Краткое содержание тургенев фауст за 2 минуты пересказ сюжета

Трагедия начинается с авторского посвящения друзьям молодости Гёте, с которыми он связан множеством жизненных перипетий, и кого уже давно рядом с ним нет.

Следующая часть – «Театральное вступление», где между Директором театра, Поэтом и Комическим актёром ведется беседа. В ней герои обсуждают проблему соответствия высокой поэзии, с ее истинным назначением, требованиям толпы.

Как достигнуть гармоничного сочетания высокого искусства с успехом и популярностью.

В «Прологе на небе» развивается проблема «небес, земли и ада». Главными действующими лицами здесь становятся Бог, Мефистофель, архангелы, а также впервые упоминается имя Фауста. В беседе с владыкой тьмы Господь приводит Фауста в пример как самого верного и усердного своего раба.

В ответ Мефистофель берется раскрыть настоящую сущность ученого и объясняет его рвение желанием получить награду за свои старания. Тогда Бог разрешает Мефистофелю испытать Фауста всеми возможными земными наслаждениями и соблазнами, будучи уверенный в его неизменной преданности.

Ученый проводит дни и ночи в своем мрачном, терзаемый своими мыслями. За свою долгую жизнь Фауст многое изучил, многое узнал, но он прекрасно понимает, что, несмотря на всю свою ученость, так и «остался дураком».

В отличие от своего недалекого ученика Вагнера, Фауст осознает ограниченность человеческого разума и возможностей науки, их беспомощность перед лицом природы и всего мироздания, полных бесконечных тайн и загадок.

Фауст несчастен оттого, что вся жизнь его была прожита напрасно, а все попытки познать истину оказались тщетными.

Но однажды в облике черной собаки ему является Мефистофель, а затем предстает перед Фаустом собственной персоной в одеянии студента. В отличие от Вгнера, неизвестный гость гораздо более умен и куда более проницателен. В разговоре с Фаустом он затрагивает самый корень проблемы, так терзавшей несчастного ученого. Мефистофель насмехается над людской беспомощностью и человеческим уделом.

В другой раз он является Фаусту в нарядной одежде и зовет его с собою, чтобы развеять черную тоску. И если полученное наслаждение захватит ученого настолько, что он никогда не захочет с ним более расставаться, это будет означать полное порабощение Фауста Мефистофелем.

Между ними заключается сделка, которая скрепляется кровью, после чего оба отправляются в путешествие. После выпитого зелья, Фауст вновь становится молодым, полным сил, красоты и желаний. Теперь он полностью уверен в своей решимости познать истину и обрести настоящее счастье.

Первым соблазном Фауста стала невинная пятнадцатилетняя девушка Маргарита из простой семьи, неискушенная, бесхитростная натура. Встретив молодого героя, она моментально влюбляется в него, между ними вспыхивает взаимная страсть. Чтобы мать не мешала их с Фаустом свиданиям, Маргарита каждый раз подсыпала ей в напиток снотворное.

Но однажды влюбленных застал брат девушки Валентин. Между ним и Фаустом разгорелся скандал, Валентин кинулся в драку, и Мефистофель обнажил шпагу. Фауст последовал его примеру и также ввязался в бой, заколов  брата своей возлюбленной. Перед смертью Валентин проклинает гулящую сестру, обрекая ее на вечный позор.

Вскоре от рук собственной дочери умирает мать Маргариты. Выясняется, что подсыпая в очередной раз снотворное, девушка не рассчитала дозу, и мать больше не проснулась. Об этом Фауст узнает не скоро, потому как, совершив убийство, был вынужден бежать из города от законного преследования.

Позже Маргарита рожает дочку, но умертвляет ее, утопив в реке, дабы спастись от людского гнева. Теперь она заключенная, ожидающая в темнице собственную казнь.

Фаусту является образ возлюбленной, заточенной в неволе с ужасным шрамом на шее. Обращаясь к Мефистофелю, он требует спасти Маргариту. Медлить нельзя, и вскоре оба они оказываются снова в городе. Трагическое свидание влюбленных происходит в темнице.

Девушка сначала не узнает своего Друга, но вскоре в ее памяти всплывет вся история ужасных событий, произошедших с ней за последнее время. Она не верит своему счастью, неужели свобода уже так близка? Однако Маргарита отказывается покидать темницу, выбрав для себя мученическую смерть, искреннее раскаяние и Божий суд.

Господь спасает душу несчастной девушки, которая отказалась от свободы, там милостиво предложенной ей Мефистофелем.

Во второй части произведения дьявол приводит Фауста к императорскому двору. В стране дела обстоят плохо из-за опустевшей казны. Тогда Мефистофель придумывает хитрую схему, благодаря которой государственный бюджет вскоре пополняется, а народ оказывается одураченным. При двое недолгое время царит настоящая эйфория, а заговорщиков все встречают с восхищением и ликованием.

Мефистофель дарит Фаусту чудесный ключ, отворяющий двери в прошлое, во времена античности и языческих богов. Ученый встречает самую прекрасную в мире женщину – Елену, которая олицетворяет для главного героя идеал духовной и физической красоты.

Тем временем ученик Фауста ставит очередной эксперимент, в результате которого из колбы на свет появляется Гомункул. Он ставится в противовес рожденному в любви ребенку Фауста и Елены. Но жить на свете ему суждено недолго. Ведомый страстью к вечной борьбе, он улетает ввысь и исчезает навсегда. Вскоре героя покидает и сама Елена, ведь абсолютная красота и счастье – вещи несовместимые.

Мефистофель возвращает Фауста в Средневековье. Новая цель ученого – построить плотину и отобрать часть земли. Осуществлению плана мешает хижина, стоящая на пути будущей постройки. Хозяева отказываются обменять свой дом на другое жилище, тогда Фауст в гневе просит дьявола расправиться со стариками. После этого Фауста одолевает безудержная горечь от содеянного.

Вот и подходит жизнь главного героя к своему завершению. Он снова стар, а теперь и вовсе слепнет. А вместо строительства плотины Мефистофель указывает своим прислужникам копать Фаусту могилу. После всего, что с ним произошло, герой понимает, что подлинного счастья не дают ни богатство, ни власть, ни слава, ни обладание самой прекрасной женщиной.

Фауст приходит к мысли, что только тот заслужить может свободу, кто боролся за жизнь. Перед его глазами предстает картина, где  «народ свободный на земле свободной», и теперь он готов остановить мгновение. В тот же момент жизнь Фауста прекращается, но прежде чем Мефистофель успевает поработить его, как в последнюю секунду ангелы уносят душу Фауста.

Он спасен, а значит, прожил свою долгую жизнь не зря.

Вариант 2

На небе беседуют Бог и Мефистофель. Мефистофель говорит Богу, что если у человека не было бы разума, то жилось бы ему чуть-чуть лучше.

Господь рассказывает Мефистофелю о докторе Фаусте, который служит ему и обязательно выбьется из мрака. Мефистофель предлагает Богу спор, он готов перетянуть доктора на свою сторону, искушая его, если Господь позволит ему это. Тот соглашается.

Ночь. Фаусту не спится, он с печалью думает о том, что овладев богословием, изучив медицину, философию, юриспруденцию, он как был, так и остался неучем. Хоть он магистр и доктор, и уже много лет учит других, но все-таки очень многого  не знает. Фауст не тешит себя мыслью, что он «светоч людского рода».

Поэтому доктор решается обратиться к магии, он зовет  духа, который бы открыл ему «тайну бытия», помог понять внутреннюю связь вселенной…

Вдруг луна гаснет, откуда-то берется дым, затем над челом доктора вспыхивает красный луч. Он ощущает замогильный запах. Доктор понимает, что дух где-то рядом. Фауст в нетерпении, он жаждет увидеть духа, призывает его: «Явись, явись».

Но когда в красном пламени возникает дух, Фауст в первое мгновение испытывает отвращение. Дух обижается: ведь Фауст настойчиво, нетерпеливо звал его, а сам отворачивается.

  • Доктор смущенно признается, что внешность духа его страшит.
  • Дух начинает насмехаться над  Фаустом – ведь доктор молил черта прийти, возомнил сравняться с ним, разговаривал с духом, как с равным – и вот он трясется от страха!
  • Тут Фауст взял себя в руки и гордо ответил духу, что не собирается прятать своего лица, да и значит он не меньше этого черта.

Дух пытается убедить доктора, что он, дух, куда более значим. Ведь он повсюду: на земле, на небе, в океане; он ведает жизнью и смертью; он такой же, как Бог.

После этого дух пропал.

Фауст расстроен тем, что дух считает себя выше его. Но, поразмыслив, он раскаивается в том, что посмел приравнять себя к богу. Испытывая сильное разочарование, чувствуя себя  ничтожным червем, Фауст намерен покончить с собой. Но ангельское пение и колокольный звон, известившие о том, что Христос воскрес, заставили его передумать.

Фауст со своим учеником Вагнером идет на городскую площадь, где проходят народные гуляния. Там к ним подбежал черный пудель, Фауст берет собачку к себе домой.

Вечером, когда доктор сел за перевод, собака играла  рядом. Вдруг Фауст замечает, что пудель обратился в Мефистофеля. Черт принимает образ студента. Фауст интересуется, кто он такой. Дьявол отвечает, что он – сила, которая несет добро, хотя всему желает зла.

Мефистофель подтрунивает над Фаустом, высмеивая присущие людям слабости. Когда он собирается покинуть комнату ученого, тот не хочет отпускать собеседника и чертит пентаграмму. Тогда дьявол напускает на него сон и исчезает. 

Вскоре Мефистофель появляется вновь. Теперь он принял образ богатого и знатного господина. Дьявол уговаривает Фауста отправиться с ним, обещая исполнять « любую блажь» доктора. И ученый, не в силах устоять перед искушением, подписывает с Чертом роковой договор кровью. У Мефистофеля есть волшебный плащ, на котором новоиспеченные приятели улетают в путешествие.

В Лейпциге путешественники посещают погреб Ауэрбаха, и там веселятся в компании пьяных гуляк. Когда один из собутыльников проливает на землю вино, которым их угостил Дьявол, оно вспыхивает.  Пьяницы набрасываются на Мефистофеля с ножами, но он мгновенно погружает их в состояние эйфории и исчезает вместе с Фаустом.

Дьявол с доктором навещают ведьму. Она угощает Фауста зельем, приняв которое доктор ощущает  жар в теле, возвращение молодости.

На улице Фаусту повстречалась прекрасная девушка, Маргарита. Он жаждет познакомиться с ней и просит Мефистофеля помочь ему в этом. Но Дьявол отвечает, что  Маргарита — невинная девушка и поэтому не подвластна ему. Фауст напоминает Дьяволу об условиях договора и грозит расторгнуть его, если Мефистофель не устроит свидания.

Маргарита тоже думает о Фаусте и мечтает с ним познакомиться. Мефистофель сплетает вокруг Маргариты хитроумную сеть: подкладывает драгоценности, вводит в заблуждение соседку Марту и постепенно сводит ее с «отличным малым» — Фаустом. Вскоре доктор признается девушке в любви.

Маргарита тоже влюблена. Чтобы остаться с любимым наедине, она тайно дает своей бдительной матери снотворное, полученное от Мефистофеля. После этого девушка позволяет Фаусту ее соблазнить. Узнав о грехопадении сестры, ее брат Валентин хочет сразиться с опозорившим ее человеком и погибает от руки противника.

Мать Маргариты тоже мертва – капли, подлитые дочерью, оказались смертельными.

Фауст остыл к Маргарите. Она осталась беременная в одиночестве, с грузом вины за погубленных мать и брата. Рожденная дочь тоже погибла по ее вине. Свои дни помешавшаяся Маргарита закончила в тюрьме.

А Мефистофель с Фаустом продолжают развлекаться и бесчинствовать. Много бед они приносят людям.

Когда Дьявол отпускает Фауста, он с ужасом наблюдает плоды своих похождений. Его ученик Вагнер многого добился, а сам доктор прожил это время впустую.

Эта трагедия учит тому, что не стоит полагаться на других, а нужно всего добиваться самому. И надо реально оценивать свои возможности и не пытаться получить желаемое любой ценой.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Гёте. Все произведения

Фауст. Картинка к рассказу

Краткое содержание Тургенев Фауст за 2 минуты пересказ сюжета

Сейчас читают

  • Краткое содержание Лев и собачка Толстого
    Однажды в Лондон привезли диких животных. Хозяин зоопарка показывал животных за деньги или за корм его питомцам: бродячих кошек и собак.
  • Краткое содержание Портер Корабль дураков
    Произведение повествует о пассажирах корабля Вера, со всеми их привычками, чертами и безумствами. Действие происходит в 1931 году, из Мексики в Германию, возвращаются люди. Они знакомятся друг с другом и мирно беседуют.
  • Краткое содержание Восстание масс Ортега-и-Гассет
    В своем труде Хосе Ортега-и-Гассет «Восстание масс» говорит о проблеме человека. Автор сначала рассказывает о феномене стадности. В этом разделе он говорит о том, что масс – это необязательно большое скопление людей
  • Краткое содержание Гарри Поттер и Орден Феникса книги Роулинг
    Во время летних каникул на главного героя и его кузена нападают дементоры. Для защиты Гарри приходиться применить, не разрешаемую министерством, силу магии. Впоследствии он оправдывает свой поступок.
  • Краткое содержание Пришвин Лесная капель
    Собранные короткие рассказы включают в себя множество интересных фактов из жизни животных и птиц, сезонное временное изменение в лесном хозяйстве. Описание ведётся в форме дневника. Каждое время прекрасно и привлекательно

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/gyote/faust-pereskaz

Краткое содержание Тургенев Фауст для читательского дневника

Тема Фауста у Тургенева вызывает массовый интерес русского народа к идеалистической философии Германии.

Произведение Фауст повествует о великих персонажах, их характерах, прослеживается система мышления и сознания. Это повесть в девяти письмах, в эпистолярной форме. Читатель может ознакомиться с письмами одного лица. В повести Фауст Тургенева показаны портреты, описывается быт, сцены драматизма.

Основная тема писем Фауста показывает полные воспоминания главного героя. Интимная жизнь его, время пребывания в усадьбе, возврат домой из заграницы. Показана любовная история с героиней Верой Николаевной. Эта история любви, которая завязалась в молодости, потом прервалась и возобновилась спустя девять лет.

Главный сюжет заключается в теме Фауста. Она раскрыта в ходе пробуждения и идей просветления в душе Веры. Произведение предполагает ряд мотивов реалистических образов, которые имеют фантастическое олицетворение и символическое значение.

Душевное состояние персонажей Тургенева передается через приемы живописания.

«Фауст» И.С. Тургенева одна из попыток воплощения замысла великого Гете на русской почве, анализ возможного воздействия произведения на русскую душу и культуру.

Тургенев. Краткие пересказы:

Краткое содержание Тургенев Фауст за 2 минуты пересказ сюжета Картинка Фауст

Сейчас читают:

  • Краткое содержание Чехов Дядя Ваня
    Отставной профессор Серебряков второй раз женился на красивой и молодой Елене Андреевне. Супруги живут с доходов имения, которым управляют родственники покойной жены Александра Владимировича. Хозяйство ведут Иван Петрович Войницкий,
  • Краткое содержание Киплинг Рикки Тикки Тави
    Действия рассказа происходят в поселке Сигуали. Главный герой повествования – мангуст Рикки-Тики-Тави. Его верные друзья и помощники: птица Дарзи и ондатра. Мех мангуста походил на шерсть кошки
  • Бунин
  • Краткое содержание Пушкин Станционный смотритель
    Станционные смотрители несчастные люди, ведь на них выплескивают всю свою злобу и недовольство путешественники. Смотритель не знает благодарности от клиентов. Несмотря на это смотрители очень интересные люди
  • Разное
  • Краткое содержание Чехов Хирургия
    Всем известный писатель Антон Павлович Чехов – его короткие юмористические произведения интересны и оригинальны. Главные персонажи в рассказах индивидуальны, события происходят в небольших городах. Рассказ « Хирургия » был изданный в 1884 году

Источник: https://uchim-klass.ru/kratkie-soderzhaniya/turgenev/kratkoe-soderzhanie-turgenev-faust

«Фауст» краткое содержание по главам

Краткое содержание Тургенев Фауст за 2 минуты пересказ сюжета

  •  Пьеса «Фауст» — трагедия, автор которой Иоганн Вольфганг Гёте, состоит из двух частей
  • «Фауст» Гете можно читать в сокращении или краткое содержание по главам, но так вы можете упустить много интересных моментов.
  • Три вступительных текста открывают трагедию.
  • Первый — это посвящение друзьям молодости, полное лирики и нежности воспоминание о тех, кто был рядом с Гете во время работы над поэмой.

Далее следует Театральное вступление, где Директор театра, Поэт и Комический актер спорят о роли искусства в обществе. Директор, приземленный циник, твердо уверен в обслуживающей роли искусства вообще и театра в частности. Несложные шутки, забавные ситуации, накал примитивных страстей — нет лучше способа завлечь в театр зрителя и сделать спектакль успешным. С ним согласен Комический актер, предлагающий Поэту не размышлять слишком много о вечных ценностях и ратующий за сиюминутный успех. Поэт же выступает против использования высокого искусства, дарованного самим небом, в качестве развлечения для невзыскательной публики. Завершая спор, Директор предлагает решительно приступать к делу и напоминает, что в распоряжении Поэта и Актера все технические чудеса его театра.

Читайте также:  Краткое содержание рассказов валентина пикуля за 2 минуты

Пролог на небе

Возвышенное и выспренное прославление чудес господних, возглашаемое архангелами, прерывает Мефистофель, указывающий, с характерным для «духа отрицанья» скептическим обаянием, на бедственное положение людей.

Мефистофель полагает, что данный Господом разум ни к чему людям, «Он эту искру разумом зовет/И с этой искрой скот скотом живет.

» Господь указывает Мефистофелю на Фауста, как образец использования разума на благо познания, и уверяет, что Фауст преодолеет любые трудности на этом пути. Мефистофель искренне удивлен, полагая двойственность натуры доктора залогом его падения. Так заключается спор.

Фауст отдан Господом Мефистофелю с напутствием творить над ним любые эксперименты, ведь «..чутьем, по собственной охоте/он вырвется из тупика». Начинается еще одна партия извечной борьбы света и тьмы, добра и зла.

«Фауст» краткое содержание 1 часть

Предмет спора, великий ученый Фауст проводит бессонную ночь в своей келье, загроможденной фолиантами, приборами, свитками и прочими атрибутами мира ученого, стремящегося во что бы ни стало овладеть тайнами мироздания и постичь законы вселенной.

Доктор Фауст не обольщается на свой счет, признавая, что несмотря на широчайшие познания почти во всех областях науки «Я богословьем овладел, /над философией корпел, /юриспруденцию долбил /и медицину изучил», которыми он овладел за свою жизнь, истинного знания о природе всего сущего ему обрести так и не удалось.

Попытка воззвать к могущественнейшему духу лишь еще раз демонстрирует ученому ничтожность его земных деяний. Скорбь и уныние, в которые погружен доктор, не смог развеять и визит соседа, школяра Вагнера.

Этот персонаж — прекрасный образец стремления «грызть гранит науки», подменяя истинное знание и вдохновение умелыми интонациями и заимствованными мыслями. Самонадеянная глупость школяра раздражает доктора, и Вагнер оказывается выставлен прочь.

Мрачная безысходность, горькое осознание того, что жизнь прошла среди реторт и склянок, в напрасном мраке постоянных поисков, ведут Фауста к попытке самоубийства. Доктор намеревается выпить яд, но в момент когда кубок уже поднесен к губам, раздается пасхальный благовест. Святой праздник спасает Фауста от смерти.

Сцена народного гулянья, где в толпе можно наблюдать студентов, служанок, благородных дам, бюргеров, нищих, легкие диалоги и веселые шутки приносит ощущение света и воздуха, резко контрастирующего с ночными метаниями.

Фауст в компании своего ученика, Вагнера, вливается в общество веселых горожан. Почитание и уважение окрестных жителей, вызванное медицинскими успехами доктора, ничуть не радует его.

Двойственное стремление познать одновременно все тайны земные и чудеса заоблачные исторгает у Фауста призыв к духам небесным, что помогли бы ему овладеть истиной.

По пути к ним прибивается черный пудель, и Фауст приводит его к себе в дом.

Герой пытается справиться с упадком духа и безволием, принимаясь за перевод Нового Завета. Согласно своей теории активного познания, доктор переводит греческое «логос» как «дело», трактуя первую фразу канона как «Вначале было дело». Но проделки пуделя отвлекают его от ученых трудов. И вдруг перед Фаустом и читателями предстает Мефистофель в образе странствующего студента.

Настороженный вопрос Фауста о том, кем является вновь прибывший, рождает знаменитую реплику «я часть той силы, что вечно хочет зла, но совершает благо». Новый собеседник доктора, оказывается, не чета унылому и глуповатому Вагнеру.

Равный доктору по силе и остроте ума, по широте познаний, Мефистофель едко и точно смеется над человеческими слабостями, словно прозревая метания Фауста.

Усыпив доктора с помощью хора и хоровода духов, Мефистофель исчезает, оставив задремавшего ученого заинтригованным нежданной встречей.

Второй визит Мефистофеля, уже в образе светского щеголя, влечет за собой договор, по которому Фауст отдает свою душу во власть черта. Кровь скрепляет сделку, и на широком плаще Мефистофеля, словно ковре-самолете, герои отправляются в странствие.

Фауст теперь молод, красив, полон сил — к его услугам все наслаждения и иллюзии мира.

Первым опытом становится любовь к Маргарите, вначале кажущаяся единственно возможным счастьем земным, но вскоре оборачивающаяся трагедией, влекущая за собой смерть и горе.

«Фауст» краткое содержание 2 часть

Вторая часть путешествий Фауста и Мефистофеля приводит нас к императорскому двору, в описании которого легко угадывается одно из германских государств.

Акт первый начинается со сцены отдыха Фауста на прекрасном летнем лугу. Духи света навевают легкие приятные грезы, успокаивают израненную и истерзанную душу доктора, казнящего себя за смерть Маргариты.

Следующая сцена переносит героев и зрителей ко двору. Роскошь и позолота, что прикрывают тотальное обнищание и оскудение.

Советники императора в тревоге, но Мефистофель, неунывающий черт-проказник устраивает бал, в вихре которого умудряется обстряпать хитрый план по «улучшению» финансового положения.

В ход идут купоны, подписанные рукой императора, чья номинальная стоимость, указанная на бумаге, покрывается либо казной, либо «богатством недр земных». Разумеется, рано или поздно афера лопнет, но пока ликует вся страна, а доктора и черта чествуют, словно героев-избавителей.

После бала, в одной из темных галерей дворца, Фауст получает от искусителя невзрачный на первый взгляд ключ, который оказывается пропуском в волшебную страну древних богов и героев.

Из своих странствий Фауст приводит к императорскому двору, жаждущему все новых развлечений, Париса и Елену. Светские дамы, по традиции, критикуют внешность красавицы, но Фауст всем существом своим ощущает, что перед ним идеал женской красоты, дивное слияние духовных и эстетических черт.

Доктор стремится удержать Елену, но вызванный образ не вечен, и скоро исчезает, оставив Фауста в тоске.

Акт второй. Тесная готическая комната, куда приносит доктора Мефистофель, оказывается его старой лабораторией. Завалы фолиантов, расписка, лохмотья и пыль. Пока доктор в забытьи, Мефистофель утонченно издевается над глупостью и напыщенностью бывших учеников Фауста.

Прогнав их, Мефистофель заглядывает в лабораторию, где прилежный ученик, ныне возомнивший себя создателем, пытается вырастить в колбе искусственного человечка, гомункулюса. Опыт оказывается успешен, и в колбе рождается еще одно существо из мира теней.

Гомункул вместе с Мефистофелем решают утащить Фауста в мир потусторонний, дабы разбить очарованный сон и привести доктора в чувство.

Пребывая за гранью сущего, доктор встречает мифических и чудесных существ, разговаривает со сфинксами и ламиями, сиренами и Хароном, который и подсказывает, где можно найти прекрасную Елену.

Фауста не остановить, стремление к цели делает его одержимым.

Сирены и нереиды, гомункул и Фауст вместе с Мефистофелем кружатся в хороводе то ли видений, то ли невероятных приключений, среди которых звучит монолог гомункула о двойственной природе своей натуры, не позволяющей ему обрести покой и счастье.

Акт третий показывает нам прекрасную Елену у врат дворца Менелая, что в Спарте. В тревоге и печали, Елена входит во дворец, сама не зная, чего ожидать от будущего. Великолепный стих, который Гете максимально приблизил к греческому гекзаметру, переносит зрителей во времена античных трагедий.

События, что разворачиваются далее во дворце, требуют от читателей знания древнегреческих мифов и античных историй, отсылая ко временам внутренних распрей в стране, когда Афины воевали со Спартой.

Елена вместе со своими служанками должна, по словам парки Форкиады, принять смерть, но приходит туман, вместе с которым развеивается парка, а царица оказывается во внутреннем дворе замка. Здесь она встречается с Фаустом.

Прекрасный, мудрый и сильный, как воплощение десятка древнегреческих царей, Фауст получает Елену в возлюбленные, и результатом этого дивного союза становится сын Эвфорион, образу которого Гете намеренно придал байронический ореол.

Прелестная картина семейного счастья, но наслаждение бытием вдруг обрывается исчезновением Эвфориона. Юношу манят борьба и вызов стихиям, он уносится ввысь, оставив лишь сияющий след. На прощанье Елена обнимает Фауста и замечает, что «… на мне сбывается реченье старое, что счастье с красотой не уживается..».

В объятиях Фауста остаются лишь ее одежды, словно знаменующие преходящий характер телесной красоты.

Акт четвертый. Возвращение.

Мефистофель, как любой обитатель потустороннего мира, не пренебрегающий экзотическими средствами передвижения, в семимильных сапогах возвращает Фауста из идеально гекзаметрической Греции в родное и близкое средневековье.

Различные варианты и планы, как добиться славы и признания, предлагаемые им Фаусту, отвергаются доктором один за другим. Раздосадованному черту Фауст признается, что хотел бы попробовать себя в роли творца тверди земной, отвоевав кусок плодородной земли у моря.

Мефистофель на это возражает, что прекрасная идея подождет, а сейчас надо помочь императору, который, благословив и воплотив аферу с ценными бумагами, недолго пожил в свое удовольствие, а сейчас находится в опасности, рискуя потерять трон, а то и жизнь.

Блестящая военная операция, где наши герои демонстрируют знание военных тактики и стратегии, а также несомненные диверсионные способности, завершается оглушительной победой.

Акт пятый, в котором Фауст твердо намерен осуществить свой замысел, равняющий его с демиургом. Но вот незадача — на месте будущей плотины стоит хижина двух старичков, Филемона и Бавкиды. И напрасно ли Гете дал этим третьестепенным персонажам имена древнегреческих воплощений счастливой семейной старости..

Фауст предложил им другое жилище, но упрямцы отказываются покидать хижину. Раздраженный препятствием Фауст просит черта помочь справиться с ситуацией. Мефистофель решает вопрос в полном соответствии с образом. Стариков, а вместе с ними и заглянувшего гостя, убивают стражники, а хижина сгорает от нечаянного пожара.

Фауст в горе, восклицает и стенает.

Он уже стар, чувствует тоску и усталость, и все его мечты теперь — только о плотине. Но еще один удар — нежданная слепота. Но в окружившей тьме он различает голоса, стуки лопат, тарахтенье колес, и радостно понимает, что работы идут, и заветная цель уже близка.

Но увы — это еще одна злая шутка Мефистофеля, и вместо строителей вокруг доктора кружатся лемуры. По указанию Мефистофеля, они роют вовсе не плотину, но могилу Фаусту. Герой между тем счастлив, и произносит вдохновенный монолог, в котором концентрируется обретенный на долгом пути опыт познания мира.

Не власть или слава, богатство или обладание прекрасной женщиной являются высшим счастьем на земле, но лишь общее деяние, необходимое всем и осознанное миром, придает жизни наивысшую полноту. Так в конце жизни наш герой осознает, что воистину, «вначале было дело».

Восторгающийся открывшейся великой истиной, он произносит сакраментальное «Остановись, мгновенье!..» и тут же падает. Мефистофель ликует, но спустившиеся ангелы уносят прозревшую и тем спасенную душу в рай. Мефистофель неистовствует, проклиная свои действия и намерения.

В загробном мире Фауст встречается с тенью Гретхен, которая провожает его по неизведанному еще пути.

Источник: https://ktoikak.com/faust-kratkoe-soderzhanie-po-glavam/

«Фауст» Тургенева, краткое содержание по главам

Помещик тридцати семи лет Павел Александрович пишет письмо из деревни своему другу Семену Николаевичу, который живет в Петербурге. В нем он рассказывает о том, в какое запустение пришло имение. Дом совсем обветшал, слуги состарились, охотничьи собаки все издохли, осталась только старая безродная Шавка. Зато похорошел, разросся сад.

Делать здесь совершенно нечего, можно только читать. Счастье, что в имении есть неплохая библиотека, да и много книг Павел Александрович привез из-за границы. «Фауста» Гете он в последнее время с удовольствием перечитывает.

Письмо второе

12 июня 1850 года

Павел сообщает другу интересную новость. Сегодня, когда он гулял по дороге, мимо проезжал сосед, их университетский товарищ Приимков.

Павел очень обрадовался встрече и пригласил старого друга в гости. Оказывается, Приимков женат на Вере, бывшей возлюбленной помещика.

Когда-то Павел провел лето в деревне у своего дяди и там познакомился с Верой. Девушка жила с матерью в соседнем поместье.

История этой семьи примечательна. Дед Веры по материнской линии Ладанов прожил 15 лет в Италии. Там он влюбился в крестьянку и похитил ее. Женщина родила девочку, но уже на следующий день была застрелена своим бывшим женихом-итальянцем.

Ладанов привез дочь в Россию и воспитывал в своем имении. Человек он был немного странный: увлекался алхимией, каббалой. В деревенской округе его считали колдуном. Ладанов дал своей дочери превосходное образование, девушка говорила на пяти языках. Она была очень красива, но замуж долго не выходила, пока ее не увез некто по фамилии Ельцов.

Ладанов проклял дочь, предрек ей печальную и трудную жизнь. Свои дни он доживал в одиночестве. Ельцов случайно погиб на охоте от шальной пули своего товарища. Его жена воспитывала Веру по своим правилам, довольно странным в нашем обществе.

Девочке дано было много воли, но авторитет матери был настолько велик, что Вера никогда не решалась нарушать ее запретов. В частности, были запрещены стихи и романы, «все выдуманное».

Вера с увлечением читала записки путешественников и очерки по естественной истории, но ничего не знала о Пушкине.

В такую оригинальную личность и влюбился Павел. Он сделал Вере предложение, но госпожа Ельцова была категорически против такого союза. Павел уехал учиться в Германию и вскоре забыл о своем увлечении. Теперь ему было любопытно: чем же сумел угодить Приимков своей теще, и какой стала Вера через десять лет?

Письмо третье

16 июня 1850 года

Павел с восторгом описывает свой визит к Приимкову. Вере двадцать восемь, но она за десять лет ничуть не изменилась и выглядит семнадцатилетней. И это при том, что женщина родила троих детей. Правда, выжила только одна девочка – Наташа.

Любопытно, что Вера по-прежнему не читает стихи и романы, впрочем, как и Приимков. Вот почему так благосклонна была к нему уже покойная госпожа Ельцова. В гостиной висит ее портрет, и Вера всегда сидит под ним.

Павел заводит разговор о литературе, он интересуется, запрещено ли и теперь читать Вере сочинения «выдуманные»? Хозяйка отвечает, что маменька сняла этот запрет, но у нее самой не возникает такого желания.

Изумленный Павел предлагает Вере прочитать «Фауста» и обещает приехать через два дня с книгой.

Письмо четвертое

20 июня 1850 года

Через два дня Павел приезжает к обеду. За столом, кроме Приимкова, Веры и девочки сидят гувернантка и старый учитель-немец Шиммель. Он приехал из соседнего имения послушать «Фауста».

После обеда гости гуляют в саду, а ближе к вечеру располагаются в беседке в виде китайского домика, которую привели в порядок специально для чтений. Павел открывает «Фауста» с волнением. Он уже жалеет, что выбрал именно эту книгу, лучше было начать с Шиллера. Как воспримет литературный текст с таким неоднозначным сюжетом, да еще и в стихах, воспитанная в строгости Вера?

Но «Фауст» производит на ошеломляющее впечатление. Исключение составляет Приимков, который плохо понимает немецкий. Вера сидит неподвижно, а когда чтение заканчивается, выбегает в сад. Павел следует за ней, чтобы спросить о впечатлении.

Вера просит оставить ей книгу, чтобы перечитать произведение еще раз. Взволнованный Павел дарит ей «Фауста». Женщина благодарит и убегает. Удивленный Приимков находит жену в спальне, где она горько плачет. Но к ужину Вера выходит к гостям в своем обычном состоянии.

Начинается гроза, и Павел остается ночевать у Приимковых.

Всю ночь он не спит, а утром раньше всех спускается в гостиную. Там помещик со злорадством обращается к портрету госпожи Ельцовой: «Ну что, взяла?» И вдруг ему кажется, что портрет смотрит на него с осуждением.

Вера тоже не спала всю ночь. Молодые люди встречаются в саду, и женщина просит не упоминать пока о книгах. Павел и Вера беседуют на отвлеченные темы.

Письмо пятое

26 июля 1850 года

Павел часто ездит к Приимковым. Он читает им вслух разные книги. Помещику очень нравится развивать литературные вкусы Веры, его восхищают оригинальные суждения девушки о прочитанном. Павел уверен, что между ними только дружба. Но был случай, когда он ненароком поцеловал Вере руку. Девушка сильно смутилась и попросила «учителя литературы» больше так никогда не делать.

Читайте также:  Краткое содержание сказки о молодильных яблоках и живой воде за 2 минуты пересказ сюжета

Письмо шестое

10 августа 1850 года

В этом письме Павел рассказывает о прогулке с Верой и Шиммелем на лодке. Погода стоит прекрасная, озеро спокойно, свежий ветерок надувает парус. Немец поет красивым басом.

Замечательная прогулка! Внезапно ветер меняется, поднимаются волны, и лодка слегка зачерпывает бортом. Вера бледнеет от испуга, но Шиммель вырывает у Павла веревку и ставит парус. Лодка выравнивается.

Начинается дождь, и Павел укрывает Веру своим пальто. Они причаливают к берегу, идут домой.

По дороге Павел спрашивает, почему Вера всегда сидит под портретом матери, словно птенец под крылом? Девушка отвечает, что так оно и есть, она всегда хочет оставаться под крылом матери. На следующий день Павел слышит, что Вера поет немецкую песню. У нее неожиданно оказался красивый и сильный голос. Молодой человек восхищен: сколько еще достоинств у этой необычной женщины.

12 августа 1850 года

На следующий день Вера и Приимков завели разговор о привидениях. Павел с удивлением узнает, что супруги верят в эти предрассудки. Дальше беседа переходит на новую тему – итальянское происхождение Веры. Она показывает Павлу портреты бабушки и деда. Вера больше похожа на бабушку, а вот ее мать – на своего отца, Ладанова.

Письмо седьмое

22 августа 1850 года

Павел признается другу в своей любви к Вере. Его охватывает чувство глубокого отчаяния и боли. Вера замужем и счастлива в браке, но Павел не хочет мириться с таким положением дел. Ему уже мало видеть любимую, он хочет быть с ней постоянно. Чем это все кончится?

Письмо восьмое

8 сентября 1850 года

Павел отвечает на письмо Семена Николаевича. С ним все в порядке и беспокоиться не стоит. Его чувство к Вере – дело обычное, не нужно другу приезжать для поддержки. Совершенно незачем мчаться за тысячу верст из Петербурга. Павел благодарен другу за беспокойство, но уверяет его в собственном благополучии. Он сам собирается приехать в Петербург, вскоре друзья и так встретятся.

Письмо девятое

10 марта 1853 года

Спустя несколько лет Павел решается ответить на послание друга и рассказать, что с ним произошло. Письмо, которое он отправил 8 сентября 1850 года, не зря показалось Семену Николаевичу фальшивым.

Накануне герой узнает, что любим. Павел приходит к Вере. Приимков в этот день занят охотой, а женщина сидит одна с «Фаустом» в руках. Вера признается, что влюблена в Павла. Она сразу же убегает и запирается у себя в комнате.

Павел в полной растерянности выходит в сад и долго бродит. Там его застает Приимков, вернувшийся с охоты. Вера вышивает у окна и кажется совершенно спокойной. Воспользовавшись тем, что хозяин часто выходит из комнаты, Павел делает ответное признание. Вера просит его зайти вечером в тот домик, где они читали «Фауста». Молодым людям нужно срочно переговорить.

После чаепития Павел и Вера выходят на прогулку в сад и молча идут к чайному домику. Едва оказавшись внутри, влюбленные бросаются друг к другу. Внезапно Вера прерывает поцелуй и испуганно глядит по сторонам. Она очень бледна.

Женщина говорит Павлу, что внезапно увидела свою мать. Вера порывается уйти. Павел пытается ее остановить, но женщина непреклонна в своем решении. Она уходит, назначив своему возлюбленному свидание на следующий день у озера.

Павел с трудом дожидается назначенного времени, идет к озеру. Солнце еще высоко в небе, поэтому он прячется в густом лозняке. Но проходит вечер, наступает ночь, а Вера не появляется.

В полночь Павел уже не выдерживает и направляется к дому. Окна в нем ярко освещены, а от заднего крыльца отъезжает экипаж. Павел предполагает, что Вере помешал уйти из дома неожиданный приезд гостей.

Помещик возвращается домой, но его охватывает какая-то беспричинная тревога. Вдруг Павлу слышится чей-то дикий крик, затем еще один страшный возглас.

Перепуганный мужчина уходит в другую комнату, но и там не может уснуть.

Утром Павел идет к Приимкову и узнает, что Вера больна, не встает с постели. Вечером она вышла в сад и вернулась в сильном испуге: там она встретила мать, которая простирала к ней руки. После этого Вера слегла и начала бредить. Врач не смог сказать ничего утешительного.

12 марта 1853 года

Вера все время цитирует «Фауста» и зовет мать. Павел приезжает несколько раз. В один из дней женщина его узнает и тихим голосом упрекает: «Зачем он здесь, в этом священном месте». Павел знает, что это цитата из «Фауста».

Вера вскоре умирает, а удрученный Павел уезжает в глухую деревню. Его терзает вина. Зачем он разрушил покой и счастье Веры? В письме он умоляет своего друга жить серьезно и внимательно относиться к чужой судьбе, вдруг оказавшейся в его руках.

  • «Фауст» Тургенева, анализ повести
  • «Отцы и дети», краткое содержание по главам романа Тургенева
  • «Отцы и дети», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Первая любовь», краткое содержание по главам повести Тургенева
  • «Бежин луг», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Первая любовь», анализ повести Тургенева
  • «Рудин», краткое содержание по главам романа Тургенева
  • «Бежин луг», краткое содержание рассказа Тургенева
  • «Муму», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Дворянское гнездо», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Рудин», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Певцы», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Дворянское гнездо», краткое содержание по главам романа Тургенева
  • «Накануне», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Русский язык», анализ стихотворения в прозе Тургенева
  • По произведению: «Фауст(Тургенев)»
  • По писателю: Тургенев Иван Сергеевич

Источник: https://goldlit.ru/turgenev/958-faust-kratkoe-soderzhanie

Фауст — краткое содержание повести Тургенева

Повесть написана в виде переписки двух бывших университетских приятелей: Павла Александровича Б. (автор) и Семена Николаевича В. (адресат).

  • Письмо первое
  • Павел Александрович сообщает о прибытии в свое имение Сельцо М…ое, где на него нахлынули воспоминания детства и юности с предвкушением новых ощущений и жизненных испытаний.
  • Письмо второе

Павел Александрович сообщает о встрече во время прогулки с бывшим университетским товарищем Приимковым. Приимков сообщает, что женат на Вере Николаевне Ельцовой, с которой Павел Александрович был знаком в молодости и какое-то время гостил в их семье.

Вере Николаевне было тогда 16 лет. Она жила с матерью. Ее отец погиб во время несчастного случая на охоте. Мать боялась всего, что может воздействовать на воображение дочери. Она запрещала ей читать любые художественные произведения, поскольку считала, что это ведет к гибели или пошлости.

Павел Александрович делает предложение Вере через мать, но получает от старшей Ельцовой отказ.

Письмо третье

Автор описывает первую встречу с Верой. Ей 28 лет. У нее было трое детей, но выжила только одна дочь Наташа.

Узнав, что Вера до сих пор ничего не читала, Павел Александрович предлагает читать «Фауста» Гете в садовом домике.

Письмо четвертое

Павел Александрович описывает «полный успех» чтения. Во время ужина он узнает, что Вера плакала.

Письмо пятое

Павел Александрович чувствует, что увлечен Верой, но не считает это увлечение серьезным. Он узнает, что Вера знает о его сватовстве.

  1. Письмо шестое
  2. Павел Александрович описывает поездки в имение Приимковых, во время которых продолжаются совместные прогулки с Верой.
  3. Письмо седьмое
  4. Павел Александрович признается, что влюблен в Веру.
  5. Письмо восьмое
  6. Последнее письмо.

Во время чтения «Фауста» Вера признается в любви к Павлу Александровичу. Она спрашивает, что он намерен делать. Павел Александрович отвечает, что должен исполнить свой долг и уехать, поскольку тоже любит Веру. Она просит его прийти вечером в садовый домик. Во время свидания Вере кажется, что она увидела свою мать. Она уходит и просит Павла Александровича прийти на следующий день, вечером.

Однако на следующий день Вера не пришла. В обед Павел Александрович едет к Приимковым и узнает, что Вера тяжело больна, она бредит. Через две недели Вера умерла. Павел Александрович решает навсегда поселиться в имении. Он чувствует свою вину в гибели Веры.

Читательский дневник.

Другие произведения автора:

← Смерть↑ ТургеневНовь →

Источник: http://sochinite.ru/kratkie-soderzhaniya/turgenev/faust-rasskaz

Фауст — краткое содержание

   В данной трагедии мы видим три действия вступления. Первая, описывает близкую дружбу некогда живших друзей Гете, всех тех, с кем он работал над произведением «Фауст».

   В следующем действии мы видим спор трех членов общества, работающих в театре, но занимающих разные должности.

   Директор утверждает, что главное — обслуживание: шутки, ситуации, страсти. Комик с ним совершенно солидарен. Поэт же видит все с другой стороны, он против использования искусства в качестве развлечений.

   По завершению спора директор разгоняет всех по своим рабочим местам.

   Архангелы прославляю господа за его чудеса, но Мефистофель не согласен с ними, объясняя тем, что людям живется очень непросто. Он говорит, что бог зря дал им разум, но господь, указывая на Фауста, объясняет, что люди могут научиться пользоваться разумом. Господь отдает Фауста Мефистофелю, чтобы тот убедился в его словах. Начинается игра добра со злом.

   Фауст – великий ученый. Он, заваленный своими приборами и свитками, пытается постичь все тайны создания и законы мира. Фауст не уверен, в том что он разберется во всем и разберется ли вообще в чем либо, не смотря на то, что

он владеет множеством наук, среди которых: медицина, юриспруденция философия и богословье. Он делает попытки общения с духами, которые еще раз поясняют Фаусту, что все его действия ничтожны. К ученому приходит в гости его друг – Вагнер(школяр), но радости Фаусту этот визит не приносит.

Школяр немного раздражает ученого своей глупостью и напыщенностью, и Фауст выставляет его за дверь. Фауст омрачен осознанием безрезультатности, ведь вся его жизнь была положена на то, что он так и не смог постичь.

Фауст желает напиться яду, но в этот момент начинается пасхальный праздник и Фауст не решается в него умереть.

   Народ гуляет, здесь собраны все сословия и поколения. Свободное общение людей, забавные шутки, яркие оттенки красок, все это дает возможность Фаусту влиться в гуляющий коллектив горожан. Вагнер гуляет вместе с ученым. В городе Фауст достаточно почитаемый человек, все восхищаются его успехами в медицине, но все равно это не успокаивает ученого.

Он хочет узнать все тайны земные и неземные, что бы иметь возможность подобраться к самой истине. По дороге они замечают красивого пуделька, Фауст забирает его к себе. Ученый вновь набирается сил и изучает новый завет. Доктор пытается его перевести, и первую строку он перевел, как «В начале было дело».

Пудель, как и любая другая собака очень активен и постоянно отвлекает своего нового хозяина.

   Мефистофель спускается с небес в образе студента. Для Вагнера новый собеседник оказывается не очень интересным. Студент смеется над людьми и усыпляя Фауста, исчезает.

   Мефистофель вскоре вновь навещает ученого. В этот раз он предстает в образе щеголя и уговаривает Фауста подписать договор об отдаче своей души черту. Мефистофель забирает ученого в странствие на своем плаще. Фауст помолодел и окреп. Он влюбляется в Маргариту, но вскоре это заканчивается трагедией.

   Мефистофель привозит Фауста к немецкому императорскому дворцу.

   Фауст отдыхает на лугу. Его все еще беспокоит смерть возлюбленной и он казнит себя за ее гибель.

   Величие императорского дворца, являются прикрытием нищеты горожан. Мефистофель – черт, и он, что бы улучшить настроение людей раздает всем бумаги на которых написано, что казна выдаст сумму которая прописана на ней.

Вскоре все это конечно прояснится, но пока все радуются и пируют. Все почитают черта и доктора, так как с нищетою покончено.

Мефистофель дарит Фаусту ключ, который пропускает доктора в неведомую волшебную страну сказочных персонажей.

Доктор выхватывает и этой страны двух девушек, он объясняет им, что одна из них настолько прекрасна, что представляет собой идеальную женщину, богиню красоты. Но вскоре женщины пропадают, так как они были вызваны иллюзией.

Фауст тоскует.

   Комната оформленная в готическом стиле. Именно сюда приносит Мефистофель Фауста. Эта комната является бывшей лабораторией доктора. Беспорядок везде. Прогнав учеников ученого, он замечает лишь одного в самом дальнем углу.

Ученик пытается создать человека в колбе. Опыт проходит успешно. Мефистофель и Гомункул утаскивают Фауста в другой мир. Доктор очарован красотами этого мира, они кружатся в прекрасных видениях.

Гомункл сообщает, что он никогда не сможет понять счастье с покоем.

   Следующая сцена показывает Елену, которая находится у дверей дворца Менелая.

   Она не знает чего ожидать. Елена должна принять свою смерть, но приходит туман и она оказывается во дворце и встречает Фауста. Доктор влюбляется в Елену и у них рождается первенец Эвфорион. Вскоре Эвфорион пропадает. На прощание они обнимаются и Елена исчезает.

   Мефистофель возвращает Фауста в реальное время и предлагает ему знаменитость. Фауст отвергает его предложения. Доктор желает построить свой мир где нибудь в океане на небольшом острове, на Мефистофель не дает ему эту возможность, объясняя это тем, что тот царь над которым они провели аферу, раздал деньги горожанам и теперь в серьезной опасности и ему требуется помощь.

Черт и доктор помогают царю.

   Фауст все-таки желает получить то, что ранее просил у черта. Но в том месте которое он выбрал живут Фелемон и Бавкид. Фауст предлагает старикам другой дом, но жители хижин отказываются.

Фауст просит помощи у Мефистофеля и он решает его проблему в своем стиле. Стариков убивают стражники, да и гостя который оказывается в тот момент в гостях постигла та же участь, а хижину они сжигают до тла.

Фауст омрачен действиями Мефистофеля.

   Фауст стар и слеп, его все еще привлекает желание построить плотину. Он слышит, что работы идут и скоро его мечта осуществится. Но все это мираж, шутка Мефистофеля. Плотина не строится, на этом месте копают могилу Фаусту.

Фауст понимает, что новый завет он перевел тогда правильно и только он подумал об этом как провалился в яму.

Черт радуется, но ангелы, спустившиеся с небес, забирают Фауста, ведь тот прозрел душой. В раю он встречает Гретхен. Она провожает его в новый путь…

Источник: http://szhato.ru/gete/164-faust.html

Гёте «Фауст» краткое содержание по главам – читать краткий пересказ трагедии онлайн — Помощник для школьников Спринт-Олимпиады

Трагедия И. В. Гете «Фауст» была написана в 1774 – 1831 годах и относится к литературному направлению романтизм. Произведение является главным трудом писателя, над которым он работал на протяжении почти всей своей жизни.

В основе сюжета трагедии лежит немецкая Легенда о Фаусте, известном чернокнижнике XVI века. Особое внимание привлекает композиция трагедии.

Две части «Фауста» противопоставляются: в первой изображены отношения доктора с духовно чистой девушкой Маргаритой, во второй – деятельность Фауста при дворе и брак с античной героиней Еленой.

Прочитать краткое содержание «Фауста» Гете по главам будет полезно ученикам и студентам при подготовке к проверочным работам по литературе, а также для ознакомления с сюжетом произведения.

Главные герои

Генрих Фауст – доктор, разочаровавшийся в жизни и науке ученый. Заключил сделку с Мефистофелем.

Мефистофель – злой дух, дьявол, поспорил с Господом на то, что сможет заполучить душу Фауста.

Читайте также:  Краткое содержание бодливая корова ушинского за 2 минуты пересказ сюжета

Гретхен (Маргарита) – возлюбленная Фауста. Невинная девушка, которая из-за любви к Генриху случайно убила свою мать, а после, сойдя с ума, утопила свою дочь. Умерла в тюрьме.

Другие персонажи

Вагнер – ученик Фауста, создавший Гомункула.

Елена – древнегреческая героиня, возлюбленная Фауста, от которой у нее родился сын Эвфорион. Их брак – символ соединения античного и романтичного начал.

  • Эвфорион – сын Фауста и Елены, наделенный чертами романтичного, байронического героя.
  • Марта – соседка Маргариты, вдова.
  • Валентин – солдат, брат Гретхен, которого убил Фауст.
  • Директор театра, Поэт
  • Гомункул

Краткое содержание

Посвящение

В открывающем трагедию «Посвящении» к автору являются «изменчивые тени» прошлого, он вспоминает своих друзей молодости, благодарит за то, что они были рядом.

Театральное вступление

Директор театра просит Поэта создать развлекательное произведение, которое будет интересно абсолютно всем и привлечет в их театр больше зрителей. Однако Поэт считает, что «кропанье пошлостей – большое зло», «бездарных проходимцев ремесло».

  1. Директор театра советует ему отойти от привычного стиля и более решительно приступать к делу – «по-свойски расправляться» с поэзией, тогда его произведения будут действительно интересны людям. Директор предоставляет Поэту и Актеру все возможности театра, чтобы:
  2. «В дощатом этом – балагане Вы можете, как в мирозданье, Пройдя все ярусы подряд,
  3. Сойти с небес сквозь землю в ад».

Пролог на небе

К Господу на прием является Мефистофель. Дьявол рассуждает о том, что «озаренные божьей искрой» люди продолжают жить как животные. Господь спрашивает, знает ли он Фауста.

Мефистофель вспоминает, что Фауст – ученый, который «рвется в бой, и любит брать преграды», служа Богу. Дьявол предлагает поспорить, что он «отобьет» у Господа Фауста, подвергая его всяческим искушениям, на что получает согласие.

Бог уверен, что чутье ученого выведет его из тупика.

Часть первая

Ночь

Тесная готическая комната. Фауст сидит без сна за книгой. Доктор размышляет:

  • «Я богословьем овладел, Над философией корпел, Юриспруденцию долбил И медицину изучил. Однако я при этом всем
  • Был и остался дураком».
  • «И к магии я обратился, Чтоб дух по зову мне явился
  • И тайну бытия открыл».

Размышления доктора прерывает неожиданно вошедший в комнату его ученик Вагнер. Во время беседы с учеником, Фауст объясняет: люди на самом деле ничего не знают о древности. Доктора возмущают самонадеянные, глупые мысли Вагнера, что человек уже дорос до того, чтобы познать все тайны мирозданья.

Когда Вагнер ушел, доктор размышляет о том, что считал себя равным богу, однако это не так: «Я червь слепой, я пасынок природы».

Фауст понимает, что его жизнь «проходит в прахе» и собирается покончить жизнь самоубийством, выпив яд.

Однако в момент, когда он подносит бокал с ядом к губам, раздается колокольный звон и хоровое пение – ангелы поют о Воскресении Христа. Фауст отказывается от своего намерения.

У ворот

Толпы гуляющих, среди которых Вагнер и Фауст. Старик-крестьянин благодарит доктора и его покойного отца за то, что они помогли в городе «избыть чуму».

Однако Фаусту стыдно за отца, который во время своей лечебной практики ради экспериментов давал людям отраву – леча одних, он убивал других. К доктору и Вагнеру подбегает черный пудель.

Фаусту кажется, что за псом «змеится пламя по земле полян».

Рабочая комната Фауста

Фауст забрал пуделя к себе. Доктор садится за перевод на немецкий язык Нового Завета.

Раздумывая над первой фразой писания, Фауст приходит к выводу, что она переводится не как «В начале было Слово», а «В начале было Дело».

Пудель начинает баловаться и, отвлекшись от работы, доктор видит, как пес превращается в Мефистофеля. Дьявол является к Фаусту в одежде странствующего студента. Доктор спрашивает кто он, на что Мефистофель отвечает:

«Часть силы той, что без числа Творит добро, всему желая зла».

Мефистофель посмеивается над человеческими слабостями, словно зная, какие мысли мучают Фауста. Вскоре Дьявол собирается уйти, но его не пускает начертанная Фаустом пентаграмма. Дьявол с помощью духов усыпляет доктора и, пока тот спит, исчезает.

Второй раз Мефистофель явился к Фаусту в богатой одежде: в камзоле из карамзина, с накидкой на плечах и петушиным пером на шляпе. Дьявол уговаривает доктора покинуть стены кабинета и уйти с ним:

«Тебе со мною будет здесь удобно, Я буду исполнять любую блажь».

Фауст соглашается и подписывает договор кровью. Они отправляются в путешествие, летя прямо по воздуху на волшебном плаще Дьявола.

Погреб Ауэрбаха в Лейпциге

Мефистофель и Фауст присоединяются к компании веселящихся гуляк. Дьявол угощает пьющих вином. Один из гуляк проливает напиток на землю и вино загорается. Мужчина восклицает, что это адское пламя. Присутствующие бросаются на Дьявола с ножами, однако он наводит на них «дурман» – людям начинает казаться, что они в прекрасном крае. В это время Мефистофель с Фаустом исчезают.

Кухня ведьмы

Фауст и Мефистофель ожидают ведьму. Фауст жалуется Мефистофелю на то, что его мучают грустные мысли.

Дьявол отвечает, что от любых размышлений его сможет отвлечь простое средство – ведение обычного хозяйства. Однако Фауст не готов «жить без размаху».

По просьбе Дьявола ведьма готовит Фаусту зелье, после которого тело доктора «набирается жару», и к нему возвращается утраченная молодость.

Улица

Фауст, увидев на улице Маргариту (Гретхен), поражен ее красотой. Доктор просит Мефистофеля свести его с ней. Дьявол отвечает, что только что подслушал ее исповедь – она невинна, как маленький ребенок, поэтому у нечистой силы нет над ней власти. Фауст ставит условие: либо Мефистофель устраивает сегодня их свидание, либо он расторгнет их договор.

Вечер

Маргарита размышляет о том, что многое бы отдала, чтобы узнать, кем был тот, встретившийся ей мужчина. Пока девушка уходит из своей комнаты, Фауст и Мефистофель оставляют ей подарок – шкатулку с драгоценностями.

На прогулке

Мать Маргариты отнесла подаренные драгоценности к священнику, так как поняла, что это подарок нечистой силы. Фауст распоряжается подарить Гретхен что-то другое.

Дом соседки

Маргарита рассказывает соседке Марте, что обнаружила у себя вторую шкатулку с драгоценностями. Соседка советует ничего не говорить о находке матери, начиная надевать украшения постепенно.

К Марте приходит Мефистофель и сообщает о выдуманной смерти ее мужа, который ничего не оставил своей жене. Марта спрашивает, можно ли получить бумагу, подтверждающую кончину мужа. Мефистофель отвечает, что он вскоре вернется с другом, чтобы дать показания о смерти, и просит Маргариту тоже остаться, так как его друг «отличный малый».

Сад

Прогуливаясь с Фаустом, Маргарита рассказывает, что она живет с матерью, ее отец и сестра умерли, а брат служит в армии. Девушка гадает на ромашке и получает ответ «Любит». Фауст признается Маргарите в любви.

Лесная пещера

Фауст скрывается от всех. Мефистофель рассказывает доктору, что Маргарита очень сильно по нему тоскует и боится, что Генрих остыл к ней. Дьявола удивляет, что Фауст так просто решил отступиться от девушки.

Сад Марты

Маргарита делится с Фаустом, что ей очень не нравится Мефистофель. Девушке кажется, что он может их предать. Фауст, отмечает невинность Маргариты, перед которой Дьявол бессилен: «О, чуткость ангельских догадок!».

Фауст дает Маргарите пузырек со снотворным, чтобы она могла усыпить свою мать, и им удалось в следующий раз побыть наедине дольше.

Ночь. Улица перед домом Гретхен

Валентин, брат Гретхен, решает расправиться с возлюбленным девушки. Юноша огорчен тем, что она навлекла на себя стыд связью без брака. Увидев Фауста, Валентин вызывает его на поединок. Доктор убивает юношу. Пока их не заметили, Мефистофель и Фауст скрываются, уезжают из города. Перед смертью Валентин наставляет Маргариту, говоря, что девушка должна беречь свою честь.

Собор

Гретхен присутствует на церковной службе. Позади девушки злой дух нашептывает ей мысли о том, что Гретхен виновна в смерти матери (не проснувшейся от снотворного зелья) и брата. Кроме того, все знают, что девушка носит под сердцем ребенка. Не выдерживая навязчивых дум, Гретхен падает в обморок.

Вальпургиева ночь

Фауст и Мефистофель наблюдают за шабашем ведьм и колдунов. Прогуливаясь вдоль костров, они встречают генерала, министра, разбогатевшего дельца, писателя, ведьму-старьевщицу, Лилит, Медузу и других. Неожиданно одна из теней напоминает Фаусту Маргариту, доктору привиделось, что девушка обезглавлена.

Пасмурный день. Поле

Мефистофель рассказывает Фаусту, что Гретхен долго нищенствовала и теперь попала в тюрьму. Доктор в отчаянии, он упрекает в случившемся Дьявола и требует, чтобы тот спас девушку.

Мефистофель замечает, что это не он, а сам Фауст загубил Маргариту. Однако, подумав, соглашается помочь – Дьявол усыпит смотрителя, а после унесет их подальше.

Завладеть же ключами и вывести Маргариту из темницы придется самому Фаусту.

Тюрьма

Фауст входит в темницу, где сидит Маргарита, напевая странные песенки. Она лишилась рассудка. Приняв доктора за палача, девушка просит отстрочить кару до утра. Фауст объясняет, что перед ней ее возлюбленный и им нужно поспешить. Девушка рада, но временит, говоря ему, что он охладел к ее объятьям.

Маргарита рассказывает, как усыпила до смерти мать и утопила в пруду дочь. Девушка бредит, просит Фауста выкопать могилы для нее, ее матери и брата. Перед смертью Маргарита просит спасения у бога. Мефистофель говорит, что она осуждена на муки, но тут доносится голос свыше: «Спасена!». Девушка умирает.

Часть вторая

Акт первый

Императорский дворец. Маскарад

Мефистофель в образе шута предстает перед императором. В тронной зале начинается Государственный совет. Канцлер сообщает, что страна находится в упадке, у государства недостаточно денег.

Сад для гулянья

Дьявол помог государству решить проблему безденежья, провернув аферу. Мефистофель пустил в оборот ценные бумаги, залогом которых стало находящееся в недрах земли золото. Сокровище когда-то будет найдено и покроет все расходы, но пока одураченные люди расплачиваются акциями.

Темная галерея

Фауст, представший при дворе в роли кудесника, сообщает Мефистофелю, что обещал императору показать античных героев Париса и Елену. Доктор просит Дьявола помочь ему. Мефистофель дает Фаусту ключ-направитель, который поможет доктору проникнуть в мир языческих богов и героев.

Рыцарский зал

Придворные ожидают появления Париса и Елены. Когда появляется древнегреческая героиня, дамы начинают обсуждать ее недостатки, однако Фауст очарован девушкой. Перед зрителями разыгрывается сцена «похищения Елены» Парисом. Потеряв самообладание, Фауст пытается спасти и удержать девушку, но духи героев внезапно испаряются.

Акт второй

Готическая комната

Фауст лежит в своей старой комнате без движения. Студент Фамулус рассказывает Мефистофелю, что ставший теперь известным ученым Вагнер все еще ожидает возвращения своего учителя Фауста, а сейчас находится на пороге великого открытия.

Лаборатория в средневековом духе

К Вагнеру, находящемуся у нескладных приборов, является Мефистофель. Ученый рассказывает гостю, что хочет создать человека, так как, по его мнению, «прежнее детей прижитье для нас – нелепость, сданная в архив». Вагнер создает Гомункула.

Гомункул советует Мефистофелю отнести Фауста на празднество Вальпургиевой ночи, а затем улетает вместе с доктором и Дьяволом, покинув Вагнера.

Классическая Вальпургиева ночь

Мефистофель опускает Фауста на землю, и он, наконец, приходит в себя. Доктор отправляется на поиски Елены.

Акт третий

Перед дворцом Менелая в Спарте

Высаженная на берег Спарты Елена узнает от ключницы Форкиады, что царь Менелай (муж Елены) послал ее сюда в качестве жертвы для жертвоприношения. Ключница помогает спастись героине от смерти, помогая сбежать в соседний замок.

Внутренний двор замка

Елену приводят в замок Фауста. Он сообщает, что царице теперь принадлежит все в его замке. Фауст направляет свои войска против идущего на него с войной, желающего отомстить Менелая, а сам с Еленой укрывается в подземном мире.

Вскоре у Фауста и Елены рождается сын Эвфорион. Мальчик мечтает подпрыгнуть так, «чтоб ненароком небес достигнуть одним наскоком». Фауст пытается отгородить сына от беды, но тот просит оставить его в покое. Взобравшись на высокую скалу, Эвфорион прыгает с нее и падает мертвым у ног родителей.

Горюющая Елена говорит Фаусту: «На мне сбывается реченье старое, Что счастье с красотой не уживается» и, со словами «прими меня, о Персефона, с мальчиком!» обнимает Фауста. Тело женщины исчезает, и в руках у мужчины остаются только ее платье и покрывало.

Одежды Елены превращаются в облака и уносят Фауста прочь.

Акт четвертый

Горная местность

К скалистому гребню, который ранее был дном преисподней, на облаке подплывает Фауст. Мужчина раздумывает над тем, что с воспоминаниями о любви уходит вся его чистота и «сущность лучшая». Вскоре на семимильных сапогах к скале прилетает Мефистофель. Фауст говорит Мефистофелю, что его самым большим желанием является построить плотину на море и

«Любой ценою у пучины Кусок земли отвоевать».

Фауст просит помощи у Мефистофеля. Неожиданно раздаются звуки войны. Дьявол объясняет, что император, которому они ранее помогли, попал в тяжелое положение после раскрытия обмана с ценными бумагами. Мефистофель советует Фаусту помочь монарху вернуться на престол, за что в награду он сможет получить берег моря. Доктор и Дьявол помогают императору одержать блестящую победу.

Акт пятый

Открытая местность

К старикам, любящей супружеской паре Бавкиде и Филемону наведывается странник. Когда-то старики ему уже помогли, за что он им очень благодарен. Бавкида и Филемон живут у моря, рядом находится колокольня и раскинулась липовая роща.

Дворец

Состарившийся Фауст возмущен – Бавкида и Филемон не соглашаются покинуть берег моря, чтобы он мог воплотить в жизнь свою идею. Их дом находится именно на том месте, которое теперь принадлежит доктору. Мефистофель обещает разобраться со стариками.

Глубокая ночь

Дом Бавкиды и Филемона, а с ним липовая роща и колокольня, были сожжены. Мефистофель сообщил Фаусту, что они пытались выгнать стариков из дома, но те от испуга умерли, а гость, сопротивляясь, был убит слугами. Дом же загорелся случайно от искры. Фауст проклинает Мефистофеля и слуг за глухоту к его словам, так как он желал справедливого обмена, а не насилья и разбоя.

Большой двор перед дворцом

  1. Мефистофель приказывает лемурам (замогильным призракам) рыть могилу для Фауста. Ослепший Фауст слышит стук лопат и решает, что это рабочие воплощают в жизнь его мечту:
  2. «Кладут границу бешенству прибоя И, как бы землю примирив с собою,
  3. Возводят, вал и насыпи крепят».

Фауст приказывает Мефистофелю «вербовать сюда работников без счету», постоянно отчитываясь ему о продвижении работ. Доктор размышляет о том, что хотел бы увидеть дни, когда свободный народ трудится на свободной земле, тогда он мог бы воскликнуть: «Мгновенье! О как прекрасно ты, повремени!».

Со словами: «И это торжество предвосхищая, Я высший миг сейчас переживаю», Фауст умирает.

Положение в гроб

Мефистофель ожидает, когда дух Фауста покинет тело, и он сможет представить ему их договор, подкрепленный кровью. Однако появляются ангелы и, оттиснув бесов от могилы доктора, уносят бессмертную сущность Фауста в небо.

Заключение

Трагедия И.

В Гете «Фауст» является философским произведением, в котором автор размышляет над вечной темой противостояния в мире и человеке добра и зла, раскрывает вопросы познания человеком тайн мира, самопознания, затрагивает важные в любые времена вопросы власти, любви, чести, справедливости и многие другие. В наши дни «Фауст» считается одной из вершин немецкой классической поэзии. Трагедия входит в репертуар ведущих театров мира, была много раз экранизирована.

Рекомендуем не только ознакомиться с кратким пересказом «Фауста», но и прочесть великую трагедию в полном варианте.

ПредыдущаяСледующая

Источник: https://Sprint-Olympic.ru/uroki/literatura/kratkoe-soderzhanie/19449-gete-fayst-kratkoe-soderjanie-po-glavam-chitat-kratkii-pereskaz-tragedii-onlain.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector