Наша кнопка
Скачать материал
- Методическая разработка урока по литературе
- в 7 классе
- луиджи пиранделло (1867–1936).рассказ «черепаха»
- Подготовила: Новикова Надежда Александровна,
- учитель русского языка и литературы
Г. Белый, 2014 г.
- луиджи пиранделло (1867–1936).
- рассказ «черепаха»
- Цели: дать краткие сведения о писателе; учить внимательному и вдумчивому чтению, умению анализировать текст; выявить основную идею рассказа; показать на примере рассказа, что такое сатира; выявить тему, идею произведения; развивать навыки анализа текста.
- Методические приёмы: рассказ учителя, работа по учебнику, аналитическая беседа.
- Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
III. Сообщение темы и целей урока.
IV. Слово учителя.
Луинджи Пиранделло- один из крупнейших итальянских писателей: поэт, новелист, драматург с мировой славой, лауреат Нобелевской премии по литературе 1934 г. В своих произведениях писатель говорит об относительности привычных человеческих ценностей, о важности истинных ценностей.
Познакомимся поближе с героями одного из рассказов писателя- «Черепаха».
V. Изучение рассказа Пиранделло «Черепаха».
1. Краткий пересказ учителем или заранее подготовленным учеником текста.
2. Комментированное чтение учителя.
3. Анализ текста по вопросам.
-Где и когда происходит действие рассказа? Как это можно определить?
(Действие происходит в Америке, в Нью-Йорке. Время действия мы можем определить косвенно: по описанию грандиозных сооружений Нью-Йорка, по тому, что по улицам ездят такси, по датам жизни писателя- это уже XX век.
- Место действия писатель определяет предельно точно: приводит названия, а точнее, номера улиц-49-я, 50-я; пишет о гигантской башне Уолдорф Астории, возле которой герой хотел оставить черепаху на клумбе.)
- – Как оказалась черепаха в руках мистера Мишкоу и зачем?
- (Приятель купил и вложил её ему в руки, уверяя, что она приносит счастье.)
— Как изображён Нью-Йорк ? Каковы отношения героя с городом?
(Нью-Йорк изображён огромным городом. На мистера Мишкоу он наводит грусть: «..
все эти грандиозные сооружения как долговечные архитектурные памятники, и они высятся со всех сторон, словно колоссальная, но временная декорация некоей огромной ярмарки с этим неподвижным, ярким блеском бесчисленных ламп и фонарей, нагоняющим нечто вроде тоски, когда долго идёшь под ним, и со множеством других вещей, столь же суетных и непрочных». Это как будто дурной сон: подчёркивается нереальность города. Его основательность, грандиозность сочетаются с ощущением временности, суетности, непрочности города-декорации.)
— Как подчёркивается враждебность города, отчуждённость людей друг от друга?
(Город враждебен и мистеру Мишкоу, и черепахе. Ей не находится там места: ни в квартире Мишкоу, ни в такси, ни на клумбе( « пускать животных на клумбу запрещено!»). Пространство черепахи- её собственный панцирь. Она может «с головой уйти в себя», и черепаха так и делает в начале рассказа.
Столь же враждебным, чужим оказывается дом, в котором живёт семья героя- это «красивый дом, весь стеклянный и зеркальный». Но в нём не нашлось места для матери жены героя- она живёт в гостинице.
Дом производит впечатление пустого и холодного: он неуютен, здесь люди не любят друг друга, тепла в отношениях между ними нет. Стекло и зеркала только подчёркивают пустоту и взаимную отчуждённость.
)
-Как изображено в рассказе время? Какова его роль?
(Время проявляется в описании героев. Черепаха емеет «головку старой морщинистой монашки.
» Собственные дети мистера Мишкоу, как он вдруг понимает, в чём-то сходны с черепахой: он «смотрит в глаза своих детей и внезапно обнаруживает таинственное сходство между старческим выражением этих глаз и извечной каменной инертностью зверька на ковре».
Мистера Мошкоу охватывает ужас перед одряхлевшим миром- «дети на земле» рожаются теперь столетними, как черепахи». Сам мистер Мишкоу по-детски непосредственный, даже порой ребячливый. То есть время перевёрнуто.)
-Как автор характеризует мистера Мишкоу?
( Если мы будем читать рассказ во второй раз, то поймём, что о мистере Мишкоу речь идёт уже в первом предложении: « Как ни странно, но даже в Америке имеются люди, верящие, что черепахи приносят счастье».
Мистер Мишкоу кажется всем чудаком, прохожие удивлённо оборачиваются, видя у него в руке черепаху.
Подчёркнутое здравомыслие и расчётливость американцев противопоставляется чуткости и почти детской наивности героя.)
-Как относятся к черепахе герои рассказа и автор?
( Пиранделло пишет о черепахе с сочувствием, жалеет живое существо, которое все отвергают: «несчастная, неприкаянная зверюшка». Мистер Мишкоу представляет, что было бы, если бы он оставил черепаху в такси: «Жалко, что у этой зверюшки, всё еще съёжившейся под своим щитком, мало воображения. Интересно представить себе, как черепаха ночью разъезжает по всему Нью-Йорку».
Сам мистер Мишкоу сначала испытывает к ней лёгкое отвращение. Но он понимает, что «эта вещь вроде неподвижного, холодного камня на самом деле нисколько не камень», а «таинственное животное».
Жена мистера Мишкоу сразу же поставила ему ультиматум:» либо в доме не будет черепахи, либо она через три дня вместе с матерью уедет в Англию».
Дети, как ни странно, к черепахе равнодушны, для них она всё равно что булыжник, она не производит на них никакого впечатления: «Теперь в ломе черепаху они станут, лишь поскольку смогут обращаться с ней, как с самой жалкой игрушкой, которую подбрасывают кончиком ботинка»).
-Какова роль черепахи? Какое значение имеет название рассказа?
( « Черепаха»- символическое название. Это животное своенравно: уж если оно не захочет, ни за что не заставишь выглянуть из своего домика-панциря. Однако меркантильные американцы даже черепаху могут использовать как биржевой «барометр». Приятель мистера Мишкоу играл на бирже и по поведению черепахи определял, как ему действовать..
Черепаха действительно оказывается необыкновенной. Она тоже становится «барометром», как и черепаха приятеля мистера Мишкоу, но не биржевым, а семейным, барометром человеческих отношений. Благодаря черепахе проявились истинные чувства людей (или их отсутствие).
В конце рассказа черепаха наконец оживает: «зверюшка внезапно выпустила из-под щитка свои четыре лапки, хвост, голову и, слегка раскачиваясь, почти приплясывая, поползла по гостиной». И мистер Мишкоу тоже как будто выходит из своего панциря, освобождается от того, что его тяготило, и чувствует себя счастливым.)
– Рисуя портреты детей мистера Мишкоу, автор говорит только о глазах. Почему? (Писатель не называет возраста этих детей… «…насколько старческими кажутся глаза обоих детей мистера Мишкоу по сравнению с удивительными глазами отца.
Когда человек устал от жизни, ничто его не интересует, хотя они еще молоды, но в них нет блеска, они бесцветны, невыразительны, мертвы. Именно такими глазами они смотрели на черепаху и на отца, и он как-то потускнел, развёл руками, растерянно улыбаясь».
Не умея ничему удивляться и радоваться, они убивают радость и в других.)
– Какой ультиматум предъявила ему жена? («…Либо в доме не будет черепахи, либо через три дня она вместе с матерью уедет в Англию».)
– Какое решение принимает мистер Мишкоу? (Мистер понес её в магазин, но он был закрыт, хотел оставить в такси, но это было бы жестоко, затем задумал оставить ее на клумбе, но полицейский прогнал его, хотел оставить даже на улице.)
-Как Пиранделло понимает счастье? В чём счастье мистера Мишкоу?
(Мистер Мишкоу не хотел потерять свою жену, он пообещал найти для черепахи» другое, более подходящее место». Он начинает оправдываться перед женой, что взял черепаху, так как она приносит счастье.
«Но, принимая во внимание, что… у него такая супруга, как она, и двое таких ребят, как их дети, какого ему ещё нужно счастье?» Эта фраза явно фальшива, даже одно слово-супруга-выдаёт фальшь, такое оно официальное, холодное, далёкое от понятия «счастье».
Счастье мистера Мишкоу в том, что он понял, что не надо искусственно поддерживать отношения, пытаться сохранить то, что уже навсегда утрачено, что не надо притворяться, делать вид, что всё в порядке; счастье в том, что он не только потерял, но и нашёл самого себя.
В конце рассказа герой, глядя на черепаху, думает: «А счастье-то вот оно, счастье!» Так Пиранделло показывает, что на самом деле ценно в жизни: не разучиться верить, чувствовать, смотреть на мир глазами ребёнка, быть самим собой.)
– К каким произведениям мы можем отнести это произведение?
Вывод. К сатирическим, здесь не весёлый смех, добродушный, доброжелательный, а осмеяние детей, которые родятся, по словам их отца, столетними, как черепаха, без всякого интереса к жизни, и лицемерных семейных отношений жены, ищущей повод для развода, и мужа, который рад, что жена уходит и что черепаха и вправду приносит счастье.
VI. Подведение итогов урока.
- – Кто из героев вам понравился и почему?
- – Как вы объясните концовку рассказа?
- VII. Домашнее задание: подготовиться к итоговому уроку:
-
составить устный отзыв на любой самостоятельно прочитанный рассказ;
-
написать письменно ответ на вопрос: «Что такое счастье?»
VIII. Использованная литература:
-
Коровина В. Я. Литература.7 кл. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч.,13-е изд.-Москва: Просвещение, 2006.
-
Электронная Библиотека ЛитМир www.litmir.net
Листать вверх Листать вниз Скачивание материала начнется через 51 сек.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Источник: https://doc4web.ru/literatura/metodicheskaya-razrabotka-uroka-literaturi-v-klasse-luidzhi-pira.html
Л. Пиранделло «Черепаха»
Рис. 1. Фото. Пиранделло Луиджи (1867–1936)
Луиджи Пиранделло (рис. 1) – крупнейшая фигура в итальянской литературе ХХ века. Литературную деятельность начал как поэт, выступал и как ученый-филолог, как новеллист и драматург. Новелла принесла ему национальную славу, драматургия – международную.
Нобелевскую премию по литературе (1934 г.) писатель получил прежде всего как драматург «за творческую смелость и изобретательность в возрождении драматургического и сценического искусства».
Жизнь в изображении Пиранделло превращается в спектакль, в котором каждый герой носит маску. Задача писателя – заставить героя сбросить эту маску, показать свое истинное лицо.
В рассказе «Черепаха» происходит именно это. Главный герой мистер Мишкоу покупает черепаху, поскольку считалось, что она приносит счастье.
Это событие изменило его жизнь. Сам герой и его близкие (жена и дети) вдруг сбросили маски и показали свое истинное лицо. Дети отнеслись к черепахе бездушно и жестоко. Жена нашла повод для развода. А сам герой задумался о своей жизни и понял, что очень устал от игры, что хочет быть самим собой.
Жанр произведения «Черепаха» – новелла
Новелла – повествовательный прозаический жанр, для которого характерны краткость, острый сюжет, неожиданная развязка. В новелле кульминация повествования раскрывается в финале. Именно это создает эффект неожиданности.
План новеллы «Черепаха»:
1. Экспозиция. Поверье, что черепаха приносит счастье.
2. Завязка. Мистер Мишкоу покупает черепаху.
3. Развитие действия. Жена и дети мистера Мишкоу не хотят видеть черепаху в своем доме. Мишкоу пытается избавиться от животного.
4. Кульминация + финал. Мишкоу принимает решение оставить черепаху.
- Новелла «Черепаха» психологична. На нескольких страницах писатель сумел затронуть многие общечеловеческие проблемы:
- отношение человека к природе,
- взаимопонимание в семье,
- воспитание детей,
- осмысление человеком своего места в этом мире.
- Проблема №1: «Отношение человека к природе»
Мистер Мишкоу покупает черепаху. Для него она – живое существо.
Мы видим это из следующей цитаты: «Он дрожит при мысли, что эта вещь вроде неподвижного, холодного камня на самом деле нисколько не камень, а напротив, под этим щитком живет таинственное животное, которое в любой момент может выпустить тут, у него на ладони, четыре кривые шершавые лапки и головку старой морщинистой монашки».
Однако жена и дети Мишкоу не пришли в восторг от покупки. Они не смогли увидеть в черепахе живую душу. Обращение с ней детей кажется нам жестоким, бесчеловечным.
Сын кончиком ботинка грубо опрокинул черепаху на спину, а дочь громко смеялась, пока бедное животное пыталось принять естественное положение.
«…все их поведение с яркой очевидностью свидетельствует о том, что терпеть в доме черепаху они станут, лишь поскольку смогут обращаться с ней, как с самой жалкой игрушкой, которую подбрасывают кончиком ботинка».
Проблема №2: «Воспитание детей»
Мистер Мишкоу приходит домой в надежде, что дети обрадуются покупке. Однако он с недоумением наталкивается на тяжелый взгляд их «свинцовых глаз».
Таким эпитетом писатель хотел подчеркнуть, что дети лишены детской жизнерадостности, непосредственности, способности удивляться. На протяжении всего рассказа мы видим их «старческие глаза», потухшие и равнодушные.
Мистер Мишкоу задумывается, почему его дети стали такими? Кто в этом виноват?
Огромную роль в воспитании детей играет мать. Однако ее образ нарисован очень схематично. Она ни минуты не захотела оставаться в доме с «мерзким животным». Представление о миссис Мишкоу формируется у нас через призму воспоминаний ее мужа.
Перед нами возникает образ женщины равнодушной, надменной, циничной, эгоистичной. Такими же стали ее дети, и мистеру Мишкоу кажется, что они уже родились стариками. Не уважая своего мужа, миссис Мишкоу не смогла привить детям уважение к отцу.
Поэтому он оказался бессилен в стремлении хоть как-то расшевелить замерзшие души своих детей. Они стали чужими друг другу.
В воспитании детей большую роль играет общество. Семья живет в большом городе.
Его мы также видим глазами главного героя: «Хотя он и привык к зрелищу своего огромного фантасмагорического города, но тем не менее сохранил способность всегда по-новому изумляться ему, притом с некоторой даже грустью, ибо все эти грандиозные сооружения как долговечные архитектурные памятники, и они высятся со всех сторон, словно колоссальная, но временная декорация некой огромной ярмарки с этим неподвижным, пестро-цветным, ярким светом бесчисленных ламп и фонарей, нагоняющим нечто вроде тоски, когда долго идешь под ним, и со множеством других вещей, столь же суетных и непрочных».
Мистер Мишкоу бродит по городу, пытаясь где-то оставить черепаху. Но не находит места, где животное могло бы быть в безопасности. Герой сталкивается с равнодушием и грубостью окружающих. И вместе с ним мы задумываемся: неужели равнодушие – бич современного общества.
Проблема №3: «Осмысление человеком своего места в этом мире».
Счастье… С этого слова рассказ начинается, им он заканчивается. Это наталкивает на предположение: главный вопрос новеллы – что нужно человеку для счастья. Некоторым легко ответить на этот вопрос. Например:
- для друга мистера Мишкоу счастье – выиграть на бирже.
- для миссис Мишкоу счастье – жить в красивом доме и играть перед окружающими роль хозяйки, жены, матери.
- А вот для главного героя ответ на этот вопрос приходит лишь в финале новеллы.
Давайте вспомним, почему Мишкоу купил черепаху? Во-первых, потому что черепаха приносит счастье, во-вторых, потому что друг практически заставил его сделать покупку. На протяжении всей новеллы наблюдая за героем, мы понимаем, что он несчастен.
И причина в том, что герой никогда не был самим собой. 9 лет семейной жизни прошли в страхе под пристальным взглядом старческих глаз его жены и детей. Автор пишет, что «мистер Мишкоу на редкость не знает жизни».
Но еще печальнее, что, дожив до 40 лет, герой ничего не знает о себе, поэтому так удивило нас его решение поступить наперекор воле жены и оставить черепаху. Это поистине бунт отчаявшегося человека: «Жену он находит в гостиной.
Ни слова не говоря, наклоняется и кладет черепаху, словно камень, на ковер прямо перед ней. Жена вскакивает с места, устремляется в свою комнату и возвращается оттуда в шляпе.
— Скажу судье, что обществу своей жены вы предпочитаете общество черепахи. И исчезает».
Впервые герой поступил так, как подсказывало ему его сердце, впервые почувствовал себя самим собой. В произведениях Луиджи Пиранделло герои сбрасывают маски. В финале новеллы мы видим лицо человека, который с улыбкой произносит:
«- А счастье-то вот оно, счастье!»
Вопросы к конспектам
Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что нужно человеку для счастья?».
Источник: https://100ballov.kz/mod/page/view.php?id=3375
Черепаха
Луиджи Пиранделло
Черепаха
Как ни странно, но даже в Америке имеются люди, верящие, что черепахи приносят счастье. Однако можно с полной уверенностью сказать, что сами черепахи этого даже не подозревают.
У мистера Мишкоу есть приятель, который совершенно в этом убежден. Он играет на бирже и каждое утро, перед тем как туда идти, ставит свою черепаху перед маленькой лесенкой.
Если черепаха делает попытки подняться по лесенке, он проникается уверенностью, что ценные бумаги, на которые он намеревается играть, поднимутся в цене.
Если черепаха вбирает голову и лапы под щиток, бумаги будут иметь прежний твердый курс; если она отворачивается и уходит, он решительно играет на понижение. И это дело безошибочное.
Высказавшись как-то раз в таком духе, он зашел в магазин, где продавались черепахи, купил одну и вложил ее в руку мистеру Мишкоу:
– Попробуй, сам увидишь.
Мистер Мишкоу – особа впечатлительная. Неся домой черепаху (тьфу!), этот подвижный круглень…
ЕЩЕ
Приветствуем тебя, неведомый ценитель литературы. Если ты читаешь этот текст, то книга «Черепаха» Пиранделло Луиджи небезосновательно привлекла твое внимание. Удачно выбранное время событий помогло автору углубиться в проблематику и поднять ряд жизненно важных вопросов над которыми стоит задуматься.
Это настоящее явление в литературе, которое не любишь, а восхищаешься всем естеством, оно не нравится, а приводит в неописуемый восторг. Данная история — это своеобразная загадка, поставленная читателю, и обычной логикой ее не разгадать, до самой последней страницы.
Произведение пронизано тонким юмором, и этот юмор, будучи одной из форм, способствует лучшему пониманию и восприятию происходящего. Главный герой моментально вызывает одобрение и сочувствие, с легкостью начинаешь представлять себя не его месте и сопереживаешь вместе с ним.
Просматривается актуальная во все времена идея превосходства добра над злом, света над тьмой с очевидной победой первого и поражением второго. Благодаря живому и динамичному языку повествования все зрительные образы у читателя наполняются всей гаммой красок и звуков.
На развязку возложена огромная миссия и она не разочаровывает, а наоборот дает возможность для дальнейших размышлений. Через виденье главного героя окружающий мир в воображении читающего вырисовывается ярко, красочно и невероятно красиво.
Умеренное уделение внимания мелочам, создало довольно четкую картину, но и не лишило читателя места для его личного воображения. «Черепаха» Пиранделло Луиджи читать бесплатно онлайн можно неограниченное количество раз, здесь есть и философия, и история, и психология, и трагедия, и юмор…
0
Вам нравятся книги про вампиров? Таня, главный герой книги, рассказывает от своего лица, каково ж…
Источник: https://readli.net/cherepaha-3/
Л. Пиранделло «Черепаха». Видеоурок. Литература 7 Класс
На уроке учащиеся познакомятся с сюжетом и композицией рассказа Луиджи Пиранделло «Черепаха». Также рассмотрят общечеловеческие проблемы, которые поднимаются в произведении: отношения в семье, воспитание, поиск смысла жизни, счастье.
- Тема: Зарубежная литература XX века
- Урок: Рассказ Луиджи Пиранделло «Черепаха»
Рис. 1. Фото. Пиранделло Луиджи (1867–1936) (Источник)
Луиджи Пиранделло (рис. 1) – крупнейшая фигура в итальянской литературе ХХ века. Литературную деятельность начал как поэт, выступал и как ученый-филолог, как новеллист и драматург. Новелла принесла ему национальную славу, драматургия – международную.
Нобелевскую премию по литературе (1934 г.) писатель получил прежде всего как драматург «за творческую смелость и изобретательность в возрождении драматургического и сценического искусства».
Жизнь в изображении Пиранделло превращается в спектакль, в котором каждый герой носит маску. Задача писателя – заставить героя сбросить эту маску, показать свое истинное лицо.
В рассказе «Черепаха» происходит именно это. Главный герой мистер Мишкоу покупает черепаху, поскольку считалось, что она приносит счастье.
Это событие изменило его жизнь. Сам герой и его близкие (жена и дети) вдруг сбросили маски и показали свое истинное лицо. Дети отнеслись к черепахе бездушно и жестоко. Жена нашла повод для развода. А сам герой задумался о своей жизни и понял, что очень устал от игры, что хочет быть самим собой.
Жанр произведения «Черепаха» – новелла.
Новелла – повествовательный прозаический жанр, для которого характерны краткость, острый сюжет, неожиданная развязка. В новелле кульминация повествования раскрывается в финале. Именно это создает эффект неожиданности.
План новеллы «Черепаха»:
1. Экспозиция. Поверье, что черепаха приносит счастье.
2. Завязка. Мистер Мишкоу покупает черепаху.
3. Развитие действия. Жена и дети мистера Мишкоу не хотят видеть черепаху в своем доме. Мишкоу пытается избавиться от животного.
4. Кульминация + финал. Мишкоу принимает решение оставить черепаху.
- Новелла «Черепаха» психологична. На нескольких страницах писатель сумел затронуть многие общечеловеческие проблемы:
- отношение человека к природе,
- взаимопонимание в семье,
- воспитание детей,
- осмысление человеком своего места в этом мире.
- Проблема №1: «Отношение человека к природе»
Мистер Мишкоу покупает черепаху. Для него она – живое существо.
Мы видим это из следующей цитаты: «Он дрожит при мысли, что эта вещь вроде неподвижного, холодного камня на самом деле нисколько не камень, а напротив, под этим щитком живет таинственное животное, которое в любой момент может выпустить тут, у него на ладони, четыре кривые шершавые лапки и головку старой морщинистой монашки».
Однако жена и дети Мишкоу не пришли в восторг от покупки. Они не смогли увидеть в черепахе живую душу. Обращение с ней детей кажется нам жестоким, бесчеловечным.
Сын кончиком ботинка грубо опрокинул черепаху на спину, а дочь громко смеялась, пока бедное животное пыталось принять естественное положение.
«…все их поведение с яркой очевидностью свидетельствует о том, что терпеть в доме черепаху они станут, лишь поскольку смогут обращаться с ней, как с самой жалкой игрушкой, которую подбрасывают кончиком ботинка».
Проблема №2: «Воспитание детей»
Мистер Мишкоу приходит домой в надежде, что дети обрадуются покупке. Однако он с недоумением наталкивается на тяжелый взгляд их «свинцовых глаз».
Таким эпитетом писатель хотел подчеркнуть, что дети лишены детской жизнерадостности, непосредственности, способности удивляться. На протяжении всего рассказа мы видим их «старческие глаза», потухшие и равнодушные.
Мистер Мишкоу задумывается, почему его дети стали такими? Кто в этом виноват?
Огромную роль в воспитании детей играет мать. Однако ее образ нарисован очень схематично. Она ни минуты не захотела оставаться в доме с «мерзким животным». Представление о миссис Мишкоу формируется у нас через призму воспоминаний ее мужа.
Перед нами возникает образ женщины равнодушной, надменной, циничной, эгоистичной. Такими же стали ее дети, и мистеру Мишкоу кажется, что они уже родились стариками. Не уважая своего мужа, миссис Мишкоу не смогла привить детям уважение к отцу.
Поэтому он оказался бессилен в стремлении хоть как-то расшевелить замерзшие души своих детей. Они стали чужими друг другу.
В воспитании детей большую роль играет общество. Семья живет в большом городе.
Его мы также видим глазами главного героя: «Хотя он и привык к зрелищу своего огромного фантасмагорического города, но тем не менее сохранил способность всегда по-новому изумляться ему, притом с некоторой даже грустью, ибо все эти грандиозные сооружения как долговечные архитектурные памятники, и они высятся со всех сторон, словно колоссальная, но временная декорация некой огромной ярмарки с этим неподвижным, пестро-цветным, ярким светом бесчисленных ламп и фонарей, нагоняющим нечто вроде тоски, когда долго идешь под ним, и со множеством других вещей, столь же суетных и непрочных».
Мистер Мишкоу бродит по городу, пытаясь где-то оставить черепаху. Но не находит места, где животное могло бы быть в безопасности. Герой сталкивается с равнодушием и грубостью окружающих. И вместе с ним мы задумываемся: неужели равнодушие – бич современного общества.
Проблема №3: «Осмысление человеком своего места в этом мире».
Счастье… С этого слова рассказ начинается, им он заканчивается. Это наталкивает на предположение: главный вопрос новеллы – что нужно человеку для счастья. Некоторым легко ответить на этот вопрос. Например:
- для друга мистера Мишкоу счастье – выиграть на бирже.
- для миссис Мишкоу счастье – жить в красивом доме и играть перед окружающими роль хозяйки, жены, матери.
- А вот для главного героя ответ на этот вопрос приходит лишь в финале новеллы.
Давайте вспомним, почему Мишкоу купил черепаху? Во-первых, потому что черепаха приносит счастье, во-вторых, потому что друг практически заставил его сделать покупку. На протяжении всей новеллы наблюдая за героем, мы понимаем, что он несчастен.
И причина в том, что герой никогда не был самим собой. 9 лет семейной жизни прошли в страхе под пристальным взглядом старческих глаз его жены и детей. Автор пишет, что «мистер Мишкоу на редкость не знает жизни».
Но еще печальнее, что, дожив до 40 лет, герой ничего не знает о себе, поэтому так удивило нас его решение поступить наперекор воле жены и оставить черепаху. Это поистине бунт отчаявшегося человека: «Жену он находит в гостиной.
Ни слова не говоря, наклоняется и кладет черепаху, словно камень, на ковер прямо перед ней. Жена вскакивает с места, устремляется в свою комнату и возвращается оттуда в шляпе.
— Скажу судье, что обществу своей жены вы предпочитаете общество черепахи. И исчезает».
Впервые герой поступил так, как подсказывало ему его сердце, впервые почувствовал себя самим собой. В произведениях Луиджи Пиранделло герои сбрасывают маски. В финале новеллы мы видим лицо человека, который с улыбкой произносит:
«- А счастье-то вот оно, счастье!»
Список рекомендованной литературы
- Коровина В.Я. Дидактические материалы по литературе. 7 класс. — 2008.
- Тищенко О.А. Домашняя работа по литературе за 7 класс (к учебнику В.Я. Коровиной). — 2012.
- Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе. — 2009.
- Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2012.
- Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 2. — 2009.
- Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. — 2012.
- Курдюмова Т.Ф. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2011.
- Фонохрестоматия по литературе за 7 класс к учебнику Коровиной.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
- ФЭБ: Словарь литературных терминов (Источник).
- Словари. Литературные термины и понятия (Источник).
- Толковый словарь русского языка (Источник).
- Электронная библиотека «Наука и техника» (Источник).
- Сайт сухопутных черепах (Источник).
Рекомендованное домашнее задание
- Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что нужно человеку для счастья?».
Источник: https://interneturok.ru/lesson/literatura/7-klass/zarubezhnaya-literatura-xx-veka/l-pirandello-cherepaha
План-конспект урока по литературе (7 класс) на тему: Урок по новелле Луиджи Пиранделло «Черепаха». | Социальная сеть работников образования
- «А счастье-то вот оно, счастье…», или Загадка Луиджи Пиранделло.
- Цели урока:
- 1) знакомство с личностью писателя, с сюжетным планом новеллы, раскрытие в ходе аналитической беседы основной идеи (загадки) произведения; постановка нравственно-этической проблемы понимания счастья на материале новеллы, произведений русской литературы, изученных в 5-7 классах, личного опыта учащихся и учителей школы;
- 2) развитие умения характеризовать героев, разъяснять мотивы поведения персонажей;
- 3) создание условий для формирования у детей потребности осмысливать нравственно-этические основы бытия.
- Задачи урока:
- 1) обсуждение на основе событийного плана новеллы Пиранделло «Черепаха» нравственно-этической проблемы восприятия счастья;
- 2) создание модели «Счастье» силами учащихся 7 В класса.
- Ожидаемый результат:
- 1) решение на оптимальном уровне поставленных задач урока и получение результата: анализ проблематики произведения и создание образа-модели;
- 2) сохранение на протяжении всего урока продуктивной мотивации, заинтересованности и творческой активности учащихся;
- 3) умение учащихся делать собственные выводы на основе услышанного и увиденного на уроке и умение выражать результат своих раздумий.
- Оборудование: портрет писателя, рисунки учащихся – иллюстрации к новелле «Черепаха», заготовка для модели «Счастье» в виде листа ватмана с изображенной на нем окружностью с 16 сегментами, 3 эпиграфа к уроку.
Эпиграф № 1: Счастье – это не жизнь без забот и печалей, счастье – это состояние души (Ф. Э. Дзержинский).
Эпиграф № 2: Большинство людей счастливы настолько, насколько они чувствуют себя счастливыми (А. Линкольн).
Эпиграф № 3: Если когда-нибудь, гоняясь за счастьем, вы найдете его, подобно старухе. Искавшей свои очки, обнаружите, что счастье было все время у вас на носу (Б. Шоу).
Ход урока:
- Слово учителя: В «Толковом словаре» Сергея Ивановича Ожегова это понятие трактуется как «чувство и состояние полного, высшего удовлетворения», а Владимир Иванович Даль объясняет смысл этого слова как «благоденствие, благополучие, земное блаженство, желанная насущная жизнь без горя, смут, тревог, покой и довольство». Как вы уже догадались, речь сегодня пойдет о счастье по рассказу Луиджи Пиранделло «Черепаха».
ТЕМА УРОКА «А счастье-то вот оно, счастье…», или Загадка Луиджи Пиранделло. СООБЩЕНИЕ УЧ-СЯ ОБ АВТОРЕ НОВЕЛЛЫ.
- ЧТЕНИЕ НАЧАЛА ПРОИЗВЕДЕНИЯ стр. 262-263 (от начала до слов «Попробуй, сам увидишь…»).
- Слово учителя: Посмотрим, как встретили главного героя его жена и дети.
- ИНСЦЕНИРОВКА:
- Дети: — Что это?
- Мальчик: — Что ты сегодня принес нам?
- Девочка: — Это подарок?
- Главный герой: — Нет, это всего лишь черепаха…
Мальчик: — Черепаха?! Зачем?!
- Девочка: — Это не игрушка?
- Мальчик: — Наш отец всегда был сумасбродом! (толкает его)
- Девочка: — Принести в дом какое-то омерзительное животное! (толкает его)
- Главный герой: — Но это всего-навсего совершенно безвредная черепаха, с которой можно даже поиграть… Мне сказали, что она приносит счастье…
Жена главного героя: — Черепаха?! Лучше бы ты принес семье достойный заработок! И вообще, либо в доме не будет черепахи, либо через 3 дня я вместе с матерью уеду в Англию. Либо она, либо я!!!
- — Как в семье мистера Мишкоу воспринимают его сюрприз?
- — Какое открытие делает главный герой о своей жене и детях? ТЕКСТ
- — Какое решение принимает мистер Мишкоу?
- — Удается ли ему избавиться от черепахи и почему?
- — Как понимают счастье жена и дети главного героя?
- — Как понимает счастье приятель мистера Мишкоу?
— Как вы понимаете счастье? Что такое счастье?
БЛОК ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ – ВЫДЕРЖКИ ИЗ ЗАРАНЕЕ НАПИСАННЫХ СОЧИНЕНИЙ.
ПОСЛЕ ОТВЕТОВ УЧ-СЯ ДВЕ ДЕВОЧКИ, отслеживающие наиболее часто повторяющиеся ответы, помещают бланки с понятиями на стенд «Модель счастья». Бланки: любовь, семья, друзья, хорошее настроение, понимание, авторитет, любимая работа, отсутствие бед и огорчений, материальное благополучие, удача, стремление к знаниям, чувство радости жизни и другие (всего 16).
- Слово учителя: Людям свойственно стремление к счастью, стремление дать определение счастью. Обратили ли вы внимание, что в зарубежном произведении, изучаемом сегодня, постичь счастье стремится только один герой – и тот РУССКИЙ (Мишкоу – Мишков). Каким образом рассматривали эту проблему русские писатели? Исследование на тему «Счастливее и несчастливые герои в русской литературе на примере произведений, изученных в 5-7 классах» провели Ирина, Алена и Регина.
Посмотрим, как определяют счастье учителя нашей школы. Настя, Марина и Настя провели соцопрос среди учителей, и вот его результаты.
- Слово учителя: Итак, наиболее часто звучали ответы, которые мы положили в основу модели «Счастье».
— Скажите, человеку, чтобы чувствовать себя счастливым, необходимы абсолютно все эти составляющие счастья?
— От чего зависит определение счастья у каждого человека?
— Скажите, у мистера Мишкоу счастливая семья? Он богат? Может быть, в его жизни есть любовь?
ПОЧЕМУ ЖЕ ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ ЧУВСТВУЕТ СЕБЯ СЧАСТЛИВЫМ?
- Обращение к Эпиграфам № 1 и № 2.
- СЛОВО УЧИТЕЛЯ: НАВЕРНОЕ, СЧАСТЬЕ – ЭТО, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, ПРОСТО. ПОСМОТРИТЕ ВОКРУГ СЕБЯ, УЛЫБАЙТЕСЬ, НЕ УСТАВАЯ ИЗУМЛЯТЬСЯ ЖИЗНИ, И ПОЧУВСТВУЙТЕ СЕБЯ СЧАСТЛИВЫМ!
- Обращение к Эпиграфу № 3: Писатель Бернард Шоу в свое время сказал: «Если когда-нибудь, гоняясь за счастьем, вы найдете его, подобно старухе, искавшей свой очки, обнаружите, что счастье было все время у вас на носу».
- ЧТЕНИЕ уч-ся стихотворения С. Я. Маршака «Счастье»
- Как празднично сад расцветила сирень
- Лилового, белого цвета.
- Сегодня особый – сиреневый – день,
- Начало цветущего лета.
- За несколько дней разоделись кусты,
- Недавно раскрывшие листья,
- В большие и пышные гроздья – цветы,
- В густые и влажные кисти.
- И мы вспоминаем, с какой простотой,
- С какою надеждой и страстью
- Искали меж звездочек в грозди густой
- Пятилепестковое «счастье».
- С тех пор столько раз перед нами цвели
- Кусты этой щедрой сирени.
- И если мы счастье еще не нашли,
- То, может быть, только от лени.
Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2015/09/26/urok-po-novelle-luidzhi-pirandello-cherepaha