Краткое содержание мопассан жизнь за 2 минуты пересказ сюжета

При рождении в 1850 году француза нарекли Анри-Рене-Альбер-Ги. Дворянская семья Мопассан проживала в роскошной усадьбе Миромениль в пригороде города Дьепа.

Несмотря на внешний лоск, семейство было бедно, так как дед писателя давно разорился и обрек отца Гюстава де Мопассана на трудовые будни.

Отец служил на бирже в должности маклера, но при этом в жизни оставался верен своему эстетическому вкусу, продолжая почитать искусство и даже собственноручно рисуя акварелью. Отец Мопассана был франтом, и о нем шла слава как о прожигателе жизни.

Мать его была с детства знакома с отцом. Лора Ле Пуатвен, несмотря на серьезность и основательность, все же приняла в свое время предложение руки и сердца Гюстава и даже родила ему двух сыновей. Однако пара быстро распалась, сразу после рождения второго сына Лора покинула усадьбу и переехала с детьми на собственную виллу в городке Этрета.

Дети проводили время в праздности, много гуляли, бегали и резвились, с удовольствием рыбачили на побережье, общались с местными рыбаками и фермерами.

Но в возрасте 13 лет все резко изменилось, когда Ги отправили на обучение в духовную семинарию. Строгие правила и наставничество учителей оказались не по душе Мопассану, и он предпринимал попытки бегства, много шалил и был неугомонен. В итоге его исключили из семинарии с соответствующей формулировкой.

Мать отправила сына в другую школу – руанский лицей. И мальчик вдруг прижился. Он демонстрировал интерес и к точным наукам, и к искусству. Он влюбился в книги. Его истинным наставником и фактически учителем жизни стал писатель Гюстав Флобер. В дальнейшем он заложит благодатную почву для развития литературного таланта писателя.

После школы будущий литератор поехал в Париж, поступил в университет на специальностью юриста. Но в этот период началась война с Пруссией. Студент был призван в войска солдатом. Однако страсть к наукам у него осталась и переросла в любовь.

После завершения военных действий обучение Мопассан не продолжил, т.к. плата за высшее учебное заведение оказалась не по карману родителям. Зато был открыт путь в Морское министерство, где Анри-Рене-Альбер-Ги прослужил шесть полных лет за очень маленькую зарплату. В этот период его захватило увлечение литературой, она стала его целью и делала его счастливым.

Не бросая службу в министерстве, будущий великий писатель под покровительством Флобера начал творить. Писал много и с упоением, потом уничтожал написанное и снова приступал к произведению.

Наставник Флобер повторял ученику, чтобы стать великим, надо ежедневно посвящать себя «музе» — только это позволит отточить перо! Первые произведения действительно можно было уничтожать, так как «второй отец» Мопассана Флобер просто запретил ему печататься.

Благодаря покровительству известного писателя, Ги перевели из Морского министерства в Министерство образования.

Краткое содержание Мопассан Жизнь за 2 минуты пересказ сюжета

Первая опубликованная новелла Мопассана назвалась «Рука трупа», она была выпущена в печатной прессе в 1875 г. Следом под тем же псевдонимом была опубликована поэма «На берегу».

Кстати, спустя несколько лет эта новелла привела автора на судебную скамью, так как переизданное и сменившее название произведение «Девка» надзорный комитет отнес к порнографическим зарисовкам.

Гюстав Флобер вновь заступился за ученика, составив разъяснительное письмо-рецензию на поэму.

Наделавший шума рассказ «Пышка» опубликован в 1880 г. в сборнике разных автор. Теперь произведения молодого автора соседствовали с повестями таких великих прозаиков, как Эмиль Золя, Жорис-Карл Гюисманс и др.

Рассказ произвел впечатление на литературное сообщество, настолько он был хорош своей ироничностью и яркими, детально прорисованными характерами. За признание и внезапно вспыхнувшую к Мопассану читательскую любовь в министерстве по месту службы ему дали полугодовалый отпуск.

За «Пышкой» последовало собрание поэтических произведений «Стихотворения».

Затем Ги решил уйти с чиновничьего поста и начать карьеру в газете.

В 80-х гг. наступил период активного творчества Мопассана. Он находил сюжеты своим произведениям, впечатляясь увиденным в путешествиях. Он побывал в Алжире и на Корсике, что вылилось в великолепные новеллы и романы. К примеру, традиции и бытовые особенности корсиканцев легли в основу книги Мопассана «Жизнь».

Краткое содержание Мопассан Жизнь за 2 минуты пересказ сюжета

Литературоведы высоко ценят его лучшие романы:

  • «На воде»,
  • «Пьер и Жан»,
  • «Под солнцем»,

новеллы и повести:

  • «Завещание»,
  • «Ожерелье»,
  • «Лунный свет».

Апогеем творчества стал роман «Милый друг», он вознес Мопассана на небосвод звездных писателей-новеллистов Франции.

Читатели боготворили Мопассана, который научился зарабатывать, посвятив себя любимому делу. Ги де Мопассан разбогател. Его годовой доход составил 60 тыс. франков, и это позволило ему ни в чем себе не отказывать. Безусловно, он материально поддерживал и маму с братом. К концу жизни у него было довольно солидное состояние, множество домов, десятки яхт.

В чем секрет популярности писателя? По мнению Эмиля Золя, Ги блестяще играет на чувствах. Он очень доброжелательно ведет диалог с читателем, а юмор и сатира тонки и безобидны. Лев Толстой иначе трактовал феномен Мопассана: француз является истинным ценителем любви.

Писатель был довольно общителен и искренен в отношениях с близкими людьми, он водил дружбу с именитыми соратниками по литературному поприщу: Полем Алексисом, Иваном Тургеневым, Леоном Дьерксом и др.

Некоторые из литературных произведений Мопассана были экранизированы, причем первым оживил его труд советский кинематограф. Знаменитая «Пышка» с легкой руки отечественного режиссера Михаила Ромма вышла на экраны в 1934 году.

Затем была экранизация «Милого друга» в 1936 г. Это же произведение вновь экранизировали Пьер Кардиналь в 1983-ом.

А в 2012-ом в фильме «Милый друг» режиссера Деклана Доннеллана в главных ролях снялись известные актеры Голливуда Роберт Паттинсон и Ума Турман.

Довольно странные слухи ходили об отношениях писателя с Флобером. По одним из них Флобер и мать Мопассана Лаура имели тайную любовную связь, в результате которой появился сам Ги. По другой версии, старый писатель испытывал страсть к подрастающему гению литературного натурализма Мопассану. Но ни одна из сплетен так до сих пор и не подтверждена.

Ги был известным ловеласом и сердцеедом. Он любил всех женщин и не испытывал серьезных чувств ни к одной. Множество случайных связей, десятки романов, сотни похождений – все это становилось основой сюжетных линий его литературных произведений. Список любовниц Мопассана состоял из 300 женщин.

Литератор старался не раскрывать имена возлюбленных прессе, и на деле известны лишь имена некоторых дам, на время завладевших его сердцем: графиня Эммануэла Потоцкая, Мари Канн, Эрмина. Мопассан был настолько скрытным, что однажды предложил устроить дуэль с газетным писакой, напечатавшем сплетню о его новой возлюбленной.

В 1882-ом, за 11 лет до своей смерти, Мопассан вдруг объявил о своей женитьбе, однако этот брак по неизвестным причинам так и не стал реальностью.

В конце жизни все его любовные похождения привели к неизлечимой в те времена болезни – сифилису. Он отнесся к этому с оптимизмом, сообщая другу в письме: «У меня самый настоящий сифилис. Настоящий, а не жалкий насморк…Я теперь не боюсь его подцепить!».

Его лечили традиционным для 19 века «лекарствами» — цианистой ртутью и йодистым калием. Все это вылилось в сильные головные боли, общую слабость и вспышки неврозов. Врачи даже предположить не могли, что все это могло быть признаками сифилиса. Неврозы стали лечить постельным режимом и поездками на минеральные источники. Безрезультатно.

В это время его младший брат Эрве, заразившийся сифилисом еще в армии, совсем потерял разум и был помещен Мопассаном в психиатрическую больницу. К сожалению, эта же участь ждала и самого Ги. Но до этого он успел пристраститься к наркотикам – морфию и эфиру, которыми врачи также лечили его головные боли и неврозы. В психиатрической лечебнице меланхолия сменялась вспышками бреда и ярости.

Умер он в муках в возрасте 43 лет со словами «Тьма! О, тьма…».

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-957820-gi-de-mopassan-kratkaya-biografiya-tvorchestvo-i-lichnaya-zhizn

Ги де Мопассан (1850-1893). Биография в датах и фактах

Краткое содержание Мопассан Жизнь за 2 минуты пересказ сюжета

Ги де Мопассан — французский писатель, автор классических романов и новелл, в которых принципы реализма переплетаются с распространенными в литературе рубежа ХIХ–ХХ веков на­ту­ра­лис­ти­чес­ки­ми и им­прес­си­онис­ти­чес­ки­ми тенденциями. Творчество Г. де Мопассана обогатило литературу ХIХ в. многообразными человеческими ти­па­жа­ми, яркими описаниями быта и природы, утонченным пси­хо­ло­гиз­мом.

Жизнь Г. де Мопассана в датах и фактах

5 августа 1850 г. — родился в Нормандии в старинной дворянской семье. Картины родного края, его нравы и дух впоследствии многократно воссоздавались на страницах мопассановских произведений. По окончании коллежа будущий писатель поступил в университет города Кан в Нормандии.

В 1870 г. Мопассан вынужден был прервать обучение в связи с началом франко-прусской войны, с первых дней которой он был призван в действующую армию. За два года солдатской жизни писатель познал тяготы военных будней, наглое самоуправство оккупантов, горечь поражений. Военные впечатления отразились в его многочисленных новеллах о франко-прусской войне.

1872 г. — после демобилизации перебрался в Париж, где из-за отсутствия средств для продолжения образования вынужден был устроиться на чиновничью службу в морское министерство, которое впоследствии сменил на министерство образования.

Свободные часы Мопассан по большей части отдавал литературному творчеству, которым в эти годы занимался под наставничеством Г. Флобера — друга его матери и дяди.

По совету Флобера, считавшего, что не стоит начинать писательский путь со слабого дебюта, он в течение десяти лет почти не публиковался. Материал с сайта //iEssay.ru

В 1880 г. в сборнике «Меданские вечера», составленном из рассказов разных писателей, была напечатана новелла Г. де Мопассана «Пышка», принесшая писателю широкую известность.

За последующее десятилетие, которым, по сути, и ограничилась полноценная творческая жизнь Мопассана, им было создано 260 новелл, 3 книги путешествий, ряд литературно-критических статей и эссе, а также 6 романов: «Жизнь» (1883), «Милый друг» (1885), «Монт-Ориоль» (1886), «Пьер и Жан» (1887), «Сильна как смерть» (1889), «Наше сердце» (1890).

В начале 1890-х гг. тяжелое психическое заболевание обусловило сначала резкий спад, а затем и полную остановку литературной деятельности писателя.

6 июля 1893 г. — умер в психиатрической лечебнице.

На этой странице материал по темам:

  • ги де мопассан биография
  • биография мопассана краткая
  • биография мопассан

Источник: http://iessay.ru/ru/writers/foreign/m/mopassan/biografiya_facts

Ги де Мопассан «Орля»

Ги де Мопассан знаменитый французский писатель, произведения которого являются настоящим литературным достоянием Франции. В своем творчестве писатель стремился раскрыть личность человека через призму психологических моментов, которые присущи в жизни каждого его героя.

Мопассан передавал в своих новеллах и рассказах всю красоту окружающего мира, и одновременно акцентировал внимание на том, что и ему присущи пороки. Один из наиболее ярких произведений писателя «Орля», повесть, которая насквозь пропитанная мистикой и психологизмом. 

Краткое изложение «Орля»

Во время прогулки берегами Сены, главный герой рассказа решает описывать каждый день своей жизни в личном дневнике. В этот момент он испытывает настоящее блаженство: спокойные волны реки, майская природа все это преображает его внутренний мир.

Юноша переводит взгляд на бразильское судно, которое плывет по реке своей величественностью оно еще больше преображает окружающий мир.

Однако через несколько дней его радужное настроение сменяется нервным состоянием. Главного героя раздражают те вещи, которые еще недавно дарили ему душевное спокойствие и тепло. В течение нескольких дней к депрессии добавилась и лихорадка.

Врач, которого вызвали к больному, не находит у пациента каких-либо тревожных симптомов. После ухода доктора, главный герой понимает, что ему становиться значительно легче, когда он находиться в закрытом помещении, ограничивая свое общения с другими людьми.

Его начали мучить тревожные сны: неизвестный человек приходит к его постели и пытается его задушить. По утрам главный герой замечает, что его графин с водой пустеет к утру, хотя он не выпивает ни капли воды в течение ночи.

Читайте также:  Краткое содержание улицкая пиковая дама за 2 минуты пересказ сюжета

Этот факт позволяет ему первично проанализировать причину своего состояния молодой человек думает, что страдает лунатизмом и в этом таяться причины его недомогания и ночных кошмаров.

Для того чтобы убедиться в верности своих суждений, юноша закрывает на ночь графин, однако утром обнаруживает, что пробка лежит на полу, а воды в нем нет. Главный герой решает обратиться за помощью к своей кузине, которая устраивает сеансы гипноза в своем парижском салоне.

На сеансе, стало понятным, что юноша ощущает рядом с собой какую то не раскрытую тайну, однако не может узнать ее из-за своих несовершенных чувств и восприятия мира.

Вернувшись домой, молодой человек понимает, что ему становиться хуже, к депрессии добавляются галлюцинации: ему кажется, что чья то невидимая рука срывает цветы из куста роз, которые затем исчезают.

Однажды ночью, герой опять ощутил присутствие потусторонней силы рядом с собой и решил познакомиться с непрошеным гостем, который долгое время мучает его. Существо охотно пошло на контакт и велело называть его Орля. 

Спустя несколько дней, на глаза юноши попадает заметка в газете о том, что жители бразильского города Сан-Пауло массово сходят с ума, так как утверждают, что их преследует темная невидимая сила. В этой силе юноша узнает своего мучителя Орля.

Главный герой уверен, что Орля пришел к нему именно из судна, которое он видел в один из майских дней на прогулке. Пытаясь освободиться от мистического преследования, юноша поджигает свой дом, вместе с прислугой.

На минуту успокоившись, главный герой понимает, что Орля умер вместе с домом. Но внезапная мысль о том, что эта сила не может поддаваться земному огню, толкает героя на совершение суицида. 

Нужна помощь в учебе?

Краткое содержание Мопассан Жизнь за 2 минуты пересказ сюжета Предыдущая тема: Пушкин «Утопленник», «Песни западных славян», «Вурдалак», «Конь»
Следующая тема:   Сон как художественный прием: перевод и переработка произведения

Источник: http://www.nado5.ru/e-book/mopassan-orlya

Жизнь — краткое содержание

b53b3a3d6ab90ce0268229151c9bde11

b53b3a3d6ab90ce0268229151c9bde11

b53b3a3d6ab90ce0268229151c9bde11

b53b3a3d6ab90ce0268229151c9bde11

   Роман начинается  с того, что молодая девушка по имени Жанна собирается ехать из Руана в родовой замок на берегу моря – «Тополя». Жанна только что вернулась из монастыря, где воспитывалась в строгости, и предвкушает свободную счастливую жизнь, ждущую ее.

На улице идет сильный дождь, но несмотря на это, Жанна, ее родители и молодая служанка Розали все же садятся в карету  и отправляются в «Тополя».

Родовой замок уже очень стар, но отец недавно сделал в нем ремонт, так как они с матушкой собрались подарить этот замок Жанне, чтобы она жила в нем после того, как выйдет замуж. 

   В «Тополях» Жанна наслаждается свободой, но в ее душе уже поселились мечтания о Нем. И вот однажды кюре, пришедший в «Тополя» в гости, рассказывает  о том, что у него появился новый прихожанин – виконт де Лямар, очень приятный и воспитанный молодой человек.

Вскоре Жанна, пришедшая на службу вместе с родителями, знакомится с виконтом, и он получает приглашение в «Тополя». Во время своего первого визита виконт действительно показал себя очень воспитанным человеком.

Он понравился Жанне, и она уже полна каких-то неясных предчувствий. 

   Виконт часто бывает в их доме, а вскоре Жанна становится его женой. Она еще не совсем понимает, почему вечером ее мать так бледна и растерянна, что не в силах дать ей последние наставления, так что делать это приходится отцу. А Розали, расправляя супружескую постель, почему-то рыдает. Но Жанна, не обращая на это внимания, ждет, что же произойдет дальше.

   После первой супружеской ночи Жанна с мужем отправляются в свадебное путешествие на Корсику. И здесь, постепенно становясь настоящей женщиной, Жанна вдруг понимает, что ее муж не такой, каким она себе его нарисовала – он жаден, труслив и какой-то слишком обыкновенный.

Вернувшись в «Тополя», Жульен неожиданно перестает разыгрывать из себя нежного молодожена – он проводит ночи в своей комнате, по дому ходит в старой домашней куртке, не бреется и много пьет.

Жанне скучно, и даже Розали перестает ее радовать – служанка как-то меняется, плохо себя чувствует, и однажды, заправляя Жанне постель, сползает на пол и … рожает мальчика.

После родов Жанна очень хочет помочь Розали, найти отца ребенка, но та не отвечает ничего на ее расспросы, а Жульен настаивает на том, что служанку надо немедленно выгнать из дому.

   Зимой Жанна заболевает. Она просит мужа отложить на день-два его ночные визиты в ее спальню, и он уходит. Ночью Жанна чувствует себя очень плохо. Она зовет Розали, но та не откликается, тогда Жанна идет сама в комнату служанки и видит, что ее там нет.

Тогда она, чувствуя, что умирает, идет в комнату Жульена и видит в его постели Розали. Оказалось, что Жульен близок с Розали еще со своего первого визита в замок, а потом их отношения возобновились, после того, как молодожены вернулись из свадебного путешествия.

Спасает положение кюре, который находит для Розали мужа. 

У Жанны горячка, но она остается жива. Более того – доктор обнаруживает, что Жанна беременна. Она рожает мальчика, которому дает имя Поль – любовь к Полю заменяет ей супружескую любовь.

   Умирает матушка Жанны, Жульен заводит роман с соседкой, муж которой, застав любовников вместе, в ярости убивает их. 

   Полю уже 20 лет, и он убегает в Лондон с проституткой. Жанна постоянно посылает ему деньги и разоряется. Умирает отец Жанны, а «Тополя» продают, чтобы расплатится с долгами. Жанна переезжает вместе с Розали, вернувшейся к ней после смерти мужа,  жить в небольшой дом.

Вскоре Жанна получает письмо от Поля, в котором он пишет, что у него родилась дочь, но его возлюбленная умирает. Розали едет в Лондон и привозит Жанне ее внучку, Поль должен вернуться на следующий день – его задержали похороны.

Глядя на внучку, Жанна понимает, что жизнь продолжается.

Источник: http://szhato.ru/mopassan/55-zhizn.html

Ги де Мопассан — Жизнь

Семнадцатилетняя Жанна, дочь барона Ле Пертюи де Во, покидает монастырь, в котором прошли её отроческие годы, и возвращается вместе с родителями в имение Тополя, расположенное в Нормандии.

Здесь происходит её знакомство с сыном разорившегося дворянина Жюльеном де Ламаром.

Молодой человек щёгольской наружности производит приятное впечатление не только на Жанну, но и на служанку Розали, которая не может скрыть смятения при виде де Ламара.

https://www.youtube.com/watch?v=90Z3-8w3328

Вскоре барон сообщает дочери, что Жюльен просит её руки; девушка отвечает согласием. После свадьбы молодая семья отправляется в путешествие на Корсику. Во время странствий Жанна привыкает к мужу, её женское естество пробуждается, и она чувствует себя счастливой. Единственное, что несколько омрачает дорожные впечатления, — это склонность Жюльена к экономии, граничащая со скаредностью.

Однако семейная безмятежность длится недолго: по возвращении в Тополя между супругами назревает отчуждение. Жюльен, занятый хозяйственными делами, перестаёт обращать внимание на молодую жену.

Настоящим потрясением для Жанны становится известие о том, что с первого дня пребывания в поместье де Ламар изменял ей с Розали и был отцом её ребёнка. Узнавшая об адюльтере Жанна долго пребывает в горячке.

Придя в себя, она пытается покинуть Тополя, уехать от мужа в Руан, однако родители убеждают её не торопиться. Свою лепту в сохранение семьи вносит и доктор, объявляющий о том, что Жанна скоро станет матерью.

Рождение сына Поля становится для Жанны столь важным событием, что дела и заботы мужа перестают её интересовать.

Оказавшись однажды невольным свидетелем любовной связи Жюльена и графини Жильберты де Фурвиль, она не испытывает ничего, кроме лёгкого презрения.

Зато граф де Фурвиль, застав жену с Жюльеном в небольшом фургоне на колёсах, устраивает неверным супругам страшную смерть. Когда тело погибшего Жюльена доставляют в Тополя, у Жанны, ожидавшей второго ребёнка, рождается мёртвый младенец.

Дальнейшая жизнь Жанны связана только с сыном.

Поль доставляет родным много хлопот: отправленный в Гаврский коллеж, он с трудом осваивает науки; затем начинает отправлять матери письма с просьбой прислать денег на погашение многочисленных долгов; позже, связавшись с женщиной лёгкого поведения, переезжает в Лондон и втягивается в сомнительные сделки. Переживания за внука доводят барона до апоплексического удара; следом за ним уходит из жизни тётя Лизон. В тот момент, когда Жанна остаётся совершенно одна, к ней возвращается Розали, берущая на себя все заботы о своей прежней хозяйке.

В финале романа к Жанне, вынужденной продать Тополя и перебраться в селение Батвиль, приходит письмо от Поля. Сын сообщает, что его жена родила девочку и сейчас находится при смерти. На просьбу забрать ребёнка Жанна откликается с готовностью. Наблюдая за её радостным волнением, Розали замечает, что жизнь «не так хороша, да и не так уж плоха, как думается».

Источник: https://KnigoPoisk.org/books/gi_de_mopassan_zhizn

Краткое содержание новеллы «Пышка» (Ги де Мопассан) | Литрекон

Основные события из новеллы «Пышка» разворачиваются во время Франко-прусской войны. Город Руан был оккупирован прусскими войсками, и десять человек, которые отражают все слои буржуазного общества Франции, устроились в своеобразном «ноевом ковчеге» и поехали в Гавр. Многомудрый Литрекон описывает сюжет книги в кратком пересказе, чтобы передать произведение Ги де Мопассана в сокращении.

(400 слов) Ранним зимним утром десять человек на дилижансе выезжают из этого города в Гавр. В числе пассажиров: супруги Луазо, г-н Карре-Ламадон с женой, граф Юбер де Бревиль с супругой, две монахини, демократ Корнюде и особа лёгкого поведения по имени Пышка.

Делижанс двигался медленно. Провизии у пассажиров не было и, как на зло, по дороге не попадались ни харчевни, ни какие-нибудь кабачки. Голод усиливался.

Пышка вытащила из-под скамьи большую корзинку и начала кушать. Все взоры устремились к ней. Добрая толстушка поделилась со всеми своими вкусностями.

Нельзя было есть провизию девушки и не говорить с нею, поэтому завязался разговор. Она призналась, что ненавидит прусских солдатов и по этой причине покинула Руан.

Она накинулась на одного из них и бежала в качестве опальной преступницы. Корзина опустела.

Почти к ночи карета заехала в посёлок и остановилась у «Торговой гостиницы», которой заведовал господин Фоланви.

Когда все разместились, а потом стали усаживаться за стол, Фоланви обратился с вопросом: «Кто здесь Элизабет Руссе?». Это оказалась Пышка. Её звал к себе прусский офицер, но она сразу же отрезала: «Нет». Трактирщик предупредил, что её отказ может повлечь за собой неприятности. Она согласилась.

Спустя десять минут Пышка вернулась раздраженная. Как оказалось потом, немец требовал профессиональной услуги от гулящей женщины. Но для неё лечь в кровать с врагом родины было отвратительным и низким поступком.

Утром дилижансу пора было продолжать путь. Однако кучер заявил, что выезд запрещён офицером, который требовал и требует Пышку.

Читайте также:  Краткое содержание олеша зависть за 2 минуты пересказ сюжета

Пассажиры сначала были на её стороне, но с каждым часом, который они проводили в трактире, накал ненависти к бедной Элизабет разрастался. Они не понимали, почему она, куртизанка, не может переступить через свою гордость, казалось бы, не раз уже попранную. Если бы речь шла о честной женщине, думали они, ее можно было бы понять, но проститутка могла бы быть посговорчивее.

Заждавшиеся пассажиры стали уговаривать Пышку, а иные начали давить на нее. Даже монахини пересказывали отрывки из евангелия, в которых есть примеры самопожертвования.

Люди, которые высказывали похвалы щедрой и патриотичной девушке, теперь унижали ее за спиной и упрекали в неуважении к попутчикам. Гнет презрения становился невыносимым бременем для нее.

В конечном итоге, несчастная толстушка поддалась уговорам.

Пышка выполнила свою работу. Дилижанс смог продолжить путь. Счастливые пассажиры перестали воспринимать их спасительницу, как равную. Они косились на неё и воротили нос. Элизабет, выполняя работу, не успела подготовить провизию и, когда все вокруг ели, никто даже не подумал с ней делиться. Пышка оглядела всех, и ей стали противны эти люди. Из её глаз покатились слезы.

Маргарита Калина

Источник: https://litrekon.ru/kratkie-soderzhaniya/pyshka-mopassan/

Краткое содержание романа “Жизнь” Мопассан, Ги де

Северо-запад Франции. Руан. Майское утро 1819 г.

Жанна, белокурая девушка с глазами, похожими на голубые агаты, дочь барона Ле Пертюи де Во, сама укладывает чемоданы и снова смотрит в окно: дождь не утихает… А так хочется ехать! Жанна только что вернулась в родительский дом из монастыря, где воспитывалась “в строгом заключении” с двенадцати лет. И вот наконец свобода, начало жизни, и они с папой и мамочкой едут в “Тополя”, в родовой замок на берегу моря, в деревню на все лето! Дождь не утихает, но они все-таки едут. В экипаже чудаковатый,

добрейший отец, сильно располневшая мамочка и молодая служанка Розали. Замок в “Тополях”, конечно, стар, но отец продал одну из своих ферм и на эти деньги привел все в порядок: ведь они с мамой решили подарить этот замок Жанне. Она станет там жить, когда выйдет замуж… А пока они едут туда на все лето.

В замке очень просторно, уютно и вполне беспорядочно: по бокам комода в стиле Людовика XIV стоят два кресла (подумать только!) в стиле Людовика XV… Но и в этом – свобода. Можно где угодно бегать, гулять и купаться в море – сплошное счастье, а впереди вся жизнь и, конечно, любовь.

Осталось только встретить Его,

и как можно скорей! Аббат Пико, местный кюре, обедая как-то в “Тополях”, вспоминает за десертом, что у него есть новый прихожанин виконт де Лямар, очаровательный, порядочный, тихий. В воскресенье баронесса и Жанна отправляются к мессе, и кюре знакомит их с молодым человеком. Тот вскоре делает первый визит, он прекрасно воспитан, и его приглашают отобедать на следующей неделе.

Виконт отобедал. Еще ничего не случилось, ничего еще нет, он только смотрит на Жанну бархатно-черными глазами.

Еще никто ничего не знает – ни барон с баронессой, ни Жанна, ни даже читатель, а между тем завязка драмы уже совершилась… Виконт в их доме постоянно, он помогает мамочке “совершать моцион”, они втроем – с отцом и Жанной – устроили морскую прогулку, его зовут Жюльен, и Жанна полна предчувствия любви, и вот уже звучит пленительный вопрос: “Хотите быть моей женой?” Обряд совершен.

Жанна взволнована: как же так – вчера уснула девушкой, а сегодня, сейчас, стоя у алтаря, она стала женщиной! Но отчего это Жюльен нежно шепчет, что вечером Жанна станет его женой? Да разве она… не стала?! И вот уже вечер. Мамочка, бедная, рыдает, не в силах сделать последние наставления дочери.

Вынужден вмешаться отец… Розали раздевает Жанну и отчего-то ревет в три ручья, но Жанна ничего не замечает, она в постели и ждет, сама не зная чего… Дальше следуют две-три страницы особого свойства – “…по ее ноге скользнула другая нога, холодная и волосатая…”.

Потом, во время свадебного путешествия по Корсике, в Жанне тихо пробуждается женщина, но странно: познавая с Жюльеном любовь, она все отчетливее видит, что супруг труслив, жаден, чванлив и нестерпимо обыден.

Они возвращаются в “Тополя”, и с первой же ночи Жюльен остается в своей комнате, а потом как-то сразу, словно отыграв роль молодожена, перестает обращать внимание на Жанну, забывает бритву, не вылезает из старой домашней куртки и пьет по восемь рюмок коньяку после каждой еды. Жанна изнывает от тоски, а тут еще всегда веселая Розали совсем переменилась и занемогла.

Утром она медленно заправляет постель Жанны и вдруг опускается на пол… В комнате госпожи, возле ее постели, девушка Розали родила мальчика. Жанна взволнована, хочет помочь Розали (они молочные сестры), нужно найти отца ребенка, заставить жениться, но Жюльен категоричен: служанку надо гнать вместе с незаконным дитем! Жанна расспрашивает Розали, а та только рыдает.

Муж на все это злится, но отчего-то возвращается “к обязанностям любви”. На дворе зима, в замке холодно, Жанне нездоровится, а Жюльен возжелал. Жанна просит его отложить визиты в спальню на день-два. Ночью Жанну бьет ужасный озноб, она зовет Розали, та не откликается, Жанна босиком, в полубреду, идет в ее комнату, но Розали там нет.

Чувствуя, что умирает, Жанна кидается будить Жюльена… На подушке рядом с его головой – голова Розали. Оказалось, что благовоспитанный виконт, еще когда в первый раз обедал в “Тополях”, отобедав, не уехал, а прокрался на чердак, затаился, а потом “сошел” к Розали. Все возобновилось после их возвращения с Корсики. Жанна едва не умерла в горячке, а доктор обнаружил у нее беременность.

Всех примирил деревенский кюре, который и нашел мужа для Розали. А Жанна родила мальчика. Его назвали Поль, и любовь к нему заменила все остальное.

Несчастья же продолжают сыпаться на бедную Жанну: умерла матушка, Жюльен завел роман по соседству – с графиней де Фурвиль, ревнивый граф обнаружил любовников и убил их, представив дело как несчастный случай… А Полю минуло пятнадцать, пришлось отдать его в коллеж. И вот ему двадцать, и он связался с проституткой, они сбежали в Лондон. Сын тянет из матери деньги и вконец разоряет. Старый барон хлопочет, закладывает, перезакладывает имение, внезапно умирает… Розали, уже старая, но крепкая и ясная умом вдова, возвращается в дом и опекает совсем ослабевшую Жанну… Проданы “Тополя”, другого выхода не было. Жанна и Розали живут в скромном, но уютном доме. Поль пишет, что его возлюбленная родила девочку и теперь умирает. А Жанна, та самая Жанна, что совсем недавно была полна предвкушения жизни, доживает последние дни и вспоминает изредка короткие, редкие мгновения любви. Но вот Розали привозит девочку, внучку. И жизнь продолжается, та самая жизнь, что не такая хорошая, как говорит Розали, но и не такая плохая, как о ней думают.

Жанна и Розали вспоминают, какой был сильный, нескончаемый дождь, когда они ехали в “Тополя” из Руана.

(1

Источник: https://ege-essay.ru/kratkoe-soderzhanie-romana-zhizn-mopassan-gi-de/

Вопрос 27. Сюжет, композиция и образы романа Мопассана «Жизнь»

Новеллы Мопассана создаются параллельно с его романами. Эти жанры взаимодействуют внутри его художественной систе­мы, дополняя друг друга.

Отдельные образы, ситуации, темы «пе­рекочевывают» из новелл в романы, где воплощаются полнее и подробнее.

Вместе с тем в романах нередко чувствуется рука но­веллиста; французские критики писали, что «Жизнь» — это всего лишь «длинная новелла» или даже «сюита новелл, связанных господствующей идеей».

«Жизнь»: судьба женщины.В романе «Жизнь» (1883) прояви­лись лучшие качества Мопассана-художника: психологическое мастерство, лиризм, глубокое проникновение в женскую душу. Название романа может быть переведено как «Одна жизнь».

В цен­тре произведения — судьба женщины, прослеженная от ранней юности до глубокой старости. Ее судьба детерминируется не толь­ко характером героини, но и ее окружением, обстоятельствами жизни. Роман философичен: в его основе — «вечная» тема: жизнь, ее уроки, иллюзии, ошибки, ценности, ее глубинный смысл.

Это делает историю мопассановской героини неизменно актуальной.

Главная героиня, Жанна де Во, покидает монастырь, где про­вела шесть лет. Вспомним, что и флоберовская Эмма Бовари так­же выходит из монастыря и сталкивается с «неромантическими» жизненными реалиями.

Очаровательная, милая, простодушная Жанна вступает в жизнь «естественным человеком».

Произведе­нию Мопассана присущи определенные черты романа воспита­ния: героиня воспринимает жизненные уроки, проходит через ряд разочарований.

«Жизнь» — роман психологический и одновременно истори­ческий. Действие начинается в 1819 г. Правда, в романе нет ссы­лок на конкретные исторические события, зато ощущается смена культурных традиций.

Отец Жанны, барон Де Во, либерал, человек чудоковатый, поклон­ник Руссо, бездумно расточает состояние; баронесса — жеманная стару­ха, интересы которой сосредоточены на дворянских родословных, а пред­ставления о жизни почерпнуты из романов Вальтера Скотта. Муж Жан­ны, Жюльен де Ламар, «сельский виконт», — человек во многом новой формации, в нем за тонким слоем внешнего лоска угадывается корысто­любивый и пошлый мещанин.

Мопассан передает гамму настроений главной героини. Молодой Жанне будущее видится в радужных красках, замужество кажется счас­тьем. Но будущего мужа, выбранного для нее родителями, она, в сущно­сти, почти не знает. Виконт, очаровавший родителей Жанны и имею­щий виды на ее состояние, искусно играет роль скромного и тактичного жениха в духе галантных кавалеров XVHI в.

Светлые дни брака недолговечны. Супругов мало что связывает в ду­ховном плане. После свадебного путешествия Жюльен предстает в ис­тинном свете: Жанна видит, что он не только жаден, но и зауряден и пошл. Виконт еще до брака начал изменять ей.

Не надеясь восстановить отношения с мужем, Жанна полностью по­свящает себя сыну Полю. Жюльен же заводит роман с графиней де Фур-виль, позднее любовники погибают. Пятнадцатилетнего Поля отдают в колледж. Жанна остается совсем одна: лишившись матери, она пережи­вает внезапную смерть отца.

Старый барон отличается крайней непрактичностью, не вылезает из долгов. Жанна вынуждена продать родовое поместье «Тополя». Прежде считавшая родителей идеальной парой, она обнаруживает, что у ее ма­тери был любовник.

Но и это не последний удар. Ее сын сходится с проституткой, у них рождается дочь. Поль вспоминает о матери, только когда ему нужны деньги. Жанна размышляет о своей неудавшейся жизни.

За Жанной ухаживает служанка Розали, бывшая любовница ее мужа. После смерти возлюбленной Поля она привозит в дом Жанны ее внуч­ку, которую та осыпает «неистовыми бессчетными поцелуями». Жизнь продолжается.

Мопассан сопоставляет судьбы Жанны и Розали, которые столь причудливо пересеклись.

Розали в ответ на сетования Жанны о своей неудавшейся жизни отвечает по-крестьянски: «Вот пришлось бы вам работать за кусок хлеба, вставать каждый день в шесть утра и идти на поденщину, чтобы вы тогда сказали».

В уста Розали вло­жена заключительная сентенция романа, столь мудро выражаю­щая закон бытия: «Вот видите, какова она — жизнь: не так хоро­ша, да и не так уж плоха, как думается».

Читайте также:  Краткое содержание коллинз лунный камень за 2 минуты пересказ сюжета

Манеру Мопассана в романе отличают лиризм и гармонич­ность. Мопассан — мастер психологического пейзажа. Писатель показывает природу сквозь призму восприятия героини. Когда счастливая Жанна едет из монастыря в «Тополя», за окном каре­ты — светлый летний дождь. Напротив, горестные эпизоды в жизни героини сопрягаются с тоскливыми картинами осени, увядания.

В композиции романист следует флоберовской методологии. Если Золя членит романы на «акты», то Мопассан плавно переходит от одного эпизода к другому. Он стремится, по его словам, «осве­щать полным светом основные события», рисовать течение жизни. Это дало основание Тургеневу сказать о «Жизни»: «Роман — пре­лести и чистоты чуть ли не шиллеровской».

Билет 28. Тематика и поэтика (=сюжет и композиция) новелл Мопассана.

Новеллы Мопассана (их около 300, объединенных в 16 сборников) исключительно разнообразны по тематике, жанровым особенностям (новелла-анекдот, новелла- памфлет, новелла-исповедь, лирическая новелла, новелла характеров и др.

), тональности и языку. Собранные вместе, они дают исчерпывающее [78] представление о французской действительности конца XIX в.

, выявляют богатство социальных типов и человеческих характеров, позволяют проследить эволюцию творческого метода писателя.

В новеллах первых сборников («Воскресная прогулка буржуа», «Заведение Телье») влияние натурализма очевидно проявляется в пристрастии к изображению темных сторон жизни, в преувеличении роли биологического начала в человеке («В лоне семьи»), обусловленности его поступков инстинктами («Подруга Поля»), в нарочито объективной, безоценочной манере повествования («Заведение Телье»).

В сборниках середины 80-х гг. расширяется тематика новелл, социальные конфликты становятся ведущими, в них все чаще звучит гневный и страстный голос самого писателя, который, по словам Л.Н. Толстого, «мучается… неразумностью мира и… некрасивостью его».

Мопассан приходит к созданию классических образцов реалистической новеллы. По стилю новеллы поражают точным восприятием и безупречной передачей социальной, исторической, этнографической реальности. Наиболее полно и смело в новеллистике Мопассан решал народные темы.

В маленьком, частном, конкретном Мопассан вмещает огромное, общее, всю жизнь.

Одной из них явилась «Пышка» (1880), открывшая цикл рассказов, посвященных событиям франко-прусской войны. В ней впервые была сказана вся правда о причинах поражения Франции, о героизме ее народа и продажности власть имущих.

Новелла была написана в ответ на предложение Эмиля Золя всем участникам Меданской группы создать коллективный труд, для которого каждый напишет что-нибудь из истории войны; впервые напечатана в 1880 в сборнике «Меданские вечера» [Les Soirees de Medan], издававшемся Меданским кружком молодых писателей; первая постановка в парижском театре — в 1902.

Сюжет — история бегства почтенных буржуа из осаждённого Руана. Сюжет новеллы предельно прост. Захваченный пруссаками Руан покидает группа людей: виноторговец Луазо с женой, фабрикант Карре-Ламадон с супругой, граф и графиня де Бревиль, — олицетворяющие «обеспеченный, уверенный в себе и могущественный слой общества».

Ими руководят не патриотические чувства, а корыстные мотивы — боязнь потерять свой капитал. Их случайной соседкой по дилижансу оказалась Элизабет Руссе, женщина легкого поведения, прозванная Пышкой. Она уезжает из Руана, потому что ненавидит захватчиков.

В дороге эти добропорядочные господа, используя доброту и отзывчивость Пышки, заставляют ее служить собственным интересам. По их настоянию, чтобы иметь возможность продолжить путешествие, она уступает домогательствам прусского офицера, являвшего собой «великолепный образчик хамства, свойственного победоносному солдафону».

И вновь движется дилижанс по зимней дороге. В углу его тихо плачет Пышка. «Честные мерзавцы», которые «сперва принесли ее в жертву, а потом отшвырнули, как ненужную грязную тряпку», выказывают Пышке свое презрение.

Патриотический пафос новеллы, ее художественные достоинства высоко оценил Г. Флобер: «Я считаю «Пышку» шедевром. Это очень оригинально по концепции, прекрасно взято в целом и великолепно по стилю. Пейзаж и персонажей видишь ясно, а психология обрисована сильно.

Этот маленький рассказ останется». Главные персонажи рассказа «Пышка» не были плодом чистого воображения автора. Известен прототип Корнюде (родственник Мопассана — Шарль Корд'ом, который и рассказал ему подлинную историю, положенную в основу рассказа).

Прообразом самой Пышки послужила Андриена Легэ, проститутка из Руана.

Мопассан использует в новелле эллиптическую композицию. Этот приём он заимствовал в новеллах Проспера Мериме, автора знаменитой «Кармен».

Эллиптическая композиция предполагает, что новелла строится на двух повествовательных центрах, косвенно связанных между собой. В «Пышке» это оценочный авторский рассказ и история самой Пышки.

Оценочный авторский рассказ открывает новеллу. Здесь повествуется о позорном бегстве из Руана французской армии и дружин вольных стрелков, возглавляемых буржуа, которые ещё недавно самодовольно разглагольствовали о том, что они — “единственная опора гибнущей Франции”. Город принимает пруссаков, обыватели охотно платят им, но в воздухе чувствуется тяжёлый и удушливый “запах нашествия”.

Тон повествования принадлежит стороннему наблюдателю. Только в одной фразе интонация резко меняется. Автор описывает сопротивление нашествию патриотов: “А между тем за городом, в двух-трёх лье вниз по течению лодочники и рыбаки не раз вылавливали с речного дна вздувшиеся трупы немцев в мундирах, то убитых ударом

кулака, то зарезанных, то с проломленной камнем головой, то просто сброшенных в воду с моста”.

В других военных новеллах («Святой Антуан», «Пленные», «Папаша Милон», «Старуха Соваж», «Два друга», «Мадмуазель Фифи» и др.) писатель показывает, как в самых заурядных, ничем не примечательных, задавленных унылой повседневностью людях любовь к родине пробуждает удивительную силу духа и несгибаемое мужество.

Так, старуха Соваж, мстя за убитого сына, сжигает свой дом вместе с четырьмя прусскими солдатами и спокойно, с чувством исполненного долга принимает смерть.

Лаконично, сдержанно описывает Мопассан последние минуты жизни старой крестьянки: «Старуху схватили, приставилик стене ее дома, неуспевшего еще остыть.

Потом двенадцать человек выстроились напротив нее на расстоянии двадцати метров. Она не шевельнулась, она поняла, она ждала…»

Мирные обыватели часовщик Мориссо и галантерейщик Соваж («Два друга») неожиданно вырастают в подлинных героев. Отправившиеся ловить рыбу в окрестности осажденного Парижа и захваченные в плен пруссаками, они отказываются сообщить им пароль для входа в город и погибают, не запятнав себя предательством.

Билет 29. Психологизм новелл Мопассана. (+ см б. 28)

Новелла «Пышка». Мопассан научился ценить народ и смог увидеть в нем не только чистоту, искренность, но и патриотизм, гражданское мужество.

Соотнесение поступков людей из общества и поступков самого падшего и низшего по положению существа – проститутки – при всей своей видимой исключительности и даже как будто анекдотически придает наглядность, убедительность и сатирическую остроту разоблачению этого общества.

Падшая женщина оказывается куда более честной и порядочной, чем люди из общества, идеалы которых меняются в зависимости от обстановки и находятся в самой прямой связи с тем, удастся позавтракать или нет. История происходит в дни национальной катастрофы.

Начинается рассказ с картин разгрома французской армии, с картин оккупации, с язвительной характеристики буржуа, трусливо и подло угождающих оккупантам, и с напоминания о подвигах тех, кто не смирился, «ибо ненависть к чужеземцу искони вооружает Бессмертных, готовых умереть за Идею». Новелла построена на контрастах комического и серьезного.

В новеллах с огромной силой раскрылся патриотизм Мопассана и в то же время обнаружилось глубокое неприятие им войны как средства решения любых конфликтов. Наделенная здравым смыслом крестьянка в «Пышке» решительно заявляет: «Разве не подлость убивать людей, будь они пруссаки, или англичане, или поляки, или французы?» Ненависть к захватчикам и ненависть к войне движет пером Мопассана в военных новеллах, и в этом он, безусловно, созвучен антивоенной литературе XX века. [80]

В новеллах о современности Мопассан, развивая традиции французского реализма, показывает губительную власть денег, духовное измельчание человека в мире, где «накопить фортуну и иметь как можно больше вещей — главный кодекс нравственности» (Достоевский), торжество воинствующей пошлости во всех сферах жизни.

Центральной фигурой новелл этого цикла становится трусливый и ограниченный обыватель, все помыслы которого направлены на приобретение богатства, положения в обществе, наград. В его обрисовке Мопассан широко использует разнообразные приемы сатиры: юмор, иронию, сарказм.

Так, вызывает презрение г-н Сакреман («Награжден орденом»), который занимается никому не нужными библиотечными изысканиями, пишет нелепые брошюры, чтобы быть награжденным орденом Почетного легиона.

В конце концов он и получает его за «особые заслуги», выразившиеся в том, что г-н Сакреман закрывает глаза на связь своей жены с депутатом, хлопочущим о награде. Корысть, равнодушие, зависть проникают в семейные отношения, разрушая естественные человеческие чувства любви и привязанности.

Даже такое святое чувство, как материнская любовь, не может устоять перед жаждой наживы.

Героиня новеллы «Мать уродов» обретает достаток, преднамеренно рожая искалеченных детей и продавая их в ярмарочные балаганы. Мопассан изображает ее не какой-то романтической злодейкой, а самой обыкновенной женщиной, совершающей свое преступление с будничной деловитостью.

В своих новеллах писатель, как никто другой, сумел передать трагедию современной жизни, «в которой ничего не происходит кроме скуки» (Б. Шоу), поставить кардинальную для литературы XX века проблему отчуждения людей в обществе, их неизбывного одиночества в жестоком мире. '

Старый бухгалтер Лера («Прогулка»), сорок лет проработавший в одной конторе, однажды весенним вечером выйдя на бульвар, заполненный толпой гуляющих, вдруг почувствовал «все убожество, все беспросветное убожество своей жизни, убожество прошлого, убожество настоящего, убожество будущего… [81] и понял, что ничего нет впереди, ничего позади, ничего вокруг, ничего в сердце, ничего нигде». И он не смог вернуться в свою пустую комнату, к пустой, лишенной смысла жизни -повесился в Булонском лесу.

Горестно размышляет герой новеллы «Одиночество» о трагической разобщенности людей, о тщетности их усилий добиться счастья: «Больше всего страдаем мы в жизни от вечного одиночества, и все наши поступки, все старания направлены на то, чтобы бежать от него… что бы мы ни делали, как бы ни метались… мы всегда одиноки. Мы дальше друг от друга, чем звезды небесные…»

Убежище от грубой прозаической действительности Мопассан искал в поэтическом мире природы и любви, которой посвятил множество новелл, стихотворения, романы.

В ряде новелл в бурлескных традициях французских фабльо и Рабле он описывает любовные похождения своих героев и комические стороны любви ('Эта свинья Морен», «Сестры Рондоли», «Хозяйка», «Избавилась» и др.).

В других — рассказывает о настоящем, большом чувстве, которое возвышает человека над буднями жизни, раскрывает лучшее в нем («Плетельщица стульев», «Завещание», «Хромуля», «Фермер», «Госпожа Парис» и др.).

Гимном торжествующей любви звучит новелла «Лунный свет».

Суровый аскет аббат Мартиньяк, ненавидящий женщин как коварных искусительниц мужчин, вооружившись дубинкой, выходит ночью в залитый лунным светом сад, чтобы помешать свиданию своей племянницы и ее возлюбленного.

Но потрясенный волшебной красотой природы, он внезапно приходит к мысли о том, что «значит господь позволил людям любить друг друга, если он окружает их любовь таким великолепием».

Но больше всего у писателя горьких новелл о невозможности и обреченности любви в мире, где все продается и покупается («Исповедь женщины», «Господин Паран», «Реванш», «Крик тревоги», «Свидание», «Завещание», «Мадмуазель Перль», «Иветта» и др.). Чувство приносится в жертву корысти, эгоизму, предрассудкам.

Источник: https://cyberpedia.su/12x88d.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector