Краткое содержание шагреневая кожа бальзака за 2 минуты пересказ сюжета

?

Оноре де Бальзак «Шагреневая кожа»: обзор книгиshvetsovmn18 января, 2014Пост навеян прочтением романа Оноре де Бальзака «Шагреневая кожа» (Honoré de Balzac «La Peau de Chagrin«).Краткое содержание Шагреневая кожа Бальзака за 2 минуты пересказ сюжетаКраткое содержаниеПовествование ведется о молодом человеке по имени Рафаэль де Валантен. Роман начинается с того, как молодой человек приходит в казино и проигрывает свои последние деньги. После этого он решает утопиться в реке. Коротая время до вечера, он заходит в антикварную лавку, где знакомится с ее хозяином, зловещим стариком. Этот старик, видя его состояние, предлагает ему ни с чем не сравнимое могущество в обмен на жизнь: он отдает ему кусок кожи с древними надписями, утверждая, что эта кожа сможет исполнить любое желание, но будет уменьшаться в размерах, вместе с этим будет уменьшаться и жизнь Рафаэля. Собиравшийся утопиться Рафаэль принимает условия, хотя и не верит в то, что ему рассказал старик. Рафаэль жаждет, чтобы его жизнь стала яркой, богатой, и за это он готов умереть. Он желает попасть на пир, где буйствуют страсти, веселье.Выйдя из лавки, он встречает друзей, которые приглашают его пойти на праздник и он… действительно оказывается на пиру, где рекой льется вино, друзья предаются веселью, присутствуют очаровательные дамы. Когда все немного успокоилось, Рафаэль начинает рассказывать историю своей жизни своему другу Эмилю. Сейчас Рафаэлю 26 лет и он совершенно беден, но когда-то он был богат: его предки имели громкое имя и богатство, но все оно улетучилось из-за революции. Его отец, державший его в строгости, возлагал на него большие надежды. Он прочил его в юристы, но крах семьи унес не только все деньги, но и жизнь отца. Рафаэль получил немного денег в наследство. Он решил распределить деньги на 3 года и стать за это время великим писателем. Он работал не покладая рук, во всем себе отказывая, и, наконец, он написал свой труд. Однажды он встретил в городе своего друга Растиньяка, который решил помочь ему выйти в свет, чтобы его труд имел успех. Он знакомит Рафаэля с светской львицей графиней Феодорой, в которую Рафаэль влюбляется. Он пытается добиться взаимности, но постоянно натыкается на ее холодность. В попытках завоевать графиню Рафаэль тратит последние деньги и соглашается на предложение издателя написать мемуары своей казненной тети. Это приносит ему деньги, которые он, впрочем, снова потратил в попытках казаться графине богатым и беззаботным. Графиня же его чарам не поддается и остается холодной и расчетливой. Потом он продал свою последнюю собственность — островок на Луаре, где была могила его матери. Но и эти деньги он потратил. От полного безденежья его часто спасает только Полина, дочь владелицы небольшого отеля, где он снимал мансарду. Полина любит Рафаэля, а Рафаэль не может любить Полину, так как она бедна (он желает любить также титул и богатство).Рафаэль предпринимает попытку объясниться с Феодорой, она его отвергает, и он прощается с ней. Рафаэль решает изменить свою жизнь и уходит от Полины с матерью. Он получает остаток денег за мемуары и идет к Растиньяку. Растиньяк берет его деньги, идет в казино и выигрывает целое состояние. Рафаэль снова начинает тратить деньги с размахом, желая забыться, получить от жизни максимум удовольствий и скоро оказывается без денег и в долгах. Последнюю монету он проигрывает в казино, где когда-то Растиньяк выиграл для них состояние. Повествование о жизни заканчивается, и действие снова переносится на пир.Рафаэль вспоминает, что у него в кармане шагреневая кожа и будучи пьяным, желая доказать другу ее могущество, он загадывает стать богатым и засыпает. Утром, когда все проснулись, Рафаэлю сообщают, что ему досталось огромное наследство, при этом Рафаэль видит, что шагреневая кожа уменьшилась в размерах…Далее повествование переносится вперед: Рафаэль, очень богатый человек, живет пустой жизнью, стараясь ничего не хотеть и не желать, обо всем беспокоятся многочисленные вышколенные слуги и управляющие. Каждое желание немедленно выполняется шагреневой кожей за счет его собственной жизни. Рафаэль больше не думает о славе сочинителя, не думает он и о женщинах, он старается смирять любые свои желания, чтобы сохранить свою жизнь, с которой он совсем недавно еще хотел расстаться.Однажды в театре Рафаэль замечает Феодору, которую он больше не любит, а презирает. Феодора тоже ненавидит Рафаэля, так как он единственный из поклонников, кто смог вырваться из ее светских пут. Он же стал предвестником быстрого угасания Феодоры, которая еще недавно считалась самой красивой женщиной города. В театре Рафаэль встречает Полину, которая теперь тоже сказочно богата: ее отец вернулся из долгого путешествия с большими деньгами. Между ними вспыхивает чувство, и они решают пожениться. В жизни Рафаэля наступает счастливая пора, он очнулся ото сна и страстно желает счастья с Полиной. Шагреневая кожа, тем не менее, становится все меньше и меньше, к ужасу Рафаэля; он пытался ее выбросить — ее ему вернули, он пытался ее растянуть — не получилось, не справились и самые лучшие химики. Лучшие доктора не смогли поставить ему диагноз (туберкулез) и порекомендовали ему поехать на курорт. Рафаэль воспользовался этой рекомендацией и поехал в горы. Общество встретило его с презрением и неудовольствием, так как все были в той или иной степени на него обижены и чувствовали, что он слаб. При попытке изгнать его с курорта его вызывают на дуэль. Рафаэль убивает обидчика и уезжает в уединенное место, где старается жить тихо, чтобы не расшатывать и так слабое здоровье. С каждым днем ему все хуже и все окружающие отчетливо понимают, что Рафаэль скоро умрет (ему на тот момент было 27 лет).Рафаэль возвращается в Париж и просит доктора приготовить раствор морфия, который позволит ему находится в забытьи, чтобы сохранить хоть какую-то жизнь. Так он существует какое-то время, пока его не разыскивает Полина. Пытаясь пробудиться от забытья, к Рафаэлю возвращается желание жить, он страстно желает Полину и в этот момент умирает на руках Полины.

Смысл

Главный герой романа Рафаэль де Валантен желает жить в свое удовольствие и за это готов платить своей жизнью. В момент же, когда он получает величайшее могущество, он начинает ценить жизнь и уже не желает умирать, хотя, будучи на пороге нищеты, собирался утопиться.

Выбирая между короткой жизнью в свое удовольствие и более длинным выхолощенным существованием, Рафаэль останавливается на последнем и тем самым выключает себя из жизни, желая как можно сильнее продлить дни своего нахождения по эту сторону от могилы.

Поняв, что окружающее его общество лживо и бездушно, Рафаэль самоустраняется из его жизни, при этом общество отторгает его: умного, богатого, талантливого.

Осознав истинные ценности жизни (любовь), Рафаэлю становится полностью безразличным то, за что чуть ранее он был готов отдать жизнь.

Вывод

Первую треть романа Оноре де Бальзака «Шагреневая кожа» еле осилил — нудно, многословно, неинтересно. Потом втянулся и дочитывал уже с чувством сожаления, что книга кончается. Общий итог — понравилось. Читать рекомендую!

Другие книги Оноре де Бальзака:

1. «Шагреневая кожа»;2. «Отец Горио»;3. «Гобсек».

Рекомендую почитать также обзоры книг (и сами книги тоже, разумеется):

1. Эрих Мария Ремарк «Жизнь взаймы» — самый популярный пост моего блога;2. Аркадий Гайдар «Тимур и его команда»;3. Айн Рэнд «Атлант расправил плечи»;4. Артур Хейли «Отель»;5. Чарльз Диккенс «Рождественская песнь в прозе»

Источник: https://shvetsovmn.livejournal.com/40600.html

Пересказ романа «Шагреневая кожа» Бальзака

Молодой аристократ по имени Рафаэль де Валантен, уже успевший разочароваться в жизни и в людях, проигрывает в карты все имеющиеся у него деньги и твердо решает покончить с собой.

Во время своих скитаний по Парижу, собираясь броситься в Сену, юноша встречает некоего довольно странного старика, догадавшегося об его тяжелейшем душевном состоянии. Этот человек обещает Рафаэлю, что все его проблемы решит кусок шагреневой кожи, который сделает молодого человека могущественнее любого короля.

Однако при исполнении любого загаданного де Валантеном желания кожаный кусок будет уменьшаться в размерах, точно так же станет уменьшаться и число лет, отпущенных судьбой Рафаэлю.

Юноша соглашается на заключение договора с этим человеком, старик клянется, что его жизнь полностью изменится в самое ближайшее время. После этой беседы Рафаэль видит своих давних приятелей, предложивших ем работать в новой, только что открывшейся газете.

Молодой человек идет вместе с ними на званый ужин, после которого вниманию собравшихся были предложены очаровательные юные куртизанки. Сами девушки откровенно говорят о том, что для них будет гораздо лучше умереть еще в юности, чем дождаться момента, когда их привлекательность исчезнет, и они уже никому не будут нужны.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Рафаэль пытается рассказать своему другу Эмилю подробности собственной жизни, он рассуждает о том, что привело его к столь бедственному положению.

Его отец с детских лет приучал сына к жесткой дисциплине и соблюдению установленных им правил, однако в результате проигранной тяжбы за земельные владения остался фактически без средств и вскоре умер.

После его кончины Рафаэль поселился в весьма скромной гостинице, занимаясь написанием научной работы.

При этом хозяйка этого отеля и ее дочь Полина относились к нему весьма внимательно и тепло, де Валантен даже начал понемногу обучать девушку, и та проявила незаурядные способности. Однако Раэфаль при этом продолжал мечтать о состоятельной спутнице жизни из знатного рода, тогда как Полине, по его мнению, явно недоставало необходимого светского лоска.

Однажды с помощью своего приятеля Эжена де Растиньяка де Валантен познакомился в одном из парижских салонов с очаровательной графиней Феодорой. Он принял решение непременно добиться расположения этой великосветской дамы, хотя и понимал, что его малообеспеченность является в ее глазах серьезным недостатком и значительно уменьшает его шансы на взаимность.

В один из дней графиня действительно пригласила Рафаэля в гости, но, как оказалось, она лишь желала с его помощью добиться содействия в одном деле его влиятельного родственника, носящего титул герцога. Когда де Валантен решился все же открыть ей свои чувства, женщина решительно ответила ему отказом, сообщив, что не планирует принадлежать кому бы то ни было.

После этой истории Рафаэль в компании своего товарища Растиньяка постоянно проводил время в игорных домах, полностью потеряв интерес к жизни, потеряв последние средства, он вознамерился добровольно прервать свое лишенное смысла, как ему казалось, существование.

Получив в свое распоряжение кусок шагреневой кожи, де Валантен изъявляет желание стать обладателем солидного годового дохода, и на следующий день узнает о том, что именно он оказался наследником некоего умершего только вчера майора.

При взгляде на шагрень Рафаэль замечает, что она стала меньше размером.

Молодого человека охватывает глубочайший ужас, он понимает, что теперь его возможности фактически ничем не ограничиваются, однако у него уже не имеется никаких желаний, ведь юноша осознает, что жить ему в любом случае остается недолго.

В дальнейшем Рафаэль выполняет просьбу своего старого учителя о восстановлении его в должности инспектора колледжа, и тут же видит, что кусок кожи снова уменьшился. Через некоторое время он встречает в театре Полину, отец которой в результате военных действий сумел разбогатеть и оставил девушке в наследство немалое состояние.

Молодой человек умоляет шагрень о том, чтобы Полина полюбила его. Рафаэль и его возлюбленная соединяют свои судьбы, они по-настяощему счастливы вместе, но де Валантен не может не думать о куске кожи, с уменьшением размеров которого быстро иссякает и время, отпущенное ему для земной жизни. Он пытается обратиться за помощью к ученым, однако те оказываются абсолютно бессильными ему помочь.

Доктора определяют у Рафаэля чахотку, он и сам подозревал наличие у себя этой смертельной болезни.

Мужчина отправляется лечиться на воды в Экс, однако все окружающие держатся с ним холодно, неприязненно и даже грубо, почти открыто заявляя, что в таком состоянии ему незачем и приезжать на курорт.

С одним из обидчиков у него даже происходит дуэль, де Валантен убивает противника, а шагрень снова сужается.

Вернувшись домой, Рафаэль проводит дни в состоянии искусственного сна, вызванного снотворным.

Ненадолго проснувшись, он видит рядом Полину, но тут же начинает ее умолять оставить его, демонстрируя, насколько крохотным стал теперь кусочек кожи.

Девушка, видя его отчаяние, пытается удушить себя шалью, полагая, что своей смертью сможет спасти любимого. Де Валантен, не в силах совладать со своей страстью, бросается к ней и немедленно умирает.

Через некоторое время люди видят на пароходе прекрасную молодую женщину в обществе некоего мужчины. Очаровательная дама кажется всем окружающим буквально неземным созданием, призраком, ненадолго пришедшим в реальную жизнь из иного мира.

Источник: https://sochinyalka.ru/2017/07/pereskaz-romana-shagrenevaya-kozha-balzaka.html

Краткое содержание «Шагреневая кожа»

ТАЛИСМАН

 конце октября в здание Пале-Рояля вошел молодой человек — Рафаэль де Валантен, во взгляде которого игроки заметили какую-то страшную тайну, черты лица его выражали бесстрастность самоубийцы и тысячу обманутых надежд. Проигравшийся Валантен просадил последний наполеондор и в оцепенении принялся бродить по улицам Парижа.

Его разум поглотила единственная мысль — покончить жизнь самоубийством, бросившись в Сену с Королевского моста. Мысль о том, что, днем он станет добычей лодочников, которая будет оценена в пятьдесят франков, вызвала у него омерзение. Он решил умереть ночью, «чтобы оставить обществу, презревшему величие его души, неопознанный труп».

Читайте также:  Краткое содержание дружинин статья обломов роман гончарова за 2 минуты пересказ сюжета

Беспечно разгуливая, он стал разглядывать Лувр, Академию, башни Собора Богоматери, башни Дворца правосудия, мост Искусств. Чтобы дождаться ночи, он направился к лавке древностей прицениться к произведениям искусства. Там пред ним предстал худой старик со зловещей насмешкой на тонких губах.

Проницательный старец догадался о душевных терзаниях молодого человека и предложил сделать его могущественнее монарха. Он передал ему лоскут шагрени, на которой по-санскритски были выгравированы следующие слова: «Обладая мною, ты будешь обладать всем, но жизнь твоя будет принадлежать мне […] Желай — и желания твои будут исполнены [.

..] При каждом желании я буду убывать, как твои дни…»

Рафаэль заключил договор со стариком, вся жизнь которого состояла в том, чтобы сберегать нерастраченные в страстях силы, и пожелал, в случае если его судьба не изменится в самый короткий срок, чтобы старик влюбился в танцовщицу.

На мосту Искусств Валантен случайно встретил своих друзей, которые, считая его человеком выдающимся, предложили работу в газете, в целях создания оппозиции, «способной удовлетворить неудовлетворенных без особого вреда для национального правительства короля-гражданина» (Луи-Филиппа).

Друзья повели Рафаэля на званый обед к основанию газеты в дом богатейшего банкира Тайфера. Публика, собравшаяся в этот вечер в роскошном особняке, была поистине чудовищна: «Молодые писатели без стиля стояли рядом с молодыми писателями без идей, прозаики, жадные до поэтических красот, — рядом с прозаичными поэтами […

] Здесь были два-три ученых, созданных для того, чтобы разбавлять атмосферу беседы азотом, и несколько водевилистов, готовых в любую минуту сверкнуть эфемерными блестками, которые, подобно искрам алмаза, не светят и не греют».

После обильного ужина публике были предложены красивейшие куртизанки, тонкие подделки под «невинных робких дев». Куртизанки Акилина и Евфрасия в беседе с Рафаэлем и Эмилем утверждают, что лучше умереть молодыми, чем быть брошенными, когда их красота померкнет.

ЖЕНЩИНА БЕЗ СЕРДЦА

Рафаэль рассказывает Эмилю о причинах своих душевных мук и страданий. С детства отец Рафаэля подчинил сына суровой дисциплине. До двадцати одного года тот находился под твердой рукой родителя, молодой человек был наивен и жаждал любви.

Однажды на балу он решил сыграть на отцовские деньги и выиграл внушительную для него сумму денег, однако, стыдясь своего поступка, скрыл этот факт. Вскоре отец стал давать ему денег на содержание и делиться своими планами.

Отец Рафаэля десять лет боролся с прусскими и баварскими дипломатами, добиваясь признания прав на заграничные земельные владения. От этого процесса, к которому активно подключился Рафаэль, зависело его будущее.

Когда был обнародован декрет о потере прав, Рафаэль продал земли, оставив только остров, не имеющий ценности, где находилась могила его матери. Началась долгая расплата с кредиторами, которая свела в могилу отца.

Молодой человек принял решение растянуть оставшиеся средства на три года, и поселился в дешевой гостинице, занимаясь научным трудом — «Теорией Воли». Он жил впроголодь, но работа мысли, занятия, казались ему прекраснейшим делом жизни.

Хозяйка гостиницы г-жа Годэн, по-матерински заботилась о Рафаэле, а ее дочь Полина оказывала ему множество услуг, отвергнуть которые он не мог. Спустя время он стал давать уроки Полине, девушка оказалась чрезвычайно способной и сообразительной. Уйдя с головой в науку, Рафаэль продолжал мечтать о прекрасной даме, роскошной, знатной и богатой. В Полине он видел воплощение всех своих желаний, но ей недоставало салонного лоска. «…женщина, — будь она привлекательна, как прекрасная Елена, эта Галатея Гомера, — не может покорить мое сердце, если она хоть чуть-чуть замарашка».

Однажды зимой Растиньяк ввел его в дом, «где бывал весь Париж» и познакомил с очаровательной графиней Феодорой, обладательницей восьмидесяти тысяч ливров дохода.

Графиня была дамой лет двадцати двух, пользовалась безупречной репутацией, имела за плечами брак, но не имела любовника, самые предприимчивые волокиты Парижа терпели фиаско в борьбе за право обладать ей. Рафаэль влюбился без памяти в Феодору, она была воплощением тех грез, которые заставляли трепетать его сердце.

Расставаясь с ним, она попросила его бывать у нее. Вернувшись домой и ощутив контраст обстановки Рафаэль проклял свою «честную добропорядочную бедность» и решил соблазнить Феодору, которая была последним лотерейным билетом, от которого зависела его участь.

На какие только жертвы не шел бедный обольститель: ему невероятным образом удавалось добираться до ее дома пешком под дождем и сохранять презентабельный вид; на последние деньги он довозил ее до дома, когда они возвращались из театра.

Чтобы обеспечить себе достойный гардероб, ему пришлось заключить договор на написание ложных мемуаров, которые должны были выйти под именем другого человека. Однажды она прислала ему записку с посыльным и просила прийти. Явившись по ее зову, Рафаэль узнал о том, что она нуждается в протекции его влиятельного родственника-герцога де Наваррена.

Влюбленный безумец был только средством к реализации таинственного дела, о котором он так и не узнал. Рафаэля терзала мысль о том, что причиной одиночества графини может быть физический недостаток. Чтобы развеять свои сомнения, он решил спрятаться в ее спальне.

Покинув гостей, Феодора вошла в свои апартаменты и словно сняла привычную маску учтивости и приветливости. Рафаэль не обнаружил в ней никаких недостатков, и успокоился; засыпая, она произнесла: «Боже мой!».

Восхищенный Рафаэль строил массу догадок предполагая, что мог означать подобный возглас: «Ее восклицание, то ли ничего не значащее, то ли глубокое, то ли случайное, то ли знаменательное, могло выражать и счастье, и горе, и телесную боль, и озабоченность». Как оказалось позднее, она всего лишь вспомнила о том, что забыла сказать своему маклеру, чтобы он обменял пятипроцентную ренту на трехпроцентную. Когда Рафаэль раскрыл перед ней свою бедность и всепоглощающую к ней страсть, она ответила, что не будет принадлежать никому и согласилась бы выйти замуж только за герцога. Рафаэль навсегда оставил графиню и перебрался к Растиньяку.

Растиньяк, сыграв в игорном доме на их совместные деньги, выиграл двадцать семь тысяч франков. С этого дня друзья пустились в разгул. Когда средства были растрачены, Валантен, решил что он «социальный нуль» и принял решение уйти из жизни.

Повествование возвращается к тому моменту, когда Рафаэль находится в особняке Тайфера. Он достает из кармана кусок шагреневой кожи и изъявляет желание стать обладателем двухсот тысяч ежегодного дохода.

Наутро нотариус Кардо сообщает публике, что Рафаэль стал полноправным наследником майора О’Флаэрти, скончавшегося накануне. Новоиспеченный богатей взглянул на шагрень и заметил, что она уменьшилась в размере.

Его обдало призрачным холодком смерти, теперь «он мог все — и не хотел уже ничего».

АГОНИЯ

В один декабрьский день, в шикарный особняк маркиза де Валантена пришел старик, под чьим руководством когда-то учился Рафаэль-господин Поррике. Старый преданный слуга Ионафан, рассказывает учителю, что его хозяин ведет затворническую жизнь и подавляет в себе все желания.

Почтенный старец пришел просить у маркиза, чтобы тот похлопотал у министра о восстановлении его, Поррике, инспектором в провинциальном колледже. Рафаэль, утомленный долгими излияниями старика, случайно вымолвил, что от души желает, чтобы ему удалось достигнуть восстановления в должности.

Осознав сказанное, маркиз пришел в ярость, когда он посмотрел на шагрень, она заметно уменьшилась. В театре он как-то встретил сухонького старика с молодыми глазами, тогда как в его взгляде нынче читались лишь отголоски отживших страстей. Старик вел под руку знакомую Рафаэля — танцовщицу Евфрасию.

На вопросительный взгляд маркиза старик ответил, что теперь он счастлив как юноша, и что он неверно понимал бытие: «Вся жизнь — в едином часе любви». Разглядывая публику, Рафаэль остановил взор на Феодоре, которая сидела с очередным поклонником, все такая же красивая и холодная.

На соседнем кресле с Рафаэлем сидела прекрасная незнакомка, приковывающая восхищенные взгляды всех присутствующих мужчин. Это была Полина. Ее отец, в свое время командовавший эскадроном конных гренадеров императорской гвардии, был взят в плен казаками; по слухам ему удалось бежать и добраться до Индии.

Вернувшись, он сделал дочь наследницей миллионного состояния. Они договорились встретиться в гостинице «Сен-Кантен», их прежнем жилище, хранившем воспоминания их бедности, Полина хотела передать бумаги, которые, переезжая, завещал ей Рафаэль.

Очутившись дома, Рафаэль с тоской взглянул на талисман и загадал, чтобы Полина любила его. Наутро его переполняла радость — талисман не уменьшился, значит, договор нарушен.

Встретившись, молодые люди поняли, что всем сердцем любят друг друга и ничто не препятствует их счастью.

Когда Рафаэль в очередной раз взглянул на шагрень, он заметил, что она вновь уменьшилась, и в порыве гнева выбросил ее в колодец. Что будет, то будет, — решил измученный Рафаэль и зажил душа в душу с Полиной.

В один февральский день садовник принес маркизу странную находку, «размеры которой не превышали теперь шести квадратных дюймов».

Отныне Рафаэль решил искать средства спасения у ученых, чтобы растянуть шагрень и продлить свою жизнь. Первым к кому он отправился, был господин Лавриль, «жрец зоологии». На вопрос о том, как остановить сужение кожи, Лавриль ответил: «Наука обширна, а жизнь человеческая очень коротка. Поэтому мы не претендуем на то, чтобы познать все явления природы».

Вторым, к кому обратился маркиз, стал профессор механики Планшет. Попытка остановить сужение шагрени путем воздействия на нее гидравлического пресса не увенчалась успехом.

Шагрень осталась цела и невредима. Пораженный немец ударил кожу кузнечным молотом, но на ней не осталось и следа повреждений.

Подмастерье бросил кожу в каменноугольную топку, но даже из нее шагрень вынули совершенно невредимую.

Химик Жафе сломал бритву, пытаясь надрезать кожу, пробовал рассечь ее электрическим током, подверг действию вольтова столба — все безрезультатно.

Теперь Валантен уже ни во что не верил, стал искать повреждения своего организма и созвал врачей. Уже давно он стал замечать признаки чахотки, теперь это стало очевидно и ему и Полине. Врачи пришли к следующему заключению: «чтобы разбить окно, нужен был удар, а кто же его нанес?» Они приписали пиявок, диету и перемену климата. Рафаэль в ответ на эти рекомендации саркастически улыбнулся.

Месяц спустя он отправился на воды в Экс. Здесь он столкнулся с грубой холодностью и пренебрежением окружающих. Его избегали и почти в лицо заявляли, что «раз человек так болен, он не должен ездить на воды». Столкновение с жестокостью светского обращения привело к дуэли с одним из отважных храбрецов. Рафаэль убил своего противника, и кожа вновь сузилась.

Покинув воды, он поселился в сельской хижине Мон-Дора. Люди, у которых он жил, глубоко сочувствовали ему, а жалость — «чувство которое всего труднее выносить от других людей». Вскоре за ним приехал Ионафан и увез своего хозяина домой. Переданные ему письма Полины, в которых она изливала свою любовь к нему, он бросил в камин.

Изготовленный Бьяншоном раствор опия погрузил Рафаэля в искусственный сон на несколько дней. Старик слуга решил последовать совету Бьяншона и развлечь хозяина. Он созвал полный дом друзей, намечалось пышное пиршество, но увидевший это зрелище Валантен пришел в неистовый гнев. Выпив порцию снотворного, он вновь погрузился в сон.

Разбудила его Полина, он стал упрашивать ее покинуть его, показал клочок кожи ставший размером с «лист барвинка», она стала рассматривать талисман, а он, видя, как она прекрасна, не смог совладать с собой. «Полина, иди сюда! Полина!» — выкрикнул он, и талисман в ее руке стал сжиматься. Полина решила растерзать себе грудь, удавить себя шалью, чтобы умереть.

Она решила, что если убьет себя, он будет жив. Рафаэль же, видя все это, опьянел от страсти, бросился к ней и тут же умер.

ЭПИЛОГ

Что же стало с Полиной?

На пароходе «Город Анжер» молодой человек и красивая женщина любовались фигурой в тумане над Луарой. «Легкое это создание то ундиной, то сильфидой парило в воздухе, — так слово, которого тщетно ищешь, витает где-то в памяти, но его нельзя поймать […] Можно было подумать, что это призрак Дамы, изображенной Антуаном де ла Саль, хочет защитить свою страну от вторжения современности».

Источник: https://all-the-books.ru/briefly/balzak-onore-de-shagrenevaya-kozha/

Краткое содержание – «Шагреневая кожа» Бальзак О

Краткое содержание

«Шагреневая кожа» Бальзак О

I. Талисман

    В конце октября в здание Пале-Рояля вошел молодой человек — Рафаэль де Валантен, во взгляде которого игроки заметили какую-то страшную тайну, черты лица его выражали бесстрастность самоубийцы и тысячу обманутых надежд. Проигравшийся Валантен просадил последний наполеондор и в оцепенении принялся бродить по улицам Парижа.

Его разум поглотила единственная мысль — покончить жизнь самоубийством, бросившись в Сену с Королевского моста. Мысль о том, что, днем он станет добычей лодочников, которая будет оценена в пятьдесят франков, вызвала у него омерзение. Он решил умереть ночью, «чтобы оставить обществу, презревшему величие его души, неопознанный труп».

Беспечно разгуливая, он стал разглядывать Лувр, Академию, башни Собора Богоматери, башни Дворца правосудия, мост Искусств. Чтобы дождаться ночи, он направился к лавке древностей прицениться к произведениям искусства. Там пред ним предстал худой старик со зловещей насмешкой на тонких губах.

Проницательный старец догадался о душевных терзаниях молодого человека и предложил сделать его могущественнее монарха.

Читайте также:  Краткое содержание одесские рассказы бабель за 2 минуты пересказ сюжета

Он передал ему лоскут шагрени, на которой по-санскритски были выгравированы следующие слова: «Обладая мною, ты будешь обладать всем, но жизнь твоя будет принадлежать мне […] Желай — и желания твои будут исполнены […] При каждом желании я буду убывать, как твои дни…»

    Рафаэль заключил договор со стариком, вся жизнь которого состояла в том, чтобы сберегать нерастраченные в страстях силы, и пожелал, в случае если его судьба не изменится в самый короткий срок, чтобы старик влюбился в танцовщицу.

На мосту Искусств Валантен случайно встретил своих друзей, которые, считая его человеком выдающимся, предложили работу в газете, в целях создания оппозиции, «способной удовлетворить неудовлетворенных без особого вреда для национального правительства короля-гражданина» (Луи-Филиппа).

Друзья повели Рафаэля на званый обед к основанию газеты в дом богатейшего банкира Тайфера.

Публика, собравшаяся в этот вечер в роскошном особняке, была поистине чудовищна: «Молодые писатели без стиля стояли рядом с молодыми писателями без идей, прозаики, жадные до поэтических красот, — рядом с прозаичными поэтами […] Здесь были два-три ученых, созданных для того, чтобы разбавлять атмосферу беседы азотом, и несколько водевилистов, готовых в любую минуту сверкнуть эфемерными блестками, которые, подобно искрам алмаза, не светят и не греют». После обильного ужина публике были предложены красивейшие куртизанки, тонкие подделки под «невинных робких дев». Куртизанки Акилина и Евфрасия в беседе с Рафаэлем и Эмилем утверждают, что лучше умереть молодыми, чем быть брошенными, когда их красота померкнет.

    II. Женщина без сердца

    Рафаэль рассказывает Эмилю о причинах своих душевных мук и страданий. С детства отец Рафаэля подчинил сына суровой дисциплине. До двадцати одного года тот находился под твердой рукой родителя, молодой человек был наивен и жаждал любви.

Однажды на балу он решил сыграть на отцовские деньги и выиграл внушительную для него сумму денег, однако, стыдясь своего поступка, скрыл этот факт. Вскоре отец стал давать ему денег на содержание и делиться своими планами.

Отец Рафаэля десять лет боролся с прусскими и баварскими дипломатами, добиваясь признания прав на заграничные земельные владения. От этого процесса, к которому активно подключился Рафаэль, зависело его будущее.

Когда был обнародован декрет о потере прав, Рафаэль продал земли, оставив только остров, не имеющий ценности, где находилась могила его матери. Началась долгая расплата с кредиторами, которая свела в могилу отца.

Молодой человек принял решение растянуть оставшиеся средства на три года, и поселился в дешевой гостинице, занимаясь научным трудом — «Теорией Воли». Он жил впроголодь, но работа мысли, занятия, казались ему прекраснейшим делом жизни.

Хозяйка гостиницы г-жа Годэн, по-матерински заботилась о Рафаэле, а ее дочь Полина оказывала ему множество услуг, отвергнуть которые он не мог. Спустя время он стал давать уроки Полине, девушка оказалась чрезвычайно способной и сообразительной. Уйдя с головой в науку, Рафаэль продолжал мечтать о прекрасной даме, роскошной, знатной и богатой. В Полине он видел воплощение всех своих желаний, но ей недоставало салонного лоска. «…женщина, — будь она привлекательна, как прекрасная Елена, эта Галатея Гомера, — не может покорить мое сердце, если она хоть чуть-чуть замарашка».

    Однажды зимой Растиньяк ввел его в дом, «где бывал весь Париж» и познакомил с очаровательной графиней Феодорой, обладательницей восьмидесяти тысяч ливров дохода. Графиня была дамой лет двадцати двух, пользовалась безупречной репутацией, имела за плечами брак, но не имела любовника, самые предприимчивые волокиты Парижа терпели фиаско в борьбе за право обладать ей.

Рафаэль влюбился без памяти в Феодору, она была воплощением тех грез, которые заставляли трепетать его сердце. Расставаясь с ним, она попросила его бывать у нее. Вернувшись домой и ощутив контраст обстановки Рафаэль проклял свою «честную добропорядочную бедность» и решил соблазнить Феодору, которая была последним лотерейным билетом, от которого зависела его участь.

На какие только жертвы не шел бедный обольститель: ему невероятным образом удавалось добираться до ее дома пешком под дождем и сохранять презентабельный вид; на последние деньги он довозил ее до дома, когда они возвращались из театра.

Чтобы обеспечить себе достойный гардероб ему пришлось заключить договор на написание ложных мемуаров, которые должны были выйти под именем другого человека. Однажды она прислала ему записку с посыльным и просила прийти. Явившись по ее зову, Рафаэль узнал о том, что она нуждается в протекции его влиятельного родственника-герцога де Наваррена.

Влюбленный безумец был только средством к реализации таинственного дела, о котором он так и не узнал. Рафаэля терзала мысль о том, что причиной одиночества графини может быть физический недостаток. Чтобы развеять свои сомнения, он решил спрятаться в ее спальне. Покинув гостей, Феодора вошла в свои апартаменты и словно сняла привычную маску учтивости и приветливости.

Рафаэль не обнаружил в ней никаких недостатков, и успокоился; засыпая, она произнесла: «Боже мой!». Восхищенный Рафаэль строил массу догадок предполагая, что мог означать подобный возглас: «Ее восклицание, то ли ничего не значащее, то ли глубокое, то ли случайное, то ли знаменательное, могло выражать и счастье, и горе, и телесную боль, и озабоченность».

Как оказалось позднее, она всего лишь вспомнила о том, что забыла сказать своему маклеру, чтобы он обменял пятипроцентную ренту на трехпроцентную. Когда Рафаэль раскрыл перед ней свою бедность и всепоглощающую к ней страсть, она ответила, что не будет принадлежать никому и согласилась бы выйти замуж только за герцога. Рафаэль навсегда оставил графиню и перебрался к Растиньяку.

Растиньяк, сыграв в игорном доме на их совместные деньги, выиграл двадцать семь тысяч франков. С этого дня друзья пустились в разгул. Когда средства были растрачены, Валантен, решил что он «социальный нуль» и принял решение уйти из жизни. Повествование возвращается к тому моменту, когда Рафаэль находится в особняке Тайфера.

Он достает из кармана кусок шагреневой кожи и изъявляет желание стать обладателем двухсот тысяч ежегодного дохода. Наутро нотариус Кардо сообщает публике, что Рафаэль стал полноправным наследником майора О'Флаэрти, скончавшегося накануне. Новоиспеченный богатей взглянул на шагрень и заметил, что она уменьшилась в размере.

Его обдало призрачным холодком смерти, теперь «он мог все — и не хотел уже ничего». III. Агония В один декабрьский день, в шикарный особняк маркиза де Валантена пришел старик, под чьим руководством когда-то учился Рафаэль-господин Поррике. Старый преданный слуга Ионафан, рассказывает учителю, что его хозяин ведет затворническую жизнь и подавляет в себе все желания.

Почтенный старец пришел просить у маркиза, чтобы тот похлопотал у министра о восстановлении его, Поррике, инспектором в провинциальном колледже. Рафаэль, утомленный долгими излияниями старика, случайно вымолвил, что от души желает, чтобы ему удалось достигнуть восстановления в должности.

Осознав сказанное, маркиз пришел в ярость, когда он посмотрел на шагрень, она заметно уменьшилась. В театре он как-то встретил сухонького старика с молодыми глазами, тогда как в его взгляде нынче читались лишь отголоски отживших страстей. Старик вел под руку знакомую Рафаэля — танцовщицу Евфрасию.

На вопросительный взгляд маркиза старик ответил, что теперь он счастлив как юноша, и что он неверно понимал бытие: «Вся жизнь — в едином часе любви». Разглядывая публику, Рафаэль остановил взор на Феодоре, которая сидела с очередным поклонником, все такая же красивая и холодная.

На соседнем кресле с Рафаэлем сидела прекрасная незнакомка, приковывающая восхищенные взгляды всех присутствующих мужчин. Это была Полина. Ее отец, в свое время командовавший эскадроном конных гренадеров императорской гвардии, был взят в плен казаками; по слухам ему удалось бежать и добраться до Индии. Вернувшись, он сделал дочь наследницей миллионного состояния.

Они договорились встретиться в гостинице «Сен-Кантен», их прежнем жилище, хранившем воспоминания их бедности, Полина хотела передать бумаги, которые, переезжая, завещал ей Рафаэль. Очутившись дома, Рафаэль с тоской взглянул на талисман и загадал, чтобы Полина любила его. Наутро его переполняла радость — талисман не уменьшился, значит, договор нарушен.

Встретившись молодые люди поняли, что всем сердцем любят друг друга и ничто не препятствует их счастью. Когда Рафаэль в очередной раз взглянул на шагрень, он заметил, что она вновь уменьшилась, и в порыве гнева выбросил ее в колодец. Что будет, то будет, — решил измученный Рафаэль и зажил душа в душу с Полиной.

В один февральский день садовник принес маркизу странную находку, «размеры которой не превышали теперь шести квадратных дюймов». Отныне Рафаэль решил искать средства спасения у ученых, чтобы растянуть шагрень и продлить свою жизнь. Первым к кому он отправился, был господин Лавриль, «жрец зоологии».

На вопрос о том, как остановить сужение кожи, Лавриль ответил: «Наука обширна, а жизнь человеческая очень коротка. Поэтому мы не претендуем на то, чтобы познать все явления природы». Вторым, к кому обратился маркиз, стал профессор механики Планшет. Попытка остановить сужение шагрени путем воздействия на нее гидравлического пресса не увенчалась успехом.

Шагрень осталась цела и невредима. Пораженный немец ударил кожу кузнечным молотом, но на ней не осталось и следа повреждений. Подмастерье бросил кожу в каменноугольную топку, но даже из нее шагрень вынули совершенно невредимую. Химик Жафе, сломал бритву пытаясь надрезать кожу, пробовал рассечь ее электрическим током, подверг действию вольтова столба — все безрезультатно.

Теперь Валантен уже ни во что не верил, стал искать повреждения своего организма и созвал врачей. Уже давно он стал замечать признаки чахотки, теперь это стало очевидно и ему и Полине. Врачи пришли к следующему заключению: «чтобы разбить окно, нужен был удар, а кто же его нанес?» Они приписали пиявок, диету и перемену климата. Рафаэль в ответ на эти рекомендации саркастически улыбнулся. Месяц спустя он отправился на воды в Экс. Здесь он столкнулся с грубой холодностью и пренебрежением окружающих. Его избегали и почти в лицо заявляли, что «раз человек так болен, он не должен ездить на воды». Столкновение с жестокостью светского обращения привело к дуэли с одним из отважных храбрецов. Рафаэль убил своего противника, и кожа вновь сузилась. Покинув воды он поселился в сельской хижине Мон-Дора. Люди, у которых он жил, глубоко сочувствовали ему, а жалость — «чувство которое всего труднее выносить от других людей».

Вскоре за ним приехал Ионафан и увез своего хозяина домой. Переданные ему письма Полины, в которых она изливала свою любовь к нему, он бросил в камин. Изготовленный Бьяншоном раствор опия погрузил Рафаэля в искусственный сон на несколько дней. Старик слуга решил последовать совету Бьяншона и развлечь хозяина.

Он созвал полный дом друзей, намечалось пышное пиршество, но увидевший это зрелище Валантен пришел в неистовый гнев. Выпив порцию снотворного, он вновь погрузился в сон.

Разбудила его Полина, он стал упрашивать ее покинуть его, показал клочок кожи ставший размером с «лист барвинка», она стала рассматривать талисман, а он, видя, как она прекрасна, не смог совладать с собой. «Полина, иди сюда! Полина!» — выкрикнул он, и талисман в ее руке стал сжиматься.

Полина решила растерзать себе грудь, удавить себя шалью, чтобы умереть. Она решила, что если убьет себя, он будет жив. Рафаэль же видя все это, опьянел от страсти, бросился к ней и тут же умер. Эпилог Что же стало с Полиной? На пароходе «Город Анжер» молодой человек и красивая женщина любовались фигурой в тумане над Луарой.

«Легкое это создание то ундиной, то сильфидой парило в воздухе, — так слово, которого тщетно ищешь, витает где-то в памяти, но его нельзя поймать […] Можно было подумать, что это призрак Дамы, изображенной Антуаном де ла Саль, хочет защитить свою страну от вторжения современности».

Источник: https://libaid.ru/katalog/b/balzak-onore-de/2945-kratkoe-soderzhanie-shagrenevaya-kozha-balzak-o

«Шагреневая кожа» краткое содержание по главам

 «Шагреневая кожа» — роман Оноре де Бальзака. Посвящён проблеме столкновения неискушённого человека с кишащим пороками обществом.

Талисман

Молодой человек, Рафаэль де Валентен, беден. Образование мало что дало ему, он не в состоянии обеспечить себя.

Он хочет покончить с собой, и, дожидаясь удобного момента (он решает умереть ночью, бросившись с моста в Сену), заходит в лавку древностей, где старик-хозяин показывает ему удивительный талисман — шагреневую кожу. На изнанке талисмана выдавлены знаки на «санскрите»; перевод гласит:

Обладая мною, ты будешь обладать всем, но жизнь твоя будет принадлежать мне. Так угодно Богу. Желай — и желания твои будут исполнены. Однако, соразмеряй свои желания со своею жизнью. Она — здесь. При каждом желании я буду убывать, словно дни твои. Хочешь владеть мною? Бери. Бог тебя услышит. Да будет так!

Таким образом, любое желание Рафаэля исполнится, но за это будет сокращаться и время его жизни. Рафаэль заключил договор со стариком-антикваром (мотив сделки с дьяволом, связь с «Фаустом» Гёте), который всю свою жизнь сберегал силы, лишая себя желаний и страстей и пожелал ему влюбиться в молодую танцовщицу.

Герой загадывает устроить вакханалию (кожа сжимается до таких размеров, что можно, сложив, положить её в карман).

Он выходит из лавки и встречает друзей. Его друг, журналист Эмиль, призывает Рафаэля возглавить одну богатую газету и сообщает, что тот приглашён на празднество по поводу её учреждения.

Рафаэль видит в этом лишь совпадение, но не чудо. Пиршество действительно соответствует всем его желаниям. Он признаётся Эмилю, что несколько часов назад был готов броситься в Сену.

Читайте также:  Краткое содержание волшебная лампа аладдина сказка за 2 минуты пересказ сюжета

Эмиль расспрашивает Рафаэля о том, что же заставило его решиться на самоубийство.

Женщина без сердца

Рафаэль рассказывает историю своей жизни.

Герой воспитывался в строгости. Его отец был дворянин с юга Франции. В конце правления Людовика XVI приехал в Париж, где быстро сделал состояние. Революция его разорила. Однако, во время Империи он снова добился славы и богатства, благодаря приданому жены.

Падение Наполеона стало для него трагедией, ведь он скупал земли на границе империи, отошедшие теперь к другим странам. Долгий судебный процесс, в который он втянул и сына — будущего доктора права — закончился в 1825 году, когда господин де Вилель «откопал» императорский декрет о потере прав. Через десять месяцев отец умер.

Рафаэль продал всё имущество и остался с суммой в 1120 франков.

Он решает жить тихой жизнью в мансарде нищенской гостиницы в отдалённом квартале Парижа. У хозяйки гостиницы, госпожи Годен, в Индии пропал без вести муж-барон.

Она верит, что когда-нибудь тот вернётся, сказочно богатый. Полина — её дочь — влюбляется в Рафаэля, но он об этом не догадывается.

Он полностью посвящает свою жизнь работе над двумя вещами: комедией и научным трактатом «Теория воли».

Однажды он встречает на улице молодого Растиньяка. Тот предлагает ему способ быстро обогатиться посредством женитьбы. В свете есть одна женщина — Феодора — сказочно красивая и богатая. Но она никого не любит и даже слышать о замужестве не желает.

Рафаэль влюбляется, начинает тратить все деньги на ухаживания. Феодора же не подозревает о его бедности. Растиньяк знакомит Рафаэля с Фино — человеком, который предлагает написать подложные мемуары своей бабушки, предлагая большие деньги. Рафаэль соглашается.

Он начинает вести разбитную жизнь: выезжает из гостиницы, снимает и обставляет дом; каждый день он в обществе… но он всё ещё любит Феодору.

По уши в долгах, он идёт в игорный дом, где когда-то посчастливилось Растиньяку выиграть 27000 франков, проигрывает последний наполеондор и хочет утопиться.

На этом история завершается.

Рафаэль вспоминает о шагреневой коже, лежащей в кармане. В шутку, чтобы доказать Эмилю свое могущество, он просит двести тысяч франков дохода. Попутно они снимают мерку — кладут кожу на салфетку, и Эмиль обводит края талисмана чернилами. Все засыпают.

Наутро приходит юрист Кардо и объявляет, что у Рафаэля умер в Калькутте богатый дядя, у которого не было других наследников. Рафаэль вскакивает, сверяет кожу с салфеткой. Кожа сжалась! Он в ужасе. Эмиль заявляет, что Рафаэль может исполнить любое желание. Все полусерьёзно, полушутя делают заявки.

Рафаэль никого не слушает. Он богат, но в то же время почти мёртв. Талисман действует!

Агония

Начало декабря. Рафаэль живёт в роскошном доме. Всё устроено так, чтобы не произносить слов желаю, хочу и т. п. На стене перед ним всегда висит шагрень в рамке, обведённая чернилами.

К Рафаэлю — влиятельному человеку — приходит бывший учитель, господин Поррике. Он просит выхлопотать для него место инспектора в провинциальном колледже. Рафаэль случайно в беседе произносит: «Я от души желаю…». Кожа сжимается, он с яростью кричит на Порике; жизнь его висит на волоске.

Рафаэль едет в театр и там встречает Полину. Она богата — её отец вернулся, причём с большим состоянием. Они видятся в бывшей гостинице госпожи Годен, в той самой старой мансарде. Рафаэль влюблён. Полина признаётся, что всегда его любила. Они решают пожениться. Приехав домой, Рафаэль находит способ расправиться с шагренью: он бросает кожу в колодец.

Конец февраля. Рафаэль и Полина живут вместе. Однажды утром приходит садовник, выловивший в колодце шагрень. Она стала совсем маленькой. Рафаэль в отчаянии.

Он едет к учёным мужам, но всё бесполезно: натуралист Лавриль читает ему целую лекцию о происхождении ослиной кожи, но растянуть её никак не может; механик Планшет кладёт её в гидравлический пресс, который ломается; химик барон Жафе не может расщепить её никакими веществами.

Полина замечает у Рафаэля признаки чахотки. Он зовёт Ораса Бьяншона — своего друга, молодого врача — тот созывает консилиум. Каждый доктор высказывает свою научную теорию, все они единодушно советуют поехать на воды, ставить на живот пиявок и дышать свежим воздухом. Однако они не могут определить причину его болезни.

Рафаэль уезжает в Экс, где с ним плохо обращаются. Его избегают и почти в лицо заявляют, что «раз человек так болен, он не должен ездить на воды». Столкновение с жестокостью светского обращения привело к дуэли с одним из отважных храбрецов. Рафаэль убил своего противника, и кожа вновь сжалась.

Убедившись, что он умирает, он возвращается в Париж, где продолжает скрываться от Полины, вводя себя в состояние искусственного сна, чтобы подольше протянуть, но она его находит. При виде её он загорается желанием, бросается на неё. Девушка в ужасе убегает, и Рафаэль находит Полину полураздетую — она расцарапала себе грудь и пыталась задушиться шалью.

Девушка думала, что если умрет, то оставит жизнь возлюбленному. Жизнь главного героя обрывается.

Эпилог

В эпилоге Бальзак даёт понять, что не желает описывать дальнейший земной путь Полины.

В символическом описании он называет её то цветком, расцветшим в пламени, то ангелом, приходящим во сне, то призраком Дамы, изображённом Антуаном де ла Саль.

Призрак этот как бы желает защитить свою страну от вторжения современности. Говоря о Феодоре, Бальзак отмечает, что она — повсюду, так как олицетворяет собой светское общество.

Источник: https://ktoikak.com/shagrenevaya-kozha-kratkoe-soderzhanie-po-glavam/

"Шагреневая кожа": анализ романа и главного героя

Тема всепоглощающей страсти, владеющей человеком, — тема, конечно, прямо унаследованная от романтиков — с самого начала волновала Бальзака — уже как проблема чисто психологическая, вне социального плана. Свидетельством того, сколь важной была эта тема для Бальзака, является его крупное произведение, опубликованное в 1831 г., — роман «Шагреневая кожа».

Бальзак развертывает перед нами в этом романе пеструю картину современного ему французского общества. Начало событий романа четко датировано — конец октября 1829 г.

Картина эта дана в резких, контрастных противопоставлениях — из игорного дома действие переносится в светские гостиные; главный герой — молодой талантливый человек — Рафаэль де Валантен — противопоставлен толпе продажных литераторов и продажных женщин; резко контрастны главные женские образы романа — холодная, тщеславная светская львица Теодора и скромная, любящая труженица Полина. Современное общество изображено Бальзаком как игралище разнузданных низких страстей, будь то страсть к наживе или пороку. Бальзак намеренно сгущает эти краски, доводя их до мрачного гротеска, как, например, в изображении игорного дома или оргии с участием куртизанок.

Было бы слишком односторонним рассматривать этот роман только как еще одну бальзаковскую притчу о губительной власти денег, золота. Проблематика романа значительно шире, он явно носит философско-символический характер, и социальные картины здесь существуют лишь как необходимый фон, но не как главная цель.

Бальзак не случайно выделил этот роман в жанровом отношении, отнеся его к циклу жанра «Философские этюды», и он организовал действие произведения вокруг необыкновенного, явно мистического события.

В основе сюжета — история шагреневой кожи (кожи особой, необыкновенной породы диких ослов, обитающих в Персии, — онагров). Надпись на коже гласит: «Желай — желания твои будут исполнены. Но соразмеряй свои желания со своей жизнью. Она здесь. При каждом желании я буду убывать, как твои дни. Желаешь ли ты меня? Бери!»

Рафаэль берет этот роковой талисман, движимый первым и таким естественным желанием выбиться из бедности, из безвестности.

Но он с самого начала совершает психологическую ошибку, истолковывая понятие «желание» в очень специфическом смысле, — в данный момент ему кажется, что под категорию «желание» подходит лишь желание чуда, чего-то сверхъестественного, необычного, грубо говоря, как в сказке о золотой рыбке.

Но, став сразу богатым и знаменитым, он вдруг обнаруживает, что эффект шагреневой кожи распространяется не только на такие вот «крупные» желания, но и на самые элементарные, привычные движения человеческой души.

Оказывается, достаточно ему проговориться о какой-то мелочи, пожелать чего-то совершенно обыденного, какую-то мелочь, как это тысячу раз бывает в повседневной жизни, механизм рокового договора тут же срабатывает — желание исполняется, но и кожа тут же уменьшается в размерах, жизнь укорачивается.

Оказывается, шагреневая кожа подразумевает желание в буквальном смысле, любое, самое мелкое, самое непроизвольное желание.

Рафаэль обнаруживает себя в дьявольской ловушке: он — как еще в одном, тоже фольклорном, сюжете — не может даже выбраниться и послать что-то к черту, чтобы тут же это желание не исполнилось и жизнь его тут же не укорачивалась.

И тогда он, объятый паникой, пытается отгородиться от внешнего мира, задавить в себе всякие желания, исключить само понятие желания из своей психологии. Но это означает уже — умереть заживо, умереть еще до наступления смерти физической!

Совершенно очевидно, что Бальзак здесь вовсе не разлагающую силу денег имеет в виду. Весь механизм взаимодействия шагреневой кожи и судьбы Рафаэля основан на совершенно ином — на чисто психологическом характере слова «желание».

Другими словами, Бальзак исследует здесь механизм действия человеческих желаний и страстей вообще. Шагреневая кожа — зловещий символ того, что всякое желание, всякая страсть покупается сокращением жизненного срока, убыванием жизненной энергии в человеке.

За любое желание человек платит частичкой своей жизни. И антиквар, одаряющий Рафаэля этим сомнительным талисманом, с самого начала не скрывает его основного смысла. «Человек, — говорит он, — ослабляется благодаря двум инстинктивным действиям, которые истощают и иссушают источники нашей жизни.

Два глагола выражают все формы, принимаемые этими двумя причинами смерти: хотеть и мочь. Хотеть — сжигает нас, мочь — уничтожает».

Но Рафаэль, повторяю, далек от того, чтобы осознать смысл этого обобщения, прислушаться к словам антиквара. И лишь на собственном опыте он потом убеждается в ужасной буквальности этих слов.

Так шагреневая кожа становится знаком глубочайшего психологического противоречия: желания и страсти дают нам видимое удовлетворение, оно лишь временно, преходяще и в сущности иллюзорно; те же желания и страсти укорачивают нашу жизнь. Оборотная сторона осуществленного желания — очередной шаг на пути к смерти. За пресыщением неизбежно следует пустота.

Это, конечно, психология усталого человека, измученного стремлениями и выдохшегося в погоне за их осуществлениями, — человека, разочарованного в жизни, человека, пресыщенного и опустошенного вечной борьбой за существование.

За образом Рафаэля скрывается и жизненный опыт молодого Бальзака, на собственной судьбе уже познавшего испепеляющее действие страстей и желаний, погони за счастьем, бесконечных попыток подняться выше предела, положенного тебе судьбой и тебя не удовлетворяющего. Но здесь символически обобщается не только личная писательская судьба.

Бальзаковское обобщение шире — он суммирует духовный опыт целого поколения — поколения романтических гениев и мечтателей, вдруг обнаруживших в душе своей и вокруг себя холодную зону пустоты.

Здесь обобщается целый этап развития романтической психологии, начало которому положили ранний Байрон, Шатобриан и который потом завершили Мюссе во Франции, Бюхнер в Германии, Лермонтов в России. Разочарование в романтических идеалах породило реакцию пресыщенности, усталости, пустоты.

Романтические гении все больше обнаруживали, что их горение происходит в безвоздушной среде, что их энергия не находит применения и приложения вовне.

Тогда и появились образы «лишних людей» — русская литература дала особенно много формул этого состояния, прежде всего в поэзии Лермонтова: «бесплодный жар души», «жар души, растраченной в пустыне», «Желанья? Что пользы напрасно и вечно желать?» и т. д.

Естественно, объективно судьба таких лишних людей зависит от внешних обстоятельств.

Но намерения поэтов, изображающих таких «лишних людей», не исчерпывались только «критикой действительности'', которая давила героев; не менее важную роль для них играло и общефилософское истолкование трагедии поколения — именно как поколения людей, которые возжелали слишком многого и потому пали жертвой собственных желаний — не в смысле каких-то предосудительных, порочных страстей, а, напротив, даже страстей возвышенных, но именно слишком возвышенных и слишком сильных. В разных аспектах эту проблему исследовали Клейст, Гельдерлин, Байрон.

И вот Бальзак в “Шагреневой коже» пытается дать как бы философски-психологическую форму этой зависимости между исходной точкой — страстью — и конечной точкой — пустой пресыщенностью и смертью.

Итак, главная исходная идея романа «Шагреневая кожа» — это анализ определенного этапа развития романтической психологии. Но теперь вот самое время возвратиться и к другой стороне вопроса — к проблеме внешней среды, окружающих обстоятельств, в которых развивается эта психология.

Теперь мы можем точнее понять и функцию социально-критических элементов романа. Уже сам герой Бальзака связан очень многими и прочными нитями со средой, он не просто сгорает в огне собственных желаний — его судьба, его характер находится в постоянном взаимодействии с обществом.

А общество, как, например, показывает Бальзак в образе графини Теодоры, по самой сути своей враждебно личности. И особенно ярко эта враждебность обнаруживается тогда, когда человек страдает.

Общество боится человеческих страданий, оно сторонится таких людей, оно выталкивает человека из своего организма, как чужеродное тело, и, напротив, преуспевающих окружает заботой и лаской.

Так в романтически-абстрактную философскую идею романа включаются вполне реалистические, конкретные моменты.

Источник: Карельский А.В. Метаморфозы Орфея. Вып. 1: Французская лит-ра 19 в. / М.: Российский гос. гуманит. ун-т, 1998

Источник: https://classlit.ru/publ/zarubezhnaja_literatura/balzak/shagrenevaja_kozha_analiz_romana_i_glavnogo_geroja/98-1-0-586

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector