Краткое содержание воробьёв убиты под москвой за 2 минуты пересказ сюжета

Самым известным произведением К. Воробьева стала повесть «Убиты под Москвой», краткое содержание которой приводится ниже. В ней описываются ноябрьские события 1941 года, когда шли оборонительные бои за столицу.

На фронт

Рота из 240 кремлевских курсантов во главе с капитаном Рюминым вторые сутки в пути. Молодые, здоровые, все как на подбор, они готовились к подвигам.

Фронт представлялся ребятам чем-то большим, состоящим из огня, железобетона, человеческой плоти. Во время налетов все, кроме капитана, дружно падали.

Рюмин же сверху поглядывал на курсантов, для которых был неким примером для подражания. Так начинает К. Воробьев повесть «Убиты под Москвой».

Краткое содержание похода дополняет встреча с расположившимся у скирды клевера спецотрядом НКВД, майор которого с видом превосходства проверил документы и разрешил следовать в сторону боев.

Краткое содержание Воробьёв Убиты под Москвой за 2 минуты пересказ сюжета

На дальних подступах к столице

Остановились у небольшой деревни, где примкнули к полку ополченцев. Окопались и приготовились к встрече с врагом. Из оружия — только винтовки, бутылки с зажигательной смесью, гранаты.

Четвертым взводом руководил молоденький лейтенант Алексей Ястребов, все еще не веривший, что ему присвоили звание. В новой шинели он ощущал свою значительность и всячески старался походить на Рюмина.

Шоком для героев повести «Убиты под Москвой», краткое содержание которой вы читаете, стала встреча с вышедшими из окружения войсками: курсанты впервые видели отступление с фронта.

Особенно потряс вид генерал-майора Переверзева, который никак не мог преодолеть ров. На вопрос: «Где фронт?» — он ответил: «А вы где?» Вскоре капитан понял, что немцы прорвали оборону.

Ночью роту привели в боевую готовность.

Краткое содержание Воробьёв Убиты под Москвой за 2 минуты пересказ сюжета

Первые бои

Утром появились вражеские самолеты. В четвертый взвод пришел политрук Анисимов, который остался на время обстрела.

Психологическое состояние лейтенанта и курсантов, попавших под град мин, описание смерти политрука и еще шестерых бойцов, что первыми из взвода были убиты под Москвой, – краткое содержание следующей главы.

Сначала Ястребову хотелось спрятаться, но после осознания происходящего появилось желание стоять до конца.

Рюмин еще утром передал в штаб донесение разведки и получил устный приказ отступать. Но капитан не доверял словам. А рев танков невдалеке подтверждал, что полк попал в окружение. Единственно правильным решением для капитана сейчас было наступление. Похоронив погибших, рота стала готовиться к атаке занятой немцами деревни.

Все произошло быстро: курсанты одержали победу над застигнутым врасплох врагом. Автор показывает происходящее через восприятие Ястребовым. Картины смерти и первое убийство немца, суматоха, в которой никто ничего не понимал, радость, что остался в живых… Не раз отмечалось, насколько правдоподобно передал чувства героев в повести К. Воробьев.

Краткое содержание Воробьёв Убиты под Москвой за 2 минуты пересказ сюжета

«Убиты под Москвой»: краткое содержание кульминации и развязки

Воодушевленные курсанты отошли к лесу. Здесь их и застигли вражеские самолеты. Мощный обстрел сменился танками и пехотой.

В Алексее все чувства заглушил страх, заставивший прыгнуть в воронку. Там лежал курсант, попросивший его убить: лучше так, чем в плен. Лейтенант вдруг осознал, как многолика смерть и насколько предательски он поступил, только сейчас вспомнив о взводе. Когда выбрались из ямы, Ястребову ничего не хотелось, а тело было чужим.

Из боя вышли шестеро, включая Рюмина. Вскоре подошли к скирдам, где встречались с майором. Следующим утром капитан застрелился, и его решили похоронить. В этот момент появились танки. Курсанты бросились к скирде, которую враг тут же уничтожил. Алексей, оставшийся в могиле, поджег одну машину.

Выбравшись из засыпанной ямы, он собрал оружие и направился на северо-восток. Желание дойти, страх перед встречей, радость, что живой, и обида, что никто не видел, как он поджег танк, усталость… Все эти чувства смешивались, а всхлипывающие слова «Стерва… Худая…» помогали идти.

Капитан, три лейтенанта, двести сорок курсантов – столько бойцов за пять дней было убито под Москвой.

Краткое содержание не позволяет в полной мере передать ужас происходящего, поэтому такие книги нужно читать полностью.

Источник: https://autogear.ru/article/191/266/k-vorobev-ubityi-pod-moskvoy-kratkoe-soderjanie-povesti/

«Убиты под Москвой»: ужасы военного времени

Меню статьи:

Читатели знают Константина Воробьева как автора произведений о войне. Советский писатель создавал тексты в жанре, который назвали «лейтенантской прозой». Один из ярких примеров такой прозы – творение писателя под названием «Убиты под Москвой». У автора был опыт сражений. Во время Второй мировой войны Воробьев служил в партизанской группе.

Пара строк о творчестве Воробьева

В наше время ужасы мировых и отечественных войн постепенно забываются. Творчество Воробьева – хороший повод напомнить для себя опыт, который не стоит повторять. Наследие писателя включает автобиографические произведения о жестокостях войны.

В частности, два текста автора посвящаются боям под Москвой. Эти произведения раскрывают случайности, неразбериху, хаос начала Великой Отечественной войны. Писатель описывает неподготовленность, растерянность солдат и командиров, жестокость врагов.

«Убитых под Москвой» поначалу не хотели печатать. Произведение вышло в печать лишь в 1963 году.

Автор раскрыл в этой повести много запретных вещей, поэтому Твардовский лично распорядился напечатать опасное произведение. «Новый мир» издает журнал, на автора обрушивается волна критических замечаний.

Имя литератора превратится в табу, и до самой кончины Воробьев будет жить с ощущением отчаяния и предательства.

Образы войны

Великая Отечественная война закончилась, но воспоминания о сражениях и ужасах бойни останутся в памяти навсегда. Память о войне превращается в нравственную ценность. Эта нравственность выводит на первый план идеалы героизма, храбрости, мужества и самопожертвования воинов. Память – это средство, не позволяющее предать идеалы, ценности, которые поселились в человеческих сердцах.

Воспоминания о военных годах присутствуют в произведениях многих писателей. Виктору Астафьеву принадлежат слова о том, что война – это болезнь, которая не пройдет, воспоминание, которое останется с человеком навечно. И правда, война сравнивается с раной, не затягивающейся, не заживающей. Годы не смывают воспоминаний о сражениях и боях.

Современная литература знает множество примеров военной прозы. Сражения, военный опыт нашли отражение в произведениях Юрия Бондарева, Евгения Носова, Василия Быкова и других авторов. Эти писатели воевали на фронте.

«Дети войны» тоже оставили свои воспоминания и отзывы об этом тяжелом периоде: это Иванов, Проскурин, Распутин, Васильев и т. д. Воробьева тоже причисляют к летописцам войны. Превратности судьбы на долгие годы скрыли тексты этого литератора от публики.

Писатель изрекал в своих работах слишком тяжелую и откровенную правду.

Работа Воробьева как откровение

Анализируемое произведение Воробьева трогает читателей до самых глубин души. Действительно, произведение является настоящим откровением. Писатель говорит о войне с горечью, болью, пронзительностью и правдой в словах. Литератор – мастер сюжетного поворота. Произведение с самого начала вызывает у публики интерес. Давайте посмотрим, как начинается повесть:

Учебная рота кремлевских курсантов шла на фронт. В ту пору с утра и до ночи с подмосковных полей не рассеивалась голубовато-призрачная мгла, будто тут сроду не было восходов солнца, будто оно навсегда застряло на закате, откуда и наплывало это пахучее сумеречное лихо – гарь от сгибших там «населенных пунктов»…

Образ юных солдат

Далее автор переходит к описанию «юнкерсов». Это были молодые люди, которыми командовал капитан Рюмин:

Натужно воя, невысоко и кучно над колонной то и дело появлялись «юнкерсы». Тогда рота согласно приникала к раздетой ноябрем земле, и все падали лицом вниз, но все же кто-то непременно видел, что смерть пролетела мимо, и извещалось об этом каждый раз по-мальчишески звонко и почти радостно.

Рота рассыпалась и падала по команде капитана – четкой и торжественно напряженной, как на параде.

Сам капитан оставался стоять на месте лицом к полегшим, и с губ его не сходила всем знакомая надменно-ироническая улыбка, и из рук, затянутых тугими кожаными перчатками, он не выпускал ивовый прут, до половины очищенный от коры…

После этого захватывающего внимание описания писатель знакомит читателей с центральным действующим лицом. Это юноша по имени Алексей:

В то, что он уже две недели как произведён в лейтенанты и назначен командиром взвода, Алексей верил с большим трудом. Временами ему казалось, что это ещё не взаправду, это только так, условно, как на занятиях, и тогда он тушевался перед курсантами и обращался к ним по имени, а не так, как было положено по Уставу…

Характеристика образа Алексея

Юноша отличается добросердечностью, дружелюбием. Эти качества оказываются крайне необходимыми в условиях войны. В этот период люди часто проявляют по отношению друг к другу агрессию и жестокость. Алексей относится к товарищам с теплотой и добротой. Такое поведение – уже героизм, потому что люди на войне нередко теряют свой человеческий облик, не задумываются о нравственности.

Писатель говорит, что у Алексея хорошее, позитивное настроение. Это лишь первые дни ухода на войну, когда юноше еще не открылись все кошмары кровавой бойни. Пока что Алексей не огорчался, не ужасался ничему. Финал произведения – полный контраст началу текста. Герой падает духом, увидев воинов, которые возвращались с фронта. Здесь юноша впервые осознает, где оказался:

Почему вы сюда! Где фронт? – торопясь и все больше пугаясь чего-то непонятного, перебил Алексей, и в наступившей тогда тишине к нему тяжело пошел безоружный красноармеец. – «А ты где находишься? Ты не на фронте? Где ты находишься? А?» – не вынося из-за спины рук, кидал он под свой шаг гневным, устоявшимся в обиде голосом…

Неопытность воинов

Сложность войны состояла в том, что солдаты приходили на фронт неопытными, командиры проявляли беспечность. Потери на войне ужасают воображение. Причины потерь таятся в халатности военачальников.

Автор ярко изображает сцену, где воины готовятся к наступлению на врага. Солдаты роют окопы. Читатели понимают, насколько Алексей неопытен в военном деле. Герою не приходилось видеть живых врагов.

Вот так автор описывает первое впечатление юноши от встречи с немцами:

Вот они, немцы! Настоящие, живые, а не нарисованные на полигонных щитах! Ему было известно о них все, что писалось в газетах и передавалось по радио, но сердце упрямилось до конца поверить в тупую звериную жестокость этих самых фашистов; он не мог заставить себя думать о них иначе, как о людях, которых он знал или не знал – безразлично. Но какие же эти? Какие? И что сейчас надо сделать? Подать команду стрелять? Нет, сначала я сам. Надо все сперва самому!..

Наивность и максимализм солдат: образ Алексея

Юноша мечтал увидеть войну собственными глазами, ощутить жар сражения, почувствовать дуновение боя на своем теле. Мечты героя сбываются. Алексей видит войну во всей красе. Юноша недавно закончил кремлевское военное училище.

Теперь герой должен победить страх, побороть себя, одолеть ужас смерти. Алексей познает мужество, честь, собственное достоинство, цену жизни. Солдаты содержатся в нечеловеческих условиях, вынужденные гибнуть в жаре войны.

Со смертью человека невозможно смириться – такой вывод делает автор.

Краткое содержание Воробьёв Убиты под Москвой за 2 минуты пересказ сюжета Краткое содержание Воробьёв Убиты под Москвой за 2 минуты пересказ сюжета

Кровавая бойня показала Алексею настоящее лицо войны. Юноша смотрел, как умирают товарищи, курсанты. Герой ощущал неподдельный страх – как и любой солдат в военное время.

Алексей – это воплощение важности долга, ответственности, качеств, которые выше страха за свою жизнь. Воробьев рисует образ идеального солдата. Герой выживает среди жестокости мира, потому что сохраняет нравственность и человечность.

Алексей отличается чертами ребенка, привязанного к родной земле, словно к матери.

Преданность идее и ответственность: образ Рюмина

Капитан наделяется автором похожими нравственными качествами. Рюмин осознает, что курсанты погибли из-за его ошибки. Герой не сопротивляется, не восстает против ответственности за смерть отряда.

Рюмин утаил от роты, что впереди ждет окружение. Значит, капитан обрек солдат на кончину. Но Рюмин – не первый командир, который посылал людей на верную гибель.

Капитан подчинялся высшему командованию, которое часто видело в людях лишь пушечное мясо.

Краткое содержание Воробьёв Убиты под Москвой за 2 минуты пересказ сюжета

– Все, – старчески сказал он, когда они остались вдвоем с А. Ястребовым, глядя на оставшихся в живых курсантов роты. – За это нас нельзя простить. Никогда!..

Рюмин жаждал наказания за свою ошибку. Ястребов и курсанты простили благородного командира. Тогда Рюмин, следуя зову сердца, самостоятельно придумал для себя наказание. Такие герои, как капитан, долго не живут.

Отношение к смерти

Отношение людей к смерти, происходящей вокруг, – это вечный лейтмотив военной прозы. Ястребов видит мертвого товарища. Поза умершего человека красноречиво говорит: в этом теле больше нет жизни. Герой ощущает чувство близости, согласия с решением друга.

Ястребов понимает, что тоже желает взглянуть в глаза смерти. Писатель открывает своим читателям второй лейтмотив текстов о войне – мотив встречи человека и машины. Герой движется к встрече с танком.

Машина неспешно, но уверенным шагом, идет на человека. Танк молчит, как и сам герой. Автор рисует безмолвное противостояние, будто машина и человек соревнуются в силе молчания.

Машина воплощает физическую силу, человек – духовную мощь.

Правда войны

Английский философ Джон Локк считал, что война – это естественное состояние, в котором живут люди. Воробьев вряд ли согласился бы с этим утверждением. Писатель жаждет показать правду войны, раскрыть настоящую картину начала военных действий.

Читайте также:  Краткое содержание эдгар по падение дома ашеров за 2 минуты пересказ сюжета

Автор выбирает для воплощения своих идей сильные образы богатырей – физически и духовно достойных людей. Но и эти люди страшатся войны, ужасаются истинному обличию кровавого опыта. Произведение с первых страниц отдает трагизмом.

Читатель понимает, что работа Воробьева не закончится счастливым финалом. Автор нагнетает атмосферу, описывая передовую:

…Фронт рисовался курсантам зримым и величественным сооружением из железобетона, огня и человеческой плоти…

Сюжет повествования тоже отличается трагичным характером. Писатель выбирает довольно лаконичную форму повести. Это позволяет читателям еще острее и ярче ощутить боль войны.

Смыслы произведения

Чтение текста дается многим читателям с трудом. Писатель пропитал страницы своего творения болью. Острые, режущие эмоции исцеляют привыкших к безразличию людей от моральной аномии. Воробьев изображает мучения людей, великие подвиги человека, показывая войну в тотально негативном свете. Автор, таким образом, учит читателей бороться не против друг друга, а против войны.

Литератор выводит на сцену своего произведения молодых героев. Молодость персонажей позволяет писателю раскрыть эволюцию их личностей. Читатель узнает, как герои видят родину, войну, врага, дом, что думают о чести, мужестве и смерти. Автор представляет эти смыслы сквозь мироощущение главного героя: Алексей Ястребов выступает путеводителем читателя по миру военного периода.

Алексей глубоко, остро чувствует каждое живое существо и природу. Герой испытывает радость от «легкого, голубого» снега, ощущает аромат яблок, наслаждается морозным утром. Писатель вводит в произведение пейзажный фон, чтобы вечность природных форм подчеркнула хрупкое состояние жизни. Действительно, война – это противоестественная форма существования людей.

Источник: https://r-book.club/shkolnoe/sochinenija/ubity-pod-moskvoj.html

Краткое содержание воробьёв убиты под москвой точный пересказ сюжета за 5 минут

Краткое содержание Воробьёв Убиты под Москвой за 2 минуты пересказ сюжетаКраткое содержание Воробьёв Убиты под Москвой за 2 минуты пересказ сюжетаОбразование 20 января 2015

О Великой Отечественной войне написано немало. Особое место в литературе, посвященной этой теме, занимает так называемая «лейтенантская», или «окопная» проза, появившаяся в 50-60-е годы.

Это произведения бывших фронтовиков, на собственном опыте познавших ужасы окопной жизни и открытого боя. Их мысли и ощущения очень важны для читателя, поскольку они писали о том, что видели собственными глазами.

Среди них повесть Константина Воробьева «Убиты под Москвой», написанная в 1961 году и опубликованная спустя два года в журнале «Новый мир».

Писатели-фронтовики восприняли появление этого произведения как сенсацию. Однако официальные круги остались недовольны особым авторским подходом к изображению войны.

В результате имя писателя надолго было вычеркнуто из советской литературы, что стало для него настоящим ударом. Лишь в 80-е годы, уже после смерти К.

Воробьева, о нем заговорили вновь, в том числе в связи с еще одним, ранее не публиковавшимся произведением на военную тему – «Это мы, Господи!»

Автобиографическая основа повести

Судьбу писателя нельзя назвать простой. Еще до войны К. Воробьев, чье детство и юность прошли в Курской области, оказался в Москве. Причиной послужили стихи, написанные им на смерть Куйбышева и содержащие нелицеприятные высказывания в адрес Сталина. Будущему писателю пришлось уехать из родного города, что спасло его от вполне предсказуемых последствий.

В Москве Воробьев, имевший рост 1,83 м и пометку в автобиографии «из крестьян», попал в число курсантов, из которых формировалась кремлевская рота. Это и стало началом трагических событий, вошедших впоследствии в произведение «Убиты под Москвой».

В октябре 1941 года, когда фашистские войска предприняли масштабное наступление на столицу, а советские часто попадали в окружение и вынуждены были отступать, не имевшие военного опыта, вооруженные только винтовками старого образца (с такими воевали еще в первую мировую) юные курсанты, в том числе и К. Воробьев, были отправлены на фронт. Задача для них была определена четко – защищать подступы к Москве. А дальше – встреча по пути на фронт с войсками НКВД, призванными контролировать своих же в условиях войны; первый бой под Клином, для большинства вчерашних курсантов оказавшийся последним; плен и, наконец, удавшийся после нескольких попыток побег, партизанский подпольный отряд, лагеря уже в своей стране. Все это было пережито писателем, а затем описано в его весьма правдивых и пришедшихся не по вкусу властям повестях и рассказах, на долгий срок ставших недоступными обычному читателю.

Краткое содержание

«Убиты под Москвой» – это история очень короткого (повесть охватывает временной промежуток в 5 суток) пребывания на фронте двухсот сорока молодых, физически крепких, здоровых курсантов. Стройной шеренгой, все как на подбор, молодые солдаты в начале произведения шагают к линии фронта.

Они полны оптимизма и пребывают в восторженном состоянии из-за предвкушения будущих подвигов. Однако читатель с первых страниц ожидает трагического исхода – к этому подводит название повести. Действительно, уже спустя несколько дней в живых останется только один из них – пока еще молодой и неопытный офицер Алексей Ястребов.

Все остальные 239 бойцов будут убиты под Москвой. Анализ причин этих страшный событий и лег в основу повести.

По мере знакомства с содержанием читатель приходит к ужасающему выводу. На самом деле все было довольно просто: молодых солдат практически использовали в качестве пушечного мяса, отдав на уничтожение вооруженным силам противника.

Автор рассказывает о том, как их отправили воевать с винтовками, несколькими гранатами и бутылками с зажигательной смесью – пулеметов не хватило. Изначально вызывают возмущение поступки более опытных командиров и их анализ. Убиты под Москвой молодые ребята были и по их вине.

Вспоминается приказ о необходимости отступить, в суматохе отправленный из штаба не по форме. В результате время на спасение ребят было упущено, так как Рюмин, командир полка, во всем привыкший к порядку, не доверял его устной передаче через незнакомого бойца, а ожидал письменного подтверждения.

А еще лживые убеждения в том, что скоро прибудет подкрепление, которые поставили жизнь двух с половиной сотен практически безоружных мальчишек в зависимость от тех, кто давно уже с легкостью вершил судьбы множества людей.

Видео по теме

История становления личности Алексея Ястребова

Главный герой повести К. Воробьева «Убиты под Москвой» – молодой лейтенант, только две недели назад получивший звание и отправленный для командования в полк курсантов. Читатель становится свидетелем того, как нелегко происходит мужание Алексея Ястребова.

Новая должность дается ему с трудом, свои первые приказы он отдает звенящим неуверенным голосом и всякий раз оглядывается, надеясь увидеть рядом с собой более опытного товарища, какими были командир полка Рюмин и политрук Анисимов. Для него все впервые – на этом акцентирует внимание Константин Воробьев.

«Убиты под Москвой» – это рассказ о событиях, повествующих о духовном становлении героя. Перед глазами читателя проходит и неожиданно развернувшийся бой. И первое убийство немца, в котором Алексей в тот момент видит не противника, а человека (ощущение врага придет позже, как следствие пережитого).

И испуганный курсант, прижавшийся к земле в попытке спастись. Сначала он ассоциировался у лейтенанта с предателем, так как Ястребов не сразу сообразил, что и сам он в этот момент ведет себя подобным образом, так как пытается куда-то убежать.

Непонятно было и то, как курсант мог просить Ястребова его застрелить – это избавило бы от возможного плена.

Только через какое-то время Алексей поймет и осознает тот факт, что, столкнувшись со смертью, человек становится бессилен и способен на поступки, которые ранее вызывали у него осуждение: убить товарища или себя, убежать или спрятаться в попытке защититься. А еще то, что смерть ни в чем не повинных курсантов стала следствием решений, принимаемых там, в Москве, откуда взрослые мужчины, многие из которых не знали войны лично, с легкостью отправляли на гибель «своих» сыновей.

Таким образом, психологическое взросление героя занимает центральное место в повести – именно это помогает понять ее анализ. «Убиты под Москвой» – уникальное произведение, потому что оно заставляет задуматься не только над ужасами фашизма, но и над тем, какую роль в происходивших событиях играла отдельная личность и система, сложившаяся в Советском Союзе.

Реализм Воробьева

Еще одно достоинство повести в том (именно это единодушно признавали писатели-фронтовики), что в ней война показана изнутри, без лоска и желания что-то приукрасить. Как следствие, вскоре после публикации в 1963 году повесть «Убиты под Москвой» надолго попала в число запрещенных произведений.

В чем же проявился реализм писателя в изображении войны?

Прежде всего, перед читателем предстают простые люди: с их сомнениями и страхами, недоумением и отчаянием. Их поведение в минуты боя естественно: они бессильны что-либо изменить и часто не до конца понимают происходящее.

Понятные каждому чувства – страх перед смертью, желание защитить себя – нисколько не принижают достоинств молодых ребят, и на это особое внимание обращает Константин Воробьев.

«Убиты под Москвой» – это книга не о тех, кто, подобно генерал-майору Переверзеву, сорвал с себя знаки отличия и пытался спастись бегством. Ее герои – люди, осознававшие себя частичкой великого народа, ведущего борьбу за освобождение своей Родины.

Первоначальное представление о поле брани как о месте подвигов сменяется для мгновенно повзрослевших мальчишек осознанием общего несчастья, оказавшимся страшным ударом по спокойной мирной жизни.

Натуралистично нарисован автором эпизод с оторванной ногой в сапоге, сначала вызвавшей недоумение у Алексея: кто ее тут поставил? А еще невозможно забыть страдания раненого в живот и умирающего Анисимова, все повторявшего: «Отрежь…», и рядом с ним, на шинели, «клубящийся моток чего-то живого» – это восприятие Алексея. Кажется, что со страниц повести К. Воробьева говорит каждый убитый под Москвой воин.

Роль боя с мотопехотным батальоном

Другой персонаж, важный для понимания авторского замысла, – капитан Рюмин, который с самого начала являлся для курсантов образцом для подражания. И он вполне соответствовал тому, каким должен был стать настоящий офицер. Кого-то из читателей может смутить эпизод в селе.

Зачем Рюмину понадобилось вступать в бессмысленный бой, который все равно ничего не сможет изменить, ибо судьба роты предрешена? Ответ на этот вопрос на самом деле весьма прост. Рюмин понимает, что его подчиненные обречены, и дает им возможность перед смертью почувствовать себя настоящими солдатами.

Действительно, курсанты вышли из боя возмужавшими, ощутившими личную причастность к спасению Родины. Они не кричали громких лозунгов, но в полной мере ощутили счастье от своей первой победы.

Можно утверждать, что подобное чувство испытывал каждый убитый под Москвой солдат, поскольку речь шла о защите столицы – сердца родной страны.

Финальная сцена повести

Последние страницы произведения читать сложно. Читатель стал свидетелем того, как беззаботные, мечтающие о подвиге мальчишки за пять дней повзрослели и превратились в настоящих мужчин, по-новому оценивающих себя и товарищей.

Алексей Ястребов, ставший свидетелем многих смертей и того, как ушел из жизни Рюмин, вполне осознанно выхватывает бутылку с зажигательной смертью и бросается на танк. В этот момент он уже не боится умереть и совершает свой подвиг просто и буднично, совершенно не думая о нем.

Так постигается цена победы, которой не увидят солдаты, убитые под Москвой. Краткое воспоминание Алексея о родном доме, о деде в один миг свело для него в одно целое и прошлое, и настоящее. Теперь ему открылась какая-то другая, не ведомая раньше правда о том, для чего все делается.

Полученный за эти 5 дней жизненный опыт полностью изменил его мировоззрение, а увиденная жестокость взрастила в душе ненависть к врагу.

Психологическая составляющая произведения

Важное место в повести К. Воробьева «Убиты под Москвой» занимают внутренние монологи молодого Алексея Ястребова и более опытного командира роты капитана Рюмина, в большей степени осознающего трагизм ситуации и считающего причастным себя к происходящему. Последний воспитан партией и привык во всем полагаться на теоретический рассчет.

Он считал, что способен контролировать ситуацию, однако вскоре осознает, что все его представления оказались иллюзией. Рюмин не вынес мук совести и покончил жизнь самоубийством. Не его вина, что все так случилось, но он сам вынес себе приговор.

Особого внимания заслуживают последние слова капитана, которые обозначают истинного виновника происходящего: «Мерзавец! Ведь все это было показано нам еще в Испании!» В них содержится явное указание на Сталина. Так, в процессе развития действия меняется и мировоззрение капитана, о чем свидетельствуют его поступки, оценка происходящего, размышления и их анализ.

«Убиты под Москвой» – произведение, показывающее, как человек в условиях войны проходит испытание на гуманизм. Здесь сразу становится ясно, кто есть кто.

Первоначальный вариант концовки повести

Сколько времени прошло: несколько минут или часов – Алексей не понял. Он очнулся от того, что его тащили из могилы крепкие руки, и услышал над головой немецкую речь и дружный хохот. «Спине и … месту на теле, куда пнул немец сапогом, было уже давно тепло и отрадно…» Алексей приподнялся и увидел горевшие скирды, в которых прятались остававшиеся в живых курсанты.

Читайте также:  Краткое содержание рассказов александра волкова за 2 минуты

Это первоначальный вариант окончания повести «Убиты под Москвой». Анализ такого финала – его автору порекомендовали переделать и сделать более оптимистичным – подводит к выводу о том, насколько трагичными стали первые месяцы войны для советской страны. Но он остался только в архивах.

Сам Воробьев считал, что окончательный вариант произведения в неменьшей степени отразил весь ужас того, с чем приходилось сталкиваться на фронте «новичкам». Тем более что Алексей, вырвавшийся из пекла, был уже совершенно другим человеком: закаленным, многое переосмыслившим, способным защитить тех, кто от него зависел.

Открытый финал предполагает неоднозначный исход событий, но оставляет надежду на то, что герою все же удастся спастись, и он внесет свой вклад в Победу.

Значение повести

Гуманизм, долг, героизм, становление человеческой личности, ответственность за свои поступки, способность сопереживать и понять другого – над этими непростыми понятиями рассуждает в своем произведении К. Воробьев.

«Убиты под Москвой» – краткое повествование об одном эпизоде из жизни самого автора, своего рода предупреждение, которое носит документальный, где-то даже исповедальный характер.

Того, что происходило в грозные сороковые – это главная мысль автора – нельзя забывать ни в коем случае.

Особенности «лейтенантской» прозы

Произведения, созданные в 50-60-е годы, отличаются от тех, что были написаны в годы войны или сразу после ее окончания. К описанию происходивших событий добавляется их детальный анализ. «Убиты под Москвой» – не исключение. В. Астафьев отмечал, что повесть нельзя прочитать просто так, она никого не может оставить равнодушным.

От нее кулаки сжимаются и возникает единственное желание: чтобы такое больше никогда не повторилось. Это признание того, что К. Воробьеву удалось в полной мере показать антигуманность подобного противостояния, заставить задуматься о том, сколько стоит человеческая жизнь.

И еще – определить роль в войне всех сил, имевших к ней отношение, в том числе государства и его руководства.

Источник: https://marketvirkutske.ru/romany/kratkoe-soderzhanie-vorobyov-ubity-pod-moskvoj-tochnyj-pereskaz-syuzheta-za-5-minut.html

Читать онлайн Убиты под Москвой страница 1. Большая и бесплатная библиотека

Повесть «Убиты под Москвой», прекрасного русского писателя-фронтовика Константина Дмитриевича Воробьева, посвящена событиям первых месяцев войны, и поражает воображение читателей жестокой «окопной» правдой, рассказывая о героизме и мужестве простых солдат и офицеров — вчерашних студентов и школьников.

Убиты под Москвой

  • Нам свои боевые Не носить ордена. Вам — все это, живые,
  • Нам — отрада одна:
  • Что недаром боролись Мы за Родину-мать. Пусть не слышен наш голос, —
  • Вы должны его знать.
  • Вы должны были, братья, Устоять, как стена, Ибо мертвых проклятье —
  • Эта кара страшна.

А. Твардовский

1

Учебная рота кремлевских курсантов шла на фронт.

В ту пору с утра и до ночи с подмосковных полей не рассеивалась голубовато-призрачная мгла, будто тут сроду не было восходов солнца, будто оно навсегда застряло на закате, откуда и наплывало это пахучее сумеречное лихо — гарь от сгибших там «населенных пунктов».

Натужно воя, невысоко и кучно над колонной то и дело появлялись «юнкерсы». Тогда рота согласно приникала к раздетой ноябрем земле, и все падали лицом вниз, но все же кто-то непременно видел, что смерть пролетела мимо, и извещалось об этом каждый раз по-мальчишески звонко и почти радостно.

Рота рассыпалась и падала по команде капитана — четкой и торжественно-напряженной, как на параде.

Сам капитан оставался стоять на месте лицом к полегшим, и с губ его не сходила всем знакомая надменно-ироническая улыбка, и из рук, затянутых тугими кожаными перчатками, он не выпускал ивовый прут, до половины очищенный от коры.

Каждый курсант знал, что капитан называет эту свою лозинку стеком, потому что каждый — еще в ту, мирную, пору — ходил в увольнительную с такой же хворостинкой. Об этом капитану было давно известно. Он знал и то, кому подражают курсанты, упрямо нося фуражки чуть-чуть сдвинутыми на правый висок, и, может, поэтому самому ему нельзя было падать.

Рота шла вторые сутки, минуя дороги и обходя притаившиеся селения. Впереди — и уже недалеко — должен быть фронт. Он рисовался курсантам зримым и величественным сооружением из железобетона, огня и человеческой плоти, и они шли не к нему, а в него, чтобы заселить и оживить один из его временно примолкших бастионов…

Снег пошел в полдень — легкий, сухой, голубой. Он отдавал запахом перезревших антоновских яблок, и роте сразу стало легче идти: ногам сообщалось что-то бодрое и веселое, как при музыке.

Капитана по-прежнему отделяли от колонны шесть строевых шагов, но за густой снежной завесой он был теперь почти невидим, и рота — тоже как по команде — принялась добивать на ходу остатки галет — личный трехдневный НЗ.

Они были квадратные, клеклые и пресные, как глина, и капитан скомандовал «Отставить!» в тот момент, когда двести сорок ртов уже жевали двести сорок галет. Капитан направился к роте стремительным шагом, неся на отлете хворостину.

Рота приставила ногу и ждала его, дружная, виноватая и безгласная. Он пошел в хвост колонны, и те курсанты, на кого падал его прищуренный взгляд, вытягивались по стойке «смирно». Капитан вернулся на прежнее место и негромко сказал:

— Спасибо за боевую службу, товарищи курсанты!

Рота угнетенно молчала, и капитан не то засмеялся, не то закашлялся, прикрыв губы перчаткой. Колонна снова двинулась, но уже не на запад, а в свой полутыл, в сторону чуть различимых широких и редких построек, стоявших на опушке леса, огибаемого ротой с юга. Это сулило привал, но если бы капитан оглянулся и встретился с глазами курсантов, то, может, повернул бы роту на прежний курс.

Но он не оглянулся. То, что издали рота приняла за жилые постройки, на самом деле оказалось скирдами клевера.

Они расселись вдоль восточной опушки леса — пять скирдов, — и из угла крайнего и ближнего к роте на волю крадучись пробивался витой столбик дыма. У подножия скирдов небольшими кучками стояли красноармейцы.

В нескольких открытых пулеметных гнездах, устланных клевером, на запад закликающе обернули хоботки «максимы». Заметив все это, капитан тревожно поднял руку, останавливая роту, и крикнул:

— Что за подразделение? Командира ко мне!

Ни один из красноармейцев, стоявших у скирдов, не сдвинулся с места. У них был какой-то распущенно-неряшливый вид, и глядели они на курсантов подозрительно и отчужденно. Капитан выронил стек, нарочито заметным движением пальцев расстегнул кобуру ТТ и повторил приказание. Только тогда один из этих странных людей не спеша наклонился к темной дыре в скирде.

— Товарищ майор, там…

Он еще что-то сказал вполголоса и тут же засмеялся отрывисто-сухо и вместе с тем как-то интимно-доверительно, словно намекал на что-то, известное лишь ему и тому, кто скрывался в скирде. Все остальное заняло немного времени. Из дыры выпрыгнул человек в короткополом белом полушубке.

На его груди болтался невиданный до того курсантами автомат — рогато-черный, с ухватистой рукояткой, чужой и таинственный. Подхватив его в руки, человек в полушубке пошел на капитана, как в атаку, — наклонив голову и подавшись корпусом вперед.

Капитан призывно оглянулся на роту и обнажил пистолет.

— Отставить! — угрожающе крикнул автоматчик, остановившись в нескольких шагах от капитана. — Я командир спецотряда войск НКВД. Ваши документы, капитан! Подходите! Пистолет убрать.

Капитан сделал вид, будто не почувствовал, как за его спиной плавным полукругом выстроились четверо командиров взводов его роты. Они одновременно с ним шагнули к майору и одновременно протянули ему свои лейтенантские удостоверения, полученные лишь накануне выступления на фронт.

Майор снял руки с автомата и приказал лейтенантам занять свои места в колонне. Сжав губы, не оборачиваясь, капитан ждал, как поступят взводные.

Он слышал хруст и ощущал запах их новенькой амуниции — «прячут удостоверения» — и вдруг с вызовом взглянул на майора: лейтенанты остались с ним.

Майор вернул капитану документы, уточнил маршрут роты и разрешил ей двигаться. Но капитан медлил. Он испытывал досаду и смущение за все случившееся на виду у курсантов.

Ему надо было сейчас же сказать или сделать что-то такое, что возвратило бы и поставило его на прежнее место перед самим собой и ротой. Он сдернул перчатки, порывисто достал пачку папирос и протянул ее майору.

Тот сказал, что не курит, и капитан растерянно улыбнулся и доверчиво кивнул на вороватый полет дымка:

— Кухню замаскировали?

Майор понял все, но примирения не принял.

— Давайте двигайтесь, капитан Рюмин! Туда двигайтесь! — указал он немецким автоматом на запад, и на его губах промелькнула какая-то щупающая душу усмешка.

Уже после команды к маршу и после того, как рота выпрямила в движении свое тело, кто-то из лейтенантов запоздало и обиженно крикнул:

— А мы, думаете, куда идем? В скирды, что ли?!

В колонне засмеялись. Капитан оглянулся и несколько шагов шел боком…

Курсанты вошли в подчинение пехотного полка, сформированного из московских ополченцев. Его подразделения были разбросаны на невероятно широком пространстве. При встрече с капитаном Рюминым маленький, измученный подполковник несколько минут глядел на него растроганно-завистливо.

— Двести сорок человек? И все одного роста? — спросил он и сам зачем-то привстал на носки сапог.

— Рост сто восемьдесят три, — сказал капитан.

— Черт возьми! Вооружение?

  1. — Самозарядные винтовки, гранаты и бутылки с бензином.
  2. — У каждого?
  3. Вопрос командира полка прозвучал благодарностью.

Рюмин увел глаза в сторону и как-то недоуменно-неверяще молчал. Молчал и подполковник, пока пауза не стала угрожающе длинной и трудной.

— Разве рота не получит хотя бы несколько пулеметов? — тихо спросил Рюмин, а подполковник сморщил лицо, зажмурился и почти закричал:

— Ничего, капитан! Кроме патронов и кухни, пока ничего!..

От штаба полка кремлевцы выдвинулись километров на шесть вперед и остановились в большой и, видать, когда-то богатой деревне. Тут был центр ополченской обороны и пролегал противотанковый ров.

Косообрывистый и глубокий, он тянулся на север и юг — в бескрайние, чуть заснеженные дали, и все, что скрывалось впереди него, казалось угрожающе-таинственным и манящим, как чужая неизведанная страна. Там где-то жил фронт.

Здесь же, позади рва, были всего-навсего дальние подступы к Москве, так называемый четвертый эшелон.

2

В северной части деревня оканчивалась заброшенным кладбищем за толстой кирпичной стеной, церковью без креста и длинным каменным строением. От него еще издали несло сывороткой, мочой и болотом. Капитан сам привел сюда четвертый взвод и, оглядев местность, сказал, что это самый выгодный участок.

Окоп он приказал рыть в полный профиль. В виде полуподковы. С ходами сообщения в церковь, на кладбище и в ту самую пахучую постройку. Он спросил командира взвода, ясен ли ему план оборонительных работ. Тот сказал, что ясен, а сам стоял по команде «смирно» и изумленно глядел не в глаза, а в лоб капитана.

— Ну что у вас? — недовольно сказал капитан.

— Разрешите обратиться… Чем рыть?

Командир взвода спросил это шепотом. У капитана медленно приподнялась левая бровь, и от нее наискось через лоб протянулась тонкая белая полоска. Он качнулся вперед, но лейтенант поспешно сам ступил к нему навстречу, и капитан сказал ему почти на ухо:

— Хреном! Вас что, Ястребов, от соски вчера отняли?

Алексей сразу не понял смысла сказанного капитаном. Он лишь уловил в его голосе приказ и выговор, а на это всегда надо было отвечать одним словом, и он сказал: «Есть!»

Источник: https://dom-knig.com/read_244359-1

Анализ самостоятельно прочитанной повести К. Воробьева «Убиты под Москвой»

Анализ самостоятельно прочитанной повести К. Воробьева «Убиты под Москвой».

Вы самостоятельно прочитали повесть Воробьева «Убиты под Москвой» о судьбе 239 кремлевских курсантов, погибших под Москвой за пять дней ноября 1941 года. Так и просится сказать: «невинно убиенных». Прав В. П.

Астафьев: «Повесть «Убиты под Москвой» не прочтешь просто так, потому что от нее, как от самой войны, болит сердце, сжимаются кулаки и хочется единственного: чтоб никогда-никогда не повторилось то, что произошло с кремлевскими курсантами, погибшими после бесславного, судорожного боя в нелепом одиночестве под Москвой…»

Обнаженная правда писателя, попавшего в декабре 1941 года под Клином в плен контуженым, открывает народную трагедию 1941 года. По словам жены К.

Воробьева, воспоминания о войне жгли его сознание, хотелось кричать об этом во весь голос. Чтобы сказать о том, чему был свидетелем, нужен, казалось, какой-то сверхчеловеческий язык, и К.

Воробьев находит такие слова, которые передают нам беспощадную, страшную правду первых месяцев войны.

Читайте также:  Краткое содержание лермонтов валерик за 2 минуты пересказ сюжета

– Кто в центре событий повести Воробьева?

Это юноши из роты кремлевских курсантов, ведомые капитаном Рюминым на фронт, который «рисовался курсантам зримым и величественным сооружением из железобетона, огня и человеческой плоти».

«– Двести сорок человек? И все одного роста?

– Рост 183, – сказал капитан».

Они богатыри: и внешне похожи на былинных героев, и внутренне. Наверное, именно это почувствовал в них «маленький, измученный подполковник», который «зачем-то привстал на носки сапог».

Курсанты молоды, а в юности так свойственно подражать.

– Кто и почему стал для курсантов идеалом и кумиром, предметом восхищения, преклонения?

Это капитан Рюмин: он воплотил в себе достоинство и честь настоящего русского офицера. Ему «подражают курсанты, упрямо нося фуражки чуть-чуть сдвинутыми на правый висок». Радуясь «своему гибкому молодому телу в статной командирской шинели», главный герой повести, Алексей Ястребов, думает о себе: «как наш капитан».

Рота обречена, гибель курсантов неизбежна – они в окружении…

– Зачем понадобился капитану Рюмину ночной бой с мотомехбатальоном противника?

«…У него окончательно созрело и четко оформилось то подлинное, на его взгляд, боевое решение – единственно правильное решение. Курсанты не должны знать об окружении, потому что идти с этим назад значило просто спасаться, заранее устрашась. Курсанты должны поверить в свою силу, прежде чем узнать об окружении».

Рюмин бросает курсантов в атаку, чтобы они смогли почувствовать себя солдатами, а не погибли, даже не удостоившись боя: «Рюмин будто впервые увидел свою роту, и судьба каждого курсанта – своя тоже – вдруг предстала перед ним средоточием всего, чем может окончиться война для Родины – смертью или победой».

Ему было важно, чтобы кремлевцы сохранили в себе все человеческое.

– Почему Рюмин решился на самоубийство?

Понял трагичность положения: «За это нас нельзя простить. Никогда!» Осознал невозможность что-либо изменить.

– Чем стало это самоубийство для Ястребова?

Когда Алексей увидел смерть Рюмина, «он обнаружил неожиданное и незнакомое явление ему мира, в котором не стало ничего малого, далекого и непонятного.

Теперь все, что когда-то уже было и могло еще быть, приобрело в его глазах новую, громадную значительность, близость и сокровенность, и все это – бывшее, настоящее и грядущее – требовало к себе предельно бережного внимания и отношения».

Таким образом, капитан Рюмин – представитель старшего поколения, человек, по К. Воробьеву, сохранивший лучшие традиции русской армии, черты и качества русского офицера.

– А какой предстает личность молодого человека на войне? Какие качества воплощает автор в Алексее Ястребове? Что более всего нам дорого в нем?

Герой К. Воробьева наделен автором способностью глубоко и сильно чувствовать все живое. Он радуется «легкому, голубому, нетронутому чистому» снегу, отдававшему «запахом перезревших антоновских яблок».

«Немного морозное, сквозное и хрупкое, как стекло», утро («Снег не блестел, а сиял огнисто, переливчато-радужно и слепяще») вызывает в нем «какое-то неуемное, притаившееся счастье, – радость этому хрупкому утру, радость беспричинная, гордая и тайная, с которой хотелось быть наедине, но чтобы кто-нибудь видел это издали».

Человечный и совестливый Алексей Ястребов острейшим образом переживает и обдумывает все, что происходит с ним и его товарищами.

«Все его существо противилось тому, что происходило, – он не то что не хотел, а просто не знал, куда, в какой уголок души поместить хотя бы временно и хотя бы тысячную долю того, что совершалось… в его душе не находилось места, куда улеглась бы невероятная явь войны».

– Какую роль играют в произведении Воробьева пейзажные зарисовки?

Природа и война. Пейзажные фоны еще резче подчеркивают хрупкость жизни на войне, противоестественность войны.

– Какое чувство помогает курсантам, вооруженным только самозарядными винтовками, гранатами и бутылками с бензином противостоять врагу?

Неистребимо высокое чувство патриотизма в героях повести, неиссякаема их любовь к Родине. Они приняли на себя бремя ответственности за судьбу отчизны, не отделяя от нее свою судьбу, себя: «Как удар, Алексей ощутил вдруг мучительное чувство родства, жалости и близости ко всему, что было вокруг и рядом».

Чувство ответственности за судьбу отечества заставляет Алексея Ястребова быть особенно требовательным к себе («Нет, сначала я сам.

Надо сперва самому…») Это чувство помогает ему одержать победу над собой, над своей слабостью и страхом. Когда Алексей узнал о гибели шести ребят, первая его мысль: «Я не пойду».

Но он поглядел на курсантов и понял, что должен идти туда и все видеть. Все видеть, что уже есть и что еще будет.

– Докажите, что автор повести приковывает пристальное внимание читателей к внутреннему миру героев.

Константин Воробьев выделяет высочайшую человечность Ястребова, «сердце которого упрямилось до конца поверить в тупую звериную жестокость этих самых фашистов; он не мог заставить себя думать о них иначе, как о людях, которых он знал или не знал – безразлично. Но какие же эти? Какие?»

Именно человечность и эти мучительные вопросы заставляют его, «обессиленного, смятого холодной внутренней дрожью», подойти к убитому им немцу: «Я только посмотрю.

Кто он? Какой?» В дневниках Воробьева есть такая запись: «Он мог назвать их палачами и выродками, а сердце упрямилось поверить в их людоедскую жестокость, потому что в физическом облике их все было от обыкновенных людей».

Алексей одерживает победу потому, что в трагически жестоком мире, где «хозяин всему теперь война. Всему!», сохранил достоинство и человечность, кровную, неразрывную связь с детством, с малой Родиной.

– Каковы ваши впечатления от прочитанного произведения?

Верный окопной правде войны, К. Воробьев, поведав о гибели молодых, красивых, полных жизни безоружных людей, брошенных под немецкие самолеты и танки, поставленных в нечеловеческие условия, рассказал, как там было на самом деле.

Вышла повесть в февральском номере журнала «Новый мир» за 1963 год, потом увидела свет в издательстве «Советская Россия». В архиве писателя сохранился первый вариант повести: «Прошло, может быть, несколько часов, а может, всего несколько минут, и Алексей услыхал над собой гортанный окрик на чужом языке:

– Герр лейтенант, да ист айн руссишер офицер!

Из обвалившейся могилы тащили его резко, дружно и сильно, и он очутился сидящим у ног немцев. Один из них был в желтых сапогах с широкими раструбами голенищ.

Алексей долго и тупо глядел только на эти сапоги – он где-то видел их давным-давно, и, подчиняясь чему-то тайному и властному, что, помимо скомканной воли, судорожно искало пути к спасению жизни, он почти с надеждой взглянул в лицо обладателя этих знакомых сапог. Немец засмеялся и несильно толкнул его ногой в бок:

– Эс ист аус мит дир, Рус. Капут.

Алексей понял и стал подниматься. Спине и тому месту на теле, куда пнул немец сапогом, было уже давно тепло и отрадно, и, опершись на руки, он оглянулся и увидел полыхающие скирды»…

К. Воробьеву предложили изменить конец повести, сделать его оптимистичным.

– Подумайте, какой вариант логически вытекает из её содержания? Почему писатель согласился изменить конец повести?

Первый вариант более органичен (и это убедительно и ярко показано в повести), он выражает трагедию первых месяцев войны. Но К. Воробьев считал, что с точки зрения исторической правды оба варианта правомерны и правдивы. Об этом он писал в одном из своих писем в 1961 году: «Концовка в «Убиты под Москвой» может быть иной: герой, Алексей, жив и идет из окружения».

– Как вы думаете, какое значение имеют такие книги, как повесть Воробьева?

Книга «Убиты под Москвой», как и другие честные и подлинно талантливые произведения, не только сохраняет нашу историческую память, усиленную глубоким, искренним переживанием трагической истории кремлевских курсантов, но и становится повестью-предупреждением: почему льется кровь сегодня?.. и что тогда зависит от нас?

Источник: https://infourok.ru/analiz-samostoyatelno-prochitannoy-povesti-k-vorobeva-ubiti-pod-moskvoy-3021406.html

Краткое содержание «Убиты под Москвой» Воробьева

Повесть «Убиты под Москвой» написана Константином Воробьевым в 1961 году. Писатель эпиграфом к произведению взял стихи Твардовского.

Курсанты идут на фронт

Описанные в повести события происходят в ноябре 1941 года. Линия фронта находится совсем близко от Москвы. На фронт направили учебную роту, состоящую из кремлевских курсантов. Ротой командовал капитан Рюмин. Бойцы идут с твердым желанием дать отпор врагу.

В небе кружатся немецкие «юнкерсы». По приказу капитана Рюмина, рота быстро падает лицом вниз на промерзшую землю. Только капитан никогда не ложится. Он пристально наблюдает за сложившейся обстановкой. В дороге рота находится двое суток. Уже совсем скоро курсанты должны подойти к линии фронта.

Впереди виднеются небольшие постройки. Подойдя ближе, бойцы поняли, что это скирды из клевера. Оказалось, что здесь разместился спецотряд войск НКВД. Проверив документы и уточнив маршрут, майор разрешил капитану двигаться с ротой на запад.

Рота в подчинении пехотного полка

Рота вошла в подчинение пехотного полка. Полк был сформирован с московских ополченцев. На курсантов с восхищением смотрит подполковник. Все 240 бойцов были статными, одного роста — 183 см. Вскоре оказалось, что полк совсем не обеспечен оружием.

У курсантов есть только винтовки, бутылки с бензином, гранаты. Капитан Рюмин понимает, что этого недостаточно для ведения боя. Подполковник говорит Рюмину, что выдать им больше ничего не могут — в полку остались только кухня и патроны.

Одним из взводов командует Алексей Ястребов. Прошло лишь две недели, как он получил звание лейтенанта, назначен командиром взвода. Алексей еще не совсем свыкся с занимаемой должностью. По приказу капитана четвертый взвод быстро роет окопы, готовится к бою.

Не могут подобраться к входу в церковь, так как фундамент двухметровой ширины. Помкомвзвода предлагает пробить в фундаменте брешь с помощью гранат. Лейтенант Ястребов не соглашается. Для этого нужно разрешение капитана Рюмина.

Рота попадает в окружение немцев

В небе периодически появляются немецкие самолеты, летящие на восток. К взводу подходят незнакомые бойцы. Они уставшие, измученные, голодные. Выясняется, что бойцы вышли из окружения. Среди них – командир дивизии генерал-майор Переверзев. Лейтенант узнает, что фронт прорван, соседняя деревня занята врагом.

Возрастает число отступающих красноармейцев. Капитан Рюмин дает приказ выдвинуть за ров по одному отделению. Всех отступающих солдат следует направлять в обход роты. В разговоры с ними вступать нельзя. Бойцам и солдатам объясняют, что солдаты направлены в госпиталь, пункт переформирования.

В пять часов утра капитан Рюмин приказывает взводам принять полную боевую готовность. Вскоре начался обстрел. Погибли шестеро курсантов, политрук. Бойцы тяжело переживают потерю своих товарищей.

Капитан Рюмин запрашивает в штабе дальнейшие задачи роты, подкрепление. Связной передает капитану устное распоряжение немедленно отступать. Рота оказывается в окружении немцев.

Рюмин обдумывает положение, принимает решение идти в наступление. Окружив село занятое немцами, рота быстро входит в него. В селе горят избы, слышна автоматная очередь. В бою Алексей Ястребов убивает немца. Он никогда раньше не убивал людей. При виде убитого, Алексей испытывает слабость, чувство страха, отвращение.

Капитан Рюмин ведет роту в глубину леса. Он надеется, что сможет уберечь бойцов от гибели. Понимает, что боевых запасов у них недостаточно. Лейтенант Рожков и трое курсантов принесли хлеб, ведро с водой. Рожков рассказывает, что рядом находится деревня Красные Дворики, немцев там нет.

Бой с врагом

Внезапно в небе появляются немецкие самолеты. Их становится все больше. В лес входят танки, пехота противника. Начинается бой. Взрываются бомбы, слышен свист пуль, рев самолетов. Лес окутан облаками синеватого дыма. Алексей видит, как бегут курсанты, падают у деревьев и кустов.

Алексей попадает в воронку от снаряда. Рядом с ним оказывается курсант из третьего взвода. Ястребов понимает, что боец сильно напуган боем. Курсант говорит Алексею, что без оружия они не смогут победить врага. Он просит лейтенанта застрелить его, поскольку боится попасть в плен к немцам.

Заканчивается бой. Алексей Ястребов с курсантом выходят из леса. Они подходят к месту, где раньше располагался отряд НКВД. Там находится капитан Рюмин и трое бойцов. Все ночуют в скирдах сена. Утром в небе начинается бой «ястребков» с немецкими «мессершмиттами». К большому сожалению всех «ястребки» гибнут.

Капитан Рюмин от всего пережитого стреляется. Алексей Ястребов чувствует, как проходит страх перед собственной смертью. Ему хочется отомстить врагу. Вместе с курсантами Алексей роет под кленом могилу капитану. Внезапно появляются два немецких танка. Алексей бросает бутылку с бензином в танк, а сам падает на дно могилы.

Ему удалось подбить немецкий танк. Все курсанты, спрятавшиеся в скирдах, гибнут. Лейтенанта охватывает чувство горести и ненависти к врагу. Алексей Ястребов оттирает подолом шинели оружие, вешает на плечи винтовки. Он идет на восток.

Источник: https://schoolessay.ru/kratkoe-soderzhanie-ubity-pod-moskvoj-vorobeva/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector