Краткое содержание конармия бабеля за 2 минуты пересказ сюжета

Краткое содержание Конармия Бабеля за 2 минуты пересказ сюжетаКраткое содержание Конармия Бабеля за 2 минуты пересказ сюжета
Краткое содержание Конармия Бабеля за 2 минуты пересказ сюжета

Писатель под псевдонимом Лютов выступил главным героем-повествователем. Он рассказывает о том, что пережил в казачьих войсках, а также о произошедших событиях того времени.

Краткое содержание

«Конармия» — сборник рассказов, которые начали публиковаться в 1925 г. У них общая тема — Гражданская война начала XX столетия. Основой для создания сборника стали записи в дневнике писателя, сделанные во время его службы в Первой конной эскадре под предводительством Буденного. Список избранных рассказов:

  1. «Мой первый гусь».
  2. «Смерть Долгушова».
  3. «Жизнеописание Павличенки».
  4. «Соль».
  5. «Письмо».
  6. «Прищепа».
  7. «История одной лошади».
  8. «Пан Аполек».

Мой первый гусь

Краткое содержание Конармия Бабеля за 2 минуты пересказ сюжета

Сборник новелл «Конармия» начинается с этого произведения. Рассказчик Лютов работает в издательстве «Красный кавалерист» и находится в рядах Первой конной дивизии под предводительством Буденного. Она ведет войну с поляками и растянута по всей Западной Украине. В рассказе описывается жизнь военных, в которой присутствуют лишь горе, смерть и кровь. Все люди живут одним днем.

Казаки издеваются и смеются над интеллигентным Лютовым, а владелица постоя отказывает ему в еде. Когда он изголодался, то обращается к ней с требованием его накормить. Затем герой отправился на двор, где взял шпагу и зарубил гуся.

Лютов велел хозяйке пожарить его. Лишь после этого случая казаки начали считать рассказчика практически своим и перестали издеваться.

Смерть Долгушова

Будучи долгое время на войне и увидев достаточно смертей, рассказчик так и остается мягкотелым человеком. Однажды он видит после битвы лежащего около дороги телефониста Долгушова. У него смертельная рана, он умоляет добить его: «Патрон на меня надо потратить… Наскочит шляхта — насмешку сделает».

Краткое содержание Конармия Бабеля за 2 минуты пересказ сюжета

Подняв рубаху, Долгушов показывает свое ранение: разорванный живот и ползущие на колени кишки, можно даже увидеть биение сердца. Но Лютов не может решиться на убийство.

Он отходит в сторону, указав на Долгушова подъехавшему командиру Афоньке Биде. Взводный и телефонист кратко о чем-то говорят, раненый передает свой паспорт, затем казак выстреливает ему в рот. Он сердится на мягкотелого Лютова, в гневе готов застрелить и его.

Жизнеописание Павличенки

Рассказчик завидует решимости и мужеству казаков, которые не испытывают, как он, ложной сентиментальности. Лютов пытается быть своим. Он хочет узнать «правду» бойцов и их жесткость к полякам.

Красноармейский командир поведал ему, как он рассчитался со своим бывшим помещиком Никитинским, у которого до переворота выпасал свиней. Хозяин приставал к его супруге Насте. И вот Павличенко, когда уже стал красным генералом, пришел к нему в усадьбу, чтобы поквитаться за все его деяния.

Он не выстрелил в него тут же, хоть барин и просил об этом, а на глазах доведенной до отчаяния супруги Никитинского топтал его час, получая при этом удовольствие.

История о соли

Бабель в рассказе «Соль» раскрывает судьбы простых красноармейцев. Краткое содержание «Конармии» — описание послереволюционной реальности.

Краткое содержание Конармия Бабеля за 2 минуты пересказ сюжета

Рассказчик получил письмо от бойца Балмашева, тот поведал ему о случае, который произошел в поезде. На одной из остановок красноармейцы взяли к себе девушку с малышом и устроили в вагоне. Но со временем у них начали появляться сомнения.

Потому Балмашев убирает пеленки, однако вместо ребенка видит обычный мешочек с солью. На него находит гнев, он обрушивается на девушку с обвинением, а после выкидывает ее из вагона. Несмотря на падение, женщина не пострадала. Тогда красноармеец взял винтовку и пристрелил ее, считая, что так избавился от позора трудовых людей.

Письмо Василия Курдюкова

Если читать «Письмо» Бабеля в кратком содержании, то можно заметить, что Исаак Эммануилович изображает не только взрослых красноармейцев, но и детей. В «Конармию» вошел рассказ, посвященный мальчику Василию Курдюкову, пишущему письмо своей маме.

В своем сообщении он попросил мать прислать ему еды и рассказать, как живут его братья, которые сражаются на стороне красноармейцев. Один из братьев Васи, Федор, был в плену, его убил собственный отец, который воюет на стороне белогвардейцев.

Под его командованием у Деникина находилась одна рота. Сына он убивал долго, по частям срезая кожу. Через определенное время белому командиру пришлось прятаться, для этого он даже перекрасил свою бороду.

Но второй брат мальчика, Степан, отыскал отца и застрелил.

Рассказ о Прищепе

Еще одно произведение сборника посвящено молодому человеку с Кубани Прищепе. Ему пришлось прятаться от белогвардейцев, убивших его родных. Когда из деревни выгнали врагов, Прищепа вернулся, однако все добро уже разграбили.

Краткое содержание Конармия Бабеля за 2 минуты пересказ сюжета

Тогда юноша снаряжает телегу и отправляется по дворам искать имущество. В домах, где у него получалось отыскать вещи, которые принадлежали его родным, Прищепа оставляет повешенных хозяев и собак над колодцами, а также испачканные пометом иконы.

Когда он все собрал, то установил вещи на свои места и закрылся в хате. Он беспробудно пьет несколько дней, рубит стулья саблей и орет песни. На третий день над его жилищем загорается огонь.

Прищепа отправляется в сарай, уводит корову, которая осталась от родителей, и стреляет в нее. Затем садится на лошадь и едет в неизвестном направлении.

История одной лошади

Для красноармейца лошадь — это самое важное, она и отец, и старший брат, и друг. Однажды начальник дивизии Савицкий забрал коня у главнокомандующего первой конной дивизией Хлебникова. С тех пор последний затаил обиду и ожидал подходящего случая, чтобы отомстить.

Когда Савицкий теряет свой ранг, он пишет прошение, чтобы ему отдали назад его коня. Получив согласие, Хлебников едет к Савицкому, но тот отказывается возвращать лошадь. Тогда он отправляется к новому начальнику штаба, однако там его прогоняют.

Хлебников пишет заявление о том, что его обидела Коммунистическая партия, ведь не может вернуть ему добро. Затем главный герой демобилизуется, поскольку имеет шесть ранений и является инвалидом.

Пан Аполек

Бабель в некоторых произведениях затрагивает церковную тематику. В «Конармии» рассказывается о богомазе Аполеке, которому поручили роспись новгородского костела. Живописец предъявляет диплом и ряд своих картин, после чего ксендз принимает сразу же его кандидатуру. Но когда Аполек сдал свою работу, наниматели были в ярости.

Краткое содержание Конармия Бабеля за 2 минуты пересказ сюжета

Художник на своих картинах возвел обычных людей в лик святых. В изображении св. Павла можно было увидеть лицо хромоного Янека, а Пресвятая Богородица сильно напоминала Эльку, женщину из еврейской семьи, мать большого количества подзаборных детей. Аполека выгнали, а вместо него взяли другого художника. Но тот не решился закрашивать творение чужих рук.

Лютов знакомится с опальным живописцем в имении сбежавшего ксендза. Во время первой встречи художник Аполек предлагает нарисовать его портрет в образе святого Франциска за 60 рублей. Кроме того, он пересказывает ему историю о том, как Христос женится на безродной женщине Деборе, которая затем родит ему сына.

Образы персонажей

Кирилл Лютов — основной персонаж всех рассказов. Он играет роль как повествователя, так и невольного участника описанных событий. Кроме того, это двойник Исаака Эммануиловича в «Конармии». Лютов — псевдоним писателя в те времена, когда он служил военным журналистом. Подробное описание образов:

  1. Лютов — еврей, от которого ушла жена. Окончил университет в Питере. Его интеллигентная натура мешает ему стать своим среди казаков. Для красноармейцев он был чужим и вызывал у них лишь снисходительность. Это интеллигент, пытающийся смириться с реалиями революционного времени.
  2. Гедали — владелец антикварного магазина в Житомире, слепой еврей с философским умом. Он за революцию, но ему не нравится, что она сопровождается кровью и насилием. Для него без разницы — революция и контрреволюция, поскольку они несут лишь смерть.
  3. Пан Аполек — старый монах и живописец. Это безбожник, кощунственно расписавший новгородский костел. Он создал много неправдивых сюжетов из Библии, в которых святые наделены человеческими пороками.

«Конармия» является беспощадным и очень откровенным сборником. Книга знакомит читателя с суровой действительностью военного времени. В ее главах переплетаются героизм и жестокость, смешное и трагичное, правдоискательство и духовное неведение.

Источник: https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/konarmiya.html

Краткое содержание: Конармия

Мой первый гусь»Красный кавалерист» Лютов попал в ряды Первой Конной армии, которую возглавлял С.Буденный. Первая Конная армия совершает поход под Западной Украиной и Галицией. Посреди конармейцев Лютов- чужак.

Интеллигент, очкарик, еврей, он ощущает к себе не очень радушное отношение со стороны войск. Савицкий пришел к нему с бумагой о отправлении к штабу дивизии. Тут, на фронте, страсти, лошади, кровь, слезы и смерть.

Глумясь над новеньким, казаки выкидывают его шкатулку с драгоценными рукописями. В скором времени, он проголодавшись, требует что бы хозяйка дома его накормила. Не дождавшись никакой реакции на просьбу, он толкает её , выхватив саблю он погубил бегающего по двору гуся.

И приказывает испечь его. Казаки больше не смеются над ним, они зовут его поесть в месте с ними. Нынче он как свой.

Смерть ДолгушоваДовольно насмотревшись на гибель, Лютов так и остается «мягкотелым» интелегентом. Лютов видит сидящего возле дороги телефониста, это был Долгушов. Его смертельно ранили он просит убить его. Завернув рубашку, Догушов показывает ранение.

Он на столько был ранен что кишки ползли по коленях, а иногда и просматривались удары сердца. Но Лютов не убийца, он не в силах совершить то о чем просит Долгушов. Долгушов и Афонька о чем то там говорят, умирающий протягивает казаку свои бумаги, и Афонька выстреливает Долгешеву в рот.

Он весь в гневе на Лютова, на столько что готов под этим чувством пристрелить и его.

Жизнеописание Павличенки, Матвея РодионычаВ Лютове зарождается зависть к бойцам, которые не испытывают такой сентиментальности. Ему очень хочется быть своим. Он усиленно пытается понять всю «правду» конармейцев, и даже «правду» их безжалостность.

Красный генерал рассказывает Лютову как он поквитался со своим бывшим господином Никитичем, у которого подрабатывал и пас свиней. Господин приставал к его любимо жене Насте, и Матвей, явился к нему что бы отомстить за причиненные им обиды.

Он не убивает его сразу как того просит господин, а на глазах безумной жены бьет его, таким образом по его словах он сполна узнает жизнь.

СольКонармеец Балмашел, пишет письмо в редакцию газеты, в котором он описывает, произошедшее с ним в поезде, движущего на Бердичев. Подьезжая к одной из станций военные впускают к себе в тепло молодую женщину с грудным ребенком, которая по её словам едет на свидание с мужем.

Но Балмашев не доверяет этой женщине он подходит к ней по-ближе и срывает пиленки с детеныша, в место ребенка там оказался пуд соли. Балмашев выговаривает ей приговор и выбрасывает её с еще движущего поезда.

Он видит что после падения она осталась жива, берет винтовку которая висела на стене и убивает бедолагу, смыв это унижение с лица земли.

ПисьмоМальчик по имени Василий Курдюков пишет матери послание, в котором просит выслать ему что-нибудь поесть и рассказывает ей о том как его братья воюют за красных, как и он.

Одного из них, Федора, которого взяли в плен, убил папаша-белогвардеец, командир роты, стражник при старом режиме.

Спустя не много времени папаша, пытается спрятаться, перекрасив бороду, он попадает в руки другого сына, Степана который в свой очередь убивает его.

ПрищепаМолодой кубинец по имени Прищепа, бежавший от белых, те убили его родителей. Все и мужество его родителей разграбили соседи. Когда наконец то белых прогнали, Прищепа мог спокойно вернутся в родную станицу. Он взят большую телегу и идет по соседях собирать расхищенное имущество.

Читайте также:  Краткое содержание рассказов андреева за 2 минуты

В тех дома где он находит вещи родителей он оставляет повешенных старух и собак, иконы, загаженные помётом. Как только он расставил всё по своих местах, Прищепа запирается в дома двое суток, пьёт и плачет. На следующую ночь пламя занимается над его домом. В стойле стояла корова которую Прищепа потом убил.

Потом он взбирается на коня, бросает в пламя прядь волос и исчезает.

Эскадронный ТруновЭскадронный Труннов ищет офицера среди пленных. Он вытаскивает из кучи брошенной поляками одежду офицерскую фуражку, и одевает ее на голову пленному, который усиленно утверждал что он не офицер. Фуражка как раз ему подходила. Андрюшка Восьмилетов стягивает с умирающего штаны.

Прихватив з собой еще парочку мундира, но злой Трунов приказывает ему просить все это барахло, он стреляет в Андрюшку, но промахивается.

Не много позже он в месте с Восьмилетовым вступает в битву, с аэропланами которыми управляли американцы, они пытались сбить их из пулемёта, но у них ничего не вышло, в скоре они оба умирают в этом битве.

История одной лошадиВ художественном мире Бабеля правит страсть. Савицкий который был на то время начдивом, отобрал у командира эскадрона белую лошадь, с тех самих пор Хлебников жаждет мести, он просто ждет своего часа.

Савицкого сдвига, и Хлебников пишет письмо в штаб для того чтобы ему вернули жеребца, но бывший начдив, угрожая оружием решительно дает отказ. Хлебников в который раз ищет справедливости в начштабе но тот просто выгоняет его.

В итоге Хлебников пишет заявление, и демобилизируеться как инвалид, имеющий шесть увечий.

Афонька БибаКогда у Афоньки убили лошадь, он расстроенный на долго пропадает, и только злой шелест деревьев указывает на след разбоя Афоньки, который добывал себе коня.

Когда дивизия наконец вступила в Берестечко, тут и появляется Афонька на здоровом коне. В место одного глаза на его обуглевшем лице был большой розовый нарост.

Он еще не остыл от жара вольницы, и по этому крушил все вокруг себя.

Пан АполекУ Новоградской иконы своя история — история борьбы между могучим телом католической церкви и, беспечным богомазом, войны которые длились три десятилетия. Иконы были нарисованы великим паном Аполеком который своими творениями превратил в святых простых людей.

Он получил диплом об окончании академии в Мюнхене, ему была доверена роспись нового кастёла. Каково было удивление все пригласивших, когда они узнали в нарисованном Апостоле Павле хромого Янека, а в Марии Магдалене- девушку из еврейской семьи по имени Элька, мать многих подзаборных детей и дочь не ведомых родителей.

Даже художник которого пригласили закрасить бедную еврейскую девушки Эльки, и хромого Янека не соглашается сделать это. Аполек на кухне дома знакомиться с рассказчиком, тот просит сделать его портрет за пятьдесят марок под видом Франчески.

К тому он передает ему историю об браке Иисуса Христа и не богатой девицы Деборы, у которой со временем от него родился ребенок.

ГедалиПри виде старых евреев, Лютов вспоминает еврейский быть, нынче полу разрушенный войной, вспоминает своего деда с желтой бородой и детство. Проходя мимо рынка он видит везде гибель, немые знаки на лотка. Лютов заходит в старую лавку, в которой есть все: от мертвой бабочки позолоченных туфель, до сломанной кастрюли.

Гедали жалуется на жестокость революции, которая грабит, убивает и стреляет. Гедали мечтает об «Интернационале добрых людей» и о «Сладкой революции».

Рассказчик спрашивает у Гедали где можно достать чашку еврейского чая и коржик, он сокрушённо говорит что еще не давно это можно было сделать в соседней столовой, но сейчас там не едят, там плачут…

РаббиКак только Лютов увидел что сделала революция с еврейским бытом, ему стало сложно сдерживать себя, во главе с Мудрым Рабби Лютов приступает к трапезе. Илья которому в скоре суждено погибнуть воюет в красной армии как Рассказчику. Рабби просит Лютова радоваться тому что он жив а не мертв, но Лютов уходит на вокзал, таи его ждал поезд, где его ждет не дописанные статьи в газету «Красный Кавалерист»

Краткое содержание сборника рассказов «Конармия» пересказала Осипова А.С.

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Конармия». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.

Источник: https://biblioman.org/shortworks/babel/konarmia/

Краткий пересказ «Конармия» И.Бабеля

Бабель прибыл в Первую конную армию в качестве корреспондента газеты «Красный кавалерист».

Если представить себе привилегированное казачество тех лет, из которого в основном и состояла конармия, вспомнить о том, что на службу казаки приходили надолго, на двадцать лет, а во время службы не привыкли бедствовать — обеспечивали себя за счет гражданского населения, добавить к этому почти поголовный антисемитизм среди донских казаков, то легко понять, в какое адское окружение попал молодой еврейский интеллигент, несуразный штатский в очках, не умеющий даже ездить верхом.

Надо сказать, что многие поступки Бабеля выглядят загадочными с точки зрения сегодняшнего дня.

Уже по «Одесским рассказам» ясно, что детство у него было трудным, небогатым, что он успел пострадать от антисемитизма во время погромов.

Может, это заставило его поверить в фальшивые идеалы большевистской революции и растратиться в продотрядах, в чека, в армии. Наивный, чувствительный мальчик среди своры грабителей, убийц!

Да и как еще можно назвать продотряды, отбирающие у населения хлеб, конармию, о которой сам писатель говорит: «На деревне стон стоит. Конница травит хлеб и меняет лошадей»! О чрезвычайной комиссии, матери зловещего КГБ, можно и не упоминать. Ведь чекисты служили не народу, а партии большевиков, партии, которая по-бандитски захватила власть и которая правила по-диктаторски.

Каков же исторический фон событий, описанных в «Конармии»? Такой, каким он и был в реальности. Совет народных комиссаров направляет конную армию на столицу Польши для восстановления довоенных границ России.

Поход проваливается, Западную Украину и Бессарабию делят Польша и Румыния. Но Бабель — поэт мелочей, он через незначительные детали, несколькими фразами способен нарисовать трагедию или комедию. А «мелочи» в конармии печальные.

Это бесконечное насилие, беспредел командиров, постоянное хамство, оголтелое зверство, воинствующее невежество.

«Бойцы дремали в высоких седлах. Песня журчала, как пересыхающий ручей. Чудовищные трупы валялись на тысячелетних курганах. Мужики в белых рубахах ломали шапки перед нами». Один абзац, а столько сказано!

Есть настроение, есть география местности, есть усталость бой нов после тяжелого перехода, их пересохшие от жары глотки, есть ужас мужиков, на всякий случай надевших смертные (белые) рубахи.»Как быстро уничтожили человека, принизили, сделали некрасивым».

Значит, видит все это он не только глазами писателя, но и осмысливает происходящее.

Может, он, как и миллионы одураченных, поверивших в ирреальное, считает, что братоубийство оправданно? Может, он именно в такой форме представляет себе дорогу к светлому будущему?

У братьев Стругацких в книге «Град обреченный» есть такая фраза: «…Что такое личность? Общественная единица! Ноль без палочки. Не о единицах речь, а об общественном благе. Во имя общественного блага мы должны принять на свою ветхозаветную совесть любые тяжести, нарушить любые писаные и неписаные законы. У нас один закон: общественное благо».

Думается, что такими же принципами руководствовался коммунист Бабель. И, стиснув зубы, воображал себя врачом-хирургом, который, выдавливая гнойники, отсекая гангренозные конечности, лечит общество. Он служил высоким партийным идеалам. И партия «отблагодарила» его!

В «Конармии», написав которую он одновременно подписал себе приговор, лишь оттянутый во времени, есть такое предложение: «Мы представляли мир, как цветущий сад, по которому гуляют красивые женщины и лошади». Емкость этого предложения колоссальна: так и видишь молодых, почти пацанов, бойцов конармии, отдыхающих после боя и мечтающих совсем о немногом — о мире.

Но мир — это не только отсутствие войны. Это еще и весь земной шар, так как они борются за победу большевизма во всем мире. И в этом мире везде цветут сады, много красивых женщин и обязательно — лошади. Они же — красные конники!

Повествование ведется от лица Кирилла Васильевича Лютова, который говорит о себе: «Я окончил юридический факультет и принадлежу к так называемым интеллигентным людям». Лютов глубоко одинок. Он, образованный человек, знающий языки, наделенный чувством прекрасного, попадает в среду, в которой «режут за очки».

Его не хотят принимать, пока он не совершит убийство (пусть это убийство гуся, но для интеллигента оно — трагедия). Только после расправы с гусем Лютов сливается с массой красноармейцев, сказавших о нем: «Парень нам подходящий». Но это лишь видимость. Он все равно чужой среди них. Он не может заставить себя отрешиться от заповедей морали.

Осквернение церквей, насилие над женщинами, жестокость по отношению к пленным — все это болью отзывается в его душе. Он никогда не превратится в одного из них, не станет точно таким, как Василий Курдюков, хладнокровно описавший убийство собственного отца, или Афонька Вида, бестрепетно застреливший раненого Долгушова.

Чтобы вести себя, как эти люди, надо так же мало знать и не иметь понятия о нравственном законе.

Лютов не единственный интеллигент в «Конармии». Сражаясь в Польше, герои книги постоянно сталкиваются с местным населением — поляками и евреями. Еврейская культура особенно много значит для Бабеля, знавшего ее с детства.

Большинство евреев, изображенных в «Конармии», образованные, оберегающие свою культуру и традиции люди.

Например, в рассказе «Гедали» мы видим человека, который ни в каких обстоятельствах не может отказаться от своих национальных традиций: «Революция — скажем ей «да», но разве субботе мы скажем «нет»?»

Но и он, одухотворенный Гедали, вынужден во время войны торговать на рынке мелом, синькой и фитилями. Революция не принесла ему и другим евреям ничего, кроме новых бед: «И вот мы все, ученые люди, мы падаем на лицо и кричим на голос: горе нам, где сладкая революция?..»

Итак, мы видим, что гражданская война чужда интеллигентному человеку. Это царство дикости, разрушение культуры — и русской, и польской, и еврейской. Как спасти свои духовные ценности в хаосе революции и братоубийственной войны? Один из путей сохранения культуры нашел интеллигентный человек Исаак Бабель, написав обо всем, что увидел, честную и гуманную книгу.

Источник: http://www.uznaem-kak.ru/kratkij-pereskaz-konarmiya-i-babelya/

Краткое содержание Конармия Бабель

Корреспондент газеты “Красный кавалерист” Лютов (рассказчик и лирический герой) оказывается в рядах Первой Конной армии, возглавляемой С. Буденным. Первая Конная, воюя с поляками, совершает поход по Западной Украине и Галиции. Среди конармейцев Лютов – чужак.

Очкарик, интеллигент, еврей, он чувствует к себе снисходительно-насмешливое, а то и неприязненное отношение со стороны бойцов. “Ты из киндербальзамов… и очки на носу.

Какой паршивенький! Шлют вас, не спросясь, а тут режут за очки”, – говорит ему начдив шесть Савицкий, когда он является к нему с бумагой о прикомандировании к штабу дивизии. Здесь, на фронте, лошади, страсти, кровь, слезы и смерть. Здесь не привыкли церемониться и живут одним днем.

Потешаясь над прибывшим грамотеем, казаки вышвыривают его сундучок, и Лютов жалко ползает по земле, собирая разлетевшиеся рукописи. В конце концов, он, изголодавшись, требует, чтобы хозяйка его накормила.

Не дождавшись отклика, он толкает ее в грудь, берет чужую саблю и убивает шатающегося по двору гуся, а затем приказывает хозяйке изжарить его. Теперь казаки больше не насмехаются над ним, они приглашают его поесть вместе с ними. Теперь он почти как свой, и только сердце его, обагренное убийством, во сне “скрипело и текло”.

Читайте также:  Краткое содержание рассказов михаила зощенко за 2 минуты

Смерть Долгушова

Даже повоевав и достаточно насмотревшись на смерть, Лютов по-прежнему остается “мягкотелым” интеллигентом. Однажды он видит после боя сидящего возле дороги телефониста Долгушова. Тот смертельно ранен и просит добить его. “Патрон на меня надо стратить, – говорит он.

– Наскочит шляхта – насмешку сделает”. Отвернув рубашку, Долгушов показывает рану. Живот у него вырван, кишки ползут на колени и видны удары сердца. Однако Лютов не в силах совершить убийство. Он отъезжает в сторону, показав на Долгушова подскакавшему взводному Афоньке Биде.

Долгушов и Афонька коротко о чем-то говорят, раненый протягивает казаку свои документы, потом Афонька стреляет Долгушову в рот. Он кипит гневом на сердобольного Лютова, так что в запале готов пристрелить и его. “Уйди! – говорит он ему, бледнея.

– Убью! Жалеете вы, очкастые, нашего брата, как кошка мышку…”

Жизнеописание Павличенки, Матвея Родионыча

Лютов завидует твердости и решительности бойцов, не испытывающих, подобно ему, ложной, как ему кажется, сентиментальности. Он хочет быть своим. Он пытается понять “правду” конармейцев, в том числе и “правду” их жестокости.

Вот красный генерал рассказывает о том, как он рассчитался со своим бывшим барином Никитинским, у которого до революции пас свиней. Барин приставал к его жене Насте, и вот Матвей, став красным командиром, явился к нему в имение, чтобы отомстить за обиду.

Он не стреляет в него сразу, хоть тот и просит об этом, а на глазах сумасшедшей жены Никитинского топчет его час или больше и таким образом, по его словам, сполна узнает жизнь.

Он говорит: “Стрельбой от человека… только отделаться можно: стрельба – это ему помилование, а себе гнусная легкость, стрельбой до души не дойдешь, где она у человека есть и как она показывается”.

Соль

Конармеец Балмашев в письме в редакцию газеты описывает случай, происшедший с ним в поезде, двигавшемся на Бердичев. На одной из станций бойцы пускают к себе в теплушку женщину с грудным дитем, якобы едущую на свидание с мужем.

Однако в пути Балмашев начинает сомневаться в честности этой женщины, он подходит к ней, срывает с ребенка пеленки и обнаруживает под ними “добрый пудовик соли”. Балмашев произносит пламенную обвинительную речь и выбрасывает мешочницу на ходу под откос.

Видя же ее оставшейся невредимой, он снимает со стенки “верный винт” и убивает женщину, смыв “этот позор с лица трудовой земли и республики”.

Письмо

Мальчик Василий Курдюков пишет матери письмо, в котором просит прислать ему что-нибудь поесть и рассказывает о братьях, воюющих, как и он, за красных. Одного из них, Федора, попавшего в плен, убил папаша-белогвардеец, командир роты у Деникина, “стражник при старом режиме”.

Он резал сына до темноты, “говоря – шкура, красная собака, сукин сын и разно”, “пока брат Федор Тимофеич не кончился”.

А спустя некоторое время сам папаша, пытавшийся спрятаться, перекрасив бороду, попадается в руки другого сына, Степана, и тот, услав со двора братишку Васю, в свою очередь кончает папашу.

Прищепа

У молодого кубанца Прищепы, бежавшего от белых, те в отместку убили родителей. Имущество расхитили соседи. Когда белых прогнали, Прищепа возвращается в родную станицу. Он берет телегу и идет по домам собирать свои граммофоны, жбаны для кваса и расшитые матерью полотенца.

В тех хатах, где он находит вещи матери или отца, Прищепа оставляет подколотых старух, собак, повешенных над колодцем, иконы, загаженные пометом. Расставив собранные вещи по местам, он запирается в отчем доме и двое суток пьет, плачет, поет и рубит шашкой столы. На третью ночь пламя занимается над его хатой. Прищепа выводит из стойла корову и убивает ее.

Затем он вскакивает на коня, бросает в огонь прядь своих волос и исчезает.

Эскадронный Трунов

Эскадронный Трунов ищет офицеров среди пленных поляков. Он вытаскивает из кучи нарочно сброшенной поляками одежды офицерскую фуражку и надевает ее на голову пленного старика, утверждающего, что он не офицер. Фуражка ему впору, и Трунов закалывает пленного.

Тут же к умирающему подбирается конармеец-мародер Андрюшка Восьмилетов и стягивает с него штаны. Прихватив еще два мундира, он направляется к обозу, но возмущенный Трунов приказывает ему оставить барахло, стреляет в Андрюшку, но промахивается.

Чуть позже он вместе с Восьмилетовым вступает в бой с американскими аэропланами, пытаясь сбить их из пулемета, и оба погибают в этом бою.

История одной лошади

Страсть правит в художественном мире Бабеля. Для конармейца “конь – он друг… Конь – он отец…”. Начдив Савицкий отобрал у командира первого эскадрона белого жеребца, и с тех пор Хлебников жаждет мести, ждет своего часа. Когда Савицкого смещают, он пишет в штаб армии прошение о возвращении ему лошади.

Получив положительную резолюцию, Хлебников отправляется к опальному Савицкому и требует отдать ему лошадь, однако бывший начдив, угрожая револьвером, решительно отказывает. Хлебников снова ищет справедливости у начштаба, но тот гонит его от себя.

В результате Хлебников пишет заявление, где выражает свою обиду на Коммунистическую партию, которая не может возвратить “его кровное”, и через неделю демобилизуется как инвалид, имеющий шесть ранений.

Афонька Бида

Когда у Афоньки Биды убивают любимого коня, расстроенный конармеец надолго исчезает, и только грозный ропот в деревнях указывает на злой и хищный след разбоя Афоньки, добывающего себе коня.

Только когда дивизия вступает в Берестечко, появляется наконец Афонька на рослом жеребце. Вместо левого глаза на его обуглившемся лице чудовищная розовая опухоль.

В нем еще не остыл жар вольницы, и он крушит все вокруг себя.

Пан Аполек

У икон Новоградского костела своя история – “история неслыханной войны между могущественным телом католической церкви, с одной стороны, и беспечным богомазом – с другой”, войны, длившейся три десятилетия.

Эти иконы нарисованы юродивым художником паном Аполеком, который своим искусством произвел в святые простых людей.

Ему, представившему диплом об окончании мюнхенской академии и свои картины на темы Священного писания (“горящий пурпур мантий, блеск смарагдовых полей и цветистые покрывала, накинутые на равнины Палестины”), новоградским ксендзом была доверена роспись нового костела.

Каково удивление приглашенных ксендзом именитых граждан, когда они узнают в апостоле Павле на расписанных стенах костела хромого выкреста Янека, а в Марии Магдалине – еврейскую девушку Эльку, дочь неведомых родителей и мать многих подзаборных детей.

Художник, приглашенный на место Аполека, не решается замазать Эльку и хромого Янека. Рассказчик знакомится с паном Аполеком на кухне дома сбежавшего ксендза, и тот предлагает за пятьдесят марок сделать его портрет под видом блаженного Франциска. Еще он передает ему кощунственную историю о браке Иисуса и незнатной девицы Деборы, у которой от него родился первенец.

Гедали

Лютов видит старых евреев, торгующих у желтых стен древней синагоги, и с печалью вспоминает еврейский быт, теперь полуразрушенный войной, вспоминает свое детство и деда, поглаживающего желтой бородой тома еврейского мудреца Ибн-Эзры. Проходя по базару, он видит смерть – немые замки на лотках.

Он заходит в лавку древностей старого еврея Гедали, где есть все: от золоченых туфель и корабельных канатов до сломанной кастрюли и мертвой бабочки. Гедали расхаживает, потирая белые ручки, среди своих сокровищ и сетует на жестокость революции, которая грабит, стреляет и убивает.

Гедали мечтает “о сладкой революции”, об “Интернационале добрых людей”. Рассказчик же убежденно наставляет его, что Интернационал “кушают с порохом… и приправляют лучшей кровью”.

Но когда он спрашивает, где можно достать еврейский коржик и еврейский стакан чаю, Гедали сокрушенно отвечает ему, что еще недавно это можно было сделать в соседней харчевне, но теперь “там не кушают, там плачут…”.

Рабби

Лютову жаль этого разметанного вихрем революцией быта, с великим трудом пытающегося сохранить себя, он участвует в субботней вечерней трапезе во главе с мудрым рабби Моталэ Брацлавским, чей непокорный сын Илья “с лицом Спинозы, с могущественным лбом Спинозы” тоже здесь.

Илья, как и рассказчик, воюет в Красной Армии, и вскоре ему суждено погибнуть.

Рабби призывает гостя радоваться тому, что он жив, а не мертв, но Лютов с облегчением уходит на вокзал, где стоит агитпоезд Первой Конной, где его ждет сияние сотен огней, волшебный блеск радиостанции, упорный бег машин в типографии и недописанная статья в газету “Красный кавалерист”.

Источник: https://rus-lit.com/kratkoe-soderzhanie-konarmiya-babel/

Урок на тему "М.Э.Бабель "Конармия"

Урок № 1 .

Тема « Тема революции и Гражданской войны в прозе 20-х годов XX в. М.Э.Бабель «Конармия «Возможен ли « итернационализм добрых людей?»

Цель: Решая основные вопросы рассказов из «Конармии», доказать ,что человек ,ставший на путь насилия, даже ради благородной цели, саморазрушается , война – это трагедия , особенно братоубийство , рождается ли гуманный человек в огне гражданской войны , настанет ли для него царство истины , прошедшего революцию и гражданскую войну.

Оборудование : портрет писателя, стихи, высказывания о М.Э, Бабеле ,конверты с домашним заданием ,иллюстрации ,коллажи, скрипичная музыка, рабочий материал с вопросами к уроку.

Ход работы :

Слово учителя: Дело художника, особенность художника – видеть то ,что задумано, слушать ту музыку , которой гремит «разорванный ветром воздух».

Что же задумано ?( А.Блок «Интеллигенция и революция»).

А задумано М .Э. Бабелем показать в своих новеллах значительные исторические события, преломленные в человеческих судьбах. Обратимся к нескольким рассказам писателя. Это «Письмо», «Смерть Долгушова», «Гедали».Эпиграфом к уроку стали слова М.Горького.

  • Будьте человечнее в эти дни
  • Всеобщего озверения!
  • Работа с карточками , чтение вопросов:
  • Человек, ставший на путь насилия, даже ради благородной цели , саморазрушается.
  1. Война – это трагедия, особенно братоубийственная.

  2. Рождается ли гуманный человек в огне гражданской войны.

  3. Настанет ли для него царство вечной истины?

  4. Размышляя над этими вопросами ,попытайтесь ответить ,возможен ли «Интернационал добрых людей»? ( Цитата из «Гедали»).

Бабель один из немногих литераторов , кто был прописан в своей эпохе и стремился к ее осмыслению.

Не легкой была его писательская и человеческая судьба , об этом он пишет в своей автобиографии. (Автобиография подготовлена отдельно учеником). На долю Бабеля выпали тяжелые испытания , были взлеты и падения , закончившиеся 27.01.40 г.

Пулей в застенке того государства, за создание которого он боролся. Бабель не умел ничего выдумывать , хотел все знать до последней прожилки , «иначе, -это говорил он,- ничего не могу написать.

На моем щите вырезан девиз – «подлинность»!

Словарь: Подлинность.

Подлинность в том, что он видел страдания людей. Над ними издевались , их грабили как белые , так и красные. Красные и белые – это знак эпохи. Какой была эта эпоха?

Дается историческая справа ( индивидуальное сообщение ).

Делается вывод из индивидуального сообщения.

Война – это трагедия, особенно братоубийственная. Обращаемся к новелле-портрету «Письмо».

Словарь: Новелла.

Выборочное чтение «Письма».

Это жестокое послание раскрывает семейную трагедию. Докажите это.

Можно ли назвать справедливой революцию, которая утверждает высокие идеи равенства , свободы и братства ,поощряя при этом насилие, братоубийство, кровопролитие?

Лютов расспрашивает у подростка о родителях, тот протягивает сломанную семейную фотографию. Найти описание фотографии. Какова ее роль в новелле? Почему там нет Василия? Нет на фотографии, но он в своим письмом завещает семейный портрет ( прием самохарактеристики). Жесткость и насилие одержали верх над человеческими чувствами. Как это удалось передать в коллажах? ( работа с коллажами).

Классовое вытесняет общечеловеческое . И это объясняет «Письмо»- предупреждение И.Бабеля и рассказ М.Шолохова « Родинка».

С этим материалом работает творческая группа.

Читайте также:  Краткое содержание буран аксакова за 2 минуты пересказ сюжета

Вывод: Так жестокость и кровь врываются в литературу 20-х годов ,окрашивая реальность в багровые тона.

В эти дни всеобщего озверения так легко переступить границу дозволенного. В эпоху насилия слово дается только «товарищу маузеру».

  1. С чем это связано?
  2. — С тем ,что время безжалостно и сурово.
  3. Вячеслав Полонский ,критик 20-х годов ,писал : «Автор «Конармии»подслушал пульс своего времени».

Пульс своего времени слышал и Фадеев. Возможно ли в огне братоубийственной гражданской войны остаться гуманным человеком? Обращаемся к классическому эпизоду из романа А.Фадеева (смерть Фролова) и знаменитому эпизоду из рассказа М.Э.Бабеля «Смерть Долгушова».

Работа творческой группы. Анализ эпизодов .

Неужели нужно пролить кровь живого человека, изжить сострадание, порядочность, человечность ,чтобы приобщиться к победоносному коллективу?

Гуманен ли Лютов ,отказавшись пристрелить раненого Долгушова?

Почему Лютов не мог вымаливать у судьбы простейшего из умений – убить человека? (речь идет о раздвоении личности).

Критик Лежнев писал : «Бабель не циник. Это человек, уязвленный жестокостью. Он ее изображает так часто, потому что она поразила его на всю жизнь».

Что сближает стихотворение М.Волошина и рассказ «Смерть Долгушова»?

О сложном положении интеллигенции в это нелегкое время писали много. Об этом и статья Малинина «Судьба русской интеллигенции в русской литературе 20-х годов 20 века».

Впечатлениями об этой статье делится один из подготовивших ее учеников.

А красноармеец Афонька Бида этой раздвоенности не чувствует. Он ходит на блоковскую «голытьбу», что «без имени святого» «ко всему готова», «ничего не жаль, шла» в даль.

А другой протянул сморщенное яблоко. Яблоко – это символ.

Свое понимание этого эпизода попыталась передать ученица. Ее выступление.

  • Рождается ли гуманный человек в огне гражданской войны?
  • Автор погружен в понимание своего положения, положения
  • Афоньки, «переступившего» за него. Жалость оборачивается

жестокостью . Идет переоценка ценностей. Поиск истины. Кто гуманнее? Лютов? Афонька?

Прямо вопрос поставить нельзя. Почему?

Человек и война – понятия несовместимые. И ставить человека перед этим выбором нельзя. Всякая война аргументирована, особенно гражданская. К этим выводам приводят и размышления Бабеля. Страдает человеческая душа и Фролова, и Долгушова, и Лютова. Страдает человеческая душа маленького мудрого еврея Гедали.

  1. Великая, суровая эпоха нашла место и романтикам, верящим в революцию и непонимающим многого…
  2. Чтение отрывков из «Гедали».
  3. Могут ли сбыться мечты Гедали о революции как о «сладком удовольствии»?

Согласны ли вы со словами «революция – это хорошее дело хороших людей. Я хочу интернационала добрых людей ,я хочу, чтобы каждую душу взяли на учет и дали бы ей паек по первой категории»?

Что стоит за этими мечтами?

Философия добра и зла ( мнение учащихся).

Настанет ли царство истины для героев Бабеля? (Ответы учащихся).

Можно сказать ,что о царстве истины заставит задуматься и М.Булгаков .

Подводя итог урока, обращаемся к эпиграфу : «Будьте человечнее в эти дни всеобщего озверения !» — писал М.Горький.

Как соотнести эти слова с сегодняшним днем и прочитанными новеллами из «Конармии» М.Э. Бабеля.

Это будет ваша домашняя письменная работа.

Критик Лежнев писал : «Скупой и осторожный мастер, выдерживающий годами ,как вино в подвалах, свои новеллы под спудом, Бабель краток ,насыщен, ярок и заразителен..». Бабель не был похож ни на кого из современников.

«Моим стихам как драгоценным винам настанет свой черед»…Пришел и черед «Конармии» — не умирающей книге и ее автору.

Чтение стихотворения И. Эдинбурга.(Звучит музыка).

Источник: https://infourok.ru/urok-na-temu-mebabel-konarmiya-1624216.html

Читать

Исаак Бабель

Конармия

Переход через Збруч

Начдив шесть донес о том, что Новоград-Волынск взят сегодня на рассвете. Штаб выступил из Крапивно, и наш обоз шумливым арьергардом растянулся по шоссе, по неувядаемому шоссе, идущему от Бреста до Варшавы и построенному на мужичьих костях Николаем первым.

Поля пурпурного мака цветут вокруг нас, полуденный ветер играет в желтеющей ржи, девственная гречиха встает на горизонте, как стена дальнего монастыря.

Тихая Волынь изгибается, Волынь уходит от нас в жемчужный туман березовых рощ, она вползает в цветистые пригорки и ослабевшими руками путается в зарослях хмеля. Оранжевое солнце катится по небу, как отрубленная голова, нежный свет загорается в ущельях туч, штандарты заката веют над нашими головами.

Запах вчерашней крови и убитых лошадей каплет в вечернюю прохладу. Почерневший Збруч шумит и закручивает пенистые узлы своих порогов. Мосты разрушены, и мы переезжаем реку вброд. Величавая луна лежит на волнах. Лошади по спину уходят в воду, звучные потоки сочатся между сотнями лошадиных ног.

Кто-то тонет и звонко порочит богородицу. Река усеяна черными квадратами телег, она полна гула, свиста и песен, гремящих поверх лунных змей и сияющих ям.

Поздней ночью приезжаем мы в Новоград. Я нахожу беременную женщину на отведенной мне квартире и двух рыжих евреев с тонкими шеями; третий спит уже, укрывшись с головой и приткнувшись к стене. Я нахожу развороченные шкафы в отведенной мне комнате, обрывки женских шуб на полу, человеческий кал и черепки сокровенной посуды, употребляющейся у евреев раз в году – на пасху.

– Уберите, – говорю я женщине. – Как вы грязно живете, хозяева…

Два еврея снимаются с места. Они прыгают на войлочных подошвах и убирают обломки с полу, они прыгают в безмолвии, по-обезьяньи, как японцы в цирке, их шеи пухнут и вертятся. Они кладут мне распоротую перину, и я ложусь к стенке, рядом с третьим, заснувшим евреем. Пугливая нищета смыкается тотчас над моим ложем.

Все убито тишиной, и только луна, обхватив синими руками свою круглую, блещущую, беспечную голову, бродяжит под окном.

Я разминаю затекшие ноги, я лежу на распоротой перине и засыпаю. Начдив шесть снится мне. Он гонится на тяжелом жеребце за комбригом и всаживает ему две пули в глаза. Пули пробивают голову комбрига, и оба глаза его падают наземь. «Зачем ты поворотил бригаду?» – кричит раненому Савицкий, начдив шесть, – и тут я просыпаюсь, потому что беременная женщина шарит пальцами по моему лицу.

– Пане, – говорит она мне, – вы кричите со сна и вы бросаетесь. Я постелю вам в другом углу, потому что вы толкаете моего папашу…

Она поднимает с полу худые ноги и круглый живот и снимает одеяло с заснувшего человека. Мертвый старик лежит там, закинувшись навзничь. Глотка его вырвана, лицо разрублено пополам, синяя кровь лежит в его бороде, как кусок свинца.

– Пане, – говорит еврейка и встряхивает перину, – поляки резали его, и он молился им: убейте меня на черном дворе, чтобы моя дочь не видела, как я умру. Но они сделали так, как им было удобнее, – он кончался в этой комнате и думал обо мне. И теперь я хочу знать, – сказала вдруг женщина с ужасной силой, – я хочу знать, где еще на всей земле вы найдете такого отца, как мой отец…

Костел в Новограде

Я отправился вчера с докладом к военкому, остановившемуся в доме бежавшего ксендза. На кухне встретила меня пани Элиза, экономка иезуита. Она дала мне янтарного чаю с бисквитами. Бисквиты ее пахли, как распятие. Лукавый сок был заключен в них и благовонная ярость Ватикана.

Рядом с домом в костеле ревели колокола, заведенные обезумевшим звонарем. Был вечер, полный июльских звезд. Пани Элиза, тряся внимательными сединами, подсыпала мне печенья, я насладился пищей иезуитов.

Старая полька называла меня «паном», у порога стояли навытяжку серые старики с окостеневшими ушами, и где-то в змеином сумраке извивалась сутана монаха. Патер бежал, но он оставил помощника – пана Ромуальда.

Гнусавый скопец с телом исполина, Ромуальд величал нас «товарищами». Желтым пальцем водил он по карте, указывая круги польского разгрома. Охваченный хриплым восторгом, пересчитывал он раны своей родины.

Пусть кроткое забвение поглотит память о Ромуальде, предавшем нас без сожаления и расстрелянном мимоходом. Но в тот вечер его узкая сутана шевелилась у всех портьер, яростно мела все дороги и усмехалась всем, кто хотел пить водку.

В тот вечер тень монаха кралась за мной неотступно. Он стал бы епископом – пан Ромуальд, если бы он не был шпионом.

Я пил с ним ром, дыхание невиданного уклада мерцало под развалинами дома ксендза, и вкрадчивые его соблазны обессилили меня. О, распятия, крохотные, как талисманы куртизанки, пергамент папских булл и атлас женских писем, истлевших в синем шелку жилетов!..

Я вижу тебя отсюда, неверный монах, в лиловой рясе, припухлость твоих рук, твою душу, нежную и безжалостную, как душа кошки, я вижу раны твоего бога, сочащиеся семенем, благоуханным ядом, опьяняющим девственниц.

Мы пили ром, дожидаясь военкома, но он все не возвращался из штаба. Ромуальд упал в углу и заснул. Он спит и трепещет, а за окном в саду под черной страстью неба переливается аллея. Жаждущие розы колышутся во тьме. Зеленые молнии пылают в куполах. Раздетый труп валяется под откосом. И лунный блеск струится по мертвым ногам, торчащим врозь.

Вот Польша, вот надменная скорбь Речи Посполитой! Насильственный пришелец, я раскидываю вшивый тюфяк в храме, оставленном священнослужителем, подкладываю под голову фолианты, в которых напечатана осанна ясновельможному и пресветлому Начальнику Панства, Иозефу Пильсудскому.

Нищие орды катятся на твои древние города, о, Польша, песнь об единении всех холопов гремит над ними, и горе тебе, Речь Посполитая, горе тебе, князь Радзивилл, и тебе, князь Сапега, вставшие на час!..

Все нет моего военкома. Я ищу его в штабе, в саду, в костеле. Ворота костела раскрыты, я вхожу, мне навстречу два серебряных черепа разгораются на крышке сломанного гроба. В испуге я бросаюсь вниз, в подземелье.

Дубовая лестница ведет оттуда к алтарю. И я вижу множество огней, бегущих в высоте, у самого купола. Я вижу военкома, начальника особого отдела и казаков со свечами в руках.

Они отзываются на слабый мой крик и выводят меня из подвала.

Черепа, оказавшиеся резьбой церковного катафалка, не пугают меня больше, и все вместе мы продолжаем обыск, потому что это был обыск, начатый после того, как в квартире ксендза нашли груды военного обмундирования.

Сверкая расшитыми конскими мордами наших обшлагов, перешептываясь и гремя шпорами, мы кружимся по гулкому зданию с оплывающим воском в руках.

Богоматери, унизанные драгоценными камнями, следят наш путь розовыми, как у мышей, зрачками, пламя бьется в наших пальцах, и квадратные тени корчатся на статуях святого Петра, святого Франциска, святого Винцента, на их румяных щечках и курчавых бородах, раскрашенных кармином.

Мы кружимся и ищем. Под нашими пальцами прыгают костяные кнопки, раздвигаются разрезанные пополам иконы, открывая подземелья в зацветающие плесенью пещеры. Храм этот древен и полон тайн. Он скрывает в своих глянцевитых стенах потайные ходы, ниши и створки, распахивающиеся бесшумно.

О, глупый ксендз, развесивший на гвоздях спасителя лифчики своих прихожанок. За царскими вратами мы нашли чемодан с золотыми монетами, сафьяновый мешок с кредитками и футляры парижских ювелиров с изумрудными перстнями.

А потом мы считали деньги в комнате военкома. Столбы золота, ковры из денег, порывистый ветер, дующий на пламя свечей, воронье безумье в глазах пани Элизы, громовый хохот Ромуальда и нескончаемый рев колоколов, заведенных паном Робацким, обезумевшим звонарем.

«Прочь, – сказал я себе, – прочь от этих подмигивающих мадонн, обманутых солдатами»…

Начальник конзапаса

На деревне стон стоит. Конница травит хлеб и меняет лошадей. Взамен приставших кляч кавалеристы забирают рабочую скотину. Бранить тут некого. Без лошади нет армии.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=49852&p=2

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector