В 1926 году Г. Белых и Л. Пантелеев написали автобиографическую повесть «Республика ШКИД», краткое содержание которой предлагается для ознакомления и записи в читательский дневник.
Действие происходит в Школе социально-трудового воспитания имени Достоевского, основанной в Петрограде в 1920 году.
История создания повести
Авторы книги под названием «Республика ШКИД» были выпускниками школы для трудных подростков. Воспитанники сами придумали аббревиатуру («ШКИД» имеет расшифровку: школа-коммуна имени Достоевского).
Повесть была написана в третьем лице, но создатели в число главных героев включили самих себя. В произведении они фигурируют под фамилиями Черных и Пантелеев.
В книге рассказывается о судьбах беспризорников, оставшихся без попечения родителей и оказавшихся в этом учебном заведении.
Со многими подростками в послереволюционные годы судьба распорядилась жестоко. Республика ШКИД стала для них пристанищем. В школе распространено воровство. Воспитанники ведут негласную войну с учителями.
Со всеми этими проявлениями борется директор Виктор Николаевич Сорокин, которого все прозвали Викниксор.
Здесь созданы органы самоуправления. Многие дети остаются верны своим привычкам, которые они получили, бродяжничая. Благодаря опытным педагогам, дети взрослеют и потихоньку перевоспитываются. Многим находится достойное место в жизни.
По главам повести в 1966 году был снят художественный фильм.
Главные герои и их характеристики
Основные персонажи: основатель и руководитель трудовой школы-коммуны Виктор Николаевич Сорокин (Викниксор), воспитанники Янкель (Черных), Лёнька Пантелеев, Колька Громоносцев (Цыган), Воробушек, Японец, Мамочка, Слаенов.
Жена Викниксора — Люмберг Элла Андреевна, преподавала здесь же немецкий язык.
Многие шкидовцы пришли в школу из тюремных камер и распределительных пунктов. Цыган, он же Колька, попал сюда из Александро-Невской лавры. Туда отправлялись малолетние преступники. Он был неформальным лидером в коллективе и ко всему относился скептически, с долей сарказма.
Другой персонаж — Григорий Черных. Он был очень умным и начитанным, но, забросив учебу, попал вначале в колонию, а уже после неё оказался в ШКИДе. Несмотря на свой хулиганистый нрав, он по-своему честен. Цыган дал ему кличку Янкель.
Друг Янкеля — Ленька Пантелеев — увлеченный кинематографом подросток.
Умный и амбициозный Японец (Георгий Еонин) может проявлять инициативу в любом деле.
Невысокий шкидовец получил прозвище Мамочка. Еще один персонаж – Воробушек. С виду щуплый парень, но обладал лидерскими качествами.
Хитрый и жадный Слаенов – спекулянт по натуре с подлой душой.
Краткое содержание повести «Республика ШКИД»
Благодаря стараниям Викниксора все учащиеся были распределены по 4 классам. Учителей воспитанники называли халдеями. Их катастрофически не хватало в школе.
Некоторые педагоги не могли найти подход к буйным ученикам, у других было мало педагогического опыта.
В коммуне царили беспорядки, и Викниксор ввел самоуправление. Выбирались старосты и дежурные. За непослушание наказывали изолятором.
После появления в школе «великого ростовщика» Слаенова, спекулировавшего хлебом, начал назревать бунт. Не выдержав давления со стороны других шкидовцев, он сбегает.
В одной из глав рассказывается о поездке воспитанников на дачу. Здесь ребята организовали травлю некоторых педагогов, доведя даже одного их из них (Косецкого) до истерики.
Возникают перебои с поставками продовольствия. Шкидовцы начинают голодать. Это приводит к тому, что некоторые снова начинают заниматься воровством, делая набеги на чужие дачи и огороды.
Таким поведением они разгневали Викниксора, имевшего большой авторитет среди воспитанников. Он пообещал отправить тех, кто попадётся на воровстве, в колонию.
Вскоре «залетели» Янкель и Японец, и только поручительство всей школы спасает их от заслуженного наказания. После возвращения в город, Викниксор объявил о создании школьной «Летописи».
Осенью одно из отделений устроило банкет. После его окончания Янкель не заметил выпавшего из печки уголька, и произошёл пожар.
После этого события в школе появляется Лёнька Пантелеев. Коллектив поначалу встретил его вштыки. Но вскоре он вливается в общую массу и становится полноправным её членом.
Шкидовцы проходят через разные увлечения. У них возникает то газетная лихорадка, то футбольная. В какой-то момент, страдая от безделья, Саша Пыльников и Пантелеев выбили камнями окна в прачечной. Разгневанный Викниксор изгнал их из коммуны, оставив при этом возможность возвратиться обратно при условии, что они вставят разбитое стекло.
Ещё много других интересных событий произошло в стенах школы имени Достоевского, прежде чем его воспитанники один за другим начали покидать заведение. Каждый, как мог, в дальнейшем устраивал свою судьбу.
Многие стали уважаемыми и самодостаточными людьми. Школа изменила воспитанников в лучшую сторону. Это произошло благодаря стараниям педагогов, и, в первую очередь, руководителя Виктора Николаевича Сорокина.
Анализ произведения
Произведение написано в жанре приключенческой повести. Главы книги можно читать на одном дыхании.
В момент выхода в свет повести, она произвела настоящий фурор. И это неслучайно. В тот момент проблемы избавления от детской беспризорности и их воспитания в молодом Российском государстве были весьма актуальны.
В момент написания повести авторам было 18 и 20 лет. В целом произведение показывает, как менялся характер каждого учащегося. Подростки, которым была уготована участь воров и бандитов, перевоспитывались. Все они стали хорошими честными людьми, приобрели нужные обществу профессии.
Повесть дает возможность узнать читателям о том, чем жили подростки давно ушедших лет. Внимательно вчитываясь строки, понимаешь какая это сложная, и в то же время нужная профессия — педагог.
Большая благодарность тем людям, которые и в далёкие времена, и сейчас вкладывают душу в воспитание подрастающего поколения. Многое в жизни человека зависит от того, какие учителя встретились на пути у каждого.
Источник: https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/respublika-shkid.html
"Республика ШКИД": краткое содержание. О чем книга Г. Белых и Л. Пантелеева "Республика ШКИД"?
Произведение «Республика ШКИД» повествует о детях, проживающих в школе-интернате социально-трудового воспитания, названной в честь Достоевского. Но ребята придумали свое наименование этому учебному заведению. Они называют его Шкидой.
Колька Громоносцев
Все дети, оказавшиеся там, являются беспризорниками, ранее побывавшими в распределительных пунктах либо местах лишения свободы.
Например, один из первых воспитанников школы по имени Николай Громоносцев, которого называли Цыганом, уже отсидел в Александро-Невской лавре, куда попадали наиболее опасные несовершеннолетние преступники и грабители.
Он в короткие сроки завоевал уважение и встал во главе небольшой группы, члены которой со скепсисом относились к новшествам, вводимым заведующим по прозвищу Викниксор. Он хотел сделать Шкиду небольшим государством, у которого был бы собственный гимн, а также герб – подсолнух, тянущийся к солнцу.
Гришка Черных
Через некоторое время в школе появляется Григорий Черных, сообразительный и интеллигентный мальчик, который раньше вместо учебы читал книги, потом попал в трудовую колонию для несовершеннолетних, а затем и в интернат, где Николай дал ему прозвище Янкель. Жаль, что это всего лишь краткое содержание. «Республика ШКИД» — это та повесть, которую необходимо читать полностью.
Проблемы с формированием преподавательского коллектива
«Ростовщик» Слаенов
Воровство картошки
Вскоре стали возникать проблемы с доставкой еды – иногда долго не было пищи. И голодные воспитанники начали пробираться в соседние огороды, набирая там картофель.
Разозленный заведующий клянется, что определит в Лавру тех, кто ворует, и вскоре это обещание едва не воплощается в жизнь, так как он поймал на воровстве Японца и Гришку. Но вся Шкида встает на их защиту, и Викниксор решает помиловать ребят. Все облегченно вздыхают.
Многим людям, читавшим повесть «Республика ШКИД», краткое содержание которой сейчас перед вами, тоже понравился такой поворот.
Школьная «Летопись», разряды поведения
Однако вскоре заведующий сообщает об основании интернатской «Летописи», в которой будут фиксироваться все нарушения порядка, допущенные учениками, и первым в эту книгу попадает Гришка, пытавшийся украсть краски. Также Викниксор придумал пять разрядов поведения. В последний из них попадали дебоширы и воры. Осенью четвертый разряд устроил чаепитие в честь публикации двадцать пятого выпуска газеты «Зеркало». Как можно заметить, именно печатным изданиям уделяют особое внимание авторы книги – Г. Белых, Л. Пантелеев. «Республика ШКИД» — вообще познавательная повесть.
Пожар, образование Улигании
Однажды, прежде чем покинуть кабинет, Гришка осмотрел печку, но не обратил внимания на вывалившийся из нее маленький уголек, и это привело к трагедии. Ночью начался ужасающий пожар, в котором сгорели два кабинета, также многие номера «Зеркала» оказались уничтоженными.
Через некоторое время после этого события в школу прибывает Леонид Пантелеев, которого сначала все невзлюбили, однако потом приняли его в свой дружный коллектив. Вскоре многие воспитанники Шкиды заинтересовались изданием газет. Это и Гришка, и Колька, и Японец, и Купец, и Мамочка, и Воробей.
Однако уже через двенадцать недель страсти утихают, и из шестидесяти газет остается лишь четыре. Но и после этого преподавателям не удается обрести желанный покой: в школе основывается новая республика — Улигания. Была создана даже столица. Ее назвали Улиганштадтом.
Центральная улица этого города получила звучное наименование Клептоманьевский проспект, и на нем расположились резиденции главы республики – Купца, а также наркомов. Младшие группы становятся колониями. Появляется герб, гимн и Конституция, где преподаватели названы врагами государства.
К сожалению, не удастся поведать об этом подробнее, ведь это всего лишь краткий пересказ. «Республика ШКИД» здесь представлена в сжатом варианте.
Проверка знаний, мелкое хулиганство, тайные собрания
В скором времени одна колония перебрасывается на сторону учителей, арестовывает главу республики и осуществляет переворот, устанавливая в стране советскую власть. В начале января в школе производится учет: прибывает заведующая губоно по фамилии Лилина, чтобы проверить, как ребята знают материал.
А в весенние месяцы Улигания превращается в романтическое место, где все думают только о любви. Но вскоре все забывают о чувствах и начинают играть в футбол.
Страдая от скуки, Пантелеев вместе с Пыльниковым Сашей вышибает булыжниками стекла прачечной, и заведующий исключает их из школы, дав, однако, шанс возвратиться, если они установят новые окна. Когда учитель политграмоты увольняется из Шкиды, дети берут все в свои руки.
В темное время суток Гришка, Японец и Сашка собираются на тайные встречи своего кружка. Каждую ночь они проводят заседания. Именно о стремлении ребят к знаниям хотел поведать Л. Пантелеев. «Республика ШКИД» иногда просто удивляет поворотами сюжета, не правда ли?
Образование Юнкома
Беспорядки в школе, исключение некоторых учеников, бунт Гришки и Леньки
Активнее всего в этих бесчинствах участвуют Гужбан и Колька, которые занимаются воровством, а на отобранные средства устраивают кутежи, на один из которых приходят безалаберные члены Юнкома — Гришка и Ленька. Возвратившийся заведующий, стараясь вернуть все на свои места, решает выгнать некоторых воспитанников.
В итоге Гужбан, Колька и еще несколько учеников переходят в сельскохозяйственный колледж. После их ухода начинаются неприятные события: Гришка и Ленька, снедаемые желанием стать актерами, полностью забывают о своей работе, связанной с печатным изданием, и это злит Японца.
Недовольство возникает из-за решения принять в Юнком новых сотрудников. Также становится запрещено курить в кабинете, где базируется печатное издание. Разозленные Гришка и Ленька, которых можно уже считать сламщиками (это переводится с местного сленга как «верные товарищи»), назло всем начинают издавать свою личную газету.
«Республика ШКИД» — книга, краткое содержание которой может поистине увлечь читателя.
Исключение Гришки и Леньки из Юнкома и принятие их обратно
Жизнь после ШКИДа
Вскоре в Шкиду приносят послание от Кольки. Он сообщает, что у него все хорошо, он живет в деревне. Также он пишет, что теперь понял, в чем его предназначение.
Спустя несколько лет после отбытия из школы, в 1926 году, Гришка и Ленька, выучившиеся на журналистов, по воле случая встречаются с Японцем, который является студентом Института сценических искусств.
Так и заканчивается произведение «Республика ШКИД», краткое содержание которого может вдохновить человека на прочтение полной версии книги.
Источник: https://info-4all.ru/obrazovanie/literatura/publikacii-i-napisanie-statej/respublika-shkid-kratkoe-soderzhanie-o-chem-kniga-g-belih-i/
Леонид Пантелеев. Республика ШКИД / большой сборник (fb2)
Леонид Пантелеев Григорий Белых Павел Ольховский Константин Евстафьев В. Н. Сорока–Росинский
Исторические приключения
Антология детской литературы — 2014
Республика ШКИД / большой сборник 4.98 Мб, 1230с. (читать) (читать постранично) (скачать fb2) издано в 2014 г. (post) (иллюстрации)
Добавлена: 31.07.2014 Версия: 1.0. Кодировка файла: UTF-8 Издательство: БИНЕЗУН Город: Анк-Морпорк (Fb2-info) (ссылка для форума) (ссылка для блога) (QR-код книги) [url=https://coollib.net/b/281041][b]Республика ШКИД / большой сборник (fb2)[/b][img]https://coollib.net/i/41/281041/respublika.jpg[/img][/url] Республика ШКИД / большой сборник (fb2) QR-код книги adv_history Алексей Пантелеев Григорий Белых Павел Ольховский Константин Евстафьев В. Н. Сорока–Росинский Республика ШКИД (большой сборник) В этот сборник вошли все произведения о «Республике ШКИД». Начинается книга с двух повестей о жизни и приключениях авторов Шкиды до попадания в нее: «Ленька Пантелеев» и «Дом веселых нищих». Затем следуют «Республика ШКИД», «Шкидские рассказы» и повесть о Шкиде после ухода Пантелеева и Янкеля — «Последняя гимназия», которую также написали воспитанники школы. В заключение предлагается очерк самого ВикНикСора «Школа Достоевского», к сожалению, не законченный. Читайте одну из самых лучших детских книг! ru У-ук gaspod.ru FictionBook Editor Release 2.6.6 21 July 2014 691E311D-1304-4401-B502-E349A64F7A49 1.0 Республика ШКИД БИНЕЗУН Анк-Морпорк 2014 |
В этот сборник вошли все произведения о «Республике ШКИД». Начинается книга с двух повестей о жизни и приключениях авторов Шкиды до попадания в нее: «Ленька Пантелеев» и «Дом веселых нищих».
Затем следуют «Республика ШКИД», «Шкидские рассказы» и повесть о Шкиде после ухода Пантелеева и Янкеля — «Последняя гимназия», которую также написали воспитанники школы.
В заключение предлагается очерк самого ВикНикСора «Школа Достоевского», к сожалению, не законченный.
Читайте одну из самых лучших детских книг!
Лингвистический анализ текста:Приблизительно страниц: 1230 страниц — очень много (235)Средняя длина предложения: 60.90 знаков — немного ниже среднего (84)
Активный словарный запас: близко к среднему 1553.48 уникальных слова на 3000 слов текста
Доля диалогов в тексте: 27.28% — близко к среднему (26%)
Подробный анализ текста >>
Источник: https://coollib.net/b/281041-leonid-panteleev-respublika-shkid-bolshoy-sbornik
Краткое содержание «Республики Шкид» Пантелеева
Шкид или Шкида — так «детективные» воспитанники сократили название своего учебного заведения — Школы социально-трудового воспитания имени Достоевского. Шкида возникла в 1920 г. в Петрограде. Ее основателями были Виктор Николаевич Сорокин-Викниксор и его жена Элла Андреевна Люмберг, преподаватель немецкого языка, известная в дальнейшем как Эланлюм.
Воспитанниками были беспризорники, попадавшие в школу из тюрем или распределительных пунктов. Так, один из первых шкидцев Колька Громоносцев по прозвищу Цыган пришел из Александро-Невской лавры, где содержались самые отпетые малолетние воры и преступники.
Он сразу же стал лидером маленького коллектива, с усмешкой воспринимавшего нововведения завшколой: Викниксор мечтает превратить Шкиду в маленькую республику со своим гимном и гербом — тянущимся к свету подсолнухом.
Вскоре в школу приходит Гришка Черных, умный и начитанный мальчик, забросивший ради книг учебу и в конце концов угодивший в детскую трудовую колонию, а оттуда в Шкиду, где Цыган перекрестил его в Янкеля.
Через неделю пребывания в Шкиде Гришка демонстрирует свои недюжинные способности, вместе с Цыганом стащив у эконома табак, но для первого раза Викниксор прощает провинившихся. Постепенно приходят новые воспитанники, среди них одноглазый Мамочка и Японец — знаток немецкого языка, умный и развитой бузила. Вскоре он приобретает неоспоримый авторитет, написав вместе с Янкелем и Викниксором шкидский гимн.
Викниксор распределяет всех учеников по четырем классам — отделениям, однако штат учителей — по-шкидски халдеев — долгое время не удается сформировать: одни претенденты не могут справиться с буйными учениками, другие, не имея педагогического опыта, пытаются хоть как-то пристроиться в голодном Петрограде. Борясь за одного такого «педагога», Янкель, Япошка, Цыган и Воробей поднимают народные массы на борьбу с халдеями, а вскоре приходят два учителя, которых Шкида полюбит, — Алникпоп и Косталмед.
Встревоженный беспорядками, Викниксор решает ввести самоуправление: избираются дежурные и старосты по классам, по кухне и по гардеробу сроком от двух недель до месяца. Старостой по кухне избирается Янкель; для неисправимых вводится изолятор.
Вскоре после этих нововведений приходит Слаенов — «великий ростовщик» Шкиды: он начинает спекулировать хлебом, подкармливая старших, создает себе мощную охрану, и вскоре вся школа, за исключением Янкеля, попадает к нему в зависимость. Ежедневно получая чуть ли не весь хлебный паек, Слаенов заводит рабов, выполняющих все его прихоти.
Тем временем зреет недовольство — на кухне у Янкеля Мамочка и Гога обсуждают план борьбы. Однако Слаенов упреждает их, — разгром оппозиции начинается с Янкеля, которого Слаенову удается обыграть в очко на двухтысячный запас хлеба.
Мамочка и Янкель начинают манипулировать с весами и потихоньку, обвешивая Слаенова, возвращать ему долг, однако Викниксор заменяет Янкеля, проработавшего на кухне полтора месяца, Савушкой, который под давлением Слаенова вынужден делать приписки в журнале выдачи хлеба.
Узнав об этом, Викниксор сажает Савушку в изолятор, однако поднявшаяся волна «народного гнева» сметает Слаенова, и он бежит из Шкиды. Рабство отменяется, а долги ликвидируются.
Весной шефствующее над Шкидой губоно организует поездку на дачу. Четвертое отделение вместе со своим педагогом графом Косецким ворует на кухне картошку, и это несколько умаляет в глазах ребят его достоинства как воспитателя.
Разозлившийся Косецкий начинает применять по отношению к воспитанникам репрессивные меры, что приводит к травле педагога: его осыпают желудями, крадут во время купания белье, посвящают педагогу специальный выпуск стенгазеты «Бузовик» и, в конце концов, доводят халдея до истерики.
Эланлюм ничего не говорит Викниксору, но тому в руки попадает «Бузовик», и, вызвав к себе редакторов — Янкеля и Япошку, заведующий предлагает им заняться выпуском школьной газеты «Зеркало». Янкель, Японец, Цыган и другие с удовольствием берутся за дело.
Вскоре начинаются перебои с доставкой продовольствия, и голодающая Шкида раз за разом совершает набеги на местные огороды, выкапывая там картошку.
Разгневанный Викниксор обещает попавшихся на воровстве перевести в лавру, и вскоре эта участь едва не постигает представителей печати — Янкеля и Япошку, однако ручательство всей школы спасает их от заслуженной кары. Тем не менее по возвращении в город заведующий объявляет о создании школьной «Летописи» для фиксации всех прегрешений воспитанников, начиная с попытки Янкеля стащить краски. Вводятся разряды поведения с первого по пятый, рассчитанный на воров и хулиганов.
Осенью четвертое отделение устраивает банкет по случаю выхода двадцать пятого номера «Зеркала». Перед уходом из класса Янкель осматривает чугунку и не придает значения выпавшему из печки крохотному угольку, а ночью начинается страшный пожар, уничтожающий два классных кабинета и сжигающий подшивку «Зеркала».
Вскоре после пожара в Шкиду приходит Ленька Пантелеев, встреченный поначалу в штыки, но затем ставший полноправным членом дружной шкидской семьи. Тем временем в Шкиде начинается газетная лихорадка, охватившая Янкеля и Цыгана, Япошку и Мамочку, Купца и Воробья и многих других, включая учеников младших отделений.
Через три месяца ажиотаж спадает и из шестидесяти изданий остаются только четыре.
Однако скучать халдеям не приходится: в Шкиде создается новое государство Улигания со столицей Улиган-штадтом; главная улица столицы носит гордое имя Клептоманьевский проспект, на нем находятся резиденции диктатора — Купца и наркомов: наркомвоенмор и книгоиздатель Янкель, наркомпочтель Пыльников и наркомбуз Япошка.
Младшие отделения объявляются колониями, создается гимн, герб и конституция, где халдеи объявляются врагами Империи. В конце концов одна из колоний переходит на сторону халдеев, арестовывает диктатора и производит переворот, провозглашая в Улигании Советскую власть. И вскоре шкидцы начинают приставать к Викниксору с вопросами, почему у них нет комсомола.
1 января в Шкиде проходит учет — проверка знаний, на которую приезжает заведующая губоно Лилина.
А по весне Улиганию охватывает любовная лихорадка, на смену которой приходит увлечение футболом. Томясь от безделья, Саша Пыльников и Пантелеев выбивают камнями окна прачечной, и Викниксор изгоняет их из Шкиды, дав, впрочем, возможность вернуться, если они вставят стекла.
Лишившись своего преподавателя политграмоты, ребята начинают заниматься самообразованием: по ночам Янкель, Японец и Пантелеев собираются на конспиративные заседания своего кружка. Викниксор предлагает им легализоваться. Так возникает Юнком и одноименный печатный орган, в редколлегию которого входит вышеназванная троица.
Поначалу в Шкиде формируется негативное отношение к кружку, и тогда Саша предлагает устроить юнкомскую читальню. Вскоре Викниксор уезжает в Москву по делам и начинается буза, которой не в силах противостоять ни Юнком, ни Эланлюм.
Тон задают Цыган и Гужбан, которые вовсю воруют, а на вырученные деньги устраивают попойки, на одной из которых присутствуют несознательные юнкомцы Янкель и Пантелеев.
Вернувшийся Викниксор, пытаясь спасти положение, прибегает к остракизму, в результате чего Цыгана, Гужбана и еще нескольких человек переводят в сельскохозяйственный техникум.
Вскоре после проводов происходит раскол в Цека: Янкель и Пантелеев, поглощенные мечтой стать артистами, начисто забрасывают свои юнкомские обязанности, что вызывает недовольство Япошки. Конфликт разгорается из-за вопроса о принятии в организацию новых членов и запрета курить в помещении Юнкома.
Разъяренные Янкель и Пантелеев, с недавних пор ставшие сламщиками (что на шкидском наречии означает «верные и преданные друзья»), идут на раскол и начинают выпуск своей собственной газеты.
Это вызывает ответные меры со стороны Япончика: на экстренном пленуме Янкеля и Пантелеева исключают из Юнкома, однако дела с газетой идут у штрейкбрехеров хорошо, а в довершение разгрома они забирают из читальни свои книги, и Юнком спасает только то, что вскоре сламщики охладевают к борьбе с Япошкой и возвращаются к мыслям о кинематографической карьере, а в конце концов Янкеля и Пантелеева заново принимают в Юнком. Вскоре оба покидают Шкиду; вслед за ними уходят Воробей, Купец, Саша Пыльников и Японец. Тем временем в Шкиду приходит письмо от Цыгана. Он пишет, что счастлив и полюбил сельскую жизнь, нашел, наконец, свое призвание.
…Через три года после ухода из Шкиды, в 1926-м. Янкель и Пантелеев, ставшие журналистами, случайно встречают Японца, кончающего Институт сценических искусств. От него сламщики узнают, что некогда ненавидевший халдеев Саша Пыльников учится в Педагогическом институте.
Купца и Воробья Янкель с Пантелеевым встречают на улице; Купец, после Шкиды поступивший в военный вуз, стал красным офицером, Воробей вместе с Мамочкой работает в типографии.
Все они стали комсомольцами и активистами, поскольку, как замечает приехавший из совхоза по делам агроном Цыган, — «Шкида хоть кого изменит».
Источник: https://schoolessay.ru/kratkoe-soderzhanie-respubliki-shkid-panteleeva/
Республика Шкид (сборник) – Григорий Белых и Леонид Пантелеев
06 сентября 2017, 00:46bk
Страшно подумать, этой книге уже почти сто лет! А в эмоциях героев это не так уж и заметно. Ну да, чувствуешь некий оттенок «старины», что это явно не сегодняшние ребята, но в целом столетний рубеж лишь сам себе напоминаешь.
Но по порядку. Книгу эту я хотел прочесть очень давно, родители обменяли её на макулатуру ещё в советские времена, но сначала я посмотрел фильм, снятый по книге. И фильм мне понравился. Примерно тогда и решил, что стоит почитать первоисточник. Однако понадобилось почти двадцать лет, чтобы это решение осуществить.
И всё равно начинать было боязно. Знаете, часто бывает так, что каждой книге – своё время. И то, что нравилось лет 10-15 назад, при повторном чтении теперь иногда вызывает лишь тоску, а иногда даже разочарование. Именно этого и боялся, что книга на отлично может заходить подросткам, но в зрелом возрасте – не то.
И первые главы поначалу, казалось, это опасение подтверждают. Язык казался то косным, то слишком простым. Словно пишут люди, которые очень хотели писать, но не умели.
Но чем дальше, тем больше я втягивался. И этот своеобразный стиль стал придавать дополнительный шарм повествованию. Примерно на середине повести она окончательно захватила и более уж не отпускала до самого конца.
Вся повесть – это несколько лет жизни закрытого интерната для беспризорников, бывших воров и хулиганов, чьи истории рассказы от их же собственного имени, от имени выпускников этой самой Школы имени Достоевского (Шкид).
Оба автора даже не скрывают, что они – те самые, в повести они оставили себе те же имена (ну, если учесть, что Л.Пантелеев – это псевдоним, но и в повести соответствующего героя решили также назвать Лёнькой Пантелеевым).
К слову, порой кажется, что многие приключения – очень уж приукрашенные, выдуманные. Может быть, частично так и есть, но в целом авторы всё же рассказывали свои реальные истории. И от этого читать ещё интереснее, потому что ты видишь первые годы советской республики глазами реальных и хороших рассказчиков. И понимаешь, что так оно и было.
Кроме заглавной повести, в книгу входит ряд Шкидских рассказов, которые дополняют историю, дают взгляд иногда немного с другой стороны, а каких-то героев раскрывают даже больше.
Если же сравнить с фильмом, то фильм – очень сильно по мотивам. Часть историй взяли почти один в один, некоторые убрали, а кое-что, похоже, и добавили. Тот же Мамочка – один из главных героев фильма – в оригинале тоже присутствует, но совсем не таким. Экранный Мамочка – это солянка из нескольких персонажей книги.
Но от этих расхождений хуже не становится. Фильм хорош сам по себе, а книга – это более честный и подробный рассказ о событиях в этой школе. А уж Викниксор – руководитель школы – постоянно вызывал уважение своими поступками и отношением. Очень хороший пример руководителя, не важно, школы ли, или же коммерческой компании.
По нескольким эпизодам видно, что у этого человека было чему поучиться.
Отдельно стоит упомянуть главу, где рассказывается о повальном увлечении шкидцев писать и издавать написанное. Напоминает современный самиздат. Но особый шик ситуации в том, что двоим-то шкидцам это удалось, и потому мы теперь о них и знаем.
В начале чтения думал, что не моё, что брошу. Но уже прочитав целиком, понял, что книга очень понравилась. Не шедевр всех времён, но получил огромное удовольствие. Не разочаровала даже спустя двадцать лет после решения её прочесть.
Источник: https://www.litres.ru/leonid-panteleev/respublika-shkid-5326580/
Читать онлайн "Том 2. Республика Шкид" автора Пантелеев Алексей Иванович — RuLit — Страница 11
За словами Викниксора последовало всеобщее негодование. Особенно возмущались экстерны, для которых все это было неожиданным, а интернатским ничего не оставалось делать, как поддерживать и разделять это возмущение.
Буря из столовой перелилась в классы, но полчаса прошло, а воров не нашли. Таким образом, автоматически вошли в силу «меры» завшколой, которые очень скоро показали себя.
После уроков у интернатских отняли пальто. Это означало, что они лишены свободной прогулки.
- Это был тяжелый удар.
- Само по себе пришло тоскливое настроение, и хотя активное ядро — Цыган, Воробей, Янкель и Косарь старались поддерживать дух и призывать к борьбе до конца, большим успехом их речи уже не пользовались.
- Напрасно Цыган, свирепо вращая черными глазами и скрипя зубами, говорил страшным голосом:
— Смотрите, сволочи, стоять до последнего. Не признаваться!..
Его плохо слушали.
Долгий зимний вечер тянулся томительно и скучно.
За окном, покрытым серыми ледяными узорами, бойко позванивали трамваи и слышались окрики извозчиков. А здесь, в полутемной спальне, томились без всякого дела десять питомцев. Янкель забился в угол и, поймав кошку, ожесточенно тянул ее за хвост. Та с отчаянной решимостью старалась вырваться, потом, после безуспешных попыток, жалобно замяукала.
— Брось, Янкель. Чего животную мучаешь, — лениво пробовал защитить «животную» Воробей, но Янкель продолжал свое.
— Янкель, не мучь кошку. Ей тоже небось больно, — поддержал Воробья Косарь.
Кошкой заинтересовались и остальные. Сперва глядели безучастно, но, когда увидели, что бедной кошке невтерпеж, стали заступаться.
— И чего привязался, в самом деле!
— Ведь больно же кошке, отпусти!..
— Потаскал бы себя за хвост, тогда узнал бы.
В спальню вошел воспитатель.
— Ого, Батька пришел! Дядя Сережа, дядя Сережа, расскажите нам что-нибудь, — попробовал заигрывать Цыган, но осекся.
Батька строго посмотрел на него и отчеканил:
— Громоносцев, не забывайтесь. Я вам не батька и не Сережа и прошу ложиться спать без рассуждений.
- Дверь шумно захлопнулась.
- Долго ворочались беспокойные шкидцы на поскрипывающих койках, и каждый по-своему обдумывал случившееся, пока крепкий, властный сон по одолел их тревоги и под звуки разучиваемого Верблюдычем мотива не унес их далеко прочь из душной спальни.
- * * *
- Рано утром Янкель проснулся от беспокойной мысли: цел ли табак?
Он попытался отмахнуться от этой мысли, по тревожное предчувствие но оставляло его. Кое-как одевшись, он встал и прокрался в зал.
Вот и кафедра. Янкель, поднатужась, приподнял ее и, с трудом удерживая тяжелое сооружение, заглянул под низ, по табаку не увидел.
Тогда, потея от волнения, он разыскал толстую деревянную палку, подложил ее под край кафедры, а сам лег на живот и стал шарить. Табаку не было. Янкель зашел с другой стороны, опять поискал: по-прежнему рука его ездила по гладкой и пыльной поверхности паркета.
Он похолодел и, стараясь успокоить себя, сказал вслух:
— Наверное, под другой кафедрой.
Опять усилия, ползание и опять разочарование. Под третьей кафедрой табаку также не оказалось.
— Сперли табак, черти! — яростно выкрикнул Янкель, забыв осторожность. — Тискать у товарищей! Ну, хорошо!
Злобно погрозив кулаком в направлении спальни, он тихо вышел из зала и зашел в ванную.
Когда он снова показался в дверях, на лице его уже играла улыбка. В руке он держал плотно запечатанную четвертку табаку.
* * *
— Элла Андреевна! А как правильно: «ди фенстер» или «дас фенстер»?
— Дас. Дас.
Эланлюм любила свой немецкий язык до самозабвения и всячески старалась привить эту любовь своим питомцам, поэтому ей было очень приятно слышать назойливое гудение класса, зазубривавшего новый рассказ о садовниках.
— Воронин, о чем задумался? Учи урок.
— Воробьев, перестань читать посторонние книги. Дай ее сюда немедленно.
- — Элла Андреевна, я не читаю.
- — Дай сюда немедленно книгу.
- Книга Воробьева водворилась на столе, и Эланлюм вновь успокоилась.
- Когда истек срок, достаточный для зазубривания, голос немки возвестил:
— Теперь приступим к пересказу. Громоносцев, читай первую строку.
- Громоносцев легко отчеканил по-немецки первую фразу:
- — У реки был берег, и на земле стоял дом.
- — Черных, продолжай.
- — У дома стояла яблоня, на яблоне росли яблоки.
- Вдруг в середине урока в класс вошел Верблюдыч и скверным, дребезжащим голосом проговорил, обращаясь к Эланлюм:
— Ошень звиняйсь, Элла Андреевна. Виктор Николайч просил прислать к нему учеников Черний, Громоносцев унд Воробьев. Разрешите, Элла Андреевна, их уводить.
— Не Черный, а Черных! Научись говорить, Верблюд! — пробурчал оскорбленный Янкель, втайне гордившийся своей оригинальной фамилией, и захлопнул книгу.
По дороге ребята сосредоточенно молчали, а обычно ласковый и мягкий Верблюдыч угрюмо теребил прыщеватый нос и поправлял пенсне.
Невольно перед дверьми кабинета завшколой шкидцы замедлили шаги и переглянулись. В глазах у них застыл один и тот же вопрос: «Зачем зовет? Неужели?»
Викниксор сидел за столом и перебирал какие-то бумажки. Шпаргонцы остановились, выжидательно переминаясь с ноги на ногу, и нерешительно поглядывали на зава.
- Наступила томительная тишина, которую робко прервал Янкель.
- — Виктор Николаевич, мы пришли.
- Заведующий повернулся, потом встал и нараспев проговорил:
— Очень хорошо, что пришли. Потрудитесь теперь принести табак!
Если бы завшколой забрался на стол и исполнил перед ними «танец живота», и то тройка не была бы так удивлена.
— Виктор Николаевич! Мы ничего не знаем. Вы нас обижаете! — раздался единодушный выкрик, но завшколой, не повышая голоса, повторил:
- — Несите табак!
- — Да мы не брали.
- — Несите табак!
- — Виктор Николаевич, ей-богу, не брали, — побожился Янкель, и так искренне, что даже сам удивился и испугался.
— Вы не брали? Да? — ехидно спросил зав. — Значит, не брали?
Ребята сробели, но еще держались.
— Не-ет. Не брали.
— Вот как? А почему же ваши товарищи сознались и назвали вас?
- — Какие товарищи?
- — Все ваши товарищи.
- — Не знаем.
— Не знаете? А табак узнаете? — Викниксор указал на стол. У ребят рухнули последние надежды. На столе лежали надорванные, помятые, истерзанные семь пачек похищенного табаку.
— Ну, как же, не брали табак? А?
— Брали, Виктор Николаевич!
— Живо принесите сюда! — скомандовал заведующий.
За дверьми тройка остановилась.
Янкель, сплюнув, ехидно пробормотал:
— Ну вот и влопались. Теперь табачок принесем, а потом примутся за нас. А на кой черт, спрашивается, брали мы этот табак!
— Но кто накатил, сволочи? — искренне возмутился Цыган.
— Кто накатил?
Этот злосчастный вопрос повис в воздухе, и, не решив его, тройка поползла за своими заначками.
Первым вернулся Янкель. Положил, посапывая носом, пачку на стол зава и отошел в сторону. Потом пришел Воробей.
- Громоносцева не было.
- Прошла минута, пять, десять минут — Колька не появлялся.
- Викниксор уже терял терпение, как вдруг Цыган ворвался в комнату и в замешательстве остановился.
— Ну? — буркнул зав. — Где табак?
- Цыган молчал.
- — Где, я тебя спрашиваю, табак?
- — Виктор Николаевич, у меня нет… табаку… У меня… тиснули, украли табак, — послышался тихий ответ Цыгана.
Янкеля передернуло. Так вот чей табак взял он по злобе, а теперь бедняге Кольке придется отдуваться.
Рассвирепевший Викниксор подскочил к Цыгану и, схватив его за шиворот, стал яростно трясти, тихо приговаривая:
Источник: https://www.rulit.me/books/tom-2-respublika-shkid-read-229600-11.html