Мы знаем Михаила Васильевича Ломоносова, жившего и творившего в 18 веке, как замечательного российского учёного, поэта. Именно он является основателем современной русской литературной лексики. Люди со школьной скамьи знакомы с одами, которые он писал по случаю восшествия на престол очередного монарха. В них поэт также высказывал свои идеи, которые были связаны с судьбой государства.
Особенности оды Ломоносова
Одна из лучших од поэта — «На день восшествия на Всероссийский престол ее Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны, 1747 года».
В кратком содержании «Оды на день восшествия…» Ломоносова можно получить представление о вопросах, волновавших самого автора, а также всех мыслящих граждан того времени: покое и мире в стране, мудром правлении просвещенной императрицы, развитии отечественного образования и науки. Оду отличает величественный поэтический язык, который насыщен яркими гиперболами, метафорами и церковнославянизмами.
Императрица в оде
Назначение оды — прославление императрицы Елизаветы. Но уже в начале стихотворения поэт высказывает главную идею: мир в стране способствует её процветанию. От императрицы он ждёт сохранения мира. Введение в оду лирического героя, у которого главенствующая роль, – важное достижение Ломоносова.
Поэт прославляет Елизавету на фоне её предшественников на троне. Её отец — Петр I – выделен особо. В кратком содержании произведения «Ода на день…» можно заметить, что именно его правление автор считает наиболее приемлемым, желая, чтобы дочь пошла по стопам отца.
От династии монархов поэт переходит к образу Отчизны, к ее величественности, неисчисляемым богатствам природы, творческим и духовным возможностям.
В кратком содержании «Оды на день восшествия…» Ломоносова демонстрируется, что от достоинств императрицы, постепенно отходящих на второй план, поэт переходит к описанию насущных проблем России.
Возможности, которые открывает развитие науки, помогут в освоении богатств Севера, Дальнего Востока, тайги. Автор пишет о том, что в ряд мировых держав Россию выведут русские люди, которые образованы и преданы науке.
После поэт возвращается к событию, ради которого и написана ода.
Получив представление о кратком содержании «Оды на день восшествия…» Ломоносова, удивляешься, как в реальности Елизавета Петровна не похожа на тот идеал императрицы, который воспет в оде! Надо было иметь достаточно дерзости, чтобы хвалить императрицу за дела, которых она не делала. Одой поэт говорил Елизавете, что государству необходим мир.
Стиль оды
Чтобы придать стихотворению величие, автор применял непростые обороты речи. Фразы рождают ощущение великолепия и пышности. По краткому содержанию «Оды на день восшествия…» Ломоносова становится очевидным стремление поэта к гармонической стройности и красочной пышности одновременно. Пользуясь великолепием поэтического слога, Ломоносов ярко воссоздал события своего времени.
В русской поэзии поэт первым прибегнул к смелым, необычным соединениям слов. Его творчество — замечательный пример классицизма в русской литературе.
Вывод, к которому пришли литературные критики, основываясь на кратком содержании «Оды на день восшествия…» М. В.
Ломоносова, следующий: в своём произведении автор оставляет своеобразное послание, которое адресовано не только государыне и современникам, но и грядущим поколениям.
Источник: https://www.syl.ru/article/359112/analiz-i-kratkoe-soderjanie-odyi-na-den-vosshestviya-lomonosova
Ломоносов «Ода на день восшествия…» – краткое содержание — Русская историческая библиотека
В 1747 г. императрица Елизавета Петровна увеличила ассигнования на нужды учёных. В благодарность за это Михаил Васильевич Ломоносов тогда же написал знаменитую оду (см. её полный текст, анализ и статью о теме произведения), приурочив её к ежегодно отмечаемому празднованию дня восшествия государыни на трон. Вот краткий прозаический пересказ содержания этой оды:
Михаил Васильевич Ломоносов
«Царей и царств земных отрада, возлюбленная тишина» даёт изобилие и процветание народам и людям. Блистая с вечной высоты, великое светило Солнце не находит в свете ничего краше тишины и императрицы Елизаветы.
Вступив на трон, она первым делом возвратила в Россию тишину, победоносно окончив войну со шведами 1741-1743. От этой радости Петербург расцветился иллюминацией и торжествующими кликами. Взойдя на престол, Елизавета взвела туда же с собою «доброт прекрасный лик».
Поэты не могут удержаться от «пения её похвал». Средь добродетелей царицы весьма ценна любовь к наукам, которые она «изволила расширять».
В недавние дни Зиждитель мира послал в Россию «Человека, каков неслыхан был от века» – отца Елизаветы, Петра I. «Россию, грубостью попранну» этот монарх возвысил до небес.
Он одержал немало побед над врагами, выстроил сильный флот – так что даже бог моря Нептун «с трепетом чудился, взирая на российский флаг».
Река Нева вдруг увидела на своих берегах величественные здания – здесь была основана новая русская столица, Петербург. Великий царь призвал в Россию и науки, ожидая вскоре «полезны видеть их труды».
Ломоносов. Ода на день восшествия на всероссийский престол Елисаветы Петровны. Читает Арсений Замостьянов
Но жестокая судьба безвременно унесла Петра от подданных. Общая скорбь по нему была так сильна, что стенала сама великая гора Парнас «и музы воплем провождали в небесну дверь пресветлый дух». Дела Петра продолжила сменившая его на троне жена Екатерина I. Она тоже не прожила долго, но к счастью для России престол вскоре перешёл к дочери Петра и Екатерины – Елизавете.
Императрица Елизавета Петровна. Портрет кисти В. Эриксена
Она унаследовала огромную державу, где текут широкие реки, стоят леса, которые своей густотой тесны животным. Для этой стране нужны науки и художества – и они везде растут при поощрении заботливой государыни – «премудрость тамо зиждет храм; невежество пред ней бледнеет». Российские Колумбы спешат через воды «в неведомы народы».
Сама богиня мудрости Минерва ударяет в Рифейские (Уральские) горы копьём, чтобы помочь россам извлечь из их недр серебро, золото и многие полезные минералы. Ломоносов призывает соотечественников дерзать на пути наук – и доказать, «что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать».
Вспоминая слова Цицерона, поэт говорит:
- Науки юношей питают, Отраду старым подают, В счастливой жизни украшают, В несчастной случай берегут; В домашних трудностях утеха И в дальних странствах не помеха. Науки пользуют везде, Среди народов и в пустыне, В градском шуму и наедине,
- В покое сладки и в труде
- Ломоносов благодарит Елизавету и желает, чтобы Всевышний сравнил её благословенную жизнь «с числом щедрот», которые она расточает учёным.
- © Автор краткого содержания – Русская историческая библиотека.
Другие статьи о произведениях и биографии М. В. Ломоносова – см. ниже, в блоке «Ещё по теме…»
Источник: http://rushist.com/index.php/literary-articles/4376-lomonosov-oda-na-den-vosshestviya-kratkoe-soderzhanie
Главные открытия Ломоносова
Какие открытия сделал Ломоносов, академик, русский ученый, реформатор русского языка, поэт, историк и художник Вы узнаете в этой статье.
Михаил Ломоносов главные открытия
Открытие Ломоносова в области химии были довольно значительными, ведь именно он был создателем первой химической лаборатории в России при академии наук, которая начала свое функционирование с 40-вых годов XVIII столетия. В ней ученый занимался исследованием веществ и разрабатывал новые способы получения материалов. Благодаря своей работе он смог основать уникальные химические производства в России.
Михаил Ломоносов, используя физические экспериментальные методы и законы для исследования химических реакций и химических веществ, вывел новый способ исследования, который он назвал физической химией.
Также ученый дал определение корпускулы, элемента, смешанных и простых веществ. В 1741 году он начал разрабатывать свою корпускулярную теорию. Им были сформулированы в 1744 году главные положения молекулярно-кинетической теории теплоты. Ломоносов является автором закона сохранения массы веществ, открыв его в 1745 году. Кроме того, ученый наблюдал в концентрате HNO3 явление пассивации.
2. Открытия Ломоносова в астрономии
Михаил Ломоносов немало своего времени уделял астрономии. Самым известным и масштабным его достижением в данной сфере является открытие у планеты Венеры атмосферы. Кроме того ему принадлежит усовершенствование устройства телескопа. Ученый пропагандировал и поддерживал идеи Коперника и подтверждал своими экспериментами то, что за пределом планеты действуют такие законы, как и на ней.
3. Открытия Ломоносова в физике
Открытия сделанные Ломоносовым в области физики нельзя переоценить. Чего только стоит атомно-корпускулярная теория касательно строения материи и вещества. В рамках ее исследований, ученый объяснил, почему возникают такие агрегатные состояния веществ как жидкое, твердое и газообразное состояния.
Ломоносов установил несколько эмпирических закономерностей грозовых явлений, проведя многолетние блестящие исследования в области атмосферного электричества.
В своей работе под названием «Слово о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих», которая была издана в 1753 году, ученый пояснил, почему возникает электричество в грозовых облаках.
Он также разъяснил причину возникновения у поверхности планеты конвекцией теплого воздуха и появления в верхних слоях атмосферы холодного воздуха.
На базе своих исследований и опытов Михаил Ломоносов выдвинул новую теорию света и разработал трехкомпонентную теорию цвета. Теория подробно поясняет механизмы цветовых явлений – они появляются под воздействием 3 родов эфира и 3 видов материи, которая составляет дно глаза. Теория цветового зрения, которую Ломоносов вывел в 1756 году, в истории физической оптики заняла должное время.
5. Открытия Ломоносова в разных областях науки
Ломоносов сформулировал закон сохранения движения и материи, который считается в естествознании всеобщим законом.
Также ученый развивал теорию о том, что все в природе происходит равномерно – если одном месте к чему-то что-то прибавилось, то в другом оно отнимается. Например, если человек увеличивает время отдыха и сна, то время бодрствования уменьшается.
Эта теория распространялась также на закон движения тел – если тело, движущее другое тело своей силой, теряет некоторую скорость в движении, то ее оно передает телу, которое движется за его счет.
Михаил Ломоносов много сил отдавал развитию образования и науки в России. Ученый основал Московский университет.
6. Открытия Ломоносова в литературе
Михаил Ломоносов является автором новейшей орфографии и создателем современного русского языка.
Также он делал попытки писать произведения, и это получалось у него довольно-таки неплохо. Первое свое произведение было написано еще во время стажировки за границей. В «Отчетах» в Академию Наук он прислал в стихах французский перевод «Оды Фенелона» и оригинальную «Оду на взятие Хотина» в 1739 году.
Ломоносов является основоположником торжественной русской оды, обращенной к правителям, и философской оды. Его поэзия насыщена космической, научной и натурфилософской образностью. К ним следует отнести его «Размышление», посланное Шувалову.
Также велик его вклад в русскую сатиру. Он писал в этом жанре много эпиграмм, а наиболее известной сатирой является «Гимн бороде».
Михаил Ломоносов начал писать поэму под названием «Петр Великий». Несмотря на то, что он не успел ее закончить, поэма считается наследием национального эпоса. Много строк, написанных этим великим и всесторонне развитым человеком стали крылатыми.
Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, какие научные открытия сделаны Ломоносовым Михаилом.
Источник: https://kratkoe.com/glavnyie-otkryitiya-lomonosova/
Михаил васильевич ломоносов
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА
Михаил васильевич ломоносов (1711-1765)
Необычайна его биография. Он родился на Севере — недалеко от деревни Холмогоры, вблизи Архангельска, в Беломорском крае. Жившие там государственные крестьяне не знали ни крепостного права, ни нашествия Орды.
То были люди суровой морской выучки, преисполненные духа новгородской предприимчивости. Со времен Ивана Грозного Архангельск вел торг с Англией и другими странами, здесь до основания Петербурга было «окно в Европу».
И Петр I пытался заложить здесь верфи для строительства русского флота.
Ломоносов рано выучился грамоте. Тайком от отца, когда в семье поговаривали уже о том, чтобы его женить, девятнадцатилетний Ломоносов, вместе с рыбным обозом, отправился зимним путем в Москву — учиться. Сыну крестьянина нелегко было поступить в Славяно-греко- латинскую академию. Но он поступил и блестяще ее окончил.
В числе наиболее способных учеников его отправляют в Петербург, а в 1736 году — в Германию для изучения горного дела. Со всей страстностью он занимается естествознанием, тогдашней инженерией, а также философией, филологией, овладевает европейскими языками.
С 1741 года, возвратившись в Россию, он служит в Академии наук, а с 1745 года — академик.
В 1739 году из Фрейбурга с очередным академическим отчетом Ломоносов присылает в Петербург свою оду «На взятие Хотина» (русскими войсками в августе того года была взята турецкая крепость в Бессарабии) и прилагает к ней теоретический трактат «Письмо о правилах российского стихотворства». Оба эти послания оказались поворотным пунктом в истории русского стихосложения.
Ломоносов был поэтом по призванию, великим, дерзновенным новатором. Холодное, схоластическое риторство было ему чуждо. Легкость и доступность ломоносовского стиха, емкость образов свидетельствуют о его поэтическом таланте, когда каждая фраза великого мастера — уже целая школа.
Любимой темой Ломоносова было прославление необозримых пространств России, которая «…конца не зрит своей державы, в которой протекают и Волга, и Днепр, и Дон, и Лена, и Обь, и Енисей, а границы упираются в горы, Китайскую стену.
Ломоносов воспевал величие научных знаний, дерзания человеческого ума. Он писал стихи о том, чем занимался сам и о чем размышлял как ученый. Таковы его «Письмо о пользе стекла», «Вечернее размышление о Божием величестве», «Утреннее размышление о Божием величестве».
Наметилось в поэзии Ломоносова и направление, подхваченное затем Державиным, Батюшковым, Пушкиным, — анакреонтическое, связанное с воспеванием радостей частной жизни человека. В «Разговоре с Анакреоном» (1757-1764) Ломоносов признается, как влечет его петь о «нежности сердечной», но так уж сложились обстоятельства, что приходится ему больше петь о героях, о подвигах, о славе.
В 1760 году Шведская королевская академия наук избирает Ломоносова своим почетным членом. С 1761 года он возглавляет Академическую гимназию и Академический университет, избран почетным членом Болонской академии наук, в 1764 году — почетным членом Петербургской академии художеств за работы в области мозаичного искусства.
4 апреля 1765 года Ломоносов скончался и был погребен на кладбище Александро-Невской лавры при огромном стечении народа. Сейчас со всей очевидностью ясен его энциклопедический научный гений, нисколько не противоречащий гению поэтическому.
Он сделал множество открытий и прогнозов, опережавших на десятилетия современную ему науку. Но признание его заслуг наступило много лет спустя после его кончины. Он завещал: «Сами свой разум употребляйте. Меня за Аристотеля, Картезия, Невтона не почитайте.
Если вы мне их имя дадите, то знайте, что вы холопы, а моя слава падает… с вашею».
Источник: https://scribble.su/short/all/26.html
Фильм Михайло Ломоносов смотреть онлайн бесплатно все серии подряд в хорошем HD качестве
Создатели:
Александр Прошкин, Виктор Степанов, Александр Домогаров, Олег Меньшиков, Игорь Волков, Илзе Лиепа, Пётр Меркурьев , Александр Михайлов, Анатолий Васильев, Анастасия Деревщикова, Людмила Полякова, Андрей Дударенко, Сергей Плотников, Борис Плотников, Кирилл Козаков, Виктор Сергачев, Катрин Кохв, Сос Саркисян, Александр Ткаченок, Андрей Болтнев, Марина Полицеймако, Александр Лазарев, Алексей Сафонов, Александр Демьяненко, Валентин Макаров, Вадим Кислых, Татьяна Вадецкая, Леонид Нехорошев, Олег Осетинский, Владимир Мартынов
В простой крестьянской семье Ломоносовых, проживающей в деревне Мишанинской Архангельской губернии, рождается мальчик, которого нарекают Михаилом. С детских лет Михайло отличается от своих сверстников необычайной тягой к знаниям. Однако вместо того, чтобы учиться, Михайло вынужден помогать отцу в тяжелой работе и довольствоваться уроками местного дьячка. Наклонности подростка совершенно не нравятся отцу, он считает это все блажью, а книги, приносимые сыном в дом, — ненужным хламом.
Девятнадцатилетний юноша вынужден, ни с кем не простившись, бежать из Холмогор в Москву, пристроившись к каравану поморов с рыбой. Он готов пойти даже против закона лишь бы поступить в Славяно-греко-латинскую академию и получить там достойное образование.
Простого крестьянина никто бы туда не принял, и потому Михайло подделывает документы и выдает себя за сына обедневшего дворянина. На первых порах ему приходится очень нелегко, как материально, так и с моральной стороны — он чувствует себя переростком, постоянно подвергаясь насмешкам малолетних однокашников.
Но все эти неприятности не могут сломить будущего великого ученого, его успехи в науках с самого начала удивляют и восхищают наставников Спасского училища и Киево-Могилянской академии.
Вскоре лучшие двенадцать учеников школы направляются в Петербург, где они становятся полноправными студентами университета при Академии Наук.
Вместе с товарищами Ломоносов продолжает изучать физику, математику, стихосложение, историю, химию, но всего этого уже недостаточно — многие знания он не может получить в России, а потому президент Академии Наук Иоганн Корф принимает решение отправить группу преуспевающих студентов за границу в Германию.
Студенческая жизнь в Германии становится для Михайло одной из самых ярких страниц биографии. За пять лет, проведенных там, он преумножает свои знания, делает новые успехи в обучении.
И здесь же, вдали от родины, он встречает Лизу Цильх, дочь вдовы пивовара, которая становится для него верной женой и единственной любовью.
С возвращением в Россию для Михаила Ломоносова начинается новый этап в жизни, в котором его ждут мировое признание и открытие Московского университета…
nataly_ova
Фильм потряс. Спасибо огромное его создателю, талантливая работа. Светлая память Михаилу Васильевичу Ломоносову. С точки зрения истории, просвещает наше современное невежество простого обывателя. Полезен, считаю,для просмотра в школах.
Дух поднимает однозначно. Книги дома привела в порядок, видя, в каком почете они были у Ломоносова. Какая ясность ума, сосредоточенность на главном, гений, опередивший время. у них Леонардо, у нас Ломоносов. Великий человек.
Гордость России и пример потомкам.
13 августа 2015
- Денис
- настоящий русский мужик и защитник науки
- 7 апреля 2017
Источник: https://www.ivi.ru/watch/mihaylo_lomonosov
Краткое содержание «Тамира и Селим»
1380 г. Мумет, царь крымский, послал в помощь Мамаю, царю татарскому, своего сына Нарсима с войском и втайне обещал в замужество дочь Тамиру.
В это время Селим, царевич багдадский, очистив Чёрное море от пиратов, осадил город Кафу, где находится Мумет. Крымский царь выпросил у Селима перемирие в надежде дождаться сына обратно из Мамаева похода.
Действие происходит в первый день перемирия, в Кафе (Феодосии), в царском доме.
Появляется Тамира с мамкой Клеоной. Тамира вспоминает, как накануне восхищал её Селим, гарцевавший на коне перед полками, и отсылает Клеону посмотреть со стен на войско. Пока мамка ходит, царевна произносит монолог о своей любви к врагу. Клеона приносит весть, что багдадское войско отходит от стен. Тамира признается ей в любви к Селиму, ненависти к Мамаю, страхе за брата.
Входит Мумет и говорит дочери, что с Селимом заключено перемирие. Мамай, как уверен Мумет, должен одержать победу над князем Димитрием и скоро возвратиться вместе с Нарсимом; поэтому крымский царь сообщает про помолвку Тамиры с Мамаем. Царевна жалуется Клеоне; та вначале советует ей покориться родительской воле, а затем — открыться во всём добродетельному Надиру, брату Мумета.
Второе действие открывается диалогом Селима и Надира. Они, как оказывается, дружны с давних пор: некогда ему и Нарсиму пришлось встречаться с Селимом в Индии (Селим там учился у мудрых браминов). Селим признаётся, что заключил перемирие из-за любви к Тамире: он не мог поднять руки на город, где живет она.
Надир обещает замолвить за Селима слово перед царем и уходит. Тут же появляется Тамира, которой Селим немедленно и объясняется в любви. Царевна грустно отвечает, что просватана за другого, но, уходя, произносит: «К неистовому я не преклонюсь Мамаю». Имя Мамая поражает Селима, которому стыдно иметь такого злодея в соперниках.
Мумет и Селим официально заключают перемирие, причем Мумет узнаёт про дружбу Селима со своим сыном. Селим оставляет царя в затруднении: всё против брака Тамиры с Мамаем, но царского слова нарушить нельзя. Визирь Заисан советует царю крепить союз с Мамаем, Надир — разорвать, поскольку «насильна власть стоять не может долговечно».
Вестник приносит весть о победе Мамая на берегу Непрядвы. Мумет решается в пользу могущественного союзника.
На самом деле Мамай разбит и тайно, в одиночку прибежал в Кафу. Он намерен уверить Мумета в своей победе, жениться на Тамире, собрать новые войска и опять идти походом на Русь.
Он не боится того, что Нарсим его разоблачит, ибо уверен, что тот погиб в битве, и явившемуся Мумету Мамай сообщает о своем плане, говоря, что Нарсим будто бы задержался со сбором дани в покорённых землях и одобрил брак Тамиры с Мамаем.
Появляется Тамира. Отец наставляет её в послушании старшим и удаляется. Мамай удивляется холодности Тамиры. Тамира просит не неволить её: «Какая польза в том, что буду тебе последовать, а о ином вздыхать!». Тамира уходит; Мамай разгневан и требует от Клеоны назвать имя соперника. Клеона называет Селима.
Присутствующий при том Заисан распаляет Мамая, рисуя Селима разбойником. Правда, потом он советует Мамаю не мстить сопернику немедля, а дождаться подхода войск. Но Мамай должен скрыть, что войск у него не осталось: изображая крайнее нетерпение, он спешит убить Селима. Возвращаются Тамира и Клеона.
Тамира посылает Клеону якобы следить за Мамаем и, оставшись одна, объявляет, что решилась бежать с Селимом.
Бегство не удаётся: Тамиру по пути перехватывает Заисан, о чём он рассказывает Надиру. Надир ужасается («О строгость отческа, к чему ты привела?») и затем хулит войну — причину всех зол.
Вместе с Клеоной Надир тоскует об участи царевны; у них рождается подозрение, что Мамай на самом деле не победитель, а побеждённый. Обличает Надир и тщеславие, заставившее Мумета предложить дочь Мамаю.
Оно может стать пагубным: оскорбленный Селим погубит город, не имеющий защитников.
Появившийся Селим и впрямь сначала хочет предать Кафу мечу, но скоро вспоминает, что Мумет — отец его любимой, и город свят для него, как место, где она родилась. Тогда он обращает свой гнев на Мамая: намеревается убить его в единоборстве или погибнуть сам. Увещания Надира и Клеоны поберечь себя не трогают царевича. Входит сам Мамай; соперники хватаются за сабли, но их разнимают.
Последнее действие начинается сценой между Муметом и Тамирой (в присутствии Клеоны и Надира). Мумет укоряет дочь за непослушание, Тамира просит убить её. Мумет срывает злость на Клеоне: велит заключить её в темницу. Остаются Тамира и Надир.
Надир успокаивает племянницу, советует не гневить понапрасну отца, уверяет, что вскоре Мамай будет низвержен. Вестник сообщает о схватке Селима с Мамаем. Селим сбил противника с коня и мог бы растоптать его, но великодушно помог подняться и готовился продолжить бой.
Внезапно появились мурзы Мамая и бросились на Селима с криком: «Прими достойну казнь». Тамира в отчаянье; Надир спешит отомстить за друга.
Оставшись одна, Тамира проклинает Мамая и отца за дружбу с Мамаем, обращается к Селиму: «Ты умер для меня — я следую тебе» и хочет заколоться. Вбежавший вместе с Нарсимом Селим вырывает у неё кинжал. Царевна не сразу может поверить, что жива, страшится гнева Мамая. Селим объявляет, что Мамай мёртв.
Входит радостный Мумет вместе со всем двором; он сразу жалуется сыну, что Тамира лишает государство плодов союза с Мамаем. Нарсим отвечает: «Димитрий одолел, и враг наш поражён»: Селим убил предателя и «разорителя Крыма Мамая».
Затем он подробно рассказывает, как в разгар Куликовского сражения Мамай послал его добыть живым или мёртвым Димитрия, но, когда Нарсим со своими воинами удалился от основных сил, его внезапно окружили Мамаевы воины, чтобы убить. Одна стрела уже застряла в щите Нарсима, но тут засадный полк русских ударил на татар.
Те обратились в бегство, бежали и убийцы Нарсима. Нарсим, увидев общий разгром, бросился вслед за Мамаем — отомстить.
Мумет, услышав рассказ сына, раскаивается в своих прежних решениях. Селим же рассказывает, как Нарсим неожиданно явился к нему на выручку против Мамаевых сподручников, налетел на самого Мамая и сразу насмерть пронзил мечом. Багдадский царевич вновь просит руки Тамиры. Мумет с радостью соглашается, призывает всех страшиться примера Мамая и ради праздника прощает Клеону.
Источник: https://all-the-books.ru/briefly/lomonosov-mihail-tamira-i-selim/
8.Оды м.В. Ломоносова. Тематика, проблематика, поэтика
Ода
как жанр высокой торжественной поэзии
получает в литературе классицизма периода
его расцвета преимущественное развитие.
Это связано с тем, что эпоха, с которой
было связано развитие классицизма,
провозгласила торжество общих интересов
над интересами личными, поэтому жанр
высокой оды больше
отвечал задачам эпохи, чем, к примеру,
жанр любовной или застольнойпесни.
Переживания человека, вызванные любовью,
разлукой с близкими, их смертью,
отодвигались на второй план. Всеобщий
интерес могли вызвать лишь те переживания
поэта, в которых отражались события
общенационального, общегосударственного
масштаба.
Ода в классицизме была
жанром строгой формы. Подобно ораторской
речи, она строилась из трех обязательных
частей: «приступа», т.е.
введения
темы, рассуждения, где эта тема развивалась
с помощью примеров-образов, и краткого,
но эмоционально сильного заключения.
Каждая из трех частей имела свои
особенности построения, но Ломоносов
считал, что доводы в пользу главной
мысли должны были располагаться «т.о.,
чтобы сильные были напереди, которые
послабее, те в середине, а самые сильные
на конце».
Восторг
поэта не исключал тщательного обдумывания
ее основных мотивов и соответствующих
им композиционных частей.
Не исключал
он и обдумывания способов воздействия
на слушателя, чтобы вызвать в нем ответные
чувства. Однако все это должно было
оставаться за пределами предмета оды.
Сама же ода,
обращенная к слушателям, сохраняла (или
должна была сохранять) характер свободной
импровизации, когда одна мысль вызывала
другую.
Предшественниками
жанра оды в
русской литературе были «Рифмологион»
Симеона Полоцкого, канты и
«виваты» Петровской эпохи и
творчество Феофана Прокоповича,
воспевшего важнейшие события эпохи и
поставившего в литературе тему Петра
I как просвещенного монарха, строителя
и героя, которая будет подхвачена
Кантемиром, Ломоносовым и др. вплоть до
Пушкина с его поэмами «Полтава» и
«Медный всадник».
Одна
из важнейших особенностей
торжественной оды Ломоносова
— красочность, выразительность описаний.
Так, лирический сюжет в «Оде на взятие
Хотина» основан на широком включении
эпических элементов.
Она начинается с
описания «восторга», «пермесского
жара» (вдохновения), охватившего поэта
при известии о славной победе русского
войска над турками и татарами, одержанной
в 1739 г. Центральную часть составляет
рассказ поэта о самом сражении и его
размышления в связи с этим событием. В
истории битвы поэт выбирает наиболее
яркие моменты.
Перед взором слушателя
проходит меняющаяся картина боя: сначала
татары окружают русских, потом русские
овладевают инициативой, и вот битва
идет к концу и завершается славной
победой «орлов российских».
Поскольку
главным для Ломоносова в этой оде было
прославление «российских сынов»,
создание атмосферы восхищения вокруг
военной победы русских, в картине боя
автор выбирает то, что может глубже
воздействовать на патриотические
чувства читателя, создать впечатление
силы и мужества «россов», для которых
«препон на свете нет», и их «полкам
орлиным» повсюду «путь отворен».
Сражение идет в таком стремительном,
напряженном темпе, что «скрывает небо
конский пар». Натиск врага уподобляется
буре, «тьме», «ярым волнам»,
пучине, готовой поглотить корабль.
Русские воины, отбивающие натиск турок,
отвагой, мужеством, силой напоминают
царя природы льва. В таком же стиле
выдержано описание сражения на его
заключительном этапе, когда исход его
решен и враги бегут, «забыв и меч, и
стан, и стыд». Природа изображается
Ломоносовым (как и в «Слове о полку
Игореве») как живое существо:
сопереживает, сочувствует и помогает
русским, и только луна ассоциируется с
турками, да и то только для того, чтобы
устыдиться, видя их бегство.
Заканчивается ода прославлением
наступившего после победы мира и
благоденствия.
«Ода
на день восшествия на престол императрицы
Елизаветы Петровны» (1747) была написана
по поводу дарования Российской Академии
Наук нового устава (регламента), на
который Ломоносов возлагал большие
надежды.
Но начинается текст с прославления
«возлюбленной тишины», являющейся
у Ломоносова синонимом к «златому
миру», поскольку процветание государства
и развитие науки Ломоносов связывает
в первую очередь с миром.
Именно поэтому
Елизавета (чье имя переводится с
древнееврейского как «Бог покоящегося»)
воспевается Ломоносовым прежде всего
как установительница мира в государстве,
при самом своем воцарении положившая
конец русско-шведской войне 1741-1743 гг.
Так
Ломоносов подходит к своей главной
мысли — к утверждению «пользы наук»,
необходимости просвещения.
Первым, кто
призывает «божественные науки» на
русскую землю, был Петр I, которому
посвящены несколько строф, традиционно
развивающих тему (военные победы,
строительство флота, основание Петербурга,
Человек, «каков не слыхан был от века»,
давший толчок развитию России). В
Елизавете поэт хочет видеть преемницу
дел ее великого отца.
Один
из центральных образов оды —
образ России. Ее просторы безграничны,
ее климат разнообразен, богатства,
заключенные в ее недрах и лесах, несметны.
Повсюду скрыты сокровища, «какими
хвалится Индия», но для того, чтобы
их освоить, нужны просвещенные люди,
которые только и могут привести Россию
к процветанию и богатству.
Именно поэтому
с такой горячей страстностью Ломоносов
обращается к российской молодежи,
призывая неутомимо трудиться в овладении
науками на благо отечества.
Источник: https://studfile.net/preview/6162979/page:10/