Краткое содержание толстой исповедь за 2 минуты пересказ сюжета

«Юность» является третьей книгой из трилогии Льва Николаевича Толстого «Детство. Отрочество. Юность». Примечательно, что изначально автор задумывал и четвертую часть – «Молодость», однако планам не суждено было сбыться.

Работу над третьей частью писатель закончил в 1856 году, и годом позже произведение было напечатано в «Современнике».

Основная идея повести «Юность», краткое содержание и более подробный пересказ по главам представлены в этой статье.

Основные персонажи

Л.Н. Толстой в последней части трилогии «Юность» рассказывает о студенческих годах главного героя, от лица которого и идет повествование. По сюжету ему часто приходиться сталкиваться с разными людьми, поэтому в повести представлено большое количество героев.

Главные герои

  • Иртеньев Николенька – студент из дворянской семьи;
  • Владимир – его старший брат;
  • Нехлюдов Дмитрий – близкий товарищ Николая.

Второстепенные персонажи

  • Папа – отец главного героя. Вдовец, но по сюжету женится;
  • St.-Jerome – наставник Николеньки;
  • Дубков – приятель Володи;
  • Сонечка – бывшая симпатия Николая;
  • Варенька Нехлюдова – сестра Дмитрия;
  • Любочка – сестра Николая;
  • Мими – гувернантка;
  • Катенька – ее дочь Мими;
  • Авдотья – мачеха главного героя;
  • Иконин – сокурсник Николая;
  • Зухин и Семенов – приятели и сокурсники.

Очень краткий пересказ

Краткое содержание повести «Юность» Льва Толстого позволит читателю представить жизнь шестнадцатилетнего студента, его печали и радости, ранние мечты и надежды.

В недалеком будущем у Николая Иртеньева очень интересный период – поступление в высшее учебное заведение. Он готовится к экзаменам, а заодно и пытается придумать для себя некие правила, которые могли бы помочь ему на пути нравственного самоусовершенствования.

Николай в срок блестяще сдает все экзамены, и его зачисляют в университет. Отец отдает в его распоряжение пролетку с Красавчиком и кучера. Чтобы почувствовать вкус самостоятельной взрослой жизни, Николенька в этот же день едет за разными ненужными безделицами.

Вместе с друзьями и братом Николай едет отметить свое поступление в ресторан. Наблюдая за своими приятелями, он отмечает, что его друг Нехлюдов значительно отличается от Володи и Дубкова правильным отношением к жизни. Однако ему хочется быть похожим на него в меньшей степени.

Из долгих разговоров с Нехлюдовым Николай делает выводы, что взросление – непростой процесс. Это некое становление мыслей, чувств, душевных переживаний. Он замечает, как сложно порой разобраться в новых впечатлениях, которые иногда так захлестывают его.

С женитьбой отца и началом обучения главный герой мечется между кутежами и беседами с Нехлюдовым, который не одобряет его загулы.

Результат веселой студенческой жизни дал о себе знать – Николай провалил часть экзаменов. Закрывшись в своей комнате, он вдруг вспомнил правила жизни, которые составлял для себя перед поступлением.

Он раскаивается и переписывает все правила, которые теперь собирается исполнять неукоснительно.

Краткое содержание по главам

Далее можно прочитать краткое содержание рассказа по главам.

Глава 1. Что я считаю началом юности Николеньке Иртеньеву шестнадцать лет. Время подготовки к вступительным экзаменам совпало с наступающей весной. Глядя на то, как оживает вокруг природа, свежеет воздух, Николаю хочется начать новую, правильную жизнь.

Глава 2. Весна Ежедневно молодой человек наблюдает за тем, как весна вступает в свои права, обновляется природа. В эту пору он чаще общается со своим другом – Дмитрием Нехлюдовым. Он старше Николеньки, спокоен и умен. Невольно главный герой хочет быть похожим на него.

Глава 3. Мечты Снег совсем сошел с земли, кое-где появилась светло-зеленая щетинка травы. Николенька мечтает о другой жизни – жизни ради нуждающихся людей. Он готов отдать бедным свой экипаж, когда папа подарит ему при поступлении в университет, непременно откажется от всех благ и роскошной жизни.

Глава 4. Наш семейный кружок Николенька вспоминает те времена, когда его семья была более полной и дружной. Бабушка скрепляла семейный очаг и трепетно относилась к традициям. Теперь без бабушки папа часто отсутствует дома. Николай с братом Владимиром общаются все меньше, хотя всегда дружили, а Любочка и Катенька стали барышнями и грезят замужеством.

Глава 5. Правила Николенька заводит тетрадь, где фиксирует для себя некие правила жизни. Он собирается неукоснительно их выполнять, чтобы стать безупречным во всех отношениях. Отец в один из дней приглашает в дом духовника, чтобы каждый из членов семьи смог исповедоваться.

Глава 6. Исповедь Каждый заходит к духовнику на исповедь. Николенька волнуется и старается сосредоточиться на возможных грехах, чтобы ничего не забыть. После он чувствует себя необыкновенно легко и спокойно. Однако перед сном он вспоминает об еще одном проступке. Он дрожит от ужаса, ведь утаивание греха карается Богом.

Глава 7. Поездка в монастырь Николенька поднимается очень рано, когда в доме царит тишина. Первый раз он один без сопровождения появляется на улице города. Поймав извозчика, он отправляется в монастырь. Там ему приходиться некоторое время ждать, когда освободится духовник.

Глава 8. Вторая исповедь Духовник не удивлен, увидев молодого человека. Он внимательно слушает, а затем отпускает грехи и благословляет. Из монастыря Николай выходит с необыкновенным ощущением счастья и душевного подъема. Однако дома в суете повседневных дел это чувство немного рассеивается.

Глава 9. Как я готовлюсь к экзамену Почти вся семья отправляется в деревню на природу. В доме остается только Володя и гувернер Николеньки. Нежданная свобода и теплая весенняя погода не дают ему полноценно готовиться к поступлению.

Глава 10. Экзамен истории Перед экзаменом по истории Николай очень волнуется. Он приезжает в университет заранее с Сен-Жеромом. Билет, который достается юноше, он знает, поэтому получает твердую пятерку.

Глава 11. Экзамен математики Математика заставляет Николая немного переживать, поскольку есть пара вопросов, которые он не знает.

Встретившись в вестибюле с Дмитрием Нехлюдовым, он просит объяснить ему бином Ньютона. На экзамене ему попадается второй невыученный вопрос – теория сочетаний.

У молодого человека все холодеет внутри, однако в последний момент он меняется билетом с другим студентом и в итоге блестяще отвечает.

Глава 12. Латинский экзамен

Краткое содержание Толстой Исповедь за 2 минуты пересказ сюжетаЭкзамен по латинскому языку прошел неудачно

На экзамене по латинскому преподавателю не понравилось, что Николай улыбается, когда с трудом отвечает другой экзаменуемый. Он просит Николеньку сделать перевод текста, которого никто не мог знать. Так, тому молодому человеку ставят четверку, а Николай получает двойку. Однако с таким результатом можно продолжать экзамены.

Глава 13. Я большой В самом начале мая состоялся последний экзамен, и Николай становится студентом. В тот же день он получает от отца в личное пользование кучера и лошадь с пролеткой. В первую очередь молодой человек отправляется за мелкими покупками, а также табаком и сигарами. Вечером он собирается с друзьями в ресторане праздновать поступление.

Глава 14. Чем занимались Володя с Дубковым Вместе с Нехлюдовым Николай заезжает к Дубкову и видит, как тот с Володей играет в карты. Брат проигрывает, и они отправляются в ресторан.

Глава 15. Меня поздравляют Друзья и Володя поздравляли студента с новым статусом, пили много шампанского и веселились. Николенька замечает, что Нехлюдов не пьет горячительные напитки, более сдержан, не поддерживает разговоры о любовных похождениях и не увлечен сигаретами.

Глава 16. Ссора Несмотря на положительное влияние друга, Николенька не желает отставать от Дубкова и брата. Это поведение кажется ему более взрослым.

Отойдя покурить, он невольно провоцирует ссору с неким Колпиковым, который грубит ему.

Переживая о том, что не смог поставить этого господина на место, Николай кричит на Дубкова, который бросил нелепую фразу. Дмитрий с трудом его усмиряет.

Глава 17. Я собираюсь делать визиты Перед отпуском, который Николай планирует провести в деревне, он по просьбе отца должен нанести некоторые визиты – к Валахиным, Ивиным и Корнаковым. Он раскованно чувствует себя только с Нехлюдовым, однако тщательно готовится к поездке к знакомым.

Глава 18. Валахины В доме Валахиных он встречается с Сонечкой. Они не виделись более трех лет. Николай удивлен, поскольку снова чувствует себя влюбленным.

Глава 19. Корнаковы В гостях у княжеской семьи Корнаковых Николай беседует с княгинями. Он узнает, что его семья является прямыми и единственными наследниками князя Ивана Ивановича.

Глава 20. Ивины В доме Ивиных Николая разочаровывает прием. Их мать постоянно жалуется со слезами на глазах, а отец и сын откровенно холодны с ним. Молодой человек решает, что больше не нужно приезжать к ним с визитом.

Глава 21. Князь Иван Иванович Николенька навещает князя. Иван Иванович очень вежлив и ласков с ним, но молодой человек видит, что это показное радушие. Ему кажется, что он неприятен князю, поскольку является его наследником.

Глава 22. Задушевный разговор с моим другом По дороге на дачу к Нехлюдову друзья беседуют. Дмитрий рассказывает о своих чувствах к Любовь Сергеевне, которая проживает в их доме.

Глава 23. Нехлюдовы Николенька с удовольствием знакомится со всей семьей приятеля, в том числе и с Любовью Сергеевной. Молодому человеку эта девушка не понравилась.

Глава 24. Любовь Николаю очень понравилась тетя Дмитрия – Софья Ивановна. Она тронула его сердце своей заботой обо все членах семьи Нехлюдовых.

Глава 25. Я ознакомливаюсь У Нехлюдовых возникают некие трения относительно чувств Дмитрия к Любови Сергеевне. Эти отношения не поддерживает никто из членов семьи. Но Николаю здесь нравится, потому как к нему относятся здесь, как к взрослому человеку.

Глава 26. Я показываюсь с самой выгодной стороны После чаепития все отправляются на прогулку в сад. Николай не может отвести глаз от Вареньки, однако одергивает себя, напоминая, что его симпатия – Сонечка.

Глава 27. Дмитрий Мечты уносят молодого человека в будущее, где он женат на Вареньке и большое семейство Нехлюдовых становится и его семьей. Поздно вечером у Дмитрия начинает болеть зуб. В приступе раздражения он бьет своего слугу при Николеньке. Ему становится очень неловко перед приятелем. Они беседуют почти до утра.

Глава 28. В деревне Володя и Николай приезжают на лето в деревню. Там юноша снова видит всех близких в полном сборе. Отец гораздо веселее и разговорчивее, чем обычно.

Глава 29. Отношения между нами и девочками Николай много общается с братом. Они очень дружны и понимают друг друга с полуслова. Но вот с женщинами их семейства они стараются не беседовать, считая их глупыми особами.

Глава 30. Мои занятия Летом Николай занялся чтением французских романов и игрой на фортепьяно. Этим он планирует покорять женские сердца. В изучении нотной грамоты ему помогает Катенька.

Глава 31. Comme il faut Зачитываясь романами, Николенька принимает решение походить на их героев. Он желает одеваться со вкусом, следить за ногтями и прической. Однако позднее понимает, какие это глупости.

Глава 32. Юность Николай отмечает, как счастливо он проводит лето, – много купается, загорает, питается овощами и фруктами, ездит верхом. Он желает, чтобы его дальнейшая жизнь была такой же счастливой.

Глава 33. Соседи Николай удивлен, что отец в хороших отношениях с соседями Епифановыми, ведь между ними всегда была неприязнь из-за земли. Однако теперь вдова Анна Дмитриевна, ее сын и дочь Авдотья очень тепло общаются. Николеньке не нравятся эти люди.

Глава 34. Женитьба отца Семья догадывается, что отец ухаживает на Авдотьей. Девушка молода и очень красива. Отцу же около 50 лет.

Глава 35. Как мы приняли это известие Владимир делится с Николаем известием, что папа женится на Авдотье. Он же сообщает ему о давнем романе отца с Мими. Позже отец объявляет семье о помолвке.

Читайте также:  Краткое содержание цветик-семицветик катаева за 2 минуты пересказ сюжета

Глава 36. Университет С наступлением осени, Володя и Николенька возвращаются в город. В это время отец женится. Николай начинает посещение университета. Он не желает примыкать ни к каким компаниям и довольно трудно сходится с сокурсниками.

Глава 37. Сердечные дела Сердце Николая постоянно занято. Он постоянно влюбляется. Предметом страсти становятся то незнакомые дамы, то снова Сонечка. Однако все его увлечения скоротечны.

Глава 38. Свет Впервые в жизни Николай посещает взрослый бал у Корнаковых. От переживаний он ведет себя глуповато, от чего еще сильнее нервничает.

Глава 39. Кутеж Этой же зимой молодого человека приглашают на студенческий кутеж. Вечеринка была не особо веселой, и все откровенно скучали. Однако на следующий день все рассказывали друг другу, как было здорово.

Глава 40. Дружба с Нехлюдовыми Зимой молодой человек почти ежедневно посещал Нехлюдовых. Ему было уютно в этой семье. Он обнаруживает, что Варенька не только красивая, но и очень умная девушка. Он с удовольствием общается с каждым членом семьи.

Глава 41. Дружба с Нехлюдовым Крепкая дружба с Дмитрием уже не кажется главному герою такой прочной, как раньше. Они заметно отдалились друг от друга. Однажды они даже серьезно повздорили.

Глава 42. Мачеха Отец с новой женой возвращаются в город. Николай не уважает мачеху. Многое она делает неправильно, желая сделать, как лучше. На самом же деле, ее привычки доставляют отцу множество неприятностей.

Глава 43. Новые товарищи Николай заводит дружбу с двумя сокурсниками. Ему нравится, что они из небогатых семей, но очень грамотные и интересные. Однако оба любят кутить.

Глава 44. Зухин и Семенов Один из них умный и начитанный молодой человек по фамилии Зухин, а второй набрал много «хвостов». Семенова отчисляют и отправляют на военную службу.

Глава 45. Я проваливаюсь Наступает пора экзаменов. На математике Николенька проваливается, поскольку был совершенно не готов. Его не переводят на второй курс. Несколько дней он не появляется в доме, сидя в своей комнате. Родные предлагают ему перейти на другой факультет. Придя в себя, Николай принимает решение больше не тратить время на разные глупости.

Основная мысль произведения

Краткий пересказ позволяет читателю понять, что Лев Толстой в своей повести размышлял на тему смысла жизни и передавал это через взросление главного героя. Повесть является автобиографической.

Через этот жанр проще донести внутренние переживания автора и показать мир своего героя. Основа повествования – момент перехода от детского, отроческого возраста к юности.

Автор затрагивает извечный вопрос о смысле жизни и цели бытия, заставляя своего героя по мере взросления очищаться и обновляться.

Источник: https://ChitaemKratko.ru/kratkoe-soderzhanie/tolstoy/yunost.html

«Детство» Л. Н. Толстой Кратко

Повесть «Детство» открывают автобиографическую литературную трилогию Льва Николаевича Толстого. Главная проблематика произведения — влияние семейной атмосферы на формирование привычек и характера человека в детском возрасте.

Краткий пересказ повести «Детство»

Главный персонаж повести — Николенька. Мальчишке 10 лет, у него есть сестра Люба и брат Владимир. Родители обеспечили детям домашнее обучение и в свободное от занятий время они имеют возможность много играть и гулять.

Приходит день, когда детям сообщают, что для дальнейшего обучения, им придётся выехать в Москву. Николенька опечален перспективой скорого расставания с отчим домом, с мамой и другими близкими людьми. Не помогла даже настоящая охота, на которую его взял отец, чтобы немного взбодрить. Маленький герой упустил зайца и очень переживал по этому поводу.

Краткое содержание Толстой Исповедь за 2 минуты пересказ сюжета

На следующее утро все домочадцы собрались в одной комнате, чтобы проститься с детьми. Николенька трудно расставался с матерью, он опасался перемен и жизни в большом городе.

Прошёл месяц. Маленький герой попробовал себя в стихосложении. Его первые стихи в честь бабушки, у которой именины. Вечером прибыло много гостей, среди них Николенька повстречал девочку Соню. Они танцевали и договорились перейти на «ты». Перед сном герой признался брату, что впервые влюблён.

Ещё спустя полгода, не смотря на то, что занятия были в самом разгаре, отец срочно увёз мальчишек домой. Оказалось мама Николеньки очень серьёзно заболела.

К несчастью, дети не успели застать матушку в сознании, её не стало в день их приезда, не приходя в себя и не успев проститься. Сердце Николеньки переполнилось болью. Дом осиротел.

Отец увёз детей в Москву. Так закончилось детство Николеньки.

Список героев повести Толстого «Детство»

Наиболее значимые персонажи:

  •  Николенька Иртеньев, 10 лет — главный герой повествования и он же, спустя годы, рассказчик.
  •  Наталья Николаевна Иртеньева — матушка Николеньки.
  •  Пётр Александрович Иртеньев — отец Николеньки.
  •  Карл Иванович — любимый домашний учитель Николеньки.
  •  Наталья Савишна — прислуга в доме Иртеньевых, сначала крепостная, потом экономка по найму.

Другие персонажи:

  • Володя и Люба Иртемьевы — брат и сестра главного героя.
  • Бабушка — в её доме жили дети во время московского обучения.
  • Мими — прислуга в семье Иртемьевых.
  • Катенька — дочь Мими.
  • Григорий — юродивый бродяга.

Краткое содержание повести Толстого «Детство» по главам

Чтобы бегло ознакомиться с тем, о чём говорится в повести, понять её сюжетную линию и общую задумку достаточно прочесть её краткое содержание по главам.

Глава 1. Учитель Карл Иванович

Главному герою Николеньке всего 10 лет. Он растёт в семье дворян, вместе с ним ещё двое детей — брат Володя и сестра Люба. Каждое утро мальчишек будет учитель-немец. Он обучает их на дому, очень к ним привязан, но спрашивает выданные знания по всей строгости.

Глава 2. Maman

Николенька спустился к завтраку, где его ждёт его мама. Она добрая и ласковая. Матушка справляется о его делах, затем целует. Дети идут в кабинет отца, чтобы поприветствовать и его.

Глава 3. Папа

Отец сообщает сыновьям, что им нужно срочно переехать в Москву для продолжения обучения. Николенька жалеет старого учителя, понимая, что его уволят.

Глава 4. Классы

А пока продолжаются занятия с Карлом Ивановичем. Старик расстроен, что после 12-ти лет верной работы его увольняют. Николенька грустит по этому же поводу, учитель ему как второй отец.

Глава 5. Юродивый

Матушка стремится помогать бродягам и странникам. В этот день с семьёй, но за отдельным столом, обедает юродивый Гришка. Зимой и летом он носит лохмотья и ходит босой.

Глава 6. Приготовления к охоте

Обед закончен. Прислуга готовит всё к выезду на охоту.

Глава 7. Охота

Все выехали охотиться. Николенька увидел зайца, но упустил добычу. Очень расстроился.

Глава 8. Игры

Охота закончилась. Дети играют и едят вкусности на природе.

Глава 9. Что-то вроде первой любви

В процессе детских игр Николеньку захлёстывает приступ нежности к Катеньке, дочке Мими.

Глава 10. Что за человек был мой отец?

Глава-описание характера отца Николеньки. Он был человеком общительным, со связями. Любил женщин и карточные игры.

Глава 11. Занятия в кабинете и гостиной

Дети рисуют, мать играет на рояле. Старый учитель просит оставить его на работе, он готов отказаться от жалования лишь бы не расставаться с детьми. Папа Николеньки решает взять Карла Ивановича с собой в Москву.

Глава 12. Гриша

Дети подглядывают за юродивым, когда он молится.

Глава 13. Наталья Савишна

Глава, посвящается пожилой прислуге в доме — экономке Наталье Савишне, которую Николенька любит всем сердцем за доброту и заботу об его семье.

Глава 14. Разлука

Братья собираются к отъезду. Все прощаются. Мама плачет.

Глава 15. Детство

Воспоминания о детстве героя, о маме.

Глава 16. Стихи

Спустя месяц. Москва. Дом бабушки. У бабушки именины. Николенька сочиняет в качестве подарка ей стихи. Ему они не нравятся, но бабушка остаётся довольна презентом.

Глава 17. Княгиня Корнакова

В честь именин бабушки состоялся приём. Приезжает княгиня, Николенька целует ей ручку.

Глава 18. Князь Иван Иваныч

Ещё один гость на банкете. Николенька подслушал разговор бабушки и князя. Именинница жаловалась на поведение отца главного героя. Она считала, что он не хранит жене верность и в Москве развлекается на всю катушку.

Глава 19. Ивины

Среди гостей — семья Ивиных с тремя сыновьями. Дети играют и обижают тихого мальчика Иленьку. Мальчишка плачет, Николеньке становится стыдно за то, что он принимал участие в унижении Иленьки.

Глава 20. Собираются гости

Вечером гостей становится больше, начинаются танцы. Николенька замечает 12-летнюю девочку. Её зовут Соня и она очень нравится герою.

Глава 21. До мазурки

Вечер в самом разгаре. Николенька танцует кадриль с Соней.

Глава 22. Мазурка

Мазурку герой танцует с молодой княжной. Сбивается и останавливается в процессе. Отец зол, а Николеньке стыдно и грустно, что рядом нет мамы, которая его бы утешила.

Глава 23. После мазурки

Все ужинают. Начинается танец гросфатер. Пара Николеньки вновь Соня. Дети договариваются говорить друг другу «ты». Николенька счастлив.

Глава 24. В постели

Николенька признаётся брату, что влюблён, а тот высмеивает его.

Глава 25. Письмо

Прошло полгода. Срочное письмо из дома потрясает отца мальчишек. Он не говорит им почему, но срочно собирает к отъезду домой. А дома смертельно больна мама.

Глава 26. Что ожидало нас в деревне

Дети возвращаются домой и застают мать очень плохой. Она умирает в муках.

Глава 27. Горе

День похорон. Николенька пугается вида лица мёртвой матери.

Глава 28. Последние грустные воспоминания

Через три дня семья Иртеньевых перебирается в Москву. Бабушка от горя на неделю впадает в беспамятство. Старая Наталья Савишна остаётся в деревенском доме совсем одна, вскоре и её не стало. Её похоронили рядом с матушкой Николеньки.

Краткая характеристика героев повести Толстого «Детство»

В повести «Детство» Толстого есть основные персонажи и эпизодические. Так или иначе, каждый из них имеет некоторый вес в повествовании и помогает понять чувства главного героя. С некоторыми персонажами полезно познакомиться поближе, чтобы лучше разобраться в сюжете повести и задумке, которую стремился донести до своего читателя автор.

Краткая характеристика Николеньки Иртеньева из повести «Детство»

Главный герой — 10-летний дворянин Николенька. Мальчик вырос в деревне, рядом с любящими людьми. Очень смекалистый, но ленивый. Добрый и совестливый по отношению к окружающим. Характер ещё гибкий и податливый, но ранняя рассудительность помогает герою понять, где он поступил хорошо, а где нет.

Краткая характеристика Карла Ивановича из повести «Детство»

Карл Иванович домашний учитель Николеньки и его брата. Он преподаёт детям немецкий язык, историю, грамматику. Он добрый и любящий наставник, искренне привязанный к своим воспитанникам. При всей любви во время занятий педагог с детьми строг.

Краткая характеристика мамы Николеньки из повести «Детство»

Наталья Николаевна Иртеньева — мама Николеньки. Ласковая, заботливая и добрая женщина. Писатель уделил этой героини немного места в тексте, но по тому каким получился отзывчивым и совестливым её сын Николай, становится ясно, что материнская ласка не осталась без результата. Героиня рано умерла от тяжелой болезни.

Краткая характеристика отца Николеньки из повести «Детство»

Пётр Александрович Иртеньев — папа Николая. Мальчик любит отца, но несколько иначе, чем мать. Отец для него авторитет, хотя идеальным его сложно назвать. У него много недостатков: он любит гулянки, не верен супруге, играет в карточные игры. Но хотя Пётр Александрович человек строгий, детей своих он очень любит и желает им только добра.

Краткая характеристика Натальи Савишны из повести «Детство»

Пожилая женщина, крепостная крестьянка, бывшая няня при матери Николеньки. На момент повествования экономка в доме. В юности была полная и энергичная женщина, в старости — осунулась, стала болезненной.

Читайте также:  Краткое содержание бианки где раки зимуют за 2 минуты пересказ сюжета

Самая главная черта характера — самоотверженность. Даже когда дед Николая запретил Наталье Савишне стать супругой любимого человека, она не озлобилась. Всю себя эта добрая женщина отдала во имя заботы о семье господ.

Старушка умерла вскоре за матушкой Николеньки и была похоронена рядом с ней.

Кратко об истории создания повести «Детство» Льва Николаевича Толстого

Повесть «Детство» — первый литературный перл великого русского писателя 19-го века. Толстой написал это произведение в 24 года на Кавказе, куда вместе с братом отправился на военную службу. Повесть «Детство» стала первой в автобиографической трилогии: «Детство. Отрочество. Юность». Первая публикация состоялась в 1852 году на страницах популярного в те времена журнала «Современник».

Источник: https://book-briefly.ru/vse-proizvedeniya/tolstoj/detstvo

Толстой «Отрочество» краткое содержание по главам повести – читать пересказ для 7 класса — Помощник для школьников Спринт-Олимпиады

Повесть «Отрочество» Л. Н. Толстого была написана в 1852 – 1853 годах, став вторым произведением в псевдо-автобиографической трилогии автора. Повесть относится к литературному направлению реализм.

В «Отрочестве» Толстой описывает события из жизни подростка – как он реагирует на окружающий мир и что чувствует по отношению к близким людям.

Вместе с главным героем читатель преодолевает сложный путь становления и взросления личности.

Краткое содержание «Отрочество» по главам поможет подготовиться к уроку или проверочной работе по литературе в 7 – 8 классах, а также быстро ознакомиться с сюжетом произведения.

Главные герои

Николай (Николенька) Иртеньев – эмоциональный юноша, тонко переживающий свое отрочество, от его лица ведется повествование. На момент начала событий ему четырнадцать лет.

Володя (Владимир) – старший брат Николая, «был пылок, откровенен и непостоянен в своих увлечениях».

Бабушка Николая по матери – у нее жила семья Николая в Москве.

Другие персонажи

  • Отец Николая.
  • Катя (Катенька), Любочка – сестры Николая.
  • Карл Иваныч – первый гувернер в семье Николая.

Сен-Жером (St.-Jérôme) – француз, второй гувернер в семье Николая.

  1. Маша – горничная двадцати пяти лет, нравилась Николаю.
  2. Василий – портной, возлюбленный Маши.
  3. Дмитрий Нехлюдов – приятель Владимира, а затем и близкий друг Николая.

Краткое содержание

Глава 1

Семья Николеньки переезжает в Москву. За четыре дня поездки мальчик увидел множество «новых живописных мест и предметов». Когда извозчик позволил Николеньке некоторое время править лошадьми, он почувствовал себя совершенно счастливым.

Глава 2

В один из жарких вечеров в дороге их застала сильная гроза. Николенька восхищен и одновременно боится буйства стихии, его переполняют эмоции: «Душа моя улыбается так же, как и освеженная, повеселевшая природа».

Глава 3

Сидя в бричке, Николенька и Катя обсуждают, что по приезде в Москву будут жить у бабушки. Мальчику кажется, что сестра отдаляется от них, на что Катя отвечает: «нельзя же всегда оставаться одинаковыми; надобно когда-нибудь и перемениться».

Николенька впервые в жизни понимает, что есть и другая жизнь людей, которые даже не знают о существовании его семьи.

Глава 4

Семья Николеньки приехала в Москву. Увидев постаревшую бабушку, мальчик испытывает к ней сострадание. Отец практически не занимался детьми, живя во флигеле.

Глава 5

Николенька «был только годом и несколькими месяцами моложе Володи», но именно в это время мальчик начинал понимать различия между ним и братом. Володя «во всем стоял выше» Николеньки, братья постепенно отдаляются друг от друга.

Глава 6

Николенька начинает обращать внимание на двадцатипятилетнюю Машу. Однако будучи очень стыдливым и считая себя уродливым, мальчик так и не решается к ней подойти.

Глава 7

Бабушка узнает о том, что мальчики игрались с порохом. Женщина считает, что это недочет воспитания и, уволив гувернера-немца Карла Иваныча, заменяет его «молодым щеголем французом».

Главы 8-10

Перед отъездом Карл Иваныч рассказал Николеньке, что его судьба была несчастлива с самого детства. Гувернер был внебрачным сыном графа фон Зомерблан, поэтому отчим его не любил.

В 14 лет Карла отдали учиться к сапожнику, а затем ему пришлось пойти в солдаты вместо брата. Мужчина попал в плен, откуда ему удалось сбежать.

Затем Карл долгое время проработал на канатной фабрике, но, полюбив жену хозяина, сам покинул привычное место.

В Эмсе Карл Иваныч знакомится с генералом Сазиным, который помогает ему уехать в Россию. После смерти генерала его наняла гувернером мать Николеньки. За годы службы Карл Иваныч очень привязался к своим воспитанникам.

Глава 11

В день рождения Любочки к ним приехали «княгиня Корнакова с дочерьми, Валахина с Сонечкой, Иленька Грап и два меньших брата Ивиных». С утра Николенька получает единицу по истории.

Глава 12

За обедом отец попросил Николеньку принести из флигеля конфеты для именинницы. В комнате отца мальчика привлек маленький ключик от портфеля. По неосторожности Николенька, закрывая замок, ломает ключик.

Глава 13

После праздничного обеда дети играют в игры. Николеньке все время попадаются в пару или сестра или некрасивые княжны, что вызывает у него досаду.

Глава 14

Гувернер Сен-Жером узнает о полученной мальчиком утром единице и велит ему идти наверх. Николенька показывает воспитателю язык. Возмущенный гувернер грозит наказать мальчика розгами, но Николай не только не послушался, но еще и ударил воспитателя. Сен-Жером запирает мальчика в чулане.

Глава 15

Сидя в чулане, Николенька ощущает себя очень несчастным. Мальчик представляет, будто он не сын своих родителей, и как будет плакать гувернер, если Николай вдруг умрет.

Главы 16-17

Всю ночь Николенька провел в чулане и только на другой день его перевели в маленькую комнату. Вскоре St.-Jérôme отвел мальчика к бабушке. Женщина заставляет внука попросить прощения у гувернера. Однако Николенька, расплакавшись, отказывается извиниться, чем доводит бабушку до слез.

Выбежавшего от бабушки мальчика встречает возмущенный отец – он заметил поломку ключа. Николай, жалуясь на гувернера, пытается все объяснить, но его рыдания переходят в конвульсии и он теряет сознание. Обеспокоенные здоровьем мальчика домашние простили его. Однако после случившегося Николай возненавидел Сен-Жерома.

Глава 18

Николенька наблюдает за «занимательным и трогательным романом» Маши и Василия. Дядя девушки запрещает им жениться, отчего влюбленные очень страдают. Николенька искренно сочувствовал печали Маши, но «никак не мог постигнуть, каким образом такое очаровательное создание, могло любить Василья».

Глава 19

Николенька много времени проводит в размышлениях о назначении человека, бессмертии души, человеческом счастье, смерти, идеях скептицизма.

Глава 20

Володя готовится к поступлению в университет. Николенька завидует брату. Володя отлично сдает экзамены, становится студентом. Теперь он «уже один в собственном экипаже выезжает со двора, принимает к себе своих знакомых, курит табак, ездит на балы».

Глава 21

Николенька сравнивает Катеньку и Любочку, отмечая, как девочки изменились. «Катеньке шестнадцать лет; она выросла», она кажется мальчику более «похожей на большую». Любочка же совсем другая – она «во всем проста и натуральна».

Глава 22

Отец Николая выигрывает крупную сумму, начинает чаще наведываться к бабушке. В один из вечеров, когда Любочка играла на фортепиано «мамину пьесу» Николенька особенно остро замечает сходство между сестрой и матерью.

Глава 23

Умирает бабушка. «Несмотря на то, что дом полон траурных посетителей, никто не жалеет о ее смерти», кроме горничной Гаши. Через шесть недель стало известно, что свое имение бабушка оставила Любочке, назначив опекуном не отца, а князя Ивана Ивановича.

Глава 24

Николеньке остается несколько месяцев до поступления в университет на математический факультет. Он становится взрослее, начинает уважать гувернера. Николай просит у отца позволения на женитьбу Василия и Маши, и они женятся.

Главы 25-26

Николаю нравилось проводить время в обществе знакомых Володи. Внимание юноши особенно привлекает князь Дмитрий Нехлюдов, с которым у Николая завязываются дружеские отношения.

Глава 27

Николай и Дмитрий дают «себе слово никогда ни с кем и ничего не говорить друг о друге». Юноша очень быстро перенял идеализированные взгляды Нехлюдова – считал возможным «исправить все человечество, уничтожить все пороки и несчастия людские».

«А впрочем, Бог один знает, точно ли смешны были эти благородные мечты юности, и кто виноват в том, что они не осуществились?..»

Заключение

В повести «Отрочество» Толстой мастерски проанализировал и изобразил процесс взросления души главного героя.

Отрочество Николая начинается после серьезной утраты – смерти матери, вслед за которой в жизни героя следуют не только значительные внешние (переезд в Москву), но и внутренние перемены.

У героя меняется восприятие окружающего мира, он находится в постоянных размышлениях о смысле происходящего, старается познать все многообразие жизни. Через образ Николая автор передал тонкую психологию подростков, поэтому гениальное произведение остается актуальным и сегодня.

Советуем не ограничиваться прочтением краткого пересказа «Отрочества» Толстого, оценив полный вариант повести.

ПредыдущаяСледующая

Источник: https://Sprint-Olympic.ru/uroki/literatura/kratkoe-soderzhanie/19205-tolstoi-otrochestvo-kratkoe-soderjanie-po-glavam-povesti-chitat-pereskaz-dlia-7-klassa.html

Краткий пересказ – Воскресение – Толстой

Л.Н. Толстой – роман “Воскресение”. В романе “Вос­кресение” писатель беспощадно обнажает социальные поро­ки, разоблачая современное ему общество. Сначала мы видим частный случай: судебную ошибку, бездушие судей, которые соблюдают формальности, забывая о человеке.

Далее тот же самый формализм, бюрократизм, равнодушие мы видим в действиях московского губернатора, в действиях чиновников. Толстой изображает страшную, бездушную, слепую бюрок­ратическую машину, уничтожающую людей.

Вот один из винтиков этой машины – старый

генерал ба­рон Кригсмут. На его совести лежит гибель политических зак­люченных, однако это совсем не трогает его, потому что чело­век в нем давно умер. И Толстой подчеркивает это характер­ными деталями: у генерала “жесткие, морщинистые и окосте­невшие в сочленениях пальцы”, от лица его веет холодом, на нем появляется лишь “далекое подобие улыбки”.

Голод, нищета, вымирание, бесправие народа – вот что ви­дит Нехлюдов в городе и в деревне, в тюрьме и по дороге в Сибирь.

Ярким символом всех этих жизненных явлений в ро­мане становится образ невинного дитя, “бескровного ребеночка в скуфеечке из лоскутиков”, которого герой встречает в де­ревне.

“Ребенок этот не переставая странно улыбался всем своим старческим личиком и все шевелил напряженно искрив­ленными большими пальцами. Нехлюдов знал, что это была улыбка страдания”.

Жизнь народа, несчастных ссыльных, бедных детей про­тивопоставлена в романе жизни чиновников, городовых, всех богатых и состоятельных людей. Добиваясь контрастности изображения, автор использует характерные эпитеты: “чрез­вычайно учтивые и чистые чиновники”, “прекрасная, чисто политая мостовая”, “прекрасные, чистые дома”.

Принцип антитезы определяет всю композицию произве­дения. Так, в начале романа мы видим жизнь природы и жизнь города, мрачную тюрьму и бесконечное, свободное небо, гряз­ные камеры и роскошную квартиру князя Нехлюдова.

Даже вера людей у Толстого подменяется фарисейством. Рисуя церковный обряд, писатель ризу священника называет “парчовым мешком”, иконостас – “перегородкой”, богослу­жение – “манипуляцией”. Оказывается, священник лишь де­лает вид, что верит превращению вина в кровь и кусочков хлеба в Божественное тело.

А духовный сан ему приносит немалые доходы.

Таким образом Толстой разоблачает таящиеся в обществе пороки: несовершенную судейскую систему, бюрократизм чиновников, беззаконие, ложь, равнодушие к человеческой судьбе.

Источник: https://lit.ukrtvory.ru/kratkij-pereskaz-voskresenie-tolstoj/

Читать

  • Лев Толстой
  • Исповедь
  • (Вступление к ненапечатанному сочинению)

I

Я был крещен и воспитан в православной христианской вере. Меня учили ей и с детства, и во все время моего отрочества и юности. Но когда я 18-ти лет вышел со второго курса университета, я не верил уже ни во что из того, чему меня учили.

Судя по некоторым воспоминаниям, я никогда и не верил серьезно, а имел только доверие к тому, чему меня учили, и к тому, что исповедовали передо мной большие; но доверие это было очень шатко.

Помню, что, когда мне было лет одиннадцать, один мальчик, давно умерший, Володенька М., учившийся в гимназии, придя к нам на воскресенье, как последнюю новинку объявил нам открытие, сделанное в гимназии.

Читайте также:  Краткое содержание как я ловил человечков житков за 2 минуты пересказ сюжета

Открытие состояло в том, что бога нет и что все, чему нас учат, одни выдумки (это было в 1838 году). Помню, как старшие братья заинтересовались этою новостью, позвали и меня на совет.

Мы все, помню, очень оживились и приняли это известие как что-то очень занимательное и весьма возможное.

Помню еще, что, когда старший мой брат Дмитрий, будучи в университете, вдруг, с свойственною его натуре страстностью, предался вере и стал ходить ко всем службам, поститься, вести чистую и нравственную жизнь, то мы все, и даже старшие, не переставая поднимали его на смех и прозвали почему-то Ноем.

Помню, Мусин-Пушкин, бывший тогда попечителем Казанского университета, звавший нас к себе танцевать, насмешливо уговаривал отказывавшегося брата тем, что и Давид плясал пред ковчегом. Я сочувствовал тогда этим шуткам старших и выводил из них заключение о том, что учить катехизис надо, ходить в церковь надо, но слишком серьезно всего этого принимать не следует.

Помню еще, что я очень молодым читал Вольтера, и насмешки его не только не возмущали, но очень веселили меня.

Отпадение мое от веры произошло во мне так же, как оно происходило и происходит теперь в людях нашего склада образования.

Оно, как мне кажется, происходит в большинстве случаев так: люди живут так, как все живут, а живут все на основании начал, не только не имеющих ничего общего с вероучением, но большею частью противоположных ему; вероучение не участвует в жизни, и в сношениях с другими людьми никогда не приходится сталкиваться, и в собственной жизни самому никогда не приходится справляться с ним; вероучение это исповедуется где-то там, вдали от жизни и независимо от нее. Если сталкиваешься с ним, то только как с внешним, не связанным с жизнью, явлением.

По жизни человека, по делам его, как теперь, так и тогда никак нельзя узнать, верующий он или нет. Если и есть различие между явно исповедующими православие и отрицающими его, то не в пользу первых.

Как теперь, так и тогда явное признание и исповедание православия большею частию встречалось в людях тупых, жестоких и безнравственных и считающих себя очень важными.

Ум же, честность, прямота, добродушие и нравственность большею частью встречались в людях, признающих себя неверующими.

В школах учат катехизису и посылают учеников в церковь; от чиновников требуют свидетельств в бытии у причастия. Но человек нашего круга, который не учится больше и не находится на государственной службе, и теперь, а в старину еще больше, мог прожить десятки лет, не вспомнив ни разу о том, что он живет среди христиан и сам считается исповедующим христианскую православную веру.

Так что как теперь, так и прежде вероучение, принятое по доверию и поддерживаемое внешним давлением, понемногу тает под влиянием знаний и опытов жизни, противоположных вероучению, и человек очень часто долго живет, воображая, что в нем цело то вероучение, которое сообщено было ему с детства, тогда как его давно уже нет и следа.

Мне рассказывал С., умный и правдивый человек, как он перестал верить. Лет двадцати шести уже, он раз на ночлеге во время охоты, по старой, с детства принятой привычке, стал вечером на молитву. Старший брат, бывший с ним на охоте, лежал на сене и смотрел на него. Когда С.

кончил и стал ложиться, брат его сказал ему: «А ты еще все делаешь это?» И больше ничего они не сказали друг другу. И С. перестал с этого дня становиться на молитву и ходить в церковь. И вот тридцать лет не молится, не причащается и не ходит в церковь.

И не потому, чтобы он знал убеждения своего брата и присоединился бы к ним, не потому, чтоб он решил что-нибудь в своей душе, а только потому, что слово это, сказанное братом, было как толчок пальцем в стену, которая готова была упасть от собственной тяжести; слово это было указанием на то, что там, где он думал, что есть вера, давно уже пустое место, и что потому слова, которые он говорит, и кресты, и поклоны, которые он кладет во время стояния на молитве, суть вполне бессмысленные действия. Сознав их бессмысленность, он не мог продолжать их.

Так было и бывает, я думаю, с огромным большинством людей. Я говорю о людях нашего образования, говорю о людях, правдивых с самими собою, а не о тех, которые самый предмет веры делают средством для достижения каких бы то ни было временных целей.

(Эти люди – самые коренные неверующие, потому что если вера для них – средство для достижения каких-нибудь житейских целей, то это уж наверно не вера.

) Эти люди нашего образования находятся в том положении, что свет знания и жизни растопил искусственное здание, и они или уже заметили это и освободили место, или еще не заметили этого.

Сообщенное мне с детства вероучение исчезло во мне так же, как и в других, с той только разницей, что так как я очень рано стал много читать и думать, то мое отречение от вероучения очень рано стало сознательным.

Я с шестнадцати лет перестал становиться на молитву и перестал по собственному побуждению ходить в церковь и говеть. Я перестал верить в то, что мне было сообщено с детства, но я верил во что-то. Во что я верил, я никак бы не мог сказать.

Верил я и в бога, или, скорее, я не отрицал бога, но какого бога, я бы не мог сказать; не отрицал я и Христа и его учение, но в чем было его учение, я тоже не мог бы сказать.

Теперь, вспоминая то время, я вижу ясно, что вера моя – то, что, кроме животных инстинктов, двигало моею жизнью, – единственная истинная вера моя в то время была вера в совершенствование. Но в чем было совершенствование и какая была цель его, я бы не мог сказать.

Я старался совершенствовать себя умственно – я учился всему, чему мог и на что наталкивала меня жизнь; я старался совершенствовать свою волю – составлял себе правила, которым старался следовать; совершенствовал себя физически, всякими упражнениями изощряя силу и ловкость и всякими лишениями приучая себя к выносливости и терпению.

И все это я считал совершенствованием. Началом всего было, разумеется, нравственное совершенствование, но скоро оно подменялось совершенствованием вообще, т. е. желанием быть лучше не перед самим собою или перед богом, а желанием быть лучше перед другими людьми.

И очень скоро это стремление быть лучше перед людьми подменилось желанием быть сильнее других людей, т. е. славнее, важнее, богаче других.

II

Когда-нибудь я расскажу историю моей жизни – и трогательную и поучительную в эти десять лет моей молодости. Думаю, что многие и многие испытали то же. Я всею душой желал быть хорошим; но я был молод, у меня были страсти, а я был один, совершенно один, когда искал хорошего.

Всякий раз, когда я пытался выказывать то, что составляло самые задушевные мои желания: то, что я хочу быть нравственно хорошим, я встречал презрение и насмешки; а как только я предавался гадким страстям, меня хвалили и поощряли. Честолюбие, властолюбие, корыстолюбие, любострастие, гордость, гнев, месть – все это уважалось.

Отдаваясь этим страстям, я становился похож на большого, и я чувствовал, что мною довольны.

Добрая тетушка моя, чистейшее существо, с которой я жил, всегда говорила мне, что она ничего не желала бы так для меня, как того, чтоб я имел связь с замужнею женщиной: «Rien ne forme un jeune homme comme une liaison avec unt femme comme il faut»;[1] еще другого счастия она желала мне – того, чтоб я был адъютантом, и лучше всего у государя; и самого большого счастья – того, чтоб я женился на очень богатой девушке и чтоб у меня, вследствие этой женитьбы, было как можно больше рабов.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=27662&p=3

Юность — краткое содержание

d1fe173d08e959397adf34b1d77e88d7

d1fe173d08e959397adf34b1d77e88d7

d1fe173d08e959397adf34b1d77e88d7

d1fe173d08e959397adf34b1d77e88d7

   Николаю Иртеньеву уже исполнилось 15 лет. Он обирается поступать в университет, упорно готовится к экзаменам, и одновременно с этим пытается достигнуть душевного совершенства — специально для этого он заводит тетрадь «Правила жизни». На страстной неделе к ним в дом приезжает монах, которому Николай исповедуется.

Но чувство очищения и радости длилось недолго – ночью он вдруг вспомнил еще об одном грехе, о котором не упомянул во время исповеди. Из-за этого он не может спать и, как только наступает раннее утро, берет извозчика и едет в монастырь на исповедь. Только после этой исповеди он чувствует себя полностью очищенным.

   С блеском сдав экзамены в университет, Николай становится студентом. Это радостное событие становится настоящим поводом для праздника.

Николай чувствует себя совсем взрослым, едет на Кузнецкий мост, и среди прочих мелочей, покупает табак и трубку, а вернувшись домой, пытается закурить.

Ему плохо, а тут еще и его друг Дмитрий Нехлюдов, приехавший к нему, говорит о том, насколько глупо он себя ведет. 

   Вместе с братом Володей, Дубковым и Нехлюдовым Николай едет в ресторан, чтобы отметить свое поступление в университет. Он видит, как раскованно ведет себя его брат и Дубков, и как они отличаются от серьезного и молчаливого Нехлюдова.

Но его тянет к тому, что он считает взрослой жизнью, и поэтому Николай старается подражать брату. Он выпивает шампанского и берет папиросу, прикуривая ее от свечи, стоящей на чужом столике, из-за чего возникает ссора с незнакомым ему человеком.

Чувствуя себя неловко, Николай обвиняет в том, что случилось, Дубкова. Нехлюдов старается его успокоить.

   Следующий день Николая посвящен визитам. Но ему скучно в компании знакомых ему людей, и только в беседе с Нехлюдовым он чувствует себя легко и непринужденно.

Спокойствие и уверенность друга очень нравятся ему, а сам он признается Дмитрию, что не может разобраться в своих чувствах и мыслях относительно новой «взрослой» жизни.

После дня визитов Николай уезжает в деревню, где чувствует свое единение с природой и радуется новым ощущениям, не переставая размышлять о своей будущей жизни.

   Отец Николая женится. Но ни Николай, ни Володя не испытывают никаких теплых чувств к его новой жене, да и сам отец уже вскоре после свадьбы понимает, что не любит ее.

Студенческая жизнь приносит Николаю не только новые впечатления, но и разочарования — он видит, что для того чтобы быть светским человеком, надо много притворятся, соблюдая массу условностей, чего не приемлет его душа.

Он начинает метаться между рассудительным Нехлюдовым и своими новыми друзьями, для которых важен только один принцип: жизнь должна приносить удовольствие. И этот принцип все больше затягивает его, а результатом этого становится то, что он не может сдать первый же экзамен в университете.

Он закрывается в своей комнате и даже сочувствие и утешения Нехлюдова кажутся ему притворными. Находясь в таком состоянии, он вновь берет в руки тетрадь «Правила жизни» и плачет от раскаяния. Он решает вновь делать записи в тетради и жить в соответствии с записанными им правилами.

Источник: http://szhato.ru/tolstoy/79-yunost.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector