Краткое содержание облака аристофана за 2 минуты пересказ сюжета

Комедия Аристофана «Облака», краткое содержание которой есть в этой статье, одно из самых известных произведений древнегреческого комедиографа. Впервые была поставлена в 423 году до нашей эры на Великих Дионисиях.

Позже автор переделывал пьесу, но закончить работу не успел. До наших дней дошла частично переработанная версия.

В частности, в ней появились жалобы на несправедливость публики, финальная сцена поджога мыслильни, дискуссия между Кривдой и Правдой.

Философ Сократ

Пьеса Аристофана «Облака», краткое содержание которой вы сейчас читаете, посвящена учениям философа Сократа. В то время он был самым популярным умником в Афинах. Правда, за свое учение ему, в конечном счете, пришлось поплатиться жизнью. Его судили и приговорили к смерти за то, что слишком многое он подвергал сомнению, а этим якобы ослаблял государство.

Краткое содержание Облака Аристофана за 2 минуты пересказ сюжета

Но задолго до этого его сделали главным персонажем комедии, приписав ему многое такого, чего он никогда не только не делал и не говорил, но даже и не думал. А также то, против чего он категорически спорил.

Почему комедия называется «Облака»

Краткое содержание комедии Аристофана «Облака» поможет быстро освежить в памяти сюжет этого произведения. Почему она так называется? Этим вопросом задаются многие исследователи.

Дело в том, что хор в пьесе состоял из облаков. На них были развевающиеся покрывала и длинные носы.

Аристофан выбрал именно облака потому, что перед философами изначально стоял вопрос, из чего состоит разнообразное множество предметов, которые нас окружают.

Они размышляли, в каком состоянии они могут быть – жидком, газообразном или твердом. А может быть из огня, который постоянно движется и меняет все вокруг себя. А может быть даже из какой-то неведомой неопределенности.

Краткое содержание Облака Аристофана за 2 минуты пересказ сюжета

По одной из версий все окружающее состоит из облаков, которые ежеминутно меняют очертания. Выходит, что облака и есть новые боги новых философов. Правда, к Сократу это имело мало отношения, потому что он практически не интересовался происхождением мироздания. Зато исследовал первопричины человеческих поступков и хороших, и дурных.

Исследовать человеческие поступки было особенно небезопасно. Ведь многие предки даже не задумывались о том, что такое хорошо, а что такое плохо.

А новые философы начинали вдаваться в детали, утверждая, что хорошее на самом деле не так уж и хорошо, а плохое не так уж и плохо. Все это сильно беспокоило афинских граждан.

Именно этому посвятил свою комедию «Облака» Аристофан. Краткое содержание поможет лучше разобраться, что именно имел в виду автор.

Новые мудрецы

Один из главных героев комедии «Облака» Аристофана – афинский гражданин по имени Стрепсиад. У него есть молодой щеголеватый сын, который слишком азартен и увлекается скачками. Из-за этого он постоянно влезает в долги и буквально разоряет отца.

Краткое содержание Облака Аристофана за 2 минуты пересказ сюжета

Из-за этого Стрепсиад не может спать по ночам. Мысли о кредитах его постоянно грызут и не дают покоя. На днях он узнает, что в Афинах появились новые мудрецы. Они виртуозно способны сделать неправду правдой и наоборот, приводя неопровержимые доказательства.

Он решает поучиться у них этой науке, чтобы на суде суметь отбиться от назойливых кредиторов. На старости лет Стрепсиад решает отправиться осваивать новую науку.

Мыслильня Сократа

В комедии Аристофана «Облака», сюжет которой можно узнать по этой статье, зрители на сцене видят мыслильню Сократа. Появляется ученик философа, который поясняет, какие науки они тут постигают.

В качестве примера он приводит случай, когда блоха укусила ученика, разговаривавшего с Сократом. После этого она перепрыгнула на знаменитого философа и укусила его тоже. Тут же окружающие задались вопросом, далеко ли она прыгнула. Отвечая на этот вопрос, важно решить, как мерить ее прыжок. Человеческими или блошиными прыжками.

Краткое содержание Облака Аристофана за 2 минуты пересказ сюжета

Еще один предмет обсуждения в мыслильне – чем жужжит комар? Задницей или гортанью. Ведь тело его трубчатое, поэтому при быстром полете, размышляет Сократ, воздух попадает ему в рот, а вылетает через зад.

Спорят ученики с учителем даже о том, что Афины не могут обозначаться на карте кружком. Довод состоит в том, что в этом городе на каждом шагу встречаются крючкотворы и спорщики, поэтому такой значок для Афин нисколько не подходит.

Сам философ в это время висит в гамаке, расположенном под самой крышей. Он стремится познать мироздание, а для этого старается быть ближе к звездам, объясняют зрителям.

Как отделаться от кредиторов

В комедии «Облака» Аристофана действующие лица – Сократ и Стрепсиад. Как только последний замечает философа, сразу начинает его просить научить таким речам, чтобы не платить никаких долгов, заклиная при этом его богами.

Сократ, вместо того, чтобы перейти к занятиям, задает ему вопрос, каких богов он имеет в виду. Ведь сейчас на смену Зевсу пришли новые боги – облака. По словам философа, его новая священная троица – Облака, Вихрь и Язык. Тут же на сцене появляется хор, состоящий из облаков, которые начинают славить небо, Афины, а также рекомендовать публике Аристофана.

Краткое содержание Облака Аристофана за 2 минуты пересказ сюжета

На настойчивый вопрос Стрепсиада, как же ему спастись от кредиторов, Сократ советует клясться именем Зевса в суде, что ничего у них никогда не брал. А потому, что Зевса уже давно нет, то и за ложную клятву ему ничего не будет. Поэтому с правдой можно больше нисколько не считаться, утверждает философ.

Главный спор

Стрепсиад удивляется и не верит этому. Начинается главный спор в комедии Аристофана «Облака». В кратком содержании следует упомянуть, что для того, чтобы решить, кто из них прав, на сцену выносят большие корзины, в которых сидят Правда и Кривда, похожие на боевых петухов.

Краткое содержание Облака Аристофана за 2 минуты пересказ сюжета

Они начинают бодаться, а окружающий их хор только подначивает. К концу забавной перепалки выходит, что в действительности Кривда оказывается сильнее Правды.

Стрепсиад разбирается с кредиторами

Стрепсиад, научившийся всему, что хотел, отправляется на встречу с кредиторами. Когда они начинают требовать долг, он клянется Зевсом, что ничего у них не брал. Второй кредитор требует уплатить проценты, на что главный герой вопрошает, что это вообще такое. Кредитор терпеливо объясняет, что долг постоянно прирастает.

Хватает в комедии «Облака» Аристофана цитат, заслуживающих внимание. Одной из них ему и отвечает Стрепсиад. «Скажи, вот в море текут и текут реки; а оно прирастает?». Когда кредитор, возмущается, куда же ему прирастать, Стрепсиад парирует, что и проценты к его долгу прирастать не должны, поэтому он не заплатит ни гроша.

Все кредиторы с проклятиями убегают от главного героя, не в состоянии выбить из него свои деньги. Стрепсиад радуется, но хор облаков его предостерегает, что расплата может настигнуть в самый неожиданный момент.

В итоге все так и происходит. Стрепсиад ругается с сыном из-за разного мнения о стихах Еврипида. В сердцах сын хватает палку и сильно колотит отца. Тот впадает в панику: где это видано, чтобы дети поднимали руку на родителей. Сын же утверждает, что, если нужно будет, и такой закон появится, и традиция заведется.

Только в этот момент старый Стрепсиад понимает, в какой беде он оказался. Он в отчаянии просит помощи у облаков, вопрошая, в какие дебри они его завлекли. Облака в ответ только напоминают ему слова известного древнегреческого драматурга Эсхила о том, что только на собственных страданиях человек учится.

Осознав все произошедшее, Стрепсиад хватает факел и бежит, чтобы расправиться с философом Сократом и его учением. В заключительных сценах пьесы зрители видят дым и огонь, который поднимается над мыслильней.

Анализ комедии

Анализ комедии «Облака» Аристофана следует начать с того, что Аристофан изобразил Сократа в своем произведении софистом. Так называют преподавателей ложной мудрости, которые славятся умением обманывать оппонентов в спорах.

Краткое содержание Облака Аристофана за 2 минуты пересказ сюжета

Простой старик Стрепсиад попадается на эту удочку, отчаявшись когда-нибудь вернуть долги своего сына. В этом произведении отображаются все стилистические и идеологические особенности творчества автора. В пьесе много споров, ссор и брани. Именно из этого, по мнению автора, и состоит новая просветительская философия.

Источник: https://www.syl.ru/article/359678/komediya-aristofana-oblaka-kratkoe-soderjanie

«Облака» — краткое содержание пьесы Аристофана

Краткое содержание Облака Аристофана за 2 минуты пересказ сюжетаКраткое содержание Облака Аристофана за 2 минуты пересказ сюжета
Краткое содержание Облака Аристофана за 2 минуты пересказ сюжета

Ее краткое содержание позволяет познакомиться с основными действующими лицами и больше узнать о мудреце Сократе. Хоть описанной истории в реальности не было, это не помешало комедии стать популярной и актуальной в современном мире.

Действующие лица

Комедия «Облака» Аристофана имела два варианта. Первый раз пьеса была поставлена в 423 году до н. э. Позже автор решил переделать текст, но работа не была завершена. До современников дошел только второй вариант комедии.

Аристофан написал свою работу, чтобы высмеять софистов. Он имел консервативные взгляды и не признавал новый образ мыслей и суждений. В комедии «Облака» несколько главных героев:

Краткое содержание Облака Аристофана за 2 минуты пересказ сюжета

  1. Стрепсиад — недалекий и простой человек, который был земледельцем.
  2. Фидиппид — сын Стрепсиада, любитель конного спорта. Отличается беспечностью и не переживает из-за того, что вгоняет семью в долги.
  3. Сократ — софист. На самом деле он стал воплощением не мудреца Сократа, а Антифонта и других мыслителей.

В своей работе Аристофан хотел показать, что не всегда хорошие поступки приносят пользу, а плохие вредят. На счету автора множество разных работ.

Например, в пьесе «Осы» Аристофан поднимает тему образования. Читать его произведения нужно внимательно, только так удастся понять их.

Краткий сюжет

Комедия начинается с дома Стрепсиада. Старик беспокоится о своем сыне, ведь тот имеет много долгов, но не переживает. Его интересует только конный спорт.

Стрепсиад решил отправить Фидиппида на учебу к Сократу. Мыслитель сможет научить юношу красиво разговаривать, а красноречие поможет ему избавиться от долгов.

Но Фидиппид отказывается, называя Сократа и его сподвижников негодяями.

Краткое содержание Облака Аристофана за 2 минуты пересказ сюжета

Стрепсиад сам отправляется к Сократу. Ему показывают мыслительную, занятия и рассказывают об «облаках», которые заменяют богов. Сократ пытается обучать Стрепсиада, но безуспешно. Старик не может понять смысла витиеватых фраз. В итоге ему удалось найти выход из ситуации с долгами. Его он видит в смерти. Сократ называет своего нового ученика дураком и прогоняет.

Стрепсиаду удается уговорить сына учиться. Фидиппид приходит в мыслительную и наблюдает за спором Правды и Кривды. Через некоторое время отец забирает сына домой. Сократ уверяет старика, что теперь юноша способен выиграть любую тяжбу.

Но в итоге Фидиппид побил отца, а на его возмущение ответил, что имеет на это полное право. Стрепсиад чувствует растерянность и в отчаянии поджигает дом Сократа.

Значение произведения

Краткое содержание комедии позволяет не только узнать главных героев, но и понять смысл произведения. Не все положительно восприняли работу Аристофана. Многие читатели обвиняли его в том, что он очернил образ Сократа. Но, несмотря на это, нельзя было не признать художественную ценность работы.

До современников дошел только второй вариант произведения. В него автор добавил жалобу на несправедливость публики, спор между Правдой и Кривдой и конечную сцену. Анализ произведения позволяет лучше понять проблематику текста. Аристофан сделал главного героя софистом намеренно.

Краткое содержание Облака Аристофана за 2 минуты пересказ сюжета

Софист — человек, который преподает ложную мудрость. Он легко обманывает оппонентов в споре. Простой старик попадается на красивые речи и не может понять их суть.

Аристофан показал, как неоднозначны могут быть человеческие поступки. Он жил в то время, когда старые порядки признавались нежизнеспособными.

До этого отцы и сыновья знали, как жить, они разделяли действия на хорошие и плохие. С приходом новой философии все изменилось. Опытные мыслители использовали логику.

С помощью разных рассуждений они могли доказать, что хороший поступок не такой уж правильный.

Подобные размышления только путали простых людей, к которым принадлежал Стрепсиад. Ему тяжело понимать витиеватые речи — подобное искусство он не может освоить. Аристофан смог в комедии отразить беспокойство афинских граждан. Они не способны понять, насколько полезны или опасны новые философы.

При изучении пьесы в читательский дневник нужно внести информацию о героях, кратком сюжете и личных впечатлениях. Нужно смотреть внимательно на поступки персонажей — это позволит лучше понять идею произведения.

Читайте также:  Краткое содержание лорка кровавая свадьба за 2 минуты пересказ сюжета

Источник: https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/oblaka.html

Аристофан «Облака» краткое содержание — Русская историческая библиотека

подробную биографию автора «Облаков» Аристофана и краткое содержание других его комедий читайте в статье «Аристофан». На нашем сайте есть также материал Аристофан «Облака» – анализ

Содержание комедии Аристофана «Облака» состоит в разоблачении софистики – группы новых философских теорий, появившихся в Элладе как раз во времена творчества великого афинского драматурга.

В противовес прежним прочным моральным устоям и твёрдой религиозности софисты проповедовали учение об относительности нравственных понятий, о ложности народной веры в богов, о субъективности привычного человеческого познания. Большинство софистов использовало примитивные аргументы, которые при детальном рассмотрении оказывались гораздо ниже традиционных истин, ими порицаемых.

Однако эта ненавистная консерватору Аристофану новая философия в одно время приобрела большое влияние. Для противодействия ей Аристофан и написал комедию «Облака», чьё краткое содержание изложено ниже.

Краткое содержание Облака Аристофана за 2 минуты пересказ сюжета

Аристофан. Бюст

К софистам многие афиняне относили и знаменитого Сократа, чьи философские приёмы (прежде всего – поиски скрытой истины за пределами обычной поверхности вещей) действительно напоминали софистику.

Сократ никогда не отвергал морали и нравственности. Он, напротив, старался утверждать их, однако заменял традиционные этические понятия иными, которые он сам вырабатывал путём философской «индукции».

Аристофан в «Облаках» выставляет главным софистом именно Сократа. Такая его позиция отчасти признаётся необоснованной, но надо помнить, что сократическую философию роднили с софистикой и многие результаты развития.

Учениками Сократа было большинство членов коллегии «Тридцати тиранов», которая после Пелопоннесской войны установила в Афинах режим жесточайшего террора. Сократ был казнён демократами в 399 г. до Р. Х. более всего за то, что являлся «духовным отцом» тирании Тридцати.

Позже самый знаменитый из учеников Сократа, Платон, пропагандировал проект полицейско-коммунистического строя, который превращал гражданин в простые винтики бездушной государственной машины.

Приверженцы традиционных народных понятий и устоев, вроде Аристофана, не принимали такой идеологии. Поэтому, хотя критику Сократа, содержащуюся в аристофановских «Облаках», многие считают преувеличенной, в ней, без сомнения, есть зёрна истины.

Действие «Облаков» Аристофана начинается в доме аттического крестьянина Стрепсиада. Вечером Стрепсиад пересматривает хозяйственные книги и клянёт бездельника-сына Фидиппида, чьё увлечение конскими бегами вогнало их семью в большие долги.

Стрепсиад проклинает день, когда он, простой поселянин, живший «чудесной, сельской жизнью», женился на матери Фидиппида, капризной горожанке. Родив сына, она стала воспитывать его по-городскому, мечтая, чтобы, повзрослев, он ездил на конских четвёрках в пурпуре.

Так жена занесла в дом Стрепсиада «лихорадку конскую». Став юношей, Фидиппид наделал неоплатных долгов.

Ища способ избавиться от них, Стрепсиад уговаривает сына поступить учеником в «мыслильню» знаменитого философа Сократа, где «мудрило-заводилы» учат облапошивать людей софистическими словечками:

…И тех, кто денег даст им, пред судом они Обучат кривду делать речью правою… Рассказывают, там, у этих умников, Две речи есть. Кривая речь и правая. С кривою этой речью всяк всегда везде Одержит верх, хотя бы был кругом неправ. Так если ты кривым речам научишься, Из всех долгов, которым ты один виной,

Не заплачу я и полушки ломаной.

Но Фидиппид не хочет идти к этим «босоногим бахвалам, бледнорожим негодяям – Сократу несчастному и Хэрефонту помешанному». Стрепсиад решает тогда сам поступить учиться к ним.

Подойдя к «мыслильне» Сократа, он беседует с одним из учеников. Тот рассказывает Стрепсиаду о последних сократовских «научных открытиях»: размышляя над источником комариного пения, Сократ пришёл к выводу, что его создаёт проход воздуха из утробы насекомого в задницу. Простоватый Стрепсиад просит, чтобы такой мудрец немедленно взял его к себе в обучение.

Войдя в помещение школы, они видят Сократа, качающегося в гамаке. Ученик объясняет, что мудрец «паря в пространствах, мыслит о судьбе светил», ибо «нельзя проникнуть в тайны воздуха, стоя на земле».

Стрепсиад просит научить его витиеватому красноречию – «той речи, с которою долгов не платят». Сократ с готовностью соглашается, предлагая Стрепсиаду вступить в беседу с Облаками, которых сам Сократ и его ученики «почитают за богов».

В трактовке Аристофана, облака – символ умственного тумана, который Сократ напускает на мозги людей.

Сократ молится, призывая явиться Облака. Появляется целая группа их, она исполняет затем роль хора. Облака поют парод – песню, исполняемую античным хором во время выхода на сцену.

В греческой драме парод разъяснял слушателям дальнейшую фабулу и настраивал публику на сюжетный лад. Сократ приветствует Облака из тумана, которые дают «убеждения дар, говорливость и в речи сноровку».

У Стрепсиада при виде облаков тоже появляется желание «на слово ответить тремя и мыслишкою в споре ужалить».

Сократ корит Стрепсиада за то, что раньше он «не чтил и не славил как богов» Облака – олицетворение словесной неясности, которые по желанию способны превращаться и в «блудливых кентавров», и в «хищных волков», и в распутных женщин. Корифей хора Облаков приветствует Стрепсиада и Сократа, называя последнего «священнослужителем речей плутовских».

Краткое содержание Облака Аристофана за 2 минуты пересказ сюжета

Аристофан

Сократ разъясняет Стрепсиаду, что ни богов, ни морали, ни правил достойного поведения не существует. Превыше всего – источник тумана, Облака, которые сами, без помощи Зевса, создают и дожди, и громы, и молнии. Нет никакой правящей миром нравственной силы. Всем управляет случайный Вихрь. Именно он, а не придуманный Зевс, – настоящий владыка вселенной.

Свои убеждения Сократ обосновывает примитивными примерами, выдавая их за высшую мудрость. Стрепсиаду он советует не почитать иных богов, кроме «священной Троицы – Безграничного Воздуха, Облаков и Языка».

Стрепсиад восхищается преподанной ему наукой и надеется, что она поможет ему «всех, кто в Элладе живёт, превзойти в разговоре», «закон обвернуть вокруг пальца» – и отказаться от платежа долгов.

  • А потом пусть народ называет меня Негодяем, нахалом, шутом, наглецом, Шарлатаном, буяном, судейским крючком, Надувалой, громилой, бузилой, шпиком, Срамником, скопидомом, сутягой, лгуном, Забиякой, задирой, бахвалом, клещом, Подлипалой, прожженным, паршой, подлецом!
  • Приживалом, свиньей!

Услышав это, Облака советуют Сократу учить Стрепсиада. Стрепсиад и Сократ уходят в «мыслильню», а хор Облаков исполняет парабасу – обращение к афинским зрителям, чьё краткое содержание сводится к укорам за несправедливо низкую оценку комедий Аристофана и неразумие в ряде политических и общественных дел.

В следующем действии «Облаков» Сократ выходит из «мыслильни» и громко жалуется на тупость Стрепсиада, который слишком прост для того, чтобы понять его глубокие мысли.

Сократ бранит «тёмный» народ за то, что он называет дроздов дроздами, тогда как надо дрозда-самца называть «дрозданом», а самку – «дроздыней». Наивный Стрепсиад с трудом понимает глубину этой философии.

Сократ тогда заставляет его лечь на полный клопов топчан и «углубиться в самого себя». Стрепсиад кричит, что клопы жрут его живьём и просит у Сократа простой рецепт избавления от долгов.

Сократ рекомендует ему сначала найти простую мысль, а потом «расчленить её по косточкам и опять сопрячь». Стрепсиад изобретает разные глупые фантастические способы не платить кредиторам, пока вконец потерявший терпение Сократ не изгоняет его из «мыслильни» как «глупейшего старикашку».

Корифей хора Облаков советует Стрепсиаду всё же уговорить учиться у Сократа сына, Фидиппида. По наущению Облаков Стрепсиад приходит к Фидиппиду и смеется над ним за то, что он ещё верит в богов, не зная: вместо придуманного Зевса на небесах царствует Вихрь.

Фидиппид вначале забавляет то, как отец учит его называть дрозда дрозданом, но затем перспективна избавиться от долгов побуждает его уступить. Фидиппид идёт вместе со Стрепсиадом к «мыслильне». Чтобы доказать превосходство своей философии, Сократ устраивает выводит перед Фидиппидом Правду и Кривду.

Правда говорит при этом, что Афины «спятили, если кормят развратителя юношей и язву страны Сократа».

В присутствии хора Облаков между Правдой и Кривдой начинается агон – словесное состязание, спор.

Вкратце его содержание сводится к тому, что Правда славит старинные времена, когда в Афинах царила скромность, юношество не бегало шумной толпой по улицам и проводило время не в развратных банях, а на гимнастических тренировках. Такая жизнь и породила героев Марафона.

Правда с презрением говорит Облакам о нынешнем изнеженном поколении, которое потеряло телесное здоровье, честь и стремится лишь обманами выигрывать судебные тяжбы. Кривда словесными увёртками и лживыми ссылками на мифы высмеивает Правду.

Правда всё больше сникает, а когда Кривда показывает на зрителей и вопрошает, каких людей в Афинах больше: честных или бесчестных? – Правда горестно признаёт своё поражение и поступает в ученики к Сократу. Убедившись в торжестве Кривды, идёт учиться к Сократу и Фидиппид.

В следующем действии «Облаков» Аристофан изображает, как Стрепсиад приносит в «мыслильню» плату за окончившего курс у Сократа сына. Фидиппид самоуверенно уверяет отца, что теперь он выиграет любую тяжбу с заимодавцами. Аристофан продолжает «Облака» сценой прихода в дом Стрепсиада одного из кредиторов – Пасия.

Он требует вернуть долг, однако Стрепсиад, «просвещённый» Сократом, отвечает ему наглыми издевками и отказывается платить «безмозглому дурню», не знающему философии. Пасий грозит судом, однако Стрепсиад уверен, что Фидиппид его легко выиграет.

В следующей сцене «Облаков» Стрепсиад поступает так же с ещё одним заимодавцем – Аминием.

Тем временем хор Облаков разъясняет со сцены зрителям, что решивший сутяжничать и сквалыжничать Стрепсиад вскоре жестоко расплатится за свои плутни. В следующем действии комедии. Стрепсиад с криками выбегает из своего дома, избиваемый Фидиппидом.

Отец зовёт соседей на помощь, однако Фидиппид и не думает прекращать битья. Стрепсиаду он обещает легко доказать с помощью сократовской науки, что «избивать родителя нравственно и правильно». В присутствии хора Облаков начинается агон между Фидиппидом и Стрепсиадом.

Стрепсиад сообщает Облакам причину свары: за трапезой он попросил сына спеть под лиру песни старых, достойных поэтов Симонида и Эсхила, но Фидиппид вместо этого стал цитировать отрывок из ненавистного Аристофану за софизмы Еврипида – о брате, бесстыдно переспавшем с сестрой.

Фидиппид говорит Облакам, что считает Еврипида «мудрейшим из поэтов». Стрепсиад обвиняет сына в черной неблагодарности к отцу, однако тот плюёт на обвинения, ибо научился «заниматься наук новейших мастерством и презирать закон».

На слова Стрепсиада: «нет обычая нигде, чтоб сын отца дубасил», Фидиппид отвечает: старый обычай введён обычными людьми, и «почему теперь нельзя ввести обычай новый». Он обещает отколотить не только отца, но и мать.

Аристофан, устами Облаков говорит зрителям, что старый Стрепсиад пал жертвой собственной жадности. Стрепсиад проклинает «Сократа с проклятой Кривдой», признаёт правоту хора Облаков и сетует, что сам «богов променял на Сократа».

Схватив факел и топор, Стрепсиад бросается к сократовской «мыслильне», забирается на крышу и начинает рубить и жечь её.

На вопрос высунувшегося из окна Сократа о том, что он творит, Стрепсиад отвечает: «парю в пространствах, мысля о судьбе светил».

Цитаты из «Облаков» Аристофана даны в переводе А. Пиотровского

Источник: http://rushist.com/index.php/greece-rome/1616-aristofan-oblaka-kratkoe-soderzhanie

Краткое содержание комедии «Облака» Аристофана

Известный греческий философ Сократ славился тем, что во многом сомневался. В комедии Аристофана «Облака» о Сократе написано то, чего на самом деле не было.

Для читательского дневника и подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Облака».

Название появилось благодаря тому, что одной из первых тем, обсуждаемых философами, было происхождение облаков. Из чего они образуются? Чем примечательны?

Основные персонажи пьесы

Главные герои:

  • Стрепсиад – старик, бывший земледелец, простой, недалёкий человек.
  • Фидиппид – его сын, любит конный спорт, отца чтит мало, не обращает внимание на то, что вводит семью в долги.
  • Сократ – пародийный мыслитель-софист, однако проповедует философские мысли не самого исторического Сократа, а видного софиста Антифонта, и, частично, Анаксагора, Гиппона и Протагора.

«Облака» очень краткое содержание

Аристофан «Облака» краткое содержание для читательского дневника:

Читайте также:  Краткое содержание лермонтов боярин орша за 2 минуты пересказ сюжета

В Афинах жил себе Сократ, который был учен умен, и кроме того – философ, и именно это и подвигло многих людей отправляться к нему в ученье, чтобы стать таким же как он – великим мыслителем.

Была одна семья, где уже вырос мальчик, став юношей. Но он, Стрепсиад, как его звали, был увлечен конными скачками и играми. Это нравилось парню, но он впал в долги просто огромные, и именно из-за этих конных скачек. А потому, отец, возмущаясь, обвинял поначалу жену – горожанку, которая хотела, что мальчик рос образованным и настоящим – аристократом.

Потом отец советует сыну поехать учиться к великому Сократу, который научил бы его своим мыслям – философским, которые и сделали бы его не таким бедным. Ведь умными непонятными мыслями можно обдурить людей.

Потом парень все же поехал к Сократу, который стал учить его смирению, но вместе с тем – совсем не таким вещам, как казалось бы, должен был учить философ.

И потому, когда кредиторы пришли получить свои деньги, он смог наглостью своей просто загнать их в угол.

Стрепсиад понял, что смирение приведет его к бедности, а не к богатству, а потому, он решил, что только наглость поможет ему и дальше жить припеваючи.

Главная мысль:

Аристофан своей комедией хотел показать, что поступки, всегда считавшиеся хорошими, не так хороши, а плохие, не так ужасны.

Короткий пересказ «Облака»

Краткое содержание «Облака» Аристофан:

Действие начинается в доме Стрепсиада. Тот волнуется из-за долгов, в которые влезла его семья из-за его сына, Фидиппида, и его любви к конному спорту.

Раздумывая, Стрепсиад просит Фидиппида пойти в учение в мыслильню Сократа, что находится неподалёку, чтобы выучиться умению запутывать словами и выбраться из долгов, но его сын отказывается, называя Сократа и его учеников негодяями.

Тогда Стрепсиад решает сам пойти к Сократу. В мыслильне ученик показывает Стрепсиаду их занятия, что представлены в комическом ключе. Стрепсиад проходит посвящение, ему рассказывают об «облаках», что почитаются здесь вместо богов. Сократ объясняет действие вихрей и облаков на примере человеческого желудка.

Сократ пытается расспрашивать Стрепсиада и озвучивает сомнение в его обучаемости, затем они вместе уходят в мыслильню. Дальше идёт лирическое отступление, в котором хор от лица самого драматурга говорит о произведениях Аристофана и обличает афинского полководца Клеона, а также обращается к слушателям якобы с посланием от Селены.

Действие продолжается, выходят Сократ и говорит, что давно не видел подобного дурака, а затем зовёт Стрепсиада и пытается его обучать.

Он рассказывает ему свои размышления по поводу родов и их использования в языке, но Стрепсиаду его слова непонятны.

Наконец Стрепсиаду кажется, что у него что-то начало получаться и он рассказывает Сократу свои мысли по поводу того, как можно избавиться от долгов.

Сократу нравятся его размышления, и он подкидывает старику новые задачки. Когда Стрепсиад не находит ответа и говорит, что в представленной ситуации бы удавился, потому что к мертвецу требований быть не может, Сократ выгоняет его, называя дураком. Тогда, по наставлению хора, Стрепсиад решает отдать в учение Сократу Фидиппида и на этот раз уговаривает сына.

Сократ соглашается обучать Фидиппида, а затем уходит, оставляя юношу смотреть представление, которое устраивают Правда и Кривда. Правда и Кривда спорят между собой о том, кто из них сильнее. Каждый читает свою речь и приводит свои доводы. Наконец, Правда признаёт себя побеждённым. Сократ уводит Фидиппида. Хор облаков остерегает Стрепсиада.

По прошествии времени Стрепсиад приходит за сыном Сократ сообщает, что теперь Фидиппид может выиграть любую тяжбу и обрадованный отец забирает исхудавшего, осунувшегося сына домой.

Обнадёженный Стрепсиад отсылает двух соседей, которым он должен не с чем. Хор вновь предостерегает Стрепсиада насчёт его сына.

Следущая сцена – Стрепсиад выбегает из дома, преследуемый Фидиппидом, который пытается его поколотить.

Отец пытается отчитать сына за нанесённые побои, но, используя приобретённое умение искажать правду, Фидиппид утверждает, что имеет полное право бить отца, и Стрепсиад не может опровергнуть его хитрые слова. Отчаявшийся и разочарованный Стрепсиад отказывается от учения Сократа, берёт факел и поджигает дом Сократа.

Заключение:

Комедия Аристофана вызвала неоднозначную реакцию публики, многие упрекали драматурга в очернении образа Сократа, с другой стороны, признавалась высокая художественная ценность произведения.

Драматург позднее решил переделать пьесу, но так и не оформил до конца последний её вариант. Некоторые нововведения всё же сохранились и дошли до наших дней.

К примеру, сцена со спором Правды и Кривды отсутствовала на первом показе.

Это интересно: «Собака на сене» Лопе де Вега – это комедия о молодой овдовевшей женщине Диане, которая сражается со своей безумной любовью к секретарю Теодору. Преградой к их отношениям служит тот факт, что они не могут быть вместе из-за отсутствия титула и происхождения у Теодора. И несмотря на то, что он умный и красивый мужчина графиня не пускает даже мысль об их союзе.

Сюжет комедии «Облака» Аристофан

«Облака» Аристофан краткое содержание произведения:

Живёт в Афинах крепкий мужик по имени Стрепсиад, а у него есть сын, молодой щёголь: тянется за знатью, увлекается скачками и разоряет отца долгами. Отцу и спать невмоготу: мысли о кредиторах грызут его, как блохи.

Но дошло до него, что завелись в Афинах какие-то новые мудрецы, которые умеют доказательствами неправду сделать правдой, а правду — неправдой. Если поучиться у них, то, может быть, и удастся на суде отбиться от кредиторов? И вот на старости лет Стрепсиад отправляется учиться.

Вот дом Сократа, на нем вывеска: «Мыслильня». Ученик Сократа объясняет, какими здесь занимаются тонкими предметами. Вот, например, разговаривал ученик с Сократом, куснула его блоха, а потом перепрыгнула и куснула Сократа. Далеко ли она прыгнула? Это как считать: человеческие прыжки мы мерим человеческими шагами, а блошиные прыжки надо мерить блошиными.

Пришлось взять блоху, отпечатать ее ножки на воске, измерить ее шажок, а потом этими шажками вымерить прыжок.

Или вот ещё: жужжит комар гортанью или задницей? Тело его трубчатое, летает он быстро, воздух влетает в рот, а вылетает через зад, вот и получается, что задницей.

А это что такое? Географическая карта: вон посмотри, этот кружок — Афины. «Нипочём не поверю: в Афинах что ни шаг, то спорщики и крючкотворы, а в кружке этом ни одного не видно».

Вот и сам Сократ: висит в гамаке над самой крышею. Зачем? Чтоб понять мироздание, нужно быть поближе к звёздам.

«Сократ, Сократ, заклинаю тебя богами: научи меня таким речам, чтоб долгов не платить!» — «Какими богами? у нас боги новые — Облака». — «А Зевс?» — «Зачем Зевс? В них и гром, в них и молния, а вместо Зевса их гонит Вихрь».

— «Как это — гром?» — «А вот как у тебя дурной воздух в животе бурчит, так и в облаках бурчит, это и есть гром».

— «А кто же наказывает грешников?» — «Да разве Зевс их наказывает? Если бы он их наказывал, несдобровать бы и такому-то, и такому-то, и такому-то, — а они ходят себе живёхоньки!» — «Как же с ними быть?» — «А язык на что? Научись переспоривать — вот и сам их накажешь. Вихрь, Облака и Язык — вот наша священная троица!» Тем временем хор Облаков слетается на сцену, славит Небо, славит Афины и, как водится, рекомендует публике поэта Аристофана.

Так как же отделаться от кредиторов? «Проще простого: они тебя в суд, а ты клянись Зевсом, что ничего у них не брал; Зевса-то давно уже нету, вот тебе ничего и не будет за ложную клятву».

Так что же, и впрямь с правдой можно уже не считаться? «А вот посмотри». Начинается главный спор, На сцену вносят большие корзины, в них, как боевые петухи, сидят Правда и Кривда.

Вылезают и налетают друг на друга, а хор подзуживает.

«Где на свете ты видел правду?» — «у всевышних богов!» — «Это у них-то, где Зевс родного отца сверг и заковал в цепи?» — «И у наших предков, которые жили чинно, смиренно, послушно, уважали стариков, побеждали врагов и вели учёные беседы».

— «Мало ли что было у предков, а сейчас смирением ничего не добьёшься, будь нахалом — и победишь! Иное у людей — по природе, иное — по уговору; что по природе — то выше! Пей, гуляй, блуди, природе следуй! А поймают тебя с чужой женой — говори: я — как Зевс, сплю со всеми, кто понравится!» Слово за слово, оплеуха за оплеуху, глядь — Кривда и впрямь сильнее Правды.

Стрепсиад с сыном радёхоньки. Приходит кредитор: «Плати долг!» Стрепсиад ему клянётся: «Видит Зевс, ни гроша я у тебя не брал!» — «Ужо разразит тебя Зевс!» — «Ужо защитят Облака!» Приходит второй кредитор. «Плати проценты!» — «А что такое проценты?» — «Долг лежит и прирастает с каждым месяцем: вот и плати с приростом!»

— «Скажи, вот в море текут и текут реки; а оно прирастает?» — «Нет, куда же ему прирастать!» — «Тогда с какой же стати и деньгам прирастать? Ни гроша с меня не получишь!» Кредиторы с проклятиями убегают, Стрепсиад торжествует, но хор Облаков предупреждает: «Берегись, близка расплата!»

Расплата приходит с неожиданной стороны, Стрепсиад побранился с сыном: не сошлись во взглядах на стихи Еврипида. Сын, недолго думая, хватает палку и колотит отца. Отец в ужасе: «Нет такого закона — отцов колотить!» А сын приговаривает: «Захотим — возьмём и заведём! Это по уговору бить отцов нельзя, а по природе — почему нет?».

Тут только старик понимает, в какую попал беду. Он взывает к Облакам: «Куда вы завлекли меня?» Облака отвечают: «А помнишь Эсхилово слово: на страданьях учимся!» Наученный горьким опытом, Стрепсиад хватает факел и бежит расправляться с Сократом — поджигать его «мыслильню». Вопли, огонь, дым, и комедии конец.

Вывод:

Человеческие поступки — тоже дело опасное. Отцы и деды не задумывались и не рассуждали, а смолоду твёрдо знали, что такое хорошо и что такое плохо. Новые философы стали рассуждать, и у них вроде бы получалось, будто логикой можно доказать, что хорошее не так уж хорошо, а плохое совсем не плохо. Вот это и беспокоило афинских граждан; вот об этом и написал Аристофан комедию «Облака».

Поэма «Божественная комедия» Данте Алигьери, написанная в период 1308–1321 гг., является выдающимся произведением средневековой литературы.

Для читательского дневника и подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Божественная комедия» по главам.

Поэма стала вершиной творчества Данте, воплощением его мировоззрения, а также настоящей энциклопедией философских, научных и богословских знаний своего времени.

Видео о комедии Облака

Содержание комедии Аристофана «Облака» состоит в разоблачении софистики – группы новых философских теорий, появившихся в Элладе как раз во времена творчества великого афинского драматурга.

В противовес прежним прочным моральным устоям и твёрдой религиозности софисты проповедовали учение об относительности нравственных понятий, о ложности народной веры в богов, о субъективности привычного человеческого познания.

Источник: https://litfest.ru/shortwork/oblaka-aristofan.html

Краткое содержание: Облака

Известный греческий философ Сократ славился тем, что во многом сомневался. Его философия привела его же к казни, так как своими тезисами он задевал само государство.

В комедии облака о Сократе написали то, чего на самом деле не было. Название «Облака» появилось благодаря тому, что одной из первых тем, обсуждаемых философами, было происхождение облаков.

Из чего они образуются? Чем примечательны? На сцене облака изображал хор в белых покрывалах и с длинными носами.

Читайте также:  Краткое содержание сказка о царе салтане пушкина за 2 минуты пересказ сюжета

Аристофан своей комедией хотел показать, что поступки, всегда считавшиеся хорошими, не так хороши, а плохие, не так ужасны.

Герой комедии обычный житель Афин Стрепсиад, у которого был легкомысленный транжира сын. Благодаря сыну отец оброс долгами и его не отпускают мысли о кредиторах, о том, как с ними расплатиться. Стрепсиад узнал, что есть мудрецы, способные сделать из правды неправду. Старик принял решение пойти к мудрецам, чтобы научиться новой науке, с помощью которой он хотел избавиться от кредиторов.

Старик приезжает к Сократу в его «Мыслильню». Ученик философа рассказывает Стрептисиаду, чем они занимаются. Как то им взбрело в голову измерять шаги блохи, чтобы просчитать её прыжок. Их также волновало, чем жужжит комар, задницей или гортанью? Сократ встречает гостя, сидя в гамаке, чтобы быть поближе к миру. Гость просит философа, заклиная богами, научить таким словам, чтобы не платить кредиторам. «Какими богами? у нас боги новые — Облака»- отвечает мыслитель. И продолжает свою речь, отрицая существование Зевса и божьего наказания. Объясняя свою теорию тем, что много кто был бы наказан за свои деяния, но они живут припеваючи. Сократ советует старику отречься от долгов, клясться Зевсом, что он ничего никому не должен. Эта клятва его ничем не обязывает, а правда будет кривдой. Затем на сцене происходит шуточный бой между Правдой и Кривдой. Последняя берёт вверх. Из этого представления, Стрепсиад понял, что смирение ему ничего не даст, своей цели можно добиться только наглостью.

Стрепсиад и сын спокойно ждут. Начинается паломничество кредиторов. На все требования старик отвечает отказом, якобы он ничего никому не должен и при этом клянётся Зевсом. Кредиторы уходят ни с чем.

Но Стрепсиаду придётся за всё заплатить. Он поссорился с сыном и тот неожиданно схватился за палку и стал бить отца. Старик возмущается, что по закону нельзя бить отца. А сын возражает, что по уговору нельзя, а по природе — можно.

Теперь старик понял, куда привело его Сократово учение, куда завели Облака. После этого Стрепсиад взяв факел, бросился к «мыслильне», чтобы её сжечь в отместку Сократу. Горит огонь, клубится дым, крики и на этом комедия заканчивается.

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Облака». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.

Источник: https://biblioman.org/shortworks/aristofan/oblaka/

"Облака" (Аристофан): описание и анализ произведения из энциклопедии

«Облака» — комедия Аристофана. Поставлена в 423 г. до н.э. Согласно античным источникам, с ней Аристофан получил лишь третий (из трех) приз на комических состязаниях и потому впоследствии переделал свое произведение.

Дошедший до нас текст, по всей видимости, представляет собой контаминацию двух редакций: об этом свидетельствует упоминание в парабасе (центральной песни хора, традиционно содержащей многочисленные литературно-политические аллюзии) о комедии соперника Аристофана Эвполида, поставленной лишь в 421 г. до н.э.

Известность комедии принес прежде всего образ одного из центральных персонажей — Сократа, представленный столь зло и карикатурно, что в написанной Платоном «Апологии Сократа» сам афинский философ упоминает о комедии в своей защитительной речи на суде.

Сократ выведен в комедии как типичный «учитель мудрости» — софист, за плату передающий своим ученикам в некоей «мыслильне» новейшие (и при том фантастические) учения о природе окружающего мира (так, в качестве новых божеств он утверждает Облака, чей хор и дал название комедии).

Все эти выпады никак не соответствуют чертам исторического Сократа; кроме того, из того же Платона известно, что Аристофан бывал одним из собеседников (вполне дружественных) философа.

Потому вряд ли стоит воспринимать цель Аристофана всего лишь как злую персональную сатиру: он высмеивает некую совокупность новейших для того времени научно-философских приемов и тем, средоточием которых становится Сократ как фигура, непосредственно ассоциировавшаяся в Афинах с самими занятиями философией.

При этом в комедии Сократ выступает как традиционная фигура комедийного обманщика, одновременно содержа черты, характерные для еще одной комедийной маски — «старика».

Не случайно, что во многом его образ оказывается параллельным другому персонажу-старику — Стрепсиаду, которого жадность побудила сперва самому начать обучаться у Сократа, а затем за собственной неспособностью отправить к тому сына Филиппида, дабы тот научился «ложь оборачивать правдой».

Сократа и Стрепсиада объединяет не только гипертрофированная страсть к деньгам: оба они в итоге оказываются побиты собственным оружием.

Сын Стрепсиада пользуется новой премудростью, чтобы искусно доказать, что с полным основанием может поколотить отца; а Стрепсиад сжигает в конце комедии «мыслильню» Сократа, издевательски отвечая на вопросы учителя словами самого Сократа из начала пьесы: «Паря в пространствах, мыслю о путях светил».

Эта словесная перекличка демонстрирует один из основных механизмов комедиографии Аристофана: постоянный внутренний параллелизм, становящийся своего рода «выворачиванием» реальности наизнанку. Бесстыдность и обман любого персонажа оборачивается против него же.

В то же время показательна подчеркнутость чисто словесной игры, также служащая неотъемлемой приметой стилистики Аристофана. Все беды старика Стрепсиада проистекают из неправильного имени, данного сыну: его назвали Филиппидом (буквально «любящий коней»), и он тратит отцовские деньги на лошадей.

Потому «конные» метафоры буквально пронизывают комедию: так, в начале Стрепсиад жалуется на то, что расходы сына на лошадей лишили старика сна, а спустя некоторое время бранит конниками кусающих и не дающих ему заснуть клопов. Подобная материализация метафоры — излюбленный прием Аристофана, с особенной яркостью проступающий в описании Сократа и его учеников: атмосферные явления объясняются ими через аналогии с расстройством желудка и т.п. Еще одним проявлением той же техники становится персонификация: в центральном агоне (словесном поединке) комедии встречаются Правда и Кривда (буквально «прямая и ложная речь»), где последняя воплощает изворотливость софистического красноречия, гротескные примеры которого используют в комедии практически все персонажи. Характерно, что победу торжествует Кривда, и Правда присоединяется к ней в потоке традиционной комедийной ругани и непристойностей. Эта сцена проясняет весь смысл комедии, где слово служит не только действенным инструментом, но и собственно персонажем. Победа Кривды — даже не столько победа «ложного красноречия», сколько торжество комедийного слова, традиционного фольклорного «поругания», которое призвано не столько унизить и высмеять, сколько просто «осмеять», показав изнанку всякого явления или человека.

Дальнейшее влияние комедий Аристофана прослеживается не столько в преемственности самого сюжета (наличие сиюминутных и конкретных аллюзий делало последующие воплощения весьма затруднительными), сколько в наследовании самой техники и комедийных типов.

В Стрепсиаде видны черты последующих «стариков» новоаттической и римской комедии, в Филиппиде — маска «юноши», тратящего отцовские деньги на развлечения, а в Сократе — образ «ученого шарлатана», знакомого читателю не только по античным образцам, но и по новой европейской комедии.

Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. — М.: ВАГРИУС, 1998

Источник: https://classlit.ru/publ/zarubezhnaja_literatura/drugie_avtori/oblaka_aristofan_opisanie_i_analiz_proizvedenija_iz_ehnciklopedii/62-1-0-1371

Аристофан — Облака — Краткие содержания произведений — Что значит, описание, фото, толкование, определение

В Афинах самым знаменитым философом был Сократ. За свою философию он потом поплатилсяжизнью. Его привлекли к суду и казнили именно за то, что он слишком многое ставилпод сомнение, разлагал (будто бы) нравы и этим ослаблял государство. Но до этого былопока еще далеко. Сперва его только вывели в комедии.

При этом приписали ему и такое, чего онникогда не говорил и не думал и против чего сам спорил. На то и комедия.Комедия называлась «Облака», и хор ее состоял из Облаков — развевающиеся покрывалаи почему-то длинные носы. Почему «Облака». Потому что философы раньше всего стализадумываться, из чего состоит все разнообразное множество предметов вокруг нас.

Может быть,из воды, которая бывает и жидкой, и твердой, и газообразной.

https://www.youtube.com/watch?v=90Z3-8w3328

Или из огня, которыйвсе время движется и меняется. Или из какой-то «неопределенности» . Тогдапочему бы не из облаков, которые каждую минуту меняют очертания. Стало быть, Облака — этои есть новые боги новых философов. К Сократу это отношения не имело. Он как раз малоинтересовался происхождением мироздания, а больше — человеческими поступками, хорошимии дурными.

Но комедии это было все равно.Человеческие поступки — тоже дело опасное. Отцы и деды не задумывалисьи не рассуждали, а смолоду твердо знали, что такое хорошо и что такое плохо. Новыефилософы стали рассуждать, и у них вроде бы получалось, будто логикой можно доказать,что хорошее не так уж хорошо, а плохое совсем не плохо. Вот это и беспокоилоафинских граждан.

Вот об этом и написал Аристофан комедию «Облака».Живет в Афинах крепкий мужик по имени Стрепсиад, а у него есть сын, молодой щеголь:тянется за знатью, увлекается скачками и разоряет отца долгами. Отцу и спать невмоготу:мысли о кредиторах грызут его, как блохи.

Но дошло до него, что завелись в Афинахкакие-то новые мудрецы, которые умеют доказательствами неправду сделать правдой,а правду — неправдой. Если поучиться у них, то, может быть, и удастся на суде отбитьсяот кредиторов. И вот на старости лет Стрепсиад отправляется учиться.Вот дом Сократа, на нем вывеска. «Мыслильня».

Ученик Сократа объясняет, какими здесьзанимаются тонкими предметами. Вот, например, разговаривал ученик с Сократом, куснула егоблоха, а потом перепрыгнула и куснула Сократа.

Далеко ли она прыгнула. Это как считать:человеческие прыжки мы мерим человеческими шагами, а блошиные прыжки надо мерить блошиными.Пришлось взять блоху, отпечатать ее ножки на воске, измерить ее шажок, а потом этими шажкамивымерить прыжок. Или вот еще. Жужжит комар гортанью или задницей.

Тело его трубчатое, летаетон быстро, воздух влетает в рот, а вылетает через зад, вот и получается, что задницей.А это что такое. Географическая карта. Вон посмотри, этот кружок — Афины. «Нипочемне поверю. В Афинах что ни шаг, то спорщики и крючкотворы, а в кружке этомни одного не видно».Вот и сам Сократ. Висит в гамаке над самой крышею. Зачем.

Чтоб понять мироздание, нужнобыть поближе к звездам. «Сократ, Сократ, заклинаю тебя богами.

Научи меня таким речам, чтобдолгов не платить!» — «Какими богами. У нас боги новые — Облака». — «А Зевс?» — «ЗачемЗевс. В них и гром, в них и молния, а вместо Зевса их гонит Вихрь». — «Как это —гром?» — «А вот как у тебя дурной воздух в животе бурчит, так и в облаках бурчит,это и есть гром».

— «А кто же наказывает грешников?» — «Да разве Зевс их наказывает?Если бы он их наказывал, несдобровать бы и такому-то, и такому-то,и такому-то, — а они ходят себе живехоньки!» — «Как же с ними быть?» — «А языкна что. Научись переспоривать — вот и сам их накажешь.

Вихрь, Облака и Язык — вот нашасвященная троица!» Тем временем хор Облаков слетается на сцену, славит Небо, славит Афины и,как водится, рекомендует публике поэта Аристофана.Так как же отделаться от кредиторов.

«Проще простого. Они тебя в суд, а ты клянисьЗевсом, что ничего у них не брал. Зевса-то давно уже нету, вот тебе ничегои не будет за ложную клятву». Так что же, и впрямь с правдой можно ужене считаться. «А вот посмотри». Начинается главный спор, На сцену вносят большие корзины,в них, как боевые петухи, сидят Правда и Кривда. Вылезают и налетают друг на друга,а хор подзуживает.

«Где на свете ты видел правду?» — «у всевышних богов!» — «Этоу них-то, где Зевс родного отца сверг и заковал в цепи?» — «И у наших предков,которые жили чинно, смиренно, послушно, уважали стариков, побеждали врагов и вели ученыебеседы». — «Мало ли что было у предков, а сейчас смирением ничего не добьешься, будьнахалом — и победишь. Иное у людей — по природе, иное — по уговору.

Что по природе— то выше. Пей, гуляй, блуди, природе следуй. А поймают тебя с чужой женой — говори. Я —как Зевс, сплю со всеми, кто понравится!» Слово за слово, оплеуха за оплеуху, глядь —Кривда и впрямь сильнее Правды.Стрепсиад с сыном радехоньки. Приходит кредитор. «Плати долг!» Стрепсиад ему клянется.

«ВидитЗевс, ни гроша я у тебя не брал!» — «УЖО разразит тебя Зевс!» — «УЖО защитят Облака!»Приходит второй кредитор. «Плати проценты!» — «А что такое проценты?» — «Долг лежити прирастает с каждым месяцем. Вот и плати с приростом!» — «Скажи, вот в море текути текут реки. А оно прирастает?» — «Нет, куда же ему прирастать!» — «Тогда с какой жестати и деньгам прирастать.

Ни гроша с меня не получишь!» Кредиторы с проклятиямиубегают, Стрепсиад торжествует, но хор Облаков предупреждает.

«Берегись, близка расплата!»Расплата приходит с неожиданной стороны, Стрепсиад побранился с сыном. Не сошлисьво взглядах на стихи Еврипида. Сын, недолго думая, хватает палку и колотит отца. Отецв ужасе. «Нет такого закона — отцов колотить!» А сын приговаривает. «Захотим — возьмеми заведем.

Это по уговору бить отцов нельзя, а по природе — почему нет?» Тут толькостарик понимает, в какую попал беду. Он взывает к Облакам. «Куда вы завлекли меня?» Облакаотвечают. «А помнишь Эсхилово слово. На страданьях учимся!» Наученный горьким опытом,Стрепсиад хватает факел и бежит расправляться с Сократом — поджигать его «мыслильню».

Вопли, огонь, дым, и комедии конец..

На нашем сайте Вы найдете значение «Аристофан — Облака» в словаре Краткие содержания произведений, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Аристофан — Облака, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква «А». Общая длина 18 символа

Источник: http://my-dict.ru/dic/kratkie-soderzhaniya-proizvedeniy/1396674-aristofan—oblaka

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector