Краткое содержание солоухин под одной крышей за 2 минуты пересказ сюжета

Солоухин Владимир

Под одной крышей

  • Владимир Алексеевич СОЛОУХИН
  • Под одной крышей
  • Рассказ

Некоторое время волею судеб мы жили в деревне Светихе, занимая половину пятистенного дома. Половины были отгорожены друг от дружки наглухо: мы выходили из дому на свою сторону, соседи — на свою. Но все же была общая стена. В сенях сквозь нее проникали к нам запахи картошки, поджариваемой на постном масле, жареного лука, жареной трески, запах самой керосинки.

Достигали и звуки. Отчетливо было слышно, как соседствующая хозяйка Нюшка рубит уткам крапиву, как храпит в сенях ее отец, дядя Павел, как тявкает вздорная собачонка с нелепой для деревни кличкой Рубикон, как ежедневно ругаются между собой отец с дочерью.

Они жили вдвоем, потому что остальные многочисленные дети дяди Павла все разъехались по сторонам. Одна только Нюшка приросла к деревенскому дому. Она овдовела в первые дни войны и с тех пор живет без мужика, что, вероятно, тоже наложило свою печать на ее и без того нелегкий характер.

У дяди Павла пенсия — двадцать семь рублей. Нюшка на ферме зарабатывает гораздо больше. Вероятно, главные раздоры между отцом и дочерью начались с этого материального неравенства. Нюшка отделила дядю Павла от своего стола и поставила дело так, чтобы он питался отдельно. Оно бы ничего. Восьмидесятилетнему старику нужно немного.

Двадцати семи пенсионных рублей — по деревенской жизни — как раз бы хватило. Но у Нюшки, кроме зарплаты, было еще одно преимущество: она была женщиной, стряпухой, хозяйкой. Ей сподручней топить печку, варить похлебку, жарить картошку на постном масле. Нельзя было вдвоем соваться в одну и ту же печь. Да и характер обидевшегося дяди Павла не позволял никаких совместных действий.

Таким образом, старик обычно сидел на сухомятке.

Половину дня Нюшка проводила на ферме. В это время дядя Павел иногда зажигал керосинку, чтобы разогреть хотя бы рыбные консервы — кильку в томате. В старости, когда остывает кровь, говорят, особенно хочется горяченького.

Но чаще дядя Павел стоял перед домом, нахохлившись, в своей стеганке, глядя вдоль села слезящимися глазами, и, отщипывая из кармана, жевал хлебушек, гоняя его по рту беззубыми деснами. Иногда старик баловал себя печеньем, тоже обламывая его в кармане.

Это не от жадности, не для того, чтобы не показывать людям, но зачем же стоять посреди улицы с кульком печенья или с куском хлеба в руках.

За стеной в такие часы было тихо. Но как только Нюшка приходила с фермы, начинали зарождаться звуки и шумы. Вот хозяйка ласково поговорила с Рубиконом. Пожалуй, это было единственное существо в ее доме, с которым она говорила ласково, не считая разве уточки-хромоножки. С Рубиконом Нюшка говорила так:

— Ну, что, соскучился, дурачок! Скушно, чай, сидеть целый день на цепи? Сейчас я тебя отвяжу. Ах ты, собачья голова, понял, обрадовался. Ступай, побегай.

Затем начиналось кормление уток:

— Ах ты миленькая, ах ты хроменькая моя, на вот тебе отдельно… А ты куда лезешь, лопай со всеми вместе! — Это на какую-нибудь утку, решившую полакомиться из блюда хромоножки.

Поросенок, почуяв еду, начинал визжать пронзительно и надсадно.

— Холера, успеешь, замолчи, вот я тебе сейчас покричу, я тебе сейчас покричу!

Если бы еще какая-нибудь скотина была у Нюшки, то, вероятно, отборные словечки нарастали бы и дальше. Но никакой скотины больше не было. Оставался дядя Павел.

Я думаю, что самая отборная брань приходилась на дядю Павла вовсе не потому, что дочь относилась к отцу хуже, чем к Рубикону или к поросенку. Но ведь дядя Павел, в отличие от бессловесных тварей, мог отвечать, и брань его бывала обычно не менее остроумной и изощренной.

После каждой очередной схватки старик шел на нашу половину. Он здоровался у порога, снимал шапку и садился на стул, унося его от стола на середину комнаты. Мы уговаривали старика сесть с нами и выпить чашку чаю, но чем больше мы его уговаривали, тем дальше и дальше он отодвигал свой стул.

Сначала разговор шел о том о сем: что вот опять нет дождя или, напротив, что вот опять с утра дождь, — потом дядя Павел решительно переходил на главную тему:

— Сволочь. И откуда такие зарождаются? Ведь что она надо мной вытворяет! Чистого кипятку не дает. Да ляд с ним, кипятком, хоть бы не кричала, не срамила последними словами. Помню, я со старшей дочерью жил. Рай, а не жизнь.

Бывало, с работы идет, а я сижу в избе у окна. Так она еще с улицы в окно поглядит, смеется: «Ну как, петушок, сидишь, лиса тебя не утащила?» Пошутит эдак-то, и сразу у нас человеческая жизнь. А эта… И голос у дяди Павла меняется.

— Каблуком бы ее раздавить…

Мы со смущением слушали откровенные излияния отца по поводу дочери, большую часть которых я не могу здесь привести по чисто цензурным соображениям.

— Вот погодите, — предрекал дядя Павел, — она вам здесь житья не даст, покарай меня бог.

Это предположение нам казалось странным и неправдоподобным. Как это может быть, чтобы к нам стали относиться плохо, если мы сами ко всем относимся хорошо или, во всяком случае, никому не мешаем? Но мрачные предсказания дяди Павла неожиданно начали сбываться.

У жителей этой деревни существует привычка — помои выливать на дорогу.

Если раздуматься, нарочно не изобретешь такой отвратительной привычки, потому что если в выливаемых помоях есть какая-нибудь зараза, то нет вернее способа распространить ее на всю округу, как вылить на дорогу.

Проедет телега либо машина — и повезут заразу, прилипшую к колесу, по всему белому свету. Но тем не менее эта дурная привычка в Светихе существует. Каждая хозяйка выносит помои на дорогу против своих окон и выливает их в колею.

Против пятистенка, в котором нам привелось тогда жить, не было никакой дороги, он располагался в стороне от главной улицы. Против дома ровная зеленая лужайка. По ней приятно ступать босиком, приятно полежать на ней в тени развесистой старой липы.

Посреди полянки, шагах в семи от окон, канавка не канавка, ложбинка не ложбинка. Когда-нибудь прокопали канавку, но теперь она сгладилась и заросла все той же шелковой травкой.

От этой ложбинки большая польза: во время летнего ливня или затяжных невеселых дождей вода не собирается перед окнами в лужи, не застаивается, но мчится вдоль по ложбинке в отдельный пруд.

И вот мы видим из окна, что Нюшка выносит большой таз помоев и выливает его на лужайку, как раз против окон. Во-первых, теперь не полежишь на траве под липой; во-вторых, начнут разводиться мухи, которые будут залетать в окна и садиться на хлеб и сахар; в-третьих, помои во время дождя стекут в пруд, в котором жители полощут белье, моют ноги после трудового дня, а ребятишки иногда купаются.

Источник: https://libking.ru/books/prose-/prose-rus-classic/53215-vladimir-solouhin-pod-odnoy-kryshey.html

Конспект урока литературы на тему «В.А. Солоухин «Под одной крышей»

Тема урока: «В.А. Солоухин «Под одной крышей»

Учитель: Малышева Т.А.

  • Цели урока :
  • предметные: анализ сюжета произведения;
  • исследование художественной ткани рассказа;
  • метапредметные:
  • умение анализировать текст, устанавливать смысловые связи;
  • личностные: нравственное воспитание.
  • Оборудование: презентация.
  • Ход урока.

Вы когда-нибудь слышали такую фразу: «Вам письмо!» Вы получаете письма? А пишите ли вы письма?

Каждому из вас я вручаю письмо. Прочитайте его.

-Какими сокровенными мыслями делится с вами автор этого письма? Кто автор этого письма?

-Что вы знаете о В. Солоухине?

(презентация). Сообщение. «Биография В. Солоухина».

  1. Владимр Солоухин – поэт, прозаик, публицист.
  2. Стихотворение.
  3. — Какова идея стихотворения?
  4. Обращаемся к творчеству Солоухина по двум причинам:
  5. 1.пополнение нашего читательского багажа
  6. 2. наше читательское развитие

В центре нашего внимания – сюжет рассказа, а также мы иссследуем художественную ткань текста. Солоухин способен высекать большую мысль из мелких бытовых деталей. Мы прочитали первую часть рассказа. Ваше мнение о прочитанном.

-Какие проблемы затрагивает в этом рассказе В. Солоухин (бытовые, экологические, нравственные)

Рассказ называется «Под одной крышей», а кто живет под одной крышей? Обратимся к эпиграфу урока: « Мы все посажиры одного корабля по имени Земля» (Антуан Экзюпери).

-Как вы понимаете смысл заголовка? Название становится символичным, как и стена, разделяющая этот дом. Оказывается, по разные стороны дома живут не только люди, а что ещё? Добро и зло.

-Каковы отношения Нюшки и отца?

-Отец задается вопросом:

«Сволочь! Откуда такие берутся?» Так откуда же такие берутся?

-Почему Нюшка, ненавидя отца, любит уточку –хромоножку? (символичная деталь у уточки сломана нога, у Нюшки – судьба).

Обратимся к художественной ткани перовй части. Нюшка, не умеющая любить людей, нарушает красоту, гармонию в природе .

Найдите это в тексте.

-В чем глубинный смысл фразы: «… повезут заразу по всему свету».

Как изменилась лужайка7 Найдите метафору. (зловонная, черная язва).

  • Земля как живой организм страдает от злобы людей.
  • -Как развивается бытовая ссора?
  • В каких сценах это показано?

В чем символичность этих сцен? (сцена в магазине, — обливают помоями уже людей, т.е говорит о них неправду; ядовитые пауки – паутина зла – война химическими средствами).

-Как, по –вашему, будут развиваться события во второй части? Помиряться, будут искать новые пути для примирения или паутина зла пойдет дальше?

Читаем страницу 6-7 (1 часть)

Обратимся к художественным деталям. У собаки редкое для деревни имя Рубикон. Что означает фразеолгизм – перейти рубикон?

Работа со словарем (Катя)

Как Нюшка встретит соседку? Что произойдет между ними? Читаем 2 часть ( стр 7-9)

  1. -Почему рассказчие предлагает такой путь решения проблемы: на зло ответить добром.
  2. -Найдите в тексте фразу, которая помогает понять позицию автора.
  3. -Почему на зло нельзя отывечать злом?
  4. Мы живем в одном доме под одной крышей
  5. -Как оценивает поступок жены?
  6. -Что оказывается в жизни самое трудное?
  7. -Почему жена несет в подарок дрожжи? Образ тоже символический (хлеб – символ гостеприимства)
  8. Читаем 3 часть (ст 9).
  9. — Как сложатся дальше взаимоотношения соседей?
  10. -Какие слова автора звучат иронично? (ирония автора опо поводу материальных средств примирения)
  11. -Что приносит в подарок Нюшка? (лук – символ слез)
  12. -Почему соседи Нюшки уехали из деревни навсегда?
  13. -Какова идея произведения? (важно быть человеком, на котором прекращается цепочка зла)
  14. — Соседи струсили?
  15. -Что отсталось в памяти рассказчика?
  16. Стихотворение И. Северянина «Их образ жизни»
Читайте также:  Краткое содержание волков тайна заброшенного замка за 2 минуты пересказ сюжета

-О ком в стихотоворении речь? Какое слово опускает И.Северянин? Почему?

-Может ли это стихотворение быть эпиграфом к рассказу Солоухина?

-Почему? Что объединяет два стихотворения?

  • Стихотоворнние Солоухина
  • «Здравствуйте» — то есть будьте в хорошем здоровье,
  • это главное в жизни.
  • Я вам, главного, лучшего в жизни желаю.
  • -Здравствуйте! Я Вас встретил впервые, но я человек, и вы человек
  • -Мы люди на этой Земле.
  • Вывод по уроку

Такие жизненнные уроки дает Солоухин нам ,читателям? (терпимость, толерантность, небезразличие к окружающим людям, взаимопонимание, способствуют гармонии внутреннего мира каждого из нас, придают равновесие, не только каждой отдельной семье, но и оберегают от зла всю планету).

  1. Домашннее задание. Написать сочинение – письмо автору
  2. «Размышления о расссказе…»
  3. «Мои читательские открытия»

Источник: https://infourok.ru/konspekt-uroka-literaturi-na-temu-va-solouhin-pod-odnoy-krishey-3504301.html

Краткое содержание «Мститель»

Рассказ «Мститель» Солоухина был написан в 1961 году. Произведение описывает отношения двух приятелей, один из которых совершил некрасивый поступок по отношению к другому. Главный герой отказывается от мести, понимая, что ни к чему хорошему она не приведет.

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн каткое содержание «Мститель» на нашем сайте.

Рассказчик  – мальчик, добрый, дружелюбный, справедливый.

Витька Агафонов – одноклассник, друг рассказчика, совершивший подлый поступок, но, по сути, неплохой мальчик.

Как-то раз в сентябре учеников отправили копать картошку. Ребята были очень довольны – вместо того, чтобы решать сложные задачи «на скучном уроке по арифметике», они вовсю резвились и дурачились на картофельном поле. Главное развлечение заключалось в том, чтобы как можно дальше закинуть гибким прутом картошку или тяжелый земляной шарик.

Почувствовав удар по спине, главный герой оглянулся и понял, что это в него запустил земляной шарик Витька Агафонов. У пострадавшего на глаза навернулись слезы от горькой обиды – он ведь всегда принимал Витьку в компанию, даже если другие ребята отказывались с ним играть. Неудивительно, что мальчик совсем не ожидал подобного предательства с его стороны.

Никто из ребят не заметил этого маленького происшествия, но герой «уж не видел ни картошки, ни солнца, ни неба».

Постепенно в его голове созрел план мести – «через несколько дней, когда все позабудется», заманить предателя в лес и как следует отлупить его.

Так мальчик и поступил – пригласил Витьку «в лес жечь теплинку». Герой притворился, что совершенно не держит на него зла, и ребята отправились в путь.

В лесу было очень интересно. На глаза мальчишкам попалась норка, из которой вылетел шмель. Они принялись было копать норку в надежде достать мед, но она оказалась заброшенной. Затем ребята нашли грибы и принялись их жарить на костре. Герой все время поджидал подходящий момент, чтобы наказать обидчика, но каждый раз откладывал свою месть. В итоге он решил, что ударит Витьку по дороге домой.

Когда ребята, перемазанные сажей, отмылись в речке, и отправились домой, у героя под ложечкой начало «ныть и сосать». Глядя на оттопыренные уши Витьки, шедшего впереди, он понял, что ему перехотелось наказывать своего обидчика.

Оказалось, что «совсем непросто ударить человека, который доверчиво идет впереди тебя». День, проведенный вместе с Витькой в лесу, был до того хорош, что в душе героя не осталось и следа от былой злости.

Он решил простить его, но уж в другой раз не дать ему спуска!

Книга Владимира Солоухина учит добру, милосердию, умению прощать, находить хорошее в своих друзьях. Месть способна лишь растревожить, растравить душу, и гораздо приятнее простить человека, даже если он совершил не самый благовидный поступок.

После ознакомления с кратким пересказом «Мститель» рекомендуем прочесть рассказ в полной версии.

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Средняя оценка: 4.8. Всего получено оценок: 57.

Источник: https://obrazovaka.ru/books/solouhin/mstitel

«Мститель» — краткое содержание рассказа Владимира Солоухина — Помощник для школьников Спринт-Олимпиады

В русской литературе много произведений, в которых описывается дружба детей в послевоенное время. Некоторые из них изучают в рамках школьной программы. Пример — рассказ Солоухина «Мститель». Краткое содержание поможет подготовиться к уроку литературы, а чтобы проникнуться сюжетом и лучше понять задумку писателя, стоит прочесть текст в оригинале.

Анализ произведения

Произведение написано в послевоенную эпоху. Кроме года создания, на это указывают многие детали, например:

  • существование колхозов;
  • помощь детей на уборке картофеля;
  • своеобразные развлечения;
  • обилие диалектных и устаревших слов, характе́рных для середины прошлого века;
  • название предмета — арифметика.

Жанр произведения — рассказ. Повествование ведётся от лица героя, а сюжет построен вокруг одного события.

Фабула произведения проста. В сентябре ученики помогали взрослым убирать картофель, а один мальчик, Витька Агафонов, исподтишка ударил своего товарища прямо в спину.

Рассказ ведётся от лица побитого мальчика. Ему не было больно, но душу захлестнула обида. Рассказчик решил отомстить Витьке, а в конце произведения понял, что идея была не такой уж хорошей и отказался от неё. В произведении присутствуют все стандартные композиционные элементы:

  • экспозиция;
  • завязка;
  • кульминация;
  • развязка.

Ярко и подробно показаны изменения, произошедшие в душе героя. Один маленький поступок привёл к большим трансформациям: сначала мальчик хотел отомстить, а потом принял очень важное решение — отказался от первоначального замысла и это принесло ему облегчение. В произведении всего 2 героя: рассказчик и его приятель Витька Агафонов.

Средства выразительности

Автор использует несколько приёмов, чтобы лучше показать читателю, что творится в душе рассказчика. Первое средство выразительности — антитеза. Владимир Солоухин описывает настроение мальчика до предательского удара и после него.

Сначала главный герой радовался вместе со всеми, а когда получил тычок в спину, не мог думать ни о чём, кроме того, как лучше ответить обидчику. Даже природа, кажется, утратила свою красоту.

Эпитеты и метафоры, с помощью которых созданы пейзажные описания и зарисовки в начале рассказа:

  • «серебряные ниточки»;
  • «ниточки паутинок»;
  • «денёк… тихий, тёплый»;
  • «сделан из золотого с голубым».

Когда приятель стукнул мальчика, тот перестал замечать и небо, и картошку, и солнце. Описывая состояние ребенка, писатель отмечет детали:

  • руки «задрожали»;
  • голос стал «глухим»;
  • губа «задёргалась».

Язык повествования — яркий, колоритный и самобытный, поэтому на двух станицах автор сумел сказать очень много.

Динамичным и эмоциональным произведение делают диалектные слова и выражения, например:

  • теплинка;
  • айда;
  • на любака;
  • живо-два.

В рассказе есть одна интересная деталь, по которой становится понятно, что желание отомстить было ошибочным.

Герой, от лица которого ведётся повествование, «гораздо сильнее» своего обидчика. Конечно, стерпеть обиду от того, кто слабее, сложно, но мстить ему исподтишка или открыто совсем неправильно. Главное, что герой это понял.

Краткое содержание

Осенью школьники младших классов помогали убирать картофель на колхозном поле. Стояла отличная погода, и ребята вовсю дурачились и веселились. Их радовало, что можно на некоторое время забыть о скучных уроках.

Дети придумали развлечение: они насаживали на прутики комья земли, размахивались и бросали.

Так интересно было наблюдать за тем, чей шарик улетит дальше! Иногда вместо земляных комьев на прутках оказывалась картошка — она тоже хорошо летала.

В какой-то момент рассказчик почувствовал, что его ударили по спине. У мальчика сразу испортилось настроение. Ему захотелось плакать. Герой уточняет, что от физической боли слёз нет. От неё можно кричать, кататься по земле, чтобы стало легче. А когда тебя незаслуженно обидели, слёзы сами наворачиваются на глаза.

Другие ребята ничего не заметили, а для рассказчика день утратил своё очарование. Ему показалось, что всё вокруг померкло. Мальчик решил, что через несколько дней, когда Витька забудет о своём подлом поступке, он заманит его в лес и там наподдаст. Прошло некоторое время.

На большой перемене герой подошёл к Витьке и предложил пойти в лес, чтобы «жечь теплинку». Мститель волновался, его голос стал глухим, а руки задрожали, поэтому пришлось спрятать их в карманы. Витька как будто что-то заподозрил, но рассказчику удалось совладать с собой.

После уроков ребята отправились на прогулку. По дороге мальчик обдумывал, как и когда лучше стукнуть Витьку. Он всё откладывал, ждал подходящего момента, а тот никак не подворачивался. Сначала ребята стали раскапывать норку шмеля, но никого там не нашли. Затем они нашли «стаю рыжиков», пожарили их на костре и съели.

Всё время выходило так, что Витька придумывал что-то интересное, и из-за этого герою было неловко его колотить. Потом он решил, что отомстит, когда будут возвращаться домой.

Но когда ребята отмылись в речке от сажи и отправились восвояси, незадачливый мститель опять не смог побить обидчика. Тот «доверчиво» шёл впереди, и его уши смешно оттопыривались.

Рассказчик понял, что, оказывается, побить человека не так просто.

В итоге герой принял важное решение: сейчас он простит товарища, а если тот снова ударит исподтишка, точно отплатит! От этой мысли на душе стало легко, и в село мальчики зашли «как лучшие дружки-приятели».

Подготовка к сочинению

Читать «Мститель» Солоухина лучше в оригинале: это поможет подготовить пересказ и заполнить читательский дневник. Текст произведения представлен полностью и бесплатно.

В рассказе есть аргументы к ЕГЭ по направлению «Месть и великодушие». Суть в следующем: обиженный человек может взращивать в себе желание отомстить, но если он добрый по натуре, ничего не получится.

Светлая сторона личности возьмёт верх, и в итоге обидчик будет прощён.

Великодушный человек не может искренне ненавидеть и желать другому зла. Накручивая себя обидой, он только разрушает душу. Поэтому автор отмечает, что маленький герой испытал облегчение, отказавшись своего коварного плана.

Самая важная мысль заключается в том, что мальчик сумел выйти из сложного положения, сохранив достоинство. При подготовке к уроку важно не перепутать произведение Солоухина с другим рассказом «Мститель», который написал Чехов.

ПредыдущаяСледующая

Источник: https://Sprint-Olympic.ru/uroki/literatura/kratkoe-soderzhanie/100868-mstitel-kratkoe-soderjanie-rasskaza-vladimira-soloyhina.html

Читать

  • Владимир Алексеевич Солоухин
  • (1924-1997)
  • Белая трава
  • (Рассказы)
  • Художник С. Соколов

Каравай заварного хлеба

По ночам мы жгли тумбочки. На чердаке нашего общежития был склад старых тумбочек. Не то чтобы они совсем никуда не годились, напротив, они были ничуть не хуже тех, что стояли возле наших коек, – такие же тяжелые, такие же голубые, с такими же фанерными полочками внутри.

Читайте также:  Краткое содержание падение камю за 2 минуты пересказ сюжета

Просто они были лишние и лежали на чердаке. А мы сильно зябли в нашем общежитии. Толька Рябов даже оставил однажды включенной сорокасвечовую лампочку, желтенько светившуюся под потолком комнаты.

Когда утром мы спросили, почему он ее не погасил, Толька ответил: «Для тепла…»

Обреченная тумбочка втаскивалась в комнату. Она наклонялась наискосок, и по верхнему углу наносился удар тяжелой чугунной клюшкой. Тумбочка разлеталась на куски, как если бы была стеклянная. Густокрашеные дощечки горели весело и жарко. Угли некоторое время сохраняли форму то ли квадратной стойки, то ли боковой доски, потом они рассыпались на золотую, огненную мелочь.

Из печи в комнату струилось тепло. Мы, хотя и сидели около топки, старались не занимать самой середины, чтобы тепло беспрепятственно струилось и расходилось во все стороны. Однако к утру все мы мерзли под своими одеялишками.

Конечно, может быть, мы не так дорожили бы каждой молекулой тепла, если бы наши харчишки были погуще. Но шла война, на которую мы, шестнадцатилетние и семнадцатилетние мальчишки, пока еще не попали.

По студенческим хлебным карточкам нам давали четыреста граммов хлеба, который мы съедали за один раз. Наверное, мы еще росли, если нам так хотелось есть каждый час, каждую минуту и каждую секунду.

На базаре буханка хлеба стоила девяносто рублей – это примерно наша месячная стипендия. Молоко было двадцать рублей бутылка, а сливочное масло – шестьсот рублей килограмм. Да его и не было на базаре, сливочного масла, оно стояло только в воображении каждого человека как некое волшебное вещество, недосягаемое, недоступное, возможное лишь в романтических книжках.

А между тем сливочное масло существовало в виде желтого плотного куска даже в нашей комнате.

Да, да! И рядом с ним еще лежали там розовая глыба домашнего окорока, несколько белых сдобных пышек, вареные вкрутую яйца, литровая банка с густой сметаной и большой кусок запеченной в тесте баранины.

Все это хранилось в тумбочке Мишки Елисеева, хотя на первый взгляд его тумбочка ничем не выделялась среди четырех остальных тумбочек: Генки Перова, Тольки Рябова, Володьки Пономарева и моей.

Отличие состояло только в том, что любую нашу тумбочку можно было открыть любому человеку, а на Мишкиной красовался замок, которому, по его размерам и тяжести, висеть бы на бревенчатом деревенском амбаре, а не на столь хрупком сооружении, как тумбочка: знали ведь мы, как ее надо наклонить и по какому месту ударить клюшкой, чтобы она сокрушилась и рухнула, рассыпавшись на дощечки.

Но ударить по ней было нельзя, потому что она была Мишкина и на ней висел замок. Неприкосновенность любого не тобой повешенного замка вырабатывалась у человека веками и была священна для человека во все времена, исключая социальные катаклизмы в виде слепых ли стихийных бунтов, закономерных ли революций.

Отец Мишки работал на каком-то складе неподалеку от города. Каждое воскресенье он приходил к сыну и приносил свежую обильную еду.

Красная, круглая харя Мишки с маленькими голубыми глазками, запрятанными глубоко в красноте, лоснилась и цвела, в то время как, например, Генка Перов был весь синенький и прозрачный, и даже я, наиболее рослый и крепкий подросток, однажды, резко поднявшись с койки, упал от головокружения.

Свои припасы Мишка старался истреблять тайком, так, чтобы не дразнить нас. Во всяком случае, мы редко видели, как он ест. Однажды ночью, проснувшись, я увидел Мишку сидящим на койке.

Он намазал маслом хлеб, положил сверху ломоть ветчины и стал жрать. Я не удержался и заворочался на койке. Может быть, втайне я надеялся, что Мишка даст и мне. Тяжкий вздох вырвался у меня помимо воли.

Мишка вдруг резко оглянулся, потом, напустив спокойствие, ответил на мой вздох следующей фразой:

– Ну ничего, не горюй, как-нибудь переживем.

Рот его в это время был полон жеваным хлебом, перемешанным с желтым маслом и розовой ветчиной.

В другую ночь я слышал, как Мишка чавкает, забравшись с головой под одеяло. Ничто утром не напоминало о ночных Мишкиных обжорствах. На тумбочке поблескивал тяжелый железный замок.

К празднику Конституции присоединилось воскресенье, и получилось два выходных дня. Тут-то я и объявил своим ребятам, что пойду к себе в деревню и что уж не знаю, удастся ли мне принести ветчины или сметаны, но черный хлеб гарантирую.

Ребята попытались отговорить меня: далеко, сорок пять километров, транспорт (время военное) никакой не ходит, на улице стужа и как бы не случилось метели.

Но мысль оказаться дома уже сегодня так овладела мной, что я после лекций, не заходя в общежитие, отправился в путь.

Это был тот возраст, когда я больше всего любил ходить встречать ветра.

И если уж нет возможности держать против ветра все лицо, подставишь ему щеку, вроде бы разрезаешь его плечом, и идешь, и идешь… И думаешь о том, какой ты сильный, стойкий; и кажется, что обязательно видит, как ты идешь, твоя однокурсница, легкомысленная, в сущности, девочка Оксана, однако по взгляду которой ты привык мерить все свои поступки.

Пока я шел по шоссе, автомобили догоняли меня. Но все они везли в сторону Москвы либо солдат, либо ящики (наверное, с оружием) и на мою поднятую руку не обращали никакого внимания.

Морозная снежная пыль, увлекаемая скоростью, перемешивалась с выхлопными газами, завихрялась сзади автомобиля, а потом все успокаивалось, только тоненькие струйки серой поземки бежали мне навстречу по пустынному темному шоссе.

Когда настала пора сворачивать с шоссе на обыкновенную дорогу, начало темнеть. Сперва я видел, как поземка перебегает дорогу поперек, как возле каждого комочка снега или лошадиного помета образуется небольшой барханчик, а каждую ямку – человеческий ли, лошадиный ли след – давно с краями засыпало мелким, как сахарная пудра, поземным снежком.

Назад страшно и оглянуться – такая низкая и тяжелая чернота зимнего неба нависла над всей землей. Впереди, куда вела дорога, было немного посветлее, потому что и за плотными тучами все еще брезжили последние отблески безрадостного декабрьского дня.

По жесткому шоссе идти было легче, чем по этой дороге: снег проминался под ногой, отъезжал назад, шаг мельчился, сил тратилось гораздо больше.

Меня догнал человек – высокий усатый мужик, одетый поверх пальто в брезентовый плащ и закутанный башлыком. Этого небось не продувает. Случайный попутчик шагал быстро, и я старался тянуться за ним, хотя и знал, что для моей «марафонской» дистанции такой темп не годится, что я обессилею раньше, чем доберусь до села.

Ему-то что! Он идет лишь до Бабаева. Скоро он будет дома, а мне идти еще двадцать километров.

Дома самовар поставит ему жена, чайку горяченького. Или, может, достанет из печки щей. Они, конечно, постные, остыли, чуть тепленькие. Но все равно, если взять ломоть хлеба потолще…

Я почувствовал, что желудок мой совершенно пуст и, для того чтобы дойти до дому, я обязательно должен что-нибудь съесть, хотя бы жесткую хлебную корку со стаканом воды. Некоторое время я шел, вспоминая, как однажды, еще до войны, съел с морсом целую буханку хлеба. А то еще, помнится, я варил себе обеды, когда жил не в общежитии, а на частной квартире. Это тоже было до войны.

Я шел на базар и покупал на рубль жирной-прежирной свинины. Она стоила десять рублей килограмм. Значит, на рубль доставался мне стограммовый кусок. Эту свинину, изрезав на одинаковые кубики, я варил с вермишелью. Белые кубики плавали сверху, и, когда с ложкой вермишели попадал в рот кубик, во рту делалось вкусно-вкусно… Продавали до войны и сухой клюквенный кисель.

Разведешь розовый порошок в стакане кипятку…

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=86104&p=21

Солоухин – краткое содержание рассказов

Главная › Краткое содержание

В одну из ночей в деревне Некрасиха одновременно загорелось несколько домов. Зарево багрового цвета распространилось столь далеко, что его можно было увидеть в близлежащих поселках Читать далее

Каравай заварного хлеба

Солоухин Владимир Иванович написал произведение «Каравай заварного хлеба» о тяжелой жизни мирного населения в годы Великой отечественной войны. Читать далее

Мочёные яблоки

Ничем не примечательное происшествие попадания автомобиля в лужу для писателя явилось сюжетом к созданию литературного произведения. Банальная и вполне привычная для российских водителей ситуация дает повод о многом задуматься. Читать далее

Мошенники

Действие происходило во время Великой отечественной войны. На авиационный завод весной приехали на практику студенты. Им было по 17 лет, они еще ничего не умели делать. Парней никуда особо не привлекали Читать далее

Мститель

Учеников младших классов отправили на школьный огород. Они должны были копать картошку. Ребята были просто счастливы от того, что им не нужно сидеть и решать примеры на уроке арифметики. Читать далее

Ножичек с костяной ручкой

Ученику второго класса подарили перочинный нож. Он был очень красивый. У ножа было два зеркальных лезвия и костяная ручка. Подарок мальчику привезли из самой столицы. Читать далее

Под одной крышей

События рассказа Владимира Солоухина «Под одной крышей» разворачиваются между несколькими главными героями – двумя семьями, которые живут в обычном деревенском доме на двух хозяев. Повествование рассказа ведётся от лица мужа Читать далее

Про волка

У Бориса, автора рассказа, был приятель. Он считался хорошим охотником. Однажды он пообещал Борису привезти из леса волчонка. Через два месяца он исполнил своё обещание. Первое время Борис не знал, как вести себя хоть и с маленьким Читать далее

Черные доски

Солоухин Владимир Алексеевич (1924-1997) – Самый ярчайший представитель деревенской прозы, автор множества стихов, поэзий. Обладатель таких орденов как Трудового Красного Знамени, Дружбы народов и нескольких других. Ну и просто хороший мужик. Читать далее

Об авторе

Как необъятна и красива наша Родина. Кажется, не хватит целой жизни, чтобы оглядеть всю красоту России. Жители городов, крупных и малых, словно живут под куполом, не представляя себе иной жизни. Не представляя своего существования без трамваев, универмагов и асфальтовых дорог. А там за рубежами городов совсем иная жизнь.

Читайте также:  Краткое содержание оруэлл 1984 кратко и по частям за 2 минуты пересказ сюжета

Подъем вместе с солнцем, нет дорог, одни лишь направления, а самый крупные универмаги во дворах и огородах. Тяжела работа на земле, но, не смотря на это в селах так же любят, ненавидят, поют и плачут, как и в городах. И душевные проблемы у людей из деревни те же.

Благодаря выдающимся представителям деревенской прозы, мы открываем для себя новый взгляд на душу человека в более суровых условиях жизни и понимаем, что они как мы, просто жизнь у них сложнее.

Владимир Солоухин – не самый известный писатель, но один из талантливейших, один из тех, кого по праву называют «солью земли Русской». В своих глубоких произведениях он боготворит нашу великую Родину. Он показывает красоту страны через ее удивительный, порою непостижимый народ.

Для Владимира ничего нет прекрасней и ближе его родины. Все его строки о природе России пропитаны нежностью и любовью. Словно сын рассказывает о любимой матери, Владимир Солоухин описывает красоту полей, величину лесов и сияние рек. Читая его тексты, сердце откликается теплотой.

Владимир Алексеевич, являлся поклонником жанра деревенской лирики. Его произведения просты для восприятия и легко читаются, но, несмотря на это имеют невероятно глубокий смысл. Тексты, написанные им, очень патриотичны и несут в себе любовь к родине и людям. После прочтения его трудов, еще очень долго нельзя отделаться от мыслей о родине, верности и чести.

Творчество Солоухина, на мой взгляд, неоправданно непопулярно в современной России. Такие писатели как он, должны преподаваться в школе наравне с Шукшиным и Есениным. Его книги воспитывают в людях правильные мысли о патриотизме и чести.

Владимир Солоухин – Белая трава. (Рассказы)

Владимир Солоухин – Белая трава. (Рассказы) краткое содержание

В книгу известного писателя входят рассказы, созданные в разные годы, такие, как «Каравай заварного хлеба», «Ножичек с костяной ручкой», «Подворотня», «Белая трава», «Мед на хлебе» и другие.

В основе их действительные случаи, факты собственной жизни. Рассказы разнообразны по содержанию; нравственные проблемы их актуальны и остры: писателя прежде всего интересует человек, его мир, его дело.

  • С о д е р ж а н и е:
  • Каравай заварного хлеба (1961)
  • Ножичек с костяной ручкой (1963)
  • Белая трава (1961)
  • Летний паводок (1961)
  • Закон набата (1963)
  • Моченые яблоки (1963)
  • Варвара Ивановна (1963)
  • Зимний день (1964)
  • Под одной крышей (1966)
  • Золотое зерно (1972)
  • Девочка на урезе моря (1971)
  • Двадцать пять на двадцать пять (1975)
  • Мед на хлебе (1977)

Белая трава. (Рассказы) читать онлайн бесплатно

В книгу известного писателя входят рассказы, созданные в разные годы, такие, как «Каравай заварного хлеба», «Ножичек с костяной ручкой», «Подворотня», «Белая трава», «Мед на хлебе» и другие.

В основе их действительные случаи, факты собственной жизни. Рассказы разнообразны по содержанию; нравственные проблемы их актуальны и остры: писателя прежде всего интересует человек, его мир, его дело.

  1. С о д е р ж а н и е:
  2. Каравай заварного хлеба (1961)
  3. Ножичек с костяной ручкой (1963)
  4. Белая трава (1961)
  5. Летний паводок (1961)
  6. Закон набата (1963)
  7. Моченые яблоки (1963)
  8. Варвара Ивановна (1963)
  9. Зимний день (1964)
  10. Под одной крышей (1966)
  11. Золотое зерно (1972)
  12. Девочка на урезе моря (1971)
  13. Двадцать пять на двадцать пять (1975)
  14. Мед на хлебе (1977)

Источник: https://mirvdochnoveniya.ru/kratkoe-soderzhanie/solouhin-kratkoe-soderzhanie-rasskazov

Читательская лаборатория Как научиться пересказывать сюжет художественного произведения

Читательская лаборатория

Как научиться пересказывать сюжет художественного произведения

Ты получил задание пересказать произведение. Уточни задание, потому что пересказывать можно и сюжет, и фабулу. Это разные виды пересказа. Если ты будешь кратко рассказывать о том, что происходит, в хронологической последовательности, то получится пересказ фабулы.

Но можно построить свой рассказ, сохраняя ту последовательность событий, которую выстроил автор и которой вслед за автором, читая произведение, идет читатель. Тогда ты перескажешь сюжет. Мы будем с тобой учиться пересказывать сюжет так, чтобы не исказить замысел автора.

Твой первый шаг на этом пути: определи тему и основной конфликт произведения. Какова основная тема и основной конфликт легенды А. Платонова «Разноцветная бабочка»? Для этого сначала следует прочитать произведение целиком.

Перечитай 1-ю главу легенды. В центре внимания автора – «одна старушка, по имени Анисья». Внимательное чтение разговора Анисьи и Ульяна позволяет сделать вывод, что не история жизни бабушки интересует автора, а то, ради чего она живет: «Мой сын далеко, а сердце мое чувствует его и умереть не может, пока он жив.

Он сам вернется ко мне, и я дождусь его. А ты иди домой, ты по-пустому живешь». Сама Анисья живет «по делу»: «я сына ожидаю». Из первой главы мы узнали о силе материнской любви и здесь же увидели возникновение конфликта: столкновение жизни и смерти, жизни «по делу» и жизни «по-пустому».

Является ли этот конфликт основным?

Перечитай 2-ю и 3-ю главы легенды.

Основные события в произведении связаны с рассказом о маленьком мальчике Тимоше.

Может быть, именно им уделить основное внимание при пересказе сюжета? Вероятно, так и надо было бы сделать, если бы не особенности композиции этого произведения.

Вспомни, в 4-й главе автор опять обратится к конфликту, обозначенному в 1-й главе. Значит, перед пажи, рамочная композиция, которая подсказывает читателю, что главная тема произведения, его основной смысл заключены в «раме».

Да, основные события связаны с сыном Анисьи, Тимошей, но по законам рамочной композиции они только иллюстрируют, подтверждают очень значимые для автора мысли о полноте жизни в любви.

Не о непослушании мальчика идет речь, а о том, что он – «забыл о земле» и поэтому упал в пропасть.

От Тимоши умирает все живое, ибо он живет так, как будто гонится по тропинке, по которой некогда прошел не любящий никого на свете, бездетный человек, живет, не задумываясь над жизнью.

Человек ушел с земли, которую он не любил, но его след остался. Именно по этому следу и бежит мальчик. Но где бы он ни находился, любовь матери всегда с ним. И Тимоша вспомнил о ней, когда «очутился на дне каменной пропасти». Непрекращающийся зов матери, ее тихий голос, звучащий в его сердце, помог ему идти сквозь камень долгие и долгие годы.

Ты теперь видишь, что композиция произведения «подсказывает» построение твоего пересказа. Поэтому вторым твоим шагом на пути к подготовке успешного пересказа сюжета стало осознание особенностей композиции произведения.

А третьим твоим шагом будет составление плана пересказа сюжета. При этом надо помнить, что при пересказе ты должен сохранить ту последовательность событий, которая определена композицией. Значит, готовясь к пересказу легенды А.

 Платонова, надо начать с судьбы матери, обратив внимание на эпизод завязки конфликта (разговор с Ульяном), затем кратко объяснить, почему так долго не было сына, и подробно остановиться на встрече матери и сына как кульминации и развязке действия.

Обрати внимание: если бы тебе нужно было пересказать фабулу, то ты начал бы не с самого важного, ключевого эпизода произведения, а с самого раннего события – погони мальчика за разноцветной бабочкой.

План пересказа сюжета может выглядеть так:

1. Рассказ о судьбе Анисьи: разговор Анисьи с Ульяном о смысле жизни.

  • 2. История Тимоши:
  •    а) старая тропинка в горы;
  •    б) «Зачем вы все от меня умираете?»;
  •    в) погоня за разноцветной бабочкой;
  •    г) Тимоша «забыл о земле»;
  •    д) путь Тимоши домой.
  • 3. Встреча матери и сына:
  •    а) любящее сердце матери;
  •    б) Тимоша вновь стал ребенком.

Шаг четвертый – пересказ самых важных, основных эпизодов в соответствии с составленным планом. Их надо пересказывать подробно, но можно не упоминать детали, которые подтверждают уже сказанное и не несут значимой, дополнительной информации о героях и событиях.

Перечитай 4-ю главу. Какой фрагмент текста надо пересказать подробно, близко к тексту, а какие детали повествования можно опустить?

В заключительной главе мы убеждаемся, что это произведение о великой силе любви матери, о способности любви не только продлевать, но и возобновлять уже прожитую «по-пустому» жизнь (основная тема).

Встреча матери с сыном, рассказ о том, как «жизнь матери с ее любовью перешла к сыну, и он вновь стал ребенком», должен быть пересказан очень подробно, близко к тексту.

Остальное в этой главе можно передать кратко, своими словами.

Рамочная композиция повествования сделала невозможным рассуждения о Тимоше как о главном герое.

И при пересказе любого эпизода основной акцент должен быть сделан на матери, на ее желании научить сына любить так, как умеет любить она, дать ему другую, уже настоящую, полную любви и ответственности жизнь.

Победив время и смерть, мать дождалась сына, и, вздохнув «последним счастливым дыханием», оставила сына и умерла, передав любовь и жизнь Тимоше. Таким образом, конфликт, отмеченный нами в 1-й главе, является основным.

Шаг пятый: отбери фрагменты текста, которые тебе понравились больше. Включи их в твой пересказ, не нарушая принятой тобою последовательности рассказа. В любом тексте, который ты прочитал, всегда есть фрагменты, эпизоды, которые тебе понравились больше других.

Это может быть не самый важный момент произведения, а, например, наиболее поэтичный. Перечитай описание большой разноцветной бабочки во 2-й главе. «Трепещущая, сияющая бабочка» очень понравилась Тимоше. А тебе? Фрагмент текста, который произвел на тебя наибольшее впечатление, конечно, надо включить в свой пересказ.

И тогда составленный тобою план можно дополнить:

1. Рассказ о судьбе Анисьи: разговор с Ульяном о смысле жизни.

  1. 2. История Тимоши:
  2.    а) старая тропинка в горы;
  3.    б) «Зачем вы все от меня умираете?»;
  4.    в) погоня за разноцветной бабочкой;
  5.    г) «трепещущая бабочка»;
  6.    д) Тимоша «забыл о земле»;
  7.    е) путь Тимоши домой.
  8. 3. Встреча матери и сына:
  9.    а) любящее сердце матери;
  10.    б) Тимоша вновь стал ребенком.
  • О чем должен помнить каждый ученик, готовясь к пересказу сюжета, любого текста:
  • – надо перечитать произведение;
  • – надо проговорить вслух самые важные и понравившиеся эпизоды;

– не надо забывать, что, создавая свой текст (пересказ), ты пересказываешь авторское произведение. И поэтому основное твое внимание должно быть направлено на то, чтобы не исказить замысел автора и работать с текстом произведения бережно, с любовью.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Следующая глава

Источник: https://lit.wikireading.ru/48196

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector