Роман Стендаля «Красное и черное» является самым знаменитым произведением французского прозаика. История жизни и любви Жюльена Сореля стала хрестоматийной. Сегодня произведение входит в обязательный курс школьной программы и является богатейшей почвой для литературоведческих исследователей.
Роман «Красное и черное» был опубликован в 1830 году. Он стал третьим по счету произведением Стендаля и рассказывает о событиях 1820 года, когда Францией правил король Карл Х. Сюжет был навеян автору заметкой, вычитанной в криминальной хронике. Скандальная история произошла в 1827 году в городе Гренобле.
Местный суд рассматривал дело девятнадцатилетнего Антуана Берте, сына кузнеца. Антуан был воспитан городским священником и работал гувернером в доме почтенного дворянского семейства. Впоследствии Берте судили за то, что во время богослужения он выстрелил сперва в мать семейства, в котором работал, а затем в себя.
Берте и его жертва остались живы. Антуана, однако, тут же приговорили к смертной казни. Приговор был немедленно приведен в исполнение. Французское общество неизменно осуждало негодяя Берте, но Стендаль увидел в казненном юноше нечто большее. Антуан Берте и сотни подобных ему — это герои настоящего.
Пылкие, талантливые, амбициозные, они не желают мириться с устоявшимся укладом жизни, они жаждут славы, мечтают выбраться из мира, в котором были рождены. Как мотыльки, эти юноши храбро летят на огонь «большой» жизни. Многие из них подбираются так близко, что сгорают. На их место приходят новые смельчаки.
Быть может, кому-то из них удастся долететь до ослепительного олимпа.
Так родился замысел романа «Красное и черное». Давайте вспомним сюжет бессмертного шедевра гениального французского писателя.
Верьер: уважаемый господин мэр и его супруга
Верьер — живописнейший городок французского региона Франш-Конте. Заезжего путника непременно умилят уютные верьерские улочки, дома с красными черепичными крышами и аккуратно выбеленными фасадами. В то же время гостя может смутить грохот, похожий на непрерывные раскаты грома среди ясного дня. Так работают огромные железные машины фабрики по производству гвоздей. Именно этому промыслу город обязан своим благополучием. «Чья эта фабрика?» — спросит любознательный путешественник. Любой обитатель Верьера тут же ему ответит, что это фабрика господина де Реналя, мэра города.
Каждый день господин де Реналь прогуливается по центральной улице Верьера. Это ухоженный приятный мужчина под пятьдесят с правильными чертами лица и благородной сединой, местами посеребрившей волосы.
Однако если вам посчастливится понаблюдать за мэром чуть дольше, первое приятное впечатление начнет понемногу стираться.
В поведении, в манере говорить, держать себя и даже в походке чувствуются самодовольство и заносчивость, а вместе с ними ограниченность, скудость, недалекость.
Таков уважаемый мэр Верьера. Благоустроив город, он не забыл позаботиться и о себе. У мэра есть великолепный особняк, в котором обитает его семейство — трое сыновей и супруга. Госпоже Луизе де Реналь тридцать лет, но ее женская красота еще не угасла, она по-прежнему очень миловидна, свежа и хороша. Луиза была выдана замуж за де Реналя, будучи еще совсем молоденькой девушкой.
Теперь свою нерастраченную любовь женщина выливает на троих сыновей. Когда господин де Реналь сказал, что планирует нанять мальчикам гувернера, его супруга пришла в отчаяние — неужели кто-то посторонний станет между ней и ее любимыми детьми?! Однако переубедить де Реналя было невозможно. Гувернер — это престижно, а господин мэр больше всего на свете заботится о своем престиже.
Лесопилка папаши Сореля: непутевый сын
А теперь перенесемся на лесопилку папаши Сореля, которая находится в амбаре на берегу ручья. Господин де Реналь отправился сюда, чтобы предложить владельцу лесопилки отдать одного из сыновей в гувернеры для его детей.
У папаши Сореля было три сына. Старшие — настоящие исполины, отличные работники — являлись отцовской гордостью. Младшего, Жюльена, Сорель называл не иначе, как «дармоедом». Жюльен выделялся среди братьев хрупким телосложением и больше походил на миловидную барышню, переодетую в мужское платье.
Старший Сорель мог бы простить сыну физическое несовершенство, но не его страстную любовь к чтению. Он не мог оценить специфический талант Жюльена, не знал, что его сын — лучший знаток латыни и канонических текстов во всем Верьере. Сам папаша Сорель читать не умел.
А потому был очень рад поскорее избавиться от бесполезного отпрыска и получить неплохое вознаграждение, которое ему посулил глава города.
Жюльен в свою очередь мечтал вырваться из того мира, в котором имел несчастье родиться. Он мечтал сделать блестящую карьеру и покорить столицу. Юный Сорель восхищался Наполеоном, но давнишнюю мечту о карьере военного пришлось отвергнуть.
На сегодняшний день самым перспективным промыслом являлось богословие.
Не веря в Бога, а руководствуясь лишь целью стать богатым и независимым, Жюльен старательно штудирует учебники по богословию, готовя себя к карьере духовника и светлому будущему.
Дом господина де Реналь: первая любовь
Работая гувернером в доме де Реналей, Жюльен Сорель быстро завоевывает всеобщее расположение. Его обожают маленькие воспитанники, а женская половина дома проникается не только образованностью нового гувернера, но и его романтически-привлекательной внешностью. Однако господин де Реналь относится к Жюльену высокомерно. В силу своей духовной и интеллектуальной ограниченности Реналь видит в Сореле прежде всего сына плотника.
Вскоре в Жюльена влюбляется горничная Элиза. Став обладательницей небольшого наследства, она хочет стать женой Сореля, однако получает отказ от предмета своего обожания. Жюльен мечтает о блестящем будущем, жена-горничная и «небольшое наследство» не входят в его планы.
Следующей жертвой очаровательного гувернера становится хозяйка дома. Сперва Жюльен рассматривает госпожу де Реналь исключительно как способ мести ее самодовольному супругу, но вскоре сам влюбляется госпожу. Дни влюбленные посвящают прогулкам и беседам, а по ночам встречаются в спальне госпожи де Реналь.
Тайное становится явным
Как бы не таились влюбленные, вскоре по городу начинают ползти слухи о том, что молодой гувернер крутит роман с женой мэра. Господин де Реналь даже получает письмо, в котором неизвестный «доброжелатель» предупреждает его внимательнее присматривать за супругой. Это оскорбленная Элиза сгорает от ревности к счастью Жюльена и своей госпожи.
Луизе удается переубедить мужа в ложности письма. Однако это лишь на некоторое время отводит грозу. Жюльену больше нельзя оставаться в доме де Реналей. Он спешно прощается с возлюбленной в полумраке ее комнаты. Сердца обоих сковывает ядовитое чувство, будто они расстаются навсегда.
Безансон: изгои духовной семинарии
Жюльен Сорель приезжает в Безансон, где совершенствует свои знания в духовной семинарии. Абитуриент-самоучка с блеском сдает вступительные экзамены и заручается расположением аббата Пирара. Пирар становится духовником Сореля и его единственным соратником. Обитатели семинарии сразу же невзлюбили Жюльена, увидев в талантливом амбициозном семинаристе сильного соперника. Пирар также является изгоем учебного заведения, за якобинские взгляды его всячески пытаются выжить из безансонской семинарии.
Пирар обращается за помощью к своему единомышленнику и покровителю маркизу де Ла-Молю — богатейшему парижскому аристократу. Кстати, он уже давно находится в поисках секретаря, который смог бы поддерживать в порядке его дела. Пирар рекомендует на эту должность Жюльена. Так начинается блестящий парижский период бывшего семинариста.
Париж: вторая любовь
В короткие сроки Жюльен производит положительное впечатление на маркиза. Уже спустя три месяца Ла-Моль поручает ему самые сложные дела. Однако у Жюльена появилась новая цель — покорить сердце одной очень холодной и высокомерной особы — Матильды де Ла-Моль, дочери маркиза.
Эта стройная девятнадцатилетняя блондинка развита не по годам, она очень умна, проницательна, она томится среди аристократического общества и без конца отказывает десяткам скучных кавалеров, которые волочатся за ней из-за ее красоты и отцовских денег.
Правда, у Матильды есть одно губительное качество — она очень романтична. Каждый год девушка носит траур по своему предку. В 1574 году Бонифас де Ла-Моль был обезглавлен на Гревской площади за любовную связь с принцессой Маргаритой Наваррской.
Августейшая особа потребовала у палача отдать голову ее любовника, и самостоятельно похоронила ее в часовне.
Роман с сыном плотника прельщает романтичную душу Матильды. Жюльен в свою очередь несказанно горд, что им заинтересовалась знатная дама. Между молодыми людьми вспыхивает бурный роман. Полуночные свидания, страстные поцелуи, ненависть, расставание, ревность, слезы, страстное примирение — чего только не происходило под шикарными сводами особняка де Ла-Молей.
Вскоре становится известно, что Матильда беременна. Некоторое время отец противится браку Жюльена и его дочери, но вскоре уступает (маркиз был человеком прогрессивных взглядов). Жюльену оперативно достают патент гусарского поручика Жюльена Сореля де Ла-Верне. Больше он не сын плотника и может стать законным супругом аристократки.
Из-под венца на эшафот
Приготовления к свадьбе идут полным ходом, когда в дом маркиза де Ла-Моль приходит письмо из провинциального городка Верьер. Пишет жена мэра госпожа де Реналь.
Она сообщает о бывшем гувернере «всю правду», характеризует его как низкого человека, который не остановится ни перед чем ради собственных алчности, корыстолюбия и высокомерия.
Словом, все написанное в письме моментально настраивает маркиза против будущего зятя. Свадьба отменяется.
Не попрощавшись с Матильдой, Жюльен мчится в Верден. По дороге он покупает пистолет. Несколько выстрелов всполошили верьерскую публику, собравшуюся на утреннюю проповедь в городской церкви. Это сын папаши Сореля стрелял в жену мэра.
Жюльена тут же арестовывают. Во время судебного слушания обвиняемый не пытается оспаривать свою вину. Сореля приговаривают к смертной казни.
В тюремной камере он встречается с госпожой де Реналь. Оказывается, раны не были смертельными, и она выжила. Жюльен несказанно рад.
Удивительно, но, встретившись с женщиной, которая разрушила его блестящее будущее, он почему-то не испытывает былого негодования. Только тепло и… любовь. Да, да! Любовь! Он по-прежнему любит госпожу Луизу де Реналь, а она любит его.
Луиза признается, что то роковое письмо написал ее духовник, а она, ослепленная ревностью и любовным исступлением, переписала текст своей рукой.
Через три дня после того, как приговор привели в действие, Луиза де Реналь скончалась. Матильда де Ла-Моль также приехала на казнь, она потребовала голову своего возлюбленного и предала ее земле. Матильда больше не носит траур по далекому предку, теперь она скорбит по собственной любви.
Источник: https://r-book.club/zarubezhnye-pisateli/frederik-stendal/krasnoe-i-chernoe.html
Пересказ романа «Красное и черное» Стендаля
Мэр небольшого провинциального городка господин де Реналь решает нанять гувернера для того чтобы несколько повысить свой престиж в местном обществе.
Он приглашает на эту работу Жюльена Сореля, сына плотника, юноша давно и усердно изучает богословие и иные науки, священник отмечает его незаурядные способности.
Прежде Жюльен мечтал о карьере военнослужащего, однако ситуация со времен правления Наполеона существенно изменилась, и теперь для молодого человека из простой семьи открыта лишь дорога в духовную семинарию.
Вскоре все в доме действительно начинают уважать юного гувернера, который действительно отлично владеет латынью и без труда цитирует новый завет.
Жюльен по-настоящему нравится служанке Элизе, девушка через священника передает ему, что получила довольно солидное наследство и желает стать его женой.
Однако молодой Сорель твердо отказывается от такого варианта, в своих честолюбивых мечтаниях он видит покорение столицы, хотя и ничего не рассказывает окружающим о своих планах.
Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!
Заказать сочинение
Летом семья Реналь отдыхает в своем имении в деревни, хозяйка дома постоянно проводит время в обществе сыновей и их гувернера.
Постепенно женщина влюбляется в Жюльена, осознавая, что юноша моложе ее не менее чем на десять лет и едва ли сможет испытывать к ней ответные чувства.
Что же касается самого молодого человека, то он желает завоевать эту светскую даму для собственного самоутверждения, чтобы свести счеты с хозяином, который всегда держится с ним высокомерно и пренебрежительно.
Первые попытки сближения со стороны Жюльена госпожа де Реналь резко отвергает, но затем она начинает казаться ему настолько прекрасной, что он полностью забывает обо всех своих тщеславных замыслах, он чувствует, что безумно влюблен в эту женщину.
В течение непродолжительного времени оба чувствуют себя бесконечно счастливыми, но затем один из мальчиков серьезно заболевает, и матери кажется, что ей послано наказание за совершенный ею грех супружеской измены. Она запрещает Жюльену с нею видеться, но слухи об их связи уже ходят по всему городу, об этом становится известно и супругу госпожи де Реналь.
Женщина убеждает мужа в том, что ее оговорили, однако молодой человек вынужден уехать из родных мест и поступить на обучение в семинарию.
Во время учебы Жюльен сталкивается с явной неприязнью со стороны товарищей, они завидуют его знаниям и способностям, к тому же Сорель слишком свободно и широко мыслит, что совершенно неприемлемо для будущего священнослужителя. Ему удается сблизиться лишь с аббатом Пираром, которого всячески стараются выжить из семинарии коллеги.
Аббат находится в прекрасных отношениях с маркизом де Ла-Моль, имеющим определенное влияние при дворе. Именно этот человек предлагает Пирару перебраться в Париж. Через некоторое время аббат рекомендует аристократу нанять Жюльена в секретари, характеризуя его как талантливого, энергичного и в то же время весьма порядочного человека, невзирая на низкое происхождение.
Впервые оказавшись в доме маркиза, юноша знакомится с его дочерью Матильдой, красивой, но холодной и высокомерной девушкой, которая сначала вовсе не вызывает у него симпатии. Жюльен довольно быстро осваивается с порученной ему работой, хозяин весьма им доволен, Сорель также учится одеваться соответствующим образом и правильно вести себя в обществе.
Однако с Матильдой он продолжает держаться отчужденно, замечая в то же время, что девушка явно неглупа и ей скучно в кругу ее знакомых-аристократов. Мадемуазель де Ла-Моль искренне чтит семейную легенду о некоем графе де Ла-Моль, возлюбленном знаменитой Маргариты Наваррской, казнь которого состоялась в 1574 году.
Постепенно Жюльен начинает чаще разговаривать с Матильдой, ему с ней действительно интересно, юноше даже кажется, что эта девушка аристократического происхождения вполне способна его полюбить. Сама мадемуазель де Ла-Моль понимает, что влюбилась в секретаря отца, и ее весьма волнует мысль о том, что она, дочь маркиза, неравнодушна к сыну самого обыкновенного плотника.
Девушка пишет Сорелю письмо с рассказом о своих чувствах и приглашает в ночное время к себе в спальню.
Жюльен колеблется, он подозревает, что друзья Матильды могли организовать для него хитрую ловушку, но все же решается пойти на свидание, не забыв об оружии.
Молодые люди впервые сближаются, но на следующее утро Матильду охватывает ужас из-за того, на что она решилась, и она вновь начинает вести себя с Жюльеном совершенно отстраненно.
Юноша по совету одного из знакомых пытается вызвать у молодой аристократки чувство ревности, и ему это удается. Матильда снова оказывается в объятиях Жюльена, и вскоре сообщает отцу о том, что ожидает ребенка и намерена стать женой своего любовника.
Маркиз приходит в ярость из-за случившегося, но девушка настаивает на своем, и отец Матильды принимает решение создать будущему зятю достойное положение в обществе.
Жюльен становится гусарским поручиком, но почти сразу же после отбытия в полк невеста просит его вернуться обратно.
Выясняется, что господин де Ла-Моль обратился к госпоже де Реналь, желая узнать о женихе своей дочери как можно больше. В ее ответном письме юноша оказывается лицемером, бессовестным карьеристом, готовым пойти в своих интересах на любую подлость. Молодой человек понимает, что маркиз никогда не позволит ему стать супругом своей дочери.
Приехав на родину, Сорель пробирается в церковь, где проходит традиционная воскресная месса, и стреляет из пистолета в госпожу де Реналь. Оказавшись под арестом, он узнает, что не убил женщину, а лишь нанес ей ранение. Жюльен чувствует себя почти счастливым, считая, что теперь может беспрепятственно уйти из жизни.
Матильда, узнав о том, что ее возлюбленный, скорее всего, будет казнен, всячески пытается смягчить его участь, используя все свои связи и не жалея средств. Однако все ее усилия напрасны, после вынесения смертного приговора госпожа де Реналь навещает бывшего любовника в тюрьме и сообщает, что письмо для маркиза составил ее исповедник.
Жюльен ощущает удивительное спокойствие, понимая, что может любить только эту женщину. В день казни юноша держится уверенно и достойно, мадемуазель де Ла-Моль хоронит его голову после того как все завершается. Через три дня становится известно и о смерти госпожи де Реналь.
Источник: https://sochinyalka.ru/2017/05/pereskaz-romana-krasnoe-i-chernoe.html
Анализ романа Стендаля «Красное и черное» | Литерагуру
Роман Стендаля «Красное и черное» — вершина французского реализма. Здесь и поразительная детализация, и подробно описанные политические, социальные и психологические реалии того времени. Однако герой романа — Жульен Сорель — принадлежит к романтическим героям, поэтому его бытие в типичных для эпохи обстоятельствах оборачивается трагедией.
В чем смысл названия?
«Красное и черное» — это книга, название которой уже много лет заставляет читателей размышлять и анализировать, что же за ним стоит. При прочтении произведения ответ на этот вопрос не становится очевидным и предполагает многовариантность, которую каждый разрешает для себя сам.
Прямые ассоциации появляются в первую очередь с внутренним состоянием Жульена Сореля, в котором сочетались желание найти себя, совершить подвиг, стать образованным человеком, но одновременно с этим и корысть, тщеславие, цель достичь успеха любыми способами.
Так же название указывает и на общую проблематику произведения. Два эти цвета: красный и черный, в своей комбинации символизируют некую тревожность, борьбу, которая происходит внутри людей и вокруг них. Красный — это кровь, любовь, желание, черный — низменные побуждения, предательство.
В своей смеси эти цвета рождают драму, которая происходит в жизни героев.
Красное и черное – цвета рулетки, символ азарта, ставшего жизненной силой главного героя. Он поочередно ставил и на красное (на помощь любовниц, на свое обаяние и т.д.), и на черное (на коварство, на подлость и т.д.). На эту мысль наталкивает роковое увлечение самого автора: он был страстным игроком.
Другая интерпретация: красное – мундир военного, черное – сутана священника. Герой метался между мечтой и реальностью, и этот конфликт желаемого и действительного его погубил.
Также сочетание этих цветов образует трагический финал честолюбивого героя: кровь на земле, красное и черное. Несчастный юноша мог так много, а смог всего лишь обагрить землю кровью своей любовницы.
Кроме того, многие исследователи предполагают, что контрастное сочетание цветов означает основной конфликт романа – выбор между честью и смертью: либо пролить кровь, либо дать очернить себя.
О чем книга?
Стендаль рассказывает читателям о жизни молодого юноши Жюльена Сореля который устраивается гувернером в дом г-на де Реналя и его жены.
На протяжении книги читатель наблюдает за внутренней борьбой этого целеустремленного человека, его эмоциями, поступками, ошибками, умудряясь негодовать и сопереживать одновременно.
Важнейшей линией романа является тема любви и ревности, сложных взаимоотношений и чувств людей разных возрастов и разного положения.
Карьера завела юношу на самый верх, сулила множество радостей, среди которых он искал лишь одну – уважения. Честолюбие толкало его вперед, но оно же загнало в тупик, ведь мнение общества оказалось для него дороже жизни.
Образ главного героя
Жульен Сорель — сын плотника, отлично знающий латынь, сообразительный, целеустремленный и симпатичный молодой человек. Это юноша, который знает чего хочет, и который готов идти на любые жертвы, чтобы достичь своих целей. Юноша честолюбив и сообразителен, он жаждет славы, успеха, мечтая сначала о военном поприще, а затем о карьере священника.
Многие поступки Жюльена продиктованы низменными мотивами, жаждой мести, жаждой признания и поклонения, но он является не отрицательным персонажем, а скорее противоречивым и сложным характером, поставленным в непростые жизненные условия.
В образе Сореля содержатся черты характера революционера, одаренного простолюдина, который не готов мириться со своим положением в обществе.
Комплекс плебея заставляет героя стесняться своего происхождения и искать дорогу в другую социальную реальность. Именно этим болезненным самомнением объясняется его напористость: он уверен, что достоин большего.
Неслучайно его кумиром становится Наполеон – выходец из народа, сумевший подчинить себе сановников и вельмож. Сорель твердо верит в свою звезду, и только, поэтому теряет веру в Бога, в любовь, в людей.
Его беспринципность приводит к трагедии: попирая устои общества, он, как и его кумир, оказывается отторгнутым и изгнанным им.
Тематика и проблематика
В романе поднимается много проблем. Это и выбор жизненного пути, и формирование характера, и конфликт человека с обществом. Для рассмотрения любой из них важно понимать исторический контекст: Великая Французская революция, Наполеон, умонастроения целого поколения молодежи, Реставрация.
Стендаль мыслил этими категориями, он принадлежал к числу тех людей, которые лично видели слом общества и были под впечатлением от этого зрелища.
Помимо глобальных проблем, которые носят социальный характер и связаны с событиями эпохи, в произведении описаны также сложности взаимоотношений между людьми, любовь, ревность, предательство — то есть то, что существует вне времени и всегда воспринимается читателями близко к сердцу.
Основная проблема в романе «Красное и черное», это, конечно же, социальная несправедливость. Талантливый простолюдин не может пробиться в люди, хоть он и умнее знати, и способнее ее. В своей же среде этот человек тоже себя не находит: его ненавидят даже в семье.
Неравенство ощущается всеми, поэтому одаренному юноше завидуют и всячески мешают реализовать свои умения. Такая безысходность толкает его на отчаянные шаги, а показная добродетель священников и сановников лишь утверждают героя в намерении пойти наперекор моральным устоям общества.
Эта мысль подтверждается историей создания романа «Красное и черное»: автор нашел в газете заметку о казни молодого человека. Именно этот краткий отчет о чужом горе вдохновил его додумать недостающие подробности и создать реалистический роман, посвященный проблеме социального неравенства.
Конфликт личности и среды он предлагает расценивать не так однозначно: люди не вправе отнимать жизнь у Сореля, ведь именно они сделали его таким.
Нельзя не заметить и проблему невежества, царящего в правящих элитах. Те, кому дано править, преступно недооценивают свою миссию и лишь наслаждаются ее плодами, но ничего не делают для того, чтобы их подопечные стали жить лучше. Против таких глупцов и паразитов восстают Сорели, и в этом их справедливость.
Порядок реализуется не в казни недовольных, а в преобразованиях, которые должны уравнять в правах одаренных людей всех сословий, а бездарностей оттеснить назад. Но пока у власти лишь один социальный класс, революционных настроений не избежать, а значит и порядок будет водружен силой, но на пороховой бочке.
В чем смысл романа?
Сама история, заложенная в романе — это не выдумка, а реальные события, которые очень впечатлили Стэндаля. Именно поэтому в качестве эпиграфа автором выбрана фраза Дантона «Правда. Горькая правда». Так случилось, что однажды, читая газету, писатель прочитал о судебном деле Антуана Берте, с которого и был списан образ Сореля.
В связи с этим еще очевиднее становится социальная проблематика произведения, которая характеризует непростую эпоху и заставляет задуматься о ней. Тогда перед человеком очень остро стоял вопрос выбора: сохранить в бедности свою душевную чистоту или напролом и по головам идти к успеху.
Жульен хоть и выбирает второе, но тоже лишен возможности чего-то добиться, ведь безнравственность никогда не станет основой счастья. Лицемерное общество охотно закроет на нее глаза, но лишь до некоторых пор, и когда откроет, тут же отгородится от застигнутого врасплох преступника. Значит, трагедия Сореля – это приговор беспринципности и честолюбию.
Настоящая победа личности – это уважение к себе, а не бесконечные поиски этого уважения со стороны. Жульен проиграл, так как не смог принять себя таким, какой он есть.
Психологизм Стендаля
Психологизм является характерной чертой творчества Стэндаля. Он проявляется в том, что наряду с рассказом о действиях и поступках персонажа и общей картиной описываемых событий, автор на более высокой ступени анализа описывает причины и мотивы действий героя.
Таким образом, писатель балансирует на грани между кипящими страстями и анализирующим их разумом, создавая ощущение, что в то же самое время, когда герой совершает поступок, за ним ведется непрерывное наблюдение.
Например, это всевидящее око показывает читателю, как Жульен бережно укрывает от глаз свой приговор: маленького Наполеона, почитание которого уже накладывало свой отпечаток на действия героя с самого начала его пути.
Эта выразительная деталь указывает нам на душу Сореля – трепещущего мотылька, стремящегося к огню. Он повторил судьбу Наполеона, завоевав желаемый мир, но не сумев его удержать.
Жанровое своеобразие романа
Роман сочетает в себе черты романтизма и реализма. Об этом свидетельствует жизненная основа истории, наполненная глубокими и разнообразными чувствами и идеями. Это черта реализма. Но вот герой – романтический, наделенный специфическими чертами.
Он конфликтует с обществом, при этом незауряден, образован и красив. Его одиночество – гордое стремление возвыситься над толпой, свою среду он презирает. Ум и способности его трагически остаются не нужными и не реализованными.
Природа идет по его стопам, обрамляя чувства и события в его жизни своими красками.
Произведение часто характеризуют как психологическо-социальное, и с этим трудно не согласиться, так как в нем необычно перемешаны события действительности и подробная оценка внутренних мотивов героев.
На протяжении всего романа читатель может наблюдать постоянное соотнесение внешнего мира в целом и внутреннего мира человека, и до конца не выясненным остается, какой же из этих миров наиболее сложен и противоречив.
Дарья Куклина
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-romana-stendalya-krasnoe-i-chernoe/
Красное и черное — краткое содержание
Французский город Верьер, округ Франш-Конте. Господин Реналь говорит своей супруге, что желает взять на работу гувернера.
Реналь отличается довольно самодовольным и тщеславным характером и, несмотря на то, что гувернер в их доме совершенно необязателен, он желает его взять потому, что у господина Вально есть шикарные лошади, а если у Реналя и нет лошадей, должен быть хотя бы гувернер.
Реналь берет в услужение младшего сына Сорелей, так как его порекомендовал Шелан. Жюльен Сераль прекрасно знает латинский, обучен богословию и имеет весьма красивый внешний облик, за что пользуется большим спросом у дам.
Латынь юноша проходил не в школе, а у полкового лекаря, который после смерти завещал любовь к Наполеону и множество книг. Сорель младший еще с детства решил стать военным, так как для него это был единственный вариант заработать себе положение в обществе. Когда же юноша подрос, он понял, что может стать лишь священнослужителем.
Жена Реналя пребывала в негодовании от затеи своего супруга, так как имела трех сыновей, а в дом будет вхож посторонний и этот же посторонний, на ее взгляд, будет учить уму-разуму ее детей, а может и поднимать на них голосм.
Женщина была удивлена его возрасту и внешнему виду и вскоре к юноше все начинают хорошо относиться. Служанка Реналя, Элиза желает выйти замуж за Жульена после получения наследства, о чем сообщает аббату Шелану.
Несмотря на то, что аббат рад этому известию, Жюльен девушке отказывает, так как желает добиться большего в жизни. Все семейство летом отправляется в Вержи. Эта деревня находится в имении Реналей, так же там стоит их замок.
Госпожа Реналь все больше времени проводит с Сорелем и, наконец, понимает, что влюблена в него, так как юноша оказывается учтивым, веселым и сообразительным.
Реналь не знает, какие чувства испытывает к ней юнец, хотя она тоже очень нравится Жюльену Сорелю, так как она весьма очаровательна.
Сорель совершенно не любит госпожу Реналь, Жюльен лишь самоутверждается и мстит мужу Реналь, ведь он частенько беседует с ним жестко. Он говорит жене Реналь о том, что навестит ее сегодня как стемнеет, Жюльен сильно нервничает, но, увидев госпожу, не может отвести от нее взгляда. Спустя пару суток Сорель начинает осознавать, что безумно влюбился в свою госпожу.
Проходит неделя и у Реналь заболевает ребенок. Мать корит себя, ведь считает, что это расплата за все ее пригрешения. Ее мучает совесть за блуд и она отказывается от Сореля. Он впадает в отчаяние.
Муж Реналь не знает о грехах своей жены, но остальные в курсе всего происходящего. Элиза встречает Вально и говорит о блуде своей госпожи с Сорелем. К вечеру обо всем узнает глава семьи.
Жена объясняет, что это клевета, и супруг ей верит.
Слухи о блуде разлетаются очень быстро и Шелан предлагает Сорелю покинуть Верьер и уехать к Фуке-лесоторговцу, ну или поучиться в семинарии хотя бы один год. Сорель уезжает, но вскоре возвращается и прощается с госпожой. По их мнению они уже никогда не будут вместе.
Жюльен Сорель выезжает в семинарию и вскоре приходит к ректору. Ректор Пирару очень некрасив и вызывает в Сореле чувство ужаса. Пирар проводит собеседование, остается очень доволен латынью Жюльена, принимает его на обучение и даже назначает стипендию. Жюльена проводят в его комнату. Семинаристам он не нравится, так как слишком умен.
Сорелю необходимо определиться с наставником и он выбирает ректора Пирара. Ректор этому рад, так как сам на гране увольнения, несмотря на то, что ему покровительствует маркиз Ла-Моль, здешний аристократ. Через какое-то время Ла-Мель предлагает хорошее место ректору и Пирар уезжает. Жюльен рад за своего наставника и предлагает ему финансовую помощь на первое время.
Пирар помощь принимает.
Пирар приезжает в особняк Ла-Моля в город Париж. Ла-Моль высокий чиновник. Он предлагает работу и, так как ему необходим человек для переписки, спрашивает, нет ли у Пирара хорошего человека на эту должность. Пирар выставляет кандидатуру Сореля, как человека низкого сословия, но весьма одаренного. Ла-Моль вызывает Сореля на собеседование.
Жюльен Сорель отправляется в Париж, но по пути решает заехать к своей возлюбленной. До него дошли слухи, что она начала себя очень странно вести. Жульен с закатом приходит к ней. Вскоре муж о чем-то начал подозревать жену и Сорель убежал из ее покоев.
Жюльен добирается до Парижа. Его очень увлекает все, что связано с Наполеоном, он заходит в музеи, а после этого спешит на собеседование. Пирар показывает Ла-Молю претендента на должность.
Жюльена берут секретарем, и довольно скоро его начинает уважать сам маркиз Ла-Моль за прилежное исполнение своих обязательств. Сорелю доверяют все более сложные дела и он успешно с ними справляется. Сорель быстро понимает стиль одежды парижан и вливается в их стиль жизни.
Жюльену Сорелю вручают орден и после этого он успокаивается и чувствует себя более раскованно. Жюльен Сорель часто видит мадмуазель Ла-Моль, но она его совершенно не интересует. Мадмуазели давно наскучили все аристократы и маркизы, которые хотят покорить ее сердце.
У девушки есть странная особенность, она каждый год в определенный день одевается траурно в часть возлюбленного Маргариты Наваррской. Ему отрубили голову на главной площади города.
От этой странности Сорелю становится интересна девушка, и он решает с ней заговорить. Им интересно вместе. Сорель хочет, чтобы девушка его полюбила, хотя и не знает, что она уже давно влюблена в него. Вскоре он получает от нее записку с признанием в любви и его переполняет гордость за самого себя.
Несмотря на все это, Сорель начинает казаться, что Матильда и ее друзья издеваются над ним, а ее любовь это лишь насмешка. Он приходит в ее покои и она проводит с ним ночь, но с утра стесняется своего поступка. Девушка несколько раз отвергает его, он обижается и перестает к ней подходить. К этому времени слишком сильно Матильда проникает в его сердце.
Князь Коразов, друг Сореля, предлагает поухаживать за другой девушкой, чтобы вызвать ревность мадмуазель Ла-Моль. Жюльен понимает, что Матьльда тоже его любит. Он залезает к ней в окно и она устремляется в его объятия. Ла-Моль беременеет и желает замужества. Отец соглашается на свадьбу.
Маркиз Ла-Моль достает для Сореля звание гусарского поручика и отправляется на фронт. Все его мечты сбылись.
Госпожа Реналь мстит Сорелю, рассказывая в письме, отданное Ла-Молю, что Сорель карьерист и подлец. Ла-Моль отказывает в браке и вскоре Сорель убивает Реналь.
Его сажают под арест. Матильда собирает свои вещи и уезжает к нему. Она всеми способами старается смягчить приговор, предлагая взятки судье и чиновникам.
На суд приезжает очень много людей, которым жалко Жюльена Сореля, он произносит последние слова, говоря, что он простолюдин и именно из-за этого все его беды, и другой судьбы для него не могло быть.
Перед казнью к нему приходит Реналь и сообщает, что письмо не ее, а духовника, он понимает, что все еще влюблен в нее. Жюльена после суда казнят. Матильда хоронит его голову, а Реналь умирает через несколько дней.
Источник: http://szhato.ru/stendal/203-krasnoe-i-chernoe.html
Стендаль — Красное и черное
Мэр небольшого французского города Верьер господин де Реналь берет в дом гувернёра — молодого человека по имени Жюльен Сорель. Амбициозный и честолюбивый Жюльен изучает богословие, великолепно знает латынь и читает наизусть страницы из Библии, с детства он мечтает о славе и признании, а также восхищается Наполеоном.
Он считает, что путь священника — верный способ сделать карьеру. Его вежливость и ум резко контрастируют с манерами и характером господина де Реналя, чья жена постепенно проникается к Жюльену симпатией, а затем и влюбляется в него.
Они становятся любовниками, но госпожа де Реналь благочестива, её постоянно терзают муки совести, к тому же обманутому мужу приходит анонимное письмо с предупреждением об измене жены. Жюльен, по предварительному сговору с госпожой де Реналь, делает похожее письмо, как бы пришедшее ей. Но по городу ходят слухи, и Жюльену приходится уехать.
Он устраивается в духовную семинарию в Безансоне, поразив ректора аббата Пирара знаниями. Когда приходит время выбрать себе духовника, он выбирает Пирара, которого, как потом выяснилось, подозревали в янсенизме.
Пирара хотят заставить уйти в отставку. Его друг, богатый и влиятельный маркиз де Ла-Моль, приглашает аббата перебраться в Париж и выделяет ему приход в четырех лье от столицы. Когда маркиз упомянул, что ищет секретаря, Пирар предложил Жюльена — как человека, у которого «есть и энергия и ум».
Тот очень рад возможности оказаться в Париже. Маркиз, в свою очередь, привечает Жюльена за его трудолюбие и способности и доверяет ему самые сложные дела. Он также знакомится с дочерью маркиза Матильдой, которая откровенно скучает в светском обществе.
Матильда избалована и эгоистична, но не глупа и очень красива. Самолюбие гордячки оскорблено равнодушием Жюльена, и неожиданно она в него влюбляется. Жюльен не испытывает ответной страсти, но внимание аристократки ему льстит.
После ночи, проведённой вместе, Матильда приходит в ужас и разрывает отношения с Жюльеном, тот же мучается от неразделённой любви. Его друг, князь Коразов, советует вызвать в Матильде ревность, флиртуя с другими женщинами, и план неожиданно удаётся.
Матильда снова влюбляется в Жюльена, а затем сообщает, что ждёт ребенка и хочет выйти за него замуж. Однако радужные планы Сореля расстраивает внезапное письмо госпожи де Реналь. Женщина пишет:
Бедность и жадность побудили этого человека, способного на невероятное лицемерие, совратить слабую и несчастную женщину и таким путем создать себе некоторое положение и выбиться в люди… Он не признает никаких законов религии. Сказать по совести, я вынуждена думать, что одним из способов достигнуть успеха является для него обольщение женщины, которая пользуется в доме наибольшим влиянием.
Маркиз де Ла-Моль не желает видеть Жюльена. Тот же едет к госпоже де Реналь, по дороге покупает пистолет и стреляет в бывшую возлюбленную. Госпожа Реналь не умирает от ран, но Жюльена всё равно заключают под стражу и приговаривают к смертной казни. В тюрьме он снова мирится с госпожой де Реналь и раскаивается в попытке совершить убийство.
Он понимает, что всегда был влюблен только в неё. Госпожа де Реналь приходит к нему в тюрьму и рассказывает, что письмо сочинил её духовник, а она его только переписала. После вынесения приговора о смертной казни Жюльена, он отказывается подавать апелляцию, подкрепляя это тем, что он достиг в жизни всего, и смерть только закончит этот путь.
Госпожа де Реналь умирает через три дня после казни Жюльена.
Источник: https://KnigoPoisk.org/books/stendal_krasnoe_i_chernoe