Краткое содержание оскар и розовая дама шмитт за 2 минуты пересказ сюжета

^^

Краткое содержание Оскар и Розовая Дама Шмитт за 2 минуты пересказ сюжета
Шмитт Эрик-Эмманюэль
Название: Оскар и Розовая дама
Жанр: Современная проза
Серия: Белая серия (мини)
ISBN: 5-91181-728-4, 978-5-91181-728-2
Издательский дом: Издательство ''Азбука-классика''
Год издания: 2005
Аннотация:  Эрик-Эмманюэль Шмитт — мировая знаменитость, он признан как самый читаемый и играемый на сцене французский автор. Это модный, блестящий и вместе с тем глубокий писатель, которого волнуют фундаментальные вопросы морали и смысла жизни, темы смерти, религии. В каждой из повестей, входящей по его замыслу в «Цикл Незримого»: «Оскар и Розовая Дама», «Мсье Ибрагим и цветы Корана» и «Дети Ноя», — раскрывается тема отношения человека к одной из мировых религий: христианству, мусульманству, иудаизму. Критика и публика сходятся на том, что перед нами тот редчайший случай, когда ни один читатель не может остаться равнодушным. Перевод с французского Александра Браиловского, Галины Соловьевой, Дарьи Мудролюбовой.
Данная книга недоступна в связи с жалобой правообладателя. Вы можете прочитать ознакомительный фрагмент книги.

Отзывы читателей

Ирина, 2014-05-12 14:23:26 √ Оксана, 2014-11-21 14:20:34 √ Николай, 2016-01-16 16:15:35 √ Софья Юрьевна, 2016-03-18 18:48:25 √ Олег, 2017-11-29 14:10:00 √ Лариса, 2019-06-15 14:40:47

Источник: https://royallib.com/book/shmitt_erikemmanyuel/oskar_i_rozovaya_dama.html

Читать онлайн "Оскар и Розовая дама" автора Шмитт Эрик-Эмманюэль — RuLit — Страница 2

— С моей операцией ничего не вышло, ведь так, Бабушка Роза?

Бабушка Роза не ответила. Это был ее способ говорить «да». Уверившись, что я ее понял, она склонилась ко мне и умоляюще произнесла:

— Разумеется, я тебе ничего не говорила. Поклянись!

  • — Клянусь.
  • Мы ненадолго замолчали, чтобы свыкнуться с новыми соображениями.
  • — Оскар, — внезапно сказала она, — а что если написать Богу?
  • — О нет, только не вы, Бабушка Роза!

— Что? Почему не я?

— Не вы! Я-то думал, вы не можете обманывать.

— Но я тебя не обманываю.

— Тогда почему вы заговорили о Боге? Хватит, я уже слышал байку про Деда Мороза. Одного раза достаточно!

— Но Оскар, между Богом и Дедом Морозом нет ничего общего.

— Нет, есть. Это одно и то же. Акционерное общество «Запудривание мозгов и компания»!

— Ты воображаешь себе, что я, проведя тридцать лет на арене, из ста шестидесяти пяти боев выиграв сто шестьдесят, из них сорок три нокаутом, я, Душительница из Лангедока, могу хоть на секунду поверить в Деда Мороза?

— Нет.

— Так вот, в Деда Мороза я не верю, я верю в Бога. Когда так говорят, это точно другое дело.

— А зачем мне писать Богу? — спросил я.

  1. — Тебе будет не так одиноко.
  2. — Не так одиноко с кем-то, кого не существует?
  3. — Сделай, чтобы он существовал.
  4. Она склонилась над моим изголовьем:

— Стоит тебе поверить в него, и он с каждым разом будет становиться чуть более реальным. Прояви упорство, и он действительно будет существовать для тебя. И тогда это принесет тебе благо.

— Что же мне написать ему?

— Поверь ему свои мысли. Невысказанные мысли навязчивы, они тяготят, печалят тебя, лишают подвижности, не дают прорезаться новым мыслям. Если их не высказывать, то мозг превратится в вонючую свалку старых мыслей.

— Ну допустим.

— И потом, учти, Оскар, обращаясь к Богу, можно каждый раз просить лишь что-нибудь одно. Запомни, только одно!

— Бабушка Роза, да он просто слабак, этот ваш Бог. Аладдин с его джинном и лампой и то мог загадать целых три желания.

— Но разве не лучше одно желание в день, чем три за всю жизнь?

— О'кей. Итак, я могу попросить у него что угодно? Игрушки, конфеты, машину…

— Нет, Оскар. Не путай Бога с Дедом Морозом. Ты можешь просить у него только о духовных вещах.

  • — Например?
  • — Например, о храбрости, терпении, просветлении.
  • — Ага, понятно.
  • — Кроме того, Оскар, ты можешь подсказать ему, чтобы он проявил милосердие к другим.
  • — Ну уж фигушки, Бабушка Роза, всего одно желание в день — я уж точно приберегу его для себя!

Ну вот, Бог, это мое первое письмо к тебе. Я немножко рассказал, какую жизнь веду здесь, в больнице, где меня рассматривают как помеху медицине. Теперь прошу тебя, внеси ясность: удастся ли мне выздороветь? Ответь: да или нет. Это, вроде, не слишком сложно. Да или нет. Ненужное зачеркнуть.

До завтра. Целую,

Оскар

P. S. У меня нет твоего адреса, как же отправить тебе это письмо?

* * *

Дорогой Бог!

Браво! Ну ты силен. Не успел я отправить тебе письмо, как уже получил ответ. Как это у тебя выходит?

Сегодня утром, когда я играл в холле в шахматы с Эйнштейном, Попкорн заглянул туда, чтобы предупредить меня:

— Здесь твои родители.

— Мои родители? Не может быть. Они приезжают только по воскресеньям.

— Я видел их машину, красный джип с белым верхом.

— Да быть не может.

Пожав плечами, я вернулся к шахматной доске. Но не мог сосредоточиться, к тому же Эйнштейн прихватил мои фигуры, и это меня еще сильнее взвинтило. Его зовут Эйнштейн вовсе не потому, что он умнее других, просто у него голова в два раза больше. Сдается, что там, внутри, вода. Жалко, что это стряслось именно с мозгом, а то Эйнштейн мог бы такого натворить…

Увидев, что дело идет к развязке, я прекратил игру и потащился за Попкорном в палату, выходящую окнами на автостоянку. Он был прав: это точно прибыли мои.

Надо тебе сказать, Бог, что наш дом отсюда далеко. Я не понимал этого, когда жил там, но теперь, когда я там больше не живу, мне кажется, что это и вправду далеко. К тому же родители могут навещать меня лишь раз в неделю, по воскресеньям, так как по воскресеньям они не работают, ну а я тем более.

— Ну, убедился, кто прав? — сказал Попкорн. — Чего ты мне дашь за то, что я тебя предупредил?

  1. — У меня есть шоколад с орехами.
  2. — А клубники больше нет?
  3. — Нет.
  4. — О'кей, тогда сгодится и шоколадка.

Конечно, я не имел права подкармливать Попкорна, его положили в больницу как раз затем, чтобы он похудел. В девять лет — девяносто восемь кило при габаритах метр десять на метр десять. Единственное, что он мог на себя натянуть, это был американский полосатый свитер-поло. Притом от этих полосок у всех начиналась морская болезнь.

Честно говоря, ни я и никто из моих друзей не верим, что ему когда-нибудь удастся похудеть, он вечно ходит такой голодный, что нам становится его жалко и мы подсовываем ему недоеденные куски.

Что такое жалкая шоколадка по сравнению с такой массой жира! Конечно, может, мы и не правы, но ведь даже сиделки прекратили начинять его слабительными свечками.

Я вернулся в свою палату, ожидая, что родители вот-вот заявятся. Поначалу я, запыхавшись, не понял, сколько прошло времени, потом сообразил, что они уже двадцать раз добрались бы до меня.

Вдруг до меня дошло, где они могут быть. Я выскользнул в коридор, никто меня не заметил; спустился по лестнице, потом в полутьме доковылял до кабинета доктора Дюссельдорфа.

Точно! Они были там. Из-за двери доносились их голоса. Я совсем выбился из сил, поэтому пришлось выждать несколько секунд, чтобы сердце плюхнулось на место, и вот тут-то все и стряслось.

Я услышал то, чего не должен был слышать.

Мама рыдала, доктор Дюссельдорф повторял: «Мы уже все испробовали, поверьте, мы уже все испробовали», и мой отец отвечал севшим голосом: «Я в этом уверен, доктор, я в этом уверен».

Я застыл на месте, приклеившись ухом к железной двери. Не знаю, что было холоднее — металл или я сам.

  • Потом доктор Дюссельдорф сказал:
  • — Вы хотите навестить его?
  • — У меня просто не хватит духу, — ответила моя мать.
  • — Нельзя, чтобы он увидел, в каком мы состоянии, — добавил отец.

И вот тут я понял, что мои родители просто трусы. Нет, хуже: трусы, которые и меня считают трусом!

Из кабинета донесся шум отодвигаемых стульев, я догадался, что они сейчас появятся на пороге, и юркнул в первую попавшуюся дверь.

Так я очутился в чулане, где хранили хозяйственную утварь, там, взаперти, я и провел остаток утра, поскольку, как тебе известно, эти шкафчики можно открыть только снаружи, а не изнутри. Наверное, люди опасаются, что ночью все эти швабры, ведра и тряпки могут сбежать!

Во всяком случае сидеть там, в темноте, было совсем нетрудно, поскольку мне больше не хотелось никого видеть, а после шока от всего услышанного руки и ноги будто отнялись.

Где-то в полдень на верхнем этаже начался изрядный переполох. Я услышал шаги, больницу прочесывали цепью. Потом повсюду принялись выкрикивать мое имя:

— Оскар! Оскар!

Было приятно слышать, что тебя зовут, и не отвечать. Мне захотелось одурачить всех на свете.

Кажется, я немного вздремнул, потом различил шарканье башмаков уборщицы мадам Н'да. Она распахнула дверь, и тут мы оба и вправду напугались и завопили что есть мочи: она — потому что не ожидала наткнуться здесь на меня, а я — потому что забыл, что она такая черная. Да и вопила она неслабо.

Потом была заваруха. Сбежались все: доктор Дюссельдорф, старшая медсестра, дежурные сестры, обслуживающий персонал. Я-то ожидал, что они разнесут меня в пух и прах, а они чуть не хлюпали носами, и я сообразил, как можно воспользоваться этой ситуацией.

— Хочу видеть Бабушку Розу.

Источник: https://www.rulit.me/books/oskar-i-rozovaya-dama-read-2648-2.html

Э.Шмитт "Оскар и розовая дама"

  • Слайд 1
  • Слайд 2
  • МБОУ « Петушинская средняя общеобразовательная школа № 17 Эрик-Эмманюэль Шмитт « Оскар и розовая дама» Выполнил: Борисов Георгий Алексеевич ученик 7 «А» класса Руководитель: Боброва Елена Владимировна 2015 г.
  • Слайд 3

КНИГА, ИЗМЕНИВШАЯ МОЮ ЖИЗНЬ

Эту книгу, вернее повесть, мне посоветовали прочесть мои родители. Моя бабушка сказала, что я просто обязан её прочитать. Наверно, это семейная книга. Не знаю, какую цель преследовали мои родные.

Думаю, для того, чтобы понять простую мысль: жизнь может быть очень коротка, она не всегда может дарить радость, веселье и отличное настроение. В ней есть грусть, горечь, разочарование, отчаяние. Но нужно принимать её такой, какая она есть, радоваться каждому дню.

Теперь, когда эта книга прочитана мной, я хочу поделиться о ней своими впечатлениями.

Слайд 4

Эрик-Эмманюэль Шмитт французский писатель-современник и драматург. Родился в предместье Лиона. В детстве увлеченно занимался музыкой (играл на фортепиано) и даже подумывал о карьере композитора, но оставил эту затею, поступив в коллеж, где преподаватели заметили и поощряли его литературный талант.

И все же, параллельно с занятиями в коллеже, он продолжал посещать уроки музыки при Лионской Консерватории. Однако страсть к литературе перевесила прочие увлечения. Первую книгу он написал в 11 лет, первую пьесу « Грегуар …» в 16.

Но, сравнив свои достижения с романами о знаменитом Арсене Люпене , юный автор остался недоволен собственными достижениями, поэтому планы стать писателем были временно отложены.

Слайд 5

В одном из своих интервью автор повести Эрик — Эмманюэль Шмитт называет это произведение самым «рисковым», потому что озвучил мысли взрослого человека голосом десятилетнего ребёнка. В этой книге рассказывается о болезни и смерти маленького мальчика Оскара.

Слайд 6

Сам автор признавался, что когда он писал эту книгу, его не покидала фраза Достоевского: «Можно ли верить в Бога, видя агонию ребёнка?».

Слайд 7

И всё же эта книга о вере, настоящей Вере простого мальчишки в Бога. Его зовут Оскар. Он болен раком. Врачи клиники, в которой он проходит курс лечения, не могут ему помочь, он умирает. Розовая Дама, или бабушка Роза, как Оскар её называет, — это сиделка мальчика. Когда Оскар узнаёт, что он умирает, бабушка Роза советует ему обратиться к Богу. Но как?!!! Писать ему каждый день письмо.

Слайд 8

«Что же мне написать ему?» — спрашивает Оскар. «Напиши, о чём ты думаешь. Невысказанные мысли навязчивы, они тяготят, печалят тебя, лишают подвижности, не дают прорезаться новым мыслям. Если их не высказывать, то мозг превратится в вонючую свалку,» — отвечает Оскару Розовая Дама.

Слайд 9

Бабушка Роза объясняет мальчику, что не стоит путать Бога с Дедом Морозом. К Богу можно обращаться и говорить с ним мысленно, даже что-то попросить, но только о духовных вещах. Например, о храбрости , терпении , просветлении . А ещё о милосердии по отношению к другим людям.

Слайд 10

Кроме того, Розовая Дама предлагает Оскару сыграть в игру, ведь он же ещё ребёнок. Это поможет ему отвлечься от тяжёлых мыслей. Он должен представить, что за один день проживает 10 лет.

Мальчик принимает условия игры и за те 12 дней, что ему осталось жить, проживает 120 лет — это очень МНОГО! Благодаря этому он переживает множество самых разных эмоций: первую любовь и невероятную нежность к своей возлюбленной, дружбу, разочарование в близких и радость примирения с ними.

Слайд 11

Бабушка Роза придумывает для него разные фантастические истории о том, как в молодости она выступала на ринге в качестве борца. У неё были самые грозные соперницы, но она всегда выходила из боя победительницей. Это очень веселило Оскара, придавало ему сил.

Слайд 12

Родители Оскара знают, что он безнадёжно болен, но боятся рассказать ему правду. Они пытаются заглушить эту боль, задаривая сына ненужными дорогими игрушками. Оскар злится на своих родителей, ненавидит и презирает их.

Ему не интересны эти игрушки, ему нужна их любовь, нежность, а не приторная навязчивая забота. Он хочет видеть их прежними, любящими родителями.

Для мальчика вера — это единственный способ примириться с происходящим, простить своим родителям их трусость, неловкость и неумение общаться с ним .

Слайд 13

Эта повесть совсем небольшая. Но вот что меня удивило в ней. Жил мальчик, который не понимал, за что ему досталось великое горе, испытание — умереть так рано.

И вдруг появляется пожилой человек, в общем- то ему посторонний, сиделка, но с её появлением всё изменяется вокруг этого парня. Он по-настоящему чувствует любовь этой женщины, любовь своих родителей.

Это для него большая радость и утешение.

Слайд 14

В начале повести он ни во что не верит, считает себя самым несчастным человеком на земле. И вот всего за несколько дней с ним происходит такая метаморфоза, преображение.

В последний день своей жизни Оскар совсем другой человек. Он радуется каждому дню, проведённому с близкими. Видит в окне рассвет и восхищается его красотой.

Говорит богу, что понял его тайну: нужно каждый день смотреть на мир, будто видишь его в первый раз.

  1. Слайд 15
  2. Оскар умирает, но просит у бога в последнем письме, чтобы его родители не горевали после его ухода, нашли радость и утешение в красоте окружающего их мира.
  3. Слайд 16
  4. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Источник: https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2019/04/30/e-shmitt-oskar-i-rozovaya-dama

Оскар и Розовая Дама и другие истории (сборник) — Эрик-Эмманюэль Шмитт — читать книгу онлайн, на iPhone, iPad и Android

В моей домашней библиотеке есть такие книги, которые я называю «кандидаты на вылет». Я периодически беру читать такие книги с мыслью: «прочитать и освободить место в шкафу, отдав книгу на книгообмен».

Каждый раз натыкаясь в шкафу на сборник из пяти повестей Шмитта, меня посещала единственная мысль: «Где была моя голова, когда я покупала эту книгу?» Я вообще не хотела читать не просто конкретную книгу (хотя ее особенно, и почему — я скажу ниже), но и вообще этого автора.

Без единой прочитанной строчки я сложила своё предвзятое отношение к творчеству писателя благодаря многочисленным негативным отзывам. А тут ещё и повесть, которая вынесена в заглавие сборника оказывается написана от лица больного ребенка, которому осталось жить максимум десять дней.

Я уже отчётливо представляла, как автор будет пытаться разжалобить читателя, выдавливая горючие слезы. Не, я такие книги не люблю, и не понимаю зачем они нужны.

В общем, я взяла волю в кулак, приготовилась абстрагироваться от содержания, читать через строчку, а то и через две, чтобы подтвердить своё мнение и уже со спокойной совестью расстаться с книгой, на которую я как-никак деньги потратила, и именно этот факт говорил в пользу того, чтобы всё-таки сначала хотя бы попытаться почитать книгу.

«Оскар и Розовая Дама» оказалась на самом деле не тем, что я себе представляла. И самое главное, цель была не в том, чтобы разжалобить, а донести определенную мысль автора. Как и во всех остальных повестях в сборнике автор берет в какой-то степени очевидную идею и зашифровывает ее в произведении.

Постепенно эта идея начинает всплывать, приобретать очертания, и когда уже до читателя доходит смысл — то, ради чего написана повесть, — у него остаётся выбор: воспринять информацию в том виде, который сформировал автор, либо проанализировать и вынести некий свой смысл применительно к собственному опыту. Есть и третий вариант — нафиг смыслы, считываем только сюжет.

Автор не навязывает свои идеи и выводы, не морализаторствует и не пытается учить жизни, что, несомненно, подкупает. Шмитт выдает свои «мысли» очень аккуратно, при этом не лезет на вашу территорию. Он рассказывает очень необычные истории, которые сами по себе уже интересны, даже если не копаться в подтексте. Читатель находится при этом в комфортных условиях, наблюдая со стороны.

Мне эти повести напомнили уличных музыкантов — ты можешь остановиться, послушать, а потом идти своей дорогой.

Возвращаемся к повести «Оскар и Розовая Дама». В действительности в этой истории есть то, что может раздражать читателя (как и в других повестях сборника), но что именно, я поняла, когда была уже на середине книги. Если это понять, то читать сразу становится легче. Все дело в менталитете.

Не стоит забывать, что автор — француз, и, как у любого другого народа, у французов есть свои особенности, в том числе и взгляд на определенные вещи. Поэтому я могу назвать сборник самым что ни на есть французским, не смотря на то, что действие происходят в разных странах, а герои повестей самых разных религиозных конфессий и взглядов.

То есть, если мне вдруг что-то начинало казаться не совсем адекватным, мне достаточно было успокоить себя тем, что это ведь «французы», и они совершенно не обязаны смотреть на вещи так как мы, например. В первой повести сборника меня коробила сама форма происходящего.

Родители в ужасе не хотят лишний раз встречаться с ребенком, врач избегает пациента, и только Розовая Дама — бывшая участница женских боёв, — может спокойно общаться с одиноким ребенком. Чтобы помочь ребенку принять происходящее, Розовая Дама предлагает во-первых, писать письма Богу, а во-вторых, воспринимать каждый день как десять лет.

То есть каждый час бодрствования будет означать один год жизни. И эта ключевая мысль повести: наша жизнь летит очень быстро, год словно час, а мы все никак не можем притормозить и полюбоваться всем, что есть вокруг нас.

В сборник включены ещё две повести из «Цикла Незримого»: «Дети Ноя» и «Мсье Ибрагим и цветы Корана». Эти три повести объединены в первую очередь тем, что рассказ ведётся от лица ребенка, а во-вторых, они о жизни, о возвращении к ней, даже если все свидетельствует против нее.

В повести «Мсье Ибрагим и цветы Корана» рассказывается о еврейском мальчике, которого при рождении бросила мать, а со временем бросает и отец. Единственная радость мальчика, это посещение публичных женщин, деньги на услуги которых он берет из тех, что даёт ему отец на покупки, а товары мальчик ворует в магазине мусульманина Ибрагима.

Так завязывается дружба между одиноким стариком и брошенным ребенком.

Как и первая повесть, история «Мсье Ибрагим и цветы Корана» была экранизирована. Но с гораздо большим интересом я бы посмотрела экранизацию третьей повести «Дети Ноя», если бы таковая была. Именно на этой, самой большой повести из сборника, я уже окончательно расслабилась и перестала ждать от автора «подлянки». Эта повесть понравилась мне больше всех остальных историй.

Ее смысл намного сложнее, и чтобы его вычленить необходимо действительно немного абстрагироваться от стереотипов, которые мы складируем годами в своих головах. Действие происходит в Бельгии во времена фашистской оккупации.

Маленький еврейский мальчик теряет своих родителей, но благодаря добрым людям попадает в руки к отцу Понсу — католическому священнику, который держит школу-приют для христианских детей. Под христиан переодеты и еврейские дети, которых таким образом священник спасает от фашистов.

Сам священник в тайной крипте под зданием старой часовни собирает предметы культа иудаизма, изучает иврит и Тору. Новый воспитанник отца Понса не понимает почему он — еврей, почему он не может быть христианином, даже если он одевается как они, почему он должен притворяться, если он и сам хочет стать христианином.

Но священник предлагает ребенку такую игру: «Ты — еврей, притворяешься христианином, а я христианин буду притворяться евреем и буду учить тебя Торе». Мальчик спрашивает: «Христиане — это те, кто против евреев?», на что отец Понс отвечает: «Нет, против евреев — это нацисты», и в этом ключ к этой повести.

Нет народа, который бы был против другого, есть идеи, которые натравливают один народ на другой. Отец Понс — Ной, который стремится спасти на своём «ковчеге» то, что может в этой борьбе исчезнуть. И если сначала он собирал коллекцию предметов культа, то оказалось, что он спас и целый народ — не просто несколько детей, но и детей их детей, которые не родились бы, если бы не ковчег отца Понса.

Следующие две истории тоже содержат в себе идеи, которые хотя и не находятся глубоко, но достаточно интересны в плане того, каким образом они донесены до читателя.

Действие повести «Борец сумо, который никак не мог потолстеть» происходит в Японии, а «Десять детей, которых не было у мадам Минг» — в Китае. В обеих историях имеют место психические/психологические отклонения, и не всегда при это прав тот, кто здоров.

Кстати говоря, во всех пяти повестях происходит диалог двух персонифицированных «взглядов» — того, кто уже понял, и того, кому ещё предстоит понять. И автор жонглирует позицией читателя по отношению к происходящему: то мы — тот, кто слушает, то вдруг тот, кто говорит.

Возвращаюсь к началу рецензии: автор не навязывает своего взгляда, он его излагает, а читателю предлагаются варианты того, что с этим делать.

К тому моменту как я закончила читать последнюю повесть, я не просто решила оставить книгу себе, но и поняла, что очень хочу и дальше знакомиться с другими книгами автора.

Думаю, первой в очереди будет «Другая судьба» — альтернативная биография Гитлера: что было бы, если бы Гитлера приняли в художественную академию. Другие книги меня интересуют не меньше.

Обязательно буду читать книги Шмитта, а в идеале ещё и приобретать их для домашней библиотеки.

Источник: https://MyBook.ru/author/erik-emmanyuel-shmitt/oskar-i-rozovaya-dama-i-drugie-istorii-sbornik/

"Оскар и розовая дама" — краткое содержание романа Эрика-Эммануэля Шмитта — Помощник для школьников Спринт-Олимпиады

Роман Эрика-Эмманюэля Шмитта «Оскар и Розовая дама» с недавнего времени включен в обязательную программу российских школ в рамках изучения иностранной литературы, поэтому его краткое содержание пригодится не только всем интересующимся лицам, но и школьникам и их родителям. 

История создания романа

  • Данное произведение французского автора Эрика-Эмманюэля Шмитта впервые было опубликовано на родине писателя в 2002 году, оно является частью авторской трилогии, объединенной общей темой «Человек и Бог через призму основных мировых религий».
  • Роман (это авторское определение литературной формы, поскольку, ввиду небольшого объема, вполне мог бы определяться как новелла) практически сразу завоевал популярность во Франции и в Бельгии, после чего был практически сразу переведен на все основные мировые языки, в том числе на русский.
  • Широкая популярность книжного издания способствовала тому, что практически сразу появился целый ряд театральных интерпретаций, в том числе на российской и украинской сцене как в столичных театрах, так и в провинциальных. 

Авторы пьес выбирали самые разные формы переложения.

Произведение «Оскар и Розовая дама» известно и как классическая драматическая постановка, и как кукольный спектакль, и даже как целый ряд моноспектаклей. 

Дмитрий Булганов начитал текст романа для аудиокниги, а Эрик-Эммануэль Шмитт написал сценарий и срежиссировал одноименный фильм, который вышел во Франции в 2009 году. 

Фильм официально в России не переводился, но его все-таки можно посмотреть онлайн в любительских переводах. 

Главные герои и их характеристика

Самым главным героем романа является мальчик Оскар. Ему всего 10 лет, но он уже болен неизлечимым онкологическим заболеванием, доживает свои последние дни в больнице. 

В той же больнице работает санитарка Роза, «розовая дама», как ее называет главный герой (русские переводчики не смогли в полной мере обыграть французскую игру слов, связанную с этим персонажем). Именно благодаря ей мальчик впервые всерьез задумывается о своей жизни, о смерти, о Боге, о родителях и всех тех, кто был с ним рядом в последние дни его жизни. 

Только благодаря «розовой даме» Оскар встречает свою смерть с таким достоинством, которому могли бы позавидовать многие взрослые. Бога тоже можно назвать полноценным героем романа, поскольку вся структура произведения выполнена в эпистолярной форме. Оскар по совету Розы каждый день пишет письма Богу. Вся книга и состоит из его писем, кроме последнего.

Среди персонажей необходимо отметить трех мальчиков (за каждым из которых закреплена лишь кличка, мы не знаем их настоящих имен, но прозвища вполне дают возможность представить их внешний вид) и двух девочек (одна из которых, Пегги Блю, станет самой большой любовью в недолгой жизни Оскара), доктора Дюссельдорфа (лечащего врача мальчика, примечательного своими черными кустистыми бровями), а также родителей Оскара, которые сами оказываются в роли утешаемых, несмотря не безвыходное положение их сына.

Краткое содержание романа

«Оскар и Розовая дама» – роман в письмах. Уже из первого письма становится ясно, что их автор, десятилетний мальчик, неизлечимо болен и пребывает в онкологической клинике. 

Начало романа

Оскар до этого времени практически никогда не задумывался о Боге. Его родители раньше утверждали, что Его не существует. Поэтому, узнав, что ему осталось жить всего 12 дней, мальчик какое-то время пребывает в опустошении. 

Но все изменилось после разговора с Розой, пожилой женщиной, в чьи обязанности входит уход за детьми. Эта дама далека от традиционного представления о религиозном человеке. Её внешний вид скорее может отпугнуть от Бога, чем привести к нему. 

Женщина недюжинной физической силы, бывшая спортсменка-борец, достигшая выдающихся спортивных результатов, любительница сквернословить, обладательница сверхценной способности дарить теплоту и радость, при этом не проливая слез и сохраняя чувство человеческого достоинства, она оказалась на какое-то время самым близким взрослым человеком для Оскара.

Именно Роза совершенно ненавязчиво привела мальчика к искренней вере. Она не стала разубеждать ребенка в том, что Бога не существует, а просто предложила задуматься о самом главном: что такое жизнь и смерть, что наиболее ценно в жизни человека — материальное или духовное. 

Какие дары можно и нужно просить у Бога – материальные, как у Деда Мороза, или то, что несомненно более важно: терпение, мудрость, осознание земной жизни как подарка, а не высшей ценности, а болезнь и смерть лишь как переход к вечности. Причем болезнь мальчика заставляет и его родителей пересмотреть свои взгляды на жизнь, они уже не настолько зациклены на материальном.

По совету Розы, Оскар каждый день пишет по одному письму Богу. Поначалу эти письма очень длинные, в них главный герой показывает всю свою детскую наивность, поначалу воспринимает Бога как предмет своей собственной фантазии. Он от этого и нарочито реальный, но при этом абсолютно далекий от истинного смысла. 

Каждый день, опять-таки по совету Розы, воспринимался мальчиком как десять лет жизни. И действительно, Оскар становился нравственно зрелым с каждым днем. 

Благодаря своим письмам, размышлениям и разговорам с женщиной, преодолевая ошибки перцепции и поведения, мальчик переосмыслил всю свою жизнь. 

Он осознал настоящую любовь (к девочке-пациентке, которой после проведения операции стало гораздо лучше настолько, что она даже смогла вернуться домой из клиники) со всеми ее оттенками, с радостями, предательствами, огорчениями и примирениями. 

Оскар смог даже принять факт неизбежности собственной смерти, тем самым преодолев свой страх. Ребенок простил родителям их слабости. И, по-иному взглянув на жизнь, взрослые, родители и доктор Дюссельдорф, смогли смириться и приготовиться к безвременной утрате.

Последние письма Оскара очень лаконичны. С каждым днем его состояние ухудшалось. Его последнее письмо, написанное в последний день года, когда мальчик морально успел пройти все 8 жизненных циклов, от детства до мудрой зрелости, создано уже Розой. 

Из него читатель узнает, что неизбежное произошло утром, в течение получаса, когда Оскар остался наедине. Мальчик умер спокойно, как-будто старался никого не потревожить. 

Анализ произведения

Оскар и Розовая дама» – произведение, в котором сосредоточено все христианское отношение на жизнь и смерть, преподносимое с симпатией, что удивительно, поскольку автор напрямую не отождествляет себя с христианством. 

Скорее всего, упомяни автор Христа, ему бы вообще не позволили публиковаться, уж точно не пустили бы в школы. Неизвестно, осознанно ли, но Эрик-Эммануэль Шмитт практически дословно использует цитаты из сочинений авторитетных богословов, посвященных упомянутой проблематике.

Если вы еще не начинали читать роман, то выделите немного времени для этого. Начав с небольшого отрывка, вы не сможете остановиться и прочитаете его полностью. 

Произведение заставляет задуматься о том, как и для чего мы живем, что в жизни действительно имеет цену, а что пустышка, позволяет взглянуть на болезнь и смерть глазами настоящего христианина.


ПредыдущаяСледующая

Источник: https://Sprint-Olympic.ru/uroki/literatura/kratkoe-soderzhanie/90646-oskar-i-rozovaia-dama-kratkoe-soderjanie-romana-erika-emmanyelia-shmitta.html

Отзывы о книге Оскар и Розовая Дама и другие истории (сборник), Эрик-Эмманюэль Шмитт – ЛитРес

21 апреля 2016, 12:26andyD8B3777BE1A9

Устами младенца глаголет истина. Народная мудрость.

https://www.youtube.com/watch?v=P1BDpcA6LzM

Сознание маленького человечка не отягощено житейскими условностями и там, где взрослый промолчит или солжет, он может позволить себе сказать правду. Дети воспринимают мир таким, какой он есть, до того возраста, когда им разъясняют, что такое хорошо, а что такое плохо и навязывают общественные рамки.

Малыши более чутки к внешнему проявлению мира и к окружающим его людям и событиям. Необходимый для выживания сволочизм, они приобретут несколько позже. А пока это маленькие ангелочки, которые ждут ото всех любви, тепла и ласки, как от мамы, в ответ дарят свои улыбки и обнимают своими маленькими рученками.

Неспроста героями всех пяти рассказов этого сборника Эрик-Эмманюэль Шмитт сделал детей. Он помещает их в трудные жизненные ситуации, учит смелости, упорству, любви, вере и добру.

Не стоит забывать, что в каждом из нас, где-то глубоко сидит маленький испуганный ребёнок, который всего боится, не хочет решать свои проблемы сам и любит поплакать.

Этого внутреннего малыша стоит пожалеть, поставить перед реалиями жёсткого мира и научить быть стойким ко всем превратностям судьбы.

Несомненно, ещё она связующая тема сборника – вопрос веры. Прочитав краткую биографию самого автора, я натолкнулась на тот факт, что Шмитт, будучи агностиком, предпринял паломническое путешествие, после которого вернулся верующим.

Более подробно он написал об этом в одной из своих других книг, которую, возможно, я тоже прочту. У Эрика-Эмманюэля, по всей видимости, это был осознанный и долгий путь.

Но маленьких героев своих рассказов он ставит в такие обстоятельства, когда вера является чуть ли не единственным утешением, а Бог(разных конфессий) единственным, всепрощающим и любящим Другом/Отцом, который приютит всех обездоленных и даст надежду ( на вечную жизнь) умирающим и страждущим.

Все это, безусловно, трогательно. Но у этих детей просто не было выбора.

Я не понимаю, почему постулаты добра и любви прививаются им только через Бога, вера в человечество, в личный пример и в воспитание совсем угасла и нужно искать что-то хорошее лишь на небе? Даже невыносимо щемящая история про маленького умирающего мальчика могла обойтись без религиозной темы, в конце концов, люди черпают свои силы из своих жизненных источников, достать их оттуда может не только Боженька, но и своя сила воли. Если взять во внимание момент аллюзии ребёнка с лейкемией на всех ныне здравствующих людей.

Но такие добрые и жизнеутверждающие истории нужно писать и нужно читать. Автор показывает своё видение мира и свою позицию в религиозном вопросе, мне импонирует его толерантность ко всем конфессиям. Шмитт найдёт много единомышленников, а, может, все мы рано или поздно придём к Богу, пусть и под страхом смерти. Вопрос веры для себя решит каждый.

Могло показаться, что я явно недовольна автором, отнюдь. Мне безумно понравился его лёгкий слог и стиль. А пять историй сборника мне полюбились все до одной.

Источник: https://www.litres.ru/erik-emmanuel-shmitt/oskar-i-rozovaya-dama-i-drugie-istorii/otzivi/

«Оскар и Розовая Дама» краткое содержание

Оскар и Розовая Дама— роман французского писателя и драматурга Эрика-Эммануэля Шмитта 2002 года.

В книге 10- летний мальчик по имени Оскар, который болен раком рассказывает о своей жизни в больнице. В этой больнице за детьми следят сиделки-Розовые Дамы. Для Оскара Розовая Дама(Бабушка Роза) стала второй мамой.

Бабушка Роза, узнав, что мальчику осталось жить не более двенадцати дней, дает ему шанс за этот короткий промежуток времени прожить целую жизнь, рассказав ему легенду о двенадцати волшебных днях.

Она говорит: «Начиная с сегодняшнего дня смотри на каждый день так, будто он равен десяти годам». Бабушка Роза посоветовала Оскару писать письма к Богу, чтобы он мог высказать на бумаге те мысли, которые его печалят и тревожат.

Вот в этих-то письмах мальчик и описал все последние двенадцать дней своей жизни и те мысли и ощущения, которые он в эти дни испытал.

Первый день, возраст от 5 до 10 лет, Оскар прожил как маленький ребенок, с которым ничего особенного не произошло.

Во второй день, на который выдался подростковый период, мальчик по совету бабушки Розы подошел к девочке Пегги, которая ему нравилась, и сказал ей, что она ему нравится и он хочет защищать ее от призраков. Бабушка Роза сказала Оскару, что пятнадцать лет – это как раз тот возраст, когда нужно признаваться в любви.

В день своего тридцатилетия Оскар был женатым мужчиной и провел ночь в постели Пегги. Он сказал потом Бабушке Розе: «…То, что прежде, в юности, мне казалось отвратительным – поцелуи и прочие нежности, — так вот, в конце концов я вошел во вкус». Мальчик как бы прошел следующую стадию жизни.

В период от сорока до пятидесяти лет Оскар «натворил кучу глупостей»: он поцеловался с девочкой Брижит, это увидел его друг Эйнштейн и рассказал Пегги. Бабушка Роза сказала на это: «Оскар, это все бесовские проделки среднего возраста. От сорока пяти до пятидесяти все мужчины таковы.

Они пытаются себя успокоить, проверяют, могут ли еще нравится женщинам, а не только той, которую любят».

Такими комментариями бабушка Роза открывала для мальчика особенности каждого возраста, которые мальчику в отличие от других людей приходилось узнавать за такой короткий промежуток времени.

В возрасте шестидесяти лет Оскар сбежал из больницы к Бабушке Розе и провел Рождество с ней и со своими родителями.

Мальчик не только проживает жизнь ускоренными темпами, он еще и взрослеет намного быстрее, с каждым днем постигая законы жизни. В начале он ведет себя как ребенок и рассуждает как ребенок, давая волю своим эмоциям, говоря, о том, что он ненавидит своих родителей, которые, по его мнению, просто трусы, да еще и его считающие трусом.

Бабушка Роза говорит ему : «Тогда ненавидь их как можно сильнее. Это будет как кость. А когда ты ее догрызешь, то увидишь, что оно того не стоило» (применяется метод парадоксальной интенции). Ближе к концу Оскар смещается с позиции ребенка и начинает вести себя и рассуждает с позиции взрослого человека.

Он понимает и прощает своих родителей, которые в данной ситуации ведут себя как два ребенка, не зная, как вести себя со своим сыном. В отношениях со своими родителями Оскар берет всю ответственность на себя и делает первый шаг навстречу к ним, чтобы они не испытывали чувство вины, когда его не станет.

В письме богу накануне операции Пегги Оскар пишет: «…Тогда сделай как-нибудь, чтобы, каков бы ни был результат операции, Пегги Блю восприняла его как благо». Это уже рассуждения и поступки взрослого человека, смотрящего на вещи реально.

Своему лечащему доктору Оскар говорит, чтобы он не слишком много значения придавал своим действиям, ведь он не бог, иначе при таком отношении к своей профессии он долго не выдержит. За это доктор говорит Оскару искреннее «спасибо».

В девяносто лет к Оскару пришло прозрение. Бог открыл ему свою тайну: «нужно каждый день смотреть на мир, как будто видишь его в первый раз». И Оскар попросил, чтобы бог сделал такое же чудо для его родителей и для Пегги.

В возрасте ста лет Оскар рассуждает уже как старый умудренный опытом старик, начинает поучать. Он пишет в письме к богу, что «чем старше становишься, тем сильнее проявляется вкус к жизни». Здесь он уже выступает с позиций Родителя. Сто десять лет. На этом жизнь мальчика закончилась.

Бабушка Роза, давшая мальчику возможность прожить целую жизнь всего лишь за двенадцать дней, сама многое вынесла для себя за эти дни. Она познала смех и радость, выдумывая для него небылицы, поверила в бога и сердце ее наполнилось любовью, которой хватит на много лет.

Источник: https://kratkoe.com/oskar-i-rozovaya-dama-kratkoe-soderzhanie/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector