Литературный труд Гоголя «Тарас Бульба» из цикла «Миргород» переносит своего читателя в события 17-го века.
При этом автор часто упоминает 15-й век, относя дату рождения главного героя к этому времени и подчёркивая, этим моментом, фантастичность своей истории.
В произведении можно выделить две повествовательные линии: первая рассказывает о жизни запорожских казаков и польском походе, а вторая — историю казака Тараса Бульбы и его сыновей.
Очень краткий пересказ сюжета повести Гоголя «Тарас Бульба»
Сыновья Тараса Бульбы, Остап и Андрий, оканчивают обучение и возвращаются в отчий дом. Отец жаждет показать им казачью жизнь и для этого берёт из с собой на Запорожскую сечь.
Парни быстро вливаются в весёлый коллектив, в котором казаки от безделья пьют да гуляют. Бульба требует смены кошевого. Новое руководство принимает решение идти на Польшу. Первым под удар попадает Дубно. Город осаждают, а близлежащие села грабят и жгут.
Казакам не по душе такие бесчинства, им хочется сражаться с равным противником.
Андрий, полюбив полячку, предаёт свою Родину и отца. Он пробирается в осаждённый город к любимой и остаётся на стороне врага.
В одной из схваток с поляками Тарас собственноручно убивает сына-перебежчика. Остап хороший воин, но проигрывает одну из схваток и попадает в плен, где его казнят на глазах отца.
Тарас Бульба остаток дней своих посвящает мести за убийство сына. Сам он погибает от рук гайдуков.
Список действующих лиц повести «Тарас Бульба» и их краткая характеристика
Главные герои повести «Тарас Бульба»
Основные персонажи в повести — это казаки Тарас Бульба и его сыновья Остап и Андрий:
- Тарас Бульба — основной персонаж в повести. Уважаемый казак, первоклассный воин. Основные жизненные ценности: вера, долг, Родина.
- Остап — старший и достойный Тараса сын. Окончил семинарию. В бою показал себя храбрым и мудрым. Был назначен атаманом.
- Андрий — младший сын Тараса и брат Остапа. Чувствительный к окружающему миру и природе молодой человек. Разочаровал отца, когда перешёл на сторону врага.
Другие герои повести «Тарас бульба»
- Янкель — жид, который пытается во всём найти выгоду.
- Панночка — дочь пана из Польши, которую полюбил Андрий.
- Татарка — служанка возлюбленной Андрия, рассказавшая ему о голоде в Дубно и о подземном переходе.
Краткое содержание повести Гоголя «Тарас Бульба» подробно по главам
Если литературное произведение разделено автором на главы, то его восприятие читателем в кратком изложении эффективнее воспринимать так же по главам.
Глава 1. Возвращение Андрия и Остапа домой из Киева
Старый Тарас Бульба и добрая матушка приветствуют своих сыновей Остапа и Андрия. Молодые казаки возвращаются из киевской Академии. Матушка очень соскучилась по детям, но их отец Тарас сразу собирает и везёт возмужавших сыновей на Запорожскую сечь, чтобы поскорее ввести их в курс казачьей жизни.
Глава 2. Дорога на Хортицу
По дороге в Запорожскую сечь всадники бесед не вели — каждый думал о своём. Отец вспоминал молодые годы и воинские победы. Остап вспоминал, как непросто дались ему годы обучения в Академии.
Андрий думал о своих авантюрных похождениях во время обучения — как ему понравилась красивая полячка, и он влез в её спальню ночью. Молодая панночка недолго боялась нежданного гостя, и подружилась с Андрием.
А он после авантюрного свидания благополучно выбрался из дома полячки с помощью служанки панночки.
Путники долго гнали своих скакунов по бескрайним степям и прибыли в сечь, где всё было наполнено свободой, а жизнь текла размерено.
Глава 3. Смена кошевого
Целую неделю гудели вместе с товарищами казаками Остап и Андрий в Запорожской сечи. Не нравилось это Тарасу, он хотел научить сыновей искусству воевать, а не выпивать. Но кошевой не видел смысла снаряжать запорожцев в поход. Тарас Бульба придумывает, как сменить несговорчивого кошевого. Он устраивает большую пьянку, после которой казаки избирают новым предводителем Кирдягу.
Глава 4. Казаки идут войной на польские земли
Тарас Бульба и новый кошевой решают послать казаков воевать. Кирдяга думает направить запорожцев на турок, но приходит тревожная весть — поляки казнили гетмана и полковник в украинцев. Тогда казаки спешно стали собираться в поход на поляков. С войском едет Янкель, жид и торговец.
Глава 5. Казаки на польских землях. Осада Дубно
Лето. Казачье войско прошло по польским городам. Осаждён зажиточный город Дубно. После наступления темноты к Андрию приходит служанка панночки, в которую сын Бульбы влюблён, и рассказывает ему, о чудовищном голоде в городе. Возлюбленная казака оказалась дочерью воеводы Дубно. Он решается идти по тайному ходу в осаждённый Дубно, чтобы принести панночке хлеб.
Глава 6. Предательство Андрия
Младший сын Тараса пробирается в Дубно, встречает свою панночку и теряет от любви к ней голову. Он решает остаться на стороне поляков, отрекшись от отца и брата. В Дубно в это же время подходят свежие силы. Поляки осмелели и совершили ночное нападение на казаков.
Глава 7. Остап назначен атаманом
Утром Янкель сообщает неприятную весть — младший сын Тараса перешёл на сторону врага. Начинается тяжёлый бой, в котором многих перебили — как поляк, так и казаков. Бой закончился ничем, но в его процессе Остап был назначен атаманом. Старший сын Тараса проявил себя, как мужественный воин и хороший атаман своим казакам.
Глава 8. Нападение татар
Казаки узнают, что татары совершили нападение на Запорожскую сечь. Часть войска возвращается домой, чтобы дать атакующим отпор, а часть остаётся под Дубно, где кошевым становится Тарас Бульба.
Глава 9. Тарас Бульба не простил предательства родному сыну
Стоило части казаков покинуть осаду, поляки решаются дать бой поредевшему войску завоевателей. В бою убито много людей с обеих сторон. Тарас Бульба встречает Андрия, сражающегося на вражеской стороне. Он не может простить измены и стреляет в своего сына на глазах у Остапа. Андрий падает замертво. Поляки побеждают в бою, берут в плен Остапа и ранят Тараса Бульбу.
Глава 10. Тарас Бульба отправляется на поиски Остапа
Лечить ранение Тарас Бульба отправляется в Запорожскую сечь. Выздоровев, он заключает договор с Янкелем, и тот тайно везёт его в Варшаву на поиски старшего сына.
Глава 11. Смерть Остапа
По приезду в Варшаву, Тарас узнаёт, что на следующий день состоится казнь казаков и его сын в печальном списке. Отец хочет спасти от казни сына, но его план проваливается. Вместе с толпой он вынужден следить за подготовкой к казни. Остап ищет отца и тот даёт ему понять, что он рядом.
Глава 12. Месть за сына
Молодой гетман Украины вскоре заключил мир с поляками. Тарас Бульба не согласен с перемирием. Он с верными казаками продолжает совершать набеги на поселения поляк. Так он мстит за казнь сына.
Поляки собираю войско, чтобы усмирить Бульбу. Сражение растягивается на четыре дня. Бульбу пленяют и приговаривают к смерти через сожжение на костре.
Умирая, старый казак прославляет православие и мощь русского народа.
Кратко об истории создания повести Гоголя «Тарас Бульба»
Идея создания «Тараса Бульбы» зародилась у Николая Васильевича в 30-х годах 19 века, а история труда над этим литературным произведением по-настоящему интересна. В работе кропотливый по своей натуре писатель обращался к двум типам источников вдохновения и информации:
- К историческим источникам, в том числе, нигде не опубликованным сведениям, таким, как воспоминания, письма, личные архивы простых людей;
- К художественным источникам, имеется в виду, украинский фольклор: песни, думы и т.д.
Почерпнутые из исторических фактов события выглядели бы не поэтично и сухо без влияния народного творчества на бытовые детали, сюжет и структуру в гоголевском тексте. Благодаря обращению Гоголя к песням, художественный язык произведения необыкновенно певуч и лиричен, блещет яркими эпитетами и сравнениями.
Над повестью Гоголь работал около 10 лет. Автор переписал свой труд примерно восемь раз, увеличил объём с девяти до двенадцати глав, добавив при этом героям фактуры, их историям подробностей, усилив батальные сцены. Николай Васильевич так и не остался доволен конечным результатом.
Как человек образованный, болеющий душой за историю народа, Гоголь понимал важность прошлого, но относить повесть «Тарас Бульба» к исторически достоверной всё же не стоит. Текст произведения кроме фактов содержит много фантастики, гиперболы и противоречий, что не умаляет художественной ценности литературного труда.
Источник: https://book-briefly.ru/vse-proizvedeniya/gogol/taras-bulba
Анализ рассказа Двое в декабре Казакова
Данный рассказ повествует об очень своеобразных отношениях. Мужчина и женщина находятся вместе, но оба понимают, что всё идет как-то не так. Женщина давно мечтает о полноценной семье с детьми, а мужчина понимает, что прежняя жизнь закончилась, надо переходить на другой уровень. Однако, мужчина этого абсолютно не желает.
Пара относится к интеллигентным кругам, они оба имеют образование и нужные манеры. Между парой давно есть общение. И суть в том, что их связь ни к чему не обязывает. Дело в том, что очень часто такое положение более чем устраивает мужчину. Чего не скажешь о женщине.
В таких отношениях она очень страдает. Он совершенно не понимает и не уважает ее потребности. Женщина не знает, как в конечном итоге поступит мужчина, она как бы находится в подвешенном состоянии. Потому как ее мучает неизвестность, ей необходима семья, а ему – свобода.
После встречи на вокзале пара отправляется на прогулку в лес. Они шли на лыжах. В произведении описано такое время года, как зима. Вокруг все белым-белым. Невероятная красота предстает перед главными героями. Даже здесь идет описание разного мировосприятия двух полов.
Автор знакомит читателя с детальным описанием завораживающей красоты зимнего леса. Здесь царила идиллия. Первое, что привлекает внимание – это осины, их цвет, отличие от постоянного состояния.
Второе, дымки, которые ассоциируются с уютом и теплом. О котором так мечтает женщина. Потом во всю эту красоту врывается конь, который очень быстро двигается к деревне.
Он как-то будоражит героев своим неожиданным появлением.
Дальше автор активно описывает жизнь обитателей леса. Он показывает их, как очень занятых и озабоченных делами жителей. То озабоченная галка, то сорока с интересом, то деловитые снегири. Даже ночная жизнь зверей не была спокойной и размеренной.
На первый взгляд кажется, что состояние героев позитивное. Можно подумать, что у них хорошее настроение. На самом деле героев очень восхищает природа и ее завораживающая красота. Однако, в этот холод очень хочется тепла. И дальше начинается ассоциация с семейным очагом и уютом, что в первую очередь касается женщины.
Женщина чувствовала себя несчастной. Она постоянно отставала, однако, мужчина списывал этот факт на ее усталость. Далее, по их приходу домой, видно, что понятие счастье было для них чуждо. Ничего у этой пары не получалось. Была какая-то пустота, одиночество и непонимание.
← Мое любимое стихотворение Серебряного века
← Анализ произведения Арктур — гончий пес Казакова↑ ДругиеПрирода в повести Прощание с Матерой Распутина →
Отзыв на произведение Декамерон Боккаччо →
Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/drugie/analiz-rasskaza-dvoe-v-dekabre-kazakova
Юрий Казаков — Двое в декабре
- Юрий Павлович Казаков
- Двое в декабре
- Рассказы
1927–1982
Один из лучших рассказов Юрия Казакова «Свечечка» начинается с того, что герой испытывает острую тоску. Они с маленьким сынишкой одни в теплом освещенном доме, a снаружи ноябрьская тьма, ветер, печальный шум обступившего дом леса. И вдруг эта мучительная тоска – «хоть вешайся!».
Можно скользнуть по первым строчкам рассказа и, заразившись настроением автора, которое так сильно умел передавать Юрий Казаков, двинуться дальше, но давайте вдумаемся: взрослый человек, сильный и опытный, под властью тяжелого настроения почти готов свести счеты с жизнью, а рядом – ничего не подозревающий, живущий в своем радостном и светлом мире ребенок. Малыш и не чувствует нисколько своей беззащитности и малости: ведь рядом с ним отец, с которым ничего не страшно, самый сильный и самый добрый. Откуда ему знать, что отец, пока сынишка занят своими игрушками, мучается, страдает от неведомой ему самому темной силы? Что даже теплый дом и счастье отцовства ему не опора?…
Подумайте только, какая пропасть здесь открывается! Отец и дитя, в сущности, беззащитны перед жизнью. И прочность дома, и уют, и все остальное создают лишь иллюзию надежности, потому что сам человек, его душа подвластны ненастью.
- Так, фактически первой же фразой рассказа Юрий Казаков вводит глубоко драматическую тему, которую условно можно обозначить как «человек и жизнь» и к которой всегда обращено подлинное искусство.
- Однако вчитаемся еще раз в первые строки «Свечечки», вслушаемся в них:
- «Такая тоска забрала меня вдруг в тот вечер, что не знал я, куда и деваться – хоть вешайся!
Мы были с тобой одни в нашем большом, светлом и теплом доме. А за окнами уже стояла ноябрьская тьма, часто порывами налетал ветер, и тогда лес вокруг дома начинал шуметь печальным голым шумом.
- Я вышел на крыльцо поглядеть, нет ли дождя…
- Дождя не было.
- Тогда мы с тобой оделись потеплее и пошли гулять».
Все слова здесь просты и знакомы, да и изображаемое рассказчиком обыкновенно и буднично. Но попробуйте поменять их местами – очарование исчезнет, текст перестанет излучать ту загадочную энергию, которая и является глубинной сутью художественности. А как много общего здесь у прозы с поэзией.
Да, мы знаем: ритм, интонация… Все так, и тем не менее непостижимо. Мы словно заново открываем осень, печаль предночного часа, шум облетевших деревьев, манящий свет в окнах тепло натопленного дома… И самое главное – мы вдруг начинаем ощущать радость, счастье и чудо жизни.
Думаю, именно здесь разгадка притягательности казаковской прозы. О чем бы он ни рассказывал – о детстве ли, о полюбившемся ему навсегда Русском Севере, о привороживших белых ночах, о животных, любви или охоте – «надо всем, во всем – великое очарование живой жизни», как точно заметил о его прозе другой замечательный писатель – Ю. Трифонов.
- Казалось бы, парадокс…
- Рассказчик говорит в «Свечечке» о тоске, о чернеющей земле и своей нелюбви к темноте, к ранним осенним сумеркам, к серым дням, к поздним рассветам. И это не фраза – мы ведь тоже чувствуем вместе с автором эту сосущую смертную тоску последнего увядания, и темь, и печаль…
- Но сквозь тоску пробивается что-то иное, звучит все громче, набирая силу к финалу рассказа, – и вот уже только счастье и радость жизни слышны нам, и тем пронзительней эти аккорды, что в них вплетены звуки горечи и страдания.
«Впрочем, – продолжал я, – не обращай внимания, это мне просто тоскливо бывает такими ночами. А на самом деле, малыш, все на земле прекрасно, и ноябрь тоже! Ноябрь – как человек, который спит. Что ж, что темно, холодно и мертво – это просто кажется, а на самом деле все живет».
Это рассказчик успокаивает даже не столько сынишку, сколько себя самого.
Так чего же все-таки больше в этом мире? Этой самой ужасной тоски, способной затмить разум человека, перекрыть кислород его легким, или же радости от ощущения полноты и насыщенности бытия?
Ни того и ни другого. Или, вернее, и того и другого – как неотъемлемой способности человеческого сердца печалиться и радоваться, восхищаться и негодовать… Одним словом, самой жизни в ее полноте и многообразии, в ее непредсказуемости и свободе.
Именно в этой безусловной самоценности жизни убеждают нас лучшие произведения Юрия Казакова, и прежде всего те, где появляются у него образы детства: ранние – «Ночь», «Никишкины тайны» и поздние – «Свечечка», «Во сне ты горько плакал».
Через эти рассказы, через их особенный, неповторимо нежный лирический настрой, как по тонким дощечкам, проложенным через болотную топь к заветным охотничьим местам (этот образ навеян казаковским же рассказом «Долгие Крики»), мне кажется, можно выйти к главным источникам, питавшим творчество писателя.
Вот ранний рассказ «Ночь», невольно заставляющий вспомнить тургеневский «Бежин луг». Ночь, двое подростков у костра, где-то за деревьями плеск реки, непритязательный разговор ребят со случайно набредшим на огонь рассказчиком.
Из этого разговора мы узнаем, что старший из ребят, Семен, работающий лебедчиком на лесосплаве, не только остро и глубоко чувствует природу, но еще и наделен талантом музыканта. Его заветная мечта, которой он доверчиво делится с едва знакомым человеком, – сочинить «одну вещь» про ночь, про ее таинственность и прелесть, тишину, гуд сосен.
«Я вот рассказать вам не могу про ночь и все такое, ну звезды там или туман над рекой. А в музыке я все могу, на сердце щемит у меня, лягу спать – не сплю, а засну – часто такая музыка играет!»
Эта музыка хорошо понятна самому рассказчику, как близки ему отзывчивость, чуткость и щедрость простосердечно открывшейся детской души.
Рассказ – о встрече двух духовно близких людей, подростка и взрослого, о чьем трепетном восприятии окружающего мира мы узнаем из лирического зачина повествования. Перед нами – две очарованные души. Очарованные жизнью, ее волшебством и таинством.
И вот что важно – у всего, что окружает рассказчика, что встречает он на своем пути, есть привкус счастья. Ночь, костер, стук сталкивающихся на воде бревен, далекий крик сплавщиков, песня, в которой не разобрать слов, приветливый голос мальчугана – все это неповторимые, наполненные поэзией и красотой моменты жизни, на которые откликается чуткая душа.
«Счастье» – ключевое слово в прозе Юрия Казакова, и многим его героям даровано испытать это состояние или хотя бы нечто похожее.
Но что такое это счастье?
Конец ознакомительного отрывка Вы можете купить книгу и
Прочитать полностью
Хотите узнать цену? ДА, ХОЧУ
Источник: https://libking.ru/books/short-story/510439-yuriy-kazakov-dvoe-v-dekabre.html
Краткое содержание рассказа "В дурном обществе" Короленко по главам: пересказ сюжета, рассказ в сокращении
Главная страницаКороленко
Вася, Валек и Маруся. Иллюстрация Н. Кустова |
Рассказ «В дурном обществе» является одним из самых известных произведение знаменитого русского писателя В. Г. Короленко.
В этой статье представлено краткое содержание рассказа «В дурном обществе» Короленко по главам: пересказ сюжета, произведение в сокращении для читательского дневника. Рассказ состоит из 9 глав и заключения.
Важное замечание: у рассказа «В дурном обществе» есть сокращенная версия, которая называется «Дети подземелья». В «Детях подземелья» удалена глава «Проблематические натуры» и убраны несколько второстепенных персонажей, а также местами изменен текст. В целом сюжет обеих версий не отличается.
- Смотрите:
Все материалы по рассказу «В дурном обществе»
Все материалы по рассказу «Дети подземелья» - I. Развалины
- II. Проблематические натуры
Действие рассказа происходит во второй половине XIX века в Российской Империи.
В городе Княжье-Вено* есть старый заброшенный замок, где живут нищие. Однажды в замке происходит столкновение между бедняками, часть из которых в итоге оказывается на улице.
(*прототипом является город Ровно, Украина)
Выгнанные из замка нищие поселяются в старой часовне. Главным среди этих бедняков становится пан Тыбурций, яркий и загадочный мужчина. У него есть двое приемных детей – Валек и Маруся.
III. Я и мой отец
В этом же городе живет мальчик Вася. Он вырос в благополучной и небедной семье. Мальчик живет с отцом и маленькой сестрой Соней. Отец Васи работает судьей и пользуется почетом.
Мать Васи умерла, и с тех пор отец мало занимается сыном. Из-за этого мальчик проводит много времени на улице в компании ребят-сорванцов.
IV. Я приобретаю новое знакомство
Однажды Вася и его приятели идут в старую часовню, где живут нищие. Приятели Васи от страха убегают, а сам он остается. Внутри часовни Вася встречает мальчика Валека и его сестру Марусю, которые живут в этой заброшенной часовне. Дети приглашают Васю бывать у них в гостях. Ребята решают видеться тайно, чтобы Тыбурций не узнал об этом. Вася уходит и никому не говорит о своих новых приятелях.
V. Знакомство продолжается
С этих пор Вася постоянно тайно навещает Валека и Марусю. Ребята становятся друзьями. Вася замечает, что Маруся все время грустна: жизнь в «подземелье» портит здоровье бедной девочки. VI. Среди «серых камней»
Однажды Вася и Валек встречаются на улице в городе. Вася видит, что его друг что-то затевает. Позже он узнает, что Валек украл на рынке булку для сестры Маруси. Сам Вася понимает, что воровать нехорошо, но в то же время ему жалко своих нищих друзей. Вася приходит домой и горько плачет.
VII. На сцену является пан Тыбурций
Однажды пан Тыбурций застает Васю в «подземелье» в гостях у Валека и Маруси. Сначала Вася боится Тыбурция, но вскоре мужчина тоже становится его приятелем.
VIII. Осенью
Вася по-прежнему в тайне от своего отца ходит в гости в «подземелье» к Валеку, Марусе и Тыбурцию. Маленькая Маруся начинает сильно болеть: она слабеет на глазах и все больше лежит в постели.
IX. Кукла
Васе жаль больную Марусю, он надеется как-то подбодрить ее. Мальчик просит у своей сестры Сони куклу и относит ее больной Марусе. Та очень радуется подарку и ненадолго чувствует себя лучше.
Тем временем отец Васи узнает о том, что сын дружит с нищими. Отец решает изолировать сына от «дурного общества» и не выпускает его из дома.
Спустя несколько дней пан Тыбурций приходит домой к Васе с той самой куклой. Мужчина сообщает мальчику, что Маруся умерла. Тыбурций заступается за Васю перед его отцом и объясняет, что мальчик не сделал ничего плохого. Тогда отец отпускает Васю попрощаться с умершей Марусей.
Заключение
После смерти Маруси пан Тыбурций и Валек бесследно исчезают из города. Вася и Соня вместе с отцом навещают могилку Маруси. Став взрослыми, Вася с Соней уезжают из города. На прощание они также приходят на могилку Маруси.
Конец.
Таково краткое содержание рассказа «В дурном обществе» В. Г. Короленко по главам: пересказ сюжета, произведение в сокращении для читательского дневника.
Смотрите: Все материалы по рассказу «В дурном обществе»
Источник: https://www.literaturus.ru/2015/11/kratkoe-soderzhanie-V-durnom-obshhestve-pereskaz.html
Двое в декабре
Он долго ждал её на вокзале.
Был морозный солнечный день, и ему нравилось обилие лыжников, скрип свежего снега и предстоящие им два дня: сначала — электричка, а потом — двадцать километров по лесам и полям на лыжах к посёлку, в котором у него маленькая дачка, а после ночёвки они ещё покатаются и домой возвращаться будут уже вечером.
Она немного опаздывала, но это была чуть ли не единственная её слабость. Когда он наконец увидел её, запыхавшуюся, в красной шапочке, с выбившимися прядками волос, то подумал, как она красива, и как хорошо одета, и что опаздывает она, наверное, потому, что хочет быть всегда красивой.
В вагоне электрички было шумно, тесно от рюкзаков и лыж. Он вышел покурить в тамбур. Думал о том, как странно устроен человек. Вот он — юрист, и ему уже тридцать лет, а ничего особенного он не совершил, как мечтал в юности, и у него много причин грустить, а он не грустит — ему хорошо.
Продолжение после рекламы:
Они сошли чуть не последними на далёкой станции. Снег звонко скрипел под их шагами. «Какая зима! — сказала она, щурясь. — Давно такой не было». Лес был пронизан дымными косыми лучами. Снег пеленой то и дело повисал между стволами, и ели, освобождённые от груза, раскачивали лапами. Они шли с увала на увал и видели иногда сверху деревни с крышами.
Они шли, взбираясь на заснеженные холмы и скатываясь, отдыхая на поваленных деревьях, улыбаясь друг другу. Иногда он брал её сзади за шею, притягивал и целовал холодные обветренные губы. Говорить почти не хотелось, только — «Посмотри!» или «Послушай!». Но временами он замечал, что она грустна и рассеянна.
И когда, наконец, пришли они в его дощатый домик, и начал он таскать дрова и затапливать чугунную немецкую печку, она, не раздеваясь, легла на кровать и закрыла глаза. «Устала?» — спросил он. «Страшно устала. Давай спать. — Она встала, потянулась, не глядя на него. — Я сегодня одна лягу.
Можно вот здесь, у печки? Ты не сердись», — торопливо сказала она и опустила глаза. «Что это ты?» — удивился он и сразу вспомнил весь её сегодняшний грустно-отчуждённый вид. Сердце у него больно застучало. Он вдруг понял, что совсем её не знает — как она там учится в своём университете, с кем знакома, о чем говорит.
Он перешёл на другую кровать, сел, закурил, потом потушил лампу и лёг. Ему стало горько, потому что он понял: она от него уходит. Через минуту он услышал, что она плачет.
Брифли существует благодаря рекламе:
Отчего вдруг ей стало сегодня так тяжело и несчастливо? Она не знала. Она чувствовала только, что пора первой любви прошла, а теперь наступает что-то новое и прежняя жизнь ей не интересна.
Ей недоело быть никем перед его родителями, его друзьями и своими подругами, она хотела стать женой и матерью, а он не видит этого и вполне счастлив так. Но и смертельно жалко было первого, тревожного и горячего, полного новизны, времени их любви.
Потом она стала засыпать, а когда ночью проснулась, то увидела его, сидевшего на корточках возле печки. Лицо у него было грустное, и ей стало жалко его.
Утром они молча завтракали, пили чай. Но потом повеселели, взяли лыжи и пошли кататься. А когда стало темнеть, собрались, заперли дачу и пошли на станцию на лыжах. К Москве они подъезжали вечером. В темноте показались горящие ряды окон, и он подумал, что им пора расставаться, и вдруг вообразил её своей женой.
Что ж, первая молодость прошла, уже тридцать, и когда знаешь, что вот она рядом с тобой, и она хороша, и все такое, а ты можешь её всегда оставить, чтобы быть с другой, потому что ты свободен, — в этом чувстве, собственно, нет никакой отрады.
Когда они вышли на вокзальную площадь, им стало как-то буднично, покойно, легко, и простились они, как всегда прощались, с торопливой улыбкой. Он не провожал её.
Пересказал С. П. Костырко. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 896 с.
Источник: https://briefly.ru/kazakov/dvoe_v_dekabre/
Читать Двое в декабре
Юрий Казаков
Двое в декабре
Он долго ждал ее на вокзале. Был морозный солнечный день, и ему все нравилось: обилие лыжников и скрип свежего снега, который еще не успели убрать в Москве. Нравился и он сам себе: крепкие лыжные ботинки, шерстяные носки почти до колен, толстый мохнатый свитер и австрийская шапочка с козырьком, но больше всего лыжи, прекрасные клееные лыжи, стянутые ремешками.
Она опаздывала, как всегда, и он когда-то сердился, но теперь привык, потому что, если припомнить это, пожалуй, была единственная ее слабость.
Теперь он, прислонив лыжи к стене, слегка потопывал, чтобы не замерзли ноги, смотрел в ту сторону, откуда она должна была появиться, и был покоен.
Не радостен он был, нет, а просто покоен, и ему было приятно и покойно думать, что на работе все хорошо и его любят, что дома тоже хорошо, и что зима хороша: декабрь, а по виду настоящий март с солнцем и блеском снега, – и, что главное, с ней у него хорошо.
Кончилась тяжелая пора ссор, ревности, подозрений, недоверия, внезапных телефонных звонков и молчания по телефону, когда слышишь только дыхание, и от этого больно делается сердцу. Слава богу, это все прошло, и теперь другое – покойное, доверчивое и нежное чувство, вот что теперь!
Когда она наконец пришла и он увидал близко ее лицо и фигуру, он просто сказал:
– Ну-ну! Вот и ты…
Он взял свои лыжи, и они медленно пошли, потому что ей надо было отдышаться: так она спешила и запыхалась. Она была в красной шапочке, волосы прядками выбивались ей на лоб, темные глаза все время косили и дрожали, когда она взглядывала на него, а на носу уж были первые крохотные веснушки.
Он отстал немного, доставая мелочь на поезд, глянул на нее сзади, на ее ноги и вдруг подумал, как она красива и как хорошо одета и что опаздывает она потому, наверное, что хочет всегда быть красивой, и эти ее прядки, будто случайные, может быть, вовсе не случайны, и какая она трогательная, озабоченная!
– Солнце! Какая зима, а? – сказала она, пока он брал билеты. – Ты ничего не забыл?
Он только качнул головой. Он даже слишком набрал всего, как ему теперь казалось, потому что рюкзак был тяжеловат.
В вагоне электрички было тесно от рюкзаков и лыж и было шумно: все кричали, звали друг друга, с шумом занимали места, стучали лыжами. Окна были холодны и прозрачны, но лавки с печками источали сухое тепло, и хорошо было смотреть на солнечные снега за окнами, когда поезд тронулся, и слушать быстрое мягкое постукивание колес внизу.
Минут через двадцать он вышел покурить на площадку. Стекла в одной половине наружных дверей не было, на площадке разгуливал холодный ветер, стены и потолок закуржавели, резко пахло морозом, железом, а колеса здесь уже не постукивали, а грохотали, и рельсы гудели.
Он курил, смотрел сквозь стеклянную дверь внутрь вагона, переводя взгляд с одной скамейки на другую, испытывая ко всем едущим чувство некоторого сожаления, потому что, как он думал, никому из них не будет так хорошо в эти два дня, как ему.
Он рассматривал также и девушек, их оживленные лица, думал о них и волновался слабо и горько, как всегда, когда видел юную прелесть, проходящую мимо с кем-то, а не с ним. Потом он посмотрел на нее и обрадовался. Он увидел, что и здесь – среди молодых и красивых – она была все-таки лучше всех.
Она смотрела в окно, лицо ее было матово, а глаза темны и ресницы длинны.
Он тоже стал смотреть через дверь без стекла на мороз, на воздух, щурился от яркого света и от ветра. Мимо проносились скрипучие деревянные, засыпанные снегом платформы. На платформах иногда попадались фанерные буфеты, все выкрашенные в голубое, с железной трубой над крышей, с голубым же дымком из трубы.
И он думал, как хорошо сидеть в таком буфете, слушать тонкие посвисты проносящихся мимо электричек, греть возле печки и пить пиво из кружки.
И как вообще все прекрасно: какая зима, какая радость, что у него есть теперь кого любить, что та которую он любит, сидит в вагоне и на нее можно посмотреть и встретить ответный взгляд! О, как это здорово, уж он-то знает: сколько вечеров он провел дома один, когда у него не было ее, или бесцельно слонялся по улицам с приятелем, философствовал, рассуждал о теории относительности и о других приятно-умных вещах, а когда возвращался домой, было грустно. Он даже стихи сочинял, и они тогда нравились приятелю, потому что у него тоже никого не было. А теперь приятель женился…
Он думал, как странно устроен человек. Что вот он юрист и ему уже тридцать лет, а ничего особенного он не совершил, ничего не изобрел, не стал ни поэтом, ни чемпионом, как мечтал в юности.
И как много причин у него теперь, чтобы грустить, потому что жизнь не получалась, а он не грустит, его обыкновенная работа и то, что у него нет такой славы, вовсе не печалит, не ужасает его.
Наоборот, он теперь доволен и покоен и живет нормально, как если бы добился всего, о чем ему мечталось.
У него было только всегдашнее беспокойство – мысли о лете. Еще с ноября начинал он думать и загадывать, как и куда поедет на время своего будущего летнего отпуска.
Этот отпуск всегда ему казался таким нескончаемым, таким в то же время кратким, что нужно было заранее все обдумать и выбрать место самое интересное, чтобы не ошибиться, не прогадать.
Всю зиму и весну он волновался, узнавал, где хорошо, какая там природа, и какой народ, и как туда добраться, и эти расспросы и планы были, может быть, приятнее даже самой поездки и отпуска.
Он и сейчас думал о лете, о том, как поедет на какую-нибудь речушку. Они возьмут с собой палатку, приедут на эту речушку, накачают байдарку, и она станет как индейская пирога… Прощай тогда Москва и асфальт, и всякие процедуры, и юридическая консультация!
И он тут же вспомнил, как они первый раз уехали из Москвы вместе. Они тогда поехали в Эстонию, в крохотный городок, где он как-то был по делам.
Как они ехали на автобусе, как ночью приехали в Валдай, там все было черно и один только ресторан еще жил, светился; как он выпил стакан старки и опьянел, и ему весело было в автобусе, потому что рядом ехала она и глухой ночной порой дремала, прислоняясь к нему.
И как они приехали на рассвете, и хоть была середина августа и в Москве зарядили дожди, здесь было чисто и светло, восходило солнце, беленькие домики, острые красные черепичные крыши, обилие садов, глушь и тишина и заросшие курчавой травкой между камнями улицы.
Они поселились в чистой, светлой комнате, везде там, по подоконникам, под кроватью и в шкафу лежали, зрели антоновские яблоки и крепко пахли.
Был еще богатый рынок, они ходили вместе и выбирали себе копченое сало, мед кусками, масло, помидоры и огурцы (дешевизна была баснословная). И этот запах из пекарни, беспрерывное воркование и плеск крыльев голубей.
А главное – она, такая неожиданная, будто бы совсем незнакомая и в то же время любимая, близкая. Какое было счастье, и еще, наверное, не такое будет, только бы не было войны!
Последнее время он часто думал о войне и ненавидел ее. Но теперь, глядя на сияющий снег, на леса, на поля, слушая гул и звон рельсов, он с уверенностью подумал, что никакой войны не будет, так же как и не будет и смерти вообще. Потому что, подумал он, есть минуты в жизни, когда человек не может думать о страшном и не верит в существование зла.
Они сошли чуть не последними на далекой станции. Снег звонко заскрипел под их шагами, когда они пошли по платформе.
– Какая зима! – снова сказала она, щурясь. – Давно такой не было!
Им надо было пройти километров двадцать до его дачи, переночевать там, покататься еще днем и возвратиться вечером домой, по другой железной дороге.
У него был маленький фруктовый участок с летней дощатой дачкой, а на этой дачке – две кровати, стол, грубые табуретки и чугунная немецкая печка.
Надев лыжи, он подпрыгнул несколько раз, похлопал лыжами по снегу, взметая пушистую порошу, потом проверил крепления у нее, и они потихоньку двинулись. Сначала они хотели идти быстрей, чтобы пораньше добраться до дому, успеть прогреть его хорошенько и отдохнуть, но идти быстро в этих полях и лесах невозможно было.
Источник: https://online-knigi.com/page/13791
Краткое содержание “Двое в декабре” Казаков
Он долго ждал ее на вокзале.
Был морозный солнечный день, и ему нравилось обилие лыжников, скрип свежего снега и предстоящие им два дня: сначала – электричка, а потом – двадцать километров по лесам и полям на лыжах к поселку, в котором у него маленькая дачка, а после ночевки они еще покатаются и домой возвращаться будут уже вечером. Она немного опаздывала, но это была чуть ли не единственная ее слабость. Когда он наконец увидел ее, запыхавшуюся, в красной шапочке, с выбившимися прядками волос, то подумал, как она красива, и как хорошо одета,
и что опаздывает она, наверное, потому, что хочет быть всегда красивой.
В вагоне электрички было шумно, тесно от рюкзаков и лыж. Он вышел покурить в тамбур. Думал о том, как странно устроен человек.
Вот он – юрист, и ему уже тридцать лет, а ничего особенного он не совершил, как мечтал в юности, и у него много причин грустить, а он не грустит – ему хорошо.
Они сошли чуть не последними на далекой станции. Снег звонко скрипел под их шагами. “Какая зима! – сказала она, щурясь. – Давно такой не было”. Лес был пронизан дымными косыми лучами. Снег пеленой то и дело повисал между стволами, и ели, освобожденные от
груза, раскачивали лапами.
Они шли с увала на увал и видели иногда сверху деревни с крышами. Они шли, взбираясь на заснеженные холмы и скатываясь, отдыхая на поваленных деревьях, улыбаясь друг другу. Иногда он брал ее сзади за шею, притягивал и целовал холодные обветренные губы. Говорить почти не хотелось, только – “Посмотри!” или “Послушай!”.
Но временами он замечал, что она грустна и рассеянна. И когда, наконец, пришли они в его дощатый домик, и начал он таскать дрова и затапливать чугунную немецкую печку, она, не раздеваясь, легла на кровать и закрыла глаза. “Устала?” – спросил он. “Страшно устала. Давай спать. – Она встала, потянулась, не глядя на него. – Я сегодня одна лягу.
Можно вот здесь, у печки? Ты не сердись”, – торопливо сказала она и опустила глаза. “Что это ты?” – удивился он и сразу вспомнил весь ее сегодняшний грустно-отчужденный вид. Сердце у него больно застучало.
Он вдруг понял, что совсем ее не знает – как она там учится в своем университете, с кем знакома, о чем говорит. Он перешел на другую кровать, сел, закурил, потом потушил лампу и лег. Ему стало горько, потому что он понял: она от него уходит.
Через минуту он услышал, что она плачет.
Отчего вдруг ей стало сегодня так тяжело и несчастливо? Она не знала. Она чувствовала только, что пора первой любви прошла, а теперь наступает что-то новое и прежняя жизнь ей не интересна.
Ей недоело быть никем перед его родителями, его друзьями и своими подругами, она хотела стать женой и матерью, а он не видит этого и вполне счастлив так. Но и смертельно жалко было первого, тревожного и горячего, полного новизны, времени их любви. Потом она стала засыпать, а когда ночью проснулась, то увидела его, сидевшего на корточках возле печки.
Лицо у него было грустное, и ей стало жалко его.
Утром они молча завтракали, пили чай. Но потом повеселели, взяли лыжи и пошли кататься. А когда стало темнеть, собрались, заперли дачу и пошли на станцию на лыжах. К Москве они подъезжали вечером. В темноте показались горящие ряды окон, и он подумал, что им пора расставаться, и вдруг вообразил ее своей женой.
Что ж, первая молодость прошла, уже тридцать, и когда знаешь, что вот она рядом с тобой, и она хороша, и все такое, а ты можешь ее всегда оставить, чтобы быть с другой, потому что ты свободен, – в этом чувстве, собственно, нет никакой отрады. Когда они вышли на вокзальную площадь, им стало как-то буднично, покойно, легко, и простились они, как всегда прощались, с торопливой улыбкой. Он не провожал ее.
(1
Источник: https://ege-essay.ru/kratkoe-soderzhanie-dvoe-v-dekabre-kazakov/
Двое в декабре — краткое содержание рассказа Казакова
Прекрасное субботнее декабрьское утро. Он долго стоял, ожидая ее на вокзале в предвкушении предстоящих зимних выходных, проведенных вдвоем. Хоть она и немного опаздывала, это его нисколько не омрачало, на душе у него было радостно и все вокруг ему нравилось. И суетящиеся повсюду лыжники, и только что выпавший на столицу снег.
Вот появилась она. Красивая, запыхавшаяся, но все же милая и прекрасная, в своей красной шапочке и выбившимися из-под нее прядями.
В электричке было очень шумно и тесно. Выйдя покурить, он размышлял о многом: о чем мечтал в юности, но к своим 30 годам так и не достигнув этого. И надо бы грустить, но ему было хорошо.
И никому из них, глядя на людей в вагоне, не будет так хорошо, как ему сейчас. Ведь с ним была она, самая лучшая из них. Как все же странно устроен человек? Ему так мало надо? Он думал о будущем, мечтая о лете.
Вспоминал о прошлом, как встретил ее.
Мимо пролетал зимний пейзаж. Заснеженные деревья, вдали виднелись крыши домов, мелькали платформы.
Со станции они ушли уже последними. Под ногами скрипел свежий снег.
— Какая в этом году зима! — сказала она, улыбаясь ему.
Он улыбнулся в ответ. За все время пути он, молча шел, изредка замечая некоторую грусть и рассеянность в ее взгляде. Она, рассматривала лисьи и заячьи следы, осины вокруг и удивлялась их желто-зеленому цвету:
— Будто кошачьи глаза!
Они прошли почти 20 километров, периодически останавливаясь на отдых, прежде чем добрались до дачи. Натаскав дров, он стал растапливать чугунную печку. Она, не раздеваясь, легла на одну из кроватей:
— Я страшно устала, – быстро пряча взгляд, сказала она.
— Что это ты? – но быстро вспомнив ее днем, промолчал.
Сердце забилось в нехорошем предчувствии. Все сегодняшнее настроение, весь его покой — вдруг рухнуло одним махом. И он понял, что совсем не знает ее. Обычная студентка, но кто она и кто ее друзья, о чем ее мысли. Сердце подсказывало о предстоящем расставании, и это его злило. Вскоре он услышал ее тихий плач.
Она не понимала, отчего ей грустно и тяжело. Она всего лишь хотела быть кем-то большим перед его близкими и друзьями, чем непонятно кем. Но, его все устраивало, и он молчал. И вскоре они уснули.
Утром позавтракав, как ни в чем небывало, пошли кататься на лыжах. Не сказав ни слова о том, что их обоих тревожит. Когда начало темнеть, стали собираться домой. Простившись на вокзале, каждый пошел к себе домой. Эта была их последняя, декабрьская встреча.
Автор намеренно не дал имен героям рассказа, они как безликие люди, теряющие то, что не умеют хранить.
Читательский дневник.
Источник: http://sochinite.ru/kratkie-soderzhaniya/kazakov/dvoe-v-dekabre
Читать
- Юрий Павлович Казаков
- Двое в декабре
- Рассказы
1927–1982
Дальний путь к близкому
Один из лучших рассказов Юрия Казакова «Свечечка» начинается с того, что герой испытывает острую тоску. Они с маленьким сынишкой одни в теплом освещенном доме, a снаружи ноябрьская тьма, ветер, печальный шум обступившего дом леса. И вдруг эта мучительная тоска – «хоть вешайся!».
Можно скользнуть по первым строчкам рассказа и, заразившись настроением автора, которое так сильно умел передавать Юрий Казаков, двинуться дальше, но давайте вдумаемся: взрослый человек, сильный и опытный, под властью тяжелого настроения почти готов свести счеты с жизнью, а рядом – ничего не подозревающий, живущий в своем радостном и светлом мире ребенок. Малыш и не чувствует нисколько своей беззащитности и малости: ведь рядом с ним отец, с которым ничего не страшно, самый сильный и самый добрый. Откуда ему знать, что отец, пока сынишка занят своими игрушками, мучается, страдает от неведомой ему самому темной силы? Что даже теплый дом и счастье отцовства ему не опора?…
Подумайте только, какая пропасть здесь открывается! Отец и дитя, в сущности, беззащитны перед жизнью. И прочность дома, и уют, и все остальное создают лишь иллюзию надежности, потому что сам человек, его душа подвластны ненастью.
Так, фактически первой же фразой рассказа Юрий Казаков вводит глубоко драматическую тему, которую условно можно обозначить как «человек и жизнь» и к которой всегда обращено подлинное искусство.
Однако вчитаемся еще раз в первые строки «Свечечки», вслушаемся в них:
«Такая тоска забрала меня вдруг в тот вечер, что не знал я, куда и деваться – хоть вешайся!
Мы были с тобой одни в нашем большом, светлом и теплом доме. А за окнами уже стояла ноябрьская тьма, часто порывами налетал ветер, и тогда лес вокруг дома начинал шуметь печальным голым шумом.
- Я вышел на крыльцо поглядеть, нет ли дождя…
- Дождя не было.
- Тогда мы с тобой оделись потеплее и пошли гулять».
Все слова здесь просты и знакомы, да и изображаемое рассказчиком обыкновенно и буднично. Но попробуйте поменять их местами – очарование исчезнет, текст перестанет излучать ту загадочную энергию, которая и является глубинной сутью художественности. А как много общего здесь у прозы с поэзией.
Да, мы знаем: ритм, интонация… Все так, и тем не менее непостижимо. Мы словно заново открываем осень, печаль предночного часа, шум облетевших деревьев, манящий свет в окнах тепло натопленного дома… И самое главное – мы вдруг начинаем ощущать радость, счастье и чудо жизни.
Думаю, именно здесь разгадка притягательности казаковской прозы. О чем бы он ни рассказывал – о детстве ли, о полюбившемся ему навсегда Русском Севере, о привороживших белых ночах, о животных, любви или охоте – «надо всем, во всем – великое очарование живой жизни», как точно заметил о его прозе другой замечательный писатель – Ю. Трифонов.
- Казалось бы, парадокс…
- Рассказчик говорит в «Свечечке» о тоске, о чернеющей земле и своей нелюбви к темноте, к ранним осенним сумеркам, к серым дням, к поздним рассветам. И это не фраза – мы ведь тоже чувствуем вместе с автором эту сосущую смертную тоску последнего увядания, и темь, и печаль…
- Но сквозь тоску пробивается что-то иное, звучит все громче, набирая силу к финалу рассказа, – и вот уже только счастье и радость жизни слышны нам, и тем пронзительней эти аккорды, что в них вплетены звуки горечи и страдания.
«Впрочем, – продолжал я, – не обращай внимания, это мне просто тоскливо бывает такими ночами. А на самом деле, малыш, все на земле прекрасно, и ноябрь тоже! Ноябрь – как человек, который спит. Что ж, что темно, холодно и мертво – это просто кажется, а на самом деле все живет».
Это рассказчик успокаивает даже не столько сынишку, сколько себя самого.
Так чего же все-таки больше в этом мире? Этой самой ужасной тоски, способной затмить разум человека, перекрыть кислород его легким, или же радости от ощущения полноты и насыщенности бытия?
Ни того и ни другого. Или, вернее, и того и другого – как неотъемлемой способности человеческого сердца печалиться и радоваться, восхищаться и негодовать… Одним словом, самой жизни в ее полноте и многообразии, в ее непредсказуемости и свободе.
Именно в этой безусловной самоценности жизни убеждают нас лучшие произведения Юрия Казакова, и прежде всего те, где появляются у него образы детства: ранние – «Ночь», «Никишкины тайны» и поздние – «Свечечка», «Во сне ты горько плакал».
Через эти рассказы, через их особенный, неповторимо нежный лирический настрой, как по тонким дощечкам, проложенным через болотную топь к заветным охотничьим местам (этот образ навеян казаковским же рассказом «Долгие Крики»), мне кажется, можно выйти к главным источникам, питавшим творчество писателя.
Вот ранний рассказ «Ночь», невольно заставляющий вспомнить тургеневский «Бежин луг». Ночь, двое подростков у костра, где-то за деревьями плеск реки, непритязательный разговор ребят со случайно набредшим на огонь рассказчиком.
Из этого разговора мы узнаем, что старший из ребят, Семен, работающий лебедчиком на лесосплаве, не только остро и глубоко чувствует природу, но еще и наделен талантом музыканта. Его заветная мечта, которой он доверчиво делится с едва знакомым человеком, – сочинить «одну вещь» про ночь, про ее таинственность и прелесть, тишину, гуд сосен.
«Я вот рассказать вам не могу про ночь и все такое, ну звезды там или туман над рекой. А в музыке я все могу, на сердце щемит у меня, лягу спать – не сплю, а засну – часто такая музыка играет!»
Эта музыка хорошо понятна самому рассказчику, как близки ему отзывчивость, чуткость и щедрость простосердечно открывшейся детской души.
Рассказ – о встрече двух духовно близких людей, подростка и взрослого, о чьем трепетном восприятии окружающего мира мы узнаем из лирического зачина повествования. Перед нами – две очарованные души. Очарованные жизнью, ее волшебством и таинством.
И вот что важно – у всего, что окружает рассказчика, что встречает он на своем пути, есть привкус счастья. Ночь, костер, стук сталкивающихся на воде бревен, далекий крик сплавщиков, песня, в которой не разобрать слов, приветливый голос мальчугана – все это неповторимые, наполненные поэзией и красотой моменты жизни, на которые откликается чуткая душа.
- «Счастье» – ключевое слово в прозе Юрия Казакова, и многим его героям даровано испытать это состояние или хотя бы нечто похожее.
- Но что такое это счастье?
- Герой рассказа «На острове», ревизор Забавин, говорит так: «Надеются обычно на будущее… Надеются на будущее: и живут мелко, суетливо, неинтересно… Живут, не видя рядом ничего хорошего, ругают жизнь, уверенные в том, что вот настанет пора и придет счастье. Все так, и вы так, и я… А между тем счастье у нас во всем, везде…»
- Забавин, в отличие от некоторых других персонажей Юрия Казакова, не лирический герой, но его мысль, что «счастье у нас во всем, везде», близка самому писателю.
Герой рассказа «Кабиасы», заведующий сельским клубом Жуков, проходя ночью через лес, испытывает жуткий страх – мерещатся преследующие его таинственные и недобрые существа «кабиасы». А дома, уже собираясь заснуть, он вдруг совершенно по-другому увидел весь свой путь и теперь уже переживает его «со счастьем, с горячим чувством к ночи, к звездам, к запахам, к шорохам и крикам птиц».
Каков контраст: от страха – к счастью! Какова амплитуда переживания! И все потому, что герой не только как бы заново – «будто сверху, с горы» – увидел все, что пришлось ему пройти, но и «услышал жизнь, наполнявшую эти огромные пространства в глухой ночной час».
Источник: https://www.litmir.me/br/?b=13791&p=14