Краткое содержание рассказов валентина распутина за 2 минуты

Краткое содержание рассказов Валентина Распутина за 2 минуты

Прочитав краткое содержание повести «Уроки французского», можно понять главную идею произведения В.Г. Распутина, проникнуть в смысл повествования.

В небольшом, легком для восприятия произведении, автор рисует разные характеры и учит доброте и сопереживанию.

В данной статье можно прочитать краткий пересказ, раскрывающий сюжет и проблематику произведения.

Валентин Распутин «Уроки французского»

В повести «Уроки французского», вышедшей в свет в 1973 году, описываются тяжелые годы после войны. Повествование ведется от лица автора, рассказывающего историю из своей школьной жизни.

Краткое содержание рассказов Валентина Распутина за 2 минуты

Валентин Григорьевич Распутин (1937 2015)

Это необычайно трогательный и легкий рассказ, в котором писателю «ничего не пришлось выдумывать». В нем он описал свои детские воспоминания, связанные с учебой и учительницей из ангарского поселка, мамой советского прозаика и автора драматических произведений, Александра Вампилова, которую звали Анастасией Прокопьевной.

Это время Распутин называет одновременно трудным и счастливым. К нему он часто возвращается в воспоминаниях, согревающих «даже при слабом прикосновении к ним».

Рассказ «Уроки французского» впервые печатался в номере газеты «Советская молодежь». Этот выпуск был посвящен памяти драматурга А. Вампилова.

Распутин написал произведение о самоотверженной и бескорыстной доброте, о трогательных взаимоотношениях учителя и ученика. В дальнейшем по мотивам был поставлен спектакль и снят кинофильм.

Главные герои

Краткое содержание рассказов Валентина Распутина за 2 минуты

В описании ему дается точная характеристика. Окружающим бросается в глаза излишняя худоба мальчика и диковатость.

Ему приходится самому заботиться о себе, поэтому он выглядит неопрятным в старых поношенных вещах. И, чувствуя отличие от других, мальчик все больше стыдится и закрывается в себе.

Но ему свойственны качества сильной личности, такие как стремление идти к намеченной цели, здоровое самолюбие, детская жизнерадостность, чувство справедливости и отзывчивость.

Мать мальчика – сильная женщина, готовая на любые жертвы ради детей. Она, несмотря на свою неграмотность, понимает значение образования и стремится дать сыну все самое лучшее.

Лидия Михайловна – молодая учитель французского. Это женщина с сильным характером, способная отстоять свою точку зрения. У нее красивые правильные черты лица, глаза с легкой косинкой и короткие темные волосы. Она живет обеспеченной жизнью, но видит человеческие страдания и стремится помогать нуждающимся.

Василий Андреевич – директор школы, у которого своя твердая жизненная позиция. Он внушает страх и уважение ученикам. Для него все поступки делятся на хорошие и плохие, без внимания на обстоятельства.

Второстепенные персонажи

Не главные герои, но помогающие понять происходящее:

  • Федя – сын квартирной хозяйки, который приводит главного героя в компанию игроков в чику,
  • Вадик – ученик 7 класса, который смеется над слабыми, хитрит и не терпит превосходства над собой,
  • Птаха – второгодник, который подчиняется Вадику и не имеет своего мнения,
  • Тишкин – одноклассник главного героя, который присутствует при игре в чику, но боится участвовать. Он не задумываясь выдает друга, играющего на деньги, учителю.

Краткое содержание

Жанр произведения «Уроки французского» рассказ. Это древнейший жанр литературы, отличающийся краткостью и законченностью сюжета, редко разделяемый на главы. Рассказ оперативно отзывается на изменения в жизни общества.

Краткое содержание рассказов Валентина Распутина за 2 минуты

В «Уроках французского» события происходят в 1948 году, когда главный герой поступил в 5 класс школы. Она расположена вдали от дома, в районном центре. Мама определила его на квартиру к знакомой. Из деревни мальчика с нехитрым скарбом привез шофер дядя Ваня.

Времена были трудные и голодные, а матери мальчика без мужа и с тремя детьми жилось совсем тяжело. Но, видя интерес сына к учебе, мама на последние средства отправляет его в район.

На новом месте герою приходится трудно, его одолевает тоска по дому и сложности с французским языком. Он сильно похудел за первые недели учебы из-за волнений и недоедания. Мать, приехавшая проведать сына, чуть было не забирает его домой. Но характер мальчика не позволяет сдаться и остановиться на полпути.

Осенью из деревни почти каждую неделю мать отправляла ребенку еду. Она отрывала от себя последнее, а продукты непонятным образом исчезали в доме тети Нади, квартирной хозяйки. Мальчик вскоре стал это замечать, но боялся заподозрить женщину или ее детей в воровстве. Его лишь съедала обида за мать.

Голод, не похожий на голод в деревне, терзал ребенка. Сделать же он ничего не мог. Пробовал ходить на рыбалку, но за весь день поймал только трех мелких рыбешек. Так и приходилось ложиться спать, напившись кипятка.

Однажды герой становится свидетелем игры мальчишек в чику на деньги. Наблюдая со стороны, он вникает в механизм игры и решает как-нибудь попробовать свои силы. Необходимо лишь разжиться мелочью.

Деньги мальчику мать присылала очень редко, в деревне их негде было брать. Но, зная, что ребенок страдает малокровием, она порой вкладывала в письма пятерку на молоко.

Игру мальчик начал с проигрышей, приноравливаясь к правилам. Когда ребята расходились он продолжал тренироваться. И, наконец, начались выигрыши. Каждый день после занятий герой приходил в укромное место, чтобы выиграть рубль. Увлечься чикой он себе не позволял, добывая лишь необходимую сумму.

Краткое содержание рассказов Валентина Распутина за 2 минуты

Вскоре игроки разгадывают его план и решают проучить незадачливого соперника. Старшие ребята избивают героя и выгоняют с поляны.

Утром мальчику приходится идти на урок французского со следами побоев на лице. Учительница Лидия Михайловна тут же замечает его состояние и приказывает остаться после уроков. Ученик в страхе представляет, какое наказание его ждет.

После уроков Лидия Михайловна расспрашивает мальчика, и он все ей рассказывает. Учительница требует, чтобы он пообещал бросить игру на деньги.

Но голод вынуждает героя вернуться к компании игроков. Птаха принимает его в штыки, а Вадик, соскучившись по достойному сопернику, разрешает остаться. Несколько дней прошли спокойно, а на четвертый день ребята вновь избивают удачливого оппонента.

В школе Лидия Михайловна все сразу поняла, и несмотря на распухшую губу, заставила ученика отвечать французский текст. У мальчика и так было плохо с произношением, а с больной губой получалось вообще ужасно. Учительница говорит, что без дополнительных занятий не обойтись.

По началу отдельные занятия проходят в школе, а позднее Лидия Михайловна приглашает мальчика на вечерние занятия к себе домой. Живет она в учительском доме, по соседству с директором. Пытаясь всячески помочь ребенку, учительница окружала его заботой, пыталась угостить ужином. Но мальчик дичился и стеснялся, сбегая, как только заканчивались упражнения.

Лидия Михайловна пробовала помочь ученику тайно, отправив посылку с продуктами в школу. Но, мальчик, найдя в ящике макароны и гематоген, догадался от кого она и отнес все учительнице.

Вечерние занятия дома у учительницы продолжались. Как пишет В.Г. Распутин: «уроки наши на этом не прекратились». Во французском наблюдался видимый прогресс. Мальчик почувствовал интерес к языку, «наказание превращалось в удовольствие».

Краткое содержание рассказов Валентина Распутина за 2 минуты

Однажды зимним вечером они заговорили про игры на деньги. Учительница французского вспомнила как в юные годы играла в замеряшки и решила показать суть игры. Так начинается игра на деньги преподавателя и ученика. Мальчику вновь становится доступно молоко. Принимая монеты от учителя, он ощущал неловкость, но оправдывал себя тем, что они честно выиграны.

Все закончилось внезапно, когда расшумевшуюся в пылу игры компанию, увидел директор. Он негодовал, называя случившееся «преступлением».

Рассказ закончился отъездом Лидии Михайловны через несколько дней на Кубань. Она попрощалась с учеником, и они уже никогда не встречались. А после зимних каникул мальчик получил посылку с макаронами и яблоками.

Краткое содержание повести можно использовать для читательского дневника. И все же рекомендуется ознакомиться не с текстом в сокращении, а с полным авторским вариантом.

Анализ произведения

Год написания рассказа «Уроки французского» 1973, а в 1978 по мотивам произведения снят добрый и трогательный фильм, умело передающий главную идею автора художественной книги. Распутин в рассказе вновь говорит об извечных человеческих ценностях, о добре и зле, о взаимовыручке и сострадании, затрагивая проблематику чувств.

Размышления о жизни главного героя и преподавателя французского разошлись на цитаты, которые слышатся повсюду, понятны и близки каждому. О своей профессии учительница говорит, что «самое важное – не принимать себя всерьез и понимать, что можешь научить совсем немногому».

Таким в произведении писатель рисует образ настоящего учителя, близкого друга и наставника одновременно. Именно так он говорит о своей бывшей учительнице, которой посвятил «Уроки французского».

В.Г. Распутин говорил, что книги должны учить не жизни, а чувствам, сопереживанию. Читая их человек должен обогащаться духовно, стремиться стать лучше и добрее.

Источник: https://tvercult.ru/literatura/uroki-frantsuzskogo-kratkoe-soderzhanie-povesti-v-g-rasputina

Валентин Распутин — Уроки французского

Здесь можно купить и скачать «Валентин Распутин — Уроки французского» в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Русская классическая проза, издательство «Панорама», год 2001. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.

Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.

На Facebook
В Твиттере
В Instagram
В Одноклассниках
Мы Вконтакте

Краткое содержание рассказов Валентина Распутина за 2 минуты

Описание и краткое содержание «Уроки французского» читать бесплатно онлайн.

Имя Валентина Григорьевича Распутина (род. в 1937 г.) давно и прочно вошло в современную русскую литературу.

Включенные в эту книгу и ставшие предметом школьного изучения известные произведения: «Живи и помни», «Уроки французского» и другие глубоко психологичны, затрагивают извечные темы добра, справедливости, долга. Писатель верен себе.

Его новые рассказы — «По-соседски», «Женский разговор», «В ту же землю…» — отражают всю сложность и противоречивость сегодняшних дней, острую боль писателя за судьбу каждого русского человека.

Вадик хитрил. Он шел к валуну после всех, когда полная картина очередности была у него перед глазами и он видел, куда бросать, чтобы выйти вперед. Деньги доставались первым, до последних они доходили редко. Наверное, все понимали, что Вадик хитрит, но сказать ему об этом никто не смел. Правда, и играл он хорошо.

Подходя к камню, чуть приседал, прищурившись, наводил шайбу на цель и неторопливо, плавно выпрямлялся — шайба выскальзывала из его руки и летела туда, куда он метил.

Быстрым движением головы он забрасывал съехавшую челку наверх, небрежно сплевывал в сторону, показывая, что дело сделано, и ленивым, нарочито замедленным шагом ступал к деньгам.

Если они были в куче, бил резко, со звоном, одиночные же монетки трогал шайбой осторожно, с накатиком, чтобы монетка не билась и не крутилась в воздухе, а, не поднимаясь высоко, всего лишь переваливалась на другую сторону. Никто больше так не умел. Ребята лупили наобум и доставали новые монеты, а кому нечего было доставать, переходили в зрители.

Мне казалось, что, будь у меня деньги, я бы смог играть. В деревне мы возились с бабками, но и там нужен точный глаз.

А я, кроме того, любил придумывать для себя забавы на меткость: наберу горсть камней, отыщу цель потруднее и бросаю в нее до тех пор, пока не добьюсь полного результата — десять из десяти.

Бросал и сверху, из-за плеча, и снизу, навешивая камень над целью. Так что кой-какая сноровка у меня была. Не было денег.

Мать потому и отправляла мне хлеб, что денег у нас не водилось, иначе я покупал бы его и здесь. Откуда им в колхозе взяться? Все же раза два она подкладывала мне в письмо по пятерке — на молоко.

На теперешние это пятьдесят копеек, не разживешься, но все равно деньги, на них на базаре можно было купить пять поллитровых баночек молока, по рублю за баночку.

Молоко мне наказано пить от малокровия, у меня часто ни с того ни с сего принималась вдруг кружиться голова.

Но, получив пятерку в третий раз, я не пошел за молоком, а разменял ее на мелочь и отправился за свалку. Место здесь было выбрано с толком, ничего не скажешь: полянка, замкнутая холмами, ниоткуда не просматривалась. В селе, на виду у взрослых, за такие игры гоняли, грозили директором и милицией. Тут нам никто не мешал. И недалеко, за десять минут добежишь.

В первый раз я спустил девяносто копеек, во второй шестьдесят.

Денег было, конечно, жалко, но я чувствовал, что приноравливаюсь к игре, рука постепенно привыкала к шайбе, училась отпускать для броска ровно столько силы, сколько требовалось, чтобы шайба пошла верно, глаза тоже учились заранее знать, куда она упадет и сколько еще прокатится по земле.

По вечерам, когда все расходились, я снова возвращался сюда, доставал из-под камня спрятанную Вадиком шайбу, выгребал из кармана свою мелочь и бросал, пока не темнело. Я добился того, что из десяти бросков три или четыре угадывали точно на деньги.

И наконец наступил день, когда я остался в выигрыше.

Осень стояла теплая и сухая. Еще и в октябре пригревало так, что можно было ходить в рубашке, дожди выпадали редко и казались случайными, ненароком занесенными откуда-то из непогодья слабым попутным ветерком. Небо синело совсем по-летнему, но стало словно бы уже, и солнце заходило рано.

Над холмами в чистые часы курился воздух, разнося горьковатый, дурманящий запах сухой полыни, ясно звучали дальние голоса, кричали отлетающие птицы.

Трава на нашей поляне, пожелтевшая и сморенная, все же осталась живой и мягкой, на ней возились свободные от игры, а лучше сказать, проигравшиеся ребята.

Теперь каждый день после школы я прибегал сюда. Ребята менялись, появлялись новички, и только Вадик не пропускал ни одной игры. Она без него и не начиналась. За Вадиком, как тень, следовал большеголовый, стриженный под машинку, коренастый парень, по прозвищу Птаха.

Читайте также:  Краткое содержание рассказа игра в красавицу яковлев за 2 минуты пересказ сюжета

В школе я Птаху до этого не встречал, но, забегая вперед, скажу, что в третьей четверти он вдруг, как снег на голову, свалился на наш класс. Оказывается, остался в пятом на второй год и под каким-то предлогом устроил себе до января каникулы. Птаха тоже обычно выигрывал, хоть и не так, как Вадик, поменьше, но в убытке не оставался.

Да потому, наверно, и не оставался, что был заодно с Вадиком и тот ему потихоньку помогал.

Из нашего класса на полянку иногда набегал Тишкин, суетливый, с моргающими глазенками мальчишка, любивший на уроках поднимать руку. Знает, не знает — все равно тянет. Вызовут — молчит.

— Что ж ты руку поднимал? — спрашивают Тишкина.

Он шлепал своими глазенками:

— Я помнил, а пока вставал, забыл.

Я с ним не дружил. От робости, молчаливости, излишней деревенской замкнутости, а главное — от дикой тоски по дому, не оставлявшей во мне никаких желаний, ни с кем из ребят я тогда еще не сошелся. Их ко мне тоже не тянуло, я оставался один, не понимая и не выделяя из горького своего положения одиночества: один — потому что здесь, а не дома, не в деревне, там у меня товарищей много.

Тишкин, казалось, и не замечал меня на полянке. Быстро проигравшись, он исчезал и появлялся снова не скоро.

А я выигрывал. Я стал выигрывать постоянно, каждый день.

У меня был свой расчет: не надо катать шайбу по площадке, добиваясь права на первый удар; когда много играющих, это не просто: чем ближе тянешься к черте, тем больше опасности перевалить за нее и остаться последним. Надо накрывать кассу при броске. Так я и делал.

Конечно, я рисковал, но при моей сноровке это был оправданный риск. Я мог проиграть три, четыре раза подряд, зато на пятый, забрав кассу, возвращал свой проигрыш втройне. Снова проигрывал и снова возвращал.

Мне редко приходилось стучать шайбой по монетам, но и тут я пользовался своим приемом: если Вадик бил с накатом на себя, я, наоборот, тюкал от себя — так было непривычно, но так шайба придерживала монету, не давала ей вертеться и, отходя, переворачивала вслед за собой.

Теперь у меня появились деньги. Я не позволял себе чересчур увлекаться игрой и торчать на полянке до вечера, мне нужен был только рубль, каждый день по рублю.

Получив его, я убегал, покупал на базаре баночку молока (тетки ворчали, глядя на мои погнутые, побитые, истерзанные монеты, но молоко наливали), обедал и садился за уроки.

Досыта все равно я не наедался, но уже одна мысль, что я пью молоко, прибавляла мне силы и смиряла голод. Мне стало казаться, что и голова теперь у меня кружится гораздо меньше.

Поначалу Вадик спокойно относился к моим выигрышам. Он и сам не оставался внакладе, а из его карманов вряд ли мне что-нибудь перепадало. Иногда он даже похваливал меня: вот, мол, как надо бросать, учитесь, мазилы. Однако вскоре Вадик заметил, что я слишком быстро выхожу из игры, и однажды остановил меня:

— Ты что это — загреб кассу и драть? Ишь шустрый какой! Играй.

  • — Мне уроки надо, Вадик, делать, — стал отговариваться я.
  • — Кому надо делать уроки, тот сюда не ходит.
  • А Птаха подпел:

— Кто тебе сказал, что так играют на деньги? За это, хочешь знать, бьют маленько. Понял?

Больше Вадик не давал мне шайбу раньше себя и подпускал к камню только последним. Он хорошо бросал, и нередко я лез в карман за новой монетой, не прикоснувшись к шайбе. Но я бросал лучше, и если уж мне доставалась возможность бросать, шайба, как намагниченная, летела точно на деньги.

Я и сам удивлялся своей меткости, мне надо бы догадаться придержать ее, играть незаметней, а я бесхитростно и безжалостно продолжал бомбить кассу.

Откуда мне было знать, что никогда и никому еще не прощалось, если в своем деле он вырывается вперед? Не жди тогда пощады, не ищи заступничества, для других он выскочка, и больше всех ненавидит его тот, кто идет за ним следом. Эту науку мне пришлось в ту осень постигнуть на собственной шкуре.

Я только что опять угодил в деньги и шел собирать их, когда заметил, что Вадик наступил ногой на одну из рассыпавшихся по сторонам монет. Все остальные лежали вверх решками. В таких случаях при броске обычно кричат «в склад!», чтобы — если не окажется орла — собрать для удара деньги в одну кучу, но я, как всегда, понадеялся на удачу и не крикнул.

— Не в склад! — объявил Вадик.

Я подошел к нему и попытался сдвинуть его ногу с монеты, но он оттолкнул меня, быстро схватил ее с земли и показал мне решку. Я успел заметить, что монета была на орле, — иначе он не стал бы ее закрывать.

— Ты перевернул ее, — сказал я. — Она была на орле, я видел.

Он сунул мне под нос кулак.

— А этого ты не видел? Понюхай, чем пахнет.

Мне пришлось смириться. Настаивать на своем было бессмысленно; если начнется драка, никто, ни одна душа за меня не заступится, даже Тишкин, который вертелся тут же.

Злые, прищуренные глаза Вадика смотрели на меня в упор. Я нагнулся, тихонько ударил по ближней монете, перевернул ее и подвинул вторую. «Хлюзда на правду наведет, — решил я. — Все равно я их сейчас все заберу». Снова наставил шайбу для удара, но опустить уже не успел: кто-то вдруг сильно поддал мне сзади коленом, и я неловко, склоненной вниз головой, ткнулся в землю. Вокруг засмеялись.

Конец ознакомительного отрывка

ПОНРАВИЛАСЬ КНИГА?

Краткое содержание рассказов Валентина Распутина за 2 минуты
Эта книга стоит меньше чем чашка кофе! УЗНАТЬ ЦЕНУ

Источник: https://www.libfox.ru/191055-2-valentin-rasputin-uroki-frantsuzskogo.html

«Уроки французского» В. Г. Распутин Кратко

Рассказ Валентина Распутина «Уроки французского»  изучается в 6 классе. Сюжет рассказа автобиографичен, главный герой Володя – сам писатель, испытавший многие трудности в ранние годы. Рассказ посвящен учительнице Анастасии Прокопьевне Копыловой, которая во многом помогла будущему писателю.

Очень краткий пересказ рассказа «Уроки французского»

В 1948 году, спустя три года после войны, только что окончивший начальную школу  мальчик Володя был отправлен матерью в райцентр для того, чтобы продолжать обучение в 5 классе. Семья была очень бедной, так как разруха войны никого не щадила. Мать кое-как договорилась со знакомой о предоставлении комнаты и с трудом добывала продукты, чтобы ее ребенок не голодал.

На новом месте Володе было трудно. Мучил голод, продукты потаскивали хозяйкины ребятишки, но учился довольно хорошо. Правда, с французским не ладилось из-за произношения, поэтому больше «тройки» за этот предмет мальчик не получал.

Как-то спустя немного времени хозяйский сынок Федька поинтересовался у Володи, умеет ли он играть в «чику». Тот согласился сходить с ним посмотреть, как играют старшие школьники. Играли на пустыре, вдали от жилых построек.

Володя понял, что для того, чтобы выжить в новых условиях, нужно как-то добывать деньги. Он решил играть. Спустя некоторое время он уже выигрывал целый рубль и тратил его на молоко, которое нужно было обязательно пить, потому что у него было малокровие.

Его постоянные выигрыши не понравились новым друзьям, Птахе и Вадику, и они его избили.

Наутро в школе первым уроком был французский язык, и учительница, Лидия Михайловна, сразу заметила, что у мальчика разбиты губа и нос. На вопрос учительницы, что случилось, ябедник Тишкин успел выкрикнуть правду.

Учительница не стала ругать Володю, но оставила его после уроков и обо все расспросила. Узнав, что он принципиально выигрывает только рубль и тратит его на молоко, она поняла бедственное положение ребенка. Она решила ему помочь, и вскоре мальчик получил посылку: ящик макарон и гематоген.

Мальчик сразу же понял, от кого посылка и решил ее вернуть учительнице. Понимая, что ученик ничего от нее не возьмет из чувства собственного достоинства, учительница решилась на крайние меры. Она пригласила мальчика к себе домой, чтобы заниматься французским языком дополнительно и, как бы невзначай, показала игру, в которую играла в детстве. Это была игра на деньги.

Ученик заинтересовался игрой и, так как считал свой выигрыш честным, брал деньги от учительницы. Теперь он покупал хорошее молоко, ел сливки и черный хлеб.

В один из таких вечеров, играя на деньги, они поспорили. Мальчику показалось, что учительница нарочно поддается, а та шумно отрицала. На шум появился директор, который жил в том же доме, в соседней половине. Увидев происходящее, он пришел в негодование и настоял на объяснении. Учительнице пришлось во всем сознаться, за что она была вскоре уволена.

Спустя некоторое время, ближе к зиме, мальчик получил еще одну посылку, с Кубани – родины учительницы. В посылке были макароны и яблоки, которые мальчик видел только на картинках.

Характеристика героев рассказа «Уроки французского»

  •  Главный герой, Володя – мальчик 11 лет, пятиклассник
  • Лидия Михайловна – учитель французского языка, 25 лет
  • Федя – сын хозяйки, тети Нади
  • Тишкин — одноклассник
  • Дядя Ваня – шофер полуторки
  • Вадик – старшеклассник, инициатор игры
  • Птаха  — старшеклассник, друг Вадика
  • Василий Андреевич – директор школы, очень строгий мужчина средних лет

Краткое содержание рассказа Валентина Распутина «Уроки французского» подробно по частям

Часть 1

В 1948 году, в послевоенное тяжелое время мальчик Володя, самый старший из троих в семье, должен был отправиться учиться в 5 класс. Поскольку в деревне, где он рос, не было средней школы, продолжать обучение ему приходилось в райцентре, в 50 километрах от дома.

Все односельчане настаивали на его обучении, поскольку с малых лет он был очень смышленым и хорошо окончил начальные классы. Мать сдалась и, несмотря на многочисленные трудности, решила отдать последнее, чтобы определить сына на квартиру к своей знакомой.

Володя был первым в своей деревне, кто получал образование.

На новом месте мальчику было тяжело. Мешок картошки, привезенный из дома, таял на глазах. Видимо, картошку потаскивали сыновья тети Нади – хозяйки квартиры. Продукты привозил односельчанин, дядя Ваня.

Он отвозил на полуторке зерно в райцентр и заодно, по настоянию матери Володи, отвозил картошку и хлеб – единственные продукты, которыми мать могла помочь.

Этих продуктов хватало ненадолго, и мальчик старался делать «утайку» — прятал несколько картошек в сарай, чтобы тайком их запекать на костре.

Однажды, в очередное посещение дяди Вани, с ним приехала мать. Мальчик держался, но когда она села в машину, не выдержал и со слезами погнался за машиной. Мать просила ее не позорить, потом велела остановиться и хотела его забрать. Он опомнился и убежал.

Часть 2

Однажды Федя, сын хозяйки, предложил Володе сходить с ним на пустырь. Там старшеклассники играли на деньги. Денег у мальчиков не было, и они решили просто посмотреть. Там же был Тишкин, одноклассник Володи, странноватый мальчик.

В первое время Володя только присматривался, как играют другие. У него была сноровка, так как он ранее играл в похожую игру, только без денег. Ему очень хотелось добыть денег, так как он сильно голодал. Вдобавок, у него признали

малокровие и велели пить молоко. Дядя Ваня перестал ездить после того, как зерно в колхозе закончилось. Выхода не было, и мальчик, получив от матери немного денег в письме (мать отрывала от себя и других детей последнее), пошел играть на пустырь уже с деньгами.

Поначалу выигрывал немного, потом – по рублю. Получив деньги, больше не играл и отправлялся покупать молоко.

Однажды он, получив рубль, собирался уже уйти, но его не пустили, дав понять, что тут главный не он. В следующий раз его попытались обмануть: перевернули монету, показав, таким образом, его проигрыш. Мальчик это заметил и возмутился. Его начали бить, разбили лицо и он, в слезах и криках, убежал домой на квартиру.

Часть 3

Лицо распухло, синяк сверкал на глазу, губа сильно вздулась. Но как бы то ни было, уроки нельзя пропускать, и Володя пошел в школу.

Наутро, как назло, был французский. Лидия Михайловна, учительница французского языка, сразу же все заметила и поинтересовалась, что случилось. Мальчик было ответил, что упал, но ябеда Тишкин выкрикнул, что его избил Вадик, когда они играли в азартную игру.

Володя пришел в ужас, так как если бы учительница сообщила об этом директору, он бы с позором исключил его из школы. Василий Андреевич отличался суровым характером: он выводил провинившихся перед всей школой и, опрашивая, что побудило ученика на такой мерзкий поступок, доводил его до слез. Это же ждало и Володю.

Но учительница не повела его к директору, а оставила после уроков и обо всем расспросила. Мальчику пришлось сознаться и про деньги, и про молоко,  а учительница поняла, в какой трудной ситуации он находится.

Спустя некоторое время Володя вновь отправился играть. Другого выхода не было, нужны были деньги. Его приняли, хоть и с оговорками. Володя снова скоро выиграл, и ему разбили губу.

На следующий день Лидия Михайловна  вызвала мальчика  читать текст. У него и до этого были проблемы с произношением (по всем предметам были пятерки, кроме французского языка), но теперь это было ужасно. Распухшая губа не слушалась, и ничего не получалось. Учительница настояла на дополнительных занятиях после уроков.

Читайте также:  Краткое содержание распутин в ту же землю за 2 минуты пересказ сюжета

Часть 4

Времени не хватало и Лидия Михайловна попросила мальчика приходить к ней домой, чтобы заниматься дополнительно. После занятий она норовила его покормить, но он каждый раз убегал. Ему было очень стыдно за свою бедную одежонку и самодельные чирки – домашнюю обувь.

Краткое содержание рассказов Валентина Распутина за 2 минуты

Понимая, что из чувства собственного достоинства и стеснения мальчик ничего у нее не возьмет, учительница решила схитрить: собрала посылку с макаронами и гематогеном и передала ее через постороннего человека ученику.

Мальчик обо всем догадался и принес посылку обратно учительнице, ведь у них в деревне не водилось ни гематогена, ни макарон.

Да и не стала бы мать упаковывать ничего в ящики, она всегда собирала съестное в мешки из-под зерна.

Лидия Михайловна огорчилась, но не оставила попыток помочь. Она долго уговаривала мальчика забрать макароны, но все было тщетно. Тогда она решилась на крайнее.

Часть 5

Французский язык понемногу налаживался, и уже были успехи: в следующей четверти уже наверняка была бы «пятерка» и нужда в дополнительных занятиях отпала бы сама собой.

В одно из посещений учительница вдруг заинтересовалась игрой мальчика и решила показать, во что она играла в детстве. Это была похожая игра, но с другим названием – замеряшки.

Володя поначалу отнекивался, та как ему было очень неловко, но учительница, поймав его «на слабо», уговорила с ней сыграть.

Теперь занятия французским языком проходили в быстром темпе, главным образом была игра. Учительница постоянно проигрывала, и мальчику доставались деньги. Он брал их, поскольку это был честный выигрыш. К Птахе и Вадику он больше не ходил, да и время года уже не позволяло.

Теперь он пил хорошее молоко со сливками и ел черный хлеб.

В одно из посещений мальчик заметил, что учительница лукавит. Она специально сделала так, чтобы он выиграл. Он начал спорить. Учительница долго отнекивалась, возник шум.

На шум пришел директор, живший во второй половине этого дома. Он потребовал разъяснить о случившемся, и когда услышал, что учительница  играет с учеником на деньги, впал в крайнее негодование.

Часть 6

Учительница была уволена. На прощание она пожелала мальчику удачи и попросила его не бросать учебу. Вскоре, перед новогодними каникулами, он получил посылку с Кубани, родины учительницы. В ней были макароны и яблоки. До этого мальчик их видел только на картинке.

Кратко об истории произведения «Уроки французского»

Рассказ Валентина Распутина «Уроки французского» был написан в 1973 году. Произведение увидело свет впервые в газете «Советская молодежь». Этот во многом автобиографичный рассказ повествует о трудностях послевоенных лет, выпавших на отрочество писателя.

Источник: https://book-briefly.ru/vse-proizvedeniya/rasputin/uroki-frantsuzskogo

Краткое содержание рассказа "Уроки французского" Распутина: краткий пересказ

Главная страницаРассказ «Уроки французского»

В этой статье представлено краткое содержание рассказа «Уроки французского» В. Распутина. 

Краткое содержание рассказов Валентина Распутина за 2 минуты
Иллюстрация к рассказу
«Уроки французского».
Художник В. Гальдяев

Действие рассказа происходит в послевоенное время в 1948 году в Сибири в Иркутской области.

Главный герой рассказа – мальчик из бедной деревенской семьи. Его имя не указано в рассказе.

Чтобы продолжить учебу в школе, он вынужден уехать из дома в районный центр. Только там он может ходить в 5-ый класс.

В райцентре главный герой живет у знакомой женщины – тети Нади. Мальчик учится хорошо, за исключением французского языка. Мать присылает мальчику еду из дома, но ее все время не хватает. Тетя Надя или ее дети воруют продукты у мальчика. Из-за этого он часто голодает.

Плохая компания

Однажды мальчик знакомится с ребятами, которые играют в «чику» на деньги. Мальчик тоже играет с ними, чтобы заработать деньги на еду. Со временем он играет все лучше и выигрывает все чаще. Это злит старших мальчиков Вадика и Птаху. Они избивают главного героя несколько раз.

Уроки французского на дому

Учительница французского языка Лидия Михайловна решает помочь бедному ученику. Она знает, что мальчик голодает и что он играет на деньги, чтобы купить еду.
Лидия Михайловна находит способ помочь мальчику. Она предлагает ему дополнительно заниматься французским языком у нее дома. Мальчик начинает ходить к учительнице домой на уроки. Учительница пытается угощать мальчика своей едой. Но мальчик отказывается от угощений.

Странная посылка
Чтобы «подкормить» голодающего мальчика, учительница однажды собирает мальчику посылку с едой. Посылку приносят в школу и говорят мальчику, что это от мамы. Но главный герой понимает, что посылка – от учительницы. И он отказывается от продуктов из посылки.

Игра в «замеряшки»

Лидия Михайловна понимает, что скромный и гордый мальчик не примет ее помощь. Тогда она предлагает мальчику поиграть с ней в «замеряшки» на деньги. Мальчику нравится игра. С тех пор, позанимавшись французским, учительница и ученик каждый раз играют в «замеряшки». У мальчика наконец появляются деньги на еду. Так учительница достигает цели: теперь мальчик не голодает и не водится с плохими ребятами.

Гнев директора

Однажды директор школы видит, как учительница и мальчик играют в свою игру. Директор обвиняет учительницу в неприличном поведении. После этого случая Лидия Михайловна увольняется и уезжает домой на Кубань. А мальчик продолжает учиться в школе. Учительница и ее ученик больше никогда не видятся.

Посылка с яблоками

Вскоре после отъезда учительницы мальчик получает от нее посылку с Кубани. В посылке он находит яблоки, которые никогда в жизни не ел.

Много лет спустя главный герой по-прежнему помнит свою добрую учительницу.

Это было краткое содержание рассказа «Уроки французского» Распутина — краткий пересказ основных событий и фактов из рассказа.

Смотрите: Все материалы по рассказу «Уроки французского»

Источник: https://www.literaturus.ru/2016/02/kratkoe-soderzhanie-Uroki-francuzskogo-Rasputin-kratkij-pereskaz.html

Краткая биография Валентина Распутина для школьников 1-11 класса. Кратко и только самое главное

Главная>Биографии писателей и поэтов

Быстрый переход:

  • Очень краткая биография (в двух словах)
  • Краткая биография (подробно)
  • Видео краткой биографии (для тех, кто предпочитает слушать)

Очень краткая биография (в двух словах)

Родился 15 марта 1937 года в селе Усть-Уда, Иркутская область. Отец — Григорий Никитич Распутин, крестьянин. Мать — Нина Ивановна, крестьянка. В 1959 году окончил историко-филологический факультет Иркутского университета. С 1967 года — член Союза писателей СССР.

В 1987 году получил звание Героя Социалистического Труда. Был женат, имел дочь и сына. Дочь погибла в 2006 году. Умер 14 марта 2015 года в возрасте 77 лет. Похоронен в Знаменском монастыре Иркутска.

Основные произведения: «Уроки французского», «Живи и помни», «Прощание с Матёрой» и другие.

Краткая биография (подробно)

Краткое содержание рассказов Валентина Распутина за 2 минуты

Окончив школу, будущий писатель поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета. Будучи студентом, работал внештатным корреспондентом в университетской газете. Один из его очерков «Я забыл спросить у Лёшки» обратил на себя внимание редактора. Эта же работа была позже опубликована в литературном журнале «Сибирь». После университета писатель несколько лет проработал в газетах Иркутска и Красноярска. В 1965 году с его работами ознакомился Владимир Чивилихин. Этого писателя начинающий прозаик считал своим наставником. А из классиков, он особенно ценил Бунина и Достоевского.

С 1966 года Валентин Григорьевич стал профессиональным литератором, а через год был зачислен в Союз писателей СССР. В тот же период, в Иркутске, вышла в свет первая книга писателя «Край возле самого себя».

Затем последовала книга «Человек с этого света» и повесть «Деньги для Марии», которую в 1968 опубликовало московское издательство «Молодая гвардия». Зрелость и самобытность автора проявились в повести «Последний срок» (1970).

Большой интерес у читателя вызвала повесть «Пожар» (1985).

В последние годы жизни больше занимался общественной деятельностью, но не отрываясь при этом и от литераторства. Так, в 2004 году была опубликована его книга «Дочь Ивана, мать Ивана». Спустя два года третье издание очерков «Сибирь, Сибирь». В родном городе писателя его произведения входят в школьную программу по внеклассному чтению.

Умер писатель 14 марта 2015 года в Москве, в возрасте 77 лет. Похоронен в Знаменском монастыре в Иркутске.

­­

Видео краткой биографии (для тех, кто предпочитает слушать)

  1. ­
  2. ­
  3. см. также:Краткие биографии других писателей и поэтов
  4. Краткое содержание Уроки французского, Распутин

Источник: https://www.sdamna5.ru/valentin_rasputin

Уроки французского — краткое содержание рассказа

Повествование в рассказе ведётся от лица одиннадцатилетнего мальчика, события происходят в послевоенное время в 1948 году. Ребёнок уезжает в райцентр, чтобы продолжить обучение, так как в его деревне только начальная школа.

Дома остаётся его мать с маленькими братом и сестрой, живут они бедно, без отца. Мальчик учится на отлично по всем предметам, кроме французского, так как испытывает трудности с произношением. Жить вдали от дома ребёнку непросто, он тоскует.

Мама передаёт ему посылки с картошкой и хлебом раз в неделю при помощи водителя дяди Вани. Еды не хватает, так как кто-то из ребят в квартире, где он живёт, таскает его скудный провиант.

Ребёнок голодает и думает о том, что голод в деревне и в городе отличается, что дома всегда можно что-то найти, а здесь только пустота, голод и одиночество.

Однажды Федька спросил у автора, не боится ли тот играть в «чику», объяснил, что это игра на деньги и предложил сыграть, если есть на что. Федька отвёл мальчика на поляну, скрытую от глаз людей, где другие ребята играли в эту самую игру.

Главным там был Вадик и он не обрадовался приходу непрошеных гостей, попросил никому не рассказывать о том, что здесь происходит и разрешил наблюдать за ходом игры. Мальчик быстро разобрался в игре, подметил, что Вадик часто хитрит и подумал, что сам мог бы играть, будь у него деньги.

Мать пару раз в письмах присылала ему по пятёрке на молоко, чтобы пить его от малокровия. Получив деньги в третий раз, мальчик разменял их и отправился играть. Сначала он проигрывал, но с каждым разом его мастерство росло и он стал выигрывать.

Я не позволял себе чересчур увлекаться игрой…мне нужен был только рубль, каждый день по рублю. На этот рубль он покупал баночку молока, выпивал её и садился за уроки, теперь его голод не был таким невыносимым.

Однажды Вадику не понравилось то, что мальчик, во-первых, стал часто выигрывать, а во-вторых, получив свой рубль, слишком быстро выходил из игры. Мальчик-повествователь не знал, что …никогда и никому ещё не прощалось, если в своём деле он вырывается вперёд. После очередного выигрыша Вадик с Птахой побили его.

Первым уроком на следующий день был французский язык, учительница Лидия Михайловна была к детям особенно внимательна, так как была их классным руководителем. Она сразу заметила и синяк, и кровавую ссадину на лице мальчика, спросила о происхождении этих знаков.

Мальчик сказал, что упал вечером в темноте, но тут его перебил Тишкин и рассказал учительнице, что это ему досталось от Вадика и что они играли на деньги. Мальчик не ожидал такого предательства, боялся, что его могут за это исключить из школы, а с таким позором возвращаться домой он не планировал.

Лидия Михайловна оставила его на разговор после уроков, хотела выяснить, правда ли то, что он играет, проигрывает или выигрывает и куда тратит выигрыш. Потом она попросила обойтись без игр, если можно и мальчик пообещал не играть.

Не играть было сложно, потому что перестал приезжать дядя Ваня, есть было мальчику нечего, он знал, что мать за него переживает, но от этого легче не становилось. В надежде найти новую компанию для игр, он бродил по окрестностям, но всё было напрасно.

И вот однажды автор не выдержал и решил вернуться к игре в старой компании, он знал, что идёт на унижение, но не меньшим унижением для него было смириться с тем, что его избили и выгнали. Встретили его, конечно, не радостно, но играть разрешили.

Хоть он и старался играть осторожно, после очередного выигрыша его снова избили, повредив губу.

На следующий день Лидия Михайловна вызвала его читать текст на французском языке у доски, разбитая губа не способствовала хорошему чтению, и учительница сказала, что ей придётся заниматься с ним дополнительно.

Позже Лидии Михайловне вдруг показалось, что времени в школе до прихода второй смены у них мало и она решила перенести эти дополнительные занятия к себе домой. От природы робкому мальчику было сложно находиться в квартире педагога и он …буквально каменел и боялся дышать.

Французским языком дома они занимались ещё меньше, чем в школе, в основном Лидия Михайловна рассказывала о себе и расспрашивала мальчика о его жизни. После занятий учительница всегда предлагала остаться на ужин, но мальчик всегда вскакивал и с испугом уходил, боясь даже представить, что сядет с ней за один стол.

После нескольких попыток, она оставила эту затею, что заставило повествователя вздохнуть свободней.&

Однажды в школе кто-то оставил для мальчика посылку, это был ящик из фанеры, в котором лежали макароны, несколько кусков сахара и две плитки гематогена. Он сразу понял, что посылка не от матери, потому что в деревни таких продуктов просто не было.

Схватив ящик, он пришёл домой к учительнице и спросил, зачем она это сделала. Она сначала отнекивалась, потом спросила, с чего он взял, что посылка от неё. Мальчик объяснил, что в деревне не бывает макарон, а бывает только горох, например, или редька.

Читайте также:  Краткое содержание песнь о моем сиде за 2 минуты пересказ сюжета

Лидия Михайловна так удивилась, тем и выдала себя с головой. Она стала рассказывать, что у них на Кубани в это время много яблок.

Потом сказала, что живёт одна, что денег у неё много и она может покупать что хочет, а ему надо хорошо питаться, потому что он …способный мальчишка и школу ему бросать нельзя. Но посылка так и осталась стоять у неё.

Несмотря ни на что уроки французского у Лидии Михайловны не прекратились, у мальчика-повествователя появился …вкус к языку и он в …свободные минуты без всякого понукания лез в словарик, заглядывал в дальние в учебнике тексты. Учительница хвалила его и говорила, что пока пятёрка не выйдет, но в следующей четверти всё получится.

Однажды Лидия Михайловна спросила своего ученика, играет ли он ещё на деньги, поинтересовалась, что вообще это была за игра такая. Когда он всё рассказал, она поделилась, что в детстве они тоже играли в игру «пристенок» или по-другому «замеряшки».

Лидия Михайловна объяснила правила, ударила сначала об стену одной монетой, второй игрок должен ударить, но постараться так, чтобы монета оказалась как можно ближе к первой, чтобы расстояние можно было измерить пальцами одной руки. Потом она предложила сыграть по-настоящему на деньги, мальчик-повествователь не поверил свои ушам.

Напомнил ей, что она всё-таки учительница, на что Лидия Михайловна сказала, что полезно иногда забыть о том, что ты учитель, иначе легко можно сделаться бякой. Ещё добавила, что учителю важно не принимать себя всерьёз и осознавать, что научить можно совсем немногому.

Так после каждого урока они стали играть, сначала учительница выигрывала, потом она стала поддаваться, чего мальчик-повествователь не мог ей спустить. Со временем он стал выигрывать, у него снова появились деньги на молоко, на этот раз он покупал молоко в мороженых кружках.

Однажды в разгар игры между ними завязался спор, они кричали и не услышали, как в комнату вошёл директор школы Василий Андреевич, который жил за стенкой.

Он поинтересовался, что происходит, Лидия Михайловна сказала, что они играют в «пристенок». Директор был возмущён тем, что учитель играет с учеником, у него сбилось дыхание и он произнёс: …Это преступление. Растление.

Совращение…Я двадцать лет работаю в школе, видывал всякое, но такое…

Через три дня Лидия Михайловна уехала на Кубань и больше мальчик-повествователь никогда её не видел. А после январских каникул ему пришла посылка, в которой были макароны и три красных яблока, которые до этого он видел только на картинках.

Источник: https://nukadeti.ru/kratkoe-soderzhanie/uroki-francuzskogo

Очень краткое содержание рассказа «Уроки французского» Распутина

Рассказ «Уроки французского» принадлежит перу писателя Валентина Распутина. Он посвятил его Анастасии Прокопьевне Копыловой – маме драматурга Александра Вампилова.

Очень краткое содержание рассказа «Уроки французского»

Так как повествование ведется от лица одиннадцатилетнего мальчика, своё имя он не называет.

Действие сюжета происходит в 1948 г. Послевоенное время было тяжелое для страны. Если в деревнях можно было хоть как-то прокормиться, выращивая овощи, держа скот, то в городе это было сделать ещё труднее, особенно, если у человека не было заработка.

Главный герой рассказа прекрасно учился, но он жил в деревне, где была только начальная школа. Чтобы повысить своё образование, нужно было отправиться в райцентр. Мать мальчика решила собрать сына и отправить туда учиться.

Здесь наш герой жил у своей тети Нади. Ещё до этого мальчику поставили диагноз «малокровие». Поэтому ребёнку нужно было каждый день пить молоко. Мать дала ему денег на первое время, и сначала он покупал стакан молока в день.

В школе у ребёнка успехи были хорошими. Но французский язык давался ему нелегко. Преподавала этот предмет молодая учительница Лидия Михайловна.

Мама периодически передавала ребенку с шофёром дядей Ваней различные продукты. Но парень заметил, что каким-то таинственным образом они очень быстро исчезают из кладовки тёти Нади.

Однажды сын этой женщины – Федя, предложил нашему герою пойти посмотреть, как ребята играют на деньги в «чику». Так как мальчик был сообразительным, он быстро понял, каким образом нужно действовать, чтобы выигрывать.

Но ребёнок не давал азарту развиться в себе. Как только наш герой выигрывал рубль, он заканчивал игру, отправлялся на рынок, чтобы купить вожделенный стакан молока.

Но однажды Владик, который руководил этим азартным развлечением, сказал, что нельзя так быстро выходить из игры, пригрозил главному герою наказанием. Дело закончилось дракой. Три человека побили главного героя, который вынужден был в таком нелицеприятном виде явиться на следующий день в школу.

Первым уроком был французский. Увидев ученика в таком состоянии, Лидия Михайловна пошутила, что среди ребят сегодня есть раненые. На её вопрос мальчик ответил, что это он упал. Но один из участников игры поднял руку и рассказал, как было дело.

Тогда Лидия Михайловна сказала нашему герою, чтобы он остался после уроков. Затем она узнала у него, что выигранные деньги парень тратит не на конфеты, не на всякую ерунду, а он покупает молоко.

Тогда мудрая учительница решила подкармливать ребёнка. Она сказала, что хочет индивидуально заниматься с ним французским у себя на дому. Затем, когда мальчик пришёл, Лидия Михайловна сказала, что не может есть в одиночестве. Но ребёнок был стеснительным и гордым, поэтому никак не садился за стол преподавательницы и отказывался от угощений.

Тогда она решила отправить ему посылку на адрес школы. Но и здесь мальчик разоблачил хитрость Лидии Михайловны. Ведь в посылке находились макароны, гематоген, а этих продуктов у них в деревне никогда не было. Поэтому мать не могла прислать гостинцы, а больше этого сделать было некому.

Мальчик не взял посылку, продолжал голодать, но ходил заниматься к учительнице французским языком. Однажды Лидия Михайловна спросила у него про правила той игры, за которую его побили. Учительница рассказала, что в детстве она с ребятами играла в «пристенок».

Так незаметно преподавательница вовлекла главного героя в игру, в результате которой он выигрывал деньги, чтобы покупать себе хлеб и молоко. Но однажды момент игры застал директор школы. За это он уволил Лидию Михайловну. Преподавательница уехала к себе на Кубань.

Вскоре главному герою пришла от неё посылка с макаронами и большими яблоками, которые он до этого видел только на картинке.

Источник: https://kakoy-smysl.ru/summary/ochen-kratkoe-soderzhanie-rasskaza-uroki-francuzskogo-rasputina/

Распутин Живи и помни – краткое содержание: читаем пересказ и анализируем

В 1937 году родился известный российский писатель, гений деревенской прозы — Валентин Распутин. На своем творческом пути он написал большое количество замечательных произведений, основная часть из которых посвящена жизни в русской деревне. Одним из таких рассказов является «Живи и помни», краткое содержание которого представлено ниже.

Краткое содержание

События разворачиваются в сельской местности в 1944 году. В одну из деревень на Ангаре возвращается дезертир Андрей Гуськов. Мужчина понимает, что родители не встретят его с распростертыми объятиями и улыбкой. Вся его надежда на доброе сердце жены и то, что она примет мужа, несмотря на побег с линии фронта.

В. Распутин «Живи и помни»

Предыстория

Супругу дезертира Андрея зовут Настя. Женщина вышла замуж на него не по любви, а из-за того, что рано осталась сиротой и деваться ей было некуда. Долгое время работала у родной тетки по хозяйству.

Когда Андрей предложил замужество, то не стала долго раздумывать и согласилась. Оказалось, что в новом доме ее ждет та же судьба, но только хозяйство в несколько раз больше, а спрос за выполнение домашних обязанностей еще строже.

Прожила Настя с Андреем 4 года, но совместных детей так и не нажили. Из-за этого невестку еще сильнее упрекали родители Андрея.

Настя не любила своего мужа, но всегда хранила ему верность и преданность, как и подобает деревенской женщине.

Неоднократно она ловит себя на мысли, что именно отсутствие детей и является тем фактором, который заставляет ее терпеть тяжелую физическую работу и упреки родителей мужа.

Это интересно! Рассказ Холодная осень Бунина: краткое содержание

До самого начала войны супруги старались зачать ребенка, но так ничего у них и не получилось. Однажды на этой почве произошел большой скандал. Андрей начал упрекать Настю, что та не может родить ему ребенка, что ее нельзя назвать полноценной бабой.

Настя не выдержала, вспылила и сказала, что еще неизвестно, в ком именно причина, ведь ей не приходилось бывать с другими мужиками.

После этого Андрей избил Настю до полуобморочного состояния. Затем его призвали в армию на войну с Германией. Настя получала от мужа письма с удивительной регулярностью, но однажды наступила зловещая пауза.

Закрадывались мысли, что Андрея убили. Одним погожим утром к ним в дом пришел глава сельского совета в сопровождении участкового милиционера.

Мужчины стали интересоваться, где Андрей, не известно ли им что-то о его местонахождении.

Это интересно! Повесть Обелиск Быкова: краткое содержание

Тайные встречи

Однажды Настя замечает, что из бани пропал топор, который до этого хранился в половице. У женщины появляется подозрение, что это Андрей вернулся домой и прячется где-то неподалеку.

Чтобы подать мужу знак, Настя оставляет здесь же в бане кусок хлеба, который также бесследно пропадает.

Спустя некоторое время Настя топит баню, подавая знак супругу, который приходит к ней, и они встречаются после долгой разлуки.

После этого начинается их скрытная любовь. Супруги встречаются в лесных зимовках вдали от людских глаз, подолгу разговаривают о том, как теперь все будет, как им дальше жить.

Андрей понимает, что назад ему дороги нет, так как он дезертир, а это все равно, что предатель родины. Настя в свою очередь покрывает преступление, не сообщая органам о местонахождении мужа, что тоже является уголовно наказуемым.

В голове женщины поселяются сомнения — она не знает, как ей поступить в этом случае.

Настя входит в кураж и поддается азарту. Ей нравится тайком встречаться с Андреем.

Сначала это кажется интересным увлечением, но чем больше проходит времени, тем яснее становится осознание того, что она возложила на себя тяжелую ношу, покрывая мужа-преступника.

Периодически у нее появляются мысли рассказать обо всем участковому, но как только женщина вспоминает о супружеском долге быть с мужем до конца, то эта идея сразу уходят на второй план.

Отношения с односельчанами становятся все хуже. Анастасия обнаруживает, что беременная. Наконец-то сбылось то, о чем они с Андреем так долго мечтали, но насладиться радостью отцовства ее муж не может.

Их тайна – это одновременно и жизненный крест, который не дает возможность нормально жить, как все другие жители деревни.

Настя больше не может смотреть в глаза женщинам, которые получают на руки похоронки о гибели своих мужей.

Это интересно! Михаил Шолохов Судьба человека: читаем краткое содержание по главам

Развязка

Наступает долгожданный день победы. Все в селе радуются, но Настя не в состоянии в полной мере разделить эту радость с односельчанами, ведь ее муж — дезертир. На этой почве женщину охватывает злость и ненависть к Андрею, ведь он так же, как и многие другие сельские мужики, мог бы выжить, вернуться домой и жить с ней нормальной жизнью.

А вместо этого он вынужден прятаться в лесу за рекой, а она поневоле разделять его крест.

Когда беременность стала уже очень видна, то все бывшие подруги Анастасии начали откровенно над ней смеяться, подшучивая, что мол она нагуляла ребенка.

Свекровь не выдерживает такого позора и выгоняет сноху из дома. Женщина находится в отчаянии, не зная, что ей делать, куда пойти.

Законный супруг не может оказать ей помощь, поддержку, заступиться перед односельчанами, так как его сразу же арестуют.

Самостоятельно Настя не в силах больше терпеть эти испытания судьбы. У женщины накапливается моральная усталость, которая тяжелым камнем лежит на сердце. В один из таких моментов она принимает решение шагнуть в бурные воды реки Ангара. Женщина чувствует, словно вода влечет ее, что там она сможет найти истинный покой и отдых.

В водах Ангары нет осуждения односельчан, насмешек подруг, тяжелой домашней работы, злой свекрови и мужа-дезертира. Настя совершает самоубийство, забрав с собой на тот свет еще не родившегося ребенка.

 Дальнейшая судьба Андрея Гуськова неизвестна.

Возможно, мужчина и дальше продолжил прятаться в окружных лесах либо же сдался работникам правоохранительных органов, после чего понес наказание за дезертирство.

На этом краткий пересказ произведения «Живи и помни» завершен. Все же по возможности рекомендуется прочесть рассказ Валентина Распутина полностью, чтобы прочувствовать всю полноту эмоций и жизненных обстоятельств, в которых находились главные герои.

Это интересно! Грибоедов Горе от ума – краткое содержание и характеристика по главам

Источник: https://znaniya.guru/russkij-i-literatura/valentin-rasputin.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector