Краткое содержание маскарад лермонтова за 2 минуты пересказ сюжета

Краткое содержание Маскарад Лермонтова за 2 минуты пересказ сюжетаКраткое содержание Маскарад Лермонтова за 2 минуты пересказ сюжета
Краткое содержание Маскарад Лермонтова за 2 минуты пересказ сюжета

Интересные факты о поэме

История создания драмы «Маскарад» Лермонтова так же печальна, как и ее содержание, ведь написанное еще в 1835—1836 годах произведение было опубликовано только в 1842 году, уже после трагической гибели своего создателя.

Причин для такого развития событий было несколько, но все они сводились к жесткой цензуре, которая не пропускала эту пьесу в стихах.

Найти объяснение столь непривычной строгости можно, ознакомившись со следующими интересными подробностями:

Краткое содержание Маскарад Лермонтова за 2 минуты пересказ сюжета

  • К моменту написания произведения Лермонтов уже успел познакомиться со всеми «прелестями» светской жизни и присущими ей интригами. Именно получение этого опыта и вдохновило великого поэта на написание «Маскарада».
  • Существует мнение, будто в основе этого произведения лежит реальная история. Одно из косвенных доказательств сводится к тому, что несколько раз супругу главного героя Нину называют Настасьей Павловной с явной отсылкой на персонажа из настоящей жизни.
  • Одним из главных зол произведения является образ маскарада — светского развлечения, популярного в те годы. Не секрет, что подобного рода мероприятия проводились в знатном доме петербургского представителя Василия Васильевича Энгельгардта, поэтому явная демонизация таких празднеств автором априори не могла встретить понимания общества и цензоров.
  • Всего существовало три редакции пьесы, не считая его драматической цензуры, специально написанной Михаилом Юрьевичем, мечтавшим увидеть постановку спектакля по своему произведению. Все три раза труды возвращались автору на доработку с разным пояснением. Так, первая редакция, которая заканчивалась гибелью Нины, была воспринята цензорами чрезмерно страстной, хотя, вероятнее всего, причина крылась в осуждении маскарадов и светского общества в целом. После этого поэту пришлось добавить другую финальную сцену, введя персонаж неизвестного, но и эта его попытка не увенчалась успехом. В итоге Лермонтов решил полностью переработать драму, даже изменив ее название на «Арбенин», но и эта уловка оказалась провальной. Примечательно, что уцелела только вторая редакция произведения и именно ее изучают по сей день.

К сожалению, не сбылась мечта автора и о сценическом продолжении для своего детища, поскольку ни одна петербургская постановка пьесы того времени так и не вошла в постоянный репертуар. И только в 1917 году Мейерхольд дал ей вторую жизнь, поставив «Маскарад» в Александринском театре.

Краткое содержание произведения

Краткое содержание Маскарад Лермонтова за 2 минуты пересказ сюжета

Сегодня произведение изучается более широко, чем ранее, и не последнюю роль в этом вопросе играет образ светского общества в драме «Маскарад», срез которого довольно подробно отображает характер главных персонажей — очень колоритных и совсем не похожих на благородные образы, невольно возникающие в сознании, как ассоциация с аристократией. Именно поэтому, помимо ознакомления с основной темой и сюжетом книги, не помешает углубиться в изучение образов ее основных героев.

Главные персонажи

Ключевые персонажи пьесы являются натурами сложными, создавая самое противоречивое впечатление при прочтении. А для того чтобы максимально понять произведение, необходимо изучить характеристики главных героев «Маскарада» Лермонтова, среди которых стоит выделить следующие фигуры:

Краткое содержание Маскарад Лермонтова за 2 минуты пересказ сюжета Краткое содержание Маскарад Лермонтова за 2 минуты пересказ сюжета

  • Евгений Арбенин. Главный персонаж, очень богатый и авторитетный в обществе, которое и не догадывается о том, что своим баснословным состоянием он обязан главному пороку — любви к азартным играм. Мало того, в прошлом этот человек познал все прелести разгульной жизни, проводя время в обществе женщин, причем не только свободных, но и замужних, прекрасно зная цену семейным отношениям. Тем не менее уже в зрелом возрасте циничный Арбенин решает связать себя узами брака, впервые в жизни влюбляясь в свою избранницу и начиная верить в то, что жизнь может быть очень хороша.
  • Нина. Юная прелестница из дворянского рода, обладающая очень кротким характером. Именно она становится супругой Арбенина, искренне влюбляясь в своего мужа и страстно мечтая об ответной любви. Но это нетерпеливое стремленье постоянно разбивается о зрелость и сдержанность супруга, который на самом деле не чает в своей жене души, но считает излишнюю демонстрацию чувств неуместной. Примечательно, что Нина скромна и покладиста и в высшем свете. Быть может, именно эта черта характера сыграла с ней злую шутку.
  • Князь Звездич. Еще один персонаж, сотканный из противоречий, способный проявлять благородство и совершать глупые опрометчивые поступки одновременно. Человек азартный, но при этом плохо разбирающийся в людях, он охотно играет и в карты, и с человеческими судьбами, даже не анализируя возможных последствий. Теряется он и тогда, когда эти самые последствия возникают несмотря на то, что его, любимца дам, предупреждает об этом тайная воздыхательница, баронесса.
  • Баронесса Штраль. Интриганка, спровоцировавшая конфликт, закончившийся трагедией. Фигура неоднозначная: то проявляющая страдания и муки угрызений совести, то генерирующая подлость, нарочито выставляя невинную Нину в самом непригодном свете для того, чтобы не запятнать свое имя и не предстать перед светом в непригодном виде. В конце баронесса кается в очернении жены Арбенина, но почему-то не находит правильных слов для того, чтобы донести истину до ее потерявшего от ревности рассудок мужа. Вместо этого она тайно проникает в дом горячо любимого Звездича, чтобы предупредить его о возможной расправе.
  • Шприх. Светский лицемер немецкого происхождения, который ради личных интересов и выгоды готов на всякое. Недаром автор делает упор на такие его внешние характеристики, как «стеклярусные» глаза и злобная улыбка. Вместе с тем в отдельных эпизодах он предстает в качестве очень активного, дружелюбного и общительного человека, хотя все перечисленные качества не вызывают у главного героя особого доверия.

Краткое содержание Маскарад Лермонтова за 2 минуты пересказ сюжета

В поэме есть еще два второстепенных персонажа, которые на самом деле играют одну из ключевых ролей. Речь идет о некоем князе Казарине, являющемся связующим звеном для всех героев поэмы, и странном неизвестном, появляющемся в конце произведения.

И если важность первой фигуры состоит в том, что с его косвенным участием свет узнает об условном адюльтере Нины со Звездичем, которого не было, то вторую можно смело сравнить с олицетворением возмездия Арбенину за грехи прошлых лет в физической оболочке.

Сюжетная линия

В соответствии со школьной программой ученикам может быть задан пересказ текста или составление сочинения с цитатами на тему рассматриваемого произведения, однако в силу большой загруженности не всегда получается успеть прочитать его целиком.

Безусловно, для усвоения материала необходимо изучать «Маскарад» в оригинале, оценив по достоинству авторскую иронию и слог и по максимуму погрузившись в ту эпоху, но в крайнем случае можно воспользоваться читательским дневником-онлайн с адаптированным содержанием.

Поэму «Маскарад», как и любое другое произведение, можно условно разбить на три основные части:

Краткое содержание Маскарад Лермонтова за 2 минуты пересказ сюжета Краткое содержание Маскарад Лермонтова за 2 минуты пересказ сюжета

  1. Завязка сюжета. Волею судьбы опытный игрок Арбенин, офицер Звездич и Штрих оказываются за одним игорным столом. Звездич позорно проигрывает партию, тем самым выдавая свою неумелость, но Арбенин из жалости отыгрывается за него, спасая тем самым от долговой ямы. Дабы окончательно смягчить ситуацию, главный герой предлагает всем посетить бал-маскарад, проводимый в одном известном доме, даже не подозревая о том, что там же будет присутствовать его жена Нина. На балу некая дама в маске в знак собственной симпатии дарит Звездичу дорогой браслет, который перед этим случайно обронила Нина. Чуть позже в доме у баронессы, которая и закрутила всю эту интригу, сошлись Нина и Звездич. Последний был уверен в том, что именно она подарила ему украшение, хотя Арбенина дает ему отпор. Звездич хвастается Арбенину браслетом, который узнает его и, обнаруживая дома пропажу, теряет голову от ревности и устраивает большой скандал.
  2. Кульминация. Баронесса, увидевшая суть Звездича, решила не открывать себя, спасая свою репутацию за счет оговоренной Нины. Именно она пускает слух о ее измене со Звездичем, информируя об этом Шприха. Сплетни начинают распространяться в свете и доходят до Арбенина, который все это время бездействовал и невыносимо страдал, сомневаясь в вине и в добродетели своей обожаемой супруги. Обезумевший от ярости, он врывается в дом спящего князя и порывается убить его, но так и не совершает его, струсив в последний момент. Тогда он решает наказать Звездича другим способом, садясь с ним за один игорный стол, обвиняя в шулерстве и не принимая предложения о дуэли. Звездич разбит, имя его опорочено. Следом Арбенин решает поквитаться со своей женой, подсыпая ей яд в мороженое. Молодая супруга горит и чахнет на глазах, на что Арбенин отвечает с явной издевкой и насмешками. Нина умирает.
  3. Развязка. Появляется тот самый неизвестный, который обличает убийство Нины и приводит Арбенину все факты, доказывающие ее невиновность. Этот некто обижен на убийцу, так как в свое время он разорил его в карточной партии. В эту мрачную игру мгновенно включается Звездич, преследующий одну цель — вернуть утраченную честь и вновь стать вхожим в высший свет. Арбенин с ужасом понимает, что натворил и бросается к гробу своей обожаемой жены, впадая в настоящее безумство.

В итоге и Звездич, и неизвестный добиваются своего, тогда как жизнь Арбениных является погубленной.

Примечательно, что во всех этих страстях и страданиях каждый печется о себе, совсем не думая о несчастной Нине, которая трагически погибла во цвете лет.

А ведь именно самолюбие и страх перед осуждением общества, повлекшие за собой целую вереницу неблагоприятных событий, и стали истинной причиной ее смерти.

Основная идея и анализ

Ознакомившись с основными действиями и главами, необходимо провести краткий анализ «Маскарада» Лермонтова, как вывод о прочитанном.

Безусловно, основной идеей жанра является обличение порочности того общества, которое считало себя высшим, ведь оно было напрочь лишено таких основополагающих человеческих качеств, как сострадание, благородство и взаимопомощь.

В поэме четко проглядывается, что, вне зависимости от собственного статуса, каждый готов топить другого, чтобы обелиться самому.

Что касается Арбенина, который является главной фигурой произведения, то его главный порок заключался в том, что он требовал добродетели от других, будучи ужасным грешником по натуре.

Его любовь к Нине — не что иное, как самолюбие, уязвленное вследствие появления слухов об измене.

Давление общества заставляет идти бывшего картежника на самое страшное — убийство жены, которое вдруг показалось ему самым лучшим выходом из сложившейся ситуации.

Неизвестный, как кара, сошедшая с небес для Арбенина за все его прошлые грехи, также мало печется о Нине, явно радуясь такому развитию событий.

Причина такого поведения аналогичная — уязвленное самолюбие и жажда отмщения.

Именно поэтому в обличительной речи и укорах неизвестного так мало искреннего сострадания молодой погубленной жизни. Но счастлив ли он после совершенного возмездия? Вряд ли…

Пожалуй, единственным счастливцем в этой ситуации оказался Звездич, который был слишком недалеким для того, чтобы осознать весь трагизм произошедшего. Он хотел оправдать свое имя и ему удалось это сделать, благодаря обличению неизвестного, а все остальное для него второстепенно. Вот таким было высшее общество тех лет, и сегодня тоже вряд ли что-то изменилось.

Источник: https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/maskarad-lermontova.html

Лермонтов «Маскарад» – краткое содержание по действиям — Русская историческая библиотека

На нашем сайте вы также можете прочитать статьи Лермонтов «Маскарад» – история создания, Лермонтов «Маскарад» – анализ, Характеристика Арбенина в «Маскараде» Лермонтова

Выход 1. Четыре игрока-шулера обыгрывают в карты на крупную сумму князя Звездича. Князь в отчаянии. Вьющийся тут же мутный делец Шприх, человек неизвестной нации, скорее всего, еврей, спешит к Звездичу с предложением денег взаймы «под вздорные проценты».

Выход 2. За игрой следит старый картёжник Казарин. К нему подходит его близкий знакомый, знаменитый в прошлом шулер Евгений Арбенин, который теперь бросил карты, женился на молодой красавице и стал жить как честный человек, распрощавшись со старым.

Арбенину знаком и Звездич. Евгений подходит к нему и узнаёт, что князь проигрался дотла. Звездич рвётся отыгрываться, но Арбенин останавливает его, намекнув, что дело тут не в отсутствии счастья, а в шулерстве. Он сам садится за карточный стол вместо князя. Другие игроки сразу притихают, почуяв нутром большого мастера. Арбенин обыгрывает всех – и отдаёт князю весь огромный куш.

Обрадованный Звездич горячо благодарит его. Арбенин отклоняет эту признательность, говоря, что сел за карты не для благодеяний, а чтобы опять, как прежде, «привести кровь в волнение». Евгений напоминает князю, что сегодня дают маскарад, и предлагает съездить туда.

Лермонтов. Маскарад. Художественный фильм 1941

Выход 3. Проигравшиеся шулера изумлены искусством Арбенина. Шприх решает любым способом свести знакомство с таким полезным человеком и едет вслед за Евгением на маскарад.

Сцена 2

Выход 1. Приехав на маскарад, Арбенин советует князю Звездичу поискать здесь любовных приключений: женщины, чьи лица скрыты под масками, легче идут на них.

Выход 2. Евгений отходит, а к Звездичу подходит женщина в маске и обещает романтическое знакомство, которого он никогда не забудет. Звездич завязывает с этой дамой фривольный, насмешливый разговор и уводит её под руку.

Выход 3. Арбенин тащит под руку мужчину в маске, который наговорил ему дерзостей. Он собирается разделаться с ним, но неизвестный вырывается и исчезает в толпе, успев крикнуть, что в эту ночь Евгения ждёт несчастье.

Выход 4. К Арбенину подходит Шприх, пытаясь вступить в дружескую беседу. Арбенин в ответ с презрением спрашивает, не ездит ли к жене Шриха один известный усач – и удаляется. Раздражённый Шприх вполголоса желает вслед Арбенину, чтобы он сам заимел рога.

Во время их разговора с канапе неподалёку встают и уходят две женские маски. С руки одной из дам при этом падает браслет. Она не замечает этого.

Выход 5. Маска, говорившая ранее с князем, прибегает и взволнованно бросается на то же канапе. В возбуждённом монологе она рассказывает, что страстно просила у Звездича любви, не желая, однако, чтобы он узнал её имя. Но капризный князь потребовал у неё какой-нибудь предмет на память. Заметив лежащий рядом браслет, маска решает отдать Звездичу эту чужую вещь.

Выход 6. К маске на канапе подходит Звездич и вновь со смехом просит, чтобы она дала ему что-нибудь как воспоминание. Маска отдаёт найденный браслет – и скрывается в толпе.

Выход 7. К Звездичу подходит Арбенин. Князь рассказывает ему о своей неожиданной любовной удаче и показывает оставленный дамой браслет. Евгению он кажется знакомым: точно такой же есть у его жены, Нины.

Сцена 3

Выход 1. Арбенин приезжает к себе в сомнениях. Нины ещё нет дома, хотя уже второй час ночи.

Выход 2. Арбенин вспоминает любовные интриги своей молодости, опасаясь: «Я теперь едва ли // не осужден нести печали // за все грехи минувших дней. // Бывало, так меня чужие жены ждали, // теперь я жду жены своей». Он старается успокоить себя тем, что Нина всегда была чиста, как агнец Божий.

Читайте также:  Краткое содержание гофман королевская невеста за 2 минуты пересказ сюжета

Выход 3. Приезжает Нина. Арбенин спрашивает, где она так задержалась. Почувствовав подозрительность в тоне мужа, Нина старается ласково успокоить его. Она говорит, что по любому слову Евгения готова бросить свет, балы и навсегда уехать в деревню.

Арбенин с большим чувством говорит о своей любви к Нине, которая исцелила его от прежнего холодного презрения к людям. Евгений начинает целовать руки жены – и вдруг видит, что на одной из них недостаёт того самого браслета.

Нина говорит, что наверное потеряла его, и удивляется, почему муж так озабочен пропажей безделушки.

Выход 4. Слуга, посланный Арбениным, искать браслет в карете Нины, не находит его. Выясняется, что Нина приехала с маскарада.

Выход 5. Евгений обращается к Нине с ревнивыми словами. Всё больше распаляясь, Арбенин говорит, что нинина любовь – всё для его кипучей души, и если она была притворством, то он без сожаления «разорвёт обе их жизни». Нину ужасает яростный и страшный вид Евгения. Она убеждает его в своей невиновности и уходит, плача.

Лермонтов «Маскарад», действие 2 – краткое содержание

Сцена 1

Выход 1. Баронесса Штраль, сидя у себя дома, размышляет о жестокости света, который готов сурово судить всякое сердечное увлечение женщины. Из слов баронессы становится ясным, что именно она пыталась увлечь на маскараде князя Звездича.

Выход 2. К баронессе приезжает Нина Арбенина с измученным и грустным видом.

Выход 3. Приезжает и князь Звездич, со смехом рассказывая, что был вчера на маскараде и, кажется, узнал под масками некоторых знакомых дам. Баронесса, едва скрывая тревогу, стыдит князя за легкомыслие.

Выход 4. Баронесса на время выходит. Оставшись наедине со Звездичем, Нина рассказывает ему, что потеряла один из двух своих одинаковых браслетов.

Звездич видит, что второй, не потерянный, в точности такой же, как тот, что подарила ему неизвестная на маскараде. Князь заключает отсюда, что этой неизвестной была Нина и пытается игриво флиртовать с ней.

Нина с возмущением требует от князя не забываться и спешит уехать.

Выход 5. Возвращается баронесса Штраль. Раздосадованный Звездич показывает ей подаренный ему на маскараде браслет, рассказывая, как только что видел второй такой же у Нины. Баронесса советует ему побольше дорожить честью дам. Князь уезжает.

Выход 6. Оставшись одна, баронесса опасается, как бы легкомысленный Звездич не догадался, кем на самом деле была дарительница браслета, и не растрезвонил об этом всему обществу. Штраль решает спасать себя даже за счёт Нины.

Выход 7. К баронессе приезжает Шприх. Она сообщает ему, что в свете якобы уже идут слухи о любовной истории между Звездичем и Ниной Арбениной.

Выход 8. Обиженный на Арбенина Шприх радуется его позору и решает разнести известие об этом по всем знакомым.

Сцена 2

Выход 1. Арбенин дома в одиночестве терзается мыслью о возможной измене жены. Слуга неожиданно сообщает ему, что некий посыльный принёс Нине записку.

Краткое содержание Маскарад Лермонтова за 2 минуты пересказ сюжета

Арбенин. Иллюстрация к драме Лермонтова «Маскарад» художника Н. Кузьмина

Выход 2. К Арбенину приезжает Казарин, чьи денежные дела в последнее время совсем плохи. Чтобы поправить их, Казарин ищет способа вновь втянуть Евгения в давно брошенное им шулерское картёжничество.

Выход 3. В передней у Арбенина Казарин встречает Шприха – именно он и привёз записку Нине. Выясняется, что от баронессы Штраль Шприх сразу поехал к князю Звездичу и советовал ему не оставлять домогательств к жене Евгения. Князь тут же написал Нине любовную записку, которую Шприх и доставил в дом Арбениных.

Выход 4. Арбенин входит в комнату, читая отданную ему слугой записку Звездича. В волнении, он даже не замечает Казарина и Шприха. Евгений горько возмущается неблагодарностью князя, которому недавно так помог, и «коварством» Нины. Шприх спешит незаметно уйти.

Выход 5. Увидев Казарина, Арбенин сетует ему на людское предательство.

Казарин в ответ говорит, что надо просто понять тщету пустых ожиданий добра от других – и так самому освободиться от надуманного долга делать им хорошее.

Казарин напоминает Евгению их былую жизнь среди кутежа, обмана и риска, которая так нравилась им обоим. К большой радости Казарина Арбенин яростно восклицает, что отныне «порвёт союз с добродетелью».

Сцена 3

Выход 1. Готовя месть Звездичу, Арбенин приезжает к нему. Князь спит.

Выход 2. Арбенин растворяет дверь в комнату Звездича. На миг в нём загорается желание убить князя прямо сейчас, спящим. Но он преодолевает этот порыв, затворяет дверь, пишет Звездичу записку с приглашением на карточную игру сегодня и выходит.

Выход 3. В дверях Евгений неожиданно сталкивается с баронессой Штраль. Он с издёвкой спрашивает, чем так привлекает женщин Звездич, что она сам пришла к нему. Баронесса понимает, что Евгений собирается жестоко мстить, и страстно пытается объяснить ему: Нина ни в чём не виновна. Разгневанный Арбенин не желает её слушать и уходит.

Выход 4. Баронесса идёт к князю.

Выход 5. Проснувшийся Звездич очень удивляется, видя её перед собой. Баронесса говорит: в свете уже идут слухи о дерзком письме князя жене Арбенина. Она предупреждает, что Евгений очень опасен, признаётся Звездичу, что браслет на маскараде дала ему не Нина, а она – и уходит.

Выход 6. Звездич читает принесённую слугой записку Арбенина. Увидев в ней любезное приглашение на ужин к общему знакомому, князь решает, что Евгения пока нечего опасаться.

Сцена 4

Выход 1. Арбенин и Казарин ждут Звездича. Казарин с нетерпением предвкушает, как Евгений сейчас «ощиплет» князя в карты.

Выход 2. Входит Звездич. Арбенин приглашает его к карточному столу. За игрой Евгений под видом «анекдота» рассказывает князю историю о том, как один человек оказал важную услугу приятелю, а тот «в благодарность» соблазнил его жену.

Окончив рассказ, Арбенин вдруг обвиняет Звездича в шулерской подмене карты и бросает колоду ему в лицо. Ошеломлённый князь не знает, что делать. Заметавшись, он сначала грозит убить Евгения, но его решимость к этому быстро остывает.

Понимая, что, не ответив достойно на оскорбление, он теперь опозорен навсегда, Звездич падает и закрывает руками лицо. Евгений зло высмеивает его и уходит.

Лермонтов «Маскарад», действие 3 – краткое содержание

Сцена 1

Выход 1. Светский бал. Гости передают друг другу слухи, что баронесса Штраль вдруг почему-то уехала в деревню, а князь Звездич был жестоко опозорен Арбениным. Входит князь. Все сторонятся его, как обесчещенного. Звездич подходит к Нине Арбениной, украдкой возвращает её браслет и советует ей остерегаться беспощадного мужа. Евгений издали наблюдает за этой сценой.

Выход 2. Все гости выходят в зал. Оставшись один в комнате, Арбенин ходит по ней в бешенстве от того, что слух об измене Нины уже всем известен. Евгений решает убить жену.

Однажды, лет десять назад, проигравшись по молодости в карты, он хотел отравиться, купил яд, но в тот же вечер отыгрался.

Отрава тогда не понадобилась, однако Арбенин не стал выбрасывать её и всегда держал при себе.

Выход 3. Гости бала просят Нину спеть. Она садится за пианино и исполняет грустный романс о несчастной любви.

Выход 4. Подходит Арбенин. Нина в волнении прекращает петь и отходит с мужем в сторону. В глубине комнаты при этом показывается какой-то неизвестный, следя за ними.

Нина говорит, что ей жарко, и просит Евгения принести мороженое. Вздрогнув, тот идёт за мороженым и незаметно всыпает в него яд. Нина в задумчивости и тоске съедает мороженое. Неизвестный видит всю эту сцену и понимает, что Арбенин отравил жену, но ничему не препятствует.

Сцена 2

Выход 1. Печальная и бледная Нина раздевается ко сну. К ней входит Евгений.

Краткое содержание Маскарад Лермонтова за 2 минуты пересказ сюжета

Арбенин и Нина. Иллюстрация к лермонтовской драме «Маскарад» художника Н. Кузьмина

Выход 2. Нина упрекает мужа за то, что он стал груб с ней. Почувствовав вдруг жжение в груди, она просит позвать врача. Однако Евгений не спешит слать за доктором. Он начинает обвинять жену в измене.

Нина уверяет: её оклеветали. Арбенин говорит, что её слова – ложь, и признаётся: он дал ей на балу яд, от которого она сейчас умрёт. Нина мучится всё сильнее. В страданиях она проклинает Евгения, вновь клянётся, что невинна – и умирает.

Арбенин отказывается верить ей.

Лермонтов «Маскарад», действие 4 – краткое содержание

Сцена 1

Выход 1. Перед похоронами Нины Арбенин в бессилии сидит дома. Его уже терзают сомнения в виновности жены, но он гонит их от себя.

Выход 2. Приехавший пособолезновать Казарин, видя Евгения очень расстроенным, считает, что он лишь нацепил на себя притворную личину.

Выход 3. С телом Нины приходят проститься две родственницы – дама с племянницей. Даму больше всего заботят предстоящие расходы на траурное платье.

Выход 4. Из комнаты покойницы выходят доктор и старик. Доктор рассказывает, что приехал не вовремя: больная уже скончалась.

Выход 5. Доктор подходит к Арбенину и уговаривает его не слишком убиваться. Евгений, как будто очнувшись, бессвязно кается в том, что «осквернил божественное создание», хотя виной тому не он сам, а один неблагодарный человек. Доктор решает, что Арбенин сходит с ума.

Выход 6. После отъезда всех прочих в дом Арбенина входят князь Звездич и тот неизвестный, что был на балу.

Выход 7. Неизвестный, не открывая князю своего имени, убеждает его: Евгений сам отравил свою жену. Он предлагает сейчас же бросить это обвинение Арбенину в лицо.

Выход 8. Входит Арбенин со свечой. Не замечая неизвестного и князя, он разговаривает сам с собой. Евгений убеждает себя, что его суд над Ниной был справедлив, и никто не осмелится разуверить его в этом. Со словами: «Осмелюсь я!» – к нему подходит неизвестный.

Евгений вначале не узнаёт его. Неизвестный напоминает: семь лет назад мы были с тобой друзьями. Я был молод и неопытен, но «в твоей груди уж крылся этот холод, // То адское презренье ко всему, // Которым ты гордился всюду!» Раз ты увлёк меня играть, и я спустил в карты всё, что имел. Я плакал и молил, но в тебе это возбудило лишь смех. И вот ныне это злое семя произвело достойный плод!

Арбенин с волнением говорит, что узнал его. Неизвестный рассказывает дальше: преисполнившись жаждой мести, я всюду тайно следовал за тобой, мешаясь с толпой. Я узнавал про тебя всё – и видел, как ты убил Нину!

Подходит князь Звездич. Он вызывает Арбенина на дуэль за прошлое оскорбление – и рассказывает всю историю с браслетом, ещё и отдавая Евгению письмо баронессы Штраль с её подтверждением. Прочитав письмо, Арбенин в отчаянии пытается броситься на «своих палачей» – неизвестного и князя, но в бессилии падает на кресла, а потом встаёт с них и хохочет, как безумный.

Арбенин становится на колени перед Звездичем и неизвестным, моля, чтобы они подтвердили ему виновность Нины, иначе его душа разорвётся. Он обвиняет неизвестного, который видел, как он сыпал яд в мороженое, и не вмешался. Подбежав к гробу Нины, Евгений оседает рядом с ним на пол и застывает полулёжа с обезумевшими, неподвижными глазами…

…Неизвестный радуется, что свершилась его месть («и этот гордый ум сегодня изнемог!»). Звездич раздосадован: с сумасшедшим ему нельзя будет стреляться.

© Автор краткого содержания – Русская историческая библиотека

Источник: http://rushist.com/index.php/literary-articles/3862-lermontov-maskarad-kratkoe-soderzhanie-po-dejstviyam

Лермонтов. «Маскарад»: краткое содержание

Краткое содержание Маскарад Лермонтова за 2 минуты пересказ сюжета

Действие первое

Действие начинается в игорном доме. За столом несколько игроков. Играет молодой князь Звездич. Он ставит на банк все деньги и проигрывает. В полном отчаянии поднимается из-за стола. Тут же к нему подходит процентщик Шприх и предлагает деньги в долг. Князь отказывается.

В зал входит Арбенин. Он встречается с Казариным. В разговоре с ним признается, что женился и счастлив в любви. Казарин обращает внимание на еврея Шприха, спрашивает о нем. Казарин представляет Шприха, как человека полезного и нужного. Казарин представляет Арбенину еще нескольких гостей, создавая живописные, меткие портреты.

Игроки отзывают Казарина, и тот уходит к игорному столу. Арбенин замечает князя Звездича. В разговоре тот признается, что крупно проигрался, и Арбенин вызывается помочь молодому князю, садится вместо него за игорный стол. Появление Арбенина, известного игрока вызывает волнение среди наблюдателей. Игроки тоже встревожены. Арбенин отыгрывает деньги и возвращает их князю.

Мужчины принимают решение ехать к Энгельгардту на маскарад. На маскараде к князю Звездичу подошла маска в домино и начала интриговать. Маска сообщила ему, что кто-то к нему не равнодушен, но князь не должен пытаться разгадать эту тайну.

В это время Арбенин подшутил над Шприхом просто так, беззлобно, а тот в душе поклялся отплатить Арбенину. На канапе сидели две маски, и одна, поднимаясь, случайно обронила браслет. Это была Нина Арбенина. Этот браслет подобрала баронесса Штраль.

Это она несколько минут назад интриговала с князем. Баронесса подобрала браслет Нины и решила подарить его князю, сделав вид, что обронила его случайно. Пока князь поднимал браслет, баронесса смешалась с толпой.

В этот момент к князю подошел Арбенин, и увидел в его руках браслет своей жены. Князь рассказал, что ему преподнесла браслет неведомая маска в знак любви.

Арбенин возвращается домой и обнаруживает, что жены нет дома. Вскоре она возвращается. Он сначала выражает ей недовольство, потом признается в любви к ней. Целуя ее запястья, обнаруживает, что одного браслета нет. Нина объясняет, что браслет где-то потеряла, но Арбенин не верит ей, устраивает скандал.

Действие второе

Второе действие начинается в доме баронессы Штраль. Баронесса сидит с книгой в гостиной. К ней входят сначала Нина, затем князь Звездич. Они говорят о маскараде. Приходит чиновник и баронесса занимается с ним. Князь и Нина остаются одни.

Князь говорит Нине, что встретил ее в одном из магазинов, а та призналась, что подбирала пару к потерянному браслету. Она показывает князю второй браслет и тот узнает браслет, подаренный ему маской. Он полагает, что Нина и есть таинственная дама, которая намекала ему на свои чувства. Дает понять Нине, что узнал ее.

Нина, не понимая, о чем говорит князь, отвечает возмущением. Гости покинули баронессу, и вместо них появляется Шприх.

Зная сплетника Шприха, баронесса забросила очередную сплетню словами «Про князя Звездича с Арбениной не слышал?». Шприх, конечно же, ничего не слышал, и, не понимая, как он мог пропустить подобную жареную новость, врет, что что-то об этом говорили, а что, он не помнит.

Действие перемещается в дом Арбениных. Нине приносят записку от какой-то «княгини». И в этот же момент приехал Казарин. Он мечтает втянуть в игру Арбенина, и ради этого он даже готов разрушить семейное счастье приятеля.

Читайте также:  Краткое содержание бодливая корова ушинского за 2 минуты пересказ сюжета

Сюда же с визитом заявился Шприх. Пока они разговаривали, в кабинет вошел Арбенин с письмом, которое он забрал от слуги. Это было письмо от князя Звездича. Арбенин возмущен поступком князя. Ведь он фактически спас его от нищеты и позора, отыграв деньги. А тот посмел покуситься на честь его жены и его самого.

Шприх, видя письмо князя в руках Арбенина, тихонько уходит. Казарин остается с Арбениным убеждает его вернуться к прежней жизни, к игре. Но у Арбенина свои мысли. Казарин, уверенный в том, что сумел убедить приятеля, уходит, Арбенин отправляется к князю. В это время князь спит. Арбенин был готов убить князя спящим, но рука не поднялась на беззащитного, спящего человека.

Арбенин уходит от князя, и на лестнице сталкивается с баронессой, прикрывшейся вуалью. Он убежден, что это Нина, требует, чтобы дама показала ему свое лицо. Баронесса приподнимает вуаль, и Арбенин понимает, что ошибся.

Здесь баронесса пытается объяснить Арбенину, что произошла ошибка, и Нина не виновата. Она волнуется, говорит сбивчиво, но Арбенин не слушает баронессу, обвиняет ее в сводничестве и уходит.

Тогда баронесса проходит к проснувшемуся князю и рассказывает ему о произошедшем недоразумении.

Князь понимает, что виноват перед Арбениным и готов был к тому, что тот вызовет его на дуэль. Но в эту минуту ему принесли записку от Арбенина, в которой тот приглашал его на ужин у некоего N.

Князь принял приглашение. Вечером он приехал к N, где ему предложили сыграть. Во время игры Арбенин обвинил князи в жульничестве и дал пощечину.

Действие третье

Третье действие начинается на балу. Гости по своему обыкновению сплетничают. Одни сообщают, что баронесса Штраль уехала в деревню, другие рассказывают о том, что князь получил пощечину, но не вызвал на дуэль обидчика. Когда князь приехал, гости делали вид, что не замечают его.

Князь заметил Нину, подошел к ней и вернул ей браслет. Арбенин видел все издалека, но не мог слышать, о чем говорила его жена с князем. Князь признался Нине, что принял решение уехать на Кавказ.

Арбенин решил умертвить жену. При нем всегда был пузырек с ядом, как напоминание о том моменте, когда он хотел расстаться со своей жизнью.

Когда слуги подали мороженое, Арбенин принес блюдце с угощением жене, и всыпал в него яд. Нина съела мороженое. А Арбенин разбил блюдце, чтобы случайно никто не смог отравиться. Нине постепенно становилось хуже, и она попросила отвезти ее домой.

Дома Нина просит мужа вызвать врача, но Арбенин отказывается. Он рассказывает ей, что всыпал ей яд, и она умрет, потому что изменила ему. Нина говорит ему, что ни в чем не виновата перед ним. Ее спокойствие, умиротворенность вселяют в Арбенина сомнение. Нина умирает.

Действие четвертое

Последнее действие посвящено подготовке к похоронам. Приходят родственники, чтобы выразить свои соболезнования Арбенину. Казарин не верит в искренность печали, думает, что тот играет некую роль.

К Арбенину пришли князь Звездич и некий Неизвестный, кто был давно знаком с Евгением Александровичем. Когда-то Арбенин втянул молодого человека в игру, тот проигрался, а Арбенин отказался простить молодому человеку долг и посмеялся над ним.

Князь рассказал Арбенину об ошибке с браслетом, признался в том, что сам ошибался, и когда пришел к Нине, то был отвергнут ею. Князь подтвердил, что Нина ни в чем не виновна, произошло недоразумение. Услышав эти слова, Арбенин сошел с ума.

Князь хотел вызвать Арбенина на дуэль, но состояние Арбенина сделало это невозможным. Неизвестный был удовлетворен, но князь так и не смог смыть свое бесчестие.

Источник: https://LermontovM.ru/pesy/maskarad/lermontov-maskarad-kratkoe-soderzhanie

Лермонтов Маскарад – краткое содержание по главам: о чем написана пьеса и кто герои драмы

Пьеса «Маскарад» – самое известное драматургическое произведение классика русской и мировой литературы поэта М. Ю. Лермонтова. Оно повествует о нравах высшего петербургского общества первой трети позапрошлого века. Несколько раз Лермонтов переписывал «Маскарад», краткое содержание которого изложено ниже, но при жизни поэта драма так и не была поставлена.

План и действующие лица

Краткое содержание Маскарад Лермонтова за 2 минуты пересказ сюжета

  • Драма «Маскарад», впервые увидевшая свет на сцене Александринского театра в Санкт-Петербурге в 1864 году, состоит из четырех действий, каждое из которых содержит от одной до четырех сцен с несколькими выходами.
  • На сцене спектакль длится около двух часов, но краткое содержание по главам, а точнее, по действиям, можно уложить в три страницы.
  • Список персонажей произведения достаточно велик. На сцене действуют:
  1. Евгений Арбенин, человек средних лет, светский лев, бывший некогда завсегдатаем столичных игорных домов, карточным игроком и шулером, обыграть которого не удавалось никому,
  2. Нина, его молодая жена, после женитьбы на которой Евгений оставил свое пристрастие,
  3. Князь Звездич, приятель Арбенина, завзятый игрок, но далеко не столь удачливый, как Евгений.
  4. Баронесса Штраль, вдова, тайно влюбленная в Звездича.
  5. Афанасий Павлович Казарин – еще один приятель Арбенина, также завзятый игрок и шулер.
  6. Шприх Адам Петрович – темная личность неясной национальности, вращающаяся в среде игроков и предлагающая деньги в долг тем из них, кто крупно проигрывает.
  7. Неизвестный в маске.

Это интересно! Все самые известные произведения Михаила Лермонтова: список

Также в число персонажей входят игроки, слуги и служанки.

 Среди исследователей творчества классика существует мнение, что главная причина придирчивости цензоров, столь долго препятствовавших дебюту драмы, была в том, что за основу сюжета пьесы «Маскарад» Лермонтов взял трагический случай, в действительности произошедший некогда в Петербурге. Краткий пересказ драмы дает общее представление о содержании, но, как и любое драматургическое произведение, «Маскарад» лучше не читать онлайн, а смотреть в театре.

Возьмите на заметку! В 1941 году пьеса была экранизирована – на основе драмы снят одноименный художественный фильм.

Музыку к экранизации произведения написал известный советский композитор Арам Хачатурян.

Источник: https://tvercult.ru/literatura/mihail-lermontov-pesa-maskarad-kratkoe-soderzhanie

Михаил Лермонтов

Содержание:

  • 1 Читательский дневник по пьесе «Маскарад» Лермонтова
  • 2 Отзыв

Действие первое. За столом собрались картежники. Князь Звездич в проигрыше, расплатиться ему нечем. Однако он отказывается взять в долг у Адама Петровича Шприха, дельца и хвата. В доме появляется Евгений Александрович Арбенин.

Давно он не навещал своих приятелей. Тому причина – женитьба на прекрасной Нине (она же – Настасья Павловна). Его приветствует старый знакомец Афанасий Павлович Казарин. Арбенин говорит князю, что люди за игорным столом теряют не только состояние, но и честь, и совесть.

Арбенин садится за стол вместо неопытного Звездича. Казарин уверен, что «натуру не победить» и Арбенин соскучился по игре. Князь получает свои деньги, его честь и жизнь спасены. Арбенин зовет его развеяться на маскараде у Энгельгардта.

Шприх решает набиться Арбенину в приятели и вытянуть из него деньжат.

На маскараде князя останавливает женщина под маской. Она не кокетничает, а утверждает, что очень хорошо его знает – злого, слабого человека. Знает, но ничего не может поделать со своими чувствами. Маска будоражит любопытство князя.

Странный разговор состоялся и у Арбенина, но только с мужчиной под маской. Тот угрожал ему бедой. Случилось и еще одно маленькое происшествие: одна из женских масок обронила браслет, вырываясь из рук настойчивого кавалера. Наконец, среди гостей появляется проныра Шприх.

Арбенин его сторонится и даже зло шутит – с намеком, что Шприху изменяет жена. Князь Звездич преследует свою загадочную незнакомку. Он требует хоть что-нибудь на память, как залог любви. Ему и достается чужой браслет.

Женщина приметила его и подобрала чуть раньше: найти ее по чужому браслету будет невозможно. Князь делится этой историей с Арбениным. Тот вертит украшение в руках – и оно кажется ему знакомым. Впрочем, уже поздно, он спешит домой, к жене. А вот она подзадержалась.

Арбенин улыбается, что стал таким домоседом. А ведь когда-то был разочарован в любви. Женился почти нехотя, от скуки. И «мертвая его душа» неожиданно воскресла. Жена оказалась подарком судьбы, спасением, опорой.

Межу тем, Нина уже глубокой ночью возвращается домой. Она в шутку спрашивает – не ревнует ли он. Арбенин шутить не настроен. Он почти исповедуется ей: сам не знает, как их свела судьба, и разными путями шли друг к другу, она чиста, добра, а он – не очень. Но сейчас они вместе – и «он счастлив». Нина верит ему, но называет «странным человеком».

И тут счастливый муж видит, что с руки жены пропал один из ее любимых браслетов. Выясняется, что Нина тоже была в том самом «маскераде». Арбенин выходит из себя. Он в бешенстве признает, что растерял все свои иллюзии в жизни, и, в общем, мало чего добился. Однако удара в спину от жены не перенесет. Нина оскорблена подозрением. Ей скрывать нечего: мужа она любит и прощает эту злую выходку.

Арбенин грозит ей местью. Доверие между ними разрушено.

Действие второе. В гости к баронессе-вдове Штраль (а именно она и была той маской, что интриговала князя) одновременно заглядывают Нина и князь. Нина вскользь сообщает Звездичу, что ездила за браслетом – взамен утерянному. Князь ликует: он узнал свою маску. Нина запрещает ему дерзить и уходит. Князь делится своей догадкой с баронессой.

Она рада, что ее не разоблачили. Уже состряпано письмо к Нине от князя – Шприх как бы невзначай передает его Арбенину. Тот потрясен коварством князя. Вмешивается в эту историю и Казарин, у него свой интерес. Он хочет вновь склонить Арбенина к игре. Казарин ядовито отзывается о женщинах. Арбенин рвется к князю – его не пускает слуга.

В дверях он сталкивается с дамой – к его облегчению, это не Нина, а баронесса Штраль. Она видит, что дело зашло слишком далеко – и готова во всем признаться. Арбенин не хочет ее слушать. Тогда Штраль признается перед князем. Тот уверяет, что именно Шприх утвердил его в догадках, что под маской была Нина. Вскоре герои встречаются все за той же за игрой в карты.

Взбешенный Арбенин без причин называет князя шулером и швыряет ему карты в лицо. Действие третье. Герои сходятся на балу. Князь возвращает Нине ее злополучный браслет, говорит, что скоро уезжает на Кавказ. Их видит Арбенин. Много лет он хранил яд для себя – теперь решил отравить порошком жену. Нину уговорили спеть.

Увидев грозного мужа, она смущенно просит принести ей мороженого. Тот соглашается – и по пути всыпает яд. На балу появляется некто Неизвестный. Он знает все, но не мешает совершиться трагедии. Арбенины едут домой. Нине все хуже, она просит послать за доктором. Муж отказывает ей в этом и желчно смеется над умирающей.

Она лепечет про браслет и князя, взывает к Богу – он не верит. Наконец, он говорит ей про отраву. Нина умирает со словами, что ни в чем не виновата.

Действие четвертое. Родня и знакомые прощаются с покойницей. Арбенин явно не в себе, его мучают сомнения. В дом приходят еще два посетителя – тот самый Неизвестный, заклятый враг Арбенина (Арбенин когда-то разорил его игрою в карты), и князь Звездич.

Неизвестный обвиняет Арбенина в убийстве Нины, а Звездич требует еще и дуэли. Уничтоженный, Арбенин рыдает и молит пощадить его. Затем бросается к дорогому гробу – разум его мутится. Над безумцем стоят два его врага.

Князю совестно, что он стал участником этой жестокой драмы.

Читательский дневник по пьесе «Маскарад» Лермонтова

Сюжет. Евгений Александрович Арбенин, остепенившийся после женитьбы на милой Нине, вдруг навещает старых приятелей-картежников. Там он выручает проигравшегося князя Звездича: садится играть за него. Затем оба едут на маскарад. Звездич увлечен женской маской (под ней – баронесса Штраль), получает от нее браслет. Но он принадлежит не ей, а Нине. Та обронила украшение.

Князь показывает подарок дамы Арбенину. Самого же Арбенина пугает мужская маска: скоро произойдет трагедия. Дома Арбенин узнает, что в маскараде была и Нина. Более того, одного браслета на ее руке нет. Его гордый тяжелый характер дает о себе знать. Он обвиняет жену в измене. В интригах против него участвуют его приятель-картежник Казарин и делец Шприх.

Баронесса опомнилась раньше других и призналась князю, что под маской была она. Арбенин же вне себя от ревности, оскорбляет Звездича, не верит клятвам жены и подсыпает ей яд. После ее кончины в дом приходят Неизвестный и Звездич. Они обвиняют его в убийстве жены. Оказывается, Неизвестный – его заклятый враг, которого он разорил когда-то в карты.

В финале Арбенин сходит с ума, а князь в ужасе пытается забыть эту историю и свое участие в ней.

Отзыв

Герои – эгоисты, а потому несчастны. Они используют других людей в своих целях. Ревность и гордыня – плохие советчики, отношения с близкими должны строиться на доверии. Любовь легко убить подозрением.

Счастье рушится, как карточный домик, если человек слышит только себя. Нужно уметь быть счастливыми, верить в свое счастье, не возвращаться на дурные пути, которые уже оставил. Зло может вернуться через много лет.

Человек ежедневно делает выбор.

Источник: https://kratko.rustih.ru/mihail-lermontov-maskarad/

Краткое содержание «Маскарад»

Евгений Александрович Арбенин, человек не первой молодости, игрок по натуре и по профессии, разбогатев на картах, решает переменить судьбу: заключить «союз с добродетелью», жениться и зажить барином. Задумано — сделано. Жизнь, однако, вносит существенную поправку в прекраснейший сей план.

Посватавшись не то чтобы по прямому расчету, скорее «по размышленьи зрелом», Евгений, неожиданно для себя, влюбляется, и не на шутку, в юную свою жену. А это при его-то угрюмстве и с его темпераментом — как лава, «кипучем» — душевного комфорта не обещает.

Вроде бы «утих», причалил к семейной пристани, а чувствует себя «изломанным челноком», брошенным снова в открытое, бурное море. Жена его, спору нет, ангел, но она — дитя, и душой, и годами, и по-детски обожает все, что блестит, а пуще всего «и блеск, и шум, и говор балов».

Вот и сегодня: праздники, Петербург развлекается, танцует, развлекается где-то и Настасья Павловна Арбенина (по-домашнему — Нина). Обещалась быть до полуночи, сейчас уж час второй… Наконец является. Подкрадывается на цыпочках и целует, как доброго дядюшку, в лоб.

Читайте также:  Краткое содержание распутин в ту же землю за 2 минуты пересказ сюжета

Арбенин делает ей сцену, да милые бранятся — только тешатся! К тому же Евгений Александрович и сам нынче не без греха: нарушил зарок — «за карты больше не садиться». Сел! И крупно выиграл. Правда, и предлог благовидный: надо же выручить из беды проигравшегося князя Звездича! Со Звездичем же из игорного дома едет он в дом маскарадный — к Энгельгардту. Чтобы рассеяться.

Рассеяться не получается: в праздной толпе Арбенин всем чужой, зато Звездич, молодой и очень красивый гвардеец, в своей стихии и, конечно же, мечтает об амурном приключении. Мечта сбывается. Таинственная дама в маске, интригуя, признается ему в невольной страсти. Князь просит на память о маскарадной встрече какой-нибудь символический «предмет».

Маска, не рискуя отдать свое кольцо, дарит красавчику потерянный кем-то браслет: золотой, с эмалью, премиленький (ищи, мол, ветра в поле!). Князь показывает маскарадный «трофей» Арбенину. Тот где-то видел похожий, но где, не помнит.

Да и не до Звездича ему, некто Неизвестный, наговорив дерзостей, только что предсказал Евгению несчастье, и не вообще, а именно в эту праздничную зимнюю ночь!.. Согласитесь, что после такого бурного дня у господина Арбенина есть основания нервничать, ожидая припозднившуюся жену! Но вот гроза, так и не превратившись в бурю, умчалась.

Ну что с того, что Нина любит иначе, чем он, — безотчетно, чувствами играя, так ведь любит же! Растроганный, в порыве нежности Евгений целует женины пальцы и невольно обращает внимание на её браслет: несколько часов назад точно таким же, золотым и с эмалью, хвастал Звездич! И вот тебе на! На правом запястье браслета нет, а они — парные, и Нина, следуя моде, носит их на обеих руках! Да нет, не может быть! «Где, Нина, твой второй браслет?» — «Потерян». Потерян? Потерю, по распоряжению Арбенина, ищут всем домом, естественно, не находят, в процессе же поисков выясняется: Нина задержалась до двух часов ночи не на домашнем балу в почтенном семействе, а на публичном маскараде у Энгельгардта, куда порядочной женщине, одной, без спутников, ездить зазорно. Пораженный странным, необъяснимым (неужели всего лишь детское любопытство?) поступком жены, Арбенин начинает подозревать, что у Нины — роман с князем. Подозрение, правда, еще не уверенность. Не может же ангел-Нина предпочесть ему, зрелому мужу, пустого смазливого мальчишку! Куда больше (пока) возмущает Арбенина князь — до амурных ли шалостей было бы этому «купидону», если бы он, Арбенин, не отыграл великодушно его карточный проигрыш! Устав до полусмерти от выяснения отношений, супруги Арбенины, в самом дурном расположении духа, расходятся по своим комнатам.

На другой день Нина отправляется в ювелирный магазин; она наивно надеется, что муж сменит гнев на милость, если удастся подобрать взамен утраченной безделушки точно такую же.

Ничего не купив (браслеты — штучной работы), мадам Арбенина заезжает к светской приятельнице молодой вдове баронессе Штраль и, встретив в гостиной Звездича, простодушно рассказывает ему о своей неприятности.

Решив, что таинственная дама в маске и Нина Арбенина — одно и то же лицо, а «сказочка» про якобы потерянный браслет — с намеком, Звездич в миг преображается из скучающего бонвивана в пламенного любовника.

Остудив его пыл «крещенским холодом», Нина поспешно удаляется, а раздосадованный князь выкладывает «всю историю» баронессе. Вдова в ужасе, ведь это именно она, не узнанная под маскарадной маской, нашла и подарила Нинин браслет!

Спасая свою репутацию, она оставляет Звездича в заблуждении, а тот, в надежде запутать Нину и тем самым добиться своего, отправляет ей, по домашнему адресу, предерзкое письмо: дескать, скорей умру, чем откажусь от вас, предварительно оповестив о его содержании половину светского Петербурга.

В результате многоступенчатой интриги скандальное послание попадает в руки Арбенина. Теперь Евгений не только убежден, что жестоко обманут.

Теперь он видит в случившемся еще и некий вещий знак: дескать, не тому, кто испытал «все сладости порока и злодейства» — мечтать о покое и беспечности! Ну, какой из него, игрока, муж? И тем более добродетельный отец семейства! Однако отомстить коварному «соблазнителю» так, как это сделал бы «гений злодейства» и порока, то есть задушить Звездича словно кутенка, — спящим, Арбенин не может: «союз с добродетелью», пусть краткий, видимо, все-таки что-то изменил в самом его существе.

Между тем баронесса Штраль, испугавшись за жизнь князя, которого, несмотря ни на что, любит, за что — не зная, «быть может, так, от скуки, от досады, от ревности», решается открыть Арбенину истину и тем самым предотвратить неизбежную, по её представлению, дуэль. Арбенин, прокручивая в голове варианты отмщенья, не слушает её, точнее, слушая, не слышит.

Госпожа Штраль в отчаяньи, хотя волнуется она напрасно: поединок не входит в планы Евгения; он хочет отнять у счастливчика и баловня судьбы не жизнь — зачем ему жизнь «площадного волокиты», а нечто большее: честь и уважение общества. Хитроумное предприятие удается вполне.

Втянув бесхарактерного князька в карточное сраженье, придирается к пустякам, публично обвиняет в мошенничестве: «Вы шулер и подлец», дает пощечину.

Итак, Звездич наказан. Очередь за Ниной. Но Нина — это не безнравственный и безбожный князек; Нина это Нина, и Арбенин, суеверный, как все игроки, медлит, ожидая, что скажет, что подскажет судьба ему, её старинному и верному рабу.

Судьба же «ведет себя» крайне коварно: распутывая интригу, тут же и запутывает ее! Госпожа Штраль, после неудачной попытки объясниться начистоту с мужем подруги и понимая, что при любом повороте событий светская её карьера безнадежно погублена, решает удалиться в свое деревенское именье, а перед отъездом разъясняет Звездичу «разгадку сей шарады».

Князь, уже переведенный, по собственной его просьбе, на Кавказ, задерживается в Петербурге, чтобы вернуть злополучную безделушку её настоящей владелице, а главное, чтобы остеречь Нину, которая симпатична ему: берегитесь, мол, ваш муж — злодей! Не придумав иного способа поговорить с госпожой Арбениной наедине, он весьма неосторожно подходит к ней на очередном великосветском балу. Называть вещи своими именами князь не решается, а Нина решительно не понимает его намеков. Ее Евгений — злодей? Муж собирается ей отомстить? Какая чепуха? Не догадывается она и о том, к какому решению приходит издалека наблюдающий эту сцену Арбенин («Я казнь ей отыщу… Она умрет, жить вместе с нею доле я не могу»). Разгоряченная танцами, давно позабыв о смешном офицерике, Нина просит мужа принести ей мороженое. Евгений послушно плетется в буфетную и перед тем, как подать блюдечко с мороженым жене, подсыпает туда яд. Яд — быстродействующий, верный, в ту же ночь, в страшных мучениях, Нина умирает. Проститься с телом покойной приходят друзья и знакомые. Предоставив визитеров скорби слугам, Арбенин в мрачном одиночестве бродит по опустевшему дому. В одной из дальних комнат его и находят Звездич и тот самый неизвестный господин, который несколько дней назад, на маскараде у Энгельгардта, предсказал Арбенину «несчастье». Это его давний знакомый, которого Евгений Александрович когда-то обыграл и пустил, что называется, по миру. Изведав, на своем горьком опыте, на что способен этот человек, Неизвестный, уверенный, что мадам Арбенина умерла не своей смертью, заявляет открыто, при Звездиче: «Ты убил свою жену». Арбенин — в ужасе, на некоторое время потрясение отнимает у него дар речи. Воспользовавшись возникшей паузой, Звездич, в подробностях, излагает истинную историю рокового браслета и в качестве доказательства передает Евгению письменное свидетельство баронессы. Арбенин сходит с ума. Но перед тем как навеки погрузиться в спасительный мрак безумия, этот «гордый» ум успевает бросить обвинение самому Богу: «Я говорил Тебе, что ты жесток!».

Неизвестный торжествует: он отмщен вполне. А вот Звездич безутешен: дуэль при нынешнем состоянии Арбенина невозможна, и, значит, он, молодой, полный сил и надежд красавец, навек лишен и спокойствия, и чести.

Источник: https://all-the-books.ru/briefly/lermontov-mihail-maskarad/

Маскарад — краткое содержание

   Очень азартный человек по имени Аберин Евгений Александрович, уже давно не молодой мужчина, сумел поднять свое состояние на картах.

В один день он решается изменить свою жизнь и взять в жены молодую особу, но по натуре своей женится не по любви и не по расчету, а по рациональному выбору. Вскоре он не может совладать с собой и влюбляется в свою очень молодую жену.

И вроде бы все прекрасно и жизнь его эта устраивает, но чувствует он себя в семье изломанным.

   Красавица жена без спора, самая лучшая на свете, она ангел, ее все еще забавляют все сверкающие безделушки, она любит шум и пышные празднества. Так и сейчас Настасья отправляется на бал, и, дав обещание вернуться до 12 ночи, свое слово не держит, а домой приходит только к двум ночи.

Она заходит очень тихо, чтобы не разбудить любимого и целует его ласково в лоб. Муж не выдерживает и начинает скандалить, хотя сам совсем недавно нарушил свое обещание, данное себе самому, и сел играть в карты. В тот день он выиграл серьезную сумму.

Предлог нарушить обещание у него все-таки был, так как его друг Звездич по-крупному проигрался и ему необходимо было помочь. После удачной игры они уходят в маскарадный дом, чтобы развеять свои мысли. В том дому Арбенин не находит развлечений, несмотря даже на то, что его друг оказывается в самом центре внимания.

Звездич – довольно молодой гвардеец, очень красивый внешне. Он мечтает познакомиться с милой дамой и вскоре на балу он встречает очень красивую особу в маске, которая объясняет ему, что испытывает невольную страсть к нему.

   Он просит в подарок какую-нибудь безделушку на память и она, соглашаясь, дарит ему кем-то потерянный браслет. Князь несет свой трофей Арбенину. Арбенин не может понять откуда он помнит этот браслет, да и за несколько минут до прихода Звездича ему предсказали, что он испытает несчастье, которое произойдет новогодней ночью.

   Да, после услышанного, у мужа появляется желание закатить скандал.

   Нина — так зовут его жену, дома не дает развить скандал и убегает, и ввергает мысли Арбенина в тупик. Он больше не может злиться на Нину, принимая, что она слишком молода и еще пока не умеет любить по другому.

Он целует пальцы и замечает браслет, точно такой же, как совсем недавно показал ему друг. Он спрашивает у любимой куда пропал второй браслет, они носятся парами, а она отвечает, что где то его потеряла. Весь дом ищет браслет хозяйки.

В поисках браслета муж выясняет, что после бала она отправилась в маскарадный дом, в который ей было ездить запрещено.

   Муж начинает подозревать роман своей жены и друга. Он не хочет верить сам себе, считая, что его жена не поменяет зрелого мужчину на молодого и беспутного. В итоге бурно наругавшись супруги расходятся по комнатам.

   Нина переживает глубоким расстройством мужа о потере ее браслета и с самого утра отправляется по магазинам в поисках точно такого же. Она ничего не находит и заходит в дом к подруге, молодой баронессе, которая совсем недавно стала вдовой, и встречает там Звездича у которого в руках ее браслет.

Звездич решает, что та девушка на балу это жена друга и, несмотря на это, начинает к ней приставать. Нина уходит от него, входит в комнату к подруге и рассказывает ей историю, которая произошла с ней. Баронесса рассказывает ей, что это она нашла браслет и подарила его князю.

Не остывающий мужчина, начинает присылать Нине дерзкие письма, в которых говорит, что ни за что не откажется от прекрасной леди. Вскоре такое письмо попадает ревнивому мужу в руки.

   Евгений взбешен, он удостоверился в супружеской измене и в обмане своего друга. Он вспомнил того «прорицателя», который ему говорил о плохом. Но мстить он не имеет права, так как «союз с добродетелью» нарушить не может.

   Вскоре испуганная баронесса узнает об угрозе ее тайному возлюбленному, и решает рассказать Евгению всю правду, так как понимает, что вскоре состоится дуэль.

Арбенин же уже не может услышать ее, так как поглощен местью.

Несмотря на волнения за жизнь князя, баронесса Штадаль не знает, что Арбенин не собирается убивать своего противника, он лишь хочет вызвать его на карточный поединок и забрать у него честь и уважение.

   Вскоре его план воплощается. Он обвиняет молодого князя в мошеннических действиях, и дает противнику пощечину. Князя он наказал, теперь ждет наказание и жену. А Штадаль решает удалиться после неудавшегося разговора, но перед уездом она доходит до князя и объясняет ему, что он ошибся с незнакомкой в маске. Вскоре она уезжает в имение в деревне.

   Князь переводится на Кавказ, но ненадолго решает задержаться в Петербурге, только для того, чтобы отдать браслет его владелице, да и рассказать насколько ее муж злодей. Он подходит к госпоже Арбениной на балу.

Он не может рассказать ей все начистоту и пытается объясниться намеками, но молодая особа не может понять ничего из сказанного.

Так же она не замечает и изменения мужа, который увидел их диалог в толпе, а Арбенин вовсе не желает с ней больше жить и желает смерти супруге.

   Нина совсем не обратила внимания на смешного офицера и вскоре, разгоряченная танцами, попросила у мужа мороженное. Он уходит за просьбой супруги, но перед тем как принести его ей, подсыпает в десерт яд. Яд поражает жену и она умирает в ближайшую ночь в диких муках.

   Все друзья и близкие приходят проститься с умершей Арбениной. Муж показывает всю скорбь и, блуждая по бесчисленным комнатам, встречает Звездича, который объясняет весь парадокс ситуации.

Звездич дает Евгению письмо, которое недавно написала баронесса Штадаль. Евгений видит того предсказателя вновь.

Предсказатель обвиняет с смерти жены Евгения, и говорит при всех что он сделал это осознанно.

   

Арбенин теряет дар речи и вскоре сходит с ума. Он обвиняет господа, за то, что тот жесток к его судьбе и к судьбе его мертвой возлюбленной.

Звездичу же это не приносит никакой радости, ведь он уже никогда не сможет сойтись в карточной дуэли с Арбенином, так как в его состоянии это не предоставляется возможным и понимает, что более он не сможет никогда вернуть себе честь и достоинство в обществе.

Источник: http://szhato.ru/lermontov/170-maskarad.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector