О противоречивом мире реальности и о месте человека в жизни рассуждает Андрей Платонов в рассказе «В прекрасном и яростном мире», краткое содержание и анализ которого помогут читателям перед уроком быстро ознакомиться с произведением и понять его.
Разумеется, лучше всего прочитать оригинальный текст произведения, особенно если намечается сочинение на тему рассказа.
История создания А. Платонова
Рассказ был издан в 1938 году. В описываемых событиях чувствуется отпечаток того времени: постоянная подозрительность по отношению к людям, быстрый суд.
Андрей Платонович Платонов (1899-1951)
В основу произведения легли собственные воспоминания Платонова, который успел потрудиться к тому времени помощником машиниста. Именно поэтому автор так подробно и со знанием дела написал об этой нелёгкой и ответственной профессии.
Первые издания выходили под другими названиями: «Машинист Мальцев», «Воображаемый свет».
Главные герои и их характеристика
Героев в рассказе немного:
-
Костя — увлечённый своим делом, принципиальный человек. Выступает в роли рассказчика. Поступает как верный и надёжный друг.
-
Мальцев — машинист, профессионал.
-
Следователь — справедливый, прислушивается к совести.
«В прекрасном и яростном мире» – краткое содержание рассказа
Для читательского дневника достаточно взять несколько предложений, которые можно сформировать из нижеприведенного пересказа.
Глава 1
Тридцатилетний Александр Васильевич Мальцев работал машинистом первого класса в Толубеевском депо и считался лучшим в своём деле. Его помощником назначили Костю, который был очень горд этим. В работе Мальцев больше молчал, временами был грустным.
Постепенно Костя понял: его напарник считал, что никто больше так не знает и не любит машину, как он. Александр Васильевич лишь однажды доверил управление паровозом Косте. В результате паровоз начал опаздывать. Мальцев снова взял управление в свои руки и быстро нагнал упущенное время.
Глава 2
Костя работал с Мальцевым уже год. Однажды диспетчер попросил машиниста ликвидировать отставание на одном составе. Тот согласился, и паровоз быстро побежал по рельсам.
Неожиданно они попали в грозовое облако, и страшный удар молнии осветил машину и людей. Костя заметил, что Мальцев стал хуже управлять поездом. Он решил, что мастер устал. Вскоре под паровозом начали взрываться петарды, но Мальцев и на это никак не отреагировал.
Костя закричал, и Мальцев наконец остановил поезд. В это время они увидели впереди другой состав. Тут мастер передал управление помощнику и признался, что ослеп из-за молнии.
Костя отвёл состав в депо, рассказал о случившемся и пошёл провожать слепого напарника домой. Неожиданно Мальцев заявил, что зрение вернулось и даже описал вышедшую из дома жену.
Глава 3
Мальцева осудили. Помощник старался его защитить перед судом. Но ответить на вопрос, почему машинист сразу не отдал управление ему, Костя не мог.
Сам же Мальцев объяснял это тем, что он видел путь в своём воображении. Но красного сигнала он не видел, и, если бы не Костя, два состава столкнулись бы, погибли бы люди.
Глава 4
Когда Мальцев оказался в тюрьме, Костя узнал, что существует установка для создания искусственной молнии. Он рассказал об этом следователю и предложил провести эксперимент. Костя хотел проверить, насколько психика машиниста подвержена электрическому разряду.
Следователь провёл эксперимент, но случилось непредвиденное: от удара искусственной молнии Мальцев снова ослеп. Машиниста оправдали, но следователь очень переживал, что ради этого пришлось заплатить такую цену. Он боялся, что зрение Мальцева не восстановится.
Костя тоже изменился, ожесточился. Он не понимал, почему этот безумный и враждебный мир сокрушает самых лучших людей.
Глава 5
Костя стал управлять составом, и частенько видел слепого мастера, сидящего на вокзале. Однажды Костя взял его с собой в рейс.
Он положил одну руку Мальцева на тормоз, а другую на реверс. Поверх них положил свои руки и управлял паровозом. Он всё же надеялся, что учитель сможет видеть и вернётся к любимому делу. Когда впереди замаячил жёлтый круг светофора, Костя не стал снижать скорость.
Неожиданно всё нужное сделал сам Мальцев, который сказал, что видит светофор. Он же и довёл состав до станции. Эту ночь Костя провёл у него дома, чтобы больше не оставлять учителя одного и защитить его от враждебных сил прекрасного и яростного мира.
Анализ произведения
Жанр «В прекрасном и яростном мире» – рассказ. Некоторые издания публиковали его с подзаголовком «Фантастический рассказ».
Действительно, в нём много фантастических деталей, например, научно не доказанное воздействие молнии на зрение, чудесное прозрение. Но фантастика в рассказе отступает на второй план. Герои и их характеры читателю намного важнее.
Главная мысль произведения – как человек должен переносить испытания. Рассказ учит добиваться своего, не сдаваться и не отчаиваться. Автор на примере героев призывает бороться за счастливую судьбу и верить в себя.
Источник: https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/v-prekrasnom-i-yarostnom-mire.html
«В прекрасном и яростном мире»: необыкновенность платоновской литературной вселенной
Меню статьи:
Андрея Климентова в литературных кругах знали под фамилией «Платонов». Произведение, названное «В прекрасном и яростном мире», – плод конца 1930-х годов.
В этот период творчество писателя приобретает притчевый, метафорический характер. Хотя этот рассказ весьма реалистичен и основан на событиях, которые случались в действительности.
Но и здесь есть элементы фантастики и разыгравшегося воображения…
Из истории написания произведения
Изначально Платонов назвал свое творение «Машинистом Мальцевым». Именно под этим названием текст стал известен публике в 1941 году. Рассказ напечатали в периодическом издании «30 дней». Позже произведение также выходило в «Дружных ребятах», но уже под другим заголовком: «Воображаемый свет».
Год рождения платоновского шедевра – 1938-й. Андрей Платонович пишет о 1915–1917 годах – нелегком времени для России. В этот период писатель работает механиком – помогает машинисту в Воронежской области. Этим промыслом занимался также отец автора. Опыт этих лет и работы стал основой произведения.
О литературном направлении и жанре рассказа
Иногда, читая этот текст, можно встретить подзаголовок – «Фантастический рассказ». И правда, кажется, в науке нет доказательств возможности потерять зрение от молнии, а потом восстановить его.
Пока что ученые не знают всех деталей о влиянии молнии и электромагнитной волны, которая ей предшествует, на глаза людей. Впрочем, для читателя эти подробности и научная скрупулезность не столь важны.
Физиология, биология, физика, выдумка, реальность – все это сливается воедино в фантастическом описании исцеления машиниста. Однако все остальные черты произведения вполне напоминают реализм. Платонов обращается также к психологизму: в тексте аккуратно прописывается характер и автора-рассказчика, и механика-героя. Причем это описание динамичное, а не статичное.
О теме и проблеме произведения
В центре повествования – одиночество героя. Платонов часто описывает талантливых, даже гениальных, людей. Впрочем, мастерство этих персонажей не спасает от одиночества. Автор предостерегает читателя: талант часто имеет оборотную сторону – гордыню.
И эта гордыня ослепляет человека. Это – центральная метафора рассказа. Как вернуть себе прежнее зрение? Как избавиться от слепоты? Ответ и прост, и сложен одновременно: раскрывая сердце миру, мы снова имеем возможность видеть его.
Платонов поднимает проблему сострадания и сочувствия, гордыни. Автор размышляет о превозношении и справедливости, о вине и об ответственности. В особенности, писателя интересует, справедливо ли, когда один человек наказывает и судит другого человека.
О сюжете и композиции текста
В этом маленьком по объему произведении читатель насчитает целых пять частей.
1 часть
Платонов любит динамику, поэтому умудряется уместить на нескольких страницах два года жизни. Автор постепенно дослуживается до помощника машиниста. Место работы – новенький паровоз. Так, в трудах, проходит год. Это первая часть.
2 часть
Во второй части рассказывается о поездке, когда машинист потерял зрение. Из-за слепоты машиниста чуть не случилась ужасная трагедия: паровоз почти столкнулся с товарным поездом.
3 часть
Конечно, за такой проступок машиниста отдали под суд, выдвинув соответствующее обвинение. Так заканчивается третья часть.
4 часть
В четвертой части автор пишет о том, что произошло зимой. Прошло полгода. Рассказчику удается оправдать машиниста, однако кое-что остается непоправимым: слепота Мальцева. Автор искренне хочет помочь слепому механику.
5 часть
События пятой части раскрывают случившееся еще через шесть месяцев. Зима сменилась летом. Автор получил повышение и теперь сам стал машинистом. В очередной поездке рассказчика сопровождает бывший слепой начальник.
Слепой Мальцев положил руки на руль. Его подстраховывает рассказчик, который положил свои руки сверху. Это очень символично. И вот, внезапно, слепец увидел желтое сигнальное пятно, а потом и вовсе вернул себе зрение.
Линия событий
Таким образом, в каждой части фиксируется определенная сцена из повествования о слепом машинисте. Мы бы могли выстроить такую линию событий:
- все начинается с обычной поездки;
- потом обычная поездка сменяется роковым путешествием;
- затем происходит суд;
- автор описывает эксперименты с молниями;
- рассказчик оправдывает машиниста и того освобождают;
- снова происходит символическая поездка;
- и машинист исцеляется.
Что касается названия произведения, то его смысл проясняется в конце, когда автор произносит свои последние слова. Рассказчик стремится уберечь товарища от злобного мира. Окружающий человека мир прекрасен, но в то же время яростен и враждебен.
О героях и образах платоновского творения
В центре произведения – яростный и прекрасный мир. А точнее – образ такого мира. В произведении действуют два ключевых персонажа:
- во-первых, Платонов пишет о машинисте, которого зовут Александром Васильевичем Мальцевым;
- и, во-вторых, важным для текста оказывается рассказчик, которого, соответственно, зовут Костей.
Поначалу эти два героя не слишком ладят между собой. Повествование – это, по сути, описание взаимоотношений, динамики развития дружбы между этими персонажами. Наконец, автор говорит, что настоящая дружба – это поддержка друг друга в трудное время.
Образ Мальцева
Машиниста можно с легкостью назвать истинным мастером в своей профессии. Когда Мальцеву исполнилось тридцать лет, герой стал машинистом первого разряда. Мальцева назначили работать на новый паровоз «ИС». Работа, мастерство мужчины восхищает рассказчика.
Мальцев похож на артиста, которого вдохновляет путь, процесс вождения паровоза. Однако при этом Мальцев равнодушен к окружающим, мастер отчужден. И эта специфическая черта машиниста не радует его коллегу.
Мальцеву свойственно недоверие к помощнику, да и в жестах, в поведении машиниста появляется некая механичность.
Проходит время, и рассказчик осознает, что Мальцев считает себя выше и лучше других. Это гордыня. С другой стороны, машинист лучше ладит с паровозом, чем с людьми. Машины ближе Мальцеву.
Произведение «Неизвестный цветок», принадлежит к поздним творениям Платонова. Предлагаем читателям ознакомиться с его описанием
Гордыня, как мы помним, считается смертным грехом. Вероятно, именно в этом грехе кроется причина последующих страданий героя. Но Мальцев был, безусловно, талантливым: равных Мальцеву по мастерству не находилось.
Молнию, ослепившую героя, Мальцев не увидел. Однако понял, что это была она. Но профессионализм машиниста позволял мужчине вести паровоз и без зрения. Внутреннее зрение сохраняло образ привычного пути. Однако герой не сумел разглядеть красный сигнальный свет – принял тот за зеленый.
За проступок машиниста осудили и приговорили к тюрьме. Получив свободу, слепец попытался приспособиться к своей новой жизни. Мальцеву назначили пенсионные выплаты. Однако мужчине не хватало привычных поездок и родного паровоза.
В результате, Мальцев сближается со своим бывшим помощником. Тот теперь работает машинистом. Гордыня Мальцева проходит, сменяясь смирением. Рассказчик приглашает бывшего командира проехаться вместе.
Платонов намекает, что умение преодолеть гордыню и склонить голову в смирении – истинная причина исцеления героя. Мальцев доверяется рассказчику – этому тоже мужчине пришлось учиться. Слепой машинист раскрывается сердцем миру, на глазах мужчины появляются слезы.
А с этими переживаниями возвращается и зрение. При этом, герой обретает не только материальное зрение, но и внутреннее (это симбиоз физиологии и души).
Образ рассказчика
Платонов описывает рассказчика человеком, который очень любит свое дело. Любит так, как и начальник – Мальцев. Созерцание хороших, красивых, добротных машин доставляет герою искреннее удовольствие. Рассказчик воодушевляется, когда занимается своей работой. Это напоминает ему вдохновение от шекспировских стихов, которые рассказчик читал ребенком.
Рассказчик умеет сочувствовать, старается относиться к людям по «золотому правилу морали». Внимательность, старательность, доброта, прямота, правдивость, желание помогать и защищать – характерные черты этого героя.
Этот персонаж – автобиографичен. Когда мужчина работает на паровозе, то воображает, что машина спешит защищать дальние земли. Похожим образом рассказчик заботится о Мальцеве.
Например, защищает начальника в суде, добиваясь справедливости.
Так как герой любил правду, рассказчик не скрывал обиду на машиниста. Мужчина прямо сообщил Мальцеву, что его ждет тюрьма. Несмотря на прошлые обиды, добрый человек все же помогает начальнику.
Рассказчик не считает справедливыми роковые силы, равнодушные к людям, уничтожающие судьбы людей. Герой не видит своей вины в несчастье машиниста.
Помощник беседует с командиром – несмотря на то, что тот не прощает его.
Образ следователя
Это второстепенный персонаж произведения. Следователь – это некое воплощение справедливости. С этим героем связан момент проведения эксперимента. Следователя грызет совесть, потому что невиновность подсудимого пришлось доказывать через несчастье.
Стилистическая специфика текста
Повествование ведется от первого лица. Рассказчиком выступает мужчина по имени Костя. Герою нравятся стихи Пушкина и вообще – для Кости типична легкая мечтательность.
Для Платонова характерен технический склад ума, дополненный своеобразными, странными метафорами. В этом кроется особенность платоновского языка.
Платонов словно обнажается в ключевых эпизодах, и тогда речь автора становится еще метафоричнее.
В тексте много профессиональной лексики, которая относится к работе машин, паровозов. Наверное, современники Платонова тоже (как и читатели сегодня) плохо разбирались в нюансах работы механизмов. В нынешнем же мире паровозов и вовсе нет, так что эти профессионализмы – уникальная черта, экстравагантная изюминка автора.
Непонятность некоторых слов не мешает понять суть рассказа. Более того, эта черта способствует индивидуальному прочтению. Платонов делает акцент на деталях:
- на работе машиниста, на качестве исполнения профессиональных обязанностей;
- на взгляде машиниста-начальника и глазах героя (например, ведя паровоз, Мальцев смотрит отвлеченно, пустыми глазами);
- в эпизоде, когда Мальцев смотрит из окна на мир, который раскинулся вокруг, взгляд мужчины блестит и выглядит воодушевленным;
- образ слепоты, которая придает глазам пустоту и спокойствие.
Анализ ключевых эпизодов
«В прекрасном и яростном мире» насчитывается несколько ключевых для понимания эпизодов.
Автоматичность машиниста
Платонов описывает сцену, когда начальник разрешает помощнику своими силами вести паровоз. Однако помощник не выполняет график на 100%: машинист замечает, что состав отстает на несколько минут.
Тогда Мальцев сам садится за руль и приводит паровоз вовремя, нагнав потерянное время. Мальцев ладит с паровозом, как с другом. Однако людям не доверяет, стремясь все контролировать и проверять.
В какой-то момент машинист и сам уподобляется автоматическому механизму.
Встреча с молнией
Машинист выполнял особо сложные задания, которые не мог выполнить никто другой. Как-то раз случилось нечто непредвиденное, и это перевернуло жизнь Мальцева. Нашим героям достался сильно опаздывающий состав.
Мальцева попросили сократить отставание от графика. Машинист принялся за дело, введя паровоз в область, где разыгралась гроза. В ветровое стекло попала молния и ослепила машиниста. Но Мальцев не признался в этом.
Ночью помощник замечает, что начальник ведет состав хуже. А наутро тайна машиниста стала очевидной. Путешественникам встретился человек, подающий знаки, чтобы паровоз остановился. Однако Мальцев не увидел этого.
Тогда рассказчик начал кричать, после чего начальник надавил на тормоз. Катастрофы чудом удалось избежать. В этот момент Мальцев, отбросив гордыню, признал свою слепоту, передав управление составом помощнику. О случившемся доложили начальству.
Рассказчик проводил машиниста домой, и вскоре тот снова начал видеть.
Суд и эксперимент
У Платонова говорится о двойном ослеплении героя. Как это произошло? За проступок машиниста, как мы помним, судили. Помощник выступал в этом деле свидетелем. Рассказчик не считал командира виновным, потому что Мальцев, собственно, не виноват в слепоте.
Герой ослеп внезапно – от близкой молнии. Однако следователь отнесся к этой гипотезе скептически. Ведь молния еще не приводила к потере зрения. Но рассказчик сказал, что причина слепоты – не сам разряд, а яркий синий свет молнии. Мальцева, тем не менее, осудили.
Ведь машинист вовремя не признался в произошедшем, не попросил помощника сесть за руль. В результате герой рисковал жизнями людей, которые могли пострадать. Мальцев оказался в тюрьме. А рассказчик теперь служил вместе с другим машинистом.
Однако мысли о бывшем начальнике не давали герою покоя.
Думая, как помочь Мальцеву, рассказчик изобрел эксперимент. Для этого понадобится установка Тесла, чтобы извлечь искусственную молнию. Но машиниста не предупредили об эксперименте. И в итоге герой снова утратил зрение.
Однако ныне не было почти никаких шансов, что Мальцев снова сможет видеть. Рассказчик вместе со следователем винили себя в новой слепоте заключенного. К любимой работе Мальцев, даже обретя свободу, вернуться уже не смог.
Сила сопротивления
Мальцев задумался, что в мире (прекрасном и жестоком, яростном) существуют роковые силы. Эти силы вмешиваются в жизнь людей случайным образом. Некоторые люди – более слабые – сдаются. Но не Мальцев: герой борется и сопротивляется ситуации.
Проходит год с момента фатальных событий. Помощник работает машинистом. Водит пассажирские поезда. Мальцев часто приходил на старую работу, ходил туда-сюда по платформе, тосковал. Рассказчик понимал: бывший машинист лишился смысла жизни. Но чем же ему помочь?
Произведение “Потомки солнца” Андрея Платонова – уникальный пример советской литературы. Предлагаем читателям ознакомиться с его описанием
Мальцев, между нет, раздражался, когда ему сочувствовали и жалели его. Рассказчик предложил Мальцеву проехаться вместе, позволив сесть на свое место – у руля. Подстраховывая старого командира, рассказчик держал руки слепца на руле. Так друзья успешно преодолели путь. Обратная дорога прошла так же.
Если же участки встречались тихие и спокойные, бывший помощник и вовсе давал Мальцеву рулить самостоятельно. Опоздания не ожидалось, товарищи укладывались в график. И случилось чудо – к Мальцеву вернулось зрение. Так закончилась борьба героя с собой и с враждебными обстоятельствами.
Мир из яростного стал прекрасным.
Источник: https://r-book.club/sovetskie-pisateli/andrej-platonov/v-prekrasnom-i-yarostnom-mire.html
Платонов "В прекрасном и яростном мире": краткое содержание, что писать?
Тридцатилетний Александр Васильевич Мальцев в Толубеевском депо считался самым квалифицированным машинистом паровоза, а скорые поезда он уже водил давно. Вот он и был назначен на новый паровоз «ИС», а его помощником стал Константин, от лица которого и ведется повествование.
Константин рассказывает, насколько точно и вдохновенно Мальцев управлял паровозом, и это частенько напоминало актерскую игру. Но машинист всегда скрупулезно проверял всю работу, который производил помощник.
Это обижало Константина, но обида уходила, как только машина трогалась с места. Как-то помощник попросил Александра повести поезд, но справился он неважно, и вскоре наблюдалось отставание от графика аж на четыре минуты.
Пришлось машинисту браться за руль и ликвидировать опоздание.
Дальше рассказчик повествует о драматическом случае, который перевернул жизнь Александра Васильевича. Машина двигалась на огромной скорости и тут вдруг ударила молния, при этом Мальцев оставался сосредоточенным и даже не испугался.
Но вскоре машинист стал вести машину хуже, а через мгновение состав уже мчался на красные сигналы. Константин крикнул машинисту, что машина давит петарды, и Мальцев затормозил. А затем Александр приказал помощнику вести машину самостоятельно, поскольку он ослеп.
Пришлось Константину после работы вести несчастного машиниста домой.
Вскоре Мальцев попал под судебное разбирательство и Константин пытался оправдать его. На вопрос о том, почему он вел машину вслепую, Мальцев ответил, что он видел путь в воображении, и даже не подозревал, что потерял зрение. Но заступничество ни к чему не привело и скоро Мальцев оказался в тюрьме.
Константин далее рассказывает, что ему дали нового машиниста, он был очень осторожен и тормозил поезд задолго до желтого светофора. Как-то Костя был в гостях у брата и от него узнал, что в лаборатории университета проводятся уникальные эксперименты на установке Тесла, которая предназначалась для создания искусственных молний.
Константину пришла в голову мысль испытать Мальцева на этой установке, о чем он и написал следователю. Экспертиза состоялась, только после этого Александр Васильевич потерял зрение навсегда, но из тюрьмы его выпустили.
Прошел год, и рассказчик стал машинистом состава, и он описывает, что когда проверял машину, то видел одинокую фигуру Мальцева. Тот сидел на скамейке и грустно глядел невидящими глазами в сторону паровоза. Однажды Константин позвал бывшего машиниста в кабину, и Александр пообещал слушаться бывшего подчиненного.
Мальцев и Константин вместе вели состав, а на обратном пути Костя повел машину на желтый свет, пытаясь таким образом проверить учителя. Александр тут же отреагировал и грустно сказал, что видит желтый свет, после чего заплакал.
После рабочего дня Константин пошел вместе с Мальцевым и зашел к нему домой. Они проговорили весь вечер и всю ночь, и Константину было очень жаль бывшего машиниста-виртуоза. А завершается повествование словами Константина:
Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2612181-platonov-v-prekrasnom-i-jarostnom-mire-kratkoe-soderzhanie-chto-pisat.html
В прекрасном и яростном мире — краткое содержание повести платонова
Рассказчик Костя работает помощником машиниста в паровозном депо. Его ставят на один состав с опытным машинистом Мальцевым. Мальцев считается лучшим в своем деле. Ему доверяют поезда, которые идут с существенным опозданием, и он это отставание по времени умеет нагнать.
Мальцев и сам понимает, что он лучший машинист, и даже немного тоскует оттого, что рядом нет равных ему по мастерству. У него нет друзей, он одинок. Костя тоже работает очень честно, хорошо. Молодого напарника удивляет и обижает, что Мальцев не доверяет ему, всегда перепроверяет сам его работу – подготовку состава к рейсу.
Костя замечает, что машинист Мальцев настолько хорошо знает дорогу, словно уже видит ее в своей голове, не глядя вперед.
Однажды Мальцеву поручили вести состав, имеющий большое опоздание. В пути они видят темную грозовую тучу. Она буквально на глазах приближается и растет, захватывая всё большее пространство. Мальцеву показалось, что сила и мощь их машины может сравниться с силой стихии.
Он словно соревнуется с этой грозовой тучей, несясь ей навстречу. Вдруг Костя видит, как прямо перед их кабиной ярко сверкает молния. Но машинист Мальцев утверждает, что не видел этого. Костя после этого обратил внимание, что Мальцев стал хуже вести состав и даже не отреагировал на предупреждающие сигналы семафора.
Костя запаниковал, когда их поезд уже давил петарды и им едва-едва удалось избежать столкновения. После этого Мальцев понял, что ослеп, и дал Косте вести поезд. Когда они прибыли к месту назначения, Мальцев сказал, что зрение к нему вернулось и он может обойтись без помощи помощника.
Костя не сразу поверил этому, но Мальцев безошибочно ответил, что видит вышедшую ему навстречу жену.
Никто не поверил, что Мальцев мог так на короткое время ослепнуть, его судили и приговорили к тюремному заключению.
Костя от брата-студента университета узнал об установке Тесла, которая может создавать искусственную молнию, и встретился со следователем, просил испытать Мальцева на этой установке, чтобы понять, могла ли вспышка молнии вызвать слепоту.
Следователь говорит о большом риске такого опыта: Мальцев может вновь ослепнуть, и неизвестно, вернется ли к нему способность видеть. Тем не менее Мальцева проводят в темной комнате под установкой Тесла, и внезапно рядом с ним сверкает теперь уже искусственная молния. Мальцев вновь ослеп.
Была доказана его невиновность. Его освободили.
Машинист очень тоскует без любимой работы. Каждый день он приходит на вокзал и сидит на скамейке, чтобы хотя бы слышать звуки и ощущать запахи поездов. Костя, который к тому времени уже сам становится машинистом, очень сочувствует Мальцеву, но понимает, что обычные слова утешения тут бессмысленны.
В один из дней он берет Мальцева к себе на поезд, в кабину, накладывает его руки на рычаги, сам управляя ими. Мальцев очень рад. В конце пути Костя понимает, что его бывший напарник уже сам прекрасно видит дорогу. К Мальцеву вернулось зрение.
После рейса они идут домой к Мальцеву и долго разговаривают.
← Корова
← Песчаная учительница↑ ПлатоновРазноцветная бабочка →
Сухой хлеб →
- Телешов
Николай Дмитриевич родился в Москве в купеческой семье. С детства он проявляет интерес к литературе, позже он знакомится с известным издателем Сытиным И.Д., который рассказывает ему все нюансы книгоиздания. - Тишина — краткое содержание романа Бондарева
В самом начале романа мы видим главного героя, вернувшегося с войны,22-х-летнего Сергея Вохминцева. Этот молодой человек уже успел побывать командиром артиллерийской батареи, и теперь в прекрасном настроении отмечает - Голый король — краткое содержание пьесы Шварца
Свинопас Генрих был влюблен в дочь короля, и хотел, чтобы она пришла посмотреть, как пасутся свиньи. Ему пришлось очень долго уговаривать ее, но принцесса отказывалась. А когда Генриетта узнала, что у Генриха есть волшебный котелок - Жизнь Дэвида Копперфилда, рассказанная им самим — краткое содержание романа Диккенса
Дэвид в раннем детстве был окружен любовью и заботой двух женщин – мамы и нянечки. Его отец умер ещё до его рождения, поэтому мать выходит замуж второй раз. Это сильно меняет её характер, она подчиняется властному мужу
Источник: https://sochinimka.ru/kratkoe-soderzhanie/platonov/v-prekrasnom-i-yarostnom-mire-povest
Краткое содержание «В прекрасном и яростном мире»
Рассказ «В прекрасном и яростном мире» Платонова был написан в 1938 года, и первоначально имел иное название – «Машинист Мальцев». В произведении отражен личный опыт писателя, который в юности работал помощником машиниста.
Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «В прекрасном и яростном мире». Краткий пересказ повести также будет полезен для читательского дневника.
Александр Васильевич Мальцев – опытный машинист, который все сердцем любит свое дело.
Константин – помощник Мальцева, ответственный, порядочный молодой человек.
Следователь – справедливый представитель закона.
Александр Васильевич Мальцев по праву считается «в Толубеевском депо лучшим паровозным машинистом». Несмотря на молодой возраст – всего тридцать лет – он уже имеет «квалификацию машиниста первого класса» и приличный опыт вождения скорых поездов. Когда на станции появляется новейший пассажирский паровоз, именно Мальцева назначают работать на эту мощную машину.
Предыдущий помощник Мальцева успешно выдерживает экзамен на машиниста, а на пустующее место назначают Константина, чему он несказанно рад. Александру Васильевичу же «все равно, кто у него будет состоять в помощниках». Перед поездкой он внимательно следит за работой Кости, но после «собственными руками» проверяет состояние паровоза.
Костя искренне восхищается профессионализмом своего наставника, который водит «состав с отважной уверенностью великого мастера», и мечтает походить на него.
Глава II
Константин работает помощником у Мальцева уже около года. 5 июля они берут состав с опозданием на четыре часа, и диспетчер просит «сократить, сколь возможно, опоздание поезда». Александр Васильевич соглашается, и герои отправляются в путь.
Желая сэкономить драгоценные минуты, Мальцев во всю мощь гонит состав вперед, «навстречу мощной туче, появившейся из-за горизонта». Машинист невольно восхищается красотой разбушевавшейся природной стихии, и невольно сравнивает ее с работой вверенной ему машины.
Поезд попадает в пыльный вихрь, и становится трудно не только видеть, но даже дышать. Однако состав продолжает пробиваться вперед, «в смутный, душный мрак». Неожиданно вспыхивает «мгновенный синий свет» – это молния чуть было не попала в паровоз, «да маленько промахнулась».
Костя замечает, что Мальцев «стал хуже вести машину». Он думает, что это от усталости, и начинает сам внимательно смотреть на путь и сигналы.
Константину удается вовремя заметить «туманное облако красного света» – встречный состав. На полном ходу он останавливает поезд, благодаря чему удается избежать страшной аварии.
Мальцев передает управление паровоза своему помощнику, и признается, что ослеп. Зрение к нему возвращается на следующий день.
Глава III
Мальцева отдают под суд, но доказать невиновность опытного машиниста практически невозможно. Следствию кажется очень подозрительным, что Александр Васильевич прозрел уже на следующий день.
Он пытается объяснить, что еще «долго видел мир в своем воображении и верил в его действительность», а потому не сразу понял, что ослеп, но ему никто не верит. В итоге Мальцева сажают в тюрьму, а Константин продолжает работать.
Глава IV
Зимой Костя навещает своего брата, студента, и узнает, что в университете есть «в физической лаборатории установка Тесла для получения искусственной молнии». В голове у него зарождается некий план.
По возвращении домой Костя еще раз тщательно обдумывает свое предположение, а после пишет следователю, который вел дело Мальцева. В письме он настойчиво просит «испытать заключенного Мальцева на подверженность его действию электрических разрядов», и таким образом доказать особую чувствительность его организма на внешнее влияние электричества.
Долгое время ответа нет, но после следователь сообщает о согласии областного прокурора на столь необычный эксперимент.
Спустя несколько дней Костю вызывает к себе следователь, и сообщает о результатах проведенного опыта.
Мальцев, пройдя в полной темноте под установкой Тесла, вновь «не видит света — это установлено объективным путем, судебно-медицинской экспертизой». Но только в этот раз зрение у машиниста не восстанавливается.
Следователь корит себя в содеянном – он уверен, что безвозвратно загубил невиновного человека.
Глава V
Следующим летом Константин успешно сдает «экзамен на звание машиниста», и начинает ездить самостоятельно. Каждый раз, подавая паровоз под состав, он замечает слепого Мальцева, сидящего на скамейке.
Костя пытается как-то приободрить бывшего машиниста, но все безуспешно. Тогда он решает взять его с собой в рейс. Вновь оказавшись в кабине паровоза, и ведя состав под руководством своего бывшего ученика, Александр Васильевич испытывает настоящее блаженство.
На обратном пути к Мальцеву неожиданно возвращается зрение. Костя провожает его до дома, и сидит возле Александра Васильевичавсю ночь, боясь оставить его один на один с враждебными силами «прекрасного и яростного мира».
В своем произведении Платонов раскрывает множество тем, среди которых наиболее острыми являются проблемы одиночества, сочувствия, вины и ответственности.
После ознакомления с кратким пересказом «В прекрасном и яростном мире» рекомендуем прочесть рассказ в полном объеме.
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
Средняя оценка: 4.2. Всего получено оценок: 1664.
Источник: https://obrazovaka.ru/books/platonov/v-prekrasnom-i-yarostnom-mire
«В прекрасном и яростном мире»: краткое содержание рассказа Платонова
Повествование ведётся от лица помощника машиниста Константина.
Александр Васильевич Мальцев считается лучшим паровозным машинистом в Толумбеевском депо.
Лучше него паровозы не знает никто! Нет ничего удивительного в том, что когда в депо прибывает первый мощный пассажирский паровоз серии «ИС», то на эту машину назначают работать Мальцева.
Помощник Мальцева, пожилой деповский слесарь Федор Петрович Драбанов, вскоре выдерживает экзамен на машиниста и уходит на другую машину, а на его место назначается Константин.
Константин доволен своим назначением, Мальцеву же всё равно, кто состоит у него в помощниках. Александр Васильевич за работой своего помощника наблюдает, но после этого всегда самолично проверяет исправность всех механизмов.
Продолжение после рекламы:
Позже Константин понял причину его постоянного равнодушия к коллегам. Мальцев чувствует своё превосходство перед ними, потому что понимает машину точнее, чем они. Он не верит, что кто-то другой может научиться ощущать машину, путь и всё окружающее одновременно.
Константин работает у Мальцева помощником около года, и вот пятого июля приходит время последней поездки Мальцева. В этот рейс они берут состав с опозданием на четыре часа. Диспетчер просит Мальцева сократить насколько возможно этот разрыв.
Пытаясь выполнить эту просьбу, Мальцев во всю мощь гонит машину вперёд. В пути их застаёт грозовая туча, и Мальцев, ослеплённый вспышкой молнии, теряет зрение, но продолжает уверенно вести состав к пункту назначения.
Константин замечает, что управляет составом Мальцев ощутимо хуже.
На пути курьерского поезда возникает другой состав. Мальцев передаёт управление в руки рассказчика, и признаётся в своей слепоте:
— Костя… Дальше ты поведешь машину, я ослеп.
Аварии удаётся избежать благодаря Константину. Здесь Мальцев признаётся, что ничего не видит. На другой день зрение возвращается к нему.
Брифли существует благодаря рекламе:
Александра Васильевича отдают под суд, начинается следствие. Доказать невиновность старого машиниста практически невозможно. Мальцева сажают в тюрьму, а его помощник продолжает работать.
Зимой в областном городе Константин посещает своего брата, студента, живущего в университетском общежитии. Брат рассказывает ему, что в физической лаборатории университета есть установка Тесла для получения искусственной молнии. В голову Константину приходит некоторое соображение.
Возвратившись домой, он обдумывает свою догадку относительно установки Тесла и пишет письмо следователю, ведшему в своё время дело Мальцева, с просьбой испытать заключённого Мальцева, создав искусственную молнию.
Если подверженность психики или зрительных органов Мальцева действию внезапных и близких электрических разрядов будет доказана, то его дело надо пересмотреть. Константин объясняет следователю, где находится установка Тесла, и как нужно произвести опыт над человеком.
Долгое время ответа нет, но потом следователь сообщает, что областной прокурор согласился провести предложенную экспертизу в университетской физической лаборатории.
Продолжение после рекламы:
Эксперимент проводят, невиновность Мальцева доказывают, а его самого отпускают. Но в результате опыта старый машинист теряет зрение, и на этот раз оно не восстанавливается.
Константин пытается ободрить слепого старика, но это у него не получается. Тогда он говорит Мальцеву, что возьмёт его в рейс.
Во время этой поездки зрение возвращается к слепому, и повествователь разрешает ему самостоятельно вести паровоз до Толумбеева:
— Веди машину до конца, Александр Васильевич: ты видишь теперь весь свет!
После работы Константин вместе со старым машинистом идут на квартиру к Мальцеву, где сидят всю ночь.
Константин боится оставить его одного, как родного сына, без защиты против действия внезапных и враждебных сил нашего прекрасного и яростного мира.
Источник: https://briefly.ru/platonov/v_prekrasnom_i_iarostnom_mire/
Краткое содержание Платонов В прекрасном и яростном мире для читательского дневника
Героем рассказа Андрея Платонова является молодой и талантливый водитель пассажирского паровоза Мальцев. Этот молодой и амбициозный юноша, которому около тридцати лет, уже занимает должность машиниста высшего класса, на новеньком и мощном паровозе «ИС», отдавая своей любимой работе все своё время и силы, он уже не представляет свою жизнь без любимого дела.
Рассказчиком произведения становиться молодой подопечный Мальцева, новенький машинист, который только приступает к своему трудовому делу, однако его парой расстраивает, что тот проявляет явное недоверие по отношению к его проделанной работе. Также молодого напарника огорчал тот момент, что работа с Мальцевым обычно происходила в исключительной тишине без рассказов и обычного человеческого общения, свойственного двум людям работающих вместе.
- Однако, все обиды и недомолвки забывались в одночасье в момент, когда пассажирский паровоз отправлялся в путь, напарника Мальцева поражало то, что ему удаётся, так тонко и чутко понимать этот железный механизм, а ещё и не упускать красоту пролетающего мима мира.
- Молодой помощник работал у выдающегося машиниста около одного года и удивлялся его истинным талантом выполнять на паровозе порой не мысленные вещи, но всё это идиллии в одночасье было перечёркнуто трагическим событием, которое напрочь перечеркнуло привычный устой жизни Мальцева.
- Рассказ Андрея Платонова, является истинным доказательством того, что даже талантливые и успешные в своём деле люди порой жизненно нуждаются в поддержке и понимании со стороны, и становиться уже абсолютно не важным и личные предубеждения, и скрытая гордость.
Читать краткое содержание В яростном и прекрасном мире Платонова
Привычный уклад жизни для Мальцева рушит происходящее трагическое событие, произошедшее в одном из летних месяцев. Тогда в июле помощник Мальцева отправлялся в свой последний рейс со своим старшим наставником и им пришлось взять с собой опаздывающий на четыре часа состав. Диспетчер станции попросил старшего машиниста хотя бы на один час восполнить утерянное в запоздании время.
Стараясь исполнить указания диспетчера, старший машинист выдавливает всю мощь своего состава. Но внезапно, преградой на их пути, встаёт летняя грозовая туча, которая своими разрядами ослепляет Мальцева.
Но несмотря на своё помутневшее зрения, опытный машинист не сбавляет скорости и со всей своей уверенностью продолжает управлять пассажирским паровозом.
Весьма неловкое и порой плохое управление замечает его младший напарник.
На пути пассажирского состава возникает встречный паровоз, который идёт им на встречу. Тогда Мальцеву приходиться признаться в утрате своего зрения и отдать управление своему напарнику Константину. Благодаря действиям молодого машиниста удаётся предостеречь чрезвычайного происшествия. И к утру после прибытия к Мальцеву возвращается его зрение.
Однако исходя из того, что опытный машинист не передал в случае опасной обстановки управление своему помощнику, его ждало судебное разбирательство.
Пытаясь помощь своему другу и наставнику Константин ищет выход из сложившийся ситуации. Тогда он обращается за помощью к своему товарищу из института. И узнаёт, что при помощи машины Тесла, которая производит искусственный разряд молнии, возможно доказать невиновность своего напарника.
Константин обращается в следственный комитет, с просьбой проверить Мальцева на этой машине. И в ходе проведения эксперимента невиновность старшего машиниста была полностью доказано, но к сожалению, произошла полная утрата зрения Мальцева.
Старший машинист полностью теряет надежду, что, когда ни будь ему снова представиться возможность вновь вести свой любимый пассажирский паровоз и ловить взглядом пролетающие красоты родной земли.
Удручённый своим сложившимся положением, опечаленный старший машинист с тростью постоянно приходит на вокзал, садиться на скамейку и просто слушает проходящие мимо него составы.
Заметив однажды обездоленного напарника с тростью, Константин решает взять Мальцева с собой в рейс. На это предложение Мальцев с радостью отвечает согласием и обещает, что не будет мешать, а просто тихонько посидит рядом.
Невероятным образом пропавшие зрение Мальцева восстанавливается во время поездки и Константин решает, что путь должен довести его наставник самостоятельно.
После проделанной работы, оба напарника вмести идут домой к Мальцеву и беседуют друг с другом на различные темы всю ночь. Константин боится оставлять Мальцева, ощущая за него ответственность перед жестоким и яростным миром.
Произведение «В прекрасном и яростном мире» отражает и доказывает существование человеческого сострадания, поддержки, дружбе, любви и преданности к близким людям, всё это является гранями души и сердечности в людском мире.
Источник: http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/platonov/v-yarostnom-i-prekrasnom-mire
«В прекрасном и яростном мире» краткое содержание
Работа Платонова В прекрасном и яростном мире была написана в 1938 году. Она поведает историю об опытном машинисте паровоза и его помощнике.
В прекрасном и яростном мире
Этот рассказ интересен тем, что является отражением опыта самого автора, которому в юные годы пришлось работать помощником машиниста. Предлагаем познакомиться с кратким содержанием рассказа, которое позволит подготовиться к уроку и написать сочинение по рассказу Платонова.
Глава 1
В первой главе автор знакомит читателя с Александром Мальцевым. Александр тридцатилетний мужчина, опытный машинист, который уже много лет управляет поездами. Когда в Толубеевское депо поступил новый пассажирский паровоз, все уже знали, кого назначат машинистом.
Сначала Мальцев работал с Федором Драбановым, но когда тот сдал экзамен и был назначен машинистом на другую машину, в помощники Мальцеву назначили рассказчика. Тот был очень доволен своей новой должностью, ведь до этого ему приходилось работать на маломощной машине. Теперь же ему посчастливилось освоить современный паровоз, да еще под началом высококлассного механика.
Мальцев спокойно принял в свои ряды нового помощника. Создавалось впечатление, что ему все равно с кем работать.
Перед каждой поездкой Костя проверял все узлы и механизмы, да только после него Мальцев все равно перепроверял состояние паровоза.
Это обижало помощника, но когда машина начинала свой путь, все обиды улетучивались, и оставалось лишь восхищение. Константин с удовольствием наблюдал за работой наставника и мечтал быть на него похожим.
Мальцев же, чувствовал свое превосходство над другими, и не верил, что кто-то может научиться понимать машину лучше, чем он сам.
Как-то рассказчик попросил повести паровоз, но уже через двадцать минут машина стала опаздывать на четыре минуты. Упущенное время Мальцев с легкостью догнал, когда взял управление в свои руки. Его паровоз никогда не опаздывал.
Глава 2
Уже год как помощник Константин работал с Александром Мальцевым. 4 июля был последний рейс Мальцева на курьерском поезде. Ему дают состав, который опаздывает на четыре часа. Начальник депо просит сократить время опоздания, и Мальцев разгоняет паровоз на полную мощность, но впереди их ждет грозовая туча.
Машинист восхищается стихией и сравнивает ее со своей машиной. Паровоз накрывает пыльный вихрь, делая обзор хуже, но движение не прекращается. Ударила молния, но все обошлось, если не учитывать то, что Константин стал замечать в работе Мальцева странности.
Он то разгонит состав до ста километров, то сбросит обороты до сорока. Костя объяснял это усталостью, но причина была в другом. Наставник ослеп от вспышки молнии и вел машину наугад, по памяти. Не мог видеть машинист и предупреждающие огни, которые указывали о другом составе.
Константин вовремя заметил неладное, а Мальцев признался помощнику в слепоте и отдал ему управление.
На второй день Костя привел состав обратно и рассказал о произошедшем начальнику депо. После он повел Александра Васильевича домой, но тот отказался от помощи, так как зрение к нему уже вернулось.
Костя хочет понять, почему наставник не отдал управление составом ему, и идет за ответами к Мальцеву.
Тот утверждает, что он настолько привык к дороге, а его воображение рисовало привычные картины, что и сам не понял, как ослеп. Об этом Мальцев рассказывает и следователю.
Но следствие не верит Мальцеву, к тому же зрение уже восстановилось и доказать обратное было невозможно. В итоге Александр осужден.
Глава 4
Мальцев в тюрьме, а Константина назначают в помощники к другому машинисту. Тот очень осторожен. Ездит аккуратно, тормозит задолго до того, как на горизонте появится желтый свет. Словом, с ним было скучно, и рассказчик все чаще вспоминает о Мальцеве.
Как-то Костя попадает в гости к брату-студенту. Тот, рассказывая об учебе, поведал о физическом кабинете и об установке Тесла, которая помогает вызвать искусственную молнию.
По возвращению домой, герой рассказа отправляет следователю письмо и просит об эксперименте над осужденным, рассказав об установке Тесла. Этот эксперимент должен доказать чувствительность организма Мальцева к электричеству.
Следователь долго не отвечает, но в итоге присылает положительный ответ.
Эксперимент завершается с положительным результатом, Мальцева освобождают, но после испытания Александр теряет зрение. Следователь винит в этом себя. Костя же ставит перед собой цель вернуть Мальцева к жизни. Как это сделать, он пока не представляет, но чувствует ответственность за этого человека.
Глава 5
Летом Костя сдает экзамен и его назначают машинистом паровоза местного назначения. Перед каждой отправкой Константин видит на платформе Мальцева, который сидя на лавочке, смотрит вдаль своими затуманенными глазами и жадно вдыхает ароматы гари. Но утешить наставника в этом прекрасном и яростном мире никто не мог.
Шли дни, но однажды, встретив Александра Васильевича, Константин предлагает ему отправится с ним в поездку. Мальцев соглашается, ведь очень сильно хочется ему вновь оказаться в машине.
На следующий день Костя усадил Александра Васильевича на свое место, давая возможность управлять паровозом. Мальцев наслаждался ездой, забыв о своем горе. На спокойных участках машинист и вовсе отходил от слепца, наблюдая за ним со стороны.
И вот, подходя к конечному пункту, на путях Костя замечает желтый свет светофора, но решает не сбавлять ход. В итоге он слышит совет Мальцева уменьшить пар, так как впереди желтый свет. Итогом поездки стало возвращение у Мальцева зрения.
Источник: https://sochinyshka.ru/v-prekrasnom-i-yarostnom-mire-kratkoe-soderzhanie.html
Краткое содержание — «В прекрасном и яростном мире»
Главными героями рассказа являются Мальцев Александр Васильевич и рассказчик Костя.
Мальцев — талантливый человек, машинист, который чувствует машину, любит ее, знает. Он скучает от своего таланта, так как чувствует, что достиг в своем деле высшего мастерства, но передать его никому не может, так как невозможно выразить талант словами. Кроме того, в жизни он не может найти себе равного и оттого страдает.
Именно отсюда вытекает и его отношение к людям — слегка пренебрежительное, даже высокомерное. Важно заметить, что Мальцев даже по имени никого не называет.
И только когда он попадает в беду, ощущает свое бессилие, он зовет рассказчика по имени: «Костя!» Когда Мальцев ослеп, он стал обычным смертным, ему нужна помощь, поэтому он перестает ощущать себя выше и лучше других.
Рассказчик — человек, который восхищался талантом и умением Мальцева, он добрый, чуткий. Всеми силами старается Костя помочь осужденному Мальцеву, так как понимает, что тот невиновен.
И он придумывает эксперимент с установкой Тесла, в результате которого Мальцев окончательно слепнет. Рассказчик ощущает чувство вины перед Мальцевым, и он готов отвечать за свой поступок.
Но его предложение было продиктовано добротой и любовью по отношению к Мальцеву.
В рассказе есть интересная фраза: «Что лучше — свободный слепой человек или зрячий, но невинно заключенный?» По мнению Платонова, именно в этой дилемме и проявляется ярость мира.
Мир враждебен человеку, не позволяет властвовать собой и сокрушает он избранных, таких как Мальцев. Но именно избранные бросают вызов этому миру.
Так, Мальцев, поведя состав в грозовую тучу, бросил вызов яростному миру и проиграл.
Но мир не только яростен, он также и прекрасен. Прекрасен тем, что в нем есть место творчеству, любви, красоте, возможности проявления доброты, взаимопонимания. И рассказчик понимает эту «прекрасность» мира.
Кроме того, он понимает, что человек может противостоять ярости мира, противопоставить ему свою волю, мужество, желание помочь, заботу и любовь. И Костя решает во что бы то ни стало бороться, помочь Мальцеву. И он берет Мальцева на паровоз.
Этот поступок характеризует рассказчика как человека, который несет ответственность за людей, волей судьбы оказавшихся рядом с ним, за людей, которым требуется его помощь.
И Мальцев прозревает — не только потому, что вновь ощущает машину, но и потому, что он стал кому-то нужен, кто-то заботится о нем, проявляет понимание. Силой своей любви и заботы Костя смог вернуть Мальцеву зрение.
И оба героя понимают, что все прекрасное в жизни создается трудом, но это не только труд человека-профессионала, это еще и труд человеческой души.
А потому человек должен быть всегда готов к борьбе с этим яростным миром за то, чтобы он стал прекрасным.
Источник: https://sochynenie.ru/kratkoe-soderzhanie-v-prekrasnom-i-yarostnom-mire/
Платонов,Краткое содержание В этом прекрасном и яростном мире
Краткое содержание
Главный герой рассказа — Александр Васильевич Мальцев — считался лучшим паровозным машинистом в депо. Он был довольно молодым — около тридцати лет — но уже имел статус машиниста первого класса.
И никто не удивился, когда его назначили на новенький и очень мощный пассажирский паровоз «ИС». Это было «разумно и правильно». Помощником Мальцева стал рассказчик.
Он был чрезвычайно доволен тем, что попал на эту машину «ИС» — единственную в депо.
Мальцев не проявил практически никаких чувств по отношению к новому помощнику, хотя и пристально наблюдал за его работой. Рассказчика всегда поражало то, что после проверки машины и ее смазки Мальцев все сам перепроверял и смазывал заново.
На эту странность в поведении машиниста повествователь часто досадовал, считал, что ему просто не доверяют, но потом свыкся. Под шум колес он забывал о своей обиде, увлеченный приборами. Часто смотрел он на то, как вдохновенно управляет машиной Мальцев. Это было похоже на игру актера.
Мальцев внимательно следил не только за дорогой, но успевал порадоваться красоте природы, и даже маленький воробей, попавший в воздушную струю от паровоза, не ускользал от его взгляда.
Работа всегда происходила молча. И только иногда Мальцев постукивал ключом по котлу, «желая, чтобы я обратил свое внимание на какой-нибудь непорядок в режиме работы машины…».
Рассказчик говорит, что работал очень усердно, но отношение машиниста к нему было ровно таким же, как и к смазчику-кочегару, и все так же тщательно проверял он все детали за своим помощником. Однажды, не удержавшись, рассказчик спросил у Мальцева, почему тот все перепроверяет за ним.
«А я сам хочу, — улыбнувшись, ответил Мальцев, и в улыбке его была грусть, поразившая меня».
Уже потом стала понятна причина этой грусти: «он чувствовал свое превосходство перед нами, потому что понимал машину точнее, чем мы, и он не верил, что я или кто другой может научиться тайне его таланта, тайне видеть одновременно и попутного воробья, и сигнал впереди, ощущая в тот же момент путь, вес состава и усилие машины». А значит, ему было просто скучно наедине со своим талантом.
Однажды рассказчик попросил Мальцева позволить ему немного повести машину, но у него в поворотах машину забрасывало, подъемы преодолевались медленно, и уже совсем скоро набралось опоздание на четыре минуты. Как только управление перешло у руки самого машиниста, опоздание было нагнано.
Рассказчик проработал у Мальцева около года, когда произошла трагическая история… Машина Мальцева взяла состав в восемьдесят пассажирских осей, которые уже шли с опозданием в три часа. Задачей Мальцева было как можно больше сократить это время, хотя бы на час.
Тронулись в путь. Машина работала почти на пределе, и скорость была не меньше девяноста километров в час.
Поезд ехал навстречу огромной туче, внутри которой все клокотало и сверкали молнии. Скоро кабину машиниста захватил вихрь пыли, почти ничего не было видно.
Внезапно ударила молния: «мгновенный синий свет вспыхнул у моих ресниц и проник в меня до самого содрогнувшегося сердца; я схватился за кран инжектора, но боль в сердце уже отошла от меня».
Рассказчик посмотрел на Мальцева: он даже не изменился в лице. Как оказалось, он и молнии не видел.
Вскоре поезд миновал ливень, начавшийся вслед за молнией, и выехал в степь. Рассказчик заметил, что Мальцев стал хуже вести машину: на поворотах поезд забрасывало, скорость то снижалась, то резко повышалась. По-видимому, машинист просто устал.
Занятый неполадками в электрических приборах, рассказчик не заметил, что поезд мчится под красные предупреждающие сигналы. Вот уже колеса застучали по петардам. «Мы петарды давим!» — закричал рассказчик и потянулся к управлению. «Прочь!» — воскликнул Мальцев и надавил на тормоза.
Паровоз остановился. Метрах в десяти от него стоят другой паровоз, его машинист изо всех сил махал красной раскаленной на огне кочергой, подавая сигнал. Это означало, что в то время, пока рассказчик отвернулся, Мальцев проехал сначала под желтый, потом под красный семафор, да и мало ли еще под какие сигналы. Почему же он не остановился? «Костя! — позвал меня Александр Васильевич.
Я подошел к нему. — Костя! Что там впереди нас? — Я объяснил ему.
— Костя… Дальше ты поведешь машину, я ослеп».
Рассказчик довел удрученного Мальцева до дома. Возле самого дома он попросил оставить его одного. На возражения рассказчика он ответил: «Теперь я вижу, ступай домой…» И действительно, он увидел, как его жена вышла встречать его. Костя решил проверить его и спросил, покрыта ли платком голова у его жены, или нет. И получив верный ответ, оставил машиниста.
Мальцева отдали под суд. Рассказчик старался изо всех сил оправдать своего начальника. Но то, что Мальцев поставил под угрозу не только свою жизнь, но и жизни тысяч людей, не могли ему простить. Почему слепой Мальцев не передал управление другому? Почему так рисковал?
Эти же вопросы задаст рассказчик и Мальцеву.
«Я привык видеть свет, и я думал, что вижу его, а я видел его тогда только в своем уме, в воображении. На самом деле я был слепой, но я этого не знал. Я и в петарды не поверил, хотя и услышал их: я подумал, что ослышался. А когда ты дал гудки остановки и закричал мне, я видел впереди зеленый сигнал, я сразу не догадался». С пониманием отнесся рассказчик к словам Мальцева.
На следующий год рассказчик сдает экзамены на машиниста. Каждый раз, уезжая в дорогу, проверяя машину, он видит Мальцева, сидящего, на крашеной скамейке.
Он опирался на трость и поворачивал свое лицо с опустевшими слепыми глазами в сторону паровоза. «Прочь!» — только и говорил он на всякие попытки рассказчика утешить его.
Но однажды Костя предложил Мальцеву поехать с ним: «Завтра в десять тридцать я поведу состав. Если будешь сидеть тихо, я возьму тебя в машину». Мальцев согласился.
На следующий день рассказчик пригласил Мальцева на машину. Слепой был готов подчиняться, поэтому он смиренно обещал ничего не трогать, а только слушаться.
Одну руку его машинист положил на реверс, а другую — на рычаг тормоза, а сверху положил свои руки, чтобы помогать. На обратном пути шли так же.
Уже на подходе к месту назначения рассказчик увидел желтый светофор, но решил проверить своего учителя и шел на желтый полным ходом.
«Я вижу желтый свет», — сказал Мальцев. «А может быть, ты опять только воображаешь, что видишь свет!» — ответил рассказчик. Тогда Мальцев повернул свое лицо к нему и заплакал.
Он довел машину до конца без помощи. А вечером рассказчик пошел с Мальцевым к нему домой и долго не мог оставить его одного, «как родного сына, без защиты против действия внезапных и враждебных сил нашего прекрасного и яростного мира».
На этой странице искали :
- в прекрасном и яростном мире краткое содержание
- платонов в прекрасном и яростном мире краткое содержание
- краткое содержание в прекрасном и яростном мире
- краткое содержание рассказа в прекрасном и яростном мире
- краткое содержание в прекрасном и яростном мире платонов
Сохрани к себе на стену!
Источник: http://vsesochineniya.ru/platonovkratkoe-soderzhanie-v-etom-prekrasnom-i-yarostnom-mire.html