Андрей Платонов.
Много ли было писателей, понимавших душу и тоску животных и растений ? – Пришвин? Лондон? Толстой? После прочтения “Холстомера”, Тургенев даже сказал, что Толстой в прошлой жизни был лошадью.
Кем в прошлой жизни был Платонов? Какая наивность, понимать душу, как нечто “круглое”, цельное, улетающее на небо ли, возвращающееся на землю ли, словно перелётные птицы, устав от света и тепла. Душа – каждый миг рождается в человеке, бьётся воробышком в груди, ветвится деревом, обнимая растения, животных, людей и облака..
Пробивается из земли ресницами травы ( словно живыми, медленными лучами неведомого солнца в земле) и внимательными, голубыми глазами цветов, неустанно перерабатывая ночь земного праха и смерть, в свет и жизнь.
В любви Платонова к животным есть что-то от любви к ним Есенина, которого он любил.
В истории на этот изумительный рассказ, с таким воробьино-непритязательным названием, хотелось бы косвенно очертить и другие моменты из романов и рассказов Платонова о животных.
Если бы Кафке приснились некоторые вещи Платонова, он бы проснулся в поту, быть может даже вскрикнув, что где-то на земле сбылся творческий ад его произведений, как-то мучительно сладко и темно смешавшись с возможностью рая : седой воробей, бегающий пешком по занесённой снегом земле, дабы не мучить уставшее тело рваными и тёмными ветрами ночи. Кафка просыпается, проводит рукой по холодным складкам простыни, словно по застывшей позёмке, чему-то грустно улыбается. Под свесившейся на пол белоснежной простынёй, попискивает мышка.. Вспоминается почти забавный анекдот про Хемингуэя, Платонова и Кафку ( анекдот в конце истории).
Ночь, улица, фонарь, разбитое стекло. За мальчиком бежит седой музыкант, окно которого, цветущее зимой райскими цветами и папоротниками, разбил этот мальчик. В холодной и пустой комнате, в сугробе простыней, умирает воробей.
Старый музыкант играл на скрипке у памятника Пушкину, играл для жизни и людей. Но однажды к нему стал прилетать воробей, и случалось, что он играл для него одного. Воробья, словно Элли из сказки, уносит странным ураганом в африканские, жаркие, райские страны.
Куда уносит душу, когда она слушает музыку и стихи ? Узоры музыки и стихов и сами похожи на заиндевевшие узоры на стекле искусства, на обещание рая. Стекло обращается в “тонкий лёд счастья”, покрытый паутинками трещин, и по нему, словно по водам, ходит душа. Но воробей тоскует в этом южном раю по музыканту и хлебу. Душа музыканта тоскует по воробью.
Жизнь тоскует по тому, о чём поёт музыка. Растения, животные ( иногда у Платонова кончающие с собой), люди и даже земля, ворочаются в тёмном бреду одиночества, словно бы томясь вспомнить что-то вечное, всеми забытое. Добрые, одинокие, грустные животные, словно сбывшиеся слова Христа о солнце, льющее свой свет на праведных и неправедных…
живыми, ласковыми лучами, льнут они к музыкантам, ворам, растениям, земле, то обнимая, согревая их бытие, то грустно отражаясь от них в ветер ночи.
Воробьи на проводах вдоль вечерних дорог, словно музыкальные знаки самой жизни…
Россия. Зима. Разбивший стекло мальчик убегает от разъяренного дворника.
Мальчик бежит и думает: «Нет, ну так решительно нельзя. Я из хорошей семьи, я хочу учиться, саморазвиваться. Хочу, в конце концов, быть, как мой любимый писатель Эрнест Хэмингуэй — мужественным, сильным… На пляжах Кубы ловить рыбу. А не от дворников в этом городе убегать».
Куба. Жара. Эрнест Хэмингуэй, действительно, мужественный и сильный, сидит на пляже и пьет из горла ром, окруженный жаркими кубинками. Хэмингуэй думает: «Нет, это — не жизнь. Никакого героизма тут нет.
Народу ничего не нужно, 24 часа в сутки жара, мозги плавятся, женщины толстые.
Вот бы сейчас в старушку Европу, к писателю Кафке, мы бы с ним выпили хорошего чешского пива, поговорили об отцах, Флобере, смысле жизни.
Прага. Моросит слепой дождь. Кафка сидит в тускло освещённой комнате. Смотрит в ночь окна : словно мыши в мокрой траве листвы, мечутся воробьи. Жизнь так абсурдна. Вот бы мне в Россию, – думает он – куда я уже давно хочу съездить, к близкому мне по-духу писателю Платонову, он бы меня понял, мы бы с ним поговорили о человеке и абсурде жизни.
Источник:
«Формула жизни» А. П. Платонова (анализ рассказов «Любовь к Родине, или путешествие воробья», «Неизвестный цветок»)
Тема: «Формула жизни» А.П. Платонова
(анализ рассказов «Любовь к Родине, или путешествие воробья», «Неизвестный цветок»)
Цель:
- знакомство с жанром рассказа-притчи
- знакомство с творчеством А.Платонова
- помочь понять, какова формула жизни А.Платонова, что входит в ее слагаемые
Ход урока:
Мы с вами уже в течение нескольких уроков ведем разговор с понятием новеллы. Сегодня мы познакомимся с разновидностью рассказа, рассказ-притча. Итак, что же такое притча.
Притча.
- В старинной литературе иносказательный рассказ с нравоучением. Например, евангельская притча.
- Перен. О непонятном, труднообъяснимом явлении (разг.). Что за притча?
- Притча во языцех (шутл.) – предмет общих разговоров.
- В каком значении сегодня мы с вами будем использовать это слово?
- А прежде чем ответить на главный вопрос, мы поработаем с рассказами-притчами Платонова. Сегодня вы работаете в группах:
- Задание для 1 группы:
- – Перечитать эпизод «Скрипач и воробей»
- – Ответить на вопросы:
- Зачем скрипач ходил играть к памятнику Пушкина? Что хотел выразить музыкант, играя на скрипке?
- Почему музыкант не берет денег за свое искусство?
- Почему он играет именно у памятника Пушкину?
- Почему скрипач так сильно полюбил воробья и каждый день носил для него хлеб?
- Понимал воробей музыку? Что больше привлекало воробья: музыка или крошки хлеба?
Задание для 2 группы:
Перечитать эпизод «Воробей в райской стране» и ответить на вопросы:
- Почему воробью стало печально на новой земле, почему он хочет улететь домой? Чего ему не хватает?
- Кого он выбирает себе в друзья? Почему?
- Где находит пристанище?
- Что мучает воробья? О чем он мечтает в райской стране?
Задание для 3 группы:
Перечитать эпизод «Музыкант и черепаха» и ответить на вопросы:
- Почему музыкант купил черепаху?
- Что даст музыканту присутствие черепахи в доме?
- Понимала ли черепаха настроение музыканта и его игру?
- Что для Платонова ценно в человеке и во всяком живом существе?
Задание для 4 группы:
Перечитать эпизод «Воробей и ураган» и ответить на вопросы:
- Как чувствует себя воробей в урагане?
- Как он добывает себе корм? Трудно ли он ему достается?
- Устраивает ли его жизнь в урагане?
- Почему воробей, когда летел в урагане, забыл, как за ним ухаживал пенсионер?
- О чем он только жалеет, чего ему не хватает в урагане?
Задание для 5 группы:
Перечитать эпизод «Новая встреча воробья и скрипача»
- Почему сказочное происшествие – вопреки сказочной традиции – заканчивается трагически?
- Почему воробей умирает?
- Любил ли музыкант воробья, а воробей – музыканта?
- Почему после смерти воробья в музыке недоставало полезного утешения?
(2 урок)
Итак, на прошлом уроке вы по группам работали с текстом рассказа-притчи А.Платонова «Любовь к родине, или Путешествие воробья». Сегодня мы попытаемся выявить формулу жизни А.Платонова.
- Слушаем выступления групп и записываем выводы после каждого выступления.
- Жизнь
- Материалы к изучению рассказа
Старик скрипач каждый вечер ходил на бульвар играть: «Старик скучал от мысли, что он не приносит людям никакого добра, и поэтому добровольно ходил играть на бульвар. Там звуки его скрипки раздавались в воздухе, в сумраке, и хоть изредка они доходили до глубины человеческого сердца, трогая его нежной и мужественной силой, увлекавшей жить высшей, прекрасной жизнью».
Скрипач хотел дарить людям добро, потому что, видимо, делал это всю жизнь и не мог привыкнуть к мысли о своей бесполезности. Кроме того, он был одинок, а среди прохожих Тверского бульвара ему было уютнее и теплее, чем в пустой квартире; вокруг него собирались люди, и ему становилось легче и радостнее.
- Бульвар расположен в самом центре Москвы, его окружают высокие дома, по заснеженным улицам спешат люди, здесь хорошо ощутим пульс большого города, живущего своей полнокровной жизнью. И на это смотрит с высоты наш великий поэт Александр Сергеевич Пушкин, задумчивый и немного печальный…
- И старику, и воробью, наверное, нравились высокие деревья на бульваре, большие дома, в которых жили люди (ведь именно к ним стремились герои 0 один, чтобы не быть одиноким и отдать им тепло своего сердца, другой, чтобы прокормиться возле них), звенящие трамваи и та полнота жизни, которая здесь, на бульваре, чувствовалась особенно остро…
Старик любил играть именно у памятника поэта. Почему? Может быть, сама фигура поэта, и его стихи, написанные на постаменте, вдохновляли старого музыканта пробуждать в людях «чувства добрые» своей нежной музыкой.
За свою музыку старик никогда не брал денег. Он играл не из-за денег, а просто для людей и считал, что искусство выше денег. Он бескорыстно отдавал людям свое душевное тепло, свое искусство, и ему было достаточно, что его слушали со слезами на глазах. Поэтому музыкант никогда не открывал крышку скрипичного футляра, пока на него не сел седой воробей.
Маленькая птичка заставила старика задуматься о трудной судьбе воробья, а рассмотрев его, поразился «спокойным, разумным глазам. Должно быть, этот воробей был очень стар или несчастен, потому что он успел уже нажить себе большой ум от горя, беды и долголетия». Ему стало жаль маленькую птичку, и на следующий день он уже не мог не думать о ней.
Со временем старик привязался к птичке. Он почувствовал в воробье что-то родственное: старость, одиночество, бесприютность; он понял, что птичка нуждается в заботе и любви, и с радостью стал отдавать ей это чувство. Он тосковал, когда воробей не прилетел.
Однажды после грозной вьюги воробей исчез. Его вихрем унесло в далекую южную страну. в тот день, когда это случилось, на окне старика «выросли» «замороженные леса и цветы неизвестной волшебной страны». Он «стал любоваться этой воодушевленной игрою природы», не подозревая о том, что именно в эту «волшебную страну» умчался воробей.
Платонов ярко описывает страну вечного лета, в которую попал воробей. Здесь было много пищи, невидимые, яркого оперения птицы пели долгие музыкальные песни. Вокруг густая трава, разнообразие цветов и трав, безветренное небо, дожди шли лишь по ночам, когда все спали, чтобы ненастье не портило никому настроение. Но воробей тоскует.
Это чужая страна, в которой воробей не встретил никого знакомого. Здесь много пищи, но все плоды были либо слишком сладкими, либо горькими.
И «замороженные леса и цветы» на окне старика казались прекрасными, но воробей, оказавшись среди этих трав и лесов, не получил никакого тепла и почувствовал себя несчастным вдали от родного Тверского бульвара.
Чаще всего воробей тосковал по привычной кислоте простого черного хлеба, который заботливо был накрошен для него в футляр стариком. Тем более, что доставался он ему в самое голодное и холодное время, и от этих черных крошек ему становилось тепло среди студеной метели, да та, что он мог пробормотать небольшую песню. А здесь, в вечной стране тепла и изобилия он не пел совсем.
Поэтому он поселился на берегу ручья, покрытого мелкими камнями, где ничего не росло. Это место напоминало о родине: ведь там никогда не было вечного лета, «сладости и обилия». А затем и вовсе перебрался на голую скалу. Он надеялся, что когда-нибудь настанет буря, сорвет со скалы и унесет обратно домой, на Тверской бульвар. И однажды его желание сбылось…
А стрик в это время грустил долгими зимними вечерами. Единственное утешение – замороженное окно. Душа его, наверное, тосковала по далекому несбыточному счастью и по маленькой серой птичке. Может быть, поэтому он и купил себе в зоологическом магазине черепаху, которая смотрела на него с кротким видом, когда он играл для нее на скрипке.
В это же самое время воробей в чужой стране смотрел в темные приветливые глаза змеи, с которой он подружился. И змея, и черепаха будто из одного мира – мира земли. На протяжении многих столетий эти существа считаются символами мудрости и знания.
Поэтому не удивительно, что старик проснулся в ту ночь, когда воробья несла буря домой и вспомнил о нем.
Но сказка, рассказанная Платоновым, отличается от народных. Воробей погиб. Очевидно, не перенес второго сложного путешествия, не хватило его немолодых сил. Но оставаться в чужой стране он не мог: слишком тоскливо ему было там, в стране вечного лета и обильной пищи.
А может, сердце не выдержало радости встречи с Родиной. Музыкант был потрясен смертью воробья. Он даже не смог идти на бульвар играть на скрипке, словно смерть маленькой птички унесла и часть его души. А потом он стал играть нежную счастливую мелодию.
Он хочет, что птичке снился вечный счастливый сон про родную землю но в сердце столько печали, что музыка не может утешить старика, потому что он понимает, что лишился друга, и это уже не поправить. От этого старику становится одиноко и тоскливо. Музыка не смогла вернуть ему гармонии: в ней «недоставало чего-то».
Она уже не могла обещать «счастье и славную жизнь», потому что никакое искусство не заменит настоящей жизни и настоящих друзей.
https://www.youtube.com/watch?v=x78FYVgPA_c
Музыка играет в рассказе важную роль.
Благодаря ей мы понимаем одинокую душу старика и его мечту о счастье общения, она помогает нам увидеть его бескорыстное служение искусству и стремление быть полезным своей родной земле, мы будто слышим его искусную игру на скрипке. В музыке человеческая душа обретает утешение и стремление «жить высшей, прекрасной жизнью». Музыка дает нам возможность ощутить всю полноту утраты старого человека.
Наверное, о таком музыканте написал песню Булат Окуджава. Она так и называется «Музыкант».
- Музыкант играл на скрипке – я в глаза ему глядел.
- Я не то чтоб любопытствовал – я по небу летел.
- Я не то чтобы от скуки – я надеялся понять,
- как умеют эти руки эти звуки извлекать
- из какой-то деревяшки, из каких-то грубых жил,
- из какой-то там фантазии, которой он служил?
- Да еще ведь надо в душу к нам проникнуть и зажечь…
А чего с ней церемониться? Чего ее беречь?Счастлив дом, где звуки скрипки наставляют нас на путь
- и вселяют в нас надежды… Остальное как-нибудь.
- Счастлив инструмент, прижатый к угловатому плечу,
- по чьему благословению я по небу лечу.
- Счастлив он, чей путь недолог, пальцы злы, смычок остер,
- музыкант, соорудивший из души моей костре.
- А душа, уж это точно, ежели обожжена,
- справедливей, милосерднее и праведней она.
- Домашнее задание: «Неизвестный цветок» Платонова
- Источник:
Андрей Платонов – Любовь к родине, или путешествие воробья
Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Источник: https://school-10.ru/klassika/analiz-rasskaza-lyubov-k-rodine-ili-puteshestvie-vorobya-platonova.html
Любовь к Родине или Путешествие воробья — краткое содержание рассказа Платонова
Старик-музыкант регулярно играл по вечерам возле памятника А.С. Пушкину на Тверском бульваре. Он стоял у самого пьедестала и виртуозно водил смычком по струнам, а закрытый футляр лежал на земле.
Благодарные слушатели клали деньги прямо на крышку. Старый скрипач никогда не брал их. Собираясь, ссыпал их с футляра. На пропитание ему хватало пенсии, выплачиваемой государством.
Играл же он не для заработка, а чтобы делиться с другими частичками добра, радости и счастья.
Однажды поздним осенним вечером на футляр от скрипки сел воробей, захватил клювом мелкую бронзовую монетку и улетел с нею. На следующий вечер музыкант подготовил для птички кусок хлеба, однако воробья не было. Появился он лишь через 3 суток. Прилетел и деловито начал клевать хлебушек.
После этого прошло несколько дней. Выпал снег. Землю подморозило. Воробей не показывался. Снова скрипач его увидел в середине зимы около полуночи. Он полчаса кушал приготовленный для него хлеб, поскольку умел наедаться надолго.
Спустя какое-то время в городе разбушевался снежный ураган. Сильный воздушный поток подхватил воробушка и понёс за собой. Он, немного свыкнувшись со своим новым положением, даже сумел неплохо выспаться.
Очнулся воробей в большой зеленой траве. Рядом пели удивительные птицы. Вокруг было предостаточно разных плодов, ягод и колосьев с зёрнами, потому питаться сытно ему не составляло труда. Но вскоре его охватила печаль и тоска в этой мирной стране. Он жил одиноко и мечтал о буре, которая бы отнесла его обратно. Тёплой ночью ураганный южный ветер подхватил его и помчал в родимую сторонку.
Старый музыкант, утратив надежду увидеть воробья, купил черепаху. Играл у памятника он уже редко. Как-то весенним вечером, когда он, купив керосину, возвращался домой, мальчишки предложили ему приобрести воробья, упавшего камнем с неба. В замёрзшей птице скрипач узнал старого приятеля и хотел отогреть, однако к утру воробей умер. Скрипач сыграл нежную мелодию, а потом заплакал.
← Третий сын
← На заре туманной юности↑ ПлатоновПлатонов — Финист – Ясный Сокол →
- Оттон — краткое содержание оперы Генделя
Оттон обручился с дочерью византийского императора Феофано. Девушка видела его только на портрете. Оттон захватил владения короля Ломбардии. Вдова Джисмонда и ее сын Адальберт перешли на сторону Оттона. - Янссон
Туве Янссон – талантливая финская писательница, создававшая свои произведения на шведском языке. Кроме литературы занималась рисованием картин, иллюстраций и комиксов, а также настенной росписью зданий. - Листы и корни — краткое содержание басни Крылова
В басне Крылова Листы и корни раскрывается смысл сплоченности коллектива. Это может быть семья, рабочий коллектив ил любая группа, собранная вместе ради общего дела. Где каждый является винтиком большого общего - Снап — краткое содержание рассказа Сетон-Томпсона
Однажды на Хеллоуин рассказчик получил телеграмму и необычный подарок от своего товарища Джека. Это был щенок бультерьера. Он обладал очень агрессивным характером и сразу же попытался укусить своего нового владельца
Источник: https://sochinimka.ru/kratkoe-soderzhanie/platonov/lyubov-k-rodine-ili-puteshestvie-vorobya-rasskaz
Отзыв о рассказе А.Платонова «Любовь к родине или Путешествие воробья»
Главные герои рассказа Андрея Платонова «Любовь к родине или Путешествие воробья» — пожилой скрипач и старый воробей. Скрипач жил в Москве и у него была привычка каждый день приходить к памятнику Пушкину и там играть для людей на скрипке. Старый скрипач играл не из-за денег, ему хватало пенсии. Но он считал, что должен делать что-то полезное для других людей.
Однажды осенью, когда скрипач играл у памятника, на футляр его скрипки сел старый воробей, который искал для себя корм. Он не нашел ничего съедобного и улетел. В следующий раз скрипач оставил футляр открытым, и внутри футляра лежал кусок черного хлеба. Воробей наелся хлебом досыта, и ускакал в кусты отдыхать.
Так старый скрипач стал подкармливать старого воробья хлебом. Но однажды воробей пропал, и скрипач, прождав его несколько дней, решил, что воробей погиб. Тогда скрипач купил себе черепашку, и стал дома играть для нее на скрипке.
А старый воробей был жив. Ураганный ветер унес его в далекую страну, где жилось тепло и сытно. Поначалу воробей радовался жизни в тепле и сытости, но со временем он начал тосковать по родным краям. Чересчур сытная пища теплой страны, которая была или сладкой или горькой, ему надоела, и больше всего воробью хотелось поклевать кислого черного хлеба.
Старый воробей нашел высокий камень, продуваемый ветрами, и стал ждать урагана, который унесет его домой. Его желание сбылось, однажды ночью ветер снова подхватил его и понес обратно, на родину. Ранней весной очутился воробей в родных краях.
В пути он сильно замерз, и в конце пути упал на одной из московских улиц. Замерзшую птицу подобрали двое мальчишек. Они решили продать свою находку. И так получилось, что воробья у них купил старый скрипач, который возвращался из керосинной лавки.
Скрипач положил воробья за пазуху, чтобы тот согрелся. Ночью воробей ожил и стал клевать скрипача под рубахой. Скрипач переложил его в коробку, где жила черепаха, и уснул.
Но утром скрипач обнаружил, что старый воробей умер. В тот день скрипач не пошел к памятнику Пушкину, а решил поиграть на скрипке дома. Но во время игры он понял, что в музыке чего-то недостает. Тогда скрипач отложил скрипку и заплакал.
Таково краткое содержание рассказа.
Главная мысль рассказа Платонова «Любовь к родине или Путешествие воробья» заключается в том, что самое дорогое для человека – это его Родина. Старый воробей, волей случая оказавшийся в теплой и сытной стране, не смог там прижиться и начал тосковать по родным краям, всей душой стремясь вернуться обратно.
Рассказ учит стремлению быть полезным обществу, окружающим людям. Старый скрипач был вполне обеспечен, и ему не было нужды зарабатывать себе на хлеб, но он каждый день приходил к памятнику Пушкину, чтобы исполнять для людей музыку.
Рассказ учит взвешивать все за и против, покидая Родину.
В рассказе мне понравился старый воробей, который любил свою Родину и который сумел вернуться в родные края, отказавшись от спокойной и сытной жизни в далекой стране.
Какие пословицы подходят к рассказу Платонова «Любовь к родине или Путешествие воробья»?
Там хорошо, где нас нет.
Где родился, там и пригодился.
По родимой стороне сердце ноет.
Человек без Родины, что соловей без песни.
Источник: https://MadameLaVie.ru/otzyvy/otzyv_platonov_lyubov_k_rodine/
Андрей Платонов — Любовь к родине, или путешествие воробья
Здесь можно купить и скачать «Андрей Платонов — Любовь к родине, или путешествие воробья» в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Русская классическая проза.
Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
На Facebook
В Твиттере
В Instagram
В Одноклассниках
Мы Вконтакте
Описание и краткое содержание «Любовь к родине, или путешествие воробья» читать бесплатно онлайн.
Платонов Андрей
Любовь к родине, или путешествие воробья
- Андрей Платонович ПЛАТОНОВ
- ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ, ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ ВОРОБЬЯ
- (Сказочное происшествие)
Старый скрипач-музыкант любил играть у подножия памятника Пушкину. Этот памятник стоит в Москве, в начале Тверского бульвара, на нем написаны стихи, и со всех четырех сторон к нему подымаются мраморные ступени.
Поднявшись по этим ступеням к самому пьедесталу, старый музыкант обращался лицом на бульвар, к дальним Никитским воротам, и трогал смычком струны на скрипке. У памятника сейчас же собирались дети, прохожие, чтецы газет из местного киоска, — и все они умолкали в ожидании музыки, потому что музыка утешает людей, она обещает им счастье и славную жизнь.
Футляр со своей скрипки музыкант клал на землю против памятника, он был закрыт, и в нем лежал кусок черного хлеба и яблоко, чтобы можно было поесть, когда захочется.
Обыкновенно старик выходил играть под вечер, по первому сумраку. Для его музыки было полезней, чтоб в мире стало тише и темней. Беды от своей старости он не знал, потому что получал от государства пенсию и кормился достаточно. Но старик скучал от мысли, что он не приносит людям никакого добра, и поэтому добровольно ходил играть на бульвар.
Там звуки его скрипки раздавались в воздухе, в сумраке, и хоть изредка они доходили до глубины человеческого сердца, трогая его нежной и мужественной силой, увлекавшей жить высшей, прекрасной жизнью.
Некоторые слушатели музыки вынимали деньги, чтобы подарить их старику, но не знали, куда их положить: футляр от скрипки был закрыт, а сам музыкант находился высоко на подножии памятника, почти рядом с Пушкиным. Тогда люди клали гривенники и копейки на крышку футляра.
Однако старик не хотел прикрывать свою нужду за счет искусства музыки; пряча скрипку обратно в футляр, он осыпал с него деньги на землю, не обращая внимания на их ценность. Уходил домой он поздно, иногда уже в полночь, когда народ становился редким, и лишь какой-нибудь случайный одинокий человек слушал его музыку.
Но старик мог играть и для одного человека и доигрывал произведение до конца, пока слушатель не уходил, заплакав во тьме про себя. Может быть, у него было свое горе, встревоженное теперь песнью искусства, а может быть, ему стало совестно, что он живет неправильно, или просто он выпил вина…
В позднюю осень старик заметил, что на футляр, лежавший, как обычно, поодаль на земле, сел воробей. Музыкант удивился, что эта птичка еще не спит и даже в темноте вечера занята работой на свое пропитание.
Правда, за день сейчас трудно накормиться: все деревья уже уснули на зиму, насекомые умерли, земля в городе гола и голодна, потому что лошади ходят редко и дворники враз убирают за ними навоз.
Где, на самом деле, питаться в осень и в зиму воробью? Ведь и ветер в городе слаб и скуден меж домами, — он не держит воробья, когда тот простирает утомленные крылья, так что воробью приходится все время ими махать и трудиться.
Воробей, обследовав всю крышку футляра, ничего полезного на ней для себя не нашел. Тогда он пошевелил ножками денежные монеты, взял из них клювом самую мелкую бронзовую копейку и улетел с ней неизвестно куда. Значит, он не даром прилетал — хоть что-нибудь, а взял! Пусть живет и заботится, ему тоже надо существовать.
На другой вечер старый скрипач открыл футляр — на тот случай, что если прилетит вчерашний воробей, так он может покормиться мякотью хлеба, который лежал на дне футляра. Однако воробей не явился, наверно, он наелся где-нибудь в другом месте, а копейка ему не годилась никуда.
Старик все же терпеливо ожидал воробья, и на четвертые сутки он опять увидел его. Воробей без помехи сел на хлеб в футляре и по-деловому начал клевать готовую пищу. Музыкант сошел с памятника, приблизился к футляру и тихо рассмотрел небольшую птичку.
Воробей был взлохмаченный, головастый, и многие перья его поседели; время от времени он бдительно поглядывал по сторонам, чтобы с точностью видеть врага и друга, и музыкант удивился его спокойным, разумным глазам.
Должно быть, этот воробей был очень стар или несчастен, потому что он успел уже нажить себе большой ум от горя, беды и долголетия.
Несколько дней воробей не появлялся на бульваре; тем временем выпал чистый снег и подморозило. Старик, перед тем как идти на бульвар, ежедневно крошил в футляр скрипки мягкий теплый хлеб.
Стоя на высоте подножия памятника, играя нежную мелодию, старик постоянно следил взором за своим открытым футляром, за ближними дорожками и умершими кустами цветов на летней клумбе.
Музыкант ожидал воробья и тосковал по нем: где он теперь сидит и согревается, что он ест на холодном снегу? Тихо и светло горели фонари вокруг памятника Пушкину, красивые чистые люди, освещенные электричеством и снегом, мягко проходили мимо памятника, удаляясь по своим важным и счастливым делам. Старик играл дальше, скрывая в себе жалкое чувство печали по небольшой усердной птичке, которая жила сейчас где-то и изнемогала.
Но прошло еще пять дней, а воробей все не прилетал гостить к памятнику Пушкину.
Старый скрипач по-прежнему оставлял для него открытый футляр с накрошенным хлебом, однако чувство музыканта уже затомилось от ожидания, и он стал забывать воробья.
Старику многое пришлось забыть в своей жизни безвозвратно. И скрипач перестал крошить хлеб, он теперь лежал в футляре целым куском, и только крышку музыкант оставлял открытой.
* * *
В глубине зимы, близ полуночи, началась однажды поземка. Старик играл последней вещью «Зимнюю дорогу» Шуберта и собирался затем уходить на покой. В тот час из середины ветра и снега появился знакомый седой воробей.
Он сел тонкими, ничтожными лапками на морозный снег; потом походил немного вокруг футляра, задуваемый по всему телу вихрями, но равнодушный к ним и безбоязненный, — и перелетел внутрь футляра. Там воробей начал клевать хлеб, почти зарывшись в его теплую мякоть.
Он ел долго, наверно целых полчаса времени; уже метель почти полностью засыпала снегом помещение футляра, а воробей все еще шевелился внутри снега, работая над своей пищей. Значит, он умел наедаться надолго. Старик подошел к футляру со скрипкой и смычком и долго ожидал среди вихря, когда воробей освободит футляр.
Наконец воробей выбрался наружу, почистился в маленьком снежном сугробе, кратко проговорил что-то и убежал пешком к себе на ночлег, не захотев лететь по холодному ветру, чтобы не тратить напрасно свою силу.
На следующий вечер тот же воробей опять прибыл к памятнику Пушкину; он сразу же опустился в футляр и стал клевать готовый хлеб.
Старик глядел на него с высоты подножия памятника, играл оттуда музыку на скрипке и чувствовал добро в своем сердце. В этот вечер погода стояла тихая, словно усталая после вчерашней едкой поземки.
Наевшись, воробей высоко взлетел из футляра и пробормотал в воздухе небольшую песню…
Утром долго не светало. Проснувшись в своей комнате, музыкант-пенсионер услышал пение вьюги за окном. Морозный, жесткий снег несся по переулку и застил дневной свет.
На оконное стекло еще ночью, во тьме, легли замороженные леса и цветы неизвестной волшебной страны.
Старик стал любоваться этой воодушевленной игрою природы, точно природа тоже томилась по лучшему счастью, подобно человеку и музыке.
Идти играть на Тверской бульвар сегодня уже не придется. Сегодня поет буря, и звуки скрипки будут слишком слабы. Все же старик под вечер оделся в пальто, обвязал себе голову и шею шалью, накрошил хлеба в карман и вышел наружу. С трудом, задыхаясь от затвердевшего холода и ветра, музыкант пошел по своему переулку к Тверскому бульвару.
Безлюдно скрежетали обледенелые ветви деревьев на бульваре, и сам памятник уныло шелестел от трущегося по нем летящего снега. Старик хотел положить хлебные комки на ступеньку памятника, но увидел, что это бесполезно: буря тотчас же унесет хлеб, и снег засыплет его.
Все равно музыкант оставил на ступени свой хлеб и видел, как он исчез в сумраке бури.
Вечером музыкант сидел дома один; он играл на своей скрипке, но некому было его слушать, и мелодия звучала плохо в пустоте комнаты, она трогала лишь одну-единственную душу скрипача, а этого было мало, или душа его стала бедной от старости лет.
Он перестал играть. На улице шел поток урагана, — худо, наверно, теперь воробьям. Старик подошел к окну и послушал силу бури сквозь замороженное стекло.
Неужели седой воробей и сейчас не побоится прилететь к памятнику Пушкину, чтобы поесть хлеба из футляра?
* * *
Седой воробей не испугался снежного урагана. Только он не полетел на Тверской бульвар, а пошел пешком, потому что внизу было немного тише и можно укрываться за местными сугробами снега и разными попутными предметами.
Воробей тщательно обследовал всю окрестность вокруг памятника Пушкину и даже порылся ножками в снегу, где обыкновенно стоял открытый футляр с хлебом.
Несколько раз он пытался взлететь с подветренной стороны на голые, обдутые ступени памятника, чтобы поглядеть, не принес ли туда ураган каких-нибудь крошек или старых зерен; их можно было бы поймать и проглотить.
Однако буря сразу брала воробья, как только он отрывался он снега, и несла его прочь, пока он не ударялся о ствол дерева или трамвайную мачту, и тогда воробей поскорее падал и зарывался в снег, чтобы согреться и отдохнуть. Вскоре воробей перестал надеяться на пищу.
Он разгреб поглубже ямку в снегу, сжался в ней и задремал: лишь бы ему не замерзнуть и не умереть, а буря когда-нибудь кончится. Все-таки спал воробей осторожно, чутко, следя во сне за действием урагана. Среди сна и ночи воробей заметил, что снежный бугор, в котором он спал, пополз вместе с ним, а затем весь снег вокруг него обвалился, рассеялся, и воробей остался один в урагане.
Конец ознакомительного отрывка
ПОНРАВИЛАСЬ КНИГА?
Эта книга стоит меньше чем чашка кофе! УЗНАТЬ ЦЕНУ
Источник: https://www.libfox.ru/43151-andrey-platonov-lyubov-k-rodine-ili-puteshestvie-vorobya.html
Анализ произведения Платонова Любовь к Родине или Путешествие воробья
Произведение по жанровой направленности относится к притче, иносказательному рассказу, имеющему авторское нравоучение, основной тематикой которого являются размышления об истинных нравственных человеческих началах в виде дружбы, любви к отчизне, а также людском одиночестве.
Главными героями рассказа являются пожилой музыкант и обыкновенная птичка семейства воробьиных, тоже имеющая преклонный возраст.
Сюжетная линия произведения повествует об одинокой жизни старого московского скрипача, живущего в одиночестве и проводящего свое обыденное время возле памятника великому поэту Пушкину, играя любимые музыкальные произведения для прохожих.
При этом музыкант не стремится заработать своим талантом денежное вознаграждение, а имеет целью донести до человеческого сознания красоту волшебных скрипичных звуков.
Футляр от скрипки во время исполнения стариком мелодий всегда оказывается закрытым, поскольку в нем хранятся небольшие съестные запасы в виде хлебного кусочка и яблока для поддержания физических сил пожилого человека.
Однажды в осеннюю ненастную погоду старик замечает прыгающего возле скрипичного футляра воробья, который явно пытается отыскать что-либо из пригодного к пище, однако ничего не находит и улетает.
Встреча с птицей волнует музыканта и на следующий день старик, занимаясь любимым делом возле памятника, раскрывает футляр с находившимся там хлебом и ожидает прилета нового знакомого.
Однако несколько дней воробей отсутствует, а потом объявляется и отчаянно начинает поглощать приготовленный для него хлебный подарок.
Скрипач тихонько подходит ближе к птичке, стремясь рассмотреть ее повнимательнее, и замечает во взъерошенных воробьиных перьях проблески седины, а в птичьих глазах отражается мудрость и житейский опыт.
Старик привязывается к своему новому питомцу, но в связи с начавшимся зимним периодом вынужден отложить свои походы к памятнику, тоскуя в одиноком доме по маленькому воробышку и приобретя для себя домашнее животное в виде черепашки, для которой исполняет свои мелодии.
В это время птица оказывается в теплых странах, где проводит время в тепле и сытости, однако начинает грустить по московским улочкам и кислому черного хлебу, которым его кормил из скрипичного футляра старый человек. Воробей возвращается в Москву, но попадает в снежную бурю и замерзает.
Музыкант обнаруживает друга израненного друга у мальчишек и забирает его домой, отогревая своим теплом. Птица оживает, и скрипач поселяет воробья в черепашьей коробке.
Однако утром воробей умирает, а старик, плача и горюя по ушедшему товарищу, понимает, что птица, предчувствуя приближающуюся смерть, возвращается на вечный покой в родные места.
Смысловая нагрузка рассказа отражает философскую направленность авторского замысла, заключающегося в проявлении милосердия, доброты не только по отношению к окружающим людям, но к братьям нашим меньшим, умеющим сострадать, чувствовать и переживать.
Вариант 2
Произведение Платонова «Любовь к Родине или Путешествие воробья» относится к притче. Кроме этого здесь рассказываются про размышления, о которых задумывается каждый человек. Это могут быть дружба, любовь к Родине, а также одиночество людей.
Главными героями стали уже не совсем молодой музыкант, который до сих пор очень сильно любит музыку и ни на что ее не променяет, а также воробей.
Больше всего на свете ему нравится выходить на улицу и останавливаться возле памятника Пушкину, потом он достает свою скрипку и из нее льется очень красивая музыка, которая если задуматься наводить на размышления о своей жизни и о том, что именно в ней можно поменять или исправить.
Все прохожие могут остановиться и послушать его музыку. И совсем не нужно ему платить. Ведь его футляр всегда закрыт, ведь в нем находится еда, которой ему хватит на целый день.
Сюда он приходит каждый день и вот однажды к нему присоединился один маленький воробей, который прилетел, как только из инструмента начала звучать музыка.
Он стал прыгать возле футляра в поисках еды, но там ничего такого не было и ему пришлось покинуть это место.
На следующий день наш главный герой опять пришел сюда для того чтобы дарить музыку прохожим и решил открыть футляр, где специально положил целый кусочек хлеба. Он появился не сразу, и как только увидел крошки, то сразу же кинулся на них.
Пока воробей клевал хлебные крошки мужчина решил немного подойти поближе и разглядеть его хорошенько. Оказывается, это не совсем молодой воробей, ведь среди перьев уже имеется седина. Если посмотреть ему в глаза, то там можно отыскать мудрость и жизненный опыт.
Вот только видеться каждый день они не смогут, а все, потому что начались зимние холода и мужчина на время решил отложить свои походы к памятнику. А для того чтобы ему дома не было так скучно он решил завести себе черепашку и для нее исполнять свои любимые мелодии.
Тем временем воробей отправился вместе со своими друзьями в теплые страны, где не нужно заботиться о том, что можно замерзнуть или завтра можно остаться без еды. И вроде бы все хорошо, но ему не совсем нравится такая жизнь, кроме этого он скучает по той жизни, которая была у него раньше. И тогда он решает вернуться обратно, но тут его встречает зима.
И спустя несколько часов воробей падает замертво на снег. Но мужчина оказывается рядом и приносит его домой. Он делает все для того чтобы отогреть его и привести в сознание. Вот только спасти его мужчине не удается и утром он умирает.
Мужчина очень сильно переживает, поэтому поводу и понимает, что воробей уже давно понял, что должен погибнуть и умереть решил в родных краях.
Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/platonov/analiz-proizvedeniya-lyubov-k-rodine-ili-puteshestvie-vorobya