Краткое содержание носов радуга за 2 минуты пересказ сюжета

Краткое содержание Носов Радуга за 2 минуты пересказ сюжета

Найти себя в профессии!

Николай Николаевич Носов, писатель и драматург, из-под пера которого вышло много детских рассказов, а также всеми любимые сказки «Незнайка в солнечном городе», «Незнайка на луне» и другие, известен многим.

Родился он в 1908 году в Киеве, в семье артиста эстрады. Детство будущего автора замечательных книг прошло в Ирпене, где он учился в гимназии.

Семья терпела нужду, и чтобы помочь, мальчик с четырнадцати лет уже работал: и косарем, и газетным торговцем, и землекопом.

После революции 1917 года гимназия была реорганизована в школу-семилетку. Николай закончил её в 1924 году и стал думать, как определиться с будущей профессией.

Чем только ни увлекался юноша: и химией, и горел желанием обучаться в вечерней профшколе, готовясь к поступлению в политехнический вуз. Однако, вдруг передумал. И на выбор Николая повлияло поступление в девятнадцать лет в Киевский художественный институт.

Занятия фотографией, кинематографом, два года спустя перевод в институт кинематографии в Москве, работа над мультипликационными, научными и учебными фильмами в качестве режиссера – все это творческий путь талантливого человека, которому в будущем предстояло стать профессиональным писателем.

Краткое содержание Носов Радуга за 2 минуты пересказ сюжета

Первые детские рассказы вышли из-под пера Николая Носова в 1938 году. После Великой Отечественной войны он стал признанным автором детской литературы.

Приключения Незнайки и его друзей

Это всем известная сказка, которая появилась благодаря усиленной работе автора.

Добрая и жизнерадостная история с её легендарными героями, живущими в цветочном городе:  Незнайкой, Знайкой, доктором Пилюлькиным, механиками Винтиком и Шпунтиком, музыкантом и художникомТюбиком и Цветиком, любителями кулинарии Пончиком и Сиропчиком, астрономом Стекляшкиным. Остальные персонажи, имена которых говорят сами за себя, тоже очень занимательны: близнецы Авоська и Небоська, Торопыжка, Ворчун.

Краткое содержание Носов Радуга за 2 минуты пересказ сюжета

Идея создания произведения возникла у Николая Носова в 1952 году, когда он поговорил с молодым украинским писателем Богданом Чалым, который в те времена являлся редактором украинского журнала «Барвинок».

Рассказы Николая Носова «Живая шляпа», «Огородник», «Огурцы», «Заплатка», «Мишкина каша» поначалу печатались в журнале «Мурзилка», а позже вошли в сборник, изданный в 1945 году который носил название «Тук-тук-тук». Через год благодаря совместной работе автора и издательства «Детгиз» появился сборник «Ступеньки».

Затейники

Этот рассказ, написанный Николаем Носовым в 1938 году, до сих пор интересно читать не только детям, но и взрослым. Сейчас он включен в школьную программу 2-го класса. Ознакомившись с кратким содержанием, можно узнать причину такой популярности.

Краткое содержание Носов Радуга за 2 минуты пересказ сюжета

Рассказ пишется от первого лица. «Мы с Валей – затейники» – говорится с первых строк. И сразу возникает интерес: что же придумают эти милые дети? Оказывается, они читали всем известную сказку «Три поросенка» и решили сделать себе похожий домик.

Все было бы хорошо, да вот Валя решила подшутить над своим другом и схватила его за ногу. Под впечатлением сказки мальчику показалось, что это был не кто иной, как… серый волк.

Безобидная игра стала причиной страха обеих детей, ведь Валя сначала тоже испугалась и ни в чем не призналась. Больше они такие игры не затевали.

Живая шляпа

Вы видели когда-нибудь живую шляпу? Наверное, нет, но рассказ с одноименным названием известен многим бывшим и настоящим школьникам. Ведь тоже есть в учебниках.

Краткое содержание Носов Радуга за 2 минуты пересказ сюжета

Вовка и Вадик увидели возле комода на полу шевелящуюся шляпу. Что тут началось! Мальчики выбежали из комнаты, закрыли за собой дверь, просто дрожали от страха. Не могли понять, что происходит: почему обыкновенная шляпа ползает по полу. Они били её клюшкой, бросали картошкой и, наконец, из-под шляпы выскочил их любимый котенок Васька. Конечно же, Вадик и Вова удивились.

Мишкина каша

Вот что значит не прислушиваться к советам родителей! Учила же мама, уезжая в город и оставляя детей на хозяйстве, как варить кашу. Все показала: и сколько крупы сыпать, и как варить суп. Но возомнил Миша себя поваром и пропустил все мимо ушей.

А когда мама отправилась в путь, начались неприятности. Сначала казалось, что все нормально. Мальчик насыпал в кастрюлю крупу, добавил воды и сидят они, ждут, пока каша сварится.

Краткое содержание Носов Радуга за 2 минуты пересказ сюжета

А она вдруг «полезла» из кастрюли. Вода вся выкипела. А так сильно захотелось пить, что пришлось идти к колодцу. И ведро,  и чайник Миша утопил; рыба, которую они наловили в пруду и пытались поджарить, превратилась в угли. Легли друзья спать голодными.

Хорошо, что утром соседка тетя Наташа выручила: накормила пирогами с капустой и напоила молоком. В благодарность мальчики все сорняки на её огороде выпололи. Но это намного легче, чем кашу варить.

Витя Малеев в школе и дома

Повесть «Витя Малеев в школе и дома» была издана тридцать раз (с 1951 по 1953 год) и переведена на двадцать три языка. Существует издание 1978 года, тираж которого – пятьсот тысяч экземпляров. В 1954 году по мотивам повести был снят фильм «Два друга»

Краткое содержание Носов Радуга за 2 минуты пересказ сюжета

Это интересная история о Вите Малееве и его друзьях: Ване Пахомове, Игоре Грачеве, Глебе Скамейкине, Косте Шишкине и других; о том, как учился главный герой, о неудачах и успехах на уроках русского языка и математики, об отношении к нему учительницы Ольги Николаевны; о сестричке Лике…

Это повесть о дружбе и взаимопонимании; о шалостях школьников. Доброе, интересное произведение, которое легко читать. Как будто ты сам находишься среди замечательных любознательных и активных мальчиков, у кого впереди – целая жизнь.

Дневник Коли Синицына

Это тоже увлекательное произведение – повесть для детей. Коля Синицын решил вести дневник. Сначала вроде бы ничего не происходило, но потом воспоминания о событиях текущих дней, из которых одно было интереснее другого, стали ложиться строчками на бумагу.

Краткое содержание Носов Радуга за 2 минуты пересказ сюжета

И вот уже Коля пишет о предложении всем его звеном развести пчел; о работе, которая велась, когда строили улей. А о том, как доставали пчел,  у главного героя произведения в дневнике – много страниц.

Ведь ради этого друзья поехали в село Шишигино и там, на природе, с ними случилось немало приключений! Мечта мальчиков о пчелах все же сбылась, но не потому, что они их поймали в ловушку, как хотели сначала, а благодаря доброму дедушке-пчеловоду.

Увы, мальчики, приехав домой, не сберегли пчел. Об этом и еще многом другом написано на следующих страницах дневника Коли. Вам интересно? Тогда прочитайте всю повесть.

Бенгальские огни

Новый год – особенный праздник, а для детей – тем более. Мальчики усиленно готовились к нему: делали игрушечные украшения для елки, клеили бумажные гирлянды. И все было бы замечательно, если бы Мишка не достал книгу «Занимательная химия» и не решил сделать по её рекомендации бенгальские огни.

С этого-то и начались приключения. Сначала ничего не получалось, и Миша задержал друга, когда они решили идти в лес за елкой. Дальше – больше: выбрав наконец подходящее деревце, мальчики заблудились в лесу. Кроме того, Миша упал и сильно ушиб ногу.

Хорошо, что друг догадался отвезти его на станцию на елке.

Все закончилось благополучно, и бенгальские огни в разгар праздника, который встречали дети сами, без родителей, «рассыпались кругом огненными брызгами», только вот дыма было много. Ребята в спешке разошлись, как их ни уговаривали. А Миша с другом ели чай с пирогом.

Заплатка

У этого рассказа, написанного в 1941 году, есть еще и другое название «Чудесные брюки». Девизом произведения можно выделить одну вескую фразу «Солдат сам должен уметь все делать: и заплатку поставить и пуговицу пришить…»

Бобка очень гордился своими солдатскими брюками защитного цвета, но однажды порвал их. Как ни просил маму починить, ничего не получалось. «Сам зашей» – говорила она. И вот, после насмешек сверстников, мальчик решил взять иголку в руки. После долгого упорного труда у него, наконец, получилось. Даже друзья похвалили. А Бобка сделал вывод, что всему нужно учиться самому.

Веселая семейка

Детская поучительная повесть Николая Носова о дружбе придется по вкусу маленьким читателям, которые любят природу. Главные герои – Миша и Коля. Что они только ни выдумывали: и наконец, решили сделать маленький инкубатор для яиц.

Ну и кропотливый это был труд, много сил потратили мальчики. И даже ночью дежурили, чтобы температура для обогрева яиц держалась именно 39 градусов – не выше и не ниже.

Учебу из-за этого запустили, но потом исправились, благодаря одноклассникам, которые, узнав о секрете двух верных друзей, решились охотно помогать им.

Краткое содержание Носов Радуга за 2 минуты пересказ сюжета

Увенчались ли старания Коли и Миши успехом? Вылупились ли цыплята? Да, но перед этим ребятам пришлось изрядно поволноваться. Зато какая была радость, когда наконец-то на свет появилась целая семейка маленьких желтеньких цыплят.

Дружок

Этот рассказ тоже о природе, и главные герои – все те же Миша и Коля, которые приехали в село к тете Наташе. Раздолье было в деревне – хочешь – в речке купайся и рыбу лови, хочешь – ягоды собирай. Но самое главное чудо произошло, когда собака Дианка родила щенков.

Целыми днями дети играли с этими маленькими собачками, а когда, по настоятельной просьбе тети Наташи раздали нескольких, у них остался один щеночек, которого назвали Дружок. И решил Миша забрать его в город, даже не спросив разрешение мамы.

Ну и приключения были с мальчиками, пока они везли собаку в поезде в чемодане. Чтобы заглушить голос Дружка пока он скулил, мальчики поочередно стали рассказывать стихи.

  Развлеклись же тогда пассажиры! А потом, когда мальчикам нужно было выходить на станции, оказалось, что они взяли не свой чемодан, а соседей, которые ехали с ними в вагоне.

К счастью, все закончилось благополучно. В тот класс, где учились Коля и Миша, пришла новая учительница Надежда Викторовна. Оказалось, что именно её чемодан и взяли по ошибке тогда мальчики.

И Дружок нашелся. Он жил в этой семье, и уже привык к новым хозяевам. Жаль было расставаться девочке Лене с собакой, но ничего не поделаешь.

Зато мальчики пообещали ей в следующем году подарить маленького щеночка.

Телефон

Коля и Миша купили в магазине два игрушечных телефонных аппарата. Если соединить их проволокой, то можно, находясь в разных квартирах, переговариваться между собой. Вот это интересное занятие было для мальчиков. «Целый вечер мы с Мишкой звонили друг другу и выдумывали разные фокусы: пели, кричали, рычали, мычали, даже шепотом разговаривали — все было слышно» – написано в рассказе.

Читайте также:  Краткое содержание рассказов камю за 2 минуты

Краткое содержание Носов Радуга за 2 минуты пересказ сюжета

Мальчики не могли нарадоваться новой покупке, а потом один из аппаратов испортился. Миша его разобрал. Огорчились мальчики, но телефоны уже починить было невозможно. «Почему Мишка такой нескладный? Зачем он все ломает?!» – думал Коля, идя домой. Но потом успокоился и понял, что жизнь все-таки очень интересная. Даже если в ней и случаются неприятности.

Источник: https://r-book.club/best/detskie/detskie-rasskazy-nikolaya-nosova.html

«Живое пламя»: краткий пересказ рассказа Е. Носова

Произведение Е. Носова «Живое пламя» в кратком содержании рассказывает о юноше и его размышлениях. Молодой человек метафорично сравнивает цветение ярких маков и человеческую жизнь, вспоминая о погибшем сыне своей соседки — женщины, сдающей ему комнату в деревянном доме.

Основные персонажи

Главный герой — рассказчик, повествующий читателю о собственных раздумьях по поводу жизни и смерти. Он живет в частном доме тёти Оли, арендуя у неё комнату. Именно Ольга Петровна натолкнула его на такие суждения. Кроме того, в рассказе Носова упоминается о сыне женщины, погибшем на войне. Переживания матери трагично умершего юноши приводят автора к описываемой в рассказе метафоре.

Очень краткий пересказ

Произведение можно разделить на несколько условных глав, структурирующих повествование по смыслу:

  1. Разговор с Ольгой Петровной, соседкой рассказчика. Она попросила юношу о помощи на участке, и он посадил маки.
  2. Отъезд молодого человека из съемного жилья на некоторое время. За две недели цветки успевают вырасти и распуститься.
  3. Беседа на кухне. Женщина рассказывает о сыне, обращая внимание на портрет, который висит на стене.
  4. Прогулка в саду. Автор выходит посмотреть на клумбу, над которой они трудились вместе с тётей Олей. Там у них завязывается разговор о быстротечности жизни.

Через два дня рассказчик вышел на улицу и увидел, что лепестки опали. Взяв один из них в руку, он стал всматриваться. В эту минуту подошла Ольга Петровна и сказала, что у мака короткая жизнь, зато проживает он её без оглядки, и что с людьми бывает то же самое. Эта фраза является ключевой, так как в ней заложена основополагающая идея произведения.

Краткое содержание рассказа

События рассказа «Живое пламя» разворачиваются в огороде близ дома тёти Оли. Она предлагает квартиранту помочь ей в работе на участке.

Соседи разговаривают, общаются, вместе проводят время, занимаясь бытовыми делами. Главный герой поинтересовался у женщины, почему та не сеет маки вместе с другими цветами.

Она отвечает, что сажает их вместе с овощами, ибо отцветает растение быстро, а после портит вид своим внешним обликом.

Молодой человек все же кидает семена на клумбу, в самый её центр. Тётя Оля решает оставить три мака среди остальных цветков, уступив арендатору.

После мужчина, от лица которого ведется повествование, уезжает на две недели и вновь возвращается домой. По приезду тётя Оля угостила юношу домашним квасом — любимым напитком её сына. К тому времени клумба уже расцвела, и в ее середине красовались три маковых головки. Автор сравнил их с факелами, которые при одном прикосновении способны опалить руку.

Краткое содержание Носов Радуга за 2 минуты пересказ сюжетаЯркие маки представляют собой метафору короткой, но полной героизма жизни

Женщина, посмотрев на бутоны, заметила, как они похожи на жизнь некоторых людей. Рассказчик стал осмыслять эту метафору и размышлять по поводу событий, произошедших с сыном соседки.

Спустя некоторое время главный герой переехал в другой конец города, но изредка все же навещал старую знакомую. Приходя в гости, он видел клумбу, сплошь усеянную красными маками. Некоторые растения уже увядали, а другие только наливались цветом — это было сделано специально, дабы не дать погаснуть «живому огню».

Основная идея рассказа

Краткий пересказ произведения подводит читателей к ключевой мысли автора: лучше прожить яркую, полную событий, хотя и короткую жизнь, нежели тянуть долгое, но лишенное смысла существование. Иными словами, человека можно сравнить с красным маком, цветущим всего несколько дней, но поражающим своей красотой и яркостью.

У тёти Оли возникают постоянные воспоминания о её умершем сыне Алексее. Он погиб в бою, направив горящий самолёт в сторону вражеской техники. Горящие бутоны алых маков заставляют её гордиться героическим подвигом сына, скорбя о его потере.

Источник: https://ChitaemKratko.ru/kratkoe-soderzhanie/nosov/zhivoe-plamya.html

Евгений Носов. Произведения. ​Радуга

Краткое содержание Носов Радуга за 2 минуты пересказ сюжета

В пятидесяти километрах от Курска, в поэтических верховьях речки Тускарь, где некогда вдохновенно творил Фет, живет мой приятель Евсейка.

Евсейке этой зимой минул десятый год, и ходит он в четвертый класс, который помещается на втором этаже фетовского особняка.

Из классных окон, с высоты птичьего полета, открывается просторная речная долина с островками деревенских ракитовых кущ у дальнего ее края. Самой же речки не видать.

Скрываясь в прибрежных зарослях разной кустарниковой всячины, она петляет у самого подножия обрывистого правобережья, на скате которого, в окружении дубов и кленов, и стоит Евсейкина школа.

С Евсейкой я познакомился на станции.

Я спрыгнул с подножки вагона в хлипкую предрассветную темень. Вот уже третьи сутки сыпал изнуряющий октябрьский дождь. Звякнул колокол. В ответ паровозик жалобно свистнул, устало выдохнул пар, и мутные, в дождевых потоках, квадраты вагонных окон медленно проплыли мимо.

Через исхлестанную дождем лужу протянулись зыбкие отсветы станционного здания. Не разбирая, я пошел напрямик по одной из этих световых дорожек. У входа тускло поблескивал колокол. Крупные капли, срываясь с карниза, хлестко разбивались о бронзу, отчего колокол чуть слышно звенел, будто жаловался на непогоду.

В маленьком зале пережидали ненастье несколько пассажиров и провожающих. Я попросил себе чая и направился к дальнему столику. За ним сидел низкорослый человечек в дождевике с откинутым капюшоном, из-за которого виднелась стриженая макушка.

Садясь напротив, я заглянул ему в лицо. Это оказался парнишка. Он с деловым усердием дул на блюдечко, покоившееся на растопыренных пальцах. Мелкие бусинки пота высыпали на его чуть вздернутом носу. В другой руке он держал полумесяц бублика.

Мне нужно было в Свободинскую МТС, как раз в те фетовские места, и я спросил паренька, не ходят ли туда машины. Тот неторопливо поставил блюдечко на стол, смахнул с груди крошки от бублика и удивленно посмотрел на меня.

— Какие теперь машины!

— Как же, брат, быть, а?

— Если не срочно, то подвезу. Вот малость дождь уймется, и поедем.

Так я познакомился с Евсейкой. Он рассказал, что возил к поезду брата, который приезжал в отпуск с целины.

Буфетчик погасил свет, в окна заглянуло запоздалое серое утро. Дождь все еще не переставал, хотя уже измельчал и обессилел. Мы выпили еще по стакану чаю, потом Евсейка отправился посмотреть погоду.

У коновязи, склонившись над недоеденной охапкой клевера, безропотно мокла Евсеева лошадь — рыжая, в белых заплатах кобылка. Увидев хозяина, она шевельнула сизыми отвислыми губами, будто спрашивая: «Скоро ехать-то? Все равно где мокнуть — что здесь, что в дороге».

Евсей, видимо, решил, что и в самом деле ожидать нечего. Путаясь в полах дождевика, он подошел к коновязи, размотал вожжи, зачем-то пнул раз-другой сапогом переднее колесо, потом подобрал с земли клевер и сложил его в телегу. Я расплатился и вышел на улицу.

Евсей передал мне плащ, которым укрывался его брат, и мы поехали. Кобылка бодро зашлепала по хлюпкой дороге.

За нефтебазой повернули к переезду. Телега запрыгала на рельсах, потом покатилась по мощеному спуску вниз, опять в непролазное месиво раскисшего чернозема.

— Вы у нас летом не были? — спросил Евсейка, будто извиняясь за то, что его родные места выглядели сейчас так уныло.— Благодать у нас какая! Лес, речка. . А ягод сколько в покос! К нам из Москвы отдыхать приезжают.

Проехали пристанционное село. За околицей дорога раздваивалась, лошадь сама свернула влево и, выбирая путь полегче, пошла не промеж разъезженных и залитых грязью колей, а по обочине, густо поросшей осотом и полынью. Полынь, высохшая за лето, после дождей настоялась влагой, размякла и остро пахла.

— Ишь ты как раздобрела! — сказал возница, втягивая носом душистую горечь, и стегнул по траве кнутом.

Пегашка приняла это на свой счет, налегла на упряжь, забряцало колечко на дуге, отсчитывая торопливые лошадиные шаги.

Я уселся поудобнее и глубже натянул плащ. От нечего делать я следил, как дождевые капли, появляясь на верхнем краю капюшона, катились вниз, нагоняя друг друга, сталкивались, а слившись и окончательно отяжелев, шлепались ко мне на колени. За таким занятием не мудрено было задремать. Проснулся я оттого, что кто-то дергал меня за рукав.

Я открыл глаза и увидел возбужденное лицо Евсейки.

— Дяденька! Смотри, какая радуга! Вон там, над речкой!

Пока я дремал, откуда-то набежавший ветер расслоил на западе тучи, и к длинной, вполнеба, щели прильнул немигающий глаз солнца, будто желая подсмотреть: стоит ли ему завтра сиять или спрятаться еще на денек? Его золотистые лучи-ресницы простерлись над мокрой, озябшей землей и своим прикосновением вновь вернули природе смытые дождями краски. Вспыхнула бегучим пламенем придорожная лесополоса, рассыпанной ртутью дождевых капель засверкал широкий луг, а за ним на той стороне, на крутом косогоре, пожаром загорелись окна большого особняка. Вверху же, над ликующей долиной Тускари, висела радуга — огромная, расцвеченная пестрыми лентами арка. Она выходила откуда-то из прибрежных кустов и, сделав широкий, будто проведенный гигантским циркулем, полукруг, упиралась другим концом, километра за три, в сады какой-то деревеньки. Я никогда не видел радуги поздней осенью. А такой пышной и праздничной, как эта, не приходилось видеть даже летом. Главное она была совсем близко от нас. Ее концы упирались в землю не далее как в километре. И, может быть, оттого, что радуга была так близко, она казалась необыкновенно яркой и широкой. Несколько деревьев, тесной группой стоявших на берегу, укрылись за пестрой лентой, и каждое приобрело оттенок того цвета, какой пришелся против него.

— Смотри, смотри, а радуга-то движется! — приподнялся на колени Евсейка.— Вон уже на село набежала!

Читайте также:  Краткое содержание пушкин русалка за 2 минуты пересказ сюжета

И действительно, радуга медленно, не забегая вперед и не отставая от нас, двигалась параллельно дороге, продолжая упираться своим левым концом в затерявшуюся в зарослях речушку. Вот ее передний правый рукав шагнул на улицу села, белые хаты вдруг запестрели, становясь на мгновение то нежно-голубыми, то изумрудными, то вспыхивали золотом, чтобы тотчас залиться багрянцем.

Нам нужно было проезжать через село, дорога шла туда задами. Но Евсейка неожиданно резко поворотил лошадь и, лихо гикнув, помчал напрямик, по клеверищу.

— Врешь, не уйдешь! — крикнул он, становясь во весь рост.

Лошадь пустилась в тяжелый галоп, порывисто дергая повозку, из-под копыт летели комья земли, клеверные корневища. Евсейка, широко расставив ноги, взмахивал в такт рывкам оттопыренными локтями.

— Не уйдешь!

Мне в ту минуту почему-то казалось, что стоит пегашке еще малость поднажать, и мы вкатим в огромные радужные ворота.

Но вдруг я увидел, что радуги уже нет в селе. Она перешагнула через хаты и висела над черным силуэтом ветряной мельницы. И чем быстрее мы скакали, тем дальше от нас отодвигалась радуга.

— Эх, уходит! — сплюнул Евсейка.— За речку перешагнула.

— Стой, Евсейка,— опомнился я.— Зря гоним лошадь. Все равно радугу не поймаешь.

— Теперь я и сам вижу, что не догнать. Надо кругом на мост объезжать. Вот если бы я раньше догадался, пока она к селу подходила, тогда бы успел.

Я рассмеялся:

— Дело-то не в этом… Ее и на автомашине не догонишь, и посади тебя на самолет — все равно не поймал бы.

— И на реактивном? — недоверчиво покосился на меня мальчик.

— И на реактивном.

— Да ведь он как пуля летает!

— Все равно…— И я стал объяснять Евсею, почему мы не догнали радугу.

Кажется, Евсейка не понял моих объяснений или не хотел верить в них. Потому что, когда мы въехали в село, он пристально осматривал стены хат, по которым прокатилась цветистая полоса радуги. А когда навстречу попался кто-то из здешних ребятишек, он придержал лошадь и настороженно спросил, будто разыскивал пропавшую корову:

— Послушай-ка, у вас тут по улице радуга не проходила?

— Какая радуга? — раскрыл рот парнишка.

— Какая-какая! Обыкновенная радуга, что после дождя бывает.

— Нет, не проходила.

— Слепая ты тетеря! — рассердился Евсейка.— Был тут и не видел.— И маленький возница в сердцах хлестнул вожжами пегашку.

Биография

Произведения

  • Варька
  • Радуга
  • Тропа длиною в лето

Критика

Ключевые слова: Евгений Носов,​Радуга,творчество Евгения Носова,произведения Евгения Носова,скачать произведения Евгения Носова,скачать бесплатно,читать текст,русская литература 20 в.

Источник: https://md-eksperiment.org/post/20170426-evgenij-nosov-raduga

«Радуга для друга» краткое содержание рассказа Самарского – читать пересказ онлайн — Помощник для школьников Спринт-Олимпиады

Рассказ «Радуга для друга» Самарского был написан в 2009 году. Это трогательное произведение о слепом мальчике и лабрадоре-поводыре Трисоне. Лишь благодаря их дружбе герой смог обрести зрение.

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Радуга для друга». Пересказ книги будет полезен и при работе над читательским дневником.

Содержание

  • Главные герои
  • Другие персонажи
  • Краткое содержание
  • Заключение

Главные герои

Трисон – пес-поводырь, породистый лабрадор, умный и преданный пес.

Саша – тринадцатилетний мальчик, потерявший зрение в аварии, подопечный Трисона.

Другие персонажи

  • Иван Савельевич – слепой пенсионер, первый подопечный Трисона.
  • Рада – маленькая девочка, которую Трисон спас от смерти.
  • Николай Соболев – талантливый хирург, вернувший Саше зрение.

Краткое содержание

Работа у собаки-поводыря не из простых – он должен «довести подопечного туда, куда он запланировал, и чтобы он во время пути не разбил себе голову, не споткнулся, не упал, в конце концов, не промочил в луже ноги».

Лабрадора Трисона в течение двух лет обучали в специальной школе, чтобы он был верным помощником для незрячих людей. Раньше Трисон работал у слепого пенсионера, Ивана Савельевича, теперь же его подопечным стал тринадцатилетний Саша.

Мальчик потерял зрение два года назад в автокатастрофе, во время которой погиб его отец.

Трисон стал настоящим другом для мальчика, и даже научился отвечать на его вопросы – «Ав — «да». У-у — «нет»». Но однажды случилась беда –умного пса украли «два бугая», решившие подороже продать прекрасно обученного поводыря. Трисону удалось сбежать и, пережив немало приключений, он вернулся к Саше.

Трисон узнал, что Саша раньше очень «любил смотреть на радугу», и очень страдал оттого, что не может ею любоваться. Однажды, во время отдыха за городом, Трисон спас утопающую девочку. Родители Рады захотели отблагодарить спасителя, и подарили Саше ноутбук – они не знали, что мальчик был слепой.

У отца Рады был друг, доктор Николай Соболев, который «вернул зрение уже многим людям». Он провел Саше сложную операцию, и мальчик вернулся домой зрячим. Трисона пришлось вернуть в школу – слишком много людей нуждалось в его помощи.

Во время их прощания на небе появилась радуга, и Саша «долго-долго смотрел на свою мечту».

Заключение

Произведение Самарского учит любить и понимать животных, которые зачастую оказываются гораздо более порядочными и благородными, чем люди.

После ознакомления с кратким пересказом «Радуга для друга» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.

ПредыдущаяСледующая

Источник: https://Sprint-Olympic.ru/uroki/literatura/kratkoe-soderzhanie/39359-radyga-dlia-dryga-kratkoe-soderjanie-rasskaza-samarskogo-chitat-pereskaz-onlain.html

Интегрированный урок по рассказу Е.Носова "Радуга"

Учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №35 им. К. Д. Воробьёва»

Осьмакова Евгения Борисовна

Интегрированный урок (литература, изобразительное искусство, физика) «Обыкновенное чудо» (Особенности внутреннего мира и творческой индивидуальности писателя в рассказе Е.И. Носова «Радуга»).

  • Тип урока: урок формирования новых знаний
  • Форма урока: интегрированный проблемный урок.
  • Цели урока:
  • популяризировать творчество Е.И. Носова среди юной читательской аудитории;
  • приобщить к вдумчивому прочтению, к пониманию глубины слова мастера;
  • развить навык анализа и сопоставления формы и содержание художественного и научного текста;
  • познакомить обучающихся с открытием И. Ньютона и с научным понятием такого явления, как радуга
  • научить видеть прекрасное в привычных явлениях жизни.

Задачи урока:

Образовательные:

  • научить изучающему чтению художественного произведения;
  • развить эмоциональное восприятие художественного текста;
  • развить умений в понимании образного языка произведений литературы и искусства;
  • формировать навык восприятия и сопоставительного анализа; художественного и научного текста.

Развивающие:

  • развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать;
  • формирование логического мышления, внимания, памяти;
  • развитие образного мышления, воображения;
  • развитие устной речи;
  • развитие языковой чуткости.

Воспитательные:

  • Воспитание любви к родному краю через творчество писателя;
  • Воспитание эстетического восприятия слова мастера;
  • воспитание чуткого и бережного отношения к художественному произведению живописи, к слову в языке и литературе;
  • воспитание внимательности к природе, наблюдательности, открытого восприятия окружающего мира.

Методическое обеспечение урока:

• живописные полотна русских художников, изображавших радугу: И.К. Айвазовского, Н.Н. Дубовского, А.К. Саврасова

• заранее подготовленные иллюстрации детей к рассказу Е.И. Носова «Радуга»

• таблица для заполнения на уроке «Средства выразительности речи в рассказе Е.И. Носова «Радуга» ;

• текст рассказа Е. И. Носова «Радуга»

План урока:

  • Организационный момент. Самоопределение к деятельности.
  • Актуализация знаний.
  • Постановка учебной задачи.
  • Постановка проблемного вопроса.
  • Открытие учащимися нового знания.
  • Проверка понимания.
  • Включение новых знаний в систему знаний.
  • Итог урока. Рефлексия деятельности. Выставление отметок.
  • Домашнее задание.

Ход урока.

1.Организационный момент. Самоопределение к деятельности.

Методические рекомендации: учитель приветствует уч-ся, проверяет готовность к уроку, используя метод беседы, побуждает интерес уч-ся к уроку и формирует положительную мотивацию к обучению.

Примерные вопросы:

  • Чем близки произведения Е. Носова курскому читателю?

(Е. Носов — наш земляк, родился в с. Толмачёво на высоком берегу Сейма и большую часть жизни прожил в г. Курске, поэтому ,читая рассказы Е. Носова, часто встречаешь название нашего города ,известных нам рек, деревень, видишь описание природы Курского края)

  • О чём пишет Е. Носов?
  • Кто они — герои его произведений?

(Герои его произведений – самые обыкновенные люди, из которых складывается текущая жизнь с её бытовыми радостями и горестями, но, несмотря на свою обыденность, это люди, глубоко чувствующие, способные видеть красоту и тайну природы)

2. Актуализация знаний.

Слово учителя : К сегодняшнему уроку вы прочитали рассказ «Радуга». Хочется отметить, что одной из особенностей этого рассказа является тот факт, что это первое опубликованное произведение писателя, которое появилось в областном альманахе для детей в 1957году. Именно с него читатель начал своё знакомство с творчеством Е.И. Носова.

Примерные вопросы:

  • А чем ещё он отличается от других рассказов?
  • Какие мысли, чувства, воспоминания пробудил в вас этот рассказ? Что вас поразило?

(Вспомнилась радуга: её величие, таинственность, поразила красота и точность изображения этого природного явления в тексте)

  • Какие вопросы невольно возникали в процессе прочтения?

(Что заставило главного героя пуститься в погоню за радугой? Что такое радуга?)

3. Постановка учебной задачи

Предложите, о чём мы могли бы вести разговор на сегодняшнем уроке, зная содержание рассказа?!

(О главных героях, о их взаимоотношениях, о радуге как необычайном явлении природы, о том, как раскрываются характеры героев через восприятие этого природного явления, о красоте, точности, естественности слова Е.Носова и т. д.)

  1. Вы уже определили роль радуги в рассказе, а что для нас радуга…
  2. Создайте ассоциативный ряд к слову «радуга».
  3. (Дуга, небо, цвет, чудо, счастье, цветная, радость)

Формулируем тему урока и записываем в тетрадь: «Обыкновенное чудо» (Особенности внутреннего мира и творческой индивидуальности писателя в рассказе Е.Носова «Радуга).

  • Как понимаете смысл словосочетания «обыкновенное чудо»?
  • ( Чудо – поразительное, необычное, удивляющее, а обыкновенное – заурядное, ничем не выдающееся. Приходим к выводу, что речь сегодня пойдёт о чудесном в обыкновенном и о том, как автор умеет подобное заметить и передать читателю)
  • 4.Постановка проблемного вопроса
  • Как научиться видеть чудо в самом обыкновенном? (записываем в тетрадь)
  • Определение необходимости нового знания:

Можем ли мы ответить сейчас на этот вопрос? Ответим на него в конце урока.

5. Открытие учащимися нового знания.

  1. Поисковая работа ведётся на основе частичного анализа текста.
  2. Работа над содержанием текста: обстоятельства, характеры, идейное содержание рассказа.
  3. Примерные вопросы:
  • Где происходит действие рассказа? («…в пятидесяти километрах от Курска, в верховьях речки Тускари, где некогда вдохновенно творил Фет…», в конкретно названном месте. Обращаем внимание на фетовское имение, т.е. можем даже назвать село – Воробьёвка, в котором жил и писал последние 15 лет А.А. Фет. Сегодня там музей-усадьба писателя)
  • Назовите героев рассказа? (рассказчик и Евсейка ).
  • Что мы узнаём о них из рассказа?( Евсейка -мальчик лет 10, учится в 4 классе, который помещается на 2 этаже фетовского особняка, возил к поезду брата, который подарил ему гармошку. О рассказчике нам мало что известно, кроме того, что мы понимаем: это взрослый человек и направляется он в Свободинскую машинно-тракторную станцию).
  • Как мы можем охарактеризовать взаимоотношение героев? (Несмотря на разницу в возрасте, мы видим общение на равных. С одной стороны рассказчик, который легко находит общий язык с мальчиком, обращаясь к нему, как к равному себе «брат», а с другой стороны мальчонка, который изо всех сил старается вести себя, как взрослый человек «…размотал вожжи, зачем-то, раз-другой пнул сапогом переднее колесо…», способный самостоятельно принимать решения. Именно поэтому автор серьёзно называет его Евсей).
Читайте также:  Краткое содержание помяловский мещанское счастье за 2 минуты пересказ сюжета

Слово учителя: Перед нами обычные герои, которые встретились в совершенно житейских условиях.

  • Что чудесного есть в этом рассказе? (Появление радуги – самый яркий и красочный момент)

Выразительное чтение фрагмента текста с описанием радуги.

«Пока я дремал «….» чтобы тотчас залиться багрянцем».

Проверка эмоционального восприятия художественного текста

Примерные вопросы:

  • Какие эмоции в вас пробудило описание радуги?
  • Какая картина представилась вам?
  • Дома вы попробовали изобразить представленное красками, давайте посмотрим, что у вас получилось? (Ребята комментируют свои работы)
  • Лексическая работа ( работа со словарём)
  • Учитель обращает внимание учеников на малознакомые слова:
  • лесополоса-полоса лесных насаждений, простёрлись-раскинулись, косогор – склон горы, холма ; особняк – благоустроенный дом городского типа.
  • Работа с изобразительными средствами писателя
  • Примерные вопросы:
  • Как отразилось мастерство писателя в том, что вы так живо и красочно представили эту пейзажную зарисовку? (Средства выразительности речи)
  • Что мы относим к средствам выразительности речи?

Игра «Кто больше! Кто быстрее!»

Методические рекомендации: необходимо найти средства художественной выразительности и распределить по колонкам таблицы, можно дать задание по рядам: 1ряд — эпитеты; 2 ряд – олицетворение;3 ряд –метафору и сравнение.

Средства выразительности речи в рассказе Е.Носова «Радуга».

  1. Олицетворение
  2. Метафора
  3. Сравнение
  4. 1.
  5. 1.
  6. 1.
  7. 1.
  8. 2.
  9. 2.
  10. 2.
  11. 2.
  12. 3.
  13. 3.
  14. 3.
  15. 3.
  16. 4.
  17. 4.
  18. 4.
  19. 4.
  20. 5.
  21. 5.
  22. 5.
  23. 5.
  24. 6.
  25. 6.
  26. 6.
  27. 6.
  • Какое чувство вызвала радуга у главных героев? Докажите текстом.

(Евсейка переживает неописуемый восторг, о чём говорят восклицательные предложения в тексте.

Чувство восхищения красотой, которая вдруг раскинулась по небу да ещё и поздней осенью, заставляет пуститься главного героя в погоню за ускользающей радугой.

Рассказчик (взрослый человек) тоже поддаётся этому азарту и начинает верить, что они вот-вот догонят радугу.) Учащиеся находят в тексте слова, подтверждающие эту мысль.

  • Как характеризует рассказчика эпизод погони за радугой? (Как человека увлекающегося, способного давать волю чувствам, верить в невозможное, верить в чудеса.)
  • Кто первый понимает, что радугу не догнать? (Рассказчик)
  • Рассказчик пытается объяснить Евсейке, почему они не догнали радугу.
  • А вы можете мне и друг другу это объяснить? (Ребята пытаются объяснить, что этоза явление природы и в чём его особенность)

Работа со значение слова радуга как научным понятием.

Слово учителя: Этому восхитительному явлению природы есть научное объяснение, которое впервые сформулировал и обосновал английский учёный Исаак Ньютон. Ваш учитель физики помог нам разобраться в этом вопросе и, на минутку представив себя великим учёным, передала нам страничку из научного дневника И. Ньютона (читает один из учеников, чтение сопровождается презентацией)

  • Я Исаак Ньютон, учёный, живу в Англии и работаю в Кембриджском университете.
  • Я люблю ставить научные опыты, и мне всегда было интересно, что такое цвет и свет.
  • И вот однажды, в 1666 году, во время Великой чумы, мой университет был закрыт, я остался дома и решил провести необычный опыт, на который у меня не было времени из-за текущей работы со студентами.

Я затемнил окно тёмной шторой, оставил в нём лишь небольшое отверстие, напротив отверстия поместил экран и стал ждать, когда в комнату будет падать солнечный свет. Когда солнце стало светить ярко, я поднёс к отверстию в шторе стеклянную призму (пирамидку). Каково же было моё удивление, когда я увидел, что белый луч, пройдя сквозь стеклянную призму, превратился…

  1. Когда за первой призмой я расположил вторую, то разноцветный пучок как по мановению волшебной палочки опять превратился в пучок белого свет, а у меня на экране появился «солнечный зайчик».
  2. И тогда я понял, почему на небе появляется радуга: солнечный свет проходит сквозь многочисленные капли воды, которые, как моя стеклянная призма, дробят свет на 7 цветных лучей…
  3. 6.Первичная проверка понимания
  4. Сопоставление художественного и научного объяснения явления «радуга»
  5. Примерные вопросы:
  • Рассказ Ньютона о радуге такой же яркий и образный как рассказ Е. Носова?
  • Понял Евсейка объяснение рассказчика? ( Не понял, потому что воспринимает это явление не разумом, а чувствами, душой, сердцем.)
  • Что для Евсейки радуга? (Чудо, которое герою посчастливилось увидеть и всем сердцем прочувствовать).

Работа с произведениями живописи. Семантика радуги на полотнах художников.

Примерные вопросы:

А вы обыкновенные люди? Вы умеете видеть сердцем? Давайте проверим.

Методические рекомендации: учитель обращает внимание детей на картины, которые сопровождали их на протяжении всего урока (Дубовской Н.Н. «Радуга»,1950г., И. А. Айвазовский «Радуга»,1873г., А.К. Саврасов «Радуга» ,1875г.) Подчёркивает, что картины написаны в разное время, имеют разный сюжет, но есть что-то, что их объединяет.

И. А. Айвазовский «Радуга» »,1873г Н.Н.Дубовской «Радуга»,1950г

А.К. Саврасов «Радуга» ,1875г

  • Что объединяет эти картины? (Изображение радуги. На каждой картине присутствие человека, что говорит о неразрывной связи природы и человека.)
  • Если присмотреться повнимательнее, можем ли мы сказать, что символизирует радуга на этих картинах? ( На картине Айвазовского среди спасающихся в лодке людей мы видим человека, который протянул руки к радуге в знак благодарности за спасение, за свершившееся чудо; на картине Дубовского – рыбак, как заворожённый, смотрит на радугу, которая огромным колесом спустилась на землю, словно божье благословление. Радуга на этих полотнах –символ радости и чуда. На картине Саврасова изображён обыденный деревенский пейзаж того времени: покосившиеся избы, размытые дороги, неровный берег реки, и вдруг мы видим прозрачную, чуть заметную радугу, которая дарит веру в лучшее, прекрасное, чудесное. Радуга на этих полотнах символизирует веру человека в чудо).

7. Включение новых знаний в систему знаний.

Методические рекомендации: в качестве систематизации и обобщения всего сказанного и прочувствованного учитель предлагает ученикам написать синквейн на темы «Чудо» или « Радуга» по вариантам. (Пишут под музыкальное сопровождение мелодии «Когда в душе расцветает весна»)

8. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Ответ на вопрос, поставленный в начале урока.

Как научиться видеть чудо в самом обыкновенном?

Какими качествами должен обладать человек»? (Наблюдательностью, душевной открытостью, близостью к природе, беспокойством души, любознательностью, как герои Е.И. Носова.)

Слово учителя: В рассказе «Радуга», как и во многих других произведениях Е. Носова, звучит призыв: будь чуток душой, наблюдателен, открыт ко всему новому, будь частью природы — и ты увидишь, как чудесен мир!

  • Самооценка учащимися собственной деятельности.
  • Методические рекомендации: Учитель предлагает оценить работу, проделанную на уроке – выбрать цвет, на котором написан критерий, характеризующий урок:
  • красный –тревожность,
  • оранжевый – открытие,
  • жёлтый – активность,
  • зелёный – творчество,
  • голубой- креативность,
  • синий – размышление,
  • фиолетовый – равнодушие.
  • 9.Домашнее задание (по выбору):
  • сочинение- фантазия «Вдруг мир стал чёрно-белым»
  • сочинение – миниатюра «Чудеса природы родной земли»
  • творческий пересказ эпизода от лица Евсейка

Литература:

  • Пайгусов А. И., Методика интегрированного урока //Методист.-2003.
  • Евгений Носов, Избранные произведения в 2-х томах, Том 2-ой.

Изд-во «Советская Россия», Москва, 1983.

Источник: https://infourok.ru/integrirovanniy-urok-po-rasskazu-enosova-raduga-3194603.html

Носов "Варька" краткое содержание — Секретная физика

Девочка Варя любила помогать птичницам, выращивать маленьких, пушистеньких утят. Как только утята подрастали, то Варя переставала их любить. Думала, что на следующий год не пойдет в птичник работать. Но каждый год все повторялось снова. Как только Варька видела птенцов, то сразу приходила помогать птичницам.

Однажды в колхоз, где жила Варя, приехала цыганка с сыном Сашкой. Люди помогли им с постройкой дома и научили, как ухаживать за огородом, чтобы собирать хороший урожай. Цыган Сашка был подростком, также как Варя.

Он не учился в школе и не дружил с мальчишками. Сашка работал, пас лошадей и возил нужные грузы. Люди шутили и смеялись над мальчиком потому, что он был не такой, как все. Он отличался красивыми темными кудрями и большими карими глазами.

Сочиняли про него разные небылицы.

Варьке с самого приезда понравился цыган Сашка. У нее зародилось чувство любопытства и симпатии к мальчику.

Как-то раз Санька привез в птичник корм уткам. Работницы стали шутить над ним и говорить неприятные вещи. Варьке стало очень стыдно за птичниц и жалко цыгана.

Вечером того дня Ленка, которая работала в птичнике, попросила Варьку подежурить вместо нее. Ленке надо было идти на свидание с молодым человеком. Варька накормила и загнала уток по местам, а сама пошла, купаться на пруд. В дали она увидела огни трактора и решила посмотреть.

Совсем стемнело, уже не было видно огней трактора, а Варя увидела отблеск костра. Подойдя ближе, Варя узнала Сашку. Он пригнал на выпас табун лошадей.  Они посидели у костра, и выпили чай из смородины и съели лепешку. Сашка рассказал девочке, что он закончил два класса, не умеет читать.

Очень хочет стать трактористом. Девочка рассказала цыгану о поэте Пушкине и о его произведении «Цыган». Потом Варе захотелось прокатиться на лошади по полю. Она села на белую лошадь и быстро поскакала. Цыган тоже взял лошадь и поехал догонять Варьку. Когда они встретились, то Сашка поцеловал Варьку прямо в губы.

Она сильно испугалась, при этом испытала приятные эмоции.

Варька побежала через поле к озеру, а затем к птичнику. Ласково разговаривая с утками о Сашке, насыпала им просяной каши. Варька размышляла рассказать Ленке о поцелуе или нет. Решила, ни когда не рассказывать.

Рассказ учить человека слушать себя, а не вестись на общественное мнение, которое часто бывает ошибочным.

Источник: Краткое содержание Носов Варька за 2 минуты пересказ сюжета

Источник: https://uvmstudio.ru/shkolniku-e-nosov-varka-kratkoe-soderzhanie-dajte/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector