Краткое содержание оперы глинки иван сусанин (жизнь за царя) за 2 минуты пересказ сюжета

Михаил Иванович Глинка (1804-1857) — основатель русской композиторской школы, сочинения которого оказали огромное влияние на становление русской классической музыки и творческий путь своих последователей-композиторов, среди которых — А. П.

Бородин, А. С. Даргомыжский, Н. А. Римский-Корсаков, М. П. Мусоргский, П. И. Чайковский и многие другие. Выдающийся музыкальный критик В. Стасов сравнивал значимость творчества Глинки для русской музыки со значением творчества А. С.

Пушкина в литературе.

История создания

Опера Глинки «Иван Сусанин» — одна из первых русских опер. Писать патриотическое произведение композитор начал по совету поэта В. Жуковского.

В основе содержания – подвиг, который совершил костромской крестьянин Иван Сусанин. Под образом Сусанина подразумевался русский народ, героически сражавшийся с наполеоновскими войсками.

Большое влияние на формирование образа главного героя оперы оказала поэма К. Рылеева — «Иван Сусанин».

Создатель либретто оперы «Иван Сусанин» — Г. Ф. Розен. Премьера состоялась в Петербурге в Большом театре 27 ноября 1836 года. Постановка была восторженно принята передовой интеллигенцией, увидевшей в создании оперы «Иван Сусанин» начало нового этапа развития русской музыки. Придворная аристократия их восторга не разделила, хотя сам император присутствовал на премьере.

По желанию Николая I опера Глинки «Иван Сусанин» была переименована в «Жизнь за царя», чтобы у нее появился монархический подтекст. После крушения монархии она вновь стала называться «Иван Сусанин». Либретто Розена было подвергнуто обработке поэтом С. М. Городецким.

Краткое содержание Оперы Глинки Иван Сусанин (Жизнь за царя) за 2 минуты пересказ сюжета

Первое действие

Взволнованная и динамичная музыка увертюры предвосхищает драматический сюжет краткого содержания оперы «Иван Сусанин».

По улице села Домнина поют хор крестьян и крестьянок. Мужчины славят воинские подвиги. Женщины радуются приходу весны. В постановках советского времени действие происходит осенью, так как движение, которое поднял Минин, было начато в это время.

После того, как крестьяне расходятся, выходит Антонида и с печалью смотрит в сторону реки. Девушка ждет, когда вернётся её жених Богдан Собинин, ушедший воевать с польской шляхтой. Вновь выходят крестьяне, а с ними и Сусанин, который возвратился из города.

Он сообщает, что свадьбы, о которой так мечтает Антонида, не будет, ведь народному горю нет конца. Вдруг к берегу причаливает лодка, из которой выходит Собинин.

Он горячо приветствует Антониду и рассказывает её отцу о том, что войска Пожарского одержали победу над поляками.

Крестьяне ликуют, но Сусанин понимает, что это ещё не конец войны. Собинин и Антонида просят его согласиться на их свадьбу. Тот непреклонен.

По краткому содержанию оперы «Иван Сусанин» становится понятно: судьба родины для главного героя неразрывно связана с судьбой семьи. Главный герой заявляет, что даст согласие на свадьбу, когда на престол взойдёт царь.

Собинин рассказывает, что царём в скором времени должен стать Михаил Романов. Сусанин соглашается на свадьбу. Все расходятся, радуясь.

Краткое содержание Оперы Глинки Иван Сусанин (Жизнь за царя) за 2 минуты пересказ сюжета

Краткое содержание второго действия

В Польше при дворе дают роскошный бал. У присутствующих приподнятое настроение от предвкушения скорой победы над Москвой. Но пришедший вестник не объявляет о конце войны. Несколько удальцов предлагают направиться в Москву и захватить в плен царя. Поляки уверены в успехе данного мероприятия.

Действие третье

В избе Сусанина живёт мальчик — сирота Ваня. Вместе с Иваном Сусаниным он размышляет о том, что поляки могут явиться сюда, чтобы пленить царя. Но они смогут противостоять полякам и уберечь государя от подобной участи.

Вошедшие крестьяне желают Ивану счастья. После их ухода — сцена благословения Сусаниным молодых. Вдруг раздаётся конский топот. Это поляки. Они требуют проводить их к царю, так как они думают, что царь скрывается где-то рядом, сулят Ивану Сусанину золото.

Он соглашается, тихо сказав Ване, чтобы тот уведомил государя об опасности. Антонида, подумав, что отец действительно соблазнился деньгами, умоляет его не делать этого. Но отец благословляет её и наказывает праздновать свадьбу без него. После этого он уходит. Антонида горько плачет.

Из краткого содержания оперы «Иван Сусанин» уже ясно: главному герою не суждено больше вернуться домой.

Пришедший Собинин недоумевает, откуда появились враги. Выслушав рассказ невесты, он собирает отряд из крестьян, чтобы освободить Ивана Сусанина.

Краткое содержание Оперы Глинки Иван Сусанин (Жизнь за царя) за 2 минуты пересказ сюжета

Содержание четвертого действия

В глухом лесу Собинин с крестьянами ищут Сусанина. В это время Ваня стучит в монастырские ворота, спеша предупредить царя о грозящей ему опасности. Услышав рассказанное, бояре вместе с мальчиком отправляются к царю.

Сусанин блуждает с поляками в глухом лесу. Они измучены, поэтому клянут своего проводника, но пока ещё верят ему. Враги останавливаются на ночлег. Сусанин понимает, что его смертный час близок. Скорбные раздумья мучают его. В кратком содержании оперы «Иван Сусанин» это самый трагический момент. Мысленно попрощавшись с семьёй, крестьянин ложится спать.

Сильнейшая вьюга. Поляки, проснувшись, понимают, что хитрый крестьянин заведомо завел их сюда, чтобы они нашли здесь свою погибель. Сусанин рассказывает им о своём вероломном плане. Разгневанные поляки решают убить Сусанина.

Краткое содержание Оперы Глинки Иван Сусанин (Жизнь за царя) за 2 минуты пересказ сюжета

Эпилог

Массовая сцена. Народ славит царя. Входят Антонида, Собинин и Ваня. Они тоскуют об Иване Сусанине.

Воинский отряд, заметивший их, замедляет шаг и интересуется, почему они грустят, когда все радуются? Когда воины узнают, что это семья Сусанина, спасшего царя, то выражают и свою скорбь по поводу его гибели.

Из либретто оперы «Иван Сусанин» можно узнать, что воины сполна отомстили врагам за смерть главного героя.

Торжествующий народ поёт во славу царю на Красной площади в Москве, повсюду слышен колокольный звон. Царский поезд направляется в Спасские ворота Кремля.

Краткое содержание Оперы Глинки Иван Сусанин (Жизнь за царя) за 2 минуты пересказ сюжета

Герои оперы «Иван Сусанин» несут в своих образах характерные черты русского народа: мужественность и способность пожертвовать собой ради высоких целей (Сусанин), отвага и решительность (Собинин), верность и покорность (Антонида), преданность и бесстрашие (Ваня). Патриотический сюжет и замечательная музыка Михаила Глинки обеспечили этой опере всероссийское и мировое призвание.

Источник: https://www.syl.ru/article/360857/ivan-susanin-kratkoe-soderjanie-operyi-i-istoriya-sozdaniya

Урок 03. М.И. Глинка. Опера «Иван Сусанин» — Музыкальная шкатулка

 Опера М.И. Глинки «Иван Сусанин» — героическая народная музыкальная драма. 

Это первая русская национальная опера. 

Краткое содержание Оперы Глинки Иван Сусанин (Жизнь за царя) за 2 минуты пересказ сюжета  Опера М.И. Глинки (1804-1857) «Иван Сусанин» («Жизнь за царя») вызывает у многих поколений слушателей чувство сопричастности к истории своего народа. В ней раскрывается величие души Ивана Сусанина — гражданина, преданного Родине, отца, любящего свою семью. Эти человеческие качества и сегодня значимы для каждого из нас.

  • Драматургия оперы основана на конфликтном противостоянии двух сил, развитии контрастных музыкальных тем: русской песенности и польской танцевально-инструментальной музыки.
  • Опера состоит из четырех действий и эпилога.
  • Действие происходит осенью 1612 и зимой 1613 годов.
  • 1-й акт — в селе Домнино, 2-й — в Польше, 3-й — в избе Сусанина, 4-й — в лесах, 
  • эпилог — в Москве на Красной площади.

Зимой 1613 года уже наречённый Земским собором царь Михаил Романов и его мать, инокиня Марфа, жили в костромской вотчине, в селе Домнино. Зная об этом, польско-литовский отряд ищет дорогу к селу, чтобы захватить юного Романова.

Недалеко от Домнина они встретили вотчинного старосту Ивана Сусанина и приказали показать дорогу. Сусанин согласился, но повел недругов в болото, к селу Исупову, а в Домнино послал своего зятя Богдана Сабинина с известием о грозящей опасности.

За отказ указать верный путь Сусанин оказался подвергнут смертельным пыткам, но места убежища царя не выдал.

По данной ссылке можно посмотреть всю оперу полностьюМ.И. Глинка. Опера «Иван Сусанин».

В интродукции (вступление к опере)звучит хор «Родина моя», в котором воплощена непреклонная воля русского народа к победе.

1-й акт: Насцене разворачивается картина мирной жизни поселян и семьи Сусанина.Крестьяне села Домнино радостно встречают ополченцев. Грустит лишь Антонида.

Она ждет возвращения своего жениха — Богдана Собинина, который с дружиной ушел громить польскую шляхту.

Каватина Антониды полна искренности и нежности, а изящное, оживленное рондо раскрывает светлый, радостный мир девичьих мечтаний: «Что ни утро, что ни вечер, жду я с милым другом встречи». 

Сусанину понятны чувства дочери, но он хочет подготовить ее к испытаниям, которые несет тяжкая година. Не время сейчас думать о свадьбе. Внезапно с реки доносится песня. Это возвращается Собинин с дружиной. Он принес радостную весть: Минин и Пожарский возглавили русское войско, и со всех концов к ним стекается ратный люд. Крестьяне ликуют: близок час освобождения. Решение Сусанина отложить свадьбу огорчает Собинина: ведь для свадьбы он вернулся в родное село. Сначала Сусанин непреклонен, но, узнав, что враги осаждены в Москве, дает согласие.

2-й акт: Здесь раскрывается обобщенный образ польских завоевателей, предвкушающих победу. Бал в старинном польском замке короля Сигизмунда III. Здесь беспечно пирует надменная, уверенная в своей победе шляхта. 

Внезапно танцы прерываются появлением гонца. Он сообщает о разгроме наемных войск и осаде польского отряда в Москве. Шляхта в смятении. Рыцари собираются в бой, хвастливо бряцая оружием, клянутся покорить «ненавистных смердов».

3-й акт:  В доме Сусанина готовятся к свадьбе Антониды и Собинина. Приемный сын Сусанина Ваня мечтает идти вместе с Собининым против поляков. Вошедшие крестьяне поздравляют жениха и невесту, Сусанин приглашает их на свадьбу. Вдруг слышится конский топот. Дверь распахивается, и в избу входят поляки. Им нужен проводник, чтобы пройти к Москве.

Напрасно враги уговаривают Сусанина — он не станет предателем. Тогда поляки предлагают Сусанину золото. Неожиданно Сусанин соглашается: его осеняет мысль завести поляков в непроходимую лесную чащу. Тайком от врагов он посылает Ваню предупредить Минина об опасности и уходит с поляками. Узнав о случившемся, Собинин с дружиной устремляется в погоню за врагами.

              Драму душевных переживаний передает романс Антониды («Не о том скорблю, подруженьки»), который вплетается в бесхитростную мелодию свадебного хора девушек-подружек.

           Ваня сообщает русским воинам о приходе польского отряда. Ратники полны решимости разгромить врагов и спасти Сусанина. Во главе с Мининым они выступают навстречу врагу.

4-й акт:   Глухим, непроходимым лесом бредут усталые, замерзшие поляки. Враги подозревают, что Сусанин сбился с пути. Наконец отряд останавливается на привал, поляки засыпают. Не спит Сусанин. Он знает, что его ждет смерть: поляки чуют правду.

Тяжело умирать, но свой долг он выполнил. Звучит речитатив и ария Сусанина.  Поднимается метель. Светлеет. Проснувшиеся поляки с ужасом убеждаются, что им не выбраться из глухих лесных дебрей. Сусанин, торжествуя, открывает панам страшную правду.

Взбешенные поляки убивают его.

Эпилог:  В Москве, на Красной площади, народ приветствует русские войска. Здесь же Ваня, Антонида и Собинин. Народ празднует освобождение и славит героев, отдавших жизнь за победу над врагом. Заключительный хор «Славься!», написанный в духе победного народного канта, излучает, свет, передает торжество и ликование народа.

Премьера оперы состоялась 27 ноября (9 декабря) 1836 года в петербургском Большом (Каменном) театре.

С оперы М.И. Глинки началась новая эпоха в русском музыкальном искусстве, 

определился весь путь развития оперного жанра в России.

Домашнее задание

Приготовиться к тесту по теме «Опера М.И. Глинки «Иван Сусанин».

Примерный перечень музыкальных номеров на викторину:

Хоровая интродукция, I действиеПолонез из II действияРоманс Антониды, III действиеАрия Сусанина, IV действиеХор «Славься», эпилог

Источник: https://www.sites.google.com/site/muz050116/ucenikam-1/7-klass/1-osobennosti-dramaturgii-sceniceskoj-muzyki/opera-ivan-susanin-m-i-glinki

Краткое содержание оперы «Иван Сусанин» М. И. Глинки

Опера «Иван Сусанин» Глинки описывает события, связанные с походом польского войска на Москву в 1613 году. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Ивана Сусанина» по действиям. Произведение было написано в 1836 году и посвящено Николаю I, в связи с чем вскоре было переименовано на «Жизнь за царя». В пересказе опера «Иван Сусанин» для детей даже будет понятна.

Основные персонажи оперы

Главные герои:

  • Иван Сусанин – крестьянин села Домнина.
  • Антонида – родная дочь Ивана Сусанина
  • Иван – приемный сын Ивана Сусанина

Другие персонажи:

  • Богдан Собинин – жених Антониды, ополченец.
  • Сигизмунд III – польский король.
  • Минин – лидер освободительного движения.

«Иван Сусанин» очень краткое содержание

М. И. Глинка опера «Иван Сусанин» для детей, краткое содержание для читательского дневника:

Польские солдаты ищут наследника российского престола, Михаила, чтобы убить его. Крестьянин Иван Сусанин берется их провести, и заводит войско в непроходимую глушь на верную погибель.

Читайте также:  Краткое содержание бодливая корова ушинского за 2 минуты пересказ сюжета

Бушует непогода, повсюду лежат высокие сугробы. Отряд польских солдат ведет поиск Михаила Романова – законного наследника российского престола. Их проводник, крестьянин Иван Сусанин, приводит поляков к себе в дом, чтобы переночевать. Он накрывает щедрый стол, а когда солдаты засыпают, молится о спасении молодого царя.

Ночью у Сусанина появляется его сын, который хочет укрыть отца в безопасном месте. Он напоминает Ивану, что жизнь его дорога жене и детям. Старик отказывается от спасения, и умоляет сына предупредить царевича Михаила о грозящей опасности.

К утру буря стихает, и поляки вновь собираются в путь. Сусанин ведет их через лес, и заводит в непроходимую чащу, где деревья стоят сплошной стеной. Солдаты идут вслед за проводником целый день.

В итоге они понимают, что Сусанин заманил их в ловушку. Они требуют, чтобы он немедленно вывел их из леса. Солдаты угрожают старику страшной расправой, но Сусанин спокоен.

Его совесть чиста – он сделал все, чтобы уберечь юного наследника от страшной участи.

Перед смертью Сусанин произносит речь о том, что ему не жалко отдать собственную жизнь ради Отечества и царя. Герой погибает от рук врагов, но его смерть не напрасна. Вскоре на Красной площади народ празднует освобождение от захватчиков, и славит героев.

Вывод:

Опера учит истинному патриотизму, выражающемуся в приверженности родной земле и непримиримости к её захватчикам. Силу русский мужик и воин черпают в семейственных узах, которые крепки так же, как неразрывна связь русской души с Родиной.

Интересно: Опера «Кармен» Бизе была написана в 1875 году. Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Кармен». Либретто к музыкальному произведению было написано по мотивам одноименной новеллы Проспера Мериме, в центре которой была страстная, полная драматизма любовь Хосе к прекрасной цыганке.

Короткий пересказ «Иван Сусанин»

Краткое содержание «Иван Сусанин» опера Глинки:

Ополченцы возвращаются в село Домнино с радостной вестью – победой над ненавистными поляками. Не до радостных ликований лишь Антониде, дожидающейся скорого возвращения Богдана Собинина, жениха её, отправившегося биться с польской шляхтой. Сусанин чувства дочери разделяет, но настраивает её на скорые тяжкие испытания: до свадьбы ли теперь, когда вокруг так неспокойно.

Доносившаяся с реки песня возвещает о прибытии Собинина с его дружиной. Богдану известно, что Пожарский и Минин встали во главе русского войска и собирают вокруг русских воинов. Ликованиям крестьян нет границ: грядёт близкое освобождение.

Но Собинин огорчён, что его свадьба с Антонидой отложена, разве не ради невесты он так спешил в родные края! Сусанин после известия об осаде вражеского войска в Москве меняет своё решение и даёт своё отцовское согласие на свадьбу дочери.

Польский король Сигизмунд Третий настолько уверен в победе польского войска, что ещё до исхода битвы начинает пиршество в свою честь.

В наполненном весёлыми гостями зале появляется гонец с известием о полном разгроме шляхты и пленённых в Москве поляков из королевского войска. Сигизмунд отдаёт приказание рыцарям собираться в боевой поход.

Хвастаясь своей отвагой, с оружием в руках они клянутся разбить русских «смердов».

В разгар подготовки к свадьбе Собинина и Антониды в дом Ивана Сусанина врываются поляки. Они настаивают на том, чтобы им дали провожатого до Москвы, ведь местные дороги им неведомы. Сусанин мог бы их сопровождать, но он не предатель и даже за обещанное ему польское золото не согласен помогать неприятелям.

После некоторых раздумий у Сусанина созревает мысленный план: надо заманить польских врагов в непролазную лесную глушь и бросить их там на погибель. Крестьянин для виду соглашается проводить поляков до Москвы, понимая, что это и его последний путь: враги не простят ему такого коварства и убьют его в том же лесу…

Втайне от поляков он отправляет своего сына Ваню к Минину, чтобы он предупредил его об угрозе со стороны Сигизмунда. Ваня с радостью выполняет последнюю просьбу отца, ведь он мечтает биться с поляками и даже хотел проситься в дружину к Собинину.

Иван Сусанин ведёт польскую шляхту через поля и болота, через трудно проходимые леса. Узнав о хитрости Ивана Собинин пытается преследовать врагов в надежде спасти отца своей невесты. Минин возглавляет эту погоню и вместе с дружиной Собинина выступают навстречу ничего не подозревавшим полякам.

Замёрзшие, голодные и выбившиеся из сил поляки начинают подозревать, что Сусанин водит их не теми тропами. Остановившись на привал, враги крепко спят. Но Ивану не спится: он мысленно прощается с семьёй и своей жизнью, которые враги ему точно не сохранят.

Как бы ни была мучительна его смерть, Сусанина греет мысль об исполненном долге перед родной землёй: жизнь за царя отдать – честь для русского мужика. В последнем для него свисте ветра сквозь метель мерещатся ему голоса любимых дочери и сына, ведь и ради них он здесь и сейчас, — разве может быть иначе…

Наутро полякам торжествующий Сусанин открывает шляхтичам ужасную правду о том, что им суждено сгнить в лесной чаще, потому что Иван не поведёт их в Москву! Разъярённые поляки в бешенстве убивают Сусанина и только потом осознают, что им без крестьянина из местных лесов не выбраться, — они обречены…

А на Красной площади в Москве с особым ликованием народ встречает русские дружины. Все разделяют эту радость: и Ваня, И Антонида, и Собинин, — нет рядом только Ивана Сусанина…  Москва отмечает освобождение от польских захватчиков и прославляет народных героев, не пожалевших жизни ради победы над неприятелем.

Это интересно: «Паяцы» – опера Р.

Леонкавалло, премьера которой состоялась в 1892 году, настолько полно выразила все идеи итальянского веризма, что это новаторское течение в чистом виде больше не произвело на свет ничего подобного по силе и красоте. Краткое содержание «Паяцы» можно прочитать на нашем сайте. Главное достижение данной оперы лежит в музыке: ариозо Канио является одной из самых известных в мире мелодий.

Сюжет оперы «Иван Сусанин» по действиям

«Иван Сусанин» опера краткое содержание произведения по действиям:

Действие первое

В небольшом селе проживает простой крестьянин Иван Сусанин и двое его детей: родная дочь Антонида и приемный сын Ваня. Известие о нападении польского войска бередит народ, который не собирается без боя отдавать свою отчизну врагу – «Кто на Русь дерзнет, смерть найдет». Богдан вместе с другими молодыми и сильными крестьянами примыкают к народному ополчению.

Спустя время он приносит домой радостное известие – крестьянин Минин из Нижнего Новгорода собирает великую дружину, чтобы разгромить поляков и освободить столицу от захватчиков. Антонида и Богдан обращаются к Ивану Сусанину дать благословение на их свадьбу, однако старик отказывает в просьбе влюбленных: «Нынче не до свадеб. Время боевое!».

Действие второе

Тем временем Сигизмунд III устраивает роскошный бал в честь своей победы. Окрыленные воинским успехом, поляки предвкушают райскую жизнь за счет награбленных богатств.

Во время всеобщего ликования посол приносит королю дурные вести. Русские во главе с Мининым оказывают сопротивление полякам. Польский отряд осажден в Москве, а оставшееся войско в панике разбегается.

Действие третье

Ваня мастерит себе деревянное копье, мечтая поскорее повзрослеть и встать на защиту своей родины. В избу входит Сусанин и сообщает, что неподалеку в лесу Минин со своей дружиной разбил лагерь.

Богдан и Антонида заняты приготовлениями к долгожданной свадьбе. В дом Сусаниных заходят крестьяне, чтобы поздравить будущих новобрачных. Когда гости расходятся, неожиданно в сени врываются польские воины и требуют старика отвести их к Минину.

Поначалу крестьянин отказывается, но затем в его голове созревает коварный план – обманом завести поляков в лесную глушь и там их погубить. Он тихонько дает наставление Ване – мчаться как можно быстрее к ополченцам и предупредить об опасности, а сам уводит врагов в лес.

Когда в избу приходят подруги Антониды, заплаканная девушка сообщает им о случившейся беде. Богдан с крестьянами отправляется на помощь Сусанину.

Действие четвертое

Поздно ночью Ваня прибегает к ополченцам, и сообщает Минину о нападении поляков. Встревоженные воины тут же собираются в поход. Тем временем Сусанин все дальше уводит врагов вглубь непроходимой лесной чащи. Старик понимает, что час его близок и мысленно прощается с детьми.

Утомленные поляки подозревают неладное. Они выпытывают у Сусанина, куда он их завел, на что отважный крестьянин отвечает, что завел их туда, где им придется «голодной смертью помирать». В гневе поляки убивают Сусанина.

Эпилог

Ликующие толпы народа спешат на Красную площадь, церковные колокола оглушают округу праздничным звоном. Среди радостных людей выделяются грустные Антонида, Богдан и Ваня.Один из воинов спрашивает о причине их грусти, на что Ваня рассказывает ему о героическом подвиге своего отца.

Воины утешают мальчика словами: «Вечно в памяти народной будет жить Иван Сусанин». Народ приветствует появление своих героев – Минина и Пожарского, звучат хвалебные песни в их адрес.

Заключение

В опере Глинки прославляется героизм и самопожертвование простого русского крестьянина, который не пожалел собственной жизни ради своего народа.

Интересно: «Тоска» — опера Джакомо Пуччини в трех действиях на либретто Л. Иллики и Дж. Джакозы на основе одноимённой драмы В. Сарду (1887). На нашем сайте можно прочитать краткое содержание оперы «Тоска» и ознакомится с сюжетом произведения в сокращении. Премьера состоялась 14 января 1900 года в Театро Костанци в Риме.

Видео о подвиге Ивана Сусанина

Опера по тексту С. Городецкого состоит из четырёх актов и содержит эпилог. Польский король Сигизмунд в бешенстве и отправляет поляков на Москву, которые берут себе в провожатые Ивана Сусанина, но он завёл их в лесную глушь, обрекая себя и врагов на верную гибель.

Источник: https://litfest.ru/shortwork/ivan-susanin.html

Жизнь за царя

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Картина первая

Раннее утро в селе Домнино, вотчине бояр Романовых. Собравшиеся крестьяне провожают дорогих гостей: боярыня Марфа Ивановна и ее сын, Михаил Федорович, бежавшие из осажденной поляками Москвы, отъезжают в монастырь на богомолье.

Сельский староста Иван Сусанин скорбит о смутных временах на Руси и запрещает своей дочери Антониде мечтать о свадьбе. Неожиданно на реке слышится пение: это крестьяне-ополченцы возвращаются домой. Среди них- Собинин, жених Антониды.

Но радость встречи и рассказ Собинина об освобождении Москвы от поляков не могут затмить главного для Сусанина известия: Великим Собором на царский престол избран их молодой боярин – Михаил Федорович Романов.

Радуясь, что Смуте на Руси приходит конец, Сусанин дает согласие на свадьбу.

Картина вторая

В захваченном поляками русском монастыре, польские и шведские аристократы встречают юного королевича Владислава, объявленного московским царем. Но внезапная весть об избрании молодого Романова на Русский Престол омрачает общее веселье. Спасая положение, польские воины решаются тайно выкрасть нового царя и клянутся в верности оскорбленному королевичу.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

Изба Сусанина. Хозяин дома, его приемный сын Ваня, Антонида и Собинин полны радости о предстоящей свадьбе. Сусанин благословляет молодых и отправляет Собинина за дружками. Внезапно в избе появляются поляки и требуют, чтобы Сусанин показал им дорогу к Царю.

Не в силах сопротивляться, он решает обмануть их, заманив в непроходимую чащу, и тайно посылает Ваню уведомить Царя. Пришедшие на свадьбу девушки находят Антониду в отчаянии и созывают народ.

Собинин спешно собирает крестьян и бросается вдогонку полякам в надежде освободить Сусанина.

ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ

Картина первая

Уединенный монастырь в лесу. Прибежавший Ваня, теряя силы, будит народ и сообщает Царю о случившимся.

Картина вторая

Ночной лес. Утомленные поляки, не в силах идти дальше, решаются отдохнуть. Сусанин, предчувствуя скорую гибель, молится о даровании ему сил и мысленно прощается с Антонидой, Собининым и Ваней. Он смело сознается проснувшимся полякам, что завел их в гибельное место «на суд цареубийц» и принимает мученическую смертть.

Читайте также:  Краткое содержание белов лад за 2 минуты пересказ сюжета

Картина третья

Красная площадь в Москве. Антонида, Собинин и Ваня оплакивают отца. Собирающийся народ сочувствует сиротам и прославляет подвиг Ивана Сусанина. С торжественной процессией из Кремля выходит новый Русский Царь – Михаил Федорович Романов.

Источник: http://www.chelopera.ru/plays/about/mglinka-zhizn-za-carya/brief/

Краткое содержание оперы "Иван Сусанин" Михаила Ивановича Глинки

Опера «Иван Сусанин» М. И. Глинки не однажды меняла название. Первоначально, в 1836 году, композитор дал ей название «Иван Сусанин». Но перед постановкой один из высоких чиновников посоветовал переименовать произведение в «Жизнь за царя» и даже в «Смерть за царя». Но Глинка решил, что за царя надо жить, а не умирать, И спектакль до 1917 года ставился под названием «Жизнь за царя».

В 1939 году постановку возобновили, переделав ее на советский лад. В конце 1990-х годов опера вновь получила свое прежнее название. В репертуаре Мариинского театра Санкт-Петербурга значится опера «Жизнь за царя».

Действие оперы происходит в начале 17 века, в период русско-польской войны. В далекой деревеньке среди глухих костромских лесов встречают воинов, возвратившихся с битвы с врагами.

Семья Ивана Сусанина небольшая – дочка Антонида и Ваня, приемный сын. Антонида собирается выходить замуж за Богдана Собинина, который только что вернулся вместе с другими воинами. Жених уговаривает Ивана Сусанина поскорее сыграть свадьбу. Но отец не согласен – не время веселиться, когда в стране идет война.

Богдан сообщает, что в Москве избирают нового царя, и скоро безвластие закончится. Иван Сусанин на радостях соглашается на свадьбу дочери.

Тем временем враги собираются на торжественный бал в роскошном зале. Они предвкушают победу. Но неожиданно на сцену выходит воин с нерадостной вестью о разгроме войска. Несколько смельчаков выходят вперед и предлагают напасть и схватить русского царя Михаила Романова. Праздник продолжается.

А в избе Сусанина Ваня беспокоится о том, что, если поляки снова пойдут войной, то могут зайти в их деревню. Входят крестьяне. Все они говорят, что готовы защитить своего молодого царя. Иван Сусанин благословляет дочь и ее жениха перед свадьбой. Счастливая Антонида собирается устроить девичник.

В доме Сусанина готовятся встречать гостей. Скоро свадьба. Слышится топот коней. Это польские всадники. Они врываются в дом и требуют показать им дорогу к царю. Сусанин притворно соглашается, якобы соблазненный предложенным ему золотом.

Незаметно он отправляет Ваню короткой дорогой, чтобы тот успел к утру предупредить царя об опасности. Иван решает, что он пойдет и заведет их в глушь, в трясину, из которой выйти невозможно. Антонида не понимает хитрости отца и просит не бросать их с женихом.

Но Иван успокаивает дочку, благословляет ее и говорит, что вернется не скоро. Сусанин с поляками уходят. Антонина в отчаянии. Богдан уверяет, что он найдет и спасет отца.

Ночь. Метель заметает все пути. Ваня спешит на помощь к царю, понимая, что рано или поздно враги догадаются о хитрости Сусанина и найдут верную дорогу. Собинин вместе с вооруженными крестьянами пытается найти Сусанина.

Ваня подходит к высоким стенам монастыря и долго пытается достучаться. Наконец, царские слуги открывают тяжелые монастырские ворота. Ваня рассказывает им о том, что произошло, и какая опасность грозит царю и царице.

Глухой и темный лес. Изнуренный отряд поляков бредет по заснеженным дебрям. Они еще думают, что случайно заблудились и проклинают Сусанина. Перед воинами большая поляна. Здесь отряд собирается передохнуть. Сусанин в раздумьях о своей жизни, о семье и судьбе.

Он мысленно прощается с близкими и молит Господа о прощении, понимая, что ждет его неминуемая смерть. Враги засыпают. Под утро метель утихает. Проснувшись, поляки понимают, что Сусанин нарочно завел их в места, из которых нет пути назад. Герой признается, что сделал это намеренно.

Враги в гневе расправляются с Сусаниным.

В Москве гуляния по поводу победы и избрания царя. Осиротевшие дети Сусанина рассказывают людям о своем отце, спасшем родину путем самопожертвования. Звучит знаменитый хор «Славься! ».

Источник: https://kakoy-smysl.ru/summary/kratkoe-soderzhanie-opery-ivan-susanin-mixaila-ivanovicha-glinki/

Краткое содержание оперы "Иван Сусанин", что писать?

Сюжет оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин» (первое название — «Жизнь за царя») имеет реальную историческую основу, отнесенную к 1613 г., когда Москва уже была освобождена от польских интервентов, однако отдельные отряды противника еще блуждали по нашей земле, надеясь изменить ход войны. Один из таких отрядов поставил своей целью пленить царя Михаила Федоровича, жившего недалеко от Костромы. Тогда и совершил свой подвиг крестьянин села Домнино Иван Осипович Сусанин. Враги хотели сделать его проводником, но он завел их в непроходимый лес и этим погубил, однако погиб и сам.

Действие первого акта происходит в селе Домнино. Крестьяне радостно встречают ополченцев. Печальна только дочь Сусанина Антонида, которая ждет из военного похода Богдана Собинина — своего жениха. Он с дружиной отправился громить шляхту. Сусанин сочувствует Антониде, но все-таки хочет подготовить ее к испытаниям тяжелого времени.

Не до свадьбы сейчас. И тут с реки слышится песня. Это идет Собинин с дружиной, несет радостную весть: русское войско возглавлено Мининым и Пожарскими и теперь активно пополняется. Народ радуется: враг осажден, недалек час освобождения. Но Собинина огорчает решение Сусанина отложить свадьбу: ведь ради нее он приходит в село.

Сусанин же, узнав хорошие новости, соглашается.

Место второго действия — Польша. В старинном замке короля Сигизмунда III пирует надменная, не сомневающаяся в своей победе шляхта. Неожиданно появляется гонец с вестью о разгроме наемных войск и осаде польского отряда. Все в смятении. Рыцари собираются в бой. Бряцая оружием, они клянутся победить «ненавистных смердов».

Действие третьего акта происходит в доме Сусанина. Идет подготовка к свадьбе. Ваня, приемный сын хозяина, мечтает отправиться против поляков вместе с Собининым. Пришедшие в дом крестьяне поздравляют невесту и жениха, Сусанин приглашает их на торжество. Вдруг слышится конский топот, распахивается дверь, появляются поляки.

Им нужен проводник, который проведет их к Москве. Они уговаривают Сусанина, но напрасно. Тогда предлагают золото и неожиданно получают согласие. Сусанину приходит в голову идея завести врагов в непроходимую чащу. Тайком он посылает Ваню предупредить Минина об опасности и уходит с поляками.

Узнав о случившемся, Собинин с дружиной мчится в погоню за поляками.

Ваня сообщает русским о появлении польского отряда. Полные решимости, они выступают навстречу врагу.

Место действия четвертого акта — глухой лес. Бредут замерзшие, уставшие поляки. Они уже догадываются, что сбились с пути. Наконец объявляется привал, поляки засыпают. Не спит только Сусанин. Он сознает, что его ждет гибель.

Мысль о ней тяжела, но свой долг герой выполнил. Разыгралась метель, и в ее музыке Сусанину чудятся детские голоса. Наступает утро. Пробудившиеся враги с ужасом понимают, что из лесных дебрей им уже не выйти.

Сусанин с торжеством подтверждает страшную правду и гибнет.

Финал драмы происходит в Москве, на Красной площади. Народ приветствует русские войска. Здесь же Ваня, Собинин и Антонида. Празднуется освобождение, славятся герои, отдавшие жизнь в борьбе с врагом.

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2639409-kratkoe-soderzhanie-opery-ivan-susanin-chto-pisat.html

Краткое содержание: Михаил Иванович Глинка. Иван Сусанин

  • ИВАН СУСАНИН
  • Опера в четырех актах с эпилогом
  • Новый текст С. Городецкого
  • Действующие лица:
  1. Иван Сусанин, крестьянин села Домнино
  2. Антонида, его дочь
  3. Ваня, приемный сын Сусанина
  4. Богдан Собинин, ополченец, жених Антониды
  5. Русский воин
  6. Польский гонец
  7. Сигизмунд, король польский
  • бас
  • сопрано
  • контральто
  • тенор
  • бас
  • тенор
  • бас

Хоры: крестьян и крестьянок, ополченцев, польских
паненок, рыцарей.

Балет польских панов и паненок.

Действие происходит осенью 1612 и зимой 1613 годов. (1-й
акт — в селе Домнино, 2-й — в Польше, 3-й — в избе Сусанина, 4-й — в лесах,
эпилог — в Москве на Красной площади).

СЮЖЕТ

Крестьяне села Домнино радостно встречают ополченцев.
Грустит лишь Антонида. Она ждет возвращения своего жениха — Богдана Собинина,
который с дружиной ушел громить польскую шляхту. Сусанину понятны чувства
дочери, но он хочет подготовить ее к испытаниям, которые несет тяжкая година.
Не время сейчас думать о свадьбе. Внезапно с реки доносится песня.

Это
возвращается Собииин с дружиной. Он принес радостную весть: Минин и Пожарский
возглавили русское войско, и со всех концов к ним стекается ратный люд.
Крестьяне ликуют: близок час освобождения. Решение Сусанина отложить свадьбу
огорчает Собинина: ведь для свадьбы он вернулся в родное село.

Сначала Сусанин
непреклонен, но, узнав, что враги осаждены в Москве, дает согласие.

В старинном польском замке короля Сигизмунда III
беспечно пирует надменная, уверенная в своей победе шляхта. Ярко освещенная
зала полна веселящихся гостей. Внезапно танцы прерываются появлением гонца. Он
сообщает о разгроме наемных войск и осаде польского отряда в Москве. Шляхта в
смятении. Рыцари собираются в бой, хвастливо бряцая оружием, клянутся покорить «ненавистных
смердов».

В доме Сусанина готовятся к свадьбе Антониды и
Собинина. Приемный сын Сусанина Ваня мечтает идти вместе с Собининым против
поляков. Вошедшие крестьяне поздравляют жениха и невесту, Сусанин приглашает их
на свадьбу. Вдруг слышится конский топот. Дверь распахивается, и в избу входят
поляки. Им нужен проводник, чтобы пройти к Москве.

Напрасно враги уговаривают
Сусанина — он не станет предателем. Тогда поляки предлагают Сусанину золото.
Неожиданно Сусанин соглашается: его осеняет мысль завести поляков в
непроходимую лесную чащу. Тайком от врагов он посылает Ваню предупредить Минина
об опасности и уходит с поляками.

Узнав о случившемся, Собинин с дружиной
устремляется в погоню за врагами.

Ваня сообщает русским воинам о приходе польского
отряда. Ратники полны решимости разгромить врагов и спасти Сусанина. Во главе с
Мининым они выступают навстречу врагу.

Глухим, непроходимым лесом бредут усталые, замерзшие
поляки. Враги подозревают, что Сусанин сбился с пути. Наконец отряд
останавливается на привал, поляки засыпают. Не спит Сусанин. Он знает, что его
ждет смерть: поляки чуют правду.

Тяжело умирать, но свой долг он выполнил.
Поднимается метель, и в свисте ветра Сусанину чудятся голоса детей. Светлеет.
Проснувшиеся поляки с ужасом убеждаются, что им не выбраться из глухих лесных
дебрей. Сусанин, торжествуя, открывает панам страшную правду.

Взбешенные поляки
убивают его.

В Москве, на Красной площади, народ приветствует
русские войска. Здесь же Ваня, Антонида и Собинин. Народ празднует освобождение
и славит героев, отдавших жизнь за победу над врагом.



Источник: http://vsekratko.ru/opera/070.html

«Иван Сусанин», опера в четырех действиях с эпилогом / Радио Маяк

  • Михаил Глинка (1804–1857)
  • «Иван Сусанин»
  • Опера в четырех действиях с эпилогом (в семи картинах)

Либретто – С. Городецкий, режиссер-постановщик – Л. Баратов,

  1. дирижер-постановщик – А. Пазовский
  2. Действующие лица и исполнители:
  3. Иван Сусанин, крестьянин села Домнино – Евгений Нестеренко, бас
  4. Антонида, его дочь – Бэла Руденко, сопрано
  5. Ваня, приемный сын Сусанина – Тамара Синявская, меццо-сопрано
  6. Богдан Собинин, ополченец, жених Антониды – Владимир Щербаков, тенор
  7. Сигизмунд, польский король – Сергей Архипов, бас
  8. Польский гонец – Владислав Пашинский, баритон
  9. Русский воин – Константин Басков, тенор
  10. Русские крестьяне и крестьянки, ополченцы, польские паны и паненки, рыцари
  11. Действие происходит в 1612–1613 гг.
  12. Хор, солисты, сценно-духовой и симфонический оркестры Большого театра СССР
  13. Хормейстеры: Игорь Агафонников и Станислав Гусев
  14. Дирижер сценно-духового оркестра Большого театра СССР – Владимир Андропов
  15. Дирижер – Марк Эрмлер
  16. Запись 1979 г.
  17. Звукорежиссер – М. Пахтер
  18. Краткое содержание
  19. Действие 1
  20. В селе Домнине близ Костромы население торжественно встречает молодых воинов, возвращающихся домой после победоносной битвы с поляками, вторгшимися на русскую землю.

Антонида с замиранием сердца ожидает своего жениха, Собинина, также принимавшего участие в защите отчизны. Сусанин, её отец, подходит к ней и с волнением сообщает, что поляки отступили лишь временно, теперь они готовятся к новому нападению, к новой битве.

Сусанин твёрдо решил, что свадьба Антониды не состоится до тех пор, пока чужеземцы попирают русскую землю. Наконец появляется долгожданный Собинин. Он приносит весть даже более важную, чем весть об одержанной победе: легендарный народный герой Минин выбран вождем ополчения. Минин — надежда всего народа.

Читайте также:  Краткое содержание драгунский живой уголок за 2 минуты пересказ сюжета

Услышав добрую весть, Сусанин соглашается на свадьбу дочери и Собинина.

Действие 2

Бал во дворце польского короля Сигизмунда III. Король даёт своим друзьям великолепный пир. Льётся вино, звучит музыка, прекрасные танцовщицы волнуют сердца присутствующих. Победа, правда, ещё не одержана, но всё же польские магнаты празднуют успехи своего войска на русской земле.

Веселье нарушается появлением гонца, который приносит грозную весть: Минин возглавил русское ополчение и выступил против поляков. Музыка сразу смолкает, танцовщицы исчезают, кубки с вином остаются на столах недопитыми.

Король Сигизмунд отдаёт приказ: «Вперед против Минина! Вождь русских должен быть взят живым или мёртвым!»

Действие 3

В доме Сусанина идут оживлённые приготовления к свадьбе Антониды и Собинина. Сусанин рассказывает своему приёмному сыну Ване, что Минин разбил лагерь неподалёку, в Ипатьевском монастыре, куда к нему стекается вооруженный люд.

Свадебное веселье в самом разгаре, когда в дом врываются поляки и приказывают Сусанину провести их в место тайного сбора ополченцев Минина. Сусанин делает вид, что подчиняется требованию поляков, но тем временем обдумывает, как спасти Минина и собирающееся русское войско. В голове его быстро созревает хитрый план.

Он заведёт поляков в лесную чащу, откуда они не смогут выбраться. Ваня же предупредит Минина, что поляки напали на его след, пусть он ищет для сбора войска другое место[12].

Действие 4

Собинин собирает отряд и устремляется в погоню за поляками. У стен монастыря. Ваня вовремя добегает до лагеря Минина. Ополченцы полны решимости разгромить врагов и спасти Сусанина. Во главе с Мининым они выступают навстречу врагу.

Лесная чаща. Сусанин уже больше не скрывает от поляков, что завёл их туда, где им суждено погибнуть. Он готовится принять смерть и в драматическом монологе прощается с родным домом, семьей, Родиной. Поляки бросаются на Сусанина и убивают его. Русские воины под предводительством Собинина приходят слишком поздно. Поляков они победили, но спасти Сусанина им не удалось.

Эпилог

Площадь перед московским Кремлём. Москва празднует победу русского войска, освободившего страну от врага. Здесь же Ваня, Антонида и Собинин. Под звон колоколов народ чествует память Ивана Сусанина, пожертвовавшего жизнью за Родину, и окружает вниманием его осиротевшую семью.

Либретто

УВЕРТЮРА

Увертюра начинается величественным вступлением. Взволнованность и динамичность ее основного быстрого раздела предвосхищают драматические события оперы.

ДЕЙСТВИЕ I

Улица села Домнина. Вдали река; на авансцене группа крестьян. Звучит их хор «В бурю, во грозу». В хоре запевала поет соло: «Страха не страшусь! Смерти не боюсь!» Хор славит воинский подвиг. За сценой слышится хор крестьянок.

Они славят приход весны («Весна свое взяла, красна весна пришла», в постановках, основанных на литературной редакции С.

Городецкого, действие происходит осенью, повидимому, по причине того, что движение, поднятое Мининым, началось осенью 1611 года; музыка, однако, действительно передает весеннее настроение) и приход (на царство) Михаила Федоровича. Все вместе крестьяне величают его.

Источник: https://radiomayak.ru/shows/episode/id/1297019

Опера М.И. Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»)

«Жизнь за царя» – гениальное творение М.И. Глинки, которое принесло ему славу основоположника русской оперы и открыло новый, «русский период» в мировом музыкальном искусстве.

Мысль написать оперу, посвященную историческим событиям начала XVII века и подвигу костромского крестьянина Ивана Сусанина, Глинке подсказал В.А. Жуковский. Он же предложил название «Жизнь за царя». Эта идея сразу увлекла композитора, мечтавшего о воплощении национального историко-патриотического сюжета[1].

Жуковский из-за занятости не смог написать либретто и передал работу барону Е.Ф. Розену, участнику своих «литературных суббот». Розен был поэтом, драматургом, переводчиком, критиком, сотрудничал в ряде изданий Пушкина.

К работе над либретто он приступил весной 1835 года, имея на руках детально разработанный композитором сценарный план оперы.

Премьера состоялась 27 ноября (9 декабря по новому стилю) 1836 года в Петербургском Большом театре. Оперу горячо приветствовали Пушкин, Жуковский, Гоголь, Вяземский, Одоевский.

Вместе с тем, часть придворных кругов была шокирована «простонародным характером музыки», называла ее «мужицкой», «кучерской». В 1840-х – 50-х годах опера давалась лишь изредка, преимущественно в дни официальных торжеств.

Лишь в 60-х годах XIX века, когда театр заполнила разночинно-демократическая интеллигенция, «Жизнь за царя» стала самым репертуарным спектаклем.

После 1917 года опера Глинки долгое время не звучала, так как считалась «монархической». В 1939 году она была возрождена на сцене московского Большого театра под названием «Иван Сусанин». В новом, «советском» либретто, написанном поэтом С. Городецким, исторические факты искажены.

Царь в тексте не упоминается, и непонятно, почему поляки, направляющиеся в Москву, оказываются под Костромой (у Розена это мотивировано: здесь, в монастыре, укрывается будущий русский царь, 16-летний Михаил Романов).

По сути, версия Городецкого делает бессмысленным сам подвиг Сусанина, который гибнет,  спасая многотысячное войско Минина от жалкой горсточки поляков.

В 1989 году московский Большой театр восстановил «Жизнь за царя» в редакции, близкой первоначальной. Главная идея сочинения – самопожертвование во имя Руси и ее царя  (родственная жанру страстей[2]).

Иван Сусанин идет на гибель, преисполненный веры в то, что спасение законного наследника престола положит конец «смутному времени» и возродит Русь как независимое государство.

Мотив жертвы  возвышает простого русского крестьянина до уровня трагического героя и, более того, окружает его ореолом христианского мученика. Интересно, что в черновиках партитуры Глинка сокращенно писал имя главного героя – ИСус.

Жанр сочинения сам композитор определил как «отечественную героико-трагическую оперу». Это первая русская опера без разговорного диалога, на смену которому пришел распевный речитатив. Отдельные арии, ансамбли, хоры в «Жизни за царя» следуют друг за другом  сплошным потоком, без пауз, преодолевая номерное строение.

Вся музыкальная ткань пронизана симфоническим развитием, но это не оркестровое плетение лейтмотивов вагнеровского типа, а развитие хорового мелоса.

От первого мужского хора «Родина моя» к последнему «Славься» развертывается единый процесс, напоминающий крестьянскую  протяжную песню: из начального интонационного зерна рождаются все новые и новые мелодические продолжения.

Тема хора «Родина моя» имеет  ярко выраженный народный колорит. Начальный мелодический оборот V–I–VI–V в мажоре (предтеча «руслановского» гексахорда) завершается плавным нисхождением к тонике[3].

Мелодию темы  сопровождает плагальный оборот, выполняющий функцию своеобразной «лейтгармонии» оперы.

Именно эта тема прозвучит в одной из кульминаций («Страха не страшусь» в III действии) и в начале Эпилога.

Минорный вариант темы  («Тех, кто в смертный бой»)  ляжет в основу ряда тем скорбно-медитативного характера: каватины  Антониды, ее же романса «Не о том скорблю, подруженьки», ариозо Сусанина из III действия «Ты не кручинься, дитятко мое».

Широкое симфоническое развитие в опере получает также тема «Славься».

Если тема «Родина моя» появляется сразу в своем основном виде и в дальнейшем порождает множество вариантов, то «Славься», напротив, «собирается» из отдельных родственных мотивов, вобрав в себя самые типические, обобщенные интонации предыдущих тем.

Свое окончательное выражение она получает лишь в конце оперы. Наиболее значительные варианты, предвосхищающие тему «Славься» – «Велик и свят наш край родной» (III д.), «Встает моя заря» (IV д.).

Следовательно, осуществляя в «Жизни за царя» принципы симфонического развития, Глинка использует систему тематических связей. Обе сквозные темы изменяются, трансформируются в связи с драматургической ситуацией.

Классически стройную драматургию оперы отличает строгая логика развития основного конфликта – русского народа и польских завоевателей.

Каждое из четырех действие и эпилог – это определенный этап в развитии конфликта: Интродукция и 1-е действие – экспозиция образа русского народа и главных героев, 2-е действие – экспозиция польского лагеря, данная в обобщенном плане – чередой парадных эффектных танцев с хором.

В III акте широкий экспозиционный показ противостоящих сторон сменяется острой коллизией: в мирную обстановку крестьянского дома вторгаются враги.

Кульминацией и развязкой служит 2-я картина 4-го действия – сцена в лесу. Она является самым полным инто­национным сплавом ведущих тематических элементов.

Показанный порознь в первом и в третьем действиях тематизм сливается в многотемную во­кально-симфоническую композицию. При этом польские ритмоинтонации теряют танцевальный кураж после сусанинских фраз «Туда завел я вас, Куда и серый волк не забегал…».

Сквозная тема мазурки становится здесь всё более неуверенной, «усталой» (хроматизмы, выделение стонущей интонации)[4].

Опера завершается величественным эпилогом с хором «Славься». Именно к нему устремлены все линии драматургического и музыкального развития.

Александр Серов писал об этом хоре как об одном из высших бессмертных созданий Глинки и одном из полнейших выражений русской народности в музыке: «В этом очень простом сочетании звуков вся Москва, вся Русь времен Минина и Пожарского!». Таким образом, линия образного развития в «Жизни за царя» идет от настроений скорбного величия к народ­ному ликованию.

Главную «несущую конструкцию» сочинения образуют три музыкальные фрески: увертюра, весь тематический материал которой на­правлен на Сусанина, освещая фигуру героя с разных сторон, вершинная Сцена в лесу и Сцена на Крас­ной площади.

Русская  и польская сферы ярко противопоставлены: польским танцам с острыми ритмами контрастирует русская песня во всех ее жанровых разновидностях.

Избегая прямого цитирования (исключениями являются песня лужского извозчика в теме «Что гадать о свадьбе» и интонации «Вниз по матушке по Волге» в оркестровой партии в теме «Туда завел я вас»), Глинка обобщает самые характерные особенности народных песенных жанров.

Так, например, ладовая переменность, нисходящий ход на квинту, вообще опора на квинтовый тон объединяет многие русские темы.

Охват русской жизни в первой опере Глинки необычайно широк. Ее звуковой мир включает характерные элементы любимых народом крестьянских песен, плясовых напевов и наигрышей.

Здесь и протяжная русская песня (хор «Родина моя»), и хороводная (женский хор из Интродукции – «На зов своей родной страны»), и свадебная (хор подружек Антониды из 3 действия – «Разгулялись, разливалися» с его пятидольной ритмикой и ладовой переменностью). Интонации молодецких песен присущи партии Собинина.

Присутствуют в опере и русское bel canto (Каватина и Рон­до Антониды, Ария Собинина), и элементы русского бытового романса, приподнятого «итальян­ской» вокальной виртуозностью[5]. Более всего романсовая сфера представлена в характеристике Антониды (ария из 1-го действия, романс «Не о том скорблю», трио «Не томи, родимый»).

Что же касается партии главного героя, Ивана Сусанина, то главным интонационным источником его музыкальной речи является мелос молитв.

Он претворен во всем разнообразии возможных настроений – сурового смирения, скорби, горячей мольбы, надежды.

В самом ярком, совершенном своем проявлении молитвенный мелос в партии Сусанина выступает в арии «Чуют правду», с ее дли­тельным вариантным развертыванием.

Поляки в опере «Жизнь за царя» показаны обобщенно, без выделения конкретных, индивидуальных фигур. Тем не менее, «польская» музыка оперы не уступает русской сфере в яркости материала. В смысле внешнего блеска, колоритности и изящества она даже более эффектна. Тем сильнее впечатление от ее трансформации в III и IV действиях оперы.

[1] хотя первой мыслью Глинки о подвиге Ивана Сусанина было создание не оперы, а оратории. Этот сюжет уже фигурировал на сцене русского императорского театра: в 1815 году была поставлена опера «Иван Сусанин» К. Кавоса (итальянца, долгие годы жившего в России). Вместо гибели героя она заканчивалась благополучным его спасением.

[2] Возможно, именно этим родством объясняется не только огромная роль хора, но и присутствие в музыкальной ткани оперы  мотивов христианской звукоизобразительной символики, в частности,  мо­тива креста – «d-es-c-d». В опере он появляется неоднократно, особенно рельефно – в сцене гибели Сусанина.

[3] В дальнейшем развитии оперы этот комплекс появляется в различных вариантах. 

[4] Сквозное развитие  в опере получает еще одна польская тема – фанфара полонеза. В отличие от мазурки она более статична, будучи неизменным символом враждебного начала. Именно она сопровождает приход поляков в дом Сусанина (в 4 д., когда они лишаются надменности и уверенности, ее уже нет).

[5] Глинка в путешествиях по Европе начала 30-х годов серьезно изучал итальянскую традицию.

Источник: http://musike.ru/rml/glinka/susanin

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector