Ярким представителем французской литературы 19 века является непревзойденный знаток человеческих сердец Мопассан. «Ожерелье» — новелла писателя, затрагивающая социально-философскую проблематику. Не так давно произведение было включено в школьную программу 10 класса. Об этой новелле мы и поговорим в данной статье. Разберем ее сюжет и проведем анализ.
Ги де Мопассан, «Ожерелье»: краткое содержание. Завязка
Главная героиня была рождена в семье чиновника. Матильда прекрасна и изящна, но у нее нет приданного. Девушка не могла надеяться на то, чтобы ее взял в жены состоятельный человек из хорошей семьи. Поэтому ей пришлось принять предложение мелкого чиновника и стать его женой, госпожой Луазель.
Замужняя жизнь не избавила героиню от бедности, она по-прежнему была вынуждена одеваться скромно и без изысков. Женщина ужасно страдала от своего положения, так как считала, что была рождена для богатства и роскоши.
Мечта о лучшей жизни
Прекрасно изображал женские характеры Мопассан. «Ожерелье» — это история, описывающая желания многих девушек 19 века.
Во сне героиня видит дорого обставленный дом, ярко освещенные залы, задрапированные восточными тканями окна, лакеев, мягкую мебель, жарко натопленные камины. В своих грезах она мечтает о совсем другой жизни: салоны, дорогие безделушки, именитые и состоятельные друзья, окружающие ее вниманием.
Вечерами героиня садилась за стол напротив мужа. Он снимал с блюда крышку и с радостью объявлял: «суп с капустой!». А она в это время мечтала о серебряной посуде, изысканных кушаньях, столовой, украшенной гобеленами, и тонких комплиментах. Молодая женщина думала о пышных приемах, богатых туалетах и дорогих украшениях. Верила, что создана для этого, хотела, чтобы ей все завидовали.
У нее была богатая подруга — госпожа Форестье, с которой они в детстве были в одном монастыре на воспитании. Иногда героиня ходила к ней в гости, но это еще больше расстраивало ее. Вернувшись из гостей, женщина плакала от отчаяния и горя, обещала, что больше никогда туда не пойдет.
Приглашение
Довольно мелочной и недалекой изображает свою героиню Мопассан («Ожерелье»). Краткое содержание рисует перед читателями довольно непритягательный образ женщины, жаждущей лишь богатства.
Как-то вечером господин Луазель вернулся с работы и с радостью показал жене приглашение на вечер к министру народного образования, у которого и служил чиновник. Но героиня не пришла в восторг.
Она отшвырнула письмо и спросила, зачем муж его показал.
Господин Луазель думал, что супруга обрадуется, ведь она практически никуда не выходит, он с большим трудом достал приглашения специально для нее.
Женщина ответила, что ей не в чем идти, залилась слезами и попросила отдать приглашение кому-нибудь другому. Муж начал ее успокаивать и спросил, сколько будет стоить приличное платье. Подсчитав, Матильда ответила – 400 франков. Эта сумма была отложена господином Луазелем на покупку ружья, но он отдал ее жене.
Подготовка
Приближается к своей кульминации сюжет новеллы «Ожерелье» (де Мопассан). Итак, подготовка к балу идет полным ходом. Госпожа Луазель находится в постоянном волнении, беспокоится, грустит. Однажды муж спросил, что с ней не так. Матильда с горечью ответила, что у нее нет никаких украшений и нечем оживить пошитый наряд. Лучше уж совсем не ехать на бал, чем так.
Он предложил ей украсить платье розами – зимой это вполне роскошное убранство. Но жена ответила, что это ее унизит, она будет выглядеть нищенкой. Тогда господин Луазель предложил ей одолжить украшения у богатой подруги.
Матильда отправляется к ней на другой же день. Госпожа Форестье разрешает ей выбрать из своих драгоценностей то, что понравится. Матильда очень долго перебирает украшения подруги, но никак не может определиться.
Неожиданно ей на глаза попадается черный атласный футляр, в котором лежало бриллиантовое ожерелье. Женщина в восторге прижала драгоценность к груди и побежала к зеркалу. Форестье разрешила взять ожерелье на время.
Званый ужин
И вот настал бал. Прекрасно описывает восторг своей героини Мопассан. Ожерелье и новое платье обеспечили госпоже Луазель успех в обществе. Мужчины обращали на нее внимание, приглашали вальсировать, представлялись ей. Матильда упивалась своим положением, ни о чем не думая. Это была ее победа, наконец-то она почувствовала себя счастливой.
Званый ужин супруги покинули в четвертом часу утра. Господин Луазель все то время, что его жена веселилась, дремал в компании других чиновников в опустевшем салоне. Когда они собрались уходить, муж накинул Матильде на плечи накидку, которая была убогой и бедной.
Героине захотелось поскорее сбежать, чтобы никто не увидел этого позора. Но господин Луазель попросил подождать в доме, пока он сходит на улицу и найдет фиакр. Но женщина не послушалась, она выбежала на улицу. Супругам пришлось долго искать извозчика. Они сильно продрогли.
И только у реки им попался старый экипаж.
Утрата
Продолжает раскручивать сюжетную линию новеллы Мопассан. «Ожерелье» (краткое изложение мы сейчас и рассматриваем) вновь переносит читателя в скромное жилище четы Луазель. Матильда молчала, она поднялась к себе с мыслью о том, что жизнь ее кончена. А хозяин дома думал о грядущей работе, на которую придется идти к 10 часам.
Героиня решила напоследок посмотреть на себя в зеркало, но испугалась, так как ожерелья при ней не было. Она рассказала об этом мужу. Супруги обыскали дом и карманы платья, но ничего не нашли. Вскоре они поняли, что ожерелье осталось в фиакре, но номера никто не запомнил.
Господин Луазель решил вернуться туда, где они шли пешком, и проверить, может, им повезет и пропажа найдется. Муж возвратился в 7 утра, он ничего не смог найти. День он потратил на то, чтобы побывать в полиции, дать объявление о пропаже в газетах и обойти стоянки фиакров. Но ничего из этого не дало результата.
Чиновник сказал, что стоимость украшения надо вернуть. Они начали искать ювелира, который его изготовил.
Подмена
Меняет свой повествовательный тон новелла Мопассана «Ожерелье». Нет в ней больше сравнений богатой и бедной жизни, только страх и желание поскорей отыскать и вернуть пропажу.
Вскоре супругам удается разыскать похожее украшение. Хозяин лавки просит за него сорок тысяч франков, но готов отдать и за тридцать шесть. Они попросили придержать ожерелье три дня. И сговорились, что если пропажа найдется до конца февраля, ювелир выкупит свою вещь обратно.
Господин Луазель ссудил у отца 18 тысяч, остальные пришлось занимать у друзей и знакомых. Ему удалось собрать нужную сумму и выкупить ожерелье.
Матильда положила его в коробочку и отнесла подруге. Та была недовольна задержкой, но даже не стала смотреть на украшение и убрала его в шкаф. Госпожа Луазель была очень рада, что подмена не обнаружилась, иначе ее могли обвинить в воровстве.
Развязка
Теперь позволяет своей героине узнать настоящую бедность Мопассан. Ожерелье обошлось господину Луазель недешево. И нужно выплатить все долги. Супруги отказались от единственной служанки и сняли очень дешевую квартиру.
Матильде пришлось узнать, что такое настоящий труд. Она сама готовила еду, мыла тарелки, стирала белье, убирала, носила воду, выносила мусор, закупала продукты. Но это не сломило ее дух.
Она была готова работать до тех пор, пока долг не будет выплачен полностью.
Ее муж тоже неустанно трудился. Он брал работу на дом, просиживал за столом целыми вечерами и ночами. Так они прожили целых 10 лет, пока все не выплатили. Матильда сильно постарела, стала сильнее и грубее. Иногда она вспоминала о том вечере, когда потеряла ожерелье, и думала, что было бы, если бы украшение не пропало.
Однажды на прогулке госпожа Луазель повстречала свою подругу, с которой не виделась с тех самых пор, как вернула ожерелье. Матильда рассказала ей про подмену. Госпожа Форестье всплеснула руками и воскликнула: «Все бриллианты были фальшивые! Они стоили самое большее 500 франков».
Мопассан, «Ожерелье»: анализ
Произведение было написано в 1884 году. В нем поднимается сразу несколько проблем: страх казаться бедным, конфликт возможностей и желаний, разрушающее действие богатства, социальное неравенство.
В свое время эта новелла произвела большое впечатление на читателей. Во-первых, автору удалось затронуть острую социальную тему, а во-вторых, концовка произведения была неожиданной и производила сильное впечатление.
Новелла рассказывает о том, как легко в один миг можно лишиться всего. Мопассан показывает, насколько высока может быть плата за недолгое счастье. Жизнь героев рушится в одно мгновение, и ничего уже нельзя изменить.
Что касается композиции произведения, то она делится на три части. В первой мы видим спокойную и беспечную жизнь Матильды, супруги мелкого чиновника, которая недовольна своим положением. Вторая – бал, на котором героиня наконец-то чувствует себя счастливой. Третья – злоключения, постигшие семью Луазель после пропажи ожерелья.
Что касается нравоучительного мотива, то Мопассан наказывает свою героиню за ее недовольство, капризы и стремления к большему и недоступному. Матильда думала, что живет в нищете, вот автор и заставил ее узнать, что такое настоящая бедность.
Образ Матильды
Довольно жестоко обходится со своей главной героиней Ги де Мопассан. «Ожерелье» — это история простой женщины с простыми желаниями. Тем не менее, образ Матильды психологически точен и выверен. Каждый из ее поступков и решений отражается на характере и меняет его.
Вначале перед читателем предстает хрупкая изнеженная барышня, мечтающая о высшем обществе и страдающая от своего небогатого положения. Однако испытания серьезно меняют ее. Матильда не была сломлена непосильным трудом. Она с готовностью принялась за него, не жалея себя и не мечтая больше ни о чем.
Под конец произведения госпожа Луазель начинает вызывать уважение, так как выдержала все и показала, что сильна духом.
Сам автор не дает ей прямую оценку. Он изображает перемену ее характера в поступках и взгляде на жизнь.
Источник: https://www.syl.ru/article/298602/gi-de-mopassan-ojerele-kratkoe-soderjanie-analiz
Краткое содержание рассказов мопассана за 2 минуты
Второго мая 1819 года Жанна выходит из монастыря. Девушку забирает отец, барон Симон-Жак Ле Пертюи де Во – чудаковатый аристократ, последователь Жан-Жака Руссо. Он хотел воспитать в своей дочери добродетель и целомудрие и только затем показать ей естественную красоту жизни.
Жанна должна провести всё лето в старинном родовом поместье «Тополя», расположенном на берегу океана. Вместе с ней за город отправляются отец и мать (баронесса Аделаида), горничная матери и молочная сестра Жанны – Розали, кухарка Людивина и кучер – дядюшка Симон. Первую ночь в «Тополях» девушка проводит в мечтах о любви.
Зарождающийся день она встречает со слезами на глазах.
В «Тополях» Жанна ведёт привольную жизнь – она читает, мечтает, гуляет, спит в траве, плавает в океане; барон занимается земледельческими экспериментами и ловит рыбу с простыми рыбаками; баронесса гуляет по тополиной аллее, предаётся сентиментальным мечтам и перебирает старые письма.
«Тополя» посещает аббат Пико – кюре местного прихода. Во время обеда он рассказывает о своём новом прихожанине. Его зовут виконт де Ламар. У него недавно умер отец. Виконт живёт на одной из ферм, копит деньги, чтобы занять положение в обществе, и не прочь жениться.
В воскресенье, после обедни баронесса и Жанна знакомятся со своим соседом. В скором времени виконт де Ламар становится частым гостем в их доме. На освящении лодки «Жанна» молодой человек делает предложение девушке. Жанна только сейчас узнаёт, что его зовут Жюльен.
Свадьба проходит скромно. На ней присутствует только сестра матери Жанны – старая дева Лизон.
В первую брачную ночь Жанна приходит в ужас от физической стороны любви. Ласки мужа кажутся ей неприятными.
В свадебное путешествие молодые едут на Корсику. Жюльен ведёт себя как скупердяй: он постоянно торгуется с лакеями и официантами из-за каждого су. Поселившись в гостинице, молодой супруг требует номер для того, чтобы «отдохнуть с дороги».
Жанна переживает из-за того, что подумают окружающие. Она начинает понимать, насколько сильно они с Жюльеном отличаются друг от друга в духовном плане. Чувственность Жанны просыпается только среди диких скал Корсики.
У неприметного ручейка она познаёт радость телесных удовольствий.
Вернувшись домой, Жанна начинает скучать. Осень повергает её в уныние. Молодой женщине кажется, что её жизнь закончилась вместе с девичьими мечтами. Жюльен теряет к ней интерес, начинает заниматься хозяйственными делами, перестаёт следить за собой.
После Нового года родители Жанны уезжают в Руан. Молодые супруги остаются одни. Жюльен постепенно становится всё более скупым. В январе Розали рожает ребёнка. Жанна пытается узнать имя отца. Жюльен препятствует ей в этом и порывается выгнать Розали вон.
Однажды Жанна заболевает. Ища ночью Розали, она наталкивается на неё в комнате Жюльена. В отчаянии Жанна выбегает на мороз и чуть не кончает жизнь самоубийством.
Молодая женщина долго болеет. Вокруг неё собирается семья. Жанна рассказывает родителям об измене мужа. Жюльен всё отрицает. Врач сообщает Жанне, что она беременна.
В присутствии кюре Розали рассказывает, что спала с Жюльеном с первого дня его появления в доме.
Кюре заставляет Жанну простить Жюльена, выдвигая простые житейские доводы: все, даже её отец, в своё время изменяли жёнам с горничными.
Жанну навещают граф и графиня де Фурвиль. Жюльен вновь начинает следить за собой. Беременность Жанны заканчивается преждевременными родами. Женщина души не чает в своём сыне Поле.
Жюльен выходит из себя, узнав, что барон хочет выдать Розали замуж и дать ей в приданое ферму, стоимостью в 20 тысяч франков. Крестьянин Дезире Лекок женится на горничной.
Жанна и Жюльен гостят у Фурвилей. Рыжий великан граф очень нравится Жанне своим добродушием. Между семьями завязывается дружба. Они начинают вместе кататься верхом. В один из весенних дней Жанна понимает, что Жюльен изменяет ей с Жильбертой де Фурвиль.
В мае в «Тополя» приезжают родители Жанны. Спустя некоторое время баронесса Аделаида умирает от удара. Жанна проводит ночь с телом матери, читая её «реликвии». Среди них она находит письма любовника матери и лучшего друга её отца – Поля д'Эннемара. После похорон Жанна чувствует себя опустошённой: она теряет последнюю веру в людей.
Жанна мечтает о втором ребёнке. Аббат Пико помогает ей вновь сойтись с мужем, но последний больше не хочет детей. Жанна хитростью добивается желаемого.
Аббата Пико сменяет фанатичный аббат Тольбиак. Он приучает Жанну к церкви. Приход и барон ненавидят нового кюре. Тольбиак предлагает Жанне покончить с грехом её мужа, открыв правду графу Фурвилю. Молодая женщина не решается этого сделать. В припадке ярости аббат убивает рожающую собаку. Шесть из семи щенков погибают. Один остаётся у Жанны.
Граф де Фурвиль узнаёт об измене жены. Он сбрасывает сторожку с Жюльеном и Жильбертой с обрыва. Любовники погибают. Жанна рожает мёртвую девочку.
В последующие годы Жанна живёт в «Тополях» вместе с отцом, тётей Лизон и Полем. Когда мальчику исполняется 12 лет, аббат Тольбиак не допускает его до первого причастия. Общество отворачивается от Жанны. В 15 лет Поля отдают в Гаврский коллеж. Жанна с трудом расстаётся с сыном.
Поль плохо учится. В 20 лет он начинает играть в карты, делает долги на 15 тысяч франков, бросает коллеж. Из «Тополей» Поль сбегает в Лондон с проституткой. Став совершеннолетним, он получает наследство отца, но проматывает и его. Родным он пишет только, когда ему нужны деньги.
После смерти отца и тёти Лизон Жанну берёт под свою опеку Розали. Крестьянка налаживает хозяйственные и финансовые дела бывшей хозяйки. Жанне приходится продать «Тополя». Вместе с Розали она перебирается в маленький домик. На новом месте Жанна скучает – по морю, по сыну, по прошлому. Она пробует найти Поля в Париже, но встречает только его кредиторов.
Как-то весной Поль сообщает, что его жена родила девочку, но сама находится при смерти. Жанна забирает ребёнка к себе. Жена Поля умирает. Сын обещает вернуться к матери.
- По произведению: «Жизнь»
- По писателю: Мопассан Ги де
- Источник:
Краткое содержание романа Мопассана «Жизнь»
События этого романа происходят во Франции, в XIX веке. Его главной героиней является юная девушка Жанна. Она едва вышла из монастыря, куда ее несколько лет назад отдали для получения образования. Родители подарили дочери замок в «Тополях». Она туда должна будет переехать после того, как выйдет замуж.
Спустя некоторое время местный кюре познакомил Жанну с виконтом Жюльеном. После нескольких встреч молодой человек предложил девушке выйти за него замуж. После свадьбы супруги отправились в свадебное путешествие. Общаясь с Жюльеном, Жанна поняла, что совершила ошибку в выборе избранника.
Он оказался чванливым, трусливым и жадным.
Когда супруги снова оказались в «Тополях», Жюльен начал игнорировать Жанну. После каждой трапезы он пил коньяк. Молодая жена постоянно скучала. При этом еще молодая служанка Розали «свалилась» с каким-то недугом.
Однажды утром она стала помогать Жанне заправлять постель и неожиданно упала. Прямо здесь, в комнате хозяйки, служанка родила мальчика. Розали была молочной сестрой Жанны. Та стала думать, как ей помочь.
Госпожа хотела найти отца малыша, но Жюльен говорил, что Розали должна покинуть их дом.
Жанна много раз спрашивала у служанки, от кого она зачала ребенка, но та не желала отвечать. Жюльена вся эта ситуация сильно раздражала. Однако он поспешил возобновить интимную жизнь с Жанной.
Однажды зимним вечером Жюльену захотелось заняться любовью с женой, а та плохо себя чувствовала. Ее бил сильный озноб. Когда молодая женщина позвала служанку, та не откликнулась.
Тогда Жанна из последних сил встала и пошла в ее комнату. Розали там не оказалось.
После Жанна отправилась в комнату супруга и увидела в его постели служанку. Выяснилось, что у Жюльена интимная связь с Розали возникла еще до свадьбы с Жанной. Молодая женщина чуть не ушла из жизни. У нее была горячка.
К тому же, врач сказал, что у нее скоро появится ребенок. Возникшую ситуацию разрешил кюре, выдав служанку замуж. Спустя некоторое время у Жанны появился сын Поль.
После рождения мальчика к Жанне начали приходить беды одна за другой.
Сначала она потеряла маму. Потом муж завел любовницу, графиню де Фурвиль. Ее супруг был очень ревнив. Обнаружив любовников, он лишил их жизни. Данная ситуация была представлена как несчастный случай.
В этот день у Жанны родилась мертвая девочка. Поль с годами превратился в юношу. Его отдали в колледж. После окончания учебы он вступил в интимную связь с проституткой. Они перебрались в Лондон.
Поль постоянно писал матери письма с требованием выслать ему деньги. В конце концов Жанна разорилась. Ее отец всеми силами пытался как-то помочь дочери, но внезапно умер. Жанна совсем ослабла от ежедневных забот.
Спустя некоторое время к ней приехала Розали и стала ее опекать.
Они поселились в маленьком уютном доме. Потом Жанна получила письмо от Поля. Он написал, что у него родилась дочка, а его любимая женщина умирает. У Жанны снова появился смысл жизни. Ведь у нее теперь есть внучка. Розали привезла ее домой. Поль пообещал приехать после похорон.
Источник:
Анализ новеллы «Пышка» (Ги де Мопассан) | Литерагуру
Ги де Мопассан создал новеллу «Пышка» в попытке изобличить показной патриотизм и показать истинное отношение разных классов общества к войне. Короткое произведение сумело вместить в себя искренность, добродушие, корысть, двуличие и такую разную преданность граждан своей стране.
Источник: https://marketvirkutske.ru/drugoe/kratkoe-soderzhanie-rasskazov-mopassana-za-2-minuty.html
Ги де Мопассан «Орля»
Ги де Мопассан знаменитый французский писатель, произведения которого являются настоящим литературным достоянием Франции. В своем творчестве писатель стремился раскрыть личность человека через призму психологических моментов, которые присущи в жизни каждого его героя.
Мопассан передавал в своих новеллах и рассказах всю красоту окружающего мира, и одновременно акцентировал внимание на том, что и ему присущи пороки. Один из наиболее ярких произведений писателя «Орля», повесть, которая насквозь пропитанная мистикой и психологизмом.
Краткое изложение «Орля»
Во время прогулки берегами Сены, главный герой рассказа решает описывать каждый день своей жизни в личном дневнике. В этот момент он испытывает настоящее блаженство: спокойные волны реки, майская природа все это преображает его внутренний мир.
Юноша переводит взгляд на бразильское судно, которое плывет по реке своей величественностью оно еще больше преображает окружающий мир.
Однако через несколько дней его радужное настроение сменяется нервным состоянием. Главного героя раздражают те вещи, которые еще недавно дарили ему душевное спокойствие и тепло. В течение нескольких дней к депрессии добавилась и лихорадка.
Врач, которого вызвали к больному, не находит у пациента каких-либо тревожных симптомов. После ухода доктора, главный герой понимает, что ему становиться значительно легче, когда он находиться в закрытом помещении, ограничивая свое общения с другими людьми.
Его начали мучить тревожные сны: неизвестный человек приходит к его постели и пытается его задушить. По утрам главный герой замечает, что его графин с водой пустеет к утру, хотя он не выпивает ни капли воды в течение ночи.
Этот факт позволяет ему первично проанализировать причину своего состояния молодой человек думает, что страдает лунатизмом и в этом таяться причины его недомогания и ночных кошмаров.
Для того чтобы убедиться в верности своих суждений, юноша закрывает на ночь графин, однако утром обнаруживает, что пробка лежит на полу, а воды в нем нет. Главный герой решает обратиться за помощью к своей кузине, которая устраивает сеансы гипноза в своем парижском салоне.
На сеансе, стало понятным, что юноша ощущает рядом с собой какую то не раскрытую тайну, однако не может узнать ее из-за своих несовершенных чувств и восприятия мира.
Вернувшись домой, молодой человек понимает, что ему становиться хуже, к депрессии добавляются галлюцинации: ему кажется, что чья то невидимая рука срывает цветы из куста роз, которые затем исчезают.
Однажды ночью, герой опять ощутил присутствие потусторонней силы рядом с собой и решил познакомиться с непрошеным гостем, который долгое время мучает его. Существо охотно пошло на контакт и велело называть его Орля.
Спустя несколько дней, на глаза юноши попадает заметка в газете о том, что жители бразильского города Сан-Пауло массово сходят с ума, так как утверждают, что их преследует темная невидимая сила. В этой силе юноша узнает своего мучителя Орля.
Главный герой уверен, что Орля пришел к нему именно из судна, которое он видел в один из майских дней на прогулке. Пытаясь освободиться от мистического преследования, юноша поджигает свой дом, вместе с прислугой.
На минуту успокоившись, главный герой понимает, что Орля умер вместе с домом. Но внезапная мысль о том, что эта сила не может поддаваться земному огню, толкает героя на совершение суицида.
Нужна помощь в учебе?
Предыдущая тема: Пушкин «Утопленник», «Песни западных славян», «Вурдалак», «Конь»
Следующая тема: Сон как художественный прием: перевод и переработка произведения
Источник: http://www.nado5.ru/e-book/mopassan-orlya
11 интересных фактов о Ги де Мопассане
«Я жаждал всего, но не находил удовольствия ни в чём».
5 августа 1850 года родился Анри-Рене-Альбер-Ги де Мопассан, более известный как Ги Де Мопассан, ставший впоследствии классиком французской литературы и одним из влиятельнейших писателей своего времени.
Мопассана справедливо называют одним из создателей современной формы рассказа; О. Генри и Сомерсет Моэм учились у него искусству короткой формы, а его талантом восхищались Фридрих Ницше, Иван Тургенев и Лев Толстой. Soyuz.
Ru публикует 10 фактов о великом писателе – как впечатляющих, так и курьезных.
Будущий писатель и его мать
Мать Мопассана на протяжении всей жизни страдала от неврозов, а его младший брат умер в лечебнице для душевнобольных. Терзаемый страхом перед наследственным недугом, Мопассан много времени уделял своему физическому здоровью.
В 1868 году Мопассан, прекрасный пловец, спас тонувшего в море английского поэта Алджернона Суинберна.
Иллюстрация к новелле «Пышка»
Участвовал во франко-прусской войне 1870-1871 года в качестве простого рядового. Эта война, оставившая глубокий след в душе будущего писателя, стала местом действия многих его книг, включая первое произведение, которое вышло под именем Мопассана – знаменитую новеллу «Пышка».
Густав Флобер
Большую помощь начинающему писателю и журналисту оказал писатель Густав Флобер. Друг детства матери Мопассана, Флобер стал его литературным учителем.
Эйфелева башня в процессе строительства, 1888 г.
Мопассан, как и многие другие французские деятели искусства, активно выступал против возведения Эйфелевой башни.
Тем не менее, когда башня (сильно портившая, по мнению тогдашних парижан, вид города) всё же была построена, Мопассана стали часто видеть обедающим в ресторане в её основании.
Свое присутствие под ненавистной башней писатель объяснял так: «Это единственное место в Париже, откуда её не видно».
Иван Тургенев, 1871 г.
В России главным популяризатором творчества Мопассана выступил Иван Тургенев, который, в свою очередь, узнал о нём от своего близкого друга Густава Флобера. По уровню повествовательного таланта Тургенев ставил Мопассана непосредственно за Л.Н. Толстым. Высоко оценивал творчество Мопассана и сам Лев Николаевич.
Романы писателя пользовались невероятным по тем временам успехом. Первый роман писателя, «Жизнь», менее чем за год разошелся тиражом 25 000, а второй роман, «Милый друг», за четыре месяца выдержал 37 тиражей.
Ги де Мопассан, 1890 г.
С 1884 года писатель начал страдать от навязчивых идей, галлюцинаций и ипохондрии, а в декабре 1891 после попытки самоубийства попал в лечебницу для душевнобольных. В июле 1893 года великого писателя не стало.
Мопассан, написавший за свою жизнь более 300 рассказов, считается одним из родоначальников этого жанра. Его влияние можно обнаружить в произведениях таких мастеров «короткой истории», как О.Генри, Сомерсет Моэм и Иван Бунин.
Кадр из фильма «Пышка» Михаила Ромма, 1934 г.
В разные годы книги Мопассана переносили на экран такие режиссёры, как Михаил Ромм («Пышка», 1934), Жан Ренуар («Загородная прогулка», 1936), Луис Бунюэль («Женщина без любви», 1952), Жан-Люк Годар («Мужское-Женское», 1965). Самая ранняя известная экранизация Мопассана относится к 1909 году, самая известная из поздних – «Милый друг» с участием Роберта Паттинсона и Умы Турман.
Надгробный камень на могиле Ги де Мопассана. Кладбище Монпарнас, Париж
Ги де Мопассан сам сочинил себе эпитафию: «Я жаждал всего, но не находил удовольствия ни в чём».
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/593542118e557d35dc6150b0/598c320f9d5cb3f1b5db52e6
Краткое содержание «Милый друг» Мопассана
Жорж Дюруа, сын зажиточных крестьян, содержателей кабачка, по прихоти природы наделен счастливой наружностью. Он строен, высок, белокур, у него чудные усы… Он очень нравится женщинам, и он в Париже.
Но у него в кармане три франка, а жалованье будет только через два дня. Ему жарко, ему хочется пива… Дюруа шляется по Парижу и ждет случая, который ведь должен же представиться? Случай — это, скорее всего, женщина. Так и будет.
Все его случаи произойдут от женщин… А пока что он встречает Форестье.
Они вместе служили в Алжире. Жорж Дюруа не захотел быть первым в деревне и попытал счастья в военной службе. Два года он грабил и убивал арабов. За это время у него появилась привычка ходить, выпятив грудь, и брать то, что хочется. И в Париже можно выпячивать грудь и толкать прохожих, но здесь не принято добывать золото с револьвером в руке.
А толстый Форестье преуспел: он журналист, он состоятельный человек, он благодушен — угощает старого друга пивом и советует заняться журналистикой. Он приглашает Жоржа назавтра обедать и дает ему два луидора (сорок франков), чтобы тот мог взять напрокат приличный костюм.
С этого все и началось. У Форестье, оказывается, есть жена — изящная, весьма хорошенькая блондинка. Является ее подруга — жгучая брюнетка г-жа де Марель с маленькой дочкой. Пожаловал г-н Вальтер, депутат, богач, издатель газеты «французская жизнь».
Тут же известный фельетонист и еще знаменитый поэт… А Дюруа не умеет обращаться с вилкой и не знает, как быть с четырьмя бокалами… Но он быстро ориентируется на местности. И вот — ах, как кстати! — разговор пошел об Алжире.
Жорж Дюруа вступает в разговор, как в холодную воду, но ему задают вопросы… Он в центре внимания, и дамы не сводят с него глаз! А Форестье, друг Форестье, не упускает момент и просит дорогого патрона г-на Вальтера взять Жоржа на службу в газету… Ну, это посмотрим, а пока Жоржу заказаны два-три очерка об Алжире.
И еще: Жорж приручил Лорину, маленькую дочку г-жи де Марель. Он поцеловал девочку и качает ее на колене, и мать изумлена и говорит, что г-н Дюруа неотразим.
Как счастливо все завязалось! А все оттого, что он такой красавец и молодец… Осталось только написать этот чертов очерк и завтра к трем часам принести его г-ну Вальтеру.
И Жорж Дюруа садится за работу. Старательно и красиво выводит он на чистом листе заглавие: «Воспоминания африканского стрелка». Это название подсказала г-жа Вальтер. Но дальше дело не идет. Кто же знал, что одно дело болтать за столом с бокалом в руке, когда дамы не сводят с тебя глаз, и совсем иное дело — писать! Дьявольская разница… Но ничего, утро вечера мудренее.
Но и утром все не так. Усилия напрасны. И Жорж Дюруа решает просить о помощи друга Форестье. Однако Форестье спешит в газету, он отсылает Жоржа к своей жене: она, мол, поможет не хуже.
Г-жа Форестье усадила Жоржа за стол, выслушала его и через четверть часа начала диктовать статью. Удача несет его.
Статья напечатана — какое счастье! Он принят в отдел хроники, и наконец-то можно навеки покинуть ненавистную контору Северной железной дороги.
Жорж делает все правильно и точно: сперва получил в кассе жалованье за месяц, а уж потом обхамил на прощанье начальника — получил удовольствие.
Одно нехорошо. Вторая статья не выходит. Но и это не беда — нужно взять еще один урок у г-жи Форестье, а это одно удовольствие. Тут, правда, не повезло: сам Форестье оказался дома и заявил Жоржу, что, дескать, не намерен работать вместо него… Свинья!
Дюруа зол и сделает статью сам, безо всякой помощи. Вот увидите!.. И он сделал статью, написал. Только ее не приняли: сочли неудовлетворительной. Он переделал. Опять не приняли. После трех переделок Жорж плюнул и целиком ушел в репортерство.
Вот тут-то он и развернулся. Его пронырливость, обаяние и наглость пришлись очень кстати. Сам г-н Вальтер доволен сотрудником Дюруа. Одно только плохо: получая в газете в два раза больше, чем в конторе, Жорж почувствовал себя богачом, но это длилось так недолго.
Чем больше денег, тем больше их не хватает! И потом: ведь он заглянул в мир больших людей, но остался вне этого мира. Ему повезло, он служит в газете, он имеет знакомства и связи, он вхож в кабинеты, но… только как репортер. Жорж Дюруа по-прежнему бедняк и поденщик.
А здесь же, рядом, в своей же газете, — вот они! — люди с карманами, полными золота, у них шикарные дома и пикантные жены… Почему же это все у них? Почему не у него? Здесь какая-то тайна.
Жорж Дюруа не знает разгадки, зато он знает, в чем его сила. И он вспоминает г-жу де Марель, ту, что была с дочкой на обеде у Форестье. «До трех часов я всегда дома», — сказала она тогда. Жорж позвонил в половине третьего.
Конечно, он волновался, но г-жа де Марель — само радушие, само влекущее изящество.
И Лорина обращается с ним как с другом… И вот уже Жорж приглашен на обед в ресторан, где будут они с г-жой де Марель и супруги Форестье — две пары.
Обед в отдельном кабинете изыскан, длителен и прян непринужденной, легкой болтовней на краю непристойности. Г-жа де Марель обещала напиться и исполнила обещание. Жорж ее провожает. В экипаже он некоторое время нерешителен, но, кажется, она шевельнула ногой… Он кинулся в атаку, она сдалась. Наконец-то он овладел настоящей светской женщиной!
На другой день Дюруа завтракает у своей возлюбленной. Он еще робок, не знает, как пойдет дальше дело, а она обворожительно мила, и Жорж играет влюбленность… И это так нетрудно по отношению к такой великолепной женщине! Тут входит Лорина и радостно бежит к нему: «А, Милый друг!» Так Жорж Дюруа получил свое имя.
А г-жа де Марель — ее зовут Клотильда — оказалась восхитительной любовницей. Она наняла для их свиданий маленькую квартирку. Жорж недоволен: это ему не по карману… Да нет же, уже уплачено! Нет, этого он допустить не может… Она умоляет, еще, еще, и он… уступил, полагая, что вообще-то это справедливо.
Нет, но как она мила!
Жорж совсем без денег, но после каждого свидания обнаруживает в жилетном кармане одну или две золотые монеты. Он возмущен! Потом привыкает. Только для успокоения совести ведет счет своего долга Клотильде.
Случилось так, что любовники сильно повздорили. Похоже, что это разрыв. Жорж мечтает — в виде мести — вернуть долг Клотильде. Но денег нет. И Форестье на просьбу о деньгах ссудил десять франков — жалкая подачка. Ничего, Жорж отплатит ему, он наставит рога старому Другу. Тем более, он знает теперь, как это просто.
Но что это? Атака на г-жу Форестье сразу захлебнулась. Она приветлива и откровенна: она никогда не станет любовницей Дюруа, но предлагает ему свою дружбу. Пожалуй, это дороже рогов Форестье! А вот и первый дружеский совет; нанесите визит г-же Вальтер.
Милый друг сумел показаться г-же Вальтер и ее гостям, и не проходит недели, а он уже назначен заведующим отделом хроники и приглашен к Вальтерам на обед. Такова цена дружеского совета.
На обеде у Вальтеров произошло важное событие, но Милый друг еще не знает, что это важное событие: он представлен двум дочерям издателя — восемнадцати и шестнадцати лет (одна — дурнушка, другая — хорошенькая, как кукла). Зато другое Жорж не мог не заметить, Клотильда все так же обольстительна и мила. Они помирились, и связь восстановлена.
Болен Форестье, он худеет, кашляет, и видно, что не жилец. Клотильда между прочим говорит, что жена Форестье не замедлит выйти замуж, как только все будет кончено, и Милый Друг задумался. А пока что жена увезла бедного Форестье на юг — лечиться. При прощанье Жорж просит г-жу Форестье рассчитывать на его дружескую помощь.
И помощь понадобилась: г-жа Форестье просит Дюруа приехать в Канн, не оставить ее одну с умирающим мужем. Милый друг ощущает открывающийся перед ним простор. Он едет в Канн и добросовестно отрабатывает дружескую повинность. До самого конца. Жорж Дюруа сумел показать Мадлене Форестье, что он Милый друг, прекрасный и добрый человек.
И все получилось! Жорж женится на вдове Форестье. Теперь у него есть изумительная помощница — гений закулисной журналистики и политической игры… И у него прекрасно устроенный дом, и еще он стал теперь дворянином: он поделил на слоги свою фамилию и прихватил название родной деревни, он теперь дю Руа де Кантель.
Они с женой друзья. Но и дружба должна знать границы… Ах, зачем такая умная Мадлена по дружбе сообщает Жоржу, что г-жа Вальтер от него без ума?.. И еще того хуже: она говорит, что, будь Жорж свободен, она бы советовала ему жениться на Сюзанне, хорошенькой дочери Вальтера.
Милый друг снова задумался. А г-жа Вальтер, если присмотреться, еще очень даже ничего… Плана нет, но Жорж начинает игру. На этот раз объект добропорядочен и борется отчаянно с самим собой, но Милый друг обложил со всех сторон и гонит в западню. И загнал. Охота окончена, но добыча хочет достаться охотнику опять и опять. У него же другие дела. Тогда г-жа Вальтер открывает охотнику тайну.
Военная экспедиция в Марокко решена. Вальтер и Ларош, министр иностранных дел, хотят нажиться на этом. Они скупили по дешевке облигации марокканского займа, но стоимость их скоро взлетит. Они заработают десятки миллионов. Жорж тоже может купить, пока не поздно.
Танжер — ворота Марокко — захвачен. У Вальтера пятьдесят миллионов, он купил роскошный особняк с садом. А Дюруа зол: большие деньги опять не у него. Правда, жена получила в наследство от друга миллион, и Жорж оттяпал у нее половину, но это — не то. Вот за Сюзанной, дочерью Вальтера, двадцать миллионов приданого…
Жорж с полицией нравов выслеживает жену. Ее застали с министром Ларошем. Милый друг одним ударом свалил министра и получил развод.
Но ведь Вальтер ни за что не отдаст за него Сюзанну! На это тоже есть свой прием. Не зря он совратил г-жу Вальтер: пока Жорж обедал и завтракал у нее, он сдружился с Сюзанной, она ему верит.
И Милый друг увез хорошенькую дурочку. Она скомпрометирована, и отцу некуда деваться.
Жорж Дюруа с юной женой выходит из церкви. Он видит палату депутатов, он видит Бурбонский дворец. Он достиг всего.
Но ему никогда уже не будет ни жарко, ни холодно. Ему никогда так сильно не захочется пива.
Источник: https://schoolessay.ru/kratkoe-soderzhanie-milyj-drug-mopassana/
Краткое содержание Жизнь Мопассан
Северо-запад Франции. Руан. Майское утро 1819 г. Жанна, белокурая девушка с глазами, похожими на голубые агаты, дочь барона Ле Пертюи де Во, сама укладывает чемоданы и снова смотрит в окно: дождь не утихает… А так хочется ехать!
Жанна только что вернулась в родительский дом из монастыря, где воспитывалась “в строгом заключении” с двенадцати лет. И вот наконец свобода, начало жизни, и они с папой и мамочкой едут в “Тополя”, в родовой замок на берегу моря, в деревню на все лето! Дождь не утихает, но они все-таки едут.
В экипаже чудаковатый, добрейший отец, сильно располневшая мамочка и молодая служанка Розали. Замок в “Тополях”, конечно, стар, но отец продал одну из своих ферм и на эти деньги привел все в порядок: ведь они с мамой решили подарить этот замок Жанне.
Она станет там жить, когда выйдет замуж… А пока они едут туда на все лето.
В замке очень просторно, очень уютно и вполне беспорядочно: по бокам комода в стиле Людовика XIV стоят два кресла (подумать только!) в стиле Людовика XV… Но и в этом – свобода. Можно где угодно бегать, гулять и купаться в море – сплошное счастье, а впереди вся жизнь и, конечно, любовь.
Осталось только встретить Его, и как можно скорей! Аббат Пико, местный кюре, обедая как-то в “Тополях”, вспоминает за десертом, что у него есть новый прихожанин виконт де Лямар, очаровательный, порядочный, тихий. В воскресенье баронесса и Жанна отправляются к мессе, и кюре знакомит их с молодым человеком.
Тот вскоре делает первый визит, он прекрасно воспитан, и его приглашают отобедать на следующей неделе. Виконт отобедал. Еще ничего не случилось, ничего еще нет, он только смотрит на Жанну бархатно-черными глазами.
Еще никто ничего не знает – ни барон с баронессой, ни Жанна, ни даже читатель, а между тем завязка драмы уже совершилась…
Виконт в их доме постоянно, он помогает мамочке “совершать моцион”, они втроем – с отцом и Жанной – устроили морскую прогулку, его зовут Жюльен, и Жанна полна предчувствия любви, и вот уже наконец звучит пленительный вопрос: “Хотите быть моей женой?”
Обряд совершен. Жанна взволнована: как же так – вчера уснула девушкой, а сегодня, сейчас, стоя у алтаря, она стала женщиной! Но отчего это Жюльен нежно шепчет, что вечером Жанна станет его женой? Да разве она… не стала?!
И вот уже вечер. Мамочка, бедная, рыдает, не в силах сделать последние наставления дочери. Вынужден взяться отец…
- Розали раздевает Жанну и отчего-то ревет в три ручья, но Жанна ничего не замечает, она в постели и ждет, сама не зная чего…
- Дальше следуют две-три страницы особого свойства – “…по ее ноге скользнула другая нога, холодная и волосатая…”
- Потом, во время свадебного путешествия по Корсике, в Жанне тихо пробуждается женщина, но странно: познавая с Жюльеном любовь, она все отчетливее видит, что супруг труслив, жаден, чванлив и нестерпимо обыден.
Они возвращаются в “Тополя”, и с первой же ночи Жюльен остается в своей комнате, а потом как-то сразу, словно отыграв роль молодожена, перестает обращать внимание на Жанну, забывает бритву, не вылезает из старой домашней куртки и пьет по восемь рюмок коньяку после каждой еды. Жанна изнывает от тоски, а тут еще всегда веселая Розали совсем переменилась и занемогла. Утром она медленно заправляет постель Жанны и вдруг опускается на пол… В комнате госпожи, возле ее постели девушка Розали родила мальчика.
Жанна взволнованна, хочет помочь Розали (они молочные сестры), нужно найти отца ребенка, заставить жениться, но Жюльен категоричен: служанку надо гнать вместе с незаконным дитем! Жанна расспрашивает Розали, а та только рыдает. Муж на все это злится, но отчего-то возвращается “к обязанностям любви”.
На дворе зима, в замке холодно, Жанне нездоровится, а Жюльен возжелал. Жанна просит его отложить визиты в спальню на день-два. Ночью Жанну бьет ужасный озноб, она зовет Розали, та не откликается, Жанна босиком, в полубреду, идет в ее комнату, но Розали там нет. Чувствуя, что умирает, Жанна кидается будить Жюльена… На подушке рядом с его головой – голова Розали.
Оказалось, что благовоспитанный виконт, еще когда в первый раз обедал в “Тополях”, отобедав, не уехал, а прокрался на чердак, затаился, а потом “сошел” к Розали. А потом все возобновилось, после их возвращения с Корсики.
Жанна едва не умерла в горячке, а доктор обнаружил у нее беременность. Всех примирил деревенский кюре, который и нашел мужа для Розали. А Жанна родила мальчика. Его назвали Поль, и любовь к нему заменила Жанне все остальное.
Несчастья же продолжают сыпаться на бедную Жанну: умерла матушка, Жюльен завел роман по соседству – с графиней де Фурвиль, ревнивый граф обнаружил любовников и убил их, представив дело как несчастный случай… А Полю минуло пятнадцать, пришлось отдать его в коллеж.
И вот ему двадцать, и он связался с проституткой, они сбежали в Лондон. Сын тянет из матери деньги и вконец разоряет.
Старый барон хлопочет, закладывает, перезакладывает имение, внезапно умирает… Розали, уже старая, но крепкая и ясная умом вдова, возвращается в дом и опекает совсем ослабевшую Жанну…
Проданы “Тополя”, другого выхода не было. Жанна и Розали живут в скромном, но уютном доме. Поль пишет, что его возлюбленная родила девочку и теперь умирает. А Жанна, та самая Жанна, что совсем недавно была полна предвкушения жизни, доживает последние дни и вспоминает изредка короткие, редкие мгновения любви.
Но вот Розали привозит девочку, внучку, а Поль приедет завтра, после похорон. И жизнь продолжается, та самая жизнь, что не такая хорошая, как говорит Розали, но и не такая плохая, как о ней думают.
Жанна и Розали вспоминают, какой был сильный, нескончаемый дождь, когда они ехали в “Тополя” из Руана.
Вариант 2
Майским утром 1819 г на северо-западе Франции, белокурая девушка, дочь барона Ле Пертюи де Во, по имени Жанна собирает чемоданы, а на улице льет дождь.
Жанна с двенадцати лет росла в монастыре и только что вернулась домой. Теперь она получила свободу и с родителями отправляется в “Тополя” – родовой замок в деревне.
Жанна прибывает замок, она счастлива и свободна. Однажды на обеде местный кюре Аббат Пико, говорит, что у него есть новый прихожанин виконт де Лямар, симпатичный, воспитанный, тихий. Баронесса и Жанна идут к мессе, где кюре представляет им молодого человека. Вскоре он приходит к ним в гости, где смотрит на Жанну своими бархатно-черными глазами. Именно в этот момент случилась завязка драмы…
Молодого человека зовут Жюльен, он много времени проводит с Жанной и делает ей предложение. Она соглашается.
Они отправляются в свадебное путешествие в Корсику, где Жанна начинает видеть, какой на самом деле Жюльен: жадный, трусливый и ужасно обыден. Вернувшись домой, они начинают жить в разных комнатах.
Жюльен перестает обращать внимание на жену, начинает пить. Жанне становится ужасно скучно. Вскоре Розали рожает мальчика.
Жанна хочет ей помочь найти отца, заставить его жениться, но Жюльен говорит, что служанку необходимо выгнать вместе с ребенком.
Зимой Жанне становится плохо, она зовет Розали, но та не откликается. Тогда она идет к ней в комнату, но там ее нет. Жанне становится совсем плохо, и она идет будить Жюльена и видит рядом с ним Розали.
Оказывается, что Жюльен, еще когда впервые был в “Тополях”, не уехал домой, а “сошел” к Розали. И после свадебного путешествия все повторилось. Жанна становится плохо, а доктор говорит, что она беременна. Жанна родила мальчика по имени Поль. В это время умирает мать Жанны, Жюльен завел очередной роман с женатой графиней, муж которой, их убил.
В двадцать лет Поль встречается с проституткой и уезжает в Лондон. Сын тратить все матушкины деньги и разоряет ее. Отец Жанны умирает. Розали возвращается к Жанне и ухаживает за ней.
В это время Поль сообщает матери, что его возлюбленная родила девочку и умерла. Розали привозит Жанне внучку. Жизнь Жанны продолжается.
Жанна и Розали вспоминают, какой был сильный, нескончаемый дождь, когда они ехали в “Тополя” из Руана.
Источник: https://rus-lit.com/kratkoe-soderzhanie-zhizn-mopassan/
Жизнь — краткое содержание
b53b3a3d6ab90ce0268229151c9bde11
b53b3a3d6ab90ce0268229151c9bde11
b53b3a3d6ab90ce0268229151c9bde11
b53b3a3d6ab90ce0268229151c9bde11
Роман начинается с того, что молодая девушка по имени Жанна собирается ехать из Руана в родовой замок на берегу моря – «Тополя». Жанна только что вернулась из монастыря, где воспитывалась в строгости, и предвкушает свободную счастливую жизнь, ждущую ее.
На улице идет сильный дождь, но несмотря на это, Жанна, ее родители и молодая служанка Розали все же садятся в карету и отправляются в «Тополя».
Родовой замок уже очень стар, но отец недавно сделал в нем ремонт, так как они с матушкой собрались подарить этот замок Жанне, чтобы она жила в нем после того, как выйдет замуж.
В «Тополях» Жанна наслаждается свободой, но в ее душе уже поселились мечтания о Нем. И вот однажды кюре, пришедший в «Тополя» в гости, рассказывает о том, что у него появился новый прихожанин – виконт де Лямар, очень приятный и воспитанный молодой человек.
Вскоре Жанна, пришедшая на службу вместе с родителями, знакомится с виконтом, и он получает приглашение в «Тополя». Во время своего первого визита виконт действительно показал себя очень воспитанным человеком.
Он понравился Жанне, и она уже полна каких-то неясных предчувствий.
Виконт часто бывает в их доме, а вскоре Жанна становится его женой. Она еще не совсем понимает, почему вечером ее мать так бледна и растерянна, что не в силах дать ей последние наставления, так что делать это приходится отцу. А Розали, расправляя супружескую постель, почему-то рыдает. Но Жанна, не обращая на это внимания, ждет, что же произойдет дальше.
После первой супружеской ночи Жанна с мужем отправляются в свадебное путешествие на Корсику. И здесь, постепенно становясь настоящей женщиной, Жанна вдруг понимает, что ее муж не такой, каким она себе его нарисовала – он жаден, труслив и какой-то слишком обыкновенный.
Вернувшись в «Тополя», Жульен неожиданно перестает разыгрывать из себя нежного молодожена – он проводит ночи в своей комнате, по дому ходит в старой домашней куртке, не бреется и много пьет.
Жанне скучно, и даже Розали перестает ее радовать – служанка как-то меняется, плохо себя чувствует, и однажды, заправляя Жанне постель, сползает на пол и … рожает мальчика.
После родов Жанна очень хочет помочь Розали, найти отца ребенка, но та не отвечает ничего на ее расспросы, а Жульен настаивает на том, что служанку надо немедленно выгнать из дому.
Зимой Жанна заболевает. Она просит мужа отложить на день-два его ночные визиты в ее спальню, и он уходит. Ночью Жанна чувствует себя очень плохо. Она зовет Розали, но та не откликается, тогда Жанна идет сама в комнату служанки и видит, что ее там нет.
Тогда она, чувствуя, что умирает, идет в комнату Жульена и видит в его постели Розали. Оказалось, что Жульен близок с Розали еще со своего первого визита в замок, а потом их отношения возобновились, после того, как молодожены вернулись из свадебного путешествия.
Спасает положение кюре, который находит для Розали мужа.
У Жанны горячка, но она остается жива. Более того – доктор обнаруживает, что Жанна беременна. Она рожает мальчика, которому дает имя Поль – любовь к Полю заменяет ей супружескую любовь.
Умирает матушка Жанны, Жульен заводит роман с соседкой, муж которой, застав любовников вместе, в ярости убивает их.
Полю уже 20 лет, и он убегает в Лондон с проституткой. Жанна постоянно посылает ему деньги и разоряется. Умирает отец Жанны, а «Тополя» продают, чтобы расплатится с долгами. Жанна переезжает вместе с Розали, вернувшейся к ней после смерти мужа, жить в небольшой дом.
Вскоре Жанна получает письмо от Поля, в котором он пишет, что у него родилась дочь, но его возлюбленная умирает. Розали едет в Лондон и привозит Жанне ее внучку, Поль должен вернуться на следующий день – его задержали похороны.
Глядя на внучку, Жанна понимает, что жизнь продолжается.
Источник: http://szhato.ru/mopassan/55-zhizn.html