Краткое содержание шенграбенское сражение в романе война и мир толстого за 2 минуты пересказ сюжета

В классическом тексте Толстого Льва Николаевича немало страниц занимает описание военных баталий. И часть из них посвящена Шенграбенскому сражению. Благодаря классику сражение под Шенграбеном получило широкую известность.

Лев Николаевич обращается к сценам войны, чтобы показать героев и их подвиги, чтобы познать диалектику человеческой души.

Если обратиться к тексту романа, то нетрудно заметить, что под Шенграбеном сошлись армии, очень неравные по силам.  Французская армия составляла примерно сто тысяч воинов, русская же, в свою очередь, только тридцать пять.

Австрийская армия выступила раньше, чем русская, но, увидев превосходство врага, отступила.

Кутузов со своим малочисленным войском принял решение отступать. Его тактика заключалась в следующем: опередить французскую армию в местечке Цнайм.

Для осуществления этой идеи полководец отправляет Багратиона с четырьмя тысячами голодных и уставших солдат, чтобы последний задержал французов. Кутузову повезло, что в ход военных действий вмешался Его величество Случай.

Француз Мюарт увидел Багратиона с войском и предположил, что это вся русская армия. Поэтому он заключил трехдневное перемирие. Кутузов же воспользовался этой передышкой и опередил французскую армию.

Промах русских в том, что по каким-то обстоятельствам батарея Тушина была забыта под Шенграбеном. В этом случае Тушин принял на себя опасное решение. Он с солдатами зажег Шенграбен, и это стало отвлекающим маневром для французской армии.

Когда сражение было завершено, то Багратион «начал разбор полетов». Он был недоволен поступком Тушина и даже сделал ему строгий выговор. Тушин не сказал ни одного слова оправдания, принял выговор как должное.

Свидетелем этой сцены стал князь Андрей Болконский. Он – единственный, кто заступился за Тушина, кто толково разъяснил Багратиону, что если бы не Тушин со своей батареей, то, возможно, русская армия потерпела бы поражение в этом сражении.

Описывая сражение под Шенграбеном, Лев Николаевич раскрывает психологизм своих персонажей. Например, князь Андрей понимает, что война и описание военных действий – это совершенно разные вещи.

Используя военные события Толстой, старается показать читателю истинных и ложных патриотов. Так и в сражении под Шенграбеном он рисует истинных героев и тех, кто выслуживается ради почестей и регалий.

Например, Тушин – это истинно русский человек, преданный своему Отечеству. Противопоставлены ему Жерков и Долохов, потому что эти люди не полностью отдают себя ходу событий. Они, в первую очередь, преследуют личные цели.

Даже просят, чтобы командир запомнил их и ими совершенные действия.

Подводя итог, можно сказать, что сражение под Шенграбеном нужно Толстому, чтобы показать, как в душе Андрея Болконского наметился путь к совершенствованию. Он рисует истинные чувства тех, кто принимал участие в баталии.

Для Льва Николаевича важно, чтобы читатель воспринял каждого его персонажа таким, какой он есть, без прикрас.

Сочинение Шенграбенское сражение в романе Толстого Война и мир рассуждение

Шенграбенское сражение в романе-эпопее Льва Николаевича Толстого помогает понять лучше характер персонажей. Толстой красочно описал это историческое событие и смог показать весь героизм поступка русского народа. Французы выигрывали численностью своей армии. Однако батарея Тушина спасла русскую армию от поражения в этой битве.

В этом сражении проявляются все духовные качества героев романа. Для Андрея Болконского Шенграбенское сражение послужило начальной точкой нравственного становления его души. Он очень удивился тому, что на войне всё зависит от случая и смелости солдат.

Но одной лишь смелости на поле боя мало, важна ещё и любовь к Отечеству. Его поразил самоотверженный поступок Тушина. Он, забыв о себе, о возможном выговоре за свой поступок, поджёг деревню. Это помогло русским войскам отступить, спастись от возможного поражения. После в ответ на поджёг французы начали атаку на его батарею.

Без прикрытия батарея отважно продолжала отбиваться от неприятеля.

Такие люди как Тушин не думают о возможных наградах, которые может принести им тот или иной поступок. Это проявление человечности, нравственности и истинного патриотизма. Героизму Тушина противопоставлен командующий отрядом Жерков, который из-за своей мелочности и слабости характера не помог товарищу.

Противоположностью истинного патриотизма является ложный. Лев Николаевич Толстой показал своим читателям это на примере одного из персонажей произведения Долохова. Бесспорно, он отважно сражался, но делал он это не из-за любви к Родине. На первом месте в его службе всегда стояли почести, награды, жалование и слава.

В Шенграбенском сражении им управляла корысть и эгоизм.

Главной идеей не только в сражении, но и во всем романе считается «Мир». Согласие и гармония среди государств, и среди людей. Война идёт не только межу Россией и Францией, но и межу героями произведения. Эту войну ведут люди без определённых моральных устоев, интриганы и эгоисты. Но добро, как известно, всегда побеждает зло.

Это прекрасно понимал Кутузов, поэтому он в первую очередь заботился о своей армии. Но отдавал себя всецело службе и России. Только чистая и светлая любовь к своей Родине и роте позволила командиру Тимохину забыть о страхе и воодушевить на бой всех своих солдат.

Именно из таких мелких по чину людей, но добрых сердцем и нравственно чистых складываются победы страны.

Краткое содержание Шенграбенское сражение в романе Война и мир Толстого за 2 минуты пересказ сюжета Шенграбенское сражение в романе Война и мир

Сейчас читают:

  • Сочинение по картине Шишкина «Парк в Павловске» 7 класс
    Шишкин Иван Иванович – один из знаменитейших художников пишущих природу. Он написал немало работ, являющиеся шедеврами искусства, среди них есть картина «Парк в Павловске», написал он её в 1889 году.
  • Сочинение Петрозаводск — мой город
    Я родилась в Петрозаводске. Давно. Целых пятнадцать лет назад. И все эти годы я обожаю мой родной город. Иногда мне даже кажется, что и он тоже обожает меня. Потому, что весной он дарит мне радужные улыбки первых распускающихся
  • Сочинение по картине Серова Девочка с персиками 3, 6, 8 класс
    Свою знаменитую картину «Девочка с персиками», которая сегодня находится в Третьяковской галерее, молодой двадцатидвухлетний художник Валентин Серов написал в 1887 году в усадьбе Абрамцево,
  • Сочинение по картине Шишкина Среди долины ровныя 4 класс описание картины
    Шишкин Иван Иванович потрясающе изображал красоту русской природы. В 1883 году, в результате творческого порыва, была создана картина «Среди долины ровныя…». Творчество для писателя было всем и в том числе утешеньем в тяжелые периоды жизни,
  • Сочинение на тему Хоровод муз (Творчество А.Блока)
    Александр Блок входит в число выдающихся русских поэтов. Жизнь поэта была насыщенной, каждый бы мог ему в чем-то позавидовать. Ушел из жизни Блок очень рано в 41 год, но столь короткое время жизни было наполнено многими событиями, многие люди и за 80 лет
  • Тема любви в романе Война и мир сочинение
    Тема любви в романе «Война и мир» Льва Николаевича Толстого играет одну из самых ключевых ролей. Эта тема раскрыта как в части войны, так и в части мира. Прекрасное чувство в этом романе испытывают практически все герои. Все они проходят

Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/shengrabenskoe-srazhenie-v-romane-vojna-i-mir

Анализ Шенграбенского сражения в романе Война и мир

Мало что осталось по-настоящему известным из того, что касается Шенграбенского сражения. Оно стало известно благодаря Льву Николаевичу, который раскрыл его подробности в своей эпопее. Благодаря его записям о нем, читатель узнает о подвигах и других поступках тех людей, которые воевали за свою Родину.

Армия французов превышала числом русскую почти в три раза, имея в подчинении сто тысяч бравых воинов.

Армия русских солдат со своим предводителем Кутузовым выиграла малую победу под городом Кремс, и далее планировала направляться в другой соседний город для своего спасения.

Армия австрийский войск решила начать атаку, так как дождаться подмоги со стороны русских уже не могла, однако, увидев численное превосходство врага, решила отступить. Предводитель российских войск также решает капитулировать для того, чтобы спастись.

Стоит отметить героизм и подвиг Тушина, который он вместе со своей ротой совершил. Батарея Тушина решает взять на себя немыслимую опасность. Когда они оказались в центре военных событий, враг был отвлечен ими в тот момент. Однако после того, как они отступили, их поступок не был понят Багратионом, так как они оставили орудия на поле боя вместо того, чтобы сразу уйти.

Однако он виноват не был, ведь он рассчитывал на Жерковский отряд, который отказался его прикрывать.

Однако восстановить справедливость помог никто иной, как Андрей Болконский, который собственными глазами видел, как Тушин сражался, защищая свои орудия.

Он преподнес это таким образом, что русская армия спаслась лишь благодаря героизму Тушина. Конечно, после этого Тушин поблагодарил Болконского за такую помощь.

В описании Шенграбенской битвы Лев Николаевич рисует портреты и образы многих персонажей. Например, Андрей Болконский, который ранее считал войну продуманным действом, ужасается тому, как непредсказуемо разворачивается ход событий в реальности.

Также для Болконского становится шокирующим откровением смелый поступок простого человека – Тушина, и он смущается тому, как подло и трусливо поступает Жерков, который подвел своих товарищей, подставив их под смертельный огонь врага.

Таким образом, автор показывает то, каким должен быть настоящей патриот своей страны, а каким он не хочет видеть человека, который сражается за свою страну, так как один не жалея себя, думает лишь о Родине, а второй эгоистично решает судьбы других людей.

Также писатель раскрывает образ несоответствия чина и человека, который его по-настоящему должен и достоен занимать. Например, Тушин, будучи «маленьким» человеком по чину, совершает подвиг, который помог спастись сотням товарищей. А такие люди, как Жерков, который занимает хороший чин, думает лишь о себе, и имеет ложную любовь к своей стране.

`

Популярные сочинения

  • Сочинения по картинам Поленова
    Василий Дмитриевич Поленов (1844-1927) ‒ известный русский художник. Поленов родился в Санкт-Петербурге, в семье дворян-интеллигентов, благодаря чему получил разностороннее образование.
  • Сочинение-описание по картине Первые зрители Сыромятниковой (6 класс)
    «Первые зрители» — одна из самых значимых и известных работ Е.В. Сыромятниковой. Что же, собственно, представляет собой это полотно? Пред нашими глазами предстает залитая солнечным светом, комната.
  • Конструктор Лего сочинение 5 класс
    Моя любимая игра — это конструктор Лего — LEGO, потому, что эта игра развивает мое воображение. К тому же, эта не только для детей, многие взрослые, оставаясь в душе детьми все же, продолжают этим увлекаться

Источник: https://supersochinenie.ru/sochineniya/literatura/tolstoj/analiz-shengrabenskogo-srazheniya-v-romane-vojna-i-mir

Шенграбенское сражение в романе "Война и мир" | Инфошкола

Болконский, приезжая в отряд Багратиона, принимает участие в Шенграбенском сражении.

С началом битвы князь Андрей думает, в чем и как выразится его Тулон (С успешного взятия французского города Тулон, в котором начался мятеж роялистов против республики, началась блестящая карьера Наполеона, тогда еще молодого капитана, который разработал и осуществил план осады города. Название французского города Тулон стало обозначением начала пути к славе.)

Объезжая с Багратионом войска, он видит, что тот соглашается с решениями офицеров, командующих отрядами. Так, Багратион соглашается с капитаном Тушиным, командиром артиллерийской батареи, решившим зажечь деревню Шенграбен. Мнение свитских офицеров он во внимание не принимает.

Читайте также:  Краткое содержание портер корабль дураков за 2 минуты пересказ сюжета

Присутствие Багратиона укрепляет дух войска. Во время сражения Багратион сам идет в атаку. Даже французы затем вспоминают доблестное поведение русских.

В Шенграбенском сражении принимает участие гусарский эскадрон Василия
Денисова. Ростов вместе со всеми несется в атаку, ему весело. Сжимая эфес
сабли, он думает, что сейчас «рубанет», но под ним убивают коня.

Николай,
контуженный в руку, остается один. Он видит каких-то людей, думает, что
они ему помогут, но потом понимает, что это французы. Выстрелить во
француза Николай не может и просто бросает в него пистолет.

 

Ростов бежит, чувствуя себя зайцем, уходящим от собак. В лесу французы застигают врасплох русскую пехоту, солдаты бегут. Появляется рота Тимохина. Он бросается с одной шпажкой на французов. Они убегают.

Долохов убивает одного француза в упор и берет в плен офицера. Батарея
Тушина — всего четыре пушки — становится одним из самых жарких мест Шенграбенского
сражения.

Французы решили, что здесь сосредоточены основные силы русских. Они пытаются взять батарею, стреляют по ней. Тушин со своими солдатами работает слаженно и весело. С пушкой он разговаривает, как с живым существом, называя ее «Матвевной », «матушкой».

Один из штабных офицеров, присланный с приказом отступать, видит, что происходит на батарее, и бежит. Приезжает князь Андрей. Он говорит себе, что не может бояться, и помогает Тушину снять орудия и отвести их.

После сражения отряд Багратиона отступает. Ростову с контузией помогает
Тушин: он приказывает посадить его на орудие. Затем на совете у Багратиона
князь Андрей говорит, что  успехом дня все обязаны геройским действиям
батареи Тушина. Сам Тушин винит себя в том, что он жив, а два орудия
потеряны. 

Источник: https://info-shkola.ru/shengrabenskoe-srazhenie-v-romane-vojna-i-mir/

Шенграбенское сражение в романе «Война и мир»

Осенью 1805 года под австрийской деревней Шенграбен состоялась битва между отрядом Багратиона и действующей армией Наполеона.

Лев Толстой, описывая Шенграбенское сражение в романе «Война и мир», показывает разнообразие воинских характеров в сложных условиях боя. Кто-то погибает неизвестным героем, а кому-то совесть позволяет использовать войну в личных целях.

Утро перед Шенграбенским сражением

Когда Андрей Болконский въехал на батарею капитана Тушина, он оценил раскинувшеюся перед ним картину, как военный офицер. Вокруг деревни Шенграбен сновали французские отряды. Русский правый фланг располагался на склоне холма. Довольно высокое положение давало некое преимущество перед врагом, там стояла пехота и драгуны.

Батарея Тушина защищала отлогий склон по центру предполагаемой линии огня. Левый фланг русских тоже занимала пехота, не укрепленная пушками. Князь Андрей видел, что вытянувшаяся армия маршала Мюрата, представляет собой более длинную линию. Опыт войны позволял Болконскому предположить, что неприятелю будет легко окружить войска Багратиона.

Князь Андрей оглянулся назад, чтобы проанализировать варианты отступления. Перед ним раскинулся овраг с крутым спуском. Коннице будет сложно отступать, а об артиллерии нечего было и думать. Ему хотелось обдумать вероятный план сражения, но вдруг совсем рядом разорвался первый снаряд.

Героический образ Багратиона

Генерал понимал, что успех отступления всей русской армии зависит от того, сумеет ли его семитысячный отряд остановить на время 20 тысячное войско князя Мюрата. Его смуглое волевое лицо выражало спокойствие и невозмутимость. Князь Болконский пытался прочитать, что кроется за холодным взглядом славного командира.

Болконский докладывал спешно, пытаясь передать свои опасения и тревогу.

Багратион слушал сосредоточенно с полузакрытыми глазами, как будто уже все это знал, отвечал протяжно четко, с расстановкой произнося каждое слово. Торопиться, мол, некуда, ребята. Рядом разорвался снаряд.

Генерал повел себя так, будто произошло событие, не стоящее внимания, только поправил на боку саблю, подаренную некогда Суворовым.

Багратион под огнем противника объезжал русские позиции, чтобы свои присутствием успокоить и ободрить солдат. Он приказал батальонам, защищавшим батарею, перейти на правый фланг, там уже началось отступление, драгуны не выдерживали натиск французов. Слева в лесу слышалась частая ружейная трескотня.

Генерал понял, что контроль над сражением утерянный, но благодаря своей невозмутимости и спокойствию, ему удавалось сохранять самообладание солдат. Приказания уже не отдавались командованием, приходилось делать вид, что все происходящее вокруг является закономерным следствием продуманных действий.

Наступил решающий момент, офицеры не могли четко оценить ситуацию, сосчитать людей. Внизу активизировались французы, надо было отбить очередную атаку. Багратион лично возглавил солдат и бросился вместе со всеми в атаку с призывным «Ура»!

Трусливый поступок Жеркова

Правый фланг отряда Багратиона благополучно отходил через овраг, прикрываемый шестым егерским полком и батареей Тушина. Левому флангу грозила гибель от превосходящего числом врага. Багратион послал корнета Жеркова с приказом к командиру левого фланга отступать немедленно.

Бравый корнет, ранее отличающийся необузданным характером и хулиганскими выходками, резво погнал лошадь в сторону бойкой стрельбы. Едва отъехав от генерала, Жерков почувствовал непреодолимый страх гибели. Там, куда он направлялся, слышались взрывы снарядов и шквал ружейных выстрелов.

Корнет свернул лошадь в лесную чащу, делал вид, что ищет генерала в тех местах, в которых начальства и не могло быть в тот опасный момент.

Поэтому приказ Багратиона об отступлении передан не был, что имело губительные последствия для конницы и пехоты, составляющей левый фланг.

Пока генералы ссорились и принимали решение самостоятельно о наступлении и отступлении, французы их атаковали, отступать было поздно.

Потом два раза Жеркова посылали в батарею Тушина, но трусливый корнет ни разу не передал приказ об своевременном отступлении.

Подвиг батареи капитана Тушина

Тушин был маленького роста, худощавым и веселым человеком. В его обращении часто слышалось ласковое слово. Он командовал батареей из четырех орудий, которая составляла центр оборонительной линии русской армии. Когда начальство пыталось спасти ситуацию на правом крыле обороны, о пушках забыли.

Уже солнце двигалось к вечеру, когда услышали взрывы снарядов в Шенграбе, поняли, что солдаты храбро продолжают оборону. Багратион сразу отдал приказ отступать. Болконский поскакал на помощь. Батарею уже никто не защищал, единственный прикрывающий батальон отошел.

Вражеские генералы не поняли, что против них стоит четыре не укрепленные пушки. Так часто летели снаряды в сторону деревни, Шангребен полыхал огнем. Против батареи Тушина французы выстроили десять орудий. Стало жарко, семнадцать человек прислуги орудий погибло. Оставшиеся в живых артиллеристы продолжали воевать весело и оживленно.

Толстой с любовью рассказывает о подвиге солдат капитана Тушина, спасших сотни жизней товарищей.

Источник: https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1379-shengrabenskoe-srazhenie-v-romane-voyna-i-mir.html

Изображение сражений в романе «Война и мир»

В
романе «Война и мир» история предстает
в «лицах и судьбах»; философия истории
ощутима в изображении трех крупных
сражений: Шенграбенского, Аустерлицкого
(война 1805-07 годов) и Бородинского.

Шенграбенское сражение

Исторический
комментарий.
Шенграбен – деревня в Австрии.
Русская армия под главенством Кутузова
проделала многокилометровый переход
и была ослаблена, ее полки растянуты,
поэтому, чтобы выиграть время и усилить
армию.

Кутузов принял единственно
правильное решение: небольшой отряд
Багратиона должен был удерживать в
течение суток французов, пока армия
Кутузова соединится с войсками, шедшими
из России. В отряде князя Багратиона –
7.000 человек, у французов – 40.000.

Цель
русских – спасти армию Кутузова, дать
ей возможность соединиться с подкреплением.
После Шенрабенского сражения французы
начали переговоры о перемирии.

Казалось
бы, все обстоятельства были против
русской армии в тот момент, когда дано
было сражение при Шенграбене: русская
армия измотана после длительного
перехода, автор с горькой иронией говорит
«Всё было исправно, кроме обуви». Что
значит это «кроме обуви» для солдат,
проделавших такой переход.

Толстой
уверен, что поражение или победа в
сражении зависят не от занятой позиции,
не от продуманного полководцами плана,
а от внутреннего состояния солдат, их
духа.

Объезжая позиции русских, князь
Андрей видит, как меняется настроение
отряда Багратиона, как поднимаются из
глубины души те силы, которые принесут
победу: «Чем далее двигался он, тем
веселее становился вид войск».

Бесстрашие,
спокойствие и весёлость русских имела
свою причину: солдаты понимали, что
только их усилия могут спасти армию
Кутузова. «Началось! Вот оно! Страшно и
весело!» Это чувство объединило всех.

Эта слитность, спаянность не была
разрушена даже тогда, когда под шквалом
наступления французов отряд Багратиона
медленно отступал. Победа, по мнению
Толстого, приходит лишь тогда, когда
каждый участник боя чувствует себя
необходимым звеном общей цепи событий,
когда он осознает или чувствует высоту
цели, за которую сражается.

Истинным
героем Шенграбенского сражения оказался
капитан Тушин, с виду такой невоенный,
немного смешной, робеющий перед
начальством, называющий пушку «Матвевной».
Бой преображает Тушина, делает робкого
и неловкого человека могучим воином.

Именно экстремальная ситуация проявляет
в Тушине ум, человечность, мужество.
Четыре орудия Тушина представлялись
французам главными силами русских,
действия батареи Тушина определили
успех сражения.

Героизм Тушина непоказной,
более того, Тушин не считает себя героем,
он честно, умело и без лишних слов
выполняет свою тяжелую военную работу.

Аустерлицкое сражение

Исторический
комментарий.
Битву при Аустерлице
называют «битвой трёх императоров»:
против наполеоновской армии выступили
объединенные силы русских и австрийцев.

Если при Шенграбене все обстоятельства
были против русских, то перед Аустерлицем
положение русской армии изменилось:
подошла свежая гвардия во главе с
императором Александром, которая весь
«поход прошла как на гулянье». Однако
не было главного: высокой цели, во имя
которой можно было не жалеть жизни.

Кутузов изначально был противником
сражения, однако император Александр,
влекомый тщеславными надеждами на
торжество, настоял на своем, предложение
Кутузова было отвергнуто. Под Аустерлицем
русско-австрийская армия потерпела
сокрушительное поражение, в сражении
был ранен Кутузов.

Только левый фланг
русской армии под главенством генерала
Дохтурова не поддался общей панике.
Дохтуров сплотил остатки разбитых
частей и пробился из окружения.

Казалось
бы, победа несомненна, однако еще до
сражения Кутузов говорит князю Андрею,
что оно будет проиграно. Незаинтересованность
солдат в деле – первая причина поражения,
знак его обреченности.

Утро Аустерлица
начинается туманом, но главное – это
туман в сознании, в душах людей: туман
тщеславия, честолюбия владеет теми, кто
затеял сражение, этот туман охватил
даже князя Андрея, лишь в конце над
раненым Болконским рассеется этот туман
и поднимется огромное, ясное, высокое
небо.

В душах солдат – туман бессмысленности
этой войны и этого сражения, не случайно
испуганный возглас: «Ну, братцы, шабаш!»
— становится сигналом к всеобщему
бегству. Ужас страха превращает войско
в бегущую толпу.

Таким образом, Шенграбен
был победой русских потому, что идея
защиты своих собратьев воодушевила
воинов, сплотила их; Аустерлиц превратился
в катастрофу, потому что не может быть
победы без всеобщей захваченности
высокой целью.

Источник: https://studfile.net/preview/3493929/page:5/

Краткое содержание романа «Война и мир» Л. Н. Толстого (Том IV, часть вторая)

  • Том четвертый
  • Часть вторая
  • Глава I

Рассуждение автора о причинах исторических событий.

Он говорит о том, что нет причин для исторического собы­тия и быть не может. Есть только законы, управляющие со­бытиями, отчасти известные людям, отчасти нет.

Читайте также:  Краткое содержание гарри поттер и дары смерти роулинг за 2 минуты пересказ сюжета

Краткий обзор действий русских войск после оставления Москвы до позиции у Тарутина. Это пришлось сделать из-за нехватки провизии.

Глава II

Знаменитый фланговый марш русских войск. Рассужде­ние автора по поводу этого марша и роли Кутузова.

Кутузов один из всех утверждает, что битва под Бородино — победа русских, и всеми силами удерживает русскую армию от даль­нейших бесполезных сражений.

Письмо Наполеона к Куту­зову с просьбой о мире и посылка Лористона были лишним подтверждением правильности выводов и поступков Кутузо­ва. Отрицательный ответ Кутузова. Изменение соотношения сил русского и французского войск в пользу русских.

Глава III

Попытка управлять русской армией из Петербурга; план всей войны, присылка новых лиц, перемещения в шта­бе. Все это только мешает Кутузову. Сложная игра партий в штабе армии. Письмо Александра I к Кутузову с требо­ванием наступления. В это время один из казаков на охо­те нарывается на стоявшую без защиты армию Мюрата. Это лишний раз подтверждает, что необходимо наступление.

Глава IV

Записка Бенигсена о необходимости наступления. Дис­позиция Тарутинского сражения и ее исполнение. Бал у ге­нерала Кикина, на котором присутствуют все важные гене­ралы армии.

Глава V

Кутузов из Леташевки едет к месту сражения и по пути замечает колонны, которые должны были быть в засаде. Ку­тузову сообщают, что не было дано никакого распоряжения о наступлении. Вспышка гнева Кутузова по поводу неудав­шегося движения. Он чувствует себя мальчишкой, над ко­торым посмеялись: он столько сил потратил на составление сегодняшней диспозиции, а наступления не было.

Глава VI

Наступление русских воск на другой день. Движение колонн. Отряд Орлова-Денисова и его успешная атака фран­цузов. Успешный случай захватить в плен Мюрата.

Если бы казаки не остановились, когда добрались до добыч и плен­ных, Мюрат был бы в их руках. Путаница при движении пехотных колонн, зашедших не туда, куда нужно. Стычка Толя с Багговутом.

Старый вояка Багговут под действием гнева вдет на гибель свою дивизию. Его убивают, как и мно­гих солдат.

Глава VII

Движение колонн под начальством Кутузова. Когда Ку­тузов узнает, что армия Мюрата отступает, он приказыва­ет наступать, но через каждые сто шагов останавливаться на четверть часа. Отношение главнокомандующего к насту­плению. Награды за Тарутинское сражение.

Рассуждение автора о результатах Тарутинского сражения. Толстой го­ворит, что все сражения — Тарутинское, Аустерлицкое или еще какое — всегда совершаются не так, как предполагали его распорядители.

Тарутинским сражением была «обличе­на слабость французов и был дан тот толчок, которого толь­ко и ожидало наполеоновское войско для начатия бегства».

Глава VIII

Анализ деятельности Наполеона со времени его вступ­ления в Москву. Он вступает в Москву как победитель. И он мог бы им быть, если бы не допустил свое войско до грабе­жа. Но в данном случае он ничего не сделал, так как и не мог ничего сделать, потому что его личная деятельность не имела никакого значения. Ведь все события совершаются по законам, не подвластным воле одного человека.

Глава IX

Действия Наполеона по водворению порядка в армии и в Москве. Его воззвание к жителям Москвы. Он призыва­ет жителей не бояться французских солдат, которые постав­лены соблюдать порядок, повиноваться воинским и граж­данским начальникам. И тогда мир восстановится. В отно­шении же дисциплины солдат Наполеон сделал распоряже­ние взыскивать штрафы за неисполнение долга службы и за грабежи.

Глава X

Бесплодность мероприятий Наполеона, план дальней­шей кампании, дипломатических шагов, административ­ных мер, устройства торговли, театров и т. д.

Распоряже­ния Наполеона не давали результатов, план кампании ни­когда не мог быть исполнен, так как не имел ничего близкого к действительности, грабежи так и продолжались, Москва горела. Упадок дисциплины во французской армии. Донесе­ние начальников о грабежах и мародерстве.

Распад и гибель французской армии во время пребывания в Москве. Войско уничтожает то, что, по словам автора, могло прокормить их и дать шанс на выживание. Его бегство из Москвы с награ­бленным добром после Тарутинского сражения.

«Положение всего войска было подобно положению раненого животного, чувствующего свою гибель и не знающего, что оно делает». Наполеон же во все время своей деятельности «был подобен ребенку, который, держась за тесемочки, привязанные вну­три кареты, воображает, что он правит».

Глава XI

Пьер в плену. Он очень меняется за это время. Выра­жение глаз его теперь твердое, спокойное, он стал энергич­ным, собранным, готовым на действия. Сборы французов к выступлению из Москвы. Дружеский разговор француз­ского капрала с Пьером. Капрал сообщает Пьеру о приказе покинуть Москву и ожидании приказа о пленных.

Капрал хвалит Пьера, говорит, что «русский барин, с которым слу­чилось несчастье, но он человек». Платон Каратаев шьет ру­башку французскому солдату. Солдат платит тому деньги и требует остатки материи. Каратаев не хочет их отдавать, но приходится это сделать.

Француз, подумав, возвращает их Каратаеву, Платон говорит, что и у французов есть душа.

Глава XII

Описание внутренней перемены в Пьере, происшедшей с ним в плену. Его успокоение и согласие с самим собою по­сле пережитого им ужаса смерти, лишений, понимания Ка­ратаева. Теперь он понял мысль князя Андрея о том, что счастье бывает только отрицательное.

«Отсутствие страда­ний, удовлетворение потребностей и вследствие того свобо­да выбора занятий, то есть образа жизни, представлялись теперь Пьеру несомненным и высшим счастьем человека». Все мечты, желания Пьера были только о том времени, ког­да он будет свободен. Отношение к Пьеру французов и плен­ных.

Хорошее отношение к нему помогли заслужить те ка­чества, которые в той жизни, в высшем свете, наоборот, ме­шали ему: сила, пренебрежение к удобствам жизни, рассе­янность, простота.

Глава XIII

Бегство французов из Москвы. Пьер вновь ощущает действие той таинственной силы, которая заставляет людей умерщвлять себе подобных. Он понимает, что с ней беспо­лезно бороться, надо просто терпеливо ждать.

Партия плен­ных. Пленных офицеров отделяют от солдат, Пьер идет в числе офицеров, которые недоверчиво к нему относятся. Вид Москвы после сражения. Все возмущаются тем, что на­делали французы с городом.

Глава XIV

Источник: http://iessay.ru/ru/writers/native/t/tolstoj-lev/kratkie-soderzhaniya-pereskazy/vojna-i-mir/kratkoe-soderzhanie-romana-vojna-i-mir-l.-n.-tolstogo-tom-iv-chast-vtoraya

Война 1805-1807 года в романе Л.Н.Толстого "Война и мир" учебно-методический материал по литературе (10 класс)

  • Изображение войны 1805-1807 годов.
  • Шенграбенское и Аустерлицкое сражения
  • Ход урока

Война – это самое страшное и тяжелое из возможных испытаний.

Что представляет война с точки зрения Толстого? Он отвечает совершенно четко и определенно, что война – это «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Так думают все нормальные русские солдаты и офицеры.

Война, считает Толстой, не должна быть способом разрешения споров между государствами. Но в минуту опасности у русского народа выступают на первый план следующие качества: мужество, патриотизм, героизм.

Каждая из частей романа начинается обозначением точных дат: «в июле 1805 года» собрала свой вечер А. П. Шерер, «в октябре 1805 года» русские войска занимали села и города эрцгерцогства Австрийского. Исторический жанр романа требовал предельной достоверности, потому так много дат в тексте, они помогают ориентироваться во времени.

Во 2 части повествование переносится на поля сражений в Австрию, появляется много новых героев: Александр I, австрийский император Франц, Наполеон, командующие армиями Кутузов и Мак, военачальники Багратион, Вейротер, рядовые командиры, штабные офицеры…и основная масса – солдаты: русские, французские, австрийские, гусары Денисова, пехота (рота Тимохина), артиллеристы (батарея Тушина), гвардия. Такая многогранность является одной из особенностей стиля Толстого.

  • Каковы были цели войны и как смотрели на войну ее непосредственные участники?

Русское правительство вступило в войну из боязни распространения революционных идей и желания воспрепятствовать захватнической политике Наполеона.

  • Какую цель ставил перед собой Кутузов в кампании 1805 года?

Он хотел одного – вывести русскую армию из пределов австрийских границ и выйти из ненужной войны

  • Начинается описание войны с картин смотра в Браунау. С какой целью был произведен смотр в Браунау?

Кутузов хотел показать австрийскому генералу то печальное положение, в котором приходили войска из России. Смотр показал, что русская армия после длительного перехода из России не готова к походу и не должна идти на соединение с армией Мака. Для Кутузова эта война не была священным и необходимым делом, поэтому его цель – удержать армию от боя.

  • Чтение эпизода «Смотр в Браунау».
  • Каким предстает главнокомандующий? Каково отношение к нему простых солдат?

Кутузов видит не серую массу одноликих фигур, он узнает и выделяет отдельных солдат и офицеров. В строю он видит Тимохина – «капитана с красным носом» — и называет его измайловским товарищем, он узнает разжалованного Долохова. Кутузов понимает солдатские нужды, умеет просто разговаривать с солдатами, он искренне любит их, ценит русских солдат и получает от них ответную любовь и уважение.

Песней и пляской солдат. Так возникает тема единения командующего с солдатами, тема единения личности с массой.

  • Как относится к войне сам автор?

Отношение Толстого к войне можно проследить по сюжетной линии Николая Ростова. Молодой человек впервые будет принимать участие в войне. Как он воспримет ее – это и будет выражением естественных человеческих взглядов.

Главная особенность изображения войны в романе – автор сознательно показывает войну не в героическом плане, а акцентирует внимание на « крови, страданиях, смерти».

  • Чтение эпизодов «На мосту» (гл. 8)

Автор показывает столкновение романтического представления о войне с ее реальной жестокостью, бесчеловечностью. «И зачем я попал сюда?», — думает разочарованный в войне Ростов.

  1. Анализ Шенграбенского сражения.
  • С какой целью было дано Шенграбенское сражение?

 Шенграбенское сражение, предпринятое по инициативе Кутузова, дало русской армии возможность выйти на соединение со своими частями, шедшими из России.

История этого сражения еще раз подтверждает опытность и стратегический талант Кутузова – полководца.

Отношение его к войне, как при смотре войск в Бранау, осталось прежним: Кутузов считает войну ненужной; но здесь речь шла о спасении армии, и автор показывает, как действует полководец в этом случае.

  • Кто же настоящий герой Шенграбенского сражения?

Пехотный офицер Тимохин. Артиллерист Тушин.

  • Перескажите эпизод «Героизм роты Тимохина».

Вся рота Тимохина проявила героизм.

В условиях растерянности, когда застигнутые врасплох войска побежали, рота Тимохина «одна в лесу удержалась в порядке и, засев в канаву у леса, неожиданно атаковала французов».

Толстой видит героизм роты в их мужестве и дисциплинированности. Тихий, до боя казавшийся нескладным, командир роты Тимохин сумел удержать роту в порядке. Рота выручила остальных, взяла пленных и трофеи.

На самом жарком участке, в центре сражения, без прикрытия находилась батарея Тушина. Более тяжелой обстановки в Шенграбенском сражении ни у кого не было, тогда как результаты стрельбы батареи были наибольшими. В этом трудном бою капитан Тушин не испытывал ни малейшего страха.

  • Чтение эпизода о батарее Тушина или просмотр эпизода из фильма
Читайте также:  Краткое содержание дюма три мушкетёра за 2 минуты пересказ сюжета

В Тушине Толстой открывает прекрасного человека. Скромность, самоотверженность, с одной стороны, решительность, мужество, с другой, основывающиеся на чувстве долга, это и есть толстовская норма поведения человека в бою, которая определяет истинный героизм.

  • В чем причина успеха русских в сражении? Как автор объясняет эту «неожиданную победу»?

В описании Шенграбенского сражения Толстой показывает, что победу отряда Багратиона определил какой-то «внутренний огонь», теплота народного патриотизма.

  1. Анализ Аустерлицкого сражения.
  • Какие две точки зрения на предстоящее сражение были у командования русских войск?
  1. Точка зрения императора Александра: напасть на Наполеона и в сражении разбить его.
  2. Точка зрения Кутузова – отступить или подождать подкреплений из России.
  3. Восторжествовала точка зрения императора и утвержден план австрийского генерала Вейротера, который предположил, что ему известно расположение французских войск.
  • Кто же расплачивался за бездарность Вейротера и императора?

Солдаты и офицеры действующей армии.

  • Чтение эпизода «Разговор Кутузова и Александра перед сражением»

Толстой осуждает легкомысленность русского императора, граничащую с преступлением. В романе появляется мысль о ничтожестве тех, кто живет собой, своим счастьем, построенным на несчастье других. Эта безнравственная суть роднит императора Александра с Наполеоном.

  • Почему Аустерлицкое сражение было проиграно?

Отсутствие нравственного стимула для ведения войны, непонятность и чуждость ее целей солдатам, недоверие между союзниками, неразбериха в войсках – все это было причиной поражения русских. По мнению Толстого, именно в Аустерлице подлинный конец войны 1805-1807 гг., так как  Аустерлиц выражает суть кампании. «Эпоха наших неудач и срама», — так определил эту войну сам Толстой.

Князь Андрей уходит на войну, чтобы разорвать «заколдованный» круг «гостиных, сплетен, балов, тщеславия, ничтожества», чтобы добиться своего Тулона, в котором он видел смысл жизни. Воинский подвиг, который выведет его из рядов неизвестных офицеров и откроет ему путь к славе – таково было первоначальное представление князя Андрея о его месте в бою.

  • Чтение эпизода «Князь Андрей Болконский на поле Аустерлица».

С ощущением величайшего разочарования в Наполеоне, бывшем его герое и кумире, лежит князь Андрей на Праценской горе. Наполеон представился ему маленьким, ничтожным человечком

  • Что означает небо Аустерлица в духовных исканиях Андрея Болконского?

Это открытие нового мира, нового смысла жизни. Неизмеримо высокое небо, синеющая бесконечность открыли в нем новый смысл мыслей. Он желал бы, чтобы люди помогли ему и возвратили к жизни, которая казалась ему теперь прекрасной. Князь Андрей обретает вечные ценности «какие не знал прежде: счастье просто жить, видеть небо.

  Страшная, как всякая война, уничтожением человеческой жизни, эта война не имела, по Толстому, хотя бы объясняющей ее неизбежность цели.

Затеянная ради славы, ради честолюбивых интересов русских придворных кругов, она была непонятна и не нужна народу и поэтому завершилась Аустерлицем.

Такой исход был тем позорнее, что русская армия могла быть мужественной и героической, когда ей хоть сколько-нибудь были понятны цели сражения, как это было при Шенграбене.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2020/03/26/voyna-1805-1807-goda-v-romane-l-n-tolstogo-voyna-i-mir

Изображение войны в романе «Война и мир»

ИЗОБРАЖЕНИЕ ВОЙНЫ 1805-1807 ГГ.

Повествование переносится на поля сражения в Австрию, появляется много новых героев: Александр I, австрийский император Франц, Наполеон, командующие армиями Кутузов и Мак, военачальники Багратион, Вейротер, рядовые командиры, штабные офицеры…и основная масса – солдаты: русские, французские, австрийские, гусары Денисова, пехота (рота Тимохина), артиллеристы (батарея Тушина), гвардия. Такая многогранность является одной из особенностей стиля Толстого.

— Каковы были цели войны и как смотрели на войну ее непосредственные участники?

Русское правительство вступило в войну из боязни распространения революционных идей и желания воспрепятствовать захватнической политике Наполеона. Толстой удачно выбрал для начальных глав войне сцену смотра в Браунау. Идет смотр людям и снаряжению.

— Что он покажет? Готова ли русская армия к войне? Считают ли солдаты цели войны справедливыми, понимают ли они их? (гл.2)

Эта массовая сцена передает общность настроения солдат. Крупным планом выделяется образ Кутузова. Начиная смотр в присутствии австрийских генералов, Кутузов хотел убедить последних в том, что русская армия не готова к походу и не должна идти на соединение с армией генерала Мака. Для Кутузова эта война не была священным и необходимым делом, поэтому его цель – удержать армию от боя.

ВЫВОД: непонимание солдатами целей войны, отрицательное отношение к ней Кутузова, недоверие между союзниками, бездарность австрийского командования, нехватка провианта, общее состояние неразберихи – вот что дает сцена смотра в Бранау. Главная особенность изображения войны в романе – автор сознательно показывает войну не в героическом плане, а акцентирует внимание на « крови, страданиях, смерти».

— Какой же выход может быть найден для русской армии?

Шенграбенское сражение, предпринятое по инициативе Кутузова, дало русской армии возможность выйти на соединение со своими частями, шедшими из России.

История этого сражения еще раз подтверждает опытность и стратегический талант Кутузова – полководца.

Отношение его к войне, как при смотре войск в Бранау, осталось прежним: Кутузов считает войну ненужной; но здесь речь шла о спасении армии, и автор показывает, как действует полководец в этом случае.

ШЕНГРАБЕНСКОЕ СРАЖЕНИЕ.

— Краткая характеристика плана Кутузова.

Этот « великий подвиг», как назвал его Кутузов, был нужен для спасения всей армии, и поэтому Кутузов, так берегший людей, пошел на это. Толстой еще раз подчеркивает опытность и мудрость Кутузова, его умение найти выход в сложной исторической обстановке.

Что такое трусость и героизм, подвиг и воинский долг – эти моральные качества понятны всем. Проследим контраст между поведением Долохова и штабных, с одной стороны, и Тушина, Тимохина с солдатами – с другой.(гл.20-21).

Рота Тимохина

Вся рота Тимохина проявила героизм.

В условиях растерянности, когда застигнутые врасплох войска побежали, рота Тимохина «одна в лесу удержалась в порядке и, засев в канаву у леса, неожиданно атаковала французов».

Толстой видит героизм роты в их мужестве и дисциплинированности. Тихий, до боя казавшийся нескладным, командир роты Тимохин сумел удержать роту в порядке. Рота выручила остальных, взяла пленных и трофеи.

Поведение Долохова

После боя один Долохов похвалялся своими заслугами и ранением. Храбрость его показная, ему свойственна самоуверенность и выпячивание себя на первый план. Настоящий же героизм совершается без расчета и выпячивание своих подвигов.

Батарея Тушина.

На самом жарком участке, в центре сражения, без прикрытия находилась батарея Тушина. Более тяжелой обстановки в Шенграбенском сражении ни у кого не было, тогда как результаты стрельбы батареи были наибольшими. В этом трудном бою капитан Тушин не испытывал ни малейшего страха.

Рассказать о батарее и Тушине. В Тушине Толстой открывает прекрасного человека.

Скромность, самоотверженность, с одной стороны, решительность, мужество, с другой, основывающиеся на чувстве долга, это и есть толстовская норма поведения человека в бою, которая определяет истинный героизм.

АУСТЕРЛИЦКОЕ СРАЖЕНИЕ (ч.3, гл.11-19)

Это композиционный центр, к нему идут все нити бесславной и никому ненужной войны.

Отсутствие нравственного стимула для ведения войны, непонятность и чуждость ее целей солдатам, недоверие между союзниками, неразбериха в войсках – все это было причиной поражения русских. По мнению Толстого, именно в Аустерлице подлинный конец войны 1805-1807 гг., так как Аустерлиц выражает суть кампании. « Эпоха наших неудач и срама» — так определил эту войну сам Толстой.

Аустерлиц стал эпохой позора разочарований не только всей России, но и отдельных героев. Совсем не так, как ему хотелось бы, вел себя Н. Ростов. Даже встреча на поле боя с государем, которого Ростов обожал, не принесла ему радости.

С ощущением величайшего разочарования в Наполеоне, бывшем раньше его героем, лежит на Праценской горе и князь Андрей. Наполеон представился ему маленьким, ничтожным человечком. Ощущение разочарования в жизни в результате осознания ошибок, совершенных героями.

В этом плане примечательно, что рядом с аустерлицкими батальными сценами стоят главы, повествующие о женитьбе Пьера на Элен. Для Пьера это его Аустерлиц, эпоха его позора и разочарования.

ВЫВОД: Всеобщий Аустерлиц – таков итог 1 тома. Страшная, как всякая война, уничтожением человеческой жизни, эта война не имела, по Толстому, хотя бы объясняющей ее неизбежность цели.

Затеянная ради славы, ради честолюбивых интересов русских придворных кругов она была непонятна и не нужна народу и поэтому завершилась Аустерлицем.

Такой исход был тем позорнее, что русская армия могла быть мужественной и героической, когда ей хоть сколько-нибудь были понятны цели сражения, как это было при Шангребене.

  • ИЗОБРАЖЕНИЕ ВОЙНЫ 1812 ГОДА
  • Переправа французов через Неман» (часть 1, гл. 1-2)
  • Французский лагерь. Почему же «должны были миллионы людей, отрекшись от своих человеческих чувств и своего разума, идти на Восток с Запада и убивать себе подобных»

Во французской армии есть единство – и среди солдат, и между ними и императором. НО единство это было корыстным, единством захватчиков. Но это единство непрочное.

Потом автор покажет, как оно распадается в решительную минуту.

Это единство выражается в слепой любви солдат к Наполеону и принятии ее Наполеоном как должное( гибель уланов при переправе! Они гордились, что умирают на глазах своего императора! Но тот даже не смотрел на них!).

Оставление русскими своих земель. Смоленск(часть2, гл. 4), Богучарово(часть 2 гл. 8), Москва(часть 1 гл. 23)

Единство же русских людей основано на другом – на ненависти к захватчикам, на любви и привязанности к родной земле и людям, живущей на ней.

БОРОДИНСКОЕ СРАЖЕНИЕ ( том 3, часть 2, гл. 19-39)

Это кульминация всего действия, т.к. во-первых, Бородинское сражение было поворотным моментом, после которого французское наступление захлебнулось; во-вторых, это точка пересечения судеб всех героев.

Желая доказать, что Бородинское сражение было только нравственной победой русской армии, Толстой вводит в роман план сражения.

Большинство сцен до и вот время боя показано глазами Пьера, так как Пьер, ничего не понимающий в военном деле, воспринимает войну с психологической точки зрения и может наблюдать за настроением участников, а оно-то, по Толстому, и является причиной победы.

Все говорят о необходимости победы при Бородине, об уверенности в ней: « Одно слово – Москва», «Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение». Князь Андрей высказывает главную для понимания войны мысль: речь идет не об абстрактном жизненном пространстве, а о той земле, в которой лежат наши предки, за эту землю идут в бой солдаты.

И в этих условиях нельзя ни «себя жалеть», ни «великодушничать» с врагом. Толстой признает и оправдывает оборонительную и освободительную войну, войну за жизнь отцов и детей. Война – это « самое гадкое дело в жизни». Это говорит Андрей Болконский. Но когда тебя хотят убить, лишить свободы, тебя и твою землю, тогда бери дубину и рази врага.



Источник: https://infopedia.su/12x4ffd.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector