«Слепой музыкант» – повесть, краткое содержание которой будет рассмотрено ниже. Она затрагивает важную тему целеустремленности и любви к искусству.
Рассказывает о роли прекрасного в жизни каждого человека, помогает пробудить целеустремленность. Чтобы понять, что еще автор попытался рассказать читателям, нужно рассмотреть пересказ произведения.
Описание повести поможет запомнить главные моменты истории и сделать выводы по главам.
Главные герои повести
В каждом герое рассказа читатель может увидеть знакомые черты. В образах персонажей автор вложил ряд положительных и отрицательных качеств. Кто принимает участие в сюжете:
- Петр Попельский – слепой мальчик, главный герой повести.
- Максим Яценко – дядя главного героя, сыграл важную роль в его становлении.
- Эвелина Яскульская – любимая девушка Петра.
Второстепенные герои книги:
- Анна Попельская – мама главного героя.
- Иохим – молодой человек, ухаживающий за лошадьми, который играл на дудке.
- Федор и Кузьма – знакомые Петра, также лишенные зрения.
- Егорий – звонарь, который также потерял зрение.
- Ставрученки – братья,студент и кадет, которые гостили у семьи главного героя.
Главные герои в экранизации произведения
Краткое содержание по главам
Прочтение краткого содержания книги Короленко В.Г. «Слепой музыкант» поможет понять главную мысль, которую пытался донести автор. Каждую главу можно рассматривать как отдельную историю, а в конце делать небольшие заключения. Книга разделена на 7 глав и эпилог.
Глава 1
В забытом украинском селе мать родила особенного мальчика. В доме жил отец, мать и ее брат – дядя Максим. На удивление, именно он больше всех заинтересовался малышом.
Отец был равнодушен к воспитанию, уделяя больше внимания хозяйству. Однако он был добрым, простым человеком.
А вот дядя проявлял противоположные качества: он был решительным «бойцом» и даже покинул страну в поисках приключений.
Вскоре после рождения, опасения Анны подтвердились врачом. Мальчик был незрячим. Мать пыталась всячески заботиться о сыне и не упускала его из вида. И только дядя Максим настоял – ребенку нужно дать немного самостоятельности. Петр начал ползать, и даже отсутствие зрения не помешало. Он прекрасно слышал и ощущал запахи. Это подтвердилось во время прогулки к реке.
Глава 2
Слепой мальчик начал проявлять интерес к прекрасным звукам. Зрение компенсировалось чутким слухом. Вскоре стало понятно – ребенок чрезвычайно музыкален.
Уже в 5 лет Петр обратил внимание на свирель конюха и стал все чаще его навещать. Попытки игры на дудочке были особенно удачны. Однако мать решила, что мальчик должен заниматься дома. Ее ревность привела к покупке фортепиано.
Она и сама умела играть, но пьеса не пробудила желание музицировать у Петра.
Вскоре Анна поняла, что же так влекло ее сына. Иохим играл, выражая свои чувства. Звуки лились, рассказывая целую историю. Чтобы рассказать о переживаниях, конюх использовал дудочку. Эту тактику переняла Анна, и маленький музыкант вскоре подружился с пианино.
Глава 3
Вдохновение дяди Максима сделать Петра самостоятельным приносило видимые плоды. В шесть лет мальчик складывал вещи на место и вытирал пыль в доме, а позже ездил на лошади под пристальным взглядом других. К сожалению, малец был обделен друзьями. Сельские мальчишки сторонились его.
Неподалеку в соседнем селе поселилась девочка Эвелина. Ей было шесть лет отроду, однако малышка проявляла огромную самостоятельность.
Вскоре впервые увидела Петра. Эвелина заслушалась, когда тот играл на берегу реки. Но знакомство состоялось только на второй встрече. То, что Петя не видел, ее сначала отпугнуло. Однако затем зародилась настоящая дружба. И Эвелина начала навещать талантливого друга.
Глава 4
Несмотря на прекрасный слух, самостоятельность и ум, Петр начал ощущать неполноценность и неудовлетворенность. Мальчику хотелось видеть окружающих его людей, живописные пейзажи. Для полного ощущения прекрасного ему не хватало зрения. В жизни стало появляться много интересного. И вещи хотелось не только щупать, но и видеть.
Глава 5
Однажды Максим пригласил в гости своего знакомого. Он пришел в дом со своими сыновьями. Ставрученки уже окончили школу. Один сын был студентом консерватории, второй – кадетом. В доме стало оживленно. Парни активно беседовали, однако в обсуждении Петр не участвовал.
Мальчик не стал слушать студенческие умные речи и оставил их. У старой мельницы его нашла верная подруга. Петя стал чувствовать себя ограниченным во внимании, чувствуя себя никому не нужным.
Тогда девочка предложила жениться на ней и объяснила, что его болезнь – вовсе не помеха настоящим, искренним чувствам. Они должны быть неразлучны из-за любви друг к другу.
В комнате Петр стал играть, да так, что все гости были очарованы.
Глава 6
Все семейство решило посетить старых приятелей. Вместе они пошли в храм, где состоялось знакомство с невидящим Егорием, который служил звонарем. Они с Петром были похожи.
В разговоре послушник упомянул, что не испытал радости в полную меру оценить этот мир. Но есть в округе юноша Роман, который перестал видеть мир, будучи школьником. Егорий таил обиду.
Зависть грызла его, ведь мальчик успел увидеть мать до наступления слепоты.
Это натолкнуло Петра на вопросы о том, зачем он живет. Его не покидали мысли о том, что он зол на весь мир и приносит лишь разочарования окружающим. Максим рассказал слепому Петру, что есть связь между оттенками и полутонами.
В жаркую пору Петр должен был посетить Киев, чтобы усовершенствоваться в игре на любимом инструменте. По дороге ему вместе с дядей Максимом встретились два невидящих мужчины, с которыми Петр и ушел. Они спешили к Почаеву – там, в знаменитом монастыре, пианист хотел вымолить у Богоматери возможность видеть, однако чуда не произошло, и осенью юноша вернулся домой.
Глава 7
Петр обрел семью. Как и прежде, уже будучи девушкой, Эвелина проявляла желание выйти за него замуж и навсегда остаться с ним. Вскоре у них родился ребенок: он был здоровым и не лишенным зрения. Петр продолжал общаться со слепцом Кандыбой, который встретился ему по дороге в Киев.
Эпилог
Через 3 года состоялся дебют гениального пианиста. Жители Киева были поражены прекрасной игрой, мелодия лилась по всей округе, оживляя ярмарку. Брат Анны указал, что все происходит не зря в этом мире. Гений напомнил миру о несчастных.
Главная мысль «Слепой музыкант»
Владимир Короленко создал произведение, которое пробуждает в читателях много чувств. Каждый может вынести со страниц книги то, что для него особенно важно. Повесть рассказывает о целеустремленности, которую проявил Максим и маленький Петр.
Ведь если бы не она – желание играть и слышать так и осталось бы желанием. Красной линией по всем страницам проходит любовь. Чувства Эвелины к Петру были искренними.
Она показала, что в человеке важно ценить его внутренние качества, его отношение к миру.
Важно! Иногда без мелких нюансов невозможно сделать глубокий анализ произведения, которое нужно читать. Они упускаются в пересказах.
Краткий пересказ позволяет сделать вывод о том, что человек всегда может отказаться от длинного и интересного пути и закончить поиски. Однако Петр приложил усилия, принял свой недостаток и восполнил недостающее качество музыкальным даром.
Трудолюбие музыканта привело его к успеху
Благодаря краткому содержанию можно уловить главную мысль, которую хотел донести автор. Владимир Короленко пробудил чувство желания к жизни. Он объяснил, что счастье не заключается в физических качествах. Главный герой получил любовь, крепкую семью, невероятный талант.
Источник: https://ChitaemKratko.ru/kratkoe-soderzhanie/slepoy-muzykant.html
Краткое содержание повести "Слепой музыкант": краткий пересказ сюжета, повесть в сокращении
Главная страницаСлепой музыкант
«Слепой музыкант». Художник В. Бехтеев |
Повесть «Слепой музыкант» является одним из самых известных произведений В. Г. Короленко.
В этой статье представлено краткое содержание повести «Слепой музыкант»: краткий пересказ сюжета, произведение в сокращении.
Смотрите:
— Все материалы по повести «Слепой музыкант»
— Все материалы по творчеству Короленко Действие повести происходит во второй половине XIX века в Российской Империи.
В семье богатых помещиков Попельских появляется на свет слепой мальчик Петр. Ребенок подрастает, и родители замечают, что у мальчика невероятно тонкий слух. Маленький Петр увлекается музыкой: сперва он учится играть на свирели, а затем — на фортепиано. Окружающие отмечают его блестящие музыкальные способности.
Петр получает прекрасное домашнее образование. Его обучением занимается дядя Максим, умный и добрый человек, инвалид без ноги. Дядя учит мальчика читать, ездить верхом и т.д., чтобы тот не чувствовал себя ущербным в обществе. В возрасте около 9 лет Петр знакомится с девочкой Эвелиной, соседкой по имению. Девочка становится лучшим другом Петра на многие годы.
Петр взрослеет. Несмотря на старания родных, юноша все больше страдает из-за своей слепоты. Он не может смириться с тем, что никогда не увидит мир; он тоскует и злится на судьбу. Свои переживания Петр удивительным образом выражает в игре на фортепиано. Юноше пророчат блестящую карьеру музыканта, но тот все равно чувствует себя несчастным из-за своей слепоты. Дядя Максим решает помочь племяннику преодолеть душевный кризис. По его задумке Петр якобы едет в Киев учиться на музыканта, но на самом деле юноша под видом крестьянина идет пешком на богомолье к чудотворной иконе. Вместе с Петром туда идут и другие слепые из округи. Спустя несколько недель юноша возвращается домой. Его глаза так и не прозревают, но зато исцеляется душа: Петр смиряется со своей судьбой и больше не тоскует, как раньше. Вскоре Петр женится на Эвелине, у них рождается ребенок. Молодой отец переживает, что его сын тоже будет слепым. Узнав от доктора, что ребенок зрячий, Петр испытывает невероятное эмоциональное потрясение. В этот момент с ним происходит нечто странное: на одно мгновение Петр как будто прозревает и видит свою мать, жену, небо, а затем снова наступает мрак. Этот чудесный случай оставляет глубокий след в душе слепого. Спустя некоторое время Петр едет в Киев учиться музыкальному мастерству. Спустя 3 года он наконец дает свой первый концерт. Зрители приходят в восторг от пронзительной игры слепого музыканта.
Конец.
Таково краткое содержание повести «Слепой музыкант» Короленко: краткий пересказ сюжета, произведение в сокращении.
Источник: https://www.literaturus.ru/2018/01/kratkoe-soderzhanie-slepoj-muzykant-korolenko-sjuzhet-v-sokrashhenii.html
Рассказ "Слепой музыкант" В.Короленко.Краткое содержание.Чему учит рассказ?
«Слепой музыкант» — это одно из замечательных произведений В. Короленко. В нем автор не только пытается отразить психологию и проблемы восприятия мира слепым человеком, осознанием в нем себя, а также вообще поиска людьми гармонии, обретения счастья в мечте, стремлением за идеалом, будь это красота, музыка.
Главный герой — это Петр, слепой мальчик. Он появился на свет в обеспеченной семье. Еще при его рождении мама замечает, что ребенок не похож на других: крик дитя кажется особенным, словно в нем чувствуется страдание… Позже оказывается, что он слеп от рождения и не способен видеть окружающее, видеть людей вокруг него. Мама растит дитя, лелея и оберегая.
Дядя Максим — брат Анны — говорит своей сестре, что ребенку надо дать свободу и перестать чрезмерно опекать, чтобы тот смог самостоятельно развиваться, понимать окружающий мир. Брат Анны — это человек, покалеченный на войне, без ноги. До рождения племянника никак не может приспособиться жить дальше, считая себя ни на что не способным, никому не нужным…
А потом оказывается, что может помочь другому, еще более несчастному существу, чем он сам. Дядя Максим начинает содействовать племяннику. К пяти годам маленький Петр совершенно самостоятелен, свободно передвигается по дому, зная его на ощупь.
Незнакомым людям, которые бы в первый раз видели со стороны Петра, никак не заметили изъяна, а мальчик показался бы им более странным, чем другие дети, вот и все.
У Попельских Иохим работает конюхом. Это одинокий человек, у которого на сердце печаль, потому что не сбылись мечты о любви одной девушки. Свою тоску он вкладывает в игру на самодельной дудочке. Однажды Петр слышит игру Иохима и увлекается музыкой.
Он часто ходит к конюху, слушает его игру, учится сам играть на инструменте. Маму мальчика волнует, что ребенок ищет общества конюха. Она заказывает, чтобы привезли пианино, вспоминая, как сама когда-то на нем играла. Но на Петра ее музыка не произвела впечатления.
Тогда пани учится играть не хуже Иохима, часто наблюдая за мелодией его дудочки. Через время у нее получается импровизировать, передавая с мелодией свои чувства. Петр заинтересован… Теперь он учится играть на пианино не хуже, чем на дудочке.
Он способен от рождения к музыке и развивает талант.
В имение неподалеку от Попельских приезжает с семьей пан Яскульский. У него есть дочь Эвелина одного возраста со слепым мальчиком. Однажды Петр находится на природе неподалеку от дома, там знакомится с девочкой. Узнав, что Петр слеп, та от души жалеет. Дети начинают дружить, бывать друг у друга в гостях.
Позже к отцу Петра приходит в гости его товарищ Ставрученко с двумя сыновьями-студентами примерно одного возраста с Петром. Они начинают общаться с Эвелиной, а Петр просто находится рядом и все слышит.
Главный герой чувствует себя в компании молодых людей «увечным», потому что разговор протекает без его участия, вообще присутствия Петра не замечают, никто к нему не обращается… Он уходит, чтобы уединиться.
Эвелина все понимает, находит Петра и говорит, что для не только он самый дорогой человек, они могли бы пожениться… Сначала главный герой обрадовался, а поразмыслив понял, что будет помехой к счастью Эвелины: он же слепой. Но девушка разубеждает, говорит, что любит.
В этот день Петр играл на пианино, всем понравилась его музыка. Ставрученко дает совет учиться профессионально играть на пианино.
Осенью все приезжают в гости к Ставрученко. Там посещают монастырь, где встречают слепого звонаря Егория. Петр впервые имеет возможность узнать человека с таким же «несчастьем», как у него. Кроме Егория там же работает слепой Роман, которые потерял зрение в возрасте семи лет, а не родился слепым.
Егорий добр душой и отзывчив, с радостью общается с детьми, ведет их наверх посмотреть монастырь. А звонарь Егорий зол, детей не хочет пускать посмотреть монастырь. Петр решает, что он тоже злой в душе, так как тоже слеп от рождения. Подобная мысль его тяготит. Эвелина понимает, что происходит с ее возлюбленным, рассказывает ситуацию дяде Максиму.
Его племянник становится угрюмым, замыкается в себе…
Однажды на празднике Петр и дядя Максим проходят мимо нищих. Петр говорит, что любой нищий богаче него, так как может созерцать этот мир! Он даже не представляет, что такое «нужда»! Дядя Максим делает так, что Петр одевает одежду нищих и отправляет странствовать на год. За это время Петр многому научился!
Петр после странствий остался незрячим, но понял нужду бедных людей.
Вскоре он и Эвелина поженились. У них родился ребенок, он не был слепым. Отец радовался появлению на свет первенца. В этот момент на миг он прозрел и мог смутно видеть мир, это длилось мгновение.
Петр стал известным музыкантом, собирал много публики на концерты. Несмотря, что он слеп, он добился большого успеха!
Чему учит повесть?
Это интересное и трогательное произведение. Петр слепой, поэтому он с удвоенным чувством пользуется другими органами восприятия мира. У него совершенно развит слух, проявляется талант к музыке, который становится кредо Петра.
История жизни показывает, что несмотря на слепоту, Петр многого достиг в жизни, потому что ему помогали близкие люди, поддерживали во всем. Особенное влияние оказал дядя Максим.
Петр совершенно не отличается от зрячих, даже умеет управлять лошадью и скакать на ней, словно он вовсе не слеп!
Повесть учит верить в лучшее, идти только вперед, добиваться исполнения мечты, как Петр развил свои способности и посвятил музыке. Жизнь и судьба Петра показывают, что всегда надо стремиться к прекрасному, уметь понять себя, к чему лежит душа, развивать способности.
Произведение доброе, теплое, искреннее!
Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2794101-rasskaz-slepoj-muzykant-vkorolenkokratkoe-soderzhaniechemu-uchit-rasskaz.html
«Слепой музыкант», краткое содержание по главам повести Короленко
Ночью в одной богатой семье Юго-западного края родился мальчик. Ребенок очень сильно кричал, и его мать Анна Михайловна Попельская сразу почувствовала что-то неладное. Слова бабки о том, что все новорожденные плачут, мало ее успокоили.
Через несколько недель предчувствие беды подтвердилось. Анна Михайловна стала замечать, что ее новорожденный не реагирует на лучи света, что-то все время ищет ручками. Когда доктор внимательно осмотрел глаза мальчика, то констатировал, что ребенок родился слепым.
Мальчика назвали Петриком. Его отец был добрым помещиком, который мало говорил и целыми днями был занят делами.
Вместе с Попельскими жил родной брат матери – Максим Яценко, который с молодых лет прослыл «опасным забиякой». Дядя Максим много повидал на своем веку, одно время даже примкнул к гарибальдийцам.
После полученных ранений он доживал свои годы без правой ноги и с сильно поврежденной левой рукой.
Дядя стал все чаще присматриваться к своему племяннику, который тоже был инвалидом, только с рождения. Максим решил позаботиться о малыше, развить в нем сильные качества, хотя бы частично компенсировать его слепоту силой воли. Он посоветовал своей сестре не слишком опекать ребенка, а предоставить тому возможность развиваться свободно, как все дети.
Постепенно мальчик привыкал к окружающим звукам, а когда научился говорить, стал жадно расспрашивать маму и дядю обо всех предметах и животных. Петрика очень интересовало, как они выглядят?
Дядя Максим пришел к выводу, что слепота мальчика – не простая случайность, она дана ребенку для реализации необыкновенных способностей, в скором времени будет понятно каких.
Глава вторая
В пять лет Петрик уже достаточно хорошо ориентировался в своем доме. Со стороны сложно было даже предположить, что ребенок ничего не видит. Могло лишь показаться, что мальчик более сосредоточен, чем другие дети.
Как-то Петрик услышал звук свирели и долго был под впечатлением от этой мелодии. На народном инструменте играл конюх Иохим. После этого случая мальчик стал часто заходить на конюшню, чтобы послушать новые и такие приятные звуки.
Анна Михайловна стала ревновать сына к конюху. Она решила купить пианино и сыграла для Пети пьесу. Однако мальчик не воспринял сложное музыкальное произведение. Это сильно расстроило мать, но не сломило.
Каждый вечер, когда мальчик засиживался у Иохима и наслаждался звучанием дудки, Анна Михайловна садилась за пианино и наигрывала простые, но красивые мелодии.
Их слышали Иохим с Петриком и все чаще увлекались звучанием инструмента.
Однажды Петя пробрался в комнату, где стоял этот загадочный музыкальный инструмент, и начал его изучать.
Глава третья
Дядя Максим продолжал серьезно заниматься воспитанием Пети, что приносило свои плоды. В шестилетнем возрасте мальчик уже мог сам убрать в своей комнате и даже ездить верхом на лошади. В этом свою помощь оказывал конюх Иохим. Однако друзей-ровесников у Петрика практически не было, хотя сельские ребята приходили к нему в гости. Им было забавно слушать истории слепого паныча.
Вскоре в имении, которое было расположено по соседству, поселилась чета Яскульских. Их девочка Эвелина была почти одних лет с Петей. Она большую часть времени проводила в уединении, вела себя здраво и рассудительно, как взрослая женщина.
Первое знакомство Эвелины с Петриком у реки получилось неудачным. Мальчик не любил, когда кто-то внезапно нарушал его одиночество, и прогнал Эвелину. Однако через несколько дней дети встретились вновь. На этот раз у них завязался разговор. Во время общения Петя стал ощупывать лицо Эвелины руками. Девочку это напугало. Она поняла, что ее новый знакомый ничего не видит.
На следующий день Эвелина сама пришла в гости к Петрику. С тех пор дети стали дружить и вместе заниматься под руководством дяди Максима.
Глава четвертая
В семье мальчика дружбе Петруся и Эвелины очень обрадовались. Здесь посчитали, что эта умная и нравственная девочка сможет хоть частично облегчить сложную жизнь инвалида.
Тем временем Петрик подрастал. Вскоре в его мировоззрении стали намечаться изменения, о которых дядя Максим раньше не догадывался. Теперь Яценко стал понимать, что далеко не полностью знает своего подопечного, особенно его богатый внутренний мир.
Максим пытался как-то воспрепятствовать душевным исканиям и эмоциональным порывам подростка. Он считал, что инвалиду будет гораздо легче жить в удобном и понятном измерении.
Но мать Пети поняла, что в ее ребенке будут все чаще раскрываться особенности слепого человека, о которых зрячие даже не догадываются. И с этому никак нельзя воспрепятствовать.
Однажды мальчик вбежал в комнату матери и рассказал сон, в котором отчетливо видел ее и дядю Максима.
Глава пятая
Прошло еще несколько лет. Эвелина и Петр стали уже молодыми людьми, им хотелось каких-то новых впечатлений, но жизнь в усадьбе была скучной и однообразной. Чувствовал это и дядя Максим. Чтобы как-то развеять скуку, он пригласил в гости своего старого товарища Ставрученко, который жил в семидесяти верстах от их усадьбы. Ставрученко приехал в гости с сыновьями-студентами.
Молодые люди живо обсуждали различные вопросы, много внимания уделяли Эвелине, а вот Петра вроде и не замечали. Такое отношение больно ранило самолюбие слепого юноши, но он долгое время старался не подавать виду.
Однако во время одной беседы Петру стало совсем тоскливо и одиноко, он встал и куда-то ушел. Эвелина нашла друга у заброшенной мельницы. В этом месте и состоялся судьбоносный разговор молодых людей.
Они признались друг другу в любви, а Эвелина первой предложила Петру обвенчаться.
После неожиданной помолвки молодые люди вернулись к гостям, где Петр сел за фортепиано. Юноша играл столь вдохновенно и красиво, что поразил своим умением всех присутствующих. Старший сын Ставрученко сказал, что юноше нужна серьезная школа, такой талант необходимо развивать.
Глава шестая
Осенью Попельские нанесли ответный визит Ставрученко. В нескольких верстах от их имения находился N-ский монастырь, куда все вместе решили поехать.
Там Петр познакомился со слепым послушником-звонарем Егорием, который внешне был удивительно похож на главного героя. Егорий также родился слепым. Он рассказал историю о послушнике Романе, который ослеп в семь лет.
Петр немного позавидовал Роману, ведь тот успел узнать, что такое быть зрячим.
Зимой юношу терзали постоянные вопросы о смысле жизни слепых людей. Ему стало казаться, что все окружающие от него только страдают, хоть и жалеют. И так продолжалось до самой весны, когда решено было поклониться чудотворной иконе.
Она находилась в небольшом городишке верстах в шестидесяти от усадьбы Попельских. У входа в церквушку сидели слепые нищие и тянули заунывную песню.
Петр сначала сильно их испугался, но затем справился с нервным потрясением и подал слепым милостыню.
Летом Петр с Максимом поехали на бричке в Киев. Там юноша должен был взять уроки у известного пианиста. Однако по дороге путешественники встретили двух слепцов, которые держали путь в Почаев. Петр принял решение пойти вместе с этими людьми, а Максим поехал в Киев один и долго скрывал от родни поступок племянника.
Дорога в Почаев и общение с людьми, которые были тоже лишены зрения, обогатили юношу новыми приятными впечатлениями. Он выучил и часто стал напевать песню слепцов. Хоть чудо в Почаеве не случилось, душа Петра получила свое исцеление.
Юноша вернулся домой только поздней осенью.
Глава седьмая
Эвелина с Петром поженились и ждали прибавления в семействе. Когда же у них родился сын, молодой отец испытал необыкновенную радость. Правда, первые дни он был очень взволнован. Петр ужасно боялся, что его ребенок родится слепым. Эта мысль постоянно мучила его, не давала покоя.
Когда же доктор внимательно осмотрел малыша и сообщил Петру, что его сын родился зрячим, наш герой на какое-то время как бы переместился в иную реальность. Он сказал матери и Максиму, что видел их, а также этот мир, такой прекрасный и неповторимый.
Эпилог
Прошло три года. Петр дебютировал на ярмарке «Контракты» в Киеве. Его сопровождала Эвелина, а дядя Максим был среди зрителей. В игре Петра он четко узнавал мотив песни слепцов и понял, что прожил свою жизнь не зря. Дядя был очень рад успеху племянника и постоянно повторял, что тот прозрел.
- «Слепой музыкант», анализ повести Короленко
- «В дурном обществе», краткое содержание по главам повести Короленко
- «Парадокс», анализ рассказа Короленко
- «Парадокс», краткое содержание по главам очерка Короленко
- «Огоньки», анализ рассказа Короленко
- «В дурном обществе», анализ повести Короленко
- «Река играет», краткое содержание по главам произведения Короленко
- «Чудная», анализ произведения Короленко
- «Мгновение», анализ произведения Короленко
- «Река играет», анализ рассказа Короленко
- «Без языка», анализ рассказа Короленко
- «Без языка», краткое содержание рассказа Короленко
- Владимир Галактионович Короленко, краткая биография
- «Мороз» , анализ рассказа Короленко
- По произведению: «Слепой музыкант»
- По писателю: Короленко Владимир Галактионович
Источник: https://goldlit.ru/korolenko/1274-slepoi-muzykant-kratkoe-soderzhanie
Краткое содержание повести «Слепой музыкант» В. Короленко
Повесть «Слепой музыкант» Короленко была впервые опубликована в 1886 году. В рассказе автор раскрывает темы смысла человеческой жизни, искусства, любви, воспитания.
На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Слепого музыканта».
Друзьям Короленко писал, что его задачей было «не только воспроизведения психологии слепого, но и отражения общечеловеческой мечты за идеалом, тоски за полнотой человеческого существования.
Основные персонажи повести
Главные герои:
- Петр Попельский – слепорожденный музыкант, центральный герой произведения.
- Дядя Максим (Яценко Максим) – дядя Петра, брат Анны Михайловны; занимался воспитанием племянника.
- Эвелина Яскульская – возлюбленная Петра.
Другие герои:
- Анна Михайловна Попельская – мать Петра.
- Иохим – конюх у Попельских, игравший Петру на дудочке.
- Федор Кандыба, Кузьма – слепцы, с которыми Петр ходил в Почаев.
- Егорий – слепой звонарь.
- Братья Ставрученко – студенты, гостившие у Попельских.
«Слепой музыкант» очень краткое содержание
В. Короленко Слепой музыкант краткое содержание для читательского дневника:
У супругов Попеольских рождается слепой ребенок. Отец Петра — добродушный человек, но занят хозяйством. Воспитанием мальчика занимается дядя, потерявший на войне ноги. Он хочет вырастить из ребенка сильного, высокодуховного и благородного человека.
С возрастом Петр интересуется окружающими звуками и учится играть на фортепиано. Он знакомится с Эвелиной, между детьми устанавливается крепкая дружба.
Став старше, Петр ощущает себя несчастным из-за недуга. Он сбегает с бродячими музыкантами на несколько лет, познает людей и мир, ощущает, сколько у других бед и несчастий и возвращается домой взрослым мужчиной.
Он женится на Эвелине. У молодожен рождается зрячий сын. Максим гордится племянником, стойким и сильным человеком.
Вывод
Какие бы беды ни выпадали на нашу долю, нужно проявлять терпение и радоваться тому, что имеешь. Нельзя опускать голову и сдаваться. Счастье — в мелочах. Телесные недуги причиняют массу неудобств, но не тело главное в человеке, а душа и то, чем она наполнена. Нужно наполнять ее добром и теплом, именно это притягивает к нам таких же добрых и теплых людей.
Короткий пересказ «Слепого музыканта»
Краткое содержание Слепой музыкант:
Действие повести происходит во второй половине XIX века в Российской Империи. В семье богатых помещиков Попельских появляется на свет слепой мальчик Петр. Ребенок подрастает, и родители замечают, что у мальчика невероятно тонкий слух.
Маленький Петр увлекается музыкой: сперва он учится играть на свирели, а затем — на фортепиано. Окружающие отмечают его блестящие музыкальные способности. Петр получает прекрасное домашнее образование. Его обучением занимается дядя Максим, умный и добрый человек, инвалид без ноги. Дядя учит мальчика читать, ездить верхом и т.д., чтобы тот не чувствовал себя ущербным в обществе.
В возрасте около 9 лет Петр знакомится с девочкой Эвелиной, соседкой по имению. Девочка становится лучшим другом Петра на многие годы. Петр взрослеет. Несмотря на старания родных, юноша все больше страдает из-за своей слепоты. Он не может смириться с тем, что никогда не увидит мир; он тоскует и злится на судьбу. Свои переживания Петр удивительным образом выражает в игре на фортепиано.
Юноше пророчат блестящую карьеру музыканта, но тот все равно чувствует себя несчастным из-за своей слепоты. Дядя Максим решает помочь племяннику преодолеть душевный кризис. По его задумке Петр якобы едет в Киев учиться на музыканта, но на самом деле юноша под видом крестьянина идет пешком на богомолье к чудотворной иконе. Вместе с Петром туда идут и другие слепые из округи.
Спустя несколько недель юноша возвращается домой. Его глаза так и не прозревают, но зато исцеляется душа: Петр смиряется со своей судьбой и больше не тоскует, как раньше. Вскоре Петр женится на Эвелине, у них рождается ребенок.
Молодой отец переживает, что его сын тоже будет слепым. Узнав от доктора, что ребенок зрячий, Петр испытывает невероятное эмоциональное потрясение.
В этот момент с ним происходит нечто странное: на одно мгновение Петр как будто прозревает и видит свою мать, жену, небо, а затем снова наступает мрак.
Этот чудесный случай оставляет глубокий след в душе слепого. Спустя некоторое время Петр едет в Киев учиться музыкальному мастерству. Спустя 3 года он наконец дает свой первый концерт. Зрители приходят в восторг от пронзительной игры слепого музыканта.
Это интересно: Повесть «Завтра была война» Васильева была написана в 1972 году, но увидела свет лишь в 80‑х годах.
Для подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Завтра была война» по главам. В основе сюжета – воспоминания автора о своей ранней юности, которая пришлась на непростое время.
Главными героями книги Васильева стали обычные школьники, ученики девятого класса.
Сюжет повести «Слепой музыкант» по главам
Слепой музыкант краткое содержание с описанием каждой главы:
Глава первая
«Ребенок родился в богатой семье Юго-западного края, в глухую полночь». Сначала никто не замечал, что мальчик родился слепым. Только через несколько недель после осмотра доктор подтвердил опасения матери о том, что ребенок ничего не видит.
Семья Петра состояла из матери, отца и «дяди Максима». Отец ребенка «был похож на тысячу других деревенских помещиков». Дядя Максим же был известен как «самый опасный забияка», успел побывать в Австрии, «примкнуть» к Гарибальди, а после тяжелого ранения вновь вернуться на родину, но уже без правой ноги и с сильно поврежденной левой рукой.
Дядя Максим заинтересовался слепым племянником и посоветовал сестре проявлять меньше «глупой заботливости». Женщина прислушалась к его словам и вскоре мальчик начал уверенно ползать по дому. Было ясно, что его слепота компенсируется хорошим слухом и осязанием.
Как-то весной мать и дядя Максим вывели Петю к реке. Новые ощущения, запахи, звуки сильно впечатлили мальчика, и от волнения он упал в «глубокий обморок».
Глава вторая
Когда мальчику шел пятый год, он уже хорошо ориентировался в доме. Со стороны можно было подумать, что это просто «странно сосредоточенный ребенок».
Мальчик увлекся игрой на свирели конюха Иохима. Вскоре Петя стал приходить к Иохиму на конюшню и сам пытался играть на дудочке. Ревнуя сына к конюху, Анна купила пианино. Однако Петя не был впечатлен сложной пьесой, которую сыграла женщина. Со временем, прислушиваясь к игре Иохима, Анна начала выражать через музыку собственные чувства. Петя с интересом принялся осваивать и игру на пианино.
Глава третья
Благодаря воспитанию дяди Максима, на шестом году Петя уже сам мог убрать у себя в комнате и даже научился ездить под руководством Иохима на лошади. Однако друзей у него не было – деревенские мальчишки настороженно относились к слепому «паничу».
Вскоре в соседнем имении поселился старик Яскульский с женой Агнешкой. У них была дочь, практически ровесница Пети – Эвелина. Девочка большую часть времени проводила сама, и создавалось впечатление, словно это «крохотная взрослая женщина».
Как-то, когда Петя играл у реки, Эвелина заметила его и пыталась заговорить, но мальчик прогнал ее. В следующий раз девочка появилась только через несколько дней. Они разговорились.
Эвелина не сразу поняла, что Петя слепой. Когда мальчик по привычке начал ощупывать лицо девочки, изучая ее, она в испуге отпрянула и расплакалась, но потом все поняла.
На следующий день девочка сама пришла в гости к Пете. С этого дня они начали дружить.
- Глава четвертая
- Петя ощущал внутреннюю неудовлетворенность, он хотел видеть предметы, свет, различать цвета, в нем появлялось стремление «оформить дремлющие в душевной глубине, не находившие исхода силы».
- Глава пятая
Дядя Максим пригласил к себе старого товарища Ставрученка, у которого как раз гостила приезжая молодежь: сыновья Ставрученка, студенты филологического факультета и консерватории, и юный кадет. Приехавшая молодежь бурно обсуждала различные вопросы, однако во время разговоров они не обращались к Пете.
Во время одной из бесед, Петя тихо встал и ушел. Эвелина тут же поспешила за ним и нашла у заброшенной мельницы. Он поделился с девушкой, что ему кажется, словно он «совсем лишний на свете». Растроганная Эвелина сказала, что Петя должен жениться на ней, и юноша сначала согласился, но после опомнился: ведь он слепой.
Эвелина ответила, что это ничего не значит, ведь они любят друг друга. Когда они вернулись к гостям, юноша сел за фортепиано и начал играть. Все гости были очарованы игрой Петра, в которую примешивались мотивы народной музыки. Старший из братьев Ставрученко высказался, что у Петра «удивительно своеобразная манера» и ему «нужна серьезная школа».
Глава шестая
Осенью Попельские отправились к Ставрученкам. Молодые люди посетили могилу разбойника Игната Карого и слепого бандуриста, который сопровождал атамана в походах.
Во время посещения монастыря, они познакомились со слепым послушником-звонарем Егорием. Все отметили поразительное внешнее сходство между Петром и послушником. Петр остался наедине со слепым звонарем.
Егорий рассказал, что тоже родился слепым, но у них есть послушник Роман, который ослеп в семь лет. Егорий завидовал Роману, так как тот успел увидеть свет и свою мать.
Звонарь производил впечатление человека озлобленного, сердитого.
Рассказывая Максиму о случившемся в монастыре, Эвелина делится своим подозрением: ей кажется, что теперь Петр считает, что все слепорожденные злые.
Наступила зима. «В душе Петра тоже было холодно и сумрачно». Он задавался вопросами: «зачем жить на свете?» и «зачем жить именно слепому?». После встречи со звонарем Петр действительно считал, что он от природы родился злым и может только мучить окружающих людей.
Во время одного из разговоров, Максим начал разъяснять Петру связь символики звука и цвета. Слепой жадно ловил каждое слово и пытался тут же передать это через игру на пианино. Петр выразил свою досаду о том, что он не может видеть и рад был бы поменяться с последним нищим – так он был бы менее несчастен, потому что думал бы только о выживании.
Недалеко от усадьбы Попельских была чудотворная католическая икона. В день ее праздника к иконе пришли Максим, Петр и Иохим. У выхода сидели слепые нищие и по очереди тянули унылую песню. Петр словно испугался услышанного и хотел быстрее уйти. Максим же отметил, что это те самые «счастливцы», которым он недавно завидовал, и заставил племянника подать милостыню.
Было решено, что летом Петр с Максимом поедут в Киев, чтобы с осени юноша начал учиться у известного пианиста. Июльской ночью по дороге шли два слепца. Их подозвали к бричке.
Вскоре слепцов стало трое: старик с седыми волосами Кандыба, рослый детина Кузьма и совсем юноша в новой крестьянской одежде. Они направлялись к Почаеву.
Максим же уехал в Киев сам и скрывал от родни, что Петр ушел со слепцами.
С каждым новым шагом пути с нищими навстречу Петру «лились новые звуки неведомого, широкого, необъятного мира». «Незрячие глаза расширялись, ширилась грудь, слух еще обострялся».
Вскоре он выучил песню слепцов. Поздней осенью Петр вернулся домой. «Говорили, что он ходил в Почаев по обету, чтобы вымолить у почаевской богоматери исцеление».
Хотя он и остался незрячим, но его «душа, несомненно, исцелилась».
Глава седьмая
Эвелина заявила родителям о своем желании выйти замуж за Петра, они сыграли свадьбу. Временами музыкант ходил в гости к Федору Кандыбе, подолгу беседовал с ним. Известие о том, что Петр скоро станет отцом, вызвало у него испуг. Вопреки опасениям Петра, ребенок родился зрячим.
Эпилог
Прошло три года. Петр выступал на ярмарке «Контракты» в Киеве – играл на фортепиано. «Толпа была захвачена глубокой искренностью выражения», народной мелодией, «которая лилась из-под рук слепого музыканта».
Прислушиваясь к музыке, Максим отчетливо узнавал знакомый мотив песни слепцов.
Максим думал о том, что Петр «прозрел и сумеет напомнить счастливым о несчастных», что «вот и он [Максим] сделал свое дело, и он недаром прожил на свете».
«Так дебютировал слепой музыкант».
Заключение
В повести «Слепой музыкант» Короленко изображает становление и взросление главного героя – слепого Петра. Автор мастерски описывает постепенное постижение мальчиком мира, его сложности и переживания на этом пути, осознание и обретение истинных ценностей. Несмотря на физический недостаток, Петр смог реализоваться как талантливый музыкант, обрести личное счастье.
повесть «В дурном обществе» Короленко была написана в 1884 году, во время пребывания писателя в якутской ссылке. Краткое содержание «В дурном обществе» пригодится для читательского дневника.
В своей книге автор раскрывает тему социального неравенства сквозь призму детского мировоззрения.
Позже повесть была адаптирована в более подходящий для детей вариант, который публиковался в виде рассказа «Дети подземелья».
Видео краткое содержание Слепой музыкант Короленко
Драматичная и красивая идея изложена в кратком содержании повести «Слепой музыкант» для читательского дневника. В 1960 году по мотивам повести был создан фильм «Слепой музыкант» (режиссер – Татьяна Лукашевич).
Источник: https://litfest.ru/shortwork/soderzhanie-slepoy-muzykant.html
Краткое содержание: Слепой музыкант, Короленко — Сочинение
СЛЕПОЙ МУЗЫКАНТ
В богатой семье юго-западного края родился слепой мальчик. Сначала никто не замечает его слепоты, но через несколько недель уже кажется странным, что малыш не следит за солнечным лучом.
Мать первая обращает внимание на необычное выражение лица, неподвижного и не по-детски серьезного. Мальчик что-то ищет руками, смотрит в одном направлении.
Врач подтверждает страшную догадку пани Попельской.
Семейство Попельских немногочисленно: отец слепого Петруся, его мать и ее брат Максим. Отец — добродушный деревенский помещик, весь в любимом деле, строительстве мельниц. Его незатейливое существование мало отражается на душевном складе сына.
Мать Анна Михаиловна страдала от чувства вины перед сыном и старалась предупредить каждый его шаг, пока дядя Максим, решив взяться за воспитание племянника, не предостерег ее от излишней заботливости, которая могла лишить мальчика шансов на более полную жизнь.
Максим слыл раньше опасным забиякой, воевал вместе с Гарибальди и чудом остался жив, но стал инвалидом: повредил левую руку и лишился правой ноги. Изувеченный мужчина думал, что жизнь — борьба и в ней нет места для инвалида.
Но на его глазах подрастает тот, кому судьба уготовила участь инвалидом родиться. Странное сходство судеб заинтересовало Максима. Он решается на вмешательство, говорит сестре, что есть все шансы развить остальные способности мальчика до такой степени, чтобы компенсировать слепоту. Максим решает вырастить из племянника борца.
К Петрусю перестают бежать по первому зову, он самостоятельно передвигается по комнате и знакомится с окружающим миром. Слепота накладывает свой отпечаток: мальчик забивается в укромные уголки и часами прислушивается к чему-то. Но богатая нервная организация берет свое, полнота восприятия достигается с помощью слуха и осязания.
Большую роль играет слух, мальчик даже изучает комнаты по звукам.
Петрусю три года. Максим и мама ведут его на весеннюю прогулку. От обилия новых, непонятных ощущений мальчику становится плохо, он падает в обморок, несколько дней находится в бреду.
Тогда с незнакомыми ощущениями решают знакомить мальчика постепенно: открывают окна, выводят Петруся на крыльцо, в сад, водят по комнатам. Мать объясняет ему звуки, дядя дает понятие о размерах.
Дядя Максим выписывает книги по физиологии, психологии и педагогике, осознав, что бороться можно не только саблей, а любым доступным орудием. Он утверждается в убеждении, что слепота Петра — проявление его «таинственного предназначения ».
Когда мальчик знакомится с новыми явлениями мира, он восторгается, но часто лицо отражает его страдальческие усилия. На пятом году он уверенно бегает по комнатам, посторонним кажется, что мальчик просто странно сосредоточен, а не слеп.
По двору еще ходит с трудом, постукивая палкой. Без палки передвигается ползком, исследуя по пути разные предметы. В один из тихих летних вечеров мальчик слышит звуки свирели из конюшни.
Музыка пленяет его так, что однажды ночью Петр пробирается в конюшню к Иохиму и с тех пор приходит слушать его игру каждый вечер.
Эти вечерние часы становятся самым счастливым временем для Петруся, но мать ревнует его и выписывает из города венское пианино, чтобы привлечь внимание сына. Мальчика пугает громкий инструмент. Непосредственное музыкальное чувство Иохима берет верх над отточенной техникой Анны Михайловны.
Но, принимая слепоту сына как собственный недуг, она видит в соперничестве с Иохимом источник страданий. Скоро мать Петруся ощущает в себе приливы того же живого ощущения мелодии и начинает играть тихие украинские песни. Теперь Иохим с Петрусем приходят слушать музыку под ее окном. Анна Михайловна победила, Иохим научил ее, чем привлечь ребенка.
Петрусь знакомится со звуками, дотрагиваясь до клавиш. Максим относится к музыкальным экспериментам терпимо, но у него возникает чувство разочарования: музыка — великая сила, но песня говорит не одному слуху, она «будит мысль в голове и мужество в сердце».
Максим предлагает Иохиму спеть историческую песню и успокаивается, видя, что глубокая натура племянника откликается на образы песни.
Благодаря установленному Максимом режиму мальчик не вырастает беспомощным, наводит порядок в своих вещах, у него особая гимнастика, а на шестом году дядя дарит ему лошадку.
Мать считает эту затею чистым безумием, но через два- три месяца Петрусь ездит в седле рядом с Иохимом, который помогает его на поворотах. Слепота не мешает правильному физическому развитию мальчика, ее влияние на нравственный склад ребенка ослаблено. Особое значение в жизни Петруся приобретает слух.
Он учится сам играть на свирели, полюбил и пианино, но его нельзя взять с собой в поле. От песни Петрусь приходит к изучению истории, литературы. Дядя Максим знакомится со специальными приемами обучения слепых и дает восьмилетнему мальчику первые уроки.
Казалось, Петрусь не осознает своей слепоты, но в его характере появляется недетская грусть. Максим приписывает это недостатку общения с детьми, но приглашенные в усадьбу дети сторонятся «панича».
В соседнем имении меняется арендатор. Соседями Попельских становятся старики Яскульские с дочерью Эвелиной, ровесницей Петра. Девочка не дичится посторонних, но предпочитает собственное общество, отличается рассудительностью, задумчивостью и солидностью.
Однажды Петрусь сидит один на холмике и играет на свирели. Закончив играть, он слышит чьи- то шаги. Это соседская девочка. Мальчик не любит, когда его уединение нарушают, и на вопрос Эвелины, кто так хорошо играл, он отвечает нелюбезно. Но девочка не уходит, и Петрусь ее прогоняет: «Почему вы не уходите? Я не люблю, когда ко мне приходят.
Уйдите! Уйдите!» Девочка называет соседа гадким мальчишкой, но тут Петрусь уходит, его позвали к чаю. На следующий день Петрусь уже не досадует — ему хочется, чтобы Эвелина пришла опять. Он вспоминает ее приятный спокойный голос. Знакомые дети всегда громко кричали и смеялись, но никто не говорил так приятно.
Мальчик жалеет, что обидел ее: вдруг она никогда не вернется?
Девочка появляется только на четвертый день. Петрик окликает ее, они играют вместе, потом он решает ощупать ее лицо и пугает этим. Девочка плачет и уходит.
Петрусь чувствует первое унижение калеки и горько рыдает. Эвелина возвращается, успокаивает его и просит не пугать. Петрусь признается ей, что он слепой. Девочка обнимает его и тоже горько плачет.
Через некоторое время дети успокаиваются.
Эвелина узнает, что Петрусь не знает солнца, но умеет читать даже по-французски. Ему не хочется идти домой, но Эвелина обещает прийти к нему завтра.
Она приходит, и Петрусь слышит ее шаги у калитки из комнаты. Мать мальчика встречает девочку с радостью. Между соседями завязываются хорошие отношения, Эвелине разрешают учиться вместе с Петриком. Это оказывается полезным для обоих. Дружба эта воспринимается родными мальчика как дар судьбы.
Петрусь уже не ищет уединения — он нашел общение, которого не могла ему дать любовь взрослых. Эвелина оказывается тем человеком, для которого забота о другом —- органическая потребность. Мать и дядя Петруся думают, что теперь душевное развитие мальчика пойдет тихим и ровным ходом.
Но они ошибаются.
Максим понимает, что не он один влияет на мальчика, у Петруся случаются неожиданные проблески, которых Максим пугается: племянник говорит, что видел сон, пытается увидеть цвет через музыку. Дядя считает, что это лишнее, мальчику надо свыкнуться со слепотой.
Но бессознательно протестует сама природа. У мальчика появляются какие-то смутные предчувствия и порывы. Как ни старается дядя устранить внешние факторы, мальчик ощущает внутреннюю неудовлетворенную потребность видеть. Природная живость мальчика постепенно исчезает, появляется склонность к уединению.
Только общества Эвелины он ищет. Петр приближается к критическому возрасту между отрочеством и юностью.
Проходит несколько лет. В усадьбе ничего не меняется: Петр по-прежнему остается центром жизни семьи, растет, как тепличный цветок. Мать видит, что его душа еще в полусне, отец привык, что в доме все делается само собой, Максим с трудом выносит это, но считает, что душе воспитанника необходимо окрепнуть.
Сам Петр находится в чутком ожидании чего- то, дремлющего в душе. За стенами поместья бурлит жизнь. Максим решает, что Петру необходим глоток свежего воздуха, и приглашает в поместье гостей — своего старого товарища Ставрученку и двоих его сыновей с приятелем-кадетом.
Ставрученко — крепкий старик, похожий на гоголевского Бульбу, помещик ведет с молодежью разговоры про правильную жизнь. Молодые люди обсуждают планы на будущее. Эта волна споров, надежд и ожиданий находит на Петра, и он осознает себя лишним на свете.
Разговоры проходят без его участия, Анна Михайловна страдает, Эвелина негодует, но дядя Максим приглашает гостей приезжать еще. Он сознательно пробивает брешь в стене, окружающей слепого, чтобы дать ему живые впечатления. Через две недели молодежь опять наносит визит Попельским.
Эвелина чувствует, что ее манит тот мир, о котором она, как и Петр, не знает. Петр чувствует это и уходит от гостей. Эвелина идет за ним.
Проходя по саду, она становится свидетельницей разговора Максима с сестрой. Он говорит Анне Михайловне, что мешать свободе Эвелины, портить ей жизнь и лишать ее выбора он не может, она должна все решить сама.
Когда девушка находит Петра, она возмущается поступками Максима, но потом заключает, что они с Петром поженятся и у них будет одинаковая жизнь, а то, о чем говорит молодежь, — это не для всех. Петр изумлен. Они понимают, что не могут друг без друга. Горе в душе Петра смолкает, и он чувствует в Веле не только друга детства.
Гости и хозяева сидят в маленькой гостиной, Петр приходит и садится к пианино. Музыкой он пытается выразить свое состояние. Слушатели покорены.
Когда Петр заканчивает играть, к нему бросаются те молодые люди, которым он завидовал, и пожимают руку, предсказывая ему широкую известность. Один из молодых Ставрученков, студент консерватории, восхищен манерой исполнения Петра.
Петрусь впервые становится центром оживленного разговора, в душе его — гордое осознание собственных сил: он тоже может что-то сделать в жизни.
В усадьбе становится светлее и радостнее, Анна Михайловна будто молодеет, Максим чаще шутит, Петр полон желания получить серьезное свое музыкальное образование. Ответный визит к Ставрученкам Петр делает охотно, теперь он чувствует себя в обществе свободнее, как равный участвует в беседе. Все едут в монастырь неподалеку от имения Ставрученков.
Сворачивают к могиле погибшего в сражении с татарами Игнатия Карого. Там же похоронен его слепой бандурист Юрко, сопровождавший Карого в походах и боях. Максим говорит, что молодым предстоит та же борьба, а где — каждый найдет сам, В монастыре они встречают слепого звонаря Егора, очень похожего на Петра в жестах, движениях бровей. Петр разговаривает с ним.
Звонарь тоже слеп с рождения и озлоблен, а вот другой, Роман, ослеп позже и видел свет, помнит свою мать, он добрый. Разговор их, затаившись, слушает Эвелина. После Петр уединяется в саду и приходит в дом только ночью. Он мрачнеет, и на лице его появляется выражение горечи. Он считает теперь, что все слепорожденные злы.
Максим, не зная о визите на колокольню, выспрашивает все у Эвелины, и в голове его зреет решение.
Эвелина с родителями уезжает в гости, Петр скучает по ней. К нему возвращаются тяжелые сны детства. Душевный кризис осложняется. «Зачем жить слепому» — вот что его тревожит. Он пытается понять цвет, Максим старается объяснить ему все, в том числе и то, что он эгоистично носится со своим горем.
Петр возражает: «Я поменялся бы с последним нищим, потому что он счастливее меня. Да и слепых вовсе не нужно окружать заботой: это большая ошибка… Слепых нужно выводить на дорогу и оставлять там, — пусть просят милостыню». Он признается в том, что завидует звонарю Егору, думает, что от лишений страдал бы меньше, чем от участия.
На церковный праздник Максим с племянником идут поклониться чудотворной иконе и встречают слепых нищих. В их голосах слышна жалоба физического страдания и полной беспомощности.
Петр пугается, хочет уйти, но дядя заставляет его подать слепым и говорит о его «сытой зависти к чужому голоду», приглашает одного из слепых, Федора Кандыбу, прийти к ним. На другой день у Петра начинается горячка, но молодой организм справляется с болезнью. Петр благодарит дядю за урок.
Максим и Петр уезжают вдвоем в Киев якобы учиться у известного пианиста. Вместо уроков Петр с Федором Кандыбой и другими слепцами идет поклониться Почаевской Богоматери.
Возвращается домой он с двумя слепыми, в нищенской одежде. Максим приезжает из Киева, откуда он писал, чтобы ввести в заблуждение сестру. Петр совершил паломничество, чтобы помолиться об исцелении.
Глаза его не стали видеть, но прозрела душа. Поездка в Киев откладывается на год.
Осенью Эвелина объявляет родителям о своем решении выйти за Петра замуж. Начинается «молодое тихое счастье», Петру сообщают о возможности стать отцом.
Иногда он ходит к Кандыбе в новый дом и рассказывает о своих планах. Рождается ребенок. Петр боится, что он слеп, но мальчик видит.
Это молнией зажигает для Петра, свет и на мгновение, как ему кажется, он видит мать, жену и Максима, а потом теряет сознание.
Проходит три года. Слепой музыкант дебютирует в Киеве. Вокруг него ходят слухи, один необычнее другого. Петра сопровождают жена и Максим. В музыке дядя Петра слышит уже не одни горестные стоны, не одно слепое страдание, а ощущение счастливой жизни. В ней сквозь яркую мелодию все настойчивее пробивается песня слепых: «Подайте слипеньким ради Христа…».
Максим понимает, что сделал свое дело и не даром прожил на свете: «Он прозрел… На место… эгоистического страдания он носит в душе ощущение жизни, он чувствует и людское горе, и людскую радость, он прозрел и сумеет напомнить счастливым о несчастных».
Здесь искали:
- слепой музыкант краткое содержание
- краткое содержание слепой музыкант
- короленко слепой музыкант краткое содержание
Источник: https://sochineniye.ru/kratkoe-soderzhnie-slepoj-muzykant-korolenko/