На книгах писателя Анатолия Алексина выросло не одно поколение советских школьников. Именно на эту эпоху пришелся пик творческой карьеры литератора. «Звоните и приезжайте!», «Безумная Евдокия», «Третий в пятом ряду» — книги Алексина не нужно было включать в школьную программу, дети и так с удовольствием читали его произведения, увлекающие в волшебный мир детства.
Писатель Анатолий Алексин
Здесь, как и в мире взрослых, есть добро и зло, радость и грусть, верность и предательство. В эпоху новой России, уже в эмиграции, литератор не перестает писать, расширяется спектр его взрослой прозы. За долгую творческую жизнь им создано более сотни произведений: рассказов, повестей, пьес, сценариев.
Детство и юность
Анатолий Георгиевич Алексин (настоящая фамилия Гоберман) родился 3 августа 1924 года в Москве. Отец Георгий Платонович Гоберман – педагог, экономист, журналист. Мать Мария Михайловна Гоберман – актриса.
Первое сильное воспоминание детства будущего писателя – арест отца в 1937 году. Георгий Платонович был очень деятельным и всесторонне развитым человеком. Убежденный коммунист, участник Гражданской войны, он работал экономистом, преподавал в Экономическом институте красной профессуры, перед Второй мировой войной был уполномоченным Госплана по Уралу.
Анатолий Алексин в молодости
Люди с подобной биографией редко оставались в стороне от сталинских репрессий. После ареста отца мать сразу же лишилась работы в театре как жена «врага» народа. Их маленькая семья осталась без средств к существованию. Спасали гонорары 13-летнего Толи, которые ему стали платить в газете «Пионерская правда» за публикацию стихов и заметок.
«Это было незаконно со всех точек зрения. Во-первых, я несовершеннолетний, во-вторых, вражеский отпрыск. Напиши кто-нибудь анонимку, и ответственные люди лишились бы не только постов, но и головы. Но они не могли поступить иначе… Хотели оставаться людьми при любых обстоятельствах», — вспоминал Анатолий Георгиевич.
Позже публикации юноши появились в «Комсомольской правде», журналах «Мурзилка» и «Пионер». В 1939 году отца оправдали и выпустили на свободу. Но тут грянула война. Она стала вторым пережитым потрясением юноши. Марию Михайловну в составе крупнейшего строительного коллектива эвакуировали на Урал, в город Каменск-Уральский, где осуществлялось создание алюминиевого завода.
Анатолий Алексин
Для 16-летнего Анатолия, который поехал вместе с мамой, тоже нашлось занятие по его способностям. Парня назначили литработником новой ежедневной газеты «Крепость обороны», а вскоре и ответственным секретарем издания.
По окончании войны Анатолий Гоберман поступил в Московский институт востоковедения (индийское отделение), который окончил в 1950 году. Тогда же был издан его первый сборник повестей «Тридцать один день» под фамилией Алексин. Этот сценический псевдоним матери Анатолий и сделал своим творческим именем, под которым его сегодня знают миллионы читателей.
Книги
Примечательно, что дебют в большой литературе автор совершил при поддержке такого мэтра, как Константин Паустовский. Он предложил свою помощь в редактировании первого сборника Алексина. Предшествовала их знакомству забавная ситуация: на семинаре у Самуила Яковлевича Маршака Анатолий стал читать свои стихи, но, не получив одобрения классика, расстроился.
Писатель Анатолий Алексин
Чтобы поражение не было столь явным, Алексин прочел один из своих рассказов, который очень тронул присутствующих, в первую очередь – самого Маршака. Отныне он посоветовал молодому человеку писать только в прозе, а присоединившийся к разговору Паустовский предложил стать редактором будущей книги.
Прислушавшись к мэтрам, Алексин стал развивать себя в жанре детской прозы. Период до 1966 года считается временем его работы для детей дошкольного и младшего школьного возрастов.
Автором написаны такие замечательные повести, как «Саша и Шура», «Необычайные похождения Севы Котлова», «Коля пишет Оле, Оля пишет Коле», «В стране вечных каникул» и другие.
Произведения того времени издаются в сборниках «В одном пионерском лагере» (1954), «О дружбе сердец» (1959), «Школа на новом пути» (1959).
Анатолий Алексин и Сергей Михалков
После 1966 года и в период застойных 70-х автор посвящает свое творчество юношеству и молодежи. Темы его новых произведений – рассказов, повестей, пьес – это взаимоотношения детей с миром взрослых, первые опыты гордости, жалости, стыда, проявления детского эгоизма, собственничества, а порой и жестокости.
В повести «Мой брат играет на кларнете» девочка Женя в угоду собственному тщеславию организовывает успешную карьеру старшего брата-музыканта, лишая его и так немногих радостей, в том числе общения с понравившейся девушкой.
Анатолий Алексин на встрече с юными читателями
В произведении «Звоните и приезжайте!» повествование ведет шестиклассник, рассказывающий о своей семье. Юный читатель вместе с главным героем переживает и страх того, что мама и папа разведутся, и гордость за отца (он врач и спас многие жизни), и первую влюбленность в одноклассницу Лилю. По этой повести Алексин впоследствии написал пьесу, за которую был удостоен первой Госпремии.
В книгах Алексина очень понятно и по-простому звучат серьезные вещи:
«Близкие люди иногда переносят операцию трудней, чем сами больные. Ведь им не дают наркоза» («Звоните и приезжайте!»)«Когда нечего сказать, легче всего разводить руками» («Мой брат играет на кларнете»)«Жить только собой — это полбеды… Гораздо страшнее, живя только собой, затрагивать походя и чужие судьбы» («Безумная Евдокия»).Анатолий Алексин
Повесть «Безумная Евдокия» стала одной из самых резонансных работ в творчестве мастера пера.
Во главе сюжета – отношения идеальной во всех отношениях девочки Оленьки и ее странноватой классной руководительницы Евдокии Савельевны, которая никак не хочет замечать Олиных талантов, а приближает к себе только посредственность.
Родители Оли вслед за дочерью осуждают женщину и потакают своей любимице. И только когда по ее вине случается непоправимое, отец видит истинную суть вещей – они смотрели на все глазами своей эгоистичной и черствой дочери.
До конца 70-х литератор пишет еще ряд выдающихся работ: «Третий в пятом ряду», «Раздел имущества», «Сердечная недостаточность». Становится обладателем очередной Госпремии, членом редколлегии журнала «Юность».
Анатолий Алексин со школьниками
В 1980 году литератор получает Международную премию европейских стран имени Максима Горького за лучшее произведение для юношества. В это же время библиографию пополняет его «Собрание сочинений в трех томах», а в 1987-м увидит свет издание «Очень страшная история и другие повести».
В статусе секретаря Союза писателей (1970-1989) Анатолий Георгиевич вел активную общественную деятельность, в том числе и участвовал в зарубежных поездках.
Так, после американского турне журналисты США окрестили писателя «русским Марком Твеном». Не раз Алексин был председателем жюри конкурса детских и юношеских фильмов Московского международного кинофестиваля.
14 лет вел в эфире центрального телевидения передачу «Лица друзей».
Писатель Анатолий Алексин и миротворец Патриция Монтадон во время открытия первого в СССР клуба Мира
В 1993 году супруги Алексины иммигрировали в Израиль, поселились в Тель-Авиве. Здесь писатель работает уже в жанре взрослой прозы, публикует романы «Сага о Певзнерах» (1994) и «Смертный грех» (1995), ряд повестей и рассказов («Если бы их было двое», «Диагноз»). Детской и юношеской теме тех лет посвящены работы «Смешилка», «Не родись красивой».
Также в Израиле была издана книга его мемуаров «Перелистывая годы», обложку которой украсило их фото с супругой Татьяной. Последний рассказ мастера «Смотри мне в глаза» был опубликован в 2008 году.
Личная жизнь
Первой супругой писателя стала Серафима Кузьминична Городникова, также окончившая Институт востоковедения. Судя по всему, молодые познакомились, будучи студентами. О первом браке литератора почти нет информации, да и сам писатель не упоминает об этом отрезке своей личной жизни в интервью.
Анатолий Алексин и его жена Татьяна
А вот вторая жена Алексина – Татьяна Евсеевна (урожденная Фейнберг) – стала для него верной музой, вдохновительницей и любовью всей жизни. Они познакомились на работе. Татьяна трудилась в издательстве, была редактором его первых книг.
Она так и осталась первым и самым важным рецензентом его творчества, посвятив свою жизнь служению мужу. Пара поженилась в 1968 году. Для женщины этот брак тоже стал вторым.
От первого супруга остались фамилия Сетунская и единственная дочь Алена.
Анатолий Алексин с женой и дочерью
Анатолий Георгиевич очень гордился приемной дочкой. Алена стала журналистом, телеведущей. Много лет вела на российском телевидении программу о звездах отечественного и американского кино.
Была супругой известного кинорежиссера Карена Шахназарова, но счастье нашла во втором браке, выйдя за американского продюсера Марка Зандера.
После рождения дочки Ани семья перебралась в Люксембург, куда в 2011 году журналистка перевезла и престарелых родителей.
Смерть
Известие о смерти писателя пришло из Люксембурга 1 мая 2017 года. Анатолий Алексин скончался на 93-м году жизни. Причины не были упомянуты в некрологе, но в одном из интервью автор обмолвился, что перенес 2 онкологических заболевания.
Анатолий Алексин в старости
Классик детской литературы пережил свою любимую жену Татьяну на 3 года и завещал похоронить его в Москве, рядом с его родителями на Кунцевском кладбище.
Библиография
- 1950 — «Тридцать один день»
- 1956 — «Саша и Шура»
- 1958 — «Необычайные похождения Севы Котлова»
- 1965 — «Коля пишет Оле, Оля пишет Коле»
- 1967 — «В стране вечных каникул»
- 1968 — «Мой брат играет на кларнете»
- 1970 — «Звоните и приезжайте!»
- 1976 — «Безумная Евдокия»
- 1978 — «Раздел имущества»
- 1980 — «Дневник жениха»
- 1985 — «Сигнальщики и горнисты»
- 1987 — «Добрый гений»
- 1994 — «Сага о Певзнерах»
- 1996 — «Диагноз»
- 1996 — «Смешилка»
- 1999 — «Не родись красивой…»
- 2006 — «Смешилка — это я!»
- 2008 — «Смотри мне в глаза»
Источник: https://24smi.org/celebrity/82910-anatolii-aleksin.html
Краткое содержание Алексин Очень страшная история для читательского дневника
Рассказ начинается с того, что в школе неназванного города появляется новый учитель литература Святослав Николаевич, который является поклонником творчества Глеба Бородаева, внук которого и является одним из учеников класса, самое интересное, что у внука такое же имя и фамилия.
Учитель предложил ученикам организовать кружок Бородаева. В него попали Алик, Наташа Кулагина, Валя Миронова, Андрюха Круглов, Гена Рыжиков и Глеб. В классе создается целая выставка.
Учитель рассказывает о книге «Тайна старой дачи», к которой рассказывается о человеке, который исчезает на даче в новогоднюю ночь не оставляя даже следов.
Прошел целый год и учителя отправляют на пенсию, на его место пришла молодая учительница, которая вместо кружка Бородаева открыла кружек Пушкина. По итогу ребята уговаривают новую учительницу съездить на ту самую дачу из рассказа.
Алексин. Краткие пересказы:
Картинка Очень страшная история
Сейчас читают:
- Краткое содержание Пушкин Борис Годунов
Борис Годунов решительно не хочет принимать власть, он обвиняется Шуйским, что по его вине умер младенец-царевич. Но народ желает видеть на троне только Годунова и тот уступает. В келье Чудова монастыря инок Григорий расспраш - Краткое содержание Чехов Пересолил
Очень интересный и довольно поучительный рассказ, который повествует о человеческих пороках, и как один из них, хвастовство, которое всегда приносит людям одно горе, так как человек при этом очень много врет, что не может ему пойти в пользу. - Краткое содержание Пушкин Кавказский пленник
К черкесам в плен попадает молодой русский парень. Ему отсюда никак не выбраться, он пасёт стадо, наблюдает за бурлящей жизнью на Кавказе и часто в мечтах возвращается в родную Россию. По вечерам к нему при - Краткая содержание Чехов Жалобная книга
Жалобная книга хранится на железнодорожной станции в специальной, предназначенной для нее, конторке. Ключ от нее находится у станционного жандарма. Однако конторка не запирается. Все желающие оставляют в ней записи самого разного характера. - Краткое содержание Пушкин Скупой рыцарь
Молодой рыцарь Альбер просит слугу Ивана принести ему его шлем. Тот подаёт шлем, насквозь пробитый на поединке рыцарем Делоржем. Альбер жалуется на нищую жизнь - Маршалл
Источник: https://uchim-klass.ru/kratkie-soderzhaniya/aleksin/ochen-strashnaya-istoriya
Анатолий Алексин — Вторая очень страшная история
- Алексин Анатолий
- Вторая очень страшная история
- (еще пострашней первой!)
- ПОКОЙНИК ОЖИВАЕТ И НАЧИНАЕТ ДЕЙСТВОВАТЬ
- Предисловие,
- из которого становится ясно, как я дошел
- до жизни такой (в положительном смысле!)
Вероятно, есть еще на свете люди, которые не успели прочитать мою первую «Очень страшную историю». Для них я перескажу ее содержание, непрерывно помня о том, что краткость — сестра таланта.
Это утверждал кто-то из тех, кого, как говорит наша учительница Нинель Федоровна, стоит цитировать. Но ведь сестры бывают разные: родные, двоюродные, троюродные… Так вот, краткость — родная сестра таланта. Это высказывание принадлежит уже мне!
Я решил рассказать еще много «очень страшных историй». И каждая последующая будет страшней предыдущей. До чего все это дойдет — трудно себе представить. Как трудно представить, до чего дойдет сама жизнь.
Которая все сюжеты мне и подскажет! В классе подсказывать запрещено, а в литературе — разрешено. Таким образом, мои «очень страшные истории» являются, говоря милицейским языком, документами.
То есть они, говоря литературным языком, документальны.
https://www.youtube.com/watch?v=U-pB7fvRvZ8
Я и думать не думал, что моя первая детективная повесть будет напечатана в самом настоящем журнале… А потом будет издана не только, говоря патриотическим языком, на родной земле, а и в странах далеких и даже самых что ни на есть капиталистических.
Там ей, говоря юридическим языком, незаконно давали другие названия. Иногда мне это было приятно. К примеру, в Нью-Йорке — есть такой город — на обложке напечатали: «Алик — детектив».
Меня, значит, признали детективом, говоря дипломатическим языком, в международном масштабе! А это, говоря грубым языком, толкнуло меня продолжить первую «Очень страшную историю».
Но не буду попусту тратить время: его ведь, как уверяют мои родители, не вернешь. Тем более, что краткость — родная сестра…
Итак, перескажу содержание своей первой повести для тех, кто ее случайно еще не прочитал и поэтому, полагаю, не помнит.
Шестиклассник Глеб Бородаев очень любил собак. Он и некоторых людей тоже любил. Но неожиданно оказалось, что он — внук писателя Глеба Бородаева-старшего, который творил в нашем городе в первой половине этого века… Что именно он натворил, я не знал. Но вдруг… Глеба, который раньше был весьма незаметным, сразу заметили.
Для начала его избрали почетным членом литературного кружка, созданного и взращенного преподавателем литературы Святославом Николаевичем. Потом Святослав Николаевич, говоря судебным языком, стал сажать Глеба… как внука нашего знатного земляка, в президиумы. Внук без конца делился воспоминаниями о своем деде, который скончался, когда Глебу было три года, не более.
Но и не менее… Потому что об этом было сообщено в «Уголке Гл. Бородаева», открытом тем же Святославом Николаевичем. Он соорудил пьедестал, возвел на него Глеба и, наверное, так устал от всего этого, что ушел на покой — пока еще не на вечный, но, по крайней мере, на заслуженный. Постепенно Глеб, прежде любивший собак и некоторых людей, всей душой полюбил себя самого.
А тут как раз явилась новая классная руководительница Нинель Федоровна. Она была хорошей, или, по выражению моего старшего брата, студента Кости, «прехорошенькой». Тем не менее она закрыла «Уголок Гл. Бородаева» и открыла «Уголок А. С. Пушкина», тоже творившего в первой половине века, но предыдущего.
Новый «Уголок» разместился не в уголке, а между окнами, одно из которых выходило прямо во двор, а другое — прямо на улицу.
Нинель, как мы за глаза называли свою «прехорошенькую» классную руководительницу, объявила, что про писателя Гл. Бородаева никогда ничего не слышала. «А еще литературу преподает», — сказал Глеб Бородаев-младший.
Заодно Нинель пообещала закрыть в скором будущем и кружок имени Глебова дедушки: «Пусть у нас будет не «кружок», а большой круг поклонников литературы!»
Тогда-то Глеб и решил вернуть себе, говоря образным языком, потерянный трон… Он придумал для этого план, полный и даже переполненный хитрости и коварства.
Глеб заманил весь наш литературный кружок не только далеко за город, но и на таинственную «старую дачу», которая с виду была вполне молодой. А потом он завлек нас всех в то самое подземелье, где писатель Гл.
Бородаев сочинил свое нашумевшее — в нашей школе! — произведение «Тайна старой дачи». Из-за этой повести дача преждевременно и состарилась. Но ведь «Тайной новой дачи» детектив не назовешь: не звучит как-то!
Мрачная погода и душераздирающий пейзаж, которые я очень люблю, потому что они полностью соответствуют непроглядному характеру преступлений, давили на нас в тот день буквально со всех сторон…
С помощью полууголовника с добрым прозвищем Племянник Григорий Глеб хотел замуровать до утра весь литературный кружок и себя самого в подземном склепе. Там было все, что мне так нравится: темнота, сырость, запах плесени и даже скелет с биркой, подаренный, как выяснилось, Гл. Бородаеву поклонниками его писательско-детективного дарования.
О, как мудры русские пословицы и поговорки! Вот, например, одна из них серьезно предупреждает: не рой яму другому — сам в нее попадешь. Племянник Григорий, окончивший всего шесть классов школы, этой пословицы не знал. И потому сам оказался несколько позже запертым в подземелье.
Это случилось еще и потому (о, как мудры русские поговорки!), что как веревочке ни виться, а конец обнаружится… Тот самый конец, согласно плану моей операции, и наступил! Когда мы вырвались на свободу, Племянник Григорий словно бы исполнял арию из популярной оперы «Князь Игорь»: «О, дайте, дайте мне свободу!» Вернее, он не пел, а вопил. Тоже, значит, захотел воли! Особенно важной была следующая строка: «Я свой позор сумею искупить…» Я сказал Глебу, что если он хочет искупить свой позор, то должен вернуться на «старую дачу» и с риском для жизни выпустить Племянника-пленника: не погибать же ему от голода без суда и следствия! И без искупления, о котором, говоря языком кузнецов, перековавшийся Племянник Григорий, оказывается, мечтал… Глеб минут через двадцать догнал нас по дороге на станцию и доложил, что задание выполнено. Вот на этом факте, читатели, заострите свое внимание. Заострите, но не до такой степени, чтобы поранить его: оно вам еще пригодится! Впрочем, не буду забегать вперед… Хотя какой же детектив без беготни и погони?
Мамы и папы, бабушки и дедушки в городе сходили с ума. И проклинали ни в чем не повинную Нинель, которая якобы отпустила нас в дальнюю и опасную дорогу одних. На самом же деле она ничего не знала, ибо потеряла связь с окружающим миром из-за отсутствия телефона в своей новой квартире.
Но родители были, говоря дипломатическим языком, дезинформированы. Все подстроил свергнутый с трона Глеб… Он задумал произвести «классный» переворот, то есть переворот в нашем классе: руками восставших родителей изгнать Нинель, снова вернуть «Уголок Гл. Бородаева» и все остальное.
Но не тут-то было!
Я победил уголовника с добрым именем Племянник Григорий, засадил его, как вы уже знаете, в склеп, а литературный кружок в полном составе устремился на местную станцию Антимоновка. Погони, к сожалению, не было (а какой детектив без погони?!).
На самой обыкновенной электричке, в самом обыкновенном вагоне мы мчались в объятия родных и близких… Лучше бы, конечно, я попал хоть на миг в объятия Наташи Кулагиной, дремавшей рядом со мной.
О, какие мятежные и несбыточные мечты порой посещают нас!
Мы возвращались… Мы — это я, Генка Рыжиков по прозвищу Покойник, который писал стихи о бесцельности бытия и вообще хотел поскорее «усопнуть», то есть уйти в мир иной, поскольку наш мир его все время чем-нибудь не устраивал; Принц Датский, который, наоборот, сочинял торжественные стихи ко всем датам (отсюда и его прозвище!); Валя Миронова, которая постоянно и везде мечтала перевыполнить норму («Нам задали к понедельнику всего три задачки… А можно я решу пять или хотя бы четыре?»); Глеб Бородаев — поникший и разоблаченный мною виновник того страшного, что могло бы случиться… И не случилось, говоря откровенным языком, благодаря мне. И наконец, Наташа Кулагина. Она в своей, говоря литературным языком, полудреме приблизилась к моему плечу. А может, это мне показалось? И приблизился, наоборот, я?..
Одним словом, мы возвращались домой победителями!
Глава I,
в которой меня выносят ногами вперед
За окном, насколько видел глаз, распласталась слабо проглядываемая или вовсе непроглядная низина. Ее кромешность изредка прорезалась немигающими прожекторами встречных электровозов и поспешно мигающими окнами вагонов.
Мой старший брат Костя опять скажет, что я «рабски копирую» низкие, как та непроглядная низина, литературные образцы. Но отличить низкие образцы от высоких иногда даже великим не удавалось.
Наташа Кулагина, к примеру, показала мне одну строчку из дневника Льва Николаевича Толстого: «Вчера читал «Фауста» Гете (совсем скверное произведение)». Но если Толстой мог так ошибаться в Гете, почему Костя не может ошибаться во мне!
Источник: https://mybrary.ru/books/detskaya-literatura/child-prose/207493-anatolii-aleksin-vtoraya-ochen-strashnaya-istoriya.html
Как ваше здоровье Алексин А.Г
Я учусь в той же школе, где когда-то учились мама и папа. Папу почему-то никто не запомнил. А маму запомнили многие. «У нее были прекрасные внешние данные! » – сказала как-то учительница литературы, которая заодно руководит у нас драмматическим кружком. И придирчиво оглядела меня.
Это было бы еще ничего: за «внешние данные» пока что отметок не ставят. Но оказалось, что и внутренние данные у мамы тоже были гораздо лучше, чем у меня. К примеру, все помнили, что мама никогда не гоняла клюшкой консервные банки и не любила играть в «расшибалочку» .
К трибуне зашагал огромный мужчина.
Мне показалось, что здоровее его в зале не было ни одного человека. – Это Андрюша… – сказала старушка. И опять по-своему улыбнулась. В разных концах зала тоже зашептали: – Андрюша… Андрюша… – Его тут все знают? – спросил я старушку. – А как же! Он был совсем слабый.
Совсем… Я тоже знал об этом бывшем папином пациенте.
И еще двое бывших больных сказали, что с помощью папы они «второй раз родились» . Я понимал, что им бы не хотелось больше рождаться с папиной помощью… Но все они смотрели на папу так, будто с ним были связаны какие-то очень хорошие воспоминания.
А ведь он, между прочим, их оперировал… Я сидел и делал разные фантастические предположения. «Вот если бы я учился на одни только пятерки – чего на самом деле никогда в жизни не будет! – и меня бы стали вдруг хвалить на школьном собрании, многим ребятам это бы не понравилось.
Я уверен… » А тут все врачи, медсестры и нянечки так улыбались, словно их самих за что-то благодарили. «Почему? – думал я. – Наверное, потому, что они любят папу…» А потом был концерт. А потом были танцы… И снова к папе подходили женщины: они приглашали его танцевать.
И я опять ужасно страдал оттого, что мама и бабушка не видят всего этого.
Краткое содержание
Бабушка считала моего папу неудачником. Она не заявляла об этом прямо.
Но время от времени ставила нас в известность о том, что все папины товарищи по институту стали, как назло, главными врачами, профессорами или в крайнем случае кандидатами медицинских наук. Бабушка всегда так громко радовалась успехам папиных друзей, что после этого в квартире становилось тихо и грустно.
Мы понимали, что папа был «отстающим»…
— Хотя все они когда-то приходили к тебе за советами. Ты им подсказывал на экзаменах! — воскликнула как-то бабушка.
— Они и сейчас приносят ему свои диссертации, — тихо сказала мама, не то гордясь папой, не то в чем-то его упрекая.
— Они получают творческие отпуска для создания научных трудов! А он и в обычный отпуск уже три года не может собраться. Каждый день эта больница! Операции, операции… И больше ничего. Хоть бы на недельку взял бюллетень: заболел бы, отдохнул, что ли…
Вскоре мамино желание сбылось: папа заболел гриппом.
Ему прописали лекарства.
— А еще, — сказал врач, — нужен покой, тишина-Телефон у нас стал звонить каждые две минуты…
— Как его здоровье? Как он себя чувствует? — спрашивали незнакомые голоса.
Сперва меня это злило: папа не мог заснуть. И вечером я сказал маме, которая вернулась с работы:
— Звонили, наверно, раз двадцать!
— Сколько? — переспросила мама.
— Раз тридцать, — ответил я, потому что почувствовал вдруг, что мама как-то приятно удивлена. — Они мешают ему спать, — сказал я.
— Я понимаю. Но, значит, они волнуются?
— Еще как! Некоторые чуть не плакали… от волнения… Я их успокаивал!
— Когда это было? — поинтересовалась бабушка.
— Ты как раз ушла за лекарством. Или была на кухне… Точно не помню.
— Возможно… Звонков действительно было много, — сказала бабушка и с удивлением посмотрела на дверь комнаты, в которой лежал папа.
Она не ожидала, что будет столько звонков. Они обе не ожидали!..
«Как здорово, что папа заболел! -думал я. — Пусть узнают… И поймут. Особенно мама!» Да, больше всего мне хотелось, чтоб мама узнала, как о папе волнуются совершенно посторонние люди.
— Однажды мне довелось ухаживать за студентом Юрой. Ну который живет в соседнем подъезде… -сказал я. -Вы помните? (Мама и бабушка кивнули в ответ.) Он тоже был болен гриппом. И ему тоже звонили. Человека два или три в день. Не больше. А тут прямо нет отбоя!
В эту минуту опять зазвонил телефон.
— Простите меня, пожалуйста… -услышал я в трубке тихий, какой-то сдавленный женский голос… -Я с кем разговариваю?
— С его сыном!
— Очень приятно… Тогда вы поймете. У меня тоже есть сын. Его завтра должны оперировать. Но я хотела бы дождаться выздоровления вашего папы. Если это возможно… Попросите его, пожалуйста. Если возможно… У меня один сын. Я очень волнуюсь. Если это возможно.
Я хотела, чтобы ваш папа сам, лично… Тогда я была бы спокойна!
— Повторите, пожалуйста, это его жене, — сказал я. — То есть моей маме… Я сейчас ее позову!
И позвал.
Еще через час или минут через сорок мужской голос из трубки спросил:
— С кем я имею честь?
— С его сыном!
— Прекрасно! Тогда вы не можете не понять. Моей супруге будут вырезать желчный пузырь.
Обещали, что вырежет ваш отец. Именно поэтому я и положил ее в эту больницу. Хотя у меня были другие возможности! Но мне обещали, что ваш отец… И вдруг такая неприятная неожиданность! Как же так? Надо поднять его на ноги! Может быть, нужны особенные лекарства? Какие-нибудь дефицитные? Я бы мог… Одним словом, я хотел бы его дождаться. Это не театр: здесь дублеры меня не устраивают!..
— Скажите все это его жене. Вот так, как вы говорили мне… Слово в слово! Может быть, она сумеет помочь.
✚ Заказать ✎ Написать
Видео
Скачать содержание страницы
Источник: https://avosya.ru/kratkoe-soderzhanie/kak-vashe-zdorove-aleksin-a-g/
«Безумная Евдокия» – Анатолий Алексин. Краткое содержание
Меню статьи:
Повесть Анатолия Алексина «Безумная Евдокия» затрагивает сразу несколько неразрешенных проблем социума. Автору хочется заставить читателя разобраться и дать самостоятельную оценку таким вопросам как:
- Является ли благом самоотречение во имя ребенка;
- Совместима ли творческая одарённость и эмпатия у детей;
- Способно ли одиночество деформировать личность человека;
- Взрослые и дети: взаимное воспитание и манипулирование;
- Способен ли он по достоинству оценить ежедневный подвиг взрослых, отрекающихся от себя и своих амбиций.
Главные роли отведены четырём действующим лицам: безымянный повествователь от первого лица, его жена Надя, дочь Оля и учитель истории Евдокия Савельевна. На втором плане не менее важные люди – Боря, влюблённый в Олю одноклассник и «Люси», лучшая подруга.
Краткая сюжетная линия повести
Знакомство супругов происходит в рабочей обстановке. «Милая детская непосредственность» взрослой женщины влюбляет в неё будущего мужа с первых дней знакомства.
Молодая семья мечтает о рождении дочери, и вопреки пороку сердца и предостережениям врачей, Надя принимает судьбоносное решение – она становится матерью.
Бессонные внутренние монологи приводят главного героя к пониманию, что дочь стала причиной их с Надей отчуждения друг от друга.
На время страшного события Оля была шестнадцатилетней девушкой, одарённой талантом скульптора и художницы. Уйдя на сутки в поход с компанией одноклассников и школьной учительницей истории Евдокией Савельевной, девочка исчезает.
Мать, находясь в опасном для неё состоянии потери самообладания, не вовремя подходит к телефону, когда из участка милиции звонят и предлагают опознать тело неизвестной девушки. В этот момент героиня теряет рассудок, а в квартиру заходит радостная Оля.
Характеристика главных действующих лиц
«Родители Оленьки» – так характеризует повествователь их с женой потерянные годы. Начало представлено ретроспекцией главного героя в далёкое прошлое, и его размышлениями о том, что упущенные детали могут иметь катастрофические последствия. Неумолкающие внутренние диалоги с женой приводят к мысли о том, что увлёкшись единой целью и глядя в одном направлении, можно забыть о самих себе.
Вначале автор хочет сказать о том, что влюблённые в равной степени были наделены эмоциональным интеллектом и без труда нашли общие цели в жизни.
Не раз упоминается способность Нади к самоиронии, ведь «на это способны только хорошие и умные люди» – думает муж, не переставая восхищаться своей избранницей.
Женщина обладает такими главными человеческими качествами, как духовная чистота и мудрость в сочетании с самоотдачей.
Героине отведена роль доброго наставника мужа, а он в свою очередь высоко ценит способности супруги тонко чувствовать людей и ситуацию. Часто она заставляет задуматься о том, что во время веселья в одном месте, где то раздаётся плачь других людей. Идею автор подкрепляет неугомонным весёлым радио, звуки которого сопровождает трагическую ситуацию.
Образ Нади и её болезнь сердца показывает, что рождение ребёнка является ценным даром. Мать полностью растворяется в чаде, забыв с годами о том, что сама была некогда наделена хорошим голосом и могла петь.
Анатолий Алексин задаёт вопросы читателю:
- Жертвенность родителей – полезна ли она для ребёнка.
- Способен ли он по достоинству оценить ежедневный подвиг взрослых, отрекающихся от себя и своих амбиций.
На то время такими критериями мыслить не разрешалось, но можно предположить, что излишняя увлечённость жизнью сына или дочки способна негативно отразиться на всей семье.
Повествователь хочет сказать, что родители, излишней заботой воспитали молодую эгоистичную дочь, которая легко и с налётом небрежности переступает через родных и друзей.
Девочка владеет даром не только скульптора, но и мастера слова, на ходу придумывая рифмованные ответы в повседневных диалогах. В школе она отличается от серой массы, но не находит признания.
Отец видит в ней родственную душу – талант, который стараются не замечать посредственности, и начинает ещё больше жалеть дочь.
Девочка-подросток во всём винит Евдокию, странную учительницу, которая пытается всех уравнять и выделить любимчиков среди бесполезных в классе учеников. Рассказы дома о странном поведении преподавателя не умолкают: «— Наша безумная Евдокия! — сказала о ней Оля». Так произошло единогласное клеймление личности.
Алексин хочет донести, что ребёнок с ранних лет стал неосознанно практиковаться в манипулировании людьми. Родители видят несуразную учительницу предвзято, с подачи Оли она выглядит так:
- Одинокая нелепая женщина, которая старается подавить в детях творческое начало.
- Необъективных холерик, который «хватает из толпы» себе фаворитов среди бездарных учеников.
- Взбалмошный и волевой характер держит сплочённым весь класс, порицая каждого, кто не хочет принимать участия в коллективной деятельности.
Гротескная персона Евдокии выстроена ею лично, и создаётся впечатление, будто она тщательно следит за этим, специально надевая несуразную мужскую и женскую одежду вместе.
Однако безумство её всё же относительно, она под стать родителям Оли, растворилась в чужих детях. Не имея своих, всей душой хочет научить их дружить и приносить пользу обществу, подтверждая свои слова яркими примерами.
Только после потери рассудка жены главный герой осознает, что за шестнадцать лет они воспитали умного манипулятора, неспособного сочувствовать.
Картина показывает, как растворяясь в жизни талантливых, или бесталанных детей родители теряют способность мыслить критически, поддаваясь умелому плетению интриг детьми. Читатель обязан задуматься, насколько самостоятельно даётся оценка людям, или она кем-то запланирована и просчитана в корыстных целях.
Одиночество губительно для человека
Автор хочет показать, что с «духовной тишиной» карикатурная Евдокия и ей подобные стараются справиться тем, что громко «шумят» вокруг, не желая оставаться наедине с собой. Такое энергичное поведение способно заряжать энтузиазмом, но в равной степени может мешать людям более тонкого склада ума, одиночкам, которые хотят дистанцироваться от толпы.
Такие «личности в себе» по мнению писателя, могут представлять скрытую угрозу для общества, с ними он посылает бороться «безумных» одиноких учителей.
Интеллектуалы наподобие Оли наделены большой долей эгоизма и не хотят сливаться с массой. Проблема в том, что у них отсутствует эмпатия, а оказываемая помощь – способ доминирования, проявление превосходства, а не сочувствия.
Лицом к лицу с тишиной и поиски ответов
Алексин заставляет представить страшную ситуацию: способен ли любящий муж простить дочери сумасшествие Нади. Возможно ли принять свои ошибки, когда уже пожинаешь их необратимые последствия?
О чём хотел сказать А. Алексин
Для каждого родителя необходимо найти ответ, в чём заключается воспитание – в бездумном потакании ребенку, или создании духовной базы, на которой будут основаны человечность и социальная адаптация.
Только целостные взрослые люди могут выстроить гармоничные отношения с собой и окружающими. В человеке должно присутствовать самоуважение, иначе им будут управлять более сильные, даже в лице детей.
А ведь нужно иметь способность вовремя видеть намерения людей сквозь их суету и «шум», различать слова, поступки и последствия сделанного.
Источник: https://r-book.club/sovetskie-pisateli/anatolij-aleksin/bezumnaya-evdokiya.html
Анатолий Алексин: Тридцать один день
- Анатолий Георгиевич Алексин
- Тридцать один день
- Дневник пионера Саши Василькова
Вчера, за день до отъезда в лагерь, я поссорился с Галкой. Галка — это моя сестра. Она презирает меня, потому что ей уже шестнадцать лет, а мне только тринадцать; она в девятом классе, а я только в шестом; она отличница, а я нет…
Галка говорит, что у меня нет силы воли и что я ни одного дела не могу довести до конца. Я знаю, почему она так думает. Потому что я никогда не решаю до конца арифметические примеры, которые задает на дом Варвара Федоровна.
Но Галка не понимает, что я делаю это нарочно. Варвара Федоровна вызывает учеников по алфавиту, а моя фамилия в журнале — третья. Я и решаю всегда три примера, а иногда даже больше (на всякий случай).
Но сестра этого не понимает и говорит, что у меня нет силы воли.
Я долго терпел. Но вчера я наконец возмутился.
— Дай какое-нибудь настоящее дело — и я докажу тебе, что у меня стальная воля и что я все умею доводить до конца! — крикнул я сестре.
Тогда Галка вынула из портфеля толстую тетрадь в красном клеенчатом переплете и протянула ее мне. Я даже опешил: такие тетради называются «общими». Я их видел только у старшеклассников.
— Галочка, это мне? — спросил я тихо.
- — Да, я дарю тебе эту тетрадь. Но с одним условием…
- Я схватил тетрадку и хотел бежать в соседнюю квартиру — показать Витьке, но сестра остановила меня:
- — Я же сказала, что дарю тетрадь с условием.
- — С каким?
- — А вот с каким! Завтра ты едешь в пионерский лагерь, на Черное море…
- — Ну и что же?
— Не перебивай меня, это невежливо! — сказала Галка. (Это она у мамы научилась так говорить.) — В лагере будет много интересного. И обо всем самом интересном ты будешь каждый день писать в этой тетрадке. Так ты составишь дневник. Сделать это нелегко. Но, если ты все-таки сделаешь, и я, и мама, и даже папа — все мы поверим, что у тебя есть воля. Ты просил настоящего дела? Вот это оно и есть.
У меня даже руки опустились. Галка всегда умеет испортить самые лучшие минуты. Ну почему бы ей не подарить тетрадку просто так, без всяких условий?
Но делать было нечего. Речь шла о моей чести, и я согласился, хоть это, конечно, девчачье занятие — вести дневник. Буду каждый день писать не меньше страницы. Я докажу Галке, что у меня стальная воля и я, если надо, могу выдержать любые неприятности!
И вот сейчас я лежу на верхней полке вагона и пишу свой дневник. Остальные ребята смотрят в окна. И мне хочется смотреть, но я не могу. Ничего не поделаешь!
У окна стоит мой новый товарищ — Андрей. Я его заметил еще утром, когда все ребята, уезжающие в лагерь, собрались возле клуба большого завода, на котором работает мой отец. Всех пришли провожать мамы, папы, бабушки. Только Андрей пришел один, с небольшим узелком. Он посмотрел по сторонам и сказал:
— Подумаешь, устроили прощание! Как будто мы уезжаем на фронт или на Северный полюс.
Андрей мне сразу понравился.
А потом выступал один начальник с завода. Он заявил, что нас посылают так далеко, к Черному морю, потому, что мы «недостаточно физически крепкие». У Андрея лицо стало красным от возмущения, и он сказал, ни к кому не обращаясь:
— Глупости какие! Откуда он взял, что мы недостаточно крепкие?
- Андрей сел в голубой автобус, не дожидаясь остальных, — не захотел больше слушать начальника.
- Меня провожала Галка, хоть я ее и не просил. Галка нарочно громко, чтобы все слышали, сказала:
- — Не выходи на станциях, а то еще отстанешь от поезда. И не высовывайся в окно…
Она всегда позорит меня, как будто я «маменькин сынок». Я оглянулся по сторонам, но Андрея, к счастью, не было: он сидел в автобусе и не слышал Галкиных слов.
Автобусы мчались по широким мостовым. И солнце ехало с нами вместе: даже глазам больно было от его лучей. Мимо проносились высокие дома; они были отделены от мостовой деревьями. Мы ехали так быстро, что деревья за окнами сливались в одну зеленую стену…
Прохожие улыбались нам. Улыбались все: и пешеходы, и шоферы, и даже строгие постовые милиционеры. Казалось, все знали, что мы едем далеко, на юг, и все желали нам доброго пути.
В вагоне я лег на верхнюю полку и очень обрадовался, когда увидел на нижней полке, под собой, Андрея. На другой нижней полке лежал мальчишка, которого я раньше не заметил. У него на носу были большие очки. Мне даже показалось, что это очки для взрослых.
Мальчишка лег и сразу стал читать книгу. Я заглянул и вижу — стихи. Вот странно: читает стихи! Я не люблю стихов. Другое дело романы: Жюль Верн, Майн Рид! Или еще лучше — Николай Островский, «Молодая гвардия»! А стихи я читаю, только когда в школе заставляют.
Читать дальше
Источник: https://libcat.ru/knigi/proza/detskiaya-proza/270901-anatolij-aleksin-tridcat-odin-den.html