В статье даётся краткое содержание трагедии У. Шекспира «Леди Макбет» («Lady Macbeth» William Shakespeare). Английский драматург, широко известный всему миру, в своём творчестве обращается к теме нравственного испытания героев.
В этой пьесе описываются терзания человека, потакающего своим желаниям и постепенно превращающегося из доблестного рыцаря в жестокого злодея.
История создания пьесы
Произведение вышло в свет в 1606 году. В это время Англией и Шотландией правил король Яков I из династии Стюартов. Король увлекался разоблачением ведьм и хотел объединить два королевства в одно.
William Shakespeare (1564-1616)
Шекспир, желая угодить монарху, написал пьесу о доблестном предке королей будущей Великобритании (Банко), который не слушал предсказания ведьм. Для увеличения кассовых сборов автор описывает историю жестокого убийства властелина его подданным Макбетом с целью захвата власти.
Злого правителя свергли объединённые усилия шотландского наследника и английского короля. Это способствовало сближению двух соседних государств.
Сюжет далёк от исторической правды. На самом деле Макбет правил счастливо 17 лет.
Главные герои и их характеристика
Макбет – военачальник короля Дункана. В начале пьесы это всеобщий любимец, не знающий поражения в битвах. Поверив предсказаниям трёх ведьм, Макбет зародил в своём сердце искру честолюбия. Постепенно, снедаемый жаждой могущества, он становится жестоким убийцей. Его терзают призраки убитых им людей, мешающих (как ему кажется) наслаждаться властью.
Леди Макбет – жена военачальника. Она разжигает низменные честолюбивые замыслы, чуть ли не физически подталкивая сомневающегося мужа к убийству. Её не мучают сомнения и страх. Жажда власти оправдывает для этой женщины любые ужасные действия. Но всё-таки, её душа не смирилась с преступлением. В конце трагедии леди Макбет сходит с ума и сбрасывается со скалы.
Банко – военачальник королевских войск и друг будущего жестокого короля. До последнего момента своей жизни был верен Макбету, олицетворяя собой честность и преданность. Как человек здравомыслящий, он пытается уберечь друга от влияния предсказаний злых ведьм.
Второстепенные персонажи
Дункан – добрый и справедливый король Шотландии. Он полностью доверяет своему вероломному родственнику и военачальнику. Щедрой рукой награждает за победу не только Макбета, но также его жену и слуг.
Малкольм – сын короля. После убийства отца скрывается в Англии. Желая освободить свою родину от узурпатора, заручается помощью английского правителя.
Макдуф – шотландский вельможа, приближённый короля Дункана. Он вынужден уехать в соседнее королевство. Его стремление к свободе Шотландии от тирана приводит к тому, что собственные жена и сын погибают. Макдуф помогает молодому Малкольму в освобождении от тирана. Чтобы сохранить жизни своих людей от бессмысленной бойни, он выходит на поединок против Макбета и побеждает его.
Краткое содержание пьесы Уильяма Шекспира «Леди Макбет»
В начале пьесы три сестры-ведьмы среди молний и раскатов грома обсуждают, как они встретят Макбета. В это время два полководца короля Дункана возвращаются после битвы в лагерь. Под их предводительством была одержана победа над армиями Норвегии и Ирландии.
Один из друзей, военачальник и родственник правителя Макбет, только что победил в личной схватке предводителя восставших Макдональда. Ведьмы предсказывают герою, что он вскоре будет королём. Его товарищу Банко, такому же доблестному воину, предрекают, что не он сам, а потомки будут править королевством.
Далее они встречают посланника от короля, который сообщает, что Макбету присуждён новый почётный титул. Слова ведьм начинают сбываться. Загорается честолюбивый порыв о коронации и военачальник пишет в замок жене о произошедшем.
Король рад победе и сердечно благодарит своих полководцев. Чтобы особо почтить Макбета, Дункан решает заночевать у него в замке.
Леди Макбет, честолюбивые помыслы которой не знали границ, устраивает пир в честь приезда короля. После того, как он отправился на покой, она поит королевских слуг вином. Макбета мучают сомнения. Совесть не хочет предать смерти своего доброго правителя, но коварная жена отметает прочь все страхи и даёт в руки мужу кинжал.
Бывший отважный герой совершает подлое убийство своего государя. У него не хватает духа подбросить кровавое орудие спящим слугам. Леди Макбет сама делает это, измазав кровью их руки и лица.
Утром коварные супруги притворно показывают, что очень опечалены смертью короля. Сын убитого Малкольм отправляется в Англию, не доверяя свою жизнь изменникам. Макбет становится королём. Его соратник Банко понимает, что не слуги явились причиной гибели государя. Утешается он только предсказанием ведьм о том, что его потомки будут править родной Шотландией.
Макбет тоже помнит слова сестёр-колдуний. Страх упустить власть из своих рук толкает его на следующее преступление. Наёмные убийцы расправляются с бывшим другом.
В честь нового короля устраивают пир. Но нечистая совесть мучает Макбета. В самый разгар праздника ему привиделся израненный призрак Банко, сидящий во главе стола. Властитель разражается гневными речами, что приводит в недоумение всех вокруг. Леди Макбет, пытаясь оправдать мужа, объявляет о его болезни. Гости постепенно расходятся.
Сознание властителя всё глубже погружается в темноту. Он теперь подозревает в измене придворного Макдуфа. Измученный Макбет отправляется к ведьмам. Они вызывают духов, которые пророчат, что нужно опасаться этого вельможу. Однако ничего не случится, пока Бирнамский лес не оживёт и не двинется на замок в наступление.
Тирану это кажется невероятным, и он представляет себя неуязвимым. Но всё же по его приказу убивают жену и сына Макдуфа.
Жестокий правитель вызывает недовольство подданных. Многие отворачиваются и уходят к сторонникам принца. В Англии Малкольм объединяется с Макдуфом, они решают восстать против узурпатора. Английский король посылает с ними своё войско.
Тем временем леди Макбет начинает сходить с ума. Она блуждает во сне и пытается смыть со своих рук следы крови короля Дункана. Однажды ночью несчастная срывается со скалы и умирает. Известие о смерти жены вызывает у Макбета всего лишь досаду. Он беспокоится только об охране замка.
Макдуф приказывает солдатам наломать веток и прикрыться ими, чтобы незаметно подойти к владениям тирана. На рассвете сквозь туман Макбет видит вдали движущиеся деревья и понимает, что настал час расплаты.
Он произносит монолог о том, что существование человека – это лишь движение к смерти. Всё вокруг бренно и не стоит заботиться о завтрашнем дне. Жизнь – это сказка, громкая и беспокойная, но в ней нет никакого смысла.
В жестокой схватке Макдуф обезглавливает короля Макбета. Новым правителем становится принц Малкольм.
Анализ произведения
О чём же говорит эта книга? Уильям Шекспир в своей трагедии показал следствие неуёмной жажды власти.
Человек, считавшийся отличным другом и доблестным полководцем, ступая на путь убийства и измены, обязательно будет наказан не только людьми, но и своей совестью. Идя в этом направлении, невозможно уже остановиться.
Первый грех повлечёт и последующие. Думая только о себе и собственных желаниях, не считаясь с другими, невозможно добиться счастья. Эта дорога ведёт только в ад.
Пьеса «Макбет» оказала большое влияние на развитие мировой культуры. Итальянским композитором Джузеппе Верди под воздействием творения Шекспира была написана опера по мотивам этой трагедии.
Многие известные литераторы делали перевод на русский язык, привнося своё отношение к глобальным человеческим проблемам. Множество цитат из «Макбета» было использовано авторами в своих произведениях.
Краткий пересказ может только дать описание событий. Для более глубокого вхождения в мир шекспировских героев предлагаем читать пьесу полностью. Это легко сделать как непосредственно используя книгу, так и онлайн. Приятного прочтения!
Источник: https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/ledi-makbet-shekspir.html
Топ 10 лучших произведений Шекспира
Уильяма Шекспира по праву называют крупнейшим гуманистом эпохи Возрождения. Творческое наследие великого драматурга всех времён включает 11 трагедий, 17 комедий, 10 исторических хроник, а также стихотворения и поэмы. В пьесах английского писателя нашли отражение разные эпохи и народы.
Его произведения оказали огромное влияние на всю европейскую литературу. Один из самых загадочных творцов слова поставил перед человечеством вопрос: “Быть или не быть?”, предоставив каждому возможность искать самому ответ. Каждое из его творений многогранно и неповторимо.
Автор сопоставляет трагичное с комичным, порой нарушая единство времени событий и места.
В ТОП -10 вошли самые популярные и лучшие произведения Шекспира, список которых представлен ниже.
10. Король Генрих IV
“Король Генрих IV” открывает десятку лучших творений великого драматурга Англии. Произведение представляет собой историческую хронику-дилогию, в которой описаны политические и военные события 15 века, происходившие в Англии. В центре сюжета король Генрих IV, пришествие к власти которого знаменовалось для страны кардинальными изменениями. Помимо короля, яркими личностями в хронике представлены принц Гарри, сэр Генри Перси, а также один из самых комических персонажей – рыцарь-шут Джон Фальстаф.
9. Укрощение строптивой
“Укрощение строптивой” – одна из самых популярнейших комедий Уильяма Шекспира. В центре остроумной, поучительной и весёлой пьесы оказывается строптивая и грубая девушка Катарина. Из множества претендентов в женихи, только юноше Петруччо удаётся с помощью всяческих уловок и хитростей укротить героиню. В комедии заложен глубокий психологизм, а основной идеей произведения, которую автор хотел донести до читателя заключается в том, чтобы человек не противился своему предназначению. Внешность мало говорит о внутреннем содержании человеческой натуры, и нет ничего в мире тайного, что не стало бы явным.
8. Ромео и Джульетта
“Ромео и Джульетта” – самое яркое и известное произведение английского писателя. Трагедия о высоких и искренних чувствах подростков по сей день волнует сердца юных читателей. Автор смог передать весь трагизм событий, участниками которых стали юные Ромео и Джульетта. Чтобы доказать всю глубину своих чувств, молодым людям приходится пожертвовать собственными жизнями. Во всей мировой литературе не найдётся “повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте”.
7. Отелло
“Отелло” – одна из популярнейших пьес мастера пера. В центре сюжета полководец Отелло и дочь венецианского сенатора Дездемона. Влюблённые герои женятся и попадают на остров Кипр, где чернокожий полководец должен проходить службу, а его жена готова разделить с ним участь. Отелло безумно влюблён в свою жену и жутко ревнует её. Страсть ослепила мужа и в его душу запали зёрна недоверия по отношению к жене. Герой уверен, что Дездемона ему изменяет. Его необоснованные подозрения приводят к трагическому концу.
6. Ричард III
“Ричард III” – одна из самых великих исторических пьес, написанных Шекспиром. К власти приходит английский король Ричард III, правление которого продлится недолго. Правитель предстаёт перед лицом читателя как одна из самых жестоких исторических личностей. Властвующий злодей лишён всяческой морали и готов ради трона совершать новые и новые убийства. С другой стороны хладнокровный убийца представлен как необыкновенно талантливый человек. Историческая личность в большей степени утрирована писателем и не имеет ничего общего с действительностью.
5. Двенадцатая ночь, или Что угодно
“Двенадцатая ночь, или Что угодно” – одна из самых весёлых комедий Шекспира. События происходят в вымышленной стране, именуемая как Иллирия. Её правитель герцог Орсино влюблён в графиню Оливию и собирается просить её руки. Но дальнейший круговорот событий и появление новых лиц в пьесе вносит в жизнь и чувства героев сумбур. Происходит это по вине близнецов – сестры Виолы и брата Себастьяна, которые случайно попадают в страну Иллирию, после кораблекрушения своего судна. Героев ждут комичные ситуации и невероятные открытия. Писатель проявил себя в этом произведении как величайший и остроумный мастер слова.
4. Макбет
“Макбет” – великая трагедия английского драматурга, основанная на истории короля Шотландии Макбета. Это один из самых зловещих и кровожадных персонажей в творчестве Шекспира. Отважный шотландский воин Макбет, одержавший немало побед на военном поприще, узнаёт о предсказании от трёх ведьм, что ему суждено стать королём. Рыцарь собирается исполнить пророчество и убивает настоящего короля Шотландии Дункана. Тень подозрений падает на наследников Дункана, которые вынуждены покинуть страну. Воплотив свой коварный план, Макбет получает трон. Но законные наследники не собираются так просто сдаваться и готовят заговор против нечестивого правителя.
3. Сон в летнюю ночь
“Сон в летнюю ночь” – популярная шекспировская комедийная пьеса о любви. Произведения погружает читателя в мир древних Афин и соседний мир эльфов. Герои становятся жертвами зачарованного леса, попав в который они совершают невероятные, причудливые и абсурдные поступки. Сок волшебного цветка, произрастающего в лесу, внушает человеку любовь к первому встречному. Здесь происходят удивительные превращения и комические недоразумения, которые в конце пьесы разрешатся благодаря королю эльфов Оберону.
2. Король Лир
“Король Лир” – известная трагикомедия великого мастера слова о нравственности. У Лира три дочери между которыми он должен поделить свои владения. Старый король спрашивает у каждой из дочерей об их любви к нему. Старшие дочери уверяют отца в своей безропотной и сильной любви. Когда доходит черёд до младшей дочери, то на слова любви она оказывается скупа. Не понравилось это королю, и тогда он решает изгнать нелюбящую дочь из королевства и лишает её наследства. За необдуманные действия Лиру придётся поплатится. Старшие отпрыски показывают своё истинное лицо и оставляют отца ни с чем. Тем временем, изгнанная и королевства дочь, становится королевой Франции. Она прощает отца и забирает его к себе.
1. Гамлет
“Гамлет” – лучшее из произведений английского драматурга, получившее мировую известность. В основу трагедии легла легенда о датском правителе. Сюжет пьесы завязан на том, что главный герой Гамлет жаждет найти убийцу отца и отомстить за его смерть. В трагедии затронуты многие философские темы: о смысле жизни и предназначении человека, о любви и ненависти, верности и предательстве. Герой глубоко разочаровывается в любви, дружбе и сомневается в разумности мироздания. Гамлет испытывает невыносимые душевные страдания, которые и становятся одной из причин его гибели.
Источник: https://top10a.ru/top-10-luchshix-proizvedenij-shekspira.html
«Макбет» Уильяма Шекспира: краткое содержание
Трагедия «Макбет», как и многие драматические произведения Шекспира, создана на основе легенды о короле-тиране, образ которого так мастерски воплотил автор. Однако исследователи творчества Шекспира и историки пришли к выводу о том, что пафос и сюжет произведения противоречит историческим фактам. Во время правления шотландского короля Макбета поэты-барды, принадлежащие к оппозиционным кругам, создали историю о правителе-убийце, которая и послужила источником для написания пьесы.
Произведение создано в классическом постановочном жанре, что достигается нагромождением сцен, развернутой системой образов и динамическим развитием сюжета. Это стало причиной высокой популярностью произведения. Со времен Шекспира и до наших дней трагедия «Макбет» входит в репертуары театров всего мира, известны также многочисленные экранизации произведения.
«Макбет»: краткое содержание пьесы Шекспира
Пьесу открывает разговор трех ведьм. Они назначают следующую встречу, когда один из полководцев победит другого. На пустырь, где состоится сбор ведьм, по их словам, непременно придет Макбет.
С поля боя прибывает сержант, который доносит шотландскому королю Дункану новости о славной победе его родственника и одного из лучших полководцев Макбета над ирландцами.
На шотландскую армию нападают норвежские войска, объединившись с бывшим союзником Дункана – Кавдорским таном. И снова блестящий военачальник одолел противника.
Король велит казнить перебежчика, а титул Кавдорского тана заслуженно дарует победителю.
Подданные короля поздравляют полководцев с победой, а Макбета еще и с новым титулом. Ему кажется, что пророчества ведьм начали сбываться. В мечтах Тан уже видит себя на троне, но, уважая короля, он не сможет решиться подлый поступок.
Король славит победителей и раздает почести. Чтобы показать Макбету свое почтение, монарх обещает остановиться в его замке. А сына Малькольма объявляет своим наследником. Макбет взбешен эти фактом. Видя в принце своего соперника, он уже готов на все, только бы заполучить трон.
Леди Макбет получает от супруга послание, из которого узнает о предсказаниях. Она считает, что лучшей кандидатуры на трон не найти, но мужу не хватает решительности. Она решает взять инициативу в свои руки.
Как только Макбет прибыл, супруга твердо заявила, что нужно уничтожить короля в ту единственную ночь, которую он проведет здесь. Макбет боится совершить преступление и быть наказанным за него.
Жена, обвиняя его в трусости, упорно готовит план: опоить зельем королевскую свиту и убить спящего короля их кинжалами, тем самым отведя от себя подозрения.
Дункан прибывает в замок Макбета и одаривает всех подарками. После ужина отправляется в спальню, куда проникает Макбет и убивает своего монаршего родственника. Таном овладевает волнение, он может придти в себя из-за случившегося, поэтому следы преступления приходится заметать супруге.
Как и напророчили ведьмы, новым королем становится Макбет. Бездетный новоиспеченный монарх вспоминает слова ведьм и о Банко, у которого есть сын. Он решает противостоять судьбе, уничтожив обоих.
Королевская чета дает пир, перед которым Банко должен отлучиться по делу, обещая вернуться к торжеству. В поездке его сопровождает сын. Узнав об этом, Макбет посылает за ними двух убийц. Они напали на Банко, а сын спасается, чтоб отомстить за смерть отца.
На пиру Макбету видится окровавленный призрак Банко, сидящий на его месте. Король вне себя, а леди Макбет объясняет это болезнью.
На пир не явился Макдуф, которого Макбет считает изменником на основе доносов своих шпионов. Во дворце собираются шотландские вельможи и, обсуждая побег Макдуфа в Англию, считают власть короля тиранией.
Макбет снова идет к ведьмам. Они вызвали духов, которые сказали остерегаться Макдуфа. Уверили, что его не убьет ни один, рожденный женщиной. И добавили, что король непобедим, пока Бирнамский лес не двинется на его замок. Довольный король спросил, будет ли править Банко, после чего под музыку вышли образы будущих монархов, позади которых шел призрак Банко, гордясь своими правнуками.
Веря пророчествам, Макбет даже не переживает. Но узнает: в младенчестве Макдуфа достали из чрева матери, то есть он не был рожден женщиной, а гонец сообщил, что на замок движется Бирнамский лес. Пророчества сбылись: враги бились насмерть, и Макдуф принес голову тирана. Армия Малькольма победила, и законный наследник пригласил всех на церемонию коронации.
Характеристика героев
Создание системы персонажей, как и история написания, имеет биографическую основу. На самом деле, король Макбет не был тираном и убийцей. Он победил Дункана в честном поединке и благополучно правил многие годы, окруженный уважением своего народа.
По мнению исследователей, Шекспир создал свою трагедию, чтобы угодить дальнему родственнику того самого Банко – королю Якову, особо почитающему театр и увлекающегося написанием трактатов о ведьмах и колдовстве.
Именно поэтому в произведении образ Макбета принимает подчеркнуто негативный оттенок, а Банко – показан истинным рыцарем.
Символизм в пьесе
Особую роль в развитии сюжета и идейного содержания произведения играет синтетическое включение в композицию пьесы сцен с участием ведьм, в которых с особой патетикой показано шествие будущих монархов из рода Банко.
Мастерство автора в создании персонажей трагедии заключается в развитии образов в течение действия пьесы. Смелый полководец и верный подданный Макбет становится убийцей и тираном под воздействием отравляющих мыслей о славе и уговоров жены.
После первого убийства он растерян, но позже испачкать руки в крови уже не так страшно для него. Изменчив и образ Малькольма. После убийства отца он сбегает, чтобы спасти свою жизнь, но в конце не боится умереть за благополучие родной страны.
Основная идея
Комедию Шекспира Комедию Шекспира “Двенадцатая ночь” можно назвать энциклопедией мужских характеров, которые особенно выразительно просматриваются в ухаживании за женщинами.
Трагедия Уильяма Шекспира “Отелло” изобилует интригами, заговорами, примерами человеческой нерассудительности и безоговорочной победы чувств над разумом.
В произведении «Макбет» в образе безжалостного тирана Шекспир показывает слабую натуру человека, которого сломила жажда власти.
В конце произведения все, что осталось от некогда великого и честного полководца – это былая доблесть, которая превратилась в слепое отчаяния человека, потерявшего все.
Пьеса «Макбет» – это изображение трагедии державы во времена междоусобных войн через падение личности, поставившей свою честь, друзей, даже жизнь на кон игры со смертью за власть и положение в обществе.
Источник: https://r-book.club/zarubezhnye-pisateli/uilyam-shekspir/makbet.html
Уильям Шекспир, биография
Кто такой Шекспир? Возможно актер, или поэт, либо драматург? В первую очередь, Шекспир – обычный человек, обладающей нетривиальным талантом и личной биографией. Рассмотрим его жизнь и творчество подробнее.
Детство будущей знаменитости
Прославленный на весь мир Уильям Шекспир родился в Англии. Местом его появления на свет стал городок Стратфорд, а вот дата рождения доподлинно не известна. Зато известна дата крещения: 26 апреля, 1564 год.
Джон и Мэри, родители Шекспира, являлись по местным меркам и для тех времен вполне зажиточными горожанами. Отец семейства иногда занимался ростовщичеством, производил перчатки, был земледельцем, советником и даже мэром.
Мэри считалась потомком знатного рода Арден. Она во всем поддерживала мужа. Родила ему 8 детей. Кстати, Уильям был третьим ребенком большого семейства. Джон же также был приверженцем католической церкви. За это не раз подвергался гонениям, а чтобы не ходить на службы протестантов, платил им регулярную дань.
Маленький Шекспир был причислен в школе родного городка. Он с детства неплохо владел латынью, а еще древнегреческим. Участвовал в театральных постановках.
В подростковые годы Уильям ходил в Стратфордскую Королевскую школу. В данный период он увлекся древнеримской поэзией, существенно расширил границы своего кругозора.
Личная жизнь автора
После 18 лет у Шекспира случился роман с соседкой. Девушке по имени Энн было 26 лет. Разница в возрасте не остановила влюбленных, они обвенчались. Злые языки судачили, что невеста шла к алтарю глубоко беременной. Впрочем, в Англии 16 века такие скоропалительные браки редкостью не считались.
В 1583 году на свет появилась первая дочь Уильяма – Сьюзан. Новоиспеченный отец был очень рад. Ходили слухи, что он всю жизнь любил дочь больше других детей. Второй дочерью драматурга стала Джудит, а сына Уильям назвал Хемнетом.
Через несколько лет мирной семейной жизни Шекспиры потеряли сына. Его жизнь забрала эпидемия дизентерии. Отгоревав, Шекспир спешно уехал в Лондон. Он навещал родных регулярно, но редко.
Шекспир – один из самых загадочных авторов всех времен. О его жизни известно так мало, что исследователи строят домыслы, цепляясь за незначительные крупицы информации.
Так Шекспиру приписывали грех мужеложства. Потом утверждали, что у него было множество романов, но эти слухи так и не были подтверждены фактами. Есть мнение, что вдали от семьи гениальный писатель проживал уединенно. По крайней мере, некоторое время.
Чем Шекспир занимался в Лондоне? Кто-то считает, что он работал учителем, суфлером, либо коневодом. Семилетний пробел после его отъезда из родного города историками не восстановлен. Есть мнение, что Уильям некоторое время работал театральным сторожем, поэтому стал писать пьесы.
Лондонский период творчества и жизни
Популярный в Англии поэт Грин первым отметил талант Уильяма. Он упомянул о нем в 1592 году. Грин высмеивал творчество драматурга, но признавал в нем сильного и знатного конкурента.
Первой малоизвестной постановкой литератора стала работа «Генрих Шестой». Пьесу выпустили на подмостки театра «Роза». Произведение воспевало государственность, порицало феодальную раздробленность, и было создано в жанре хроники.
В 1594 году к Уильяму пришло первое богатство. Он вступил в театральное объединение «Слуги лорда». Затем сумел войти в число соучредителей. Постановки объединения имели огромный успех. Актеры разбогатели и смогли позволить себе отстроить театр «Глобус».
Этому театру благоволила сама Елизавета Первая. Объединение с дозволения королевы переименовало себя в «Слуги Короля». На этой работе Уильям выступал и драматургом, и актером, исполняя главные роли в своих работах самостоятельно.
Произведения, сотканные Шекспиром с помощью английского языка, стали бескрайним морем, питающим бессмертные реки мировой литературы. Все работы Уильяма уникальны, обладают разными жанрами и различным характером написания.
Комедии в стиле эпохи Возрождения, трагедии и драмы были излюбленными стилевыми направлениями автора. «Ромео и Джульетта», «Сон в летнюю ночь» были написаны драматургом специально для театральных подмостков. Эти работы обладают живостью стиха и захватывающими сюжетами, которые остаются актуальными даже сегодня.
Сонеты Шекспира уже в 19 веке были разобраны на цитаты. Бессмертным имя писателя сделали такие работы, как «Макбет», «Король лир», а также «Гамлет» и «Отелло». «Гамлет», на сегодняшний день, входит в школьную программу многих стран.
Благодаря вышеперечисленным произведениям «Глобус» стал одним из самых посещаемых театров Лондона. Благосостояние самого автора и соучредителей театра именно из-за этих работ выросло минимум вдвое.
Сказочные сюжеты появились у Уильяма Шекспира на закате его жизни и карьеры. Например, «Зимняя сказка» имеет те уникальные черты соединения трагедии, комедии и мистики, которые были диковинкой для века драматурга.
Еще при жизни Уильяма многие его работы были изданы, превращены в сборники и отдельные печатные издания. После кончины поэта и литератора свет увидели другие произведения: сонеты, короткие пьесы, стихи. Примечательно, что кроме завещания мир так и не увидел ни одной рукописи поэта.
Последние годы жизни и смерть
В 1613 году писатель уезжает из Лондона в свое родовое гнездо. Перед отъездом он помогает своему другу в суде, приобретает еще один особняк и оплачивает себе место в усыпальнице церкви Святой Троицы, чтобы его похоронили там после смерти.
В последние годы почерк писателя сильно изменился. Он был болен серьезным недугом. Есть мнение, что писатель болел странной лихорадкой. Американские ученые выдвинули необычную теорию, что драматург был болен сифилисом, так как со знанием дела описывал эту болезнь и ее лечение в своих работах.
За несколько лет до собственной смерти Уильям оставляет завещание, где указывает главной наследницей старшую дочь. Умер великий творец пьес и стихов в 1616 году. Энн пережила мужа на 7 лет.
К моменту смерти Шекспира у него уже была внучка Элизабет. Девушка выросла, но умерла бездетной. Младшая дочь Джудит после смерти отца вышла замуж, родила троих мальчиков, но ни один из них не выжил.
Так у Уильяма Шекспира не стало прямых потомков.
Интересные факты об Уильяме Шекспире
О гениальном писателе всем, интересующемся его творчеством, стоит знать следующее:
- Есть мнение, что драматург родился и умер в одно число: 23 апреля;
- Известно, что Шекспир писал эротические пьесы, которые не выставлял на всеобщее обозрение;
- Шекспир был первоклассно образован, имел феноменальную память на языки и исторические события;
- Друг писателя, граф Саутгемптон обладал привычкой носить женскую одежду время от времени. Так и пошли слухи о нетрадиционной ориентации Шекспира;
- В завещании автора содержится его единственный автограф, дошедший до нашего времени;
- За свою творческую жизнь драматург придумал 1700 новых слов;
- Мало кто знает, что отец писателя был дегустатором пива, что считалось довольно почетной работой в том веке. Да и сам Шекспир никогда не отказывал себе в удовольствии попробовать новый пенный напиток.
Сегодня среди литературоведов, историков, театралов идут горячие споры о личности Шекспира. Некоторые полагают, что его не существовало вовсе, а произведения были написаны группой аристократов и даже самой Елизаветой.
Непонятна также причина смерти писателя, неизвестно, как проходили его похороны, и был ли у него в действительности внебрачный сын от замужней дамы Джейн Давенант.
Из церковных записей следует, что Шекспир стал крестным мальчика, рожденного этой женщиной, но многие приписывают автору роман с ней. Масла в огонь добавляют написанные Уильямом на склоне лет сказки.
Творчество Шекспира, напротив, не вызывает вопросы, а вызывает восхищение. На основе работ драматурга до сих пор обучаются студенты театральных и литературных вузов всего мира. Его пьесы обыгрывают на современный лад и ставят в самых известных театрах планеты. Литературные достижения Шекспира, несомненно, заслуживают уважения
Источник: https://EnglandLife.ru/uilyam-shekspir/
Откуда Шекспир брал сюжеты для своих пьес?
Фигура Уильяма Шекспира (1564 — 1616) окутана тайной. Исследователи его творчества уже не одно столетие спорят, существовал ли этот человек в действительности, или же это просто литературная маска, за которой скрывалась целая плеяда талантливых драматургов-елизаветинцев.
Вряд ли литературоведы, филологи и историки сумеют когда-нибудь найти точный ответ на этот вопрос.
Споры так и будут продолжаться, но с уверенностью можно будет сказать только одно — что под именем Шекспира были опубликованы гениальные пьесы, навсегда вошедшие в историю литературы и театра.
Перу великого англичанина приписывается 38 драматических произведений, крайне разнообразных по своему содержанию и включающих в себя комедии, исторические хроники и трагедии.
Сюжеты для них Шекспир заимствовал отовсюду — из древних легенд и хроник, из ренессансных новелл и поэм.
Исследователи говорят, что не найдены источники всего лишь 5 пьес: «Тита Андроника», «Бесплодных усилий любви», «Сна в летнюю ночь», «Виндзорских насмешниц» и «Бури».
Почему же тогда Шекспир гениален, если большая часть его историй не оригинальна? Можно начать с того, что в эпоху Возрождения заимствования считались обычным делом.
Если посмотреть на творчество его современников, то сложно не заметить, что почти у всех драматические произведения написаны на одни и те же сюжеты.
В большинстве своем это были обычные инсценировки первоисточников, и лишь в шекспировской редакции они прославились на весь мир.
Мы подготовили краткий курс истории сюжетов пяти пьес великого английского драматурга.
«Ромео и Джульетта» (1594 — 1595)
В эпоху Возрождения сюжет о двух благородных влюбленных, принадлежавших к враждующим семьям, был довольно распространенным. Он часто встречался у литераторов того времени.
Впервые его записал и опубликовал в своем сборнике «Новеллино» итальянский писатель Мазуччо Салернитанец в 1476 году.
В 1524-м Луиджи Да Порто переработал новеллу Мазуччо и дал влюбленным имена Ромео и Джульетты, а спустя ровно 30 лет Матео Банделло дополнил известный сюжет новыми персонажами.
Также к этой истории обращались Герардо Больдери в рассказе «Несчастная любовь Джулии и Ромео» (1553), Луиджи Грото в трагедии «Ариадна» (1578) и испанец Лопе де Вега в пьесе «Кастельвины и Монтесы» (1590).
Когда именно сюжет о благородных влюбленных добрался до берегов Туманного Альбиона, доподлинно неизвестно.
Но английский поэт Артур Брук, написавший в 1562 году поэму «Трагическая история Ромеуса и Джульетты», утверждал, что создал ее под впечатлением от некой анонимной драмы (к сожалению, не сохранившейся).
Несмотря на то что многочисленные литературные обработки и пересказы добавляли свои детали в историю о Ромео и Джульетте, самая известная интерпретация популярного сюжета принадлежит перу именно Уильяма Шекспира.
«Гамлет» (1601)
Впервые история о принце Гамлете была рассказана датским летописцем Саксоном Грамматиком в третьей книге «Деяний данов», датированной XII веком. В 1570 году французский писатель Франсуа де Бельфоре переписал и опубликовал эту легенду в своем сборнике «Необычайные истории, извлеченные из многих знаменитых авторов». По мнению исследователей, именно новелла Бельфоре вдохновила Шекспира на написание знаменитого произведения. Также существует версия, что сюжет мог быть заимствован драматургом из несохранившейся трагедии его современника — Томаса Кида.
«Троил и Крессида» (1602)
Трагичная история о доблестном воине и его неверной возлюбленной впервые была рассказана в «Романе о Трое» средневекового французского поэта Бенуа де Сент-Мора в середине XII века (ок. 1155 — 1160). Впоследствии этот сюжет перекочевал в «Троянскую историю» итальянца Гвидо де Колумны (1287). А в первой половине XIV столетия (ок. 1335 — 1340), основываясь на произведениях предшественников о Троянской войне, Джованни Боккаччо сочинил поэму «Филострато», в которой также затронул эту тему.
Вдохновившись произведением автора «Декамерона», англичанин Джефри Чосер написал собственную поэму «Троил и Крессида» (ок. 1386 — 1387), ставшую очень популярной у его соотечественников в эпоху Возрождения.
Шотландский поэт XV века Роберт Генрисон даже создал ее продолжение — «Завещание Крессиды», где описывается страшная божественная кара, постигшая девушку за измену.
Но наивысшее развитие сюжет получил, когда к нему начали обращаться драматурги-елизаветинцы: Томас Хейвуд, Генри Четтл, Томас Деккер и, конечно же, Уильям Шекспир.
«Отелло» (1604)
Сюжет пьесы позаимствован Шекспиром из новеллы Джиральди Чинтио «Венецианский мавр», изданной в сборнике «Экатомити» в 1565 году. В отличие от первоисточника, где Дездемону по приказу ревнивого мужа убивает поручик, в пьесе Шекспира Отелло собственноручно душит жену (в одном из русских переводов еще и закалывает кинжалом). Также в оригинале мавр не сознается в своем преступлении даже под пытками, тогда как в шекспировской трагедии он полностью признает вину и карает себя сам. Кстати, что примечательно, в новелле Чинтио все персонажи, за исключением Дездемоны, не имели собственных имен. Таким образом, английский драматург серьезно переработал сюжет первоисточника, сделав историю из никому неизвестной (ныне) новеллы одной из самых узнаваемых в мировой литературе.
«Король Лир» (1605 — 1606)
Сюжет этой пьесы восходит к древним временам. Он многократно воспроизводился в легендах и хрониках. Во времена Шекспира его пересказывали в поэме «Зерцало правителей» (1574). Эдмунд Спенсер изложил эту историю в своей «Королеве фей» (1580 — 1596), а Рафаэль Холишед упоминает о короле Лире в «Хрониках Англии, Шотландии и Ирландии» (1587). Кроме того, также сохранилась анонимная пьеса, датируемая 1594 годом. Судя по всему, именно эти произведения и послужили первоисточниками для шекспировской трагедии. Сравнение этих текстов с «Королем Лиром» наглядно демонстрирует, что английский драматург существенно переработал источники, которые использовал при написании своей знаменитой пьесы.
Источник: https://eksmo.ru/selections/otkuda-shekspir-bral-syuzhety-dlya-svoikh-pes-ID3090178/
«Гамлет», краткое содержание по актам и сценам трагедии Уильяма Шекспира
Эльсинор. Площадь перед замком Кронберг. Солдат Франсиско стоит на страже. Ему на смену приходит офицер Бернардо. На площади появляются друг Гамлета – Горацио и офицер Марцелл. Последний интересуется у Бернардо, не сталкивался ли он с призраком, уже два раза замеченным замковыми стражниками?
Не верящий в духов Горацио видит призрака, напоминающего собой покойного короля. Своим вопросом о том, кто перед ним, он оскорбляет духа и тот исчезает. В случившемся Горацио видит «знак странных смут для государства».
Марцелл задаётся вопросом, почему по всей стране происходит скупка боеприпасов и литьё пушек? Горацио объясняет, что ещё при жизни король подписал договор с Фортинбрасом, по которому земли обоих государств были выставлены на поле боя.
Победивший в сражении Гамлет принёс Дании новую территорию, но юный Фортинбрас обратился к наёмникам с целью вернуть утраченное, чем и поверг страну в приготовления к войне. Бернардо считает, что появление призрака связано с ожидающими Данию бедствиями.
Горацио соглашается с ним, приводя в пример те знамения, которые предшествовали гибели Юлия Цезаря, и, заметив вернувшегося призрака, пытается выяснить у него, чем он может быть ему полезен? Король ничего не отвечает и исчезает с пением петуха. Горацио принимает решение рассказать обо всём Гамлету.
Сцена вторая
Парадная зала в замке. Под звук труб входит королевская семья и придворные. Клавдий извещает всех о свадьбе со своей сестрой и королевой. Для пресечения военных планов Фортинбраса король направляет письмо его дяде – Норвежцу. Послание везут придворные — Вольтиманд и Корнелий.
Сын Полония – Лаэрт просит у Клавдия разрешения вернуться во Францию. Королева пытается уговорить Гамлета снять траур по отцу. Клавдий отклоняет просьбу племянника вернуться на учение в Виттенберг. Королева просит сына остаться в Эльсиноре. Гамлет соглашается. Когда все уходят, юноша рассуждает сам с собой о гнусном предательстве матери, вышедшей замуж через месяц после похорон мужа.
Гамлет спрашивает у Горацио, почему тот не в Виттенберге. Друг отвечает, что приплыл на похороны короля. Гамлет с иронией замечает, что скорее уж на свадьбу королевы. Горацио, Марцелл и Бернардо рассказывают принцу о явлении призрака. Гамлет просит их держать случившееся в секрете.
Сцена третья
Комната в доме Полония. Лаэрт прощается с Офелией и предупреждает сестру о том, чтобы она не верила чувствам Гамлета, как и все особы королевской крови, не властного в своих желаниях.
Полоний благословляет сына в дорогу, завещая ему, как правильно вести себя во Франции. Офелия рассказывает отцу о любовных признаниях принца. Полоний приказывает дочери прекратить общение с Гамлетом.
Сцена четвёртая
Клавдий пирует под грохот пушек. В двенадцать ночи на площади перед замком появляется призрак старого короля. Гамлет спрашивает его о причинах возникновения. Призрак манит принца за собой. Горацио с Марцеллом просят Гамлета не ходить за духом.
Сцена пятая
Призрак рассказывает Гамлету историю своего убийства. Вопреки распространённой по всей Дании истории о том, что король умер от укуса змеи, смерть старого Гамлета наступила от рук Клавдия, влившего ему, спящему, в уши ядовитый сок белены. За некоторое время до этого королева изменила мужу с его братом. Призрак взывает к Гамлету о возмездии, но мать просит не трогать.
Оставишь один, Гамлет клянётся, что позабудет обо всём, кроме мести. Подошедшие к нему Горацио и Марцелл просят рассказать о том, что поведал призрак. Принц отказывается. Он заставляет друзей поклясться на своём мече молчать об увиденном и спокойно воспринимать любые выкинутые им чудачества. Призрак вторит сыну словом: «Клянитесь».
Акт второй
Сцена первая
Полоний отправляет своего слугу Рейнальдо с письмом к Лаэрту, но в начале просит его разузнать всё возможное о поведении сына. Испуганная Офелия рассказывает отцу о безумном поведении Гамлета. Полоний решает, что принц помешался от любви к его дочери.
Сцена вторая
Король вызывает ко двору друзей детства Гамлета – Розенкранца и Гильденстерна с тем, чтобы они помогли разузнать причину безумия принца. Вольтиманд привозит ответ Норвежца: последний запрещает племяннику воевать с Данией и разрешает употребить нанятые войска для похода на Польшу. Полоний рассказывает королевской чете о любви Гамлета к Офелии.
В разговоре с Розенкранцем и Гильденстерном Гамлет называет Данию тюрьмой. Принц догадывается о том, что его друзья явились не по собственному желанию.
В Эльсинор прибывают столичные трагики. Гамлет радушно встречает актёров и просит одного из них прочитать монолог Энея к Дидоне, в котором античный герой говорит об убиении Приама Пирром. Полоний размещает трагиков в замке. Гамлет просит первого актёра разыграть «Убийство Гонзаго», вставив в него написанный им монолог.
Оставшись один, принц восхищается страстной игрой актёра и скорбит о собственном бессилии. Гамлет до конца не уверен, что явившийся ему призрак не был Дьяволом, поэтому прежде, чем выносить смертный приговор дяде, хочет убедиться в виновности последнего.
Акт третий
Сцена первая
Розенкранц и Гильденстерн говорят королю, что им не удалось установить причину безумия принца. Клавдий с Полонием подстраивают встречу Гамлета с Офелией.
Гамлет пытается понять, что останавливает человека от самоубийства, произнося свой знаменитый монолог: «Быть или не быть?». Офелия хочет вернуть принцу подарки. Гамлет говорит девушке, что никогда её не любил и приказывает уйти в монастырь.
Клавдий понимает, что Гамлет не безумен и, тем более, не от любви. Он решает отправить принца в Англию собирать недополученную дань, надеясь защитить себя от исходящей от племянника опасности.
Сцена вторая
Гамлет даёт наставления актёрам и просит Полония пригласить на спектакль королевскую чету, а Горацио внимательно следить за тем впечатлением, которое произведёт игра на Клавдия.
Король и королева вместе с придворными готовятся к просмотру представления. Гамлет кладёт голову на колени Офелии. Актёры разыгрывают в пантомиме сцену убийства старого короля. В следующем эпизоде актёр-королева клянётся актёру-королю в том, что после его смерти никогда не выйдет замуж за другого. На сцене, в которой Луциан отравляет Гонзаго, король вместе со свитой покидает зал.
Розенкранц передаёт Гамлету просьбу явится к матери и в очередной раз пробует узнать причину безумия друга. Полоний повторно зовёт принца к королеве.
Сцена третья
Король приказывает Розенкранцу и Гильдестерну увезти Гамлета в Англию. Полоний извещает Клавдия о том, что собрался спрятаться за ковром, чтобы подслушать разговор принца с матерью.
Король пытается молиться, но не знает, сможет ли раскаянием искупить грех братоубийства? Застав убийцу отца на коленях, Гамлет не решается пронзить его мечом, так как душа Клавдия отправится прямо на небо.
Сцена четвёртая
Полоний просит королеву вести себя с сыном построже и прячется за ковром. Гамлет грубит матери. Испуганная Гертруда решает, что сын хочет её убить. Она зовёт на помощь. К ней присоединяется Полоний. Гамлет пронзает ковёр, думая, что за ним скрывается король. Полоний умирает. Принц говорит матери, что хочет пронзить ей сердце, если это ещё возможно.
Гамлет стыдит мать за предательство. Сознающая свою вину королева просит пощадить её. Гамлет видит призрака. Гертруда приходит в ужас, решив, что её сын по-настоящему безумен. Призрак объясняет Гамлету, что явился, чтобы укрепить его решимость, и просит успокоить мать. Принц рассказывает королеве о призраке.
Гертруда признаётся сыну в том, что он рассёк ей сердце. Гамлет просит мать встать на путь добродетели, но при этом, поддавшись на ласки короля, сказать ему, что он не безумен, а просто очень хитёр. Королева говорит, что никогда не сможет этого сделать.
Акт четвёртый
Сцена первая
Королева рассказывает Клавдию об убийстве Полония. Король просит Розенкранца и Гильдестерна поладить с принцем, взять у него тело и отнести в часовню.
Сцена вторая
Розенкранц тщетно пытается узнать, где Гамлет спрятал тело Полония.
Сцена третья
Гамлет потешается над королём, говоря, что Полоний за ужином, где его едят черви, и на небесах, куда могут отправиться царские слуги за тем, чтобы разыскать то, что нужно королю. В конце концов принц признаётся, что спрятал тело в районе галерейной лестницы.
Клавдий отправляет слуг на поиски Полония и объясняет Гамлету, что тот, ради своего же блага, должен уехать в Англию. Оставишь один, король рассуждает о том, что благодарный ему Британец должен вернуть долг, убив датского принца.
Сцена четвёртая
Фортинбрас посылает солдат поставить в известность короля Дании о проходе норвежского войска через местные земли. Норвежский капитан рассказывает Гамлету о цели похода своего военачальника – за ничего не значащим куском польской земли. Принц поражён тем, что двадцать тысяч человек умрут за чужое честолюбие, в то время как он, сын убитого отца, не способен решиться на праведную месть.
Сцена пятая
Первый дворянин рассказывает королеве о помешательстве Офелии. Горацио считает, что девушку лучше принять, чтобы она не сеяла смуты в умах людей. Пришедшая Офелия поёт странные песни и горюет об отце. Король просит Горацио присматривать за безумной дочерью Полония.
Тайно вернувшийся из Франции Лаэрт ведёт за собой чернь, провозглашающую его королём. Клавдий клянётся в том, что неповинен в смерти Полония. Вид безумной Офелии вызывает в Лаэрте ещё большую жажду мести. Девушка дарит всем присутствующим цветы.
Король предлагает Лаэрту собрать мудрейших из друзей, чтобы рассудить насколько Клавдий виновен в смерти Полония.
Сцена шестая
Моряки передают Горацио письмо от Гамлета. Принц извещает друга о попадании в плен к пиратам, просит его передать королю посланные им письма и незамедлительно поспешить к нему на помощь.
Сцена седьмая
Король объясняет Лаэрту, что не наказал Гамлета из-за любви к королеве и страха перед толпой, которая могла сделать из датского принца мученика.
Гонец приносит Клавдию письмо от племянника, в котором тот пишет, что был высажен нагим в датском королевстве и хочет явиться к нему на аудиенцию.
Лаэрт просит короля разрешить Гамлету вернуться, чтобы наказать его за убийство отца. Король интересуется, насколько Лаэрт готов это сделать? Сын Полония обещает убить Гамлета, смочив остриё своей шпаги ядовитой мазью.
Король решает подстраховаться и подготовить для дуэли ещё и отравленный кубок.
Королева приносит известие о смерти Офелии, утонувшей в реке, куда она сорвалась, развешивая венки на прибрежной иве.
Акт пятый
Сцена первая
Могильщики копают последнее пристанище для Офелии и обсуждают её смерть. Первый могильщик считает неправильным погребать самоубийцу по христианскому обычаю.
Второй полагает, что это делается потому, что Офелия – знатная дама. Первый могильщик отсылает второго за водкой.
Видя, как кладбищенский служитель выбрасывает из земли черепа, Гамлет задаётся вопросом, кому они принадлежали при жизни?
Принц спрашивает у могильщика, для кого предназначается могила, но не может добиться чёткого ответа. Кладбищенский служитель говорит, что вырытый им из земли череп принадлежит королевскому шуту Йорику, пролежавшему в земле двадцать три года. Гамлет рассуждает о бренности жизни.
Первый священник объясняет Лаэрту, что они не могут похоронить Офелию полностью по церковному обряду. Лаэрт прыгает в могилу, чтобы в последний раз проститься с сестрой. К нему присоединяется Гамлет. Лаэрт набрасывается на принца. Королевские слуги разнимают молодых людей.
Сцена вторая
Гамлет рассказывает Горацио, как нашёл письмо Клавдия, переписал его (с приказом немедленно умертвить подателей) и запечатал отцовской печаткой. Озрик уведомляет принца о том, что король поставил на него большой заклад. Гамлет соглашается принять участие в бое с Лаэртом. Горацио предлагает другу отказаться от состязания.
Гамлет просит прощения у Лаэрта. Молодые люди начинают сражаться. Королева поднимает бокал за сына и выпивает отравленное вино. Лаэрт ранит Гамлета. В схватке они меняются шпагами, и Гамлет ранит Лаэрта.
Королева понимает, что отравлена. Умирающий Лаэрт обвиняет в случившемся короля. Гамлет ранит Клавдия. Перед смертью Лаэрт и Гамлет прощают друг друга. Принц признаёт права Фортинбраса на датский престол.
Вошедший в залу Фортинбрас приказывает с честью похоронить Гамлета.
- «Гамлет», художественный анализ трагедии Уильяма Шекспира
- «Ромео и Джульетта», художественный анализ трагедии Уильяма Шекспира
- «Ромео и Джульетта», краткое содержание по действиям и сценам трагедии Уильяма Шекспира
- «Отелло», художественный анализ трагедии Уильяма Шекспира
- «Макбет», художественный анализ трагедии Уильяма Шекспира
- «Король Лир», художественный анализ трагедии Уильяма Шекспира
- «Отелло», краткое содержание по актам и сценам трагедии Уильяма Шекспира
- «Буря», художественный анализ трагикомедии Уильяма Шекспира
- «Буря», краткое содержание по актам и сценам трагикомедии Уильяма Шекспира
- «Двенадцатая ночь, или Что угодно?», художественный анализ комедии Уильяма Шекспира
- «Сон в летнюю ночь», художественный анализ комедии Уильяма Шекспира
- «Макбет», краткое содержание по актам и сценам трагедии Уильяма Шекспира
- «Король Лир», краткое содержание по актам и сценам трагедии Уильяма Шекспира
- «Двенадцатая ночь, или Что угодно?», краткое содержание по актам и сценам комедии Шекспира
- «Сон в летнюю ночь», краткое содержание по актам и сценам комедии Шекспира
- По произведению: «Гамлет(Шекспир)»
- По писателю: Шекспир Уильям
Источник: https://goldlit.ru/shakespeare/627-gamlet-kratkoe-soderzhanie