В. В. Набоков «Защита Лужина» как роман
о трагической судьбе талантливого человека
Работа над романом велась в течение двух лет 1929-30года. » width=»640″>
«Защита Лужина» — один из наиболее известных романов Набокова. В основе сюжета лежат события из жизни друга Набокова — Курта фон Барделебина (Curt von Bardeleben), гроссмейстера, который покончил жизнь самоубийством в 1924г.
При этом Лужин существенно русский — подробно описано его детство, гимназия и эмигрантская среда в Берлине. В книге использован фирменный приём Набокова — несмотря на то, что герой описан с детства, его имя появляется только в самом конце, когда он уже мёртв.
Работа над романом велась в течение двух лет 1929-30года.
И еще он о России, хотя главный герой Лужин большую часть жизни живет в Германии. » width=»640″>
Передайте краткое содержание романа.
Это роман об одиноком человеке, который был поглощен шахматами и не находил себя в этом мире. Шахматы не только профессия, но и всепоглощающая страсть героя, который в конце концов выбрасывается из окна.
Его жизнь, с точки зрения обывателей, заканчивается трагически. Это роман о творчестве, о первенстве в искусстве, о творческих победах и поражениях.
И еще он о России, хотя главный герой Лужин большую часть жизни живет в Германии.
Для выстраивания словесных рядов подбираем слова, словосочетания и предложения, которые с одной стороны показывают безмятежную жизнь, с другой – «ужас перемены», когда ребенка хотят отдать в школу. Что для мальчика рай? Счастье детства: «быстрое дачное лето, состоящее из трёх запахов: сирень, сенокос, сухие листья», «веранда, плывущая под шум сада». («Через много лет… он (Лужин) с обморочным восторгом вспомнил эти часы… Воспоминание пропитано было солнцем и сладко-чернильным вкусом»). Пугающая новизна: «ужас перемены», «нечто отвратительное своей неизвестностью, невозможный неприемлемый мир». » width=»640″>
1 глава. Эпизод «Изгнание из рая».
В основе характера маленького Лужина лежит врожденный страх перед непредсказуемостью и неизвестностью бытия. Его родители, несчастливые в браке, живут каждый своей жизнью и не понимают единственного сына.
Мальчик смотрит на мир как на источник обид, слёз, жестоких ударов и инстинктивно ищет от него «защиты».
Для выстраивания словесных рядов подбираем слова, словосочетания и предложения, которые с одной стороны показывают безмятежную жизнь, с другой – «ужас перемены», когда ребенка хотят отдать в школу.
Что для мальчика рай?
Счастье детства: «быстрое дачное лето, состоящее из трёх запахов: сирень, сенокос, сухие листья», «веранда, плывущая под шум сада». («Через много лет… он (Лужин) с обморочным восторгом вспомнил эти часы… Воспоминание пропитано было солнцем и сладко-чернильным вкусом»).
Пугающая новизна: «ужас перемены», «нечто отвратительное своей неизвестностью, невозможный неприемлемый мир».
2 глава. Эпизод «В школе».
Юный Лужин противопоставляет себя одноклассникам. Он чувствует, что это чуждый ему мир, ищет от него спасение – «защиту» и от толпы сверстников, и от мира взрослых. Поэтому он – за поленницей.
Углубленность в себя, уход от общего мира: «За поленницей он просидел около двухсот пятидесяти больших перемен», иногда «вставал с дров, делал несколько шагов… к одноклассникам, которые бывали особенно свирепы в этот час… возвращался к дровам. Он избрал это место в первый же день, в тот темный день, когда почувствовал вокруг себя такую ненависть, такое глумливое любопытство…»
«Он научился разыгрывать бессмертные партии… угадывал их гармонию по чередовавшимся знакам». Отец в ужасе, оттого что страсть к шахматам завладела и сыном. Это роковое увлечение, и отец понимает, что сын не будет жить нормальной жизнью. Смысл названия романа можно объяснить так: герою нужна защита от этого мира. Но для чего? » width=»640″>
3 глава эпизод «Знакомство с шахматами»
Переплетаются словесный и звуковой ряд. Эти музыкальные комбинации встречаются и в дальнейшем («Комбинации как мелодии. Я… просто слышу ходы». Игра в шахматы приобретает символический смысл: это жестокая игра с жизнью. Лужин делает свой выбор: шахматы.
Это «блестящий островок, на котором обречена была сосредоточиться вся его жизнь». Природный дар Лужина, как неоднократно подчеркивается в романе, сродни дару музыкальному. Он – внук композитора, в тайну шахмат его посвящает скрипач, в минуты задумчивости он «будто слушает музыку».
«Он научился разыгрывать бессмертные партии… угадывал их гармонию по чередовавшимся знакам».
Отец в ужасе, оттого что страсть к шахматам завладела и сыном. Это роковое увлечение, и отец понимает, что сын не будет жить нормальной жизнью. Смысл названия романа можно объяснить так: герою нужна защита от этого мира. Но для чего?
Как складывается жизнь Лужина после гимназии?
Следующие главы говорят о жизни Лужина в мире шахмат. Шахматы полностью поглощают Лужина, он стремительно вырастает в сильного мастера.
По главам 5-7, в которых показана блистательная игра Лужина в течение 16 лет в разных городах и в которых происходит его знакомство с известным шахматистом Турати, «игра невиданной дерзости», у Лужина наступает кризис в творчестве.
Глава 8. Эпизод «Поединок с Турати». Расскажите о нём?
Лужин блестяще играет в берлинском турнире, однако ему предстоит ещё главная партия – с молодым Турати.
Вот он – поединок со знаменитым шахматистом, который многое должен решить в судьбе Лужина. Лужин придумал оригинальную защиту против Турати, которая так и останется ненужной, так как хитроумный соперник разгадал лужинские планы и начал партию иным способом.
«Сперва шло тихо, тихо, словно скрипки под сурдинку… Тут произошла странная вещь… Затем ни с того ни с сего нежно запела струна. Это одна из сил Турати заняла диагональную линию. Но… и у Лужина наметилась какая-то мелодия… Все на доске дышало жизнью… Сверкнули в воздухе пальцы Турати»
«Сверкнули в воздухе пальцы Турати» — эти строки написаны Мастером; попробуйте заменить хоть одно слово – вот она, «тайна соседства слов». Игру Турати В.Набоков представляет как симфонический оркестр – выстраиваем метафорический ряд: «музыкальная буря охватила доску», «фигуры с головами…» Поражение Лужина было очевидно. Он не мог доигрывать партию.
Он бежит в лес: он тот же, как в России, и тропинка и усадьба те же. И, заболев «нервным переутомлением, не доиграв решительной партии», проснувшись в больнице здесь, в Германии, Лужин «увидел опять голубой блеск русской осени». » width=»640″>
Глава 8. Эпизод «Бегство». От чего он бежит?
Всю жизнь Лужина можно разделить на два этапа: детство и шахматы. Воспоминания детства: тропинка в лесу, родина, Россия – лейтмотивом пройдут через все творчество В. Набокова, есть они и в романе «Защита Лужина».
Происходит совмещение картин детства и реальности, некий параллелизм, когда Лужин после детской обиды бежит к своей даче и когда пытается забыться после поединка с Турати, убежать, вырваться из этого мира.
Он бежит в лес: он тот же, как в России, и тропинка и усадьба те же.
И, заболев «нервным переутомлением, не доиграв решительной партии», проснувшись в больнице здесь, в Германии, Лужин «увидел опять голубой блеск русской осени».
Счастлив ли Лужин в обычной жизни?
В дальнейших главах, выстраивая словесные ряды, можно прийти к выводу: в наступившем новом этапе жизни, где нет места шахматам, Лужин несчастлив.
Лужин пытается найти счастье в семейной жизни, отрекается от шахмат.
Теперь у него есть красивая жена, которая делает всё для его блага («благополучная квартира», красивые вещи, вкусная изысканная еда, новый костюм, фрак, картины на стене – вещи-символы, которые вначале ошибочно радуют Лужина). Бытовая семейная «защита» против ходов судьбы оказывается недейственной. В шахматном мире Лужин всё умеет – здесь он неповоротлив, несвободен.
Глава 14. Эпизод «Прощание».
«Комбинация, которую он разгадывал всё это время неожиданно ему открылась… и он не властен прекратить движение… Надо прервать игру».
Итак, защиты нет. Есть единственный способ, чтобы «прервать игру».
Почему герой не может найти
другого выхода?
«В верхней части окна чернела квадратная ночь с зеркальным отливом… надо было только отпустить то, за что он держался, — и спасен… И в тот миг, что Лужин разжал руки… он увидел, какая именно вечность угодливо раскинулась перед ним».
(В открытое окно гостиной влезает юный Лужин, когда убегает со станции и стремится вернуться назад, в «дачный рай». После выздоровления, в начале новой жизни, где не будет места шахматам, Лужина приветствует «сияющее голубое окно».
А это окно с черным квадратом ночи – последнее окно).
Людям, которые выбили дверь и зовут Лужина по имени и отчеству, незнаком и чужд Лужин-творец. Он ушел, не понятый никем, кроме автора… Набоков осмысляет уход своего героя из шахмат как отступничество.
Набоковед Марк Лилли писал: «Лужин похож на шахматного короля… загнан в угол ванной комнаты, как король, загнанный в угол доски. Лужин не умер, как не умирает шахматный король. Повисший над бездной, Лужин как бы соединяет воедино игру и жизнь, которая всего-навсего сон».
Источник: https://multiurok.ru/files/v-v-nabokov-zashchita-luzhina-kak-roman-o-tragiche.html
Краткое содержание — «Защита Лужина»
Роман «Защита Лужина» был написан Набоковым в 1929 г. в Ле-Булю (французский курорт в Восточных Пиренеях) и в Берлине, а опубликован в 1930 г. На первый взгляд может показаться, что книга содержит в себе историю жизни одного шахматиста. Но автор поднимает и более глубокие проблемы.
Главный герой — Лужин — уникальная, экстраординарная личность. Он с самого детства отличался своей индивидуальностью, которую одни принимали за вялость, другие за упрямство. Пожалуй, только отец пытался рассмотреть в своем сыне его внутренний гений, но и он не сумел найти подход к замкнутой душе мальчика.
Мать же любила в Лужине его ребяческую шаловливость, но, когда он стал шахматным гением, она отворачивается от него, уезжает обратно в Россию. Она чувствовала, что Лужин с большей любовью относится к шахматам, нежели к ней.
Ей было больно видеть, как единственный близкий ей человек отстраняется от нее, уходит в свой мир черно-белых фигур. На фоне измены мужа она рассматривала увлечение сына шахматами как предательство и обман. Отец же видел в нем черты вымышленного им мальчика, который был главным героем во всех его книгах.
Сам Лужин не был похож на те образы, которые хранили в сердцах отец и мать. Он постоянно стремился к переменам, упорно боролся за право быть собой.
Набоков наделил своего героя страстью к шахматам не просто так. Он тоже имел к ним искренний интерес, перерастающий в манию. Рассматривая Лужина как гения, творческую личность, Набоков противопоставлял ему пошлость и ограниченность окружающего мира.
В жизни главного героя был лишь один человек, который искренне пытался спасти его от пустой суеты окружающего мира. Жена Лужина охраняла покой мужа, продумывала до мельчайших подробностей досуг, стремясь избежать излишнего давления на него.
Ей было очень тяжело вести каждый день борьбу не только с помешательством мужа, но и со своей матерью, Валентиновым, обществом. Но для Лужина она была не только любящей женой.
Она была частью того мира, от которого он стремился сбежать, частью повторяющихся в его голове комбинаций.
Проводя параллель между Лужиным и Набоковым, следует сказать, что оба они были людьми искусства. Оба заранее знали, что не будут поняты другими, но тем не менее они продолжали следовать своему гению. Главный герой романа оказался сильной личностью.
Он сумел найти выход из тупика, в который его загнало безумие. Падая вниз, он видит шахматную доску, на которой его прыжок просчитывается как самый верный и героический поступок. Он сумел спастись от сумасшествия, которое неизбежно охватило бы его.
Оно разрасталось бы под давлением такого чужого для эмигранта европейского мира.
Смерть главного героя показана Набоковым не просто как самоубийство, она доказывала невозможность жить в условиях ограничения свободы разума и души. Стремление гения к саморазвитию не должно ограничиваться со стороны посредственных личностей, стремящихся нажиться на его таланте.
«Защита Лужина» — роман, повествующий о борьбе с отчаянием и безумием, когда страсть к искусству вынуждена скрываться внутри души гения. Набоков показал жизнь Лужина как борьбу с повторяющейся роковой комбинацией. Стремительный бег между турнирами, городами, странами, людьми не смог спасти главного героя от надвигающейся угрозы «шаха».
Но все же он смог выработать свою защиту, которая привела его к трагическому обретению свободы.
План пересказа «Защита Лужина»
- Детство Лужина.
- Начало занятий шахматами.
- Развитие таланта. Отъезд Лужина за границу.
- Знакомство с будущей женой.
- Поединок с Турати.
- Болезнь.
- Лужин кончает жизнь самоубийством.
Источник: https://sochynenie.ru/kratkoe-soderzhanie-zashhita-luzhina/
Краткое содержание Защита Лужина, Набоков читать
Главная>Краткие содержания
Краткое содержание Защита Лужина
Школа не представлялась Лужину, десятилетнему, замкнутому мальчику, чем-то интересным.
Ему и в голову не приходило, что можно свое беззаботное лето в деревне, приятные раздумья после завтрака, отдых на диване под теплым пледом, катания в открытом ландо променять на скучную жизнь в городе, пять уроков в школе, смену имени и толпу страшных мальчиков.
Лужин, по натуре был нервным и капризным ребенком, любые перемены ему давались нелегко, поэтому родители не знали, как сказать, что скоро он переедет в Петербург и пойдет в школу.
Узнав об этом, он сбежал со станции до прихода поезда и спрятался на чердаке их семейной усадьбы. Там ему на глаза среди многих ненужных вещей попалась занимательная новинка – треснувшая шахматная доска. Недолго ему пришлось с ней повозиться, потому что вскоре его нашли и бородатый мельник, который впоследствии станет героем кошмаров Лужина, вернул его обратно на станцию.
Отец мальчика был писателем. Героем большинства его книг был одаренный белокурый мальчуган, который становился то талантливым музыкантом, то живописцем. Так Лужин-старший выражал свои надежды на будущие успехи своего сына, в котором, по его мнению, крылся недюжинный талант.
Он был более чем уверен, что эти так называемые «таланты» проявятся в мальчике в школе, которая к тому же отличалась вниманием к «внутренней» жизни учеников.
Вскоре его глубоко огорчили воспитатели заявлением о том, что мальчик, несомненно, талантлив, но ко всему относится без интереса и вяло.
Многое не нравилось Лужину в школе, но больше всего огорчало, что одноклассники смеялись над книгами его отца. Он испытывает «смутный стыд» за эти однообразные и скучные книги.
Сам он с детства зачитывается только рассказами о Ш. Холмсе и приключениями героя романа Ж. Верна. Здесь нужно отметить, что эти книги были подарком его рыжеволосой троюродной тети со стороны матери.
Эта дама сыграла основополагающую роль в жизни Лужина и всей его семьи.
На одном из званых вечеров мальчик заинтересовывается трюками фокусника, приглашенного к ним, и стал изучать карточные фокусы. Он пока сам не понимал, что же его увлекало в этих хитрых, но точных действиях.
Вскоре наступила годовщина смерти дедушки Лужина и родители устроили особый «музыкальный вечер», чтобы обратить на себе внимание прессы.
Чтобы избежать шума и суеты, Лужин спрятался в кабинете отца, где он случайно стал свидетелем телефонного разговора одного из гостей со своей любовницей.
Гость этот был скрипачом, но увидев на рабочем столе шахматы, поинтересовался, умеет ли мальчик в них играть и сравнил настольную игру с божественной мелодией. Все эти события и слова запали Лужину в душу.
Однажды, увидев в школе, как двое из его одноклассников играют в шахматы, он стал пристально вглядываться, стараясь понять, где же эта мелодия, о которой говорил музыкант.
Сам себе он удивляется, отчего так ясно понимает шахматные композиции лучше, чем сами играющие.
Тем временем, Лужин-старший обдумывал, как бы помягче признаться жене, что влюблен в ее троюродную сестру, ту самую рыжеволосую тетю. Но жена и сама догадывается.
Кстати, именно эта тетя объяснила Лужину, как ходят фигуры и познакомила его со своим престарелым поклонником, который носил ей цветы и был хорошим шахматистом. Эта игра всецело завладела душой ребенка и больше никогда не отпускала до конца жизни.
Очень скоро выяснилось, что из него выйдет гроссмейстер мирового уровня. Лужин-старший, сам бездарный игрок, видя уровень одаренности сына, быстро понял, что этот талант нужно развивать.
Между тем старик, ухаживающий за тетей Лужина, пророчит мальчику большое будущее. В игре с этим профессионалом мальчик учится ясно видеть и предугадывать шахматные ходы.
Старик учит его системе шахматных обозначений, встречающихся в профессиональной литературе. Поначалу он выигрывал у мальчика, но вскоре Лужин стал угадывать «гармонию ходов по чередовавшимся знакам», точно как его дед-музыкант, пробегаясь глазами по нотам.
Старик о нем говорил: «Далеко пойдет» и продолжал приносить его тете ландыши и фиалки.
С тетей у него были хорошие отношения. Она была одним из немногих людей, с которыми Лужин чувствовал себя непринужденно. К сожалению, после того, как раскрылся ее роман с его отцом, в их дом она больше не приходила.
Тогда Лужин стал прогуливать школу и ходить к тете с украденным у отца ящиком с шахматами. Когда обман раскрылся, мать заметила, что и сын ей врет, также как отец.
Лужин-старший, тем временем, мучается от того, что ему приходится «исполнять свой долг» и «не ходить туда, куда его так неудержимо тянет».
Лето семья Лужина проводит на даче. В один из дней его мать, вывихнув ногу, надолго остается прикованной к постели. Уезжая в город, его отец задерживается до позднего часа и возвращается в необычайно веселом настроении.
Однажды он приводит с собой угрюмого бородатого доктора, который по слухам слывет хорошим шахматистом. Доктор и впрямь хорошо играет и становится постоянным гостем в их доме.
Время от времени он приносит Лужину хитрые задачки, вырезанные из шахматных журналов.
Вскоре мальчик обыгрывает настоящих профессионалов, а весть о его победах появляется в петербуржских газетах. С этого момента он отказывается ходить в школу и хочет заниматься одними шахматами.
После ссоры с родителями, он убегает к тете, которую встречает по пути с траурными цветами. Оказывается, умер их общий друг – первый партнер Лужина по игре. Теперь она направлялась к нему на похороны.
Так как на улице было холодно и дождливо, Лужин отказался идти на кладбище. Вернувшись домой, он тяжело заболел.
Врачи предположили, что он не переживет этой болезни, но мальчик оклемался. Родителям советуют на лето отвезти его на море. К осени всей семьей они намерены вернуться домой, но мать уезжает первой. Отец начинает появляться в обществе с его тетей, а через несколько дней они получают известие о смерти матери.
Ответственность за устройство турниров, в которых участвует Лужин, берет на себя господин Валентинов. Он возит мальчика по городам России и Европы. Отец пытается писать, но в дело вмешивается революция.
На время Первой мировой Лужин со своим «благодетелем» находится в Швейцарии, а отец в России до тех пор, пока его не высылают в Берлин.
Валентинов в Россию возвращаться не хочет и под предлогом, что там не до шахмат дальше возит мальчика по европейским турнирам. Становится ясно, что Лужин его интересует только, как источник дохода.
Как только парню исполняется двадцать, он его бросает, предварительно дав немного денег. Лужин полностью погружается в свою игру и сам организует свои путешествия. Все города для него выглядят одинаково, так как все, что он видит, это шахматные клубы и квадратные столы.
Он плохо следит за собой, запускает, потому что занят только игрой.
Лужину удается выиграть у всех своих противников, кроме итальянца Турати, с которым партия прерывается ничьей. По причине этого, он постоянно мучается головной болью и кошмарами, пытаясь придумать верный стиль игры для победы над Турати.
Рассчитав гениальную тактику под названием «защита Лужина», он уже предчувствует свою скорую победу, но это пока только в его воспаленном мозгу. Отец, тем временем, начинает работу над новой повестью под названием «Гамбит».
В ней он хочет описать жизненный путь мальчика-вундеркинда с музыкальными задатками, который умирает молодым.
Об этой новости уже знают многие его знакомые и пишут в берлинских газетах, но он никак не может начать писать повесть. После непродолжительной простуды он умирает. Лужина на его похоронах не было.
Со временем его здоровье ухудшается, врачи советуют взять отпуск и отдохнуть на каком-нибудь нешумном курорте. Во время реабилитационного отдыха он знакомится со своей будущей невестой и супругой.
До этого он никогда за женщинами не ухаживал, так как Валентинов считал, что игра в шахматы для него и есть выход сексуальной энергии.
Будущая жена приходится дочерью состоятельных русских эмигрантов. Поначалу они против этого брака, но со временем свыкаются с мыслью о странном, замкнутом и по-своему гениальном зяте.
Понимая, что неоконченная партия с Турати тяготит Лужина, жена устраивает его жизнь таким образом, чтобы он не сталкивался с темой шахмат. К сожалению, его самоощущение давно соткано из шахматных композиций и ходов.
Он никак не может избавиться от мыслей о когда-то сделанных неверных ходах и все еще пытается в своем воображении обыграть соперника.
Как нарочно звонит Валентинов и пытается выйти на связь. Жена пытается предотвратить эту встречу, напоминая, что ему нужно посетить могилу отца и сходить к дантисту. Но все напрасно. Лужина внезапно осеняет гениальный план.
Он понимает, что перехитрить соперника можно только, сделав какой-нибудь совершенно неожиданный, нелепый ход. Дома его ждет очередной вечер с гостями. Воспользовавшись занятостью жены, он запирается в ванной и выпрыгивает из окна в бездну, которая распадается перед ним на бледные и темные квадраты.
Когда дверь в ванную выбили, «никакого Александра Ивановича не было».
- см. также:Краткие содержания других произведений
- Характеристика героя Лужин, Защита Лужина, Набоков
- Краткая биография Владимира Набокова
Источник: https://www.sdamna5.ru/zaschita_luzhina_kratko
Владимир Набоков «Защита Лужина»
История Александра Ивановича Лужина, шахматиста, о котором всего только и можно сказать, что «никакого Александра Ивановича не было», ибо человека, который живёт в мире шахмат, как будто и нету.
В 1929-1930 годах произведение было опубликовано в журнале «Современные записки» — Кн. XL (стр. 163-210), Кн. XLI (стр. 99 – 164), Кн. XLII (стр. 127 – 210), а затем отдельной книгой в издательстве «Слово» (Берлин, 1930). В середине 1960-х гг. писателю было предложено переиздать некоторые его довоенные романы для распространения в СССР.
Набоков дал согласие, после чего сначала «Приглашение на казнь», а затем и «Защита Лужина» (авторских поправок не было) были выпущены парижским издательством «Editions de la Seine». Данное издание содержит два предисловия: набоковская заметка «От автора» предварялась вступительной статьей осознавшего ошибочность былой критики романа Адамовича.
Входит в:
— антологию «Шахматная новелла», 1989 г.
- Номинации на премии:
- Экранизации:
- — «Защита Лужина» / «The Luzhin Defence» 2000, Великобритания, Франция, реж: Марлен Горрис
1967 г. 1988 г. 1988 г. 1989 г. 1989 г. 1989 г. 1989 г. 1989 г. 1990 г. 1990 г. 1990 г. 1990 г. 1990 г. 1991 г. 1991 г. 1996 г. 1997 г. 1999 г. 1999 г. 2000 г. 2000 г. 2001 г. 2001 г. 2001 г. 2001 г. 2002 г. 2002 г. 2003 г. 2003 г. 2003 г. 2004 г. 2004 г. 2004 г. 2004 г. 2006 г. 2006 г. 2007 г. 2007 г. 2009 г. 2010 г. 2013 г. 2013 г. 2013 г. 2014 г. 2014 г. 2014 г. 2014 г. 2017 г. 2019 г. 2004 г. 2004 г. 2011 г. Издания на иностранных языках: 1990 г.
Доступность в электронном виде:
Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
Мэлькор, 21 июня 2013 г.
«Этот мальчишка выхватил пистолет и одним выстрелом уложил всех стариков, в том числе и меня…»
— Иван Бунин
Шахматная доска. Старт. Партия началась. Страсти постепенно разгораются, игра уже в самом разгаре. Какой же фигурой сходить? Конём? Нет, там стоит ферзь, он меня «съест». Ладьёй? Пожалуй, если бы не тот офицер… Что уже конец партии? Мы же только начали! Извините, месье, но уже ночь, завтра закончите, вы обязательно выиграете.
Ну, раз так… Ночью снилась доска. Фигуры ходили сами, без чьей либо руки, а я был всего лишь наблюдателем. Вот, пал мой (или противника? нет, всё же мой, я всегда играю чёрными) конь, одним за другим белые рубят пешки и вот уже шах сделан королю. Нет, я не позволю! Дайте мне вмешаться, я спасу вас.
Невозможно? Преувеличиваете! Так дайте же…
Сон слетел.
Лужин — известный гроссмейстер, победитель множества турниров, человек, покинувший свою родину после революции, нет, не человек, гораздо больше… Легенда.
Улавливаете разницу? Но наш шахматный гений, хоть и весьма гордится своими титулами, однако ж, как ребёнок совсем ничего не знает о жизни. Для него фраза «работа — моё призвание жизни» не пустой звук, он живёт шахматами.
В его наивном мозгу постоянно происходят сравнения шахматной доски с реальной жизнью. И всё было бы по-обычному, если бы не женщина, которая меняет всё…
Вот, как вы думаете, если человека лишить его хобби, призвания, увлечения — не суть, что будет? Что будет с человеком? Понятное дело ничего хорошего. И когда Лужина лишили его призвания, основы жизни, он ломается.
Ему уже не переучиться, он немолод, да, с ним рядом женщина, которая поможет ему. Или же наоборот воспрепятствует его призванию? Тогда, как насчёт возвращения на старую дорожку? Нет смысла.
Ведь этим тренерам, организаторам и прочим личностям ты, как человек не нужен, нужно только бабло, которое на тебе можно срубить.
Набоков — писатель очень «русский», вобравший в стилистику своего письма и подачи материала — всё лучшее, что наша литература наработала за время до его прихода.
Наверное, именно поэтому создаётся ощущение, что роман написан в XIX веке с его трагедиями маленьких людей, у которых с удивлением обнаруживаешь — тоже есть чувства, страдания и радости, смотрящиеся намного ярче и живее, чем таковые у аристократии.
Помимо атмосферы традиционного русского романа в книге можно найти и безупречный авторский язык, тот редкий случай, когда удовольствие получаешь от самого процесса чтения, от красоты и грациозности, с которыми писатель с лёгкостью выписывает настолько живые полотна, достойные висеть разве что в музеях искусств. И, несмотря на практически полное отсутствие диалогов, а то, что есть, подано прямой речью — это не производит впечатление скуки, или утомления. Нет, здесь всё работает на автора.
И жаль, что книга коротка, и в то же время понятно, что ничего лишнего в ней не сказано, концовка очень правильная и жизненная.
Резюме: работа настоящего Мастера, к прочтению активно рекомендуется.
Groucho Marx, 14 декабря 2016 г.
Плохой претенциозный роман с бедным сюжетом, с бледными персонажами, которым, по сути, в сюжете и делать-то нечего, с вывороченным, корявым, мёртвым стилем, претендующим на изысканность. Путанные предложения, нелогичные повороты интриги, полная неубедительность героев.
Набоков пыжится изо-всех сил, стараясь представить своего Лужина гениальным шахматистом, но художественно передать гениальность героя оказалось невозможно.
Вероятно, убедительно описать гения может только писатель, сам не лишённый гениальности, потому у Набокова ничего и не получилось. Описание шахматных партий тоже не впечатляет.
Витееватые пассажи в стиле декадентской литературы, нечто среднее между Габриэлем д´Aннуцио и Мережковским, плохо вяжутся с логичной ясностью шахмат.
В общем, очень скучно. Набоков предлагает нам заинтересоваться внутренним миром Лужина, но делает это посредством синтаксических кружавчиков, а не сюжетной интригой или яркими образами.
Но, поскольку Набоков занимает очень высокое место в иерархии русских писателей, уже сама скука, вызываемая плохо написанной унылой книгой, оказывается достоинством.
Душа, как сказал поэт, обязана трудиться (и день и ночь, и день и ночь), поэтому несчастный читатель с кряхтением дотащившийся до конца романа, испытывает законное чувство гордости: он приобщился к Высокому, к Большой Литературе! Лёгкость, внятность и занимательность, понимаете ли, не есть качества Настоящего Великого Искусства (то, что книги А.С.
Пушкина легки и занимательны, роли не играет), ибо Настоящая Великая Книга должна оставлять ощущение, будто писатель накорябывал её, мучаясь запором. Ну, вот так примерно, как Набоков пыхтел и тужился, выпекая своего Лужина.
Night Owl, 9 августа 2015 г.
«Защита Лужина» — один из лучших романов Набокова, несмотря на то, что сюжет здесь можно пересказать простым коротким предложением: «успешный шахматист помешался на шахматах». Но за этой скромной формулировкой открывается живописнейший мир произведения.
Кратко о стандартных литературных характеристиках: персонажи оригинальны, интересны, живы и неповторимы.
Это личности, имеющие не только характеры, но и собственные способы выражаться, мыслить и действовать, в их описаниях не чувствуется присутствия автора — перед читателем самостоятельные подвижные сознания.
Кроме того, отдельные герои прекрасно передают искромётный авторский юмор, органично смотрящийся в рамках произведения.
Не малую роль играет язык. И здесь Набоков демонстрирует вершины мастерства — придраться действительно не к чему. Все слова на причитающихся им местах, некоторые — на неожиданных, но оттого ещё более точных.
Обороты и находки метафорического плана порой ошеломляющи.
Видно, что к роману автор подошёл с особым прилежанием, создав произведение такого уровня, до которого далеко почти всем: и современным, и классическим авторам.
В этом писательском интеллектуальном пространстве восхитительным образом оживают шахматные фигуры и правила, влекущие за собой не только героя, но так же читательское внимание и сам сюжет произведения.
Профессиональный игрок, Набоков смог спроецировать трёхмерную игру в многомерность художественного произведения, затронув все доступные и часто непредсказуемые ложбинки и выемки ассоциативного ряда, связанного с 64 квадратами.
То богатство форм, мыслей и параллелей, которое воплощено в романе для другого автора оказалось бы недостижимым.
Набокову удаётся через призму только одного предмета рассмотреть весь мир, его законы, следствия, событийные циклы и даже людей. Это глубокое погружение в суть предмета, раскрывающее через него абсолютно всё, отражает не просто какую-то художественную фантазию, а реальные оттенки чувств человека, продолжительное время увлечённого какой-либо ментальной деятельностью.
«Защита Лужина» — не роман о безумии, как это может показаться на первый взгляд. Это описание мироощущения, выход за грань человеческого восприятия, его переоценка и построение ранее не существовавшей художественной призмы. Такой подход делает это произведение уникальным, что уже является достойной причиной его прочесть для любого, интересующегося литературой человека.
Адажио, 12 августа 2017 г.
Что для меня «Большая литература»? Это множество пластов смысла и символизма. И Набоков в этом плане — мой автор.
Язык Набокова — это одно из основных действующих лиц в романе. Он завораживает, гипнотизирует. Им восхищаешься. Но именно он служит не притягивающим фактором, а охолаживающим. Из-за его нереальной красоты читать книгу довольно сложно.
И ты не бежишь к ней в любую свободную минуту, а скорее прикидываешь — времени сейчас не много, поэтому читать не буду. О, эти легендарные абзацы на две-три страницы! Довольно изнуряющий марафон внимания, если честно. А какое хитрое своей фонетикой имя у главного героя? Лужин. Лужить. Лужа. Ложа.
И нетипичное для русской литературы, но интересное название «Защита Лужина». Нет, в основном даже не шахматная. Психологическая.
Считается, что прототипом Лужина стали сразу два великих шахматиста. Один из них дал ему свое детство (Александр Алехин), второй — свой финал (Курт фон Барделебен).
Но Набоков подмешал в эти истории мистики, добавил нерва, отодвинул турнирную рутину, и перед нами оказался сверх-человек, интеллект которого сам достоин называться миром, дорого поплатившийся за эту свою «одну, но пламенную страсть» пренебрежением к своим близким, трусостью, одиночеством. На самом деле — больше людей сведено к Лужинскому знаменателю.
И дело даже не в гроссмейстерах (читала, что до четырех человек — плюс Акиба Рубинштейн, да и сам Набоков, что уж скрывать), дело вообще в потерянном революцией поколении неприкаянных мальчиков без имени, самоотверженных девочек, инфантильных родителей, брошеной прислуги.
Лужин — человек, живущий в мире шахмат. Остального мира для него не существует, как и не существует, в общем-то, для мира самого Лужина. Он, потеряв в детстве имя, приобрел великую страсть к черно-белому полю. И потерял жизнь, когда имя к нему вернулось. Лужин — это неприкаянный гражданин мира, человек без национальности. Старая родина исчезла, к новому месту не привязался.
В книге описаны три периода жизни шахматиста. Детство до 14 лет, отрочество от 14 и старость, внезапно наступившая в 40.
Нет имен собственных. Лужин, старший Лужин, мама, доктор с драгоценными глазами и бородкой, невеста со временем изменившаяся в Лужину, теща, тесть, девушка-прислуга… Имена названы либо у дальнего круга окружения этого «эпицентра несуразности», либо уж у совсем эпизодических лиц.
Хочу оставить немного впечатлений о героях.
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)Лужин — инертный и посредственный человек, на чью жизнь сильно повлияла нечестность отца. Невеста — «Ей было двадцать пять лет… И все считали, что она может сделать партию получше». Серьезно? В двадцать пять? Ей еще год-два до почетного звания «старая дева» (не в рамках настоящего времени, а именно в реальности начала 20 века), а так — вдова, вполне прилично и без отягощений. Теща — женщина огонь! Она мой любимый персонаж. Собственно, наверное это я лет через 15! Турати — размалеванный черт. Мне кажется, что если бы Лужин придавал меньше значения этой шахматной «сверх-новой», партия прошла без стрессов и срывов. Валентинов — рыба-прилипала, возведенная в ранг Демона.
Автор провел героя через все шахматное поле за 40 лет (а не отсылка ли это к Моисею?), чтобы, возведя в ранг дамки, провести обратно к истокам. А, может, это набоковское пророчество — сколько не бегай от монархии, все равно Россия к ней вернется? Да, у меня осталось много тем к размышлению, и я не спешу знакомиться с критикой, чтобы не портить впечатления от книги.
Racco0n, 7 сентября 2016 г.
Когда-то давно, в конце 90-х, после выхода на экраны «Лолиты», все считающие себя более или менее читающими людьми бросились читать одноименный роман, чтобы иметь полное право в разговоре поумничать, а я мол не только смотрел, но и читал. Я в том числе. Мусолила долго, но до конца так и не домусолила.
Осадок и от книги, и от автора остался премерзкий – ну какой, скажите, нормальный человек будет писать про педофила, да еще так обстоятельно и подробно? Юношеский максимализм сразу записал этого автора в разряд дешевых графоманов, не брезгующих никакими грязными шокирующими приемами, ради одной лишь цели – удерживать внимание читателя.
И за всеми этими приемами не увидела я ни какой-то особенной красоты стиля, ни филигранности фраз, ни органики текста.
Знакомясь с Набоковым сейчас, когда мне не двадцать, а гм… немножко больше, испытываю состояние тихого шока. Какое вопиющее заблуждение! Как могла я быть настолько слепа и ограничена во взглядах, чтобы не понимать, что передо мной гениальная работа?
Если говорить конкретно о «Защите Лужина». Разве может не обладающий талантом писатель дать нам возможность прочувствовать состояние человека, медленно, но неотвратимо скатывающегося в пропасть безумия, со всеми вытекающими страхами и фобиями, его мировосприятие, в котором путаются сон с реальностью, жизнь с шахматной партией? Безусловно, нет.
Роман, несомненно, впечатление производит сильнейшее. Интересная особенность – практически полное (за исключением некоторых фамилий) отсутствие имен. Как-то так и без них все органично, будто и не нужны они вовсе.
Второй момент, на который обращаешь внимание при чтении, — немногочисленность диалогов.
Казалось бы, можно заспотыкаться, увязнуть в каких-нибудь особенно громоздких описаниях, но это абсолютно не так – весь текст от первого слова до самого последнего читается просто на одном дыхании.
Пару слов о финале. Несмотря на трагизм, не остается ощущения горького разочарования или сожаления – концовка очень правильная, логичная, едва ли не единственно возможная.
Итог: роман замечательный, автор – гений, настоящий художник слова.
Anastasia2012, 27 февраля 2014 г.
Книга впечатляющая. Во-первых, при чтении получаешь эстетическое удовольствие от слога автора.
Во-вторых, история Лужина и его защиты заставляет оглянуться вокруг и вглядеться в людей: молчаливых, отстраненных, странных.
В-третьих, хочется спросить себя: нужна ли защита мне? Или я уже защищаюсь от внешнего воздействия людей и обстоятельств. И, наконец, жаль героя. Ему, конечно, нужна защита. Но кому решать, в чем она заключается?
roman8567, 4 апреля 2015 г.
Не дочитал, хотя хотелось узнать, что будет дальше. Причина в очень витиеватом стиле, которым многие восторгаются. Не могу сказать, что стиль Набокова мне совсем не нравится.
Если бы он использовался в небольшом рассказе, где сюжет особой роли не играет, например, какие-нибудь бытовые зарисовки или описание природы, то, я, возможно, прочитал бы его даже с удовольствием под настроение.
Но в «Защите Лужина» рассказана очень интересная история, действуют очень интересные персонажи, сюжет играет важную роль, и здесь витиеватый стиль просто мешает следить за его развитием.
В древние времена, когда фантастика была большим дефицитом, мне пришлось читать «Возвращение со звезд» Лема на украинской мове, которую знаю плохо. Тогда я сдался, прочитав только одну треть. Вот почти такие же трудности я испытал и при чтении «Защиты Лужина».
Вроде бы и по-русски написано, и книга интересная, а почти каждое предложение приходится в уме «переводить» на понятный язык. Поэтому я снова сдался, а чтобы узнать, чем все закончилось, прочитал в Википедии краткое содержание этого произведения. Еще, возможно, посмотрю экранизацию.
Оценку не ставлю, чтобы не нарушать правила фантлаба.
Подписаться на отзывы о произведении
Источник: https://fantlab.ru/work89798
Краткое содержание «Защита Лужина» Набоков
Родители десятилетнего Лужина к концу лета наконец решаются сообщить сыну, что после возвращения из деревни в Петербург он пойдет в школу.
Боясь предстоящего изменения в своей жизни, маленький Лужин перед приходом поезда убегает со станции обратно в усадьбу и прячется на чердаке, где среди прочих незанимательных вещей видит шахматную доску с трещиной.
Мальчика находят, и чернобородый мужик несет его с чердака до коляски.
Лужин старший писал книги, в них постоянно мелькал образ белокурого мальчика, который становился скрипачом или живописцем. Он часто думал о том, что может выйти из его сына, недюжинность которого была несомненна, но неразгаданна.
И отец надеялся, что способности сына раскроются в школе, особенно славившейся внимательностью к так называемой «внутренней» жизни учеников.
Но через месяц отец услышал от воспитателя холодноватые слова, доказывающие, что его сына понимают в школе еще меньше, чем он сам: «Способности у мальчика несомненно есть, но наблюдается некоторая вялость».
На переменах Лужин не участвует в общих ребяческих играх и сидит всегда в одиночестве. К тому же сверстники находят странную забаву в том, чтобы смеяться над Лужиным по поводу отцовских книжек, обзывая его по имени одного из героев Антошей. Когда дома родители пристают к сыну с расспросами о школе, происходит ужасное: он как бешеный опрокидывает на стол чашку с блюдцем.
Только в апреле наступает для мальчика день, когда у него появляется увлечение, на котором обречена сосредоточиться вся его жизнь. На музыкальном вечере скучающая тетя, троюродная сестра матери, дает ему простейший урок игры в шахматы.
Через несколько дней в школе Лужин наблюдает шахматную партию одноклассников и чувствует, что каким-то образом понимает игру лучше, чем играющие, хотя не знает еще всех её правил.
Лужин начинает пропускать занятия — вместо школы он ездит к тете играть в шахматы. Так проходит неделя. Воспитатель звонит домой, чтобы узнать, что с ним. К телефону подходит отец. Потрясенные родители требуют у сына объяснения.
Ему скучно что-либо говорить, он зевает, слушая наставительную речь отца. Мальчика отправляют в его комнату. Мать рыдает и говорит, что её обманывают и отец, и сын.
Отец думает с грустью о том, как трудно исполнять долг, не ходить туда, куда тянет неудержимо, а тут еще эти странности с сыном…
Лужин выигрывает у старика, часто приходящего к тете с цветами. Впервые столкнувшись с такими ранними способностями, старик пророчит мальчику: «Далеко пойдете». Он же объясняет нехитрую систему обозначений, и Лужин без фигур и доски уже может разыгрывать партии, приведенные в журнале, подобно музыканту, читающему партитуру.
Однажды отец после объяснения с матерью по поводу своего долгого отсутствия (она подозревает его в неверности) предлагает сыну посидеть с ним и сыграть, например, в шахматы.
Лужин выигрывает у отца четыре партии и в самом начале последней комментирует один ход недетским голосом: «Худший ответ. Чигорин советует брать пешку». После его ухода отец сидит задумавшись — страсть сына к шахматам поражает его.
«Напрасно она его поощряла», — думает он о тете и сразу же с тоской вспоминает свои объяснения с женой…
Назавтра отец приводит доктора, который играет лучше его, но и доктор проигрывает сыну партию за партией. И с этого времени страсть к шахматам закрывает для Лужина весь остальной мир. После одного клубного выступления в столичном журнале появляется фотография Лужина.
Он отказывается посещать школу. Его упрашивают в продолжение недели. Все решается само собой. Когда Лужин убегает из дому к тете, то встречает её в трауре: «Твой старый партнер умер. Поедем со мной».
Лужин убегает и не помнит, видел ли он в гробу мертвого старика, когда-то побивавшего Чигорина, — картины внешней жизни мелькают в его сознании, превращаясь в бред. После долгой болезни родители увозят его за границу. Мать возвращается в Россию раньше, одна.
Однажды Лужин видит отца в обществе дамы — и очень удивлен тем, что эта дама — его петербургская тетя. А через несколько-
дней они получают телеграмму о смерти матери.
Лужин играет во всех крупных городах России и Европы с лучшими шахматистами. Его сопровождает отец и господин Валентинов, который занимается устройством турниров. Проходит война, революция, повлекшая законную высылку за границу.
В двадцать восьмом году, сидя в берлинской кофейне, отец неожиданно возвращается к замыслу повести о гениальном шахматисте, который должен умереть молодым. До этого бесконечные поездки за сыном не давали возможности воплотить этот замысел, и вот сейчас Лужин-старший думает, что он готов к работе.
Но книга, продуманная до мелочей, не пишется, хотя автор представляет её, уже готовую, в своих руках. После одной из загородных прогулок, промокнув под ливнем, отец заболевает и умирает.
Лужин продолжает турниры по всему миру. Он играет с блеском, дает сеансы и близок к тому, чтобы сыграть с чемпионом. На одном из курортов, где он живет перед берлинским турниром, он знакомится со своей будущей женой, единственной дочерью русских эмигрантов.
Несмотря на незащищенность Лужина перед обстоятельствами жизни и внешнюю неуклюжесть, девушка угадывает в нем замкнутый, тайный артистизм, который она относит к свойствам гения. Они становятся мужем и женой, странной парой в глазах всех окружающих. На турнире Лужин, опередив всех, встречается с давним своим соперником итальянцем Турати. Партия прерывается на ничейной позиции.
От перенапряжения Лужин тяжело заболевает. Жена устраивает жизнь таким образом, чтобы никакое напоминание о шахматах не беспокоило Лужина, но никто не в силах изменить его самоощущение, сотканное из шахматных образов и картин внешнего мира. По телефону звонит давно пропавший Валентинов, и жена старается предотвратить встречу этого человека с Лужиным, ссылаясь на его болезнь.
Несколько раз жена напоминает Лужину, что пора посетить могилу отца. Они планируют это сделать в ближайшее время.
Воспаленный мозг Лужина занят решением неоконченной партии с Турати. Лужин измучен своим состоянием, он не может освободиться ни на мгновение от людей, от себя самого, от своих мыслей, которые повторяются в нем, как сделанные когда-то ходы.
Повторение — в воспоминаниях, шахматных комбинациях, мелькающих лицах людей — становится для Лужина самым мучительным явлением. Он «шалеет от ужаса перед неизбежностью следующего повторения» и придумывает защиту от таинственного противника.
Основной прием защиты состоит в том, чтобы по своей воле, преднамеренно совершить какое-нибудь нелепое, неожиданное действие, выпадающее из общей планомерности жизни, и таким образом внести путаницу в сочетание ходов, задуманных противником.
Сопровождая жену и тещу по магазинам, Лужин придумывает повод (посещение дантиста), чтобы оставить их. «Маленький маневр>, — усмехается он в таксомоторе, останавливает машину и идет пешком. Лужину кажется, что когда-то он уже проделывал все это.
Он заходит в магазин, вдруг оказавшийся дамской парикмахерской, чтобы этим неожиданным ходом избежать полного повторения. У дома его дожидается Валентинов, предлагающий Лужину сняться в фильме о шахматисте, в котором участвуют настоящие гроссмейстеры.
Лужин чувствует, что кинематограф — предлог для ловушки-повторения, в которой следующий ход ясен… «Но этот ход сделан не будет».
Он возвращается домой, с сосредоточенным и торжественным выражением быстро ходит по комнатам в сопровождении плачущей жены, останавливается перед ней, выкладывает содержимое своих карманов, целует ей руки и говорит: «Единственный выход. Нужно выпасть из игры». «Мы будем играть?» — спрашивает жена.
Вот-вот должны прийти гости. Лужин запирается в ванной. Он разбивает окно и с трудом пролезает в раму. Остается только отпустить то, за что он держится, — и спасен. В дверь стучат, явственно слышится голос жены из соседнего окна спальни: «Лужин, Лужин».
Бездна под ним распадается на бледные и темные квадраты, и он отпускает руки.
Источник: https://libaid.ru/katalog/n/nabokov-vladimir/3725-kratkoe-soderzhanie-zashchita-luzhina-nabokov