«Холстомер» – один из ярчайших образцов короткой прозы мэтра русской литературы Льва Николаевича Толстого. Несмотря на небольшой объем, в целом работа над произведением заняла 23 года, с 1863 по 1886-й. «Холстомер» был опубликован с подзаголовком «История лошади» и является метафорическим рассказом старого мерина о своей нелегкой долгой жизни.
Стоит ли говорить, что для русской литературы Лев Николаевич Толстой является фигурой воистину знаменательной. Даже если бы Толстой написал только лишь одну «Войну и мир» или «Каренину», его бы знала и любила вся планета.
Однако помимо этих двух шедевров крупного романного жанра Лев Николаевич много и неустанно работал над пьесами, повестями, рассказами, философско-нравоучительными притчами, дидактическими и учебными пособиями, статьями, эссе, дневниками, стихами, переводами.
Что касается рассказов, то их в коллекции Толстого более шести десятков. Это знаменитый цикл «Севастопольские рассказы», философские «Три смерти», романтический «Кавказский пленник», «После бала», «Алеша Горшок», «Рубка леса», «Набег» и многие другие. В плеяду самых знаменитых входит рассказ «Холстомер», где повествование необычным образом ведется от лица лошади.
История создания
Лев Николаевич Толстой, как любой плодотворно работающий писатель, нередко нуждался в свежих идеях, сюжетах. Источниками многих из них были люди из ближайшего окружения писателя. Так, историю о мерине по кличке Холстомер, что в самом деле когда-то появился на Хреновском конном заводе, поведали Толстому братья Стаховичи, Александр и Михаил, с которыми Лев Николаевич давно водил теплую дружбу. Это произошло в 50-е годы.
Тогда Толстой не взялся за сюжет, потому что над его художественной обработкой уже трудился Михаил Александрович Стахович, между прочим, известный в свое время писатель, поэт, этнограф. В 1858-м 38-летнего Стаховича с целью грабежа убили его же бурмистр с письмоводителем. Произведение о рысаке Холстомере так и осталось незавершенным.
Спустя еще 5 лет за рассказ взялся Лев Николаевич Толстой, но, поработав немного, оставил «Холстомера» для более важных дел (в тот период как раз активно велась работа над «Войной и миром»). И только в 1885 году, двадцать лет спустя, супруга Льва Николаевича Софья Андреевна Толстая нашла наброски «Холстомера» в его старых бумагах и настояла на том, чтобы рассказ был дописан и опубликован.
Герои и их характеристика
Главный герой – конь по прозвищу Холстомер, сын благородного Любезного Первого и Бабы. При рождении его назвали Мужик Первый, а когда он подрос, дали кличку Холстомер за широкий размашистый шаг. Когда-то Холстомера ценили, любили и уважали, теперь, когда он стал стар и слаб, его бьют и унижают, он – посмешище конного двора. От того выражение лица Холстомера строго-терпеливое, глубокомысленное и страдальческое.
Однажды, получив очередную порцию незаслуженных побоев от хозяина Нестера, старик Холстомер начинает рассказывать историю своей долгой и непростой жизни. Его рассказ длится целых пять ночей, за это время обитатели конюшни прониклись к почтенному старцу уважением, и уже никто не смел ухмыльнуться в его сторону.
Много лет назад жизнь сулила Холстомеру большое будущее – он был молод, силен и быстр, никто из обитателей конюшни не мог состязаться с ним в скорости. Одно только смущало хозяев жеребца – его пегость (прим. пегий – имеющий пятна другого цвета, разношерстный).
Когда юный Холстомер без памяти влюбился в симпатичную кобылку Вязопуриху, его кастрировали, чтобы не продолжать пегость в роду. Так из жеребца Холстомер стал мерином (прим. мерин – кастрированный самец лошади, в основном используется для сельского хозяйства и в отличие от жеребцов отличается более спокойным нравом). Так началась его малорадостная жизнь.
Отношение к хозяевам Как большинство сельскохозяйственных животных, Холстомера то и дело продавали. За свою долгую жизнь он побывал у барышника, старухи, мужика, цыгана, приказчика, но самым его любимым хозяином был офицер Никита Серпуховский.
Барышник продал Холстомера Серпуховскому, когда конь еще был молод, красив и здоров. Офицер, понятное дело, не стал впрягать Холстомера в плуг. Он водрузил на лошадь лихую офицерскую амуницию и пустил его во весь опор. Молодой Серпуховский вел очень активный образ жизни: постоянные кутежи, лихие скачки и тайные свидания.
Бывало, что хозяин загонял Холстомера буквально до полусмерти, а тот преданно смотрел в лицо Серпуховского и обожал его каждой жилкой своего большого лошадиного сердца. «У гусарского офицера, – вспоминал Холстомер, – Я провел лучшее время своей жизни.
Хотя он был причиной моей погибели, хотя он ничего и никогда не любил, я люблю его именно за это».
Однажды, уличив свою подругу в измене, Серпуховский пускается в погоню за беглянкой и ее любовником. После полуночного бешеного галопа Холстомер трусился в стойле всю ночь. На следующее утро у него отказало колено. Офицер бросил калеку, продав коня за бесценок старухе. А Холстомер так навсегда и остался хромым, ему пришлось забыть о быстрой езде и о своем любимом хозяине.
Правда, спустя годы Холстомер и Серпуховский встретятся. К тому времени офицер располнеет, утратит былой лоск и величие.
В бесконечных кутежах и любовных интрижках он промотает все свое состояние, так ничего и не добившись. Вскоре после этой встречи Холстомера не станет.
Его мясом накормятся местные животные, а кости употребят в хозяйстве люди. Всю жизнь он приносил пользу, и даже после смерти его бездыханное тело стало кому-то полезным.
Мертвое тело Серпуховского убрали в землю многим позже. Его хоронили в мундире, в вычищенных сапогах, читали заупокойный псалом. Сделал ли Серпуховский так много полезного, как брошеный в грязной канаве Холстомер? Пожалуй, что нет.
Главная идея произведения
Рассказ «Холстомер» очень аллегоричен. Одни реалии здесь показаны через другие. Так, образ табуна – это человеческое общество, лошади в нем – слепая и бездумная толпа, слепо потакающая правилам, придуманным невесть кем и невесть для кого.
У образа Холстомера два прочтения. С одной стороны – это личность, выделяющаяся из общества. Холстомер становится изгоем не из-за того, что он глуп, коварен, зол, лжив. Эти качества, увы, воспринимаются обществом как норма, а в некоторых случаях могут даже вывести своих обладателей в ряды лидеров. Непохожесть коня крылась в причинах, никоим образом не зависящих от него – он имел несчастье родиться пегим. «Я был пегий, я был мерин, и люди вообразили себе обо мне, что я принадлежал не Богу и себе, как это свойственно всему живому, а им». Только из-за того, что он изгой (пегий), к нему относятся, как к вещи: продают, покупают, выбрасывают, когда надоел, издеваются.
С другой стороны Холстомер – это собирательный образ типичных черт русского мужика, который всю жизнь тяжело трудится, чтобы потом безвестно умереть.
И самое жуткое, что он не восстает против своего рабского положения, он лишь тихо ропщет и смотрит страдальческими глазами в небеса. Он силен, он умен, он смел и отважен, но он покорен и в этом его беда.
И как бы парадоксально это не звучало, он порой слепо любит своего мучителя, как любил Холстомер гусара Серпуховского.
Итак, главная творческая задача Толстого заключалась в том, чтобы в аллегорической форме показать современное классовое общество, его шокирующую несправедливость. Живописать общество, где до сих пор есть рабский труд, покорное служение, где один безнаказанно может унижать другого.
Анализ произведения
В рассказе «Холстомер» Толстой продолжает развивать образ животных в литературе, который неоднократно использовался его предшественниками, современниками и последователями.
Так, главным героем рассказа Александра Куприна «Изумруд» является красавец скакун, участник конных скачек; Иван Бунин делает главным героем своего рассказа «Сны Чанга» пса, вспоминающего о прожитой жизни, а Андрей Платонов создает щемящую историю о доверительной дружбе мальчика Васи Рубцова и безымянной коровы, переживающей за своего теленка, отправленного к ветеринару (рассказ «Корова»).
В рассказе Толстого “Метель” раскрывается идея сильного человека, который черпает свою силу от общения с природой, единения с ней, и слабости человека, полюбившего комфорт цивилизации.
Оказавшись в пучине всепоглощающей войны, Лев Толстой в своих “Севастопольских рассказах” сумел передать всю трагедию войны как таковой, ее ничтожность и безжалостность.
Толстой использует аллегории для того, чтобы посмотреть на актуальную, а от того довольно неудобную тему социального и классового неравенства под новым углом зрения.
Более того, автор использует так называемый прием «остранения».
Под этим приемом (его еще называют приемом «отчуждения») подразумевают способ описания предметов, реалий объективной действительности так, будто рассказчик их видит впервые.
Используя прием «остранения» и незамутненное сознание мерина Холстомера, Толстой мастерски показывает абсурдность и противоестественность сложившегося в современном обществе социального порядка.
Источник: https://r-book.club/russian-classics/lev-tolstoj/kholstomer.html
Готовый читательский дневник по рассказу Акула Льва Толстого / Читательский дневник 3 класс / ГДЗ Грамота
- Толстой Лев Николаевич
- Название произведения: Акула
- Число страниц: 1
- Жанр произведения: рассказ
- Главные герои: рассказчик, два мальчика, старый артиллерист и акула.
Характеристика главных героев:
- Артиллерист — ловкий и меткий.
- Сумел одним выстрелом убить акулу и спасти мальчишек.
- Мальчишки — веселились и купались, и даже не слышали, что к ним приближается акула.
Краткое содержание рассказа «Акула» для читательского дневника
- На корабле стоящем у берегов Африки стало очень жарко от ветра, дующего с пустыни Сахара.
- Капитан судна разрешил матросам покупаться в купальне, возле корабля, сделанном из паруса.
- На корабле кроме команды путешествовали еще пассажиры, двое мальчишек и старый артиллерист — отец одного из мальчишек.
Мальчики также прыгнули в воду покупаться, поплыв в открытый океан.
С палубы за всем действом наблюдали капитан и старый кавалерист.
Вдруг появилась акула, которая стала приближаться к детям.
Старый кавалерист стал кричать мальчикам об опасности, а матросы сев в лодку отправились спасать детей.
Только все это было напрасно. Мальчики не слышали криков, а матросы были намного дальше от мальчиков, чем акула.
Когда мальчики увидели акулу, она уже была близко, и способа спастись от нее уже не было.
Мальчики завизжали и бросились плыть в разные стороны.
Визг детей вывел старого артиллериста из ступора. Он побежал к пушкам и выстрелил по акуле.
Когда дым от выстрела рассеялся, все увидели, что акула мертва.
Старый артиллерист своим выстрелом спас мальчиков от акулы.
План для пересказа:
- 1. Берега Африки
- 2. Указание капитана
- 3. Забава мальчиков
- 4. Акула
- 5. Матросы спешат помочь
- 6. Дети заметили опасность
- 7. Выстрел из пушки
- 8. Убитая акула
Рисунок — иллюстрация к рассказу «Акула»
Синквейн:
- Мальчики.
- Глупенькие, шаловливые.
- Плавают, играют, боятся.
- Пережили опасность со стороны акулы.
- Паника.
Главная мысль рассказа «Акула»:
В минуту опасности очень важно сохранить самообладание, проявить решительность, пойти на риск и не поддаться общей панике.
Такие черты характера в экстремальной ситуации могут спасти чью-то жизнь.
Чему учит рассказ
Рассказ учит быть решительным, смелым, сохранить самообладание в любой ситуации, чтобы найти самый лучший выход в любых обстоятельствах.
Краткий отзыв к рассказу «Акула» для читательского дневника
- Рассказ «Акула» меня удивил и поразил.
- А еще больше меня привел в восторг артиллерист — один из героев рассказа.
- Когда к мальчишкам приближалась акула, он так же, как и все, замер в ужасе.
- Но собрался и вовремя отреагировал на опасность, тем самым спас двух ребятишек.
- Это отважный поступок.
- Я понял, что в сложной ситуации важно действовать быстро и решительно.
- Но это еще не все.
- Также в рассказе «Акула», Лев Толстой показывает читателю на примере, что нарушение правил безопасности, может привести к трагедии.
- Ведь капитан, зная об опасности появления акул, приказал сделать купальню.
- Если бы опытный артиллерист точным выстрелом смог убить акулу и спасти мальчиков, иначе бы закончилось все очень плачевно.
- Очень рекомендую это произведение к прочтению
Отрывок из рассказа «Акула», поразивший меня больше всего:
Вдруг с палубы кто-то крикнул: «Акула!» — и все мы увидали в воде спину морского чудовища.
Акула плыла прямо на мальчиков.
— Назад! назад! вернитесь! акула! — закричал артиллерист.
Но ребята не слыхали его, плыли дальше, смеялись и кричали еще веселее и громче прежнего.
Какие пословицы подходят к рассказу «Акула»:
- Решительность отклоняет опасность
- Не узнав броду, да метнул в воду
- От глупого риска до беды близко.
- Хороша помощь в нужное время.
Неизвестные слова и их значения:
- Артиллерист — военнослужащий в артиллерии
- Хобот пушки — задняя часть орудия, которая упирается в палубу.
- Фитиль — загорающийся шнур для зажигания зарядов.
- Палуба — пол на корабле.
Еще читательские дневники по произведениям Льва Толстого:
- Рассказ «Котенок»
- Рассказ «Прыжок»
- Рассказ «Филиппок»
- Рассказ «Лев и собачка»
- Сказка «Два брата»
- Басня «Старый дед и внучек»
- Сказка «Лебеди»
- Басня «Отец и сыновья»
- Сказка «Волга и Вазуза»
- Басня «Правда всего дороже»
- История «Как гуси Рим спасли»
- Повесть «Детство»
- Рассказ «Булька»
- Библиотека читательских дневников автора пополняется
Источник: https://gdz-gramota.ru/chitatelskii-dnevnik/chitatelskii-dnevnik-3-klass/tolstoi-lev-rasskaz-akula
Конспект урока по литературному чтению «Великие русские писатели. Лев Николаевич Толстой. Краткий пересказ статьи. Л. Н. Толстой "Лев и собачка". Быль.» (3 класс)
Технологическая карта урока
-
Ф.И.О. учителя: Зайцева Елизавета Сергеевна
-
Класс: 3 «А»
-
Дата: 16.03.15
-
Предмет: литературное чтение.
-
Тема: «Великие русские писатели. Лев Николаевич Толстой. Краткий пересказ статьи. Л. Н. Толстой «Лев и собачка». Быль.»
-
Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нового материала
-
Цель урока: Создать условия для ознакомления обучающихся с произведением Толстого Л.Н. «Лев и собачка» продолжить работу над формированием умений и навыков чтения.
-
Задачи
- Образовательные: сформировать представление о трагедийном смысле были « Лев и собачка»;
- Развивающие: способствовать развитию техники чтения; расширить кругозор учащихся; словарный запас обучающихся; выработать умение устанавливать логические связи и делать выводы, развить языковое чутьё.
- Воспитательные: способствовать воспитанию любви к животным, чувства ответственности за них, доброжелательное отношение к окружающим.
- для учителя – учебник Литературное чтение 3 класс, ИКТ (презентация, ноутбук), изображение солнца (формат А2)
- для обучающегося – учебник Литературное чтение 3 класс.
- №
- Название этапа, цель
- Содержание этапа
- Деятельность учителя
- Деятельность учащихся
- Форма
- работы
- Результат
- 1
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
- Цель: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность
- Приветствие.
- Орг. момент
- Здравствуйте, меня зовут Елизавета Сергеевна и урок литературного чтения проведу у вас я.
- Здравствуйте
- Фронтальная
- Формирование УУД:
- (Р) волевая саморегуляция
- (Л) смыслоопределение
- (Л) смыслообразование
- 2
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель: активизировать соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы
Проверка д/з
Какое домашнее задание у нас было?Итак, к доске пойдет….(выз. 5 человек)
Вы молодцы. Сейчас мы проведем с вами речевую разминку (читаю) (слайд 2)Наш Полкан попал в капкан.
Проговорим: 1р. -медленно, 2р. — быстро, 3р. -тихо, 4р — громко.
- Прочитать наизусть басни
- Фронтальная
- Формирование УУД:
- (Р) самоконтроль: учатся отличать верно выполненное задание от неверного; осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.
- (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.
- (П) формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение.
- 3.
- Постановка проблемы.
- Выявление места и причины затруднения.
- Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее включения в учебную деятельность
- Загадки учащимся
- Рассказ про льва, собачку.
- Помогает учащимся сформулировать тему, цель урока.
- -А Сейчас послушайте загадки. (слайд 3)
- •Белый хвост, чёрный носНаши тапочки унёсВ уголок под кроватьИ не хочет отдавать.
-Хорошо! А что вы знаете о собаках? Какие они?
— Собака – друг человека, верные друзья, никогда не передаёт своего хозяина. Собаки раньше были дикими животными, человек приучил собаку, и собака теперь помогает человеку всю жизнь. В последнее время на улицах городов и сёл бродят бездомные собаки. Бездомная собака — брошенный друг.
Друг, которого предали и довели до озлобления и отчаяния. Мы должны жалеть наших младших бессловесных братьев, проявлять чуткость к ним, защитить их в нужный момент. Помните! Мы в ответе за тех, кого приручили. Добро начинается с любви к живому.
Доброта помогает людям жить, творить, делает жизнь красивой. (слайд 4)
- —Отгадайте еще одну загадку:
- Среди зверей кто самый главный?Храбрый, с гривою шикарной,Он не привык скрывать свой гнев,Зверей он царь, свирепый…
- -Кто из вас был в зоопарке?
- Кто видел льва?
- Что вы о нём можете рассказать?
— Длина льва- 2м 40см, вес – 230кг. Лев — рекордсмен по высоте в плечах среди всех кошачьих. По весу он находится на втором месте после тигра. У львов мощные ноги, сильные челюсти, а клыки имеют длину 8 см, поэтому эти хищники способны убивать достаточно крупных животных. Хищник, царь зверей.
- Как вы считаете, как называется
- рассказ, который мы будем читать?
- Сформулируйте тему нашего урока( слайд 5)
- А какую цель мы с вами поставим на наш урок? (слайд 6)
- Слушают
- -Собака
- -Добрые, преданные
- Лев
- Лев- это грозное животное, мощный, большой зверь.
- «Лев и собачка»
Л.Н.Толстой «Лев и Собачка»
- -Познакомиться с новым рассказом Лев и собачка
- Фронтальная
- Формирование УУД:
- (Р) волевая саморегуляция в ситуации затруднения;
- (Р) учатся работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.
- (П) умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя
- 4.
- Проектирование и фиксация нового знания.
- Построение проекта выхода из затруднения.
- Цель: выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации.
- Биография писателя
- Организует работу по учебнику, иллюстрации.
- Прослушивание текста.
- Работа над непонятными словами
-Перед тем, как приступить к изучению рассказа, познакомимся с факта из биографии Л.Н. Толстого (слайд 7)
— Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года в имении Ясная Поляна, близ города Тулы Толстой не любил городскую жизнь. Любил деревню, леса, поля, луга. Поэтому в Ясной Поляне писатель провёл большую часть своей жизни. По своему происхождению Толстой принадлежал к знаменитому роду. Находился в родстве с А.С. Пушкиным.
Лев Толстой отличался от многих своим пытливым умом, ему хотелось знать больше и лучше. Он обладал исключительными способностями к изучению иностранных языков. Лев Николаевич был простым человеком. Он жил скромно, старался обслуживать себя сам. Сам кроил и шил себе одежду. Ходил он в туфлях на босу ногу.
Л.Н.Толстой очень любил детей и осенью в 1859 году открыл в своём имении Ясная Поляна школу для крестьянских детей. Тогда в нашей стране было очень мало школ даже в городах, а в деревнях почти все крестьяне были безграмотны. Толстой сам написал учебники «Азбуку» и «Новую Азбуку» и сам по ним учил крестьянских детей.
Лев Николаевич прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Толстой был великим тружеником.
Им было написано много маленьких рассказов — для самых маленьких, рассказы — для детей постарше, рассказы, повести, романы и для взрослых читателей. Он писал о животных, о людях, о явлениях природы, об истории.
Нам все известны такие детские произведения как Филиппок, Акула, Прыжок, Детство, Косточка, Котенок и другие.
-Теперь откройте учебник на стр.52 , Рассмотрите иллюстрацию к нему. Что вы видите?
(слайд 12)
Действие происходит в зоопарке. Сейчас вы будете слушать текст и следить по учебнику внимательно, помечаете карандашом непонятные слова.
- Первичное восприятие текста
- Каково ваше впечатление от рассказа?
- Какие мысли, настроение вызвало чтение.
- Словарная работа. (слайд 13)
- Какие слова были непонятны?
- Ощетиниться – поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.
- Барин – землевладелец в царской России, человек, избегающий грязной, тяжёлой работы.
- Мы видим, что лев и собачка очень дружелюбно относятся друг к другу.
- -Слушают, помечают карандашом помеченные слова
Очень жалко льва и собачку; лев умер от тоски. Лев не просто привязался к собачке, а полюбил её. Он добрый- поделил мясо с собачкой, которую вначале встретил с удивлением.
- Ощетиниться, Барин
- Фронтальная
- Формирование УУД:
- (Р) проговаривание последовательность действий на уроке; формирование познавательной инициативы.
- (П) умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их.
- (Л) умение осознавать ответственность за общее дело;
- (Л)умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
- (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.
- Физкультминутка
- Укротительница львов (наклоны головы влево/вправо)
- Удивит учеников (плечами вверх/вниз)
- Укрощает льва и львицу (наклоны туловища влево/вправо)
- Ужас, как мышей боится! (приседания)
- 5.
- Реализация построенного проекта.
- Работа по тексту( Анализ произведения)
- Работа с текстом
- — Назовите главных героев были.
- -Как вы думаете на сколько частей можно разделить данный рассказ.
- — Прочитаем, как начинается рассказ.
Это первая часть рассказа. Поставьте карандашом точку.
Как вы думаете, почему автор так начал свой рассказ? — Что он хотел нам показать?
- -Зачем же Лев Николаевич так начинает свой рассказ?
- — А как мы с вами можем озаглавить первую часть рассказа?
- -Хорошо!
— Найдите и прочитайте в тексте, как произошла встреча льва и собачки. (2 часть рассказа).
-Какие действия совершает собачка – найдите и подчеркните глаголы, которые передают эти действия.
— Что вы можете сказать о собачке? Какая она?
_ Какие действия совершает лев? (Подчеркните карандашом глаголы).
- -Прочитайте, как лев посмотрел на собачку, когда впервые её увидел
- Что повлияло на душевное состояние льва, ведь до этого лев съедал животных?
- Чем подкупила собачка льва?
- Что сблизило этих двух животных?
- Давайте подумаем как мы можем озаглавить эту часть рассказа
- Хорошо!
- — Как протекала жизнь льва и собачки дальше? (Чтение – 3 часть рассказа)
- -Кем стала собачка для льва?
- -Как лев относится к собачке?
- А как вы думаете, как можно эту часть текста озаглавить?
- — Читаем заключительную часть. (4 часть рассказа)
- Что же происходит дальше?
- — Как ведет себя лев?
- -Как же два таких зверя смогли ужиться в одной клетке?
- — А как вы можете озаглавить эту часть произведения.
- Лев и Собачка
- 4 части
- Читают
- Люди безжалостны – вместо того, чтобы брать деньги, они уничтожают животных
Чтобы такого никогда не было. Он хочет научить нас любить животных. В рассказе люди безжалостны, а лев и собачка добрые..
- Смотрины диких зверей
- Подчеркивают глаголы: поджала, прижалась, легла, подняла лапки, стала махать.
- Добрая, ласковая, предлагает дружбу
- Тронул, перевернул, посмотрел на собачку, смотрел, оторвал кусок мяса собачке.
- Посмотрел с любопытством, т интересом и удивлением.
- Собачка ласковая, приветливая, сумела поменять настроение льва.
- Встреча льва и собачки
- Читают
- Другом
- Лев относился к ней дружелюбно, полюбил её.
- Жизнь льва и собачки
- Читают
- Собачка умирает.
- Горюет, не выдерживает разлуки, преданный
- Они были одиноки, и это их объединило.
- Мучения и смерть льва от одиночества.
- Фронтальная
- Формирование УУД:
- (Р) оценка, контроль, коррекция
- (К)умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;
- (К) умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.
- (П) умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их.
- (К) адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания, владеть диалогической формой общения
- (Р) оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки
- 6.
- Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Цель: выявить и корректировать возможные ошибки, определить способы действий
- Повторение понятия рассказ- быль
- Хорошо ребята!
- Но если вы заметили, мы сегодня с вами знакомились не просто с рассказом, а с рассказом- былью.
- Кто же знает что такое быль?
Быль- это рассказанное событие, которое действительно было в жизни, т.е. не выдуманная история
- Фронтальная
- Формирование УУД:
- (Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности.
- (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.
- 9.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Цель: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке, организовать рефлексию и самооценки учениками
- рефлексия и самооценка учениками;
- Подведение итогов
- — О чем же было это произведение?
-Что нам открыл автор в этом рассказе? Какова была цель писателя?Дети, прислушайтесь к слову «посочувствовали». К чему же обращается писатель?
Замечательно! Читая рассказы, мы радуемся и огорчаемся, веселимся и грустим, испытываем чувство страха и чувство восторга, любви и ненависти, сражаемся, побеждаем, разочаровываемся, страдаем.
Какая же цель была нашего урока?
-А сейчас оценим нашу работу. На доске вы видите солнышко. Но оно необычное- у него нет лучиков. Поэтому оно просит вашей помощи. Вам нужно прикрепить желтый лучик, если урок вам понравился и узнали для себя что то новое. А вот если урок совсем вам не понравился или ничего нового вы не узнали, то прикрепите красный лучик (выходят по рядам)
А сейчас запишите домашнее задание:
-Спасибо за урок. До свидания!
- — О преданной дружбе льва и собачки
- Чтобы мы пожалели собаку…Посочувствовали ей…
- К нашим чувствам
- Познакомиться с рассказом Лев и собачка
- Записывают-
- До свидания.
- Фронтальная
- – рефлексия способов и условий действия (П);
- – контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);
- – самооценка на основе критерия успешности (Л);
- – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
- – формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К);
- – использование критериев для обоснования своего суждения (К);
Источник: https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-literaturnomu-chteniyu-velikie-russkie-pisateli-lev-nikolaevich-tolstoy-kratkiy-pereskaz-stati-l-n-tolstoy-lev-451383.html
Читать
- Пять человек богатых и молодых людей приехали в третьем часу ночи веселиться на петербургский балик.
- Шампанского было выпито много, большая часть господ были очень молоды, девицы были красивы, фортепьяно и скрипка неутомимо играли одну польку за другою, танцы и шум не переставали; но было как-то скучно, неловко, каждому казалось почему-то (как это часто случается), что все это не то и ненужно.
- Несколько раз они усиливались поднять веселье, но притворное веселье было еще хуже скуки.
- Один из пяти молодых людей, более других недовольный и собой, и другими, и всем вечером, с чувством отвращения встал, отыскал шляпу и вышел с намерением потихоньку уехать.
В передней никого не было, но в соседней комнате, за дверью, он услыхал два голоса, спорившие между собою. Молодой человек приостановился и стал слушать.
– Нельзя, там гости, – говорил женский голос.
– Пустите, пожалуйста, я ничего! – умолял слабый мужской голос.
– Да уж не пущу без позволения мадамы, – говорила женщина, – куда вы? ах какой!…
Дверь распахнулась, и на пороге показалась странная мужская фигура. Увидав гостя, служанка перестала удерживать, а странная фигура, робко поклонившись, шатаясь на согнутых ногах, вошла в комнату. Это был среднего роста мужчина, с узкой согнутой спиной и длинными всклокоченными волосами.
На нем были короткое пальто и прорванные узкие панталоны над шершавыми, нечищеными сапогами. Скрутившийся веревкой галстук повязывал длинную белую шею. Грязная рубаха высовывалась из рукавов над худыми руками.
Но, несмотря на чрезвычайную худобу тела, лицо его было нежно, бело, и даже свежий румянец играл на щеках, над черной редкой бородой и бакенбардами. Нечесаные волосы, закинутые кверху, открывали невысокий и чрезвычайно чистый лоб. Темные усталые глаза смотрели вперед мягко, искательно и вместе важно.
Выражение их пленительно сливалось с выражением свежих, изогнутых в углах губ, видневшихся из-за редких усов.
Пройдя несколько шагов, он приостановился, повернулся к молодому человеку и улыбнулся. Он улыбнулся как будто с трудом; но когда улыбка озарила его лицо, молодой человек – сам не зная чему – улыбнулся тоже.
– Кто это такой? – спросил он шепотом у служанки, когда странная фигура прошла в комнату, из которой слышались танцы.
– Помешанный музыкант из театра, – отвечала служанка, – он иногда приходит к хозяйке.
– Куда ты ушел, Делесов? – кричали в это время из залы.
- Молодой человек, которого звали Делесовым, вернулся в залу.
- Музыкант стоял у двери и, глядя на танцующих, улыбкой, взглядом и притоптыванием ног выказывал удовольствие, доставляемое ему этим зрелищем.
- – Что же, идите и вы танцевать, – сказал ему один из гостей.
- Музыкант поклонился и вопросительно взглянул на хозяйку.
- – Идите, идите, – что ж, когда вас господа приглашают, – вмешалась хозяйка.
Худые, слабые члены музыканта вдруг пришли в усиленное движение, и он, подмигивая, улыбаясь и подергиваясь, тяжело, неловко пошел прыгать по зале.
В середине кадриля веселый офицер, танцевавший очень красиво и одушевленно, нечаянно толкнул спиной музыканта.
Слабые, усталые ноги не удержали равновесия, и музыкант, сделав несколько подкашивающихся шагов в сторону, со всего росту упал на пол. Несмотря на резкий, сухой звук, произведенный падением, почти все засмеялись в первую минуту.
Но музыкант не вставал. Гости замолчали, даже фортепьяно перестало играть, и Делесов с хозяйкой первые подбежали к упавшему. Он лежал на локте и тускло смотрел в землю. Когда его подняли и посадили на стул, он откинул быстрым движением костлявой руки волосы со лба и стал улыбаться, ничего не отвечая на вопросы.
– Господин Альберт! господин Альберт! – говорила хозяйка, – что, ушиблись? где? Вот я говорила, что не надо было танцевать. Он такой слабый! – продолжала она, обращаясь к гостям, – насилу ходит, где ему!
– Кто он такой? – спрашивали хозяйку.
– Бедный человек, артист. Очень хороший малый, только жалкий, как видите.
Она говорила это, не стесняясь присутствием музыканта. Музыкант очнулся и, как будто испугавшись чего-то, съежился и оттолкнул окружавших его.
- – Это все ничего, – вдруг сказал он, с видимым усилием привставая со стула.
- И, чтобы доказать, что ему нисколько не больно, вышел на середину комнаты и хотел припрыгнуть, но пошатнулся и опять бы упал, ежели бы его не поддержали.
- Всем сделалось неловко; глядя на него, все молчали.
Взгляд музыканта снова потух, и он, видимо, забыв о всех, потирал рукою колено. Вдруг он поднял голову, выставил вперед дрожащую ногу, тем же, как и прежде, пошлым жестом откинул волосы и, подойдя к скрипачу, взял у него скрипку.
– Все ничего! – повторил он еще раз, взмахнув скрипкой. – Господа! будем музицировать.
– Что за странное лицо! – говорили между собой гости.
– Может быть, большой талант погибает в этом несчастном существе! – сказал один из гостей.
– Да, жалкий, жалкий! – говорил другой.
– Какое лицо прекрасное!… В нем есть что-то необыкновенное, – говорил Делесов, – вот посмотрим…
Источник: https://www.litmir.me/br/?b=27651&p=2
Краткое содержание повести Л. Н. Толстого «Отрочество» (Второй вариант)
Приехав в Москву, Николенька чувствует, что с ним произошли перемены. Сердце мальчика способно теперь не только отзываться на собственные беды, но и на несчастья других людей. Он способен сопереживать и сочувствовать. Николенька понимает страдания бабушки, пережившей смерть своей любимой дочери, радуется, что смог простить брата после глупой ссоры.
Также его поражает то что, двадцатипятилетняя горничная Маша вызывает в нем какое-то трепетное чувство, необъяснимое волнение. Мальчик считает себя очень некрасивым и завидует приятной внешности Владимира. Он старается убедить себя, что внешняя красота не может составить всего счастья жизни.
Хотя убеждения эти безуспешны, и мальчика все чаще посещают мысли о городом одиночестве, на которое, как он считает, уже обречен.
Бабушке сообщают о том, что мальчики играют с порохом, однако это всего лишь безобидная свинцовая дробь. Бабушка уверена, что Карл Иваныч уже стар и недостаточно следит за детьми, требует найти нового хорошего гувернера. Николеньке очень тяжело расставаться со своим воспитателем.
Новым гувернером становится француз, с которым мальчик не может поладить, часто позволяет себе дерзить. Он убежден в том, что жизненные обстоятельства действуют против него. Мальчик по непонятной ему самому причине пытается открыть портфель отца и ломает ключик. Теперь он уверен, что всё против него, ударяет гувернера.
На вопрос Володи о том, что с ним происходит, Николенька кричит, что все кажутся ему отвратительными. Мальчик заперт в чулане, его обещают высечь розгами. Николенька чувствует себя страшно униженным, а после заточения просит прощения у отца. С мальчиком случаются конвульсии, и все опасаются за его здоровье.
Проспав двенадцать часов, он чувствует себя гораздо лучше, ему приятно, что все за него переживают.
Мальчик чувствует себя все более одиноким. Часто размышляет в уединении. Он замечает грубые отношения портного Василия и Маши, не понимает, как они Могут считать это любовью. Николенька очень часто сам путается в своих открытиях, много размышляет.
Владимир поступает в университет. Николенька очень рад за него, но завидует тому, что брат стал совсем взрослым. Мальчик замечает, что у отца к старости появляется какая-то особенная нежность к детям. Он переживает из-за смерти бабушки, и разговоры о ее наследстве кажутся ему просто оскорбительными. Материал с сайта //iEssay.ru
Через несколько месяцев Николенька готовится поступать в университет. Он хорошо учится и планирует продолжить свое образование на математическом факультете.
Склонность к бездеятельному умствованию мальчик считает главным недостатком отрочества и изо всех сил старается от него избавиться, так как понимает, что в жизни это может принести много вреда. Владимира часто посещают его друзья: студент Дмитрий Нехлюдов и адъютант Дубков. С Дмитрием Николенька общается все чаще и чаще, они становятся друзьями.
Общаясь с другом, Николенька приходит к мысли, что необходимо самосовершенствоваться и таким образом исправлять все человечество. Это важнейшее открытие мальчик считает началом своей юности.
На этой странице материал по темам:
- лев толстой отрочество краткое содержание
- краткое содержание с 1 по 5 главу толстой отрочество
- краткий пересказ повести отрочество автор толстой
- лев. н. т. детство краткое содержание
- краткое содержание отрочество история карла иваныча
Источник: http://iessay.ru/ru/writers/native/t/tolstoj-lev/kratkie-soderzhaniya-pereskazy/otrochestvo/kratkoe-soderzhanie-povesti-l.-n.-tolstogo-otrochestvo-vtoroj-variant