затем покинуть Париж. Он соглашается.

Занавес поднимается. Актеры играют пьесу “Мнимый больной”. Прямо во время спектакля внезапно из ложи появляется Одноглазый и чего-то ждет. Внезапно Мольер падает. Музыка замолкает. На сцене и в зале смятение.

Актеры бросаются к Мольеру, но уже поздно. Занавес опускается, тело Мольера уносят. Постепенно замолкает гул в зале. Свет гаснет.

Позже Лагранж делает запись в своей книге о том, что причиной смерти Мольера стала королевская немилость и черная Кабала.

Источник: https://ege-essay.ru/kratkoe-soderzhanie-kabala-svyatosh-v-sokrashhenii-bulgakov-mixajl/

Кабала святошТекст

  • Стук превращается в грохот.
  • Бутон (вопит за дверью). Мэтр… Мэтр…
  • Мольер открывает, и входят Бутон, Лагранж и Одноглазый, в костюме Компании Черных Мушкетеров и с косой чер-ной повязкой на лице.

Одноглазый. Господин де Мольер?

Мольер. Ваш покорнейший слуга.

Одноглазый. Король приказал мне вручить вам его плату за место в театре – тридцать су. (Подает монеты на подушке.)

Мольер целует монеты.

Но ввиду того, что вы трудились для короля сверх программы, он приказал мне передать вам и доплату к билету за то стихотворение, которое вы сочинили и прочитали королю, – здесь пять тысяч ливров. (Подает мешок.)

Читайте также:  Краткое содержание шолохов тихий дон за 2 минуты пересказ сюжета

Мольер. О король! (Лагранжу.) Мне пятьсот ливров, а остальное раздели поровну между актерами театра и раздай на руки.

Лагранж. Благодарю вас от имени актеров. (Берет мешок и уходит.)

Вдали полетел победоносный гвардейский марш.

Мольер. Простите, сударь, король уезжает. (Убегает.)

Одноглазый (Арманде). Сударыня, я очень счастлив, что случай… кх… кх… дал мне возможность… Капитан Компании Черных Мушкетеров, д’Орсиньи.

Арманда (приседая). Арманда Бежар. Вы – знаменитый фехтовальщик, который может каждого заколоть?

Одноглазый. Кх… кх… Вы, сударыня, без сомнения, играете в этой труппе?

Бутон. Началось. О мой легкомысленный мэтр.

Одноглазый (с удивлением глядя на кружева на штанах Бутона). Вы мне что-то сказали, почтеннейший?

Бутон. Нет, сударь.

Одноглазый. Стало быть, у вас привычка разговаривать с самим собой?

Бутон. Именно так, сударь. Вы знаете, одно время я разговаривал во сне.

Одноглазый. Что вы говорите?

Бутон. Ей-Богу. И – какой курьез, вообразите…

Одноглазый. Что за черт такой! Помолись… (Арманде.) Ваше лицо, сударыня…

Бутон (втираясь).…дико кричал во сне. Восемь лучших врачей в Лиможе лечили меня…

Одноглазый. И они помогли вам, надеюсь?

Бутон. Нет, сударь. В три дня они сделали мне восемь кровопусканий, после чего я лег и остался неподвижен, ежеминутно приобщаясь святых тайн.

Одноглазый (тоскливо). Вы оригинал, любезнейший. Помолись. (Арманде.) Я льщу себя, сударыня… Кто это такой?

Арманда. Ах, сударь, это тушильщик свечей – Жан-Жак Бутон.

Одноглазый (с укором). Милейший, в другой раз как-нибудь я с наслаждением послушаю о том, как вы орали во сне.

Мольер входит.

Честь имею кланяться. Бегу догонять короля.

Мольер. Всего лучшего.

Одноглазый уходит.

Арманда. До свидания, мэтр.

Мольер (провожая ее). Луны нет, я буду ждать. (Бутону.) Попроси ко мне госпожу Мадлену Бежар. Гаси огни. Ступай домой.

Бутон уходит. Мольер переодевается. Мадлена, разгримированная, входит.

  1. Мадлена, есть очень важное дело.
  2. Мадлена берется за сердце, садится.
  3. Я хочу жениться.

Мадлена (мертвым голосом). На ком?

Мольер. На твоей сестре.

Мадлена. Умоляю, скажи, что ты шутишь.

Мольер. Бог с тобой.

Огни в театре начинают гаснуть.

Мадлена. А я?

Мольер. Что же, Мадлена, мы связаны прочнейшей дружбой, ты верный товарищ, но ведь любви между нами давно нет.

Мадлена. Ты помнишь, как двадцать лет назад ты сидел в тюрьме. Кто приносил тебе пищу?

Мольер. Ты.

Мадлена. А кто ухаживал за тобой в течение двадцати лет?

Мольер. Ты, ты.

Мадлена. Собаку, которая всю жизнь стерегла дом, никто не выгонит. Ну, а ты, Мольер, можешь выгнать. Страшный ты человек, Мольер, я тебя боюсь.

Мольер. Не терзай меня. Страсть охватила меня.

Мадлена (вдруг становится на колени, подползает к Мольеру). А? А все же… измени свое решение, Мольер. Сделаем так, как будто этого разговора не было. А? Пойдем домой, ты зажжешь свечи, я приду к тебе… Ты почитаешь мне третий акт «Тартюфа». А? (Заискивающе.) По-моему, это вещь гениальная.

А если тебе понадобится посоветоваться, с кем посоветуешься, Мольер? Ведь она девчонка… Ты, знаешь ли, постарел, Жан-Батист, вон у тебя висок седой… Ты любишь грелку. Я тебе все устрою… Вообрази, свеча горит… Камин зажжем, и все будет славно. А если… если уж ты не можешь… о, я знаю тебя… Посмотри на Риваль… Разве она плоха? Какое тело!..

А? Я ни слова не скажу…

Мольер. Одумайся. Что ты говоришь? Какую роль на себя берешь? (Вытирает тоскливо пот.)

Мадлена (поднимаясь, в исступлении). На ком угодно, только не на Арманде! О проклятый день, когда я привезла ее в Париж!

Мольер. Тише, Мадлена, тише, прошу тебя. (Шепотом.) Я должен жениться на ней… Поздно. Обязан. Поняла?

Мадлена. Ах вот что. Мой Бог, Бог! (Пауза.) Больше не борюсь, сил нет. Я отпускаю тебя. (Пауза.) Мольер, мне тебя жаль.

Мольер. Ты не лишишь меня дружбы?

Мадлена. Не подходи ко мне, умоляю! (Пауза.) Ну, так – из труппы я ухожу.

Мольер. Ты мстишь?

Мадлена. Бог видит, нет. Сегодня был мой последний спектакль. Я устала… (Улыбается.) Я буду ходить в церковь.

Мольер. Ты непреклонна. Театр даст тебе пенсию. Ты заслужила.

Мадлена. Да…

Мольер. Когда твое горе уляжется, я верю, что ты вернешь мне расположение и будешь видеться со мной.

Мадлена. Нет.

Мольер. Ты и Арманду не хочешь видеть?

Мадлена. Арманду буду видеть. Арманда ничего не должна знать. Понял? Ничего.

Мольер. Да…

Огни всюду погасли.

(Зажигает фонарь.) Поздно, пойдем, я доведу тебя до твоего дома.

Мадлена. Нет, благодарю, не надо. Позволь мне несколько минут посидеть у тебя…

Мольер. Но ты…

Мадлена. Скоро уйду, не беспокойся. Уйди.

Мольер (закутывается в плащ). Прощай. (Уходит.)

Мадлена сидит у лампады, думает, бормочет. Сквозь занавес показывается свет фонаря, идет Лагранж.

Лагранж (важным голосом). Кто остался в театре после спектакля? Кто здесь? Это вы, госпожа Бежар? Случилось, да? Я знаю.

Мадлена. Я думаю, Регистр.

Пауза.

Лагранж. А у вас не хватило сил сознаться ему?

Мадлена. Поздно. Теперь уже нельзя сказать. Пусть буду несчастна одна я, а не трое. (Пауза.) Вы – рыцарь, Варле, и вам одному я сказала тайну.

Лагранж. Госпожа Бежар, я горжусь вашим доверием. Я пытался остановить ее, но мне это не удалось. Никто никогда не узнает. Пойдемте, я провожу вас.

Мадлена. Нет, благодарю, я хочу думать одна. (Поднимается.) Варле (улыбается), я покинула сегодня сцену. Прощайте. (Идет.)

Лагранж. А все же я провожу?

Мадлена. Нет. Продолжайте ваш обход. (Скрывается.)

Лагранж (приходит к тому месту, где сидел вначале, ставит на стол фонарь, освещается зеленым светом, раскрывает книгу, говорит и пишет). «Семнадцатое февраля. Был королевский спектакль. В знак чести рисую лилию. После спектакля во тьме я застал госпожу Мадлену Бежар в мучениях.

Она сцену покинула…» (Кладет перо.) Причина? В театре ужасное событие: Жан-Батист Поклен де Мольер, не зная, что Арманда не сестра, а дочь госпожи Мадлены Бежар, женился на ней… Этого писать нельзя, но в знак ужаса ставлю черный крест. И никто из потомков никогда не догадается. Семнадцатому – конец.

(Берет фонарь и уходит, как темный рыцарь.)

Некоторое время мрак и тишина, затем в щелях клавесина появляется свет, слышен музыкальный звон в замках. Крышка приподымается, и из клавесина выходит, воровски оглядываясь, Муаррон. Это мальчишка лет пятнадцати, с необыкновенно красивым, порочным и измученным лицом. Оборван, грязен.

Муаррон. Ушли. Ушли. Чтоб вас черти унесли, дьяволы, черти… (Хнычет.) Я несчастный мальчик, грязный… не спал два дня… Я никогда не сплю… (Всхлипывает, ставит фонарь, падает, засыпает.)

Пауза. Потом плывет свет фонарика, и, крадучись, Мольер ведет Арманду. Она в темном плаще. Арманда взвизгивает.

Муаррон мгновенно просыпается, на лице у него ужас, трясется.

Мольер (грозно). Сознавайся, кто ты такой?

Муаррон. Господин директор, не колите меня, я не вор, я Захария, несчастный Муаррон…

Мольер (расхохотавшись). Понял! Ах, шарлатан окаянный!..

Действие второе

Приемная короля. Множество огней повсюду. Белая лестница, уходящая неизвестно куда. За карточным столом маркиз де Лессак играет в карты с Людовиком. Толпа придворных, одетых с необыкновенной пышностью, следит за де Лессаком. Перед тем груда золота, золотые монеты валяются и на ковре.

Пот течет с лица у де Лессака. Сидит один Людовик, все остальные стоят. Все без шляп. На Людовике костюм белого мушкетера, лихо заломленная шляпа с пером, на груди орденский крест, золотые шпоры, меч. За креслом стоит Одноглазый, ведет игру короля.

Тут же неподвижно стоит Мушкетер с мушкетом, не спуская с Людовика глаз.

Де Лессак. Три валета, три короля.

Людовик. Скажите пожалуйста.

Одноглазый (внезапно). Виноват, сир. Крапленые карты, помолись!

Придворные оцепенели. Пауза.

Людовик. Вы пришли ко мне играть краплеными картами?

Де Лессак. Так точно, ваше величество. Обнищание моего имения…

Людовик (Одноглазому). Скажите, маркиз, как я должен поступить по карточным правилам в таком странном случае?

Одноглазый. Сир, вам надлежит ударить его по физиономии подсвечником. Это во-первых…

Людовик. Какое неприятное правило! (Берясь за канделябр.) В этом подсвечнике фунтов пятнадцать… Я полагаю, легкие бы надо ставить.

Одноглазый. Разрешите мне.

Людовик. Нет, не затрудняйтесь. А во-вторых, вы говорите…

Придворные (хором, их взорвало). Обругать его, как собаку.

Людовик. А, отлично. Будьте любезны, пошлите за ним, где он?

Придворные бросаются в разные стороны. Голоса: «Сапожника! Справедливого сапожника требует король!»

(Де Лессаку.) А скажите, как это делается?

Де Лессак. Ногтем, ваше величество. На дамах, например, я нулики поставил.

Людовик (с любопытством). А на валетах?

Де Лессак. Косые крестики, сир.

Людовик. Чрезвычайно любопытно. А как закон смотрит на эти действия?

Де Лессак (подумав). Отрицательно, ваше величество.

Людовик (участливо). И что же вам могут сделать за это?

Де Лессак (подумав). В тюрьму могут посадить.

Справедливый сапожник (входит с шумом). Иду, бегу, лечу, вошел. Вот я. Ваше величество, здравствуйте. Великий монарх, что произошло? Кого надо обругать?

Людовик. Справедливый сапожник, вот маркиз сел играть со мной краплеными картами.

Справедливый сапожник (подавлен, де Лессаку). Да ты… Да ты что?.. Да ты… спятил, что ли?.. Да за это, при игре в три листика, на рынке морду бьют. Хорошо я его отделал, государь?

Людовик. Спасибо.

Справедливый сапожник. Я яблочко возьму?

Людовик. Пожалуйста, возьми. Маркиз де Лессак, берите ваш выигрыш.

Де Лессак набивает золотом карманы.

Справедливый сапожник (расстроен). Ваше величество, да что же это… да вы смеетесь?!

Людовик (в пространство). Герцог, если вам не трудно, посадите маркиза де Лессака на один месяц в тюрьму. Дать ему туда свечку и колоду карт – пусть рисует на ней крестики и нулики. Затем отправить его в имение – вместе с деньгами. (Де Лессаку.) Приведите его в порядок. И еще: в карты больше не садитесь играть, у меня предчувствие, что вам не повезет в следующий раз.

Де Лессак. О сир…

Голос: «Стража!» Де Лессака уводят.

Справедливый сапожник. Вылетай из дворца.

Одноглазый. К-каналья!

Камердинеры засуетились, и перед Людовиком, словно из-под земли, появился стол с одним прибором.

Шаррон (возник у камина). Ваше величество, разрешите мне представить вам бродячего проповедника, отца Варфоломея.

Людовик (начиная есть). Люблю всех моих подданных, в том числе и бродячих. Представьте мне его, архиепископ.

Еще за дверью слышится странное пение. Дверь открывается, и появляется отец Варфоломей. Во-первых, он босой, во-вторых, лохмат, подпоясан веревкой, глаза безумные.

Варфоломей (приплясывая, поет). Мы полоумны во Христе.

Удивлены все, кроме Людовика.

Брат Верность – постная физиономия с длинным носом, в темном кафтане – выделяется из толпы придворных и прокрадывается к Шаррону.

Одноглазый (глядя на Варфоломея, тихо). Жуткий мальчик, помолись.

Варфоломей. Славнейший царь мира. Я пришел к тебе, чтобы сообщить, что у тебя в государстве появился антихрист.

У придворных на лицах отупение.

Безбожник, ядовитый червь, грызущий подножие твоего трона, носит имя Жан-Батист Мольер. Сожги его вместе с его богомерзким творением «Тартюф» на площади. Весь мир верных сынов церкви требует этого.

Брат Верность при слове «требует» схватился за голову. Шаррон изменился в лице.

Людовик. Требует? У кого же он требует?

Варфоломей. У тебя, государь.

Людовик. У меня? Архиепископ, у меня тут что-то требуют.

Шаррон. Простите, государь. Он, очевидно, помешался сегодня. А я не знал. Это моя вина.

Людовик (в пространство). Герцог, если не трудно, посадите отца Варфоломея на три месяца в тюрьму.

Варфоломей (кричит). Из-за антихриста страдаю!

Движение – и отец Варфоломей исчезает так, что его как будто и не было. Людовик ест.

Людовик. Архиепископ, подойдите ко мне. Я хочу с вами говорить интимно.

Придворные всей толпой отступают на лестницу. Отступает мушкетер, и Людовик – наедине с Шарроном.

Он – полоумный?

Шаррон (твердо). Да, государь, он – полоумный, но у него сердце истинного служителя Бога.

Людовик. Архиепископ, вы находите этого Мольера опасным?

Шаррон (твердо). Государь, это сатана.

Людовик. Гм. Вы, значит, разделяете мнение Варфоломея?

Шаррон. Да, государь, разделяю. Сир, выслушайте меня. Безоблачное и победоносное царствование ваше не омрачено ничем и ничем не будет омрачено, пока вы будете любить…

Людовик. Кого?

Шаррон. Бога.

Людовик (сняв шляпу). Я люблю его.

Шаррон (подняв руку). Он – там, вы – на земле, и больше нет никого.

Людовик. Да.

Шаррон. Государь, нет пределов твоей мощи и никогда не будет, пока свет религии почиет над твоим государством.

Людовик. Люблю религию.

Шаррон. Так, государь, я вместе с блаженным Варфоломеем прошу тебя – заступись за нее.

Людовик. Вы находите, что он оскорбил религию?

Шаррон. Так, государь.

Людовик. Дерзкий актер талантлив. Хорошо, архиепископ, я заступлюсь… Но (понизив голос)… я попробую исправить его, он может служить к славе царствования. Но если он совершит еще одну дерзость, я накажу. (Пауза.) Этот – блаженный ваш – он любит короля?

Шаррон. Да, государь.

Людовик. Архиепископ, выпустите монаха через три дня, но внушите ему, что, разговаривая с королем Франции, нельзя произносить слово «требует».

Источник: https://www.litres.ru/mihail-bulgakov/kabala-svyatosh/chitat-onlayn/page-2/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector