В этой статье вы найдете краткое содержание рассказа Лескова «Жемчужное ожерелье». Произведение относится к циклу «Святочные рассказы» и было написано в 1885 году.
Этот «рассказ в рассказе» написал Николай Лесков. «Жемчужное ожерелье», краткое содержание которого вы прочтете в данной статье, представляет собой святочный рассказ в жанре реализма.
Необычно произведение тем, что в нем отсутствует мистическая составляющая. Начинаем разбирать повесть «Жемчужное ожерелье» (Лесков).
Краткое содержание по главам начинается с беседы в одном образованном семействе за чаем.
Повествование ведется от первого лица, начиная с первой главы. Автор описывает литературный спор, возникший в кругу друзей. Речь зашла о святочных рассказах Диккенса, страдающих от некоторого однообразия, как и все произведения подобного рода.
Намерение жениться
Продолжаем говорить о рассказе «Жемчужное ожерелье» (Лесков). Краткое содержание второй главы.
На святки из провинции приезжает младший брат. Он просит автора и его супругу найти ему жену. Настроен очень серьёзно, намерен жениться сразу же на Крещенье (во время святок венчаться нельзя), и с новой женой уехать обратно в провинцию.
Старший брат говорит, что так быстро жениться нельзя, сначала нужно хорошо узнать невесту, расположить её к себе. Он предлагает продолжать пустые фантазии о свадьбе в компании своей жены и отправляется на службу. Но когда автор возвращается домой, оказывается, что днем к его супруге приходила подруга Машенька, младший брат познакомился с ней и решил жениться на этой девушке.
Автор ошарашен. Жена хвалит Машу, перечисляет многочисленные достоинства девушки.
Брат также благородный человек, они оба согласны на брак и уже вечером едут к родителям невесты! Тогда старший брат напоминает своей супруге — отец Маши, хоть и человек состоятельный, но двух её старших сестер оставил без приданого.
Жена возражает — Маша, как любимая младшая дочь, может получить часть отцовского состояния. Она обращает внимание мужа на то, что она и сама была бесприданницей, и даже девушка из плохой семьи может стать хорошей женой.
Сватовство
Что же дальше произойдет в рассказе «Жемчужное ожерелье» (Лесков)? Краткое содержание третьей главы начинается с того, что автор хочет помириться с женой после спора. Но она уехала вместе с младшим братом мужа к родителям будущей невесты. Рассказчик думает, что отец девушки обманул с приданым двух зятьев, хотя те и сами парни не промах, а уж его доброго младшего брата надует вдвойне.
Возвращается жена автора и рассказывает как хорошо отец девушки принял их, угощал шампанским. Через несколько дней рассказчик, который был сильно занят работой, узнает, что состоялась официальная помолвка пары. Снова он спорит с женой.
Мужчина напоминает, как год ухаживал за супругой до свадьбы, чтобы получше узнать её характер, достоинства и недостатки. На что женщина со смехом отвечает — приходил он потому, что был влюблен, и, соответственно, не мог непредвзято оценивать её. Автор внутренне соглашается.
Подарок
Продолжаем изучать рассказ «Жемчужное ожерелье» (Лесков). Краткое содержание четвертой главы рассказывает о необычном подарке, который сделал отец невесты своей дочери. При всех он одел ей на шею очень дорогое и шикарное жемчужное ожерелье.
Девушка не обрадовалась подарку и заплакала. По поверью жемчуг предвещает слезы, поэтому на Новый год его дарить не принято. Отец успокоил дочь: на следующий день после свадьбы откроет ей секрет и она поймет, что из-за новогоднего подарка расстраиваться не стоит. На Крещенье молодые обвенчались.
После свадьбы
Чем закончится рассказ «Жемчужное ожерелье» (Лесков)? Краткое содержание последней, пятой, главы повествует о событиях, произошедших после свадьбы.
На следующий день после венчания автор с женой навестил молодоженов. Их встретил младший брат в прекрасном расположении духа. Он сообщил о полученном утром письме от тестя.
В нем сообщалось, что супруги больше могут не волноваться из-за приметы с ожерельем, так как жемчуг в нем фальшивый. Эта шутка очень развеселила парня.
Новоиспеченный муж не огорчился, так как не думал о приданом и не считал деньги невесты.
Он с радостью встретил тестя, но попросил разрешения не говорить о подделке Маше, так как не хочет, чтобы она плохо подумала об отце. Тогда старик сказал, почему не дал денег двум другим зятьям. Мужчины только приданого и хотели, и из-за этого поссорился с дочерями. А вот в молодом зяте он видит любовь только к Маше, поэтому ему денег даст, причем немедленно.
Молодой человек отказался, так как девушке будет неудобно перед сестрами из-за того, что она единственная получила приданое. Тогда старик позвал дочь и дал ей три билета по пятьдесят тысяч рублей для неё и сестер, и сказал, что она выбрала хорошего мужа.
Какие выводы можно сделать из рассказа «Жемчужное ожерелье» (Лесков), краткое содержание которого вы только что прочитали? Жемчужное ожерелье было испытанием как для жениха, так и для отца. Жених доказал свое бескорыстие, а отец, видя светлые искренние чувства, сам проявил любовь и сделал шаг к примирению со старшими дочерями.
Источник: https://autogear.ru/article/221369/rasskaz-jemchujnoe-ojerele-leskov-kratkoe-soderjanie/
«Жемчужное ожерелье», анализ рассказа Лескова
Период Святок (от Рождества Христова до Крещения) не только на Руси, но и во многих странах был временем ожидания чуда. Девушки ворожили, пытаясь предугадать будущего жениха, дети ждали исполнения своих самых сокровенных желаний. Когда самые, казалось, несбыточные желания сбывались, возникало ощущение чуда, вмешательства каких-то высших сил.
Так появился святочный рассказ — жанр, в какой-то степени канонизированный английским писателем Чарльзом Диккенсом.
Он задал общие признаки подобного произведения: элементы мистики, тайна, хронология событий, наличие рассказчика, подчас присутствие детей, нравственный урок — своеобразная мораль. И заканчивается такой рассказ весело, хотя и неожиданно.
Очень показательным в этом смысле является рассказ О. Генри «Дары волхвов»: герои получают долгожданные подарки, но не могут их использовать по назначению.
В России этот жанр получил иную трактовку. Само название — «святочный» — дает отсылку к самому любимому для верующих людей празднику — Святкам. Русские писатели вышли за пределы традиционного круга святочных событий. Н. Лесков, Ф. Достоевский, А. Чехов смогли дать неожиданную трактовку сверхъестественных событий или рождественского чуда.
Например, в рассказе Антона Павловича Чехова «Ванька» герой, девятилетний мальчик, отданный в ученье к сапожнику, в ночь под Рождество пишет своему дедушке Константину Макарычу.
Рассказав о своей тяжелой жизни, в конце письма Ванька с отчаянием и надеждой умоляет деда забрать его отсюда, а то он «помрет». Любой здравомыслящий читатель понимает, что вряд ли дойдет до адресата письмо, отправленное «на деревню дедушке».
Однако не случайно же действие происходит в ночь накануне Рождества, и сон, который видит ребенок, сладко уснув, оставляет крохотную надежду на чудо долгожданной встречи.
Еще более печален рассказ Федора Михайловича Достоевского «Мальчик у Христа на елке». Уже само название отсылает читателя к сюжету: у Христа может оказаться только мертвец.
Действительно, герой рассказа, шестилетний мальчик, даже зимой одетый «почти по-летнему» и просящий милостыню, замерзает, притулившись за дровами в чужой подворотне.
«Романист»-рассказчик придумывает рождественскую историю о том, что все дети, «задохшиеся от смрада ночлежек», умершие от голода, оставленные на улице и замерзшие, попадают на чудесную елку к Иисусу Христу, где обретают вечное счастье. Возможно ли такое? В это может поверить только истинно верующий человек.
К счастью, произведение Николая Семеновича Лескова «Жемчужное ожерелье» написано в лучших традициях святочного рассказа и исполняет самые заветные желания всех героев. Название говорит само за себя: жемчужное ожерелье изменяет жизнь главного героя.
Композиция «рассказ в рассказе» помогает почувствовать отношение самого автора к описываемым событиям.
Во время спора об однообразии и скудости содержания святочных рассказов один из гостей предлагает поведать абсолютно правдивую историю о судьбе своего младшего брата, который приезжает к нему на Святки с намерением жениться.
Случайная встреча с Машей, младшей сестрой жены рассказчика, неожиданно перерастает не только в сватовство, но и в венчание. Старший брат, уверенный, что отец невесты оставит ее без приданого, потрясен подарком — жемчужным ожерельем.
Оно становится своеобразным испытанием как для жениха, так и для Машиного отца. Он искушает жениха, желая проверить истинность его чувств к его дочери, называет украшение «штучкой с наговором».
Так появляется мотив мистики, традиционный для святочных рассказов.
Сама Машенька воспринимает этот подарок как трагедию, ведь давно известно, что подаренный жемчуг предвещает слезы. Значит, и свадьбе не быть. Но признание отца, сделанное уже после венчания, все расставляет на свои места.
Жених выдерживает испытание и, узнав, что жемчуг фальшивый, демонстрирует торжество истинной любви и добродетели. Он говорит своему брату, что он «приданого не искал, а искал жену». Он ее получил, и больше ему ничего не нужно.
Впереди супругов ждет еще одно испытание: теперь, убедившись в бескорыстности младшего зятя, только Маше, своей третьей дочери, готов отец дать приданое, которого лишил первых двух дочерей, не будучи уверенным в бескорыстности зятьев.
Но и здесь поступает благородно молодой муж: он объясняет тестю, что денежный билет в 50 тысяч рублей станет предметом зависти для старших сестер, и это неизбежно приведет к неприязни между родными.
Поэтому новоиспеченный зять предлагает дождаться того времени, когда отец примирится со всеми своими дочерьми, и тогда уже поровну поделить между ними все его состояние.
Отец отдает Маше три билета по 50 тысяч, чтобы она их разделила поровну между всеми сестрами. Так счастливо оканчивается эта правдивая история, поведанная гостем за столом «в одном образованном семействе».
Свой монолог он предварил идеей о том, что «и святочный рассказ может видоизменяться и представлять любопытное разнообразие, отражая в себе и свое время, и нравы». Скорее всего, это оценка самого Н. С.
Лескова, который, наряду с другими русскими писателями, с помощью святочного рассказа напоминал читателям о праздниках, «высвечивающих смысл человеческого существования».
Тайна притягательности святочных рассказов еще и в том, что они создавали ощущение приближающегося праздника, приближение чудесной ночи, которая могла навсегда изменить жизнь человека, как это произошло со всеми героями произведения Н. Лескова «Жемчужное ожерелье».
- «Леди Макбет Мценского уезда», анализ повести Лескова
- «Человек на часах», анализ рассказа Лескова
- «Запечатленный ангел», краткое содержание по главам повести Лескова
- «Очарованный странник», краткое содержание по главам повести Лескова
- «Запечатленный ангел», анализ повести Лескова
- «Человек на часах», краткое содержание по главам рассказа Лескова
- «Привидение в Инженерном замке», анализ рассказа Лескова
- «Тупейный художник», анализ рассказа Лескова
- «Левша», анализ повести Лескова, сочинение
- «Зверь», анализ рассказа Лескова
- «Старый гений», анализ рассказа Лескова
- «Очарованный странник», анализ повести Лескова, сочинение
- «Однодум», анализ рассказа Лескова
- «На краю света», краткое содержание по главам повести Лескова
- «Неразменный рубль», анализ рассказа Лескова
- По произведению: «Жемчужное ожерелье»
- По писателю: Лесков Николай Семёнович
Источник: https://goldlit.ru/leskov/1237-zhemchuzhnoe-ozherelie-analiz
Рассказ Николая Лескова «Жемчужное ожерелье»
Святочный рассказ «Жемчужное ожерелье» Лескова был опубликован в 1885 году. Требования, которые предъявляются к святочному рассказу: история должна происходить в период от Рождества до Крещения, должна быть хоть сколько-нибудь фантастична, непременно должна иметь мораль и благополучный конец. Вот такой рассказ и написал Лесков.
Трое друзей пьют чай и один из них рассказывает историю, которая произошла с его братом. К рассказчику три года назад на Святки приехал брат.
Он заявил, что ему надоела холостая жизнь, и попросил женить его срочно за две недели, и чтобы непременно, он на крещение обвенчался. Рассказчик воспринял это как легкомыслие, и посчитал, что это невозможно.
Но жена решила помочь в женитьбе брата, и в тот же день познакомила его с девушкой Машей Васильевой. Они понравились друг другу и решили быстренько пожениться.
Маша была из богатой семьи, но её отец слыл скрягой. Рассказчик с женой посчитали, что отец обманет брата и не даст за ней приданого. Но брат был по-настоящему влюблён, ему не нужно было приданое невесты. Он подарил Маше целую корзину драгоценных подарков.
Встречать Рождество два брата и жена поехали к своим будущим родственникам – невесте и ее родителям. Обрученные и обе семьи радовались, пили шампанское.Через две недели на Новый год опять собрались в доме невесты. Отец невесты при всех гостях сам надел на дочь ожерелье из жемчуга. Оно было красивое и на вид очень дорогое.
Сразу после крещения брат рассказчика и Маша обвенчались. На следующий день после венчания рассказчик с женой отправились навестить молодых. Брат рассказал им, что отец Маши прислал молодым письмо, в котором сообщалось, что жемчуг фальшивый.
Вечером отец пришёл к зятю и очень удивился тому, с каким почтением он его встретил. Отец поинтересовался у него: «Читал ли письмо?» Брат рассказчика рассмеялся и сказал, что это письмо его сосем не огорчило, но Маше не зачем знать, что ожерелье не настоящее.
Она не должна обижаться на отца и должна по-прежнему любить и почитать его. Отец Маши ещё больше удивился и посчитал, что дочери повезло с мужем.
Задумался тесть о том, что двум первым зятьям никакого приданого не дал, и они очень сильно обиделись на него. Он решил подарить молодым пятьдесят тысяч рублей, но зять отказался взять эти деньги.
Он сказал, что сестры Маши и их мужья узнают об этом приданном, и тогда сёстры перессорятся между собой, а это не допустимо. Тогда отец разделил все деньги на три части поровну и велел Маше подарить их сестрам от себя.
Маша этому поступку отца очень обрадовалась. Отец плакал от навалившегося на него счастья.
Нажмите палец вверх и подписывайтесь на наш канал, чтобы быть в курсе интересных книг о России.
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5b5c9b2f3c1adb00a86b6c3c/5bb64e5dec796600ac918533
Николай Лесков — Жемчужное ожерелье
Лесков Николай Семенович
Жемчужное ожерелье
Н. С. Лесков
Жемчужное ожерелье
ГЛАВА ПЕРВАЯ
В одном образованном семействе сидели за чаем друзья и говорили о литературе — о вымысле, о фабуле. Сожалели, отчего все это у нас беднеет и бледнеет.
Я припомнил и рассказал одно характерное замечание покойного Писемского, который говорил, будто усматриваемое литературное оскудение прежде всего связано с размножением железных дорог, которые очень полезны торговле, но для художественной литературы вредны.
«Теперь человек проезжает много, но скоро и безобидно, — говорил Писемский и оттого у него никаких сильных впечатлений не набирается, и наблюдать ему нечего и некогда, — все скользит. Оттого и бедно.
А бывало, как едешь из Москвы в Кострому «на долгих», в общем тарантасе или «на сдаточных», — да и ямщик-то тебе попадет подлец, да и соседи нахалы, да и постоялый дворник шельма, а «куфарка» у него неопрятище, — так ведь сколько разнообразия насмотришься.
А еще как сердце не вытерпит, — изловишь какую-нибудь гадость во щах да эту «куфарку» обругаешь, а она тебя на ответ — вдесятеро иссрамит, так от впечатлений-то просто и не отделаешься.
И стоят они в тебе густо, точно суточная каша преет, — ну, разумеется, густо и в сочинении выходило; а нынче все это по железнодорожному — бери тарелку, не спрашивай; ешь — пожевать некогда; динь-динь-динь и готово: опять едешь, и только всех у тебя впечатлений, что лакей сдачей тебя обсчитал, а обругаться с ним в свое удовольствие уже и некогда».
Один гость на это заметил, что Писемский оригинален, но неправ, и привел в пример Диккенса, который писал в стране, где очень быстро ездят, однако же видел и наблюдал много, и фабулы его рассказов не страдают скудостию содержания.
— Исключение составляют разве только одни его святочные рассказы. И они, конечно, прекрасны, но в них есть однообразие; однако в этом винить автора нельзя, потому что это такой род литературы, в котором писатель чувствует себя невольником слишком тесной и правильно ограниченной формы.
От святочного рассказа непременно требуется, чтобы он был приурочен к событиям святочного вечера — от Рождества до Крещенья, чтобы он был сколько-нибудь фантастичен, имел какую-нибудь мораль, хоть вроде опровержения вредного предрассудка, и наконец — чтобы он оканчивался непременно весело.
В жизни таких событий бывает немного, и потому автор неволит себя выдумывать и сочинять фабулу, подходящую к программе. А через это в святочных рассказах и замечается большая деланность и однообразие.
— Ну, я не совсем с вами согласен, — отвечал третий гость, почтенный человек, который часто умел сказать слово кстати. Потому нам всем и захотелось его слушать.
— Я думаю, — продолжал он, — что и святочный рассказ, находясь во всех его рамках, все-таки может видоизменяться и представлять любопытное разнообразие, отражая в себе и свое время и нравы.
— Но чем же вы можете доказать ваше мнение? Чтобы оно было убедительно, надо, чтобы вы нам показали такое событие из современной жизни русского общества, где отразился бы и век и современный человек, и между тем все бы это отвечало форме и программе святочного рассказа, то есть было бы и слегка фантастично, и искореняло бы какой-нибудь предрассудок, и имело бы не грустное, а веселое окончание.
— А что же? — я могу вам представить такой рассказ, если хотите.
— Сделайте одолжение! Но только помните, что он должен быть истинное происшествие!
— О, будьте уверены, — я расскажу вам происшествие самое истиннейшее, и притом о лицах мне очень дорогих и близких. Дело касается моего родного брата, который, как вам, вероятно, известно, хорошо служит и пользуется вполне им заслуженною доброю репутациею.
- Все подтвердили, что это правда, и многие добавили, что брат рассказчика действительно достойный и прекрасный человек.
- — Да, — отвечал тот, — вот я и поведу речь об этом, как вы говорите, прекрасном человеке.
- ГЛАВА ВТОРАЯ
- Назад тому три года брат приехал ко мне на святки из провинции, где он тогда служил, и точно его какая муха укусила — приступил ко мне и к моей жене с неотступною просьбою: «Жените меня».
Мы сначала думали, что он шутит, но он серьезно и не с коротким пристает: «Жените, сделайте милость! Спасите меня от невыносимой скуки одиночества! Опостылела холостая жизнь, надоели сплетни и вздоры провинции, — хочу иметь свой очаг, хочу сидеть вечером с дорогою женою у своей лампы. Жените!»
— Ну да постой же, — говорим, — все это прекрасно и пусть будет по-твоему, — Господь тебя благослови, — женись, но ведь надобно же время, надо иметь в виду хорошую девушку, которая бы пришлась тебе по сердцу и чтобы ты тоже нашел у нее к себе расположение. На все это надо время.
А он отвечает:
— Что же — времени довольно: две недели святок венчаться нельзя, — вы меня в это время сосватайте, а на Крещенье вечерком мы обвенчаемся и уедем.
— Э, — говорю, — да ты, любезный мой, должно быть немножко с ума сошел от скуки. (Слова «психопат» тогда еще не было у нас в употреблении.) Мне, говорю, — с тобой дурачиться некогда, я сейчас в суд на службу иду, а ты вот тут оставайся с моей женою и фантазируй.
Думал, что все это, разумеется, пустяки или, по крайней мере, что это затея очень далекая от исполнения, а между тем возвращаюсь к обеду домой и вижу, что у них уже дело созрело.
Жена говорит мне:
— У нас была Машенька Васильева, просила меня съездить с нею выбрать ей платье, и пока я одевалась, они (то есть брат мой и эта девица) посидели за чаем, и брат говорит: «Вот прекрасная девушка! Что там еще много выбирать жените меня на ней!»
Я отвечаю жене:
— Теперь я вижу, что брат в самом деле одурел.
— Нет, позволь, — отвечает жена, — отчего же это непременно «одурел»? Зачем же отрицать то, что ты сам всегда уважал?
— Что это такое я уважал?
— Безотчетные симпатии, влечения сердца.
— Ну, — говорю, — матушка, меня на это не подденешь. Все это хорошо вовремя и кстати, хорошо, когда эти влечения вытекают из чего-нибудь ясно сознанного, из признания видимых превосходств души и сердца, а это — что такое… в одну минуту увидел и готов обрешетиться на всю жизнь.
— Да, а ты что же имеешь против Машеньки? — она именно такая и есть, как ты говоришь, — девушка ясного ума, благородного характера и прекрасного и верного сердца. Притом и он ей очень понравился.
— Как! — воскликнул я, — так это ты уж и с ее стороны успела заручиться признанием?
— Признание, — отвечает, — не признание, а разве это не видно? Любовь ведь — это по нашему женскому ведомству, — мы ее замечаем и видим в самом зародыше.
— Вы, — говорю, — все очень противные свахи: вам бы только кого-нибудь женить, а там что из этого выйдет — это до вас не касается. Побойся последствий твоего легкомыслия.
Источник: https://libking.ru/books/prose-/prose-rus-classic/32843-nikolay-leskov-zhemchuzhnoe-ozherele.html
Краткое содержание «Левша»
Рассказ «Левша» Лескова увидел свет в 1881 году. Произведение посвящёно гениальному тульскому оружейнику, сумевшему превзойти в умении английских мастеров. Но его талант не был по достоинству оценен на родине, в итоге, всеми забытый, он умер в больнице.
Заглавие рассказа «Левша» (Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе) определяет «сказовую» манеру повествования. Из 20 глав рассказа только заключительная представляет собой размышления самого автора.
Во всех остальных повествуется от имени рассказчика, цехового мастера.
Наш сайт предоставляет возможность прочитать краткое содержание «Левша» по главам. Благодаря этому, 6 классы смогут подготовиться к уроку литературы.
Левша – тульский оружейный мастер, вместе с товарищами подковавший английскую механическую блоху.
- Платов – атаман донских казаков, служивший при Александре Павловиче, а затем и при Николае Павловиче.
- Александр Павлович – русский император, которому во время путешествия по Англии подарили заводную блоху.
- Николай Павлович – русский император, велевший тульским мастерам усовершенствовать английскую блоху.
- Тульские мастера – оружейники, сумевшие набить подковы микроскопической заводной блохе, привезённой Александром Павловичем из Англии.
Английские мастера – оружейники и инженеры, признавшие искусство туляков. Уговаривали левшу не уезжать в Россию и знакомили его с разными техническими новинками.
Мартын-Сокольский – доктор, пытавшийся передать последнюю просьбу Левши.
Чернышев – министр иностранных дел.
Российский император Александр Павлович после Венского совета, на котором были подведены итоги войны 1812 года с Наполеоном, отправляется в путешествие по Европе. Везде ему показывали разные диковинки, которыми император восхищался. Но донской атаман Платов, находившийся при нём в поездке, не разделял мнения царя. Он считал, что русские мастера ничуть не хуже иностранных.
В конце турне царь приезжает в Англию.
Глава 2
Англичане стали показывать русскому царю свои технические достижения. Александр был в восторге от иностранной науки, и полностью убедился, что русским до иностранцев далеко. Платов же всячески старался английских мастеров принизить, доказывая, что русские их во всём обошли. Так, англичане показали царю «пистолю» тонкой работы «неизвестного, неподражаемого мастера».
Государь опечалился, что русские такое чудо создать не способны. А Платов открыл у пистоли замок и показал, что сделал её «Иван Москвин во граде Туле». Такое открытие привело англичан в замешательство, и они решили создать такое чудо техники, против которого и Платову возразить было бы нечего.
Глава 3
Утром русский царь и Платов поехали смотреть сахарный завод, а затем их привели в «последнюю кунсткамеру, где у них со всего света собраны минеральные камни и нимфозории».
Здесь Александру показали созданную английскими мастерами в натуральную величину заводную механическую блоху. Она могла прыгать и танцевать. Восхищённый император вручил англичанам миллион, а они ему за это подарили это чудо техники.
Уложил государь блоху в футляр, сделанный из бриллианта, опустил его в табакерку и отбыл на Родину.
Глава 4
До самой смерти Александра оставалась блоха в табакерке. Когда он умер, её передали его жене Елизавете Алексеевне, а от неё она досталась новому императору, Николаю Павловичу. Вначале царь блохой не заинтересовался, но затем стал думать, для чего она у брата Александра столько лет хранилась.
Никто не мог разгадать эту загадку, пока не прибыл во дворец старый донской атаман Платов. Он отдал Николаю «мелкоскоп», взятый когда-то у английских мастеров, и царь увидел, как прыгает стальная блоха.
Но, в отличие от Александра, новый царь перед иностранцами не преклонялся. Поручил он Платову поехать к русским мастерам, чтобы они постарались создать что-нибудь более удивительное, чем английская блоха.
Глава 5
Исполняя волю государя, поскакал Платов в Тулу, которая славилась оружейными мастерами. Оружейники взялись исполнить приказание, но попросили донского атамана оставить им блоху на несколько дней. Сколько Платов не выпытывал, они не сказали ему, что придумали. Ничего не добившись, атаман отправился на Дон, оставив удивительную блоху тульским мастерам.
Глава 6
Когда Платов уехал, три самых искусных оружейника, среди которых был и «косой левша. На щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны», отправились прочь из города. Люди стали гадать, куда они пошли. Многие подумали, что мастера ничего не придумали, и, чтобы избежать наказания, решили скрыться, прихватив с собой царскую табакерку.
Глава 7
Мастера отправились в город Мценск Орловской губернии, чтобы попросить совета у иконы Николая Чудотворца. Помолившись, вернулись они к себе в слободу и заперлись в доме Левши.
Соседям было очень любопытно, что делают мастера. Под разными предлогами они пытались выманить троих оружейников из дома. Но, ни одна попытка не увенчалась успехом.
Мастера никому не открывали и ни с кем не разговаривали, работая днём и ночью.
Глава 8
Закончив переговоры на Дону, Платов поспешил обратно в Тулу. Сам он к мастерам больше не пошёл, а послал за ними множество курьеров.
Глава 9
Мастера в это время заканчивали свою работу. Сколько курьеры к ним не стучали, они их в дом не пустили. Тогда, чтобы добраться до упрямых оружейников, курьеры сняли с дома крышу. После этого Левша с товарищами вышли из избы и сообщили, что работу свою закончили и могут идти к Платову.
Глава 10
Подали оружейники атаману стальную блоху в табакерке. Тот начал их расспрашивать, где же их работа. Но, они, обидевшись на оскорбления, сказали, что только государь её увидеть сможет. Разозлённый Платов, бросил Левшу в свою повозку и увёз его с собой в Петербург. По приезде сам он пошёл к Николаю Павловичу, а мастера оставил внизу со связанными руками.
Глава 11
Платов надеялся разговорами о казаках отвлечь царя от блохи. Но ему это не удалось. Николай вспомнил о поручении, и велел принести работу тульских мастеров. Платов рассказал, что туляки ничего нового не создали, а вернули обратно английскую блоху. Государь не мог поверить в обман и решил сам убедиться в словах атамана.
Глава 12
Когда принесли блоху и завели её ключом, оказалось, что «нимфозория» перестала прыгать. Платов был в бешенстве. Он решил, что оружейники сломали механизм. Пошёл атаман к лестнице, где Левшу оставил, и стал его бить, называя обманщиком. Левша же утверждал, что работа сделана, но увидеть её можно только в «мелкоскоп».
Глава 13
Привели Левшу к царю, и показал он, в чём заключалась работа оружейников. Оказывается, они сумели английской блохе набить на ножки подковы. Государь удивился и обрадовался, что его русские мастера сумели англичан превзойти.
Глава 14
Решил Николай отправить мастера в Англию, чтобы он свою тонкую работу показал иностранным мастерам. Одели его получше и отправили за границу с особым курьером.
Глава 15
Оставил курьер Левшу в гостинице. А сам унёс блоху мастерам. Узнали мастера, кто сумел блоху подковать, и пришли к мастеру в гостиницу. Три дня они его поили и кормили, а потом стали расспрашивать об образовании. Оказалось, что мастер учился «по Псалтирю и Полусоннику», а арифметики совсем не знает.
Глава 16
Отправили англичане курьера домой, а Левшу стали по заводам водить и уговаривать, чтобы он у них остался. Но, Левша тосковал по родной Туле и просил, чтобы его отпустили обратно. Посадили английские мастера оружейника на корабль и отправили в Россию, дав на дорогу денег и подарив на память золотые часы.
Глава 17
На корабле Левше показалось скучно, и он заключил пари с полшкипером, что перепьёт его. Пили они до самого конца плавания, отчего оба заболели, но никто в выигрыше не оказался.
Глава 18
В России полшкипера привезли в английское посольство, где организовали ему прекрасные условия. А Левшу, ослабевшего, не способного даже разговаривать, доставили в квартал.
Там его обобрали и решили отправить в какую-нибудь больницу на лечение. Поскольку у оружейника не было с собой «тугамента», ни в одной больнице его не приняли.
К утру стало ясно, что Левша долго не проживёт, и его отвезли умирать в Обухвинскую больницу для простонародья.
Глава 19
Полшкипер очень беспокоился о своём друге. Чудом он отыскал Левшу в больнице и добился, чтобы к нему прислали доктора. Умирающий мастер просит Мартын-Сокольского сказать государю, что «у англичан ружья кирпичом не чистят». Доктор пытается донести слова Левши до Чернышёва, но его никто не слушает, и чистка продолжается вплоть до начала войны.
Глава 20
В конце повествования автор размышляет о талантах, подобных Левше. В век машин они почти исчезли с русской земли, но память о них живёт вечно.
В рассказе «Левша» Николай Лесков, непревзойдённый мастер малых литературных форм, показывает, сколько в русском народе талантов, не развившихся в полную силу из-за условий жизни. Краткий пересказ произведения «Левша» по главам не может раскрыть всю силу художественного таланта писателя. Поэтому мы рекомендуем познакомиться с полной версией рассказа.
Прочитали краткое содержание? Теперь попробуйте пройти тест!
Средняя оценка: 4.5. Всего получено оценок: 13508.
Источник: https://obrazovaka.ru/books/leskov/levsha
Конспект урока по Литературе "Жанр святочного рассказа в творчестве Н.С. Лескова. Рассказ «Жемчужное ожерелье»" 10 класс
План-конспект урока по литературе, 10 класс.
Тема урока: Жанр святочного рассказа в творчестве Н.С. Лескова.
Рассказ «Жемчужное ожерелье».
Цель урока:
1. Познакомить с жанром «святочного рассказа», с его особенностями и отличительными чертами; формировать умение находить черты святочного рассказа в произведении Лескова «Жемчужное ожерелье»; учить анализировать содержание и проблематику прочитанного текста, комментировать позицию автор.
2. развивать функциональную грамотность чтения и навыки функционального чтения: анализ, синтез, сопоставление, исследовательские и практические навыки; развивать умение оформлять высказывания в соответствии с нормами русского языка.
3. воспитывать квалифицированного читателя.
- Формы работы: групповая.
- Методы обучения: исследовательский, проблемно-поисковый, интерактивный метод обучения.
- Оборудование: рабочие карты, ватман, фломастеры.
- Ход урока.
-
Организационный момент.
-
Справочная 5 –минутка.
Рассказ – прозаическое произведение малого объема с динамическим развитием сюжета; небольшое по объему повествование, в котором описывается действительно возможное происшествие (Б.Томашевский).
Рожде́ственский или святочный расска́з — литературный жанр, относящийся к категории календарной литературы и характеризующийся определенной спецификой в сравнении с традиционным жанром рассказа.
— Что такое Святки? Рождество?
— С какими событиями связано Рождество? (ожидание чуда, счастья, радости )
— Какое настроение перед праздником? (Веселое, суета, сюрпризы, новогодние игрушки, мишура, светлые, добрые лица родных).
Обсуждение: Каким должен быть по-вашему святочный рассказ.
Вывод: от святочного рассказа непременно требуется , чтобы он был приурочен к событиям святочного вечера- от Рождества до крещения, чтобы он был несколько фантастичен, имел какую-нибудь мораль и чтобы оканчивался весело.
-
Работа с рассказом «Жемчужное ожерелье».
Сегодня мы будем анализировать рассказ Лескова. Каждая группа будет выполнять определенное задание по тексту, но в конце у вас должно сформироваться целостное понимание текста.
- Формирование групп.
- Инструктаж по выполнению заданий в группах.
- Критерии для оценивания выступления от группы:
-
Время- 1 балл.
-
Правильность (знание текста и умение ориентироваться в нем; конкретный ответ на вопросы) – 3 балла,2 балла, 1 балл, 0 баллов ( в зависимости от правильности).
-
Доступность изложения – 1 балл
-
Логика изложения – 1 балл
-
Речь (грамотность и культура) и эмоциональность -1 балл
-
Рефлексия: умение воспроизвести основное содержание выступления всех групп – 3 балла.
- 10-9 баллов – оценка «5»
- 7-8 баллов – оценка «4»
- 5-6 баллов – оценка «3»
- Менее 5 баллов – оценка «2».
P.S. Учащиеся, не принимавшие участия в работе группы, по данным критериям не оцениваются, а получают минимальный балл.
- Работа в группах.
- 1 группа.
- Задание: выявить в рассказе «Жемчужное ожерелье» элементы сюжетной композиции.
- Справочный материал.
- Экспозиция— введение действие; изложение событий необходимых для понимания происходящего в дальнейшем.
- Завязка — начальный момент в развитии события; эпизод , определяющий все последующее развертывание действия.
- Развитие действия — события , которые вытекают из завязки.
- Кульминация — момент наивысшего напряжения действия, вершина конфликта.
- Развязка — финальный эпизод, в котором описывается разрешение изображаемого конфликта.
- Пролог – своеобразное вступление к произведению, в котором повествуется о событиях прошлого.
- Эпилог— заключительная часть произведения, где кратко излагается то, что произошло с действующими лицами после окончания основного сюжетного действия.
- 2 группа.
Задание: выявить мораль рассказа. Обязательно аргументировать текстом.
- Мораль — логический, поучительный вывод из чего-либо; нравоучение, наставление.
- 3 группа.
- Задание: озвучить признаки святочного рассказа по Лескову (в тексте), определить, какие из них соблюдаются , какие нет . Обязательна доказательная база ( знание текста)
- 4 группа.
Задание: определить символику названия рассказа «Жемчужное ожерелье». Обратить внимание на прямой и переносный смыслы.
-
Жемчужное ожерелье , как конкретный предметный образ в сюжете;
-
Жемчужное ожерелье, «жемчуг», «жемчужина», как аллегория.
-
Почему автор выбирает именно это образ-предмет и выносит его в название.
Приветствуются дополнительные сведения о предмете.
Аллегория — иносказательное изображение абстрактного понятия или явления.
-
Выступление групп.
-
Оценивание учителем по критериям:
- Критерии
- 1 группа
- 2 группа
- 3 группа
- 4 группа
- Время- 1(0) балл
- Правильность (3 балла,2 балла, 1 балл, 0 баллов
- Доступность изложения – 1 (0) балл
- Логика изложения – 1 (0) балл
- Речь и эмоциональность -1 (0) балл
- Рефлексия:
- (3 ,2 , 1, 0 баллов
- Всего баллов
- Оценка
-
Рефлексия.
-
Домашнее задание: написать эссе.
- Приложение:
- 1 группа.
- Задание: выявить в рассказе «Жемчужное ожерелье» элементы сюжетной композиции.
- Экспозиция— введение действие; изложение событий необходимых для понимания происходящего в дальнейшем.
- Завязка — начальный момент в развитии события; эпизод , определяющий все последующее развертывание действия.
- Развитие действия — события , которые вытекают из завязки.
- Кульминация — момент наивысшего напряжения действия, вершина конфликта.
- Развязка — финальный эпизод, в котором описывается разрешение изображаемого конфликта.
- Пролог – своеобразное вступление к произведению, в котором повествуется о событиях прошлого.
- Эпилог— заключительная часть произведения, где кратко излагается то, что произошло с действующими лицами после окончания основного сюжетного действия.
- Критерии для оценивания выступления от группы:
-
Время- 1 балл.
-
Правильность (знание текста и умение ориентироваться в нем; конкретный ответ на вопросы) – 3 балла,2 балла, 1 балл, 0 баллов ( в зависимости от правильности).
-
Доступность изложения – 1 балл
-
Логика изложения – 1 балл
-
Речь (грамотность и культура) и эмоциональность -1 балл
-
Рефлексия: умение воспроизвести основное содержание выступления всех групп – 3 балла.
- 10-9 баллов – оценка «5»
- 7-8 баллов – оценка «4»
- 5-6 баллов – оценка «3»
- Менее 5 баллов – оценка «2».
P.S. Учащиеся, не принимавшие участия в работе группы, по данным критериям не оцениваются, а получают минимальный балл.
2 группа.
Задание: выявить мораль рассказа. Обязательно аргументировать текстом.
Мораль — логический, поучительный вывод из чего-либо; нравоучение, наставление.
Критерии для оценивания выступления от группы:
-
Время- 1 балл.
-
Правильность (знание текста и умение ориентироваться в нем; конкретный ответ на вопросы) – 3 балла,2 балла, 1 балл, 0 баллов ( в зависимости от правильности).
-
Доступность изложения – 1 балл
-
Логика изложения – 1 балл
-
Речь (грамотность и культура) и эмоциональность -1 балл
-
Рефлексия: умение воспроизвести основное содержание выступления всех групп – 3 балла.
- 10-9 баллов – оценка «5»
- 7-8 баллов – оценка «4»
- 5-6 баллов – оценка «3»
- Менее 5 баллов – оценка «2».
P.S. Учащиеся, не принимавшие участия в работе группы, по данным критериям не оцениваются, а получают минимальный балл.
- 3 группа.
- Задание: озвучить признаки святочного рассказа по Лескову (в тексте), определить, какие из них соблюдаются , какие нет . Обязательна доказательная база ( знание текста)
- Критерии для оценивания выступления от группы:
-
Время- 1 балл.
-
Правильность (знание текста и умение ориентироваться в нем; конкретный ответ на вопросы) – 3 балла,2 балла, 1 балл, 0 баллов ( в зависимости от правильности).
-
Доступность изложения – 1 балл
-
Логика изложения – 1 балл
-
Речь (грамотность и культура) и эмоциональность -1 балл
-
Рефлексия: умение воспроизвести основное содержание выступления всех групп – 3 балла.
- 10-9 баллов – оценка «5»
- 7-8 баллов – оценка «4»
- 5-6 баллов – оценка «3»
- Менее 5 баллов – оценка «2».
P.S. Учащиеся, не принимавшие участия в работе группы, по данным критериям не оцениваются, а получают минимальный балл.
4 группа.
Задание: определить символику названия рассказа «Жемчужное ожерелье». Обратить внимание на прямой и переносный смыслы.
-
Жемчужное ожерелье , как конкретный предметный образ в сюжете;
-
Жемчужное ожерелье, «жемчуг», «жемчужина», как аллегория.
-
Почему автор выбирает именно это образ-предмет и выносит его в название.
- Приветствуются дополнительные сведения о предмете.
- Аллегория — иносказательное изображение абстрактного понятия или явления.
- Критерии для оценивания выступления от группы:
-
Время- 1 балл.
-
Правильность (знание и понимание текста, умение ориентироваться в нем; конкретный ответ на вопросы) – 3 балла,2 балла, 1 балл, 0 баллов ( в зависимости от правильности).
-
Доступность изложения – 1 балл
-
Логика изложения – 1 балл
-
Речь (грамотность и культура) и эмоциональность -1 балл
-
Рефлексия: умение воспроизвести основное содержание выступления всех групп – 3 балла.
- 10-9 баллов – оценка «5»
- 7-8 баллов – оценка «4»
- 5-6 баллов – оценка «3»
- Менее 5 баллов – оценка «2».
P.S. Учащиеся, не принимавшие участия в работе группы, по данным критериям не оцениваются, а получают минимальный балл.
- Оценивание
- Критерии
- 1 группа
- 2 группа
- 3 группа
- 4 группа
- Время- 1(0) балл
- Правильность (3 балла,2 балла, 1 балл, 0 баллов
- Доступность изложения – 1 (0) балл
- Логика изложения – 1 (0) балл
- Речь и эмоциональность -1 (0) балл
- Рефлексия:
- (3 ,2 , 1, 0 баллов
- Всего баллов
- Оценка
Источник: https://doc4web.ru/literatura/konspekt-uroka-po-literature-zhanr-svyatochnogo-rasskaza-v-tvorc.html
«Левша» Н. Лесков Кратко
Много шуму наделала эта повесть. Критики считали, что Николай Семёнович Лесков всего лишь пересказал легенду о стальной блохе и о мастерах оружейного дела. Лесков возразил, что на самом деле не пересказал легенду, а сам сочинил историю.
Жанр этой повести – сказ.
Краткий пересказ сюжета повести Лескова «Левша»
Во время визита на Туманный Альбион Александр I был восхищён работой английских мастеров — блохой, умеющей танцевать. Император приобрёл и увёз её на Родину. После его смерти крохотный сувенир блоху показали новому императору Николаю I. Он похвалил европейское мастерство, но решил доказать, что русские умельцы талантливей.
По его поручению был найден мастер из Тулы, который сумел подковать английскую блошку подковами. Это можно было увидеть лишь с помощью микроскопа. Мастера, по прозвищу «Левша», отправили в Англию для демонстрации результата стараний. Труд Левши был высоко оценён заграницей, ему даже предложили остаться. Но русский патриот отказался.
По дороге домой он поспорил с попутчиком, кто больше выпьет и умер, отравившись алкоголем.
Повесть «Левша» Краткое содержание по главам
Глава первая
После победы над Наполеоном правитель Российской Империи Александр Павлович стал желанным гостем в разных странах Европы. Императора старались прельстить диковинками, однако легендарный предводитель донских казаков Матвей Платов намекал Александру Павловичу, что в России есть вещи и получше.
В Англии русского императора удивляли разными заводами – мыловаренными, оружейными, и решили поразить оружейной кунсткамерой. Платов решил, что утро вечера мудренее, авось удастся придумать маленькую хитрость.
Глава вторая
В оружейной кунсткамере английские специалисты сумели порадовать Александра Павловича диковинами.
Однако Матвей Платов тоже был не промах, и когда оружейники показали удивительную пистолю (так называется пистолет в повести), бравый атаман с помощью отвёртки открыл замок.
Была вынута собачка, а на сгибе был своеобразный автограф от тульского оружейника. Английские специалисты были не на шутку удивлены.
Александр Павлович был огорчён, что англичане были столь серьёзно оконфужены. Казачий атаман не понимал этой грусти – напротив, надо было про себя улыбаться: «а мы сами с усами!».
Глава третья
И всё-таки английские специалисты сумели удивить и русского императора, и казачьего атамана. Среди прочих диковинок оказалась выкованная из стали блоха, с заводным механизмом, миниатюрным ключом.
И сия нимфозория (ещё одно забавное словечко в сказе) будет танцевать, как только её заведут. А ключ и заводной механизм можно было увидеть лишь с помощью мелкоскопа (так Лесков назвал микроскоп).
Александр Павлович был безмерно восхищён. Он купил блоху, ключ и футляр для этой диковины. Взяв с собой мелкоскоп, Платов призадумался: как так, с такой диковинкой удалось обойти русских? Нужно найти достойный ответ на столь дерзкий вызов. И казачий атаман призадумался.
Глава четвёртая
Прошло несколько лет. За это время случилось несколько событий, одно из коих – таинственная смерть Александра Павловича (считается, что на самом деле Александр Первый остался жив).
Новый император, Николай Павлович, узнал, что его брат любил разные заграничные диковины, среди коих блоха.
Осмотрел её химик-аптекарь, и сообщил, что это так называемая нимфозория, сделанная из металла, и не в России.
Засуетились при дворе, и решили узнать, кто эту блоху сделал. На помощь прибыл Платов. Он объяснил, что блоху сделали английские умельцы, а чтобы завести её, пригодится мелкоскоп. Казачий атаман прямо высказал своё желание – показать диковинку оружейникам в Туле или Сестербеке (старое название современного Сестрорецка), авось они сумеют превзойти английского оружейника.
Николай Павлович одобрил идею Платова, потому что и сам верил, что русские ничем не хуже иноземцев. И казачий атаман отправился в путь.
Глава пятая
Посетил Матвей Платов Тулу. Оружейники поведали о том, что заказ довольно серьёзный. Начался обмен хитроумием, и в итоге казачий атаман взял с оружейников слово, что они выполнят заказ.
А что именно будет сделано, о том умельцы промолчали, оно и понятно – есть вещи, кои надо таить в секрете.
Глава шестая
Трое умельцев, один из коих был левшой, покинули Тулу. Задание было непростое: в три недели суметь превзойти иноземных мастеров. Куда именно отправились мастера – в Киев, или в Орёл, неясно. Ясно одно: читатели узнают много интересного о левше.
Глава седьмая
Читатель узнаёт несколько интересных фактов про жителей Тулы. И не только: оказывается, косой левша (при учении ему нещадно волосы драли) и его два товарища отправились в Мценск, небольшой город Орловской губернии. Помолились они, а затем начали под большим секретом свою работу. Всё, что удалось узнать – мастера тюкают миниатюрными молотками по наковальне. А что делается – неясно.
Глава восьмая
Платов быстро прибыл в Тулу. Как раз прошло три недели срока. Да только что-то нет вестей от мастеров. А это ужасно раздражало казачьего атамана. В самом деле – работа очень важная, государь император ждёт результатов!
Глава девятая
Двое послов добежали до домика, где левша и его двое товарищей как раз заканчивали работу. Вскоре дело было сделано, и мастера бодро поспешили к Платову.
Глава десятая
Работа сделана. Да вот беда – вспыльчивый Матвей Платов не увидел того, что сделали мастера. Попытался взять блоху пальцами – да напрасно, пальцы оказались куцапые, то есть ужасно неловкие. Рассвирепел казачий атаман, обругал мастеров, а затем поехал в Петербург вместе с левшой.
Глава одиннадцатая
Платов неспроста жутко нервничал: Николай Павлович наверняка спросит, что там с блохой. Так и случилось, и казачий атаман занервничал, и начал нести околесицу. Всё-таки удалось рассказать о том, как всё было, и государь император решил узнать, что именно тульские умельцы придумали.
Глава двенадцатая
Император удивился – вроде та самая блоха, ничего не изменилось. Когда же его дочь завела блоху, никакого блошиного танца не случилось. Платов разгневался, потому что испугался, что теперь будут у него неприятности. Атаман задал левше головомойку. Мастер посоветовал посмотреть на блоху в очень сильный мелкоскоп.
Глава тринадцатая
Узнав о словах левши, император был доволен, и решил поговорить с умельцем. Тульский мастер пришёл к государю, и затем дал полезный совет: положить блоху под увеличительное стекло мелкоскопа так, чтобы увидеть ножку блохи.
Николай Павлович так и сделал, и был очень доволен: русские мастера превзошли иноземцев, подковали блоху.
Глава четырнадцатая
Итак, задание успешно выполнено. И государя ждали новые сюрпризы: оказалось, на подковах есть имена двух мастеров, а сам левша занимался ковкой миниатюрных гвоздей для подков.
Платов попросил прощения у левши, а затем дал ему полезный совет: пить за границей кислярское вино, и умеренно. Почему за границей? Да потому что Николай Павлович решил отослать блоху англичанам обратно. Пусть они знают, что русские сами с усами. И левшу ждала дальняя поездка.
Глава пятнадцатая
И вот левша прибывает в Англию. Удивлены джентльмены без меры: такой мастер, способный подковать блоху – это же что-то с чем-то! Во время долгих разговоров левша вежливо отказывался осесть на Туманном Альбионе. Договорились, что он побывает на заводах, а затем прибудет в Петербург на корабле.
Глава шестнадцатая
Довелось левше побывать и на оружейных заводах, и заметил он кое-что необычное в старых ружьях. Интересовался тульский мастер, проверяли генералы дула ружей или нет.
Пришло время, и левша решил отправляться обратно в Россию. Англичане предупредили мастера, что плавание по морю может быть опасным – есть риск попасть в шторм и утонуть.
Во время долгого плавания познакомился тульский умелец с неким полшкипером. И додумались они до диковинного пари «кто кого перепьёт».
Глава семнадцатая
Пари закончилось вничью. Полшкипера и левшу заперли в разные каюты, а по прибытии в Петербург развезли их в разные места, и их судьбы сложились по-разному.
Глава восемнадцатая
Полшкипера привезли в посольство. Моряк получил медицинскую помощь и отсыпался, потихоньку трезвея. А вот левше не везло – он страдал от похмелья, а медицинской помощи не было, ибо без документов в больницы не принимали.
Глава девятнадцатая
Протрезвевший полшкипер нашёл левшу в простонародной больнице и был ужасно недоволен: что за безобразие творится в больницах?! Довелось моряку побегать, пока не удалось найти врача.
Врач прибыл в больницу, и умирающий левша поведал о том, что европейцы не чистят ружья кирпичом, а также попросил донести эти слова до императора.
Однако из-за невежества генералов император так и не узнал об этом важном секрете. По мнению Лескова, если бы Николай Павлович всё-таки узнал о столь важном нюансе, Крымская война сложилась бы по-другому (но это не факт: европейцы тоже думали о том, что Крымская война была бы выиграна, если бы то-то и то-то не случилось; такая вот частица «бы»).
Глава двадцатая
Это уже высказывание самого писателя. По мнению Лескова, машины оказались палкой о двух концах: практическая выгода есть, а где же полёт фантазии? С этим негусто.
Главные персонажи
- Александр Павлович – русский император, правил в 1801 – 1825 годах. Возможно, разыграл свою смерть и обманул врагов.
- Николай Павлович – брат Александра Первого, император России в 1825 – 1855 годах.
- Левша – оружейник из Тулы. Вместе с двумя товарищами подковал стальную блоху. Побывал в Англии. На обратном пути в Россию напился с полшкипером. Умер в больнице для простого народа, успев поведать важный секрет, связанный с чисткой стволов европейских ружей.
- Матвей Иванович Платов – герой Отечественной войны 1812 года, легендарный предводитель донских казаков. Умер в 1818 году, а потому большинство событий повести с его участием вымышлены.
- Также упоминаются граф Чернышёв (военный министр России), доктор медицины Сольский (в повести назван Мартын-Сольским), государственный канцлер Нессельроде (в повести назван Кисельвроде), и моряк с английского корабля (подшкипер, в повести назван полшкипером).
Источник: https://book-briefly.ru/vse-proizvedeniya/leskov/levsha