Краткое содержание опера лоэнгрин вагнера за 2 минуты пересказ сюжета

Король Генрих Птицелов — Виталий Ефанов

Краткое содержание Опера Лоэнгрин Вагнера за 2 минуты пересказ сюжета

Предоставлено пользователем: Новая Опера имени Е.В. Колобова

Краткое содержание Опера Лоэнгрин Вагнера за 2 минуты пересказ сюжета

Предоставлено пользователем: Новая Опера имени Е.В. Колобова

Лоэнгрин — Нурлан Бекмухамбетов, Эльза — Ольга Терентьева

Предоставлено пользователем: Новая Опера имени Е.В. Колобова

Лоэнгрин — Нурлан Бекмухамбетов, Фридрих фон Тельрамунд — Анджей Белецкий

Предоставлено пользователем: Новая Опера имени Е.В. Колобова

© Александр Стернин
предоставлено Московским театром Новая Опера им. Е.В. Колобова

© Александр Стернин
предоставлено Московским театром Новая Опера им. Е.В. Колобова

© Александр Стернин
предоставлено Московским театром Новая Опера им. Е.В. Колобова

Краткое содержание Опера Лоэнгрин Вагнера за 2 минуты пересказ сюжетаКраткое содержание Опера Лоэнгрин Вагнера за 2 минуты пересказ сюжетаКраткое содержание Опера Лоэнгрин Вагнера за 2 минуты пересказ сюжетаКраткое содержание Опера Лоэнгрин Вагнера за 2 минуты пересказ сюжетаКраткое содержание Опера Лоэнгрин Вагнера за 2 минуты пересказ сюжетаКраткое содержание Опера Лоэнгрин Вагнера за 2 минуты пересказ сюжетаКраткое содержание Опера Лоэнгрин Вагнера за 2 минуты пересказ сюжетаКраткое содержание Опера Лоэнгрин Вагнера за 2 минуты пересказ сюжета

1/8

7

Как-то так исторически сложилось, что с Вагнером в Москве большая напряженка.

Проще говоря, в пяти московских оперных театрах до недавнего времени было не найти ни одного произведения этого композитора, который вместе с Верди считается главным оперным авторитетом XIX века.

Был в Большом театре «Летучий голландец» в постановке Петера Конвичного, но прожил он у нас недолго и теперь блуждает по Европе, потому что это была копродукция с Баварской оперой.

Есть громадное количество объяснений этого вагнеровского дефицита. Мы не можем избавиться от последствий советской пропаганды, увязывавшей Вагнера с Гитлером. Наши певцы не знают немецкого языка и не хотят мучить этой музыкой свои голоса.

В наших оркестрах плохо с медными духовыми, без которых тут никак не обойтись. Наша публика не хочет слушать эту многочасовую тягомотину.

И кроме того, есть Гергиев, который монополизировал Вагнера в нашей стране и с которым бесполезно соревноваться.

Тем не менее на Вагнера замахнулась «Новая опера», главный дирижер которой, эстонский маэстро Эри Клас, в последнее время настойчиво проводит курс на европеизацию. Для первого серьезного знакомства с композитором он выбрал «Лоэнгрина», которого в Москве не ставили 70 лет.

«Лоэнгрин» — это уже довольно зрелый Вагнер, написавший «Летучего голландца» и «Тангейзера», но еще не написавший «Тристана» и только задумавший свой главный манифест, «Кольцо нибелунга». Там уже нет ничего привычно оперного. В «Лоэнгрине» же хотя бы пока есть сюжет, который поддается короткому пересказу.

Он про девушку Эльзу, которая все ждала своего принца и дождалась. Только принц выдвинул условие, что должен остаться инкогнито. И тогда злая завистница Ортруда посеяла в душе Эльзы сомнения: та все-таки спросила у принца его имя, тот назвался Лоэнгрином и навсегда уплыл в неизвестном направлении на лебеде.

Это средство передвижения, равно как и тема безоговорочной женской жертвенности, которой только и можно оправдать существование слабого пола, — важные символы вагнеровского культа.

Главный же тут, по Вагнеру, смысл — в трагедии гения, который пытается снизойти до простых граждан, хочет жить с ними одной жизнью, очеловечиться, но в результате понимает, что граждане эти все-таки слишком для него просты, мелки и человечны. Вот такая грустная история.

В наше время в ней можно увидеть и пошлость и сексизм: все-таки женщины тут оказываются либо наивными дурами, либо законченными стервами.

Справляться со всеми этими проблемами пригласили 34-летнего датского режиссера, артистического директора Royal Danish Opera Каспера Хольтена, который, несмотря на молодость, сделал уже много постановок и даже в прошлом году одолел в своем театре вагнеровское «Кольцо».

Судя по предпремьерным высказываниям, он не идеализирует своего главного героя и даже готов сомневаться, герой ли он вообще.

Тем не менее спеть Лоэнгрина — хорошего или плохого — это целая проблема. Для этого нужен мощный драматический тенор. А это довольно дефицитный товар.

Для первых двух премьерных спектаклей выписали американца Джона Чарлза Пирса, который специализируется на Вагнере.

Остальные солисты найдены внутри «Новой оперы» и спешно учат сложные немецкие тексты и не менее проблематичные бесконечные вагнеровские мелодии.

1

ДАТСКИЕ КАРИКАТУРЫ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ОСКОРБИТЕЛЬНЫ…

Датский режиссер Каспер Хольтен поставил в «Новой опере» Лоэнгрина великого Рихарда Вагнера…Очень плохо поставил. Ничего не понял господин Хольтен. В своем интервью сказал, что опера – это эмоциональный фитнесс-центр.

Это тоже неправда — в фитнессе, по крайней мере, все честно и органично. Чего не скажешь про работу Хольтена, который решил слепить историю о том, что Лоэнгрин — некоторый политик, кандидат в общественные лидеры (очень актуально!).

Ну а все остальные — бесплатное приложении… Эльза — подружка кандидата, которая стала задавать вопросы о его истинном лице. Ну как жена Майкла Корлеоне…которая тоже интересовалась… Правда, та дама поумнее была, и успокоилась, услышав нужный ответ…

Эльза не успокоилась, хотела правды. И получила… А лебедь у Хольтена – это, вообще, промокашка. Кусок бумаги… Наверное это очень смело и весело.

Глупость это, а не ирония!

Главная проблема датского Лоэнегрина – это изъятие из главных действующих лиц Вагнеровской оперы – его величества Пафоса.

Второе, чего не понял Хольтен это то, что Лоэнгрин — мизантроп по своей природе – одиночка, никак не выборный персонаж. Если уж хотелось сделать треш — надо было развивать фантазию.

Даю бесплатную идею Касперу Хольтену: Эльза – Адольф Гитлер, Лоэнгрин – Ленни Рифеншталь… Впрочем, наверное, это очень сложно для человека с чухонским лицом, извините…

Ужасная сценография — плоская и дешевая. Невнятная декорация прессом сминает сценическое пространство, опускает сакральное действо до кухонного уровня. Несуразные костюмы. Германский король — из геронтологического отделения.

Белые хасидские шарфы массовки в сцене женитьбы — ужасная гадость.Очень обидно, но придется снимать такого Лоэнгрина из репертуара (даже для Новой оперы стыдно). Полный провал. Увы. Несмотря на неплохой оркестр и вполне достойные голоса.

Подставили солистов…

7

а мне понравилось. даже в сон не клонило.музыка, голоса, действие — всё было хорошо.даже не побоюсь назвать ее лучшей оперой, которую я видела, хотя видела я их немного и все в москве, а не в европах.

5

«Лоэнгрин» Вагнера — вещь серьёзная, глубокая, по-немецки фундаментальная и монументальная (почти четыре часа, два антракта — шутка ли). Музыка действительно завораживает, но действо… Первые полчаса всё хорошо и торжественно: собрание древнегерманских рыцарей, прекрасная Эльза — ну может только король Генрих Птицелов в инвалидном кресле вызывает вопрос.

Но непосредственно с появлением Лоэнгрина (в белом офисном костюмчике и крошечным бумажным лебедем) опера вдруг превращается в неприятный фарс.

Прекрасный сын Парсифаля, посланец Грааля так и норовит нервно закурить, объясняясь с возлюбленной, убивает грозного Фридриха из дамского пистолетика и, обиженный, возвращается к своему офисному рыцарскому братству, оставляя после себя мальчика Готфрида, уже готового клерка среднего звена (только чуть подрасти), в костюмчике и галстучке.

Значит, говорите, это пародия на политиков, власть? Да, все эти красные и синие галстуки, глупые ужимочки оставляют привкус чего-то знакомого. Но зачем? О политиках нам всё расскажут и покажут на Первом канале, не волнуйтесь. Мы же хотели насладиться Вагнером.

1

Скверное зрелище……….Ушла и не смогла себя заставить досмотреть. ЗАЧЕМ, господа?!?!

Взялись бы за Щедрина!! Он и счастлив будет, что обратили внимание, да и уровень совершенно иной!..

7

Сбылась мечта идиота — сходил-таки на «Лоэнгрин» Вагнера.И все-таки Вагнер крут. И как Хольтен своей не совсем удачной постановкой ни старался в этом разубедить, у него ничего не вышло.

Правда, с либретто Вагнер немного перемудрил, но тему для размышлений дал — было над чем подумать в течение того занудства, а музыка весьма способствовала таковым думам. Минимализм и символизм в постановке весьма спорны.

Так, например, появление пистолета и выстрелы на сцене вызвали смешки в зале — едва ли такие эмоция здесь уместны.

В целом — понравилось. Но еще раз сходить — не пойду.

Источник: https://www.afisha.ru/performance/75917/

Краткое содержание оперы "Лоэнгрин" Рихарда Вагнера

«Лоэнгрин» — романтическая опера немецкого композитора Рихарда Вагнера, впервые показанная в 1850 году в Веймарском оперном театре. Опера поставлена на либретто самого композитора. Обратимся к сюжету произведения.

Первый акт начинается на берегу Шельды, где находится король Генрих в окружении своих вассалов. Генрих собирает войска в поход со всей Германии и обращается с речью к своим подданным. Граф Фридрих рассказывает своему королю о том, что он взял под свою опеку сирот – Эльзу и Готфрида, детей герцога Брабантского.

Однако вскоре после этого Готфрид пропал. Фридрих высказывает мнение о том, что его убила его сестра Эльза, и хочет захватить власть над землей, принадлежащей ей. Его супруга Ортруда, вдобавок, является потомком рода, который когда-то владел этими землями. Появляется Эльза, невинная дева с ангельской внешностью.

Она не пытается защитить себя, говоря о том, что к ней на помощь придет рыцарь, который являлся ей во сне. Начинается суд над Эльзой. Она все еще уверена, что ее спаситель придет и отведет от нее все подозрения. Суд обращается к публике, спрашивая, есть ли среди присутствующих желающий выступить в качестве защитника Эльзы.

Никто не откликается.

Второй акт начинается с того, что на сцене стоит Фридрих и его жена Ортруда. Он упрекает ее за злобу и ложь, ведь именно она заставила поверить его в вину Эльзы. Ортруда говорит, что прибытие рыцаря – это не божий знак, а колдовство, и обещает доказать это. Надо лишь добыть часть тела Лоэнгрина. Ортруда втирается в доверие к Эльзе.

Она задает вопросы о рыцаре, пытаясь посеять сомнения в душе девушки. Несмотря на все ее терзания, свадьба приближается. Наступает день бракосочетания. Из последних сил пытаясь добиться своего, Ортруда преграждает дорогу свадебной процессии, объявляя, что Лоэнгрин колдун, и что только она является наследницей земель. Рыцаря обвиняет и Фридрих.

Их злодеяния ни к чему не приводят, однако Эльза все больше начинает задумываться о прошлом своего жениха.

Третий акт демонстрирует свадьбу Лоэнгрина и Эльзы. Они остаются одни. Несмотря на переполняющую ее любовь, Эльза начинает делиться сомнениями со своим мужем. Она боится, что он скрывает что-то страшное и что однажды захочет вернуться туда, откуда он приехал.

Лоэнгрин умоляет ее поверить ему на слово и не задавать вопроса, который разрушит их совместную жизнь. Но Эльза все-таки спрашивает его: кто он и откуда явился? Внезапно врывается Фридрих и пытается убить Лоэнгрина, но рыцарь побеждает его.

На следующее утро Лоэнгрин обращается к королю и всем его подданным.

Он сообщает, что не может отправиться с ними в военный поход. Всем присутствующим, включая Эльзу, он рассказывает свой секрет. Лоэнгрин – один из легендарных рыцарей Грааля, и его появление действительно является божьим знаком.

Однако Эльза задала запретный вопрос, и теперь он вынужден покинуть ее. К Лоэнгрину приближается ладья с лебедем. Рыцарь говорит также о том, что лебедем является заколдованный брат Эльзы. Тот действительно принимает человеческое обличие, но лишь на время.

Читайте также:  Краткое содержание достоевский сон смешного человека за 2 минуты пересказ сюжета

Рыцарь исчезает, а Эльза, оставшись одна, умирает от отчаяния.

Источник: https://kakoy-smysl.ru/summary/kratkoe-soderzhanie-opery-loengrin-rixarda-vagnera/

Краткое содержание: Рихард Вагнер. Лоэнгрин

  • ЛОЭНГРИН
  • Романтическая опера в трех актах (четырех картинах)
  • Либретто Р. Вагнера
  • Действующие лица:
  1. Лоэнгрин
  2. Эльза, принцесса Брабантская
  3. Герцог Готфрид, ее брат
  4. Генрих Птицелов, германский король
  5. Фридрих Тельрамунд, брабантский граф
  6. Ортруда, его жена
  7. Королевский глашатай
  8. 4 брабантских рыцаря
  9. 4 пажа
  • тенор
  • сопрано
  • без речей
  • бас
  • баритон
  • сопрано
  • бас
  • тенора и басы
  • альты
  1. Графы, рыцари, дамы, пажи, слуги, народ.
  2. Действие происходит в Антверпене в первой половине X
    века.
  3. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

С легендой о Лоэнгрине Вагнер познакомился в 1841
году, но лишь в 1845 набросал эскиз текста. В следующем году началась работа
над музыкой.

Через год опера была закончена в клавире, а в марте
1848 года была готова партитура. Намеченная в Дрездене премьера не состоялась
из-за революционных событий. Постановка была осуществлена благодаря усилиям Ф.
Листа и под его управлением два года спустя, 28 августа 1850 года в Веймаре.
Вагнер увидел свою оперу на сцене лишь через одиннадцать лет после премьеры.

В основу сюжета «Лоэнгрина» положены различные
народные сказания, свободно трактованные Вагнером. В приморских странах, у
народов, живущих по берегам больших рек, распространены поэтичные легенды о
рыцаре, приплывающем в ладье, запряженной лебедем.

Он появляется в тот момент,
когда девушке или вдове, всеми покинутой и преследуемой, грозит смертельная
опасность. Рыцарь освобождает девушку от врагов и женится на ней. Много лет
живут они счастливо, но неожиданно возвращается лебедь, и незнакомец исчезает
так же таинственно, как и появился.

Нередко «лебединые» легенды переплетались
со сказаниями о святом Граале. Неведомый рыцарь оказывался тогда сыном
Парсифаля — короля Грааля, объединившего вокруг себя героев, которые охраняют
таинственное сокровище, дающее им чудесную силу в борьбе со злом и
несправедливостью.

Иногда легендарные события переносились в определенную
историческую эпоху — в царствование Генриха I Птицелова (919—936).

Легенды о Лоэнгрине вдохновляли многих средневековых
поэтов, один из них — Вольфрам Эшенбах, которого Вагнер вывел в своем «Тангейзере».

По словам самого Вагнера, христианские мотивы легенды
о Лоэнгрине ему были чужды. Композитор видел в ней воплощение извечных
человеческих стремлений к счастью и искренней, беззаветной любви. Трагическое
одиночество Лоэнгрина напоминало композитору его собственную судьбу — судьбу
художника, несущего людям высокие идеалы правды и красоты, но встречающего
непонимание, зависть и злобу.

И в других героях сказания Вагнера привлекли живые
человеческие черты. Спасенная Лоэнгрином Эльза с ее наивной, простой душой
казалась композитору воплощением стихийной силы народного духа.

Ей
противопоставлена фигура злобной и мстительной Ортруды — олицетворение всего
косного, реакционного.

В отдельных репликах действующих лиц, в побочных
эпизодах оперы ощущается дыхание той эпохи, когда создавался «Лоэнгрин»: в
призывах короля к единству, в готовности Лоэнгрина защищать родину и его вере в
грядущую победу слышатся отголоски надежд и чаяний передовых людей Германии
1840-х годов. Такая трактовка старинных сказаний типична для Вагнера. Мифы и
легенды были для него воплощением глубокой и вечной народной мудрости, в
которой композитор искал ответ на волновавшие его вопросы современности.

МУЗЫКА

«Лоэнгрин» — одна из наиболее цельных и совершенных
опер Вагнера. В ней с большой полнотой раскрыт богатый душевный мир, сложные
переживания героев.

В опере ярко обрисовано острое, непримиримое столкновение
сил добра и правды, воплощенных в образах Лоэнгрина, Эльзы, народа, и темных
сил, олицетворяемых мрачными фигурами Фридриха и Ортруды.

Музыка оперы
отличается редкой поэтичностью, возвышенным одухотворенным лиризмом.

Это проявляется уже в оркестровом вступлении, где в
прозрачном звучании скрипок возникает видение прекрасного царства Грааля —
страны несбыточной мечты.

В первом акте свободное чередование сольных и хоровых
сиен пронизано непрерывно нарастающим драматическим напряжением. Рассказ Эльзы «Помню,
как молилась, тяжко скорбя душой» передает хрупкую, чистую натуру мечтательной,
восторженной героини.

Рыцарственный образ Лоэнгрина раскрывается в
торжественно-возвышенном прощании с лебедем «Плыви назад, о лебедь мой». В
квинтете с хором запечатлено сосредоточенное раздумье, охватившее
присутствующих.

Завершается акт большим ансамблем, в радостном ликовании
которого тонут гневные реплики Фридриха и Ортруды.

Второй акт насыщен резкими контрастами. Его начало
окутано зловещим сумраком, атмосферой злых козней, которой противостоит светлая
характеристика Эльзы. Во второй половине акта много яркого солнечного света,
движения.

Бытовые сцены — пробуждение замка, воинственные хоры рыцарей,
торжественное свадебное шествие — служат красочным фоном драматического
столкновения Эльзы и Ортруды. Небольшое ариозо Эльзы «О ветер легкокрылый»
согрето радостной надеждой, трепетным ожиданием счастья.

Последующий диалог
подчеркивает несходство героинь: обращение Ортруды к языческим богам имеет
страстный, патетический характер, речь Эльзы пронизана сердечностью и душевной
теплотой.

Развернутая ансамблевая сцена спора Ортруды и Эльзы у собора — злобные
наветы Ортруды и горячая, взволнованная речь Эльзы — впечатляет динамичными
сменами настроений. Большое нарастание приводит к мощному квинтету с хором.

В третьем акте две картины. Первая целиком посвящена
психологической драме Эльзы и Лоэнгрина. В центре ее любовный дуэт. Во второй
большое место занимают массовые сцены.

Блестящий оркестровый антракт вводит в
оживленную обстановку свадебного пира с воинственными кликами, звоном оружия и
простодушными напевами. Ликованием полон свадебный хор «Радостный день».

Диалог
Лоэнгрина и Эльзы «Чудным огнем пылает сердце нежно» принадлежит к числу лучших
эпизодов оперы; широкие гибкие лирические мелодии с поразительной глубиной
передают смену чувств — от упоения счастьем к столкновению и катастрофе.

Вторая картина открывается красочным оркестровым
интермеццо, построенным на перекличке труб. В рассказе Лоэнгрина «В краю чужом,
в далеком в горном царстве» прозрачная мелодия рисует величественный светлый
образ посланца Грааля. Эта характеристика дополняется драматичным прощанием «О
лебедь мой» и скорбным, порывистым обращением к Эльзе.



Источник: http://vsekratko.ru/opera/016.html

Опера Вагнера «Лоэнгрин»

(1848 год. Первая постановка в Веймаре, под управлением Листа).

Эта опера, завершившая Дрезденский период творчества Вагнера, занимает в нем особое место: здесь осуществились или наметились почти все принципы вагнеровской реформы.

При составлении либретто «Лоэнгрина» композитор использовал различные варианты средневековых легенд о благородном Рыцаре Лебедя, происхождение которого окутано тайной (в некоторых легендах называется имя Лоэнгрина – от «Лоэран Грин», т.е. Грин Лотарингский), о святом царстве Грааля и его правите­ле Парсифале.

Стремясь усилить историческую конкретность, Вагнер вводит в оперу реальное историческое лицо – германского короля Генриха Птицелова, мотивы междоусобных распрей в раздробленной Германии X века, картины рыцарских поединков. Отражена также борьба христианства и язычества в этот исторический период.

Однако главным для Вагнера была вовсе не идеализация средневековой Германии, а воплощение идеи одиночества художника в современном обществе, о чем он рассказал в своей литературной работе «Обращение к друзьям». Как вол­шебный рыцарь, сошедший на землю, чтобы творить добро, вынужден вернуться в свое волшебное царство, так и современный художник не находит понимания у публики.

Несомненно, такая мысль была эмоциональной реакцией на неудачу с постановкой «Тангейзера» – в судьбе Лоэнгрина Вагнер увидел сходство со своею собственной судьбой.

Конфликт, воплощенный в «Лоэнгрине» неоднозначен. В начале I действия создается впечатление, что основой драмы является клевета, возводимая на Эльзу ее врагами. Но победа Лоэнгрина над Фридрихом Тельрамундом почти развязывает этот конфликт. Эта линия в развитии драмы оказывается побочной.

Подлинной завязкой драмы становится требование Лоэнгрина, обращенное к Эльзе перед поединком: никогда не спрашивать о его имени и происхождении. В финале оперы представители контр­действия терпят поражение, но это не делает развязку драмы счастливой.

Основ­ной итог ее в том, что светлый рыцарь не был понят Эльзой, не нашел той идеальной любви, о которой мечтал. Следовательно, развитие драмы определяет внутрен­ний, психологический конфликт между Лоэнгрином и Эльзой, в котором акцентируется трагедия Лоэнгрина.

В таком аспекте Эльза – символ толпы, бессильной подняться до гения, именно она олицетворяет неверие.

Жанр. Вагнер назвал «Лоэнгрина» «романтической оперой». Здесь есть признаки лирико-эпического жанра:

  • неторопливое, замедленное развитие действия, некоторая сценическая статика (что вообще характерно для опер Вагнера);
  • большая роль хоровых эпизодов, придающих опере особую величавость.

Однако, в целом «Лоэнгрин» не укладывается в обычные жанровые рамки немецкой романтической оперы и непосредственно предвосхищает реформаторские драмы Вагнера.

Драматургия оперы

Новаторство композитора в этом произведении в наибольшей степени касается его драматургии: «Лоэнгрин» – первая опера Вагнера, в которой он полностью отказался от номерного строения (традиционных арий, дуэтов и пр.

) Основной композици­онной единицей становится свободная драматическая сцена.

Сольные высказывания героев возникают либо как небольшие ариозо по ходу развития больших сцен (например, зловещее обращение Ортруды к языческим богам во 2-й сцене II действия), либо как монологи–рассказы («Сон Эльзы» в I действии, «Рассказ Лоэнгрина» в III действии).

В I действии три сцены. В первой дана характеристика места действия, а также содержится обвинение Эльзы Фридрихом Тельрамундом.

Вторая – развернутая сцена с хором – посвящена экспозиции образа Эльзы (рас­сказ о вещем сне).

Третья, кульминационная в I действии, дает первую характеристику Лоэнгрина (его прощание с лебедем) и завязку психологического конфликта (обра­щение Лоэнгрина к Эльзе, основанное на лейтмотиве запрета).

II действие – самое развернутое и «событийное», что вообще типично для вагнеровских драм.

Оно включает пять сцен: первые две – диалогические, одна из которых посвящена характеристике отрицательных героев (Ортруды и Фридри­ха), а другая – первому столкновению противоборствующих сил (Ортруды и Эльзы).

Однако, конфликт между ними пока завуалирован, поскольку Ортруда лицемерит, старается разжалобить Эльзу (лишь на миг открывается её истинное лицо, в кратком, неистовом обращении к языческим богам).

Третья сцена 2-го действия – свадебное шествие в собор, которому предшеству­ет оркестровое интермеццо (картина рассвета и пробуждения замка). Четвертая сцена 2-го действия – это новый диалог Эльзы и Ортруды, более драма­тическое столкновение конфликтных сил. Ортруда открыто обвиняет избранника Эльзы в обмане, в несправедливости божьего суда.

В заключительной пятой сцене этого действия содержится обострение конфликта: в него втягиваются новые действующие лица (Лоэнгрин, Фридрих Тельрамунд, Король). В большом ансамбле с хором (квинтет) выражается всеобщее замешательство. Когда шествие в собор возобновляется, как тревожное предчувствие у труб и тромбонов звучит лейтмотив запрета.

В 3-м действии, как и в первом, три сцены: первая – массовая, это свадеб­ный хор, поздравление молодых (он звучит после праздничного оркестрового вступления, музыка которого рисует картину свадебного пира).

Вторая – диалог Эльзы и Лоэнгрина, кульминация всей оперы, которая приходит­ся приблизительно на «точку золотого деления». Внезапное вторжение Фридриха и его убийство сопровождается проведением важнейших лейтмотивов.

Читайте также:  Краткое содержание рассказов вампилова за 2 минуты

Третья сцена 3-го действия, последняя в опере, выполняет функцию развязки конфликта: это рассказ Лоэнгрина, данный на массовом хоровом фоне.

Характеристика отдельных сцен

Заменяя традиционные оперные номера, с их внешней замкнутостью, подвижны­ми, текучими оперными сценами, Вагнер соединяет в них элементы различных оперных форм. Ярким примером такой свободной оперной сцены является экспози­ция образа Эльзы (2-я сцена).

Это – не остановка действия, как в традиционной арии портретного типа, а важный драматический момент в развитии: Эльза должна отвести обвинение в убийстве брата, а вместо этого рассказывает свой вещий сон о чудесном рыцаре. Рассказ Эльзы о ее сне входит в большую сцену со мно­жеством участников как составная часть, а не как отдельный замкнутый номер.

Он прерывается репликами хора, Короля, Фридриха. В музыкальном отношении рассказ представляет новый тип оперной формы, в которой:

  • – важнейшие музыкальные образы концентрируются в партии оркестра (в первую очередь – в виде различных лейтмотивов);
  • – вокальная партия имеет ариозно-декламационный характер. В ней гибко сочетаются речитативные фразы и песенные мелодии (как, например, тема Эльзы «Богу я раз молилась»).

Другими образцами напевных ариозо являются: обращение Лоэнгрина к лебедю (3 сцена I действия), обращение Эльзы к ветру (2 сцена 2-го действия), ариозо Лоэнгрина «Ночи дыханье сладко…

» (из дуэтной сцены 3 действия).

Все перечисленные сольные высказывания героев не являются традиционными оперными ариями: они возникают как монологи-рассказы, либо как небольшие ариозо не ходу развития развернутых свободных сцен.

Среди диалогических сцен «Лоэнгрина» наиболее важна последняя – сцена Лоэнгрина и Эльзы из 3 действия. Ее развитие направлено от полного согласия героев к траги­ческой развязке. Начало дуэта светло и радостно: сначала Эльза, а затем Лоэнгрин поют восторженную, страстную мелодию «Чудным огнем пылает». Эта мелодия отличается кантиленным характером.

Однако тайна, окружающая Лоэнгрина, мешает Эльзе быть безраздельно счастливой: кантиленная мелодика и моменты совместного пения сменяются всё более бурным объяснением в форме диалога. Напрасно Лоэнгрин пытается отвлечь Эльзу (ариозо «Ночи дыханье») – она становится всё более настойчивой.

Чем больше в ее душе растет искушение задать роковой вопрос, тем явственнее ее вокальную партию проникают угловатые хроматические интонации Ортруды. В оркестре же, как предостережение, несколько раз звучит лейтмотив запрета, который затем переходит и в вокальную партию Лоэнгрина.

В его речи нет былой задушевности, она звучит сурово и непреклонно.

Трехактная композиция оперы обнаруживает стройную симметрию: во 2-м действии господствуют мрачные образы Ортруды и Фридриха Тельрамунда, а в I и 3 действиях на первом плане – Лоэнгрин и Эльза, причем всё заключение оперы аналогично ее началу.

Снова декорации воспроизводят берег реки Шельды, снова звучат воинственные хоры рыцарей, обращение Короля ко своим подданным. Опять, как и в I действии, Лоэнгрин обра­щается к лебедю, а затем открывает всем тайну своего происхождения.

Его рассказ о царстве Грааля целиком основан на музыке оркестрового вступления к I действию в той же тональности A-dur. Характер спокойно-повествовательный, благоговейный.

Лейтмотивная система

Важнейшим шагом на пути осуществления вагнеровской реформы в «Лоэнгрине» стала развитая система лейтмотивов. Здесь не 2–3, а полтора десятка лейтмотивов, развитие которых пронизывает всю оперу от начала до конца. Большинство лейтмотивов связано с образом Лоэнгрина. Три из них впервые появляются уже в оркестровом вступлении[1].

1-й, самый важный лейтмотив, дается в самом начале вступления, где возникает видение прекрасного царства Грааля и его посла – лучезарного рыцаря.

Звучание скрипок, разделенных на 4 партии (divizi) в высочайшем регистре на pp, в A-dur (главная тональность Лоэнгрина) создает музыкальную ткань, словно сотканную из воздуха.

В аккордовой фактуре есть признаки хоральности, которая у Вагнера часто сопутствует образам святости, идеальной чистоты. Этот лейтмотив получил название темы «Лоэнгрина, посла Грааля».

Смысл 2-го лейтмотива можно определить как «Лоэнгрин глазами Эльзы»: в опере он впервые появляется в I действии во время прихода Эльзы на королевский суд (стр. 29) и в дальнейшем неизменно характеризует ее переживания, связанные с Лоэнгрином.

Интонации 3-го лейтмотива неоднократно возникают в хоровых эпизодах, отражая то впечатление, которое волшебный рыцарь производит на окружающих его людей. По аналогии с предыдущим, его можно назвать – «Лоэнгрин глазами народа».

4-й лейтмотив – энергичный, фанфарный – рисует «Лоэнгрина–рыцаря». Впервые в своем полном виде он возникает во время рассказа Эльзы о её сне.

5-й – не столько лейтмотив, сколько характерный гармонический оборот I – VI («аккорды лебедя»). Особенно ярко выразительность этих тихих аккордов проявляется во время драматического объяснения Лоэнгрина с Эльзой в III д. (ей чудится, что лебедь приплыл, чтобы навеки увезти ладью Лоэнгрина).

6-й лейтмотив – фраза «О, лебедь мой» из первого ариозо Лоэнгрина. Она переходит к восторженному хору народа, а затем снова возникает в прощальном ариозо Лоэнгрина в финале оперы.

Еще два лейтмотива связаны с образом Эльзы. Они имеют «местное» значение, поскольку звучат только во II действии:

1-й – в маршевом ритме (стр. 115) – появляется несколько раз во время свадебного шествия в собор, но зарождается раньше, перед обращением Эльзы к ветру.

2-й – «хорал Эльзы» – открывает свадебное шествие и далее неоднократно повторяется вплоть до финала II действия.

Важнейшую роль в опере играет «мотив запрета». Он выделяется среди других своей протяженностью.

В нем две части: первая символизирует собственно запрет (строится на настойчивом повторе одной элементарной фразы); вторая, более певучая, связана с тайной, о которой нельзя спрашивать.

Такое строение лейтмотива позволяет в дальнейшем его расчленять, использовать только одну часть (обычно 1-ю), или менять части местами.

Два лейтмотива связаны с образами зла. Они сосредоточены во вступлении ко II действию. 1-й – «мотив мести», 2-й – «мотив Ортруды». Оба отличаются темным, мрачным колоритом, низким регистром, ладовой неустойчивостью, обилием хроматич. интервалов, объединяющей ролью fis-moll–я.

Короля Генриха-Птицелова в опере неизменно сопровождает «Фанфара Короля» – это трубный сигнал в C-dur (исключительно). Кроме того, этот мотив входит составной частью в тему «Божьего суда».

[1] Именно в «Лоэнгрине» Вагнер впервые, вместо большой увертюры, предваряет действие краткой прелюдией (Vorspiel). Он мастерски воплощает здесь развертывание единого поэтического образа – его волшебного приближения, а затем – вновь удаления.

Источник: http://musike.ru/index.php?id=82

Лоэнгрин (опера) — это… Что такое Лоэнгрин (опера)?

«Лоэнгри́н» (нем. Lohengrin) — опера Рихарда Вагнера (WWV 75) в трех действиях, на собственное либретто. Премьера состоялась 28 августа 1850 года в Веймарском оперном театре.

Общие сведения

Романтическая опера в трёх актах.

Либретто Рихарда Вагнера. (Перевод на русский язык осуществил музыковед Константин Званцов).

Место и время действия: Антверпен, Брабант, начало X века.

Продолжительность около 4 ч.

История создания

Интерес к сюжету возник у Вагнера в 1842 г. в Париже. Рыцари Грааля упоминаются во многих источниках, с которыми был знаком композитор — в эпосе Вольфрама фон Эшенбаха «Парцифаль» (Лоэнгрин — сын Парцифаля), в «Немецких сказаниях» братьев Гримм, средневековом романе о рыцаре-лебеде и т. д.

На основе разрозненных легенд Вагнер создал самостоятельное произведение, центральный конфликт которого основан на характерной для раннего Средневековья встрече христианского мировоззрения и сохранявшегося язычества. Либретто было написано в 1845 г., музыка создавалась в 1846-48 гг (партитура завершена 28 апреля).

Премьера была запланирована в Дрезденской опере, но из-за участия Вагнера в Майском восстании 1848 г. отменена.

Премьера «Лоэнгрина» состоялась 28 августа 1850 г. в Придворном театре в Веймаре под управлением Ференца Листа (Вагнер в это время скрывался в Швейцарии).

В премьере участвовали Карл Бек (Лоэнгрин), Роза Агата фон Мильде (Эльза), Теодор фон Мильде (Фридрих). Сам автор впервые смог услышать свою оперу лишь 15 мая 1861 г. в Вене.

Первая постановка «Лоэнгрина» в рамках Байройтского фестиваля состоялась в 1894 г.

Действующие лица

И. И. Голиков. Леонид Собинов в роли Лоэнгрина (1932)

  • Генрих Птицелов (Heinrich der Vogler), германский король (бас)
  • Лоэнгрин (Lohengrin), рыцарь Грааля (тенор)
  • Эльза Брабантская (Elsa von Brabant) (сопрано)
  • Фридрих фон Тельрамунд (Friedrich von Telramund), брабантский граф (баритон)
  • Ортруда (Ortrud), его жена, дочь фризского князя (меццо-сопрано или сопрано)
  • Королевский герольд (баритон)
  • Четыре брабантских дворянина (тенора и басы)
  • Четыре пажа (сопрано и альты)
  • Готфрид (Gottfried), брат Эльзы (без речей)
  • Хор: брабантские и саксонские дворяне, дружина, слуги.

Краткое содержание

Первый акт

Берег Шельды. Герольд возвещает прибытие короля Генриха, который собирает войска по всей Германии.

Фридрих обращается к королю и рассказывает, что после смерти герцога Брабанта он взял на себя опеку над детьми герцога — Эльзой и Готфридом, вскоре исчезнувшим.

Фридрих обвиняет Эльзу в убийстве брата и сам высказывает претензии на власть, тем более что его жена Ортруда происходит из рода, который некогда правил в этой области.

Появляется Эльза, от неё ждут оправдания, но она ведёт себя странно и всё грезит о рыцаре, который явился ей во сне. Назначается «Божий суд». Эльза уверена, что посланный Богом рыцарь появится, чтобы защитить её. Герольд вопрошает, есть ли желающий выступить вместо Эльзы на суде.

Когда надежды уже не остаётся, на реке появляется ладья, запряжённая лебедем, а в ней незнакомый рыцарь (Лоэнгрин). Он готов встать на сторону Эльзы и просит её руки, при условии, что она никогда не будет спрашивать, кто он и откуда.

Происходит поединок, в котором Лоэнгрин побеждает Фридриха, но дарует ему жизнь. Всеобщее ликование.

Второй акт

Фридрих оплакивает потерю своей чести, обрёкшую его на изгнание, и упрекает Ортруду в том, что она заставила его ложно обвинить Эльзу, тогда как Эльза невиновна — это доказал Божий суд.

Ортруда обвиняет его в трусости и говорит, что на стороне Лоэнгрина был не Бог, а колдовство, которое рассеется, если лишить его хоть малейшей части тела.

Надо убедить Эльзу спросить героя о его происхождении, тогда он потеряет силу, а честь Фридриха будет восстановлена.

На балконе появляется Эльза, упоённая своим счастьем. Ортруда притворяется раскаявшейся и добивается сострадания Эльзы, которая вводит её в свою свиту. Ортруда пытается посеять в душе девушки сомнения по поводу её жениха.

Утро. Герольд объявляет об изгнании Фридриха и о свадьбе Эльзы и Лоэнгрина, который назавтра должен возглавить военный поход. Четверо дворян недовольны, что им придётся отправляться в поход, и появившемуся Фридриху удаётся склонить их на свою сторону.

К собору приближается процессия Эльзы. Внезапно Ортруда преграждает ей проход и требует превосходства на том основании, что она происходит из уважаемого рода, а Эльза даже не знает, кто её жених.

Читайте также:  Краткое содержание портер поллианна за 2 минуты пересказ сюжета

После появления короля и Лоэнгрина Ортруда вынуждена отступить. Тогда появляется Тельрамунд, ему удаётся призвать возмущённых людей к вниманию. Фридрих обвиняет Лоэнгрина в колдовстве, но обвинение отклоняется. Процессия входит в собор.

Несмотря на восстановление порядка, в душе Эльзы зарождается сомнение.

Иллюстрация к 3-му акту «Лоэнгрина»

Третий акт

Пышно празднуется свадьба Эльзы и Лоэнгрина. Хор прославляет новобрачных. Когда гости уходят, Эльза высказывает Лоэнгрину свои сомнения.

Уверения последнего в его высоком происхождении пугают её ещё больше — она боится, что однажды он её покинет и вернётся в свою страну. В конце концов Эльза напрямую задаёт ему роковой вопрос.

В этот момент подкрадывается Фридрих со своими сообщниками и нападает на Лоэнгрина, но Лоэнгрин убивает его.

Утро. При большом стечении народа Лоэнгрин сообщает королю, что не сможет возглавить поход. Он вынужден рассказать о своём происхождении — он один из рыцарей Грааля. Поскольку Эльза нарушила своё обещание и проявила недоверие, он вынужден оставить её.

Лоэнгрин говорит, что если бы он смог остаться хоть на год, к Эльзе бы возвратился её брат. Приближается лебедь с ладьёй. Ортруда, уверенная в своей победе, сообщает, что этот лебедь и есть заколдованный ею Готфрид. После молитвы Лоэнгрина лебедь получает человеческое обличье до истечения срока.

Рыцарь Грааля удаляется. Эльза умирает от горя.

В честь Эльзы назван астероид (182) Эльза, открытый в 1878 году

Избранные записи

(солисты даются в следующем порядке: Лоэнгрин, Эльза, Ортруда, Тельрамунд)

  • 1942 — Дир. Роберт Хегер; солисты: Франц Фёлькер, Мария Мюллер, Маргарет Клозе, Яро Прохазка; оркестр Берлинской государственной оперы.
  • 1943 — Дир. Эрих Ляйнсдорф; солисты: Лауриц Мельхиор, Астрид Варнай, Керстин Торборг, Юлиус Хюн; оркестр Метрополитен-опера.
  • 1949 — Дир. Самуил Самосуд; солисты: Иван Козловский, Елизавета Шумская, Евгения Смоленская, Илья Богданов; хор и оркестр Большого театра СССР.
  • 1952 — Дир. Ойген Йохум; солисты: Лоренц Феенбергер, Аннелиз Куппер, Хелена Браун, Фердинанд Франц; симфонический оркестр Баварского радио.
  • 1954 — Дир. Ойген Йохум; солисты: Вольфганг Виндгассен, Биргит Нильсон, Астрид Варнай, Герман Уде; оркестр Байройтского фестиваля.
  • 1962 — Дир. Вольфганг Заваллиш; солисты: Джесс Томас, Анья Силья, Астрид Варнай, Рамон Винай; оркестр Байройтского фестиваля.
  • 1962—63 — Дир. Рудольф Кемпе; солисты: Джесс Томас, Элизабет Грюммер, Криста Людвиг, Дитрих Фишер-Дискау; Венский филармонический оркестр.
  • 1966 — Дир. Сильвио Варвизо; солисты: Николай Гедда, Осе Нордмо-Лёвберг, Барбру Эриксон, Рольф Юпитер; хор и оркестр Королевской оперы Стокгольма.
  • 1975—81 — Дир. Герберт фон Караян; солисты: Рене Колло, Анна Томова-Синтов, Дуня Вейцович, Зигмунд Нимсгерн; Берлинский филармонический оркестр.
  • 1991—92 — Дир. Клаудио Аббадо; солисты: Зигфрид Йерузалем, Черил Стьюдер, Вальтрауд Майер, Хартмут Велькер; Венский филармонический оркестр.

В астрономии

В честь героини оперы Рихарда Вагнера Ортруды назван астероид 551 Ortrud (англ.)русск., открытый в 1904 году.

Ссылки

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/312222

Лоэнгрин

Антверпен, первая половина Х столетия. Умирая, герцог Брабантский поручил своих детей Эльзу и Готфрида родственнику, графу Фридриху фон Тельрамунду, которому он также даровал право на руку Эльзы. Однажды Эльза и Готфрид гуляли в лесу, откуда Эльза возвратилась одна.

Подозревая Эльзу в убийстве брата и в сговоре с неизвестным любовником, Тельрамунд женился на Ортруде, последней представительнице древнего знатного рода.

В действительности же Ортруда колдовским образом превратила Готфрида в лебедя, убедив при этом Тельрамунда в виновности Эльзы.

Действие I Саксонский король Генрих Птицелов прибыл в Брабант, чтобы собрать рыцарей против надвигающихся с востока вражеских армий. На берегу Шельды он встречает Тельрамунда, который обвиняет Эльзу в убийстве ее брата и притязаниях на герцогский престол. Король призывает Эльзу.

Вместо оправдания она рассказывает свой сон: ей явился светлый небесный рыцарь, который защитит ее от тяжких обвинений. Король не в состоянии вынести вердикт о ее вине или невиновности и предлагает решить спор поединком, полагаясь на божье правосудие.

Тельрамунд готов вступить в бой, но кто защитит Эльзу? В ответ на дважды повторяющиеся призывы королевского Глашатая и горячие молитвы Эльзы появляется Лоэнгрин. Он выходит на берег из ладьи, влекомой белоснежным лебедем.

Лоэнгрин готов сразиться за честь Эльзы и назвать ее своей супругой при условии, что она никогда не спросит, как его имя. Эльза согласна. Лоэнгрин побеждает в поединке Тельрамунда, но дарует ему жизнь.

Действие II Антверпенский замок ночью. Изгнанные Тельрамунд и Ортруда притаились в сумраке: он обвиняет ее в обмане. Ортруда высмеивает его малодушие, утверждая, что Лоэнгрин воспользовался злыми волшебными силами для победы в поединке.

Чтобы одолеть Лоэнгрина, они с Тельрамундом должны уговорить Эльзу нарушить договор, задать запретный вопрос. В окне появляется Эльза: она переполнена счастьем. Ортруда возбуждает в ней жалость. Тронутая стенаниями Ортруды, Эльза впускает ее в свои покои.

Ортруда сеет сомнения в Эльзе, предостерегая ее, что неизвестный покровитель в один прекрасный день может так же таинственно исчезнуть, как и появился. С наступлением дня Глашатай возвещает о предстоящей свадьбе Эльзы и Лоэнгрина. Тельрамунд осужден на изгнание.

Лоэнгрин отвергает герцогский титул, желая называться только покровителем Брабанта; он поведет брабантские полки против врагов. Начинается свадебное шествие. На ступенях церкви Ортруда, преследующая Эльзу, внезапно обвиняет Лоэнгрина в колдовстве. Эти же обвинения бросает в лицо Лоэнгрину и Тельрамунд.

Но только Эльза может потребовать от рыцаря открыть его тайну. Эльза смущена, но отказывается сделать это, и свадебная церемония продолжается.

Действие III Свадебная процессия сопровождает новобрачных в их опочивальню, где Тельрамунд с двумя сообщниками затаились в ожидании. Лоэнгрин и Эльза впервые один на один говорят о своей любви.

Но беспокойство Эльзы растет. Когда наконец она задает Лоэнгрину роковой вопрос, внезапно врывается Тельрамунд со своими вассалами. Тельрамунд падает, сраженный мечом Лоэнгрина.

Лоэнгрин объявляет, что откроет Эльзе свое имя в присутствии Короля.

Король приветствует рыцарей, собравшихся выступить в поход против врага. Вносят тело убитого Тельрамунда, за ним следует сломленная горем Эльза и печально-торжественный Лоэнгрин. Он сообщает, что не может вести на битву войско Короля.

Защищаясь, он убил Тельрамунда; его жену Ортруду он обвиняет в клятвопреступлении. Рыцарь открывает свою тайну: он сын Парсифаля, посланный на землю братством Святого Грааля, чтобы защищать невинных и угнетенных.

Посланцы Грааля наделены несокрушимым могуществом при одном условии: никто не должен знать их имени и происхождения. Тайна Лоэнгрина нарушена, и он должен удалиться. Появляется лебедь, влекущий ладью. Лоэнгрин ласково прощается с Эльзой: еще год – и красивая птица закончила бы свою печальную службу.

Грааль отпустил бы ее на волю, к Эльзе вернулся бы ее брат. Лоэнгрин вручает ей три своих дара для Готфрида, когда тот вернется: меч, рог и кольцо. Ортруда в злобном неистовстве открывает, что это она превратила Готфрида в лебедя, замкнув золотую цепь вокруг его шеи. Лоэнгрин возносит молчаливые молитвы.

Злые чары разрушены. Лебедь обращается в прекрасного юного Готфрида. Лоэнгрин провозглашает его герцогом Брабанта и удаляется. Эльза падает бездыханной на руки брата.

Источник: https://www.mariinsky.ru/playbill/repertoire/opera/loheng

Опера Рихарда Вагнера "Лоэнгрин". Справка

2010-08-28T11:21+0400

2010-08-26T11:54+0400

https://ria.ru/20100828/269118776.html

Опера Рихарда Вагнера «Лоэнгрин». Справка

https://cdn24.img.ria.ru/images/26911/78/269117803_0:0:1894:3000_1036x0_80_0_0_df8623cddcd54f10361f0da4b418add4.jpg

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

28 августа 1850 года в немецком городе Веймаре в Придворном театре состоялась премьера одной из самых известных опер мирового репертуара — оперы Рихарда Вагнера «Лоэнгрин» (Lohengrin).

Замысел оперы возник у композитора еще в 1841 году, в 1845 году был написан текст либретто, работа над партитурой велась в 1846-1848 годах. В 1847 году автор закончил клавир оперы, а в марте 1848 года была готова партитура.

В основу сюжета «Лоэнгрина» положены различные народные сказания, свободно трактованные Вагнером.

В приморских странах у народов, живущих по берегам больших рек, распространены поэтичные легенды о рыцаре, приплывающем в ладье, запряженной лебедем.

Он появляется в тот момент, когда девушке или вдове, всеми покинутой и преследуемой, грозит смертельная опасность. Рыцарь освобождает девушку от врагов и женится на ней.

Много лет живут они счастливо, но неожиданно возвращается лебедь, и незнакомец исчезает так же таинственно, как и появился. Нередко «лебединые» легенды переплетались со сказаниями о святом Граале.

Неведомый рыцарь оказывался тогда сыном Парсифаля — короля Грааля, объединившего вокруг себя героев, которые охраняют таинственное сокровище, дающее им чудесную силу в борьбе со злом и несправедливостью.

Иногда легендарные события переносились в определенную историческую эпоху — в царствование Генриха I Птицелова.

Легенды о Лоэнгрине вдохновляли многих средневековых поэтов, один из них — Вольфрам фон Эшенбах, которого Вагнер вывел в своем «Тангейзере».

Почерпнутый из саг, преданий и поэм, материал был творчески переработан Вагнером для создания оригинальной концепции, отразившей философские и этические проблемы современности. «Трагизм» Лоэнгрина, по словам Вагнера, «имеет свои глубокие корни в основах современной жизни».

Запланированная премьера в Дрездене не состоялась из-за начала революции в Германии, в которой автор «Лоэнгрина» принял активнейшее участие. После поражения революции из за участия в Дрезденском восстании 1849 года был выдан ордер на арест Вагнера и он был вынужден покинуть Германию (до 1861 года).

Преданный Вагнеру его друг Ференц Лист помог ему бежать в Швейцарию. Здесь Вагнер создает серьезные литературные труды, посвященные общеэстетическим вопросам: «Искусство и революция», «Художественное произведение будущего», «Опера и драма», автобиографический эскиз «Обращение к друзьям».

Премьера «Лоэнгрина» должна была состояться на сцене Дрезденской королевской оперы, однако из за трений в отношениях с придворными кругами и дирекцией театра опера был снята с репертуара и работа над ее постановкой прекращена.

Ференц Лист, занимавший в то время должность первого капельмейстера в Веймаре, добился права на постановку «Лоэнгрина» в Веймарском театре.

Премьера оперы состоялась 28 августа 1850 года на сцене Веймарского придворного театра. Дирижировал спектаклем Ференц Лист. Оркестр был укомплектован всего пятью первыми скрипками и шестью вторыми. При этом произведение состояло из 38 номеров, а хоров исчислялось до тридцати. Несмотря на все усилия дирижера, опера была плохо принята.

Лист во всех подробностях сообщил Вагнеру о том, как прошла премьера, поскольку композитор все еще находился в изгнании и не мог сам присутствовать на ней.

Вагнер был очень рассержен: исполнение длилось более четырех часов, что дало Вагнеру основание счесть, что Лист всюду брал слишком медленные темпы.

Однако Вагнер никогда до этого не слышал оркестрового исполнения оперы, даже на репетиции, он только мог играть ее себе на фортепиано.

И только через одиннадцать лет, когда Вагнер впервые слушал полное исполнение оперы (это было в Вене), он признал, что Лист был прав. Исполнение оперы целиком, без купюр и без учета антрактов, занимает три с половиной часа.

«Лоэнгрин» — первая из опер Рихарда Вагнера, которая была поставлена в России. Ее русская премьера состоялась в 1868 году на сцене Мариинского театра, а в 1889 году – на сцене Большого театра.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Источник: https://ria.ru/20100828/269118776.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector