Краткое содержание пленный рыцарь лермонтова за 2 минуты пересказ сюжета

Главная › Стихи › Философские стихи

24.11.2019

  • Нет на устах моих грешной молитвы,
    Нету ни песни во славу любезной:
    Помню я только старинные битвы,
  • Меч мой тяжёлый да панцирь железный.
  • В каменный панцирь я ныне закован,
    Каменный шлем мою голову давит,
    Щит мой от стрел и меча заколдован,
  • Конь мой бежит, и никто им не правит.
  • Быстрое время — мой конь неизменный,
    Шлема забрало — решётка бойницы,
    Каменный панцирь — высокие стены,
  • Щит мой — чугунные двери темницы.

Мчись же быстрее, летучее время!
Душно под новой бронёю мне стало!
Смерть, как приедем, подержит мне стремя, —

Слезу и сдёрну с лица я забрало.

Краткое содержание Пленный рыцарь Лермонтова за 2 минуты пересказ сюжета

История создания стихотворения «Пленный рыцарь»

Стихотворение «Пленный рыцарь» датируется 1840 годом. Известно, что когда Лермонтов был арестован за дуэль с французом Барантом, его навестил Белинский. Воспоминание об этом событии, записано И.И. Панаевым со слов Виссариона Григорьевича, который зашел к нему после встречи с поэтом.

Краткое содержание Пленный рыцарь Лермонтова за 2 минуты пересказ сюжета

Можно предположить, что Лермонтов написал стихотворение «Пленный рыцарь», находясь под впечатлением от беседы с Белинским. А может быть, наоборот, заговорил о шотландском авторе исторических романов потому, что в этот момент создавал новое стихотворение о пленном рыцаре. Ведь, как известно «мало поэтичный» Вальтер Скотт писал как раз увлекательные рыцарские романы.

Тема и идея стихотворения

Находясь в ордонанс-гаузе, Лермонтов имеет возможность работать. Бабушка выхлопотала разрешение, чтобы Лермонтова навещал Шан-Гирей. Тому не разрешалось только заносить в камеру свою шпагу. Ни о каких других запретах Шан-Гирей в своих воспоминаниях не пишет.

По его свидетельству, в заточении была написана пьеса «Соседка», которая по теме перекликается с «Пленным рыцарем». Лирический герой – пленный рыцарь. Тема стихотворения – чувства и мысли пленника. В стихотворении «Пленный рыцарь» Лермонтов позиционирует себя с героем стихотворения. Главная идея, конечно, свобода.

Произведение написано в жанре лирико-эпического стихотворения.

Композиция, построение стиха

По композиции – это одночастное стихотворение, в котором выражены мысли узника, заключенного за решетку. Пленник сидит у окна и смотрит на небо, в котором играют вольные птицы. Это единственный, доступный ему уголок природы. Вольные птицы противопоставляются пленнику.

Узник-Лермонтов вспоминает коня, битвы, в которых успел принять участие во время первой ссылки на Кавказ, но свои мысли он передает узнику рыцарю.

А как еще он может выразить свои чувства, не оскорбляя верноподданических чувств своих читателей? Только изменив время и место происходящего.

По форме стихотворение состоит из пяти четверостиший, написанных стихотворным размером четырехстопный дактиль, придающий стихотворению протяжность, и передающий безнадежность, уныние пленника. Рифмовка в произведении перекрестная, все рифмы женские.

Средства художественной выразительности

Средства художественной выразительности помогают читателю почувствовать душевное состояние героя, который удручен неволей.

Обращает на себя внимание тот факт, что когда Лермонтов говорит о свободе, он называет вещи своими именами синее небо, вольные птицы, тяжелый меч, железный панцирь. Как только заговаривает о заключении, появляются метафоры (грешная молитва, каменный панцирь). А на аллегориях построена целая строфа.

Краткое содержание Пленный рыцарь Лермонтова за 2 минуты пересказ сюжета Анализ стихотворения «Пленный рыцарь» Ссылка на основную публикацию Краткое содержание Пленный рыцарь Лермонтова за 2 минуты пересказ сюжета Краткое содержание Пленный рыцарь Лермонтова за 2 минуты пересказ сюжета

Источник: https://LermontovM.ru/stihi/filosofskie-stihi/plennyj-rytsar

“Мцыри” – краткое содержание поэмы М.Ю. Лермонтова

Меню статьи:

Написанная Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1838 году романтическая поэма «Мцыри», повествует о мальчике-сироте, взятом в плен и впоследствии ставшим беглым монахом. Основа сюжета взята из кавказской жизни. Мцыри становится воплощением гордого, независимого духа горцев. Его личная трагедия в какой-то мере пересекается с душевным поиском самого автора.

Главные герои

Мцыри– главный и единственный герой поэмы. Угрюмый, одинокий, но в тоже время подверженный сильным внутренним страстям, юноша. С безудержной силой жизни внутри, так и не смогший смириться с вынужденным пребыванием в монастыре и жизнью монаха.

Старый монах– безликий персонаж, о котором известно лишь то, что он спас пленного Мцыри в детском возрасте и стал единственным безмолвным свидетелем его предсмертной исповеди. Краткое содержание Пленный рыцарь Лермонтова за 2 минуты пересказ сюжета

Глава первая: живое прошлое

Автор вводит читателя в повествование в ретроспективе, описывая пейзажи Грузии и монастырь, в котором в прошлом и произойдут главные события поэмы. Хранителем этой истории является старый монах «людьми и смертью забыт».

Глава вторая: пленный ребёнок

«Как серна гор, пуглив и дик И слаб и гибок, как тростник. Но в нем мучительный недуг Развил тогда могучий дух

Его отцов».

Однажды проезжая мимо русский генерал привёз пленного ребёнка. Пленник с раннего детства проявлял свою гордую натуру горца. Но под заботой монахов оттаял, смирился. Но как оказалось только внешне, на время до момента своего внезапного исчезновения и исповеди, в которой он открывает свою сущность.

Краткое содержание Пленный рыцарь Лермонтова за 2 минуты пересказ сюжета

Глава третья: без сожаления

Мцыри признаёт, что его исповедь не сожаление о мыслях, о побеге, а лишь желание, чтобы кто-то всё же узнал правду.

Глава четвертая: мечта

И начинает он свою исповедь со слов о своей сиротской доле, о своей мечте, о семье, родителях и друзьях, о свободной жизни. Несмотря на все попытки послушнического долга, он не смог в себе их подавить.

Глава пятая: «Ты жил, – я также мог бы жить!»

Углубляясь в свои рассуждения, он говорит о желаниях юности, которые в нём бушевали, о силе жизни, которая рвалась изнутри! Он хотел жить полной жизнью, дышать и наслаждаться всем!

Глава шестая: родной Кавказ

Он говорил, о том, что увидел на воле. Прекрасные живые описания полей, рек, горных хребтов, утренней зари и любимого Кавказа, который пульсировал в его мыслях и сердце голосом крови и памяти.

«Седой незыблемый Кавказ; И было сердцу моему Легко, не знаю почему. Мне тайный голос говорил, Что некогда и я там жил, И стало в памяти моей

Прошедшее ясней, ясней…»

Глава седьмая: отцовский дом

Тайники памяти вперемешку с безудержной волей и мечтами, как мозаику составляли для главного героя картины прошлого. В них он видел отцовский дом, родной народ всё то, что у него так несправедливо отняли.

Краткое содержание Пленный рыцарь Лермонтова за 2 минуты пересказ сюжета

Глава восьмая: он просто жил…

«Ты хочешь знать, что делал я На воле? Жил – и жизнь моя Без этих трех блаженных дней Была б печальней и мрачней

Бессильной старости твоей.»

Как оказалось, Мцыри давно задумал бежать, увидеть узнать, что там за стенами постылого монастыря. Он говорит об этом с неким торжеством, без тени сожаления.

Глава девятая: гроза утихла

Стихия природы смешалась с внутренней стихией бушующей внутри него. И становится уже трудно отличить, где он говорит о природе, а где о своих переживаниях. То был неописуемый глоток свободы для так долго томящейся души.

Глава десятая: на краю бездны

Пробуждение на краю бездны становится символичным для него. Вся его жизнь с этого момента приблизилась к краю пропасти.

Глава одиннадцатая: волшебное утро

Но он этого не замечает, желанная мечта сияет для него в каждой капельке утренней росы, шепчется среди кустов «волшебными странными голосами»

Глава двенадцатая: грузинка

Созерцание прелести утра, пробуждают в нём жажду, которая приводит его к потоку воды, где он встречает молодую грузинскую девушку. Эта немая встреча подарила ему миг пылкого юношеского ослепления.

Глава тринадцатая: тоска юноши

Приоткрытая дверь, тех чуждых для монахов чувств, стала таинством души юного героя. Открыть его он не готов никому, оно умрёт вместе с ним.

Краткое содержание Пленный рыцарь Лермонтова за 2 минуты пересказ сюжета

Глава четырнадцатая: судьба

«Пройти в родимую страну – Имел в душе и превозмог Страданье голода, как мог. И вот дорогою прямой Пустился, робкий и немой. Но скоро в глубине лесной Из виду горы потерял

И тут с пути сбиваться стал».

Главной целью нашего героя было попасть в родные края, которые его манили с новой силой. Но судьба распорядилась иначе, из-за перевозбуждения и неопытности он заблудился в лесу, и это стало началом его конца.

Глава пятнадцатая: чёрные глаза ночи

Вечный лес принял его в свои объятия. Страх перемешался с тоской и отчаянием, он рыдал, упав на землю, но даже сейчас его гордый дух не желал человеческой помощи.

Глава шестнадцатая: голос крови

За эти три дня беглец проживает почти полную жизнь. Оставшись ночью в лесу, он вступает в схватку с диким барсом.

Встреча с животным разжигает в беглеце огонь борьбы, в нём вскипает кровь его воинственных предков.

Глава семнадцатая-девятнадцатая: смертельная схватка

Поединок с барсом описывается героем в ярких красках.

«Ко мне он кинулся на грудь: Но в горло я успел воткнуть И там два раза повернуть Мое оружье… Он завыл, Рванулся из последних сил, И мы, сплетясь, как пара змей, Обнявшись крепче двух друзей, Упали разом, и во мгле

Бой продолжался на земле».

И хотя зверь был побеждён, для главного героя эта схватка не прошла бесследно, на его груди остались раны.

Глава двадцатая: возвращение

Утром Мцыри осознал, что возвратился туда, откуда начал своё путешествие. Он вернулся в свою «тюрьму». Осознание собственного бессилия, фатальности случая лишили его последних сил. « И смутно понял я тогда, Что мне на родину следа Не проложить уж никогда».

Глава двадцать первая: цветок

Мцыри сравнивает себя с домашним цветком, который рвался к свету, свободе,… но оказавшись в «саду средь роз» в незнакомых суровых условиях – вянет и гибнет под палящими лучами солнца.

Глава двадцать вторая: безжизненная тишина

Это утро было полной противоположностью его первого пробуждения на воле, краски поблекли, осталась лишь гнетущая, звенящая тишина.

Глава двадцать третья: иной мир

Прощальный взгляд на окружающую красоту, прерывается предсмертным забытьем, в котором душа героя устремляется к свободе и покою, но уже в другом мире.

Глава двадцать четвертая: не забывайте!

В последний час жизненного пути Мцыри томит мысль о том, что его история канет в забытье.

Глава двадцать пятая: минуты блаженства

Понимая, что умирает, юноша остаётся непреклонным; за те несколько минут блаженного счастья, которое ему довелось испытать, готов променять и рай, и вечность.

Глава двадцать шестая: завещание

Прощальная речь главного героя оканчивается завещанием, – похоронить его в саду, где цветут две акации и откуда виден Кавказ. В его словах таиться глубокая убеждённость, что его свободный дух и память навсегда останутся живыми для его «милой родины» и народа.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/mikhail-lermontov/mcyri.html

«Пленный рыцарь», Лермонтов. Анализ стихотворения

Михаил Юрьевич Лермонтов имел дворянское происхождение, поэтому с раннего детства его воспитывали в строгости, с полным освоением светских манер. И безусловно, огромное внимание уделялось образовательному процессу.

Бабушка поэта Елизавета Алексеевна, у которой он с раннего возраста воспитывался, не жалела средств на обучение своего любимого внука.

Иначе откуда бы у него взялись такие великолепные знания русской и зарубежной литературы и нескольких иностранных языков? Лермонтов также учился музыке и прекрасно рисовал. Все это вскоре принесло свои плоды.

Краткое содержание Пленный рыцарь Лермонтова за 2 минуты пересказ сюжета

«Пленный рыцарь»

Лермонтов, воспитанный на литературных творениях великих Вильяма Шекспира и Фридриха Шиллера, творчеством которых в юности своей был сильно увлечен, хотел стать тоже известной личностью или, на крайний случай, каким-нибудь полководцем, которого бы знал весь мир, и, например, завоевать пол-Европы, как это сделал Наполеон.

Поэзией Лермонтов начал увлекаться с самого детства. Его первые стихи были написаны на французском языке. Он был большим мечтателем и фантазером, но мечты и желания его так и не сбылись, потому что во все времена всегда было легче жить невеждам и глупцам, чем таким умным и талантливым людям, какими были, например, Пушкин и Лермонтов.

Читайте также:  Краткое содержание ломоносов оды за 2 минуты пересказ сюжета

Свое стихотворение «Пленный рыцарь» Лермонтов писал под воздействием чего-то несостоявшегося и несбывшегося.

Образ рыцаря, который создал Лермонтов за год до своей смерти в 1840 году, стал в буквальном смысле посмертной маской поэта. Он практически заживо похоронил себя в полном расцвете лет.

Его душа к тому времени была уже истерзана и изранена. Поэт понимал, что его время близится к концу, для борьбы уже не осталось ни сил, ни желания.

Краткое содержание Пленный рыцарь Лермонтова за 2 минуты пересказ сюжета

«Пленный рыцарь», Лермонтов. Анализ произведения

Лермонтов стал заложником своего времени, ему, как человеку прогрессивных и революционных взглядов, не нравились общественные устои, а в таком состоянии он не мог обрести ту духовную свободу, о которой мечтали декабристы и Пушкин.

Стихотворение «Пленный рыцарь» Лермонтова полностью раскрывает внутренний мир поэта, хоть и в завуалированной форме. Лермонтов здесь ассоциирует себя с уставшим рыцарем, сидящим «под окошком темницы», которому больно и стыдно. Отчего у него такие сильные эмоции? А все из-за отсутствия той долгожданной свободы, которой он так долго добивался, но не обрел.

Метафора

В произведении «Пленный рыцарь» Лермонтов часто обращается к метафоре. Его герой — это опытный воин, который понимает, что уже никому не нужен.

Уставший от своего бездействия, он теперь вынужден находиться взаперти, в темнице, где шлема забрало — это решетка бойницы, его щит — чугунные двери, а каменный панцирь заменяют высокие стены. Время ассоциируется с конем, которым никто не правит.

Здесь Лермонтов подразумевает собственную жизнь, уже никчемную, бесцельную и никому не нужную. Он желал выполнить свое предназначение, но был лишен такой возможности. И теперь единственный выход, который видит поэт, — это смерть. Этот образ проявляется в последних строчках стихотворения.

Причем воспринимается смерть как помощница, которая может поддержать рыцарю стремя, когда он приедет. Тогда-то и наступит то долгожданное облегчение от одиночества, душевных волнений и тоски, связанных с нереализованными мечтами.

Краткое содержание Пленный рыцарь Лермонтова за 2 минуты пересказ сюжета

Заключение

В это время, когда писал стихотворение «Пленный рыцарь», Лермонтов часто обращался к теме жизни и смерти. И каждый раз отдавал предпочтение второму варианту как спасительному и самому верному, так как других путей он для себя уже не видел.

В этом прослеживалась глубочайшая депрессия и предчувствие рокового исхода. Оглядываясь назад, поэт понимал, что для потомков он ничего так и не оставил.

При этом следует учитывать, что Лермонтов был достаточно самокритичным и к своему творчеству вообще серьезно не относился, считая его юношеской забавой или хобби, на которое не стоит и обращать и внимания, тем более что в то время стихи его не были признаны обществом, а все больше раздражали. Если бы он смог раньше понять, что русская литература в лице поэзии была его главным приоритетом, то возможно, и жизнь свою он прожил бы по-другому.

Источник: https://autogear.ru/article/189/262/plennyiy-ryitsar-lermontov-analiz-stihotvoreniya/

Анализ стихотворения Пленный рыцарь Лермонтова

После того как Лермонтов участвовал в дуэли в 1840 году, его на некоторое время арестовали. Полностью прочувствовав тяжести и горести тюремного заключения, писатель создает стихотворение «Пленный рыцарь». Написанное произведение воссоздает трагическое мировоззрение поэта. Он настолько силен духом, что это словно выходит за рамки всего земного бытия.

Лермонтов дает понять, что познать духовную свободу сполна, можно лишь выйдя за рамки чего-то большего, чем просто жизнь. Главной темой произведения является герой – рыцарь, который лишившись свободы, оказывается в тюрьме.

У героя возникают душевные страдания и чувства безнадежности, где-то в душе он понимает что свобода, это лишь размытый силуэт, виднеющийся где-то очень далеко.

Для основы написания стихотворения Михаил Юрьевич берет собственные переживания и душевные терзания. Поэта все больше начинают посещать мысли о его несбывшейся самореализации. Лермонтову с каждым годом все тяжелее жить с уже сложившимися устоями общества.

Главного героя, который смотрит на внешний мир через решетку, посещает мысль о стыде и одиночестве. Он знает, что вся его жизнь это сражение.

В первую очередь он свободный воин, который защищает, а так как на данный момент его нет на поле боя, он заточен в неволе, значит, герой не справился со своей задачей, воин просто проиграл.

Находясь под стражей, герой завидует всему, что находится в его поле зрения. Он завидует свободным птицам, которые с такой легкостью парят в небесах. Смотря на это, воин вспоминает, как он словно та свободная птица, участвовал в сражениях.

Эти мысли все больше огорчают его. Предыдущая жизнь давала герою надежду, он был сильный и мужественный, каждый день надевал железные доспехи. Теперь все это в прошлом, его доспехами стала темница, которая давит и душит героя каждую минуту.

В боях с рыцарем был верный друг, его конь, где же он теперь, кто им управляет? Время проходит, оно не стоит на месте, а жизнь главного героя не меняется, он так и остается пленником своей тюрьмы, надеясь на то, что долгожданная свобода уже близка.

Он обращается к смерти, надеясь, что с ее приходом придет и свобода.

Данное стихотворение представляет собой монолог главного героя, рассказ его раздумий о свободе и заключении, засевших в душе. Лермонтов полностью видит свое сходство с героем стихотворения.

Писатель уверен, для поэта просто необходима свобода. Творческий человек не может создавать шедевры, сдерживаясь какими-то рамками.

Эти мысли лежат тяжелым грузом на сердце Лермонтова, поэтому он так похож на своего героя.

8 класс по плану, кратко

Краткое содержание Пленный рыцарь Лермонтова за 2 минуты пересказ сюжета

  • Анализ стихотворения Блока Скифы
    Для России 1918 год стал тяжелым временем. Последствия ранее прошедшей Октябрьской революции, отобразились на всех сферах жизни страны, а так же сорванные переговоры в Брест — Литовске между Советской Россией и Центральными
  • Анализ стихотворения Никитина Утро 5 класс, кратко
    Стихотворение «Утро» было написано в 1954 – 1955 годах, автором является Никитин Иван Саввич. Сам автор очень любил это произведение и считал его одним из самых удачных в своем творчестве. Перед нами – летнее утро в простой русской деревне!
  • Анализ стихотворения Есенина Зеленая прическа
    Стих С. Есенина «Зеленная прическа» был написан в 1918г и посвящено Лидии Кашининой, которая проживала в родном селе поэта. Сергей очень любил свою Родину. Любил всю широту и красоту родного края. На мой взгляд, Кашинина очень
  • Пускай мечтатели осмеяны давно анализ стихотворения Некрасова
    Все творчество этого знаменитого русского поэта, можно отнести к пейзажной лирике, так как он достаточно тонко чувствует все прелести природы, которая его окружает. Большинство его стихов и поэм, посвящены России и ее сложной судьбе, судьбе ее народа.
  • Вознесенский
    Одним из известных советских и российских поэтов и публицистов, поэт-песенник середины 20 века, является Андрей Андреевич Вознесенский. Кроме того он также известен как художник и архитектор.

Источник: https://analiz-stihov.ru/lermontov/plennyij-ryiczar

Лермонтов "Мцыри": краткое содержание по главам

«Мцыри», краткое содержание по главам которой представлено в статье, — романтическая поэма, созданная М.Ю. Лермонтовым в 1839 году.

1

«Немного лет тому назад» в месте, где сливаются две реки — Кура и Арагва, стоял монастырь. Ныне же он разрушен. На развалинах монастыря «теперь один старик седой», который и рассказывает историю жизни Мцыри.

2

Русский генерал ехал из гор к Тифлису и вез с собой пленного ребенка, который заболел в пути. Ему было около шести лет, он был дик и пуглив. Несмотря на болезнь, мальчик вел себя мужественно. Один из монахов монастыря из жалости оставил мальчика у себя. Тот поправился и остался при монастыре.

Вначале мальчик «бродил безмолвен, одинок», но вскоре привык к новой жизни, начал понимать язык, был окрещен. Мцыри, будучи уже юношей, должен был принести монашеский обет, но однажды осенней ночью исчез. Его не было три дня. Поиски монахов привели к тому, что Мцыри нашли в степи без чувств, ослабевшего, умирающего.

Перед смертью к нему пришел чернец, который уговорил гордого юношу исповедаться.

3

Мцыри говорит, что человек может рассказать о своих делах, но «душу можно ль рассказать?» Он начинает свое повествование. Мцыри говорит, что жил в плену, и променял бы 2 таких жизни за одну, но полную тревог. Мечта звала его в «мир тревог и битв», туда, где люди вольны. Он признает эту страсть, но о прощении не просит.

4

Мцыри упрекает старца в том, что тот спас его ребенком от смерти. Жизнь, которую вел в монастыре Мцыри, была длея его свободолюбивой натуры невыносимой. Он, как все дети, хотел иметь семью.

У других он видел родных, дом, отчизну, а у него самого не было не только родных, но даже могил. Мцыри дал себе клятву — когда-нибудь хотя бы на миг прижаться своей грудью к груди «хоть незнакомой, но родной».

Однако его мечты найти родственную душу были пустыми.

5

Героя не страшит смерть, но ему жаль своей загубленной молодости. Он обращается к монаху с вопросом: испытывал ли тот любовь, ненависть, мечтал ли он в юности, любовался ли природой? Для того чтобы понять его, монах должен вспомнить желания юности.

6

Мцыри рассказывает о том, что он видел на воле — красивую природу. Он любовался горными хребтами, утренней зарей, птицами — словом, гордой природой Кавказа.

  • 7
  • Картины природы пробудили в памяти Мцыри воспоминания: он вспомнил отчий дом, отца, свой аул, жителей аула.
  • 8

Мцыри говорит, что уже давно задумал побег для того, чтобы узнать, для чего люди рождаются на свет — для воли или тюрьмы. Он убежал во время грозы, когда монахи в ужасе молились. Мцыри же чувствовал единение со стихией и рад был буре, как брату.

9

Мцыри долго бежал, сам не зная, куда. Гроза закончилась. Погони не было. Мцыри лег в высокую траву и долго так лежал, наслаждаясь природой, свободой. Ни змеи, ни шакалы не пугали беглеца, он сам был чужд людей, как зверь.

10

Наступило утро. Мцыри встретил рассвет, лежа на краю пропасти. Он говорит, что понимал язык водяного потока.

11

Продолжаем описывать поэму «Мцыри» (краткое содержание по главам). Герой любуется окружающей природой, но наступает жаркий полдень, и он испытывает жажду.

12

Мцыри стал спускаться с высоты к потоку, чтобы напиться. У воды он увидел молодую грузинку, которая пела песню. Звук ее голоса Мцыри охарактеризовал как «сладко вольный».

13

Грузинка, держа над головой кувшин, сходила к берегу. Встреча с ней настолько потрясла Мцыри, что на некоторое время он утратил ощущение реальности происходящего. Он увидел саклю, куда вошла грузинка, и почувствовал тоску из-за своего одиночества.

14

Наступила ночь, Мцыри ложится спать. Во сне он видит грузинку. Он просыпается. Вокруг темно, только в сакле горит огонек, как яркая звезда. Мцыри хотелось войти туда, но он не посмел этого сделать. У него была одна цель — вернуться в родную страну. Мцыри, превозмогая голод, отправляется в путь, но вскоре чувствует, что сбивается с дороги.

Читайте также:  Краткое содержание горький коновалов за 2 минуты пересказ сюжета

15

Главный герой заблудился. Им овладело отчаяние, но помощи людской он все-таки не желал, ведь он был чужой для них, «как зверь степной». Мцыри говорит, что если хотя бы на минуту из его груди вырвался крик отчаяния, то он бы вырвал свой язык.

16

Мцыри никогда не плакал, но здесь он не мог удержаться от слез. Неожиданно из лесной чащи выскочил барс. Мцыри приготовился к схватке.

17

Герой выжидает. Барс почуял человека, издал протяжный вой и прыгнул на своего врага. Однако Мцыри его предупредил. Герой ранил барса, но он набросился вновь. Началась смертельная схватка.

18

Барс кинулся на грудь Мцыри, но он успел воткнуть ему в горло сук. Герой победил в схватке. Своего врага он оценивает по достоинству, говорит, что тот свою смерть встретил как истинный боец.

19

Мцыри во время битвы получает глубокие раны, и они до сих пор не зажили. После битвы он вновь пытается найти дорогу, но тщетно.

20

Уже утром из леса вышел Мцыри. Краткое содержание по главам продолжается следующими событиями. Ветер принес звуки человеческого жилья — где-то неподалеку был аул. Но ветер стих, и Мцыри вновь потерял ориентир. Внезапно местность показалась ему знакомой.

Мцыри осознает, что вернулся вновь к тому месту, откуда бежал. Герой отказывается верить, что вышел снова к монастырю — своей тюрьме, но он слышит колокольный звон, который убеждает его в справедливости страшной догадки.

И Мцыри смутно понимает, что ему никогда не попасть на родину.

21

Герой сравнивает себя с темничным цветком, который вырос меж сырых плит. Он не распускал молодых листьев, все ждал живительных лучей. Прошло много дней, и добрая рука перенесла цветок в соседство роз. Однако лишь только взошло солнце, его луч обжег цветок, выросший в темнице.

22

Так же как темничный цветок, Мцыри чувствует себя опаленным. Мир вокруг него будто застыл.

23

У Мцыри закружилась голова, у него начался предсмертный бред. В бреду герою казалось, что он лежит на дне глубокой реки, и это было ему приятно. Он видит стайки пестрых рыб над собой. Одна из рыбок поет ему, приглашая остаться с ней жить в реке, где привольное жилье, покой и холод. Мцыри в бреду, его находят монахи.

  1. 24
  2. Герой опечален лишь одним — тем, что похоронен будет не в «земле родной».
  3. 25

Мцыри, прощаясь с монахом, дает ему свою руку — рука горячая. Он говорит, что этот пламень жил в его груди с юных дней, но сейчас ему нет пищи. Мцыри надеется на то, что его душа найдет приют в раю, но рай и вечность он бы с легкостью променял на несколько минут жизни в родных краях.

26

Герой завещает похоронить его под акацией, откуда виден Кавказ. На этом заканчивается поэма «Мцыри». Краткое содержание по главам этого произведения было изложено с опорой на следующий источник:

Зубова Е.Н., Мошенская О.В. и др. Произведения школьной программы в кратком изложении. ООО «Дом Славянской книги», 2015

Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/lermontov_m_ju/lermontov_mcyri_kratkoe_soderzhanie_po_glavam/54-1-0-320

Вопросы и ответы к стихотворению М. Ю. Лермонтова «Пленный рыцарь»

  1. Какие мысли и настроения владеют лириче­ским героем? С помощью каких приемов они пере­даются (эпитеты, метафора, антитеза и т. д.)? При­ведите конкретные примеры из текста.

  2. Настроение грусти, тоска и стыд владе­ют лирическим героем, который остро пе­реживает свою несвободу. Усиливает его настроение противопоставление его поло­жения и вольной птицы (прием антите­зы).

    Противопоставлены в его сознании «грешная молитва» и «песни во славу любезной» «старинным битвам», кото­рые стали основными в его жизни. По­нятие плена, несвободы, в том числе и духовной, отражено в метафорах камен­ный панцирь, каменный шлем. Тако­го обмундирования у рыцарей не было.

    С одной стороны, их можно ассоцииро­вать со стенами тюрьмы (в этом отно­шении метафора развертывается), с дру­гой — воспринимать как отражение ду­ховного плена.

  3. Почему Пленному рыцарю и больно, и стыд­но? Испытывает ли герой чувство вины?
  4. Больно и стыдно потому, что он сдался в плен. В этом он видит свою вину. «Душ­но под новой бронею мне стало». Что же значит эта новая броня для пленного: сте­ны темницы? Двери темницы? И т. д.

    ? Не исключено, что невозможность добивать­ся свободы в роковых условиях полной изоляции, как физической, так и духов­ной. Стыдно за свое бессилие. Литературо­вед Ю. М.

    Лотман видит в монологе лири­ческого героя оттенок горькой самоиронии, «которая преодолевается в последней строфе, где в соответствии с этическим ко­дексом рыцаря герой выражает стоиче­скую готовность принять смерть…».

  5. В чем смысл заглавия стихотворения? Ю. М. Лот­ман считает, что в нем заложено определенное про­тиворечие: «само понятие «рыцарь» включает в себя в нашем сознании представление о смелости, воин­ственности, боевых подвигах, но отнюдь не поня­тий плена, заключения и тюрьмы». Согласны ли вы с таким толкованием заглавия? Мотивируйте свое мнение.
  6. С мнением Ю. М. Лотмана следует со­гласиться. Как мне представляется, герой назван рыцарем потому, что он обладает большими потенциальными возможнос­тями для действий в условиях свободы.

    Трагедия его состоит в том, что он абсо­лютно лишен такой возможности. И если в других стихах Лермонтова на тему уз­ничества герой жаждет освобождения, т. е.

    достижения воли, то в «Пленном ры­царе» свободы достичь поможет только смерть.

  7. Какие реалии жизни Лермонтова и окружаю­щей его действительности отражены в этом стихо­творении?
  8. Написание стихотворения относят к 1840 году, времени, когда Лермонтов си­дел под арестом за дуэль с де Барантом.

    Время реакции после декабристского вос­стания, ограничение свободы в общест­ве — это реалии действительности, ко­торые могли отразиться в стихотворе­нии. Пессимистические настроения из-за отсутствия духовной свободы и бездей­ствия молодого поколения в этих усло­виях нашли отражение в таких стихо­творениях Лермонтова, как «Монолог», «Дума».

  9. Во многих стихотворениях Пушкина и Лер­монтова узник мечтает об освобождении из неволи. Здесь же герой видит свое освобождение в смерти. Почему, по-вашему, он с нетерпением ждет ее?
  10. Ответ на этот вопрос уже достаточно полно дан (см. вопросы 1-4). Материал с сайта //iEssay.ru

  11. Какие темы развиваются во второй строфе? Что подчеркивают слова «старинный», «помнить»? Какую окраску чувствам героя они придают?
  12. Тема битвы, воинского подвига, тема любви. Однако они здесь противопостав­лены друг другу. Рыцарю всегда полага­лось иметь даму сердца и посвящать ей се­ренады. Однако плен заслоняет эту сторо­ну жизни рыцаря, и он помнит только былые битвы и рыцарское оружие.

    Боль и стыд за его сегодняшнее положение за­ставляют его помнить старинные битвы как главную ценность его свободной жиз­ни. Он не мечтатель, а воин. Трагизм его положения в том, что война и свобода ока­зываются в прошлом.

    В этом смысл слов «старинные» и «помнить» — все, что ос­тается пленному рыцарю.

  13. Третья и четвертая строфы, по утверждению Ю. М. Лотмана, представляют собой развернутую метафору. Проанализируйте ее и раскройте смысл.
  14. Смысл метафоры в том, что детали тем­ницы, изображенной Лермонтовым, пре­вращаются в части рыцарского воору­жения.

    Метафора эта помогает воспри­нять столкновение трех образных миров (в этом следует согласиться с Ю. М. Лотманом): тюрьма — небо — бой. Каждый из них имеет свою характеристику.

    Про­тивопоставление тюрьмы и боя — антите­за камня и железа. Железо вызывает ассо­циации с борьбой за свободу, камень — с тюрьмой.

На этой странице материал по темам:

  • тема стихотворения пленный рыцарь
  • пленный рыцарь лермонтов анализ эпитеты
  • анализ стихотворения лермантова пленный рыцарь
  • анализ стихотворения пленный рыцарь лермонтов
  • антитеза в пленный рыцарь

Материал с сайта http://iEssay.ru

Предыдущее Ещё по теме: Следующее
Лермонтов Михаил Юрьевич

Источник: http://iessay.ru/ru/writers/native/l/lermontov/questions/plennyj-rycar/kontrolnye-voprosy-s-vyborochnymi-otvetami-k-stihotvoreniyu-m.-yu.-lermontova-plennyj-rycar

Мцыри

За основу сюжета пьесы взята реальная история из жизни, услышанная Лермонтовым во время путешествия по Кавказу.

Краткое содержание поэмы «Мцыри» по главам это история жизни маленького мальчика, взятого в плен и вынужденного остаться в стенах монастыря по причине слабого физического состояния.

Мцыри является воплощением гордого, независимого характера горцев с их свободолюбивой душой. Личная трагедия главного героя нашла отголоски в сердце автора, который сам находился в душевном поиске.

Глава 1

От старого монастыря, стоящего на стыке двух рек Арагвы и Куры, остались развалины. Единственный, кто помнит события тех дней старый монах. Ежедневно он сметает пыль с уцелевших плит, вспоминая историю мальчика, оказавшегося в монастыре случайно, чья судьба была яркой, но недолгой.

Глава 2

Однажды мимо монастыря проезжал русский генерал. В кибитке находился больной ребенок. Мальчик около шести лет. В глазах ребенка дикий страх. Он боялся всего и шарахался от людей, как черт от ладана. Везти его дальше смысла не было. Генерал решил оставить его при монастыре.

Здесь ему могли обеспечить должный уход. Так парень, которого окрестили Мцыри, остался в стенах монастыря. Перед тем, как принести монашеский обет, он неожиданно пропал. Три дня ушло на поиски. Умирающего, ослабленного Мцыри нашли в степи. Он был без чувств.

Перед смертью он решил исповедоваться и рассказать свою историю.

Глава 3

В исповеди ни слова сожаления о побеге. Он хотел одного, чтобы кто-то узнал правду. Мцыри признается, что ему пришлось провести несколько лет в плену. Он бы с радостью променял две таких жизни, на одну, но полную тревог и забот. Его душа всегда стремилась к вольной жизни. Душу горца нельзя обуздать, она всегда будет рваться на свободу.

Глава 4

Старец слышит слова упреков в свой адрес. Не надо было его спасать и оставлять при себе. Жизнь в монастыре лишила его общения с родными и близкими. Он не знал ни отца, ни мать. Сердце истосковалось по дому, по Родине. Как бы он хотел на минуту увидеть родных и обнять каждого, но мечты так и оставались мечтами.

Глава 5

Мцыри не боится взглянуть в глаза смерти. Он сожалеет об одном, о своей загубленной молодости. Он, как и все хотел любить, жить, радоваться каждому дню, а что получил вместо этого – ничего. Мцыри обращается к монаху с вопросом, какая у него была жизнь, когда он был молод, что он чувствовал, какие переживания испытывал, любил кого-нибудь или нет.

Глава 6

Мцыри описывает все то, что увидел на воле. Местные колоритные пейзажи Кавказа напомнили ему о родном доме. Горы, реки, пение птиц воспоминания нахлынули на него мощным потоком.

Глава 7

Ему виделся отчий дом. Отец с матерью, сестры, жители родного аула. Всего этого его лишили. Тоска накатывала все сильнее.

Глава 8

Мцыри признается, что идея побега сидела в голове давным-давно. Он поклялся, что хоть на день, но вырвется из плена, в котором оказался заточен не по своей воле.

Дождавшись начала грозы и убедившись, что монахи стали неистово молиться, не обращая на него внимания, он сбегает из монастыря. Он был рад начавшейся стихии. В ней он чувствовал себя свободным.

Даже в буре он видел родственную душу.

Глава 9

Он не помнит, как долго бежал. Стихия стихла. Гроза ушла. За ним никто не гнался. Ему было настолько хорошо, что он лег на траву и просто наслаждался свободой.

Глава 10

Проснувшись утром, он увидел, что лежит у обрыва. Это был знак свыше, что жизнь подходит к концу. Мцыри был убежден, что понимает звуки водяного потока. Небо было настолько чистым, что при желании на нем можно было увидеть ангела.

Глава 11

Наслаждаться звуками природы было хорошо, но жажда взяла над ним верх. Мцыри захотел испить водицы. На дворе полдень. Солнце палило нещадно. Он спускается вниз, где шумит вода.

Глава 12

Его внимание привлек женский голос. Молодая грузинка пела песню. Ее голос показался ему слаще всех на свете. Он был ослеплен ее красотой. Словно завороженный, Мцыри не сводил с нее глаз.

Глава 13

На миг он потерял ощущение реальности происходящего. Когда грузинка скрылась с его глаз, на него опять нахлынула тоска. Он ощутил, насколько он одинок в этом мире.

Глава 14

Среди ночи Мцыри проснулся. Ему приснилась молодая грузинка. Кругом полная тьма, лишь огонек сакли призывно манил зайти внутрь. У него другая цель, добраться до дома. Очень хотелось есть. Мцыри двинулся дальше. Вскоре он понял, что заблудился в лесу.

Глава 15

Отчаяние овладело им. Просить помощи у людей не позволяла гордость духа. Рыдая от тоски, он упал на землю.

Глава 16

Первый раз в жизни он плакал. Неожиданно из леса показался барс. Дикий зверь был голоден. Схватка была неизбежна.

Глава 17

Барс раздул ноздри, учуяв добычу. Прыжок и он вонзает когти. Мцыри удалось ранить зверя. Ополоумевшее животное в очередной раз бросается на человека. Мцыри удалось отбиться от него, но раны на теле были глубоки.

Глава 18

Мцыри удалось выйти из схватки со зверем победителем. Хищник встретил смерть достойно. Во время его последнего прыжка, Мцыри успел подобрать с земли сук и вонзить ему в горло. Это его спасло от неминуемой погибели.

  • Глава 19
  • Глубокие раны на теле забирали у Мцыри силы, но он продолжал двигаться вперед, в надежде найти выход.
  • Глава 20

Лишь под утро ему удалось выйти из леса. К его глубокому сожалению он вернулся туда, откуда так хотел уйти. Снова монастырь и ненавистные ему стены. Осознав собственное бессилие, он понимает, надежды больше нет. Фатальность случая отнимает у него последние силы. Не суждено ему увидеть родной дом.

Глава 21

Мцыри сравнивает себя с цветком. За домашним растением ухаживают, поливают, опрыскивают. Оно растет, радуется жизни, но оказавшись за пределами домашнего очага, растение гибнет, не выдерживая палящих лучей солнца.

Глава 22

Мир вокруг Мцыри замер. Все поблекло. Осталась одна звенящая тишина и пустота.

Глава 23

Начало предсмертной агонии. Мцыри мерещится, что он на дне реки. Вокруг кружат разноцветные рыбы. Они поют песни, приглашая остаться в их царстве. В таком состоянии его нашли монахи, не прекращающие поисков.

Глава 24

Последние часы жизни. Мцыри беспокоит одно, что тело будет предано не родной земле.

Глава 25

Мцыри прощается с монахом. Рука горячая на ощупь. Он говорит, что это пламень души, всегда живущий в нем, но сейчас огню нечем подпитываться. Мцыри надеется, что рай распахнет ворота перед ним, но даже его он с удовольствием сменит на ад, за возможность на пару дней оказаться дома.

Глава 26

Последняя просьба умирающего похоронить в саду, откуда хорошо виден Кавказ.

Источник: https://frigato.ru/kratkie-soderzhaniya/1749-mcyri.html

«Пленный рыцарь» М. Лермонтов

  • Молча сижу под окошком темницы,
    Синее небо отсюда мне видно:
    В небе играют всё вольные птицы;
  • Глядя на них, мне и больно и стыдно.
  • Нет на устах моих грешной молитвы,
    Нету ни песни во славу любезной:
    Помню я только старинные битвы,
  • Меч мой тяжёлый да панцирь железный.
  • В каменный панцирь я ныне закован,
    Каменный шлем мою голову давит,
    Щит мой от стрел и меча заколдован,
  • Конь мой бежит, и никто им не правит.
  • Быстрое время — мой конь неизменный,
    Шлема забрало — решётка бойницы,
    Каменный панцирь — высокие стены,
  • Щит мой — чугунные двери темницы.

Мчись же быстрее, летучее время!
Душно под новой бронёю мне стало!
Смерть, как приедем, подержит мне стремя, —

Слезу и сдёрну с лица я забрало.

Несмотря на благородное происхождение, Михаил Лермонтов ощущал себя по-настоящему свободным лишь в раннем детстве. Однако уже с 7 лет его жизнь была подчинена строгому распорядку, в котором учеба чередовалась с освоением светских манер.

В подростковом возрасте Лермонтов грезил о том, что станет великим полководцем и сумеет совершить хотя бы один подвиг, достойный упоминания в истории.

Но очень скоро он осознал, что время настоящих героев осталось в прошлом, и даже если ему удастся завоевать пол-Европы, как Наполеон, этого все равно никто не оценит.

Таком образом, Лермонтов считал себя заложником времени и общественных устоев, понимая, что обрести духовную свободу в данном случае невозможно.

В 1840 году, незадолго до смерти, поэт написал стихотворение «Пленный рыцарь», в котором раскрыл свои мысли и чувства, пусть и в завуалированной форме.

Уже с первых строчек становится ясно, что Лермонтов отождествляет себя с героем этого произведения – изможденным рыцарем, который вынужден сидеть «под окошком темницы», испытывая боль и стыд. Чем же вызваны подобные эмоции? В первую очередь, отсутствием свободы.

Своего героя поэт описывает как опытного воина, который устал об бездействия, но по какой-то непонятной причине вынужден находиться взаперти, осознавая, что его щитом являются «чугунные двери темницы», панцирем – «высокие стены», а «быстрое время – мой конь неизменный».

Проводя подобную аналогию, Лермонтов дает понять, что чувствует себя точно так же, как и пленный рыцарь, который и хотел бы выполнить свое жизненное предназначение, но лишен такой возможности.

При этом автор отмечает, что «конь мой бежит, и никто им не правит», подразумевая под этим собственную жизнь, которую считает бесцельной, никчемной и никому не нужной. Единственным выходом из сложившейся ситуации Лермонтов считает смерть, и этот персонаж появляется в последних строчках стихотворения «Пленный рыцарь».

Причем, смерть поэт воспринимает как союзницу, которая «подержит мне стремя» и поможет избавиться от душевных терзаний, связанных с невозможностью реализовать собственные мечты.

В последние месяцы жизни Михаил Лермонтов много раз возвращался к теме жизни и смерти, каждый раз отмечая, что с радостью отдал бы предпочтение последнему варианту. В наши дни такое поведение психологи бы назвали кризисом среднего возраста, когда человек оглядывается назад и понимает, что ему нечего оставить своим потомкам.

Однако следует учитывать, что Лермонтов был весьма самокритичен, и собственные произведения, которыми сегодня восхищается весь мир, считал юношеской забавой, не стоящей внимания.

Возможно, если бы его стихи были признаны в обществе, то судьба поэта сложилась бы совершенно иначе, и он смог бы понять, что литература является его главным жизненным предназначением.

Источник: https://pishi-stihi.ru/plennyj-rycar-lermontov.html

Вопросы и ответы к стихотворению М. Ю. Лермонтова “Пленный рыцарь”

Какие мысли и настроения владеют лирическим героем? С помощью каких приемов они передаются (эпитеты, метафора, антитеза и т. д.)? Приведите конкретные примеры из текста.

Настроение грусти, тоска и стыд владеют лирическим героем, который остро переживает свою несвободу. Усиливает его настроение противопоставление его положения и вольной птицы.

Противопоставлены в его сознании “грешная молитва” и “песни во славу любезной” “старинным битвам”, которые стали основными в его жизни.

Понятие плена, несвободы, в том числе и духовной, отражено в метафорах каменный панцирь, каменный шлем. Такого обмундирования у рыцарей не было.

С одной стороны, их можно ассоциировать со стенами тюрьмы (в этом отношении метафора развертывается), с другой – воспринимать как отражение духовного плена.

Почему Пленному рыцарю и больно, и стыдно? Испытывает ли герой чувство вины?

Больно и стыдно потому, что он сдался в плен. В этом он видит свою вину. “Душно под новой бронею мне стало”. Что же значит эта новая броня для пленного: стены темницы?

Двери темницы? И т. д.? Не исключено, что невозможность добиваться свободы в роковых условиях полной изоляции, как физической, так и духовной. Стыдно за свое бессилие.

Литературовед Ю. М. Лотман видит в монологе лирического героя оттенок горькой самоиронии, “которая преодолевается в последней строфе, где в соответствии с этическим кодексом рыцаря герой выражает стоическую готовность принять смерть…”.

В чем смысл заглавия стихотворения? Ю. М. Лотман считает, что в нем заложено определенное противоречие: “само понятие “рыцарь” включает в себя в нашем сознании представление о смелости, воинственности, боевых подвигах, но отнюдь не понятий плена, заключения и тюрьмы”. Согласны ли вы с таким толкованием заглавия?

Мотивируйте свое мнение.

С мнением Ю. М. Лотмана следует согласиться. Как мне представляется, герой назван рыцарем потому, что он обладает большими потенциальными возможностями для действий в условиях свободы. Трагедия его состоит в том, что он абсолютно лишен такой возможности.

И если в других стихах Лермонтова на тему узничества герой жаждет освобождения, т. е. достижения воли, то в “Пленном рыцаре” свободы достичь поможет только смерть.

Какие реалии жизни Лермонтова и окружающей его действительности отражены в этом стихотворении?

Написание стихотворения относят к 1840 году, времени, когда Лермонтов сидел под арестом за дуэль с де Барантом.

Время реакции после декабристского восстания, ограничение свободы в обществе – это реалии действительности, которые могли отразиться в стихотворении. Пессимистические настроения из-за отсутствия духовной свободы и бездействия молодого поколения в этих условиях нашли отражение в таких стихотворениях Лермонтова, как “Монолог”, “Дума”.

Во многих стихотворениях Пушкина и Лермонтова узник мечтает об освобождении из неволи. Здесь же герой видит свое освобождение в смерти. Почему, по-вашему, он с нетерпением ждет ее?

Ответ на этот вопрос уже достаточно полно дан.

Какие темы развиваются во второй строфе? Что подчеркивают слова “старинный”, “помнить”? Какую окраску чувствам героя они придают?

Тема битвы, воинского подвига, тема любви. Однако они здесь противопоставлены друг другу. Рыцарю всегда полагалось иметь даму сердца и посвящать ей серенады. Однако плен заслоняет эту сторону жизни рыцаря, и он помнит только былые битвы и рыцарское оружие. Боль и стыд за его сегодняшнее положение заставляют его помнить старинные битвы как главную ценность его свободной жизни.

Он не мечтатель, а воин. Трагизм его положения в том, что война и свобода оказываются в прошлом. В этом смысл слов “старинные” и “помнить” – все, что остается пленному рыцарю.

Третья и четвертая строфы, по утверждению Ю. М. Лотмана, представляют собой развернутую метафору. Проанализируйте ее и раскройте смысл.

Смысл метафоры в том, что детали темницы, изображенной Лермонтовым, превращаются в части рыцарского вооружения. Метафора эта помогает воспринять столкновение трех образных миров (в этом следует согласиться с Ю. М. Лотманом): тюрьма – небо – бой. Каждый из них имеет свою характеристику.

Противопоставление тюрьмы и боя – антитеза камня и железа. Железо вызывает ассоциации с борьбой за свободу, камень – с тюрьмой.

(1 votes, average: 5.00

Источник: https://soch.biographiya.com/voprosy-i-otvety-k-stixotvoreniyu-m-yu-lermontova-plennyj-rycar/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector