Томас Манн начал работу над своим романом в 1943 году. Через 4 года роман был опубликован под названием «Жизнь немецкого композитора Адриана Леверкюна, рассказанная его другом». На русский язык «Доктор Фаустус» был переведён Наталией Ман и Соломоном Аптом.
Главный герой романа – вымышленный персонаж Адриан Леверкюн, чья жизнь описана с раннего детства и до самой смерти. Действие происходит преимущественно в первой половине ХХ века. Леверкюн – талантливый композитор. Он пытается построить свою жизнь в соответствии со средневековыми легендами о Фаусте, который продал себя Мефистофелю.
Биография вымышленного Адриана Леверкюна перекликается с биографиями многих реально существовавших выдающихся личностей. Повествование в романе ведётся от лица Серенуса Цейтблома, доктора философии. Серенус сообщает, что главный герой родился в 1883 году. Детство Леверкюна прошло в родительском поместье недалеко от города Кайзерсашерна.
Адриан окончил гимназию и университет, стал преподавателем классических языков, однако главную роль в его жизни со временем начинает играть музыка. Интерес к музыке у одарённого молодого человека впервые проявился в возрасте 14 лет. В этом же возрасте он начинает брать частные уроки. О присутствии в жизни человека демонизма и магии Адриан узнал в университете.
Именно в студенческие годы в Леверкюне по-настоящему проявляется его незаурядность. Молодой человек резко отличался от своих сверстников.
Первая физическая близость с женщиной сделала Адриана сифилитиком. Со своей первой женщиной композитор познакомился в борделе. Юноша решается на близость, несмотря на то, что знает о болезни девушки. Адриан обращался к врачу за лечением, однако врач не довёл курс лечения до конца и умер. Молодой человек решил больше не лечиться.
Постепенно музыка становится главным занятием Леверкюна. Однажды композитору является дьявол. Сатана сообщает Адриану, что заразившись сифилисом, молодой человек заключил с ним сделку. Дьявол обещает Адриану славу и значительную роль в культурной жизни нации. Через 24 года композитор должен будет вернуться к сатане, так как теперь он принадлежит только ему. Сатана запрещает Адриану любить.
Всё, что предсказал дьявол, сбывается. Леверкюн действительно становится известным композитором, чьи творения вызывают восторг публики. Однако он нарушает наложенный сатаной запрет. Композитор или влюбляется, или испытывает к кому-либо симпатию и привязанность. Люди, к которым расположен Леверкюн, трагически погибают.
Последним произведением Адриана Леверкюна становится кантата, написание которой он закончил к 1930 году. Первое исполнение кантаты на публике композитор решил организовать у себя дома. Когда приглашённые друзья и знакомые собираются у Леверкюна, композитор произносит речь.
Он признаётся в том, что своей славой обязан сатане. Леверкюн считает себя убийцей. Нарушая запрет дьявола и испытывая привязанность к тому или иному человеку, композитор навлекал тем самым гибель на этого человека.
Посетители настолько поражены услышанным, что многие встают и уходят.
Сделав признание, Леверкюн садится играть свою кантату, но неожиданно падает на пол и теряет сознание. Придя в себя, композитор начинает проявлять признаки безумия. Несколько месяцев его лечили в клинике. Затем Леверкюна забирает мать. Пожилая женщина ухаживает за сыном до конца его дней. Через 5 лет композитора навещает Цейтблом. Но Леверкюн не узнал друга. Ещё через 5 лет Леверкюн умер.
Характеристика персонажей
Адриан Леверкюн
В образе Леверкюна воплотилась вся Германия конца XIX-первой половины ХХ века. Чтобы описать страну, автор прибегает к метафоре. Данный художественный приём помогает читателю лучше узнать современную Манну Германию.
Леверкюн отличался хорошими умственными способностями ещё в отрочестве. Вместе с этим мальчик имел такую негативную черту характера, как высокомерие, ощущение собственного превосходства над всеми остальными. Цейтблом отмечает, что Адриан был очень скрытным и любил одиночество, что не характерно для подростка.
Судьба композитора – это судьба самой Германии. Богатая красивая страна, имеющая огромный потенциал для развития, делает ошибку, заключив сделку с дьяволом, то есть, встав на путь фашизма. На некоторое время Германия действительно получает превосходство над всеми другими европейскими странами. Однако затем начинается агония, которая приводит страну к гибели.
В романе Манна нередко можно встретить упрёки в адрес властей, толкающих страну на неминуемую гибель. Автор жалеет погибающую Германию так же, как жалеет своего талантливого героя.
Князь тьмы
На первый взгляд, это фантастический персонаж. Среди читателей наверняка найдутся атеисты, которые не верят в потусторонние силы. Тем не менее, на сатану можно посмотреть, как на метафору.
Зло внутри человека
Тему заключения сделки с дьяволом нельзя считать новой. В литературе разных эпох нередко встречаются похожие сюжеты. Вероятно, Томас Манн не верил в существование сатаны.
В образе дьявола автор воплотил все амбиции и всё тщеславие, которыми обладал Леверкюн. Сатана – это не потусторонняя сила, это желания, живущие в сердцах людей. Желания эти, как правило, корыстны.
Человек слишком редко хочет блага для своего ближнего.
Продать душу дьяволу – значит посвятить жизнь удовлетворению собственных желаний. В результате, жизнь человека превращается в сплошную погоню за личными амбициями.
В большинстве случаев людям так и не удаётся получить то, что им хотелось. В конце жизни человек понимает, что жил зря, что не заметил доступных удовольствий в погоне за удовольствиями недоступными.
Если цель всё-таки достигнута, человек обычно не чувствует удовлетворения и остаётся разочарованным.
Социальные болезни
Томас Манн не впервые использует болезнь в качестве метафоры. В романе «Волшебная гора» перед читателем предстают пациенты горного санатория, проходящие лечение от туберкулёза. Избавиться от болезни никто по-настоящему не стремится. Вместо того, чтобы бороться за жизнь, пациенты пытаются успеть получить как можно большее количество удовольствий. Такой видит Манн Европу первой половины ХХ века.
Германия в лице Адриана Леверкюна выглядит ещё более удручающе. Туберкулёз, несмотря на то, что это достаточно тяжёлое заболевание, всё-таки поддаётся лечению. Лекарство от сифилиса не найдено до сих пор. Вероятно, Манн не видел возможности «излечения» для своей страны. Заразиться сифилисом намного сложнее, чем туберкулёзом.
Леверкюн не пытался избежать заражения. Девушка, которую он выбрал для близости, предупредила его заранее. Но композитор проигнорировал предупреждение. В чём была причина такой беспечности, неизвестно. Может быть, Леверкюн до конца не осознавал всю серьёзность этого заболевания.
Однако желание обладать понравившейся девушкой взяло верх над здравым смыслом.
Примечательно, что композитор сознательно не заключал договора с дьяволом. Он не имел таких намерений.
Адриан не подписывал кровью никаких документов, как это нередко представляют в историях с похожим сюжетом. Сатана явился Леверкюну и сообщил ему о том, что договор заключён «автоматически».
Композитор при этом не оказал ни малейшего сопротивления и не попытался опровергнуть факт заключения сделки.
Предлагаем вам ознакомиться в романом Томаса Манна “Будденброки”, написанном в стиле семейной хроники. Эта книга принесла признание и славу тогда еще не известному писателю.
В своем романе “Волшебная гора” Томас Манн рассказывает о размеренной и закрытой жизни группы пациентов, проходящих лечение в горном санатории, и не желающих контактировать с внешним миром.
Для пациентов санатория в романе «Волшебная гора» туберкулёз стал поводом уйти от неприятной им реальности.
Болезнь, ведущая к смерти, позволяет отказаться от всех социальных норм и бездумно предаваться запретным удовольствиям. Сифилис Леверкюна не отгораживает его от общества, но и не даёт ему ни с кем сблизиться.
Все, кого полюбил композитор, погибают. Болезнь не изолировала композитора, но сделала его одиноким среди толпы.
Источник: https://r-book.club/zarubezhnye-pisateli/tomas-mann/doktor-faustus.html
Томас Манн биография кратко
Томас Манн биография краткая немецкого писателя, эссеиста, мастера эпического романа, лауреата Нобелевской премии по литературе изложена в этой статье.
Пауль Томас Манн родился 6 июня 1875 г. в Любеке, Германия. После смерти отца в 1891 году и продажи семейной фирмы семья переехала в Мюнхен, где Томас прожил до 1933 года.
Окончив школу, Томас устраивается в страховую компанию и занимается журналистикой, намереваясь последовать примеру брата Генриха, в ту пору начинающего писателя. На протяжении 1898-1899 гг. Т. Манн редактирует сатирический журнал «Симплициссимус».
К этому времени относится первая публикация — сборник рассказов «Маленький господин Фридеман». Первый роман – «Будденброки» (1901), повествующий о судьбе купеческой династии и носивший автобиографический характер, — сделал Манна знаменитым писателем.
В 1905 г. Манн женится на Кате Прингсхайм, знатной еврейке, дочери профессора математики, которая стала матерью его шестерых детей.
Т. Манн поддерживал Первую мировую войну, осуждал общественные реформы и пацифизм, переживая в это время серьезный духовный кризис.
Огромная разница в убеждениях стала причиной разрыва с братом Генрихом, и только переход Томаса на позиции демократии сделал возможным примирение. ktoikak.com В 1924 г. увидел свет роман «Волшебная гора», принесший Т.
Манну мировую славу. В 1929 г. он благодаря «Будденброкам» становится лауреатом Нобелевской премии по литературе.
В 1933 году писатель вместе с семьей эмигрирует из нацистской Германии и поселяется в Цюрихе. В том же году выходит первый том его романа-тетралогии «Иосиф и его братья».
Власти Германии предпринимали попытки вернуть именитого писателя в страну, а в ответ на его категорический отказ лишили немецкого гражданства, отняли почетную докторскую степень Боннского университета.
Став сначала подданным Чехословакии, в 1938 году Манн уезжает в США, где зарабатывает на жизнь преподаванием в Принстонском университете. В 1939 году выходит роман «Лотта в Веймаре».
В 1942 году он переезжает в город Пасифик-Палисейдз и ведёт антифашистские передачи для немецких радиослушателей. А в 1947 году появляется на свет его роман «Доктор Фаустус»
В 1949 г. от лица обеих Германий ему была вручена премия Гете (кроме того, Манна наградили почетными степенями Кембриджский и Оксфордский университеты).
После Второй мировой войны ситуация в США принимает всё менее благоприятный для Манна характер: писателя начинают обвинять в пособничестве СССР.
В июне 1952 года семья Томаса Манна возвращается в Швейцарию. Томас Манн умер 12 августа 1955 года в больнице кантона Цюрих от расслоения брюшной аорты в результате атеросклероза.
Также для подготовки к занятиям вы можете использовать хронологическую таблицу Манна.
Источник: https://ktoikak.com/tomas-mann-biografiya-kratko/
“Волшебная гора” краткое содержание по главам романа Томаса Манна
Во вступлении автор рассказывает читателям о том, что им предстоит услышать историю Ганса Касторпа, произошедшую перед “великой войной”.
Глава 1
В самый разгар лета молодой человек отправляется из Гамбурга в Давос, погостить три недели в интернациональном санатории “Берггоф”. В горах его встречает двоюродный брат – Иоахим Цимсен. Гансу Касторпу выделяют тридцать четвертую комнату, в которой два дня назад умерла одна американка.
Вечером братья ужинают. Иоахим представляет Ганса доктору Кроковскому.
Глава 2
Ганс Касторп рано потерял родителей. Полтора года после их смерти он прожил с дедом. Потом его опекуном стал двоюродный дед (дядя матери) – консул Тинапель.
Выросший утонченным человеком Ганс Касторп не был лишен тяги к грубым радостям существования – хорошей еде, одежде, сигарам. Одно время ему нравилось рисовать корабли, но полуголодное существование художника никогда не прельщало героя.
Ганс Касторп уважительно относился к труду, но ничегонеделание было для него более естественным. К 22 годам молодой человек уже успел проучиться несколько семестров в трех политехнических учебных заведениях и предполагал стать инженером.
Главные экзамены сильно вымотали его. Доктор Хейдекинд посоветовал Гансу провести пару-другую недель в высокогорной местности.
Глава 3
Утром Ганс Касторп слышит, как соседствующая с ним русская пара предается любовным утехам. Вместе с Иоахимом он завтракает в зале, обставленном в стиле модерн, знакомится с обитателями санатория и его главой – гофратом Беренсом. На прогулке Ганс встречает компанию молодых людей с пневомтораксами – газом, закачанным в пораженное легкое для его заживления.
Иоахим знакомит кузена с итальянским литератором Сеттембрини.
После прогулки братья лежат на воздухе. Иоахим измеряет температуру. Ганс рассуждает о сущности времени.
Перед обедом герои спускаются вниз, в курортную деревню. Ганс ощущает сильное сердцебиение и усталость.
Во время обеда молодой человек замечает, что больные с огромным аппетитом поглощают пищу. Герою наконец-то удается узнать, кто так громко хлопает дверью каждый раз, когда входит в столовую. Виновницей шума оказывается молодая рыжеволосая девушка – мадам Шоша, сидящая за “хорошим” русским столом.
Лежа в шезлонге после обеда, Ганс слышит, как на общей террасе молодой господин Альбин пугает дам в начале ножом, а затем револьвером, который он держит для того, чтобы убить себя, когда поймет, что лечение бессмысленно.
К вечеру (после чая, очередной прогулки, лежания в шезлонге и ужина) Ганс Касторп чувствует себя окончательно вымотанным. Перед сном он проводит время в кругу пациентов, разговаривает с Сеттембрини. Ночью герой никак не может заснуть, а когда, наконец, забывается, ему снятся сумбурные и ужасные сны.
Глава 4
На третий день пребывания Ганса в “Берггофе” курортную долину покрывает снег. Иоахим объясняет брату, что времена года в горах практически ничем не отличаются друг от друга: снег идет с августа по май, а зимой может наступить внезапная оттепель. После второго завтрака кузены отправляются вниз за одеялами для Ганса. Возвращаюсь назад, они встречают Сеттимбрини.
Итальянец оспаривает точку зрения Ганса о том, что глупость и болезнь несовместимы.
В воскресенье в санатории звучит музыка, русские уезжают кататься.
В понедельник Ганс Касторп, желая вырваться из привычного круга жизни, совершает самостоятельную прогулку в горы, где у него открывается сильное кровотечение из носа.
Лежа на скамейке, герой вспоминает свою юношескую любовь – Пшибыслава Хиппе и понимает, что мадам Шоша очень похожа на него. В одиннадцать часов начинается лекция доктора Кроковского.
Медицинские рассуждения о любви Ганс слушает, сидя рядом с мадам Шоша.
Во вторник герой оплачивает счет за первую неделю пребывания в санатории. От Иоахима он узнает, что гофрат Беренс и сам, возможно, является таким же больным, как и все остальные.
После прогулки в горы у Ганса Касторпа начинает трястись голова. Соседка по столу – учительница, фрейлин Энгельгарт замечает его интерес к мадам Шоша. Она начинает подтрунивать над Гансом и становится его сообщницей в любовных переживаниях.
- Ганс Касторп старается поймать взгляд Клавдии (так зовут мадам Шоша) за столом и подстраивает случайные встречи с ней в коридоре.
- Лодовико Сеттимбрини изводит братьев разговорами о всеобщем равенстве и братстве.
- Ганс Касторп высчитает, что пребывание в санатории обходится каждому больному в двенадцать тысяч франков в год, а его ежегодный доход составляет около девятнадцати тысяч.
К концу третьей недели пребывания в “Берггофе” герой простужается. На осмотре гофрат Беренс находит у Ганса шумы и хрипы в одном из легких и предлагает ему остаться в санатории для лечения.
Глава 5
Ганс Касторп соблюдает постельный режим. В течение дня его навещает Иоахим. Как-то раз к нему в номер заходит Сеттимбрини.
Итальянец рассказывает герою историю об одной даме, которая плохо почувствовала себя в “Берггофе” именно из-за климата. Он предостерегает Ганса от привыкания к здешнему образу жизни и отказу от возвращения в привычный мир здоровых людей.
Через три недели Гансу разрешают встать. От фрейлин Энгельгарт он узнает о том, что по вечерам Клавдию навещает ее соотечественник, а гофрат Беренс пишет ее портрет. Сам Ганс замечает, что один из пациентов санатория – тридцатилетний мангеймец постоянно буравит мадам Шоша взглядом.
В очереди на рентген Клавдия разговаривает с Иоахимом. Ганс Касторп видит в этом хороший знак. В октябре он пишет родственникам о том, что болен и ему придется задержаться в “Берггофе”.
Ганс Касторп все больше влюбляется в Клавдию Шоша. Он оказывает ей мелкие знаки внимания. Иногда между героями происходят незримые размолвки.
Постепенно они начинают обмениваться друг с другом отдельными словами и приветствиями. Ганс не старается скрыть от окружающих свое чувство – напротив, он делает все для того, чтобы его влюбленность заметили.
Сеттимбрини рассказывает Гансу о деятельности “Лиги содействия прогрессу” и об их стремлении описать и классифицировать человеческие горести в рамках многотомного издания “Социология страданий”.
Лодовико поручают работу над литературным томом, в котором он должен будет исследовать все возможные конфликты, встречающиеся в книгах.
Итальянец говорит, что он сможет работать и в горах, а вот профессия Ганса Касторпа предполагает активную деятельность внизу, поэтому ему следует уехать из санатория, пока он еще не пустил здесь корни.
Как-то раз братья встречают в саду гофрата Беренса. Ганс напрашивается к нему в гости с целью увидеть портрет мадам Шоша.
В ноябре в горы приходит зима. “Берггоф” погружается в ожидание Рождества. Ганс Касторп начинает интересоваться анатомией. Шесть предпраздничных недель пролетают как один миг.
После Рождества, которое в санатории празднуют весело и с подарками, умирает аристократ-австриец. Пациенты предпочитают не говорить об этом, и только Ганс Касторп с Иоахимом наносят визит вдове покойного.
Ганс Касторп решает проявлять больше внимания к лежачим и умирающим больным. Он посылает горшок с цветами молодой девушке Лейле Гернгросс и тяжелобольному Фрицу Ротбейну и навещает их вместе с Иоахимом. Фриц умирает через несколько дней, Лейла чуть позже.
Гофрат Беренс одобряет начинание Ганса и знакомит его с другими “легочными свистунчиками в клетках”. По просьбе доктора братья начинают опекать живущую в дешевом пансионе Карен Карстед. Они водят больную на каток и в кинотеатр, гуляют с ней по курортным улицам, как-то раз совершают прогулку на Деревенское кладбище.
На карнавальной неделе Ганс Касторп просит у Клавдии карандаш, чтобы принять участие в веселой забаве по рисованию свинки с закрытыми глазами. Просьба перерастает в непринужденную беседу на французском языке и легкий флирт. Ганс Касторп признается Клавдии в любви.
Мадам Шоша говорит своему поклоннику о предстоящем отъезде.
Глава 6
Клавдия обещает Гансу вернуться в “Берггоф” и дарит на память о себе рентгеновский снимок легких.
Обидевшийся на непослушание Ганса Сеттимбрини несколько недель не общается с юношей. На Пасху он прощается с братьями, говоря, что после постановки “пожизненного” диагноза, решил покинуть санаторий и разместиться в деревне, сняв квартиру у дамского портного Лукачека.
Весной в “Берггофе” начинаются самовольные отъезды. Иоахим замечает, что Ганс посещает доктора Кроковского, увлекается ботаникой и астрономией. Как-то раз на прогулке в долине братья встречают Сеттимбрини, который с неохотой представляет их своему спутнику – профессору древних языков Нафте.
Вчетвером герои спорят о важности трудового и созерцательного начала, о необходимости войны для оздоровления общества.
Через год своего пребывания в горах Ганс Касторп делает вывод о том, что он относится к разряду тех людей, которым никогда не удастся акклиматизироваться в “Берггофе”.
Братья наносят визит Нафте. Профессор спорит с Сеттимбрини о важности христианской морали и террора для гармоничного развития общества. Итальянец уводит молодых людей к себе в гости – в каморку под крышей и предостерегает их от разрушительного духовного воздействия Нафты, оказавшегося членом ордена иезуитов.
В начале сентября Иоахим извещает гофрата Беренса о своем отъезде. Разозленный доктор говорит Гансу Касторпу, что он – здоров и может покинуть санаторий вместе с братом, но молодой человек решает остаться.
Через несколько месяцев после отъезда Иоахима Ганса пересаживают за другой стол, на место Сеттимбрини. Влюбленный в мадам Шоша мангеймец Фердинанд Везаль завязывает с ним дружбу. Джемс Тинапель навещает племянника в “Берггофе”.
Консул пытается вырвать Ганса из безмятежной санаторной жизни, но терпит неудачу и сбегает, никому ничего не сказав, испугавшись того, что может остаться здесь навеки.
Отец Лео Нафты – Элия был раввином. Его распяли после загадочной смерти двух христианских детей. Кончина матери открыла для Лейбе (так звали Нафту раньше) возможность выбора своего жизненного пути, который определила встреча с католическим священником – Унтерпертингером. Лейбе крестился и поселился в пансионе “Утренняя звезда”.
Болезнь не дала ему шанса стать настоящим иезуитом. Нафту отправили в горы, предоставив ему место преподавателя в одном из учебных заведений Давоса.
Ганс Касторп, Сеттимбрини, Нафта, Везаль и Ферге проводят время в совместных прогулках и беседах.
Вторая зима в “Берггофе” оказывается очень снежной. Ганс Касторп в тайне от докторов начинает кататься на лыжах. Как-то раз он попадает в снежную пургу и чуть не погибает в горах.
В конце июля в санаторий возвращается Иоахим. Вместе с ним приезжает его мать – Луиза Цимсен. Двоюродный брат передает Гансу привет от мадам Шоша, собирающейся осенью в Испанию, а зимой – в “Берггоф”.
От Нафты Ганс Касторп узнает о том, что Сеттимбрини – масон.
Осенью у Иоахима находят туберкулез гортани. Перед смертью он впервые позволяет себе беседу с любимой девушкой, длительное время бывшей его соседкой по столу – пышногрудой Марусей. Иоахим умирает в своей постели в присутствии матери и брата.
Глава 7
В Рождественский пост в “Берггоф” возвращается Клавдия Шоша. Ее сопровождает мингер Питер Пеперкорн – голландец с Явы, богатый кофейный плантатор. Ганс Касторп ведет себя с Клавдией вежливо и отстраненно, но внутри сгорает от злости. Через несколько недель после возвращения мадам Шоша заводит с героем разговором и знакомит его с Пеперкорном.
Вместе с другими обитателями санатория Клавдия, Питер и Ганс шесть часов играют в карты, пьют вино, лакомятся разнообразными блюдами.
Между Гансом Касторпом и мингером Пеперкорном устанавливаются дружеские отношения, основанные на взаимной симпатии. Яркая индивидуальность голландца вызывает в молодом человеке чувство искреннего восхищения.
Ганс Касторп вводит Пеперкорна и мадам Шоша в круг своих знакомых гуманистов – Сеттимбрини, Нафты, Ферге и Везаля.
В одном из разговоров один на один Клавдия рассказывает герою о том, что находится рядом с голландцем в силу его огромной любви к ней.
Она предлагает молодому человеку заключить дружеский союз ради Пеперкорна, личность которого временами вызывает у нее страх и трепет, и закрепляет новые отношения с Гансом поцелуем в губы.
В одной из частных бесед Пеперкорн прямо спрашивает у Ганса о том, любит ли он мадам Шоша. Молодой человек без утайки рассказывает обо всем. Голландец предлагает ему заключить дружеский союз из любви к Клавдии.
Мингер Пеперкорн умирает от внезапного кровоизлияния после поездки на водопад в Флюэлатальском лесу. Гофрат Беренс констатирует, что голландец совершил самоубийство.
Чтобы удержать Ганса Касторпа от самовольного отъезда, Беренс говорит ему об излечении, а колебания температуры объясняет наличием в организме стрептококков, избавиться от которых можно за несколько месяцев. Лечение оказывается безрезультатным. Герой вновь погружается в бесцельные занятия, поддаваясь “демону тупоумия”.
Администрация санатория покупает для больных граммофон. Ганс Касторп берет в свои руки управление музыкальным аппаратом. Ночью он тайком слушает пластинки и окончательно влюбляется в волшебство музыки.
Особенно близка ему становится опера “Аида”.
С годами лекции доктора Кроковского становятся более мистическими. Он рассуждает о гипнозе, телепатии и вещих снах.
Девятнадцатилетняя датчанка Элли Бранд оказывается носительницей необычных способностей – она общается с духом юноши по имени Холгер, который рассказывает ей о том, что думают другие люди.
На спиритическом сеансе пациентам санатория удается узнать, что невидимый друг Элли при жизни был поэтом.
На сеансе, устроенном доктором Кроковским, Холгер показывает Гансу Ксторпу дух Иоахима.
Тридцатилетний антисемит коммерсант Видеман погружает “Берггоф” в состояние ссор и раздоров.
Спустя годы Сеттимбрини и Нафта начинают чувствовать себя все хуже и хуже, но даже это не удерживает их от бесконечных споров и дуэли, на которую иезуит вызывает масона. Сеттимбрини стреляет в воздух. Нафта обвиняет его в трусости и убивает себя выстрелом в висок.
Ганс Касторп прожил в “Берггофе” семь лет. За это время умер его двоюродный дед и воспитатель – консул Тинапель. Из санатория молодого человека “вырвала” Первая мировая война.
Последний раз читатель встречается с Гансом Касторпом на поле боя.
“Волшебная гора” краткое содержание по главам романа Томаса Манна
Источник: https://soch.biographiya.com/volshebnaya-gora-kratkoe-soderzhanie-po-glavam-romana-tomasa-manna/
Краткое содержание Тонио Крёгер (Томас Манн)
Тонио Крёгер — главное действующее лицо новеллы, одной из первых у Томаса Манна «новелл о художнике». Т. К. в двух начальных эпизодах новеллы предстает перед читателем юношей сперва четырнадцати, затем шестнадцати лет.
Отпрыск некогда богатого, но неуклонно хиреющего бюргерского семейства (вариация на тему «Будденброков») в прибалтийском городе, сын ганзейского консула и экстравагантной матери, уроженки романского юга, натуры музыкальной и артистической, он тяготится своей непохожестью на других: необычностью своего «дурацкого» имени (он «предпочел бы называться Генрихом или Вильгельмом»), своей внешностью: вялый мечтательный брюнет, он чувствует себя «отщепенцем» среди белокурых и голубоглазых северян, особенно переживая эту свою неполноценность рядом с другом и одноклассником, стройным, кудрявым, спортивным и поверхностным Гансом Гансеном и обворожительной хохотушкой Ингой Хольм, предметом его робких и безнадежных юношеских воздыханий.
Катастрофическая неловкость на уроке танцев, выставившая его на всеобщее, в том числе и Ингино, посмешище, лишь один из виртуозно расставленных автором акцентов, отделяющих Т. К. от остального человечества, здорового, жизнерадостного и заурядного. Эти «знаковые» приметы отторгнутости Т. К.
находят разъяснение в дальнейших эпизодах новеллы, где герой, уже тридцатилетний писатель, покинувший родной город (старинный род Крёгеров пришел в полный упадок, отец его умер, мать после годичного траура вышла замуж за музыканта-итальянца и уехала за ним в «голубые дали», фамильный дом объявлен к продаже), беседует об искусстве со своей подругой, русской художницей Лизаветой Ивановной.
В этих беседах все очевидней выявляется горькая убежденность т. к. в том, что удел художника предполагает, по сути, отказ от жизни в привычном, «житейском» смысле этого слова, всецело подчиняя существование творца лишь одной цели — его искусству.
Беда Т. К. как раз в том и состоит, что он не способен принять этот удел без боли, как величайшее отличие, а продолжает мечтать о простейших мирских радостях заурядной жизни, за что бескомпромиссная Лизавета и обзывает его «заблудшим бюргером».
Последний поворот сюжета завершает болезненную, во многом глубоко личную и выстраданную автором тему по принципу музыкального контрапункта, где внешняя и событийная достоверность описываемого таит в себе символическую многозначность деталей: снова оказавшись в родном городе, Т. К. посещает отчий дом и едва его узнает — в знакомых с детства комнатах разместилась народная библиотека, литература как бы съела его прошлое. Самого его на родине тоже не признают и чуть не арестовывают, приняв за давно разыскиваемого афериста.
(5 votes, average: 4.20
Источник: https://school-essay.ru/tonio-kryoger-tomas-mann.html
«Будденброки», краткое содержание по главам романа Томаса Манна
Поздней осенью 1835-го года восьмилетняя Антония Будденброк, сидя на коленях у деда, читает «Катехизис». Иоганн Будденброк подшучивает над ней.
Семья, собравшаяся по случаю второго четверга месяца: мадам Антуанетта Будденброк, в девичестве Дюшан — бабушка девочки, консульша Элизабет Будденброк, урождённая Крегер – мать Антонии и её муж – Иоганн (Жан) дружно смеются над словами деда.
Семейство сидит в «ландшафтной», расположенной на втором этаже недавно приобретённого просторного старинного дома на Менгштрассе в Любеке, и ждёт на новоселье гостей. Нанятая в Западной Пруссии в качестве воспитательницы Ида Юнгман вводит в комнату сверстницу Антонии – Клотильду – дочь племянника Иоганна Будденброка и приглашает всех к столу.
В четыре часа из школы возвращаются Том и Христиан. Вместе с ними приходят поэт Жан-Жак Гофштеде и домашний врач Грабов. Вслед за первым гостями появляются пастор Вундерлих, маклер Гретьенс, сенатор доктор Лангхальс и виноторговец Кеппен с супругами, консул Крегер с женой и сыновьями – Якобом и Юргеном и родители консульши Крегер – Эвердик с женой.
Перед обедом Жан Будденброк обсуждает с матерью письмо от Готхольда – сына Иоганна от первой жены, требующего возмещения за дом: женившийся на владелице лавки – мадемуазель Штювинг против воли отца он не получил причитающиеся ему одиннадцать тысяч талеров.
За обедом гости разговаривают о прежних владельцах дома – разорившихся Ратенкампах.
Пастор Вундерлих вспоминает, как во время Наполеоновского вторжения он пытался помочь мадам Будденброк спасти от французских солдат столовое серебро, после чего беседа плавно переходит на обсуждение личности императора.
Заканчивается обед разговорами обо всём на свете. От обильных и тяжёлых блюд Христиану становится плохо. Доктор Грабов прописывает ему постельный режим и строгую диету в виде кусочка голубя и ломтика французской булки.
Консул Будденброк устраивает гостям-мужчинам экскурсию по дому, после чего они играют в бильярд. В одиннадцать вечера общество расходится.
Иоганн-младший отдаёт отцу письмо Готхольда, делится с ним своими опасениями по поводу раскола в семье, но в итоге признаёт правоту Иоганна-старшего, понимая, что если уступить брату сейчас, то в будущем он сможет претендовать на уже неполагающуюся ему долю наследства.
Часть вторая
Через два с половиной года, 14 апреля, Элизабет Будденброк в тяжёлых мучениях рожает дочку Клару.
Иоганн-младший пишет об этом событии в золотообрезной тетради, благодарит Господа за оказанную его семье помощь и перечитывает предыдущие записи о своём чудесном спасении от смерти.
Самые ранние заметки, сделанные рукой Иоганна-старшего, повествуют о счастливейшем годе жизни с первой женой Жозефиной и её смерти при родах.
В начале лета Тони Будденброк перебирается в загородный дом Крегеров – бабушки и дедушки по материнской линии, где проводит время в неге и лени. В школу она ходит вместе со своей соперницей по положению в обществе – Юльхен Хагенштрем, дочкой одного из владельцев экспортной конторе. Юность Тома и Христиана протекает весело и безоблачно.
Через шесть лет после новоселья умирает Антуанетта Будденброк. Иоганн-старший перепоручает дела фирмы сыну и через несколько месяцев, подхватив пустячный весенний насморк, уходит вслед за женой.
Узнав о кончине отца, Готхольд приходит в контору к Жану, рассчитывая получить свою долю наследства.
На похоронах он ещё раз говорит с братом, соглашается с решением отца и перестаёт претендовать на деньги Будденброков.
В том же году, после Пасхи, шестнадцатилетний Томас вступает в семейное дело, четырнадцатилетний Христиан балуется в школе, а Антония начинает гулять с гимназистом.
Родители отправляют девушку в пансион мадемуазель Терезы Вейхбродт (Зеземи, как она просит называть себя наиболее послушных воспитанниц). Там она сдруживается с Армгард фон Шиллинг и Гердой Арнольдсен.
Юность Тони Будденброк протекает счастливо.
Часть третья
Приехавший по делам к Иоганну Будденброку тридцатидвухлетний агент из Гамбурга – сын пастора, Бендикс Грюнлих очаровывает своей любезностью всех, за исключением Томаса и Тони. Девушка считает гостя кривлякой и при встрече на улице больно ранит словами.
Грюнлих наносит Будденброкам несколько визитов, после чего просит у Иоганна руку его дочери. Антония не даёт своего согласия. Грюнхлих на коленях умоляет девушку выйти за него замуж. Тони вновь отказывает. Родственники, знакомые и пастырь Мариенкирхи осаждают мадемуазель Будденброк советами. Девушка худеет и бледнеет.
Отец отправляет её на лето к Шварцкопфам – в Травемюнде. Сын старшего лоцмана – двадцатилетний студент Мортен составляет Тони компанию в её прогулках по берегу моря. Молодой социалист делится с девушкой своими взглядами на сословное неравенство и общественную свободу. С наступлением осени Мортен признаётся Тони в любви.
Девушка соглашается стать его женой. Грюнлих присылает Тони кольцо. Мадемуазель Будденброк пишет отцу, что дала согласие на брак Мортену Шварцкопфу. Грюнлих не соглашается принять отказ, обещая покончить жизнь самоубийством.
Затем он приезжает в Травемюнде и рассказывает лоцману о посягательстве Мортена на его права жениха. Шварцкопф отправляет сына в Геттингем. Тони возвращается домой. Она читает историю рода Будденброков в золотообрезной тетради и вписывает в неё запись о своей помолвке с Грюнлихом.
Иоганн торгуется с последним из-за приданого дочери и даёт за Тони восемьдесят тысяч марок. В начале 1846-го года играется свадьба. Молодая чета отправляется в свой новый дом — на виллу в Эймсбюттеле.
Перед отъездом в Амстердам Томас Будденброк прощается с возлюбленной – продавщицей цветочного магазина, Анной.
Часть четвёртая
В октябре 1846 года Антония рожает дочку. Она хочет назвать её Метой (как младшую сестру Мортена), но Грюнлих настаивает на имени «Эрика». Через два года Германию охватывают беспорядки.
Консул Будденброк, запертый вместе с другими на заседании Городской думы, уговаривает республиканцев разойтись по домам.
Отец Элизабет – Лебрехт Крегер умирает, испугавшись запущенного в его карету крохотного камешка.
Зимой 1850 года Антония узнаёт о банкротстве мужа. Иоганн Будденброк спрашивает у дочери совета в отношении Грюнлиха.
Поняв, что за четыре года семейной жизни Тони так и не смогла его полюбить, он решает не спасать зятя от банкротства.
Изучение банковских книг Грюнлиха открывает Будденброку правду о замужестве дочери: Антония была нужна, чтобы расплатиться по векселям с кредиторами и продолжить дело.
Чувствующий свою вину перед дочерью Иоганн Будденброк забирает её вместе с Эрикой домой и помогает развестись. Томас возвращается из Амстердама. Христиан уезжает на поиски счастья в Чили.
В конце лета 1855 года Иоганн Будденброк умирает.
Часть пятая
Руководство над фирмой переходит к Томасу. Фридрих-Вильгельм Маркус – старый управляющий покойного консула становится компаньоном Будденброков. В начале февраля 1856 года домой возвращается Христиан. Поэтически настроенный юноша поначалу с рвением принимается за работу, но потом начинает всё больше времени проводить в клубе холостых коммерсантов.
В шестидесятилетнем возрасте умирает Готхольд Будденброк.
Элизабет Будденброк после смерти мужа начинает увлекаться религией. Пастор Зиверт Тибуртиус, остановившийся на Менгштрассе по пути в Ригу, влюбляется в богобоязненную Клару и делает ей предложение.
Томас даёт своё разрешение на брак и просит у матери благословение на союз с Гердой Арнольдсен, встреченной им во время деловой поездки в Амстердам. В начале августа Будденброки приветствуют Тибуртиуса и Арнольдсенов. После Рождества Клара венчается с Тибуртиусом.
Герда и Томас женятся в начале нового года, после чего уезжают в свадебное путешествие. Антония обустраивает дом брата. В марте молодая чета возвращается в Любек.
Часть шестая
В апреле 1857 года Антония гостит в Мюнхене, у своей подруги Евы, где знакомится с господином Перманедером. Томас ругается с непоявляющимся на работе, ветреным и вечно больным Христианом и указывает ему на дверь. Господин Перманедер – не слишком воспитанный, но добродушный баварец гостит на Менгштрассе.
Томас всячески старается ему угодить, видя в госте хороший шанс поправить семейные дела: Антония – как разведённая жена пятнает деловое имя Будденброков. В ночь перед объяснением мадам Грюнлих плохо спит. На загородной прогулке господин Перманедер делает Тони предложение.
Пара венчается поздней осенью, после чего вместе с Эрикой отправляется в Мюнхен.
Томас проводит время в делах. Компаньон Христиана в Гамбурге умирает, вследствие чего уменьшается оборотный капитал фирмы, которой он заведует. Клару начинают мучить головные боли. Брак Томаса и Герды остаётся бездетным.
Господин Перманедер забирает свою долю из хмелеторгового дела, выгодно размещает его вместе с приданым Тони и заставляет последнюю жить на проценты и те деньги, что они получают, сдавая жильцам квартиры в доме.
В 1859 году мадам Перманедер рожает девочку, которая умирает через четверь часа после появления на свет. В ноябре Антония видит, как её муж пристаёт к кухарке Бабетте, и уходит из дома. Томас предлагает сестре закрыть глаза на случившееся и вернуться к мужу. Тони отказывается.
Она вызывает к себе адвоката Гизеке и начинает бракоразводный процесс, на который Перманедер сразу же соглашается и возвращает жене полученное вместе с ней приданое.
Часть седьмая
Весной 1861 года в доме Томаса Будденброка на Брейтенштрассе проходят крестины Юстуса Иоганна Каспара Будденброка. Вечером Христиан ставит брата в известность о том, что не в состоянии вести дела самостоятельно и просит разрешения уехать в Лондон. После смерти сенатора Джемса Меллендорфа новым членом законодательного собрания избирают Томаса Будденброка.
Осенью 1863 года молодой политик строит на Фишергрубе новый дом – напротив цветочной лавки Иверсена, принадлежащей мужу Анны. Ида Юнгман становится нянькой маленького Ганно. Христиан с суставным ревматизмом попадает в гамбургскую больницу. Клара умирает от туберкулёза мозга. Элизабет Будденброк выполняет предсмертную просьбу дочери и отдаёт её наследственную долю Тибуртиусу.
Томас выходит из себя от гнева.
Часть восьмая
Двадцатилетняя Эрика Грюнлих влюбляется в Гуго Вейншенка – директора городского общества страхования от огня. В январе 1867 года он делает ей предложение, в апреле женится. Молодые снимают обширный бельэтаж в доме на Биккергрубе. Счастливая Тони обустраивает квартиру дочери и зятя, и поселяется вместе с ними. В конце года на свет появляется Элизабет Вейншенк.
Весной 1868 года Тони навещает в Пеппенраде Армгард, которая просит купить у её мужа – легкомысленного картёжника фон Майбома весь урожай. Маленький Ганно растёт чувствительным и плаксивым ребёнком. Томас переживает духовный кризис. Он перестаёт активно вести дела и начинает экономить даже дома.
Обдумав предложение Тони, Томас решает принять его, чтобы вдохнуть жизнь в работу фирмы, но к 7 июля – дате празднования столетия «Иоганна Будденброка» снова сникает. Всё утро он мучается от досаждающих ему поздравлений, а в середине дня получает известие о граде, побившем только что купленный урожай.
Органист Мариенкирхе – господин Эдмунд Пфюль учит маленького Ганно играть на рояле. Томас чувствует, что музыка отдаляет от него сына. В школе маленький Иоганн сдруживается с растущим без материнской опеки графом Каем Мельном.
Директора Вейншенка обвиняют в совершении преступной сделки. На Рождество Ганно дарят фисгармонию и игрушечный театр. Тони просит у брата двадцать пять тысяч марок на залог для Вейншенка. Томас отказывается помочь.
Часть девятая
Доктор Грабов и молодой Лангхальс находят у Элизабет Будденброк воспаление лёгких. С каждым днём консульше становится всё хуже и хуже. Светская дама понимает, что несмотря на все свои молитвы, она совсем не готова к смерти. Элизабет усердно соблюдает все рекомендации врачей, но это не помогает. Воспаление охватывает оба лёгких, и консульша умирает в страшных мучениях.
После смерти матери Томас, Антония и Христиан делят домашнюю обстановку. Христиан заявляет Томасу, что намерен женится на свой любовнице – куртизанке Алине, родившей ему дочь Гизелу. Томас грозится объявить брата сумасшедшим, если тот решится на подобный поступок. Тони просит Томаса не продавать родительский дом. Сенатор Будденброк против, так как это невыгодно для семьи.
Маклер Зигизмунд Гош продаёт дом Герману Хагенштрему. При осмотре здания последний с издёвкой напоминает Тони о юношеском поцелуе. В начале 1872 года дом на Менгштрассе меняет своих хозяев. Госпожа Пермандер переселяется в дом у Голштинских ворот. Христиан живёт в квартире рядом с его любимым клубом.
Часть десятая
Новые времена благоприятно сказываются на торговом развитии Любека, и только фирма «Иоганн Будденброк» топчется на месте. Разорившийся фон Майбом кончает жизнь самоубийством, выстрелив в себя из пистолета.
Доктор Лангхальс находит у болезненного Ганно «недостаток красных кровяных шариков». Томас заставляет сына посещать гимнастические игры, постепенно приучает его к будущей работе, но единственное, что радует маленького Будденброка – это летние каникулы, проводимые в Травемюнде.
В начале 1873 года на свободу выходит Гуго Вейншенк. Через десять дней он уезжает в Лондон и навсегда пропадает из поля зрения родных.
Томас ревнует Герду к подпоручику фон Троту, с которым она каждый день музицирует. Летом 1874 года Будденброк начинает задумываться о смерти, но достигает только мимолётного духовного просветления.
Он составляет завещание, а осенью, по совету доктора Лангхальса, отправляется на отдых в Травемюнде. В январе 1875 года Томас после посещения зубного врача теряет сознание на улице и умирает.
Проститься с ним, наравне с прочими, приходит беременная цветочница – госпожа Иверсен.
Часть одиннадцатая
После смерти Томаса Герда ликвидирует фирму «Иоганн Будденброк» и продаёт дом на Брейтенштрассе.
Шестнадцатилетний Иоганн с трудом учит уроки, отдавая всё время музицированию. Мальчик умирает от тифа. Через полгода Герда уезжает в Амстердам.
По произведению: «Будденброки»
По писателю: Манн Томас
Источник: https://goldlit.ru/tomas-mann/554-buddenbrooks-kratkoe-soderjanie
Список книг и других произведений Томас Манн (Thomas Mann) Сортировка по году написания
Томас Манн — немецкий писатель, эссеист, мастер эпического романа, лауреат Нобелевской премии по литературе (1929), брат Генриха Манна, отец Клауса Манна, Голо Манна и Эрики Манн.
Томас, самый знаменитый представитель своего семейства, богатого известными писателями, родился 6 июня 1875 года в семье состоятельного любекского купца Томаса Иоганна Генриха Манна, занимавшего должность городского сенатора. Мать Томаса, Юлия Манн, урождённая да Сильва-Брунс, происходила из семьи с бразильскими корнями.
Семья Манн была довольно многочисленной. У Томаса было два брата и две сестры: старший брат Генрих (1871-1950), младший брат Виктор (1890-1949) и две сестры — Юлия (1877-1927) и Карла (1881-1910).
Семья Манн была зажиточной, а детство Томаса было беззаботным и почти безоблачным. В 1891 году умирает от рака отец Томаса. Согласно его завещанию продаётся фирма семьи и дом Маннов в Любеке. Детям и жене пришлось довольствоваться процентами от вырученной суммы денег.
Семья переехала в Мюнхен, где Томас прожил (с небольшими перерывами) до 1933 года. В середине 1890-х Томас и Генрих на время уехали в Италию.
Однако ещё в Любеке Томас начал проявлять себя на литературном поприще в качестве создателя и автора литературно-философского журнала «Весенняя гроза», а в дальнейшем писал статьи для издаваемого его братом Генрихом журнала «XX век».
По возвращении из Италии Томас недолго (1898-1899) проработал редактором популярного немецкого сатирического журнала «Симплициссимус», прошёл годовую армейскую службу и опубликовал первые новеллы.
Однако известность к Томасу Манну приходит тогда, когда в 1901 году выходит его первый роман, «Будденброки». В этом романе, за основу которого была взята история его собственного рода, Томас описывает историю упадка и вырождения купеческой династии из Любека.
Каждое новое поколение этой семьи всё менее и менее способно продолжать дело своих отцов в силу отсутствия присущих им бюргерских качеств, как то: бережливость, усердие и обязательность — и всё больше и больше уходит от реального мира в религию, философию, музыку, пороки, роскошь и разврат.
Итогом этого становится не только постепенная утрата интереса к коммерции и престижу рода Будденброкков, но и утрата смысла жизни, воли к жизни, оборачивающаяся нелепыми и трагическими смертями последних представителей этого рода.
Вслед за «Будденброкками» последовало издание не менее успешного сборника новелл под названием «Тристан», лучшей из которых была новелла «Тонио Крёгер».
Главный герой этой новеллы отрекается от любви как от того, что приносит ему боль, и посвящает себя искусству, однако встретив случайно Ганса Гансена и Ингеборг Хольм — двух разнополых объектов своих неразделенных чувст — он снова переживает то самое смятение, которое когда-то охватывало его при взгляде на них.
В 1905 году Томас женится на профессорской дочери Кате Прингсхайм. От этого брака у них появилось шестеро детей, трое из которых — Клаус, Голо и Эрика — проявили себя впоследствии на литературном поприще.
Согласно свидетельству Голо Манна, еврейское происхождение матери тщательно скрывалось от детей.
Брак поспособствовал вхождению Томаса в круги крупной буржуазии, и это во многом укрепляло его политический консерватизм, который до поры до времени не проявлялся на публике.
В 1911 году на свет появляется новелла «Смерть в Венеции» — о вожделении пожилого мюнхенского писателя Густава Ашенбаха, отправившегося на отдых в Венецию, к увиденному там неизвестному мальчику по имени Тадзио, оканчивающийся смертью художника в Венеции.
В годы Первой мировой войны Томас Манн выступал в её поддержку, а также против пацифизма и общественных реформ, свидетельством чего стали его статьи, вошедшие впоследствии в сборник «Размышления аполитичного».
Эта позиция приводит к разрыву с братом Генрихом, имевшим противоположные взгляды.
Примирение между братьями наступило лишь тогда, когда после убийства националистами министра иностранных дел Веймарской республики Вальтера Ратенау
Томас пересмотрел свои взгляды и стал выступать за демократию и даже социализм. В 1924 году выходит новое после «Будденброкков» крупное и успешное произведение Томаса Манна — «Волшебная гора».
Главный герой — молодой инженер Ганс Касторп — приезжает на три недели навестить своего больного туберкулёзом двоюродного брата Иоахима Цимсена и сам становится пациентом этого санатория, где проводит семь лет духовного ученичества и созревания.
В 1933 году Томас Манн вместе с семьёй эмигрирует из нацистской Германии и поселяется в Цюрихе. В том же году выходит первый том его романа-тетралогии «Иосиф и его братья», где он по-своему интерпретирует историю библейского Иосифа.
В 1936 году после безуспешных попыток уговорить Томаса вернуться в Германию, нацистские власти лишают его и его семью немецкого гражданства, и он становится подданным Чехословакии, а в 1938 году уезжает в США, где зарабатывает на жизнь преподаванием в Принстонском университете.
В 1939 году выходит роман «Лотта в Веймаре», описывающий взаимоотношения постаревшего Иоганна Вольфганга Гёте и его юношеской любви Шарлотты Кестнер, ставшей прототипом героини «Страданий юного Вертера», встретившейся с поэтом снова спустя много лет.
В 1942 году Томас переезжает в Пасифик-Палисейдз и ведёт антифашистские передачи для немецких радиослушателей. В 1947 году появляется на свет его роман «Доктор Фаустус», главный герой которого во многом повторяет путь Фауста, несмотря на то, что действие романа происходит в XX веке. Нет двух Германий, доброй и злой…
Злая Германия — это и есть добрая, пошедшая по ложному пути, попавшая в беду, погрязшая в преступлениях и стоящая теперь перед катастрофой. Вот почему для человека, родившегося немцем, невозможно начисто отречься от злой Германии, отягощённой исторической виной, и заявить: «Я — добрая, благородная, справедливая Германия; смотрите, на мне белоснежное платье.
А злую я отдаю вам на растерзание».
После Второй мировой войны ситуация в США принимает всё менее благоприятный для Томаса Манна характер: писателя начинают обвинять в пособничестве СССР.
В июне 1952 года семья Томаса возвращается в Швейцарию.
Несмотря на нежелание переселяться в расколотую страну насовсем, он тем не менее охотно бывает в Германии (в 1949 году в рамках празднования юбилея Гёте ему удаётся побывать и в ФРГ, и в ГДР).
В последние годы жизни он активно публикуется: в 1951 году появляется роман «Избранник», в 1954 году — последняя его новелла «Чёрный лебедь». И тогда же Томас продолжает работать над начатым ещё до Первой мировой романом «Признания авантюриста Феликса Круля» — о современном Дориане Грее, который, обладая талантом, умом и красотой, предпочёл стать мошенником и с помощью своих афер начал стремительно подниматься по общественной лестнице, теряя человеческий облик и превращаясь в чудовище. Томас Манн скончался 12 августа 1955 года в Цюрихе от атеросклероза.
Источник: https://librebook.me/list/person/thomas_mann