Краткое содержание лесков запечатлённый ангел за 2 минуты пересказ сюжета

Краткое содержание Лесков Запечатлённый ангел за 2 минуты пересказ сюжета

На постоялом дворе укрываются от непогоды несколько путников. Один из них утверждает, что «всякого спасенного человека… ангел руководствует», и его самого ангел водил. Последующий рассказ он произносит, стоя на коленях, потому как все случившееся — «дело весьма священное и страшное». Маркуша, «незначительный человек», рожденный в «старой русской вере», служит каменщиком в артели Луки Кириллова, самой чудной иконой в которой считается изображение ангела. На Днепре артель строит вместе с англичанами каменный мост и три года живет «мирственным» духом и «преизящество богозданной природы» ощущает. Но после того как невежественный и напоминающий «верблуда» Марой изобретает особенный способ разбивать прочнейшие болты, о староверах идет слава. Пимен Иванов, который, в отличие от «настоящих степенных староверов», не чуждается общения с чиновниками, встречается с женой «немаловажного лица», которая просит у староверов вымолить ей дочь. Пимен ничего староверам не рассказывает ни об этом, ни о последующих поручениях, но все они исполняются. Расплатившись с Пименом деньгами «на свечи и масло», барыня выражает желание посмотреть на ангела-хранителя, и Пимену приходится обо всем рассказать староверам. Наутро после приезда барыни жена Луки Кириллова, тетка Михайлица, рассказывает, что ночью ангел сошел с иконы. В это время муж барыни, за которого Пимен «молитвует», получает взятку от «жидов», но те его обманывают и еще больше отданного назад требуют. Барыня требует этих денег у староверов. Староверы таких денег не имеют, и на их жилище нападают жандармы, «запечатывают» иконы, в том числе и лик ангела, сургучом, увозят и сваливают в подвал. Икона с ангелом приглядывается архиерею, и её ставят в алтаре. Староверы решают хранителя подменить — «украсть и распечатать», а «к исполнению сей решимости» избирают рассказчика этой повести и благонравного отрока Левонтия. Между тем по Пимену вдруг «пехота пошла», а на староверов нападает «сугубая тоска», а вместе с ней болезнь глаз, излечить которую сможет только икона-хранительница. Такое благочестие трогает старшего среди англичан Якова Яковлевича, которому Маркуша объясняет, что художник из города не сможет точную копию исполнить, представить «тип лица небожитель». И икона та строгановского рисунка, а он сильно отличается от других писаний. А сегодня «высокого вдохновения тип утрачен» и «в новых школах художества повсеместное растлеяние чувства развито и суете ум повинуется». «Писание не всякому дано уразуметь, и изображенная небесная слава очень при этом помогает о деньгах и всей славе земной думать не иначе как о мерзости перед господом». Сами же староверы молят «христианския кончины живота и доброго ответа на страшном судилище». Англичанин и его жена такими речами настолько растроганы, что дают Маркуше денег, и он с «среброуздым» Левонтием отправляется на поиски изографа. Доходят они до Москвы, «древлего русского общества преславной царицы», но и ею не утешаются, считая, что старина в Москве не на «добротолюбии и благочестии, а на едином упрямстве» зиждится. А мастера в художестве неаккуратны, все друг перед другом величаются или, «шайками совокупясь», по трактирам вино пьют и свое художество хвалят «с кичливою надменностию». На Маркушу нападает скука, а Левонтий боится, что его «соблазн одержать может», и изъявляет желание повидать безгневного старца Памву и понять, какова «благодать» господствующей церкви. На все протесты Маркуши о том, что церковные «кофий» пьют и зайцев едят, Левонтий отвечает своей образованностью. Из Москвы путники идут в Суздаль искать изографа Севастьяна, и по дороге, выбранной Маркушей, теряются. Левонтий выглядит больным и отказывается идти. Но появившийся из леса небольшой старичок призывает его встать и ведет путников в свое жилище. Маркуша понимает, что это и есть Памва безгневный. Памва выпускает душу из Левонтия, «как голубя из клетки», и отрок умирает. Маркуше нельзя обвинить старца: «неодолим сей человек с таким смирением», но он решает, что «если только в церкви два такие человека есть, то мы пропали, ибо сей весь любовью одушевлен». Когда Маркуша идет по лесу, ему вновь является Памва и говорит: «Ангел в душе живет, но запечатлен, а любовь освободит его». Маркуша бежит от старца и встречает изографа Севастьяна, с которым возвращается в артель. Чтобы проверить умение изографа, Яков Яковлевич просит его написать икону своей жене, Севастьян узнает, что англичанка молится о детях, и пишет икону такой тонкостью «мелкоспопического» письма, о которой англичане не слыхивали. Но скопировать портрет англичанки в перстень отказывается, чтобы не «унизить» своего художества. Яков Яковлевич просит владыку вернуть на время ангела в артель, чтобы позолотить на запечатленном ангеле ризу и украсить венец. Но архиерей отдает лишь ризу. Севастьян объясняет англичанину, что необходима подлинная икона. Тот сначала изографа выгоняет, но потом сам вызывается совершить кражу и договаривается, чтобы, пока всенощная у архиерея идет, копию написали, старую икону со старой доски сняли, подделок вставили, и Яков Яковлевич смог её опять на окно поставить, как будто ничего не бывало. Англичанин берет с собой сильного духом ковача Мароя, чтобы тот всю вину на себя взял и «смерть претерпел», если староверы обманут. Договор держится на основе «взаимоверья». «Акция» проходит успешно, но Севастьян отказывается накладывать печать на копию, и это приходится сделать англичанке. В это время трогается лед, и, чтобы вовремя переправиться на другой берег, Лука, под пение старообрядцев, переходит реку по мостовой цепи. Марой видит над ним свечение и охрану ангелами. На копии иконы исчезает сургуч, и Лука бросается с повинной к архиерею, который отвечает, что староверы «со своего ангела печать плутовством свели, а другой сам с себя её снял и тебя сюда привел». Прошенные архиереем староверы «тела и крови Спаса за обеднею приобщаются». А вместе с ними и Маркуша, который после встречи со старцем Памвой «имеет влечение воедино одушевиться со всею Русью». На удивление путников по поводу исчезнувшей печати Маркуша рассказывает, что печать англичанки была бумажной и выпала. Против того, что все случилось обыкновенным манером, староверы не спорят: «все равно, какими путями господь человека взыщет, лишь бы взыскал». Маркуша поздравляет всех с Новым годом и просит прощения Христа ради за себя, невежу.

Краткое содержание Лесков Запечатлённый ангел за 2 минуты пересказ сюжета

Краткое содержание «Запечатленный ангел» ЛесковаЛесков Н.С.Стр. 1

Краткое содержание Лесков Запечатлённый ангел за 2 минуты пересказ сюжета

Краткое содержание «Запечатленный ангел» ЛесковаЛесков Н.С.Стр. 2

Краткое содержание Лесков Запечатлённый ангел за 2 минуты пересказ сюжета

Краткое содержание «Запечатленный ангел» ЛесковаЛесков Н.С.Стр. 3

Источник: https://my-soch.ru/sochinenie/kratkoe-soderzhanie-zapechatlennyj-angel-leskova

Запечатлённый ангел — краткое содержание рассказа Лескова

Повесть «Запечатленный ангел» написана русским писателем Лесковым. Ее краткое содержание представлено в данной статье.

По сюжету несколько путников во время страшной метели остановились в пансионате. Один из путешественник твердо уверен, что спасение им обеспечил не кто иной, как ангел. Он начинает повествовать новым друзьям и страшные, и волшебные истории про ангела.

У Луки Кириллова пахал как каменщик Маркуша, который был приверженцем старой христианской религии. На одной интересной иконе, что висела на стене в артели, был нарисован милый ангел. Через три года после построения моста, который делали по приказу английских людей. Работники назывались староверами. Вскоре местность прославилась из-за нововведения Мароя.

Многие работники были нелюдимы, а Пимен Иванов выходил на улицу чаще остальных и имел контакт с чиновниками. Жена одного из таких просила работников, чтобы те помолились ангелу и тот послал бы им дочку. Все получилось, как она и просила.

Женщина дал Пимену денежное вознаграждение и захотела посмотреть на волшебную икону. Работник рассказал остальным работникам о молении жены бюрократа. К утру к кирилловскому дому приехала женщина. Супруга Луки сказала, что ночь с иконы вышел ангел.

А в этот момент чиновник перенял взятку у жидов и провалил дело. Обидевшиеся жиды потребовали средства назад, но не получили их. Поэтому они приехали к Луке и украли волшебную икону и поставили ее на алтарь. Староверы украли ее и подменили скопированной.

Через некоторое время у них начались головные и глазные боли. Изличить их могла лишь икона, на которой был изображен ангел.

Маркуша решился отыскать художника, кто смог бы создать точную копию оригинальной иконы. Маркуша расскз англичанину историю про милого ангела, тот растрогался и дал ему денежек. Он и Левонтий отправились на поиски художника.

Они остановились в трактире. Левонтий желал увидеть Памву. Потом путешественники покинули Москуву и направились в город Суздаль. Там жил Художник по имени Севастьян. Товарищи заблудились и один из них тяжело заболел.

Левонтий лишился возможности ходить.

В лесу они увидели Панву, который позвал ребят к себе домой. Там Левонтий отдает концы. Маркуша находит Севастьяна. Я.Я. просит Севастьяна нарисовать икону с милым ангелом.

Но изограф, словно зная о мистической составляющей этой истории, отказывается и не выполняет просьбу. Но все же, потом он сжалился над Маркушей, который слезно просил художника создать картину, и согласился.

Художник создал копию иконы с ангелом.

Англоязычник набрался смелости, храбрости и, конечно, наглости спереть у архиерея оригинал иконы. Он подменил оригинал на подделку. И отправился путешествовать вместе с Маркушей. Когда появляется на пути опасность, Марка должен быть виновным и виноватым со всем причинами, какие можно только придумать.

Яков захотел передать староверцам-работникам икону. Они договорились встретиться на каменном мосте. Когда они увиделись, то над Лукой Кирилловым Мара увидел какое-то неестественное сияние. Повесть оканчивается тем, что староверы получает обратно свою икону. Маркуша просит прощения за невежество у Бога.

Читательский дневник.

Другие произведения автора:

← Железная воля↑ ЛесковНа краю света →

Источник: http://sochinite.ru/kratkie-soderzhaniya/leskov/zapechatlyonnyj-angel-rasskaz

Краткое содержание: Запечатленный ангел

Несколько путешественников скрывались от плохой погоды в одном из частных дворов. Один из них завел беседу о том, что у каждого человека есть свой ангел-хранитель, который подсказывает, что делать человеку и показывает путь истинный. Все что он говорил, он произносил стоя на коленях, так как то, что случилось, действительно очень страшно дело.

Маркуша, родился в русской семье, был старой закалки. Он укладал каменные изделия у Луки Кириллова, который был иконописцем и славился благодаря чудесной иконе, на которой был изображен ангел. В то время, Маркуша и его английские коллеги, строили артель на Днепре. Он три года жил мирным духом не нарушая закон Божий.

После того как Марой изобрел приспособления для разбития самых прочных соединений, о староверующих пошла слава. Пимен Иванов, в отличии от остальных староверов, не отказывается от общения с высшими эвенами общества и встречается с женщиной высокопоставленного лица. Она просит помощи у верующих вымолись ее дочку. Иванов, не рассказывает об этом никому.

Он держит в тайне все поручения, но они все исполняются. Когда сударыня расплатилась с Пименом денежными средствами на свечи, у нее появилось желание взглянуть на икону Ангела-хранителя. Об этом пришлось рассказать своим друзьям-староверам. Утром, когда женщина приехала полюбоваться чудесной иконой, свершилось чудо. Ночью ангел мистическим способом исчез с иконы.

В это время, мужа барыни, за которую молится старовер, обманули «жиды», и требуют от того еще больше чем он взял ранее методом взятки. В то время, барыня, вымогает денег у старовером, но они, к сожалению их не имеют. На их артель нападают жандармы, и запечатав сургучом иконы свозят в подвал. Икона ангела-хранителя очень порадовала глаз архиерею, и ее поставили на алтарь.

Староверы решаются украсть и подменить икону, и рассказчиком избрали Левонтия.

Дела Пимена и староверов были плохи. Они жили в тоске, и до того у них развивалась болезнь глаз. Спасти их могла только иконка хранителя. Такая ситуация тронула Якова Яковлевича, которому объяснили, что ни один художник на свете не сможет скопировать лик Божий.

Для того чтобы написать такую икону нужно быть духовно посвященным и избавленным от лишних мыслей, а сегодня у большинства такие качества утрачены. В новых художественных школах такому не обучают.

Один англичанин дает денег Маркуше, и он с Левонтием отправились на поиски человека, который сможет сделать копию иконы ангела-хранителя.

Дошли они до Москвы, матери русских городов. Ранее она славилась большими мастерами своего дела, а сейчас они стали неаккуратными, все призирают друг друга, выпивают в кабаках, хвалятся. Маркушу съедает тоска, и Левонтий старается всеми путями оградить его от соблазна. Они задумали встретиться с Памвой и узнать правду благодати церкви.

Читайте также:  Краткое содержание цветаева повесть о сонечке за 2 минуты пересказ сюжета

маркуша протестовал, что все церковные служителя только кофе пьют да зайцев едят. Они узнали о хорошем изографе Севастьяне, после чего отправились к нему в Суздаль. По дороге они заблудились, а сам Левонтий сильно заболел, отказавшись идти. Но тут из леса появился странный старик, который призвал его встать на ноги и пойти за ним в его жилье.

Это был Памва.

Старик выпустил душу из Левонтия и он умирает. Маркуша не стал винить его, ведь он старался помочь, со всей любовью. Тот пошел дальше, но по дороге в лесу ему опять явился Памва и сказал:»Только любовь сможет освободить ангела, который живет в душе». маркуша убегает от старца, и по дороге встречает Севастьяна, с которым возвращается в артель. Дабы убедится в мастерстве изографа, ему дали написать икону его жене. Свестьян узнает, что женщина молится о детях и пишет иконы с особой тонкостью. Не скопировать ее портрет — значит унизить самого себя.

Яков попросил владыку вернуть икону ангела-хранителя в артель, для золочения ризы украшения венца, но тот дает только ризу. Севастьян говорит, что нужна подлинная икона.

Англичанин, сначала его выгоняет, а потом сам задумал похитить икону, и договаривается о подмене настоящей и поддельной иконе.

С собой берет коваля Мароя, который был сильный духом, и мог перетерпеть смерть. Договор держался на доверии.

Дело прошло успешно, но изограф отказался ставить печать на новой копии, и за это взялась англичанка. В то время сходит лед, и нужно вовремя перейти на другой берег.

Лука, под песни старого обряда, перешел реку по мостовой цепи. Марой увидил некое свечение над ним — это была охрана ангелов. На подделке иконы исчезает сургуч.

лука бросается в архиерею с доводами что староверы сами свели печать с иконы.

Путники были удивлены, как исчезла печать. Маркуша рассказал историю, о бумажной печати, которую сделала англичанка, а по дороге она выпала. Стоит помнить одно:» Если Господь должен взыскать с человека, он любым путем взыщет». Маркуша всех поздравил с Новым годом. попросил прощения Христа, за себя и свои ошибки.

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Запечатленный ангел». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.

Источник: https://biblioman.org/shortworks/leskov/zapechatlyonniy-angel/

Краткое содержание Запечатленный ангел Лесков

На постоялом дворе укрываются от непогоды несколько путников. Один из них утверждает, что “всякого спасенного человека… ангел руководствует”, и его самого ангел водил. Последующий рассказ он произносит, стоя на коленях, потому как все случившееся – “дело весьма священное и страшное”.

Маркуша, “незначительный человек”, рожденный в “старой русской вере”, служит каменщиком в артели Луки Кириллова, самой чудной иконой в которой считается изображение ангела. На Днепре артель строит вместе с англичанами каменный мост и три года живет “мирственным” духом и “преизящество богозданной природы” ощущает.

Но после того как невежественный и напоминающий “верблуда” Марой изобретает особенный способ разбивать прочнейшие болты, о староверах идет слава. Пимен Иванов, который, в отличие от “настоящих степенных староверов”, не чуждается общения с чиновниками, встречается с женой “немаловажного лица”, которая просит у староверов вымолить ей дочь.

Пимен ничего староверам не рассказывает ни об этом, ни о последующих поручениях, но все они исполняются. Расплатившись с Пименом деньгами “на свечи и масло”, барыня выражает желание посмотреть на ангела-хранителя, и Пимену приходится обо всем рассказать староверам. Наутро после приезда барыни жена Луки Кириллова, тетка Михайлица, рассказывает, что ночью ангел сошел с иконы.

В это время муж барыни, за которого Пимен “молитвует”, получает взятку от “жидов”, но те его обманывают и еще больше отданного назад требуют. Барыня требует этих денег у староверов. Староверы таких денег не имеют, и на их жилище нападают жандармы, “запечатывают” иконы, в том числе и лик ангела, сургучом, увозят и сваливают в подвал. Икона с ангелом приглядывается архиерею, и ее ставят в алтаре.

Староверы решают хранителя подменить – “скрасть и распечатать”, а “к исполнению сей решимости” избирают рассказчика этой повести и благонравного отрока Левонтия.

Между тем по Пимену вдруг “пегота пошла”, а на староверов нападает “сугубая тоска”, а вместе с ней болезнь глаз, излечить которую сможет только икона-хранительница.

Такое благочестие трогает старшего среди англичан Якова Яковлевича, которому Маркуша объясняет, что художник из города не сможет точную копию исполнить, представить “тип лица небожительный”. И икона та строгановского рисунка, а он сильно отличается от других писаний.

А сегодня “высокого вдохновения тип утрачен” и “в новых школах художества повсеместное растлеяние чувства развито и суете ум повинуется”. “Писание не всякому дано уразуметь, и изображенная небесная слава очень при этом помогает о деньгах и всей славе земной думать не иначе как о мерзости перед господом”.

Сами же староверы молят “христианския кончины живота и доброго ответа на страшном судилище”. Англичанин и его жена такими речами настолько растроганы, что дают Маркуше денег, и он с “среброуздым” Левонтием отправляется на поиски изографа.

Доходят они до Москвы, “древлего русского общества преславной царицы”, но и ею не утешаются, считая, что старина в Москве не на “добротолюбии и благочестии, а на едином упрямстве” зиждится.

А мастера в художестве неаккуратны, все друг перед другом величаются или, “шайками совокупясь”, по трактирам вино пьют и свое художество хвалят “с кичливою надменностию”.

На Маркушу нападает скука, а Левонтий боится, что его “соблазн обдержать может”, и изъявляет желание повидать безгневного старца Памву и понять, какова “благодать” господствующей церкви. На все протесты Маркуши о том, что церковные “кофий” пьют и зайцев едят, Левонтий отвечает своей образованностью.

Из Москвы путники идут в Суздаль искать изографа Севастьяна, и по дороге, выбранной Маркушей, теряются. Левонтий выглядит больным и отказывается идти. Но появившийся из леса небольшой старичок призывает его встать и ведет путников в свое жилище. Маркуша понимает, что это и есть Памва безгневный.

Памва выпускает душу из Левонтия, “как голубя из клетки”, и отрок умирает. Маркуше нельзя обвинить старца: “неодолим сей человек с таким смирением”, но он решает, что “если только в церкви два такие человека есть, то мы пропали, ибо сей весь любовью одушевлен”.

Когда Маркуша идет по лесу, ему вновь является Памва и говорит: “Ангел в душе живет, но запечатлен, а любовь освободит его”. Маркуша бежит от старца и встречает изографа Севастьяна, с которым возвращается в артель.

Чтобы проверить умение изографа, Яков Яковлевич просит его написать икону своей жене, Севастьян узнает, что англичанка молится о детях, и пишет икону такой тонкостью “мелкоспопического” письма, о которой англичане не слыхивали.

Но скопировать портрет англичанки в перстень отказывается, чтобы не “унизить” своего художества.

Яков Яковлевич просит владыку вернуть на время ангела в артель, чтобы позолотить на запечатленном ангеле ризу и украсить венец. Но архиерей отдает лишь ризу. Севастьян объясняет англичанину, что необходима подлинная икона.

Тот сначала изографа выгоняет, но потом сам вызывается совершить кражу и договаривается, чтобы, пока всенощная у архиерея идет, копию написали, старую икону со старой доски сняли, подделок вставили, и Яков Яковлевич смог ее опять на окно поставить, как будто ничего не бывало.

Англичанин берет с собой сильного духом ковача Мароя, чтобы тот всю вину на себя взял и “смерть претерпел”, если староверы обманут. Договор держится на основе “взаимоверья”.

“Акция” проходит успешно, но Севастьян отказывается накладывать печать на копию, и это приходится сделать англичанке. В это время трогается лед, и, чтобы вовремя переправиться на другой берег, Лука, под пение старообрядцев, переходит реку по мостовой цепи. Марой видит над ним свечение и охрану ангелами.

На копии иконы исчезает сургуч, и Лука бросается с повинной к архиерею, который отвечает, что староверы “со своего ангела печать плутовством свели, а другой сам с себя ее снял и тебя сюда привел”. Прошенные архиереем староверы “тела и крови Спаса за обеднею приобщаются”.

А вместе с ними и Маркуша, который после встречи со старцем Памвой “имеет влечение воедино одушевиться со всею Русью”.

На удивление путников по поводу исчезнувшей печати Маркуша рассказывает, что печать англичанки была бумажной и выпала. Против того, что все случилось обыкновенным манером, староверы не спорят: “все равно, какими путями господь человека взыщет, лишь бы взыскал”. Маркуша поздравляет всех с Новым годом и просит прощения Христа ради за себя, невежу.

Вариант 2

Несколько путников укрываются от бури на постоялом дворе, один из них говорит, что спасением человека руководит ангел, ведь и его самого как-то ангел водил. Он рассказывает свою историю стоя на коленях, ибо случившееся – дело священное.

Маркуша, так зовут рассказчика, воспитан в старой русской вере, он служит каменщиком в старообрядческой артели, которая хранит чудотворную икону с изображением ангела.

Каменщики строят мост через Днепр, они открывают способ разбивать прочные болты и об артели узнают в округе. Один из каменщиков, Пимен, общается с чиновничьей женой, которая просит старовера вымолить ей наследницу.

Пимен молится ангелу от лица барыни, и многие молитвы его исполняются.

Однажды Пимен вымолил удачную сделку чиновника с евреями, но торговцы обманули барина. Жена чиновника требует с Пимена и староверов потерянных денег, в том числе и икону с ликом ангела.

Жандармы приходят в артель и забирают икону, они относят ее в новообрядческую церковь. Староверы решаются подменить икону, поэтому избирают Маркушу для того, чтобы он нашел художника, который нарисует копию.

Однако городские художники для этого не годятся, поэтому Маркуша вместе с Левонтием отправляется на поиски изографа.

Старообрядцы приходят в Москву, но убеждаются, что столичные художники неаккуратны и хвастливы. Тогда они решают идти в Суздаль, чтобы найти мастера Севастьяна. По дороге они встречают старца Памву Безгневного, который пускает душу из отрока Левонтия.

Маркуша пугается Памвы и бежит прочь от старца. Он находит изографа Севастьяна и приводит его в артель. Чтобы проверить мастерство художника, мастера просят написать икону для жены англичанина.

Художник подтверждает свое мастерство и пишет икону с ликом ангела.

Старообрядцы решаются украсть икону из церкви во время всенощной и после заменить ее копией. Кража проходит успешно, но вернуть копию вовремя становится затруднительно – в это время трогается лед и затрудняет переправу на другой берег. Под пение старообрядцев, глава артели переходит реку по мостовой цепи. Он ставит копию иконы на место в церкви, староверы же радуются возвращенному лику.

Источник: https://rus-lit.com/kratkoe-soderzhanie-zapechatlennyj-angel-leskov/

Шпаргалка: Николай Лесков. Запечатлённый ангел

Пересказала Ю. С. Чупринина

Время чтения: ~8 мин

Напостоялом дворе укрываются от непогоды несколько путников. Один из нихутверждает,  что «всякого спасенного человека… ангел руководствует»,  и егосамого ангел водил. Последующий рассказ он произносит,  стоя на коленях,  потомукак все случившееся — «дело весьма священное и страшное».

Маркуша, «незначительный человек»,  рожденный в «старой русской вере»,  служиткаменщиком в артели Луки Кириллова,  самой чудной иконой в которой считаетсяизображение ангела. На Днепре артель строит вместе с англичанами каменный мости три года живет «мирственным» духом и «преизящество богозданной природы»ощущает.

Но после того как невежественный и напоминающий «верблуда» Маройизобретает особенный способ разбивать прочнейшие болты,  о староверах идетслава.

Пимен Иванов,  который,  в отличие от «настоящих степенных староверов»,  нечуждается общения с чиновниками,  встречается с женой «немаловажного лица»,  котораяпросит у староверов вымолить ей дочь. Пимен ничего староверам не рассказываетни об этом,  ни о последующих поручениях,  но все они исполняются.

Расплатившись с Пименом деньгами «на свечи и масло»,  барыня выражает желаниепосмотреть на ангела-хранителя,  и Пимену приходится обо всем рассказатьстароверам. Наутро после приезда барыни жена Луки Кириллова,  тетка Михайлица,  рассказывает, что ночью ангел сошел с иконы.

В это время муж барыни,  за которого Пимен«молитвует»,  получает взятку от «жидов»,  но те его обманывают и еще большеотданного назад требуют. Барыня требует этих денег у староверов.

Читайте также:  Краткое содержание вам и не снилось щербаковой за 2 минуты пересказ сюжета

Староверытаких денег не имеют,  и на их жилище нападают жандармы,  «запечатывают» иконы, в том числе и лик ангела,  сургучом,  увозят и сваливают в подвал. Икона сангелом приглядывается архиерею,  и её ставят в алтаре. Староверы решаютхранителя подменить — «скрасть и распечатать»,  а «к исполнению сей решимости»избирают рассказчика этой повести и благонравного отрока Левонтия.

Междутем по Пимену вдруг «пегота пошла»,  а на староверов нападает «сугубая тоска»,  авместе с ней болезнь глаз,  излечить которую сможет только икона-хранительница.

Такое благочестие трогает старшего среди англичан Якова Яковлевича,  которомуМаркуша объясняет,  что художник из города не сможет точную копию исполнить,  представить«тип лица небожительный». И икона та строгановского рисунка,  а он сильноотличается от других писаний.

А сегодня «высокого вдохновения тип утрачен» и «вновых школах художества повсеместное растлеяние чувства развито и суете ум повинуется».«Писание не всякому дано уразуметь,  и изображенная небесная слава очень приэтом помогает о деньгах и всей славе земной думать не иначе как о мерзостиперед господом».

Сами же староверы молят «христианския кончины живота и доброгоответа на страшном судилище». Англичанин и его жена такими речами настолькорастроганы,  что дают Маркуше денег,  и он с «среброуздым» Левонтиемотправляется на поиски изографа.

Доходятони до Москвы,  «древлего русского общества преславной царицы»,  но и ею неутешаются,  считая,  что старина в Москве не на «добротолюбии и благочестии,  ана едином упрямстве» зиждится.

А мастера в художестве неаккуратны,  все другперед другом величаются или,  «шайками совокупясь»,  по трактирам вино пьют исвое художество хвалят «с кичливою надменностию».

На Маркушу нападает скука,  аЛевонтий боится,  что его «соблазн обдержать может»,  и изъявляет желаниеповидать безгневного старца Памву и понять,  какова «благодать» господствующейцеркви. На все протесты Маркуши о том,  что церковные «кофий» пьют и зайцеведят,  Левонтий отвечает своей образованностью.

Из Москвы путники идут вСуздаль искать изографа Севастьяна,  и по дороге,  выбранной Маркушей,  теряются.Левонтий выглядит больным и отказывается идти. Но появившийся из леса небольшойстаричок призывает его встать и ведет путников в свое жилище. Маркуша понимает, что это и есть Памва безгневный.

Памвавыпускает душу из Левонтия,  «как голубя из клетки»,  и отрок умирает. Маркушенельзя обвинить старца: «неодолим сей человек с таким смирением»,  но он решает, что «если только в церкви два такие человека есть,  то мы пропали,  ибо сейвесь любовью одушевлен».

Когда Маркуша идет по лесу,  ему вновь является Памваи говорит: «Ангел в душе живет,  но запечатлен,  а любовь освободит его».Маркуша бежит от старца и встречает изографа Севастьяна,  с которымвозвращается в артель.

Чтобы проверить умение изографа,  Яков Яковлевич проситего написать икону своей жене,  Севастьян узнает,  что англичанка молится одетях,  и пишет икону такой тонкостью «мелкоспопического» письма,  о которойангличане не слыхивали.

Но скопировать портрет англичанки в перстеньотказывается,  чтобы не «унизить» своего художества.

ЯковЯковлевич просит владыку вернуть на время ангела в артель,  чтобы позолотить назапечатленном ангеле ризу и украсить венец. Но архиерей отдает лишь ризу.Севастьян объясняет англичанину,  что необходима подлинная икона.

Тот сначалаизографа выгоняет,  но потом сам вызывается совершить кражу и договаривается,  чтобы, пока всенощная у архиерея идет,  копию написали,  старую икону со старой доскисняли,  подделок вставили,  и Яков Яковлевич смог её опять на окно поставить,  какбудто ничего не бывало.

Англичанин берет с собой сильного духом ковача Мароя,  чтобытот всю вину на себя взял и «смерть претерпел»,  если староверы обманут.Договор держится на основе «взаимоверья».

«Акция»проходит успешно,  но Севастьян отказывается накладывать печать на копию,  иэто приходится сделать англичанке. В это время трогается лед,  и,  чтобы вовремяпереправиться на другой берег,  Лука,  под пение старообрядцев,  переходит рекупо мостовой цепи. Марой видит над ним свечение и охрану ангелами.

На копиииконы исчезает сургуч,  и Лука бросается с повинной к архиерею,  которыйотвечает,  что староверы «со своего ангела печать плутовством свели,  а другойсам с себя её снял и тебя сюда привел». Прошенные архиереем староверы «тела икрови Спаса за обеднею приобщаются».

А вместе с ними и Маркуша,  который послевстречи со старцем Памвой «имеет влечение воедино одушевиться со всею Русью».

Наудивление путников по поводу исчезнувшей печати Маркуша рассказывает,  чтопечать англичанки была бумажной и выпала. Против того,  что все случилосьобыкновенным манером,  староверы не спорят: «все равно,  какими путями господьчеловека взыщет,  лишь бы взыскал». Маркуша поздравляет всех с Новым годом ипросит прощения Христа ради за себя,  невежу.

Список литературы

Всешедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русскаялитература XIX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М.: Олимп: ACT,  1996. —832 с.

Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта briefly.ru/

Источник: https://ronl.org/shpargalki/kratkoe-soderzhanie-proizvedeniy/120314/

referat5vip.ru

На постоялом дворе укрываются от непогоды несколько путников. Один из них утверждает, что «всякого спасённого человека… ангел руководствует», и его самого ангел водил. Последующий рассказ он произносит, стоя на коленях, потому как все случившееся — «дело весьма священное и страшное».

Маркуша, «незначительный человек», рождённый в «старой русской вере», служит каменщиком в артели Луки Кириллова, самой чудной иконой в которой считается изображение ангела. На Днепре артель строит вместе с англичанами каменный мост и три года живёт «мирственным» духом и «преизящество богозданной природы» ощущает.

Но после того как невежественный и напоминающий «верблуда» Марой изобретает особенный способ разбивать прочнейшие болты, о староверах идёт слава. Пимен Иванов, который, в отличие от «настоящих степенных староверов», не чуждается общения с чиновниками, встречается с женой «немаловажного лица», которая просит у староверов вымолить ей дочь.

Пимен ничего староверам не рассказывает ни об этом, ни о последующих поручениях, но все они исполняются. Расплатившись с Пименом деньгами «на свечи и масло», барыня выражает желание посмотреть на ангела-хранителя, и Пимену приходится обо всем рассказать староверам. Наутро после приезда барыни жена Луки Кириллова, тётка Михайлица, рассказывает, что ночью ангел сошёл с иконы.

В это время муж барыни, за которого Пимен «молитвует», получает взятку от «жидов», но те его обманывают и ещё больше отданного назад требуют. Барыня требует этих денег у староверов. Староверы таких денег не имеют, и на их жилище нападают жандармы, «запечатывают» иконы, в том числе и лик ангела, сургучом, увозят и сваливают в подвал. Икона с ангелом приглядывается архиерею, и её ставят в алтаре.

Староверы решают хранителя подменить — «скрасть и распечатать», а «к исполнению сей решимости» избирают рассказчика этой повести и благонравного отрока Левонтия.

Между тем по Пимену вдруг «пегота пошла», а на староверов нападает «сугубая тоска», а вместе с ней болезнь глаз, излечить которую сможет только икона-хранительница.

Такое благочестие трогает старшего среди англичан Якова Яковлевича, которому Маркуша объясняет, что художник из города не сможет точную копию исполнить, представить «тип лица небожительный». И икона та строгановского рисунка, а он сильно отличается от других писаний.

А сегодня «высокого вдохновения тип утрачен» и «в новых школах художества повсеместное растлеяние чувства развито и суете ум повинуется». «Писание не всякому дано уразуметь, и изображённая небесная слава очень при этом помогает о деньгах и всей славе земной думать не иначе как о мерзости перед господом».

Сами же староверы молят «христианския кончины живота и доброго ответа на страшном судилище». Англичанин и его жена такими речами настолько растроганы, что дают Маркуше денег, и он с «среброуздым» Левонтием отправляется на поиски изографа.

Доходят они до Москвы, «древлего русского общества преславной царицы», но и ею не утешаются, считая, что старина в Москве не на «добротолюбии и благочестии, а на едином упрямстве» зиждится.

А мастера в художестве неаккуратны, все друг перед другом величаются или, «шайками совокупясь», по трактирам вино пьют и своё художество хвалят «с кичливою надменностию».

На Маркушу нападает скука, а Левонтий боится, что его «соблазн обдержать может», и изъявляет желание повидать безгневного старца Памву и понять, какова «благодать» господствующей церкви. На все протесты Маркуши о том, что церковные «кофий» пьют и зайцев едят, Левонтий отвечает своей образованностью.

Из Москвы путники идут в Суздаль искать изографа Севастьяна, и по дороге, выбранной Маркушей, теряются. Левонтий выглядит больным и отказывается идти. Но появившийся из леса небольшой старичок призывает его встать и ведёт путников в своё жилище. Маркуша понимает, что это и есть Памва безгневный.

Памва выпускает душу из Левонтия, «как голубя из клетки», и отрок умирает. Маркуше нельзя обвинить старца: «неодолим сей человек с таким смирением», но он решает, что «если только в церкви два такие человека есть, то мы пропали, ибо сей весь любовью одушевлён».

Когда Маркуша идёт по лесу, ему вновь является Памва и говорит: «Ангел в душе живёт, но запечатлён, а любовь освободит его». Маркуша бежит от старца и встречает изографа Севастьяна, с которым возвращается в артель.

Чтобы проверить умение изографа, Яков Яковлевич просит его написать икону своей жене, Севастьян узнает, что англичанка молится о детях, и пишет икону такой тонкостью «мелкоспопического» письма, о которой англичане не слыхивали.

Но скопировать портрет англичанки в перстень отказывается, чтобы не «унизить» своего художества.

Яков Яковлевич просит владыку вернуть на время ангела в артель, чтобы позолотить на запечатлённом ангеле ризу и украсить венец. Но архиерей отдаёт лишь ризу. Севастьян объясняет англичанину, что необходима подлинная икона.

Тот сначала изографа выгоняет, но потом сам вызывается совершить кражу и договаривается, чтобы, пока всенощная у архиерея идёт, копию написали, старую икону со старой доски сняли, подделок вставили, и Яков Яковлевич смог её опять на окно поставить, как будто ничего не бывало.

Англичанин берет с собой сильного духом ковача Мароя, чтобы тот всю вину на себя взял и «смерть претерпел», если староверы обманут. Договор держится на основе «взаимоверья».

«Акция» проходит успешно, но Севастьян отказывается накладывать печать на копию, и это приходится сделать англичанке. В это время трогается лёд, и, чтобы вовремя переправиться на другой берег, Лука, под пение старообрядцев, переходит реку по мостовой цепи. Марой видит над ним свечение и охрану ангелами.

На копии иконы исчезает сургуч, и Лука бросается с повинной к архиерею, который отвечает, что староверы «со своего ангела печать плутовством свели, а другой сам с себя её снял и тебя сюда привёл». Прошенные архиереем староверы «тела и крови Спаса за обеднею приобщаются».

А вместе с ними и Маркуша, который после встречи со старцем Памвой «имеет влечение воедино одушевиться со всею Русью».

На удивление путников по поводу исчезнувшей печати Маркуша рассказывает, что печать англичанки была бумажной и выпала. Против того, что все случилось обыкновенным манером, староверы не спорят: «все равно, какими путями господь человека взыщет, лишь бы взыскал». Маркуша поздравляет всех с Новым годом и просит прощения Христа ради за себя, невежу.

Источник: https://referat5vip.ru/sochineniya-po-literature/leskov-n-s-sochineniya-po-proizvedeniyam-zhizn-i-tvorchestvo-leskova/6767-n-s-leskov-zapechatljonnyj-angel-kratkoe-soderzhanie

«Запечатленный ангел» и сокровенные идеи Н.С.Лескова методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

Одним из самых любимых мною писателей является Н.С.Лесков Работая с учащимися 5 – 11 классов, всегда с удовольствием обращаюсь к его произведениям как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

В наше время, когда средства массовой информации отнюдь не помогают улучшения нравственности общества и особенно молодого поколения, изучение произведений Н.С.Лескова становится как никогда актуальным.

Русская литература была не столько литературой, сколько христианской словесностью. И начиная разговор о творчестве Н.С.Лескова, следует отметить одну очень важную тему, объединяющую все произведения писателя – вечная и важная тема для всей русской литературы – забота о душе человека, его нравственных основах.

«Праведник» для Лескова означает не столько религиозную, сколько морально–этическую оценку человека, «праведничество» связано с обретением героем правды, смысла жизни.

Основные качества, присущие праведнику: скромность, честность, аскетизм и другие, но следует отметить, что все-таки главным определяющим праведника является его отношение к людям, т.е.

сам по себе человек может быть и скромным, и трудолюбивым, и честным, но если нет нем милосердия, сочувствия, сострадания, говорить о праведности нельзя.

Лесков находит своих героев в местах, совсем не подходящих для праведников, он в каждом усматривает частицу добра, порыв, готовность к испытанию, готовность сострадать, которая превращает даже очень грешного человека в героя, могущего спасти своего ближнего.

Работа опубликована:

«Запечатленный ангел» и сокровенные идеи Н.С.Лескова // «Размышляя о вечном…» (приложение к информационно-справочному и аналитическому изданию «Томское образование») – Т.: ДО г.Томска, ГНМЦ. – 2008. — С.70-75.

  • Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 8
  • Открытый урок по литературе
  • Тема:        «Запечатленный ангел»

и сокровенные идеи Н.С.Лескова

  1. 10 класс
  2. Разработал:
  3. Учитель русского языка и литературы

Бурцева Е.В.

Томск – 2006

Эпиграф:         «Писатель должен быть всегда около крупных вопросов…».

/Н.С.Лесков/

  • Цель:         1) Идея вслед за автором, перечитывая наиболее яркие страницы рассказа, помочь учащимся понять позицию автора в вопросе о загадке русского национального духа, его взгляды на то, что можно назвать прекрасной, духовно богатой личностью.
  • 2) В процессе работы с текстом развивать умения идейно-композиционного и стилистического анализа произведения.
  • Методы и приемы:        — лекция учителя;
  • — беседа с обучающимися;
  • — фронтальный опрос;
  • — проблемные вопросы;
  • — анализ эпизодов текста;
  • — опережающее домашнее задание по теме
  • «История русской иконы»;
  • — составление опорного конспекта
  • Формы работы:                — групповая работа;
  •                         — индивидуальная работа

Оформление урока:        — портрет Н.С.Лескова

  1. — выставка произведений Лескова
  2. — иллюстрации к рассказу «Замечательный ангел»
  3. — слайды икон Андрея Рублева и др.
  4. /по опережающему домашнему заданию.
  5. Ход урока
  1. Слово учителя о Н.С.Лескове, замечательном русском писателе, которого справедливо называют певцом русского народа и русской земли.
Читайте также:  Краткое содержание лермонтов боярин орша за 2 минуты пересказ сюжета

Учащиеся делятся впечатлениями о самостоятельно прочитанных произведениях Лескова, опровергают мнение современных писателю критиков, что «в низком сословии невозможно найти поэтических характеров» и «чем ниже мы спускаемся по общественной лестнице, тем ниже встречаемые нами интересы и понятия».

Беседа по первому впечатлению:

У:        Каково ваше первое впечатление о прочитанном рассказе? Верите ли Вы в достоверность описанного в сказе происшествия?

/краткий фронтальный опрос/

У:        Давайте обратимся к эпиграфу нашего урока. Что значит по мысли автора «крупные» и «некрупные» вопросы? Какой «крупный» вопрос поднял Лесков в «Запечатленном ангеле»?

  • /учащиеся, отвечая на данные вопросы, самостоятельно формулируют основную цель урока/
  • —        Самый «крупный» вопрос, который поднял Лесков в своем произведении, – это вопрос национального духа, национальной природы.
  • —        Этот вопрос актуален не только для писателя, но этот феномен русской души был главным для всей литературы XVII, XVIII, XIX и даже XX веков.
  1. Идейно-художественное содержание сказа /беседа, анализ текста/
  1. Где «собрал» Лесков рассказчика дивной истории и его слушателей? Почему для нас важна такая завязка?

/глава 1. Композиционно-организующее начало большинства «сказов» Лескова – признак жанра/

  1. Как в названии сказа выражен сюжет?

/Сюжет строится вокруг поругания, спасения и «распечатления» ангела, изображенного как самой дорогой святыней староверов/

  1. Расчленим сюжетное действие на «узлы» и осмыслим их:
  1. Экспозиция рассказа свидетеля и участника событий – «рыжачка»; описание быта старообрядцев-строителей и их святыни.
  1. /глава 2. Читать со слов: «Любим мы эту святыню…» до слов: «…глянешь на эти крылья, и где твой весь страх денется…»/
  2. Осмысление фрагмента:        Что такое икона для верующего человека?
  3. А для атеиста?
  1. Икона для атеиста – идол, которому молятся верующие, или просто доска с изображением  какого-то мифического существа – человека, ангела или сюжета из Священного писания.

На иконе Андрея Рублева, например, три ангела…

Ну и что же? Красиво, да и только.

  1. Икона для верующего христианина – одухотворенный образ святого, напоминающий о чистой, безгрешной жизни в соответствии с учением Христа, о святости, напоминающей о бессмертии души.
  2. Икона для верующего – божественное благословление и реликвия, обладающая чудодейственной силой. Икона в России стала символом национальной жизни, в которой брат с братом, отец с отцом, поколение с поколением…

Зачитать         /из книги князя Евгения Трубецкого о русской иконописи/:

«Икона – не портрет, а прообраз грядущего храмового человечества. И то как этого человечества мы не видим в нынешних грешных людях, а только угадываем, икона может служить лишь символическим его изображением. Что означает в этом изображении истоиченная телесность? Это – резко выраженное отрицание того самого биологизма, который возводит насыщение плоти в высшую и безусловную заповедь.

Ведь именно этой заповедью оправдываются не только грубо-утилитарное и жестокое отношение человека к низшей твари, но и право каждого данного народа на кровавую расправу с другими народами, препятствующими его насыщению.

Изможденные лики святых на иконах противополагают этому кровавому царству самодавлеющей и сытой плоти не только «истонченные чувства», но прежде всего новую норму жизненных отношений».

  • Высшее творчество религиозного искусства низводит огонь с неба и освещает им изнутри весь человеческий облик, каким бы неподвижным он ни казался…Сложенные в благословении персты святых зовут нас и в то же время преграждают нам путь: чтобы последовать их призыву, нужно отказаться от целой большой линии жизни, от той самой, которая господствует в мире… Чувство острой тошноты, которое я испытываю при виде Рубелсовской вакханалии, тотчас объяснило мне то самое свойство икон, о котором я думал: вакханалия и есть крайнее олицетворение той жизни, которая услаждается собою, жрет и непременно убивает, чтобы пожирать, — это то самое, чему прежде всего преграждает путь благословляющие персты… Когда она (икона) заговорит, она возвестит нам высшую радость – сверхбиологический смысл жизни и конец звериному царству…».
  • Осмысление отрывка:        В чем, по мысли автора высказывания, заключается для верующего человека значение иконы?
  • /фронтальный короткий опрос обучающихся/
  • Как это связано с идеей рассказа?
  • Далее чтение фрагмента из «Замечательного ангела» /глава 2/:

«Да и можно ли было думать, что мы как-нибудь, по какому ни есть случаю, сей нашей драгоценнейшей святыни лишимся? А между тем такое горе нас ожидало…».

  1. Завязка действия (конфликта):

Что послужило завязкой действия? /3 – 8 главы/

«Пимен Иванов – «слабый человек», «сластолюбец», «пустоша», «бороду маслит, а голосом сластит»; староста Марой, привезший чиновников, жандармов, солдат в стан старообрядцев изымать икону. «немаловажное лицо» и его жена, «обновленная Иродиада» /Пимен прикинулся чудотворцем, хотя взяточник на самом деле/. «омрачнел ум», «оледенели чувства»; «блудяга–сын» барыни переведен в другой класс, дочь родилась, с дачей все уладилось – чудотворец!После истории с мужем потребовала дать им 25 тысяч.
Оба оказались слабы в вере. Живут по законам мира.
7 глава.Читать со слов: «И не успели мы с Михайлицей глазом моргнуть…» до слов: «…что твое камение живо и несокрушимое». 8 глава.Читать со слов: «Милостивые государи, вы на меня не посетуйте…» до слов: «…Все мы ахнули и, закрыв руками глаза свои, пали ниц и застонали как на пытке…»

У:        Что значит запечатлели?

—        Запечатлели, т.е. грубую сургучную печать наложили на святой лик.

—        Своеобразное осквернение иконы: сургуч как печать греховного мира на святом лике.

  1. Развитие действия. /9 – 10 глава/
  1. У:        Что происходит в стане старообрядцев после исчезновения иконы?
  2. /фронтальный опрос/
  3. Обучающиеся работают по тексту, зачитывают цитаты:
  4. —        Плохие знамения после ареста иконы, рухнули постройки, и пучина поглотила все возведения многих лет, стоившее тысяч, истаивают от жалости об ангеле, запечатленным огнем…».
  5. —        Англичанин-хозяин хочет помочь и подменить икону новой.

—        /гл. 9/ Брат Марк рассказывает англичанину о русской иконе: Ушаковского писания, Рублевского, Парамшина и сути христианской веры: «Мы, — отвечаю, — молим христианской кончины живота и доброго ответа на страшном судилище».

Как следствие: англичанин и его жена потрясены и дают деньги на поиски изографа.

У:        С этого момента, по существу, в сказе начинается новый сюжет – история русской иконы. Что же это за история?

/проверка опережающего домашнего задания о истории  русской иконы, изографах/

—        Ведется рассказ от древних времен до настоящих, когда изменилось отношение к иконе и искусство изографии стало уделом ремесленничества и наживы.

—        Раньше художники совершали своеобразный обряд: «молились» и «постились», т.е. очищались, принимаясь за священное письмо, теперь: «обманы делают», «шайками совокупляются», чтоб сделать «адописную икону», подсовывают подделки, выдавая их за оригиналы. Иконописцы стали подвержены соблазну денег, т.е. стали грешны. А грешный человек не может создать чудотворный святой лик.

  • —        Левон – один из охранников – плакал Иосифовым плачем:
  •         «Продасна мя мои братья!»
  •         «Благодатный юноша» веры и плача исполнен по новым временам.
  • —        Из Москвы (грешного города) идут странники в нижегородские земли искать изографа Севостьяна.
  • Осмысление эпизода «встреча с безгневным Павмой». /глава 11/
  • Читать начало 11 главы I абзац, а потом: «…а чтобы не заснуть…» – до конца абзаца.

У:        Что представляет из себя Павма? В чем его сила и истина?

  1. —        Чудный старец встретился странникам: «беззавистливый и безгневный», «согрубу ему – благословит, прибей его – он в землю поклонится, демонов своим смирением из ада разгонит или к Богу обратит», «весь любовью одушевлен».
  2. —        Павма – образ лесковского праведника, живущего по законам Божием, во смирении, всепрощении и любви.
  3. —        В этом образе воплотилась идея Лескова о том, что смирение есть не слабость человеческая, а сила духа, способного понять и простить ближнего.

—        И сказал Павма Марку главное, истину о запечатленном ангеле: «Ангел тих, ангел кроток, во что ему повелит господь, он в то и оденется; что ему укажет, то он и сотворит. Вот ангел! Он в душе человечьей живет, суемурдием запечатлен, но любовь сокрушит печать».

У:        Что, на Ваш взгляд, означает слово суемурдие? Чем запечатлен ангел в душе человеческой?

—        Зная особенность лесковских героев к словотворчеству, можно предположить, что «суемурдие» – это производное от слов «суета» и «мудрость», т.е. на душе человека лежит печать как мира грешного – «суета», так и мира духовного – «мудрость». И это победит в человеке, таковым он и будет: грешником или праведником.

  • У:        Кого еще, на Ваш взгляд, можно назвать праведником в этом произведении и почему? /глава 12/
  • —        Это изограф Севастьян, который не захотел писать украшение для жены англичанина, ибо ему, кроме святых икон, не надобно ничего писать да и денег не нужно.
  • Таким образом, Севастьян – образ истинного художника и таланта, ярко чувствующий свое истинное предназначение и не разменивающий свой талант по мелочам.

—        Эта тема «истинного таланта и творчества» продолжена Лесковым вслед за Н.В.Гоголем и его «Портретом».

У:        Кто и почему толкает старообрядцев к заговору?

—        Англичанин уже не хочет помогать старообрядцам, т.к. не удовлетворены его личные запросы. Отказ Севастьяна писать по заказу жены.

  1. —        Не согласился Севастьян на сговор с англичанином подменить подлинную икону.
  2. «Подделывай скорее образ, обложим его ризой и отдадим, а старый мне секретарь выкрадет» – «Но Севастьян-изограф, как человек рассудительный : «Нет,– говорит,– ваша милость, наши мужички свое дело знают, и нам действительно подлинная икона вперед неужна…».
  3. Задание классу:        Проанализировать разговор Луки с англичанином накануне похищения иконы.
  4. У:        Почему англичанину не понятны слова Луки: «…другой всю вину на себя примет и смерть претерпит»?
  5. —        В этих словах Луки и самых серьезных намерениях Мавроя выразилась основная идея Лескова – способность простого человека совершить подвиг и пожертвовать собою во имя Веры.
  6. У:        Накануне Великого христианского праздника – Пасхи – была произведена акция.

Ледоход на реке, ветер, лодки унесло. Что делать? Идти по воде, по цепи, опираясь веслом…

Давайте прочитаем отрывок:

от слов «Я вскрикнул: «Дядя Лука, куда ты? Левонтий погиб, и ты погибнешь!» до конца 14 главы.

  1. Осмысление рассказа и авторской позиции.

/Подведение итогов урока/

У:        Вернемся к сюжетному действию. Почему староверы не обратились к властям за помощью, ведь бесчестный человек творил самочинение?

—        Староверы предпочли действовать сами, ибо от христианина Вера требует Духовного подвига, самосожжения, потребуется, смерти от рук палача, если такое случится.

—        Жертва – вот что страждут истинные православные. Сколько мучеников знает церковь, над этим нельзя иронизировать, ибо человек без высокой идеи «пустоша» или живет во имя чревоугодия.

—        Староверы исполнили свой подвиг веры, не отступились. Дело не только в одной святыне, которую они спасли от чиновничьего произвола, а дело в том, что они простые, полуграмотные бессребреники оказались состоятельны в высоком служении Вере.

У:        Ваши выводы подтверждает высказывание А.Аннинского: «Это – к вопросу о величии России и том, что какую цену за его платят». Заплатил Левон, умерший от трудностей пути и потрясенный посрамлением современных иконописцев в Москве. Так в чем же заключается сокровенная идея Н.С.Лескова?

—        Люди долга и подвига неистребимы.

У:        Каждый из нас в душе своей имеет веру, пусть в той или иной степени, но мы можем встать на негодный, животный путь, как Пимен или чиновник, которого одолела страсть к большой взятке. Так от чего же еще предупреждает нас писатель?

—        Житейские соблазны, темные идеи искушают и разрушают человека. И нужно иметь много душевных сил и большую веру, чтобы суметь противостоять этим соблазнам и сохранить чистую душу.

  • —        Лесков пишет о праведниках как главной силе русского национального духа.
  • —        Мировоззрение Лескова было далеко от канонического, строгого, проповедуемого Церковью, он сам не верил в чудеса и «чудодейственность» иконы объясняет хитростью англичанки.
  • У:        Лесков нам, тоже не верящим в чудеса, говорит, что главное чудо во всей истории – это ДУХ старообрядцев.

—        Прочитать текст Н.С.Лескова «Очарованный странник».

—        Ответить на вопрос: «Какой «крупный» вопрос ставит Лесков в своем произведении?»

Список литературы

  1. Книга для ученика и учителя. Н.С.Лесков. Очерки. Рассказы. Повести /критика и комментарии; темы и развернутые планы сочинений; материалы для подготовки к уроку/ — М.: АСТ «Олимп», 1999.
  2. Литература в школе. №2. 1991. – с 7-13.
  3. Литература в школе. №3. 1991. – с 87-101.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/01/31/zapechatlennyy-angel-i-sokrovennye-idei-nsleskova

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector