Краткое содержание вам и не снилось щербаковой за 2 минуты пересказ сюжета

Повесть «Вам и не снилось» в первоначальной версии имела название «Роман и Юлька». Наверное, каждый, кто прочитал эту книгу, вспомнил «Ромео и Джульетту».

Кто-то проводит аналогию между этими произведениями, видя удивительную схожесть в основе их сюжетов, другим – и приблизительного созвучия имен хватило.

Возможно, это и есть более современная версия знаменитой трагедии, когда в жертву амбициям глав семей приносится жизнь юного влюбленного (во всяком случае, именно такой финал предположителен в книге Галины Щербаковой).

Все персонажи повести не остаются безразличны к чувствам, что родились у Юли и Ромы, каждый пытается высказать свое мнение. Подростки, чтобы уколоть, взрослые – чтобы укорить. Вот и пришло время учителей и директрисы школы произнести свою «пламенную» речь.

Она говорит, что им и не снились настоящие трудности. Но, что должны были представить себе герои? Горе, войны, лишения? Да, это то, что они еще не встретили в своей жизни. Зато они рано познакомились с равнодушием и злобой людей.

Даже те, кто любил их, показали себя как эгоисты, которых больше беспокоило собственное спокойствие. Юлька и Рома рано узнали, что могут надеяться только на себя, что они не встретят понимания у окружающих.

Вместо того чтобы помочь молодым людям разобраться в своих чувствах и учиться понимать себя, родители парня и девушки предпочли окунуться в собственные проблемы.

А проблемой они видели даже то чувство, которое пришло к их совсем еще юным детям.

Но разве может быть искренняя любовь проблемой? Разве она ограничивает мышление и натуру человека, приносит с собою страх? Чего они боялись? Возможно, не испытав сами это истинное чувство они боялись потерять контроль над своими чадами? Но ведь дети не вещь и не их собственность, чтобы ими руководить.

Что их так пугало? Невозможно это понять умом, здесь руководили чувства и предвзятое, слепое предубеждение. И эта история до сих пор служит уроком, как для родителей, так и для педагогов, чтобы они старались понять детей, вникнуть в их чувства, прежде, чем решатся посягнуть своими грязными мыслями и предположениями на их свободу и любовь.

Если, читая эту повесть до сих пор верится в ее правдоподобность, что она вполне могла произойти в жизни современных людей, то так мы и не научились ничему с того времени, когда Шекспир более, чем 4 века назад, написал свою трагедию. Возможно, история Щербаковой станет более дающим основание для выводов уроком.

Рецензент: olgakussmenko

Краткое содержание Вам и не снилось Щербаковой за 2 минуты пересказ сюжетаМила 2.0Краткое содержание Вам и не снилось Щербаковой за 2 минуты пересказ сюжетаМаленький ПринцКраткое содержание Вам и не снилось Щербаковой за 2 минуты пересказ сюжетаТарас БульбаКраткое содержание Вам и не снилось Щербаковой за 2 минуты пересказ сюжетаИгры в жизнь

Источник: https://knigoobzor.ru/vam_i_ne_snilos.php

Галина Щербакова — Вам и не снилось

Здесь можно купить и скачать «Галина Щербакова — Вам и не снилось» в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Русское современное, издательство Эксмо, год 2009. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.

Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.

На Facebook
В Твиттере
В Instagram
В Одноклассниках
Мы Вконтакте

Краткое содержание Вам и не снилось Щербаковой за 2 минуты пересказ сюжета

Описание и краткое содержание «Вам и не снилось» читать бесплатно онлайн.

История Ромео и Джульетты, снова вернувшихся в этот мир, история, принесшая известность автору и ставшая бестселлером. Между девятиклассниками Романом и Катей возникает нежное и светлое чувство.

Мать юноши, не желающая понять влюбленных, обманом разлучает их. Несмотря на все препятствия, Рома и Катя стремятся быть вместе.

Нежелание взрослых понять их чувства в результате приводит к трагедии…

Галина Щербакова

Вам и не снилось

Таня, Татьяна Николаевна Кольцова, уже восемь лет не была в театре. Билеты, которые возникали то стихийно, то планово, она сразу же или в последнюю минуту отдавала. И успокаивалась.

А тут не спасешься – ее бывший театр пригласили на гастроли в Москву. Это – ого-го! – какое событие! Она знала: там, в театре, уже готовят представление к наградам и званиям, сшиты новые костюмы, актрисы срочно красят волосы в модный цвет.

  • Возбужденные, все в ожидании необыкновенных перемен, с блестящими глазами, бывшие подруги нашли ее в Москве и категорически заявили: не придет на премьеру – вовек не простят…
  • – У нас такая «Вестсайдская», что вам тут не снилось…
  • «Не спастись», – подумала Татьяна Николаевна.
  • Целый день она ходила сама не своя. Идти в театр, где началась и кончилась твоя карьера, идти, чтобы переживать именно это, независимо от того, что будет происходить на сцене, а потом говорить какие-то полагающиеся слова, и вместе сплетничать после спектакля, и отвечать на тысячу «почему»…

«Ведь школа нынче – ужас! У детей ничего святого! Неужели не было более подходящего варианта? Это что, жертва?»

Таня заранее знала все эти еще не произнесенные слова. Но дело было даже не в них. Ей действительно не хотелось идти в театр. Не хотелось смотреть эту потрясающую «Вестсайдскую», стоившую Таниной подруге Элле переломанного ребра: они там по замыслу режиссера все время откуда-то прыгали.

– Ничего, срослось, как на собаке, – сказала Элла. – Но я теперь не прыгаю. Я раскачиваюсь на канате.

И говорилось это так вдохновенно, и было столько веры в этот канат, и прыжки, и в «гени-аль-ного!!» режиссера, что Таня подумала: с тех пор как она стала учительницей, такая самозабвенная детская вера ее уже не посещает.

Умирая, мама ей говорила: «Мир иллюзий тебя отторг. На мой взгляд, старой рационалистки, это не так уж плохо… Живи в жизни… А школа – это ее зерно. Всегда, всегда надежда, что вырастет что-то стоящее… Не страдай о театре.

Ты бы все равно не смогла всю жизнь говорить чужие слова…»

Мама умирала два месяца, и таких разговоров между натисками боли было у них немало. И мама все их отдавала Тане. Ломились к ней ее коллеги по научной работе, ее аспиранты, соседи – не принимала. Объясняла Тане:

– Я тебя так мало видела. Это у меня последний шанс. Мое счастье было в работе. Это не фраза. Это на самом деле. Что такое модные тряпки, я не знаю. Я не знаю, что такое материнство, – с трех месяцев тебя растило государство. Я не путешествовала, не бывала на курортах, не обставляла квартир гарнитурами, я ни разу не была у косметички.

Мне даже любопытно – это не больно? Все беременности были некстати – не сочетались с моим делом. Я даже не плакала, как полагается бабе, жене, когда разбился твой папа. У меня на носу тогда была защита докторской.

Поверишь, в этом была какая-то чудовищно уродливая гордость: у меня несчастье, а я не сгибаюсь, я стою, я даже иду, я даже с блеском защищаюсь…

А Таня видела: она и сейчас гордится этим. В маме это было главное – преодоление всего, что мешало ей работать и ощущать себя большим, значительным человеком.

И как ни тяжело было Тане, как ни любила она маму в эти последние дни, мысль, что и теперь своими иронично-афористичными речами мама прежде всего сохраняет себя, а уж потом хочет что-то разъяснить, приходила не раз.

И тогда она мысленно спрашивала: может, именно в маме умерла артистка? А она ее так жалко, бездарно подвела, не сумела сделать то, что предназначалось ей? И утешает мама сейчас себя, а не ее, неудачницу? Иначе зачем так настойчиво? С такой страстью?

– …Какая ты Нина Заречная? У тебя же аналитический ум и ни грамма рефлексий. Ты антиактриса по сути.

Мама утешала и утешалась. Ведь тогда прошел всего год, как Таня ушла из театра. И последние слова мамы были: «Живи в жизни».

И все было нормально эти семь лет, пока не свалился на голову театр из прошлого со своей «Вестсайдской историей». И мама вспомнилась в связи с ним. Она же: «Не ходи в театр, плюнь! Пока не освободишься от комплекса. Читай! Это всегда наверняка интересней – первоисточник, не искаженный чужим глупым голосом».

Родилась спасительная мысль – раз уж идти, то она возьмет в театр свой класс. Правда, она его еще не знает, ей дают новый, девятый. Но уже конец августа, списки утрясены, через ребят, которых она учила в восьмом, можно будет собрать человек десять. Убьет сразу двух зайцев.

Посмотрит «на материал», с которым ей придется работать, и спасется от последующего после спектакля банкета, где надо будет всех безудержно хвалить, сулить звания и одновременно убеждать под сочувствующие и неверящие взгляды, что она вполне довольна работой в школе.

Она скажет: «Я здесь с классом. Я с вами потом».

Таня пригласила в школу Сашку Рамазанова. Он пришел в грязных джинсах и рваной полосатой тенниске.

– Я думал, надо что-нибудь покрасить или подвигать, – сказал он. Театральная идея его не увлекла и насмешила. – Ну, Татьяна Николаевна! – картинно воскликнул он. – Пригласили бы на Таганку или в «Современник»… А какой нормальный человек пойдет смотреть приезжающую на показ периферию… Этот номер у вас не пройдет. Гарантирую…

– Не будь снобом, – сказала Таня. – У них молодой гениальный режиссер, и весь спектакль – сплошная новация. К тому же там хорошая музыка.

– Разве что… Ладно… Попробую. Может, от скуки народ и соберется.

– Напрягись, – сказала Таня. – Мне очень хочется пойти с вами.

Сашка посмотрел на нее пристально. Поведение учительницы было, на его взгляд, лишено логики: тащиться в театр, да еще в неокончившиеся каникулы, с классом? Больше не с кем? Но Татьяна Николаевна, хоть ей уже и за тридцать, женщина вполне. Сашка охотно пошел бы с ней сам, единолично.

Он высокий, здоровый уже мужик, детвора во дворе зовет его «дяденькой». Так что вместе они бы гляделись… Но она, милая их Танечка, тащит с собой класс, что ненормально и противоестественно, хоть сдохни.

Но просьба есть просьба, поэтому Сашка обещал обзвонить и обежать народ в ближайшем округе и человек десять подбить «на эксперимент».

– Но если будет дрянь, – сказал Сашка, – я не отвечаю. И буду просить у вас защиты от гнева народов. Побьют ведь!

Спектакль казался никаким. Что называется, не в коня корм. Может, новый режиссер и был талантливым, что-то он напридумывал, но актеры!.. Ни одного, ну просто ни одного нефальшивого слова. И от этого придуманная форма торчала обнаженным каркасом, то ли оставшимся от пожара, то ли брошенным строителями по причине нехватки материалов.

Танины ученики умирали со смеху. Их надо было просто убирать из зала за нетактичное поведение.

– А я предупреждал, – многозначительно сказал Сашка. – Я верил и знал: будет именно так.

Вообще он держался не как ученик, а как Танин приятель. Таня подумала: пожалуйста, проблема. Надо сразу ставить его на место. Хороший ведь мальчишечка, просто от роста дуреет… И посмотрела на его дружка Романа Лавочкина – еще выше. Господи, куда их тянет! Но с Романом ничего подобного не будет, он мальчик книжный. Вот и сейчас он:

– Татьяна Николаевна! А как проверить – не был ли Шекспир трепачом? Я к чему… Современное искусство о любви – такая брехня, что, если представить, что оно останется жить на пятьсот лет…

– Не останется, – сказал Сашка. – Не переживай.

– Теперь любовь только пополам с лесоповалом, выполнением норм, общественной работой…

– Сейчас ты смотрел любовь пополам с расизмом, – сказал Сашка. – Если тебя смущают только примеси в этом тонком деле, то их было навалом и у древнего человека. Чистой, отделенной от мира любви нет и не может быть.

– А я не люблю винегретов, – ответил Роман. – Вот почему меня волнует правда о Шекспире.

– Без примесей только секс, – с вызовом выложил Сашка и посмотрел на Таню: «Как вам моя смелость? Мой образ мыслей? Широта воззрения?»

Девчонки гневно, но заинтересованно завизжали:

– Скажите ему, Татьяна Николаевна! Скажите!

– Я согласна с Сашей, – сказала она. – Любовь всегда бывает в миру и среди людей. Это жизнь в жизни («Мама!» – печально вздрогнуло сердце).

– Понял? – Сашка хлопнул Романа по спине. – И будут тебе из-за любви вредные примеси в образе двоек, скандалов дома, а потом – что совершенно естественно – будет лесоповал…

– Видел я такую любовь в гробу и белых тапочках, – ответил Роман. – Любовь сама по себе целый мир. Должна быть такой, во всяком случае.

Расходились по-доброму. Уже дома Таня подумала: интересный парень Роман. А какие у нее девчонки? Она толком их и не увидела. Правда, против секса они завизжали дружно, что ни о чем еще не говорит. Это вполне может оказаться жеманством, а не целомудрием, лицемерием, а не добропорядочностью.

…А потом, в бессонницу, снова пришла к Тане мама. Она села в ногах в своем старом-престаром махровом халате и сказала своим сломленным болезнью голосом:

Конец ознакомительного отрывка

ПОНРАВИЛАСЬ КНИГА?

Краткое содержание Вам и не снилось Щербаковой за 2 минуты пересказ сюжета
Эта книга стоит меньше чем чашка кофе! УЗНАТЬ ЦЕНУ

Источник: https://www.libfox.ru/621978-galina-shcherbakova-vam-i-ne-snilos.html

Краткое содержание Вам и не снилось Щербаковой

В преддверии нового учебного года в одну из столичных новостроек поселяется Юлька (ученица 9 класса), ее мать Людмила Сергеевна (привлекательная женщина в возрасте сорока лет) и отчим Владимир (он был младше своей супруги).

Учась в школе, у Людмилы Сергеевны случился роман с парнем Костей Лавочкиным. Она рассталась с ним ради летчика, за которого потом вышла замуж и родила от него Юльку.

Читайте также:  Краткое содержание пушкин пиковая дама очень кратко за 2 минуты пересказ сюжета

Костя тяжело все это переживал, и хоть у него самого уже была семья, он все так же приходил к своей любимой.

В один из скандалов связанных с изменами мужа, Людмила Сергеевна прогнала его, и у Константина появился лучик надежды на то, что они будут вместе с любимой. Людмила Сергеевна отвергает Костю и не хочет никаких с ним отношений.

В первый день учебного года, Юлька пришла в новый для себя класс. В этом классе был ученик – Роман, сын Константина. Ребята начинают дружить и их дружеские отношения перерастают в светлое и искреннее чувство – любовь. Вера (жена Кости) заботится о заболевшем и ослабшем муже, Людмила Сергеевна в ожидании пополнения семьи, а ребята в итоге остались на какое-то время без должного присмотра.

После появления сына на свет, Людмила Сергеевна придя в школу на родительское собрание, была ошарашена новостью, что в классе с ее дочерью учится и дружит с ней сын Кости Лавочкина. Мать Ромы рада новости, что у Юльки родился брат, это значило, что Костя не нужен совсем Людмиле Сергеевне, но в тоже время она приходит в шоковое состояние, узнав, что Рома и Юлька дружат.

По окончании девятого класса, мальчишек отправляют на практику, а девочки остаются в городе. Вера пришла провожать сына и видит Рому и Юльку вместе, ее это не радует, она принимает решение перевести мальчика в другую школу. Людмила Сергеевна тоже не в восторге от дружбы и общения ребят, но пытается спокойно относиться к этому.

По возвращению домой, Рома узнает, что его перевели в другую школу и относится к этому резко негативно, но все же уступает матери.

Юля, узнав о переводе парня в другую школу, делает вывод, что их хотят разлучить. Рома делает все, что бы успокоить девушку. Учитель ребят объясняет директору школы, что их нельзя разлучать, но тот в свою очередь становится на сторону Веры.

Вера узнает, что дети все равно встречаются и решает отправить сына в Ленинград обманным путям, для ухода за якобы больной бабушкой. Вера считает, что Юлька недостойна ее сына и она его, таким образом, спасает.

Ребята пишут друг — другу письма, но они не доходят до адресата. Юля принимает решение лететь в Ленинград, а Рома вернувшись раньше со школы, понимает, что его обманывали и бабушка здорова. Закрывшись в комнате, он грозится убить себя. В этой же комнате он находит письма отправленные Юльке и выпрыгивает в окно, но не удачно. В этот момент во дворе появляется Юля.

Читая рассказ, понимаешь, насколько важно быть внимательным к своему ребенку. Важно видеть в нем или ней полноценную личность с чувствами и эмоциями.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Щербакова — Вам и не снилось. Картинка к рассказу

Краткое содержание Вам и не снилось Щербаковой за 2 минуты пересказ сюжета

Сейчас читают

  • Краткое содержание Гоголь Страшная месть
    События происходят на свадьбе сына бравого есаула Горобца. Среди гостей – его друг и названый брат Данило Бурульбаш. Он приехал с красивой женой Катериной и малым сыном. Веселье в разгаре
  • Краткое содержание Лондон Морской волк
    Океан полон опасностей, но и на нем есть свои маленькие мирки, на которых живут люд, пытающиеся как-то выжить, чтобы просто хотя бы жить.
  • Краткое содержание Житков Про волка
    У одного человека был друг, охотник. Как-то собирался он на Север, и спросил этого человека, что ему оттуда привезти. А тот возьми да и попроси живого волка.
  • Краткое содержание О. Генри Трест, который лопнул
    Рассказ комедийного американского писателя О. Генри Трест который лопнул, повествует о двух приятелях мошенниках, которые живут в поисках авантюр и лёгкой наживы
  • Краткое содержание Гоголь Нос
    Весенний день, Петербург. Цирюльник Иван Яковлевич завтракает. Его жена Прасковья только что испекла хлеба к завтраку и поставила его на стол. Откусив приличный кусок от каравая, цирюльник в ужасе находит в хлебе нос.

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/avtory/shcherbakova-vam-i-ne-snilos-kratko

Система вопросов к повести Г. Н. Щербаковой «Вам и не снилось»

Краткое содержание Вам и не снилось Щербаковой за 2 минуты пересказ сюжета

Щербакова Галина Николаевна

Галина Николаевна Щербакова (Руденко), русская писательница и сценаристка, родилась в городе Дзержинске 10 мая 1932 года. После школы поступила в университет в Ростове, а затем в педагогический вуз в Челябинске на учителя русского языка и литературы.

Некоторое время Галина Николаевна работала по профессии, потом устроилась журналистом в местную газету, но вскоре оставила и журналистику, которая, по словам писательницы, отвлекала от работы над собственными произведениями.

Осенью 1979 года журнал «Юность» опубликовал повесть «Вам и не снилось». Произведение имело ошеломляющий успех: Г.Н. Щербаковой стало приходить множество восторженных писем, а в 1980 году повесть экранизировал Илья Фрэз.

Г.Н Щербакова написала более 20 книг: «Дверь в чужую жизнь», «Отчаянная осень», «Митина Любовь» и др. По её произведениям сняты такие художественные фильмы, как «Двое и одна» , «Мальчик и девочка» и др.

Из жизни писательница ушла в марте 2010 года в возрасте 77 лет.

Вопрос 1. Какое впечатление произвела на вас данная повесть? Почему?

Эта повесть оставила в душе смешанные чувства: с одной стороны, автор рассказывает нам красивую историю первой любви, а с другой — трагическую историю не только двух несчастных влюбленных, но и их окружения.

Вопрос 2. Почему Татьяна Николаевна Кольцова стала работать учительницей?

 Карьера героини в театре закончилась.

«Мир иллюзий ее отторг, а школа – это ее зерно. Всегда, всегда надежда, что вырастет что-то стоящее».

Вопрос 3. На ваш взгляд, можно ли назвать Таню счастливой женщиной, которая нашла себя в этой жизни?

Нет, она одинока и несчастна, ее мир состоит только из работы и бытовых проблем.

«Она не живет взахлеб, за троих. В сущности, у нее, как и у мамы, в жизни есть только одно – работа».

Вопрос 4. Как отреагировала мама Ромы на связь ее сына с Юлей?

Отрицательно. Она считала, что Юля испортит ему жизнь и что вся их семья принесет только вред ее семье и самому Роме.

Вопрос 5. Обоснована ли была ревность и неприязнь Веры Григорьевны к матери Юлии и к Юле в целом?

Нет. Вера ясно дала понять отцу Ромы в их первую встречу, что ничего общего с ним иметь не хочет. Даже если отец Ромы до сих пор испытывает к ней какие-то чувства, они не взаимны.

«Тривиальнейшая история, разговора не стоит, если бы… Если бы папа Романа с последовательностью и ритмом биологических часов не возникал у ног Юлькиной мамы с переходящей всякие приличия тоской во взоре. Уже Юлька родилась, уже у него самого сын был, а все равно – придет, сопит и вздыхает. И случилось вот что… Людмила Сергеевна его возненавидела».

Что касается Юли, то ненависть Веры Григорьевны к ней не обоснована, она совсем не знает девочку, ее поведение на прямую связана лишь с ее предрассудками, касаемо Люды, ее мужа и всей их истории прошлого.

Вопрос 6. Можно ли сказать, что Вера завидовала Людмиле?

Да, она видела, что Людмила счастлива и любима, когда как она, Вера, одна тянет весь дом.

«Она, двужильная женщина, на плечах которой было все – и нездоровый муж, и хлипкий сын, и ремонт в квартире (пять лет уже прожили), и стеллажи на заказ, и все, все, все… И тут она вдруг осела, обмякла от одной этой минутной встречи».

Вопрос 7. Как вы считаете, почему учительница так поддерживала своих подопечных?

Таня понимала, что это «тот самый случай» между Ромой и Юлей, первая любовь, которая имеет продолжение и которую она когда-то в своей молодости упустила. Она отчасти проецировала их историю на себя.

«Надо было выйти замуж в семнадцать лет, за того мальчика, который катал меня на велосипеде. Он катал и тихонько целовал меня в затылок, думая, что я не чувствую, не замечаю. А я все знала. И мне хотелось умереть на велосипеде – такое это было счастье».

Вопрос 8. Почему Вера Григорьевна так отчаянно пыталась разлучить сына с Юлей? 

Она была сильно привязана к сыну. Он был смыслом ее жизни, и она боялась, что и Рому, как Костю когда-то, эта семья отнимет.

«И все-таки Вера, как всегда, показалась ей клушей с одной-единственной функцией – вырастить дитя. Не укладывалось в голове, что она инженер, что у нее есть, должны быть, какие-то профессиональные знания, что она вообще может о чем-то думать, кроме сына».

Вопрос 9. Стоила ли вся эта война Веры Григорьевны с семейством Юли жизни ее собственного ребенка?

Нет. Из-за своей слепой ненависти, ревности и предрассудков она обрекла сына на нелепую смерть в столь юном возрасте и тем самым наказала, прежде всего, саму себя.

Вопрос 10. По вашему мнению, насколько важно родителям достичь взаимопонимания с их собственными детьми?

Очень важно, ведь, как показала эта история, разногласия могут стоит жизни дорогого тебе человека. Необходимо уметь прислушиваться к мнению и желаниям своих детей, чтобы в дальнейшем не стать жертвами отрицательных последствий.

Вопрос 11. Как вы думаете, нужно ли было сделать финал в произведении идентичным финалу в фильме, то есть сохранить жизнь главному герою?

Да, возможно, тогда эта повесть не вызывала бы смешанные чувства у читателей, и история между русскими «Ромео и Джульеттой» оставила бы в душе только светлые воспоминания и веру в то, что истинная любовь побеждает своих недоброжелателей, как добро всегда побеждает зло.

Список литературы:

Источник: http://iteach.vspu.ru/01-2019/18914/

Вам и не снилось… Галины Щербаковой

Любовь.

Это счастье или трагедия? И почему на пути такого чистого огромного чувства всегда встают какие-то нелепые и пошлые препятствия? Помните Шекспировских Ромео и Джульетту? Правильно говорят литераторы, что времена проходят, а человек остается.

Вместе с ним остаются его извечные проблемы. Потому-то классика вечна. Меняются города, власть, общественный строй, виды транспорта, одежда и мода, но сам человек остается. А покуда жив на Земле человек, будет жить и любовь.

Мы все понимаем это великое чувство, восхищаемся им, завидуем влюбленным… но это когда любовь где-то там, за пределами нашей души и нашей семьи.

Когда же любовь настигает нас самих, мы пугаемся силы этого чувства, почему-то ждем какого-то неприятного подвоха, проецируем горький опыт прошлого на настоящее, опошляем, словом, не ценим и не бережем.

А ведь как говорила Галина Гордиенко в повести «Лесная колдунья», что если человек ни разу не испытал любви, то и жить ему было не за чем! Но это все о самом человеке. А каково, когда за человека решает все кто-то со стороны? Например, мама!

И вот они, средневековые Ромео и Джульетта, оживают в виде несчастных Юльки и Ромки в 20 веке! Кто же позволил их родителям так безжалостно ломать счастье своих детей? Собственные обиды и чувство ревности? За неудачную любовь родителей вчера должны заплатить дети сегодня? И нет чувства сомнения или стыда! Они же родители! Им лучше знать, что для их детей хорошо, а что плохо! С кем дружить, кого любить, где учиться… Кто они такие, родители? Разве дети — это их рабы? И откуда родителям знать с такой удивительной уверенностью, что это не любовь на всю жизнь, что это пройдет, что эти чувства мешают, что ребенка нужно срочно спасать? Неужели родители никогда не читали Шекспира? Неужели не помнят той трагедии? Да вроде бы с высшим образованием. Тогда как же так получается? Просто уверены, что их дети другие? С чего бы?! Те же сильные светлые чувства, те же 16 лет! Время другое? Зато ситуация та же! Ах, сколько вопросов можно задавать по одной из самых популярных книг о любви подростков Галины Щербаковой «Вам и не снилось» !

Казалось бы, что тут обсуждать? Вроде бы все предельно просто. Двое глупых влюбленных оказались в нелегком переплете жизненных обстоятельств. Да такое сплошь и рядом! Вон они, подростки! Сегодня любят одну, завтра другую.

К тому же любовь любовью, а кто потом детей нянчить будет?! И как легко взрослые смешивают любовь с пошлостью! Даже трудно представить, что родители, прожив долгую жизнь, не набрались ее мудрости.

Да и кто, собственно говоря, учит детей этой пошлости? Не сами ли родители, когда позволяют себе высказываться, что таких Юль у него, Ромы Лавочкина, будет море! Эта девка его не достойна! Ведь ее мать трижды замужем! И не важно, что на самом деле дважды, и что Людмила Сергеевна, мама Юльки, ушла от первого мужа по причине его бесконечных измен! Главное здесь, что мама Ромы, Вера Георгиевна, безумно ревновала своего слабохарактерного эгоистичного мужа Костю к красивой и эффектной Людмиле Сергеевне. Потому испытывала сильную ненависть ко всему, что было связано с соперницей. Эта ненависть оказалась настолько сильной и безжалостной, что заставила платить доверчивых и наивных подростков жестокими страданиями и мучениями, вся вина которых была в неправильном выборе объекта своей чистой первой любви.

Сколько пришлось перенести испытаний Роме и Юле. Но, видимо, для того любовь и существует, чтобы страдать! К слову сказать, в самом первом варианте повести «Вам и не снилось» Галина Щербакова не оставила современным Ромео и Джульетте никаких шансов на счастье — Рома срывается со старой водосточной трубы многоэтажки и погибает.

Читайте также:  Краткое содержание довлатов иностранка за 2 минуты пересказ сюжета

Кстати, о предыстории. На самом деле первоначальный вариант повести назывался «Роман и Юлька». Повесть эта была написана Галиной Щербаковой с одной единственной целью — обратить на себя внимание, как на автора. Писатели часто прибегают к такому приему. Например, В. Набоков написал свою вопиющую для тех времен «Лолиту».

Но «Роман и Юлька» так никто и не рискнул опубликовать. Причина оказалась до нельзя нелепой — мрачный конец повести. Когда Галина Щербакова узнала об этом, она прямо в коридоре журнала «Юность» переписала последние строки повести. Но это было уже к началу съемок фильма «Вам и не снилось». Поэтому повесть издалась в активный период съемок.

Название у книги было решено заменить на название киноленты. Было это в 1981 г.

Фильм «Вам и не снилось» решили снимать сразу же, как только повесть «Роман и Юлька» попала на киностудию им. М.Горького. Правда и там конец решили изменить на более счастливый. Мало того, еще и имена героев оказались неугодными Госкино, мол не надо автору повести мнить из себя Шекспира!.

Поэтому Юля стала Катей. Впрочем, суть от этого ничуть не изменилась. Но многие моменты кинокартины отличны от книги. Сказать что лучше: книга или фильм, лично я не могу.

Я нахожу и повесть, и кинокартину настоящими шедеврами! Поэтому настоятельно рекомендую и прочитать, и посмотреть! Как взрослым, так и детям!

Не лишним будет добавить, что у книги Галины Щербаковой «Вам и не снилось» имеется продолжение. Я говорю о повести «Вам и не снилось…15 лет спустя» Екатерины Шпиллер (до замужества Щербакова — дочь Галины Щербаковой). К этой книге мое личное отношение скорее отрицательное.

Возможно, эта книга и пышит реальностью жизни. Но искусство должно созидать, заставлять обывателей верить в лучшее, давать стимулы для самосовершенствования. Здесь же мы наблюдаем нравственное падение кумиров целого поколения 80-х годов.

Я сама, будучи подростком, плакала над строчками повести «Вам и не снилось» Галины Щербаковой. Юлька и Роман были жизненной опорой, мечтой, надеждой… когда что-то не клеилось на личном, хотелось брать с них пример, и это придавало сил.

Когда же я прочитала о молодой семье Лавочкиных, где Юля и Роман уже не боролись за свою любовь, а наконец-то были вместе… первой мыслью после прочтения повести «Вам и не снилось…15 лет спустя» Екатерины Шпиллер была мысль: «Лучше бы Ромка погиб!».

Я искренне не понимала, и до сих пор не понимаю, почему нужно было выбирать именно этих героев? Тех, кто для многих был олицетворением настоящей чистой любви?! Да, в жизни часто большая любовь разбивается о семейный быт. Но только не там, куда устремлены миллионы глаз. Возможно, у Вас на этот счет иное мнение. Если так, то

Дементьева Светлана

Краткое содержание Вам и не снилось Щербаковой за 2 минуты пересказ сюжета Загрузка…

Источник: https://dp-adilet.kz/vam-i-ne-snilos-8230-galiny-shherbakovoj/

Вам и не снилось — краткое содержание рассказа Щербаковой

Незадолго до наступления осени в одну из новостроек Москвы переезжает семья: девятиклассница Юля с матерью и отчимом. У её мамы, Людмилы Сергеевны, был второй брак, муж её младше на несколько лет. Юля прекрасно ладила с ним.

В юности Людмила была влюблена в Константина Лавочкина, они вместе учились в школе. У них был роман. Вскоре они расстались, и в жизни она встретила другого человека, за которого вышла замуж. Он был лётчиком.

От мужа Людмила родила дочь Юлю.

Костя долго не мог забыть Люду и часто её навещал, хотя к тому времени тоже завёл семью. Муж ей изменил, они поссорились и развелись.

Её бывший возлюбленный Константин хотел восстановить с ней прежнюю связь. Но Людмила больше не хотела никаких отношений. Однажды они случайно встретились на улице. С Костей рядом были жена и сын.

Его супруга Вера была в шоке от этой встречи. Её очень потрясло увиденное.

Первого сентября Юля пришла в новый класс и влюбилась в одноклассника Романа. Подростки подружились, и были неразлучны. Роман был сыном Константина. Между молодыми людьми зародилось настоящее чувство. Вскоре Костя заболел, и Вера за ним бережно ухаживала.  Людмила ждала второго ребёнка.

Однажды, на родительском собрании она узнала новость, что её дочь Юля и сын Константина, Роман учатся в одном классе и любят друг друга. Это известие потрясло и Веру, мать Романа. После окончания девятого класса Роман должен ехать на практику. Юля пришла его проводить.

Вера увидела детей вместе. Они были увлечены друг другом и ничего не замечали. Вера попыталась устроить скандал. Классная руководительница отвлекла её и защитила влюблённых. Тогда мать Романа решила перевести его в другую школу. Лето молодые люди проводят порознь.

Вскоре Роман узнаёт о решении матери перевести его в физико – математический класс, и соглашается с ней. Его мечта – поступление в высшее техническое учебное заведение. Юля догадалась, что их хотят разлучить. Классная руководитель рассказала об этой новости директору школы.

Но он принял заявление Веры о переводе Романа в другую школу.

Юля забросила учёбу, впала в отчаяние, всё время думая о Романе. Но несмотря ни на что, влюблённые продолжили общение и встречи. Разлука для них была невозможна! Их не пугало ничто. Вера отправила сына в Ленинград к родственникам, сообщив ему, что там больна бабушка, и за ней нужен уход. Она обманула сына для того, чтобы их разлучить с Юлей.

Подростки любили друг друга ещё сильней. Девушка писала Роману письма, но он их не получал. Бабушка их прятала по просьбе Веры. Юля приехала к Роману в Ленинград. Роман догадался обо всём. В письменном столе он нашёл Юлины письма. Бабушка была абсолютно здоровой и его жестоко обманули.

Он решил покончить счёты с жизнью. Потрясённый до глубины души, молодой человек вскочил на подоконник и… оступился. Он упал на землю, ударяясь о водосточную трубу. В этот момент во двор зашла Юля. Влюблённые потянулись друг к другу и замерли в крепких объятиях.

На них удивлённо смотрели маленькие мальчик и девочка.

Читательский дневник.

Другие произведения автора:

← Наша жучка (Дуров)↑ РазныеПугачёв (Есенин) →

Источник: http://sochinite.ru/kratkie-soderzhaniya/raznye-avtory/vam-i-ne-snilos-shcherbakova-rasskaz

"Вам и не снилось". История одной повести Галины Щербаковой

До появления повести «Вам и не снилось» Щербакова написала несколько серьезных произведений, которые никак не принимали в печать, и тогда она решила попробовать беспроигрышную тему – легкую любовную историю.

Прообразом главного героя, Ромы Лавочкина, стал сын писательницы, учившийся в десятом классе. Однажды он полез по водосточной трубе к своей возлюбленной на шестой этаж. Оставив послание на ее балконе, он уже стал спускаться, но на середине пути труба развалилась.

К счастью, обошлось все без серьезных травм.

Написав повесть в считаные дни, Щербакова отнесла ее в редакцию журнала «Юность», но ответа от главного редактора так и не дождалась. Тогда отчаявшаяся писательница решила отправить ее на студию им. Горького.

На конверте она написала «Сергею Герасимову», это был единственный человек, имя которого она знала на студии. Через три дня ей позвонила жена прославленного режиссера Тамара Макарова и пообещала, что сделает все возможное, чтобы фильм увидел свет.

Спустя еще два дня Галина Щербакова уже обсуждала детали сценария с известным режиссером детских фильмов Ильей Фрезом, пишет kp.ru.

Когда режиссер обратился в Госкино с намерением снять экранизацию повести, ему категорично заявили: «Влюблённых зовут Роман и Юлия? Это что же, ваша Щербакова себя Шекспиром возомнила? Не бывать этому!». Пришлось, переименовать Джульетту, то есть Юльку, в Катю.

Когда съемки уже начались, писательница не выдержала и решила узнать у редактора «Юности» Бориса Полевого, почему ее повесть оставили без внимания. «Знаете, Галина, — сказал он, — я прошел войну и меня сложно назвать трусом. Но я боюсь печатать вашу повесть.

А вдруг после нее все влюбленные мальчики начнут прыгать из окон? Финал у вас уж больно мрачный…».  После этого писательница переписала последние несколько предложений. Если в первом варианте главный герой умирает, то во втором концовку можно было трактовать так, будто он просто теряет сознание.

Уже через два месяца повесть опубликовали.

В поисках героя

Илья Фрез очень долго искал исполнителя на роль Ромы Лавочкина.

Вместе с Галиной Щербаковой режиссер отсмотрел тысячи мальчиков со всей страны и только в самом конце проб, когда уже утвердили Татьяну Аксюту на роль Кати, пришла новость о том, что в Ленинграде есть очень подходящая кандидатура – 16-летний Никита Михайловский.  Он учился в школе и, соответственно, не имел  актерского образования, кроме  нескольких детских ролей в кино.

На пробах Никита покорил всех своей естественностью,  и его сразу же утвердили. Галина Щербакова вспоминала: «Татьяне Аксюте, которая снималась в роли Кати, было 23 года, она только что окончила ГИТИС. А Никита Михайловский еще учился в школе.

Но как этот мальчик играл! Мы рыдали — он был совершенством! Казалось, что юный 16-летний подросток знает о любви больше, чем его замужняя партнёрша.

Он не актерствовал, он просто жил в кадре, пропуская через себя все эмоции своего героя, буквально перерождаясь в него».

Финал: с минуса на плюс и обратно

Большую часть фильма снимали на юго-западе Москвы, в тех же местах, где когда-то проходили съемки фильмов «Ирония судьбы, или С легким паром» и «Покровские ворота». Для школьных эпизодов выбрали школу № 780 в Ясенево.

В фильме ясеневских школьников можно увидеть на школьном стадионе в сцене, где мать Романа разговаривает с директором школы. На время съемок пришелся субботник, и как только стало известно, что в директорском кабинете снимается кино, на задний двор кинулись два класса.

А поскольку особого мусора для уборки найти не могли, школьники, чтобы попасть в кадр, начали катать стоявшую там деревянную катушку.

Финальную сцену снимали в двух городах – Москве и Ленинграде. Герой Никиты Михайловского срывается с подоконника в Ленинграде, а падает на землю уже в столице.

В оригинальной повести Рома намеренно прыгает из окна, в фильме же он оступается, когда пытается привлечь внимание Кати, стоящей на улице. Если в книге он падал с третьего этажа, то в фильме, когда Рома забирается на окно, видно, что оно находится на самом верхнем этаже. Финальный же кадр фильма показывает, что этот дом шестиэтажный, пишет kinopoisk.ru.

Уже во время съемок финал экранизации решили изменить по просьбе читателей. По новому сценарию, Рома оступается и падает в огромный снежный сугроб. Увидев это, Катя подбегает к нему, пытается помочь подняться, но в конечном итоге они вместе падают обратно на снег.

Многие поклонники фильма отмечают, что он вряд ли получился бы таким проникновенным, если бы не музыкальное сопровождение.

Песня «Последняя поэма», музыку к которой написал Алексей Рыбников, получила известность и неслыханную популярность в стране.

Композитор вспоминал, что на создание этого произведения его натолкнуло творчество Рабиндраната Тагора: «Я был поражён, насколько точно и легко ранее неизвестные мне стихи легли на эту мелодию десятилетней давности…»

После выхода фильма «Последнюю поэму» можно было услышать из каждого окна, причем в двух вариантах исполнения: Ирины Отиевой и ВИА «Ялла». «Последняя поэма» вышла в финал фестиваля «Песня года-1981».

Недолгая слава  Никиты Михайловского

Фильм о любви двух советских подростков имел просто оглушительный успех. По опросу журнала «Советский экран», его признали лучшим фильмом 1981 года. Исполнители главных ролей стали всенародными любимцами.

Никита Михайловский, юноша с тонким лицом и взрослыми, грустными глазами, стал  кумиром миллионов советских девчонок.

Между тем, критиков потрясло не только редкое обаяние Никиты, но и его способность не играть, а проживать жизнь героя в буквальном смысле этого слова.

Через десять лет после съемок «Вам и не снилось» Михайловский внезапно заболел лейкозом. Друзья и поклонники через газеты собирали ему деньги на операцию, помогли Гостелерадио, Борис Ельцин и галерея «Марс», пишет ozon.ru.

Никиту отправили в одну из клиник Лондона, однако все усилия врачей спасти жизнь молодого актера оказались безрезультатными. В актерской среде говорили, что актер сам навлек на себя схватку со смертью.

Сайт актеров советского кино приводит слова Татьяны Аксюты: «Мы еще даже толком не знали сюжет, когда приступили к съемкам ночной сцены в «кафе-стекляшке», где Катя и Ромка рассуждают о войне, о последней корочке хлеба, о смерти: Катя сказала: «Давай умрем вместе, в один день». «Нет, я мужчина, я первый», — ответил Ромка.

Как странно: это происходило практически в первый съемочный день, мы почти не понимали, о чем идет речь, а Никита произнес слова с такой недетской уверенностью. Для него эта фраза оказалась роковой».

Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации открытых источников

Источник: https://ria.ru/20100324/216122011.html

Урок внеклассного чтения по повести Галины Николаевны Щербаковой «Вам и не снилось»

  • Урок внеклассного чтения по повести Галины Николаевны Щербаковой
  • «Вам и не снилось»
  • Кто тебе сказал, что это любовь?
  • (8 класс)
Читайте также:  Краткое содержание опера верди луиза миллер за 2 минуты пересказ сюжета

Цели: познакомить с творчеством Г.Н.

Щербаковой, учить самостоятельно выносить суждения о произведении, выделять в нём основные проблемы, через сопоставительный анализ эпизодов художественного текста и кинофильма научить определять режиссерский замысел и его соответствие авторскому замыслу произведения.

Задачи: развитие навыков устной и письменной речи учащихся, развитие логического мышления, воображения, формирование медиакультуры учащихся, способствующей успешной социализации личности в современном мире.

Тип урока: урок-диалог

Оборудование: повесть Г.Н.Щербаковой «Вам и не снилось»,ПК, мультимедийная презентация, мультимедийный проектор, раздаточный материал для учащихся, видеокадры из художественного фильма «Вам и не снилось».

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

-Ребята, к сегодняшнему уроку вы должны были познакомиться с повестью Галины Щербаковой, советской и российской писательницы, «Вам и не снилось», впервые опубликованной в журнале «Юность» в 1979 году. Также вам предлагалось познакомиться с художественной экранизацией этого произведения, вышедшей на экраны кинотеатров в 1980 году.

-Готовясь к уроку, я обнаружила в интернете множество комментариев и по поводу фильма,и по поводу книги. Они неоднозначные, одно из них прочитаю:

Так получилось, что я сначала посмотрела фильм а потом уж прочитала книгу. Для меня это оказался тот самый случай, когда фильм с такой музыкой (!!!!!!!), такими актерами, такой игрой превзошел печатный вариант. Но книга тоже очень хорошая!!!

-А каковы Ваши впечатления о прочитанной книге?

-Скажите, а о чём повесть Г.Щербаковой? (О трогательной первой любви Романа и Юльки, советских подростков)

-Каких всемирно известных литературных персонажей напоминают нам герои повести? (Ромео и Джульетту, о чём в самом тексте не раз упоминается. Даже имена очень похожи.)

-Чем же похожи судьбы Романа и Юльки и Ромео и Джульетты? (В обоих произведениях герои встретили препятствия на пути к счастью со стороны своих семей)

-А кроме этого препятствия, с какими проблемами столкнулись наши герои ещё? (Кроме непонимания со стороны родителей, герои сталкиваются с чёрствостью директора школы, с эгоизмом бабушки Ромы, с пониманием и непониманием одноклассников).

-Ребята, какие проблемы в связи с вышесказанным Вами поднимает в своей повести Г.Щербакова? (Проблему взаимоотношения подростков друг с другом, родителей с детьми, проблему первой любви).

-Знакомы ли Вам эти проблемы? (Да).

-Как вы думаете, каковы цели нашего урока? (Выявить идею художественного произведения; сравнив с фильмом, понять замысел автора книги и режиссёра, ответить на вопрос, помогает ли фильм лучше понять идею художественного произведения).

3.Работа с повестью.

-Есть ли в повести персонажи, которые поддерживают Ромку и Юльку ? (Да, Санька, друг Ромы, учительница русского языка и литературы Татьяна Николаевна, учитель физкультуры, появляющийся в небольшом эпизоде, когда надо было отправить мальчиков на картошку, но отправление задерживалось потому, что Юлька и Роман долго прощались, отчим Юльки и её мама).

-Из текста повести мы узнаём о причинах «вражды» родителей Романа и Юльки. Оно в их прошлом. А знакомо ли чувство любви им? (Скорее всего да, и в молодости они тоже были влюблены).

-Почему же взрослые всячески препятствуют чистым и искренним отношениям Романа и Юльки?

(они не верят в силу их чувств, в то, что они любят по-настоящему, ревность ).

-В связи с этим хочу сказать, что различным персонажам повести принадлежат высказывания о любви, разобранные читателями на цитаты, например: есть ситуации, когда помогает только скальпель, никому не вредило хирургическое вмешательство, и вообще все эти ваши любови — химера, дым. Блажь и только.

-Так ли это для наших героев? (Нет. В повести много тому доказательств).

— Предлагаю Вам прочитать на раздаточном материале отрывок из повести (читает ученик):

… ночами я не сплю: слушаю, как ваша дочь по сорок раз ставит одно знаменитое звуковое письмо. Стучала ей в стенку — не слышит! Теперь даже привыкла, греюсь у чужого костра. Только не говорите, что я вам натрепалась. Просто вы ходите в неведении, и вас же потом — бух по голове новостью. Послушайте, а потом скажете свое впечатление.

Пластинка лежала под матрасом. Трижды обернутая мохеровым шарфом.

Людмила Сергеевна с интересом поставила: что там еще за новости? А теперь поняла, что никогда так не любила Юльку, как сейчас. Девочка ты моя, девочка! Несчастная ты моя, счастливая! Чем же тебе помочь, как?

— Какая деталь в этом отрывке говорит нам о том, что для Юльки любовь не химера, дым и блажь? (Слушает письмо звуковое по сорок раз за ночь, не может наслушаться)

-Как же получилось, что Юлька оказалась в Петербурге в поисках Романа? Кто ей помог? (Это была её мама). Обратимся ко второму эпизоду на раздаточном материале (читаем).

-Почему Людмила смогла поверить в искренность чувств дочери? (Она по-настоящему любит сама, счастлива и поэтому поняла чувства своей дочери).

— А что же мама Ромы? Она ведь тоже любит своего сына, и он любит родителей. (Она придумала коварный план по отваживанию подростков друг от друга, придумала мнимую болезнь бабушки, а за бабушкой надо ухаживать, и Ромка с гипертрофированным чувством долга попадается на эту уловку ).

Просмотр эпизода №1 из фильма Ильи Фреза.

-А теперь обратимся к этому же эпизоду в книге (читаем).

-Что понимает Роман, оказавшись дома раньше обычного? (Что его обманули, что бабушка абсолютно здорова).

-Что чувствует Роман в этот момент? (Он обескуражен, зол на бабушку).

-Как до этого разоблачения Ромка относился к бабушке? (Берёг её от неприятностей, ухаживал за ней во время мнимой болезни)

-Найдите подтверждение этому в отрывке.

-Не заметили ли Вы расхождений эпизода книги и фильма? С кем разговаривает по телефону в сцене разоблачения бабушка? (В книге — с дочерью Дусей, а в фильме — с мамой Ромы).

-Случайна ли такая замена создателями фильма? (Нет, не случайна, самые родные и близкие люди предали, обманули, а должно быть наоборот).

-Что в поведении бабушки возмущает больше всего? (Она упивается своим актерским мастерством, тем, что он так удачно обманывает внука, верящего в то, что ей нужна помощь).

-Каково Ваше отношение к бабушке в этой сцене? И почему? (Отрицательное, так как она ведёт себя эгоистично по отношению к внуку).

-Можно ли утверждать, что бабушка отрицательный персонаж? (Нет, так как она уверена в том, что этот обман — единственный способ спасения его от порочной Юльки).

-Режиссёр фильма добавил в эпизод деталь, которой нет в тексте. Назовите её. (Это разбившаяся фотография бабушки в стеклянной рамке, а в книге это была грамота). И фотография изображена крупным планом. (Отрывок из текста читает учитель)

-Случайна ли замена грамоты фотографией бабушки? (Нет, режиссёр ещё раз подчеркивает разрушившийся мир подростка, предательство самых близких людей, окончательную потерю доверия ко взрослым, которые не хотели его понять, помочь ему, поверить в его любовь).

Ромка не хочет иметь теперь ничего общего с этим миром взрослых (эпизод из повести читает учитель).- Какое слово указывает на негативное отношение Ромки к бабушке в этот момент? (старуха, суффикс — ух — имеет пренебрежительный оттенок).

  1. -И мы приближаемся к развязке книги и фильма.
  2. Просмотр эпизода №2 из фильма Ильи Фреза.
  3. -Ребята, напишите на листочках с фотографиями актёров, о чём могут думать Роман и Юлька, сидя на снежном сугробе (проверим двух-четырёх учеников).

-Так ли заканчивается книга? (Нет, следует краткий рассказ ученика).

-Почему Галина Щербакова оставляет финал книги открытым? (Она хотела показать трагедию первой подростковой любви, то, на что готовы подростки в юношеском максимализме; читатель сам должен додумать, какова судьба Ромки).

-Совпадает ли замысел режиссёра фильма с замыслом Галины Щербаковой? (Нет. Герои встретились, Ромка жив).

-Какую мысль хочет донести до нас режиссёр фильма? Случайно ли в финале фильма появляются дети, с любопытством рассматривающие наших героев? (Режиссёр доносит мысль о том, что любовь победит все преграды, а образы детей — намёк на то, что современные Ромео и Джульетты всё-таки существуют).

4. Подведение итогов урока.

Давайте ответим на вопрос, поставленный в теме урока: «Любовь ли это?» И почему? (Да, только тот, кто так любит, может преодолеть столько препятствий на своём пути, как наши герои).

5.Домашнее задание.

Письменный ответ на вопрос: «В чём смысл названия повести Галины Щербаковой?»

Источник: https://infourok.ru/urok-vneklassnogo-chteniya-po-povesti-galini-nikolaevni-scherbakovoy-vam-i-ne-snilos-3170454.html

Екатерина Щербакова: Вам и не снилось… пятнадцать лет спустя

  • Екатерина Щербакова
  • ВАМ И НЕ СНИЛОСЬ…
  • ПЯТНАДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ

Рита заметила Юльку среди ярких полок Воронцовского супермаркета.

Это было забавно — встретиться именно здесь после пятнадцати лет… Разлуки? Да нет, слишком красивое слово. «С чего бы — ах, разлука? Разве мы так уж дружили?» Лучше так: после пятнадцати лет «невиденья-неслышанья» друг друга.

Рита почувствовала, что было бы очень заманчиво поболтать со старинной знакомой…

Она решительно двинула тележку, заполненную не более чем на четверть шуршащими заморскими пакетиками, к Юльке, к юности, к десятому классу.

Юлька сошлась с Ритой после той истории… Роман полгода пролежал в больнице: полтора месяца в Ленинградской, потом врачи разрешили перевезти его в Москву. Лавочкин-старший получил от всего этого обширный инфаркт и вскоре умер.

Когда они оба, папа и сын, лежали в разных клиниках, Ромкина мама Вера Георгиевна разрывалась между ними, похудела на двадцать кило и стала похожа на старуху семидесятилетнюю. Потом стало полегче: папа Костя отдал Богу душу. Ужас какой! Юлька поймала себя на том, что именно так и формулирует, вспоминая: полегче.

Это еще с того времени тянется: как она тогда ненавидела их всех, вспомнить жутко! Мысленно Юлька отрезала им руки, ноги, сдирала с них кожу, выкалывала глаза. Она тоже торчала в Ромкиной больнице с утра до ночи, впрочем, ее не особенно к нему пускали.

А она не особенно и рвалась, почему-то… Сидела себе внизу, в холле, в каком-то странном отупении от всяких успокаивающих таблеток, которыми ее пичкали, смотрела в одну точку и выдумывала «всем этим подонкам» разные казни.

Когда умер Костя-папа, Ромка, весь загипсованный, тихо плакал, жалобно закусив губы, а Юлька сидела рядом и гладила его бледную руку. Вера Георгиевна стояла и смотрела скорбно, губы ее тряслись.

Юлька же, глядя на нее, думала: «Ну что, дрянь, теперь полегче тебе будет?» Ромка застонал — в порыве ненависти к его матери Юлька случайно очень сильно сжала переломанную, так любимую ею руку.

Никто бы не подумал, сколько непрощающей злости помещалось в этой маленькой, худенькой девочке. Она и сама такого про себя не знала.

Но недолго Вера Георгиевна «отдыхала». От переживаний и стрессов тяжелый инсульт свалил-таки железную питерскую бабушку. «Бог наказал, накликали, — сказала тогда Юлькина мама Людмила Сергеевна. — Вот, напридумали себе для неправедного дела и получили в натуральную величину. А еще говорят, что Бога нет…»

Бабусю пришлось забрать в Москву, так как в Питере у Вериной сестры возникла сразу большая куча проблем: ремонт, покупка участка, неприятности на работе, у мужа открылась язва и вообще — «вся ситуация, Веруня, на твоей совести. Ты, конечно, сейчас в горе и все такое, но не можем же мы, вся семья, жить только твоими проблемами! Войди и в наше положение, наконец! У тебя квартирные условия позволяют, да и Ромасик практически поправился».

– Подонская семья от носа до хвоста, — сказала тогда Людмила Сергеевна. — Ты, дочь, подумай еще разок, ведь Рома — их семя.

– Ма, Рома в их семейке — урод. Он — единственное оправдание существования этих людей…

Когда, выписавшись, Ромка выходил из дверей больницы, на ступеньках около одного из чугунных столбов, поддерживающих крышу больничного крыльца, стояла Юля. Она прижималась спиной к этому столбу, как к белой березе.

– Мама, — твердо сказала Роман. — Это, — он ткнул пальцем в Юльку, — моя жена. Или теперь мне надо сгореть, утонуть, застрелиться?..

Вера Георгиевна вздрогнула и закрыла лицо руками. Немая сцена длилась не меньше минуты. Юлька все не отходила от столба, он был такой надежный, прочный, гладкий и прохладный, к нему было очень приятно прислоняться — ведь уже стояло жаркое лето.

Наконец Вера Георгиевна отняла руки от лица и тихо произнесла:

– Теперь делайте, что хотите. Мне уже все равно. У меня теперь одна проблема — мама…

– Опять? — раздался насмешливый голос Юли, она отделилась от своей опоры и медленно приближалась к Роману.

– Как ты смеешь? Ты?! Она теперь лежачая, совсем плоха… — женщина задохнулась во всхлипах.

– Мы ей будем носить кефир и апельсины, — отчеканила Юлька, беря Ромку за руку и уводя с собой. — Идем, Ром, нас дома ждут.

И он пошел, обалдевший от ее силы и напора, от ее безжалостных слов, от ее таких жестких и взрослых глаз.

Вера смотрела им вслед, испытывая нечто вроде облегчения. Ну и пусть, ну и ладно. Там о нем позаботятся. А ее, мать, он все равно любить будет, ведь он такой верный и правильный. А проблем ей теперь и с мамой предостаточно: лекарства, больницы, сиделки, то есть то, что у нас этим словом называется.

Читать дальше

Источник: https://libcat.ru/knigi/proza/sovremennaya-proza/2525-ekaterina-shherbakova-vam-i-ne-snilos-pyatnadcat-let-spustya.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector