Краткое содержание рассказов федора достоевского за 2 минуты

Известный всему миру великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский, именно тот, кто написал «Белые ночи», на первый взгляд мало чем примечательную повесть. Но произведение полно нежности и благодарности. Герои неуловимы словно призраки, и в то же время похожи на многих и многих. Сюжет незамысловат, но финал неожидан и светел, хотя весь пронизан грустью. …

Краткое содержание повести

Стоит сделать краткий пересказ по главам, чтобы понять, что же необычного есть в повести.

Краткое содержание рассказов Федора Достоевского за 2 минуты

Все произведение делится на ночи, проведенные в ожидании жениха:

  1. Первая ночь. Герой средний чиновник, проживший в Петербурге не один год и оставшийся одиноким. Он гуляет вечерами в поисках знакомых, чтоб поздороваться и забыть об одиночестве. Встретив плачущую незнакомку, он ищет повод познакомиться и находит – к девушке пристает пьяница. Чиновник провожает ее домой и договаривается о дружеском свидании.
  2. Вторая ночь. Во время второго свидания герой признается, что его жизнь полна лишь пустых мечтаний и одиночества. Настенька же обещает быть ему другом и рассказывает свою историю.
  3. В повести «Белые ночи» монолог Настеньки выносится в отдельную главу, поскольку он важен, как типичная картина несчастной сироты. Рано оставшаяся на попечении бабушки, девочка прожила всю жизнь приколотая к бабушкиной юбке булавкой. Попытка бегства окончилась скандалом и большими ограничениями. Вскоре в жизнь девушки ворвался молодой человек – новый постоялец. С ним, пожалевшим Настеньку, пришли книги, театр и любовь. К сожалению, скоро молодой человек собрался в Москву. Бедная влюбленная девушка прибежала и рассказала о любви, желании уехать с ним и своем горе. Но бедность стала между ними стеной. Возлюбленный обещает вернуться через год, и встретиться на этом месте в 10 вечера. А вчера не пришел.
  4. Третья ночь. Чиновник приходит с тяжелым сердцем, после того как отнес письмо от Настеньки ее возлюбленному. Мечтатель чувствует, что сам полюбил эту нежную девушку, но боится нарушить ее жизнь. Долгожданный возлюбленный не появился. Они снова договариваются о встрече, если не будет дождя. Краткое содержание рассказов Федора Достоевского за 2 минуты
  5. Четвертая ночь. Идет дождь и герой прождав немало, все же пошел домой. В тот же вечер он решил признаться в любви. На следующий вечер они встречаются, и Настенька окончательно разочаровывается в любимом. Она благосклонно принимает признания чиновника в любви, и покоренная благородством, соглашается жить вместе в мезонине бабушке, обещая со временем полюбить в ответ. Мечты о долгой жизни вместе прерываются неожиданно пришедшим прежним возлюбленным. Настенька бросается в объятья к нему, и счастливая уходит домой.
  6. Утро. Заболевший и расстроенный герой получает письмо от Настеньки, в котором узнает о скорой свадьбе. Девушка заверяет его в нежнейшей дружбе. Несмотря на горе и печаль, герой смог сохранить благодарность к женщине, пробудившей в нем светлые чувства.

Это интересно! Роман Бесы Достоевский: краткое содержание произведения

Образы героев

Краткое содержание рассказов Федора Достоевского за 2 минутыНарисованные мазками и полутонами главные герои «Белые ночи», кажутся лишь отражениями тысяч реальных людей. Не зря у мечтателя нет имени. Он лишь образ, лишь тень. Не имея друзей, не болея работой или заботами, он сам осознает свою чуждость миру и обществу.

Сравнивая себя с грязным уличным котенком, он ищет хотя бы проблеска тепла, ласки и внимания. Над ним смеются из-за того, что нет девушки, интересов, и это смех лишь дальше откидывает его от общества, словно пинок. И впервые находя светлое чувство, чиновник отдается этому человеку всей доверчивой и тонкой душой.

Девушка встретилась главному герою ночью, как уже описывало краткое содержание Белых ночей.

 История Настеньки, тоже словно вырвавшейся из тюрьмы, где не имела ни друзей, не интересов, тоже поражает читателя. Жизнь проходила мимо нее, не затрагивая, но маня.

Она тоже отдалась всем сердцем первому чувству, первому ласковому слову, первому интересу. Привязанная к стареющей опекунше она рвется на свободу, но не имеет ее.

Важно! Здесь проходит кардинальное различие героев. Чиновник не имеет связей с миром, потому что живет в мечтах и не понимает мира, который окружает его.

Настенька же не имеет почти никаких связей с миром из-за страхов бабушки, но она рвется наружу, к людям, чтоб стать частью мира. Эти двое одиноких людей идут в разные стороны.

Настенька для героя единственный свет в окошке, а мечтатель для нее лишь поддержка в трудном испытании.

Анализ и размышления

Краткое содержание рассказов Федора Достоевского за 2 минутыИтак, в повести «Белые ночи» основная мысль – значение в жизни обычного человека случайной встречи и благодарности за эту встречу. Герой не обозлился на Настеньку, не стал ее ненавидеть за отказ любить, но сохранил тихую благодарность за то, что она была, понимала и стала другом. А девушка осталась благодарна, что мечтатель поддержал ее в эти трудные дни.

Наравне с главными героями, важно в книге «Белые ночи» описание города. Время действия – весна, Петербург пропитан неизъяснимой романтикой. Он полон цветов, ароматов и блеска воды. Вечера его светлы, хотя и свежи.

К сожалению, чаще многочисленные жители страдают от дождя и сырости, чем радуются солнышку и теплу.

Может именно поэтому в городе там много несчастных, одиноких и ищущих чего-то людей? Много гуляющий герой уже привычно делит город на симпатичные и неприятные ему районы и места, каждому находя свои черты и отличия. Кстати именно с домами он дружит и даже узнает о здоровье.

Важно! Вообще Достоевский часто описывает этот город в своих романах и рассказах. Он выступает наряду с персонажами, влияет на них, опускает на дно тоски и даже убивает чахоткой. Зато в этой повести город мил и светел, его холод оборачивается свежестью, многолюдность счастливыми встречами.

Не разгадано, что лежит в основе повести Достоевского белые ночи, ее история создания.

То, что образ героя так размыт и не имеет ни имени, ни профессии, ни точного внешнего описания, в свое время позволяли отнести его к автобиографичному.

Некоторые современники узнавали в этом нелюдимом, трогательном мечтателе образ молодого Федора Михайловича. Другие же утверждали, что автор срисовал героя с близкого друга поэта А. Плещеева.

Важно! Современные же исследователи относят эту повесть в раздел утопий.

Краткое содержание рассказов Федора Достоевского за 2 минуты

И даже получив отказ, которому поспособствовало его участие, как посыльного, (а стоит помнить, что он предложил отнести письмо возлюбленному и отнес его), герои сохраняет лишь светлые чувства и благодарность.

Настенька тоже робка, хотя ее сердце томится от желания любить. Теряя возлюбленного, она не заламывает руки, не погрязает в тоске, а берет все в свои руки и признается в любви. Потом страдая от ожидания, отправляет письмо и все же получает желаемое.

Это интересно! Роман Преступление и наказание: краткое содержание великого произведения

Определение жанра

Самое время определить понятнее какой же у книги «Белые ночи» жанр. В советских изданиях чаще всего он определяется как повесть. И правда, это короткое произведение с небольшими хронологическими рамками – 4 дня.

Рассказывается в нем последовательно обо всех рядовых, будничных событиях. Сам же автор назвал свое произведение сентиментальный роман, хотя он не дотягивает по объему, хронологии и масштабу.

Как уже было сказано, сегодня иногда жанр произведения определяется, как романтическая утопия с идеальными персонажами и чувствами.

Итак, что хотел сказать великий и пророческий Достоевский? «Белые ночи» о чем? История создания так и осталась в тайне.

В противовес его громоздким и тяжелым романам, трагическим и мрачным героям, страдающим от надломов, нарывов душевных, и вообще от мировой несправедливости, эта повесть полна света и легкости.

Ее герой, хоть и своеобразный лишний человек, и мечтатель, все же смог быть полезным. Вовремя спас Настеньку от приставаний. Ободрял и поддерживал, отнес письмо, а если бы не вернулся возлюбленный, то стал бы нежным супругом и смущенным отцом.

Он оказывается не полным ненависти отрицателем, а просто наивным и робким человеком, чье счастье еще возможно.

  • О чем рассказ белые ночи
  • Пересказ романа Достоевского Белые ночи

Источник: https://tvercult.ru/literatura/povest-belyie-nochi-dostoevskogo-kratkoe-soderzhanie-po-glavam

Биография Достоевского Ф. М

Федор Михайлович Достоевский родился 30 октября 1821 года. Произведения Достоевского известны всему миру, поэтому его по праву можно считать одним из самых известных классиков русской литературы.

Отец Федора Михайловича работал в больнице для малоимущих, а мать происходила из купеческого рода, но женщина умерла, когда Достоевскому было всего 15 лет. Тогда отец стал воспитывать семерых детей, второй из которых был именно Федор Михайлович.

Но дела в семье были плохи, и Достоевский со своим старшим братом отправляется в пансион, который находился в Санкт-Петербурге.

1837 год был связан для Достоевского не только со смертью матери и переездом, а и со смертью Александра Сергеевича Пушкина. Ведь поэт сыграл очень важную роль в творчестве Достоевского.

Также этот год был неким переломным моментом в жизни Федора Михайловича.

Он стал студентом военно-инженерного училища, остался без отца,  которого убили крепостные крестьяне, и уже в 1843 году взялся за перевод произведения Бальзака «Евгения Гранде».

И после это литературного опыта начался настоящий творческий этап Федора Михайловича Достоевский. В том же 1843 году он пишет произведение «Бедные люди», которое приносит славу писателю. Но вместе с успехом были и сложности. Следующее его произведение «Двойник» было принято с недопониманием и негативом. Это произведение сильно критиковали.

Но все эти неприятности покажутся Достоевскому пустяком, когда 22 декабря 1849 года его приговорят к казни по делу Петрашевского. Эта новость перевернула все мировоззрение Достоевского, но к счастью ему в последний момент изменили наказание, и он вместо казни был приговорен к каторжным работам.

В период 1850-1854 года творчество Достоевского терпит кризис, так как писатель находится в ссылке в Омске. После этого он становится рядовым солдатом в седьмом линейном сибирском батальоне, где знакомится с Марией Исаевой, с которой у него начинается роман, несмотря на то, что она замужем. В 1857 году, после смерти мужа Исаевой, Федор Михайлович женится на ней.

Мировоззрение Достоевского сильно изменилось, это повлияло и на творчество поэта. Жизненным идеалом для него стал – Христос.

В 1859 году Достоевский с женой и приемным сыном Павлом переезжают в Петербург, где с 1860 года писатель работает со своим братом Михаилом в журнале «Время, а потом в журнале «Эпоха».

Достоевский пишет много известных произведений, такие как «записки из мертвого дома», «Записки из подполья», «Униженные и оскорбленные», «Зимние заметки о летних впечатлениях».

В 1864 году Федор Михайлович остается без жены и брата, они умирают. Жизнь Достоевского начинает рушиться, он много играет, много проигрывает, и постепенно беднеет. И когда он остался совсем без денег, Достоевский пишет произведение «Преступление и наказание», за которое зарабатывает не малые деньги.

Дальше он берется за следующее произведение «Игрок», но сил на него у Федора Михайловича нет. Он берет к себе стенографистку Анну Сниткину, благодаря которой он не только дописал роман, но и становится снова женатым человеком. И они вместе отправляются за границу.

Вторая жена Достоевского многое сделала для того, чтобы сохранить семейный бюджет, и построить хорошую семью с писателем.

С 1872 года у Достоевского открылось второе дыхание его творчества, и он начинает активно работать над своими произведениями. Он с женой живет в городе Старая Русса (Новгородская губерния). Тогда же он пишет роман «Бесы», затем «Дневник писателя». В 1875 году Федор Михайлович пишет роман «Подросток», а в 1876 рассказ «Кроткая».

И в 1879 году Достоевский написал одно из самых известных и значимых произведений в его творчестве «Братья Карамазовы». Но уже 26 января 1881 года писателя-психолога Федора Михайловича Достоевского не стало. Он умер он обострившейся болезни эмфиземы, которая была вызвана на почве скандала с его сестрой Верой Михайловной.

Они ругались из-за наследства, от которого Достоевский не хотел отказываться.

Источник: https://kratkiy-pereskaz.ru/category/dostoevskyy/show/91/

Список книг Достоевского с кратким описанием | Литерагуру

Фёдор Михайлович Достоевский и по сей день является узнаваемым автором многих произведений. В своих творениях он поднимал множество различных тем, над которыми задумываются и сегодня. Тут будут рассмотрены самые нашумевшие и популярные его произведения, отразившиеся на истории русской литературы.

Преступление и наказание (1866 г.)

Этот роман впервые вышел в «Русском вестнике» и вызвал бурную реакцию общественности. Сегодня уже каждый школьник знает про старуху-процентщицу и шуточно философствует «тварь ли он дрожащая или право имеющий».

Какой бы абсурдной не казалась эта теория, тут есть, над чем задуматься, и понаблюдать за тем, как герой загоняет себя в угол своими же убеждениями. Но, к счастью, тут так же поднимаются темы любви и веры. Именно они дают шанс на исцеление заблудшей душе.

Роман будто кричит «у каждого оступившегося есть шанс», что, несомненно, приободряет и даёт надежду.

Автор полемизирует с ницшеанским учением, модным среди его современников, которое стало идеологической основой мировоззрения убийцы, который кровью хотел выкупить право называться сверхчеловеком. Тот же немецкий философ «похоронил Бога», но почвенник Достоевский наглядно доказывает, что безверие губит, а вот стремление к небесному Творцу действительно способно помочь в сложной ситуации.

Читайте также:  Краткое содержание аксаков семейная хроника за 2 минуты пересказ сюжета

Идиот (1868 г.)

С каждым новым прочтением роман открывается по-новому. Если в юношестве понять страдающего альтруиста Мышкина невероятно сложно, то в зрелости читатель видит, как его образ становится многогранным истолкованием христианской доктрины. Герой до сих пор является идеалом порядочности, нравственности и душевной чистоты.

В этом произведении все персонажи, на удивление, очень колоритны и необычны. То же самое можно сказать и про ситуации, которые каждый раз ставят читателя в тупик, и тот задаётся вопросом: «А как бы поступил я?». Чего стоит только сцена с деньгами, выброшенными в пламя камина.

Хорошая книга для того, чтобы порассуждать и пофилософствовать: что было бы, если бы Христос вновь пришел на Землю неузнанным? Не стал бы он в наших глазах таким же идиотом?

Братья Карамазовы (1880 г.)

Этот роман — самый объемный у Достоевского. В нем он поднимает множество тем, над которыми можно и нужно подумать. Такие как двойственная сущность в каждом человеке, совокупность «ангелов» и «демонов» в его душе, тема греха и милосердия.

Федор Михайлович всегда был любителем философии и психологии, и эта его особенность здесь ярко выражена. Кроме того, книга понравится ценителям интриг и детективов, ведь в основу сюжета легло расследование убийства отца братьев Карамазовых.

В каждом из них живет дьявольская искра убитого Федора, маленькое насекомое, порабощающее человеческие качества.

Пытаясь уничтожить ее в себе, каждый из героев становится невольным соучастником преступления, ибо корень зла – в том порочном и низменном старике, от гибели которого, как в случае со старухой-процентщицей, все, казалось бы, только выигрывают.

Униженные и оскорбленные (1861 г.)

Достоевский написал это произведения после того, как вернулся из сибирской ссылки. Он почувствовал на себе, как общество относится к тем, кого вычеркнуло из своей добропорядочной жизни.

Для него стало очевидно, что социальное расслоение в Российской Империи навсегда огораживает одних людей от других, и дворяне безнадежно далеки от народа, который, тем не менее, является движущей силой страны. Речь идет об «униженных и оскорбленных», чье достоинство и честь писатель защищал и отстаивал.

Князь Валковский в этом произведении стал первым  героем-«идеологом» в творчестве писателя. Сочувствие и всепрощение в произведении приобрели реальные формы, и читатель явственно осознает их необходимость в повседневной жизни.

Бесы (1872 г.)

Роман сам по себе очень тяжелый. Достоевский был одним из тех писателей, которые могли предвидеть и предположить судьбу своей родины. Федор Михайлович уже тогда видел террористические и радикальные настроения, а так же полнейшее разложение человеческого естества под влиянием разрушительных идей. А такие настроения, как правило, всегда ведут к катастрофе.

Их автор сравнивает с теми, имя кому «Легион». Вселившись в людей, они превращают их в несущее гибель стадо, презирающее все гуманное, светлое и доброе, что составляет нравственный облик личности. Фамилия главного героя – Ставрогин – происходит от слова «Ставрос» («крест»). Николай действительно несет на себе крест – бремя своих грехов, ставшее для него распятьем.

9 глава из произведения считается самым скандальным отрывком из всего, что написал Достоевский. Она даже дала некоторым людям из окружения писателя почву для подозрений в порочных наклонностях, которыми, согласно откровениям его приятеля, отличался Федор Михайлович. Однако вдова литератора эти сведения опровергла.

Игрок (1866 г.)

Это произведение во многом очень автобиографично. Всем известно, что Достоевский увлекался азартной игрой, проматывал все, даже шали супруги.

Даже несмотря на то, что писатель проигрывался, до каких-то пор его это не останавливало. Этот роман был заказом издательства, и «игроку» нужно было побыстрее его написать, чтобы покрыть долги за свое увлечение.

Именно поэтому, наверное, произведение и имеет столь ироничное и знаковое название.

Подросток (1875 г.)

Роман о наболевшей проблеме – последствии социального неравенства в Российской империи, а именно – о незаконнорожденных детях. Дворяне часто пользовались зависимым положением крестьянок и заводили внебрачные связи. Судьба такого ребенка была незавидной: он не был простолюдином, но и полноценным помещиком тоже не являлся.

Его не принимали в семье отца, прилагая все усилия, чтобы лишить незаконного претендента положенного наследства. Да и сам претендент чувствовал себя лишним и отчужденным в мире, где его положение было столь шатким и позорным.

Аркадий – жертва этого явления, в его характере выразились все те болезненные комплексы, которые формировались у внебрачных детей.

Село Степанчиково и его обитатели (1859 г.)

Юмористическая повесть Достоевского – произведение, которое, вопреки обыкновению, развеселит человека, а не опечалит.

В основе сюжета – женитьба полковника, который никак не может уладить раздор с односельчанами невесты и понять, что вообще происходит в этом месте.

Уморительные диалоги и комичные ситуации развенчают читательский стереотип, что Федор Михайлович – исключительно серьезный писатель, трагик и философ, не способный по-гоголевски иронично взглянуть на мир.

Двойник (1846 г.)

Повесть о маленьком человеке, который страстно желает превратиться из униженного и оскорбленного в уважаемого и любимого.

Однако его маниакальная жажда признания не находит утоления: он по-прежнему мелкий чиновник, чья жизнь никогда не станет иной. Порыв к мечте оборачивается столкновением с действительностью.

Герой довольно комично пытается обратить на себя внимание общества, но в этом смехе кроется трагедия.

Мария Трещилова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Источник: https://LiteraGuru.ru/spisok-knig-dostoevskogo-s-kratkim-opisaniem/

Краткая биография Федора Достоевского

Рождение и детство

30 октября 1821 года в семье доктора Мариинской больницы и дочки московского купца рождается маленький Федор, что в переводе с греческого значит «дарованный Богом». Федя был вторым ребенком в семье. Первым же ребенком был Михаил.

Не смотря на то, что в семье было 8 детей, наибольшую духовную связь Федор держал с Михаилом.
Отец семейства был очень строгим и раздраженным, но никогда не поднимал руку на своих детей. В семье Достоевских был еще один главный персонаж – няня Алена Фроловна.

Достоевский ее вспоминает с особой нежностью, как Пушкин вспоминает Арину Родионовну.

Юность и творчество

1837 год стал для Федора Михайловича весьма непростым. Очарованный произведениями Пушкина, Достоевский становится его поклонником и после смерти любимого поэта скорбит не меньше, чем близкие люди Александра Сергеевича.

В тот же год в семье Достоевских от чахотки умирает мать -Мария Федоровна.
Позже, Достоевский поступает на службу в военно — инженерное училище и переезжает жить в Санкт-Петербург.

Еще через 2 года умирает отец Михаил, который был убит крепостными крестьянами.

Во время обучения Федор не забывал о литературе и перечитывал труды Великих писателей и философов – Гюго, Бальзака, Гёте, Байрона, Гоголя, Пушкина и др.
Первыми шагами в литературной деятельности является перевод и издание творения Бальзака «Евгения Гранде».

В 1844 году Федор Михайлович написал свой первый роман «Бедные люди», не рассчитывая на какие – либо положительные отклики. Однако, роман сразу был высоко оценен друзьями автора В. Белинским и Н. Некрасовым. После прочтения романа Н.

Некрасов назвал Достоевского «Новым Гоголем», а Виссарион Белинский сказал «Да вы понимаете ли сами-то, …что вы такое написали! Не может быть, чтобы вы, в ваши двадцать лет, уже это понимали… Вам правда открыта и возвещена как художнику, досталась как дар, цените же ваш дар и оставайтесь верным и будете великим писателем!».

Как позже признался сам Достоевский «Это была самая восхитительная минута во всей моей жизни».

Смертная казнь и годы каторги

Позднее, Федор Михайлович знакомится с Петрашевским – русским революционером и становится членом кружка Петрашевского. В 1849 году писателя привлекают к суду, за участие в сговоре с Петрашевским и приговаривают его в смертной казни.

Когда писатель стоял на смертном одре, то думал о том, если бы смерть можно было «отменить», то он прожил жизнь наслаждаясь каждой секундой. Так и случилось – смерть заменили на 4 года каторги.

В число приговоренных к смерти людей входит и поэт Григорьев, который не дождался приговора о каторге, сошел с ума. Все эти воспоминания и события Достоевский описывает в монологе князя Мышкина в романе «Идиот».

На писателя надевают кандалы и отправляют в Омск на тяжелые каторжные работы. Около 3х лет Федор Михайлович проходил в кандалах, а после их снятия, привычка ходить маленькими шагами не покинула его до самой смерти.

Женитьба и продолжение творческого процесса

После четырех лет каторги Достоевского направляют в сибирский батальон, где он знакомится с Марией Дмитриевной Исаевой, на которой вскоре женится.
Федор Михайлович вновь возвращается к литературной деятельности. Теперь, после стольких переживаний и испытаний писатель становится набожным и основным идеалом его жизни становится Бог.
1860 – 1966 гг.

Федор вместе со своим братом Михаилом продолжает свою литературную карьеру в таких журналах как «Время», позднее «Эпоха». В этот период рождаются очередные шедевры мировой классики в литературе «Записки из мертвого дома», «Записки из подполья», «Униженные и оскорбленные».

Но вскоре, писателя настигает беда – умирает брат Михаил, а позже и жена Мария умирает от туберкулеза.

После смерти двух близких людей Достоевский начинает играть в рулетку, проигрывает и влезает в долги. Право на его собственные произведение становится под угрозой. Чтобы хоть как – то рассчитаться с долгами Федор Михайлович пишет «Преступление и наказание» и по одной главе отправляет в журнал.

Во время написания романа «Игрок» на помощь писателю появляется молодая стенографистка Анна Сниткина, благодаря которой, роман был написан за 21 день! Не смотря на большую разницу в возрасте (Достоевскому 45, Анне 20), между ними пробегает искра и писатель снова женится.

 В счастливом браке рождается дочь Соня, которая через 3 месяца умирает, в 1869 году рождается дочь Люба, сын Федор и сын Алексей. Через 3 года маленький Леша скончался от эпилепсии.

Последние годы жизни, смерть

Последние годы для писателя были плодотворными – в свет выходят романы «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы».
В 1881 году между сестрой Федора – Верой Михайловной и самим Достоевским разгорается скандал из – за наследства.

Через 2 дня, не выдержав этого, Федор Михайлович Достоевский скончался от болезни эмфиземы.
Федора Михайловича Достоевского и при жизни признавали Великим писателем, но после смерти его произведения достигли наибольшего успеха.

Сам Фридрих Ницше говорил, что Достоевский был писателем – психологом и отчасти его учителем.

Источник: http://dostoevskiy.all-lit.ru/kratkaya-biografiya-fedora-dostoevskogo/

Федор Достоевский — Повести и рассказы

— Вася, Вася, послушай!

— Что? — сказал Вася, остановясь перед Аркадием Ивановичем.

— Мне пришла мысль; право, я как-то боюсь и сказать тебе!.. Ты прости меня, ты разреши мои сомнения. Чем же ты жить будешь? Я, знаешь, я в восторге, что ты женишься, конечно, в восторге и владеть собой не могу, но — чем ты жить будешь? а?

— Ах, боже, боже мой! какой ты, Аркаша! — сказал Вася, в глубоком удивлении смотря на Нефедевича. — Да что ты в самом деле? Даже старуха, и та двух минут не подумала, когда я ей представил все ясно.

Ты спроси, чем они жили? Ведь пятьсот рублей в год на троих: ведь всего-то пенсиону после покойника столько.

Жила она, да старуха, да еще братишка, за которого в школу платят из тех же денег, — ведь вот как живут! Ведь это только мы капиталисты с тобой! А у меня, поди-ка ты, в иной год, в хороший, даже семьсот наберется.

— Послушай, Вася; ты меня извини; я, ей-богу, я так ведь, я все только думаю, как бы это не расстроить, — каких же семьсот? только триста…

— Триста!.. А Юлиан Мастакович? забыл?

— Юлиан Мастакович! да ведь это дело, братец, неверное; это не то, что триста рублей верного жалованья, где всякий рубль как друг неизменный.

Юлиан Мастакович, конечно, ну, даже великий он человек, я его уважаю, понимаю его, даром что он так высоко стоит, и, ей-богу, люблю его, потому что он тебя любит и тебе за работу дарит, тогда как мог бы не платить, а командировать себе прямо чиновника — но ведь согласись сам, Вася… Послушай еще: я ведь не вздор говорю; я согласен, во всем Петербурге не найдешь такого почерка, как твой почерк, я готов тебе уступить, — не без восторга заключил Нефедевич, — но вдруг, боже сохрани! ты не понравишься, вдруг ты не угодишь ему, вдруг у него дела прекратятся, вдруг он другого возьмет — ну да, наконец, мало ли что может случиться! Ведь Юлиан-то Мастакович был да сплыл, Вася…

Читайте также:  Краткое содержание гар семья тибо за 2 минуты пересказ сюжета

— Послушай, Аркаша, ведь этак, пожалуй, над нами сейчас потолок провалится…

— Ну, конечно, конечно… я ведь ничего…

— Нет, послушай меня, ты выслушай — видишь что: каким он образом может со мною расстаться… Нет, ты только выслушай, выслушай. Ведь я все исполняю рачительно; ведь он такой добрый, ведь он мне, Аркаша, ведь он мне сегодня дал пятьдесят рублей серебром!

— Неужели, Вася? так тебе награждение?

— Какое награждение! из своего кармана. Говорит: уж ты, брат, пятый месяц денег не получал; хочешь, возьми; спасибо, говорит, тебе, спасибо, доволен… ей-богу! не даром же ты мне, говорит, работаешь — право! так и сказал. У меня слезы полились, Аркаша. Господи боже!

— Послушай, Вася, а ты дописал те бумаги?..

— Нет… еще не дописал.

— Ва…синька! ангел мой! что ты сделал?

— Послушай, Аркадий, ничего, еще два дня сроку, успею…

— Как же ты это так не писал?..

— Ну вот, ну вот! ты с таким убитым видом смотришь, что у меня вся внутренность ворочается, сердце болит! Ну, что ж? ты меня всегда этак убиваешь! Так и закричит: а-а-а!!! Да ты рассуждай; ну, что ж такое? ну, кончу, ей-богу, кончу…

— Что если не кончишь? — закричал Аркадий, вскочив. — А он же тебе сегодня дал награждение! Ты же тут женишься… Ай-ай-ай!

— Ничего, ничего, — закричал Шумков, — я сейчас же и сажусь, сию минуту сажусь; ничего!

— Как это ты манкировал, Васютка?

— Ах, Аркаша! ну, мог ли я усидеть? такой ли я был? Да я в канцелярии-то едва сидел; ведь я сердца сносить не мог… Ах! ах! теперь ночь просижу, и завтра ночь просижу, да послезавтра еще, и — докончу!..

— Много осталось?

— Не мешай, ради бога, не мешай, замолчи…

Аркадий Иванович на цыпочках подошел к кровати и уселся; потом вдруг хотел было встать, но потом опять принужден был сесть, вспомнив, что помешать может, хотя и сидеть не мог от волнения: видно было, что его совсем перевернуло известие и первый восторг еще не успел выкипеть в нем.

Он взглянул на Шумкова, тот взглянул на него, улыбнулся, погрозил ему пальцем и потом, страшно нахмурив брови (как будто в этом заключалась вся сила и весь успех работы), уставился глазами в бумаги.

Казалось, и он тоже еще не пересилил своего волнения, переменял перья, вертелся на стуле, пристроивался, опять принимался писать, но рука его дрожала и отказывалась двигаться.

— Аркаша! Я им говорил об тебе, — закричал он вдруг, как будто только что вспомнил.

— Да? — закричал Аркадий, — а я только спросить хотел; ну!

— Ну! ах да, я тебе после все расскажу! Вот, ей-богу, сам виноват, а совсем из ума вышло, что не хотел ничего говорить, покамест не напишу четырех листов; да вспомнил про тебя и про них. Я, брат, и писать как-то не могу: все об вас вспоминаю… — Вася улыбнулся.

Настало молчание.

— Фу! какое скверное перо! — закричал Шумков, ударив в досаде им по столу. Он взялся за другое.

— Вася! послушай! одно слово…

— Ну! поскорей и в последний раз.

— Много тебе осталось?

— Ах, брат!.. — Вася так поморщился, как будто ничего в свете не было ужаснее и убийственнее такого вопроса. — Много, ужасно много!

— Знаешь, у меня была идея…

— Что?

— Да нет, уж нет, пиши.

— Ну, что? что?

— Теперь седьмой час, Васюк!

Тут Нефедевич улыбнулся и плутовски подмигнул Васе, но, однако ж, все-таки несколько с робостью, не зная, как примет он это.

— Ну, что ж? — сказал Вася, бросив совсем писать, смотря ему прямо в глаза и даже побледнев от ожидания.

— Знаешь что?

— Ради бога, что?

— Знаешь что? Ты взволнован, ты много не наработаешь… Постой, постой, постой, постой — вижу, вижу — слушай! — заговорил Нефедевич, вскочив в восторге с постели и прерывая заговорившего Васю, всеми силами отстраняя возражения. — Прежде всего нужно успокоиться, нужно с духом собраться, так ли?

— Аркаша! Аркаша! — закричал Вася, вскочив с кресел. — Я просижу всю ночь, ей-богу, просижу!

— Ну, да, да! Ты к утру только заснешь…

— Не засну, ни за что не засну..

— Нет, нельзя, нельзя; конечно, заснешь, в пять часов засни. В восемь я тебя бужу. Завтра праздник; ты садишься и строчишь целый день… Потом ночь и — да много ль осталось тебе?..

— Да вот, вот!..

Вася, дрожа от восторга и от ожидания, показал тетрадку.

— Вот!..

— Послушай, брат, ведь это немного…

— Дорогой мой, еще там есть, — сказал Вася, робко-робко смотря на Нефедевича, как будто от него зависело разрешение, идти или нет.

— Сколько?

— Два… листочка…

— Ну, что ж? ну, послушай! Ведь кончить успеем, ей-богу, успеем!

— Аркаша!

— Вася! послушай! Теперь под Новый год все по семействам собираются, мы с тобой только бездомные, сирые… у! Васенька!..

Нефедевич облапил Басю и стиснул в своих львиных объятиях…

— Аркадий, решено!

— Васюк, я только об этом сказать хотел. Видишь, Васюк, косолапый ты мой! слушай! слушай! ведь…

Аркадий остановился с открытым ртом, потому что не мог говорить от восторга. Вася держал его за плечи, глядел ему во все глаза и так двигал губами, как будто сам хотел договорить за него.

— Ну! — проговорил он наконец.

— Представь им сегодня меня!

— Аркадий! идем туда чай пить! Знаешь что? знаешь что? даже до Нового года не посидим, раньше уйдем, — закричал Вася в истинном вдохновенье.

— То есть два часа, ни больше ни меньше!..

— И потом разлука до тех пор, пока не докончу!..

— Васюк!..

— Аркадий!

В три минуты Аркадий был по-парадному. Вася только почистился, затем что и не снимал своей пары: с таким рвением присел он за дело.

Они поспешно вышли на улицу, один радостнее другого.

Путь лежал с Петербургской стороны в Коломну. Аркадий Иванович отмеривал шаги бодро и энергично, так что по одной походке его уже можно было видеть всю его радость о благополучии все более и более счастливого Васи. Вася семенил более мелким шажком, но не теряя достоинства.

Напротив, Аркадий Иванович еще никогда не видал его в более выгодном для него свете.

Он в эту минуту даже как-то более уважал его, и известный телесный недостаток Васи, о котором до сих пор еще не знает читатель (Вася был немного кривобок), вызывавший всегда глубоко любящее чувство сострадания в добром сердце Аркадия Ивановича, теперь еще более способствовал к глубокому умилению, которое особенно питал к нему друг его в эту минуту и которого Вася, уж разумеется, всячески был достоин. Аркадию Ивановичу даже захотелось заплакать от счастия; но он удержался.

— Куда, куда, Вася? здесь ближе пройдем! — вскричал он, видя, что Вася норовит повернуть к Вознесенскому.

— Молчи, Аркаша, молчи…

— Право, ближе, Вася.

— Аркаша! Знаешь ли что? — начал Вася таинственно, замирающим от радости голосом. — Знаешь ли что? Мне хочется принести подарочек Лизаньке…

  • — Что ж такое?
  • — Здесь, брат, на углу мадам Леру, чудесный магазин!
  • — А, ну!

— Чепчик, душечка, чепчик; сегодня я видел такой чепчоночек миленький; я спрашивал: фасон, говорят, Manon Lescaut1 называется — чудо! ленты серизовые2, и если недорого… Аркаша, да хоть бы и дорого!..

— Ты, по-моему, выше всех поэтов, Вася! идем!..

Они побежали и через две минуты вошли в магазин. Их встретила черноглазая француженка в локонах, которая тотчас же, при первом взгляде на своих покупателей, сделалась так же весела и счастлива, как они сами, даже счастливее, если можно сказать. Вася готов был расцеловать мадам Леру от восторга…

Источник: https://mybrary.ru/books/proza/prose/page-2-264875-fedor-dostoevskii-povesti-i-rasskazy.html

Читать книгу «Достоевский за 30 минут» онлайн— Неустановленный автор — Страница 2 — MyBook

Накануне Рождества 1875 года Федор Михайлович пережил разнообразные впечатления: рождественская елка в Петербургском клубе художников, куда он привел дочь Любу; визит в колонию для малолетних преступников; встреча с «мальчиком с ручкой» на улицах Петербурга в мороз перед Новым годом. Всё это побудило писателя к созданию рождественского рассказа «Мальчик у Христа на ёлке».

Рассказ Достоевского имеет литературные корни: это баллада «Ёлка сироты» (1816 г.) Фридриха Рюккерта – немецкого поэта-романтика; святочные рассказы: «Девочка с серными спичками» Г. Х. Андерсена и «Рождественские рассказы» Ч. Диккенса.

По традиции, эти короткие аллегорические рассказы, которые детям читали перед Рождеством, содержали реалистичную историю, при этом весьма поучительную.

В данном рассказе показывается, как в тепле и великолепии празднуют Рождество состоятельные семьи, и как с улиц, замерзая в худой одежде, страдая от голода, смотрят на огни в окнах дети бедняков.

У них нет праздника в настоящем, у них нет надежды на будущее: став взрослыми, они пополнят ряды пьяниц и воров. Не впервые на страницах произведений Достоевского встречается нам голодный, нищий маленький страдалец: звучит эта тема в произведениях «Бедные люди», «Ёлка и свадьба», «Братья Карамазовы».

Достоевский приступил к рассказу 30 декабря 1875 года, и к концу января «Мальчик у Христа на ёлке» был опубликован наряду с другими материалами о «русских теперешних детях» в январском выпуске «Дневника писателя». В журнале рассказу «Мальчик у Христа на ёлке» предшествовала маленькая главка «Мальчик с ручкой», а первая глава «Дневника писателя» содержала размышления писателя на ту же, «детскую» тему.

Краткий пересказ и анализ произведения

Рассказ состоит из двух глав: «Мальчик с ручкой» и «Мальчик у Христа на елке».

Первая – рассуждение о детях, чьей «профессией» с детства становится попрошайничество: гонят пьяницы-родители, выпрошенные деньги пропивают, а не принесешь – бьют.

Растущий в холоде, постоянном голоде, в побоях и грязи ребенок вырастает «диким существом», которое не ведает, кто оно, где живет, которое никого не любит и уже ничего не боится.

«Мальчик у Христа на елке» – рассказ, полный щемящей грусти и сострадания к замерзающему ребенку. Маленький (примерно семи лет) мальчонка, проснувшись, находит свою маму, которая почему-то никак не хочет вставать. Она давно уже холодна: видно, умерла во сне, но мальчик не знает, что такое смерть.

Не добудившись мамы, он идет в надежде выпросить что-то на пропитание. За окном богатого дома мальчик видит великолепную елку, много света, тепла и игрушек, вкусной еды! Нарядные дети танцуют и веселятся. За другим окном – нарядные барыни раздают всем входящим господам пироги.

Мальчик было вошел в дверь – его тут же погнали, барыня дала ему копеечку и сама закрыла за ним дверь. Но в замерзших пальчиках копейка не удержалась, так и укатилась куда-то. Даже в голоде и холоде ребенок остается ребенком: ему радостно смотреть на нарядную девочку, на «живых» куколок.

Убежав от ударившего его на улице мальчишки, наш мальчик попадает за поленницу дров. Там он сразу согрелся и заснул. Сначала слух его ласкала песенка мамы, а потом – тихий голос, который позвал его на «Христову ёлку».

Эта елка великолепнее, чем та первая, которую он видел, выйдя на улицу.

– Мама! Мама! Ах, как хорошо тут, мама! – кричит ей мальчик, и опять целуется с детьми, и хочется ему рассказать им поскорее про тех куколок за стеклом. – Кто вы, мальчики? Кто вы, девочки? – спрашивает он, смеясь и любя их.

– Это «Христова елка», – отвечают они ему.

 – У Христа всегда в этот день елка для маленьких деточек, у которых там нет своей елки… – И узнал он, что мальчики эти и девочки все были всё такие же, как он, дети, но одни замёрзли ещё в своих корзинах, в которых их подкинули на лестницы к дверям петербургских чиновников, другие задохлись у чухонок, от воспитательного дома на прокормлении, третьи умерли у иссохшей груди своих матерей, во время самарского голода, четвёртые задохлись в вагонах третьего класса от смраду, и все-то они теперь здесь, все они теперь как ангелы, все у Христа, и Он сам посреди их, и простирает к ним руки, и благословляет их и их грешных матерей… А матери этих детей всё стоят тут же, в сторонке, и плачут; каждая узнаёт своего мальчика или девочку, а они подлетают к ним и целуют их, утирают им слёзы своими ручками и упрашивают их не плакать, потому что им здесь так хорошо…

Читайте также:  Краткое содержание рассказов проспера мериме за 2 минуты

Так, грезя и радуясь на «Христовой елке», мальчик замерзает во сне.

Полный текст произведения

I. Мальчик с ручкой

Дети странный народ, они снятся и мерещатся. Перед елкой и в самую елку перед рождеством я все встречал на улице, на известном углу, одного мальчишку, никак не более как лет семи. В страшный мороз он был одет почти по-летнему, но шея у него была обвязана каким-то старьем, – значит его все же кто-то снаряжал, посылая.

Он ходил «с ручкой»; это технический термин, значит – просить милостыню. Термин выдумали сами эти мальчики. Таких, как он, множество, они вертятся на вашей дороге и завывают что-то заученное; но этот не завывал и говорил как-то невинно и непривычно и доверчиво смотрел мне в глаза, – стало быть, лишь начинал профессию.

На расспросы мои он сообщил, что у него сестра, сидит без работы, больная; может, и правда, но только я узнал потом, что этих мальчишек тьма-тьмущая: их высылают «с ручкой» хотя бы в самый страшный мороз, и если ничего не наберут, то наверно их ждут побои.

Набрав копеек, мальчик возвращается с красными, окоченевшими руками в какой-нибудь подвал, где пьянствует какая-нибудь шайка халатников, из тех самых, которые, «забастовав на фабрике под воскресенье в субботу, возвращаются вновь на работу не ранее как в среду вечером». Там, в подвалах, пьянствуют с ними их голодные и битые жены, тут же пищат голодные грудные их дети.

Водка, и грязь, и разврат, а главное, водка. С набранными копейками мальчишку тотчас же посылают в кабак, и он приносит еще вина. В забаву и ему иногда нальют в рот косушку и хохочут, когда он, с пресекшимся дыханием, упадет чуть не без памяти на пол,

 …и в рот мне водку сквернуюБезжалостно вливал…  

Когда он подрастет, его поскорее сбывают куда-нибудь на фабрику, но все, что он заработает, он опять обязан приносить к халатникам, а те опять пропивают. Но уж и до фабрики эти дети становятся совершенными преступниками.

Они бродяжат по городу и знают такие места в разных подвалах, в которые можно пролезть и где можно переночевать незаметно. Один из них ночевал несколько ночей сряду у одного дворника в какой-то корзине, и тот его так и не замечал. Само собою, становятся воришками.

Воровство обращается в страсть даже у восьмилетних детей, иногда даже без всякого сознания о преступности действия. Под конец переносят все – голод, холод, побои, – только за одно, за свободу, и убегают от своих халатников бродяжить уже от себя.

Это дикое существо не понимает иногда ничего, ни где он живет, ни какой он нации, есть ли бог, есть ли государь; даже такие передают об них вещи, что невероятно слышать, и, однакоже, всё факты.

II. МАЛЬЧИК У ХРИСТА НА ЕЛКЕ

Но я романист, и, кажется, одну «историю» сам сочинил. Почему я пишу: «кажется», ведь я сам знаю наверно, что сочинил, но мне все мерещится, что это где-то и когда-то случилось, именно это случилось как раз накануне рождества, в каком-то огромном городе и в ужасный мороз.

Мерещится мне, был в подвале мальчик, но еще очень маленький, лет шести или даже менее. Этот мальчик проснулся утром в сыром и холодном подвале. Одет он был в какой-то халатик и дрожал. Дыхание его вылетало белым паром, и он, сидя в углу на сундуке, от скуки нарочно пускал этот пар изо рта и забавлялся, смотря, как он вылетает.

Но ему очень хотелось кушать. Он несколько раз с утра подходил к нарам, где на тонкой, как блин, подстилке и на каком-то узле под головой вместо подушки лежала больная мать его. Как она здесь очутилась? Должно быть, приехала с своим мальчиком из чужого города и вдруг захворала.

Хозяйку углов захватили еще два дня тому в полицию; жильцы разбрелись, дело праздничное, а оставшийся один халатник уже целые сутки лежал мертво пьяный, не дождавшись и праздника.

В другом углу комнаты стонала от ревматизма какая-то восьмидесятилетняя старушонка, жившая когда-то и где-то в няньках, а теперь помиравшая одиноко, охая, брюзжа и ворча на мальчика, так что он уже стал бояться подходить к ее углу близко.

Напиться-то он где-то достал в сенях, но корочки нигде не нашел и раз в десятый уже подходил разбудить свою маму. Жутко стало ему, наконец, в темноте: давно уже начался вечер, а огня не зажигали. Ощупав лицо мамы, он подивился, что она совсем не двигается и стала такая же холодная, как стена.

«Очень уж здесь холодно», – подумал он, постоял немного, бессознательно забыв свою руку на плече покойницы, потом дохнул на свои пальчики, чтоб отогреть их, и вдруг, нашарив на нарах свой картузишко, потихоньку, ощупью, пошел из подвала. Он еще бы и раньше пошел, да все боялся вверху, на лестнице, большой собаки, которая выла весь день у соседских дверей. Но собаки уже не было, и он вдруг вышел на улицу.

Господи, какой город! Никогда еще он не видал ничего такого. Там, откудова он приехал, по ночам такой черный мрак, один фонарь на всю улицу. Деревянные низенькие домишки запираются ставнями; на улице, чуть смеркнется – никого, все затворяются по домам, и только завывают целые стаи собак, сотни и тысячи их, воют и лают всю ночь.

Но там было зато так тепло и ему давали кушать, а здесь – господи, кабы покушать! И какой здесь стук и гром, какой свет и люди, лошади и кареты, и мороз, мороз! Мерзлый пар валит от загнанных лошадей, из жарко дышащих морд их; сквозь рыхлый снег звенят об камни подковы, и все так толкаются, и, господи, так хочется поесть, хоть бы кусочек какой-нибудь, и так больно стало вдруг пальчикам.

Мимо прошел блюститель порядка и отвернулся, чтоб не заметить мальчика.

Вот и опять улица, – ох какая широкая! Вот здесь так раздавят наверно; как они все кричат, бегут и едут, а свету-то, свету-то! А это что? Ух, какое большое стекло, а за стеклом комната, а в комнате дерево до потолка; это елка, а на елке сколько огней, сколько золотых бумажек и яблоков, а кругом тут же куколки, маленькие лошадки; а по комнате бегают дети, нарядные, чистенькие, смеются и играют, и едят, и пьют что-то. Вот эта девочка начала с мальчиком танцевать, какая хорошенькая девочка! Вот и музыка, сквозь стекло слышно. Глядит мальчик, дивится, уж и смеется, а у него болят уже пальчики и на ножках, а на руках стали совсем красные, уж не сгибаются и больно пошевелить. И вдруг вспомнил мальчик про то, что у него так болят пальчики, заплакал и побежал дальше, и вот опять видит он сквозь другое стекло комнату, опять там деревья, но на столах пироги, всякие – миндальные, красные, желтые, и сидят там четыре богатые барыни, а кто придет, они тому дают пироги, а отворяется дверь поминутно, входит к ним с улицы много господ. Подкрался мальчик, отворил вдруг дверь и вошел. Ух, как на него закричали и замахали! Одна барыня подошла поскорее и сунула ему в руку копеечку, а сама отворила ему дверь на улицу. Как он испугался! А копеечка тут же выкатилась и зазвенела по ступенькам: не мог он согнуть свои красные пальчики и придержать ее. Выбежал мальчик и пошел поскорей-поскорей, а куда, сам не знает. Хочется ему опять заплакать, да уж боится, и бежит, бежит и на ручки дует. И тоска берет его, потому что стало ему вдруг так одиноко и жутко, и вдруг, господи! Да что ж это опять такое? Стоят люди толпой и дивятся: на окне за стеклом три куклы, маленькие, разодетые в красные и зеленые платьица и совсем-совсем как живые! Какой-то старичок сидит и будто бы играет на большой скрипке, два других стоят тут же и играют на маленьких скрипочках, и в такт качают головками, и друг на друга смотрят, и губы у них шевелятся, говорят, совсем говорят, – только вот из-за стекла не слышно. И подумал сперва мальчик, что они живые, а как догадался совсем, что это куколки, – вдруг рассмеялся. Никогда он не видал таких куколок и не знал, что такие есть! И плакать-то ему хочется, но так смешно-смешно на куколок. Вдруг ему почудилось, что сзади его кто-то схватил за халатик: большой злой мальчик стоял подле и вдруг треснул его по голове, сорвал картуз, а сам снизу поддал ему ножкой. Покатился мальчик наземь, тут закричали, обомлел он, вскочил и бежать-бежать, и вдруг забежал сам не знает куда, в подворотню, на чужой двор, – и присел за дровами: «Тут не сыщут, да и темно».

Присел он и скорчился, а сам отдышаться не может от страху и вдруг, совсем вдруг, стало так ему хорошо: ручки и ножки вдруг перестали болеть и стало так тепло, так тепло, как на печке; вот он весь вздрогнул: ах, да ведь он было заснул! Как хорошо тут заснуть: «Посижу здесь и пойду опять посмотреть на куколок, – подумал мальчик и усмехнулся, вспомнив про них, – совсем как живые!..» И вдруг ему послышалось, что над ним запела его мама песенку. «Мама, я сплю, ах, как тут спать хорошо!»

– Пойдем ко мне на елку, мальчик, – прошептал над ним вдруг тихий голос.

Он подумал было, что это все его мама, но нет, не она; кто же это его позвал, он не видит, но кто-то нагнулся над ним и обнял его в темноте, а он протянул ему руку и… и вдруг, – о, какой свет! О, какая елка! Да и не елка это, он и не видал еще таких деревьев! Где это он теперь: все блестит, все сияет и кругом всё куколки, – но нет, это всё мальчики и девочки, только такие светлые, все они кружатся около него, летают, все они целуют его, берут его, несут с собою, да и сам он летит, и видит он: смотрит его мама и смеется на него радостно.

– Мама! Мама! Ах, как хорошо тут, мама! – кричит ей мальчик, и опять целуется с детьми, и хочется ему рассказать им поскорее про тех куколок за стеклом. – Кто вы, мальчики? Кто вы, девочки? – спрашивает он, смеясь и любя их.

– Это «Христова елка», – отвечают они ему.

 – У Христа всегда в этот день елка для маленьких деточек, у которых там нет своей елки… – И узнал он, что мальчики эти и девочки все были всё такие же, как он, дети, но одни замерзли еще в своих корзинах, в которых их подкинули на лестницы к дверям петербургских чиновников, другие задохлись у чухонок, от воспитательного дома на прокормлении, третьи умерли у иссохшей груди своих матерей, во время самарского голода, четвертые задохлись в вагонах третьего класса от смраду, и все-то они теперь здесь, все они теперь как ангелы, все у Христа, и он сам посреди их, и простирает к ним руки, и благословляет их и их грешных матерей… А матери этих детей все стоят тут же, в сторонке, и плачут; каждая узнает своего мальчика или девочку, а они подлетают к ним и целуют их, утирают им слезы своими ручками и упрашивают их не плакать, потому что им здесь так хорошо…

А внизу наутро дворники нашли маленький трупик забежавшего и замерзшего за дровами мальчика; разыскали и его маму… Та умерла еще прежде его; оба свиделись у господа бога в небе.

И зачем же я сочинил такую историю, так не идущую в обыкновенный разумный дневник, да еще писателя? А еще обещал рассказы преимущественно о событиях действительных! Но вот в том-то и дело, мне все кажется и мерещится, что все это могло случиться действительно, – то есть то, что происходило в подвале и за дровами, а там об елке у Христа – уж и не знаю, как вам сказать, могло ли оно случиться, или нет? На то я и романист, чтоб выдумывать.

Источник: https://MyBook.ru/author/no-author/dostoevskij-za-30-minut/read/?page=2

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector