Краткое содержание оперы садко римского-корсакова за 2 минуты пересказ сюжета

Действие оперы Н. А. Римского-Корсакова «Садко» начинается с пиршества новгородских знатных людей, похваляющихся безбедной жизнью в великом Новгороде. На сцене появляется певец Садко. Купцы просят его спеть и прославить город.

Но Садко корит богатых купцов за бесполезную похвальбу и призывает их отправиться в дальние странствия, чтобы разнести славу новгородскую по всем землям. Купцы недовольны речами Садко. Они прогоняют его. Садко с обидой уходит и клянется, что больше не будет исполнять им своих сладких песен.

Гуляние продолжается, скоморохи высмеивают ушедшего героя.

Печальный Садко на берегу Ильмень — озера поет грустную песню о несбывшихся мечтах. Из воды появляется Волхова. Это дочь Морского царя, влюбленная в Садко. У Волховы есть для певца чудесный подарок – 3 золотые рыбки. Если Садко выпустит их в воду озера, то во время дальних странствий Садко станет богат, а рыбки спасут его от бед.

Всю ночь Любава, супруга Садко, ожидает его в тереме. Любава поет о том, что муж разлюбил ее, и манят его дальние берега. Под утро появившийся Садко в забытьи продолжает разговор с Морской царевной, чем пугает Любаву.

На вопрос жены о том, не обидели его на пиру пьяные бражники, он отвечает, что действительно осмеян. Садко приходит мысль о том, что он может сейчас же отправиться на площадь и побиться об большой заклад на тайну золотых рыбешек.

Жена пытается остановить его, но Садко уходит, грубо оттолкнув её.

Садко выходит на Новгородскую пристань, где находится много разного люда. Здесь же сам старшина, а с ним воевода. Садко бьется об заклад, что в Ильмене живет рыба с золотой чешуей и ставит на кон собственную голову, а от купцов требует поставить все их товары и лавки.

Из озера вытаскивают сети с тремя золотыми рыбками. А еще раз заглянув в невод, обнаруживают там слитки золота! Садко набирает себе дружину, приказывает скупить на добытое золото все товары в городе, а лавки великодушно приказывает возвратить купцам.

Товары грузят на корабли, а Садко расспрашивает заморских гостей о том, куда ему лучше отправиться.

Звучат песни Варяжского, Индийского и Веденецкого (Венецианского) гостя. Они восхваляют свои государства и их богатства. Садко по совету народа решает сначала двинуться в Веденец и просит оставшихся помогать его жене. Появляется Любава, она слезно просит супруга не покидать ее, но Садко непреклонен. Корабль отчаливает от берега.

Проходит 12 лет. Корабль, на борту которого находится сам Садко, стоит посреди океана. Он не может тронуться с места, хотя все остальные корабли каравана ушли уже далеко. Дружинники бросают на откуп Морскому царю бочки с золотом и серебром, чтобы задобрить его. Но морю нужна людская жертва.

Кто-то должен отправиться в морскую пучину. Эта участь по жребию достается самому Садко. Корабль немедленно уплывает, после того, как герой остается на утлой доске посреди морских вод. Садко понимает, что это Волхова не отпускала его корабль, а не её отец.

Царевна зовет его, и Садко опускается на морское дно.

Находясь в морском царстве, Садко игрой на волшебных гуслях поднимает бурю на море, от которой тонут корабли. Вокруг Садко происходит неистовая пляска царя морского и его подданных. Но является могуч-богатырь Старчище. Он вышибает гусли из-под рук Садко. Богатырь провозглашает окончание власти царя морского, а царевне приказывает стать в рекой.

Возле спящего на берегу Ильменя Садко сидит Волхова. Попрощавшись с возлюбленным, она превращается в полноводную реку. Садко просыпается. Появляется Любава, по реке движутся ладьи Садко, нагруженные богатыми товарами. Садко рассказывает народу о дальних странствиях и своих приключениях, о тайне возникновения реки и клянется Любаве, что никогда больше не покинет ее и родную землю.

Источник: https://kakoy-smysl.ru/summary/kratkoe-soderzhanie-opery-sadko-n-a-rimskogo-korsakova/

Краткое содержание: Николай Андреевич Римский-Корсаков. Садко

САДКО

Опера-былина в семи картинах

Либретто Н. А. Римского-Корсакова и В. И. Бельского

Действующие лица:

Фома Назарьич Лука Зиновьич } старшина и воевода, настоятели новгородские тенор бас
  • Садко, гусляр и певец в Новгороде
  • Любава Буслаевна, молодая жена его
  • Нежата, молодой гусляр из Киева-города
  1. тенор
  2. меццо‑сопрано
  3. контральто
  • Дуда
  • Сопель
  • 1-й, 2-й
} скоморошины удалые
  1. бас
  2. тенор
  3. 1-е и 2-е меццо‑сопрано
  • Варяжский
  • Индийский
  • Веденецкий
} заморские гости
  1. бас
  2. тенор
  3. баритон
  • Океан-море, царь морской
  • Волхова, царевна прекрасная, его дочь
  • молодшая, любимая
  • Видение: Старчище могуч-богатырь
  • во образе калики перехожего
  1. бас
  2. сопрано
  3. баритон

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Об опере на сюжет новгородской былины о Садко
Римский-Корсаков думал еще в 1880-х годах, но к работе над ней приступил лишь
летом 1894 года. Своим замыслом Римский-Корсаков поделился с В. В.

Стасовым —
выдающимся ученым-демократом и музыкальным критиком, с которым его связывала
многолетняя творческая дружба.

Стасов откликнулся большим письмом, в котором,
ссылаясь на многочисленные варианты былины, советовал композитору шире показать
картины реальной народной жизни и быта древнего Новгорода.

Опера по первоначальному плану, в котором много места
уделялось сказочно-фантастическим сценам, была закончена к осени 1895 года.

Однако со временем Римский-Корсаков принял стасовские предложения и летом
следующего года подверг произведение серьезной переработке, воспользовавшись
при этом помощью В. И.

Бельского (1866—1946) — будущего либреттиста «Сказки о
царе Салтане», «Сказания о граде Китеже» и «Золотого петушка».

Благодаря переделкам, рядом с образом народного певца,
гусляра Садко, возник образ его жены Любавы — преданной, верно любящей русской
женщины; народные сцены были значительно развиты и обогащены новыми эпизодами.

Опера приобрела характер полнокровного, правдивого
повествования о могучей и самобытной жизни народа, заняв место среди наиболее
ярких и значительных произведений русской оперной классики.

Осенью 1896 года опера была предложена дирекции
Мариинского театра, но встретила холодный прием; Николай II
собственноручно вычеркнул ее из репертуара. Впервые «Садко» был поставлен на
сцене московской частной оперы С. И. Мамонтова. Премьера состоялась 26 декабря
1897 года (7 января 1898 года) и прошла с большим успехом.

СЮЖЕТ

В богатых хоромах пируют новгородские купцы. С ними
молодой гусляр Нежата из Киева, скоморохи Дуда и Сопель, городские настоятели
Фома Назарьич и Лука Зиновьич. Гости торговые похваляются своим богатством и
властью.

Нежата поет былину о могучем Волхе Всеславиче. Но Садко корит купцов
за пустую похвальбу. Он мечтает о странствиях, чтобы далеко по просторам земли
разнести славу Новгорода.

Не понравились дерзкие речи богатым настоятелям и
купцам, и прогнали они Садко.

Садко пришел на пустынный берег Ильмень-озера и запел
печальную песню. Услыхало его Ильмень-озеро; легкий ветерок всколыхнул воду,
тростниками прошелестел, и увидел Садко, что плывет к берегу стадо лебедей.
Вышли они на берег и обернулись девицами, а среди них прекрасная царевна
Волхова, любимая дочь царя Морского.

Полонили ее чудные песни Садко, и
пообещала она гусляру на прощание три рыбки золото-перо, что водятся в
Ильмень-озере, предсказала богатство и счастье. Близится рассвет, из озерной
глубины послышался голос Морского царя, зовущего своих дочерей.

Царевна Волхова
и ее сестры, вновь обернувшись лебедями, уплыли вдаль от берега.

Ждет не дождется Любава своего беспокойного мужа. Она
не понимает его мечтаний и горько сетует на судьбу. Пришел Садко; с любовью и
заботой она бросилась к нему, а он ее и слушать не хочет: его околдовала своей
красотой царевна Волхова. Услышал Садко колокольный звон, вспомнилось ему
обещание Морской царевны, и решил он пойти на люди, попытать своего счастья.

На новгородской пристани у Ильмень-озера вокруг
заморских торговых гостей толпится народ. Сюда пришел Садко со своей заветной
думой. Купцы и настоятели со скоморохами смеются над рассказом гусляра о рыбе
чудной золото-перо, что водится в Ильмень-озере; Садко предложил им биться об
заклад.

Забросил он сеть в озеро и вытащил ее с тремя рыбами золото-перо, а
мелкая рыбешка превратилась в слитки золота. Садко стал самым богатым человеком
в Новгороде. Он собрал дружину, накупил товаров, снарядил тридцать кораблей и
один корабль. Заморские купцы — варяжский, индийский и веденецкий —
рассказывают о далеких странах, чтобы Садко знал, куда держать путь.

Он
простился с женой, с новгородским людом, и корабли отплыли в дальние неведомые
края.

Двенадцать лет плавал Садко, и однажды остановился его
корабль среди моря. Поняли новгородцы, что Морской царь требует дани.

Корабельщики бросали в море бочки с золотом, серебром, жемчугом — все стоит корабль
с поникшими парусами. Они стали метать жребий: кого из них требует к себе царь
Морской, и жребий выпал Садко.

Бросили на воду дубовую доску, и только Садко
ступил на нее, как поднялся ветер, паруса наполнились, и корабль скрылся вдали.

Садко остался один среди синего моря. Он ударил по струнам
своих гуслей, и, словно в ответ, донеслись голоса дочерей царя Морского и
царевны Волховы. Вода заволновалась, расступилась, и гусляр опустился в пучину
моря.

Он оказался в лазоревом подводном тереме перед царем
Морским и царицей Водяницей. Царь приказал Садко петь величальную песню, и так
ему понравилось чудное пение, что он предложил гусляру остаться и взять себе в
жены царевну Волхову. Подводные жители встречают молодых веселыми танцами.

Вот
и сам Садко взялся за гусли, и все царство пустилось в неистовую пляску. На
море поднялась буря, стали тонуть корабли, но появился Старчище могуч-богатырь
и тяжкой палицей выбил гусли из рук Садко. Он возвестил конец власти царя
Морского, а дочери его назначил стать рекой.

Царство подводное погрузилось в
морские глубины и пропало, а Садко с Волховой в раковине, запряженной
касатками, устремился на волю, к Новгороду.

Садко уснул на зеленом берегу Ильмень-озера,
убаюканный пением Волховы. И, лишь уснул, рассеялась морская царевна алым
утренним туманом по зеленому лугу. Садко пробудился, услыхав горестные жалобы
своей жены — Любавы Буслаевны.

Пока они беседовали после долгой разлуки, взошло
солнце, туман растаял, и открылась их взорам река Волхова, а по ней уже бегут к
Ильмень-озеру корабли с дружиной Садко. Навстречу им высыпал народ.

Все дивятся
нежданному возвращению Садко с кораблями, а больше всего — широкой реке
Волхове, которая пролегла от Ильмень-озера до самого синего моря. Садко поведал
о своих чудесных странствиях, и народ восславил гусляра, Волхову-реку и великий
Новгород.

МУЗЫКА

«Садко» — яркий образец эпической оперы, для которой
характерно замедленное, плавное течение действия, воскрешающее дух старинных
былинных сказов. Музыкальные портреты главных действующих лиц даются в широко
развитых вокальных номерах, картины народной жизни и быта — в монументальных
хоровых сценах. Музыка оперы насыщена яркими, выпуклыми контрастами.

Образы сказочного подводного царства, воплощаемые
средствами гибкой, прихотливой мелодики и необычных гармоний, противопоставлены
картинам реальной народной жизни и образам русских людей, в обрисовке которых
главным выразительным средством является русская народная песенность.

Опера открывается величавым оркестровым вступлением «Океан-море
синее».

Картина первая — большая хоровая сцена, насыщенная
буйным весельем. Ее среднюю часть составляют два эпизода: степенная,
неторопливая былина Нежаты и сцена Садко с хором, в центре которой его певучий
речитатив «Кабы была у меня золота казна», незаметно переходящий в арию.
Картина завершается насмешливой и задорной пляской скоморохов, которая
сплетается с музыкой начального хора.

Картина вторая чередует фантастические и лирические
сцены. Краткое оркестровое вступление рисует тихий вечер на берегу
Ильмень-озера и подгатавливает начало задумчиво-печальной песни Садко «Ой ты,
темная дубравушка».

Хор девиц подводного царства с колоратурным пением морской
царевны выдержан в прозрачных светлых тонах и полон безмятежного покоя.
Оживленная хороводная песня Садко сменяется мечтательным и чистым любовным
дуэтом, в который временами вплетаются доносящиеся издали отголоски хороводной
песни.

Прощание Садко и Волховы прерывается таинственными сигналами труб и
призывами Морского царя.

Небольшое оркестровое вступление к третьей картине
предшествует речитативу и арии Любавы, проникнутым глубокой грустью и тоской;
при появлении Садко печаль сменяется радостным оживлением.

В следующей затем
сцене взволнованным, полным любви и озабоченности репликам Любавы
противопоставлены мечтательные фразы Садко; в оркестре звучат мелодии царевны
Волховы.

Решительный речитатив Садко и страстная молитва покинутой Любавы
завершают картину.

Четвертая картина занимает центральное место в
композиции оперы. Она состоит из двух больших частей: монументальной хоровой
сцены (торжище у пристани) и ряда сцен, связанных с Садко.

В первой части
могучие хоры народа, монотонное пение калик перехожих, озорные скоморошьи
припевки и наигрыши, таинственные пророчества волхвов, голоса настоятелей и
Нежаты тесно переплетаются, объединяясь в развернутый ансамбль, подготавливающий
появление Садко.

Читайте также:  Краткое содержание михаэль энде бесконечная книга (история) за 2 минуты пересказ сюжета

Следует ряд речитативных эпизодов (спор с купцами, ловля
рыбы), которые венчаются торжественным хором «Слава, слава тебе, молодой гусляр»
и сверкающим фанфарным лейтмотивом золота.

Обращение Садко к дружине и хоры
дружинников, выдержанные в духе привольной русской песни, обрамляют величавое
пение Нежаты «Как на озере на Ильмене».

Суровая, мужественная песня Варяжского
(скандинавского) гостя сменяется созерцательно-лиричной песней Индийского гостя
и светлой, льющейся широким мелодическим потоком песней Веденецкого
(итальянского; город Веденец — Венеция) гостя. Садко запевает раздольную
русскую песню «Высота ль, высота поднебесная», которую подхватывают дружина и
народ; поддержанная оркестром, она ширится и крепнет, приводя к ликующему,
могучему заключению.

Оркестровое вступление к пятой картине рисует морской
пейзаж (музыка та же, что и во вступлении к опере).

В хоровой сцене Садко с
корабельщиками, передавая их недобрые предчувствия, мелодия песни «Высота ль,
высота» приобретает печальную окраску. Ария Садко (прощание с дружиной) близка
к скорбным протяжным народным напевам.

Широкий оркестровый эпизод, построенный
на темах моря, золотых рыбок и Морского царя, изображает погружение Садко в
морскую пучину (переход к следующей картине).

Картина шестая начинается хором девиц подводного
царства с участием Волховы. К светлой величальной песне Садко «Синее море
грозно, широко» присоединяются голоса Волховы, царя Морского и его дочерей.
Яркими оркестровыми красками переливается «шествие чуд морских».

Радостная
свадебная песня сменяется колоритными танцами речек и ручейков, золотоперых и
сереброчешуйных рыбок. Плясовая песня Садко, вначале спокойная, постепенно
оживляется, превращаясь в неистовую общую пляску. Звучит грозный речитатив
Старчища на фоне могучих аккордов органа.

Симфоническое развитие музыкальных
тем моря, в которое вплетаются голоса Садко и Волховы, приводит к последней,
заключительной картине оперы.

Картина седьмая открывается проникновенной, лирически
теплой колыбельной песней Волховы. Ярким контрастом ей звучат тоскливые
причитания Любавы, переходящие в радостный любовный дуэт. Вновь слышна мужественная
мелодия песни «Высота ль, высота» (появление кораблей), которая служит основой
монументального ансамбля с хором, венчающего оперу мощным, ликующим гимном.



Источник: http://vsekratko.ru/opera/088.html

Римский-Корсаков. Опера «Садко»

Клипер «Алмаз» и Сокол-корабль

В сентябре 1862 года военный парусник клипер «Алмаз» вытянулся на рейд, готовый к заграничному плаванию. 21 октября он поднял якорь, и команда «Алмаза» надолго простилась с Кронштадтом и Россией.

«Мы вступили в полосу северо-восточного пассата и вскоре пересекли тропик Рака. Чудная погода, ровный, тёплый ветер, легко взволнованное море, тёмно-лазоревое небо с белыми кучевыми облаками не изменялось во всё время перехода по благодатной полосе пассата.

Чудные дни и чудные ночи! Дивный, тёмно-лазоревый днём цвет океана сменялся фантастическим фосфорическим свечением ночью. С приближением к югу сумерки становились всё короче и короче, а южное небо с новыми созвездиями всё более и более открывалось. Какое сияние Млечного Пути с созвездием Южного Креста… Вскоре все звёзды обоих полушарий стали видны.

Большая Медведица стояла низко над горизонтом, а Южный Крест поднимался всё выше и выше.

Свет ныряющего среди кучевых облаков месяца в полнолуние просто ослепителен. Чудесен тропический океан со своей лазурью и фосфорическим светом, чудесно тропическое солнце и облака, но ночное тропическое небо на океане чудеснее всего на свете!»

Только человек, по-настоящему влюблённый в море, — моряк или путешественник — мог так восторженно писать о нём.

Действительно, эти строки написаны (впоследствии) одним из гардемаринов — выпускников морского корпуса, — совершивших своё первое большое плавание на клипере «Алмаз».

Однако книга, из которой взят этот отрывок, называется несколько неожиданно: «Летопись моей музыкальной жизни», и автор её — композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков.

Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 6 (18) марта 1844 года в Тихвине Новгородской губернии. К музыке его влекло с самого детства. Но не меньше манило его море.

Одинаково жадно слушал он пение матери и рассказы старшего брата, морского офицера. В шесть лет Ника (так звали мальчика родные) стал заниматься музыкой, а в двенадцать отец привёз его в Петербург и определил в Морской корпус. Две дороги лежало перед будущим композитором, и каждая из них была мила его сердцу. Вторая, быть может, (в двенадцать–то лет) казалась даже милее первой…

В Морском корпусе Николай учился прилежно и ровно, также он продолжал учиться игре на фортепиано.

В 1861 году Римский-Корсаков стал членом «Балакиревского кружка», известного более как «Могучая кучка», куда входили Даргомыжский, Мусоргский, Кюи и — несколько позже — Бородин. По «благословению» и под руководством Балакирева начинающий композитор приступил к созданию своей Первой симфонии. Начало работы над нею совпало с окончанием Морского корпуса.

Римский-Корсаков получил офицерское звание и должен был отправиться в дальнее плавание на клипере «Алмаз».

Плавание продлилось три года (1862-65). Путешествуя по белому свету, новоявленный офицер не отрывался от «Могучей кучки», поддерживал переписку с Балакиревым.

Правда, писать музыку в «каютных» условиях было не так-то легко, на «Алмазе» не было рояля. Всякий раз, когда корабль заходил в порт, композитор опрометью бросался на берег в поисках ресторана, где можно было бы посидеть — нет, не за бокалом вина — за инструментом.

В декабре 1865 года Римский-Корсаков вернулся на родину и наконец-то закончил свою Первую симфонию. Первое её исполнение прошло с большим успехом, и этот успех помог Римскому-Корсакову «решить» свою жизнь: отныне, понял он, она будет связана не с морем, но с музыкой.

  • В 1871 году Римский-Корсаков стал профессором Петербургской консерватории.
  • Профессор Петербургской консерватории, требовательный учитель, высокообразованный музыкант и замечательный композитор, актёр любимых и известных всем опер, романсов, симфонических картин — таким его знает весь мир.
  • Пожалуй, только по какой-то особой подтянутости, стройности его высокой фигуры да ещё по необыкновенной дисциплинированности угадывали консерваторские студенты бывшего морского офицера в своём строгом седом профессоре.
  • Как же случилось, что человек, так сильно любивший море, так чувствовавший его красоту, изменил ему и отдал все свои силы, весь талант, всю жизнь музыке?
  • Не будем торопиться с ответом, а лучше вспомним о том, что произошло в 1897 году — через 35 лет после ухода «Алмаза» в плаванье.
  • В декабре 1897 года в Москве, на сцене частного оперного театра Мамонтова, была поставлена опера Римского-Корсакова «Садко».

И как знать: не будь на свете клипера «Алмаз», — может быть, не ушёл бы в плаванье в неизведанный Окиан-море синее другой корабль — Сокол-корабль весёлого гусляра Садко.

Не двинулся бы по холщовым волнам, мимо рисованных теремов Господина Великого Новгорода, под удалую песню корабельщиков. Не зазвучал бы, провожая корабль, странный и таинственный голос морской царевны Волховы.

Не родилась бы прекрасная музыка «Окиана-моря синего».

Опера «Садко»

Слушание: Интродукция «Океан-море синее». Грозен и могуч «Окиан-море синее», мерно и тяжело катит он свои волны… Звучащий океан.

Эту музыкальную тему даже не назовёшь мелодией, так она проста: все время повторяются три звука, три ноты на фоне рокочущего сначала низко в басах, затем выше, у скрипок, сопровождения.

Но в размеренной неторопливости, в однообразном повторении звуков и заключено все очарование этой музыки: спокойно дышит океан, набегают одна за другой громадные, ленивые волны.

Так начинается опера. Музыка оперного вступления обычно рассказывает о самом главном. Слушая вступление к «Садко», сразу же можно понять, что главное — это «Окиан-море синее».

Слушание: Ария Садко «Кабы была у меня золота казна». Не богат, не чванлив молодой гусляр Садко, не ладит он с именитыми купцами новгородскими, не поёт песни о богатстве их и знатности. О дальних странах, о реках и морях неизведанных мечтает Садко в своих песнях, о странствиях морских, что прославят его родной Новгород.

  1. Кабы была у меня казна,Кабы была дружинушка хоробаяПробегали б мои бусы-корабли,
  2. Объезжали б моря, моря синие…

Но нет у Садко ни казны золотой, ни дружины хороброй — беден гусляр; а кто бедному поможет? Только насмехаются именитые.

Слушание: Песня Садко «Ой ты, тёмная дубравушка». Светлая летняя ночь. Тишина. Крутой берег Ильмень-озера. С невесёлыми мыслями приходит сюда Садко.

 Грустит Садко у любимого Ильмень-озера, смотрит на воды глубокие, тихо перебирает струны на гуслях.

Отвергнутый самодовольной знатью, непонятый и осмеянный новгородским людом, он обращается за сочувствием к природе, изливая в песне свою тоску-кручинушку.

Слушание: Сцена появления лебедей и их волшебного превращения. Вышли на берег лебеди и обернулись красными девицами. Это дочери Морского царя с подружками. А среди них — самая прекрасная, любимица отца, Волхова-царевна.

О великом царстве морском, о грозном своём отце рассказывает гусляру Волхова… Помните фантастическое свечение океана? Не оно ли подсказало, навеяло композитору этот удивительный рассказ о чудесах морских?

Опять мерно заплескалась, зарокотала музыка Океана: только теперь вместе с ней звучит и другая тема: как отблески драгоценного металла, мелькают в ней звонкие голоса труб — рыбки златопёрые. Их подарила Волхова Садко за песни.

Слушание: Песня Садко  «Заиграйте, мои гусельки». По просьбе Волховы Садко заводит игровую песню «Заиграйте, мои гусельки». В награду за песню Волхова обещает Садко, что он поймает трёх рыбок «золотое перо», которые принесут ему богатство и славу.

Заколыхалась вода в озере — поднялся из глубины сам грозный Царь Морской. Отрывист и странен голос Морского Царя, зовущего дочерей, мрачно и беспокойно звучит его музыка. В ней мы явственно различаем знакомую тему Океана.

Клекочет по-лебединому флейта, затихло, успокоилось озеро — исчез Царь Морской и девицы красные. А на берегу рыбки златопёрые обернулись чистым золотом.

Вот и исполнилась заветная мечта Садко. Стоят на Ильмень-озере снаряжённые в путь корабли. Впереди всех Сокол-корабль: на нем поплывёт сам Садко, на других — товарищи верные.

  • Слушание: Песня Варяжского гостя «О скалы грозные дробятся с рёвом волны».
  • Слушание: Песня Индийского гостя «Не счесть алмазов в каменных пещерах».
  • Слушание: Песня Веденецкого гостя «Город каменный, городам всем мать».
  • Чтобы знал Садко, куда держать ему путь, заморские гости рассказывают ему о своих странах.

Слушание: Песня Садко с хором «Высота ли, высота поднебесная». Алое заходящее солнце освещает паруса отплывающих кораблей. Садко с дружиной запевает матросскую песню: «Высота ли высота поднебесная, глубота, глубота — окиан-море, широко раздолье по всей земли, глубоки омуты днепровские!»

Здравствуй, Окиан-море синее! Прими богатого гостя новгородского, гусляра весёлого с дружиной его храброй!

Десять лет плавает Садко по Окиану-морю, да не платит дани Царю Морскому. Вот и встал Сокол-корабль посреди моря синего. Все корабли вдаль плывут, а Сокол-корабль только покачивается на волнах с повисшими парусами. Не пускает Морской Царь Садко. К себе, на дно морское, зовёт.

И вот Садко велит бросать с корабля в море бочки с красным золотом, чистым серебром и скатным жемчугом. Но не это, оказывается нужно царю морскому. Нужен ему сам Садко. А точнее, нужен он Волхове-царевне. Садко прощается со своей дружиной. Должен Садко опуститься в царство Лазоревое, откупиться песнями от царя.

Слушание: Сцена погружения Садко в глубину океана. Прощается Садко с друзьями — и вот он уже на дне морском. То ли гость, то ли пленник царя морского. Оркестр исполняет Интермеццо — музыкальную картину необычайной красоты, рисующую погружение Садко в морскую бездну.

Тоненько позвякивают тарелки; очень мягко, затаённо звучат медные инструменты, колышутся пассажи струнных. Все музыкальные темы-мелодии чем-то неуловимо похожи одна на другую, все они словно окрашены волнующим лазоревым светом подводного царства.

Русский композитор и музыкальный критик Александр Серов так писал об этой музыке:  «Она, действительно, переносит нас вглубь волн — это что-то «водяное», «подводное» настолько, что никакими словами нельзя бы выразить ничего подобного. Сквозь таинственную среду морской струи вы видите, как возникают, точно привидения, не то величественные, не то смешные фигуры старого Морского Царя и его гостей».

Слушание: Величальная песня Садко. И в этом плавном, «текучем» мире раздаётся весёлая плясовая песня. Садко играет и поёт величальную песню «Синее море грозно, широко».

Слушание: Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок. Пляшут под гусли Садко чуда морские… Взволновалось море синее. А когда заплясал сам Царь Морской, — поднялась на море буря небывалая.

Читайте также:  Краткое содержание дойл затерянный мир за 2 минуты пересказ сюжета

Слушание: Сцена появления Видения — Старчища могуч Богатыря. Бурлит, мечется знакомая музыка Океана, будто вихрь подхватил мощное звучание оркестра, сильнее, громче… И — оборвалась музыка. Вступил орган. Это Старчище могуч-богатырь тяжёлой свинцовой палицей выбил гусли из рук Садко. «Не ко времени расплясался, Царь Морской, тонут корабли от твоей пляски».

Спокойно и ясно звучит музыка. Исчезло подводное царство, как волшебный странный сон. Садко и Волхова поднимаются наверх, к людям.

Слушание: Колыбельная песня Волховы. Снова берег Ильмень-озера. Спит Садко. Нежно баюкает его Волхова, прощается морская царевна с красивым молодцем. С первыми лучами утренней зари рассеется по зелёному лугу алым туманом сказочная царевна, превратится в широкую реку Волхову. По Волхове-реке приплывут в Великий Новгород корабли Садко.

Слушание: Финал. Песня Садко и хора. Ликует Господин Великий Новгород. Славит гусляра: «За песню отдал Царь Морской Садку царевну Волхову, и протекла река, быстра и глубока».

«Морю синему слава», — поёт народ. А в аккорды хора вплетается тема Океана. В последний раз звучит она в опере. Звучит мощно, торжественно, завершая былину о Садко.

Да, сильный, яркий талант, огромная любовь к музыке победили в споре между моряком и композитором.

Краткое содержание оперы

На пиру молодой гусляр Садко укоряет богатых новгородских купцов за то, что не хотят они покидать насиженных мест и поехать в далёкие моря и неведомые страны. Упрёки Садко не по нраву именитым купцам. «Зелен нас учить, молод нас корить!». С угрозами изгоняют они Садко с пира.

Садко уходит к Ильмень-озеру. На берегу садится на белгорюч камень. Играя на гусельках яровчатых, запевает грустную песню. На озере появляется стая белых лебедей и серых уток; неожиданно они превращаются в красных девиц. Среди них — прекрасная Волхова, дочь Морского Царя.

Очарованный красотой Морской Царевны, Садко до утра поёт ей песни, рассказывает о своих думах. На рассвете Волхова покидает Садко, пообещав ему волшебный подарок — три рыбки — «золото перо». «Закинешь сеть, поймаешь их, богат ты будешь и счастлив, объедешь синие моря, увидишь дальние края».

В раздумье возвращается Садко домой, где всю ночь напрасно ожидала его жена — Любава Буслаевна.

На пристани, у Ильмень-озера, Садко предлагает настоятелям новгородским биться об заклад: если сети вытащат из вод Ильмень-озера три рыбки — «золото перо», настоятели отдадут ему все лавки с товарами; если же не окажется рыбок — купцы вольны снять голову с плеч Садко.

Купцы согласны. Сеть закинута — и когда её вытаскивают, то Садко вынимает из неё три рыбки — «золото перо». Молодой гусляр великодушно оставляет купцам их лавки: он и без того стал богат — вся рыба в неводе превратилась на глазах изумлённой толпы в золотые слитки.

Садко снаряжает на это золото корабли с товарами, собирает «дружину хоробрую» и отправляется в дальние странствия.

Много лет плавал Садко по морям-океанам. Но вот его корабль остановлен среди моря какой-то враждебной силой.  Это Морской Царь требует выкупа. Дружина бросает в море бочки с золотом, серебром и скатным жемчугом. Но, несмотря на уплату богатой дани, «все корабли, что соколы плывут, а Сокол-то корабль один на море стоит». Догадывается Садко, что Морской Царь требует иной дани — самого Садко.

Молодой гусляр спускается на дно морское. Грозно встречает гостя Морской Царь. Но стоило запеть Садко — и Царь смягчил свой гнев.

Покорённый искусством Садко, он решает женить его на младшей дочери — прекрасной Волхове. Всё подводное царство собирается на свадебный пир. После обряда величания начинается общее веселье.

От бешеной пляски поднимается буря на море — тонут корабли, гибнут люди. В разгар пляски появляется Старчище — Могуч Богатырь. Он выбивает гусли из рук Садко — и пляска сразу обрывается.

Старчище лишает Царя Морского власти над водной стихией, а Садко и Волхове приказывает подняться на землю.

Заключительная картина — на берегу Ильмень-озера. Волхова поёт прощальную колыбельную песню над спящим Садко и, рассеиваясь туманом, превращается в реку.

Очнувшись от волшебных чар, Садко радостно приветствует Любаву и новгородцев. Все с изумлением и восторгом смотрят на новую широкую Волхову-реку у стен своего города.

Торжественными возгласами толпы «Морю синему слава! Волхове-реке слава!» заканчивается опера.

Презентация

В комплекте:1. Презентация — 29 слайдов, ppsx;2. Звуки музыки:    Римский-Корсаков. Опера «Садко» (фрагменты):        Интродукция «Океан-море синее», mp3;        Ария Садко «Кабы была у меня золота казна…», mp3;        Песня Садко «Ой ты, тёмная дубравушка…

», mp3;        Сцена появления лебедей и их волшебного превращения, mp3;        Песня Садко «Заиграйте мои гусельки…», mp3;        Песня Варяжского гостя «О скалы грозные дробятся с рёвом волны…», mp3;        Песня Индийского гостя «Не счесть алмазов в каменных пещерах…

», mp3;        Песня Веденецкого гостя «Город каменный, городам всем мать…», mp3;        Песня Садко с хором «Высота ли, высота поднебесная…

», mp3;        Сцена погружения Садко в глубину океана, mp3;        Величальная песня Садко, mp3;        Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок, mp3;        Сцена появления Видения — Старчища Могуч Богатыря, mp3;        Колыбельная песня Волховы, mp3;        Финал. Песня Садко и хора, mp3;

3. Сопровождающая статья, docx.

Источник: http://music-fantasy.ru/materials/rimskiy-korsakov-opera-sadko

Садко (опера) — это… Что такое Садко (опера)?

«Садко́» — опера Николая Римского-Корсакова в семи картинах. Либретто написано самим композитором на основе русских былин о гусляре Садко. Впервые поставлена в Частной опере Солодовникова в Москве под управлением Евгения Эспозито в 1897 году.

Воплощать в музыке легенду о Садко Римский-Корсаков начал ещё в 1867 году, когда написал симфоническую поэму под одноимённым названием. Темы из этого сочинения впоследствии вошли в оперу.

В музыке оперы Римский-Корсаков активно использует русские народные темы и «морские» лейтмотивы.

В отличие от традиционного деления оперы на действия, «Садко» состоит из семи картин, которые при постановках разделяют либо на три действия, либо на пять.

Содержание оперы главным образом заимствовано из различных вариантов былины «Садко богатый гость», в соединении со сказками из сборника Афанасьева «Народные русские сказки». Время действия, обычно относимое в былине к XI—XII векам, перенесено в опере в полусказочную-полуисторическую эпоху только что водворившегося в Новгороде христианства, когда ещё сильны были старые языческие верования.

Многие речи, а также описания декораций и сценических подробностей, упомянутые в партитуре, заимствованы целиком из различных былин, песен, заговоров, причитаний.

Былина о Волхве Всеславиче и песня о Соловье Будимировиче взяты прямо из народного эпоса, лишь с надлежащими сокращениями и изменениями.

Поэтому в либретто зачастую сохранён былинный стих с его характерными особенностями (частицами «а», «а и» и др.)[1]

Действующие лица

  • Фома Назарыч и Лука Зиновьич, старшина и воевода новгородские — бас и тенор;
  • Садко, гусляр, певец, купец  — тенор;
  • Любава Буслаевна, его жена — меццо-сопрано;
  • Нежата, молодой гусляр — контральто;
  • Дуда и Сопель, скоморохи — бас и тенор;
  • Варяжский гость — бас;
  • Индийский гость — тенор;
  • Веденецкий (венецианский) гость — баритон;
  • Царь Морской — бас;
  • Волхова́[2], царевна, его дочь — сопрано;
  • Старчище, могуч-богатырь в образе калики перехожего — баритон

Новгородский люд, торговые гости, дружина Садко, скоморохи, калики перехожие, девицы — белые лебеди и чуда морские.

Место действия — Новгород и море-океан. Время действия — полусказочное, полуисторическое.

Содержание

Действие первое

Пир в богатых хоромах братчины (торговой артели) в Новгороде. Нежата, наигрывая на гуслях, поёт былину о Волхве Всеславиче. Входит Садко, гости обращаются к нему с просьбой спеть им про славу Новгорода. Но Садко корит купцов за пустую похвальбу.

Он мечтает о странствиях, чтобы далеко по просторам земли разнести славу Новгорода. Одна часть присутствующих хвалит Садко за песню, другая, бо́льшая часть — возмущается похвальбой и смелым порицанием их жизни. Подымается шумный спор, многие подступают к Садко и гонят его с пира.

Садко уходит и заявляет, что больше не станет петь им своих песен, пусть они живут по старине, как хотят. После его ухода пир продолжается. Скоморохи Дуда и Сопель поют потешную песнь про возгордившегося дурня (подразумевая Садко), который вздумал учить именитых гостей уму-разуму.

Гости хохочут, общее веселье.

Действие второе

Картина первая. Жаркая ночь на берегу Ильмень-озера. Садко, сидя на камне, поет печальную песню. На поверхности озера появляется стая белых лебедей, которые тут же оборачиваются красными девицами. Среди них и Волхова, дочь Морского царя и царицы Водяницы, с сёстрами. Они водят хоровод под музыку Садко.

Гусляр поражён красотой царевны и, когда прочие красные девицы скрываются в глубине леса, он обращается к ней со словами любви и восторга. Царевна отвечает ему признанием, что любит его за чудные песни.

Она открывает ему своё происхождение, и на прощание дарит трёх золотых рыбок, которые попадут в его сети, как только он закинет их в Ильмень. Эти рыбки принесут Садко счастье и, когда он пойдёт с ними в дальние моря, то сделается богатым. Царевна же обещает ему терпеливо ждать его возвращения.

Близится утро, из озера слышен голос Царя Морского, он зовёт своих дочерей домой в пучину вод. Девушки вновь оборачиваются белыми лебедями и уплывают вдаль.

Картина вторая. Светлица в тереме Садко. Утро. Любава ждёт своего мужа, Садко, которого не было всю ночь. Она говорит про себя, что Садко больше не любит её, что он грезит о подвигах и богатырской славе, а к ней неласков. Входит Садко, жена радостно бросается ему навстречу. В задумчивости он отстраняет её от себя и садится на скамью.

Он не может ещё отделаться от впечатления, пережитого ночью, и думает о том счастье, которое обещала ему царевна. Любава тревожно спрашивает, не обидели ли его на пиру. Он отвечает, что над ним действительно насмеялись пьяные гости. Затем он опять задумывается и вдруг восклицает: «Ай же ты, Царевна прекрасная, я ли жених тебе? Ты ли невеста мне?».

Любаву пугают его странные слова. Садко поднимается с места и хочет уходить, жена останавливает его вопросом, что он задумал и куда идёт. Садко отвечает, что он идёт на площадь побиться о большой заклад, так как знает тайну про золотую рыбку из озера Ильмень. Любава, предчувствуя недоброе в его замысле, умоляет его со слезами не губить себя.

Садко отталкивает жену от себя и поспешно уходит.

Действие третье

Пристань в Новгороде на берегу Ильмень-озера. Около пристани корабли. На берегу толпится масса народу, окружая торговых гостей — новгородских и заморских. Тут же и калики перехожие, поющие стих о Голубиной книге, скоморохи, потешающие народ и прочий люд. Входят оба настоятеля города — старшина и воевода, затем появляется Садко.

Поклонившись гостям, он заявляет, что в Ильмень-озере водится рыба с золотой чешуёй. Настоятели смеются над его словами, тогда Садко предлагает им побиться о большой заклад: пусть они заложат свои лавки с товаром, а он — свою буйную голову. Настоятели принимают вызов и держат пари. Садко из лодки закидывает в воду сеть.

Из глубины озера доносится голос Морской царевны, подтверждающей своё обещание. Сеть вытаскивают, и в неё находят трёх золотых рыбок. Все поражены этим чудом, а настоятели удручены, потеряв всё своё состояние. Садко велит осмотреть невод — не осталось ли там мелкой рыбы. Оказывается, всё рыба в неводе превратилась в слитки золота.

Садко вызывает «младшую бедную братию» к себе в дружинники, приказывает им взять его золото, выкупить в Новгороде все товары и, нагрузив ими корабли, отправиться с ними за моря, в дальние края. Быстро набирается дружина, которая принимается исполнять поручения Садко и нагружает корабли закупленными товарами.

Садко великодушно возвращает настоятелям выигранные у них лавки, вызывая этим ещё больший восторг толпы. Затем Садко обращается к заморским гостям с просьбой рассказать, куда ему направить свой путь. Три заморских посла — варяжский, индийский и веденецкий (венецианский) — выступают по очереди и поют национальные песни, каждый про свою страну.

Читайте также:  Краткое содержание рассказов василия белова за 2 минуты

Больше всего слушателям нравится рассказ Веденецкого гостя, и народ советует Садко отправиться в Веденец (Венецию). Садко благодарит гостей и обещает побывать в их странах. Прощаясь с новгородцами, он просит настоятелей позаботиться о его жене, которую оставляет в одиночестве. Появляется Любаша.

Узнав о предстоящем отъезде мужа, она умоляет его с плачем не покидать её и не подвергать свою жизнь опасности. Но Садко отвечает, что его решение бесповоротно, затем прощается с женой и окружающими и садится на корабль с дружиной. Корабль отплывает, провожаемый восторженными криками народа. Садко запевает песню, подхватываемую дружиной.

Действие четвёртое

Картина первая. Прошло двенадцать лет. Посредине открытого моря стоит корабль Садко, не трогаясь с места.

Корабельщики бросают в море бочки с золотом, серебром и жемчугом как дань Морскому царю за то, чтобы он не удерживал корабль и отпустил его вслед за остальными кораблями, которые вольно плывут по морю.

Видя, что бросание в море дани не помогает беде, Садко предполагает, что Морской царь требует человеческой жертвы, и предлагает бросить жребий, кому опуститься на дно. Дружина бросает жребий, и он достаётся Садко. Он догадывается, что не Царь, а Царевна Морская требует его к себе.

Он сходит по ступенькам в море, становясь на положенную на воду доску. Тотчас же паруса надуваются, и корабль уплывает. Садко остаётся один на море. Из глубины к нему доносится голос Царевны: «Ты верен был мне двенадцать лет, до веку я твоя, Садко!». Затем Садко с доской опускается в морскую глубину.

Картина вторая. Там он оказался в лазоревом подводном тереме перед царем Морским и царицей Водяницей. Царь приказал Садко петь величальную песню, и так ему понравилось чудное пение, что он предложил гусляру остаться и взять себе в жены царевну Волхову. Подводные жители встречают молодых веселыми танцами.

Вот и сам Садко взялся за гусли, и все царство пустилось в неистовую пляску. На море поднялась буря, стали тонуть корабли, но появился Старчище могуч-богатырь и тяжкой палицей выбил гусли из рук Садко. Он возвестил конец власти царя Морского, а дочери его назначил стать рекой.

Царство подводное погрузилось в морские глубины и пропало, а Садко с Волховой в раковине, запряженной касатками, устремился на волю, к Новгороду.

Действие пятое

Луг вблизи Ильмень-озера. Садко спит на берегу, около него стоит Морская Царевна и убаюкивает его песней. Занимается заря. При виде рассвета Царевна прощается с Садко, говоря, что пришла пора её обернуться быстрой речкой и лечь в крутые берега рядом с её милым другом. Она рассеивается утренним туманом по лугу.

Слышен голос Любавы, тоскующей о своём муже. Увидев Садко, она с криком радости бросается к нему. Садко, пробудившись, озирается кругом, недоумевая, где он находится, наяву ли с ним произошло всё предыдущее или же во сне. Радостно обнимает он жену и говорит ей, что вернулся навсегда и теперь они заживут счастливо и безмятежно.

Оглянувшись, они видят, что на месте, покрытом раньше туманом, образовалась широкая река, впадающая в Ильмень, а по реке плывут корабли Садко, спеша пристать к берегу. Садко объясняет своей жене, что Царь Морской, пленённый его песнями, отдал ему свою дочь, которая превратилась теперь в реку Волхову.

В это время корабли пристают к берегу, с них сходит дружина. Со всех сторон сбегается народ. Все удивляются чуду — появлению на этом месте реки и возвращению Садко, и восторженно его приветствуют.

Садко повторяет перед народом рассказ о своём чудесном пребывании на дне морском и просит всех помолиться за могучего богатыря, который усмирил Царя Морского и повелел его дочери пролиться Волховой-рекой у Новгорода. Общее торжество.

Постановки

Дискография

  • Исполнители: Садко — Никандр Ханаев, Волхова — Валерия Барсова, Любава — Елена Грибова, Нежата — Бронислава Златогорова, Варяжский гость — Марк Рейзен, Индийский гость — Павел Чекин, Веденецкий гость — Давид Гамрекели, Морской царь — Иван Петров, Дуда — Иван Скобцов, хор и оркестр Большого театра СССР, дирижер — Василий Небольсин, 1946—1947 гг.
  • Исполнители: Садко — Георгий Нэлепп, Волхова — Елизавета Шумская, Океан — Сергей Красовский, Любава — Вера Давыдова, Нежата — Елизавета Антонова, Варяжский гость — Марк Рейзен, Индийский гость — Иван Козловский, Веденецкий гость — Павел Лисициан, хор и оркестр Большого театра СССР, дирижер — Николай Голованов, 1949 год.
  • Исполнители: Садко — Владимир Петров, Любава — Лариса Авдеева, Окиан-море — Алексей Гелева, Волхова — Вера Фирсова, Варяжский гость — Александр Ведерников, Индийский гость — Алексей Масленников, Веденецкий гость — Юрий Мазурок, Нежата — Валентина Левко, Дуда — Виктор Горбунов, хор и оркестр Большого театра, СССР, дирижер — Евгений Светланов, 1964 год.
  • Исполнители: Садко — Владимир Атлантов, Волхова — Тамара Милашкина, Любава — Ирина Архипова, Нежата — Нина Григорьева, Варяжский гость — Александр Огнивцев, Веденецкий гость — Александр Ворошило, Индийский гость — Лев Кузнецов, Морской царь — Борис Морозов, Видение — Юрий Григорьев, хор и оркестр Большого театра СССР, дирижер — Юрий Симонов, 1980 год.
  • Исполнители: Садко — Владимир Галузин, Волхова — Валентина Цыдыпова, Океан — Сергей Алексашкин, Любава — Марианна Тарасова, Нежата — Лариса Дядькова, Варяжский гость — Булат Минжилкиев, Индийский гость — Гегам Григорян, Веденецкий гость — Александр Гергалов, хор и оркестр Мариинского театра, дирижер — Валерий Гергиев, 1994 год.

Примечания

  1. Римский-Корсаков Н. А. Садко. Опера-былина (клавир). — Л., Музыка, 1975
  2. Женское окончание Волхова́ — царевна Волхова́-река — дано на основании свидетельства Афанасьева о таковых окончаниях древних названий рек, как например, Днепра́-река (Римский-Корсаков Н. А. Садко. Опера-былина (клавир). — Л., Музыка, 1975)

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/497729

-Римский-Корсаков Н.А.(3 оперы) — Коваленко О.Н. учитель музыки лицей №533

ОПЕРА «САДКО»  Жил в Новгороде гусляр Садко, пел песни на пирах и праздниках. Но хотелось ему увидеть дальние страны, рассказать о своём богатом крае. Собрались как-то на пир именитые купцы, позвали Садко. Не сдержался гусляр во время богатого застолья, упрекнул купцов в том, что не возят они новгородские товары в другие государства и княжества, совсем обленились. Рассердились купцы и прогнали Садко с праздника.Расстроенный гусляр пришёл к озеру Ильмень, сел на берегу и задумался. Вдруг по водной глади заскользили три белых лебедя. Добравшись до берега, превратились они в красивых девушек. Это были дочери морского царя. Младшая из сестёр, которую звали Волхова, давно любила Садко за его чудесные песни. Гусляр рассказал ей о своей мечте, и девушка обещала ему помочь…….Вступление океан-море синееОПЕРА «СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ»Зимним вечером в деревенской светлице три сестры сидят за пряжей. Старшая и средняя хвастают своей красотой и дородством, а младшая молчит. За кротость и скромность сестры считают ее дурочкой и заставляют работать на себя. Размечтались они, чем каждая прославилась бы, если бы царь взял ее замуж. Старшая хвалится задать невиданный пир, средняя — в одиночку наткать на весь мир полотна, а младшая пообещала родить для батюшки-царя богатыря-сына. Все это слышал притаившийся под окошком царь Салтан. Он входит в светлицу и объявляет решение: жить всем троим во дворце, старшей быть поварихой, средней — ткачихой, а младшей — царевой женой. Царь ушел с младшей сестрой, а две другие да Бабариха стали советоваться, как расстроить счастье удачливой дурочки, и задумали они обмануть Салтана……Полёт шмеляОПЕРА «ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК»Опера «Золотой петушок» была написана на основе одноименного произведения А. С. Пушкина. Опера является последним творением Н. А. Римского – Корсакова. Опера состоит из 3 действий.В зал вошел звездочет и подарил царю Золотого петушка, который будет защищать и предупреждать народ о приближающейся опасности. В награду Додон обещал выполнить его первое желание. Золотого петушка поставили под башней вместо часового. Успокоившись, Додон лег спать. По велению Золотого петушка, царь Додон видел во сне чудо – красавицу. Царь увлекся сном. Наутро петушок прокричал о вражеском нападении…….Вступление Источник: Краткое содержание оперы Садко Римского-Корсакова за 2 минуты пересказ сюжета

Источник: https://www.sites.google.com/site/nasamuzyka2013/rimskij-korsakov-n-a

Опера "Садко": ответы на популярные вопросы

Главная » Публикации » Опера “Садко”: ответы на популярные вопросы

Краткое содержание оперы Садко Римского-Корсакова за 2 минуты пересказ сюжетаФ. Федоровский. Корабль Садко. Эскиз декорации к опере Н. А. Римского-Корсакова. “Садко”. Масло, 1949

В Большом театре заканчивается серия премьерных показов “Садко” в постановке Дмитрия Чернякова. Ниже – ответы на несколько популярных вопросов об этой опере вообще и постановке в частности.

Кто такой Садко?

Садко – бедный новгородский гусляр, который зарабатывал тем, что играл на пирах.Однажды Садко не был зван на гулянья несколько дней подряд, тогда он пошел к Ильмень-озеру и стал играть на пустом берегу.

Его услышал Морской царь, он же – в благодарность за “утешение” – подсказал, как выбраться из нищеты.Вняв его советам, гусляр становится богатым купцом, но через время попадает в бурю и вынужден броситься в воду.

Морской царь встречает Садко в своем подводном царстве и требует играть, а потом предлагает жениться на одной из морских девиц.

Спасителем героя из плена становится святой Микола Можайский (или Николай Чудотворец, которого Римский-Корсаков превращает в богатыря Старчище). Именно такую версию рассказывает нам сохранившийся цикл новгородских былин.

Когда опера “Садко” была поставлена впервые?

“Пусть вместо этой оперы дирекция подыщет что-нибудь повеселее”, – так Николай II отреагировал на предложение поставить “Садко” в Мариинском театре.Там его все же показали в 1901, но премьера состоялась в другом месте несколькими годами ранее: в 1897 году в Московской частной русской опере Мамонтова, где снискала восторги публики.

До Большого театра творение Римского-Корсакова добралось к 1906. Ставилось там еще четырежды – в 1930, 1935, 1949 и 1976 годах.

Почему Римский-Корсаков решил взяться за былину? И есть ли еще оперы-былины?

Сама задумка создать оперу на основе былины появилась у композитора в 1894 году. Это был тяжелый для него период: смерть сына Святослава, а затем дочери Марии спровоцировали серьезный творческий кризис.

Подогревала его и утрата интереса к собственным работам – “Млада” и “Ночь перед Рождеством” отклика у зрителей и критиков не нашли.

Три года работы над “Садко”, тем не менее, стали для него этапом возвращения к творчеству.

Для новой оперы композитор решил еще раз обратиться к фольклорной тематике – но дело не только в том, что сказка “Снегурочка” до этого принесла ему грандиозный успех, но и в “тяготении к древнему русскому обычаю и языческому пантеизму“, как писал он в своих дневниках.

Брали древнерусские памятники за основу и другие композиторы. Так, “Слово о полку Игореве” Александр Бородин переработал в оперу “Князь Игорь”. Чуть менее известный пример – опера Александра Гречанинова “Добрыня Никитич”.

Кто создавал декорации для оперы “Садко”?

Константин Коровин создавал декорации для премьеры “Садко” в 1897 году. Он же оформлял спектакль Большого театра в 1906 году.Иван Билибин оформлял постановку 1914 года на сцене оперного театра при петербургском Народном доме.А вот брат Виктора Васнецова Аполлинарий Васнецов создал декорации для спектакля в Мариинке.

Нельзя не вспомнить еще одного мастера – Николая Рериха. Он создал оформление оперы для постановки в Лондоне (задумка принадлежит Сергею Дягилеву), но спектакль не состоялся. Отдельные эскизы художника, как и его предшественников, использованы в новой постановке Дмитрия Чернякова.

Какова продолжительность оперы “Садко”?

Спектакль в Большом театра (постановка Дмитрия Чернякова), где купюры весьма незначительны, начинается в 19.00 и заканчивается примерно в 22.50.

Где можно почитать отзывы о спектакле “Садко” в постановке Дмитрия Чернякова?

На ClassicalMusicNews.Ru есть тег опера “Садко”, по которому можно найти многие публикации об этой премьере.

По мотивам публикации Инги Бугуловой, “РГ“

Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку:

Краткое содержание оперы Садко Римского-Корсакова за 2 минуты пересказ сюжета
Кстати:

Источник: https://www.ClassicalMusicNews.ru/articles/sadko-faq/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector