Краткое содержание космос, нервная система и шмат сала шукшин за 2 минуты пересказ сюжета

Действие начинается с того, что старый дед Наум Евстигнеич, как обычно, напившись раз в месяц, страдает с похмелья и жалуется на это своему квартиранту, восьмикласснику Юрке. Они разговаривают, потому что старику от этого легче, да и поговорить с мальчиком он любит, тот весьма умён.

Старик этот довольно не беден, хотя денег жалеет. Юрка же, напротив, бедный. Он живёт в соседней деревне, отца у него нет, а у матери ещё трое детей, младше него. Мальчик мечтает доучиться десятилетку и пойти учиться в институт на хирурга.

Наум Евстигнеич не обращает внимания на его материальное положение, берёт с него пять рублей за проживание, готовят они всегда отдельно, хотя когда у мальчика кончаются продукты, он одалживает ему крупу.

 Старик не считает, что нужно учиться, он советует мальчику выучиться на шофёра и работать, зарабатывать приличные деньги, чтобы помогать матери.

Они подолгу разговаривают по утрам, до того как Юрка уйдёт в школу. Старику от этого легче, ему хочется выговариваться, ведь потом он целый день молчит. А Юрке это нравится, потому что он заступается перед дедом за всё новое: науку, прогресс, образование.

В бога старик тоже не верит.  Он считает, что для «благодати» нужно работать, а не молиться. Но работать на себя, а не на колхоз. Юрка как-то сказала ему на это, что он «кулацкого уклада».

О боге старик продолжает спрашивать: отчего, мол, все о нём говорят, если его нет, на что Юрка отвечает, что он и сам поминает бога, хоть и не верит в него. Старик лишь говорит, что матерится, потому что раз все бога вспоминают, то и ему можно.

Юрка после этого говорить не хочет – нужно делать уроки. Старик интересуется, что мальчик учит сейчас. Они говорят об астрономии, космосе. Старик интересуется, зачем же люди летают в космос. Мальчик сначала резонно спрашивает, не на печке ли всё время лежать. Старик даже обижается.

Но Юрка рассказывает, что космос осваивать необходимо, потому что люди вскоре сядут на Луну, а потом долетят до Венеры. Он рассказывает, что там, может быть, тоже живут люди, на которых интересно посмотреть. Старика впечатляет рассказ, однако он опасается, как бы те «люди» не начали драку за неожиданный прилёт чужаков.

Но мальчик отвечает, что они обрадуются, и люди начнут друг у друга учиться, а дальше, возможно, будут открывать новые планеты с людьми, и создадут мировое человечество. Перспектива эта заметно воодушевила Юрку. Он мечтает о прогрессе, чтобы можно было быстро переноситься из одного места в другое и жить до 120 лет.

По мнению мальчика, у земных людей технологий и знаний пока для этого не хватает, поэтому он надеется, что мы возьмём их у других цивилизаций. Старик лишь скептически отвечает, что до 120 лет жить не захочется – надоест.

Он спрашивает, какой толк от Юркиного ученья, и что тот будет делать, если человек на его глазах станет умирать, мол, если срок пришёл, ничего уже не сделаешь. Юрка спорит с ним о чуме, бешенстве, туберкулёзе, с которыми научились бороться люди.

Старик, распалённый спором, говорит, что раньше жили без докторов, бабки всё заговаривать могли. Юрка рассказывает старику о том, как академик Павлов, умирая, диктовал студентам все свои ощущения, потому что это нужно было для науки.

Затем мальчик пытается доказать старику преимущества прогресса с помощью радио, ведь человек может петь в совершенно другом месте, а они слушают его в деревне. Деда это не убеждает. Разозлившись, мальчик садится за уроки. На время в избе воцаряется тишина.

Старик снова спрашивает про Павлова. Мальчик показывает ему фотографию и рассказывает об учении про рефлексы, попутно объясняя старику про то, что он привык выпивать после каждой пенсии, а рефлекс можно перебороть, если несколько раз не покупать выпивку, хоть поначалу будет сложно, зато потом старик привыкнет.

Выслушав его, дед вышел из дома и вернулся со шматом сала. Он велел мальчику поесть, после чего Юрка сразу повеселел.

Старик спросил, были ли у Павлова родные, и стал рассуждать, что, должно быть, имелись, раз он много надиктовал про себя, умирая, ведь одному плохо. Юрка хотел возразить, что были студенты, но не стал, и только согласился.

Рассказ учит тому, что для того, чтобы жить в гармонии, нужно иметь высокие цели и идеалы, но вместе с тем и материальную опору.

Читательский дневник.

Другие произведения автора:

← Калина красная↑ ШукшинСрезал →

Источник: http://sochinite.ru/kratkie-soderzhaniya/shukshin/kosmos-nervnaya-sistema

Читать Космос, нервная система и шмат сала

Старик Наум Евстигнеич хворал с похмелья. Лежал на печке, стонал. Раз в месяц — с пенсии — Евстигнеич аккуратно напивался и после этого три дня лежал в лежку. Матерился в бога.

— Как черти копытьями толкут, в господа мать. Кончаюсь…

За столом, обложенным учебниками, сидел восьмиклассник Юрка, квартирант Евстигнеича, учил уроки.

— Кончаюсь, Юрка, в крестителя, в бога душу мать!..

— Не надо было напиваться.

— Молодой ишо рассуждать про это.

Пауза. Юрка поскрипывает пером.

  • Старику охота поговорить — все малость полегче.
  • — А чо же мне делать, если не напиться? Должен я хоть раз в месяц отметиться…
  • — Зачем?
  • — Што я не человек, што ли?

— Хм… Рассуждения, как при крепостном праве. — Юрка откинулся на спинку венского стула, насмешливо посмотрел на хозяина. — Это тогда считалось, что человек должен обязательно пить.

— А ты откуда знаешь про крепостное время-то? — Старик смотрит сверху страдальчески и с любопытством. Юрка иногда удивляет его своими познаниями, и он хоть и не сдается, но слушать парнишку любит, — Откуда ты знаешь-то? Тебе всего-то от горшка два вершка.

  1. — Проходили.
  2. — Учителя, што ли, рассказывали?
  3. — Но.

— А они откуда знают? Там у вас ни одного старика нету.

  • — В книгах.
  • — В книгах… А они случайно не знают, отчего человек с похмелья хворает?
  • — Травление организма: сивушное масло.

— Где масло? В водке?

  1. — Но.
  2. Евстигнеичу хоть тошно, но он невольно усмехается:
  3. — Доучились.

— Хочешь, я тебе формулу покажу? Сейчас я тебе наглядно докажу… — Юрка взял было учебник химии, но старик застонал, обхватил руками голову.

— О-о… опять накатило! Все, конец…

— Ну, похмелись тогда, чего так мучиться-то?

Старик никак не реагирует на это предложение. Он бы похмелился, но жалко денег, Он вообще скряга отменный. Живет справно, пенсия неплохая, сыновья и дочь помогают из города. В погребе у него чего только нет — сало еще прошлогоднее, соленые огурцы, капуста, арбузы, грузди… Кадки, кадушки, туески, бочонки — целый склад, В кладовке полтора куля доброй муки, окорок висит пуда на полтора.

В огороде — яма картошки, тоже еще прошлогодней, он скармливает ее боровам, уткам и курицам. Когда он не хворает, он встает до света и весь день, до темноты, возится по хозяйству. Часто спускается в погреб, сядет на приступку и подолгу задумчиво сидит. «Черти драные. Тут ли счас не жить» — думает он и вылезает на свет белый. Это он о сыновьях и дочери.

Он ненавидит их за то, что они уехали в город.

У Юрки другое положение. Живет он в соседней деревне, где нет десятилетки. Отца нет. А у матери кроме него еще трое. Отец утонул на лесосплаве. Те трое ребятишек моложе Юрки. Мать бьется из последних сил, хочет, чтоб Юрка окончил десятилетку. Юрка тоже хочет окончить десятилетку. Больше того, он мечтает потом поступить в институт. В медицинский.

Старик вроде не замечает Юркиной бедности, берет с него пять рублей в месяц. А варят — старик себе отдельно, Юрка себе. Иногда, к концу месяца, у Юрки кончаются продукты. Старик долго косится на Юрку, когда тот всухомятку ест хлеб. Потом спрашивает:

  • — Все вышло?
  • — Ага.
  • — Я дам… апосля привезешь.
  • — Давай.

Старик отвешивает на безмене килограмм-два пшена, и Юрка варит себе кашу. По утрам беседуют у печки.

— Все же охота доучиться?

— Охота. Хирургом буду.

— Сколько ишо?

— Восемь. Потому что в медицинском — шесть, а не пять, как в остальных.

— Ноги вытянешь, пока дойдешь до хирурга-то. Откуда она, мать, денег-то возьмет сэстоль?

— На стипендию. Учатся ребята… У нас из деревни двое так учатся.

Старик молчит, глядя на огонь. Видно, вспомнил своих детей.

— Чо эт вас так шибко в город-то тянет?

— Учиться… «Что тянет». А хирургом можно потом и в деревне работать. Мне даже больше глянется в деревне.

— Што, они много шибко получают, што ль?

— Кто? Хирурги?

— Но.

— Наоборот, им мало плотят. Меньше всех. Сейчас прибавили, правда, но все равно…

— Дак на кой же шут тогда жилы из себя тянуть столько лет? Иди на шофера выучись да работай. Они вон по скольку зашибают! Да ишо приворовывают: где лесишко кому подкинет, где сена привезет совхозного — деньги. И матери бы помог. У ей вить ишо трое на руках.

Юрка молчит некоторое время. Упоминание о матери и младших братьях больно отзывается в сердце. Конечно, трудно матери… Накипает раздражение против старика.

— Проживем, — резко говорит он. — Никому до этого не касается.

— Знамо дело, — соглашается старик. — Сбили вас с толку этим ученьем — вот и мотаетесь по белому свету, как… — Он не подберет подходящего слова — как кто. — Жили раньше без всякого ученья — ничего, бог миловал: без хлебушка не сидели.

  1. — У вас только одно на уме: раньше!
  2. — А то… ирапланов понаделали — дерьма-то.
  3. — А тебе больше глянется на телеге?

— А чем плохо на телеге? Я если поехал, так знаю: худо-бедно — доеду. А ты навернесся с этого свово ираплана — костей не соберут.

И так подолгу они беседуют каждое утро, пока Юрка не уйдет в школу. Старику необходимо выговориться — он потом целый день молчит; Юрка же, хоть и раздражает его занудливое ворчание старика, испытывает удовлетворение оттого, что вступается за Новое — за аэропланы, учение, город, книги, кино…

Странно, но старик в бога тоже не верит.

— Делать нечего — и начинают заполошничать, кликуши, — говорит он про верующих. — Робить надо, вот и благодать настанет.

Но работать — это значит только для себя, на своей пашне, на своем огороде. Как раньше. В колхозе он давно не работает, хотя старики в его годы еще колупаются помаленьку — кто на пасеке, кто объездным на полях, кто в сторожах.

Читайте также:  Краткое содержание оперы трубадур верди за 2 минуты пересказ сюжета

— У тебя какой-то кулацкий уклон, дед, — сказал однажды Юрка в сердцах. Старик долго молчал на это. Потом сказал непонятно:

— Ставай, пролятый заклеменный!.. — И высморкался смачно сперва из одной ноздри, потом из другой. Вытер нос подолом рубахи и заключил: — Ты ба, наверно, комиссаром у их был. Тогда молодые были комиссарами.

Юрке это польстило.

— Не пролятый, а — проклятьем, — поправил он.

— Насчет уклона-то… смотри не вякни где. А то придут, огород урежут. У меня там сотки четыре лишка есть.

Источник: https://online-knigi.com/page/27130

«Космос, нервная система и шмат сала» краткое содержание

Раз в месяц старик Наум Евстигнеевич напивается, после чего три дня лежит на печи, хворает и «матерится в бога». Вот и сейчас он стонет и жалуется своему квартиранту, восьмикласснику Юрке.

Юрка учит уроки, и на жалобы старика отвечает: «Не надо было напиваться». От разговоров Науму Евстигнеевичу становиться малость легче, но Юрке нужно учить уроки. Он предлагает старику похмелиться, но тому жалко денег.

В селе старик слывет «скрягой отменным». Дом у него — полная чаша: хозяйство, погреб, полный запасов, неплохая пенсия, да и дети помогают. На детей — сыновей и дочь — Наум Евстигнеевич обижен за то, что они уехали в город.

Часто спускается в погреб, сядет на приступку и подолгу задумчиво сидит. «Черти драные. Тут ли счас не жить» — думает он и вылезает на свет белый.

У Юрки положение тяжелое. В родной деревне парня нет десятилетки, и он переехал в село, чтобы окончит десять классов и поступить в медицинский институт. Отца у Юрки нет, и мать бьется изо всех сил, чтобы исполнить мечту старшего сына и поднять троих младших мальчишек.

Старик знает о Юркиной бедности, но берет с него пять рублей в месяц и столуется отдельно. Иногда в конце месяца Юрке нечего есть, и старик отвешивает ему в долг пару килограмм пшена.

По утрам Юрка собирается в школу и беседует со стариком. Того интересует, чего это Юрку так в медицинский тянет, ведь шофер в совхозе получает больше, чем врач. Наум Евстигнеевич не одобряет тягу молодежи к учению и считает, что раньше было лучше.

Сбили вас с толку этим ученьем — вот и мотаетесь по белому свету ‹…› Жили раньше без всякого ученья — ничего, бог миловал: без хлебушка не сидели.

Затем старик и Юрка начинают спорить, что лучше — «ироплан» или телега. Старик остается на весь день один, и ему необходимо наговориться. Юрку раздражает брюзжание старика, но он горд тем, что защищает Новое — учение, книги, аэропланы.

В бога старик, как ни странно, не верит. Считает, что человек должен работать, но не на колхоз, а на себя. Сам он в колхозе давно не работает. Однажды Юрка в сердцах назвал старика кулаком. Наум Евстигнеевич долго молчал, а потом велел не вякать: придут и лишние сотки от огорода отрежут.

Старик снова стонет на печи и вызывает Юрку на разговор — спрашивает, что он сейчас учит. Юрка учит астрономию. Он рассказывает старику про космос и космонавтов, но тому непонятно — зачем летать в тот космос.

Юрка загорается, начинает рассказывать про Луну и Венеру, про планеты, где могут жить разумные существа, с которыми люди наладят обмен знаниями. Инопланетные технологии разовьют земную технику, медицину.

Люди будут жить до 120-ти лет и летать друг к другу в гости на личных вертолетах.

Старик не согласен — до 120 лет жить скучно, да и инопланетяне драться могут полезть. Лучше б лекарство от похмелья изобрели. Юрку бесит дремучесть старика, и он возвращается к учебникам.

Наум Евстигнеевич не унимается, говорит, что в книгах «вранье одно», а врачи вылечить человека неспособны. Разозленный Юрка рассказывает, что врачи победили чуму и туберкулез, но старик возражает: бабка не врач, а пошепчет — и все проходит.

  • Тогда Юрка рассказывает об академике Павлове.
  • А знаешь ты, что когда академик Павлов помирал, то он созвал студентов и стал им диктовать, как он помирает.
  • Павлов рассказывал все до последней минуты, потому что это нужно было для науки.

На Наума Евстигнеевича этот рассказ производит впечатление. Некоторое время спустя он просит Юрку показать ему портрет Павлова. Юрка с укором говорит старику, что академик был бодрым до старости, потому что не напивался и не оглушал свою нервную систему. Наум Евстигнеевич тоже мог бы перебороть свой рефлекс и, получив пенсию, не сворачивать к магазину.

  1. Старик кряхтя слезает с печки, выходит в сени, возвращается с солидным шматом сала и дает его Юрке.
  2. На, поешь, ‹…› а то загнесся загодя со своими академиками… пока их изучишь всех.
  3. Юрка уписывает сало и слушает лекцию старика о том, как правильно кормить свиней.

Потом Наум Евстигнеевич спрашивает, была ли у академика Павлова родня: «Никого если бы не было родных-то, не много надиктуешь. Одному-то плохо». Юрка решает не напоминать о студентах, соглашается — конечно, одному плохо.

«Космос, нервная система и шмат сала» краткое содержание

  1. Краткое содержание рассказа Шукшина «Волки!» Нудный старик Наум Кречетов приходит к зятю, чтобы вместе дровами запасаться. Зять, Иван Дягтирев, ворчит, но все-же собирается, и они…
  2. Барочный космос М. Ю. Лермонтова Особенность мироощущения М. Ю. Лермонтова — причастность к космосу, вселенной. Он и его герои крепко ощущают, что они ходят по…
  3. Краткое содержание пьесы Метерлинка «Там, внутри» Старый сад, в саду ивы. В глубине дом, три окна нижнего этажа освещены. Отец сидит у камелька. Мать облокотилась на…
  4. Краткое содержание пьесы «Брат Гильбер» Ы Молодая женщина жалуется куме, что ее престарелый супруг не способен погасить пламя ее любовной страсти. Кума советует ей искать…
  5. Краткое содержание рассказа Шукшина «Охота жить» Центральные герои произведения — старик Никитич и молодой парень. Действие разворачивается в тайге. Старик Никитич, который с «малых лет таскался…
  6. Краткое содержание книги Ли Чжифу «Тигровая табличка» Ы К чжурчжэньскому тысяцкому Шаныпоума и его жене Чача приезжает в гости его дядя Иньчжума с женой. Тысяцкий на охоте,…
  7. Система образов в драме Островского «Бесприданница» «Картинное» поведение Паратова имеет свои истоки в романтическом жизнетворчестве начала XIX в. Мы имеем дело с типом гусарского гуляки, бретера,…
  8. Роман А. Платонова «Котлован»: образная система, художественная структура Внешне «Котлован» носил все черты «производственной прозы» — замена фабулы изображением трудового процесса как главного «события». Но производственная жизнь 30-х…
  9. Краткое содержание повести Катаева «Уже написан Вертер» …Он спит, и ему видится, что он на дачном полустанке и ему надо перейти полотно, на котором остановился поезд. Нужно…
  10. Образная система в комедии Островского «Бешеные деньги» Добродушный и пустой Телятев, разновидность Стивы Облонского, обломок «изящного барства», никогда не пропадет благодаря своим одиннадцати московским тетушкам. У этого…
  11. Система образов в романе «Бильярд в половине десятого» Генриха Белля Знаменательно, что связывающим звеном, подчеркивающим общность персонажей в групповом портрете семьи Фемель, становится особый прием, широко применяемый Беллем в романе…
  12. Краткое содержание повести Хемингуэя «Старик и море» Старик Сантьяго живет в маленьком рыбачьем поселке на Кубе и рыбачит совсем один. Последний раз он провел в море 84…
  13. Жанровая система реализма В каждом литературном направлении составляется своя система жанров, которая является его внутренним свойством. Внутри этой системы устанавливается определенная иерархия жанров…
  14. Композиция и система образов в романе «Мастер и Маргарита» Композиция — это организация художественного произведения, соотнесенность и взаимодействие его компонентов, которая обеспечивает единство формы и содержания. Она зависит от…
  15. Романтизм как тип культуры и художественная система К деятелям романтизма относят братьев Шлегелей, Новалива, Шлейермахера, Шеллинга, Гельдерлина, Гофмана, Байрона, Гейне, Шуберта, Вагнера, Карлейла. Этот список можно значительно…
  16. Система образов в пьесе Лермонтова «Маскарад» В пьесе «Маскарад» проявилось прекрасное знание законов сценического действия и во всем блеске открылся талант М. Ю. Лермонтова как драматурга….
  17. Система искусств и художественная литература в ХІХ столетии В ХІХ ст. продолжался расцвет музыки, роль которой в культурном процессе эпохи была чрезвычайно большой. Абстрагируясь от прямого отображения жизни,…
  18. Система символов в поэме «Медный всадник» При знакомстве с обширной научной литературой о Пушкине — статьями и книгами, написанными давно и в последние годы,- обращает на…
  19. Образная система произведения «Кайдашева семья» Иван Нечуй-Левицкий начинал свои произведения с панорамного рисунка места действия, с подробных описаний внешности персонажей. При этом он охотно прибегал…
  20. Система образов в романе «Грозовой перевал» Герои романа Хинтклиф и Кэтрин отвергают общепризнанные нормы буржуазной морали — кульминационной здесь является сцена смерит Кэтрин. Казалось бы, вся…

Источник: https://ege-russian.ru/kosmos-nervnaya-sistema-i-shmat-sala-kratkoe-soderzhanie/

Василий Шукшин — Космос, нервная система и шмат сала

Шукшин Василий

Космос, нервная система и шмат сала

https://www.youtube.com/watch?v=hBK_Y3cgvjQ

Василий Шукшин

Космос, нервная система и шмат сала

Старик Наум Евстигнеич хворал с похмелья. Лежал на печке, стонал. Раз в месяц — с пенсии — Евстигнеич аккуратно напивался и после этого три дня лежал в лежку. Матерился в бога.

— Как черти копытьями толкут, в господа мать. Кончаюсь…

За столом, обложенным учебниками, сидел восьмиклассник Юрка, квартирант Евстигнеича, учил уроки.

— Кончаюсь, Юрка, в крестителя, в бога душу мать!..

— Не надо было напиваться.

— Молодой ишо рассуждать про это.

Пауза. Юрка поскрипывает пером.

Старику охота поговорить — все малость полегче.

— А чо же мне делать, если не напиться? Должен я хоть раз в месяц отметиться…

— Зачем?

— Што я не человек, што ли?

— Хм… Рассуждения, как при крепостном праве.- Юрка откинулся на спинку венского стула, насмешливо посмотрел на хозяина.- Это тогда считалось, что человек должен обязательно пить.

— А ты откуда знаешь про крепостное время-то? — Старик смотрит сверху страдальчески и с любопытством. Юрка иногда удивляет его своими познаниями, и он хоть и не сдается, но слушать парнишку любит,- Откуда ты знаешь-то? Тебе всего-то от горшка два вершка.

  • — Проходили,
  • — Учителя, што ли, рассказывали?
  • — Но.

— А они откуда знают? Там у вас ни одного старика нету.

— В книгах.

— В книгах… А они случайно не знают, отчего человек с похмелья хворает?

— Травление организма: сивушное масло.

— Где масло? В водке?

  1. — Но.
  2. Евстигнеичу хоть тошно, но он невольно усмехается:
  3. — Доучились.
Читайте также:  Краткое содержание рассказов фонвизина за 2 минуты

— Хочешь, я тебе формулу покажу? Сейчас я тебе наглядно докажу…Юрка взял было учебник химии, но старик застонал, обхватил руками голову.

— О-о… опять накатило! Все, конец…

— Ну, похмелись тогда, чего так мучиться-то?

Старик никак не реагирует на это предложение. Он бы похмелился, но жалко денег, Он вообще скряга отменный. Живет справно, пенсия неплохая, сыновья и дочь помогают из города. В погребе у него чего только нет — сало еще прошлогоднее, соленые огурцы, капуста, арбузы, грузди… Кадки, кадушки, туески, бочонки — целый склад, В кладовке полтора куля доброй муки, окорок висит пуда на полтора.

В огороде яма картошки, тоже еще прошлогодней, он скармливает ее боровам, уткам и курицам. Когда он не хворает, он встает до света и весь день, до темноты, возится по хозяйству. Часто спускается в погреб, сядет на приступку и подолгу задумчиво сидит. «Черти драные. Тут ли счас не жить» — думает он и вылезает на свет белый. Это он о сыновьях и дочери.

Он ненавидит их за то, что они уехали в город.

У Юрки другое положение. Живет он в соседней деревне, где нет десятилетки. Отца нет. А у матери кроме него еще трое. Отец утонул на лесосплаве. Те трое ребятишек моложе Юрки. Мать бьется из последних сил, хочет, чтоб Юрка окончил десятилетку. Юрка тоже хочет окончить десятилетку. Больше того, он мечтает потом поступить в институт. В медицинский.

Старик вроде не замечает Юркиной бедности, берет с него пять рублей в месяц. А варят — старик себе отдельно, Юрка себе. Иногда, к концу месяца, у Юрки кончаются продукты. Старик долго косится на Юрку, когда тот всухомятку ест хлеб. Потом спрашивает:

— Все вышло?

— Ага.

— Я дам… апосля привезешь.

— Давай.

Старик отвешивает на безмене килограмм-два пшена, и Юрка варит себе кашу. По утрам беседуют у печки.

— Все же охота доучиться?

— Охота. Хирургом буду.

— Сколько ишо?

— Восемь. Потому что в медицинском — шесть, а не пять, как в остальных.

— Ноги вытянешь, пока дойдешь до хирурга-то. Откуда она, мать, денег-то возьмет сэстоль?

— На стипендию. Учатся ребята… У нас из деревни двое так учатся.

Старик молчит, глядя на огонь. Видно, вспомнил своих детей.

— Чо эт вас так шибко в город-то тянет?

— Учиться… «Что тянет». А хирургом можно потом и в деревне работать. Мне даже больше глянется в деревне.

— Што, они много шибко получают, што ль?

— Кто? Хирурги?

— Но.

— Наоборот, им мало плотят. Меньше всех. Сейчас прибавили, правда, но все равно…

— Дак на кой же шут тогда жилы из себя тянуть столько лет? Иди на шофера выучись да работай. Они вон по скольку зашибают! Да ишо приворовывают: где лесишко кому подкинет, где сена привезет совхозного — деньги. И матери бы помог. У ей вить ишо трое на руках.

Юрка молчит некоторое время. Упоминание о матери и младших братьях больно отзывается в сердце. Конечно, трудно матери… Накипает раздражение против старика.

— Проживем,- резко говорит он.- Никому до этого не касается,

— Знамо дело,- соглашается старик.- Сбили вас с толку этим ученьем — вот и мотаетесь по белому свету, как…- Он не подберет подходящего слова — как кто.- Жили раньше без всякого ученья — ничего, бог миловал: без хлебушка не сидели.

— У вас только одно на уме: раньше!

— А то… ирапланов понаделали-дерьма-то.

— А тебе больше глянется на телеге?

— А чем плохо на телеге? Я если поехал, так знаю: худо-бедно доеду. А ты навернесся с этого свово ираплана — костей не соберут.

И так подолгу они беседуют каждое утро, пока Юрка не уйдет в школу. Старику необходимо выговориться — он потом целый день молчит; Юрка же, хоть и раздражает его занудливое ворчание старика, испытывает удовлетворение оттого, что вступается за Новое — за аэропланы, учение, город, книги, кино…

Странно, но старик в бога тоже не верит.

— Делать нечего — и начинают заполошничать, кликуши,- говорит он про верующих.- Робить надо, вот и благодать настанет.

Но работать — это значит только для себя, на своей пашне, на своем огороде. Как раньше. В колхозе он давно не работает, хотя старики в его годы еще колупаются помаленьку — кто на пасеке, кто объездным на полях, кто в сторожах.

— У тебя какой-то кулацкий уклон, дед,- сказал однажды Юрка в сердцах. Старик долго молчал на это. Потом сказал непонятно:

— Ставай, пролятый заклеменный!.. — И высморкался смачно сперва из одной ноздри, потом из другой. Вытер нос подолом рубахи и заключил: Ты ба, наверно, комиссаром у их был. Тогда молодые были комиссарами.

Юрке это польстило.

— Не пролятый, а — проклятьем,- поправил он.

— Насчет уклона-то… смотри не вякни где. А то придут, огород урежут. У меня там сотки четыре лишка есть.

  • — Нужно мне.
  • Частенько возвращались к теме о боге,
  • — Чего у вас говорят про его?
  • — Про кого?
  • — Про бога-то,
  • — Да ничего не говорят — нету его.
  • — А почему тогда столько людей молятся?

— А почему ты то и дело поминаешь его? Ты же не веришь.

— Сравнил! Я — матерюсь.

— Все равно — в бога.

Старик в затруднении.

— Я, што ли, один так лаюсь? Раз его все споминают, стало быть, и мне можно.

— Глупо. А в таком возрасте вообще стыдно.

— Отлегло малость, в креста мать,- говорит старик.- Прямо в голове все помутнело.

  1. Юрка не хочет больше разговаривать — надо выучить уроки.
  2. — Про кого счас проходишь?
  3. — Астрономию,- коротко и суховато отвечает Юрка, давая тем самым понять, что разговаривать не намерен.
  4. — Это про што?

— Космос. Куда наши космонавты летают.

— Гагарин-то?

— Не один Гагарин… Много уж.

— А чего они туда летают? Зачем?

— Привет! — воскликнул Юрка и опять откинулся на спинку стула.Ну, ты даешь. А что они, будут лучше на печке лежать?

— Што ты привязался с этой печкой? — обиделся старик.- Доживи до моих годов, тогда вякай.

— Я же не в обиду тебе говорю. Но спрашивать: зачем люди в космос летают? — это я тебе скажу…

— Ну и растолкуй. Для чего же тебя учат? Штоб ты на стариков злился?

— Ну во-первых: освоение космоса-это… надо. Придет время, люди сядут на Луну. А еще придет время — долетят до Венеры. А на Венере, может, тоже люди живут. Разве не интересно доглядеть на них?..

— Они такие же, как мы?

— Этого я точно не знаю. Может, маленько пострашней, потому что там атмосфера не такая — больше давит.

— Ишо драться кинутся,

— За что?

— Ну, скажут: зачем прилетели? — Старик заинтересован рассказом.Непрошеный гость хуже татарина.

— Не кинутся. Они тоже обрадуются. Еще неизвестно, кто из нас умнее — может, они. Тогда мы у них будем учиться. А потом, когда техника разовьется, дальше полетим…- Юрку самого захватила такая перспектива человечества.

Он встал и начал ходить по избе.- Мы же еще не знаем, сколько таких планет, похожих на Землю! А их, может, миллионы! И везде живут существа. И мы будем летать друг к другу… И получится такое… мировое человечество.

Все будем одинаковые.

— Жениться, што ли, друг на дружке будете?

— Я говорю — в смысле образования! Может, где-нибудь есть такие человекоподобные, что мы все у них поучимся. Может, у них все уже давно открыто, а мы только первые шаги делаем. Вот и получится тогда то самое царство божие, которое религия называет — рай.

Или ты, допустим, захотел своих сыновей повидать прямо с печки — пожалуйста, включил видеоприемник, настроился на определенную волну — они здесь, разговаривай.

Захотелось слетать к дочери, внука понянчить — лезешь на крышу, заводишь небольшой вертолет — и через какое-то время икс ты у дочери… А внук… ему сколько?

Источник: https://mybrary.ru/books/proza/prose-rus-classic/160770-vasilii-shukshin-kosmos-nervnaya-sistema-i-shmat-sala.html

Герои рассказа В. Шукшина «Космос, нервная система и шмат сала»

Вцентре рассказа В. Шукшина «Космос, нервная система и шмат сала» два героя — старик Евстигнеич и его квартирант Юрка. Юрка — восьмиклассник. Он приехал из соседней деревни, чтобы закончить здесь десятилетнюю школу, потому что в его деревне «деся­тилетка» отсутствует. Жизнь Юрки нелегка.

Его мать одна воспитывает четверых детей, и помочь сыну она ничем не может. Но Юрка старается. Для того он и терпит все невзгоды, для того и сидит долгие часы за уроками, чтобы отучиться, стать человеком, окон­чить мединститут, помогать матери. Юрка воспитан и умен.

Безусловно, этот герой заслуживает всяческого уважения.

Интересный, народный характер показывает Шук­шин в образе Евстигнеича. Умело автор передает про­стую деревенскую речь со всеми ее просторечиями и диалектизмами, благодаря которым образ Евстигнеи­ча становится по-настоящему колоритным. Старик хитер, жаден.

«Он вообще скряга отменный»,— заме­чает о нем автор. Ему многого жаль для самого себя. Страдая от похмелья, от так и не покупает дополни­тельную выпивку. Не потому что его вразумили Юр-кины наставления, а потому, что «жалко денег».

Це­лый день изводит Евстигнеич Юрку своими стонами. Старик ненавидит своих детей за то, что те не стали жить в деревне, выросли и уехали в город. Как в храм, спускаясь в полный продуктами погреб, Евстигнеич ругает сына и дочь чертями.

Ему непонятно, почему их не привлекло в деревенской жизни даже такое изо­билие. Для него это главное мерило счастья.

Жадность Евстигнеича переходит в душевную чер­ствость, когда речь заходит о Юрке. Мальчик беден, он недоедает, а «старик вроде не замечает Юркиной бедности, берет с него пять рублей в месяц».

Если же у квартиранта кончаются продукты, Евстигнеич дает ему, но только в долг и только после того, как долго ходит вокруг да около, «косится», раздумывает. При этом пшено, к примеру, старик обязательно взвеши­вает на безмене.

Сам он при этом ни в чем не нуждает­ся, «живет справно», а помочь Юрке безвозмездно все-таки не может.

Когда Юрка сообщает Евстигнеичу, что хочет стать хирургом, тот удивляется и сразу делает предположение: «Што, они много шибко получают, што ль?» Ни­чем иным какая-либо профессия, по Евстигнеичу, привлекательна быть не может.

Читайте также:  Краткое содержание эдгар по падение дома ашеров за 2 минуты пересказ сюжета

Вот водителем, на­пример, быть очень даже почетно, потому что можно много «зашибать» да еще «приворовывать». Матери­альное благосостояние для старика — главная жиз­ненная ценность, и никаких нравственных преград к его обретению для него не существует. Евстигнеич не верит в бога.

Он предлагает не молиться ради благода­ти, а работать, добывая ее. Но коллективной работы, работы для других, общества старик не признает. Он индивидуалист.

Интересны и исполнены авторским юмором разго­воры Юрки с Евстигнеичем. Тонкий психолог, Шук­шин умело передает все оттенки душевных движений старика, обнажая все его нехитрые пороки и достоин­ства. Евстигнеич малограмотен и испытывает огром­ный интерес к Юркиным занятиям. Его интересуют вопросы веры, астрономии, физиологии.

Старик, за­гораясь интересом, обнаруживает всю свою искрен­ность, простоту, безыскусность, что и делает его образ привлекательным.

Он, несмотря на возраст, вступает в горячие споры с Юркой, веря и не веря ему одновре­менно, относясь к его рассказам с подозрением и в то же время радуясь тем новшествам науки, о которых так легко рассказывает восьмиклассник.

Особенно сильное впечатление на старика произ­вел рассказ Юрки об академике Павлове. Удивителен и непонятен для Евстигнеича подвиг самопожертво­вания ради науки.

Но он потряс его настолько, что ку­да-то подевались и жадность его, и скряжничество. Евстигнеич угощает Юрку большим куском сала, и не в долг, а от всей души.

Юрка приоткрывает старику такие стороны жизни, о которых старик и не знал. И это касается не только науки, но и жизненных ценно­стей.

Источник: http://5litra.ru/soch/338-geroi-rasskaza-v-shukshina-kosmos-nervnaya-sistema-i-shmat-sala.html

Книга Космос, нервная система и шмат сала — читать онлайн. Шукшин Василий Макарович. Книги читать онлайн бесплатно без регистрации

  • — Нужно мне.
  • Частенько возвращались к теме о боге.
  • — Чего у вас говорят про его?
  • — Про кого?
  • — Про бога-то.
  • — Да ничего не говорят — нету его.
  • — А почему тогда столько людей молятся?

— А почему ты то и дело поминаешь его? Ты же не веришь.

— Сравнил! Я — матерюсь.

— Все равно — в бога.

Старик в затруднении.

— Я, што ли, один так лаюсь? Раз его все споминают, стало быть, и мне можно.

— Глупо. А в таком возрасте вообще стыдно.

— Отлегло малость, в креста мать, — говорит старик. — Прямо в голове все помутнело.

  1. Юрка не хочет больше разговаривать — надо выучить уроки.
  2. — Про кого счас проходишь?
  3. — Астрономию, — коротко и суховато отвечает Юрка, давая тем самым понять, что разговаривать не намерен.
  4. — Это про што?

— Космос. Куда наши космонавты летают.

— Гагарин-то?

— Не один Гагарин… Много уж.

— А чего они туда летают? Зачем?

— Привет! — воскликнул Юрка и опять откинулся на спинку стула. — Ну, ты даешь. А что они, будут лучше на печке лежать?

— Што ты привязался с этой печкой? — обиделся старик. — Доживи до моих годов, тогда вякай.

— Я же не в обиду тебе говорю. Но спрашивать: зачем люди в космос летают? — это я тебе скажу…

— Ну и растолкуй. Для чего же тебя учат? Штоб ты на стариков злился?

— Ну во-первых: освоение космоса — это… надо. Придет время, люди сядут на Луну. А еще придет время — долетят до Венеры. А на Венере, может, тоже люди живут. Разве не интересно доглядеть на них?..

— Они такие же, как мы?

— Этого я точно не знаю. Может, маленько пострашней, потому что там атмосфера не такая — больше давит.

— Ишо драться кинутся.

— За что?

— Ну, скажут: зачем прилетели? — Старик заинтересован рассказом. — Непрошеный гость хуже татарина.

— Не кинутся. Они тоже обрадуются. Еще неизвестно, кто из нас умнее — может, они. Тогда мы у них будем учиться. А потом, когда техника разовьется, дальше полетим… — Юрку самого захватила такая перспектива человечества.

Он встал и начал ходить по избе. — Мы же еще не знаем, сколько таких планет, похожих на Землю! А их, может, миллионы! И везде живут существа. И мы будем летать друг к другу… И получится такое… мировое человечество.

Все будем одинаковые.

— Жениться, што ли, друг на дружке будете?

— Я говорю — в смысле образования! Может, где-нибудь есть такие человекоподобные, что мы все у них поучимся. Может, у них все уже давно открыто, а мы только первые шаги делаем. Вот и получится тогда то самое царство божие, которое религия называет — рай.

Или ты, допустим, захотел своих сыновей повидать прямо с печки — пожалуйста, включил видеоприемник, настроился на определенную волну — они здесь, разговаривай.

Захотелось слетать к дочери, внука понянчить — лезешь на крышу, заводишь небольшой вертолет — и через какое-то время икс ты у дочери… А внук… ему сколько?

— Восьмой, однако.

— Внук тебе почитает «Войну и мир», потому что развитие будет ускоренное. А медицина будет такая, что люди будут до ста — ста двадцати лет жить.

— Ну, это уж ты… приврал.

— Почему?! Уже сейчас эта проблема решается. Сто двадцать лет-это нормальный срок считается. Мы только не располагаем данными. Но мы возьмем их у соседей по Галактике.

— А сами-то не можете — чтоб на сто двадцать?

— Сами пока не можем. Это медленный процесс. Может, и докатимся когда-нибудь, что будем сто двадцать лет жить, но это еще не скоро. Быстрее будет построить такой космический корабль, который долетит до Галактики. И возможно, там этот процесс уже решен: открыто какое-нибудь лекарство…

— Сто двадцать лет сам не захочешь. Надоест.

— Ты не захочешь, а другие — с радостью. Будет такое средство…

— «Средство»… Открыли бы с похмелья какое-нибудь средство — и то ладно. А то башка, как этот… как бачок из-под самогона.

— Не надо пить.

— Пошел ты!..

Замолчали.

Юрка сел за учебники.

— У вас только одно на языке: «будет! будет!..» — опять начал старик, — Трепачи. Ты вот — шешнадцать лет будешь учиться, а начнет человек помирать, чего ты ему сделаешь?

  • — Вырежу чего-нибудь.
  • — Дак если ему срок подошел помирать, чего ты ему вырежешь?
  • — Я на такие… дремучие вопросы не отвечаю.
  • — Нечего отвечать, вот и не отвечаете.

— Нечего?.. А вот эти люди!.. — сгреб кучу книг и показал, — Вот этим людям тоже нечего отвечать?! Ты хоть одну прочитал?

— Там читать нечего — вранье одно.

— Ладно! — Юрка вскочил и опять начал ходить по избе. — Чума раньше была?

  1. — Холера?
  2. — Ну, холера.
  3. — Была. У нас в двадцать…

— Где она сейчас? Есть?

— Не приведи господи! Может, будет ишо…

— В том-то и дело, что не будет. С ней научились бороться. Дальше: если бы тебя раньше бешеная собака укусила, что бы с тобой было?

— Сбесился бы.

— И помер. А сейчас — сорок уколов, и вер. Человек живет. Туберкулез был неизлечим? Сейчас, пожалуйста: полгода — и человек как огурчик! А кто это все придумал? Ученые! «Вранье»… Хоть бы уж помалкивали, если не понимаете.

Старика раззадорил тоже этот Юркин наскок.

— Так. Допустим. Собака — это ладно, А вот змея укусит?.. Иде они были, доктора-то, раньше? Не было. А бабка, бывало, пошепчет — и как рукой сымет. А вить она институтов никаких не кончала.

— Укус был не смертельный. Вот и все.

— Иди подставь: пусть она разок чикнет куда-нибудь…

— Пожалуйста! Я до этого укол сделаю, и пусть кусает сколько влезет — я только улыбнусть.

— Хвастунишка.

— Да вот же они, во-от! — Юрка опять показал книги. — Люди на себе проверяли! А знаешь ты, что когда академик Павлов помирал, то он созвал студентов и стал им диктовать, как он помирает.

— Как это?

— Так. «Вот, — говорит, — сейчас у меня холодеют ноги — записывайте». Они записывали. Потом руки отнялись. Он говорит: «Руки отнялись».

— Они пишут?

— Пишут, Потом сердце стало останавливаться, он говорит: «Пишите». Они плакали и писали, — У Юрки у самого защипало глаза от слез. На старика рассказ тоже произвел сильное действие.

— Ну?..

— И помер. И до последней минуты все рассказывал, потому что это надо было для науки. А вы с этими вашими бабками еще бы тыщу лет в темноте жили… «Раньше было! Раньше было!..» Вот так было раньше?! — Юрка подошел к розетке, включил радио. Пела певица. — Где она? Ее же нет здесь!

Источник: https://izdaiknigu.ru/bookread-27130/page-2

Урок 57. Биография В. М. Шукшина. Рассказ «Космос, нервная система и шмат сала»

Разработки уроков (конспекты уроков)

Основное общее образование

УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)

Литература

Данный план урока является частью сервиса «Классная работа»*

Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Цель урока

Знакомство учащихся с биографией В. М. Шукшина и его рассказом «Космос, нервная система и шмат сала»

Задачи урока

  • Осветить факты биографии В. М. Шукшина, особенности его творчества. Прочитать по ролям и обсудить рассказ «Космос, нервная система и шмат сала»

Виды деятельности

    Лекция, работа с мультимедийными материалами, фронтальная беседа по вопросам, выполнение интерактивных заданий

Ключевые понятия

    рассказ, юмор, экспозиция, открытый финал, диалог, повествование, трагикомедия, событие
№Название этапаМетодический комментарий
1 1. Вводная часть урока. Этап усвоения нового материала Лекция учителя: знакомство с биографией В. М. Шукшина (На материале учебника: 2 ч. С. 263–264 и МП С. 206–208). Подкрепляется изображениями и цитатами объекта.
2 2. Повторение пройденного материала Повторение терминов экспозиция, открытый финал, диалог, повествование, трагикомедия, событие
3 3. Усвоение нового материала, работа с текстом. Учащиеся рассматривают иллюстрацию к рассказу, чтобы лучше настроиться на выразительное чтение. После этого выразительно читают рассказ «Космос, нервная система и шмат сала» по ролям.
4 4. Этап первичного закрепления и рефлексия учебной деятельности Фронтальная беседа: обсуждение рассказа В. М. Шукшина «Космос, нервная система и шмат сала». Вопросы:
– Сколько времени занимает действие рассказа «Космос, нервная система и шмат сала»? Меняются ли герои за это время?
– Почему Наум Евстигнеич и Юрка помирились только в самом конце рассказа? Они спорили весь рассказ – так на чём же сошлись?
– Проследите за особенностями речи героев. О чём эти особенности говорят? Отличается ли Юркина речь от речи Наума Евстигнеича?
5 5. Информация о домашнем задании 1. Описать новые взаимоотношения Юрки и Наума Евстигнеича.
2. Прочитать рассказ «Микроскоп».

Хотите сохранить материал на будущее? Отправьте себе на почту

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/urok-57-biografiya-v-m-shukshina-rasskaz-kosmos-nervnaya-sistema-i-shmat-sala-6048/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector