Э. Гофман — один из наиболее ярких представителей эпохи немецкого романтизма. Его творчество весьма многогранно: помимо литературной деятельности, он сочинял музыку, рисовал.
Вместе с тем его сочинения отличаются оригинальностью, которая делает его сказки совершенно не похожими на традиционные произведения романтиков изучаемой эпохи.
Поэтому этот писатель занимает особое место в истории мировой литературы.
Кратко об авторе
Он родился в семье простого юриста и после окончания обучения выбрал себе ту же профессию. Однако учеба и последовавшая за ней государственная служба сильно тяготили его, и он пытался зарабатывать на жизнь искусством, но безуспешно.
Положение несколько улучшилось после того, как писатель получил небольшое наследство. Несмотря на трудности, он не бросил писать, однако его произведения не нашли отклика у немецкой критики и читателей.
При этом его произведения пользовались популярностью в других западноевропейских странах, в России, а также в США.
Творчество
Романтика Гофмана весьма специфична и отличается от того, что писали представители данного направления. Большинство авторов подходили к изображаемым предметам и персонажам очень серьезно, прославляя идею абсолютной свободы.
Но Эрнст Амадей отказался от этих установок, введя в свое повествования элементы острой сатиры. Кроме того, автор отказался от утопических идеалов свободы, сконцентрировавшись исключительно на характерах своих героев. Сказки Гофмана фантастичны и с примесью ужаса, но, тем не менее, они не столько пугают, сколько поучают.
Юмор автора также весьма специфичен. Писатель в едкой и весьма ироничной форме высмеивает пороки современного ему общества, за что, возможно, его произведения и не пользовались большой популярностью у него на родине. Зато в нашей стране он получил признание.
Белинский называл его величайшим поэтом, а Достоевский всерьез увлекся его творениями, более того, сказки Гофмана нашли свое отражение в сочинениях романиста.
Особенности
Характерной чертой произведений писателя было тесное переплетение реальности и фантастики.
Но последняя не воспринимается автором как что-то из ряда вон выходящее: напротив, он изображает ее как нечто само собой разумеющееся, как оборотную сторону повседневного человеческого существования. Его герои как бы живут двойной жизнью: в обычном мире и в сказочном антураже.
Примером такой сказки является новелла Гофмана «Песочный человек». Это одно из наиболее популярных его произведений, которое стало визитной карточкой автора. В основе сочинения лежат народные предания, но вместе с тем в ней отражены реалии современной автору эпохи.
Сказка-новелла оказалась настолько популярной, что ее мотивы используются в массовой культуре. Одна из главных сюжетных линий даже вошла составной частью в либретто известной французской оперы.
Композиция
Особый интерес представляет вопрос о том, как построил свое повествование в рассматриваемом произведении Гофман. Краткое содержание («Песочный человек» в этом отношении отличается от других сказок), к сожалению, не передаст всей оригинальности структуры текста. А она весьма необычна.
Автор, словно не зная, как поведать своему читателю эту необычную историю, выбирает очень интересную форму повествования. Сказка начинается с переписки главного персонажа со своим другом Лотарем и невестой Кларой. После пересказа содержания писем писатель перешел непосредственно к кульминации действия и ее развязке.
Такая композиция позволяет лучше понять характер героя, который впал в безумие и кончил трагически свою жизнь. В письмах читатель знакомится со сложным и крайне противоречивым внутренним миром Натаниэля, который находится в страшном смятении из-за детской травмы: кошмары преследуют его, и даже все попытки невесты отвлечь его от тяжелых дум оказываются безрезультатными.
Во второй части повествования читатель видит героя как бы со стороны, уже зная об его душевных страданиях. Но теперь мы видим их внешнее страшное проявление, что и приводит к трагедии.
Завязка
В анализируемом произведении одним из лучших мастеров человеческой психологии в мировой литературе показал себя Гофман. Краткое содержание («Песочный человек» отличается драматичностью и сложностью сюжета, несмотря на кажущуюся простоту структуры) сказки следует начать с упоминания переписки друзей, из которой мы узнаем ее предысторию.
Натаниэль рассказывает приятелю страшную историю, которая произошла с ним в детстве. Няня пугала его сказкой о песочном человеке, который якобы наказывает тех детей, которые не хотят ложиться спать. Воспоминания об этом так глубоко врезались в его память, что воображение ребенка оказалось в некотором роде покалеченным.
Окончательный удар по детской психике был нанесен после одного ужасного происшествия, свидетелем которого он стал.
В рассматриваемом произведении мастером страшной фантастики показал себя Гофман. Краткое содержание («Песочный человек» — это довольно мрачная новелла) сочинения не способно передать весь накал страстей и сложную внутреннюю борьбу главного персонажа, текст следует читать полностью.
Но поскольку мы ограничены рамками статьи, обойдемся сокращенным пересказом. Натаниэль стал свидетелем ужасной смерти своего отца, который проводил опыты с одним странным профессором, посещавшим их дом. Однажды вечером мальчик подсмотрел, как этот незнакомец проводил опыты с глазами, а после эксперимента трагически погиб его отец.
Ребенок уверен, что профессор является убийцей, и клянется отомстить.
Развитие сюжета
В анализируемом сочинении свое мастерство в изображении человеческой психологии доказал Гофман.
Краткое содержание («Песочный человек» — произведение с глубоким философским подтекстом, несмотря на наличие фантастических элементов) сказки отличается динамичностью из-за стремительного развития событий и вместе с тем достоверностью в изображении характеров.
В следующем письме Натаниэль рассказывает, как он познакомился с необычным преподавателем по физике и стал у него учиться. Там же он встретил одного механика, который был очень похож на профессора, убившего его отца.
Герой готовился отомстить, но невеста в ответном письме уговаривала его отказаться от мрачных мыслей, который могли свести его с ума.
Через некоторое время герой сообщил, что он ошибся: механик был просто похож на профессора, и чтобы как-то его задобрить, герой купил у него подзорную трубу, через которую принялся наблюдать за дочерью своего преподавателя, Олимпией, которая оказалась очень красивой девушкой. Напрасно друзья Натаниэля уверяли его, что она очень странная и напоминает механическую куклу (так и оказалось впоследствии): герой ничего не хотел слышать и, забыв о своей невесте, решил сделать Олимпии предложение.
Дальнейшие события
Одним из самых противоречивых сказочников был Гофман. «Песочный человек», анализ которого является предметом настоящего обзора, — лучшее тому подтверждение. Мрачный колорит произведения чувствуется особенно сильно по мере приближения к развязке.
Герой был недоволен Кларой, которая оказалась девушкой простой и искренней, не подверженной суеверным страхам и ложным впечатлениям. Натаниэль читал ей свои мрачные истории, но она их не воспринимала, что он принял за безразличие и глупость, в то время как Олимпия слушала молодого человека, ни на что не отвлекаясь.
Решив сделать ей предложение, юноша явился в дом к ее отцу, однако к своему ужасу застал ужасную картину: преподаватель с ужасным профессором сломали куклу. От увиденного Натаниэль сошел с ума.
Характер героя и развязка
В центре внимания автора – образ главного персонажа, весьма впечатлительного молодого человека, который так и не смог избавиться от своего детского наваждения. Несмотря на любовь к Кларе, девушке простой и искренней, он все-таки поддался своим суеверным страхам, что привело его к безумию.
К сожалению, добрые задатки в нем были уничтожены сломанной психикой, которую не могла излечить ни любовь Клары, ни дружба ее брата Лотаря. В финале герой возвращается домой и после временного улучшения самочувствия проводит время со своей невестой. Но однажды он снова смотрит в подзорную трубу и опять сходит с ума.
Чуть не убив Клару, он кончает жизнь самоубийством. Итак, популярной сказкой писателя является «Песочный человек».
Гофман, отзывы о книге которого, невзирая на весь трагизм, оказались весьма положительными, вошел в мировую литературу именно как создатель произведений с необычным колоритом и мрачноватой окраской, но со специфическим юмором, что подмечено многими читателями и критиками.
Источник: https://FB.ru/article/252958/skazka-novella-pesochnyiy-chelovek-ernst-teodor-amadey-gofman-kratkoe-soderjanie-pesochnyiy-chelovek-glavnyiy-personaj-novellyi
"Песочный человек" Эрнста Гофмана: краткое описание новеллы
В этой статье мы познакомим вас, дорогой читатель, с кратким содержанием новеллы «Песочный человек» Гофмана. Здесь вы сможете проследить за всеми злоключениями главного героя, касающимися его возлюбленной и друзей.
В произведении Эрнста Гофмана отражено увлечение автора «ночной» стороной человеческой души, тому иррациональному, что скрывается за маской повседневных забот и рядовых происшествий. Писателя привлекает тема безумия людей, а также их патологические душевные состояния.
Описывая внутренние терзания своего героя, автор проникает в потаенные уголки сознания человека с его неосознанными страхами, зародившимися в раннем детстве.
Краткому содержанию «Песочного человека» предшествует знакомство с героями новеллы, каждый из которых по-своему ценен для заинтересованного читателя.
Главные герои и другие персонажи
Главными героями этой новеллы являются:
- Натанаэль – студент.
- Клара – его возлюбленная и невеста.
- Лотар – хороший друг, брат Клары.
- Коппелиус – главный злодей или «Песочный Человек».
К второстепенным действующим лицам относятся отец и мать героя, а также встречающиеся на его пути персонажи. Это профессор физики Спаланцани и похожий на Коппелиуса продавец барометров Коппола.
Главный герой новеллы – Натанаэль, который к моменту развития основных событий был молодым студентом. Из его первого письма видно, что юноша с детства рос впечатлительным ребенком, восприимчивым ко всему мистическому. Он не готов принимать окружающую реальность в обыденном виде, как это делается большинством людей.
Детские страхи Натанаэля
Гофман с иронией описывает романтичность молодого человека, воображающего себе то, чего не существует в реальности. Именно поэтому повзрослевший Натанаэль не способен отличить истинные чувства от механических действий куклы.
Его возлюбленная Клара – добрая и очень рассудительная для своего возраста девушка. Она не одобряет поэтические опыты жениха, на что он несправедливо обвиняет девушку в бесчувственности и непонимании. Но только она одна способна осознать, в какой опасной форме могут проявиться так далеко зашедшие фантазии Натанаэля.
Самый сложный и спорный персонаж новеллы – адвокат Коппелиус. Если смотреть на развитие событий глазами Натанаэля – этот символ зла предстает сразу в 3-х ипостасях: собственно злодея, продавца Коппола и символичного человека из детских страхов.
При рассудительном подходе к событиям (как это делает Клара) придется согласиться с ней, что Коппола и Коппелиус – всего лишь созвучные имена, оживившие в герое его детские страхи.
Вслед за представлением основных действующих лиц можно ознакомиться с пересказом новеллы Гофмана «Песочный человек» и кратким содержанием этого увлекательного произведения.
Пересказ в тезисах
Основные тезисы, кратко передающие суть изложения:
- В детстве героя часто пугали вымышленным страшилищем, которое похищает непослушных детишек и забирает у них глаза.
- К его отцу для занятий алхимией приходит странный адвокат Коппелиус, вызывающих у детей отвращение.
- Со временем у них в сознании закрепляется устойчивая ассоциация с этим страшилищем.
- Она укрепляется после случайно подсмотренной картины занятия Каппелиуса и отца алхимическими опытами.
- Повзрослев, герой уезжает учиться в другой город и там случайно под видом продавца барометров встречает похожего на Коппелиуса человека.
- После этого детские страхи вновь «просыпаются» в его сознании, и он хочет отмстить адвокату за прежние переживания.
Далее события развиваются стремительно, захватывая знакомство Натанаэля с профессором физики Спаланцани, у которого есть прекрасная дочь. Ученый убеждает его, что он ошибся с продавцом барометров и что тот ему известен как Коппола, не имеющий отношения к Коппелиусу. Следующую за этим череду происшествий можно описать так:
- Натанаэль едет домой и там ведет себя странно, едва не доводя ситуацию до дуэли с Лотаром (из-за оскорбления Клары).
- После этого он возвращается к учебе и сближается с Спаланцани, а затем влюбляется в его дочь Олимпию.
- Приглашенный на бал наш герой знакомится с ней ближе и поражается ее совершенству.
- Случайно Натанаэль обнаруживает как профессор и Коппелиус (сейчас он видит, что это действительно он) разрывают Олимпию на части и вырывают глаза.
Коппелиус лишает глаз куклу автомат
- Девушка оказывается автоматом, изобретенным доктором и оживленным алхимиком, после чего пораженный Натанаэль попадает в сумасшедший дом.
- Оправившись, он прерывает учебу и возвращается домой, где вскоре собирается сыграть свадьбу со своей Кларой.
- Но во время одной прогулки с ним случается приступ безумия, во время которого герой падает с башни и разбивается.
В дальнейшем Клара выходит замуж за другого человека и благополучно растит детей.
Краткое содержание новеллы
Краткое содержание новеллы может быть представлено через обзор событий, следующих по тексту в определенной последовательности. Четкая хронология в нескольких письмах с возвратом в прошлое позволяет автору точнее предать суть психологической драмы главного героя и его конфликта с близкими людьми.
Первое письмо
Это письмо обращено к другу Натанаэля, брату его невесты Лотару. В нем рассказывается о детских страхах героя и его сестер, связанных с ужасным Песочным Человеком, которым няня и родители пугали детей.
Описывается быт рядового семейства, собирающегося в гостиной на ужин и нежелание детей идти вовремя спать. Этим и объясняется появление пугающего персонажа, которого юный герой со временем начинает отождествлять со странным и страшным посетителем, приходящим к его отцу по вечерам.
Это адвокат Коппелиус, ненавидящий детей и вселяющий в них животный страх.
В письме также рассказывается о том, как однажды Натанаэль решил проникнуть в комнату отца и узнать, чем занимаются они в такое позднее время. Но не сдержался во время алхимического опыта, которым занималась эта пара, и выдал себя.
Особо обозлился на нежданного гостя Коппелиус и в гневе потребовал забрать у него глаза для своих опытов, как это делал Песочный Человек в страшных няниных сказках. Отец вымолил у него прощения за сына. Однако злодей начинает выворачивать его ноги и руки, желая разобраться с тем, как устроен мальчик.
Натанаэль в страхе спасается бегством, но потом надолго заболевает. Коппелиус совсем исчезает из города, после чего детские страхи на время прекращаются.
По прошествии года злодей врывается в жизнь семейства опять; он навещает отца Натанаэля, чтобы продолжить с ним алхимические опыты.
Во время их проведения случается несчастье – от сильного взрыва химических препаратов отец погибает.
Далее в письме говорится о том, что уже во время учебы вдали от дома он случайно встречает человека, очень похожего на Коппелиуса, который выдает себя за продавца барометров.
Второе письмо
Второе письмо пишет возлюбленная Натанаэля, обеспокоенная его состоянием (она случайно увидела письмо к брату). Читать его не было целью, но, уловив тревожные нотки в строках любимого, он не смогла остановиться. В своем послании Клара пытается доказать, что все его страхи и сомнения – всего лишь нездоровая фантазия, принимаемая за реальность. Она объясняет это следующими причинами:
- В природе существует темная сила, с детства привязывающая каждого человека к первым жизненным впечатлениям.
- Чем переживания острее – тем сильнее захватывают сознание и не дают ему вырваться из своих пут.
- И, наконец, она уверена, что источник этих темных сил в нас самих и поэтому человеку нужно направить все усилия на то, чтобы разобраться в самом себе.
Для Натанаэля, привыкшего воспринимать свою возлюбленную как простую провинциальную барышню, все эти философствования кажутся очень удивительными. И он пишет еще одно письмо ее брату, Лотару.
Третье письмо
Это письмо написано в ответ на послание Клары.
Герой жалуется другу на то, что невеста принимает рассказы о встрече с двойником Коппелиуса за выдумки нездоровой психики и уговаривает отказаться от своих подозрений и страхов.
Он подтверждает, что в этом же его убеждает учитель физики (доктор Спаланцани). Но герой все же больше склоняется к мысли, что это именно Песочный Человек и упрекает друга в потакании философским настроениям сестры.
Далее он подробно описывает своего учителя, указывая на его внешнее сходство с легендарным шарлатаном и кудесником графом Калиостро. Также Натанаэль вкратце представляет в письме его дочь – спокойную красавицу Олимпию.
Наш герой недоумевает по поводу того, что Спаланцани держит ее взаперти, не допуская никаких вольностей.
Однажды будучи в гостях, он в щелку пытается разглядеть девушку, которая поражает его оцепенелостью во взгляде и кажущейся ненормальностью.
Этой ненатуральной девушке все человеческое чуждо. Несмотря на свою неспособность быть естественной, (а может быть – именно поэтому) безупречная в каждом своем появлении, она покорила сердце юноши. Но открывшаяся со временем правда сводит его с ума. В заключение он обещает очень скоро приехать домой и встретиться с дорогими его сердцу людьми.
В чем идея произведения
Сама идея мистической новеллы о заводном манекене-кукле и влюбленном в нее студенте Натанаэле возникла у Гофмана совсем не случайно. На протяжении 18 и 19 столетий в Европе были очень распространены красочные представления с показом различных механических моделей.
Одним из характерных примеров такого представления являлся показ автоматов Вокансона, хорошо имитировавших движения человека.
Удивленный всем уведенным в своих путешествиях и пораженный правдоподобностью кукольных механизмов, автор садится за написание своего «Песочного человека».
Мотив человеческого автомата, представленного в новелле, по ходу повествования появляется еще до знакомства молодого героя с Олимпией.
«Ты бездушный, проклятый автомат!» – такие гневные слова бросает он в адрес Клары, упрекая ту в непонимании его стихов.
Одновременно с этим только кукла воспринимается им в качестве благодарного слушателя, способного понять все его душевные терзания. Так происходит проникновение реального мира живых переживаний в мистическое воображение больного сознания.
Другим проходящим через всю новеллу мотивом являются человеческие глаза. Именно светлый цвет глаз своей возлюбленной Клары описывает Натанаэль, когда упоминает о них во втором письме к Лотару.
Именно на глаза покушается вымышленный Песочный человек; на них же посягает и адвокат Коппелиус, неожиданно заставший героя в отцовском кабинете.
Глаза – это то, что в первую очередь отражает душу любого человека, поэтому и привлекают внимание юноши в понравившейся ему Олимпии.
Нашему герою кажется, что они излучают чудное «влажное лунное сияние». Увидев эти органы уже не живыми, а брошенными злодеями на пол, Натаниэль не может смириться с тем, что его новая любимая – заводная кукла.
В заключение отметим, что именно глаза Натанаэля, смотревшие через подаренную Копполой подзорную трубу, становятся причиной страшной смерти героя.
Наряду с мистическим образом Коппелиуса и детскими страхами юноши этот символ становится композиционным центром новеллы, на котором концентрируется внимание читателя.
Источник: https://ChitaemKratko.ru/kratkoe-soderzhanie/novella-pesochnyy-chelovek-gofmana.html
«Песочный человек», краткое содержание по главам новеллы Гофмана
Натанаэль извиняется перед Лотаром, матушкой и Кларой за то, что долго не писал. Он объясняет своё молчание душевным смятением, произошедшим вследствие посещения его продавцом барометров несколько дней назад – 30 октября. Натанаэль рассказывает Лотару об одном событии из времён его ранней юности.
Он вспоминает, как в детстве в девять вечера в их дом приходил Песочный человек. Матушка объяснила, что это просто выдумка, которой она уговаривает детей идти спать.
Старая нянюшка младшей сестры Натанаэля рассказала ему страшную сказку о Песочном человеке, после которой он долгое время дрожал от тоски и ужаса и полюбил всё чудесное, что есть на свете.
В десять лет Натанаэль был переведён из детской в отдельную комнатку, неподалёку от отцовского кабинета. Желая выяснить, что из себя представляет Песочный человек, мальчик спрятался в шкафу. В девять вечера в кабинет вошёл старый адвокат Коппелиус – отвратительный на внешность и поведение человек, не любящий детей и делающий всё для того, что отравить их существование.
Натанаэль увидел, как гость и отец облачились в чёрные балахоны, открыли спрятанный за шкафом очаг и стали производить странные опыты с диковинными склянками. Испугавшийся мальчик выпал на середину комнаты. Коппелиус чуть не вырвал ему глаза, долго крутил руки и ноги, после чего ребёнок потерял сознание. Несколько недель Натанаэль провёл в сильной горячке.
Коппелиус покинул город.
Через год старый адвокат вернулся. Отец пообещал матери, что Коппелиус приходит в последний раз. Ночью Натанаэль тщетно силился уснуть. В полночь раздался страшный удар. Взрыв убил отца Натанаэля. Коппелиус вновь бежал из города.
Продавец барометров, увиденный Натанаэлем 30 октября, был никто иной как убийца отца, выдающий себя за пьемонтского механика Джузеппе Копполу. Молодой человек просит Лотара ни о чём не рассказывать родным и готовится к мести.
Клара – Натанаэлю
Клара пишет Натанаэлю, что он по ошибке адресовал предыдущее письмо ей. Девушка пробует объяснить ему, что в Коппелиусе никогда не было ничего таинственного, кроме его мерзкого вида. Страх перед адвокатом был естественен для детей.
Смерть же отца Натанаэля произошла в результате несчастного случая, когда он занимался алхимией. Тёмная сила, по мнению Клары и её брата Лотара, способна вторгнуться в душу человека только по его собственной воли.
Девушка призывает возлюбленного не думать больше о Песочном человеке, чтобы он не смог причинить ему вреда.
Натанаэль – Лотару
Натанаэль раздосадован тем, что Клара прочитала его письмо.
Он извещает Лотара, что слушает лекции у профессора физики («природного итальянца») Спаланцани, который развеял его сомнения относительно общности между немцем Коппелиусом и пьемонтцем Копполой.
Натанаэль видит во внешности Спаланцани сходство с графом Калиостро и рассказывает о странном впечатлении, которое произвела на него дочь лектора – Олимпия.
***
Автор обращается к читателю с вопросом о том, доводилось ли ему переживать нечто такое, о чём он тщетно пытался рассказать друзьям? Историю Натанаэля рассказчик преподносит как повествование, от которого невозможно было удержаться.
Он долго думал, с чего начать свой рассказ, и решил… не начинать его вовсе. Вместо классического начала автор предложил читателю три письма, переданных ему его другом Лотаром.
Вместе с тем рассказчик надеется, что в дальнейшем ему удастся достойно закончить своё повествование.
Клара и Лотар – дети одного из дальних родственников – были приняты в семью Натанаэля после смерти своих родителей и отца последнего.
Между девушкой и молодым человеком со временем развилась склонность, закончившаяся помолвкой. В настоящий момент Натанаэль учится в Г.
Клара в описании автора представляет собой красивую, живую, весёлую, рассудительную девушку, не подверженную таинственным поэтическим мечтаниям.
Приехавший домой Натанаэль всё время находится в мрачном расположении духа. Он говорит о роке, о влиянии высших сил на вдохновение учёного или поэта, о разрушительном воздействии Коппелиуса на его отношения с Кларой. Натанаэль пробует читать возлюбленной мистические книги. Кларе гораздо интереснее следить за тем, чтобы не убежал кофе.
Натанаэль сочиняет мрачные рассказы и стихи. В одном из них он повествует о том, как Коппелиус в виде дьявольского начала препятствует его счастью с Кларой. В финальном эпизоде (у алтаря) старый адвокат похищает глаза девушки, а самого Натанаэля заманивает в огненный адский круг. Клара просит молодого человека сжечь отвратительную сказку.
Натанаэль называет её бездушным автоматом. Девушка плачет. Лотар успокаивает сестру, обвиняет Натанаэля в шутовстве и вызывает его на поединок на рапирах. Клара предотвращает дуэль. Молодые люди мирятся и клянутся друг другу в любви и верности. Три дня Натанаэль проводит с родными, после чего возвращается в Г. Ему предстоит учиться ещё год.
Натанаэль находит в Г. дом, где он снимал комнатку под крышей, полностью сгоревшим. Друзья, без ведома героя, размещают его напротив, квартиры профессора Спаланцани. Из своего окна Натанаэль видит комнату, в которой сидит неподвижная Олимпия.
Как-то раз, когда Натанаэль пишет письмо Кларе, к нему приходит Коппола. Он представляется торговцем лорнетами и очками и, называя их «хорошими глазами», выкладывает на стол, пугая героя.
Натанаэль пытается придти в себя и, чтобы загладить грубость, покупает у Копполы маленькую карманную подзорную трубу. Молодой человек смотрит в неё на Олимпию и понемногу начинает влюбляться в прекрасную девушку.
Письмо к Кларе остаётся незаконченным.
Три дня Натанаэль проводит в любовной горячке. На четвёртый профессор Спаланцани устраивает праздничный бал в честь представления своей дочери обществу.
Олимпия поражает всех размеренной поступью и чистым, резким, певучим голосом. Натанаэль приглашает девушку на танец.
Весь вечер он проводит подле Олимпии, говоря ей о любви и вслушиваясь в её покорные «ах-ах». Спаланцани разрешает Натанаэлю навещать дочь.
В городе ходят слухи о тупоумии Олимпии. Зигмунд предупреждает друга о механической странности его новой возлюбленной. Натанаэль встаёт на защиту Олимпии, говоря, что только поэт может понять внутренний мир этой необычной девушки.
Много часов проводит юноша в доме Спаланцани. Он читает Олимпии свои литературные произведения. Ему очень нравится, что девушка слушает его, не отвлекаясь.
Натанаэль просит у Спаланцани руку Олимпии. Профессор предоставляет право выбора дочери. Молодой человек ищет для невесты материнское кольцо. Радостный он бежит к Спаланцани, где застаёт профессора, дерущегося с Копполой. Последний отнимает у итальянца Олимпию, которая на поверку оказывается восковой куклой, лишённой глаз.
Спаланцани требует, чтобы Натанаэль бросился в погоню за Коппелиусом и отнял у него работу двадцати лет жизни. При этом профессор кидает в юношу кровавые глаза Олимпии. Натанаэль сходит с ума.
Спаланцани покидает Г. Натанаэль приходит в себя и делает предложение Кларе. Всё семейство решает переселиться за город – в поместье, доставшееся им после смерти родственника.
Как-то раз совершая покупки на городском рынке, молодые люди поднимаются на высокую ратушную башню. Натанаэль смотрит в подзорную трубу Копполы и снова сходит с ума. Он пытается сбросить Клару с башни. Лотар спасает сестру от смерти.
На рынке появляется Коппелиус. Натанаэль прыгает на мостовую.
Через несколько лет мы видим Клару, играющую с двумя прелестными мальчиками. Героиня нашла своё счастье в браке.
- «Песочный человек», художественный анализ новеллы Гофмана
- «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер», художественный анализ новеллы Гофмана
- «Золотой горшок», художественный анализ повести-сказки Гофмана
- «Щелкунчик и Мышиный король», краткое содержание по главам сказки Гофмана
- «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер», краткое содержание по главам новеллы Гофмана
- «Золотой горшок», краткое содержание по главам повести-сказки Гофмана
- «Щелкунчик и Мышиный король», художественный анализ сказки Гофмана
- Эрнст Теодор Амадей Гофман, краткая биография
- По произведению: «Песочный человек»
- По писателю: Гофман, Эрнст Теодор Амадей
Источник: https://goldlit.ru/hoffmann/724-pesochnyi-chelovek-kratkoe-soderzhanie
Песочный человек — Эрнст Теодор Амадей Гофман
В начале сказки некий молодой человек Натаниэль пишет письмо своему другу Лотару, в котором делится своими детскими переживаниями. Его няня, чтобы мальчик не баловался, часто пугала его россказнями о Песочном человеке, который придет к ребенку и заберет с собой.
Кроме этих страшных воспоминаний, он рассказывал об опытах отца с его другом физиком Коппелиусом. Он помнил, что этот ученый в детстве наводил на него ужас, они с отцом тайно проводили какие-то опыты с глазами. И после особо пугающего опыта отец мальчика скончался. Теперь Натаниэль обвинял Коппелиуса в смерти отца и мечтал отомстить.
Клара — девушка, которая любила Натаниэля и сестра его друга Лотара, случайно прочла письмо, адресованное брату, и написала юноше, что детские страхи часто беспочвенно, хотя и имеют большое влияние на формирование страхов.
Натаниэль вновь пишет своему другу Лотару письмо, в котором много рассказывает о своем учителе физики Спаланцами и его изумительной дочери Олимпии, которая восхищала всех окружающих красотой и грацией. А сам учитель невольно внушал ужас и преклонение.
Скоро молодой студент приехал в гости к Лотару и Кларе, которая считалась его невестой. Погостив какое-то время у друзей, он вновь возвращается к месту учебы, но видит, что его квартира полностью сгорела.
Ему пришлось срочно искать новое жилье, но когда он поселился в ней, то с изумлением и тайным страхом видит, что живет напротив учителя Спаланцами и его дочери.
Студент покупает зрительную трубу и начинает наблюдать за столь интересующими его людьми.
Однажды учитель приглашает его к себе в гости, там он общается с Олимпией и влюбляется в нее до безумия. Он забывает о своей невесте и о предостережениях друга Лотара.
Один из его приятелей пытается удержать Натаниэля от пагубного шага и говорит, что Олимпия – чрезвычайно странная девушка, у нее глаза, словно у неживого человека и порой она двигается словно механизм.
Но обезумевший от любви юноша ничего не хочет слушать, он разрывает помолвку и делает предложение дочери учителя.
Натаниэль посещает свою возлюбленную каждый день в один и тот же час, за их свиданиями зорко следит отец невесты. Но однажды юноша приходит в отсутствие Спаланцами и находит Олимпию в странном состоянии. Он понимает, что перед ним не человек, а просто искусно сделанная заводная кукла. Юноша сходит с ума и оказывается в доме для умалишенных.
Спустя какое-то время Натаниэль излечивается и возвращается к обычной жизни, он вновь налаживает отношения с Лотаром и делает предложение Кларе. Молодые люди планируют счастливую жизнь рядом с друзьями и родственниками.
Позднее юношей вновь овладевают странные безумные идеи, его преследует Песочный человечек, который видится ему повсюду. Он не выдерживает такого нервного напряжения и кончает жизнь самоубийством.
Перед своей кончиной он пытался убить свою невесту, сбросив ее с балкона, а в толпе видели Коппелиуса, который после смерти юноши исчез.
А Клара спустя некоторое время удачно вышла замуж и родила двоих детей, ее жизнь была безоблачной и счастливой.
Обязательно прочитайте сказку целиком. Она очень интересная! -Песочный Человек. Эрнст Теодор Амадей Гофман
Источник: http://moreskazok.ru/skazki-kratko/4875-pesochnyj-chelovek-pereskaz.html
Гофман "Песочный человек", какое краткое содержание, кто главные герои?
Главные герои сказки Гофмана «Песочный человек»:
- Натанаэль — студент, наделенный богатым воображением и неустойчивой психикой, подорванной детскими страхами;
- Адвокат Коппелиус, продавец Джузеппе Коппола, Песочный человек — личности, воспринимаемые Натанаэлем как одно существо, принимающее разные обличия;
- Клара — любимая девушка Натанаэля, веселая, здравомыслящая и надежная;
- Лотар — брат Клары, верный друг Натанаэля;
- Олимпия — искусно выполненная механическая кукла, покорившая Натаниэля красотой и покладистостью;
- Профессор Спаланцани — один из создателей Олимпии, выполнявший роль ее отца.
Произведение начинается с писем Натанаэля своему другу и родственнику Лотару и ответа Клары, случайно прочитавшей одно из посланий.
Натанаэль учился в другом городе и в первом письме рассказывает о событии, нарушившим его душевное равновесие и связанном с далекими детскими годами, когда няня рассказала о жутком Песочном человеке, приходящем за непослушными детьми, не ложащимися вовремя спать.
Иногда за дверью действительно раздавались тяжелые шаги, но принадлежали они старому мерзкому адвокату Коппелиусу, не любившему детей и приходящему к их отцу для проведения химических опытов. Во время неудачного эксперимента отец Натаниэля погиб, адвокат исчез из города, а мальчик окончательно уверился, что Коппелиус и есть Песочный человек.
И вот спустя несколько лет к Натанаэлю пришел продавец барометров, в котором молодой человек узнал ненавистного Коппелиуса, хотя он и назвался механиком Джузеппе Коппола.
Рассудительная Клара в ответ пыталась успокоить любимого, убеждая его выкинуть из сердца мерзкие образы, тогда и они потеряют способность воздействовать его душу.
В следующем обращении к Лотару Натаниель досадует на Клару, не проникнувшуюся его смятением, и рассказывает о профессоре физики Спаланцани, чьи лекции он начал посещать, и его дочери Олимпии, таинственной красавице с невыразительными глазами.
Когда вскоре Натанаэль приехал на каникулы, в нем чувствовалась большая перемена. Он утверждал, что человеческие желания и планы ничего не значат — все управляется извне высшим началом. Клара настаивала на том, что враждебные силы властны над человеком только тогда, когда человек в них верит; между ними обозначилась трещина.
Натанаель вернулся на учебу, но оказалось, что его прежнее жилье сгорело и друзья сняли ему комнату рядом с домом Спаланцани, из окна которой была видна комната Олимпии. Вскоре к молодому человеку снова постучал Коппола и предложил свои изделия; Натанаель, чтобы загладить отношения, купил у него подзорную трубку.
Он пристрастился любоваться в эту трубку загадочной Олимпией. Вскоре Спаланцани устроил званый бал, на котором блистала его дочь, а Натанаэль не отходил от нее весь вечер, с восхищением признаваясь ей в любви, на что Олимпия отвечала только:»Ах-ах!»
Ходили слухи, что Олимпия чересчур скованна, бездушна и неумна, но Натанаэль бывал у ней каждый день и считал ее прилежное внимание к его умозаключениям пониманием и родством душ.
Молодой человек решил обручиться с Олимпией, но явившись к Спаланцани попал на драку профессора с Коппелиусом за безжизненную куклу, в которой узнал Олимпию. Натанаэль бросился на профессора и едва не задушил его, но подбежали люди, связали его и отправили в дом сумасшедших.
Натанаэль пришел в себя в родных стенах, где друзья, мать и верная Клара излечили его от тяжкой хвори. Натаниель принял решение сыграть свадьбу с Кларой. Гуляя по городу и делая покупки, они надумали подняться на высокую башню, чтобы полюбоваться окрестностями.
Натаниель достал свою подзорную трубку, и тут безумство с прежней силой вновь охватило его. Он подхватил Клару и попытался сбросить ее вниз, но подбежавший Лотар спас сестру, а беснующийся Натаниель сам бросился вниз.
В сбежавшейся на крики толпе мелькнуло довольное лицо адвоката Коппелиуса.
Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/3025160-gofman-pesochnyj-chelovek-kakoe-kratkoe-soderzhanie-kto-glavnye-geroi.html
Краткое содержание «Песочного человека» Гофмана
Натаниэль пишет другу, брату своей невесты, Лотару. В письме молодой человек рассказывает о своем детском страхе перед Песочным человеком, приходящем за детьми, которые не хотят идти спать.
https://www.youtube.com/watch?v=90Z3-8w3328
В детстве Натаниель и его сестры по вечерам собирались в гостиной, а отец рассказывал им интересные истории. В девять вечера мама говорила, что скоро придет Песочный человек, спешно уводила детей спать, и вскоре на лестнице раздавались медленные, тяжелые шаги. Натаниель был уверен, что к отцу приходит страшный Песочный человек, хотя мать и отрицала это.
Старая няня Натаниэля рассказала, что Песочный человек забирает у детей глаза и скармливает их своим детям с совиными клювами, которые живут в свитом на Луне гнезде. После этого рассказа Натаниэля начали мучить кошмары.
Так продолжалось много лет, а я все не мог свыкнуться с этим зловещим призраком, и образ страшного песочного человека не бледнел в моем воображении.
Однажды Натаниэль решил увидеть Песочника и после девяти вечера спрятался в комнате отца. Песочником оказался адвокат Коппелиус, который частенько у них обедал. Он был на редкость противным человеком, дети, и их мама боялись и ненавидели его, а отец относился к Коппелиусу с большим почтением.
Натаниэль оцепенел от страха, а адвокат и отец открыли дверцы стенного шкафа, за которыми оказался глубокий альков с небольшой жаровней, развели огонь и принялись что-то ковать. Глухим голосом Коппелиус велел подать ему глаза, и Натаниэль, охваченный ужасом, вывалился из своего укрытия.
Адвокат схватил мальчика, намереваясь использовать его глаза в своих опытах, но отец умолил его пощадить сына. Тогда Коппелиус принялся вертеть и сгибать руки и ноги ребенка, желая изучить их механизм. Натаниэль потерял сознание и много недель пролежал в горячке.
Копеллиус исчез из города, но год спустя вновь появился в доме Натаниэля и принялся за алхимические опыты. Глубокой ночью прогремел взрыв, отец погиб, а Коппелиуса начала разыскивать полиция, и он исчез.
Незадолго до написания письма, уже будучи студентом, Натаниэль снова увидел Песочника — он явился к нему под личиной продавца барометров, пьемонтского механика Джузеппе Копполы, но был очень похож на Коппелиуса. Юноша решил встретиться с ним и отомстить за смерть отца.
Клара случайно читает письмо, адресованное ее брату Лотару, и пытается доказать своему жениху Натанаэлю, что все это лишь фантазия, принимаемая им за реальность.
Если существует темная сила, так враждебно и коварно налагающая на нашу душу нити, которыми она потом нас полностью опутывает, ‹…› то она должна заключаться в нас самих.
В ответном письме Натаниэль посмеивается над здравомыслием своей невесты и просит друга более не давать ей читать свои письма. Теперь Натаниэль уверен: Джузеппе Коппола вовсе не адвокат Коппелиус. В этом его убедил профессор физики Спаланцани, лекции которого юноша начал посещать. Ученый знает Копполу много лет и уверен, что тот коренной пьемонтец.
Упоминает Натаниэль и о загадочной дочери профессора, Олимпии, невероятно красивой девушке, которую Спаланцани скрывает от чужих глаз.
Эти письма попадают в руки рассказчика. Основываясь на них, он описывает дальнейшую судьбу Натаниэля. Рассказчик сообщает, что после гибели отца мать Натаниэля взяла в дом осиротевших детей дальнего родственника — Лотара и Клару.
Вскоре Лотар стал лучшим другом юноши, а Клара его возлюбленной и невестой. После обручения Натаниэль уехал учиться в другой город, откуда и писал свои письма.
После последнего письма Натаниэль прервал свои занятия науками и приехал к невесте. Клара обнаружила, что ее возлюбленный сильно изменился — стал мрачным, задумчивым, полным мистических предчувствий.
Всякий человек, считающий себя свободным, на самом деле служит страшной игре темных сил, и бесполезно с этим бороться, лучше смиренно покориться воле судьбы.
Натаниэль начал писать странные стихи, которые раздражали и сердили здравомыслящую и умную Клару. Юноша начал считать невесту холодной и бесчувственной, неспособной понять его поэтическую натуру.
Однажды Натаниэль написал особенно жуткое стихотворение. Оно испугало Клару, и девушка попросила сжечь его. Обиженный юноша довел невесту до слез, за что Лотар вызвал его на дуэль.
Клара узнала об этом и поспешила на место поединка, где и произошло полное примирение.
К учебе Натаниэль вернулся почти прежним. Приехав, он с удивлением обнаружил, что дом, где он снимал квартиру, сгорел. Друзья сумели спасти его вещи и сняли для него помещение напротив квартиры профессора Спаланцани.
Натаниэлю была видна комната Олимпии — девушка часами сидела неподвижно, гладя перед собой.
Однажды вечером к Натаниэлю вновь явился Коппола и, гадко посмеиваясь, продал ему подзорную трубу с удивительно хорошими линзами. Юноша лучше рассмотрел Оливию и поразился ее совершенству. Целые дни он смотрел на Оливию, пока Спаланцани не велел занавесить окна в комнате дочери.
Вскоре Спаланцани устроил большой бал, на котором Натаниэль познакомился с Оливией и влюбился в девушку до беспамятства, забыв о своей невесте.
Он не замечал, что Оливия почти не говорит, руки ее холодны, а движения как у механической куклы, хотя на остальных студентов девушка произвела отталкивающее впечатление.
Напрасно Зигмунд, лучший друг Натаниэля, пытался образумить его — юноша ничего не хотел слушать.
После бала профессор разрешил Натаниэлю навещать Оливию.
Никогда еще не было у него такой благодарной слушательницы. Она ‹…› сидела не шелохнувшись, устремив неподвижный взор в глаза возлюбленного, и взор этот становился все пламенней и живее.
Юноша шел делать Оливии предложение, когда услышал шум в кабинете Спаланцани и обнаружил там профессора и ужасного Коппелиуса. Они ссорились и вырывали друг у друга неподвижную женскую фигуру. Это была лишенная глаз Оливия.
Выяснилось, что Олимпия на самом деле не человек, а автомат, изобретенный профессором и адвокатом. Коппелиус вырвал у профессора куклу и сбежал, а Спаланцани заявил, что глаза Оливии были похищены у Натаниэля. Безумие овладело юношей, и он попал в сумасшедший дом.
Из-за начавшегося скандала Спаланцини покинул университет. Натаниэль выздоровел и вернулся к Кларе. Вскоре семья Натаниэля получила хорошее наследство, и влюбленные решили сыграть свадьбу.
Прогуливаясь однажды по городу, Натаниель и Клара решили подняться на высокую башню ратуши. Осматривая сверху окрестности, Клара указала жениху на что-то мелкое, тот вынул подзорную трубу Копполы, взглянул в нее, и его снова охватило безумие.
Вдруг огненные потоки полились из его блуждающих глаз, он взвыл, как затравленный зверь, высоко подпрыгнул и, страшно захохотав, закричал пронзительным голосом.
Натаниэль попытался сбросить Клару вниз, но та успела схватиться за перила. Лотар, ожидающий возле ратуши, услышал крики, бросился на помощь и успел спасти сестру. На площади тем временем собралась толпа, в которой безумный Натаниэль заметил Коппелиуса, только что вернувшегося в город.
Дико закричав, юноша прыгнул вниз и размозжил голову о мостовую, а адвокат снова исчез.
Клара переехала в отдаленную местность, вышла замуж, родила двух сыновей и обрела семейное счастье, «которого никогда не смог бы дать ей Натанаэль с его вечным душевным разладом».
Краткое содержание «Песочного человека» Гофмана
Источник: https://essay.englishtopic.ru/kratkoe-soderzhanie-pesochnogo-cheloveka-gofmana/
Анализ новеллы «Песочный человек» (Гофман) | Литерагуру
Романтизм – эпоха невероятного расширения человеческого сознания. Именно тогда человек верит, что может противостоять судьбе, управлять своими страстями, внимать голосу Провидения.
Европейский романтизм берет своё начало в Германии, где переживает три периода: Йенский, Гейдельбергский и Берлинский. К последнему и более позднему из них относится творчество одного из самых ярких немецких писателей девятнадцатого столетия Э.-Т.-А. Гофмана.
Более всего этот автор известен своими сказочными новеллами, одна из которых «Щелкунчик и Мышиный король» стала основой для либретто известного балета П.И. Чайковского. В произведениях Гофмана соединились оптимизм и пессимизм позднего романтизма, одухотворенность и механизация мира.
Быть или казаться? Внимать реальности или поддаться иллюзиям? Погрязнуть в рутине или стремиться душой в высший мир? Такие вопросы ставит творец перед своими героями.
История создания
«Песочный человек» входит в один из двух томов сборника новелл, вышедшего в 1817 году, он называется «Ночные этюды». Почему именно ночные? Во-первых, возможно, потому, что в этих произведениях раскрывается мистическая, темная и тайная сторона человеческой души.
Во-вторых, если обратиться к рукописям, то на страницах первой редакции «Песочного человека» можно увидеть помету «16 ноября 1815 года, час ночи». То есть это в прямом смысле ночное творение. Спустя неделю Гофман создает второй вариант новеллы и отправляет его в Берлин, издателю Георге Реймеру.
В последней редакции имеются существенные изменения. Так, в окончательном варианте отсутствует эпизод, где Коппелиус дотрагивается до сестры Натанаэля, вследствие чего та теряет зрение и расстается с жизнью. Последний эпизод ранней редакции в корне отличается от окончательного варианта.
Действие происходит так же на башне ратуши, но Коппелиус потребовал, чтобы Натанаэль толкнул Клару вниз, а затем последовал за ней.
О чем новелла?
Из предисловия в виде переписки Натанаэля с его возлюбленной Кларой и её братом мы узнаём, как возник Песочный человек.
Одной из характерных черт сказок Гофмана является то, что любому, казалось бы, фантастическому явлению находится рациональное объяснение.
Может быть, Песочный человек – это злобный алхимик Коппелиус, заставивший страдать главного героя и его семью, а может – это просто ощущение «песка в глазах», возникающее при переутомлении глаз перед сном.
Натанаэль покинул родной город ради занятий науками в Г. Здесь он встречает продавца барометров Копполу, в котором узнает того самого Коппелиуса – Песочного человека.
После нескольких встреч с продавцом герой покупает у него маленькую подзорную трубку, через которую наблюдает за Олимпией, дочерью профессора физики Спаланцани. Студент знакомится с нею и её, как он полагает, отцом, проводит у них вечера.
После долгих мучений и сомнений, увлечённый правильностью и безупречностью девушки, молодой человек влюбляется в неё и решает жениться на ней.
Полный восторженных чувств, придя в дом к её отцу с предложением руки и сердца, молодой человек видит ссору Спаланцани и Копполы, в результате которой механическую куклу Олимпию лишили глаз. Натанаэль не был готов к такому потрясению. После этого происшествия он очнулся в своем доме в окружении друзей и Клары.
Здоровье бедного юноши восстанавливается, кажется, финал может быть счастливым. Однако же во время прогулки Натанаэль и Клара поднимаются на башню ратуши, где юноша вспоминает о карманной подзорной трубе. Взглянув в неё, он снова видит мертвые вращающиеся глаза Олимпии, старого Коппелиуса.
Не выдержав этого испытания, он бросается вниз.
Главные герои и их характеристика
- Главный герой произведения – Натанаэль, студент из небогатой семьи. Уже из его первых писем следует, что этот юноша с детства был весьма впечатлительным и восприимчивым. Он не согласен принимать мир простым и обыденным, каким он кажется многим. Гофман не без иронии изображает романтическую воодушевленность молодого человека.
Воображая себе то, чего нет на самом деле, персонаж не смог отличить истинные чувства живого человека от однообразных действий механической куклы. Грёзы завладели им настолько, что даже, казалось бы, взглянув в глаза реальности, он не смог смириться с нею.
- Возлюбленная Натанаэля Клара, добрая и рассудительная девушка.
Ей чужды поэтические воззрения её друга, однако же он несправедливо обвинял девушку в непонимании и бесчувственности: только она была способна осознать, какую опасность представляет столь далеко зашедшая фантазия. Героине противопоставлен образ Олимпии – представительницы мира автоматов. Ей, если можно так сказать, всё человеческое было чуждо.
Безупречная в каждом движении, в каждой ноте, неспособная возразить или сделать неловкий жест, она покорила сердце юноши. Но раскрывшаяся правда свела его с ума.
- Самым спорным персонажем является Коппелиус. Если смотреть на действие новеллы глазами Натанаэля, то этот герой предстаёт перед нами в трёх ипостасях: адвокат Коппелиус, продавец Коппола и, конечно же, сам Песочный человек.
Рассудив, подобно Кларе, мы сделаем вывод, что Коппола и Коппелиус — лишь совпадающие имена разных личностей, а Песочный человек остался в детских сказках.
В чем смысл?
Идея создания фантастической новеллы о заводной кукле и влюбившемся в неё юноше возникла у Гофмана не случайно. В 18-19 вв. в Европе были весьма популярны показы различных механизмов, например, автоматов Вокансона, имитировавших деятельность человека. Пораженный правдоподобностью таких изобретений, автор создаёт своего «Песочного человека.
Мотив автомата в сказке появляется еще до знакомства Натанаэля с Олимпией. «Ты бездушный, проклятый автомат!» — такой гневный упрек позволяет себе юноша в адрес Клары, когда та отказывается одобрить его стихи. Куклу же герой воспринимает как единственное существо, способное его понять. Так взаимопроникают два противопоставленных мира.
Другим сквозным мотивом «Песочного человека» являются глаза. Именно «светлые глаза» Клерхен вспоминает Натанаэль в своём письме к Лотару, на глаза же покушается Песочный человек, на них хотел посягнуть и Коппелиус, когда застал героя в отцовском кабинете.
То, что в первую очередь отражает душу человека, привлекло внимание юноши в кукле Олимпии. Ему казалось, что её глаза «испускают влажное лунное сияние». Увидев их мертвыми, брошенными на пол, персонаж не смог примириться с тем, что его любовь — заводная кукла.
Романтизм в новелле
Вполне возможно представить себе существование сказок Гофмана вне контекста романтизма, но нельзя исключить влияние идей этой эпохи.
Философские рассуждения Канта и Гегеля о познаваемости быта и бытия развили у романтиков тенденцию полагать, что существует не один мир.
Так родилась идея двоемирия, которую Гофман в «Песочном человеке» воплощает по-своему.
Здесь сталкиваются не фантазийный небесный и бренный земной миры, как это можно встретить у ранних романтиков, а мир безупречных автоматов и людей, живых, чувствующих и способных ошибаться.
Другой неотъемлемой составляющей романтизма является образ поэта. Опять же, в рассматриваемой новелле это не герой, наделённый особой способностью слышать голос свыше, не проводник между людьми и небом, как это было у ранних романтиков, например, у Новалиса. Образ Натанаэля создан Гофманом с немалой долей иронии, а любой фантазии непонятого поэта можно найти рациональное объяснение.
Возможно, таким образом, автор дает нам понять, что счастье не в заоблачных мечтах, а в разуме.
Александра Барбашова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-novelly-pesochnyj-chelovek-gofman/