Краткое содержание жуковский светлана за 2 минуты пересказ сюжета

Краткое содержание Жуковский Светлана за 2 минуты пересказ сюжетаКраткое содержание Жуковский Светлана за 2 минуты пересказ сюжета
Краткое содержание Жуковский Светлана за 2 минуты пересказ сюжета

В сюжете используется часто встречающийся в германских сказаниях мотив похищения живой невесты мертвым женихом. Литературоведы называют балладу Жуковского символом российского романтизма.

История создания

Конец XVIII — начало XIX века стали расцветом эпохи романтизма. Ярким представителем этого жанра было произведение немецкого поэта Готфрида Бюргера — баллада «Линора».

Его считают основоположником этого направления в поэзии.

Краткое содержание Жуковский Светлана за 2 минуты пересказ сюжета

В основе сюжета лежит страшная история о том, как к девушке приезжает мертвый жених, погибший в сражении. Он привозит невесту к своей могиле и утаскивает в адскую бездну. Вина Линоры была в том, что она не могла примириться со смертью своего суженого, роптала и кляла Бога.

Поэма Бюргера заинтересовала Жуковского, и он сделал ее три перевода. Первые два поэт адаптировал к русской действительности и даже изменил имя главной героини.

Это следующие произведения:

  1. Стихотворение «Людмила», написанное в 1808 году. Его сюжет практически не отличается от немецкого. Людмилу также увозит мертвый жених, и в конце она погибает.
  2. Вторая баллада была написана в 1812 году и называлась «Светлана». Жуковский посвятил ее своей племяннице А. А. Протасовой. Это был подарок к свадьбе. Девушка выходила замуж за его друга, поэта и переводчика А. Ф. Войекова. Ее сюжет был полностью изменен по сравнению с немецким оригиналом.

Анализ и краткое содержание

  • В балладе «Светлана» Жуковского события происходят в ночь на Крещение.
  • В ней действуют следующие герои :

Краткое содержание Жуковский Светлана за 2 минуты пересказ сюжета

  1. Светлана — главная героиня. Это девушка, прекрасная внешне и внутренне. Она глубоко нравственна, верна своему жениху, терпеливо и кротко ждет его возвращения.
  2. Подруги Светланы — веселые девушки, посоветовавшие ей заняться гаданием.
  3. Белоснежный голубь — образ ангела-хранителя.
  4. Черный ворон — вестник смерти.
  5. Жених Светланы — молодой человек, верный и любящий. В конце сюжета он возвращается к ней.

Крещенское гадание

Балладу «Светлана» изучают на уроках литературы в 6 классе средней школы. Ее краткое содержание состоит в следующем: крещенским вечером девушки собираются погадать на суженого. Они веселятся, поют «подблюдные песни», бросают на улицу башмачок, кормят курицу «счетным зерном». Лишь одной Светлане грустно.

Девушки пытаются ее развеселить, предлагают спеть вместе с ними песню. Но Светлана отказывается. Она грустит из-за того, что ее жених уже целый год не подает о себе вестей.

Краткое содержание Жуковский Светлана за 2 минуты пересказ сюжета

Тогда девушки предлагают ей совершить старинный обряд, чтобы узнать о суженом. Нужно постелить стол белой скатертью, поставить два прибора, свечу и зеркало. «В полночь, без обмана», в зеркале должен появиться жених и сесть за накрытый стол.

Светлана проводит обряд гадания. Она садится за накрытый стол и с робостью смотрит в зеркало. В полночь чудится шепот за спиной. Она оборачивается и видит своего жениха.

Он предлагает ей немедленно ехать в церковь венчаться, так как там уже все подготовлено. Светлана выходит с ним во двор, где уже ждут запряженные сани. Они садятся в них и мчатся по заснеженной равнине. Но на сердце у девушки тревожно.

Она смотрит на жениха и видит, что тот «бледен и уныл».

Светлана спрашивает, что с ним, но суженый не отвечает. Вскоре они проезжают мимо церкви, полной людей: там происходит отпевание покойника. Начинается метель, валит снег. Вокруг саней вьется и каркает черный ворон. Жених молчит.

Сани мчатся и вскоре подъезжают к одинокой хижине, занесенной снегом. Неожиданно кони и возлюбленный пропадают, и героиня остается в одиночестве.

Вернуться назад она не может, так как метель никак не стихнет. Тогда девушка, перекрестившись, отворяет дверь и входит в избушку.

Страшное видение и счастливый конец

В пустой хижине Светлана видит гроб, икону и свечку перед ней. Девушка молится на образ Спаса и робко садится в уголке, зажав в руке нательный крест. Неожиданно в избушку влетает белый голубок и садится ей на грудь, обняв крыльями. Воцаряется тишина.

Краткое содержание Жуковский Светлана за 2 минуты пересказ сюжета

Вдруг девушка с ужасом видит, что покойник в гробу начинает шевелиться. Он приподнимается, и девушка узнает своего возлюбленного. Мертвец пытается разомкнуть руки, из его уст доносится стон. Но тут голубок взлетает и садится на него, лишая сил.

Раздается крик петуха. Девушка просыпается и понимает, что это был всего лишь сон. Но на душе у нее тяжело. Ее мучают мрачные предчувствия. Чтобы развеяться, девушка садится у окна. Вдруг она слышит радостный звон колокольчика. К дому подъезжают сани, из них выходит ее возлюбленный, живой, невредимый, все так же влюбленный в Светлану.

В отличие от баллады «Ленора», где главную героиню за ропот на судьбу постигает страшная кара, концовка «Светланы» радостная и позитивная. Молодые идут под венец, их чествует стар и млад. Автор призывает не верить страшным снам и возлагать надежду на провидение.

Жанр и направление

Сюжет и стиль повествования «Светланы» полностью соответствуют жанру баллады. Его основные признаки: текст написан напевным лирическим языком, с героиней происходят сверхъестественные события. Размер стихов — хорей с перекрестной рифмой.

Фантастика произведения относится сразу к двум культурам:

  • русской, связанной с таинственными крещенскими гаданиями, где человек снимает крестик, чтобы обратиться за помощью к нехристианским духам;
  • немецкой, где часто используется мотив умыкания невесты с мертвым женихом.

Главная особенность произведения Жуковского — использование символики русского фольклора.

Это следующие образы:

  • Избушка, подобная жилищу Бабы-Яги, стоящему на границе между миром живых и мертвых.
  • Черный ворон, предвещающий смерть.
  • Белый голубок — ангел, спасающий Светлану от злых чар.
  • Петух, возвещающий рассвет. Он разгоняет ночной мрак, и все возвращается на круги своя.

Другие черты романтизма в балладе «Светлана» — это мотивация сном. Перед главной героиней встает выбор: либо отдаться сомнениям и разувериться в Божьей воле, либо верить, что провидение спасет жениха и вернет его живым.

Характеристика героев

В сюжете баллады Жуковского «Светлана» на первый план выведена лишь одна главная героиня. Прочие действующие лица самостоятельной роли не играют. Они как декорации в пьесе, их черты трудноразличимы. В первой части произведения читатель видит Светлану встревоженной и печальной. Она целый год не получает весточки от возлюбленного.

Краткое содержание Жуковский Светлана за 2 минуты пересказ сюжета

Девушка не может быть такой же веселой и беспечной, как ее подруги. Она постоянно молится о возвращении жениха. Но в крещенский вечерок любопытство одерживает верх над праведностью, и Светлана решает погадать. Согласно описанию, девушка не идеальна, но ее можно считать образцовой. В отличие от Леноры и Людмилы, Светлана не ропщет, а прилежно молится Богу.

Даже в момент страшного видения она скорее испытывает испуг, но не отчаяние. Девушка готова смириться с горькой судьбиной, но не роптать на Бога и не обвинять в том, что он ее не слышит.

Наградой за стойкость Светлане служит возвращение ее возлюбленного. В стихотворении лишь несколько слов посвящено описанию жениха, но по ним видно, что это человек честный и порядочный, достойный такой невесты, как Светлана.

Раскрытие темы и проблематика

Жуковский сделал три перевода немецкой баллады, но именно «Светлана» пользовалась наибольшей популярностью у публики. В отличие от мрачных «Людмилы» и «Леноры», благополучный конец больше нравился читателю.

В «Светлане» автор выразил мысль о том, что человек всегда стремится к свету. На примере героини он показывает, что спасительная сила искренней веры приносит благо. В своем произведении Жуковский раскрывает следующие темы:

Краткое содержание Жуковский Светлана за 2 минуты пересказ сюжета

  1. Любовь. Ее можно назвать движущей силой и основной идеей сюжета. Именно из-за любви глубоко верующая Светлана соглашается на гадание, строго порицаемое церковью. Любовь девушки и ее возлюбленного прошла длительные испытания, преодолела разлуку и стала лишь крепче. Впереди их ждет долгое счастье.
  2. Вера. Светлана искренне верит в Бога, она надеется, что ее молитвы спасут возлюбленного. Вера охраняет ее и спасает от страшного выходца с того света, чего не удалось избежать Леноре и Людмиле.
  3. Гадания. Как правило, во время крещенских гаданий, чтобы проникнуть в потусторонний мир, гадающий должен снять крест. Светлана молится и держит крест в руках. Таким образом, она нарушает правила этого мистического действия. Девушка не наблюдает видение в зеркалах: все происходящее оказывается лишь сном.

Жуковского, как высокообразованного человека, не могла не беспокоить проблема суеверий, широко распространенных среди неграмотного народа.

Люди верили в самые дикие и нелепые приметы, колдовство, гадания и сны. В своем произведении поэт не наказывает девушку за то, что в православный праздник Крещения она занимается языческими гаданиями.

Он лишь мягко журит ее: «Что же твой, Светлана, сон?».

Основная мысль баллады состоит в том, что человеку не стоит верить в приметы и вещие сны. В трудный момент его поддержит вера в себя и Бога. Если он будет твердым в своих убеждениях, то все плохое обойдет стороной.

Источник: https://nauka.club/literatura/analiz-ballady-svetlana.html

«Светлана» анализ баллады В. А. Жуковского

Краткое содержание Жуковский Светлана за 2 минуты пересказ сюжета

Василий Андреевич Жуковский является автором цикла баллад, отражающих своеобразие русской народной культуры и быта.

Произведения создавались на основе стихотворений зарубежных лириков, но отличались самобытностью и понятностью для русского читателя. Характерный национальный колорит особенно ярко проявляется в «Светлане».

Анализ «Светланы» В. А. Жуковского, выполняемый по плану, помогает познакомиться с содержанием произведения, понять особенности и идейное содержание баллады.

История создания баллады

Сочинение «Светлана» окончено спустя четыре года после публикации переводной баллады «Людмила». В основу произведений положена повествовательная песня немецкого поэта Г. А. Бюргера.

Краткое содержание Жуковский Светлана за 2 минуты пересказ сюжета

Василий Андреевич Жуковский (1783 — 1852) — русский поэт, один из основоположников романтизма в русской поэзии. Переводчик поэзии и прозы, литературный критик, педагог.

Над «Светланой» автор трудился 4 года – с 1808 г. Год написания баллады – 1812. Напечатано лирическое сочинение в начале 1813 года в журнале «Вестник Европы». В посвящении значилось имя Ал. Ан. Протасовой.

Сам стих стал своеобразным свадебным подарком на венчание племянницы и ученицы Василия Андреевича Александры Протасовой и поэта Воейкова. Александре Андреевне автор и посвятил свои лирические строки.

Краткое содержание

Чтение полного текста «Светланы» занимает не более 8 минут. В балладе ведется рассказ о крещенских гаданиях.

В первых строках описываются различные способы определить будущее и узнать суженого. Одна Светлана грустна и не участвует в забавах подруг. Она печалится о своем далеком любимом.

Краткое содержание Жуковский Светлана за 2 минуты пересказ сюжета

И все же в ночную пору девушка решается провести обряд гадания и заглянуть в зеркало. Следует описание увиденного в зеркальной глади при свете свечи. Пред Светланой предстает возлюбленный, они мчатся в церковь. В храме сквозь открытые двери девушке видится множество людей и черный гроб. Сани проносятся мимо, прочь, к одинокой избушке.

Исчезают и кони, и жених, а девушка входит в хижину. На столе под белой скатертью стоит гроб с возлюбленным Светланы. Увиденное производит ужасающее впечатление на деву, и она просыпается. Что же сулит увиденный сон? «Села (тяжко ноет грудь) под окном Светлана». И видятся ей на дороге мчащиеся санки. Из саней выходит статный гость, ее жених.

Все печальные события оказались лишь мрачным сновидением, «счастье – пробужденье». Автор побуждает верить в провиденье и желает не ведать пугающих снов. В последних строках следуют пожелания светлой и веселой жизни.

Анализ баллады «Светлана»

Сочинение В. А. Жуковского «Светлана» получило положительные отзывы современников.

Анализируя идею и художественное своеобразие, В. Г. Белинский отмечал насыщение «поэтическими картинами русских святочных обычаев и зимней русской природы». А Н. В. Гоголь подчеркивал сильное впечатление, произведенное балладой «на всех в то время».

Смысл произведения

Главная мысль баллады содержится в заключительном отрывке, где автор говорит, что в жизни необходимо верить в Провидение, а все несчастья – «лживый сон, счастье — пробужденье».

Краткое содержание Жуковский Светлана за 2 минуты пересказ сюжета

Нет нужды жить беспочвенными предчувствиями и постоянным ожиданием беды. Действительность не имеет ничего общего со страшными сновидениями. Люди не должны путать реальность и фантазии. А когда возникают сомнения и страхи, необходимо обращаться к вере.

Жанр и направление

Произведение написано в эпоху романтизма и несет в себе ярко выраженные черты данного направления. В «Светлане» четко вырисовываются основные особенности жанра баллады. Поэтому ошибочно из-за значительного объема считать произведение поэмой. Баллада относится к основным жанрам романтического стиля.

Читайте также:  Краткое содержание драйзер американская трагедия за 2 минуты пересказ сюжета

Краткое содержание Жуковский Светлана за 2 минуты пересказ сюжета

В лирическом произведении Жуковского присутствуют основные типичные признаки баллады. Это лиро-эпическое художественное произведение, описывающее необыкновенный драматический случай. Стихотворные строки «Светланы» обладают особой напевностью, а сюжет наполнен мистицизмом и таинственными событиями.

Автор активно использует средства художественной выразительности: метафоры, олицетворения, сравнения. Наблюдается неразрывная связь сюжета с фольклором русским и немецким. Для немецкого фольклора типичным является присутствие мертвого жениха, встающего из гроба. Русское народное творчество наделяет особым мистицизмом обряды святочных гаданий.

В балладе много символики, свойственной фольклору Руси. Вестником смерти служит ворон, таинственная ветхая избушка напоминает жилище сказочной Бабы-Яги, белый голубь относит читателя к воплощению библейского Святого Духа. И все страхи и мистические образы исчезают, как только раздается крик Петуха.

Другой характерный прием романтизма, присутствующий в стихотворении побуждение сном. Перед главной героиней встает главный вопрос: на чью сторону встать. Сохранить ли в сердце святую веру в Провидение или поддаться мистическим соблазнам?

Стихотворный размер и композиция

В основе композиции баллады лежит прием противопоставления. Автор рисует такие контрастные понятия как любовь и смерть, ночь и день, реальность и сон. При помощи этого приема В. А. Жуковский демонстрирует противоречивость внутреннего мира человека.

Краткое содержание Жуковский Светлана за 2 минуты пересказ сюжета

Текст баллады Светлана (для увеличения нажмите)

Композиция последовательна и легко воспринимается читателем. Основу сюжета составляет лирический сон главной героини. Экспозицией служит стихотворное описание обрядов крещенских гаданий.

  • Завязкой выступает решение Светланы гадать в полночь в одиночестве и последующее появление на пороге жениха.
  • Развитие событий происходит стремительно и сопровождается зимней непогодой и бешеной скачкой на конях.
  • Кульминация – появление возлюбленного юной девы в таинственной избушке в гробу.
  • Крик петуха и пробуждение ото сна девушки, а затем появление живого и невредимого жениха Светланы является развязкой.
  • В эпилоге автор дает наставление юной деве на пороге новой жизни.

Стихотворный размер баллады – чередующийся четырехстопный и трехстопный хорей. Рифма – перекрестная.

Главные герои и их характеристика

В балладе присутствуют второстепенные персонажи и символические образы.

Главная героиня – девушка Светлана. В первых строках стиха автор дает девушке следующую характеристику: «Молчалива и грустна милая». В образе Светланы Жуковский воплощает высшие национальные качества.

Краткое содержание Жуковский Светлана за 2 минуты пересказ сюжета

В героине сочетается красивая внешность и душевная чистота. На протяжении года, ничего не зная о возлюбленном, она смиренно ждет. Ее грусть кротка и нежна. Она не ищет развлечений в разлуке, а тихо предается воспоминаниям.

Ее «душа – как ясный день», поэтому счастье не обходит Светлану стороной. Итогом всех сомнений и тревог становится долгожданная встреча и вечная любовь.

Другой романтический герой баллады – жених Светланы. Он обладает всеми характерными качествами: красотой, удалью, добротой и статью.

Темы баллады

В балладе раскрывается несколько основных тем:

  • любви,
  • веры в Бога,
  • предсказаний.

Краткое содержание Жуковский Светлана за 2 минуты пересказ сюжета

Любовная тема является основной движущей силой произведения. Она проходит лейтмотивом через все повествование. Любовь побуждает Светлану к мистическим гаданиям, она придает сил и помогает верить в лучшее.

Искренняя вера в Бога защищает героиню от представителей потустороннего мира и ведет к счастливой жизни.

Тема святочных предсказаний подается автором в оригинальной манере. Видения возникают не в зеркале, а в воображении Светланы, во сне. Отвергается основное правило гаданий – отказ от божественной поддержи, снятие нательного креста перед обрядом. Девушка проходит испытания «с крестом своим в руке». И здесь Жуковский вновь говорит о важности веры в Провидение.

Проблематика

Оценивая проблематику стихотворения, необходимо четко представлять, в какую историческую эпоху оно было написано. Жуковский писал прежде всего для современников. Он поднимал проблему православного вероисповедания, значение обрядовой деятельности.

Автор отмечает тесное переплетение в сознание людей языческого и православного. Он делает акцент на проблематику суеверия, укоренившегося в массах.

Чему учит баллада «Светлана»

В лирическом произведении Жуковского даются иллюстрации народной жизни, описываются необычные драматические события, оказавшиеся всего лишь страшным сном. Автор учит читателя стойкости и верности, следованию общечеловеческим ценностям.

Сон и пробуждение главной героини трактуются не только буквально, но и символически. Сновидения тревожат душу, создают ошибочное понимание действительности. Пробуждаясь, человек способен прозреть и понять истинный смысл жизни.

Жуковский делает упор на основные моральные ценности и учит беречь любовь, сохранять надежду и верить в счастливые моменты жизни.

Источник: https://tvercult.ru/literatura/svetlana-analiz-balladyi-v-a-zhukovskogo

«Светлана»

Раз в крещенский вечерокДевушки гадали:За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали.

Гадали, чтобы узнать суженого, свою судьбу. Среди девушек только Светлана молчалива и грустна, она не поёт, не гадает. Её милый далеко, и уже год от него нет никаких вестей. Тяжело Светлане переживать разлуку с любимым.

Вот в светлице стол накрыт белой скатертью, на нем стоит зеркало со свечой и два прибора. Ровно в полночь в зеркале Светлана увидит своего милого, свою судьбу. С робостью садится она к зеркалу, но темно в зеркале, лишь свеча трепещет на столе. Вот и полночь.

Светлана, замерев от страха, слышит, чьи-то шаги. Она робко глядит в зеркало, и чудится ей, что кто-то стоит за ее спиной и шепчет: «Я за тобой, моя краса!» Оглянулась — милый к ней протягивает руки: «Едем! Поп уж в церкви ждёт… / Хор венчальну песнь поёт.

»

Они выходят к воротам, садятся в сани, и кони пускаются вскачь.

Они едут ночной степью, тусклая луна освещает их путь. Жених Светланы вдруг замолчал, стал бледен и уныл. Вот в стороне появляется храм, через открытые двери виден чёрный гроб — отпевают усопшего.

Светлане страшно, но жених все так же молчалив, все так же бледен и уныл. Поднимается метель, ворон вьётся над санями и каркает: «Печаль!» Вдруг появляется хижинка, занесённая снегом.

Кони подлетают к ней и… пропадают вместе с санями и женихом.

Оставшись одна, Светлана решается зайти в избушку. А в избушке — стол, накрытый белой скатертью, а на столе — гроб. Светлана падает на колени перед образом Спасителя и молится, затем, зажав в руках крестик, садится в уголок, под иконы.

Вьюга утихла, свеча у гроба горит, мигая. Тишина. Чу! Белый голубок спускается к Светлане, садится на грудь и обнимает крыльями. Опять тишина. Но кажется Светлане, что мертвец пошевелился.

Так и есть — покрывало спало, и страшный мертвец застонал. Вот-вот он разомкнёт свои окоченевшие руки и встанет из гроба! Но тут белый голубочек вспорхнул и сел на грудь мертвеца.

И тот, лишённый силы, заскрежетал зубами, опять мертвенно побледнел и замер в гробу.

«Глядь, Светлана… о творец! / Милый друг ее — мертвец! / Ах! …и пробудилась.» Проснулась Светлана в своей же светлице, где заснула, гадая. И вот уже рассвет, и петух поёт, встречая новое утро.

Но у Светланы тяжело на душе от страшного и, может быть, вещего сна. Чтобы развеять тоску, она садится у окна, смотрит на дорогу.

И видит: сани мчатся к дому, «Статный гость к крыльцу идёт… / Кто… Жених Светланы.»

Развеялся мрачный сон — жених приехал за Светланой, чтобы вести ее к венцу.

Вот итог баллады: верь в свою судьбу, верь в Бога, и несчастье покажется лишь страшным сном. «О! не знай сих страшных снов / Ты, моя Светлана…» Пересказала Наталья Бубнова

Все происходило в крещенские вечера, когда юные девушки гадали на суженого, пытались разузнать свою судьбу. Среди девушек заметно выделялась Светлана. Только она была грустна в этот волшебный вечер, не пела и не гадала. Она тосковала о своем возлюбленном, который был очень далеко и не подавал никаких весточек.

Ровно в полночь, по преданию, заглянув в зеркало со свечами, можно увидеть своего суженого. Светлана решилась заглянуть в него. Вдруг она услышала чьи-то шаги. Страх сковал движения Светланы.

За спиной почудилось чье-то дыхание и шепот: «За тобой моя краса!» Она оглянулась и увидела милого, который протягивал ей руки и звал ее за собой, в церковь. Они вышли за ворота и резво помчались в санях, запряженных лошадьми.

Тусклая луна показывала им дорогу.

Жених Светланы приуныл. В сторонке появился храм. Сквозь открытые двери, виден был черный гроб. Светлане становилось еще страшней. Жених по-прежнему был бледный и молчаливый. Поднялась метель, черный ворон кружил над санями и кричал: «Печаль». На пути появилась заснеженная хижина. Вдруг кони вместе c женихом исчезают.

Светлана вошла в избу. Посреди избы белый стол, на столе — гроб. Забившись в угол, Светлана молилась под иконами, сжав в руке крестик.

За окном утихла вьюга. В комнате наступила тишина. Горела свеча у гроба. Прилетевший к Светлане белый голубь присел ей на грудь и обнял ее крыльями. На мгновение Светлане почудилось, что мертвец ожил.

Так оно и было — стащив покрывало, мертвец застонал. Светлане казалось, еще мгновение, и он сможет разомкнуть свои окоченевшие руки и подняться из гроба. Белый голубь спасает Светлану. Он садится на грудь усопшего.

Тот обессиливший, побледнел и замер в гробу.

Пробудилась от сна Светлана в своей светлице, в которой во время гадания заснула. Наступило утро, запели петухи. Но тяжелые ощущения от сна не покинули Светлану. Она решила прогнать их прочь, глядя в окно. По дороге к ней мчался ее суженый в санях, готовый взять ее под венец. От страшного кошмара не осталось и следа.

Источник: https://www.allsoch.ru/zhukovskij/svetlana/

В.А. Жуковский. Баллада "Светлана"

Цели и задачи:

повторить изученный материал и познакомить с новым, учить анализировать текст, прослеживая основную мысль автора в произведении; способствовать развитию речи, мышления и творческих способностей учащихся; воспитывать у учащихся чувство прекрасного, умение ценить любовь, веру человека во что-то светлое, доброе, высокое.

Тип урока:

анализ литературного текста.

Оформление урока:

фотографии и репродукции картин разных художников, чтобы создать атмосферу, близкую эмоциональному настрою «Светланы».

Ход урока

1. Вступительное слово.

Сегодня мы продолжим ряд уроков, на которых вы не только учитесь анализировать произведения, знакомитесь с литературоведческими материалами, учитесь делать выводы, вычленяя суть, но и приобщаетесь к миру прекрасного, понимаете, чем для человека являются такие чувства как любовь, вера в Бога, вера в лучшее, счастье:

2. Проверка домашнего задания.

Домашним заданием было прочесть балладу «Светлана» и ознакомиться со статьёй в учебнике, посвящённой балладам, записав основную мысль статьи.

Прошу озвучить основную мысль указанной статьи.

«Легендарный сюжет, который часто используется в балладе, как будто защищает автора от лукавого вопроса: а верит ли он сам в то, о чём рассказывает? :Автор как будто смотрит на описываемые им события не извне (как в эпосе) и не изнутри (как в лирике), а как будто сбоку.

Авторский взгляд на события вроде бы точен и ясен, но, в то же время, и скрыт от читателя. Поэтому и читатель баллады получает возможность решать, что здесь сказка и что быль, что правда и что ложь, чему верить, чему нет. На этой своеобразной игре с читателем и построена баллада «Светлана» В.

А. Жуковского». [1]

Хочется отметить, что Жуковский дал новый взгляд на балладу и именно с его «Светланы» начинается эпоха русских баллад, которые, хоть и написаны в данном жанре, но являют собой нечто особенное. Почему же это произошло? Для этого нужно познакомиться с некоторыми аспектами в мировой литературе.

3. Сообщение новых знаний.

(Заранее желающим давала задание познакомиться с определёнными статьями, чтобы они подготовили сообщения, которые помогут учащимся не только в анализе произведения, но и погрузиться в атмосферу создания «Светланы» Василием Андреевичем Жуковским).

А)

Баллада — лиро-эпическое произведение, то есть рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора. Баллады часто кладутся на музыку. В средние века у романских народов первоначально обозначала песню, исполнявшуюся обычно женщиной, с хоровым и хороводным сопровождением. Постоянными темами ее были любовь, весна, ревнивец-муж и т. п. и заканчивалась, обычно, трагично. Баллада возникла во Франции в конце XIII века. Баллада появилась в русской литературе в начале XIX века, когда отжившие свой век традиции старого псевдоклассицизма стали быстро падать под влиянием немецкой романтической поэзии. [4]

В)

Жуковский, который был лидером «школы гармонической точности» восприняла и развила реформу Карамзина Н.М., которая ставила перед собой патриотическую цель — сделать русский литературный язык гибким, ясным и точным в выражении самых тонких эмоций и мыслей. С этой целью Жуковский и его соратники преобразуют язык, оживляя его эмоционально. Они преобразуют лирические и лиро-эпические жанры (элегию, послание, балладу), стремясь выразить глубину переживаний, гуманность чувств, нравственную чистоту мечтаний и побуждений. [3]

Читайте также:  Краткое содержание достоевский вечный муж за 2 минуты пересказ сюжета

С)

Обычно человек в балладе чувствовал над собой власть высших таинственных сил, которые всегда готовы сбить его с правильной дороги и увлечь к гибели. Но не только злые силы испытывают дух и душу человека. Он находится и под покровом всегда готового защитить его и прийти к нему на помощь Творца. Словом, у человека есть выбор. В балладе «Светлана» торжествуют народные начала, носителем которых выступает Светлана. Жуковский воплотил в ней характер русской девушки, открытой любви, верной народно-религиозным идеалам и радующейся счастью жить. [2]

Опираясь на сказанное, давайте теперь рассмотрим текст баллады.

4. Анализ произведения.

Зачитываю начало баллады (2 части):

С чего начинается «Светлана»?

Девушки гадают:

Почему с описания крещенского гадания?

Потому что, как уже говорилось, цель Жуковского создать героиню с богатым внутренним миром, который будет неразрывен с народными обычаями. Что такое Россия в общемировом понимании? Это холодная страна, где много снега, долгая зима, видимо, поэтому было выбрано именно это время года.

Что делают на Руси девушки? Самое яркое событие зимой — это конечно Святки, Рождественско-Крещенский период, когда можно было не только показать себя как человека верующего, но и задорно, от души повеселиться, погадать о судьбе, суженом, любви, о том, насколько хорошо будет складываться жизнь в браке:

Почему не испытывает веселья Светлана?

Видимо, потому что Светлана обручена. Дело не в том, что она не имеет право на веселье, а в том, что для девушки это время — время перемен, ожидания замужества — всегда волнительно. Впереди — неизвестность. Как сложится её жизнь в замужестве? Как сложатся отношения с мужем? Будет ли он любить её? Что ждёт её: счастье или несчастье?

Выделите в тексте отдельные слова и фразы, которые помогают нам понять настроение Светланы.

Луна =

ночь, что-то таинственное, тревожное;

«В сумраке тумана» =

таинство;

«Мне судьбина умереть»; молчаливость героини; «я молюсь и слёзы лью»:; печаль;

Белая пелена =

таинственность, не веселье(!), ассоциация с саваном, смертью;

«зеркало с свечою» =

таинство, гадание;

Красавица одна; полночь; «с тайной робостью»; «тёмно в зеркале»; «мёртвое молчанье»; «Свечка трепетным огнём Чуть лиет сиянье»

(огонь трепетный, несмелый, осторожный, пугливый, сиянье его — «чуть», чуткое, такое же как трепет души девушки);

«Робость в ней волнует грудь..»; «Страх туманит очи»:

и т.д. на протяжении всего произведения вплоть до её пробуждения: «Ах!.. и пробудилась».

В произведении присутствуют несколько образов. Первый из них — дорога. Какую смысловую нагрузку несёт в себе этот образ?

Дорога — традиционный образ не только путешествия по каким-либо пространствам, но и сама жизнь человека.

Почему мы считаем Жуковского в данном случае новатором? Вспомните другие изученные нами баллады.

До Жуковского дорога героев баллад вела из сумерек, из тьмы (где своей властью обволакивают героев тёмные силы) в ещё большую тёмноту, где ждал его трагичный финал. Жуковский же свою героиню вёл через сумерки, темноту, метель (смятение чувств) к свету, к счастливому завершению путешествия.

Каким образом Жуковский смог переломить жанровую особенность баллады: заменить трагедию — счастливым завершением, пустоту души после событий, традиционно сопровождающих героев баллад — надеждой на радостную, полную любви жизнь?

Все неспокойные и даже трагические события прошли во сне: «С треском пыхнул огонёк, Крикнул жалобно сверчок», «Занялся от страха дух», зов суженого венчаться ночью, нетерпеливые кони, «Вкруг метель и вьюга», «На луне туманный круг», суженый молчит, он «Бледен и унылый», на пути одинокий храм, в котором «чёрный гроб», одиночество в ночи, мёртвец в избушке и т.д. Всё это было во сне, то есть Жуковский как будто отделил реальность от нереальности, чего не было в других балладах.

Следующие образы, которые помогают осмыслить балладу «Светлана» — это птицы. Назовите птиц, которые присутствуют в балладе.

ворон голубь петух
В народе:Предсказывает плохое, страшное. В народе:Символ счастья, любви, нежности, защиты; символ благословления Господа В народе:Некий часовщик, заступник.
В балладе: :Чёрный вран, Свистя крылом, Вьётся над санями:Ворон каркает: печаль!….

Это происходит во сне Светланы, то есть велика вероятность, что «печаль» уйдёт вместе со сном, таким образом, пророчество становится не таким страшным.

В балладе:

: в тишине Лёгкое журчанье: Вот глядит: к ней в уголок белоснежный голубок с светлыми глазами, тихо, вея, прилетел, к ней на перси тихо сел, обнял их крылами: :но не спит Голубочек белый. Встрепенулся, развернул

Лёгкие он крылы;:

Это происходит тоже во сне, но как противовес ворону, голубок силён равноценно силе веры в Бога Светланой. А Светлана, тем временем, как бы не было ей страшно, верит в свою защиту Господом.

Ни на минуту не выпускает своего креста из рук, молится, сидит в уголке под святыми.

И чем больше страх Светланы, тем сильнее её вера и тем больше защита голубка (мы понимаем — Бога) Присутствие голубка сменяет на рассвете петух.

В балладе:

:шумным Бьёт крылом петух,

День встречая пеньем:

В этот момент Светлана просыпается, петух шумно пробудил Светлану как раз «на границе» зла и добра. Таким образом, мы понимаем, что чаша весов склоняется в сторону добра, потому что «наяву» не случилось ничего плохого, а то, что случилось во сне — «нейтрализуется» присутствием голубя.

Вера Светланы в Бога спасла её от трагического конца — это немаловажно, потому что вера русского человека всегда была крепкой, несгибаемой, особенно в трудные минуты жизни, поэтому очень важно было показать твёрдость духа Светланы (она — героиня русской баллады).

Ещё один символ — свет. Что можно сказать про него?

Свет — конечно, несёт добро, защиту. Света в балладе Жуковского много. Мы видим свет и ясный, и яркий, и маленьким огоньком, и пробивающимся сквозь метель, и искрящимся, и исходящим от луны, хоть и сквозь туман, и даже имя героини отождествляется со светом.

Свет присутствует на протяжении всего произведения. Это можно связать с огоньком веры в Бога, горящей в душе, в сердце Светланы. И эта Вера не дала погибнуть Светлане во тьме, заблудиться среди зла, найти дорогу домой, в пробуждение, к любимому суженому.

Немаловажную символику несёт собой цвет в тексте. Давайте проанализируем краски, которые использованы в произведении.

цвет значение доводы местоположение
белый печаль снег, вьюга, поля зимние, лунный туманный свет, бледность героини, белая запона сон Светланы
белый чистота белая скатерть, белый голубь И наяву (до сна) и во сне Светланы
чёрный печаль чёрная даль, чёрный ворон сон Светланы
алый теплота, забота, нежность «пар алеет топкий» (на рассвете); сладостные уста любимого пробуждение Светланы

Вообще краски, и звуки присутствуют именно тогда, когда Светлана бодрствует (до сна — гадания, веселье девушек, и после пробуждения очень много появляется звуков, цвета, эмоции очень разнообразные: от лёгкого трепета после страшного сна до радости, счастья от встречи с любимым).

Это тоже говорит о том, что Светлана, как представитель русского народа, живёт, как и весь русский народ эмоциями.

Во сне же эмоций, кроме нескольких оттенков печали, не было, как будто жизнь приостановилась, а если она приостановилась, то и прийти, в принципе, наша героиня никуда не смогла бы (по той самой дороге жизни): в том же числе и к трагичному, недоброму финалу.

И свет, и краски, и звуки, и эмоции, которые вдруг «окутывают» Светлану после сна, «кричат» нам о том, что жизнь прекрасна! И, несмотря на то, что мы, вместе с героиней, ещё не «скинули» с себя впечатления от страшного сна, мы знаем (доказали): добро и счастье победят! Да и доказывать уже ничего не нужно, остаётся только прочесть:

Улыбнись, моя краса, На мою балладу; В ней большие чудеса, Очень мало складу. Взором счастливым твоим, Не хочу и славы; Слава — нас учили — дым; Свет — судья лукавый. Вот баллады толк моей: «Лучший друг нам в жизни сей Вера в провиденье. Благ зиждителя закон: Здесь несчастье — лживый сон;

Счастье — пробужденье».

5. Итог урока.

Подошёл к концу наш урок. Что нового и интересного вы для себя узнали сегодня?

Ответы учащихся.

Вообще произведение «Светлана» очень яркое, чувственное, несущее в себе огромную смысловую нагрузку.

Ведь Жуковский как поэт, как писатель-романтик, как человек русской культуры поставил себе цель создать такое произведение, которое бы отображало всю глубину русской души, «:выразило бы характер человека в его неразъёмной связи с обычаями, традициями и верованиями.

: После Жуковского личность нельзя уже было выразить вне усвоенных ею национальных традиций. Может, именно это привело к тому, что мы впоследствии получили плеяду гениев, прославивших своими творениями Россию, русский народ, загадочную русскую душу «. [2]

6. Домашнее задание.

(на выбор учащихся)

— выучить отрывок баллады;

— написать сочинение-отзыв: «Светлана» Жуковского В.А. — русская баллада;

— проиллюстрировать «Светлану» (2-3 рисунка) и прокомментировать каждый рисунок.

Используемая литература.

  1. В мире литературы. Учебник-хрестоматия. /А.Г.Кутузов и др.; под ред. Кутузова А.Г. — М.: Дрофа,2004.
  2. Коровин В.И. Баллада В.А. Жуковского «Светлана» /В.И.Коровин; сост. Л.А. Смирнова. — М.: Просвещение, 1995. — С. 98-107.
  3. Коровин В.И. Художественные открытия русской литературы 19 века /В.И.Коровин; сост. Л.А. Смирнова. — М.: Просвещение, 1995. — С.87-98.
  4. Луков В.А. Литература первой половины 19 века / В.А. Луков//Большая серия знаний. Мировая литература. — М.: Издательство Мир книги, 2005. -С.114.

2.05.2011

Источник: https://urok.1sept.ru/статьи/598059/

Краткое содержание произведений

О произведении

«Ревизор» – комедия в пяти действиях, написанная Н. В. Гоголем в 1835 г. В ней рассказывается о том, как в уездном городе случайного проезжего принимают за ревизора из столицы.

Существует версия, по которой сюжет комедии «Ревизора» Гоголю подсказал Пушкин. А еще сохранился рассказ приятеля Гоголя, А. С.

Данилевского, о том, как они по дороге в Петербург разыгрывали из себя ревизоров, и везде были приняты с большим почетом.

Для того чтобы составить своё впечатление о комедии, вы можете прочитать «Ревизор» в кратком содержании по действиям и явлениям на нашем сайте.

Главные герои

Иван Александрович Хлестаков — «чиновник» (как полагают жители города) из Петербурга. Невзрачный юноша 23-х лет, одетый по моде и несколько простоватый. Интересуется карточной игрой, любит богатую жизнь и стремится «показать себя».

Осип — слуга Хлестакова, уже в возрасте. Плутоватый человек. Считает себя умнее барина и любит его поучать.

Городничий — пожилой высокомерный человек, взяточник.

Анна Андреевна — жена городничего, провинциальная кокетка. Очень любопытна и тщеславна. Соперничает со своей дочкой за внимание кавалеров.

  • Марья Антоновна — дочка городничего, наивная провинциальная девушка.
  • Другие персонажи
  • Бобчинский и Добчинский — два чрезвычайно похожих друг на друга городских помещика, говорят много и всегда ходят вместе.
  • Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин — судья, считает себя просвещенным, в действительности же прочел всего несколько книг.
  • Артемий Филиппович Земляника — попечитель богоугодных заведений, проныра и плут.
  • Иван Кузьмич Шпекин — почтмейстер, до наивности простодушен.
  • Лука Лукич Хлопов — смотритель училищ.
  • Краткое содержаниеДействие первое
  • Происходит в одной из комнат дома городничего
  • Явление I

Городничий собирает чиновников и сообщает им «пренеприятное известие» – в город вскоре приедет ревизор с «секретным предписаньем». Все взволнованы, Аммос Федорович даже высказывает предположение, что скоро будет война, и ревизор послан узнать, нет ли в городе изменников.

Читайте также:  Краткое содержание гаршин attalea princeps за 2 минуты пересказ сюжета

Но городничий отвергает это предположение: из их города, «хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь», какая уж тут измена? Он раздает приказы, перечисляя все проблемные места города – больных необходимо переодеть в чистое и желательно уменьшить их количество.

Из присутственных мест забрать разведенных там сторожами гусей и убрать от бумаг «охотничий арапник». Его можно будет вернуть, когда ревизор уедет. От заседателя все время «отдает водкою», и это тоже советуют устранить, к примеру, поесть лука.

Требуют внимания и учебные заведения, учителя которых имеют «очень странные поступки, натурально неразлучные с ученым званием»: один корчит рожи ученикам, другой ломает мебель… Что до «мелких грешков» чиновников, то губернатор ничего не имеет против этого: «это уж так самим богом устроено».

Спокойнее всех судья, он оправдывается тем, что берет только «борзыми щенками», а это куда лучше, чем рублями или шубой.

Источник: https://www.wattpad.com/326376744-краткое-содержание-произведений-н-в-гоголь-пьеса

Анализ баллады «Светлана» (В. А. Жуковский) | Литрекон

Имя В. А. Жуковского в нашей литературе связано в первую очередь в таким жанром поэтического творчества, как баллада. Несмотря на то, что большинство произведений поэта являются переводами, «Светлана» считается символом раннего романтизма в России, так как в ней усилен национальный колорит нашей Родины, который нельзя прочувствовать в оригинальных немецких балладах.

История создания

Первой балладой Жуковского становится «Людмила» (1808), которая на самом деле является вольным переводом «Леноры» (1773) немецкого поэта Г. Бюргера. С целью адаптировать текст для российского читателя писатель меняет имя главной героини, ее местоположение, вводит отсылки к фольклору русского народа и его мифам.

В 1812 году в свет выходит «Светлана», также основанная на сюжете «Леноры», но здесь еще больше усиливается национальный колорит за счет деталей и пейзажей, чего, конечно, в «Леноре» не было; кроме того, Жуковский меняет финал баллады.

Кому же Жуковский посвятил балладу? Он адресовал ее своей племяннице А. А. Протасовой в качестве подарка на ее свадьбу с его другом А. Войековым.

В 1831 году он переводит «Ленору» в третий раз, теперь с минимальными изменениями.

Жанр и направление

Баллада — это стихотворение, в основе которого лежит остродраматический сюжет, необычайный случай. Сам термин происходит из французского языка и переводится как «танцевальная песня». Возникают баллады в средние века. Они во многом связаны с народными преданиями, древними легендами. Здесь соединяются черты песенного повествования и рассказа.

Романтизм в балладе «Светлана» очевиден. На первый план выходит присущий романтизму конфликт, который здесь представлен как борьба мира вымышленного с миром реальным.

Чувства главной героини ярко выражены через пейзажи, которые становятся действующими героями; такие элементы сюжета, как сон, гадания, символика русского фольклора, также присущи романтизму, в отличие от, например, предшествующего ему классицизма.

Интересным в балладе становится соотношение реального и фантастического. Выходит, реальное здесь – это гадание, сон, встреча с любимым в конце. Реальное (сон как процесс) порождает фантастическое (содержание сна): мертвого жениха, гроб в избушке, ворона и голубя, путешествие на лошадях и т.д.

Фантастическое удивительным образом в «Светлане» приобретает и иной смысл: вера спасает главную героиню. Получается, оно, фантастическое, может не только губить человеческую душу, но и становиться ее защитником. Обычно в балладах случается наоборот: и в «Людмиле», и в «Леноре», и в «Лесном царе» И. Гете, и в «Кубке» А. С.

Пушкина герои проигрывают волшебным силам.

Композиция

В основе композиции баллады лежит прием антитезы: противопоставляются сон и реальность. Это столкновение обусловлено содержанием, ведь действительность в произведении противопоставлена вредоносной иллюзии, вера – суеверию, правда – лжи.

Роль композиции – показать контраст и необходимость нравственного выбора между мистикой, суеверием, сном и явью, верой, правдой. Героиня выбрала свой путь и вернулась в реальный мир, где ее ждало счастье.

О чем?

Сюжет данного произведения во многом повторяет сюжет предшествующей ему «Людмилы». Жуковский в них как бы воскрешает обыденный для народа мотив песен: молодая девушка ждет возлюбленного с войны.

Светлана очень тоскует по своему жениху, от которого уже как год нет никаких вестей, и решается погадать в крещенский вечер у зеркала. Героиня смотрит в зеркало и неожиданно слышит голос своего ненаглядного, который зовет ее в церковь, чтобы наконец-то связать их сердца узами брака. Конечно, девушка соглашается.

Дорога становится для нее большим испытанием: она чувствует опасность, слышит крики ворона, видит гроб. Многое предзнаменует беду.

Когда сани с героиней останавливаются около какой-то хижины, лошади и жених исчезают.

Светлана заходит в дом и снова видит гроб, из которого встает ее умерший возлюбленный и протягивает к ней руки, чтобы скрепить их брачный союз. Девушку спасает чудесный голубь, закрыв ее от мертвеца.

От испуга героиня просыпается и понимает, что все ее приключение оказалось страшным сном. Она в смятении, ведь, скорее всего, это было предзнаменованием, однако в финале ее ждет счастливый конец: жених возвращается целым и невредимым.

Главные герои и их характеристика

Многие образы в балладе «Светлана» имеют символический подтекст, то есть представляют собой мистическую силу, заключенную в теле.

  1. Характеристика Светланы. Кажется, что у баллады только один действующий персонаж – Светлана. Она и правда становится центральным героем в повествовании. Это молодая девушка, опечаленная тем, что от любимого нет вестей, она беспокоится о нем. Она не может веселиться, как ее подружки, и для нее гадание не является простой девичьей забавой. Героиня чиста и невинна: она не ропщет на Бога, не обвиняет судьбу, когда узнает, что ее жених умер, а наоборот, молится. Иначе вели себя Людмила и Ленора, которые в порыве отчаяния обвиняют Спасителя, что он не услышал их молитв. Образ Светланы противопоставлен этим героиням: она не призывает Бога на суд, поэтому темные, злые силы не могут погубить ее чистую и прекрасную душу. За смиренность, набожность и верность автор награждает героиню счастливым финалом.
  2. Голубь. Своеобразным двойником и защитником Светланы становится белоснежный голубь, который закрывает ее от сил тьмы. Это – «ангел-утешитель», которому молилась Светлана перед тем, как начать гадать.
  3. Ворон. Эта птица олицетворяет смерть и темные силы.

Призрак жениха, который появляется в страшном сне, сам жених и подруги Светланы не имеют проработанной характеристики, однако читатель узнает, что возлюбленный девушки хорош собой, смел и верен.

Темы

Основными темами произведения являются любовь и вера.

  1. Любовь – это основа сюжета, то, что его движет. Набожная Светлана решается на гадание, которое не одобряется Церковью, именно из-за своих чувств к возлюбленному.
  2. Вера же выступает как спаситель девушки, которая не отдает ее в руки зловещего мертвеца, в объятия тьмы. И любовь, и вера даруют ей силы бороться за свое счастье.
  3. Традиции Руси. Нельзя не отметить в сюжете важность гадания: на Руси для девушек оно было излюбленным развлечением. Жуковский с его помощью показывает жизнь русского народа. Подобным образом построена сцена в поэме «Евгений Онегин» — сначала Татьяна гадает с подружками, а потом видит страшный сон.

Проблемы

Проблематика «Светланы» достаточно многогранна и оригинальна даже для нашего времени.

  • В балладе «Светлана» Жуковский поднимает проблему восприятия и принятия человеком своей судьбы. Поэт показывает, что возможно преодолеть свое горе и жизненные трудности достойно, кротко. Смиренная и благодарная Богу Светлана молит его о спасении и не обвиняет его в смерти любимого.
  • Также затронута проблема суеверия – культурного наследия язычества. Люди охотно верят всяким преданиям и приметам, ритуалам и снам, но в упор не видят реальной жизни, где имеет значение система морально-нравственных норм, которую может выстроить только подлинная религиозность.

Главная мысль

«Светлана» стала очень популярной у читателей. Это связано, в первую очередь, с тем, что в балладе очень много деталей национального колорита, она была близка народу и воспринималась как подлинно русское и понятное читателю произведение.

Здесь широка фольклорная, народная основа: какие-то приметы, типичные гадания, отсылки к известным песням и преданиям, мотивы русских сказок и легенд. Православной России в те времена нравился конец произведения, где, благодаря вере в Бога, девушка спасается от злых сил.

Это и есть основная идея произведения: религиозность оберегает человека от скверны и является залогом счастливой жизни.

Так, Жуковский обращается и к русской истории, которая в начале XIX века приобретает популярность благодаря работам Н. М. Карамзина, и к идеям православной веры.

Автор баллады показывает, что не нужно верить снам, гаданиям и суевериям, а полагаться можно на то, что происходит на самом деле; никогда не нужно терять веру в лучшее и надежду.

Смысл баллады он выражает в следующих строках: «Здесь несчастье – лживый сон; / Счастье – пробуждение».

Устаревшие слова

Благодаря достаточно легкому языку современный читатель может спокойно понимать текст баллады. Однако стоит упомянуть об историзмах и архаизмах, которые встречаются в тексте.

  1. Историзмы – это слова, обозначающие существовавшие когда-либо предметы и явления, которые исчезли из жизни общества по тем или иным причинам. В «Светлане» встречаются следующие историзмы: тесовые (ворота) – сделанные из теса – тонких досок из древесины хвойных деревьев; налое – высокий и узкий столик для икон или Евангелие с наклоненной столешницей для чтения молитв стоя; светлица – парадная комната, полная света (отсюда и название).
  2. Архаизмы – это устаревшие слова, которые чаще всего не употребляются более, но которые имеют в современном языке синонимы. В этом произведении встречаются следующие архаизмы: кручина – грусть, тоска; очи – глаза; лик – лицо; уста – губы; зиждитель – основатель; денница – утренняя звезда.

Чему учит?

Баллада «Светлана» учит преданности, вере и кротости, а также терпеливости и стойкости. Героиня предана своему любимому человеку и Богу, в которого искренне верит и в трудные минуты не забывает.

Она попадает в беду, потому что нарушает закон божий, решившись погадать, но она так поступает из-за того, что не получает вестей от жениха.

Девушку спасают ее смиренность и почитание Творца, пославшего ей голубка-хранителя.

В конце произведения Жуковский прописывает мораль: «Слава – нас учили – дым…». Таким образом, он призывает читателя соблюдать божьи законы и остерегаться ненастоящих ценностей и иллюзий.

Средства выразительности

Здесь также присутствует большое количество средств художественной выразительности, среди которых эпитеты («милый», «белоснежный», «приятный», «мирный»), метафоры («свет-судья лукавый», «слава – дым»), сравнения («в ней душа, как ясный день», «мчат, как будто на крылах»), гиперболизация («тьма людей во храме»), олицетворения («ноет грудь», «крикнул сверчок»).

Подобные приемы помогают Жуковскому добиться образности текста, которая на интуитивном уровне понятна русскому читателю.

Фольклорные элементы

В тексте много фольклорных отсылок, среди которых – образ дороги как жизненного пути. Он часто используется в сказках. В «Светлане» дорога, которую она преодолевает с тревожностью, ведет ее от венчания к погибели.

Кроме этого, противопоставляются свет и тьма с помощью цветовой символики («белоснежный», «белый» голубок и «черный» ворон). Также в качестве источника света в балладе выступает снег, который «валит клоками» и «на солнышке блестит», в то время как тьма присутствует без активного действия: «темно в зеркале», «темна даль», «впотьмах».

Творчество В. А. Жуковского, как переводы, так и оригинальные произведения, имеет неоценимое значение для мировой литературы.

Поэт экспериментировал с темами и форматами, знакомил русскую публику с опытом западных писателей и создавал что-то новое, свое.

В «Светлане» он отобразил в какой-то мере менталитет народа своей страны, что существенно отличает это произведение и от его немецкого оригинала, и от того, что публиковалось в толстых журналах того времени.

Источник: https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/svetlana-zhukovskij/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector