В старом анекдоте приезжий спрашивает дорогу у прохожего: «Скажите, я дойду этой дорогой до оперного театра?» «Да, пожалуй, тут вам ничего не грозит». Отношения зрителя с классическим театром за последнюю пару сотен лет сильно изменились. Если в былые времена развлечений было откровенно мало и зритель мог отсмотреть 14-часовую оперу в течение одного дня, то сейчас есть множество людей, для которых опера и балет кажутся нудным досугом, но даже они понимают, что в театре скрыто какое-то таинство.
AdMe.ru рекомендует вам сохранить эту статью и перечитать ее перед тем, как пойдете в театр. Она подскажет, как и когда надо аплодировать во время спектакля, и сделает просмотр любого представления интереснее. В подготовке этого материала нам помогали работники и артисты театра.
- Ведущие мировые театры, которые были построены до ХХ века, имеют наклонную сцену. Изначально это было сделано для зрителей, сидящих в передних рядах, чтобы увеличить обзор постановки. В настоящее время такие сцены в основном можно встретить в Европе, в традиционных театрах. Они имеют большой минус: танцорам сложно удерживать баланс на наклонных полах.
- Балерины танцуют на пуантах на пальцах (на кончиках пальцев), на полупальцах (на носочках), в мягких балетных туфлях и босиком. Артисты балета почти никогда не выступают на пуантах — только в мягких балетных туфлях, и танцуют они, как правило, на полупальцах. Кстати, танец на пуантах не превращает ноги артиста в кровавое месиво — это миф. Все будет в порядке, если прислушиваться к себе и подбирать подходящую обувь.
- В профессиональном кругу ранее, а иногда и сейчас балериной принято было называть только ведущую солистку. Среди мужчин высшую позицию занимают премьеры, то есть первые танцовщики. Далее следуют артистки и артисты балета (а не балеруны, как их называют в быту).
- Балетные артисты используют множество народных средств, обеспечивающих хорошее сцепление с полом. Это не только натирание мелом или канифолью пуантов перед выходом на сцену. Некоторые отмачивают обувь в кока-коле. Когда полы были деревянными, их и вовсе периодически обливали водой.
- Зародился балет в XV–XVI веках в Италии в качестве придворного увеселения. Расцвет балета — заслуга Людовика XIV. Король не просто исполнял балет, он считал его великим эстетическим актом. Прозвищем Король-солнце его наградили за участие в балете под названием «Балет ночи» (Le Ballet de la Nuit), где он исполнял роль Солнца в золотом костюме.
© gallica / BIBLIOTHÈQUE NATIONAL DE FRANCE
- Прототипы современных пуантов сначала использовали в балете для ролей волшебных созданий, чтобы подчеркнуть их воздушность и неземную природу. Доподлинно неизвестно, артистка какого балета, итальянского или французского, первой надела пуанты и встала в них на кончики пальцев. Когда в пуанты добавили жесткий каркас, весь балет в них впервые станцевала Мария Тальони. Это было в 1832 году.
- В том же году в спектакле «Сильфида» она впервые надела многослойную юбку из накрахмаленного сатина, который держал форму, — родоначальницу современной балетной пачки. Подобие этой же юбки мы знаем и носим благодаря Мадонне и Саре Джессике Паркер.
© wikimedia © Sex and the city
- Градация артистов балета одного из ведущих российских театров выглядит так: артисты миманса (те, кто держат канделябры и создают толпу, они же задействованы в операх в качестве балета), кордебалет (артисты балета, исполняющие массовые танцевальные номера, также задействованы в операх); корифеи (первая линия кордебалета, небольшие сольные роли); исполнители характерного танца (в России — все народные танцы и пантомимные роли, на Западе же только пантомимные роли); вторые солисты; первые солисты; ведущие танцовщики (примы и премьеры).
- «Умирающий лебедь» не имеет отношения к балету «Лебединое озеро». Это два совершенно разных произведения. Первое изначально называлось коротко — «Лебедь». Это часть французской сюиты «Карнавал животных». Современное название этого балета — заслуга хореографа и танцовщицы Анны Павловой. Она переосмыслила образ и показала Лебедя, умирающего в последней попытке взлететь. А вот «Лебединое озеро» — это балет на музыку Чайковского. В оригинальной версии балета главная героиня, Одетта, — королева заколдованных лебедей, которые ночью превращаются в девушек, а черный лебедь, Одиллия, — дочь демона, которому подчинено озеро. В финале волны озера поглощают Одетту и ее возлюбленного.
© EAST NEWS © AFP/EAST NEWS
- Балетные термины зародились в Италии, но сейчас язык балета — французский. А язык оперы и вообще всей классической музыки — итальянский. Как и само слово opera (в переводе означает «работа», «труд»).
- Практически во всех театрах мира опера сопровождается субтитрами: одни — на языке страны, вторые — на английском. Но перед началом спектакля с сюжетом можно познакомиться в либретто (краткое содержание оперы, пьесы). Это позволит вам не отвлекаться на субтитры, а слушать музыку.
- Самым объемным и высоким мужским голосом в опере обладали певцы-кастраты. Их вокал сочетал в себе детские, женские и мужские черты одновременно. Операцию кастрирования проводили в возрасте от 8 до 13 лет. Последний из кастратов, Алессандро Морески, скончался в 1922 году. В театральном мире ходят слухи, что они еще остались и в наши дни, хотя более вероятно, что некоторые певцы используют гормоны, чтобы сохранить чистый юношеский голос. Но, к счастью, на эту жертва идут немногие.
© Wojciech KUBIK/East News
- Когда аплодируют исполнительнице, кричат «Брава!»; исполнителю – «Браво!»; когда на сцене присутствует несколько человек, кричат «Брави!». В России слово «браво» не склоняется, но по театральному этикету это неправильно. Тут соблюдается грамматика итальянского языка.
- Во время исполнения симфонического произведения в паузах аплодировать нельзя. Однако после исполнения артистом арии или балетного элемента аплодировать можно и нужно. Почему-то в России есть не очень хорошая привычка аплодировать, когда занавес начинает опускаться, а музыка еще не закончилась. Надо все-таки помнить, что музыку перебивать нельзя. Чтобы уловить правильный момент, следите за дирижером. У каждого дирижера есть свой жест для завершения музыкального произведения: кто-то взмахивает руками и сжимает пальцы, кто-то рисует в воздухе круг палочкой. Но лучше все-таки дождаться момента, когда дирижер опустит палочку.
© ASSOCIATED PRESS/East News © East News
- За дирижерской палочкой не стоит никакой фантастической истории, разве что она похожа на волшебную. Одни дирижеры утверждают, что палочка помогает им сильно не размахивать руками, другие и вовсе обходятся без нее. Раньше палочки были длинными, но их укоротили после того, как эмоциональный маэстро Артуро Тосканини набросился на скрипача, угрожая ему выколоть глаз своей палочкой. Палочки стали короче вплоть до того, что некоторые дирижеры используют зубочистку.
- Как сидит оркестр? К ХХ веку сложились 2 основные системы рассадки оркестра. Главный момент: оркестр сидит веерообразно по отношению к дирижеру. Но рассадка у дирижеров может отличаться, и количество задействованных музыкантов зависит от композитора и произведения. Важно посадить всех так, чтобы зрителю было слышно всех. Кстати, человек, который играет на треугольнике, имеет более широкую специализацию. Это музыкант, владеющий многими ударными инструментами: барабанами, тарелками, колокольчиками и так далее.
© depositphotos
- Существуют произведения, сюжет которых используется как в опере, так и в балете. Например, есть балет «Манон» и одноименная опера. Сюжет один, музыка и композиторы — разные. Опера «Кармен» (Жорж Бизе) нашла отражение в балете «Кармен-сюита», в котором блистала Майя Плисецкая. До того как это случилось, балерина обращалась к двум композиторам с просьбой написать музыку к балету на основе этой оперы. Но никто не хотел править материал великого Бизе. В конце концов в спектакле оркестровал ее муж, Родион Щедрин, а хореографию поставил Альберто Алонсо. К слову, в программках к балету так и пишут: «»Кармен-сюита». Родион Щедрин. Жорж Бизе».
- Героиня Джулии Робертс в фильме «Красотка» в Сан-Франциско посещает оперу «Травиата» о романе куртизанки и молодого человека. Это намек на «профессиональную деятельность» Вивиан. Парадный вход в театр и фойе — на самом деле здание Национального исторического музея Лос-Анджелеса. Сам зал и сцена были воссозданы в студии Disney. Опера была написана по мотивам романа, а затем и пьесы Александра Дюма — сына. Есть мнение, что писатель был вдохновлен историей реальных людей, а может, даже и событиями своей жизни.
© Pretty Woman / Touchstone Pictures / Disney
- В 1952 году в одном из музыкальных залов США дирижер взмахнул палочкой, оркестр приготовился, и… дальше были 4 минуты 33 секунды тишины. Это произведение американского композитора Джона Кейджа так и называется — «4′33″» — и задумано как композиция из 3 частей, составляющих музыкальные паузы. По замыслу автора, на протяжении «исполнения» этой композиции слушатель испытывает ряд эмоций и воспринимает звуки окружающей среды.
- Для смычков используется конский волос, так же как когда-то и для арбалетов. Было время, когда смычок и сам был похож на боевой лук.
- Не надо путать фильм «Кольцо Нибелунгов» с тетралогией Вагнера «Кольцо Нибелунга». Это эпическое произведение продолжительностью более 16 часов когда-то исполнялось как целостное произведение. Сейчас же в мировых театрах идет циклом из 4 опер: «Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид», «Гибель богов».
© Софийский театр оперы и балета
Постановка оперы «Золото Рейна» Рихарда Вагнера Софийским театром оперы и балета.
- Суфлеры в театрах существуют до сих пор, хотя к их услугам прибегают крайне редко: подсказывать сейчас не принято. Полвека назад у театра был очень плотный график, и нередко, отыгрывая одну сцену за другой на разных площадках, актеры забывали свои слова. Театру суфлер был необходим. Это тот самый человек, которого не видит зритель, но он находится на сцене все 4 часа спектакля в специальной будке. Он обязан знать целиком всю пьесу и особенности каждого актера, так что эта профессия гораздо сложнее, чем кажется.
- Перед началом каждого действия со времен античного театра дается три звонка. Это напоминает сигналы светофора, от зеленого к красному свету, когда в зрительный зал уже не попасть. По театральному этикету крайне неприлично опаздывать.
Мир театра таит еще много занимательного. Может быть, и вы знаете что-то интересное, что скрывается за кулисами театра?
Иллюстратор Polina Chernevina специально для AdMe.ru
Источник: https://www.adme.ru/svoboda-kultura/26-faktov-ob-opere-i-balete-o-kotoryh-mnogie-i-ne-dogadyvalis-v-lebedinom-ozere-lebedi-ne-umirayut-2191815/
Балет "Спящая красавица" — краткое содержание, описание и интересные факты :
П. И. Чайковский написал музыку только для трёх балетов. Но все они – шедевры и входят в репертуар театров всего мира. Мы же рассмотрим краткое содержание балета «Спящая красавица».
Создание произведения
Закончив Пятую симфонию и оперу «Чародейка» и размышляя над замыслом «Пиковой дамы», Пётр Ильич получил заказ от главы дирекции императорских театров И. А. Всеволжского на создание балета. Первоначально композитору предложили на выбор две темы: «Саламбо» и «Ундина».
Однако от первой отказался сам Чайковский, а либретто второй было признано неудачным. В конце 1888 (декабрь) года Мариус Иванович Петипа отдал Петру Ильичу либретто балета «Спящая красавица». Краткое содержание, музыкальное, эскизное, у композитора уже было: пролог, первое и второе действие. Шел всего лишь январь 1889 года.
Третье действие и апофеоз сочинялись весной и летом, также во время поездки в Париж, Марсель, Константинополь, Тифлис и Москву. В августе уже шли репетиции, и одновременно с ними композитор заканчивал инструментовку балета. В это время Чайковский и Петипа часто встречались, делая изменения и уточнения.
Партитура «Спящей красавицы» отражает зрелость Петра Ильича. В ней присутствует общая монолитность, тщательная разработка ситуаций, картин и образов.
Постановка спектакля
М. Петипа, обладавший выдающимся художественным воображением, разработал каждый номер, продумав его длительность, ритм и характер. Известный театральный художник М. И.
Бочаров выполнил эскизы декораций, а сам Всеволжский, кроме того что вместе с Петипа написал либретто, еще и рисовал эскизы для костюмов.
Спектакль должен быть невероятно красивым и исторически достоверным – этого добивались все участники.
Премьера состоялась в Петербурге во время святочных праздников в 1890 году, 3 января. Праздничное представление вызвало неоднозначную реакцию. Кое-кто из критиков посчитал балет слишком глубоким (а хотелось просто развлечься). Публика дала свой ответ. Он выразился не в бурных аплодисментах, а в 100-процентных сборах и в полном зале на каждом представлении. Талант балетмейстера, его высокая требовательность к актерам и гениальная музыка слились в единое целое. На сцене зрители увидели невероятно красивый и глубоко продуманный спектакль. Это было совместное создание двух гениев: балет «Спящая красавица». Краткое содержание последует ниже.
Действующие лица
- Король Флорестан и его супруга, их дочь Аврора.
- Претенденты на руку принцессы – принцы: Фортюне, Шери, Флер де Пуа, Шарман.
- Старший дворецкий – Каталабют.
- Принц Дезире и его наставник Галифрон.
- Добрые феи: Флер де Фарин, фея Сирени, Виолант, фея Канареек, фея Хлебных крошек. Духи, составляющие свиту фей.
- Злая могущественная ужасная фея Карабосс со своей свитой.
- Дамы и сеньоры, охотницы и охотники, пажи, лакеи, телохранители.
Пролог
Мы начинаем излагать краткое содержание балета «Спящая красавица». В парадном зале дворца короля Флорестана начинаются торжества в честь крестин малютки-принцессы.
Приглашенные дамы и кавалеры выстраиваются в красивые группы по указаниям распорядителей. Все ждут появления королевской четы и приглашенных фей. Под торжественные звуки фанфар король с королевой входят в зал.
За ними няньки кормилицы несут колыбельку принцессы. После этого возвещают, что прибыли феи.
Последней является фея Сирени – главная крестница принцессы. Для каждой из них приготовлены подарки. В это время приходит известие, и появляется забытая, неприглашенная фея Карабосс. Она ужасна. Её повозку тащат мерзкие крысы. Дворецкий бросается ей ноги, умоляя о прощении. Карабосс со злобным смехом вырывает его волосы, крысы их быстро поедают. Она объявляет, что её подарок – вечный сон, в который погрузится прелестная принцесса, уколов себе пальчик. Все в ужасе. Но тут выступает фея Сирени, которая ещё не преподнесла свой дар. Она склоняется над колыбелью и обещает, что появится прекрасный принц, который поцелуем разбудит юную девушку, и она будет жить радостно и счастливо.
Первое действие
У принцессы день рождения. Ей исполнилось 16 лет. Везде праздники. Поселяне танцуют, водят хороводы и веселятся в парке короля. Прибыли 4 принца, которые жаждут, чтобы девушка выбрала из них себе жениха.
Сопровождаемая фрейлинами с букетами цветов и венками, вбегает принцесса Аврора. Принцы потрясены её неземной красотой. С полудетской шаловливой грациозностью девушка начинает танцевать. Принцы присоединяются к ней.
Это легкая воздушная вариация в балете «Спящая красавица». Краткое содержание следует продолжить тем, что принцесса вдруг замечает старуху, сидящую в углу. Она держит прялку и веретено и отбивает ими такт. Принцесса подлетает к ней, хватает веретено и, держа его, как скипетр, начинает вновь радостно кружиться в танце. Четыре принца не могут налюбоваться этим зрелищем. Внезапно она замирает и смотрит на руку, по которой струится кровь: острое веретено её укололо. Как продолжится сюжет балета «Спящая красавица»? Краткое содержание может описать, что принцесса начинает метаться, а потом падает замертво. Отец, мать и принцы бросаются к ней. Но тут старуха сбрасывает свой плащ, и во весь громадный рост перед всеми предстает жуткая фея Карабосс. Она хохочет над всеобщим горем и смятением. Принцы бросаются к ней со шпагами, но Карабосс исчезает в огне и дыму. Из глубины сцены начинает светиться, разрастаясь, огонёк – волшебный фонтан. Из его струй появляется фея Сирени. Она утешает родителей и обещает, что все будут спать сто лет, а она станет охранять их покой. Все возвращаются в замок, унося Аврору на носилках. После взмаха волшебной палочки все люди замирают, а замок быстро окружают непроходимые заросли сирени. Появляется свита феи, которой она приказывает, чтобы все строго смотрели за тем, чтобы никто не мог нарушить покой Авроры.
Второй акт
Уже пролетело столетие. Принц Дезире на охоте. Сначала появляются под звуки рогов придворные, а затем уже сам принц. Все устали и присели отдохнуть, но тут выходят девушки, которые хотят стать женой принца. Начинается танец герцогинь, затем – маркиз, потом – княжён и, наконец, – баронесс. Сердце Дезире молчит. Ему никто не пришёлся по душе.
Он просит всех удалиться, так как желает отдохнуть в одиночестве. Вдруг на реке появляется фантастически красивая лодка. Из неё выходит крёстная королевского сына – фея Сирени. Продолжается интригующее краткое содержание балета «Спящая красавица» Чайковского. Фея узнаёт, что сердце принца свободно, и показывает ему тень принцессы Авроры, всю розовую в заходящем свете солнца.
Она, танцуя, то страстно, то томно, всё время ускользает от принца.
Прелестная девушка появляется каждый раз в том месте, где принц не ожидает её увидеть: то на реке, то покачивается на ветвях деревьев, то располагается среди цветов. Дезире совершенно очарован – вот его мечта. Но вдруг она исчезает. Сын короля бросается к крёстной и умоляет её отвести его к этому божественному созданию. Они садятся в перламутровую лодку и плывут по реке.
Спускается ночь, и луна освещает их путь таинственным серебристым светом. Наконец становится виден заколдованный замок. Густой туман, стоящий над ним, постепенно рассеивается. Всё спит, даже огонь в камине.
Поцелуем в лоб Дезире пробуждает Аврору. Вместе с ней просыпаются король с королевой и придворные. На этом не заканчивается балет П. И. Чайковского «Спящая красавица». Принц молит короля отдать ему в жены прекрасную, как утренняя заря, дочь.
Отец соединяет их руки – такова судьба.
Последнее действие
На площади перед дворцом короля Флорестана собираются гости из всех сказок Шарля Перро на свадьбу. Под марш выходят Король с королевой, невеста с женихом, феи драгоценностей: Сапфира, Серебра, Золота, Бриллиантов.
Под медленный торжественный полонез в танце проходят все гости – персонажи сказок:
- Синяя борода с женой.
- Маркиз Карабас со своим Котом в сапогах.
- Красавица «Ослиная шкура» с принцем.
- Златокудрая девушка с королевским сыном.
- Чудовище и красавица.
- Золушка с принцем.
- Принцесса Флорина с заколдованным в Голубую птицу юношей.
- Красная шапочка с Волком.
- Рике-хохолок, ставший красавцем, с принцессой, которую он одарил умом.
- Мальчик с пальчик с братьями.
- Людоед и его жена.
- Злодейка Карабосс на повозке, запряженной крысами.
- Четыре добрые феи со свитами.
Для каждой пары персонажей предусмотрен свой оригинальный музыкальный и хореографический эпизод.
Они все ярки и выразительны. Завершается вальсом новобрачных, в музыке звучит тема феи Сирени. Потом начинается всеобщий танец, который переходит в апофеоз – благодарственный дифирамб феям, построенный Чайковским на старинной песенке «Жил-был Анри IV». Всеобщим бурным вихрем заканчивается балет «Спящая красавица», содержание которого мы рассказали. Но чтобы получить полное впечатление от великолепной сказки, её надо увидеть на сцене.
Балет «Спящая красавица»: краткое содержание для детей
Малышей уже лет с шести надо приобщать к прекрасному синтезу музыки, движений, костюмов и декораций.
Поскольку герои балета не разговаривают, то родители должны пояснять малышам, что происходит на сцене, читая либретто или изложив наш пересказ балета.
Дети, которые уже учатся в музыкальной школе, слышали отдельные номера из музыки балета. Они изучают его на уроках по музыкальной литературе.
Чайковский, балет «Спящая красавица»: анализ
Анализу произведения посвящены горы материалов. Особенно глубоко его изложил Борис Асафьев. Мы ограничимся тем, что кратко скажем, что сюжет построен на противостоянии добра и зла. Доброе начало с триумфом побеждает зло, которое воплощает фея Карабосс. Феерически красивый балет, шедевр композитора, с первых моментов захватывает внимание зрителя.
Глубокая музыка П. И. Чайковского произвела полную реформу в балетном искусстве. Она не просто сопровождает движения танцовщиков, а заставляет исполнителя продумать мельчайшие детали характера своего персонажа и донести это до зрителя. Лирика балета отличается особой светлой романтикой и праздничностью.
Интересные факты
- Вдохновленный либретто, композитор сделал первые записи на журнале «Русский вестник».
- Премьера феерии была очень дорогой за счет декораций и костюмов. Учитывались все исторические сведения, связанные с XVII столетием.
- Император Николай II вместе с семьей присутствовал на генеральной репетиции.
- Самая известная мелодия (си-бемоль мажор с отклонениями в фа мажор) из балета – вальс на тему феи Сирени, прозрачный и нежный, из первого действия. В нем участвуют не только взрослые танцовщики, но и дети из хореографического училища.
Источник: https://www.syl.ru/article/356599/balet-spyaschaya-krasavitsa—kratkoe-soderjanie-opisanie-i-interesnyie-faktyi
Балет «Кармен-сюита»: содержание, интересные факты, видео, история
Ж. Бизе – Р. Щедрин балет «Кармен-сюита»
Майя Плисецкая. Эту женщину, ставшую символом русского балета, хорошо знают по всей планете. Народная артистка Советского Союза, прима Большого театра, работавшая с лучшими мировыми хореографами, в своём творчестве опередила время. Восторженные зрители и критики называли её лучшей Одеттой, Джульеттой, Раймондой, Авророй и Жизелью. Все балеты, в которых блистала Плисецкая, перечислить трудно, но особенно запоминающей она была в роли, ставшей визитной карточкой балерины. Это Кармен из балета «Кармен-сюита» — новаторского спектакля, в котором неповторимая индивидуальность выдающейся балерины проявилась особенно ярко.
Краткое содержание балета «Кармен-сюита», историю и интересные факты о произведении читайте на нашей странице.
Действующие лица | Описание |
Кармен | цыганка, работающая на табачной фабрике |
Хозе | молодой солдат |
Тореро | матадор, участник корриды |
Коррихидор | офицер-исправник |
Рок | образ злой судьбы |
Три девушки | работницы табачной фабрики |
Краткое содержание «Кармен-сюиты»
Городская площадь, на которой с одной стороны находится табачная фабрика, а на другой расположился пост солдат. Из ворот фабрики выходит работница — цыганка Кармен. Она красива, и поэтому привлекает к себе пристальное внимание мужчин.
Спустя время на посту происходит смена караула, и на службу заступает молодой солдат Хозе. Красавец в мундире сразу понравился цыганке, и она настойчиво пытается его обольстить. Чары девушки срабатывают, и солдат страстно влюбляется в неё.
Некоторое время спустя Кармен обвиняют как зачинщицу драки, произошедшую между работницами фабрики, и поручают Хозе препроводить цыганку в тюрьму. Он не может совладать со своими чувствами и отпускает её, тем самым тоже совершая преступление.
Чтобы постоянно быть со своей возлюбленной, молодой солдат решает сбежать, однако вскоре свободолюбивой цыганке Хозе становится не интересен, и она начинает заигрывать с любимчиком публики, блистательным Тореро. Видя это, влюблённый солдат сгорает от ревности, и когда его находит Коррихидор, чтобы вернуть в казарму, он в ярости прогоняет его.
Наблюдая за случившимся и оценив поступок Хозе, который ради неё готов поступиться своей честью и обязательствами, Кармен готова вновь осчастливить его своей любовью.
Немного погодя, задумав узнать дальнейшую судьбу, Кармен гадает себе на картах. Перед её взором предстаёт Рок, который предвещает трагический исход её жизни, однако цыганка не принимает это во внимание.
Она вновь обращает свой взор на великолепного Тореро, который смело сражается на арене с соединёнными воедино образом быка и образом Рока. Кармен, восторгаясь представлением, совершенно не обращает внимание на Хозе, настойчиво требующем от девушки вернутся к нему.
Независимая цыганка решительно отвергает солдата, чем вызывает его яростный гнев. Обезумевший от мысли, что любимая больше ему не принадлежит, Хозе в страстном порыве закалывает Кармен кинжалом.
Продолжительность спектакля |
I Акт |
45 мин. |
- Интересные факты
- После просмотра «Кармен-сюиты» в «Большом» импресарио из Канады пожелал включить балет в гастрольный тур театра в рамках «Экспо-67». Однако в Министерстве культуры заявили, что экспериментальный спектакль не следует показывать зарубежному зрителю, чтобы не испортить его отношения к русскому балету, который в этом виде искусства впереди планеты всей. Во время резкого разговора в кабинете министра Плисецкая заявила, что если «Кармен» в Канаду не повезут, то она тоже не поедет и даже уйдёт из «Большого». В результате канадцы не увидели ни «Кармен-сюиты», ни примы — балерины, но театр Плисецкая всё же не оставила.
- Майя Плисецкая «Кармен-сюиту» в Большом театре станцевала 132 раза, а помимо того более 200 раз в разных уголках мира.
- Первый балет по новелле Проспера Мериме «Кармен» был поставлен уже в 1846 году, через три года после того как писатель поставил в своём произведении последнюю точку. Хореографом, осуществившим данную постановку, был балетмейстер Мариус Петипа. Следует заметить, что спектакль имел огромный успех.
- В 2005 году, почти через сорок лет после первой постановки «Кармен-сюиты», Альберто Алонсо вновь пригласили в Москву, для того чтобы возродить балет и показать его к юбилейному дню рождения Майи Плисецкой. Роль Карменситы исполняла Светлана Захарова — прима-балерина Большого театра.
- Балет «Кармен-сюита» в главной роли с Майей Плисецкой был экранизирован два раза: в 1969 и 1978 году.
- Последняя раз Майя Плисецкая станцевала «Кармен» в 1990 году, балерине тогда было шестьдесят пять лет. Стоит отметить, что Майя Михайловна выходила на сцену до семидесяти лет.
- Транскрипция знаменитой музыки Жоржа Бизе у Родиона Щедрина получилась настолько яркой, что сегодня на концертных площадках она звучит также часто, как и в музыкальных театрах. Это музыкальное произведение во всём мире приобрело невероятную популярность.
История создания «Кармен-сюиты»
В 1964 году Майе Плисецкой исполнилось 39 лет. Она была ведущей балериной Большого театра, Народной артисткой СССР и женой выдающегося композитора Родиона Щедрина.
Майя танцевала ведущие партии в таких знаменитых балетах, как «Лебединое озеро», «Дон Кихот», «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Жизель» и «Раймонда».
Однако талантливой и полной сил артистке хотелось большего, а именно она мечтала воплотить на сцене героиню, о которой грезила с начала своей сценической карьеры. Кармен — именно этот образ до такой степени не давал Плисецкой покоя, что она сама по новелле Мериме и опере Бизе начала сочинять либретто балета.
Изначально со своей идеей Майя обратилась к гениальному Шостаковичу, с которым они с мужем были в добрых отношениях и нередко вместе отдыхали семьями. Дмитрий Дмитриевич, прочитав предоставленное ему либретто, сделал вид, что заинтересовался, но вскоре шутливо отказался, заявив, что с Бизе он тягаться не сможет.
Следующим композитором, к которому с просьбой о сочинении музыки к балету обратилась Плисецкая, был сосед по даче — Арам Хачатурян. Хотя и в этом случае поговорили и разошлись.
Прошло два года и мечта балерины так бы и оставалась мечтой, если бы не счастливый случай, который привел в Москву на гастроли кубинский балет во главе со знаменитым балетмейстером Альберто Алонсо. Побывав на спектакле гостей и увидев их хореографию, Майя поняла, что это именно то, о чём она мечтала долгие годы.
Долго не раздумывая, Плисецкая обратилась к Алонсо с просьбой поставить для неё одноактный балет «Кармен». Кубинский хореограф сразу согласился, но при условии, если получит приглашение от советского Министерства культуры. Используя все свои связи, Майя добилась желаемого и вызов Альберто Алонсо на постановку «Кармен» в Большом театре был сделан. Хореограф со своим либретто в Москву прилетел, а музыки к балету так и не было, хотя любимый муж, несмотря на то, что был завален работой, обещал обязательно помочь. В конечном итоге балет решено было сделать, как посоветовал Алонсо на музыке Бизе.
Свободную виртуозную обработку музыки из оперы «Кармен» и «Арлезианки» Щедрин сделал в очень короткий срок. Всего двадцать дней и транскрипция, рассчитанная на струнные и ударные инструменты, была готова. Репетиции балета тоже проходили в сжатые сроки.
Костюмы успели сшить только к премьере, которая была назначена на 20 апреля 1967 года. Танцоры и музыканты очень старались, но желаемой реакции от публики не последовало. Зрители ждали пируэтов, фуэте, а получили странное представление, над которым необходимо было задуматься.
Они вежливо аплодировали, а министр культуры Фурцева покинула свою ложу сразу по окончанию спектакля.
Следующий показ спектакля был назначен через день, однако Плисецкой и Щедрину загодя сообщили, что «Кармен» отменили.
Раздосадованные новостью, они прямиком отправились к министру и услышали, что спектакль сырой, музыка изуродована, костюмы непристойны, да к тому же хореография весьма «откровенна».
С обещанием сделать коррективы спектакль удалось отстоять, а московская публика постепенно стала привыкать к новаторскому балету.
Сценическая жизнь балета «Кармен-сюита» начиналась весьма нелегко, но сегодня он ставится и исполняется по всему миру. «Кармен» не умерла, как предрекали недоброжелатели, а с каждой новой постановкой обретает новую жизнь и новый облик.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Вернуться назад
Ж. Бизе – Р. Щедрин «Кармен-сюита»
Источник: https://soundtimes.ru/balet/klassicheskie-balety/zh-bize-r-shchedrin-balet-karmen-syuita
Краткое содержание балета «Сильфида»: сюжет и история создания
1001student.ru > Литература > Краткие содержания > Краткое содержание балета «Сильфида»: сюжет и история создания
Постановка «Сильфида» известна, пожалуй, каждому любителю балетного искусства. Она была создана в 1822 году по сюжету фантастической новеллы и с тех пор регулярно идет в самых лучших театрах мира. Краткое содержание балета «Сильфида» поможет быстро вникнуть в суть происходящего на сцене и понять его основную мысль.
Другая постановка балета
Автор балета «Сильфида» — французский писатель Шарль Нодье. Музыку к первой его версии написал композитор Жан Шнейцхоффер, а хореографом-постановщиком стал Филиппо Тальони.
Премьерный спектакль прошел в Париже — в прославленном Гранд Опера в 1832 г. Главную роль исполнила Мария Тальони — дочь Филиппо Тальони.
28 ноября 1836 г. в Копенгагене состоялась премьера другой версии балета «Сильфида». Именно эта постановка вошла в историю и до сих пор идет на лучших мировых сценах, в том числе в Большом, Мариинском и Михайловском театре в России. Современная версия несколько отличается от первоначальной, но изменения не настолько значительные.
Музыку к новой версии написал композитор Герман Левенскольд, а хореографом стал датский балетмейстер Август Бурнонвиль. Главные партии исполнили Люсиль Гран (Сильфида) и сам Август Бурнонвиль (Джеймс). Либретто осталось прежним.
Этой версии могло бы и не существовать, поскольку изначально Бурнонвиль хотел показать зрителю первую оригинальную постановку, но Парижская опера потребовала за партитуру Жана Шнейцхоффера огромную сумму.
В результате Август Бурнонвиль обратился к другому композитору.
В России премьера балета состоялась в 1837 г. Партию Сильфиды исполнила Екатерина Санковская.
Действующие лица
В балете много действующих лиц, партии которых исполняют профессиональные артисты. Кроме них, в спектакле задействован кордебалет. Танцовщики исполняют роли крестьян, детей, сильфид и другие.
Главные роли:
- дух воздуха — Сильфида (главная роль);
- вдова фермера — Анна;
- сын Анны — Джеймс;
- невеста Джеймса и племянница Анны — Эффи;
- подруга Эффи — Нэнси;
- колдунья Мэдж;
- крестьянин Гюрн.
Первое действие
В первом акте перед зрителем предстает роскошный шотландский замок, в котором идет подготовка к свадьбе. В одной из комнат отдыхает Джеймс, уставший от многодневных хлопот, а рядом с ним, преклонив колени, сидит Сильфида.
Неожиданно она притрагивается к губам молодого человека, и он просыпается. Парень смущается и пытается найти девушку, но ее и след простыл.
Джеймс обращается к друзьям и спрашивает их о незнакомке, но никто о ней ничего не знает.
В замок приходят прекрасная Эффи, невеста Джеймса, с друзьями и его соперником Гурном. Следом за ними появляется ведьма Мэдж, она предсказывает, что Гурн станет женихом Эффи.
Хозяин злится на ведьму и опрометчиво прогоняет ее из замка, а старуха осыпает его проклятиями.
Джеймс пытается думать о свадьбе и продолжает приготовления к торжеству, но его не покидает мысль о прекрасной незнакомке.
Крестьянин Гурн замечает, что Джеймс изменился. Он думает, что мог бы влюбить в себя Эффи, поскольку со стороны Джеймса он не видит серьезных чувств к своей невесте. Но у Гурна нет доказательств, и он не знает, как расположить к себе Эффи.
Джеймс набирается смелости и признается, что влюблен в другую девушку, которая кажется ему намного прекрасней его избранницы. Он снова видит ее во время свадьбы. Никто, кроме него, не замечает Сильфиду. Она танцует и играет, а затем уносит с собой кольца. Молодой человек сбегает с собственной свадьбы и бежит за духом в лес.
Второе действие
Гурн пользуется ситуацией и решает утешить брошенную невесту. Он делает ей предложение с подачи ведьмы Мэдж, и отчаявшаяся девушка соглашается. В это время Джеймс наблюдает в лесу за танцем Сильфиды, пытается дотронуться до нее, но у него это не получается. Божественная девушка зовет своих сестер, и они вместе танцуют. У Джеймса кружится голова от такой красоты.
Тут появляется ведьма, которая решает отомстить. Она околдовывает шарф и предлагает Джеймсу поймать в него Сильфиду. Он накидывает на девушку шарф и целует ее. Крылышки у Сильфиды опадают, и юноша обнаруживает, что она мертва.
Джеймс в отчаянии. Оказывается, никто не может пленить дух ветра. Сильфида должна быть свободной. Ее сестры уносят девушку на облака, а молодой человек вдалеке слышит звуки, которые сопровождают свадебную процессию. Это Эффи выходит замуж за Гурна. Джеймс в отчаянии понимает, что, гоняясь за призрачной мечтой, он потерял настоящее счастье.
Источник: https://1001student.ru/literatura/kratkie-soderzhaniya/baleta-silfida-syuzhet-i-istoriya-sozdaniya.html
Сообщение о опере
Доклад по музыке на тему «Опера»поможет Вам подготовиться к занятию и углубить свои познания в сфере искусства. Сообщение про оперу расскажет Вам когда появилась опера и на какие виды делится.
Опера является вокально-театральным, музыкальным жанром музыки. Это некое театральное представление, в котором все актеры играют свою роль, они выступают в костюмах на декорированной сцене. Единственное отличие от театра – это то, что актеры свои тексты не проговаривают, а поют.
Где зародилась опера?
Жанр оперы появился в конце XVI века в Италии. В 1600 году во Флоренции было свадебное празднество короля Франции Генриха IV, который женился на Марии Медичи, дочери правителя Флоренции.
Герцог был известен своей любовью к музыке: почти каждый день Медичи в своем доме собирал великих музыкантов, чтобы послушать их концерты.
Он хотел удивить короля и гостей свадьбы и дал задание своим музыкантам написать что-то необычное и новое, чего раньше никто не видел и не слышал.
Когда все гости собрались на свадьбе, их глазу предстало представление, поразившие каждого. На сцену вышли переодетые в костюмы актеры, рядом был большой оркестр. Начала играть музыка и актеры стали пропевать свой текст. Каждое их слово подчеркивалось аккомпанементом. Гости были в восторге. Ведь подобного в высшем обществе еще не делал никто. Так началась история оперы.
Разновидности оперы
- Серьезная опера. Появилась в Италии в конце XVII, начале XVIII веков. Представляла собой сочинения на мифологические, историко-героические, легендарные сюжеты. Особенность такого вида оперы была в чрезмерной напыщенности во всем – главную роль выполняли певцы-виртуозы, эмоции и чувства изливались в продолжительных ариях, сцена оборудовалась пышными декорациями.
- Комическая опера. Появилась в Италии в XVIII веке как альтернативный жанр «скучной» серьезной опере. Характеризуется маленьким масштабом, небольшим количеством актерского состава, комическими приемами в пении и увеличением ансамблей.
- Полусерьезная опера. Является промежуточным между двумя вышеперечисленными. Ее родиной является также Италия (конец XVIII века). Характеризуется серьезной или трагичной сюжетной историей, которая обязательно имеет счастливый конец.
- Большая опера. Появилась во Франции в конце I трети XIX века. Она отличалась большим масштабом, состоящим из 5 актов, танцевальным актом и обилием декораций. Основной сюжет – исторические темы.
- Романтическая опера. Появилась в Германии в XIX веке. К ней принадлежат все музыкальные драмы, в основе которых романтические сюжеты.
- Опера-балет. Зародилась во Франции на рубеже XVII-XVIII веков. Еще ее называют французским придворным балетом. Вначале была создана для пасторалей, маскарадов и других празднеств при именитых и королевских дворах. Характеризуется красивыми декорациями, яркостью, не связанными сюжетами между собой.
- Оперетта или «маленькая опера». Зародилась во Франции в XIX веке. Отличается незатейливым комическим сюжетом, скромным масштабом, простыми формами и легкой музыкой.
Основные произведения — «Травиата» (Джузеппе Верди), «Война и мир» (С. Прокофьев), «Кармен»(Жорж Бизе), «Лючия ди Ламмермур» (Г. Доницетти), «Богема» (Джакомо Пуччини), «Севильский цирюльник» (Джоаккино Россини),«Волшебная флейта» (В. А. Моцарт), «Свадьба Фигаро» (В. А. Моцарт),«Евгений Онегин» (П. И. Чайковский), «Норма» (Винченцо Беллини).
Надеемся, что «Опера» доклад по музыке помог Вам подготовиться к занятию, и Вы узнали много полезной информации. Сообщение на тему «Опера» Вы можете дополнить через форму комментариев ниже.
Источник: https://kratkoe.com/soobshhenie-o-opere/
Как понимать балет?
Согласна, вопрос закономерный, ведь в балете не говорят, и понимать происходящее на сцене сложнее, чем в драматическом спектакле или опере. Если вы первый раз решили посмотреть балет, конечно, будет лучше предварительно что-нибудь о нем почитать, изучить либретто, благо в интернете можно найти сейчас почти все.
Если же вы не успели заранее ознакомиться с сюжетом и историей создания спектакля (что, по-моему, всегда любопытно), сделать это можно непосредственно в театре, поскольку в программке, которая продается перед началом представления, обычно публикуется краткое содержание балета, а иногда и какая-то интересная историческая информация.
Но вот либретто прочитано, вы заняли свое место в зрительном зале, погас свет, дирижер поднялся за пульт в оркестровой яме, взмахнул руками, и волшебство началось… Драматическая музыка, зрелищные декорации и костюмы, красота танцевальных движений, мастерство, пластичность и выразительность артистов – все это должно увлечь, захватить вас, доставить эстетическое и эмоциональное наслаждение. Естественно, что если вы впервые смотрите классический балет, вряд ли у вас получится вникнуть во все детали сюжетных перипетий, дословно «расшифровать» пантомимные фразы, «произнесенные» актерами на условном языке жестов — задача, действительно выполнимая только для профессионалов и искушенных поклонников танцевального искусства. Но, думаю, и не это главное в понимании балета. Важнее – эстетическая красота линий и рисунков, выразительность пластики тела, напряженный драматизм, накал страстей или, напротив, умиротворённый лиризм и созерцательность музыкально-хореографического действия, по большому счету, понятного и без всяких слов. Конечно, если речь не идет об отдельных ультра прогрессивных, «лабораторных» экспериментах, которые не всегда однозначно «расшифровываются» даже специалистами в области танца, балет — неважно классический он или современный, сюжетный или бессюжетный — как раз и должен быть рассчитан на понимание и восприятие без слов, также как и, например, инструментальная музыка. И, разумеется, чем большее число раз вы будете смотреть балет, тем глубже и полнее вы сможете постигать его смысл, каждый раз открывая для себя что-то новое.
Балет не обязательно как-то по-особенному понимать, балет можно просто смотреть и получать удовольствие от красивой музыки, от зрелища. Хороший балет не требует особенного понимания, он понятен на самом простом бытовом уровне. Красота, которая трогает душу.
Лучше пойти для начала на известную вам историю. Пускай, «Собор Парижской Богоматери», или «Спартак». ТАк вот, знаете сюжет, приходите, берете еще и программку. В ней расписано по актам что куда кого и как.
Читаете, расслабляетесь и смотрите на действо. Вы начнете замечать схожесть сюжета с происходящим и понимать, как передают то или иное событие с помощью танца и движений. Можно повторить экспериенс, если надо.
Потом постепенно беретесь за другие произведения и расширяете кругозор.
Прежде чем идти на балет, лично я, всегда прочитываю о чем он, какой сюжет и т.д. Естественно, что при просмотре уже понятно, что происходит и можно просто ловить те самые эмоции, которые дают артисты, получать наслаждение от красоты движения и тела.
Для лучшего понимания драматургии спектакля можно найти и почитать балетные либретто — подробные описания сюжетных линий и их перепеплетений. Они есть не только у опер, но также и у балетов.
Источник: https://TheQuestion.ru/questions/106931/answer-anchor/answer/186459
Лебединое озеро
ПРОЛОГ
Старинный парк. Принцесса Одетта грустит. Внезапно появляется незнакомец в сопровождении свиты. Это Ротбарт — Злой гений. Он предлагает принцессе руку и сердце, но Одетта отвергает его. Ротбарт превращает ее в белого лебедя.
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
Картина первая
Сад перед замком владетельной принцессы. Принц Зигфрид веселится с друзьями: забавные пляски шута сменяются танцами девушек и их кавалеров.
Владетельная принцесса интересуется, какая же из девушек пришлась Зигфриду по сердцу. Но пока принц увлечен жизнью, полной беспечных развлечений. Он ничего не может ответить матери. Владетельная принцесса удаляется.
Веселье продолжается. Но сейчас оно перестает занимать Зигфрида. После танца с кубками принц просит друзей оставить его одного. Он грустит. Его взор привлекает летящая стая лебедей. Зигфрид берет арбалет и направляется вслед за ними.
Картина вторая
Берег озера. Лебеди приводят Зигфрида в глухую лесную чащу, где вокруг темного озера высятся развалины старого замка. Его внимание привлекает прекрасный белый лебедь, превращающийся в девушку. Это принцесса Одетта.
Зигфриду она раскрывает тайну тяготеющих над ней чар: злой волшебник превратил ее в лебедь, и лишь ночью, около этих скал, она вновь становится девушкой. Зигфрид тронут скорбным рассказом Одетты и готов убить колдуна. Но этим не рассеять злых чар.
Только беззаветная любовь юноши, который еще никогда и никому не клялся в любви, может снять с нее злое заклятие. Зигфрид, охваченный чувством любви к Одетте, дает ей клятву вечной верности.
Внезапно появившийся Злой гений разлучает Одетту и Зигфрида. Но Зигфрид уверен в силе и неизменности своего чувства: он освободит Одетту от власти чародея.
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
Картина третья
Торжественный бал в роскошном замке. На праздник собираются принцессы из разных стран. Среди них Зигфрид должен выбрать себе невесту. Однако он холодно отворачивается от них: принц полон воспоминаний о прекрасной Одетте.
Появляется незнакомый гость. Это Злой гений. Он пришел на бал со своей дочерью Одиллией, поразительно похожей на Одетту. Одиллия очаровывает принца, и Зигфрид объявляет матери о своем решении жениться на ней. Колдун торжествует. Теперь клятва нарушена и Одетта погибнет. Со злобным смехом указывает Злой гений на волшебное видение – трепетный образ Одетты.
Зигфрид понимает, что обманут и в отчаянии устремляется к лебединому озеру.
Картина четвертая
Берег озера. Мрачная тревожная ночь. Одетта потрясена: теперь ее надежда на освобождение потеряна. Вбегает Зигфрид. Он не нарушил клятву: там, в замке, в Одиллии он видел свою Одетту – к ней было обращено его любовное признание.
Злой гений в ярости вызывает против влюбленных силы природы: начинается буря, сверкают молнии. Но ничто теперь уже не сможет сломить юную чистую любовь и разъединить Одетту и Зигфрида. Тогда Злой гений сам вступает в единоборство с принцем – и погибает. Его чары рушатся.
Одетта превращается в девушку и вместе с Зигфридом радостно встречает первые лучи восходящего солнца.
Источник: http://www.chelopera.ru/plays/about/p-chajkovskij-lebedinoe-ozero/brief/