Краткое содержание маяковский мистерия-буфф за 2 минуты пересказ сюжета

Владимир Владимирович  Маяковский

Мистерия-буфф

  •        ГЕРОИЧЕСКОЕ, ЭПИЧЕСКОЕ И САТИРИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ НАШЕЙ ЭПОХИ
  •                                Второй вариант
  •                                  Содержание
  •      Мистерия-буфф. Второй вариант
  •      Пролог и вставка ко второму варианту Мистерии-буфф
  •      Либретто  «Мистерии-буфф» для программы спектакля в честь III Конгресса
  • Коминтерна

     «Мистерия-буфф»  —  дорога.  Дорога  революции.  Никто  не предскажет с

  1. точностью,  какие  еще  горы  придется  взрывать  нам,  идущим этой дорогой.
  2. Сегодня  сверлит  ухо  слово «Ллойд-Джордж», а завтра имя его забудут и сами
  3. англичане.  Сегодня  к  коммуне рвется воля миллионов, а через полсотни лет,
  4. может быть, в атаку далеких планет ринутся воздушные дредноуты коммуны.
  5.      Поэтому,   оставив  дорогу  (форму),  я  опять  изменил  части  пейзажа
  6. (содержание).
  7.      В    будущем    все    играющие,    ставящие,    читающие,   печатающие
  8. «Мистерию-буфф»,  меняйте  содержание,  — делайте содержание ее современным,
  9. сегодняшним, сиюминутным.
  10.                                  ДЕЙСТВУЮТ:
  11.      1.  Семь  пар  чистых:  1)  Негус  абиссинский,  2) Раджа индийский, 3)
  12. Турецкий  паша,  4)  Российский  спекулянт,  5)Китаец, 6) Упитанный перс, 7)
  13. Клемансо,  8)  Немец,  9)  Поп,  10)  Австралиец,  11) Жена австралийца, 12)
  14. Ллойд-Джордж, 13) Американец и 14) Дипломат.
  15.      2.  Семь  пар  нечистых:  1)  Красноармеец,  2)  Фонарщик, 3) Шофер, 4)
  16. Шахтер,  5) Плотник, 6) Батрак, 7) Слуга, 8) Кузнец 9) Булочник, 10) Прачка,
  17. 11) Швея, 12) Машинист, 13) Эскимос-рыбак и 14) Эскимос-охотник.

     3. Соглашатель.

     4. Интеллигенция.

     5. Дама с картонками.

  •      6.  Черти: 1) Вельзевул, 2) Обер-черт, 3) Вестовой, 4) 2-й вестовой, 5)
  • Караульный, 6) 20 чистых с рогами и хвостами.
  •      7.  Святые:  1) Мафусаил, 2) Жан Жак Руссо, 3) Лев Толстой, 4) Гавриил,
  • 5) Ангел, 6) 2-й ангел и 7) ангелы.

     8. Саваоф.

  1.      9.  Действующие  Земли  обетованной:  1)  Молот, 2) Серп, 3) Машины, 4)
  2. Поезда, 5) Автомобили, 6) Рубанок, 7) Клещи, 8) Игла, 9) Пила, 10) Хлеб, 11)
  3. Соль, 12) Сахар, 13) Материя, 14) Сапог, 15) Доска с рычагом.

     10. Человек будущего.

                               МЕСТА ДЕЙСТВИЙ

      1. Вся вселенная. 2. Ковчег. 3. Ад. 4. Рай. 5. Страна обломков.

                           6. Земля обетованная.

                                   ПРОЛОГ

                                  Нечистый

                        Через                минуту

                        мы вам покажем…

  •                         Мистерию-буфф.
  •                         Должен сказать два слова я:
  •                         это
  •                         вещь новая.
  •                         Чтобы выше головы прыгнуть,
  •                         надо, чтоб кто-нибудь помог.
  •                         Перед новой пьесой
  •                      10 необходим пролог.
  •                         Во-первых,
  •                         почему
  •                         весь театр разворочен?
  •                         Благонамеренных людей
  •                         это возмутит очень.
  •                         Вы для чего ходите на спектакли?
  •                         Для того, чтобы удовольствие получить —
  •                         не так ли?
  •                         А велико ли удовольствие смотреть,
  •                      20 если удовольствие только на сцене;
  •                         сцена-то —
  •                         всего одна треть.
  •                         Значит,
  •                         в интересном спектакле,
  •                         если все застроишь,
  •                         то и удовольствие твое увеличится втрое ж,
  •                         а если
  •                         спектакль неинтересный,
  •                         то не стоит смотреть
  •                      30 и на одну треть.
  •                         Для других театров
  •                         представлять не важно:
  •                         для них
  •                         сцена —
  •                         замочная скважина.
  •                         Сиди, мол, смирно,
  •                         прямо или наискосочек
  •                         и смотри чужой жизни кусочек.
  •                         Смотришь и видишь —
  •                      40 гнусят на диване
  •                         тети Мани
  •                         да дяди Вани.
  •                         А нас не интересуют
  •                         ни дяди, ни тети, —
  •                         теть и дядь и дома найдете.
  •                         Мы тоже покажем настоящую жизнь,
  •                         но она
  •                         в зрелище необычайнейшее театром превращена.
  •                         Суть первого действия такая:
  •                      50 земля протекает.
  •                         Потом — топот.
  •                         Все бегут от революционного потопа.
  •                         Семь пар нечистых
  •                         и чистых семь пар,
  •                         то есть
  •                         четырнадцать бедняков-пролетариев
  •                         и четырнадцать буржуев-бар,
  •                         а меж ними,
  •                         с парой заплаканных щечек —
  •                      60 меньшевичочек.
  •                         Полюс захлестывает.
  •                         Рушится последнее убежище.
  •                         И все начинают строить
  •                         даже не ковчег,
  •                         а ковчежище.
  •                         Во втором действии
  •                         в ковчеге путешествует публика:
  •                         тут тебе и самодержавие
  •                         и демократическая республика,
  •                      70 и наконец
  •                         за борт,
  •                         под меньшевистский вой,
  •                         чистых сбросили вниз головой.
  •                         В третьем действии показано,
  •                         что рабочим

Источник: https://libking.ru/books/poetry-/poetry/136244-vladimir-mayakovskiy-misteriya-buff.html

Владимир Маяковский — Мистерия Буфф

Здесь можно скачать бесплатно «Владимир Маяковский — Мистерия Буфф» в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Поэзия. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.

Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.

На Facebook
В Твиттере
В Instagram
В Одноклассниках
Мы Вконтакте

Описание и краткое содержание «Мистерия Буфф» читать бесплатно онлайн.

Маяковский Владимир

Мистерия Буфф

  • Владимир Маяковский
  • «Мистерия Буфф»
  • Пьеса
  • Пролог
  • МИСТЕРИЯ-БУФФ
  • Героическое, эпическое и сатирическое
  • изображение нашей эпохи
  • В Т О Р О Й В А Р И А Н Т

«Мистерия-буфф» — дорога. Дорога революции. Никто не предскажет с точностью, какие еще горы придется взрывать нам, идущим этой дорогой. Сегодня сверлит ухо слово «Ллойд-Джордж», а завтра имя его забудут и сами англичане. Сегодня к коммуне рвется воля миллионов, а через полсотни лет, может быть, в атаку дале

  1. ких планет ринутся воздушные дредноуты коммуны. Поэтому, оставив дорогу (форму), я опять изменил части пейзажа
  2. (содержание). В будущем все играющие, ставящие, читающие, печатающие «Мистерию-буфф», меняйте содержание, — делайте содержание ее современ
  3. ным, сегодняшним, сиюминутным.
  4. Д Е Й С Т В У Ю Т :
  5. 1. С е м ь п а р ч и с т ы х: 1) Негус абиссинский, 2) Раджа
  6. индийский, 3) Турецкий паша, 4) Российский спекулянт, 5)
  7. Китаец, 6) Упитанный перс, 7) Клемансо, 8) Немец, 9) Поп,
  8. 10) Австралиец, 11) Жена австралийца, 12) Ллойд-Джордж,

13) Американец и 14) Дипломат. 2. С е м ь п а р н е ч и с т ы х: 1) Красноармеец, 2) Фонар

щик, 3) Шофер, 4) Шахтер, 5) Плотник, 6) Батрак, 7) Слуга,

8) Кузнец, 9) Булочник, 10) Прачка, 11) Швея, 12) Машинист,

13) Эскимос-рыбак и 14) Эскимос-охотник. 3. С о г л а ш а т е л ь. 4. И н т е л л и г е н ц и я. 5. Д а м а с к а р т о н к а м и. 6. Ч е р т и: 1) Вельзевул, 2) Обер-черт, 3) Вестовой, 4) 2-й

вестовой, 5) Караульный, 6) 20 чистых с рогами и хвостами. 7. С в я т ы е: 1) Мафусаил, 2) Жан-Жак Руссо, 3) Лев Толстой,

4) Гавриил, 5) Ангел, 6) 2-й ангел и 7) ангелы. 8. С а в а о ф. 9. Д е й с т в у ю щ и е З е м л и о б е т о в а н н о й:

1) Молот, 2) Серп, 3) Машины, 4) Поезда, 5) Автомобили, 6)

Рубанок 7) Клещи, 8) Игла, 9) Пила, 10) Хлеб, 11) Соль, 12)

Сахар, 13) Материя, 14) Сапог, 15) Доска с рычагом. 10. Ч е л о в е к б у д у щ е г о.

М Е С Т А Д Е Й С Т В И Й

1. Вся вселенная. 2. Ковчег. 3. Ад. 4. Рай. 5. Страна обломков.

6. Земля обетованная.

ПРОЛОГ

Н е ч и с т ы й

Через минуту мы вам покажем… Мистерию-буфф. Должен сказать два слова я: это вещь новая. Чтобы выше головы прыгнуть, надо чтоб кто-нибудь помог. Перед новой пьесой необходим пролог. Во-первых, почему весь театр разворочен? Благонамеренных людей это возмутит очень.

Вы для чего ходите на спектакли? Для того, чтобы удовольствие получить не так ли? А велико ли удовольствие смотреть, если удовольствие только на сцене; сцена-то всего одна треть. Значит, в интересном спектакле, если все застроишь, то и удовольствие твое увеличится втрое ж, а если спектакль неинтересный, то не стоит смотреть и на одну треть.

Для других театров представлять не важно: для них сцена замочная скважина. Сиди, мол, смирно, прямо или наискосочек и смотри чужой жизни кусочек. Смотришь и видишь гнусят на диване тети Мани да дяди Вани. А нас не интересуют ни дяди, ни тети,теть и дядь и дома найдете. Мы тоже покажем настоящую жизнь, но она в зрелище необычайнейшее театром превращена.

Суть первого действия такая: земля протекает. Потом — топот. Все бегут от революционного потопа. Семь пар нечистых и чистых семь пар, то есть четырнадцать бедняков-пролетариев и четырнадцать буржуев-бар, а меж ними, с парой заплаканных щечек меньшевичочек. Полюс захлестывает. Рушится последнее убежище. И все начинают строить даже не ковчег, а ковчежище.

Во втором действии в ковчеге путешествует публика: тут тебе и самодержавие, и демократическая республика, и наконец за борт, под меньшевистский вой, чистых сбросили вниз головой. В третьем действии показано, что рабочим ничего бояться не надо, даже чертей посреди ада. В четвертом смейтесь гуще! показываются райские кущи.

В пятом действии разруха, разинув необъятный рот, крушит и жрет. Хоть мы работали и на голодное брюхо, но нами была побеждена разруха. В шестом действии коммуна,весь зал, пой во все глотки! Смотри во все глаза!

Все готово? И ад? И рай?

Из-за сцены.

Г-о-т-о-в-о! Давай!

* * * * *

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

На зареве северного сияния шар земной, упирающийся полюсом в лед пола. По всему шару лестницами перекрещиваются канаты широт и долгот. Между двух моржей, подпирающих мир, э с к им о с-о х о т н и к, уткнувшись пальцем в землю, орет д р у

г о м у, растянувшемуся перед ним у костра.

О х о т н и к

Эйе! Эйе!

Р ы б а к

Горланит. Дела другого нет пальцем землю тыркать.

  • О х о т н и к
  • Дырка!
  • Р ы б а к
  • Где дырка?
  • О х о т н и к
  • Течет!
  • Р ы б а к
  • Что течет?
  • О х о т н и к
  • Земля!
  • Р ы б а к (вскакивая, подбегая и засматривая под
  • зажимающий палец)

О-о-о-о! Дело нечистых рук. Черт! Пойду предупрежу Полярный круг.

Бежит. На него из-за склона мира наскакивает выжимающий рукава н е м е ц. Секунду ищет пуговицу и, не найдя,

ухватывает шерсть шубы.

Н е м е ц

Гер эскимос! Гер эскимос! Страшно спешно! Пара минут…

  1. Р ы б а к
  2. Ну?
  3. Н е м е ц

Так вот — сегодня сижу я это у себя в ресторане на Фридрихштрассе. В окно солнце так и манит. День, как буржуй до революции, ясен. Публика сидит и тихо шейдеманит. Суп съев, смотрю я на бутылочные эйфели. Думаю: за какой мне приняться беф? Да и приняться мне за беф ли? Смотрю и в горле застрял обед: что-то неладное с Аллеей Побед.

Каменные Гогенцоллерны, стоявшие меж ромашками, вдруг полетели вверх тормашками. Гул. На крышу бегу. Виясь вокруг трактирного остова, безводный прибой, суетне вперебой, бежал, кварталы захлестывал. Берлин — тревожного моря бред, невидимых волн басовые ноты.

И за, и над, и под, и пред домов дредноуты! И прежде чем мыслью раскинуть мог, от Фоша ли это или от…

  • Р ы б а к
  • Скорей!
  • Н е м е ц

Я весь до ниточки взмок. Смотрю все сухо, но льется, и льется, и льет. И вдруг, крушенья Помпеи помпезней, картина разверзлась с корнем Берлин был вырван и вытоплен в бездне, у мира в расплавленном горне. Я очнулся на гребне текущих сел. Я весь свой собрал яхт-клубский опыт, и вот перед вами, милейший, все, что осталось теперь от Европы.

Р ы б а к

Н-н-немного…

Н е м е ц

Успокоится, конечно… Дня-с на два-с.

Р ы б а к

Да говори ты без этих европейских юлений! Чего тебе надо? Тут не до вас.

  1. Н е м е ц (показывая горизонтально)
  2. Разрешите мне около ваших многоуважаемых тюленей.
  3. Рыбак досадливо машет рукой костру, идет в другую сторону предупреждать Круг — и натыкается на выбегающих из-за дру
  4. гого склона измокших а в с т р а л и й ц е в.
  5. Р ы б а к (отступая в удивлении)

А еще омерзительней не было лиц?!

  • А в с т р а л и е ц с ж е н о й (вместе)
  • Мы — австралийцы.
  • А в с т р а л и е ц

Я — австралиец. Все у нас было. Как-то-с: утконос, пальма, дикобраз, кактус…

А в с т р а л и й к а (плача в нахлынувшем чувстве)

А теперь пропали мы, все пропало: и кактусы, и утконосы, и пальмы все утонуло… все на дне…

Р ы б а к (указывая на разлегшегося немца)

Вот идите к ним. А то они одне.

  1. Собравшись вновь идти, эскимос остановился, прислушиваясь к
  2. двум голосам с двух сторон земного шара.
  3. П е р в ы й г о л о с
  4. Котелок, у-ту!
  5. В т о р о й
  6. Цилиндр, у-ту!
  7. П е р в ы й

Крепчает! Держитесь за северную широту!

В т о р о й

Яреет! Хватайтесь за южную долготу!

По канатам широт и долгот скатываются с земного шара а н г л и ч а н и н и ф р а н ц у з. Каждый водружает национальное знамя.

А н г л и ч а н и н

Читайте также:  Краткое содержание эдгар по падение дома ашеров за 2 минуты пересказ сюжета

Знамя водружено. Хозяин полный в снежном лоне я.

Ф р а н ц у з

Нет, извините! Я раньше водрузил. Это — моя колония.

  • А н г л и ч а н и н (раскладывая какие-то товары)
  • Нет — моя, я уже торгую.
  • Ф р а н ц у з (начиная сердиться)
  • Нет — моя, а вы себе поищите другую.
  • А н г л и ч а н и н
  • (взъярясь)

Ax, так! Да чтобы ты погиб!

Ф р а н ц у з

(взъярясь)

Ах, так! Насажу я тебе шишку на нос!

  1. А н г л и ч а н и н (лезет с кулаками на француза)
  2. Англия, гип-гип!
  3. Ф р а н ц у з (лезет с кулаками на англичанина)
  4. Вив ла Франс!*
  5. А в с т р а л и е ц
  6. (бросается разнимать)

Ну и народ! Не народ, а сброд чистый: уже ни империй нет, ни империалов, а они все еще морду друг другу бьют.

  • Р ы б а к
  • Эх, вы, империалисты!
  • Н е м е ц
  • Бросьте, что вы, право!
  • Р ы б а к
  • Ну и орава!
  • Прямо на голову вновь собравшемуся идти эскимосу
  • низвергается наш к у п ч и н а.
  • К у п е ц

Почтенные, это безобразие! Да рази я Азия? «Уничтожить Азию» — постановление совнеба. Да я и в жисть азиатом не был! (Успокоившись немного.) Вчера в Туле сижу я спокойно в стуле.

Как рванет двери! Ну, думаю из Чека! У меня, сами понимаете, аж побледнела щека. Но бог многомилостив на свете: оказывается, не Чека — ветер.

Крапнуло немного, потом пошло, дальше — больше, больше — выше, хлынуло в улицы, рвануло крыши…

В с е

Тише! Тише!

Ф р а н ц у з

Слышите? Слышите топот?

Источник: https://www.libfox.ru/34583-vladimir-mayakovskiy-misteriya-buff.html

Владимир Маяковский: Мистерия Буфф

Маяковский Владимир

Мистерия Буфф

  • Владимир Маяковский
  • «Мистерия Буфф»
  • Пьеса
  • Пролог
  • МИСТЕРИЯ-БУФФ
  • Героическое, эпическое и сатирическое
  • изображение нашей эпохи
  • В Т О Р О Й В А Р И А Н Т

«Мистерия-буфф» — дорога. Дорога революции. Никто не предскажет с точностью, какие еще горы придется взрывать нам, идущим этой дорогой. Сегодня сверлит ухо слово «Ллойд-Джордж», а завтра имя его забудут и сами англичане. Сегодня к коммуне рвется воля миллионов, а через полсотни лет, может быть, в атаку дале

  1. ких планет ринутся воздушные дредноуты коммуны. Поэтому, оставив дорогу (форму), я опять изменил части пейзажа
  2. (содержание). В будущем все играющие, ставящие, читающие, печатающие «Мистерию-буфф», меняйте содержание, — делайте содержание ее современ
  3. ным, сегодняшним, сиюминутным.
  4. Д Е Й С Т В У Ю Т :
  5. 1. С е м ь п а р ч и с т ы х: 1) Негус абиссинский, 2) Раджа
  6. индийский, 3) Турецкий паша, 4) Российский спекулянт, 5)
  7. Китаец, 6) Упитанный перс, 7) Клемансо, 8) Немец, 9) Поп,
  8. 10) Австралиец, 11) Жена австралийца, 12) Ллойд-Джордж,

13) Американец и 14) Дипломат. 2. С е м ь п а р н е ч и с т ы х: 1) Красноармеец, 2) Фонар

щик, 3) Шофер, 4) Шахтер, 5) Плотник, 6) Батрак, 7) Слуга,

8) Кузнец, 9) Булочник, 10) Прачка, 11) Швея, 12) Машинист,

13) Эскимос-рыбак и 14) Эскимос-охотник. 3. С о г л а ш а т е л ь. 4. И н т е л л и г е н ц и я. 5. Д а м а с к а р т о н к а м и. 6. Ч е р т и: 1) Вельзевул, 2) Обер-черт, 3) Вестовой, 4) 2-й

вестовой, 5) Караульный, 6) 20 чистых с рогами и хвостами. 7. С в я т ы е: 1) Мафусаил, 2) Жан-Жак Руссо, 3) Лев Толстой,

4) Гавриил, 5) Ангел, 6) 2-й ангел и 7) ангелы. 8. С а в а о ф. 9. Д е й с т в у ю щ и е З е м л и о б е т о в а н н о й:

1) Молот, 2) Серп, 3) Машины, 4) Поезда, 5) Автомобили, 6)

Рубанок 7) Клещи, 8) Игла, 9) Пила, 10) Хлеб, 11) Соль, 12)

Сахар, 13) Материя, 14) Сапог, 15) Доска с рычагом. 10. Ч е л о в е к б у д у щ е г о.

М Е С Т А Д Е Й С Т В И Й

1. Вся вселенная. 2. Ковчег. 3. Ад. 4. Рай. 5. Страна обломков.

6. Земля обетованная.

ПРОЛОГ

Н е ч и с т ы й

Через минуту мы вам покажем… Мистерию-буфф. Должен сказать два слова я: это вещь новая. Чтобы выше головы прыгнуть, надо чтоб кто-нибудь помог. Перед новой пьесой необходим пролог. Во-первых, почему весь театр разворочен? Благонамеренных людей это возмутит очень.

Вы для чего ходите на спектакли? Для того, чтобы удовольствие получить не так ли? А велико ли удовольствие смотреть, если удовольствие только на сцене; сцена-то всего одна треть. Значит, в интересном спектакле, если все застроишь, то и удовольствие твое увеличится втрое ж, а если спектакль неинтересный, то не стоит смотреть и на одну треть.

Для других театров представлять не важно: для них сцена замочная скважина. Сиди, мол, смирно, прямо или наискосочек и смотри чужой жизни кусочек. Смотришь и видишь гнусят на диване тети Мани да дяди Вани. А нас не интересуют ни дяди, ни тети,теть и дядь и дома найдете. Мы тоже покажем настоящую жизнь, но она в зрелище необычайнейшее театром превращена.

Суть первого действия такая: земля протекает. Потом — топот. Все бегут от революционного потопа. Семь пар нечистых и чистых семь пар, то есть четырнадцать бедняков-пролетариев и четырнадцать буржуев-бар, а меж ними, с парой заплаканных щечек меньшевичочек. Полюс захлестывает. Рушится последнее убежище. И все начинают строить даже не ковчег, а ковчежище.

Во втором действии в ковчеге путешествует публика: тут тебе и самодержавие, и демократическая республика, и наконец за борт, под меньшевистский вой, чистых сбросили вниз головой. В третьем действии показано, что рабочим ничего бояться не надо, даже чертей посреди ада. В четвертом смейтесь гуще! показываются райские кущи.

В пятом действии разруха, разинув необъятный рот, крушит и жрет. Хоть мы работали и на голодное брюхо, но нами была побеждена разруха. В шестом действии коммуна,весь зал, пой во все глотки! Смотри во все глаза!

Все готово? И ад? И рай?

Из-за сцены.

Г-о-т-о-в-о! Давай!

* * * * *

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

На зареве северного сияния шар земной, упирающийся полюсом в лед пола. По всему шару лестницами перекрещиваются канаты широт и долгот. Между двух моржей, подпирающих мир, э с к им о с-о х о т н и к, уткнувшись пальцем в землю, орет д р у

г о м у, растянувшемуся перед ним у костра.

О х о т н и к

Эйе! Эйе!

Р ы б а к

Горланит. Дела другого нет пальцем землю тыркать.

  • О х о т н и к
  • Дырка!
  • Р ы б а к
  • Где дырка?
  • О х о т н и к
  • Течет!

Читать дальше

Источник: https://libcat.ru/knigi/poeziya/234610-vladimir-mayakovskij-misteriya-buff.html

Краткое содержание поэмы «Облако в штанах» В. В. Маяковского

Поэма «Облако в штанах» В. Маяковского, написанная в 1915 году, стала первым крупным произведением поэта-революционера.

Предлагаем прочитать краткое содержание «Облако в штанах» по главам, которое будет полезным для читательского дневника.

Первоначальное название – «Тринадцатый апостол» – было изменено в результате царской цензуры. Поэма написана под влиянием неразделенной любви к красавице Марии Денисовой.

Основные персонажи поэмы

Главные герои:

  • Лирический герой – двадцатидвухлетний поэт, дерзкий, романтичный, «нахальный и едкий». В его чертах узнаваем сам Маяковский.
  • Мария – молодая девушка, предмет любви и сердечных мук лирического героя.

Другие персонажи:

  • Обыватели – к ним обращается молодой поэт, и им же противопоставляет свои чувства и отношение к жизни.

Маяковский «Облако в штанах» очень кратко

Краткое содержание «Облако в штанах» В. Маяковского для читательского дневника:

Сюжет произведения разворачивается вокруг молодого юноши двадцати четырех лет. Лирический герой представлен двуличным человеком. С одной стороны, он дерзкий и вспыльчивый, а с другой – нежный, ласковый, не человек, а «облако в штанах». Так читатель может понять смысл интересного названия поэмы.

Герой произведения ждал с нетерпением свою возлюбленную в прекрасном городе Одесса. Они договорились увидеться с Марией в 4 часа, но девушки все не было, время летело час за часом. Поэт уже начал нервничать и прислоняться к окошку, возле которого ожидал любимую. И вот уже двенадцать часов. Нервы на пределе, как струны натянуты.

В голове миллион хаотично движущихся мыслей. И вот долгожданная встреча с возлюбленной. Он в полной растерянности. Мария сразу же сообщает о том, что собирается замуж за другого. Эта новость, как удар ножом в сердце юноше.

Герой чувствует боль в груди, но ни капельки не показывает свое душевное состояние. Он осознает, что неизлечимо болен любовью.

Юноша желает понять, почувствует ли он любовь еще раз? Он испытывает душевную боль. Пережитые эмоции, дают ему основание считать, что любовь – это страдания, расстройства, печаль.

Душа человека для него превыше всего. Но она спрятана под тысячью одежд, и разглядеть ее практически невозможно, так как люди скрывают свои истинные эмоции под неподвижным лицом.

Лирический герой не желает читать книги, так как их трудно писать. Ему тяжело подобрать слова. Даже на знакомой ему улице, говорят на непонятном ему языке.

Герой обращается к иконе, дать ему сил и подарить счастье. Он думает о своей возлюбленной Марии, жаждет ее тела. Она святая для него. Герой постоянно вспоминает ее красивую фигуру, нежные губы, красивые черты лица. Юноша будет беречь ее, как зеницу ока. Но если любимая откажет ему, то дорога, по которой будет идти автор, оставит кровавый след.

После всего этого он будет считать Бога малюсеньким божком, который не слышит молитв и просьб несчастных душ. Дает им лишь испытания и мучения. Оскорбляя Всевышнего, он даже достает небольшой ножик и желает расправится с творцом.

Несмотря на это, герой верит в светлое будущее следующих поколений. Он говорит о том, что будет чистая, нежная любовь, что люди смогут без проблем писать о том, что думают без цензуры. Сам герой сравнивает себя с апостолом.

Герой надеется на благосклонность небес, но вокруг тишина.

Вывод:

Таким образом, мы видим, что поэт против окружающей его реальности, но не в силах на что-либо повлиять. В своем произведении, он высмеивает бытовую жизнь людей того времени, критикует буржуазный строй и религию, а также делится любовными переживаниями.

Анализ стихотворения Послушайте! Владимира Маяковского выполняют ученики в 9 классе. Предлагаем узнать о нем больше, используя различные примеры литературного анализа стиха «Послушайте» В. В. Маяковского.

Сжатый пересказ «Облака в штанах»

В. Маяковский «Облако в штанах» краткое содержание:

Поэт — красивый, двадцатидвухлетний — дразнит обывательскую, размягчённую мысль окровавленным лоскутом своего сердца. В его душе нет старческой нежности, но он может вывернуть себя наизнанку — так, чтобы были одни сплошные губы. И будет он безукоризненно нежный, не мужчина, а — облако в штанах!

Он вспоминает, как однажды в Одессе его любимая, Мария, обещала прийти к нему. Ожидая её, поэт плавит лбом стекло окошечное, душа его стонет и корчится, нервы мечутся отчаянной чечёткой. Уже двенадцатый час падает, как с плахи голова казнённого.

Наконец появляется Мария — резкая, как «нате!», — и сообщает, что выходит замуж. Пытаясь выглядеть абсолютно спокойным, поэт чувствует, что его «я» для него мало и кто-то из него вырывается упрямо. Но невозможно выскочить из собственного сердца, в котором полыхает пожар. Можно только выстонать в столетия последний крик об этом пожаре.

Поэт хочет поставить «nihil» («ничто») над всем, что сделано до него. Он больше не хочет читать книг, потому что понимает, как тяжело они пишутся, как долго — прежде чем начнёт петься — барахтается в тине сердца глупая вобла воображения. И пока поэт не найдёт нужных слов, улица корчится безъязыкая — ей нечем кричать и разговаривать.

Во рту улицы разлагаются трупики умерших слов. Только два слова живут, жирея, — «сволочь» и «борщ». И другие поэты бросаются прочь от улицы, потому что этими словами не выпеть барышню, любовь и цветочек под росами. Их догоняют уличные тыщи — студенты, проститутки, подрядчики, — для которых гвоздь в собственном сапоге кошмарней, чем фантазия у Гете.

Поэт согласен с ними: мельчайшая песчинка живого ценнее всего, что он может сделать. Он, обсмеянный у сегодняшнего племени, видит в терновом венце революций шестнадцатый год и чувствует себя его предтечей. Во имя этого будущего он готов растоптать свою душу и, окровавленную, дать, как знамя.

Хорошо, когда в жёлтую кофту душа от осмотров укутана! Поэту противен Северянин, потому что поэт сегодня не должен чирикать. Он предвидит, что скоро фонарные столбы будут вздымать окровавленные туши лабазников, каждый возьмёт камень, нож или бомбу, а на небе будет околевать красный, как марсельеза, закат.

Увидев глаза богоматери на иконе, поэт спрашивает ее: зачем одаривать сиянием трактирную ораву, которая опять предпочитает Варавву оплёванному голгофнику? Может быть, самый красивый из сыновей богоматери — это он, поэт и тринадцатый апостол Евангелия, а именами его стихов когда-нибудь будут крестить детей.

Он снова и снова вспоминает неисцветшую прелесть губ своей Марии и просит её тела, как просят христиане — «хлеб наш насущный даждь нам днесь». Ее имя величием равно для него Богу, он будет беречь её тело, как инвалид бережёт свою единственную ногу.

Читайте также:  Краткое содержание андреев жизнь василия фивейского за 2 минуты пересказ сюжета

Но если Мария отвергнет поэта, он уйдёт, поливая дорогу кровью сердца, к дому своего отца. И тогда он предложит Богу устроить карусель на дереве изучения добра и зла и спросит у него, отчего тот не выдумал поцелуи без мук, и назовёт его недоучкой, крохотным божиком.

Поэт ждёт, что небо снимет перед ним шляпу в ответ на его вызов! Но вселенная спит, положив на лапу с клещами звёзд огромное ухо.

Это интересно: Тема любви, пожалуй, уже стала традиционной для отечественной литературы. Любовная лирика В. В. Маяковского — это явление, которое вбирает в себя очень много понятий, безусловно она для него не просто отдельная часть или жанр в поэзии, а сам смысл и суть поэзии, которая содержит в себе нечто лично и сакральное, которое переходит в разные произведения автора.

Сюжет поэмы «Облако в штанах» по главам

Краткое содержание Маяковский «Облако в штанах» с описанием каждой главы:

Вступление

Во вступительной части поэт заявляет о себе как о самоуверенном молодом человеке, в чьей душе «ни одного седого волоса». Он делится с обывателями своими представлениями о любви. Ради этого чувства лирический герой готов на глобальные перемены. Он даже способен вывернуть себя наизнанку и стать «безукоризненно нежным», как «облако в штанах».

Глава 1

Лирический герой предается воспоминаниям о том, как в Одессе он страдал, нетерпеливо ожидая девушку по имени Мария. Она обещала прийти ровно в четыре часа, однако время шло, незаметно подкрался вечер, а девушки все нет.

Ожидание любимой настолько мучительно для лирического героя, что он сравнивает себя с «жилистой громадиной», которая корчится и стонет, не получая желаемое. Тоску поэта усиливает дождь, бьющий в стекло, шум городских улиц, автомобильные гудки. Он чувствует себя безмерно одиноким и несчастным, напряжение его настолько велико, что «нервы мечутся отчаянной чечеткой».

Наступление полночи поэт сравнивает с головой казненного, упавшей с плахи. И дурное предчувствие не обманывает его: приходит Мария, и с порога объявляет о том, что выходит замуж.

Это известие оглушает поэта, однако он морально готов к нему, и сравнивает свое состояние с пульсом покойника – надежда на взаимность и сладкие мечты разрушены, навсегда погребены признанием Марии.

Глава 2

Поэт рассказывает о муках творчества. Раньше он был настолько наивен, что полагал, будто писать на удивление легко и просто. Теперь же он отказывается читать книги, потому как понимает, каким тяжелым трудом дается их написание. Прежде, чем «начнет петься», в душе долго барахтается «глупая вобла воображения».

Страдания лирического героя усиливаются и тем, что обыватели не нуждаются в высокой поэзии. Их чувства сродни примитивным инстинктам, а духовные ценности сводятся лишь к фразе «Идемте жрать!».

Вместе с тем поэт понимает, что «мельчайшая пылинка живого» представляет гораздо большую ценность, нежели все его литературные труды. Но он не останавливается на своем пути, продолжая выжигать и растаптывать людские души правдивым словом.

Глава 3

Поэт пускается в рассуждения о жизни, о царящем режиме, не скрывая свои истинные мысли и чувства. Он хулит поэта Северянина, в лице которого видит многих современных рифмоплетов, обеспокоенных лишь тем, чтобы их строки вышли поизящнее. Лирический герой уверен, что свои мысли нужно выражать максимально четко и даже грубо, ведь правда не нуждается в приукрашивании.

Между строк он призывает простой народ к революции, побуждая разрушить существующий строй – «Понедельники и вторники окрасим кровью в праздники!». Себя же поэт называет тринадцатым апостолом.

Глава 4

Лирический герой снова и снова в своих мыслях возвращается к Марии, чье имя «величием равное богу». Он остро нуждается в ней, и просит ее тело, как верующие обращаются к небесам – «хлеб наш насущный даждь нам днесь».

Поэт просит Марию не обращать внимания на его измены, которые ровным счетом для него ничего не значат. В его душе есть место лишь для нее одной, и он клянется, что будет беречь ее так же, как изувеченный войной солдат «бережет свою единственную ногу».

Однако Мария не отвечает взаимностью, тогда лирический герой обращается к Богу с просьбой дать ответы на все его вопросы. Но небеса отвечают ему равнодушным молчанием.

Заключение

Революционная по своему содержанию, поэма «Облако в штанах» стала образцом удивительного сочетания романтики и грубых аспектов жизни. Центральная тема любви в произведении перекликается с темами одиночества, морали, протеста, атеизма.

Другая сатирическая пьеса «Клоп» была написана в 1928 году, так как В. В. Маяковский стремился к тому, чтобы его творчество стало достоянием широких масс. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Клоп» с цитатами. В пьесе автор высмеивает и осуждает романсово-гитарную мещанскую лирику и идиллические мещанские идеалы.

Видео версия Облако в штанах Маяковский

Автор призывает народ бороться со сложившимся строем, провести реформы, дающие право на свободу слова. Поэма учит смотреть не на внешние данные человека, а обращать внимание на его внутренний мир, душу.

Источник: https://litfest.ru/shortwork/oblako-v-shtanah.html

Хорошо! — краткое содержание поэмы Маяковского

В поэме «Хорошо» Маяковский описывает трудное становление молодого Советского государства. Все начинается с преддверия революции. Народ, ослабленный войнами и голодом, начинает роптать.

Глава временного правительства Керенский почивает на лаврах, думая, что является спасителем общества и его все поддерживают.

Тем временем представители разных партий рассуждают о том, что происходит с государством и можно ли допускать к власти Ленина и большевиков.

Но коммунисты не теряют времени даром. Пока остальные рассуждают, они готовятся к осаде Зимнего дворца, где заседают министры. Противоборство двух сил показано в виде двух теней.

Тень большевиков гораздо больше и сильней, и вот уже министры в страхе сдаются, а Керенский бежит.

Главное уже свершилось, теперь и остальные регионы подхватили революционный клич, повсюду громят и грабят дома богачей.

Однако остается грозная сила «белых», они хотят вернуть контроль над страной, обратившись за помощью к иностранцам. Те дают им суда, машины, а главное – еду. Однако главная сила советского народа в его единстве. Они день и ночь трудятся на благо друг друга.

И пережить голод и дефицит им помогает их благородная цель – защита своего государства. Им некогда мерзнуть, ведь нужно постоянно работать. А ради дальнейшего процветания можно и немного поголодать. Маяковский описывает, что ему жить проще, чем остальным.

Ведь ему по статусу положен более дорогой паек.

Но вот и последние «белые»  выбиты за пределы страны. Все те, кто так держался за капитализм, спешат покинуть свою родину. Им суждено скитаться где-то в далеких краях, занимаясь тяжелой работой и погибнуть безвестными на чужбине. Вот и родилась в трудах и боях новая республика. Теперь все здесь будет иначе.

Народ бросает оружие и возвращается к своему труду. Заждались их поля и заводы. Теперь они будут трудиться не для того, чтобы их деньги пошли в карман капиталистам. Эта республика создана народом для народа. Колхозы заготавливают продукты для страны. Рабочие поднимают тяжелую промышленность ударными темпами. Голод кончился, а магазины полны продуктов по сниженным ценам.

В конце поэмы Маяковский идет по улицам Москвы. Он глядит по сторонам на счастливых людей, спешащих по своим делам. По дорогам деловито снуют автомобили. Общественный покой охраняют милиционеры. Каждый занят своим делом во благо государства. А само советское государство еще подросток, ему только предстоит набраться сил и показать себя миру.  С какой стороны не посмотри, ну хорошо же!

← Баня
← Клоп↑ МаяковскийПро это →

Краткое содержание Маяковский Мистерия-Буфф за 2 минуты пересказ сюжета

Источник: https://sochinimka.ru/kratkoe-soderzhanie/mayakovskij/horosho-poehma

Мистерия Буфф читать онлайн

  • Владимир Маяковский
  • «Мистерия Буфф»
  • Пьеса
  • Пролог
  • МИСТЕРИЯ-БУФФ
  • Героическое, эпическое и сатирическое
  • изображение нашей эпохи
  • В Т О Р О Й В А Р И А Н Т

«Мистерия-буфф» — дорога.

Дорога революции. Никто не предскажет с точностью, какие еще горы придется взрывать нам, идущим этой дорогой. Сегодня сверлит ухо слово «Ллойд-Джордж», а завтра имя его забудут и сами англичане.

Сегодня к коммуне рвется воля миллионов, а через полсотни лет, может быть, в атаку дале

  1. ких планет ринутся воздушные дредноуты коммуны. Поэтому, оставив дорогу (форму), я опять изменил части пейзажа
  2. (содержание). В будущем все играющие, ставящие, читающие, печатающие «Мистерию-буфф», меняйте содержание, — делайте содержание ее современ
  3. ным, сегодняшним, сиюминутным.
  4. Д Е Й С Т В У Ю Т :
  5. 1. С е м ь п а р ч и с т ы х: 1) Негус абиссинский, 2) Раджа
  6. индийский, 3) Турецкий паша, 4) Российский спекулянт, 5)
  7. Китаец, 6) Упитанный перс, 7) Клемансо, 8) Немец, 9) Поп,
  8. 10) Австралиец, 11) Жена австралийца, 12) Ллойд-Джордж,

13) Американец и 14) Дипломат. 2. С е м ь п а р н е ч и с т ы х: 1) Красноармеец, 2) Фонар

щик, 3) Шофер, 4) Шахтер, 5) Плотник, 6) Батрак, 7) Слуга,

8) Кузнец, 9) Булочник, 10) Прачка, 11) Швея, 12) Машинист,

13) Эскимос-рыбак и 14) Эскимос-охотник. 3. С о г л а ш а т е л ь. 4. И н т е л л и г е н ц и я. 5. Д а м а с к а р т о н к а м и. 6. Ч е р т и: 1) Вельзевул, 2) Обер-черт, 3) Вестовой, 4) 2-й

вестовой, 5) Караульный, 6) 20 чистых с рогами и хвостами. 7. С в я т ы е: 1) Мафусаил, 2) Жан-Жак Руссо, 3) Лев Толстой,

4) Гавриил, 5) Ангел, 6) 2-й ангел и 7) ангелы. 8. С а в а о ф. 9. Д е й с т в у ю щ и е З е м л и о б е т о в а н н о й:

1) Молот, 2) Серп, 3) Машины, 4) Поезда, 5) Автомобили, 6)

Рубанок 7) Клещи, 8) Игла, 9) Пила, 10) Хлеб, 11) Соль, 12)

Сахар, 13) Материя, 14) Сапог, 15) Доска с рычагом. 10. Ч е л о в е к б у д у щ е г о.

М Е С Т А Д Е Й С Т В И Й

1. Вся вселенная. 2. Ковчег. 3. Ад. 4. Рай. 5. Страна обломков.

6. Земля обетованная.

ПРОЛОГ

Н е ч и с т ы й

Через минуту мы вам покажем… Мистерию-буфф. Должен сказать два слова я: это вещь новая. Чтобы выше головы прыгнуть, надо чтоб кто-нибудь помог. Перед новой пьесой необходим пролог. Во-первых, почему весь театр разворочен? Благонамеренных людей это возмутит очень.

Вы для чего ходите на спектакли? Для того, чтобы удовольствие получить не так ли? А велико ли удовольствие смотреть, если удовольствие только на сцене; сцена-то всего одна треть. Значит, в интересном спектакле, если все застроишь, то и удовольствие твое увеличится втрое ж, а если спектакль неинтересный, то не стоит смотреть и на одну треть.

Для других театров представлять не важно: для них сцена замочная скважина. Сиди, мол, смирно, прямо или наискосочек и смотри чужой жизни кусочек. Смотришь и видишь гнусят на диване тети Мани да дяди Вани. А нас не интересуют ни дяди, ни тети,теть и дядь и дома найдете. Мы тоже покажем настоящую жизнь, но она в зрелище необычайнейшее театром превращена.

Суть первого действия такая: земля протекает. Потом — топот. Все бегут от революционного потопа. Семь пар нечистых и чистых семь пар, то есть четырнадцать бедняков-пролетариев и четырнадцать буржуев-бар, а меж ними, с парой заплаканных щечек меньшевичочек. Полюс захлестывает. Рушится последнее убежище. И все начинают строить даже не ковчег, а ковчежище.

Во втором действии в ковчеге путешествует публика: тут тебе и самодержавие, и демократическая республика, и наконец за борт, под меньшевистский вой, чистых сбросили вниз головой. В третьем действии показано, что рабочим ничего бояться не надо, даже чертей посреди ада. В четвертом смейтесь гуще! показываются райские кущи.

В пятом действии разруха, разинув необъятный рот, крушит и жрет. Хоть мы работали и на голодное брюхо, но нами была побеждена разруха. В шестом действии коммуна,весь зал, пой во все глотки! Смотри во все глаза!

Все готово? И ад? И рай?

Из-за сцены.

Г-о-т-о-в-о! Давай!

* * * * *

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

На зареве северного сияния шар земной, упирающийся полюсом в лед пола. По всему шару лестницами перекрещиваются канаты широт и долгот. Между двух моржей, подпирающих мир, э с к им о с-о х о т н и к, уткнувшись пальцем в землю, орет д р у

г о м у, растянувшемуся перед ним у костра.

О х о т н и к

Эйе! Эйе!

Р ы б а к

Горланит. Дела другого нет пальцем землю тыркать.

  • О х о т н и к
  • Дырка!
  • Р ы б а к
  • Где дырка?
  • О х о т н и к
  • Течет!
  • Р ы б а к
  • Что течет?
  • О х о т н и к
  • Земля!
  • Р ы б а к (вскакивая, подбегая и засматривая под
  • зажимающий палец)

О-о-о-о! Дело нечистых рук. Черт! Пойду предупрежу Полярный круг.

Бежит. На него из-за склона мира наскакивает выжимающий рукава н е м е ц. Секунду ищет пуговицу и, не найдя,

ухватывает шерсть шубы.

Н е м е ц

Гер эскимос! Гер эскимос! Страшно спешно! Пара минут…

  1. Р ы б а к
  2. Ну?
  3. Н е м е ц

Так вот — сегодня сижу я это у себя в ресторане на Фридрихштрассе. В окно солнце так и манит. День, как буржуй до революции, ясен. Публика сидит и тихо шейдеманит. Суп съев, смотрю я на бутылочные эйфели. Думаю: за какой мне приняться беф? Да и приняться мне за беф ли? Смотрю и в горле застрял обед: что-то неладное с Аллеей Побед.

Читайте также:  Краткое содержание киплинг рикки тикки тави за 2 минуты пересказ сюжета

Каменные Гогенцоллерны, стоявшие меж ромашками, вдруг полетели вверх тормашками. Гул. На крышу бегу. Виясь вокруг трактирного остова, безводный прибой, суетне вперебой, бежал, кварталы захлестывал. Берлин — тревожного моря бред, невидимых волн басовые ноты.

И за, и над, и под, и пред домов дредноуты! И прежде чем мыслью раскинуть мог, от Фоша ли это или от…

  • Р ы б а к
  • Скорей!
  • Н е м е ц

Я весь до ниточки взмок. Смотрю все сухо, но льется, и льется, и льет. И вдруг, крушенья Помпеи помпезней, картина разверзлась с корнем Берлин был вырван и вытоплен в бездне, у мира в расплавленном горне. Я очнулся на гребне текущих сел. Я весь свой собрал яхт-клубский опыт, и вот перед вами, милейший, все, что осталось теперь от Европы.

Р ы б а к

Н-н-немного…

Н е м е ц

Успокоится, конечно… Дня-с на два-с.

Р ы б а к

Да говори ты без этих европейских юлений! Чего тебе надо? Тут не до вас.

  1. Н е м е ц (показывая горизонтально)
  2. Разрешите мне около ваших многоуважаемых тюленей.
  3. Рыбак досадливо машет рукой костру, идет в другую сторону предупреждать Круг — и натыкается на выбегающих из-за дру
  4. гого склона измокших а в с т р а л и й ц е в.
  5. Р ы б а к (отступая в удивлении)

А еще омерзительней не было лиц?!

  • А в с т р а л и е ц с ж е н о й (вместе)
  • Мы — австралийцы.
  • А в с т р а л и е ц

Я — австралиец. Все у нас было. Как-то-с: утконос, пальма, дикобраз, кактус…

А в с т р а л и й к а (плача в нахлынувшем чувстве)

А теперь пропали мы, все пропало: и кактусы, и утконосы, и пальмы все утонуло… все на дне…

Р ы б а к (указывая на разлегшегося немца)

Вот идите к ним. А то они одне.

  1. Собравшись вновь идти, эскимос остановился, прислушиваясь к
  2. двум голосам с двух сторон земного шара.
  3. П е р в ы й г о л о с
  4. Котелок, у-ту!
  5. В т о р о й
  6. Цилиндр, у-ту!
  7. П е р в ы й

Крепчает! Держитесь за северную широту!

В т о р о й

Яреет! Хватайтесь за южную долготу!

По канатам широт и долгот скатываются с земного шара а н г л и ч а н и н и ф р а н ц у з. Каждый водружает национальное знамя.

А н г л и ч а н и н

Знамя водружено. Хозяин полный в снежном лоне я.

Ф р а н ц у з

Нет, извините! Я раньше водрузил. Это — моя колония.

  • А н г л и ч а н и н (раскладывая какие-то товары)
  • Нет — моя, я уже торгую.
  • Ф р а н ц у з (начиная сердиться)
  • Нет — моя, а вы себе поищите другую.
  • А н г л и ч а н и н
  • (взъярясь)

Ax, так! Да чтобы ты погиб!

Ф р а н ц у з

(взъярясь)

Ах, так! Насажу я тебе шишку на нос!

  1. А н г л и ч а н и н (лезет с кулаками на француза)
  2. Англия, гип-гип!
  3. Ф р а н ц у з (лезет с кулаками на англичанина)
  4. Вив ла Франс!*
  5. А в с т р а л и е ц
  6. (бросается разнимать)

Ну и народ! Не народ, а сброд чистый: уже ни империй нет, ни империалов, а они все еще морду друг другу бьют.

  • Р ы б а к
  • Эх, вы, империалисты!
  • Н е м е ц
  • Бросьте, что вы, право!
  • Р ы б а к
  • Ну и орава!
  • Прямо на голову вновь собравшемуся идти эскимосу
  • низвергается наш к у п ч и н а.
  • К у п е ц

Почтенные, это безобразие! Да рази я Азия? «Уничтожить Азию» — постановление совнеба. Да я и в жисть азиатом не был! (Успокоившись немного.) Вчера в Туле сижу я спокойно в стуле. Как рванет двери! Ну, думаю из Чека! У меня, сами понимаете, аж побледнела щека. Но …

Источник: https://knigogid.ru/books/223639-misteriya-buff/toread

Из истории театра. О первой советской пьесе — «Мистерии-Буфф»

7 ноября 1918 года — дата в истории российского театра, о которой не каждый вспомнит. А вот мы предлагаем вспомнить. Ведь именно в этот день состоялась премьера спектакля «Мистерия-Буфф», поставленного В. Маяковским и В. Мейерхольдом по первой  советской пьесе. Артур Фурманов рассказывает, как это было.

Краткое содержание Маяковский Мистерия-Буфф за 2 минуты пересказ сюжета(Коллаж «В. Мейерхольд, В. Маяковский, К. Малевич»! А. Свердлов/Спутник, Третьяковская галерея)

I. Вместо пролога

Со спектакля не осталось никаких вещественных «артефактов» (фотографий, музыки, костюмов, эскизов), дошедших до наших дней, однако, сохранились некоторые описания этого зрелища: во-первых, две рецензии (статья А.

Левинсона “«Мистерия-буфф» Маяковского” в газете «Жизнь искусства» и статья Н. Пунина «О «Мистерии-Буфф» Вл.

Маяковского» в газете «Искусство коммуны»); во-вторых, воспоминания и интервью, собранные Александром Вильямовичом Февральским в своей книге «Первая советская пьеса «Мистерия-Буфф» В.В. Маяковского».

II. История создания пьесы и спектакля

         Весной 1918 года Владимир Маяковский получает государственный заказ на написание пьесы, приуроченной к годовщине Октябрьской революции. Выбор драматурга был неслучаен, так как к тому времени Владимир Владимирович заявил о себе как о талантливом поэте, драматурге, сценаристе, с явной симпатией к новому, советскому правительству.

Уехав на дачу в Левашово, он за лето пишет «Мистерию-Буфф», и 27 сентября, на квартире Бриков, в присутствии деятелей искусства, состоялось первое авторское чтение пьесы. «Маяковский читал превосходно, с глубочайшим пониманием ритмики стиха. Пьеса произвела на всех впечатление чрезвычайное.

Мы были захвачены и грандиозностью темы и своеобразным новым решением задачи», — вспоминает об этом событии театральный педагог, режиссер и театровед Владимир Соловьев.

На том же собрании было решено, что именно Мейерхольду предстоит подготовить пьесу к торжеству, ведь, по замечанию Константина Рудницкого, «на свете был только один режиссер, чей опыт мог бы пригодиться при постановке такого зрелища».

         Далее, Анатолий Васильевич Луначарский, чрезвычайно впечатленный пьесой, распоряжается о том, чтобы пьеса была поставлена в Александринском театре.

Однако после вступительной речи Мейерхольда и авторской читки пьесы стало ясно, что ничего путного из этой идеи не выйдет, так как пьеса показалась актерам слишком революционной и богохульной.

Затем, Мария Федоровна Андреева, ставшая к тому времени председателем художественно-просветительского отдела Петроградской городской думы, специально оттягивала предоставление Мейерхольду и Маяковскому помещения для постановки.

Спустя время, комментируя этот инцидент, она вспоминала: «Я считала, что никто этого не поймет, а затем это стоило бы диких денег. Я же была связана с бесконечным количеством всякого народа, и все говорили: что это такое? Какая ерунда!».

Но после вмешательства в это дело Луначарского она все же выделяет на временное пользование сцену Театра, находившуюся в здании консерватории. Финансирование практически отсутствовало, и актерскую труппу им пришлось набирать из любительской сферы или из актеров петроградских театров, которые хотели бы немного подзаработать.

Свое тогдашнее состояние постановки Маяковский и Осип Брик точно опишут чуть позже в статье «Летучий театр»: «Мытарства «Мистерии» достаточно поучительны. Один театр громко вопиет о недопустимости «тенденциозного зрелища» в «храме чистого искусства». В другом актеры только крестятся при чтении непривычных строк, звучащих для них кощунством.

Третий, в который чуть не силком удается протащить пьесу, прилагает, как известно, максимум усердия к ее провалу». Помимо всего прочего, «аппарат театра» всеми силами мешал этой постановке: актеры театра отказались играть в этой постановке и, как вспоминает сам Маяковский, «лишь в самый день спектакля принесли афиши, и то нераскрашенный контур, и тут же заявили, что клеить никому не велено. Я раскрасил афишу от руки. Наша прислуга Тоня шла с афишами и с обойными гвоздочками по Невскому и где влезал гвоздь – приколачивала тотчас же срываемую ветром афишу».

Краткое содержание Маяковский Мистерия-Буфф за 2 минуты пересказ сюжета (Экземпляр «Мистерии-Буфф» с автографом Маяковского, Москва, 1918. Из коллекции Е. М. Голубовского)

         Так или иначе, но Мейерхольд сдержал обещание, и 7 ноября 1918 года премьера таки состоялась, повторившись позже еще два раза. К слову, помимо «Мистерии-Буфф» в этот праздничный день в Петрограде были показаны и другие спектакли: в Александринском театре – опера Д. Обера «Фенелла», в Михайловском – «Над землей» Т.

Майской, в Драматическом театре Народного дома – драма «Борьба» Дж. Голсуорси, в Троицком – пьеса «Король Арлекин» Р. Лотара, в Свободном – одноактная пьеса А. Шницлера «Зеленый попугай» и т.д.

Таким образом, становится понятным, что именно «Мистерия-Буфф» была наиболее ярким представлением в этот день из-за своей новизны, оригинальности и актуальности.

III. Спектакль

         Как уже было сказано ранее, о спектакле известно крайне мало, однако основные моменты его ясны. Во-первых, за сценографию и костюмы отвечал Казимир Малевич, который к тому времени уже работал с футуристами над постановкой в 1913 году (тогда он был сценографом спектакля А. Крученых и М. Матюшина «Победа над Солнцем»).

Стоит также отметить, что к этому времени у Малевича уже сформировалась своя искусствоведческая концепция супрематизма, суть которой заключалась в том, чтобы отказаться от изображения предметов в пользу элементарных форм, где краски играют главенствующую роль. Супрематизм Малевич переносит и на декорации.

Сам Малевич в интервью Февральскому заявляет, что «воспринимал сценическую постановку как раму картины, а актеров как контрастные элементы», движения которых «должны были ритмически сочетаться с элементами декораций». Основную же свою задачу он видел в том, чтобы не создавать «ассоциации с действительностью, существующей за пределами рампы, а новую реальность».

Сами же декорации в спектакле материализовались из ремарок драматурга. Так, например, в первом действии, определенным Маяковским как «на зареве северного сияния шар земной», Малевич воздвигает объемную полусферу, напоминающую глобус. Ковчег, второе место действия, представлял из себя некое кубическое и абстрактное нагроможденное пространство.

Но вершиной супрематизма все же явились декорации последнего места действия, а именно «Земли обетованной», так как представляли из себя большое специфическое полотно и нечто напоминающее большую картину, на которой была изображена техника.

Краткое содержание Маяковский Мистерия-Буфф за 2 минуты пересказ сюжета

        (Эскиз костюмов В. Маяковского к «Мистерии-Буфф»)

С костюмами дело обстоит еще хуже: достоверно известно, что «нечистые» носили общую серую форму и представляли из себя, по замыслу режиссеров, коллективного героя; «чистые» же были немного индивидуализированы в костюме и гриме, дабы быть антиподом «нечистых». Костюм чертей представлял собой облегающее трико, где одна половина была красной, другая черной. Костюм «вещей» был изготовлен из обычной мешковины, что создавало гипертрофированные фигуры на сцене, которые являются типичными для футуристической эстетики.

         Также нам известен кульминационный момент спектакля, так называемая «Нагорная проповедь», когда к «нечистым» приходит Человек просто и сообщает о шансе на лучшую жизнь в «Земле обетованной». Роль Человека просто исполняет сам Маяковский, и сохранились два воспоминания этой сцены.

Соловьев пишет, что «Маяковский поднимался по лестнице первого бокового софита (левая сторона от зрителей) на достаточно большую высоту. Держась правой рукой за софитную лестницу, он выкидывал свою фигуру вперед, которая казалась из зрительного зала как бы висящей в воздухе.

В таком «висящем» положении Маяковский и читал знаменитый монолог». Нечто подобное описывает и актер Н.А.

Голубенцев, исполнявший роль Эскимоса-охотника в том спектакле: «Он взбирался, невидимый для публики, по железной пожарной лестнице за левым порталом сцены на высоту четырех-пяти метров, там ему надевали на пояс широкую кожаную лямку, и в нужный момент он как бы вываливался из-за портала, паря над толпой «нечистых», столпившихся на палубе ковчега. Вероятно, это было особенно впечатлительно для смотрящих из зала. В таком положении он чеканно громыхал стихи монолога». Из обоих описаний видно, что появление Маяковского было очень зрелищным и неожиданным приемом, твердо оставшимся в памяти участников и зрителей спектакля.

IV. Вместо эпилога

         Зритель принял постановку неоднозначно: с одной стороны, по словам заведующего распространением билетов Лебедева в газете «Искусство коммуны»: «В дни Октябрьской годовщины в Петрограде самый большой спрос на билеты был именно на эту пьесу»; с другой, как вспоминает Соловьев, «спектакль был принят довольно холодно, он, скажу прямо, не дошел до зрителя». Такой же позиции придерживается и Левинсон, когда пишет, что «немало было в этом спектакле интересного, — но лишь для нас, старых завсегдатаев столичных премьер, бражников художественных кабачков, скитальцев по вернисажам […] Но народной душе пристала сегодня лишь очищающая красота трагедии или радостный смех». Кстати, среди таких «завсегдатаев» был и Александр Блок, посетивший премьеруи оставивший в сволей записной такие строчки: «Вечером с Любой на мистерию-буфф Маяковского в музыкальной драме. […] Маяковский многое. Никогда этого не забыть».

         Из дальнейших постановок пьесы «Мистерия-Буфф» можно выделить спектакль Мейерхольда и Маяковского в 1921 году, поставленный в Театре РСФСР Первом по второй редакции пьесы; запрещенный спектакль 1967 года Петра Фоменко в театре им. Ленсовета; спектакль «Мистерия-Буфф. Вариант чистых» Н. Рощина, представленный в Центре им. Вс. Мейерхольда в 2008 г. и т.п.

Из вышесказанного, на мой взгляд, можно сказать, что именно постановка «Мистерии-Буфф» 1918 года является отправной точкой в истории новой советской драматургии, опередившей свое время.

Артур Фурманов

Источник: http://proteatr.info/iz-istorii-teatra-o-pervoj-sovetskoj-pese-misterii-buff/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector