Краткое содержание сказок салтыкова-щедрина за 2 минуты

В настоящей статье нет возможности рассмотреть все «сказочное» наследие М.Е. Салтыкова-Щедрина. Поэтому анализу и пересказу подвергнутся только наиболее известные «сказочные» сочинения автора произведения «Господа Головлёвы».

Краткое содержание сказок Салтыкова-Щедрина за 2 минуты

Список такой:

  • «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (1869).
  • «Дикий помещик» (1869).
  • «Премудрый пискарь» (1883).

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (1869)

Сюжет прост: два генерала волшебным образом попали на необитаемый остров. Сначала они ничего не делали, но потом проголодались, и нужда погнала их на разведку. Генералы обнаружили, что остров богат всякими дарами: овощами, фруктами, зверями.

Но, так как они всю жизнь прослужили в конторах и ничего, кроме «прошу зарегистрировать», не знали, то им все равно, есть эти дары или нет. Как вдруг один из генералов предположил: наверное, обязательно где-то на острове валяется мужик под деревом без дела. Их генеральская задача — его найти и заставить работать. Сказано – сделано.

Так оно и вышло. Генералы запрягли мужика, словно коня, в работу, и он им охотился, срывал для них фрукты с деревьев. Потом генералы притомились и заставили мужика построить им лодку и отволочь их обратно к родным пенатам.

Так мужик и сделал, и получил за это «щедрое» вознаграждение, которое с благодарностью принял и отбыл обратно к себе на остров. Таково краткое содержание. Салтыков-Щедрин сказки писал вдохновенные.

Идейное содержание

Здесь все просто. М.Е. Салтыковым-Щедриным высмеивается необразованность русской элиты того времени. Генералы в сказке непроходимо тупы и беспомощны, но при этом чванливы, высокомерны и совершенно не ценят людей.

Образ же «русского мужика», напротив, выписывается Щедриным с особой любовью. Рядовой человек 19 века в изображении автора находчив, смекалист, все умеет и может, но при этом совершенно не гордится собой. Одним словом, идеал человека. Это краткое содержание.

Салтыков-Щедрин сказки создавал идейные, даже можно сказать идеологические.

Краткое содержание сказок Салтыкова-Щедрина за 2 минуты

«Дикий помещик» (1869)

У первой и второй сказки, рассматриваемой в настоящей статье, совпадают годы публикации. И это неспроста, потому что их роднит еще и тема. Сюжет этой истории совершенно обычен для Щедрина и оттого абсурден: помещику надоели его мужики, он посчитал, что они портят его воздух и его землю.

Барин буквально обезумел на почве собственности и все молился Богу, чтобы тот его избавил от «вонючего» мужика. Крестьянам тоже было не слишком сладко служить у такого странного помещика, и они молили Бога, чтобы он их избавил от такой жизни. Бог пожалел мужиков и стер их с лица помещичьей земли.

Сначала у помещика все шло хорошо, но потом у него стали кончаться запасы еды и воды, и он с каждым днем становился все более диким.

Любопытно и то, что первое время к нему приезжали гости и хвалили, когда узнавали, как он лихо избавился от этого ненавистного «запаха мужика» в воздухе. Одна беда: вместе с мужиком пропала из дома вся еда.

Нет, мужик не ограбил барина. Просто сам русский аристократ по своей природе ни к чему не приспособлен и ничего не умеет.

Помещик все более дичал, а близлежащая местность все больше приходила в запустение без мужика. Но потом над ней пролетал косяк мужиков и высадил свой десант на эту землю. Снова появились продукты, снова жизнь пошла, как надо.

Помещик к тому времени ушел в леса. За изгнание мужика помещика осуждали даже лесные звери. Такие дела. Закончилось все хорошо.

Помещика изловили в лесах, подстригли и даже научили снова пользовался носовым платком, но он все равно скучал по воле. Жизнь в поместье его угнетала теперь. Так можно закончить краткое содержание.

Салтыков-Щедрин сказки создавал правдивые и наполненные моральным смыслом.

Идейное содержание сказки

Оно практически совпадает с предыдущей сказкой о двух генералах. Единственное, что представляется любопытным, — это тоска помещика по воле, по лесам. Видимо, по мнению автора произведения, помещики сами бессознательно страдали от утраты смысла жизни.

«Премудрый пискарь» (1883)

Краткое содержание сказок Салтыкова-Щедрина за 2 минуты

Пискарь рассказывает свою историю. Его родители прожили долгую жизнь и умерли своей смертью (большая редкость среди маленьких рыбок). А все потому, что были очень осторожны. Отец героя рассказывал много раз ему историю, как он чуть не попал в уху, и спасло его только чудо. Под влиянием этих рассказов наш пискарь вырывает себе где-то норку и все время там прячется из расчета «как бы чего ни вышло». Выбирается только по ночам, когда меньше всего вероятность быть съеденным. Так и живет. Пока не становится старым и не умирает, скорее всего, своей смертью. Это краткое содержание.

Салтыков-Щедрин: сказки. Идейное содержание

Последняя сказка в нашем списке значительно богаче по своему идейному содержанию, чем две предыдущие. Это уже даже и не сказка, а философская притча с экзистенциальным содержанием. Правда, ее можно прочесть не только экзистенциально, но и психоаналитически.

Психоаналитическая версия. Пискаря до смерти напугало чудесное спасение отца от кипящего котла. И эта травмирующая ситуация бросила тень на всю его последующую жизнь. Можно сказать, что пискарь изживал не свой страх, и его линия судьбы была прочерчена чужой, родительской фобией.

Экзистенциальная версия. Начнем с того, что слово «премудрый» употребляется Щедриным в прямо противоположном смысле. Вся стратегия жизни пискаря учит тому, как жить нельзя. Он спрятался от жизни, не следовал своему пути и предназначению, поэтому прожил хоть и долго, но бессодержательно.

Общий недостаток школьной программы

Когда писатель становится классиком, то его сразу начинают изучать в школах. Он вливается в школьную программу. А это значит, изучаются в школе и те, что написал Салтыков-Щедрин, сказки (содержание краткое чаще всего избирают для прочтения современные школьники).

И это само по себе неплохо, но такой подход упрощает автора и делает его сочинителем двух-трех произведений. К тому же он создает стандартное и шаблонное человеческое мышление. А схемы обычно не располагают к развитию способности мыслить творчески.

Читайте также:  Краткое содержание санд консуэло за 2 минуты пересказ сюжета

Чему в идеале должна учить школа.

Как этого избежать? Очень просто: после прочтения настоящей статьи и ознакомления с темой «Салтыков-Щедрин. Сказки. Краткое изложение сюжетного и идейного содержания» нужно в обязательном порядке прочесть как можно больше его произведений, которые находятся вне поля зрения школьной программы.

Источник: https://autogear.ru/article/186/123/kratkoe-soderjanie-saltyikov-schedrin-skazki-god-sozdaniya-ideynoe-soderjanie/

Логическая схема «Сказки Салтыкова-Щедрина»

  • Урок 4.
  • Логическая схема «Сказки Салтыкова-Щедрина»
  • Ход урока
  • I. Работа с опорной схемой, отображённой на доске

Краткое содержание сказок Салтыкова-Щедрина за 2 минуты

Пояснения к опорной схеме.

1869, 1880–1886 гг. Первые три сказки опубликованы в 1869 году, остальные – на протяжении 1880–1886 годов. Создавались в эпоху реакции. Форма сказки избрана потому, что простому читателю этот жанр наиболее понятен и близок.

«Для детей изрядного возраста»: дети эти – взрослые, нуждающиеся в поучении. Задача: форма сказки отвечала задачам писателя. В завуалированной форме можно было обратить внимание на самые злободневные вопросы общественной жизни, стать на защиту народных интересов.

Особенности: писатель надевает маску сказителя, добродушного, бесхитростного балагура. За маской же скрывается саркастическая усмешка человека, умудрённого горьким жизненным опытом. Жанр сказки служит писателю своеобразным увеличительным стеклом, позволяющим выпукло представить читателю свои многолетние жизненные наблюдения.

Фантастика – форма, которую сатирик наполняет взятым из реальной жизни конкретным содержанием. И фантастика, и эзопова речь служат для реализации поставленной им перед собой задачи.

Сказка «Дикий помещик». Излагаются события реальной действительности, показаны традиционные отношения барина и мужиков. С одной стороны – помещик-паразит (паразитизм помещика), с другой – труженики, кормильцы страны и в то же время – мученики.

Сказка «Премудрый пескарь». Остро поставлен вопрос о смысле бытия, о назначении человека. Герой сказки «перемудрил», посвятил свою жизнь только самому себе. Нравственные и общественные идеалы, с точки зрения которых обличается пескариное прозябание, были бесконечно дороги Щедрину. Поэтому с горькой усмешкой заставляет он «мудреца» этого понять бессмысленность прожитой жизни.

Значение сказок. Сказки – итог многолетних наблюдений писателя. Чтобы по-настоящему оценить их и понять, достаточно прочитать заключение цензора Лебедева: «…

то, что господин Салтыков называет сказками, вовсе не отвечает своему назначению; его сказки – та же сатира, и сатира едкая, тенденциозная, направленная против общественного и политического нашего устройства…».

Сказки направлены против общественного строя, порождающего паразитизм одних, нищету, бесправие – других, лишающего человека нравственных начал.

II. Задания к сказке «Премудрый пескарь»

  1. Прочитайте стихотворение А. Прокофьева «Премудрый карасик». С какой целью поэт использует щедринский образ пескаря? Какой, по-вашему, нравственный урок содержит сказка «Премудрый пескарь»?

  1. Плывёшь, премудрый мой карасик?
  2. Плыви, коль плыть тебе дано.
  3. В подготовительном ты классе
  4. Сидишь, дружок, давным-давно.
  5. Который год?
  6. Чуть-чуть не классик,
  7. А всё сидишь, как на мели.
  8. Плыви, плыви, злодей-карасик,
  9. Чуть плавниками шевеля!
  10. Опять лениво заметался,
  11. И что ты там ни говори,
  12. Опять воды ты наглотался,
  13. Везде пускаешь пузыри.
  14. Потом лежишь в унылом тлене,
  15. По-прежнему угрюм и зол,
  16. И вдруг узнал я, что от лени,
  17. Ты на кроссворды перешёл.
  18. Прошу тебя, карасик милый,
  19. Ты не суди и не судачь,
  20. Опять прудок твой запрудило,
  21. А ты не плачь,
  22. А ты не плачь!
  23. И протолкни скорей беседу,
  24. И если хочешь повтори —
  25. О встрече с бабкой или дедом,
  26. Чтоб веселились пескари!
  • К каким людям и ситуациям можно отнести содержание сказки Щедрина «Премудрый пескарь» и стихотворение А. Прокофьева «Премудрый карасик»?
  1. В толковом словаре под редакцией Д.Н. Ушакова есть такие объяснения слова.

Обыватель –

  1. Постоянный житель какой-нибудь местности (устар.).

  2. Человек, лишённый общественного кругозора, с костными, мещанскими взглядами…

  • Итак, первое значение слова, как указывает словарь, устарело. А второе? Живёт? И вы можете это доказать?
  1. В сказках ощутима связь с фольклором: сказочные зачины, фольклорные образы, пословицы, поговорки.

  2. Сказки Салтыкова-Щедрина всегда аллегоричны, построены на иносказаниях.

    В одних сказках действующие лица – представители животного мира, нарисованные зоологически верно, но в то же время являющиеся аллегорическими персонажами, олицетворяющие определённые классовые отношения в обществе. В других сказках героями являются люди, но и здесь сохраняется иносказание. Поэтому сказки не теряют своего аллегорического смысла.

  3. В сказках умело сочетая достоверное с фантастическим, писатель свободно переключает действие из мира животного в мир человеческих отношений; в результате звучит такая политическая острота, какой не было в народных сказках.

  4. Сказки построены на резких социальных контрастах, почти в каждой из них лицом к лицу сталкиваются представители антагонистических классов («Повести…» – генералы и мужик, в «Диком помещике» – помещик и мужики).

  5. Весь сказочный цикл пронизывает стихия смеха, в некоторых сказках комическое преобладает («Премудрый пескарь»), в других комическое переплетается с трагическим (в «Повести…» – горечь за народ, великую силу, без которого правящие классы – ничто, но народ не осознаёт своей силы, вьёт мужик верёвку себе).

  6. Язык сказок в основном народный (Щедрин в совершенстве знал русскую крестьянскую речь), с использованием публицистической лексики, канцелярского жаргона, архаизмов и иностранных слов.

  7. Сказки Салтыкова-Щедрина рисуют не просто злых и добрых людей, борьбу добра и зла, как большинство народных сказок тех лет, они раскрывают классовую борьбу в России второй половины ХIХ в.

Источник: https://multiurok.ru/files/loghichieskaia-skhiema-skazki-saltykova-shchiedrina.html

Салтыков-Щедрин: краткое содержание небольших сказок

Баран-непомнящий

Баран-непомнящий — герой сказки. Стал видеть неясные, волновавшие его сны, заставлявшие подозревать, что «мир не оканчивается стенами хлева». Овцы стали глумливо именовать его «умником» и «филозофом» и чуждаться его. Баран захирел и умер. Объясняя случившееся, овчар Никита предположил, что покойный «вольного -барана во сне видел».

Богатырь

Богатырь — герой сказки, сын Бабы-Яги. Отправленный ею на подвиги, вырвал с корнем один дуб, другой перешиб кулаком, а увидев третий, с дуплом, залез туда и уснул, устрашая окрестности храпом. Слава его была велика. Богатыря и боялись, и надеялись на то, что он во сне сил наберется.

Но проходили века, а он все спал, не приходя своей стране на помощь, что бы с ней ни случилось. Когда же при вражеском нашествии к нему подступились, чтобы выручил, то оказалось, что Богатырь давно мертв и сгнил.

Его образ столь явно был нацелен против самодержавия, что сказка оставалась не напечатанной вплоть до 1917 г.

Дикий помещик

Читайте также:  Краткое содержание дидро монахиня за 2 минуты пересказ сюжета

Дикий помещик — герой одноименной сказки. Начитавшись ретроградной газеты «Весть», по глупости жаловался, что «очень уж много развелось… мужика», и старался всячески их притеснять. Бог услышал слезные крестьянские молитвы, и «не стало мужика на всем пространстве владений глупого помещика».

Тот пришел было в восторг («чистый» воздух стал), по оказалось, что теперь ему ни гостей не принять, ни самому не поесть, ни даже пыль с зеркала вытереть, да и подати казне некому платить.

Однако он от своих «принципов» не отступал и в результате одичал, стал передвигаться па четвереньках, утратил человеческую речь и уподобился хищному зверю (однажды уть самого исправника не задрал).

Обеспокоившись отсутствием податей и оскудением казны, начальство повелело «мужика изловить и водворить обратно». С большим трудом изловили также помещика и привели его в более или менее приличный вид.

Карась-идеалист

Карась-идеалист — герой одноименной сказки. Живя в тихой заводи, благодушествует и лелеет мечты о торжестве добра над злом и даже о возможности урезонить Щуку (которой отродясь на видывал), что она не имеет права есть других. Ест ракушек, оправдываясь тем, что «сами в рот лезут» и у них «не душа, а пар».

Представ перед Щукой со своими речами, на первый раз был отпущен с советом: «Поди проспись!» Во второй — заподозрен в «сицилизме» и изрядно покусан на допросе Окунем, а в третий раз Щука так удивилась его возгласу: «Знаешь ли ты, что такое добродетель?» — что разинула рот и почти невольно проглотила собеседника».

В образе Карася гротескно запечатлены черты современного писателю либерализма. Ерш — тоже персонаж этой сказки. Глядит на мир с горькой трезвостью, видя всюду распрю и одичалость. Над рассуждениями Карася иронизирует, уличая его в совершенном незнании жизни и в непоследовательности (Карась возмущается Щукой, но сам ест ракушек).

Однако признает, что «все-таки с ним одним по душе поговорить можно», и временами даже слег-ка колеблется в своем скептицизме, пока трагический исход «диспута» Карася со Щукой не подтверждает его правоты.

Здравомысленный заяц

Здравомысленный заяц — герой одноименной сказки, «так здраво рассуждал, что и ослу впору». Считал, что «всякому зверю свое житье предоставлено» и что, хотя зайцев «все едят», он «не привередлив» и «всячески жить согласен». В пылу этого философствования был пойман Лисой, которая, наскучив его речами, съела его.

Кисель

Кисель — герой одноименной сказки, «был до того разымчив и мягок, что никакого неудобства не чувствовал от того, что его ели.

Господа до того им пресытились, что и свиньям есть предоставляли, так что, в конце концов, «от киселя остались только засохшие поскребушки», В гротескном виде здесь отобразились и крестьянская покорность, и послереформенное оскудение деревни, ограбленной уже не только «господамн»-помещмками, но и новыми буржуазными хищниками, которые, по убеждению сатирика, как свиньи, «сытости… не знают».

Источник: https://mirznanii.com/a/123731/saltykov-shchedrin-kratkoe-soderzhanie-nebolshikh-skazok

Сказки Салтыкова-Щедрина: общая характеристика и анализ

«Сказки» М.Е. Салтыкова-Щедрина – уникальное явление в русской литературе. Создавая свое произведение, Салтыков-Щедрин опирался на опыт устного народного творчества, традиции русской и зарубежной сказки, но в результате сформировался совершенно новый, оригинальный жанр, в котором сочетались фантастика и злободневная политическая действительность.

Свои первые три сказки писатель создал в 1869 году, но интенсивная работа в этом жанре протекала с 1883 по 1886 годы; создано было за это время 28 сказок из общего числа 32.

Среди прочих причин, побудивших Салтыкова-Щедрина обратиться всерьез к этому жанру, было желание донести свое слово непосредственно до народа, так как жанр сказки, ее образная система хорошо знакомы каждому русскому человеку с раннего детства.

Специфической особенностью сказок Салтыкова-Щедрина является то, что они содержат в себе проблемы и образы всего творчества писателя, в них отразилось идейно-тематическое богатство его сатиры, и они являются своеобразной, но органической частью творческого наследия художника.

В «Сказках» Салтыкова-Щедрина с удивительной полнотой и точностью отразилась русская жизнь, все общественные и социальные силы пореформенной России.

В сказке «Богатырь» угадывается русское самодержавие, крепкое с виду, но прогнившее внутри; в сказках «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат» читатель видит представителей власти; в сказках «Премудрый пескарь», «Вяленая вобла», «Либерал» писатель зло смеется над трусостью обывателей и либералов; новое социальное явление — кулак — показан в сказке «Праздный разговор»; автор иронизирует над помещиками и попами в «Деревенском пожаре», изображает обездоленное крестьянство в сказке «Коняга». И какая бы тема ни поднималась, в сказках Салтыкова-Щедрина превалирует всегда одна мысль — о принципиальном различии и непримиримости интересов трудового народа и его эксплуататоров.

Со злой иронией писатель изображает мыслителей, мечтающих о возможностях бескровного решения проблемы социального неравенства. Таков Карась из сказки «Карась-идеалист».

Он считает зло «заблуждением умов», «порождением горькой исторической случайности», он полагается на просвещение, прогресс, ему кажется, что и «щуки к голосу правды не глухи», он верит в «бескровное преуспевание».

Острая насмешка над утопическими иллюзиями сочетается с почти открытой пропагандой социалистических идей, и образ Карася не так уж прост: при всей своей наивности он в своих убеждениях последователен и, более того, готов к самопожертвованию.

В «Сказках» ярко проявились художественные приемы сатирической типизации. Фантастика, гротеск, гипербола, аллегория являются основными. Широко используются образы животного мира.

Выбор образов, конечно, не случаен: корреспонденции в газеты пишут зайцы, медведи ездят в командировки, о конституции рассуждают рыбы.

При этом герои эти не условные, а полновластные художественные образы, полностью сохраняющие не столько облик, сколько свойства, повадки, которыми наделил народ именно этих животных.

Читайте также:  Краткое содержание гранин зубр за 2 минуты пересказ сюжета

Широко использует писатель метод противопоставления, позволяющий показать социальные контрасты: мужик — генералы, Иван Бедный — Иван Богатый; заяц — волк, Коняга — Пустоплясы.

Характерной особенностью многих сказок является идейная полемика персонажей. Содержание отдельных сказок – развернутый диалог с начала и до конца, почти без повествования. Например, упомянутая сказка «Карась-идеалист».

Символика — прием, не так уж часто используемый писателем, но смысловая и эмоциональная роль его огромна. В качестве примера можно привести пейзаж-символ в сказке «Коняга».

Широчайшим образом используется ирония. Это, пожалуй, излюбленный прием художника не только в сказках.

Не может быть сказки без юмора. В.Г. Белинский, оценивая юмор Гоголя как «спокойный в самом своем негодовании, добродушный в самом своем лукавстве», в то же время говорил, что в творчестве бывает и другой юмор — «грозный и открытый», «желчный, ядовитый, беспощадный». Именно таков юмор Салтыкова-Щедрина.

Источник: Справочник школьника: 5—11 классы. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2000

 «Сказки» явились закономерным итогом творческого пути писателя во многих отношениях. К примеру, идейно-тематическое разнообразие этих произведений соответствует почти всему, о чем Щедрин писал прежде.

Как в емких и ярких миниатюрах, в сказках показаны: и эксплуатация трудового народа («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Коняга»), и духовная примитивность хозяев-крепостников («Дикий помещик»), и напоминающие «помпадуров» правители всех разрядов и мастей («Медведь на воеводстве», «Орел-меценат»), и продажные либералы («Либерал»), и трусливые обыватели («Премудрый пискарь», «Здравомыслящий заяц»), и многие другие тематические образы, как хорошо знакомые читателю по большим произведениям сатирика, так и абсолютно новые.

В художественном отношении «Сказки» Салтыкова-Щедрина также подытоживают и развивают опыт, наработанный писателем в его циклах и романах. Из всего разнообразия авторских средств и приемов обратим внимание хотя бы на то, что относится к жанровой специфике.

Поражает многогранный синтез, воплощенный в художественной природе щедринских «сказок». В первую очередь, в их совокупности доведены до совершенства свойства цикла. В отдельных сказках ярко сказываются признаки гротесковых сюжетов (напоминающих «глуповские истории»).

В других встречаются образцы психологических миниатюр и портретов.

Показательно и само обращение писателя к фольклорной форме. Тем самым он решал целый комплекс задач. Во-первых, сказочная форма давала больше возможностей провести сквозь цензурные запреты свои оппозиционные идеи.

Во-вторых, автора заботила и доступность собственных мыслей; а народная сказка как раз и являлась той формой сатиры, которая была наиболее близка и понятна массовому читателю.

Наконец, в такой форме находил свое воплощение и развитие уже выработанный ранее творческий прием: как и прежде, Щедрин использует образы традиционные, с готовым ассоциативно-смысловым фоном, и наполняет их новым, часто неожиданным содержанием.

Только если ранее писатель обращался к образам Грибоедова, Гоголя, Тургенева и других авторов, то теперь он «наследует» типы и характеры прямо из фольклора как кладезя народной фантазии («волк», «заяц», «богатырь» и другие образы). Но эти хорошо знакомые, почти архетипичные образы Салтыков-Щедрин наполняет злободневным содержанием.

Например, вся структура персонажей из животного мира становится отражением социальной табели о рангах: хищники представляют многоуровневый класс эксплуататоров, а другие животные — население угнетаемое, жертвенное. В то же время здесь показательны не только большие масштабы обобщений и типология персонажей. В нюансах взаимоотношений сказочных героев, как на «малой сцене», Щедрин мастерски представляет пестрые коллизии эпохи.

Уже современники Салтыкова-Щедрина очень высоко оценили его «Сказки». И в наше время большинство специалистов ставят этот цикл в ряд наиболее совершенных произведений писателя, наряду с «Историей одного города» и «Господами Головлевыми».

У широкого читателя «Сказки» Салтыкова-Щедрина также находят заслуженное признание.

Если по сказкам народным нам доступна душа архаичной Руси, то Салтыков-Щедрин рассказывает нам свои правдивые «сказки» о душевных терзаниях России полуторавековой давности.

Источник: История русской литературы XIX века: в 3 т. Т. 3 / под ред. О.В. Евдокимовой. — М.: «Академия», 2012

Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/saltykov_shhedrin_m_e/skazki_saltykova_shhedrina_obshhaja_kharakteristika_i_analiz/77-1-0-2344

Сказка Коняга. М. Е. Салтыков-Щедрин

Сказка Коняга – сатирическое иносказательное произведение из знаменитого сборника Сказки для детей изрядного возраста.

В ней писатель выражает свою обеспокоенность социально-общественными событиями в стране и свое сочувствие простому народу.

Название сборника показывает, какой категории читателей предназначены его произведения. Непременно прочитайте сказку онлайн и обсудите ее с ребенком.

Сказка Коняга читать

Краткое содержание сказки

Трудится Коняга с утра до позднего вечера в поле. Нелегкая у него доля: круглый год работа до изнеможения, корм никудышный. Изнуряющий труд не приносит никакой радости, только усталость, боль и безразличие ко всему. У Коняги есть брат Пустопляс, которому повезло больше. Ему не приходится тяжело работать.

Кормят его овсом, поят медовой сытой. От избытка братских чувств Пустоплясу захотелось посмотреть на жизнь брата. Увидев изнуренного работой Конягу, брат вместе с другими пустоплясами стал рассуждать о жизненных перипетиях. Но это были только пустые слова. Читать сказку онлайн полностью можно на нашем сайте.

Анализ сказки Коняга

В аллегорической сказке Салтыкова-Щедрина привычные образы народной сказки приобретают символический смысл. Трудолюбивое покорное животное олицетворяет многострадальный подневольный русский народ, привыкший к покорности и лишениям. Но ведь чувствуется в нем мощь и способность вынести все тяготы.

Пустозвоны – это интеллигенция, «вежливый и чувствительный» народ. Рассуждая о доле простого труженика, они умиляются, восхищаются, негодуют, критикуют, умничают, в итоге, – бездействуют. В своей сказке Салтыков-Щедрин ищет ответ на вопрос, который волновал передовых людей России: как избавить народ от страданий.

Чему учит сказка Коняга? Она учит бороться с несправедливостью и злом, не сдаваться и не отчаиваться.

Мораль сказки Коняга

Какова же главная мысль сатирической сказки Коняга, написанной в ХІХ веке на злобу дня? Не стоит терпеть бедственное положение, нужно искать в себе силы бороться против притеснений, тирании и любых проявлений несправедливости.

Пословицы, поговорки и выражения сказки

  • Дело мастера боится.
  • Под лежачий камень вода не течет.

Читать сказки онлайн – увлекательное и полезное занятие!

Сказки Салтыкова-Щедрина читать

Источник: https://ihappymama.ru/iq/skazki/konyaga-m-e-saltykov-shhedrin/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector