Краткое содержание рассказов васильева за 2 минуты

Краткое содержание рассказов Васильева за 2 минутыКраткое содержание рассказов Васильева за 2 минуты

Произведение «Великолепная шестерка», краткое содержание которого предложено ниже, по праву считается одним из лучших рассказов Бориса Васильева. 

Школьникам нередко задают писать сочинение-рассуждение по этой книге. Также на произведение часто пишется рецензия.

История создания произведения Бориса Васильева

Васильев написал рассказ в 1980 г., и он относится к сборнику «Летят мои кони…», вышедшем в 1984 г. 

Краткое содержание рассказов Васильева за 2 минуты

  • Борис Львович Васильев (1924-2013)
  • Тогда в СССР все надежды были на будущие технологии и новые поколения, а об уважении к прошлому многие позабыли. 
  • Поэтому рассказ Васильева отлично отражает происходящую в те времена ситуацию и призывает людей к нравственному поведению, ответственности и уважению прошлых поколений.

«Великолепная шестерка» – краткое содержание рассказа

Рассказ начинается с того, как молодые люди резво мчались на лошадях. Уже был конец смены, поэтому ребятам пришлось вернуться в лагерь. 

Краткое содержание рассказов Васильева за 2 минуты

Завтра к обеду они должны были уехать домой, поэтому друзья планировали вернуться утром и покататься вновь. Но автобусы приехали сразу после завтрака, и водители начали торопить детей. Кругом суматоха и неразбериха, и все дети разъехались по домам.

Кира Сергеевна – управляющая этого лагеря, очень любящая и гордящаяся своей работой. После отъезда второй смены она с облегчением вздохнула и приготовилась к приезду последней группы детей.

Спустя неделю в лагерь пожаловала милиция. Эта встреча для Киры Сергеевны была невероятно абсурдной. Она была уверена, что в милиции допустили ошибку, а слухов о том, что лагерь посещали стражи закона – точно не оберешься.

В своем кабинете она встретила молодого лейтенанта, больше похожего на юношу, и худого старика, сидевшего на диване, т. к. сил стоять у него просто не было. Одет он был в потрепанные вещи, а на груди у него висел орден за проявленную отвагу в годы Великой Отечественной войны.

Дело в том, что неделю назад у старика-фронтовика украли шестерых лошадей. Милиционер подозревал в этом мальчиков из лагеря, потому что те часто посещали деревню старика и называли друг друга иностранными именами. 

Фронтовик очень любил лошадей и рассказал всем душераздирающую историю о его чудесном спасении на войне. Он висел на волоске от смерти, и конь, пожертвовав собой, вытащил его из воды. 

Краткое содержание рассказов Васильева за 2 минуты

Товарищ отдал за него жизнь, поэтому старик испытывал сильнейшие чувства, когда рассказывал об этом.

Наедине с Кирой Сергеевной физрук из лагеря рассказал, что мальчишки действительно могли быть причастны к этой «лошадиной истории», ведь 1 из них недавно говорил что-то о конях. Даже осознавая это, управляющая предпочла скрыть тайну и солгать милиционеру ради спасения репутации «талантливых» мальчишек. 

А старик все твердил одно и просил три рубля на поминки, но милиционер твердо отказывал ему, понимая, к чему это приведет.

Кира Сергеевна отнеслась к фронтовику несерьезно, посчитав его спившимся. Но это было не так, он чувствовал тяжелую боль от утраты друзей.

Она попыталась надавить на милиционера, заподозрив его в родственной связи со стариком. Но парень спокойно ответил, что все старики и дети – наши родственники.

Позже лейтенант выложил ужасные фотографии на стол управляющей. Оказалось, что мальчишки привязали всех коней, оставив их без еды и воды, и в итоге животные погибли от голода. Управляющая не нашла на это аргументов для возражения. После этого милиционер позвал старика, и они ушли.

Глядя на фотографии, Кира Сергеевна приказала спрятать тела животных, т. к. на лагерь могло пасть пятно позора. Также она попросила физрука передать фронтовику 10 рублей на поминки.

Этим же вечером старик купил 2 бутылки водки и умер в амбаре, в котором до сих пор пахло лошадьми.

Главные герои и их характеристика

Первый из шестерых мальчишек– прекрасный математик, второй – новый Карпов, третий – технарь, а четвертый – полиглот. Кира Сергеевна дала прекрасную характеристику шестерым мальчишкам, но так ли это на самом деле? Ими двигал эгоизм, безнравственность и безответственность. 

Краткое содержание рассказов Васильева за 2 минуты

Во-первых, они украли лошадей у старого ветерана войны. А во-вторых, в день возвращения домой никто из них даже не задумался о привязанных животных.

Сама Кира Сергеевна – карьеристка, для которой знамя лагеря гораздо важней человеческих чувств и жизни животных. Первое, о чем она подумала, услышав о приезде милиции – это ухудшение репутации ее лагеря.

Физрука нельзя назвать отрицательным персонажем. В глубине души он понимал, что мальчики действительно похитили животных, и именно они причастны к смерти лошадей. Но он промолчал, подчинившись указаниям управляющей и размышляя только о спасении знамени. Он без угрызения совести передал старику 10 рублей на поминки, а ведь физрук понимал, что случится после.

Милиционер – человек глубоко сопереживающий и в целом положительный персонаж. Он очень уважал старика за его фронтовые заслуги и несколько раз упоминал об этом в кабинете управляющей. Он отказывался давать старику 3 рубля не из жадности, милиционер заботился о фронтовике и понимал, к чему это приведет.

Анализ произведения

Кого «благодарить» во всех этих смертях в этом душераздирающем произведении? В первую очередь, родителей мальчишек, которые воспитали своих «талантливых» детей безнравственными, безответственными и эгоистичными юношами. 

Краткое содержание рассказов Васильева за 2 минуты

Целую неделю они воровали лошадей у старого ветерана. Причем лошади для них – всего лишь товар. Пусть в день отъезда и была суматоха кругом, но никто из шестерых юношей не отвязал лошадей. Они ведь могли попросить об этом кого-нибудь или оставить записку?

А вот в смерти старика во многом можно винить Киру Сергеевну и наше общество. Управляющая виновна в том, что она дала старику деньги на спиртное, осознавая возможные последствия. А общество причастно к смерти старика своим безразличием ко взрослому поколению. 

Управляющая говорила, что эти мальчишки – будущее области, а то и целого союза. На что милиционер спросил, в том ли вина старика, что он не успел умереть?

В самом конце произведения эпилог. Так автор придает рассказу трагичность и заставляет нас, читателей, задуматься о нравственности, ответственности и уважению к старшему поколению. Ведь управляющую, физрука и вожатых интересовала лишь репутация лагеря, а о чувствах исхудавшего старика они вообще не задумывались. 

За весь рассказ никто из них и не помыслил о том, насколько тяжело фронтовик перенесет утрату лошадей. Никто из них не посочувствовал, никто из не извинился… 

И даже видя страшные фотографии с мертвыми лошадьми, Кира Сергеевна ничуть не пожалела старика, а лишь выдала деньги для покупки «яда». Подумать только, роковая встреча шестерых мальчишек отняла 7 жизней.

Источник: https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/velikolepnaya-shesterka.html

Очень краткое содержание повести А зори здесь тихие, Васильев читать 3 минуты

­Главная>Краткие содержания

Очень краткое содержание

см. также: Краткое содержание А зори здесь тихие, Васильев

Действие происходило в мае 1942 года на небольшом разъезде, где находились небольшие зенитные установки. По всему фронту шли ожесточённые бои, а здесь было тихо, немцы уже не бомбили это место.

Читайте также:  Краткое содержание носов клякса за 2 минуты пересказ сюжета

Старшина Васков был недоволен солдатами в своём взводе, так как они много пили самогонки и крутили романы с местными жительницами.

После его многочисленных обращений к начальству, ему прислали девушек-зенитчиц, которые были и непьющие и, естественно, к женскому полу равнодушные.

Жизнь на разъезде текла однообразно – ночью стреляли из зениток по немецким самолётам, днём занимались личными делами – мылись, стирались и даже загорали. Особо бойкие девушки любили подтрунивать над Васковым.

Рита Осянина ходила по ночам к матери с сыном, которые жили недалеко. Однажды возвращаясь от них под утро, она столкнулась с двумя немцами.

Быстро прибежав в расположение, она обо всём рассказала Васкову. Он тут же собрал команду из пяти девушек и, после небольшой подготовки и сборов, пошёл с ними брать немцев.

С собой он взял Риту Осянину, Женю Комелькову, Соню Гурвич, Галю Четвертак и Лизу Бричкину.

Благодаря тому, что он знал короткий путь через болото, они быстро обогнали немцев и вышли на позиции перед ними. К величайшему удивлению, из леса вместо двух немцев, вышли шестнадцать.

Васков принимает решение отправить Лизу Бричкину за помощью, но она торопясь, тонет в болоте. Сами они начинают валить лес и громко разговаривать, чтобы немцы пошли в обход, и это срабатывает. Продолжая их выслеживать, гибнет Соня Гурвич, она наткнулась на них, когда побежала за забытым кисетом Васкова.

Затем погибла Галя Четвертак, испугавшись подходивших немцев и выбежав из укрытия. Следующей была убита Рита Осянина, которую серьёзно задело гранатой. Понимая, что будет умирать долго и мучительно, она застрелилась. Женя Комелькова увидев ранение Риты, схватила автомат и, стреляя, начала уводить немцев в сторону.

Там она получила шальное ранение в бок, а потом её добили в упор.

К этому моменту из шестнадцати немцев осталось только шесть. Выяснив, что они спят в заброшенной избе, старшина, сняв часового и убив одного из нагана, остальных взял в плен и, с большим трудом, но довёл их до своих.

Васков сдержал слово, данное умирающей Рите Осяниной – разыскал её сына и усыновил. Вместе с ним, уже взрослым, он приехал на место боя и гибели девушек и установил там надгробную плиту.

  • см. также:Краткие содержания других произведений
  • Характеристики главных героев произведения А зори здесь тихие, Васильев
  • Сочинения по произведению А зори здесь тихие, Васильев
  • Краткая биография Бориса Васильева

Источник: https://www.sdamna5.ru/a_zori_zdes_tihie_ochen_kratko

Как подготовить пересказ за 5 шагов

«О чём, Дима, этот рассказ? Расскажи» — спрашивает учитель после прочтения текста. А Дима почему-то молчит: не знает, как начать пересказывать текст. С горем пополам и с подсказками одноклассников Дима отвечает на вопрос учителя. В результате «3» в дневнике и испорченное настроение.

Мама Димы с ужасом смотрит в будущее. Ведь, чем старше класс, тем длиннее произведения. Одна «Война и мир» чего стоит! Не за горами и 9 класс. А там устный экзамен по литературе, на котором за 15 минут надо подготовить пересказ сложного текста и сочинение на выбранную тему.

На самом деле у Димы есть шанс сдать устный экзамен в 9 классе на «отлично», если ещё в начальной школе он научится правильно читать тексты и готовить их пересказ по особому алгоритму.

Почему в начальной школе не учат правильно пересказывать тексты

К сожалению, как показывает опыт, большинство будущих первоклассников очень плохо владеет связной речью. Они, если и отвечают на вопрос педагога, то короткими предложениями. С трудом составляют рассказ по картинкам. Не всегда могут пересказать текст, или даже знакомую сказку.

В школе идёт большая работа над развитием речи. Начиная уже с 1-ого класса, детям часто дают задание пересказать какой-то текст. При чём чётких указаний, как надо пересказывать, нет. Однако, несмотря на это, большинство первоклассников и второклассников легко пересказывают тексты и получают хорошие оценки.

Казалось, нет никаких проблем! Но это только так кажется. Дети младшего школьного возраста обладают хорошей механической памятью. Им не составляет труда запомнить практически наизусть небольшой текст, а затем пересказать его.

И пока все радуются тому, что ребёнок так подробно передаёт содержание текста, время идёт. А ребёнок по-прежнему не умеет пересказывать тексты.

Проблемы начинаются в классе 3-ем, 4-ом. На смену простым текстам приходят более длинные произведения, рассказы научного характера. Такие тексты уже так просто не запомнишь. А ещё в это время дети начинают писать изложения. И чем сложнее текст, тем труднее ребёнку передать его содержание кратко и чётко.

Вывод очень простой. Хотите избежать проблем в обучении в будущем? Учите уже сейчас ребёнка правильно готовиться к пересказу текста. Не заниматься зубрёжкой, а учить ребёнка осмысленному пересказу! И чем раньше вы начнёте это делать, тем быстрее ребёнок освоит алгоритм такого пересказа. И тем легче ему будет понять и пересказать любой текст.

Сколько раз надо читать текст, чтобы его не забыть

Можно несколько раз прочитать текст, и всё равно не запомнить то, о чём там написано. Но это если речь идёт о механическом запоминании. Мы договорились учить детей осмысленному пересказу. Значит, и подход к чтению текста должен быть другой.

Сразу скажу, что при таком подходе одного раза прочтения текста будет недостаточно.

Читаем первый раз. Получаем общее представление о теме текста. То есть о чём говорится в тексте: о динозаврах, или о полёте в космос.

Читаем второй раз. Но уже с карандашом в руках. Карандашом мы в каждом абзаце подчёркиваем 2-5 ключевых слова. Это слова, которые говорят, о чём идёт речь именно в этом абзаце.

Например. Вот отрывок текста из итогового теста для 2-ого класса: «В один из жарких дней набрёл я на поляну в тайге.

От лесного пожара она выгорела, но на чёрной земле уже росли кустики брусники и кивал головками иван-чай. На краю поляны были заросли малины.

Я собирал малину, а впереди какой-то зверь шёл, шуршал в листьях». Ключевыми словами здесь будут «в тайге», «заросли малины», «зверь».

Будьте готовы, что у ребёнка не сразу получится найти нужные слова. Но это очень важное действие, которому ребёнок должен научиться. Наберитесь терпения. Здесь результат будет зависеть от количества тренировок.

Чем чаще ребёнок будет «читать с карандашом», тем быстрее это войдёт у него в привычку. Такое чтение надо практиковать как можно дольше.

Оно пригодится в старших классах и даже в институте для быстрого запоминания нужной информации.

Читаем третий раз. Третий раз нужен для того, чтобы понять те эмоции, которые вызывает у ребёнка прочтение данного текста (понятно, что речь идёт о художественном тексте).

Читайте также:  Краткое содержание лем магелланово облако за 2 минуты пересказ сюжета

После прочтения (как минимум 2 раза) можем начинать готовиться к пересказу текста.

Как мотивировать ребёнка на составление плана текста

Один из этапов подготовки к пересказу – составление плана текста. И тут надо принять во внимание, что ни один ребёнок не любит составлять план. Почему?

Во-первых, это сложно, ведь надо придумать краткое название к каждой части.

Во-вторых, каждый пункт плана надо записать. А писать дети тоже не любят.

Ну, а в-третьих, для ребёнка составление плана – абсолютно не нужное действие.

Короче, просто запомнить текст легче, чем тратить время на составление плана. Но мы уже знаем, что эта лёгкость временная.

Тем не менее составление плана – очень важный этап в подготовке к пересказу текста. Только опираясь на план (а не на свою память), ребёнок сможет осмысленно пересказать текст. Осмысленно – значит, точно передать последовательность действий в тексте, логические цепочки между событиями, происходящими в тексте, главную мысль текста. Но ребёнку объяснять это бесполезно.

Как же нам уговорить ребёнка составить план? Предлагаю вам несколько интересных подходов к составлению плана любого текста.

Способ 1. План текста – это как лестница. Поднимаясь по ступенькам (это пункты плана), мы последовательно передаём содержание текста от начала до конца. При этом нельзя перескакивать через ступеньки или нарушать их последовательность.

Нарисуйте лестницу, количество ступенек должно соответствовать количеству пунктов в плане. Можно составить план в виде пирамиды из нужного количества колечек. Или в виде нитки бус, где каждый пункт плана – это отдельная бусинка.

А уже на ступеньках, в колечках и бусинках писать пункты плана текста.

Способ 2. Необязательно название частей плана писать словами. Это могут быть схематические картинки. Например, план сказки «Красная Шапочка» может выглядеть так:

Способ 3. Как озаглавить пункты плана? Это могут быть короткие предложения. Например: Дровосеки убивают волка. Это могут быть словосочетания. Например: гибель волка. Но можно обойтись и без мучительно долгого размышления, как назвать пункт плана. Возьмите готовую подходящую фразу из самого текста. Например: Дровосеки услышали шум, вбежали в дом и убили волка.

Виды плана: какой лучше

Есть несколько типов планов. Самый распространённый – это текстовый план. В таком плане каждый пункт представлен в виде предложения или словосочетания.

В дошкольном и младшем школьном возрасте очень востребован картинный план. В таком плане каждый его пункт – это картинка, соответствующая содержанию данной части. Есть ещё один вид плана – тезисный, но его используют в старшей школе.

Какой вид плана лучше? Решать вам. На мой взгляд, детей младшего школьного возраста надо научить составлять и картинный план (можно схематический), и словесный. Дети дошкольного возраста самостоятельно составить план не смогут. Тут нужны подходящие пособия. Вы можете сами заранее составить картинный план текста, а ребёнок по этому плану попробует этот текст пересказать.

Сколько пунктов должно быть в плане? Сначала лучше составлять план подлиннее. Такой план поможет ребёнку более точно и последовательно пересказать текст. К сожалению, на составление такого плана уйдёт немало времени. Однако, вы можете воспользоваться вышеперечисленными способами составления плана. И тогда данная работа станет более увлекательной.

Кроме того, со временем у ребёнка разовьются речь, мышление. Он научится читать текст с карандашом. Ему станут не нужны такие большие и подробные планы. И планы будут становиться всё короче и короче.

«Умные» вопросы, которые облегчат ребёнку пересказ текста

В школе при разборе произведения учитель задаёт детям много разных вопросов и заданий. Большинство из них, к сожалению, относится к категории «скучных». Такие вопросы и задания не возбуждают ни мышление ребёнка, ни его воображение, не интерес к прочитанному.

Например:

1. Расскажи последовательно, что происходит в этом рассказе.

2. Назови черты характера главного героя.

3. Какова главная мысль произведения?

4. Как автор описывает лес (полянку или какой-то другой объект природы)? Найди и прочитай.

5. Как ты относишься с герою?

Такие вопросы и задания в дальнейшем раздражают детей и формируют негативное отношение к чтению произведений.

Давайте попробуем перефразировать эти вопросы и задания:

1. Могла ли ситуация, описанная в тексте, случится в жизни?

2. На кого похож главный герой: на доброго волшебника, Карабаса Барабаса, лисичку-сестричку, Илью Муромца?

3. Этот текст — засекреченное послание от автора. Попробуй отгадать это послание. Напиши его и положи в коробочку.

4. Давай составим карту путешествия по рассказу.

5. Ты готов принять героя к себе в друзья?

  • Согласитесь, что такое обсуждение текста гораздо интереснее. В результате ребёнок учится:
  • — эмоционально пропускать текст через себя;
  • — глубже понимать события в тесте и сравнивать их с жизненными ситуациями;
  • — соглашаться или не соглашаться с автором, опираясь на свой жизненный опыт;
  • — проникать в самую суть текста и находить скрытый смысл.
  • Всё это в целом облегчит ребёнку работу над пересказом текста.
  • Если эту статью читают педагоги, то, я думаю, они возьмут этот приём себе на заметку.

ТОП-10 приёмов для улучшения пересказа текста

Ну вот, вроде и текст понятен, и в памяти отложились все события, а вот пересказать связно, красиво, понятно не всегда получается. Это происходит потому, что при пересказе дети допускают ошибки.

Эти ошибки на первый взгляд не очень существенны. Но в то же время они не позволяют воспринимать пересказ как целостное повествование.

Создаётся впечатление, что ребёнок не помнит или не понимает того, что происходит в тексте.

Для того, чтобы избежать этих ошибок и выстроить красивый и связный пересказ текста, используйте следующие приёмы:

1. Начните со вступления. Оно поможет собрать свои мысли и плавно выстроить свой рассказ.

  1. Вот примеры разных вступлений:
  2. «В этом рассказе говорится о том, как…»
  3. «Герой рассказа — … Он жил …»
  4. «Действие в рассказе происходит…»
  5. «В рассказе автор предлагает нам задуматься о том, …»

2. Не стройте длинных предложений. Иначе есть опасность потерять нить повествования. К тому же длинные предложения плохо воспринимаются на слух.

3. Старайтесь избегать слов-паразитов: ну, вот, короче, в общем-то, типа и др.

4. Включите в свой рассказ имена прилагательные. Они украшают нашу речь, делают её выразительнее.

5. Добавьте к пересказу заключительную часть. В ней можно открыть главную мысль произведения (то, о чём хотел сказать нам автор), выразить своё отношение к событиям или к герою. Это придаст больше ценности вашему пересказу.

6. Используйте слова-связки между абзацами и частями повествования: кроме того, а также, наконец-то, в результате, таким образом, тем временем, неподалёку, итак и др.

7. Заменяйте часто повторяющиеся слова синонимами. Например, слово «медведь» можно заменить словами-синонимами: зверь, неуклюжее животное, косолапый, Михайло Потапыч.

Читайте также:  Краткое содержание сказка о попе и его работнике балде пушкина за 2 минуты пересказ сюжета

8. Выбрасывайте из своего повествования диалоги. Слушать их долго и скучно. Лучше кратко скажите, между кем происходил диалог, о чём говорили и к чему пришли.

9. Исключите из своего пересказа мелкие подробности. Например, как герой шёл через лес, как он разжигал костёр и т. п. То есть те подробности, которые не влияют на смысл рассказа.

10. При пересказе используйте жесты, меняйте тембр и темп голоса. Выразительное рассказывание поможет захватить и удерживать внимание аудитории с самого начала и до конца. А ведь именно это и есть конечная цель, ради которой мы учим ребёнка пересказывать тексты.

План подготовки к пересказу, или 5 шагов к успеху

Итак, мы подошли к самому главному – к алгоритму подготовки пересказа текста. Это проверенный алгоритм. Следуйте ему, и тогда ваш ребёнок научиться быстро и качественно готовить пересказ любого текста. Как следствие, повыситься уровень развития его способностей и улучшится успеваемость.

Алгоритм включает в себя 5 шагов.

Шаг 1. Прочитай текст целиком. Задай себе вопрос: «Какие мысли пришли тебе в голову во время чтения». Если никакие, перечитай текст ещё раз. Чтение должно доставлять удовольствие и пользу. Чтение только потому, что задали – бессмысленно. Поэтому с самого начала учите ребёнка читать вдумчиво. Заранее ставить целью найти для себя в тексте что-то важное или полезное.

Шаг 2. Составляем план-карту по тексту. На этом этапе мы выстраиваем ход событий, рассуждений, происходящих в тексте. Не надо планировать заранее количество пунктов в плане. Но создавая каждый пункт, сразу давайте ему название, рисуйте картинку или схему. Вы можете выбрать любой вид построения плана из рассказанных мною выше.

Шаг 3. Прочитайте каждый абзац текста и подчеркните ключевые слова.

Шаг 4. Попробуйте связно пересказать текст по своему плану. Если нужно, уменьшите план или перефразируйте название некоторых частей. План должен быть вашим помощником при пересказе. Иначе зачем он нужен?

Шаг 5. Вспомните приёмы, улучшающие ваш пересказ. Используйте их при генеральной репетиции пересказа текста.

Теперь, если в школе ребёнку дадут задание «Подготовить пересказ текста», вы знаете, как правильно провести эту подготовку. Ну а те приёмы и способы, о которых я вам рассказала, помогут вам с ребёнком сделать эту подготовку более интересной и разнообразной.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d30c75cae56cc00adc0f7fb/5d3d9793a1b4f100ae4b3aaf

Васильев. Экспонат. Краткое. Краткое содержание рассказа Читается за 6 минут оригинал 45 мин

Борис Васильев

Экспонат №

1987Краткое содержание рассказаЧитается за 6 минут

оригинал — 45 мин

Игорёк ушёл на фронт утром 2 октября 1941 года. Его провожала вся коммунальная квартира. Сосед Володя, отправленный в тыл с тяжёлым ранением, давал ему мужские советы — больше это сделать было некому, у Игоря не было отца. Стоя в распахнутых дверях коммуналки, Анна Фёдоровна провожала взглядом гибкую мальчишескую спину сына.

Она получила от Игорька единственное письмо, в котором он писал о войне и просил прислать адрес Риммы из соседнего подъезда — хотел, как другие солдаты, получать письма от девушки. Второе письмо Анна Фёдоровна получила от сержанта Вадима Переплётчикова. Он писал о гибели своего друга Игоря. Ещё через неделю пришла похоронка.

Оплакав сына, Анна Фёдоровна «перестала кричать и рыдать навсегда».

Раньше она была счетоводом, но в 1941 добровольно пошла работать сцепщиком на Савеловский вокзал, да так там и осталась. Своими продуктовыми карточками женщина делилась с пятью осиротевшими семьями своей квартиры, вместительная кухня которой «горько справляла коммунальные поминки». Пятеро овдовевших женщин «живой стеной» ограждали от смерти своих детей.

Из всех мужчин коммуналки домой вернулся только Володя. Вскоре он женился на Римме из соседнего подъезда. Анна Фёдоровна с трудом смирилась с этим — для неё Римма была девушкой Игорька. Каждый вечер она перечитывала письма от Игорька и сержанта Переплётчикова. Бумага совсем истрепалась, и Анна Фёдоровна сделала копии, которые лежали в папке на тумбочке.

Оригиналы она спрятала в шкатулку, где хранились вещи сына.

Соседи не забывали об Анне Фёдоровне. Только один раз обида «пробежала чёрной кошкой». Владимир, на свадьбе которого Анна Фёдоровна была посажённой матерью, обещал назвать своего первенца Игорем, но Римма была против и тайком записала сына Андреем — в честь погибшего отца. Почти полгода женщина не замечала малыша.

Однажды Андрюшка заболел. Молодая мама прибежала за помощью к Анне Фёдоровне, и с тех пор она стала для мальчика «самой настоящей бабкой». Римма пообещала назвать Игорем своего следующего ребёнка, но родилась девочка Валечка.

Шло время, жители коммуналки менялись, и только две семьи не трогались с места.

Владимир и Римма понимали, что Анна Фёдоровна никогда не уедет из квартиры, где вырос её сын. «К началу шестидесятых им в конце концов удалось заполучить всю пятикомнатную квартиру» с условием, что одна комната будет переделана в ванную.

На семейном совете решили, что вышедшая на пенсию Анна Фёдоровна больше работать не будет, останется за внуками приглядывать.

Письма женщина перечитывала каждый вечер. Это превратилось в необходимый ей ритуал. Письма звучали для Анны Фёдоровны голосами сына и незнакомого ей сержанта, только похоронка всегда оставалась безмолвной, как могильная плита. Женщина не решалась признаться в этой привычке помолодевшей квартире.

В 1965-м, к юбилею Победы, по телевизору показывали много военной хроники, которую Анна Фёдоровна никогда не смотрела. Только однажды она бросила взгляд на экран, и ей показалось, что там мелькнула узкая мальчишеская спина Игорька. С тех пор женщина целыми днями сидела вплотную к маленькому экранчику телевизора «КВН», надеясь ещё раз увидеть сына. Это не прошло для неё даром.

Анна Фёдоровна начала слепнуть, и вскоре письма перестали звучать. Очки, прописанные окулистом, помогали ходить, но читать она больше не могла.

К этому времени инженер-строитель Андрей женился и переехал, а Валя, ставшая врачом, «без всякого замужества родила девочку». Для окончательно ослепшей Анны Фёдоровны безотцовщина Танечка стала последней радостью.

Когда Танечка научилась читать, женщина показала ей заветные письма. Теперь девочка читала их вслух каждый вечер, и голоса писем вернулись. Анна Фёдоровна вспоминала первые шаги сына, его первый вопрос «А где папа?». С отцом Игорька женщина не была расписана, он бросил её, когда сыну исполнилось три года. Она обменяла свою большую комнату и оказалась в коммуналке, где назвалась вдовой.

Анна Фёдоровна вспоминала о том, как Игорь с Володей убежали в Испанию, бить фашистов, его школьные годы, и жизнь после его гибели.

Вскоре справили восьмидесятилетие Анны Фёдоровны. Римма пригласила всех, кто ещё помнил Игорька, и женщина была счастлива. Минул 1985 год, очередная годовщина Победы. Однажды к Анне Фёдоровне пришли пионеры, мальчик и две девочки, и попросили показать письма.

Затем одна из девочек начала требовать, чтобы Анна Фёдоровна отдала письма в школьный музей. Она считала, что письма женщине не нужны, поскольку она уже стара и скоро умрёт, а их звену эти документы необходимы, чтобы выполнить план. Анне Фёдоровне была неприятна наглая напористость пионерки.

Она отказала и прогнала детей.

Вечером выяснилось, что письма пропали. Их украли пионеры. Анна Фёдоровна смутно помнила, как они шептались у комода, где лежала шкатулка. Вокруг Анны Фёдоровны воцарилась тишина. Она больше не слышала голос сына.

Но вскоре зазвучал другой голос, громкий, официальный — это заговорила похоронка. Слёзы продолжали медленно течь по щекам Анны Фёдоровны даже после того, как она умерла.А письмам в школьном музее места не нашлось. Их отложили про запас, пометив надписью «Экспонат №».

перейти в каталог файлов

Источник: https://metodich.ru/kratkoe-soderjanie-rasskaza-chitaetsya-za-6-minut-original-45/index.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector