Краткое содержание твардовский за далью — даль за 2 минуты пересказ сюжета

Краткое содержание Твардовский За далью - даль за 2 минуты пересказ сюжета

МОУ Ишненская СОШ

А.Т. Твардовский

  • «За далью – даль»
  • Учитель
  • литературы

Пелевина Т.З.

@2015 год

Краткое содержание Твардовский За далью - даль за 2 минуты пересказ сюжета

Судьба страны

в поэме А.Т. Твардовского

  1. «За далью – даль»
  2. Если уж писать
  3. о своем путешествии, то писать так, как в свое время писал «Путешествие» Радищев
  4. А. Твардовский

Краткое содержание Твардовский За далью - даль за 2 минуты пересказ сюжета

  • Александр
  • Трифонович
  • Твардовский
  • 1910 – 1971
  • Поэма
  • « ЗА ДАЛЬЮ – ДАЛЬ»

Краткое содержание Твардовский За далью - даль за 2 минуты пересказ сюжета

Цели

  • Показать идейно-художественное значение

поэмы «За далью – даль».

  • Осознать дорожные впечатления автора,

переплетенные с путешествием памяти.

  • Показать приемы изображения писателем

Сибири.

  • Увидеть и осмыслить трудовой подвиг

народа.

Краткое содержание Твардовский За далью - даль за 2 минуты пересказ сюжета

  1. Словарная работа
  2. Пасквиль – клеветническое сочинение с оскорбительными нападками.
  3. Исповедь – откровенное признание в чем-нибудь, рассказ о своих сокровенных мыслях, взглядах.

Конъюнктурщик (разг. пренебр.) – беспринципный человек, действующий в зависимости от сложившейся в данный момент обстановки, от стечения обстоятельств.

Краткое содержание Твардовский За далью - даль за 2 минуты пересказ сюжета

Замысел и начало поэмы

Работа над поэмой «За далью — даль» шла с перерывами в течение 10 лет (1950–1960). Это было трудное для Твардовского время.

Сказывалась усталость, нажитая на войне; ему пришлось пережить массированный удар критиков за книгу прозы «Родина и чужбина» , в 1953 г.

– снятие с поста главного редактора журнала «Новый мир» за «неправильную линию в области литературы», «за идейно порочную» поэму «Теркин на том свете». До 1956 года на Твардовском висело клеймо «кулацкий сынок».

«Трудный мой год, – записывает поэт 20 сентября 1954 года. – Целый этап жизни окончился решительно, и нужно начинать другой, а душевных сил мало». Поэт остро переживал свой творческий кризис. Он понимал, что ритм стиха «может одушевить только свежая поэтическая мысль».

Поездки, дорогу поэт воспринимал

как спасительное лекарство. Изведав горькую тревогу, В беде уверившись вполне, Я в эту бросился дорогу, Я знал, она поможет мне.

Краткое содержание Твардовский За далью - даль за 2 минуты пересказ сюжета

Поэма «За далью — даль»

Поэма «За далью — даль», за которую А.Т. Твардовскому в 1961 году была присуждена Ленинская премия, является одним из центральных произведений зрелого творчества А.Т. Твардовского. Она состоит из 15 небольших глав.

Краткое содержание Твардовский За далью - даль за 2 минуты пересказ сюжета

Сюжетная основа

Основной мотив поэмы — мотив дороги. Лирический герой отправляется на поезде в путь по просторам родной страны. В самом начале произведения мы узнаем, что этот путь через Урал и Сибирь он задумал давно.

Лирический герой вспоминает войну, разруху и хочет посмотреть на новую, отстроившуюся за мирные годы страну.

Краткое содержание Твардовский За далью - даль за 2 минуты пересказ сюжета

  • «Лирическая летопись»
  • Сам Твардовский считает свою поэму «лирической летописью этих годов».
  • Что горько мне, что тяжко было И что внушало прибыль сил, С чем жизнь справляться торопила – Я все сюда и заносил.

Краткое содержание Твардовский За далью - даль за 2 минуты пересказ сюжета

Поэма размышлений

В поэме показаны путевые зарисовки, впечатления, раздумья человека, следующего из Москвы через всю Сибирь… Поэма полна драматизма. Все острые противоречия, составляющие конфликтный узел, происходят в сознании автора, едущего на Дальний Восток.

«За далью — даль» можно назвать поэмой размышлений. Лиро-эпический характер поэмы дает возможность читателю зримо представить необъятность и величие Родины:

Необъятность и величие Родины

… А там еще другая даль, Что обернется далью новой. И, наконец, конечная цель поездки: Не просто край иной, далекий, А Дальний именно Восток.

Образ Родины

В главах «За далью – даль», «Семь тысяч рек», «Две кузницы», «Огни Сибири», «На Ангаре», «К концу дороги» – воссоздается «державный образ Родины». «Окрестный мир земли обширной» живет в поэме в многочисленных зарисовках, передающих ощущение ее неоглядных далей.

  1. Волга – символ России
  2. Первым крупным событием поездки становится встреча с Волгой:
  3. — Она! — И справа, недалёко,
  4. Моста не видя впереди,
  5. Мы видим плес её широкий
  6. В разрыве поля на пути.

Волгу русский человек воспринимает как символ всей России, ее природных богатств и просторов. А.Т. Твардовский не раз подчеркивает это, описывая радостное волнение героя и его попутчиков при встрече с матерью русских рек.

Воспоминания

Патриотическое чувство лирического героя переносит его в памятные военные годы, тем более что его сосед по купе воевал за эту Волгу под Сталинградом. Таким образом, любуясь видом на реку, герой поэмы восхищается не только природными красотами русской земли, но и мужеством ее защитников.

Малая родина

Воспоминания переносят лирического героя на его малую родину — в Загорье.

Память детства характеризует жизнь в этом краю как скудную, негромкую, небогатую. Символом тяжелого, но честного и нужного людям труда в поэме становится образ кузницы, которая стала для молодого человека своеобразной «академией наук».

Урал

Автор соотносит тему малой родины с разговорами о судьбе всей державы. Пространство главы «Две кузницы» расширяется, образ Урала заметно укрупняется. Ярче воспринимается роль этого региона в индустриализации страны:

  • «Урал! Опорный край державы,
  • Её добытчик и кузнец,
  • Ровесник древней нашей славы
  • И славы нынешней творец».

Сибирь

Галерею областей и регионов родной земли продолжает Сибирь. А лирический герой вновь погружается в воспоминания о войне, о детстве, затем разглядывает с интересом своих попутчиков.

Сибирь в восприятии автора предстает пустынным краем, овеянным «дремучестью суровой». Это «недоброй славы край глухой», «глухомань вековечная».

Образ-символ эпохи

Волга, Урал, Сибирь, Ангара, Байкал и другие регионы отражают историческую судьбу народа, с ее трудностями и ошибками. Именно поэтому размышления лирического героя так напряжены и драматичны. События личного характера соотнесены с историческим прошлым, полным трагедийного накала.

  1. Неожиданная встреча на таежной станции
  2. Тайшет с другом ранней юности, незаконно
  3. репрессированным в 30-е годы и сейчас
  4. возвращающимся обратно, рождает образ-символ
  5. сложной исторической эпохи: И вспомнил я тебя, друг детства, И тех годов глухую боль.

Масштаб дел русского народа

В пейзажах Твардовского доминируют укрупненные образы: «Волга–матушка», «Батюшка–Урал», «Огни Сибири». Автор прибегает к метафоре, гиперболе: в Волгу «смотрелось пол-России», «под кувалдой главного Урала земля отчетливо дрожала», «Как Млечный Путь, огни земные». Эти образы позволили поэту сказать о масштабах дел русского народа, «подвижника и героя». Великолепно передано ощущение

Сибири, ее просторов, ее величия: Сибирь! И лег и встал – и снова Вдоль полотна пути – Сибирь.

Дума о людях труда

Всматриваясь в дорожную даль, в мелькающие за окном огни, Твардовский думает о людях «нелегкого труда», которые обживали эти суровые края: А что там – в каждом поселенье И кем освоена она… И как в иной таежный угол Издалека вели сюда Кого приказ, Кого заслуга, Кого мечта, Кого беда…

Жизнь слилась с историей

В центральной главе «На Ангаре» поэт вспоминает еще одного друга, чья жизнь неотделимо слилась с историей, революцией, литературой, победами и ошибками и боль утраты которого до сих пор не затихает в сердце поэта: Как мне тебя недоставало, Мой друг, ушедший навсегда!. . Кто так, как ты, еще на свете До слез порадоваться мог Речам, глазам и людям этим! Зачем же голос твой умолк ?

Последствия эпохи Сталина

Личные воспоминания преобразуются в яркие картины минувшего, связанные с драматическими обстоятельствами и последствиями эпохи культа личности Сталина: Так это было. Четверть века Призывом к бою и труду Звучало имя человека Со словом Родина в ряду. Мы звали — станем ли лукавить? — Его отцом в стране — семье. Тут ни убавить, Ни прибавить, — Так это было на земле.

Сопричастность к делам

Не убегая от прошлого, лирический герой оценивает и отстаивает гордость человека, пережившего вместе с народом суровые годы и сопричастность к великим свершениям: Да, все, что с нами было, — Было! А то, что есть, — То с нами здесь.

Ответственность за судьбу страны

Уже в этих воспоминаниях рядом с величественным и скорбным прошлым, отдельными судьбами людей, друзей детства и молодости, ощущается незаурядная фигура само­го лирического героя.

Масштаб его личности под стать эпическим событиям, которые он пропускает через свое сознание. На душе лирического героя дополнительное бремя — он поэт.

А следовательно, он несет особую ответственность за все, что происходит в мире, его долг говорить правду во имя будущего, во имя потомков:

Роль поэта и поэзии

Кому другому, но поэту Молчать потомки не дадут. Его к суровому ответу Особый востребует суд. Я не страшусь суда такого И, может, жду его давно, Пускай не мне еще то слово, Что емче всех, сказать дано. Мое — от сердца — не на ветер, Оно в готовности любой; Я жил, я был — за все на свете Я отвечаю головой.

Выводы

  • Лирический герой говорит о своем предназначении, о жизни, посвященной великой цели.
  • Поэт должен «жить и быть с народом».
  • Автобиографичность, характер самого поэта, его отношение к жизни и поэзии, а поэзия у него неотделима от жизни.
  • Подводится своеобразный итог жизни.

Тип попутчика

Путешествие автора, в котором сливаются три образа: поэт, рассказчик (повествователь) и лирический герой, — длится десять суток в настоящем времени.

Но вбирает в себя два последних века страны, десятилетия героев и автора, намечаются перспективы будущего.

Емкость и глобальность времени, пространственный размах, воплощенный в поэме «За далью — даль», определили еще одну особенность — тип попутчика лирического героя.

Финал поэмы

В финале поэмы лирический герой привозит свой поклон Владивостоку от матушки Москвы, от Волги-матушки, от батюшки Урала, от Байкала, от Ангары и от всей Сибири.

Поэт признается в любви к родине, к народу и прощается с читателем до новой встречи.

Читайте также:  Краткое содержание мальчик с коньками яковлева за 2 минуты пересказ сюжета

Автору удалось воплотить в поэме свой грандиозный замысел: представить обобщенный портрет родной земли и передать размах индустриальных планов и широту души русского человека.

Домашнее задание:

«За далью – даль».

2. Ответить на вопросы учебника.

Источник: https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-k-izucheniiu-poemy-a-t-tvardovskogo.html

Твардовский А.Т., "За далью – даль", краткий анализ

«За далью – даль» — произведение послевоенного творчества Твардовского, когда его индивидуально-авторский стиль уже сформировался, а само творчество стало инструментом репрезентации авторского миропонимания. Произведение воплотило в себе идеи, размышления уже зрелого человека. В 1961 году за поэму автор был награжден ленинской премией.

Хотелось бы отметить, что и в начале XXI столетия поэма Твардовского привлекает внимание исследователей, которые рассматривают ее в различных аспектах:

  • особенности поэтики;
  • особенности композиции.

Композиционные особенности произведения

В поэме четко прослеживаются три смысловых доминанты:

  • время
  • пространство
  • движение, стремление.

Все указанные концепты выступают взаимосвязанными, взаимообусловленными. Причем семантика движения в новом свете актуализирует важную для художественного мира Твардовского тему жизни: жизни как постоянного стремления, постоянного движения к цели, стремления к осуществлению мечты. Это стремление к постоянному движению заложено уже в самом названии поэмы.

Краткое содержание Твардовский За далью - даль за 2 минуты пересказ сюжета

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Семантическая доминанта движения, стремления реализуется в тексте:

  • во-первых, за счет перечисления очередность объектов окружающей действительности;
  • во-вторых, за счет обыгрывания семантики лексемы «даль».

По своей сути, поэма представляет собой путевой дневник, в котором каждая глава отражает движение героя, его передвижение из Москвы все дальше и дальше на Восток, его впечатления от увиденного за окном вагона, его размышления по поводу увиденного, а также навеянные дорогой размышления о жизни героя, неразрывно связанной с жизнью миллионов людей, переживших военные годы. Перемещение в пространстве, таким образом, органично синтезируется с перемещением в прошлое и будущее, с перемещениями в пространстве.

Всего в поэме 15 глав, и каждая глава – это не просто перемещение, но и определенные выводы, к которым приходит автор, вехи его духовно-нравственного постижения жизни. Каждое воспоминание приводит к формулировке нового вывода. Настоящее органично соединяет в себе прошлое и будущее, выходит в вечность.

Память становится ведущей категорией образной системы Твардовского, трансформируясь от конкретных деталей, прямых воспоминаний до сложных ассоциативных воспоминаний, умозаключений, характерных для мировоззрения автора.

Чередование прошлого, настоящего и будущего приводит Твардовского к собственному ощущению вечности бытия.

Жанр лирического размышления требует такой организации времени в произведении, при котором его течение подчиняется потоку сознания личности – с возвратом в прошлое, неожиданными скачками в будущее, с выходом в вечность. Время в произведении не распадается, но, наоборот, сливается в единое мгновение настоящего, которое превращается в вечное.

Память превращается не просто в инструмент воссоздания прошлого, но в нравственную категорию, которая восстанавливает в сознании лирического героя события прожитой жизни, образы погибших воинов-братьев, исторического прошлого России в свете трагических военных событий.

Весь длительный исторический путь страны естественно трансформируется в сознании героя в настоящий момент, дыхание сегодняшнего дня.

Само пространство в поэме масштабно, глобально, максимально реалистично: Подмосковье, Волга, Урал, Сибирь, Дальний Восток – каждый регион заставляет автора задуматься над смыслом жизни.

Дорога помогает лирическому герою осмыслить прошлое и настоящее, становится символом его движения к истине, знанию, правде, совершенству.

Само произведение начинает звучать трагически и оптимистично одновременно.

Замечание 1

Время и пространство в поэме подчиняются идейному замыслу Твардовского, они по воле автора сжимаются или расширяются.

Мотив скоротечности в поэме

Как уже отмечалось, поэма стала своеобразным итогом размышлений автора, носит автобиографический характер, отражает жизненный путь поэта, то время, когда

«Когда он некий перевал

Преодолел, взошел на гору

И отовсюду виден стал.

Когда он был всеми дружно встречен.»

Оглядываясь на прошлое и анализируя настоящее, поэт понимает, что большая часть жизни уже пройдена, он взывает к времени:

«Повремени, крутое время,

Дай осмотреться, что к чему.»

Однако время неумолимо, чем старше становится поэт, тем быстрее и быстрее течет время. Важно добавить, что появление мотива скоротечности в поэзии Твардовского относится к концу 50-х годов, ознаменовав новый этап становления индивидуально-авторского стиля, который утрачивает прежний оптимистический строй.

Произведению присуща многоликость авторского сознания, мировоззрения, в нем отразился тот горький, неподъемно-тяжелый жизненный путь, который пришлось пережить поэту. Твардовский упорно отстаивает право писателя, поэта на собственное видение целям века, поднимает мотив самоопределения.

В качестве главных особенностей стиля Твардовского называют его простоту, интеллигентность, явственное влияние народной поэзии. Являясь «плотью от плоти» своего народа, поэт отшлифовал свои мировоззренческие идеи так, что они возвысились до философского осмысления глубин бытия.

Замечание 2

В позднем творчестве Твардовского явственно ощущается влияние Некрасова, поэма приобретает эпический характер, в ней объединяются и завершаются поиски жанровых форм в лирике автора, до высокой степени доходит развитие лирического героя.

Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод, что поэма Твардовского выступает итогом зрелого творчества поэта, отражением его размышлений о смысле человеческой жизни.

Центральным мотивом произведения является мотив дороги, вечного движения человека к истине, идеалу, совершенству.

Поэма является не просто отображением личного пути поэта, но величайшим народным опытом, в котором сливается временное и непреходящее.

Источник: https://spravochnick.ru/literatura/russkaya_literatura/tvardovskiy_a_t_za_dalyu_dal_kratkiy_analiz/

Краткий пересказ «Василий Теркин» Твардовский

  • «Василий Теркин»
  • (Поэма)
  • Пересказ.
  • От автора

Стихотворение, открывающее цикл поэтических пове­ствований о фронтовой жизни и подвигах вымышленного солдата Василия Теркина.

Автор знакомит читателя с Тер­киным, но лишь поверхностно, как бы давая понять, что на­стоящее знакомство еще только впереди — когда бойца уви­дят в деле. Заодно поэт предупреждает, что его эпопея с Тер­киным не похожа на обычные стихотворные циклы: в ней нет начала и конца, иначе она лишилась бы смысла.

Война началась внезапно, вырвав людей из обычного течения жиз­ни, а закончилась для каждого по-своему. Поэтому и стихи о войне должны быть без конца и начала.

На привале

Рота знакомится с Василием Ивановичем Теркиным — солдатом, который на фронте с первых дней войны. Он ока­зывается хорошим едоком и балагуром, умеет развеселить вокруг себя компанию. Но Теркин — «хват» не только на словах, но и на деле: он знает о войне больше, чем собрав­шиеся вокруг него.

Солдат объясняет всем на привале, что такое «сабантуй», так он называет какую-нибудь опасную ситуацию во время боя. Теркин учит, что главное для бой­ца — не терять самообладания и не унывать.

По виду солда­та становится понятно, что из таких берутся герои, так что даже странно, что Теркин пока не отмечен медалью.

Перед боем

Автор рассказывает об отступлении Красной армии в первые месяцы войны. Поэт не называет это бегством: сол­даты не бежали от войны, а шли за ней — двигались за сме­щавшейся на восток линией фронта. Был среди тех, кто шел за войной по пятам, и Василий Теркин.

Как «более идейный» он вел с другими бойцами политбеседы, которые неизмен­но сводились к одному: «Не унывай!» Во время отступления случалось оставаться в тех деревнях, откуда родом какой- нибудь боец. И удивительно: не только этот боец, но и все солдаты его роты были там свои, родные, земляки.

Пока от­дыхают солдаты, местный трудится по дому, помогает, чем может жене, которую на рассвете вынужден будет оставить.

Переправа

В стихотворении описана ночная переправа роты на понтонах через замерзающую реку под огнем противника. Переправа сорвалась, на противоположный правый берег попал только первый взвод. Остальные — кто уцелел при обстреле — закрепились на левом берегу в ожидании.

Уже утром солдаты с правого берега замечают бойца в реке, плы­вущего к ним. Его вынули из ледяной воды, отогрели, вы­слушали его историю. Это Теркин, он сообщает о том, что первый взвод удачно закрепился и готов обеспечить пере­праву при огневом прикрытии.

Боец шутит и просит награ­дить его стопкой, «потому как молодец», чем поднимает на­строение остальных.

О войне

Обращение к бойцу с речью о воинском долге. Автор устами Теркина рассуждает, что главное для солдата.

Вывод Теркина (и автора): главное — исправная служба на защите Родины, готовность без сожаления отдать жизнь за правое дело.

Теркин излагает эту мысль простым языком, без высо­ких слов, что позволяет описать войну как трудную работу, а ее итог — как счастье для тех, кто остался в тылу, т. е. жен и детей.

Теркин ранен

Выполняя приказ «делать связь», Теркин принимает решение для успешного выполнения задания в одиночку уничтожить одну из огневых точек противника, забросав ее гранатами. При этом солдат был ранен из пистолета в плечо и потерял много крови. Спустя сутки бойца подобрало на­ступавшее подкрепление.

О награде

Теркин делится с друзьями мечтой о медали. Медаль нужна ему не из гордости, не из зазнайства, не из тщесла­вия. Почетно вернуться домой с наградой — сразу стано­вишься первым парнем на любой сельской гулянке. А глав­ное — тебя будет считать героем девушка, которую рад бы полюбить.

Гармонь

Вернувшийся из госпиталя Теркин едет догонять свою роту. Во время вынужденной остановки на морозе Теркин жалеет, что нет гармони — с ней бы лучше согрелись. Вы­ясняется, что гармонь-то есть, но принадлежит она убитому командиру.

Наконец солдаты решают дать гармонь-трехрядку Тер­кину, чтоб сыграл что-нибудь. И тогда живой, словно в па­мять об ушедших, зачастил «стороны родной, смоленской грустный памятный мотив», а там и другие. От этого всем действительно теплее стало, кто-то пустился в пляс. Тогда во­дитель решает подарить Теркину гармонь, чтобы она и даль­ше пела в умелых руках в память о погибшем командире.

Читайте также:  Краткое содержание оруэлл 1984 кратко и по частям за 2 минуты пересказ сюжета

Два солдата

Когда рота останавливается в одной из деревень, Тер­кин квартирует в избе у двух стариков. Солдат помогает им по хозяйству: затачивает пилу, чинит часы. Дед доволен мо­лодым бойцом.

Старик, вспомнив собственную молодость, прошедшую на фронтах Первой мировой войны, похваляется перед ста­рухой удалью Теркина, как своей. Дед и Теркин заводят разговор о фронтовой жизни, спорят. Перед уходом, то ли отвечая на вопрос старика, то ли давая ему клятву, боец го­ворит, что немца Красная армия побьет.

О потере

Один из бойцов, бородач, теряет кисет, сильно пережи­вая из-за этого. Теркин поначалу вроде соглашается, что солдату потерять кисет — беда. Но потом начинает возра­жать, уверяя, что есть потери и похуже. Принимается рас­сказывать про шапку, доставшуюся от приглянувшейся ему медсестры. Такую вещь потерять еще страшней. Но есть и другое, что потерять никак нельзя.

Теркин продолжает перечислять и в конечном итоге приходит к выводу, что на войне по большому счету не стыд­но и не страшно потерять вещи, друзей, семью, жизнь — стыдно и страшно потерять Родину.

Поединок

Автор рассказывает о рукопашной схватке Теркина с фрицем. Трудный был бой, словно вся война для Терки­на в тот момент сосредоточилась на схватке этих двух сол­дат — советского и вражеского. А раз так, то нельзя не по­бедить, хоть советский солдат, измотанный лишениями, и слабее, и голоднее.

Теркин, одерживая верх, заключает: с нашим братом — это не с бабами воевать. Но «война не вся», впереди еще много таких боев.

От автора

Небольшое отступление, в котором автор рассуждает о том, чего он хочет добиться своей книжкой. Поэт лиш­ний раз напоминает, что его стихи — «без особого сюже­та», поскольку нет сюжета у войны. А воспетый в них сол­дат — обычный человек, каких тысячи, не заколдованный ни от пули, ни от «осколка-дурака». В строках звучит при­зыв к бойцам верно служить Родине.

«Кто стрелял?»

Уставшие от боев солдаты, которые расположились по окопам, мечтают о мирной жизни под жужжание май­ского жука. Неожиданно с неба раздается другое «жуж­жание» — показывается вражеский самолет. Он кружит над позицией и поливает солдат огнем.

Какой-то храбрец решается подняться из окопа и выстрелить из винтовки в приближающуюся машину. Самолет удается сбить. Гене­рал требует найти героя. Им оказывается Теркин, который, верно, скоро получит «орден как с куста».

Боец при этом предупреждает других, чтоб не завидовали и не радовались раньше времени: у фашистов сбит не последний самолет.

О герое

Теркин рассказывает о том, как в госпитале видал на­стоящего героя — с орденом. И было Теркину обидно за род­ной смоленский край. Герой приехал с Тамбовщины, и слов­но все там особое. Показалось, будто только Тамбовщина может рождать героев, а Смоленщина — сирота. Стыдно было бойцу, оттого и хотелось отличиться. За родную зем­лю он старался, а не за личную славу.

Генерал

Теркин расположился на отдыхе — сушит выстиран­ную одежду и нежится на солнце. На войне таких день­ков мало. Вдруг приходит приказ явиться к генералу. При­шлось спешно одеваться в непросохшие вещи и спешить в генеральскую палатку. Дается описание генерала, крат­кий рассказ о его боевой славе: перед таким генералом и оробеть не грех.

Генерал за сбитый самолет награждает Теркина орденом. Автор рассказывает, сколь почетна для бойца эта награда, а особенно — крепкое рукопожатие гене­рала. Генерал дает бойцу отпуск, но Теркин отказывается: дом сейчас на занятой немцами территории.

Тогда генерал дает слово, что отпуск не отменяется, а только откладывает­ся: придет время, и они вместе дойдут до дома бойца.

О себе

Небольшое отступление. Автор восхищается родной землей и уверен, что Теркин, хоть и не поэт, а как русский человек испытывал и думал о Родине то же самое.

Бой в болоте

Третий день рота пытается взять Борки. Некоторые из солдат ропщут, кто-то ругает танкистов, кто-то авиацию. Теркин пресекает такие разговоры: бывает и хуже во сто раз.

Сейчас бойцы на отвоеванной земле, в роте, имеют связь, не­плохо вооружены — разве можно тужить?! Хуже было, когда прятался от немцев в копне сена, а они пели «Москва моя».

Не стоит сетовать на трудный бой — со временем он будет па­мятен, словно освобождали большой город.

О любви

Поэт славит женскую любовь, которая в тяжелые мину­ты придавала силы бойцу. Женская любовь, как уверен ав­тор, «на войне сильней войны и, быть может, смерти». Мно­го дум и волнений, много ласки и тепла вложено в письма любимых.

И сам солдат, читая такое «письмецо», полон дум о милой ему женщине: что с ней, где она, как течет ее жизнь? Любовь к солдату-защитнику делает всех жен уди­вительно добрыми.

Автор советует женщинам писать бой­цам чаще: это для солдат — лучшая награда.

Отдых Теркина

Пока был в госпитале, вроде славно отдохнул Теркин. Здесь, как в солдатском раю, но для настоящего бойца та­кой рай — не в рай. Нельзя резать краюху штыком, нель­зя есть с колена и еще много чего нельзя. Понимает Теркин, что место его — на фронте. И спешит подлечившийся сол­дат вернуться в строй.

В наступлении

Бойцы берут еще одно селение. Командир смертельно ранен, и тогда вести взвод под огнем противника решается Теркин: «За Родину! Вперед!» — командует он. Селение взя­то. Солдаты славят перед генералом имя Василия Теркина.

Смерть и воин

Теркин тяжело ранен, к нему в облике старухи являет­ся смерть. Она уговаривает бросить борьбу за жизнь, отсту­пить. В обмен предлагает покой. Смерть уверяет солдата, что он все равно не вернется домой живым, а если чудом по­везет и вернется, то непременно калекой.

На какой-то миг Теркин дрогнул, поддался уговорам, но поставил условие: в день Победы хоть на миг воскреснуть, чтобы увидеть все­общую радость. И когда смерть отвечает отказом, Теркин со злобой гонит ее прочь — он решает жить, во что бы то ни стало.

Бойца вскоре находят другие солдаты, хоронившие мертвых.

Теркин пишет

Письмо Теркина из больничной палаты боевым товари­щам. Боец с шуткой-прибауткой велит держаться, не уны­вать. Он обещает непременно вернуться «в родную часть», чтобы — если уж суждено будет погибнуть от пули — встре­тить смерть среди друзей.

Теркин-Теркин

Вернулся Теркин в родной полк, не может с ходу при­выкнуть: все здесь изменилось, это всем раненым, вернув­шимся в строй, известно. Но вдобавок ко всему появился в полку новый Теркин — Иван-бронебойщик. Василий недоумевает: знать, Теркин не настоящий. Нет, настоя­щий — балагур, гармонист, герой, имеет награды.

А то, что рыжий — так это даже лучше, таких девушки боль­ше любят. И уж засомневался Теркин — может, он не на­стоящий. Старшина объявляет, что отныне каждой роте приписали «своего Теркина», и велит всем спать.

Автор заключает тем, что настоящие герои вроде выдуманного Теркина есть в каждой роте, в каждом взводе, в том числе и однофамильцы.

От автора

Небольшое отступление. Стихотворение написано поэ­том в ответ на слухи, которые пошли о Теркине по фронту: все его знают — кто «видел», кто слышал о нем. Многие беспокоятся о судьбе смелого паренька. Автор успокаивает чи­тателей: не погибнет Теркин, «коль войне не вышел срок». И тем более не может умереть герой, когда армия уверенно перешла в наступление и гонит врага с родной земли.

Дед и баба

Вновь оказывается Теркин в том селе и в том доме у го­степриимных стариков, где случалось ночевать. Те не сразу его признали, а только когда солдат завел речь об отремон­тированных им часах.

Все теперь по-другому: тогда отсту­пали бойцы, теперь наступают. Дед шутит: наступаешь — стал героем, вновь случится отступать — будешь просто ря­довым, как когда-то.

В ответ на шутку слышит серьезное: отступать Теркин больше не намерен, не бывать тому.

На Днепре

Наконец Теркин оказался на берегах родного Днепра. Боец вспоминает проведенные здесь годы — с детства и до того времени, как пошел служить. И солдата берет тоска, что вынужден он вновь оставить смоленскую землю, только теперь уже в глубоком тылу: война идет дальше на запад, за ней следом — бойцы Красной армии.

Про солдата-сироту

Когда рота остановилась под Смоленском, один из сол­дат отпросился у командира посетить родное село. Оказа­лось, там почти все погибли, включая и семью бойца, ко­торый остался сиротой.

Поэт поет гимн простому солдату, солдату-сироте, который для него важнее генералов и геро­ев. Автор славит солдата-сироту, который прошел через ис­пытания войны и спасал Родину, зная, что «плакать неко­му о нем».

Автор велит всем помнить о «слезе его святой», которую проронил боец, осиротев на войне.

По дороге на Берлин

Рота Теркина в заграничном походе. Здесь их радостно встречают мирные жители — как иностранцы, так и те из советских граждан, кого война забросила далеко от дома. Среди них немолодая женщина — для всех солдат мать.

Читайте также:  Краткое содержание филиппо филумена мартурано за 2 минуты пересказ сюжета

Бойцы выделяют ей сани с конем и еще много чего дают с со­бой в дорогу. Женщина беспокоится, что задержат ее с ко­нем — не положено. Но один из бойцов успокаивает: «Ска­жешь, Теркин разрешил!»

В бане

«Глубоко в Германии» солдаты заняли пустующий дом и одну из комнат переделали под баню, чтобы всласть попа­риться. Автор пишет о шрамах бойцов, об этих отметинах войны — вехах фронтовых дорог. И в парной, как на войне для солдата: хлещет веником, как немца бьет, не знает уста­лости. И в бою, и в «банном труде» одинаков русский человек.

От автора

Заключение эпопеи о похождениях бравого Теркина. Автор признается, что персонаж его выдуман полностью и прототипов у Теркина вроде нет. Но вместе с тем прототи­пом в той или иной мере послужил каждый русский солдат. Создавая этот собирательный образ, поэт мечтал «о сущем чуде» — чтобы от его выдумки, «на войне живущим людям было чуточку теплей».

На этой странице искали :

  • краткий пересказ василий теркин
  • василий тёркин краткий пересказ
  • пересказ василий теркин
  • василий теркин пересказ
  • василий теркин краткий пересказ по главам

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/kratkij-pereskaz-vasilij-terkin-tvardovskij.html

Сочинение по поэме Твардовского А.Т. «За далью — даль»

Твардовский А.Т. – писатель, который за свою непродолжительную жизнь оставил неизгладимый след в памяти читателей, написав замечательные произведения. Среди написанных работ и поэма Твардовского «За далью-даль», что является автобиографическим произведением, которое он начал писать, вдохновившись своим путешествием по нашей стране-матушке.

За далью — даль Твардовский краткое содержание

Произведение состоит из пятнадцати частей, где автор делится с нами путевыми своими зарисовками, своими раздумьями, впечатлениями, рассказывая нам о своей поездке, что началась в Москве по направлению на Дальний Восток. Чтобы быстро ознакомиться со всеми небольшими частями произведения «За далью — даль» Твардовского, предлагаем к вашему вниманию краткое содержание.

Уже вначале работы автор нам рассказывает о путешествии и о тех мотивах, что подвигли его на поездку. Герой весь в предвкушении от поездки поездом и от того, что ждет его там, впереди. Мы видим в части под названием «В дороге», настроение героя, который желает побывать в новых для себя местах. Настроение у него замечательное, он рад каждому попутчику.

Далее мы знакомимся с частью «Семь тысяч рек». Именно так отзывается герой о Волге. Этой реке автор посвятил целую часть. Он ее называет «срединой Земли родной», «Волга-матушка одна», несмотря на то, что есть и мощнее реки.

Писатель воспевает реку, рассказывает о том, как любуются ею люди, как «в нее смотрелось пол — России» и насколько она красивая и большая.

Далее мы переносимся в воспоминания героя, где он рассказывает о своем родном крае Загорье, где прошла его юность в кузнице, а далее проезд через Урал «Я еду мимо, И что-то сжалося в груди: Тебя, как будто край родимый, Я оставляю позади», а далее «за Уралом — Зауралье» и уже иная даль.

В следующей части «Две дали» автор прощается с Уралом и встречает новый край, Сибирь, знакомя нас со встречающимися пейзажами, которые герой наблюдает из окна.

Здесь же автор ведет разговор с нами, читателями «Читатель! Друг из самых лучших» «продолжим, стало быть, беседу». И беседа уже продолжается в части «Литературный разговор», где писатель знакомит нас со своими спутниками, давая их краткие характеристики.

Так герой нам повествует о молодой паре, дамочке в пижаме, майоре и вновь герой обращается к читателю.

В поэме Твардовского «За далью — даль» лирический герой встречается и со своим другом детства, вспоминая с ним прошлые беззаботные времена в части «Друг детства».

Также в путешествии автор нам рассказывает об исторических военных событиях, что происходили в стране, о которых мы узнаем из главы «Фронт и тыл».

Здесь автор рассказывает о споре, что завязался между попутчиками на тему фронта «шел спор о фронте и о тыле, — Не что важней, А где трудней». Далее Ангара, Байкал, Владивосток.

В конце автор вновь обращается к читателям, которые в своем воображении вместе с героем постигли дали. Автор пишет о желании читателей узнать героя поэмы, но как такового героя и нет, вернее, герои произведения «Ты да я, да мы с тобой», то есть, сам автор и читатели. Завершает автор свою работу прощанием с читателями «Прощай. До новой дали», называя читателей «Старым другом».

История создания За далью даль Твардовского

История создания «За далью-даль» Твардовского начинается в 1950 году. Написать поэму авто решил после того, как ушел из журнала «Новый мир», и отправился путешествовать страной, записывая все в свой дневник.

Писал автор свое произведение целых десять лет и завершил его в 1960 году.

Я же в своей работе над поэмой Твардовского «За далью-даль» и в своем сочинении хочу отметить большой талант писателя, который позволил нам представить величие нашей страны.

За далью даль Твардовский слушать

За далью даль, читает автор

Источник: https://sochinyshka.ru/sochinenie-po-poeme-tvardovskogo-a-t-za-dalyu-dal.html

Тема памяти в творчестве Твардовского («За далью даль», «По праву памяти»)

    Думаю, творчество Твардовского ассоциируется, в первую очередь, с темой войны и мира, с темой восхваления русского солдата. Национальным героем стал его Василий Теркин.

    Совсем иной характер носят поэмы Твардовского «За далью даль» и «По праву памяти», так как в них автор делает некий вывод о своей жизни и жизни страны. При этом Твардовский особое место уделяет теме памяти. Он считает, что нельзя забывать своего прошлого.

    Весьма интересно построение сюжета произведения: в центре находится образ поезда, который едет по просторам огромной страны.

Лирический герой размышляет о судьбе своей родины через призму собственной жизни и жизни своих близких. Важно отметить, что образ поезда объединяет временное и территориальное пространство.

Это позволяет видеть ту действительность, в которой живет герой, более точно и с разных сторон.

    Сначала Твардовский создает обширные картины природных богатств Родины:

    И эта лестница из шпал,

    Пройдя Заволжье,    Предуралье,    Войдет отлого на Урал.

    Главный герой не может представить своей жизни без этих «далей». Все пейзажные картины за окном поезда волнуют его душу и заставляют радоваться. В эти минуты лирический герой не может не вспомнить войны, в которой миллионы людей кровью заплатили за свободу и счастье своих земляков.

    Вспоминает герой и о своем детстве, о том, как сложно было людям сводить концы с концами. И даже в это время власти находили среди простого народа тех, кого называли «кулаками». Такое клеймо было своеобразным приговором, обрекавшим на вечные несчастья.

    В своей поэме обращается Твардовский и к образу Сталина. Он считает его эпоху весьма противоречивой. С одной стороны, это был один из самых жестоких, несгибаемых личностей в мировой истории. С другой – роль Сталина в Великой Отечественной войне была огромна, ибо люди шли в бой с его именем на устах.

    В поэме Твардовский обращается и к последующим поколениям, считая, что вступить в будущее можно, лишь зная прошлое. Но эти знания должны быть объективными:

    И правда дел – она на страже,

    Ее никак не обойдешь,    Все налицо при ней – и даже    Когда молчанье – тоже ложь…

  •     Таким образом, по мнению Твардовского, нельзя забывать о прошлом, ибо оно является частью существующей жизни человека, да и всей страны.
  •     К теме памяти Твардовский обращается и в поэме «По праву памяти»:
  •     Перед лицом ушедших былей

    Не вправе ты кривить душой, —    Ведь эти были оплатили    Мы платой самою большой…

    Твардовский говорит правду о тяжелейших годах сталинской эпохи. Автор вспоминает слова вождя: «Сын за отца не отвечает». Очень сложно понять смысл этих слов, не зная их исторической основы. Именно во времена Сталина появилось понятие «враг народа», а позднее – и «дети врага народа»:

    Но в те года и пятилетки,

    Кому с графой не повезло, —    Для несмываемой отметки    Поставь безропотно чело.

    Клеймо «враг народа» полностью вычеркивало человека из жизни, делая его никчемным и ненужным. А самое ужасное в том, что очень часто дети стремились скрывать свое прошлое и старались забыть родителей, вошедших в категорию «врагов народа»:

    Забыть, забыть велят безмолвно,

    Хотят в забвенье утопить    Живую быль, и чтобы волны    Над ней замкнулись. Быль забыть!

  1.     Твардовский не может смириться с подобным отношением к прошлому, ибо, по его мнению, забыть то, что было, – значит вычеркнуть из памяти отца и мать, родных и близких. Поэт считает, что нельзя стремиться к счастью, не помня об уже ушедшем: «Кто прячет прошлое ревниво, тот вряд ли с будущим в ладу…»
  2.     Твардовский чувствует ответственность перед молодым поколением. Он хочет верить, что былые ошибки будут учтены, и в новой жизни люди не станут испытывать стыд за прошлое:
  3.     Зато и впредь как были – будет, —

    Какая вдруг ни грянь гроза –    Людьми    Из тех людей,    Что людям,    Не пряча глаз,    Глядят в глаза.

    Таким образом, А.Т. Твардовский — из тех людей, которые умеют отвечать за свои поступки. Он считает своим долгом говорить правду, признавать ошибки прошлого. И в своей оценке он весьма объективен.

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/tvardovskij-a-t/raznoe/8240-tema-pamyati-v-tvorchestve-tvardovskogo-za-dalyu-dal-po-pravu-pamyati

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector